Храм Александра Невского: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Александра Невского

Церковь святого благоверного князя Александра Невского появилась не так давно. Она действует при МГИМО, что способствует известности храма. Его служители с энтузиазмом выполняют социальное служение, общаются с молодёжью и активно ведут деятельность в интернете. В этой статье узнаем больше про храм Александра Невского на Лобачевского.

Храм Александра Невского

Идея построить храм при МГИМО появилась в 1999 году

Впервые о возможности возведения этого здания в Москве при Государственном университете международных отношений заговорили в 1999 году. Примечательно, что инициатива исходила от студентов и преподавателей.

Но идея это одно, а её воплощение — совсем другое. Потребовалось ещё много времени, чтобы утрясти все бюрократические вопросы: выбить разрешения, определиться с составом клира и т.д. Лишь в 2005 году о строительстве храма стали рассуждать как о чём-то осуществимом. Тогда же и решили, что он будет посвящён князю Александру Невскому.

Почему именно этому святому? Как минимум потому, что прежде в Москве существовал прекрасный семидесятиметровый Невский собор, который снесли в 1952 году советские власти. Нынешняя постройка не способна сравниться с ним ни масштабом, ни великолепием, но зато отдаёт дань памяти почитаемому на Руси святому.

Разрушенный Александро-Невский собор в Москве

В 2007 году настоятелем храма поставили священника Игоря (Фомина). Прежде он служил в Московском Казанском соборе.

Протоиерей Игорь — настоятель храма Александра Невского

Затем снова наступил длительный перерыв, шли периоды согласований, планирования, взвешивали все «за» и «против».

На этом месте с XIV века действовал другой храм, его разрушили большевики

Одну из решающих ролей сыграло прошлое той земли, где предполагалось начать строительство. Дело в том, что прежде там уже находился храм. Его возвели в честь Николая Чудотворца очень давно. Ещё документы XIV века сообщаются об этом сооружении.

Разумеется, его с тех пор перестраивали — последний раз в начале XX века. Тогдашнее здание вмещало до 300 прихожан за один раз. Возвели его из камня, о чём сообщала местная газета.

Но наступила революция, к власти пришли большевики, и в 1930-х церковь забросили, а вскоре её разобрали, так что от прежнего здания не осталось и следа. На святом месте через сорок лет возвели парковую зону.

Поэтому, строительство на этом месте храма — это исправление ошибок прошлого. Если ещё с XIV века здесь действовала церковь, то логично вернуть всё в исконное положение. Это справедливо.

Такой аргумент стал решающим для местной власти, и проект сдвинулся с мёртвой точки.

До строительства с клиром согласовали общественную деятельность храма

В 2012 году здесь возвели временный храм святителя Николая Чудотворца. Он отличался от многих других подобных сооружений своим значительным размером. Здесь проводили служения, но этим православные деятели не ограничились.

Временный храм Николая Чудотворца

Строительство храма требовало подготовки почвы — не столько в буквальном смысле, сколько в смысле планирования того, как храм впишется в жизнь университета.

Для этого клирики регулярно встречались со студентами и преподавателями. Они обсуждали, где деятельность клира может пригодиться. В ходе этих бесед выявили несколько организаций, с которыми храм будет сотрудничать в первую очередь:

  1. Городская клиническая больница №31.
  2. Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.
  3. Детская инфекционная клиническая больница №6.
  4. Пансионат для ветеранов труда №29.
  5. Местные общеобразовательные школы.

Также одна из первостепенных задач клира храма Александра Невского — это забота о многодетных семьях, которые попали в сложные жизненные ситуации и нуждаются в помощи.

Подразумевалось, что спектр задач будет постепенно расширяться.

За три года храм Александра Невского выстроили и освятили

В 2013 году начали строительство храма. На тот момент уже имелся подходящий проект и опытные люди, способные возвести требуемую постройку.

Довольно быстро за воздушным, прозрачным, как паутинка, забором выросло белоснежное здание с контрастными, тёмными крышами. Оно возвышается несколькими ярусами, сужаясь к вершине. Его фасады выполнены сдержанно. В этой лаконичности есть нечто возвышенное, напоминающее чистоту неба или чистоту праведной души.

На самой вершине храма установлен единственный купол в форме пламени свечи. По православной традиции он символизирует единого Бога, а позолоченная его поверхность напоминает о главенствующем положении Творца.

Ведь золотой цвет всегда ассоциируется с царской властью, и только Господь может называться единственным царём царей и всего нашего мира.

Храм князя Александра Невского

Кстати, «золото» наносилось очень кропотливо: это девять тысяч керамических пластин (лемех). Высота постройки — 36 метров. Здание вмешает до 500 богомольцев. Есть следующие пристройки:

  • звонница;
  • галерея;
  • трапезная;
  • крестильная церковь;
  • постройки хозяйственного назначения.

Готовый храм освятили в 2016 году.

В храме есть 3 иконы-святыни

В храме Александра Невского есть несколько святынь.

  1. Икона преподобного Сергия Радонежского. Её доставили в храм сразу после его освящения.
  2. Копия иконы Пресвятой Богородицы из Бачковского монастыря. Оригинал этого образа считается чудотворным. Согласно преданию, икона из обители — это копия работы апостола Луки, который первым изобразил Богородицу.
  3. Икона «Спас Нерукотворный». Её подарил сам ректор МГИМО.
Читайте также:
Хутынский монастырь в Новгороде: история и адрес, описание, список послушниц, святые и святыни

Расписание богослужений

Храм открыт ежедневно с 8:00 до 20:00

Расписание богослужений в будни:

  • 8:00 — покаяние и утренняя служба;
  • 9:00 — литургия, а потом панихида;
  • 17:00 — покаяние;
  • 18:00 — вечерняя служба.

Расписания богослужений в выходные:

  • 8:00 — покаяние и утренняя служба;
  • 9:00 — литургия, а потом панихида;
  • 16:00 — покаяние, а после литургия Спасителю;
  • 17:00 — вечерняя служба.

Особо почитаемые даты:

12 сентября — перенесение мощей князя Александра Невского;

6 декабря — день памяти святого князя Александра Невского.

Храм активно работает с молодёжью, занимается образованием прихожан, выпускает газету, организует паломничества

Важная отличительная особенность храма Александра Невского — вовлечённость клира в общественную деятельность.

  • Значительное место здесь занимает работа с молодёжью

Спортивный клуб. Его задача — обеспечить детям увлекательное и полноценное физическое развитие. Основное направление физических занятий — боевое.

Всех желающих учат сражаться на мечах, ознакамливают с приёмами смешанных единоборств, устраивают им соревнования по пейнтболу. И всё это на территории храма!

Служба в храме Александра Невского

Также участники клуба выезжают в разные спортивно-туристические экспедиции. При этом большой уклон делается на патриотическое воспитание детей разного возраста.

Киноклуб. Встречи происходят примерно раз в месяц в трапезной храма. Здесь всегда рады новым участникам, которые готовы за чаем обсудить просмотренные ленты.

Фильмы здесь не только русские, и не только на религиозную или патриотическую тематику. Напротив, представлен довольно широкий список картин из всех стран мира.

Танцевальный кружок. Два раза в неделю балетмейстер преподаёт хореографию детям от пяти до двенадцати лет.

В храме действует школа приходского консультанта.

Всех желающих прихожан обучают углублённым основам православия:

  • литургика;
  • история Церкви;
  • священное Писание;
  • патрология;
  • основное богословие;
  • нравственное богословие.

Это отличный повод расширить кругозор и начать лучше разбираться в православной традиции.

Каждый месяц выходит газета «Мой храм».

Это издание существует уже третий год. Центральная тема газеты — история и жизнь храма. Но ею этим всё не ограничивается. На постоянной основе в газете публикуют ответы священников на вопросы, которые волнуют прихожан.

Немало информации о богослужебной практике и вообще достаточно новостей из мира христианства.

Особенно приятно, что любой желающий прихожанин может проявить энтузиазм и поучаствовать в создании следующего номера. Это шанс поделиться важной информацией и просто сделать что-то доброе во благо храма и читателей этого печатного издания.

Для прихожан храма периодически организуют паломничества.

Это отличная возможность для людей, которые давно хотят побывать в святых местах, но не могут поехать сами и никак не находят единомышленников.

Поездки организуют не только по территории России, но и на святую землю, в Израиль.

Об уже совершённых паломничествах на сайтах есть отчёты, с которыми можно ознакомиться.

Добраться в храм можно по двум маршрутам:

Арес: г. Москва, улица Лобачевского, 23.

Наиболее популярны два маршрута:

  • на метро до «проспекта Вернадского», а затем сесть на автобус (№А793, №А788, №А42 или №120);
  • на метро до «Юго-западной», а затем сесть на автобус (№А688, №А785).

Прямые маршруты до храма Александра Невского:

  • №793;
  • №785;
  • №688;
  • №120;
  • №42.

На официальном сайте храма можно почитать его историю и найти много интересной информации

На официальном сайте храма Александра Невского при МГИМО постоянно можно найти новую информацию.

В первую очередь, здесь много материалов о самом храме:

  • его история;
  • фотогалерея с различных праздников и важных для храма мероприятий;
  • новости о проходящих акциях, лекциях, утренниках, концертах и встречах.

Интерьер храма Александра Невского

Администрация сайта всегда держит в курсе о знаменательных датах:

  • годовщины хиротонии;
  • дни рождения людей, участвующих в жизни храма;
  • церковные праздники.

На стадии написания находится раздел о церковных таинствах и обрядах. В будущем там будут отдельные статьи о миропомазании, крещении, рукоположении и т.д.

Из уже действующих разделов особого внимания заслуживают страницы о социальном служении, где подробно рассказывается о таких организациях, как:

  • общество трезвости;
  • дом трудолюбия «Ной»;
  • центр по работе с глухими и слабослышащими.

Верующим будет также интересно почитать личные истории о духовных озарениях таких же, как они, православных христиан.

Жемчужина архитектуры Ялты — Собор Святого Александра Невского

Церковь построена в начале 1902 года в знак памяти о погибшем императоре, тезке великого полководца. Собор Святого Александра Невского выполнен по проекту П. К. Теребенева, бывшим в это время известным архитектором. Возглавлял процесс возведения храма инженер А. Л. Бертье-Делагард.

Одной из причин появления новой церкви стало быстрое развитие города. Крым исполнял роль популярной курортной зоны, поэтому требовалось удовлетворение духовных потребностей большого количества людей.

  1. История собора
  2. Пристройка школы, приюта
  3. Историческая судьба
  4. Современное положение
  5. Архитектура и убранство сооружения
  6. Святыни Собора
  7. Как проходят богослужения
  8. Как добраться до храма
  9. Видео об архитектуре Собора

История собора

Первый камень в фундамент строения положила императрица Мария Федоровна в 1891 году. Это произошло в 10-летнюю годовщину гибели (1 марта) императора — уважаемого Александра II. Храм освящен именем Александра Невского. Выбор определился популярностью князя Александра, его покровительством дома Романовых, защитой земли Русской.

Читайте также:
Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Возведение и основание

Начиналось рождение знаменитой постройки с выбора места для величественного здания. Первый вариант предполагал возведение в районе Ливадии, приносящего неплохую прибыль городу. Это стало основной причиной отказа от предложения.

Земли центральной части Ялты были подарены городу бароном Врангелем, состоятельные ялтинцы согласны были внести большие деньги на строительство церкви в этом месте. Местные жители, принимающие активное участие в сборе средств, поддержали этот вариант.

Работы возглавлялись специально созданным комитетом из 30 богатых, влиятельных жителей Крыма. Собор Святого Александра Невского в Ялте возводился на протяжении 10 лет. Внутренне убранство создавалось в течение последующего года. Освящение храма произошло в 1902 году. На мероприятиях освящения присутствовала семья императора. Николай II прикоснулся к поверхности креста, зажег лампаду, совершил крестный ход вокруг новой церкви, участвовал в литургии, посвященной процветанию дома Романовых.

Первым протоиереем церкви был назначен А. Я. Терновский. Здесь служили: богослов С. Булгаков, святитель Лука Крымский.

Пристройка школы, приюта

Постепенно рядом воздвигались другие здания специального назначения, формирующие единый архитектурный ансамбль. Первым появилось двухэтажное строение в форме древнего русского теремка, предложенное проектом М. И. Котенкова. Так возник дом-притча, построенный в стиле XVII столетия, имеющий хозяйственное, просветительное значение.

В 1908 году рядом было возведено трехэтажное здание, предназначенное братству святого Александра, которое было образовано по указу императора совместно с Таврической Духовной консисторией в 1868 году. Одним из основателей братства считается архиепископ Гурий. Его главной задачей являлось оказание материальной помощи церквям, а также забота о бедняках, сиротах, борьба с расколами, открытие школ.

В военные годы члены братства собирали лекарства, помогали лечить раненых, больных. Оно пользовалось большим уважением у населения. Под его покровительством в новой постройке открыли церковно-приходскую школу, бесплатный приют для легочных больных. После окончания войны здесь размещался Дом учителя, а с 1995 года в здании заработала обычная средняя школа.

Историческая судьба

Храм Александра Невского в Ялте помогал разделить горести, беды, страдания православных жителей в тяжелое время каждого столетия. Прихожане шли сюда за истинной верой, справедливостью в самые тяжелые минуты жизни. Храм помогал им в тяжелые годы Гражданской войны, Октябрьской революции, страдая сам от тяжелых потрясений. Стены святыни защищали жителей в моменты обстрела Ялты в 1918 году.

Закрыли церковь в 1938 году, а замечательные колокола сдали на переплавку. Это были те самые 11 знаменитых колоколов, отлитых в Москве с финансовой поддержкой знаменитого винодела Ялты И. Стахеева. Один из них весил 6 тонн. Исчез золоченый иконостас, богатства церкви разграблены.

После четырехлетнего бездействия немцы вернули храму первоначальное предназначение в 1942 году. С той поры службы в соборе не останавливались.

Современное положение

В послевоенные годы в церкви настоятелем был протоиерей Михаил, служил святитель Лука. К 100-летию со дня освещения собора (в 2002 году) купола засверкали свежей позолотой, ожили росписи стен, иконостаса, фасада, зазвучал звон новых колоколов.

В 2017 году храм отпраздновал 115-ю годовщину после освящения.

Архитектура и убранство сооружения

Золотые купола, шатровое крыльцо подчеркивает принадлежность здания к стилю древнего зодчества России, зародившегося в московско-ярославской архитектурной школе XVII века. Внешний роскошный вид гармонировал с уникальной росписью внутренних помещений за счет орнаментов, аналогичных византийской.

Удивительную мозаику образа святого князя, украшающего фасад здания, создали ученики мастера из Венеции Сальвиати. Купол, стены, иконостас расписывал киевский художник Мурашко после победы во всероссийском конкурсе по оформлению Собора в 1901 году. Храм Александра Невского в Ялте выполнен в двухъярусной форме с открытыми доступными галереями, окрашен в праздничные бело-розовые оттенки. После реконструкций он сохранил первозданный облик.

Главный зал собора святого князя, расположенный на втором ярусе, посвящен преподобному защитнику города, русских земель — А. Невскому. В нем хватает мест для одновременного присутствия 1200 человек.

Второй зал освящен именем святого Артемия. В день этого святого умер император (20 октября). Придел вмещает до 700 прихожан.

Святыни Собора

Посетители восхищаются святынями церкви, которые представлены удивительными иконами. Их основное количество изготовили богомазы поселка Мстеры Владимирской области. Самые главные из них: лик А. Невского и святителя Николая.

Святыней храма считается мозаика в гранитном орнаменте с изображением святого князя, созданная русскими мастерами под руководством Сальвиати.

Как проходят богослужения

Посещать собор святого можно ежедневно. Богослужения проходят с 8 часов утра до позднего вечера. Утренняя литургия начинается в 8 утра (в выходные, праздничные дни — в 9 часов).

На всенощную службу приглашаются прихожане в 17 часов.

Престольные праздники в соборе проходят 12 сентября, 6 декабря. Верующие приходят сюда для крещения, венчания, проведения заупокойных молитв. Для посещения храма женщины должны иметь платок, мужчины входят с непокрытой головой.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Балашихе: описание и адрес храма, история, как добраться

Вход в пляжной форме одежды в храм запрещен.

Как добраться до храма

К церкви можно легко доехать на многочисленном городском транспорте, маршрутном такси (автобусы 15, 100, 29, троллейбус №1). Выходить надо на остановке «Морская». К собору ведет канатная дорога. Ориентиром улицы Садовой является башня с часами.

Видео об архитектуре Собора

В ролике можно увидеть архитектурные элементы собора.

Монастыри Русского Севера: какие обители и почему стоит увидеть своими глазами

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Северная Фиваида, жемчужное ожерелье обителей, возникших в глухих лесах и на побережье холодного моря, на берегах рек и озер, посреди топких болот. Список всех монастырей Русского Севера займёт много страниц. Уникальный регион — суровый, труднодоступный, — на многие века стал духовным центром России. У каждой обители — свои особенности, каждая — как самоцвет в большой мозаике. Здесь мы рассказываем только о восьми уникальных обителях, а чтобы с головой окунуться в прекрасный и загадочный мир Русского Севера и его святых мест, приглашаем вас зайти на сайт нашего проекта «Путь на Полночь».

1. Соловецкий монастырь

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви видели все. В этом утверждении нет преувеличения — монастырь изображен на 500-рублевой денежной купюре. Без этого одновременно трагического и прекрасного места невозможно представить себе историю России. Сегодня монастырь — известнейший центр паломничества. Даже те счастливцы, кто был на Соловках несколько раз, и, кажется, исходил острова вдоль и поперек, приезжая вновь, уверены, что их снова ждут открытия.

Монастырь — первая достопримечательность, с которой знакомятся все, кто прибывает на Большой Соловецкий остров. Архитектурный ансамбль с 500-летней историей. Оборонительная крепость, веками защищавшая Север России. Осматривать здесь нужно не только Спасо-Преображенский собор и Благовещенскую церковь, боевые башни крепости и одностолпную Трапезную палату — можно рассматривать каждый камень, каждую клеть, каждое, даже самое, кажется, неприметное строение. За всеми — история. А есть ещё скиты, Ботанический сад, храм-маяк на Секирной горе, каналы, множество музеев и удивительная природа Соловецких островов.

Представляем вам десять интересных мест, которые стоит посмотреть туристу на Соловках:

Узнайте десять важнейших мгновений из истории великой обители:

и ещё десять интересных фактов о Соловецких островах:

2. Кирилло-Белозерский монастырь

Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским.

Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории. С ней связан «золотой век русской святости», когда в XV столетии сюда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия». Среди учеников преподобного Кирилла были Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.

В Смутное время Кириллов монастырь стал единственной обителью на Русском Севере, которую не удалось разорить интервентам. Обитель жаловали цари. Иоанн Васильевич Грозный всю жизнь горячо любил Кириллову обитель и щедро жертвовал ей. В то же время, сюда часто ссылали неугодных и опальных вельмож.

В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться.

Прочтите, к как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель:

3. Троице-Гледенский монастырь

Троице-Гледенский монастырь был основан очень давно, еще в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья, а его уникальный иконостас XVIII века — одна из главных достопримечательностей Великого Устюга.

Этот городской монастырь с древней историей считался одним из самых богатых на Двинской земле. В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы.

В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас.

Узнайте, откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся этот необычный «светский» иконостас с зеркалами в нашем материале:

4. Успенский Трифонов монастырь

Монастырь основал в 1580 году преподобный Трифон Вятский. Святой пришел в Вятку из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Начался монастырь с двух деревянных храмов — Благовещенского и Успенского. Вскоре рядом с обителью появились две монастырские слободки. В последующие столетия деревянные монастырские постройки были перестроены в камне.

Читайте также:
Волгоградская епархия: храмы и монастыри, духовенство и священники

В 1918 году монастырь был закрыт. Успенский собор продолжал действовать как приходской храм. Монахов репрессировали, в сохранившихся помещениях размещались коммуналки, общежития, швейная фабрика, пекарня, мазутная котельная… В Успенском соборе, где был архив, по счастью, сохранился дореволюционный иконостас.

Реставрационные работы монастыре начались в 1950-е годы, продолжились в 1980-е. В конце 80-х — начале 90-х Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь был вновь открыт. Успенский собор стал кафедральным храмом епархии. Храмы и постройки монастыря восстановили, Успенский собор заново расписали, в 2004 году на пожертвования отлили самый большой в епархии колокол.

Узнайте больше об этой обители и о других святынях Вятской земли:

5. Спасо-Прилуцкий монастырь

В 1371 году в излучине реки Вологды ученик преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий основал Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Это событие оказало сильнейшее влияние на развитие всего региона на несколько веков.

С момента своего основания Спасо-Прилуцкий монастырь стал основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Он очень удобно и выгодно расположен — на пересечении и водных, и сухопутных путей. Его опекали князья и цари, видя в Спасо-Прилуцкой обители важный военно-стратегический и торговый пункт на Севере России. Но при этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь.

Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…

И вот в 1991 году, после 67-летнего перерыва, в Спасо-Прилуцком был вновь открыт мужской монастырь. А в 1992 году монастырь полностью возвратили Русской Православной Церкви. Монастырская жизнь возрождается. Ремонтируются строения, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне, ежедневно совершается полный круг богослужений.

Какой знаменитый поэт похоронен в некрополе Прилуцкой обители? Почему башни монастыря так «весело» раскрашены? Читайте в нашем материале:

6. Ферапонтов монастырь

Ферапонтов, а точнее, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — это и православная святыня, и объект огромной культурной значимости (включен, кстати, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Находится он на Вологодчине, в двадцати километрах от города Кириллова и в ста двадцати — от Вологды. Это один из самых старых монастырей Русского Севера, основан в 1398 году.

Его основал преподобный Ферапонт — ученик и друг преподобного Сергия Радонежского. Фрески в Ферапонтовом монастыре писал знаменитейший иконописец Дионисий. В обители томился в заточении низложенный Патриарх Никон. Сейчас Ферапонтов монастырь — одновременно и монастырь, и музей.

Для вас — шесть интересных фактов о Ферапонтовом монастыре:

7. Печенгский монастырь

В XVI веке в дикой стране «у холодного моря, у Мурманской границы» новоиспеченный монах Трифон устраивал при Троицкой церкви первые кельи будущего Печенгского монастыря. Однажды в одну из лачуг забрел большой медведь и, опрокинув оставленную там квашню, принялся с аппетитом есть приготовленное тесто. Трифон, приблизившись к дикому зверю, сперва запретил ему двигаться, а потом отпустил восвояси. С тех пор ни один лесной хищник больше не тревожил иноков и не нападал на монастырское стадо оленей.

В конце 1550-х годов благочестивый Трифон, которого стали называть «апостолом лопарей», добрел до Москвы и получил от царя Иоанна Грозного жалованную грамоту, объявлявшую Свято-Троицкий Печенгский монастырь новым оплотом русского государства на Крайнем Севере. Царь распорядился «распространить владения монастыря на выброшенных китов и моржей, на морские берега, острова, реки и малые ручейки, верховья рек, тони (рыболовные участки), горы и пожни (сенокосы), леса, лесные озера, звериные ловли», а все местные жители с их угодьями провозглашались подданными государя, приписанными к обители.

Несколько раз монастырь подверался разорению, переезжал и вновь возрождался и расцветал. В наши дни продолжается очередное возрождение самого северного монастыря в России на его исконном месте, где река Намайоки впадает в Печенгу, — там, где его основал преподобный Трифон.

Узнайте, как «апостол лопарей» укрощал медведей в самой северной обители на Руси:

8. Борисоглебский монастырь

Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Великие русские князья и первые русские цари любили Борисоглебский монастырь и считали его своим домашним.

Узнайте больше о Борисоглевском монастыре и его удивительной истории:

Храмы и святыни Солотчинского монастыря

Когда только подходишь к Солотчинскому Рождества-Богородицы монастырю, то сразу замечаешь древнюю каменную стену, которая очень впечатляет своим видом, похожим на крепостное укрепление с бойницами для вооруженных ратников.

А когда-то это стена была деревянной. Строить каменную стену с тремя башнями и Святыми вратами начали с восточной и южной стороны лишь в 1694-1698 годах, а с западной и северной, из-за отсутствия средств, только в 1741-1745 годах. С внутренней стороны монастыря стены представляют собой систему ложных арок, поддерживающих ходовую площадку и ее деревянное ограждение. По углам восточной стены стоят круглые башни с маленькими окнами в виде узких бойниц. К башням и ведут внутристенные каменные, лестницы. Ближе к угловой северо-восточной башне сохранились еще одни ворота XVII в. Недавно покрытые железом синего богородичного цвета деревянные кровли монастырской стены, а также всех храмов и построек очень повысили художественную выразительность прекрасного ансамбля Солотчинской обители.

Читайте также:
Собор Богоявления Господня в Иркутске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

При подходе к монастырю мы увидим прерывающую цельность монастырской стены надвратную Иоанно-Предтеченскую церковь, которую по преданию построил знаменитый рязанский архитектор из крепостных крестьян Яков Бухвостов, известный возведением Успенского собора Рязанского кремля и других храмов в пышном, затейливом стиле нарышкинского барокко. В 1958 году в стене этого храма был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила «в лето 7203 июля в 4 день». По современному летоисчислению эта дата соответствует 1695 году.

Предтеченская церковь необычна по своему облику. При всей своей приземистости она легка, светла и вся устремлена ввысь. Ее наружные стены отделаны затейливой каменной резьбой. Это «каменное узорочье» являет собой образец нарышкинского барокко, которое так любил Бухвостов. (Впоследствии оно распространилось по всей России и стало называться московским барокко). Но главная ценность внутренней отделки Предтеченского храма – это уникальные изразцы. Храмы, украшенные изразцами, встречаются на Руси не так уж редко. Но в Предтеченской церкви мы видим не орнаментальные детали («квадратики» или «полоски»), а четыре крупных цветных панно с изображениями Евангелистов. Их фигуры настолько крупные, что снизу их можно увидеть в деталях.

Автором этих уникальных изразцов был знаменитый мастер Степан Иванов по прозвищу «Полубес». Откуда взялось такое странное прозвище неизвестно. Однако мастером он был талантливым. Его изразцы преподносились в подарок самсому Царю Алексею Михайловичу и очень ему понравились. Изразцами Степана Иванова украшены многие храмы Москвы, но таких изразцовых панно, как в Солотчинском монастыре, более не встречается нигде, кроме как на московской Успенской церкви в Гончарах.

При входе в монастырь впереди мы увидим церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вначале храм был деревянным. Это была первая монастырская постройка, которую в конце XIV века возвел основатель обители сам великий князь Олег Иванович Рязанский. В XIV деревянную церковь по обветшалости снесли и на ее месте построили каменный храм, который по преданию был однокупольным. Он относился к довольно редким в древнерусской архитектуре двустолпным храмам. То есть ее вход поддерживали не четыре, а два столпа, которые к нашему времени к сожалению, не сохранились, как и сам пристроенный к храму торжественный вход. На рубеже XVI- XVI веков храм Рождества Богородицы значительно реконструировали, он стал пятикупольным, а сама церковь выдержана в строгих формах, характерных для храмового зодчества XVI. И тем не менее этот храм в своей основе является одним из самых древних на Руси.

Во второй половине XVII века под Рождественским храмом устроили гробницу первого строителя этого храма и основателя монастыря благоверного князя Олега Рязанского и его супруги княгини Ефросинии. А до того, как мы уже говорили их честные останки покоились в подмытой рекой и рухнувшей Покровской церкви.

В богоборческие годы храм сильно пострадал. Имущество было частью уничтожено, частью разграблено, останки князя Олега и княгини Ефросинии, а также их иконописное изображение забрал рязанский музей. Само здание было реконструировано под клуб с кинозалом. Сегодня трудно в это поверить, но вплоть до начала 1990-х годов в храме Рождества Богородицы показывали кино и устраивали дикие танцы на месте бывшей княжеской усыпальницы…

Ныне церковь восстановлена, в ней ведутся службы. И хотя от прежней настенной росписи остался только небольшой фрагмент, но смотря на него мы можем понять насколько прекрасна была роспись этого древнего храма.

Слева от Рождественской церкви мы увидим двухэтажный храм во имя Сошествия Святого Духа, а справа – реконструированные корпуса келий.

Духовская церковь с трапезной палатой была построена по образцу трапезной Патриаршего подворья Московского Кремля при настоятеле Архимандрите (Шангине). Возводил эту церковь Яков Бухвостов. В ее украшении Бухвостов использовал различные архитектурные приемы. Так детали окон трапезной он сделал из белого камня с вставками из разноцветных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов. Такие же изразцы украшают и барабан главки купола. Причем, удивительно – ни один изразец по деталям барельефа и по своей расцветке не похож на другой. Этот редкостный мастерский подход является настоящим художественным произведением. Исскуствовед Александр Николаевич Бабий, рассказывал, что секрет окраски изразцов Духовской церкви утерян, поскольку тот или иной цвет на изразце появлялся не путем нанесения красочного покрытия, а путем обжига отдельных его деталей различными породами дерева. К примеру обжиг осиной дает синевато-зеленоватый оттенок, обжиг сосной – дает желтый цвет и так далее…

Читайте также:
Преображенский собор в Хабаровске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Слава Богу, что ныне мы можем полюбоваться таким редкостным искусством древнерусских мастеров и восславить Господа за его милости.

В нижнем этаже Духовской церкви находится восстановленный храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского. Сама же церковь стараниями матушки Анимаисы и благотворителей ныне преобразилась. Внутри появились замечательные по художественному исполнению росписи, а снаружи храм отделан красивым красным декоративным кирпичем.

Напомним, что все сохранившиеся в монастыре каменные постройки, за исключением Рождественского собора Рождества, возведены в конце XVII века, когда строительство в монастыре достигло наивысшего расцвета. И лишь в западной части обители расположены хозяйственные здания начала XX в.

В Солотчинской обители имеются благодатные иконы и святыни. К ним относятся Казанская икона Божией матери, Икона Божией матери Отрада и Утешение, ковчег с мощами святых угодников Божьих, честная глава благоверного князя Олега Рязанского.

Проходишь монастырские ворота и попадаешь в другой мир. Все заботы и тревоги остаются за стенами монастыря, а на душе мир и покой. Красивые древние храмы, благолепные монастырские службы, любовь и забота матушки игуменьи Анимаисы с сестрами, все настраивает на молитвенный лад. Покидаешь монастырь, наполненный радостью, умиротворением и желанием приезжать сюда еще и еще…

Зачатьевский женский монастырь в Москве: второе рождение древней обители

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь является старейшей женской обителью Москвы. Он находится в квартале между старинной улицей Остоженка и Москва-рекой, в районе Хамовники. В советские годы большая часть монастырских построек была снесена, на их месте построены школа и другие учреждения. В 1991 году начались работы по возрождению обители, возведен новый монастырский собор.

Зачатьевский монастырь

История Зачатьевского монастыря

Зачатьевский женский монастырь имеет давнюю историю. В 1360 году по благословению митрополита Московского Алексия в этом месте была основана женская обитель, первыми насельницами которой стали сестры митрополита – игуменья Иулиания и монахиня Евпраксия. Был построен деревянный храм, освященный во имя преподобного Алексия, человека Божия, отчего монастырь стал именоваться Алексеевским. По примеру Троице-Сергиевой Лавры был введен строгий общежительный устав.

В 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина, приглашенного в Москву Великим князем Василием III, была построена каменная соборная церковь с престолом в честь Зачатия святой Анны. В 1547 году, во время Большого Московского пожара, Алексеевский монастырь выгорел дотла. По указу царя Ивана Грозного обитель была переведена в новое место, в Чертолье, где он просуществовал до XIX века. Сейчас на месте Алексеевского монастыря стоит Храм Христа Спасителя. Часть монахинь остались на прежнем месте, образовав «Зачатейскую» обитель.

Уже в то время в Зачатьевском монастыре молились о чадородии. Здесь бывали цари и высокопоставленные особы. В 1584 году при поддержке царя Федора Иоанновича (1557-1598) началось восстановление обители, был построен каменный собор Зачатия св. Анны, церковь Рождества Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней. В Смутное время монастырь пострадал, но вскоре был отстроен заново.

В 1696 году, на средства стольника А.Л.Римского-Корсакова, был выстроен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа, в стиле «нарышкинского барокко». Поскольку Римские-Корсаковы издавна владели окрестными землями, Спасская церковь стала их домовым храмом и была приходской.

В 1766-68 годах над могилами основательниц монастыря была построена небольшая церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 1887 году она была перестроена и включена в качестве придела Казанской иконы Божией Матери в собор Рождества Богородицы.

В 1804 году старый Зачатьевский собор, пришедший в ветхое состояние, был разобран, и на его месте в 1805-1807 годах вырос огромный собор Рождества Богородицы с приделом Зачатия святой Анны, освященный в 1813 году. Он был построен в неоготическом стиле, его архитекторами считаются М.Ф и М.М.Казаковы, однако документально их авторство не установлено.

В Отечественную войну 1812 года монастырь снова был разорен, но быстро восстановился. В 1844-1850 годах была выстроена богадельня с храмом Сошествия Святого Духа, в византийском стиле, по проекту архитектора М.Д.Быковского.

Зачатьевский монастырь в конце XIX — начале XX века Зачатьевский монастырь, церковь Сошествия Святого Духа и собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевский монастырь, надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа

В 1922 году монастырь был разграблен, но оставался действующим. 16 марта 1925 года здесь отслужил последнюю в своей жизни службу Патриарх Тихон (1865-1925, патриарх Московский и всея Руси с 1917 года), который скончался через девять дней.

В 1927 году Зачатьевский монастырь был закрыт, его территорию занимали различные учреждения, в том числе тюрьма и детская колония. В 1934 году внутри монастырской ограды были снесены практически все постройки, за исключением храма Сошествия Святого Духа, который перестроили. На месте взорванного собора было построено школьное здание. Часть ценностей, в том числе чудотворный образ Божией Матери «Милостивая», были перенесены в церковь Пророка Илии в Обыденском переулке, куда перебралась и небольшая община сестер монастыря.

Читайте также:
Челябинская епархия: храмы и монастыри, отделы, паломнический отдел

Зачатьевский монастырь, чудотворная икона Божией Матери «Милостивая» Зачатьевский монастырь после революции Зачатьевский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы перед разрушением

В 1960-е годы надвратная церковь была объявлена памятником архитектуры и отреставрирована. В 1991 году началось возрождение монастыря, а в 1995 году он вновь стал ставропигиальным, т.е. подчиняющимся непосредственно Патриарху. В 2001-2005 годах был восстановлен купол храма Сошествия Святого Духа. По заказу мэрии Москвы в 2002- 2003 годах были разобраны постройки советского времени и проведены археологические изыскания, вскрыты фундаменты всех разрушенных храмов.

Зачаьевский монастырь, надвратная церковь после реставрации 1960-х годов

25 ноября 2005 года Патриарх Алексий II заложил камень в основание будущего собора Рождества Пресвятой Богородицы. Однако были сомнения и разногласия по поводу его проекта. В результате был одобрен проект А.Н.Оболенского. Деньги на строительство храма выделил предприниматель Д.Е.Рыболовлев. 25 ноября 2010 года собор был освящен патриархом Кириллом.

В настоящее время восстановление Зачатьевского монастыря продолжается. Созданы богадельня, приют, швейная мастерская, пекарня, библиотека, издательство. Ежедневно проводятся богослужения.

Фотографии Зачатьевского монастыря

Информация для посетителей

Зачатьевский монастырь расположен между станциями метро «Кропоткинская» и «Парк культуры». Если ехать на машине, то лучше в выходные дни — можно припарковаться в переулках рядом; в будние дни здесь все занято автотранспортом.

  • Сайт монастыря: zachatevmon.ru
  • Адрес: 119034, Россия, Москва, 2-й Зачатьевский пер., 2.

Формально на территории монастыря и в храмах можно фотографировать только с благословения настоятельницы. Мы этого не знали, поэтому фотографировали на территории свободно, но в соборе на наш вопрос, можно ли фотографировать, нам запретили, более того, охранники внимательно смотрели, чтобы мы украдкой не сделали кадр (хотя как огромной зеркалкой можно фотографировать тайком?). Особых ограничений по одежде я не заметила — встречались женщины и в брюках, заходили мамочки с колясками. Ну а в остальном — обычные правила поведения в монастыре.

Правила доступа посетителей на территорию Зачатьевского монастыря

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

Машенька, замечательный пост! Фотографии просто сказочные! По экспозиции многие похожи на мои — все-таки стояли с тобой плечом к плечу. Но насколько твой фотоаппарат (или обработка, я не знаю) делают их великолепнее. Чудо какое!
Спасибо за статью. Узнала много нового.
И спасибо за сказочный день, проведенный вместе.

Галин, и тебе огромное спасибо еще раз за такой прекрасный день!
Фотографии — это обработка RAW-файлов в программе Digital Photo Professional (которая идет вместе с зеркалками Кэнон). В Фотошопе только выправляла при необходимости заваленные вертикали и кадрировала.

Досталось и монастырям, и храмам в своё время. Но хотя бы что-то уцелело. Чаще ломали под основание. Спасибо, Машунь, за прогулку. Красиво и познавательно!!

Причем иногда ломали так: то, что старое, оставляли и худо-бедно реставрировали. А строения конца XIX — начала XX века часто шли под снос как «не обладающие художественной ценностью».

Хорошо, что сохранились старые фотографии, всегда интересно увидеть. как это выглядело раньше

Старая Москва в свое время была практически полностью сфотографирована, сохранились большие фотоархивы. И смотря на те фотографии, понимаешь, сколько же уничтожили в городе — и в советские годы, и, увы, сейчас.

Во истину, советский режим много чего не пощадил. Классные фотографии у Вас получились!

ВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

Собор Виленского Свято-Духовского монастыря. Фото 2000-гг.

Монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в г. Вильнюсе Виленской епархии

Обитель расположена в Старом городе Вильнюса. Монастырские стены вплотную примыкают к римо-католическому костелу святой Терезы.

Храм на месте казни Виленских мучеников

После казни в 1347 году мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в дубовой роще на окраине Вильны (ныне Вильнюс), где казнили преступников, эта земля стала чтиться православными. Через два года, христиане, пользуясь покровительством второй жены великого князя Литовского Ольгерда, Иулиании, выпросили себе для молитвы горку – место казни святых. Здесь была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. Ее престол, по преданию, расположился на месте дуба, на котором пострадали за исповедание Пресвятой Троицы Виленские мученики. В эту церковь перенесли и их обнаруженные нетленными чудотворные мощи.

Троицкий монастырь и православное братство в борьбе с унией

На 1585 год эта церковь являлась храмом православного Троицкого монастыря, при котором в то время возникло, а к 1588 году окончательно оформилось братство Живоначальной Троицы для сохранения Православия. Знаменательным событием в жизни братства явился приезд в Вильну в июле 1588 года патриарха Константинопольского Иеремии, который утвердил “сие угодное Богу Братство” и выдал ему грамоту, в которой предписывал иметь в братском доме школу для преподавания греческого, латинского и русского языков, а также типографию для печатания книг Священного Писания. Многие состоятельные члены Братства дарили ему дома и угодья, что давало возможность приглашать в школу лучших в Западном крае учителей и построить собственный храм.

К концу 1594 года стали появляться тревожные слухи о подготовке унии с римо-католицизмом и вести об измене Православию некоторых иерархов. Когда слухи подтвердились, именно члены Троицкого Братства, особенно ревностный школьный проповедник Стефан Зизаний который раскрывал тайные замыслы инициаторов унии, забили тревогу. В 1596 году Зизаний был “отлучен от Церкви” епископами вставшими на путь унии. На Брестском Соборе того года все восемь представителей от Виленского православного Братства высказались против унии.

Виленский Троицкий монастырь стал прибежищем гонимого Стефана Зизания, который произнёс здесь смелую проповедь против унии, после чего униатский митрополит Ипатий (Поцей) распорядился опечатать храм и “вразумить” православных. Впоследствии братство при монастыре продолжало защиту Православия, развив широкую издательскую деятельность. Примечательно сочинение “Антиграфы” составленное знаменитым членом братства Мелетием (Смотрицким) в ответ на клеветническую книгу Поцея “Гармония”. В это время один из православных пытался совершить покушение на жизнь митрополита Ипатия Поцея, но тот остался невредим. Покушение осложнило положение, и в 1609 году Троицкий монастырь и церкви в Вильне были отняты у православных. Виленское братство лишилось многих своих членов, которые перешли в унию.

Братство вынуждено было перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 году. Сюда же были перенесены остатки браского имущества и типография, которая продолжала работать на поприще просвещения. Выход из печати очередной полемической книги Мелетия (Смотрицкого) “Фринос” послужил поводом для закрытия типографии, а ее работники были заточены в тюрьму. Среди них был и корректор Лонгин (в монашестве Леонтий) Карпович, ставший впоследствии первым настоятелем Свято-Духова монастыря.

Свято-Духов монастырь в Речи Посполитой

Православный монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, видимо, возник сразу после этих печальных событий – около 1609 года. Братство при монастыре также стало называться Свято-Духовым. Архимандрит Леонтий (Карпович) ввел в обители общежительный устав и урегулировал жизнь братии.

В первой половине XVII века монастырю и братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семен Азарич и многие другие. Когда положение Православной Церкви в Речи Посполитой улучшилось при митрополите Петре (Могиле), к середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возрасло.

Во время Русско-Польской войны 1654-1667 года, Вильну на время заняли русские и в монастыре был похоронен князь Мышецкий, руководивший стойким сопротивлением польской осаде. Когда город вновь заняли поляки в 1661 году Свято-Духов монастырь стали обвинять в измене, в пособничестве Москве. Обитель оскудевала братией, но при ней продолжала существовать школа.

Монастырь пользовался поддержкой со стороны Петра I, который дал монастырю жалованные грамоты и льготы.

Во время страшного пожара в 1749 году Свято-Духов монастырь сгорел полностью, за исключением маленькой девичьей церкви. Русское правительство отпустило на возобновление церкви 6000 рублей. При почти полном исчезновении православного населения в Вильне, деяетльность монастыря имела особое значение. Последнее жестокое надругательство над монастырем поляки-католики совершили в 1794 году, ограбив его, учинив насилие над настоятелем – восьмидесятилетним старцем Георгием, одним из горсти монахов, оставшихся в обители.

Свято-Духов монастырь в Российской империи

Возрождение обители началось с 11 августа 1794 года, когда Вильна стал губернским городом Российской империи. Свято-Духов монастырь был определен как штатный второклассный с соответствующим жалованием. В 1796 году братство при монастыре было распущено, а в 1797 году монастырь был передан в ведение архиепископа Минского Иова.

В 1833 году по ходатайству настоятеля Платона (Рудинского) и по просьбе виленского генерал-губернатора князя Долгорукова обитель была переведена в первый класс, что влекло за собой улучшение ее материального состояния. Святейший Синод выделил необходимые средства, и в 1836-1837 годах по благословению архиепископа Полоцкого Смарагда Свято-Духовская церковь была перестроена по образцу православного храма, так как ранее походила на костел.

Архимандрит Платон (Городецкий) провёл в монастыре большие восстановительные работы. В 1844 году церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была превращена в монастырскую трапезную, были сооружены святые врата. 4 июня 1845 года архиепископ Виленский Иосиф (Семашко) освятил главный престол в перестроенной церкви Святого Духа.

Архиепископ Виленский Иосиф был большим почитателем обители и Виленских мучениов. В 1850 году он на свои средства устроил покатый сход в пещеру, где почивали мощи мучеников. Он же оплатил устройство пещерной церкви. Иконы для алтаря были написаны академиком Хруцким. 14 апреля 1851 года последовало освящение пещерного храма во имя мучеников Виленских. Стараниями владыки Иосифа и на пожертвования прихожан сооружена бронзовая, чеканная, позлащенная рака, в которую 14 апреля 1852 года были помещены мощи мучеников. При устройстве церкви архиепископ Иосиф приготовил для себя в пещере каменный гроб и прикрыл его чугунной доской с надписью: “Помяни, Господи, раба Твоего святителя Иосифа. Святи мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие, молите Господа о мне, грешном, 1850“. Там он и был похоронен в 1868 году.

6 августа 1865 года по утверждении устава митрополитом Иосифом после литургии было вновь торжественно открыто Виленское Свято-Духово братство. Теперь его целями стали благотворительность и содействие народному образованию.

Колокольня и соборный храм Виленского Свято-Духова монастыря. Фото 1943-1944 гг.

После революции 1917 года

В 1915 году, при наступлении немцев, мощи Виленских мучеников были вывезены из монастыря в Москву.

С 1922 по 1939 год монастырь находился на территории Польши, и вместе со всей Виленской епархией, был в составе Польской Православной Церкви.

В пределах послевоенного СССР обитель не только осталась открытой, но и благоустроилась. 13 июля 1946 года состоялось торжественное возвращение мощей святых Виленских мучеников в монастырь, где с тех пор торжественно отмечается этот день. В 1959-1960 годах в церкви Святого Духа было оборудовано паровое отопление, в 1976 году весь монастырский комплекс был подключен к городской системе теплоцентрали. В 1982 году восстановили и освятили придел во имя апостола Иоанна Богослова в главном храме, тогда же был оборудован лифт на колокольне, а также благоустроен братский корпус.

После распада СССР, при митрополите Виленском Хризостоме, соборный храм Святого Духа был основательно обновлен. В 1996-1997 годах произвели капитальный ремонт перекрытий пола главного храма, деревянные балки заменили металлическими, а пол выложили керамическими плитками. Одновременно расширили пещерную церковь и сделали к ней два входа. Внутри и снаружи церковного здания провели косметический ремонт. В июле 1997 года широко отмечался 400-летний юбилей монастыря и 650-летие со времени убиения Виленских мучеников. В то время на молитвенную память о посещении Свято-Духова монастыря патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар обители евхаристические сосуды.

В 1993 году в Свято-Духовом монастыре была открыта общедоступная библиотека духовной литературы, насчитывавшая ко второй половине 2000-х около 13 тысяч томов. По воскресеньям в монастыре проводились встречи священнослужителей с мирянами, беседы по вопросам веры, просмотры аудио и видеоматериалов. В течение последних лет монастырь ежедневно предоставлял бесплатные обеды примерно тридцати нуждающимся, была устроена небольшая гостиница для паломников.

На территории монастыря в заново отстроенном здании разместилось управление Виленской епархии: “Архиепископия” – канцелярия епархии; “Православное хозяйство”, в ведении которого находятся имущественные дела; резиденция правящего архиерея, священноархимандрита Свято-Духова монастыря.

Статистика

  • 1797 – 13 монахов, четверо из них жили и служили в иных подведомственных Свято-Духовой обители монастырях.
  • 2-я пол. 2000-х – 3 архимандрита, 1 игумен, 1 иеромонах, 1 иеродиакон.

Настоятели и наместники

  • прп. Леонтий (Карпович) (ок. 1609 – 1620)
  • Мелетий (Смотрицкий), преемник Леонтия
  • Иосиф (Бобрикович) (упом. 1633)
  • Иосиф (Тризна) (упом. 1647)
  • Феофан (Леонтович) (упом. 1690, в Тобольский Знаменский)
  • Исаакий (Васенкевич) (упом. 1690 – 1704)
  • Клеопа (упом. 1729)
  • Амвросий (Юшкевич) (1731 – 1734)
  • Иероним (Волчанский) (1734 – 1741 [1])
  • Сильвестр (Ляскоронский) (1741 – 1744 [2])
  • Феофан (Леонтович-Дорумин) (1755 – 1758)
  • Авраамий (Флоринский) (1758 – 1762)
  • Варлаам (Шишацкий) (1787 – 1789)
  • Георгий (упом. 1794)
  • Даниил (Натток-Михайловский) (1797 – 1800)
  • Иоасаф (март 1800 – 23 июня 1806 [3])
  • Епифаний (Канивецкий) (1807 – 6 февраля 1808)
  • Тимофей (Самбикин) (14 марта 1808 – 10 февраля 1813)
  • Иоиль (Котович) (1813 – 1830 [4])
  • Платон (Рудинский) (1830 – 27 сентября 1838)
  • Платон (Городецкий) (28 апреля 1839 – 8 сентября 1843)
  • Евсевий (Ильинский) (27 июня 1845 – 4 декабря 1848)
  • Иосиф (Семашко)
  • Александр (Добрынин) (31 августа 1851 – 17 октября 1860) .
  • Макарий (Булгаков) (10 декабря 1868 – 8 апреля 1879) .
  • Павел (Поспелов) (6 октября 1893 – 19 июля 1895) .
  • Серафим (Адамов) (12 июня 1909 – 11 февраля 1913)
  • Антоний (Марценко) (октябрь 1922 – 25 февраля 1923)
    • Василий Виноградов (1942 – 1944)
    • Никита (Якерович) (1985 – 1988)
    • Адриан (Ульянов) (1988 – 1990)
    • Никита (Якерович), 2-й раз (1990 (27-28 декабря 1993) – не позднее 2002)
  • Виленские владыки (упом. 7 июня 2012)

Некрополь

  • Александр (Добрынин), архиеп. Литовский (+ 1885) – в пещерном храме

Зачатьевский монастырь: история, святыни, где находится

История монастыря

Зачатьевский (Алексеевский) ставропигиальный женский монастырь расположен в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Он был основан в 1360-м году по благословению Митрополита Московского Алексия, чьи сестры преподобная игумения Иулиана и монахиня Евпраксия стали первыми насельницами обители. У монастыря богатая история. Полностью сгорев в 1547 году во время Большого Московского пожара, монастырь возрождается на новом месте, ближе к Кремлю.

Во время нашествия французов 1812-го года обитель пострадала, но позже была восстановлена. В 1925-м году Зачатьевский монастырь закрыли, а позднее храмы и строения монастыря были взорваны или разрушены. Возрождаться монастырь стал только в 1991-м году.

Святыни обители

Святыни Зачатьевского Ставропигиального женского монастыря привлекают множество паломников. Среди них —

  • лик зачатия прав. Анны,
  • икона «Милостивая»,
  • частица мощей и икона великомученика Пантелеймона,
  • святой образ Георгия Победоносца,
  • святые мощи новомучеников и исповедников Российских в мощевике,
  • частицы Крови Христовой на Кресте,
  • места погребения игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

В монастырь с молитвами о даровании долгожданных детей, о мире в семье и избавлении от депрессии, едут многочисленные паломники. В наши дни Зачатьевский монастырь продолжает развиваться. При нем действуют богадельня, швейная мастерская, пекарня. Монастырь имеет библиотеку и собственное издательство.

Храмы, часовни, подворья, скиты

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного

Церковь была построена в 1696 году и считается самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского. В 1960-х годах на куполе восстановили керамическую поливную черепицу. Церковь оформляет святые (северные) врата и выполнена в стилистике нарышкинского барокко (красно-белая гамма, разорванные наличники). Храм окружает открытое гульбище, на котором установлена переносная звонница.

Церковь сошествия Святого Духа

В 1846 году сестра (белица) Варвара Михайловна Головина (ур. Львова) обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект заказали М. Д. Быковскому. На нижнем этаже богадельни располагались кельи стариц, а на верхнем были ризница и покои госпожи Головиной. В 1850 году храм был освящен.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор, построенный в 2008—2012 годах на месте разрушенных храмов XVI—XIX веков, находится в центре монастырской территории. Состоит из надземной части, представляющей собой несколько одноэтажных храмов, и подземного уровня. Архитектором был Андрей Анисимов, по словам которого: «для столицы, где вообще много всего очень разного строят, это удачная работа, в которой старые традиции сочетаются с современными технологиями. Этот собор хорошо вписывается в архитектуру центра Москвы».

Подворье монастыря в Барвихе. Храм Покрова Божией Матери

Подворье Зачатьевского женского монастыря с храмом Покрова Божией Матери находится совсем недалеко от Москвы, в поселке Барвиха, на небольшом живописном участке земли, среди огромных вековых сосен. Здесь еще в 1798 году указом императора Павла I монастырю были дарованы 92 десятины лесных угодий. В XIX веке монастырь часть земель сдавал в аренду, лес использовался для нужд обители: как строительный материал, а также на топливо.

Богослужения совершаются по монастырскому уставу, по воскресным и праздничным дням, в дни сугубого поминовения усопших, а также в дни памяти особенно почитаемых святых. В храме совершаются Таинство Крещения и Таинство Браковенчания. Ежегодно в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха, богослужение возглавляет архиерей.

Ныне комплекс подворья практически сложился. Помимо самого храма сооружены игуменский и сестринский корпуса, хозяйственные постройки, а также теплица и скотный двор.

Монастырские сестры, несущие послушания на подворье посменно, совершают ежедневно иноческое молитвенное правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе. В Барвихе уже восемь лет действует воскресная школа, где постоянно обучаются 30-40 детей разного возраста, проводятся занятия и для взрослых. Среди преподавателей есть сестры и священнослужители обители.

Зачатьевский монастырь: как добраться

Адрес: 119034 г. Москва, переулок 2-й Зачатьевский

Расписание богослужений

  • Расписание богослужений в монастыре
  • Расписание богослужений на подворье
  • Расписание молебнов

Паломнику

Монастырь открыт с начала утреннего богослужения (7.00) до завершения вечерней службы (20.00).

Для паломнических групп проводятся экскурсии по предварительной записи. Заявку на экскурсию можно направить по электронной почте монастыря zmonastir@mail.ru или позвонить по телефону 8-495-695-16-91.

В течение дня открыт доступ к главным святыням монастыря. На территории монастыря можно приобрести свежую выпечку.

Желающим помолиться и потрудиться на послушаниях в монастыре просьба отправлять заявку на zmonastir-palomnik@mail.ru

Ежедневно у паломников и гостей Зачатьевского монастыря есть возможность принять участие в экскурсиях по Зачатьевсокму монастырю, чтобы лучше узнать древнюю обитель, основанную в 1360 году — более 650 лет назад — по благословению Святителя Алексия, митрополита Московского. Зачатьевский монастырь стал первой девической обителью в Москве. В монастыре испокон веков верующие молились о чадородии, и Господь многократно исполнял просимое.

Читайте также

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: