Храм Александра Невского в Егорьевске: описание и адрес храма, мощи и святыни, телефон, расписание богослужений

Егорьевск православный

Егорьевский округ – это легендарная гуслицкая земля, где испокон веков причудливо сплетались традиции православия и старообрядчества, рождались истории и легенды. Сейчас на Егорьевской земле находится 29 церквей и три монастыря, доступные для паломников и туристов. Каждая святыня достойна подробного осмотра, за один день все не объехать. Путеводитель вместе с Егорьевским историко-художественным музеем и Егорьевским благочинием предлагает отправиться в обстоятельное путешествие.

Маршрут следования: Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь – храм Александра Невского – храм в селе Николо-Крутины, музей при храме – источник в деревне Николо-Крутины – источник в деревне Сазоново – Казанский женский монастырь – Радовицкий монастырь – Святое озеро – храм в селе Починки.

Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь

Начать маршрут можно с одной из доминант егорьевского православия – Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь, а когда та обветшала, городской голова Никифор Бардыгин выделил землю под строительство каменной. О возведении женского монастыря рядом с Троицкой церковью заговорила Мария Владимировна, супруга Бардыгина.

Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь

Она была значительно моложе мужа, и, полагая, что останется вдовой, хотела провести в монашеской обители, устроенной при Троицком соборе, остаток своих дней. Однако в 1897 году Мария Владимировна скоропостижно скончалась, ей было всего 47 лет. Спустя три года безутешный муж объявил об открытии монастыря, первой игуменьей которого стала его родная сестра.

Архитектурный ансамбль Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря – с величественным собором, келейными корпусами, краснокирпичной оградой и царскими башенками – был спроектирован архитектором Иваном Барютиным. После революции здесь размещалась эвакуированная из Гатчины летная школа (в Егорьевске учился будущий герой Валерий Чкалов, памятник которому стоит прямо у монастыря).

В Троицком храме можно увидеть надгробие городского головы Бардыгина, сохранившуюся с момента постройки напольную плитку и яркую стенную роспись.

Храм святого Александра Невского

Добраться сюда можно пешком от монастыря, всего полтора километра вверх по улице Советской. Храм Александра Невского, вмещающий до трех тысяч прихожан и считающийся самым большим из посвященных этому святому в России, был заложен в 1879 году в память о спасении императора Александра II при очередном покушении на его жизнь. Монарх был кумиром городского головы Никифора Бардыгина, по чьей инициативе был возведен храм. Однако строительство затянулось, и освятить храм удалось только в 1897 году.

Храм святого Александра Невского

Законченный и величественный вид ему придала трехъярусная шатровая колокольня, возведенная в 1913-1914 годах архитектором Иваном Барютиным.

Храм святого Александра Невского, в отличие от других городских церквей, устоял и при советской власти. Сейчас его украшает великолепная живопись и четырехъярусные иконостасы византийского типа. Небольшая площадь перед церковью – излюбленное место для прогулок, тут можно сделать красивые фото и покормить голубей.

Храм и источник в селе Николо-Крутины

До села Николо-Крутины можно добраться на автомобиле – всего шесть километров. Село Крутины на высоком берегу речки Люблевки известно еще с XV века, а полтора столетия назад оно славилось своими ярмарками в дни «зимнего» и «летнего» Николы. Издревле здесь стояла деревянная Никольская церковь, несколько раз перестраивавшаяся. В 1859 году егорьевский фабрикант и меценат Давид Хлудов построил в селе каменный храм. Позже на средства мещанина Феодора Юрьевского около церкви была возведена 23-метровая четырехъярусная колокольня. Храм, находящийся на оживленной дороге Москва-Касимов, привлекал внимание издалека.

Храм и источник в селе Николо-Крутины

В дни больших праздников благовест разносился на всю округу. В 1938 году он был закрыт и разграблен, а вновь открылся для богослужений в 2000 году.

Сегодня храм полностью восстановлен, его небольшое уютное пространство украшают росписи и иконы выпускников Свято-Тихоновского университета и иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре. При церкви открыт музей, действует воскресная школа, неподалеку расположены святой источник и купель.

Перед продолжением путешествия рекомендуем вернуться в Егорьевск и перекусить, дальнейший путь будет неблизким.

Казанский Колычевский женский монастырь и источник

Село Колычево находится в 25 километрах от Николо-Крутин. Устроитель монастыря, иеросхимонах Макарий, прибыл сюда в 1864 году из Коломенского Бобренева Рождественского монастыря. Выкупив у местной помещицы имение для устроения общины-богадельни, он получил от нее в дар некогда явленную на святом источнике икону. В 1865 году тут была образована девичья община.

Читайте также:
Юрьев монастырь в Великом Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и мощи

Казанский Колычевский женский монастырь и источник

Каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери, спроектированный архитектором Н.Н. Вейсом (кстати, этот рязанский зодчий начинал строительство Александро-Невского храма в Егорьевске), заложили в 1881, а освятили в 1891 году. Позже ансамбль монастыря дополнили каменный собор в честь Преображения Господня, большой келейный корпус и самая высокая в Егорьевске (75 метров!) колокольня с надвратным храмом. В 1934 году Казанский собор был закрыт, многие святыни уничтожены. По преданию, Казанскую икону Божией Матери монахини тайно вынесли из обители, но ее местонахождение неизвестно до сих пор. С 1960-х на месте Казанского монастыря располагался психоневрологический интернат.

Сейчас монастырю передан Казанский храм и часть колокольни. Действует воскресная школа, возрождается золотошвейная традиция. На месте явления иконы Казанской иконы Божьей Матери устроены источник, купель и часовенный столб.

Радовицкий монастырь – Святое озеро

Третий монастырь егорьевской земли – самая удаленная и самая древняя обитель на территории края (от Колычева до Радовиц – 50 километров). До монастыря тут была пустынь, основанная в XV веке греческим монахом Пахомием на небольшом островке посреди озера в глухих лесах. Это озеро и сейчас находится близ стен монастыря и именуется Святым. Спустя чуть более ста лет обитель переместилась на сушу и стала именоваться Никольской. Годом основания монастыря считается 1584-й, когда царь Иван Грозный пожаловал ему окрестные земли.

Радовицкий монастырь – Святое озеро

Преображенский храм в селе Починки

Возвращаясь в Егорьевск, можно свернуть на село Починки (в прошлом – Спасское). Там деревянный храм был построен более двух веков назад. Современное каменное здание храма возведено в честь Преображения Господня в 1866-1871 годах. В 1877 году к храму пристроили каменную четырехъярусную колокольню. В советское время церковь была закрыта и использовалась под склад совхоза, верхний ярус и купола были снесены. В 1998 году началось восстановление, которое малыми темпами идет до сих пор, можно поучаствовать.

Преображенский храм в селе Починки

Путеводитель рекомендует места, где можно остановиться на ночлег в Егорьевске.

Святыни собора

Икона Спасителя была написана в 2008 году соборными иконописцами и является точной копией иконы XIV века, которая находится в храме Воскресения Христова в г. Тутаев Ярославской области.

Пояс Пресвятой Богородицы

С 4 по 6 ноября в нашем соборе пребывала великая святыня Христианского мира – Пояс Пресвятой Богородицы, к которому за 3 дня приложились более 250 тыс. человек. В те дни был приложен к честному Поясу вышитый поясок, который теперь хранится в нашем соборе, как память о великом событии, свидетелями которого мы стали в ноябре 2011 года.

Икона св. благоверного князя Александра Невского

Икона с частицей мощей покровителя нашего собора была преподнесена в дар приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием II 3 ноября 2005 года после совершения всенощного бдения. В 2008 году, во время визита Владыки Георгия в Санкт-Петербург по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в дар собору была передана частица мощей святого князя.

Икона свщмч. Киприана и мц. Иустины

Икона с частицами святых мощей священномученика Киприана и мученицы Иустины была привезена в апреле 2005 года иерархом Кипрской Православной Церкви митрополитом Морфийским Неофитом и передана в дар Нижегородской Епархии.

Читайте также:
Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Икона св. блж. Матроны Московской

Икона с частицей Бл. Матроны была написана в иконописной мастерской при соборе в 2010 г. В 2012 г. в икону были вложены святые мощи. Рядом с иконой, установлен сундучок, куда верующие опускают записки с просьбами матушке Матроне.

Икона свв. блгв. князей Петра и Февронии

Икона святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских чудотворцев была написана и освящена в 2009 г., тогда же в икону были вложены честные мощи угодников Божиих.

Икона Святых земли Нижегородской

Икона собора святых земли нижегородской была написана в 2008 году к первому празднованию собора нижегородских святых, которое состоялось 14 сентября 2008 г. в нашем соборе. В тот же день, правящий Архиерей совершил чин освящения иконы, в которую, впоследствии, были вложены частицы мощей тех нижегородских святых, которые пребывают честными мощами на нашей нижегородской земле.

Икона Соловецких Святых

Икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев, была написана в 2012 году и приурочена к принесению святынь соловецкого монастыря с 27 января по 10 февраля 2013 года. В те же числа, в подклети собора состоялась выставка: «Соловки. Голгофа и Воскресение» Наместник монастыря Архимандрит Порфирий, перед открытием выставки, передал собору святые мощи соловецких чудотворцев, после чего они были вложены в икону.

Икона св. прп. Германа Аляскинского

Икона преп. Германа Аляскинского была написана в 2011 г. и в том же году, митрополит Всея Америки и Канады Иона передал в дар Нижегородской епархии частицу мощей святого.

Икона с частицей мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца

Далматовский монастырь Курганской области

Успенский Далматовский мужской монастырь имеет долгую и сложную историю. Не раз его разоряли, грабили и почти стирали с лица земли. То были и кочевые племена в Сибири, и страшные пожары, и советская власть. Несмотря на это монастырь всегда восстанавливался и продолжал свое служение Господу.

История основания обители

Долгая история монастыря начинается с одного человека. Основателем святой обители суждено было стать старцу Далмату.

Преподобный Далмат

Дмитрий Иванович Мокринский родился в 1594 году в Берёзове. Сейчас это поселок городского типа в Ханты-Мансийском автономном округе. Там Дмитрий Иванович начал свое служение в местной церкви. В 1642 году он ушел в Невьянский Спасо-Богоявленский монастырь. Где принял постриг. Там же ему было дано имя Далмат.

Через какое-то время он ушел из монастыря и стал отшельником. Далмат поселился в пещере в полном одиночестве на берегу реки Исети, там, где в нее впадает Теча. То место называли Белым Городищем. Именно 1644 год считается датой основания монастыря, который вырос потом из маленькой пещеры.

Те места принадлежали тюменскому не крещеному татарину по имени Илигей. Он сдавал эти территории в аренду местным жителям, чтобы те могли заниматься рыбным и зверовым промыслом. Узнал Илигей о том, что в пещере поселился монах. Он пришел к тому месту, желая убить Далмата. Тогда монах сказал, что приходится родственником Илигею, потому что его мать крещеная татарка. Последний смягчился и ушел.

Прошло немного времени, и в 1645 году Илигей вернулся к пещере с желанием убить монаха. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица. Она сказала, чтобы татарин выкинул злобу из своего сердца и не смел убивать монаха. Пречистая дева сказала, чтобы Илигей сам отдал свои земли Далмату.

Правитель решил исполнить волю Богородицы и на утро пришел к монаху, рассказал ему о своем чудесном сне. Еще долгое время приезжал Илигей к монаху, просил совета, долго вел беседы, снабжал дарами. В 1646 году приехал правитель Тюменских земель со своей семье к монаху. Илигей взял Далмата с собой, и они вместе объехали все подвластные земли.

Читайте также:
Серафим Чичагов: биография и жизнь священномученика, книги и труды, лечение

По окончании путешествия татарин исполнил волю богородицы. Все эти земли были подарены старцу. В знак своей особой любви Илигей подарил Далмату свои доспехи и шишак. Они и по сегодняшний день хранятся в стенах Успенского Далматовского мужского монастыря.

Со временем к старцу Далмату стали приходить другие отшельники. Так первым сподвижником стал Иван, пришедший из Нижнего Новгорода. Интересно то, что в пустыне при реке Исети поселение монахов во главе с Далматом стало первым русским поселением.

Здесь какое-то время за денежный вклад жил Тимофей Невежин. Он, кстати, позже станет основателем города Кургана. Тобольский архиепископ Герасим благословил постройку первой деревянной часовни. Главной ее святыней стала икона Успения Богородицы, которую Далмат принес из своего старого монастыря.

В 1651 году сибирским царевичем была выжжена пустыня. Часть монахов была убита, а остальных быстро забрали в рабство. В тот день Далмата не было в монастыре, он пришел только на его пепелище. Среди обгорелых останков монах нашел нетронутую икону Успения Богородицы. Это чудо вдохновило старца, а обитель вскоре была восстановлена.

Вскоре сын Далмата Исаак принял постриг в этой обители. Позже по утверждению царя Алексея Михайловича, эта территория стала официально называться монастырем. Первым игуменом стал Исаак Далматский.

Монастырь во времена империи

По благословению местного архиепископа была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого. Так же были выстроены кельи для братии, а саму обитель обнесли острогом. Монастырь по наставлению Далмата держал строгий устав. Об этом вести доходили даже до Москвы.

В ХVII веке он неоднократно подвергался набегам кочевников, но быстро восстанавливался. Монастырь являлся культурным и просветительским центром в восточной части уже Российской империи. Обитель имела огромные территории, и к середине ХVIII века по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место на Востоке.

Следующие даты стали счастливыми для монастыря и для земель Сибири:

  • 1714 год — в монастыре было открыто первое в Зауралье училище для детей;
  • 1735 год — была создана школа для детей духовников;
  • 1761 год — открытие семинарии;
  • 1816 год — создание духовного училища.

Кроме того в монастыре имелась богатая библиотека. Первые упоминания о ней относится еще к 1679 году. Вплоть до революции обитель богатела и отстраивалась. Года пугачевщины стали тяжелым для монастыря. Позже произошел пожар, который нанес огромный ущерб обители, но вскоре все было восстановлено за счет местных селений.

Монастырь при советской власти

Сразу после Октябрьской революции монастырь был закрыт. Здесь еще долгое время сохранялся небольшой приход, но и его устранили. Здания монастыря использовались в качестве помещений для краеведческого музея, Народного дома и драматического театра.

Во время войны в зданиях монастыря находились госпитали и учебные курсы. Уже после Великой Отечественной здесь разместился завод. Для него специально была разобрана часть стены недалеко от северных ворот, там и устроили проезд. Позже при строительстве фундамента разобрали северо-западный бастион.

В 1989 году началась реставрация монастыря. Все оборудование завода вывезли, а храм, наконец, освятили и вернули в лоно Православной церкви. Полностью это произошло только в 1994 году. 6 мая 1992 года решением Синода обитель была открыта, для прихожан, наместником утверждён игумен Василий, который стал собирать новую братью и укреплять ее веру. Им предстояло вернуть старому монастырю былое величие.

Современное состояние

На данный момент монастырь является действующим. Здесь снова есть братия, число прихожан растет с каждым днем. Однако сама постройка находится в ужасном состоянии, что уж говорить о потерянных реликвиях. Ведутся восстановительные и реставрационные работы.

Архитектура старого времени была практически утрачена. Разрушается фундаментов из-за выветривания и неполноценности кирпичной кладки, которую, кстати, часто ломали. Постоянно текут крыши. Одна из башен из-за сырости и разрушения основания медленно начинает падать.

Читайте также:
Храм Архангела Михаила в Тропарёве: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Деятельность прихода

На данный момент приход только начинает восстанавливаться. Сделано многое, но еще большее предстоит. Сейчас монастырь открыт для паломников. Многие в течение всего года приезжают сюда, чтобы поклониться святой иконе Успения Богородицы. При монастыре открыта воскресная школа.

Кроме того, имеется мастерские:

  • столярная;
  • угольная;
  • тепличное хозяйство;
  • монастырская кузница.

Знаменитые воспитанники монастыря

Далматовский монастырь имеет длинную историю. За столько лет в стенах монастыря побывало огромное количество известных людей. Однако есть и те, кто стали знаменитыми после воспитания в этой обители:

  • Архимандрит Антонин — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме;
  • Изобретатель А. С. Попов;
  • Основатель Императорского Сибирского университета В.М. Флоринский.

Эти люди очень многое привнесли в жизнь российского государства. Так Александра Степановича Попова знает каждый школьник.

Святыни и престольные праздники

Монастырь, несмотря на свою многострадальную историю во времена власти Советов все же имеет свои святыни, которым много столетий. Они оберегаются братией и имеют огромное значение для обители. Так можно вспомнить:

  1. Икона Успения Пресвятой Богородицы — именно та, которую принес с собой преподобный Далмат из старого монастыря в новый.
  2. Мощи преподобного Далмата Исетского. Они были найдены при строительстве храма в 1871 году.

К сожалению, оригинал иконы Успения Богородицы был утерян после Октябрьской революции. Ее нынешнее местонахождение неизвестно. В монастыре находится ее чтимый список.

Кроме святынь наследием Успенского Далматовского мужского монастыря являют и престольные праздники. Которые отмечаются в тех же традициях, что и сотни лет назад. Так существует:

  • Престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы, он отмечается 27-28 августа;
  • 8 июля отмечается преставление преподобного Далмата Исетского;
  • 6 августа день обретения мощей преподобного Далмата Исетского.

Несмотря на плачевное состояние монастыря, праздники отмечаются с присущим им размахом и красотой.

Как добраться

Город Далматово расположен в 190 км от города Курган, поэтому добраться на автомобиле легче всего. Между городами осуществляется ежедневное автобусное сообщение. Поездка займет чуть больше 3 часов.

Адрес: Курганская обл. г. Далматово, ул. Советская, д. 194.

Успенский Далматовский мужской монастырь г. Далматово Епархиальные монастыри РПЦ

История

В ХVII в. монастырь не раз подвергался разрушению от калмыков и башкир (1651, 1662 гг.) и снова восстанавливался. Еще при жизни старца Далмата настоятелем монастыря стал его сын архимандрит Исаак (+1724 г.). Его трудами в 1705-1719 гг. возведен каменный Успенский собор с придельной Димитриевской церковью и колокольней. В 1713-1763 гг. вместо прежней деревянной построена каменная монастырская стена с башнями. Это настолько укрепило монастырь, что он был в состоянии выдержать осаду восставших крестьян («Дубинщина» 1762-1763 гг.) и штурм отрядов Е.Пугачева (1774 г.). Обладая значительными земельными владениями с жившими на них монастырскими крестьянами, многочисленными хозяйственными заимками, в том числе железноделательным заводом (впоследствии на его месте основан г. Каменск-Уральский), к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской Империи.

Далматовский монастырь был также центром духовного просвещения и образования в Сибири. В 1714 г. в монастыре открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. учреждается славяно-греко-российская школа, в 1761 г. – семинария, в 1816 г. – уездное духовное училище, в 1846 г. – училище для служительских и поселянских детей, в 1884 г. – церковно-приходская школа с тремя отделениями, в 1899 г. – «второклассная» церковно-приходская школа с образцовой одноклассной с учреждением общежития для учеников в монастырских зданиях. В монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.

Читайте также:
Музей религии в Санкт-Петербурге: адрес и время работы, стоимость билета, описание

В первой половине ХIХ в. над северными святыми вратами строится каменная надвратная церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова вместо сгоревшей деревянной, срубленной в 1673-1674 гг. над восточными святыми вратами. В 1871-1881 гг. в монастыре строится церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя святителя Стефана, епископа Великопермского и прпп. Исаакия, Далмата и Фавста, к которой в 1896 г. пристроена каменная часовня-усыпальница над могилой преподобного Далмата (здесь хранились его портрет, монашеское облачение, шишак и кольчуга). В 1904 г. в обители принят общежительный устав, а в 1912 г. монастырь стал второклассным.

Почитание основателя Успенской обители старца Далмата среди жителей окрестных губерний Урала и Сибири было довольно велико. В 1864 г. Пермская духовная консистория своим указом установила в селе Далматово 24 июня, в день его преставления ежегодный крестный ход. В 1871 г. была попытка обрести мощи подвижника, в это время записываются свидетельства о его чудесах, исцелениях и явлениях.

Среди знаменитых насельников монастыря – сподвижник Далмата и постриженник обители будущий первый архиепископ Архангельский и Холмогорский Афанасий (Любимов); учились в Далматовском училище будущий начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме и известный церковный ученый архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радио А.С.Попов, домашний учитель М.Ю.Лермонтова А.Ф.Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М.Флоринский, полярный исследователь К.Д.Носилов; в монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак, дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин), зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н.Зырянов.

После революции в начале 20-х гг. монастырь превращен в музей, в конце 20-х гг. службы прекращены. Сведений о репрессиях братии не имеется. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт; в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня – чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла (в настоящее время ее местонахождение неизвестно). Стараниями местного краеведа и ученого В.П.Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения (в т.ч. театр); главные разрушения приходятся на послевоенные годы (с 1945 г.), когда монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой» (завод «Старт»). Главный храм обители – Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня – «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.

В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи преподобного Далмата Исетского (местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 – в лике Собора Сибирских святых; к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист). В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса. В настоящее время в братии монастыря 17 человек (в т.ч. 15 монашествующих), наместник – игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Устроена деревянная часовня с купальней над источником преподобного Далмата близ монастыря. Имеются тепличное хозяйство, скотный двор, пекарня, мастерские. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

Читайте также:
Свято-Димитриевское училище сестер милосердия: условия и адрес

Далматовский мужской монастырь

Поездка выходного дня в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь обещала быть любопытной. Фотографии в сети так и манили увидеть все живьем. Но мы даже не ожидали, что предстанет перед нами.

Несколько столетий назад церковь и вера в Бога имели особое значение в жизни русского человека.
ХХ век перечеркнул тысячелетнюю историю, начав с чистого листа. Разрушили храмы и монастыри, уничтожили церковные реликвии, духовенство было истреблено, как класс.

Поколение наших родителей росло в другой России — с другой религией, с другими божками. Мы же стали свидетелями зарождения новой культуры, и, как и положено дерзкому подростку, наше время топтало и рвало в клочья все то, чем жили старшие поколения.

Я родилась еще в СССР и всегда была атеисткой, верящей в науку, но моя юность пришлась на эпоху перестройки, когда повсеместно стали восстанавливать церкви, отмечать Рождество, служить всенощные.
Нарочно в университете выбрала специализацию религиоведение — было интересно все это препарировать и изучить.

Помню практику, когда мы попали в строящийся мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. Фотографировать нам не разрешили, сказали, что это грех. А вот за деньги было можно.

Заброшенные храмы Каменского района. Часть I

С тех пор церковь не люблю, чувствую там себя всегда неуютно и неловко. Больше нравятся заброшенные деревенские церквушки, которые просто любопытно разглядывать.

Когда на прошлой неделе мы поехали в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь была уверена, что в церковь заходить не буду, лучше рассмотрю поподробнее останки Успенского собора, Юго-западную башню, братский корпус, все то, что еще не отреставрировано.

Но что-то пошло не так, и в итоге мы, получив благословение, даже мощи Святого Далмата лицезрели.

Но, прежде чем я начну рассказать историю монастыря, должна зафиксировать одну странную вещь, которая произошла здесь. Впервые, за почти 20 лет моего посещения всевозможных культовых сооружений, я чувствовала себя спокойно, умиротворенно и свободно. Когда-то я слышала, что нужно найти свою церковь, в которой тебе будет хорошо. Это не значит, что после поездки в Далматово я решила верить в Бога или ходить в храм, но на территории Далматовского монастыря действительно было хорошо.

Датой основания Далматовского монастыря считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу реки Исети.

Преподобный Далмат (в миру Дмитрий Иванович Мокринский) был сыном казачьего атамана, был женат, имел детей, жил безбедно. Но после кончины супруги принял постриг. Со временем инок поселился в безлюдном месте, именуемом «Белое Городище». Здесь он вырыл себе землянку или облюбовал пещеру и стал жить.

Земли эти принадлежали тюменскому татарину Илигею, который не очень-то дружелюбно принял инока. По легенде Илигей дважды пытался убить Далмата. Но после того, как Илигею во сне явилась Царица Небесная и приказала оставить старца в покое и подарить ему эти земли, тюменский татарин стал первым благодетелем обители.

В 1646 году татарин Илигей подарил в знак примирения преподобному Далмату свой «шишак» и кольчугу. Кстати, шлем Илигея вы можете увидеть собственными глазами, он до сих пор хранится в Свердловском областном краеведческом музее.

К старцу Далмату (в то время ему было чуть больше 50 лет) люди относились с почтением и ждали от него духовного руководства.

Сподвижников становилось все больше, в жилище Далмата становилось тесно, так была отстроена часовня с деревянными сенями, которая позже сгорела.

Со временем Исетская обитель обустраивалась, Далмат жил в трудах и молитвах и умер в возрасте 103 лет.
Через десятилетие после смерти Далмата, монастырские деревянные строения стали заменяться каменными. В 1707 -1719 гг была построен Успенский собор, затем в 1720—1763 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, которые мы можем видеть до сих пор.

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Старом Осколе: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

В середине XVIII века комплекс Далматовского монастыря стал представлять из себя мощную крепость с четырьмя башнями по углам.

Со временем Далматовская обитель стала и одной из крупнейших по некоторым экономическим показателям среди обителей восточной части Российской империи.

Также Далматовский монастырь был центром духовного просвящения и образования в Сибири.
Среди учеников Далматовского училища был изобретатель радио А.С. Попов, домашний учитель М.Ю. Лермонтова, поэт, профессор словесности А.Ф. Мерзляков, известный зауральский краевед, археолог, писатель А. Н Зырянов, географ, полярный исследователь К.Д. Носилов.

После революции монастырь еще какое-то время продолжает действовать. До 1928 года его удается сохранить в качестве музея-монастыря. Но в 1930 году единсвенный на Урале Далматовский музей-монастырь был окончательно закрыт. В этом же году с церквей снесли купола.

Невероятно, но монастырский комплекс все-таки дошел до наших дней. Еще в 1951 году благодаря генералу Терюхову, который был родом из Далматово, удалось поставить монастырь под защиту государства, а архитектурный ансамбль был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения.

В 1992 году решением Святого Синода Русской Православной Церкви был вновь открыт Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь.

Два года спустя при археологических раскопках были найдены мощи Далмата Исетского, которые сейчас хранятся в Скорбященской церкви.

Меня, как человека неверующего, несколько смутило такое распоряжение останками. Но для верующих они священны. Говорят, что приложившись к мощам можно исцелить любой недуг.

На данный момент монастырь открыт для посещения. С 1997 года наместником монастыря является игумен Варнава (Аверьянов). В настоящее время в братии 20 человек:15 монахов и 5 послушников.
В монастыре, как и в прежние времена, существуют различные мастерские: кузница, столярная, пекарня, швейная, тепличное хозяйство, пасека. Только вместо монастырских крестьян работают здесь так называемые трудни — из отсидевших или тех, кому негде жить.

Мы разговорились с одним из служащих при монастыре, говорит, что среди трудней разные люди встречаются. И хорошие есть и плохие. Могут украсть, могут напиться, но по-настоящему верующие монахи прощают их, ведь деваться им некуда. А здесь и кров, и корм.

Ансамбль Далматовского монастыря является памятником истории и культуры федерального значения. К настоящему времени восстановлены: Скорбященская церковь, часовня-усыпальница преподобного Далмата, надвратная Ионно-Богословская церковь, часовня перед входом в монастырь, северные келии (сейчас здесь находится музей).

Общая информация:

Адрес: 641730, Курганская область, город Далматово, улица Советская, дом 194
Телефон: +7 (35252) 3−17−06 — иконная лавка; +7 (35252) 3−15−92 — автоответчик Наместника монастыря (просьба указывать телефон для ответного сообщения)
Сайт: dalmat.su/

ВАЖНО: Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00

Групповые заявки паломников с питанием и ночлегом принимаются по предварительной договорённости за 2 недели до приезда по телефону +7 922 678 69 13 или +7 (35252) 3−17−06

Как добраться:

От Екатеринбурга до Далматово 180 км. Ежедневно ходит автобус до Кургана, но выходить нужно перед свороткой на Далматово возле которой всегда стоят таксти. От Екатеринбурга до поворота на Далматово время в пути 4.12 ч.

На автомобиле мы доехали за 3 часа, после Каменск-Уральского нет населенных пунктов, поэтому ехали быстрее.

Видео: Анна Рыбакова, Дмитрий Сурин

Далматово и Далматовский монастырь. Как добраться, что посмотреть.

Далматово – один из интереснейших городов Зауралья. Здесь сосредоточены одни из главных достопримечательностей Курганской области. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастырем.

Далматово – один из интереснейших городов Зауралья. Здесь сосредоточены одни из главных достопримечательностей Курганской области. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастыре

Читайте также:
Спасо-Бородинский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Этот монастырь был основан еще в 1644 году, спустя чуть более полувека после легендарного похода Ермака. Связь с Ермаком у этих мест куда больше, чем может показаться. Ведь Далматовский монастырь основан прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины – Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти горячо любимой жены в веру, он присвоил себе имя Далмат. Первое время Далмат жил на берегу Исети в вырытой им в глине пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение – Служняя слобода. В 1691 году по названию возведенной в центре селения деревянной церкви Николая Чудотворца слободу переименовали в село Николаевское.

Раскинувшийся на высоком левом берегу реки Исеть Далматовский монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих прежних земель.

С 1707 по 1720 годы здесь строили первое в этих зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор. В те же годы монахи возвели неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Строительством руководил сын Далмата — архимандрит Исаак. Строили добротно, на века. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест. Много чего им пришлось испытать. В 1762 году восставшие крестьяне почти полгода осаждали Далматовский монастырь, отрезали его от внешнего мира. Это восстание прозвали «Дубинщина». В середине февраля 1774 года – еще более серьезная напасть. Практически весь Урал охватила «пугачевщина».

К стенам Далматовского монастыря подошло огромное пятитысячное пугачевское войско под руководством атамана Пестерева. Защитников монастырской крепости было на порядок меньше – всего около 400. Ожесточенная борьба за Далматовский монастырь продолжалась с 11 февраля по 2 марта 1774 года. Пугачевцы обстреливали монастырь из пушек, пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но получали ожесточенный отпор. Далматовцы поджигали возы сена, а бунтовщиков обстреливали из ружей и закидывали камнями.

Этой осаде выдающийся уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил одну из своих интереснейших повестей – «Охонины брови». Прототип описываемого там Прокопьевского монастыря – это и есть Далматовский мужской монастырь!

Как же смогли монахи Далматовского монастыря не раз продержаться так долго, будучи полностью отрезанными от внешнего мира? Исследователи объясняют это наличием целой сети тайных подземных ходов, которые соединяли как внутренние постройки монастыря, так и вели за его пределы. Монахи в любой момент могли незаметно покинуть монастырь и пополнить запасы еды и воды.

В памяти далматовцев сохранились как легенды о подземных ходах, так и реальные рассказы очевидцев. Немало их приведено в книге В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий». В частности вот рассказ, касающийся юго-западной башни монастыря:

«В 1926 году в бывших апартаментах архимандрита состоялась учительская конференция. Молодые участники этого форума загорелись желанием проверить рассказ одного местного жителя о подземной связи подвалов настоятельского дома с юго-западной башней. И они отыскали эту связь, пройдя коридором путь до самой башни. Вход в башню запирала большая железная дверь, открыв ее, искатели попали в подвальную часть крепостного сооружения — помещение размером примерно 4 на 3 метра. Тяжелый воздух, на ржавых цепях висят какие-то коромысла, в стены вделаны кованые кольца. Кому-то показалось, что обрывки цепей на полу похожи на кандалы узников. Другим чудились в ржавых потеках на стенах пятна крови. Помещение окрестили «пыточной».

Позже, в 1952 году, когда готовили площадку под фундамент литейного цеха, экскаватор вдруг провалился в подземную пустоту. Когда его подняли, оказалось, что внизу – подземный ход с деревянной крепью. По направлению можно было предположить, что он шел от Успенского собора к старой часовне за пределами монастырских стен…

Но вернемся к истории этих мест. За заслуги в подавлении пугачевского бунта Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, названного по имени основателя монастыря Далматовым. Однако продлилось это недолго. Вскоре Далматовский уезд объединили с Шадринским и город превратился в обычный, заштатный. В начале XX веке его и вовсе преобразовали в село.

Читайте также:
Церковь Иверской Божией Матери в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Тем не менее, жизнь в Далматово кипела. Проходившая здесь ежегодно 6 декабря богатая Никольская ярмарка была широко известна. В Далматово жило немало купцов. В центре города и сейчас сохранилось много старых купеческих домов, украшающих город.

В действовавшем при монастыре Далматовском духовном училище получили образование такие известные люди, как изобретатель радио А.С. Попов, писатель и путешественник К.Д. Носилов, основатель Томского университета В.М. Флоринский, глава русской миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний.

Далматово отличилось еще и тем, что здесь возникла первая в Зауралье женская школа. Ее открыла в 1861 году у себя дома жена священника П.И. Черемухина. В октябре 2010 года благодарные потомки установили в Далматово памятник первой учительнице. Деньги на памятник собирали буквально «всем миром».

До революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. В революционные годы, когда дорвавшиеся до власти крестьяне уничтожали малейшие напоминания о прошлом, известному краеведу В.П. Бирюкову немалыми усилиями удалось спасти уникальный монастырский архив и часть старых книг.

Переживший немало тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь пал под гнетом большевиков. В 1928 году по решению Шадринского окрисполкома монастырь ликвидировали. В разные годы в монастырских стенах размещались детский дома, музей, драмтеатр, средняя школа. Во время войны здесь разместили госпиталь, а после – завод «Молмашстрой», изготовлявший оборудование для переработки и хранения молока. Вскоре этот завод стал градообразующим и в 1947 году Далматово вновь обрел статус города.

Самое удивительное, что населенный пункт, названный в честь основателя монастыря, в советское время не разделил судьбу многих подобных и не был переименован в какой-нибудь Октябрьск, Комсомольск или Ленинск. Монастырские стены, башни, постройки во времена «похода к светлому будущему» пришли в упадок, потрескались, обветшали. Сейчас Далматовский Успенский монастырь действующий, его неспешно пытаются отреставрировать, но процесс этот, похоже, затянется надолго.

На территории монастыря находятся три храма (Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», церковь Иоанна Богослова) и часовня. Сейчас в монастыре, как и в прежние времена, живут монахи, идут церковные службы, здесь есть кузница, столярная и швейная мастерские.

С 1994 года в церкви «Всех Скорбящих Радость» хранится рака с мощами основателя монастыря – старца Далмата. Далмат был причислен к лику святых, правда, по церковной иерархии лишь местного значения.

Есть в Далматово и святой источник. Несколько веков назад из этого водного источника на берегу Исети пил сам Далмат. По легенде, именно благодаря этой воде старец Далмат прожил более 100 лет. Над источником возвели часовню. В настоящее время комплекс Далматовского Успенского монастыря и Николаевская церковь в Далматово имеет статус памятников архитектуры республиканского значения

Каменная Николаевская церковь была построена в 1763 году. В советское время ее колокольню снесли, а в стенах церкви до сих пор размещается краеведческий музей. В музее вы сможете узнать об истории города Далматов, о монастыре, жителях города.

Интересна здесь и геология. В частности в 1979 году близ города открыли Далматовское месторождение урана. Уран добывают с глубин 360-510 метров методом подземного выщелачивания.

В наши дни в Далматово действует необычное предприятие по производству гриба вешенки. Этот удивительный гриб содержит все необходимые человеческому организму вещества: белки, жиры, углеводы, минералы, витамины. Итак, побывав в Далматово, вы увидите такие любопытные достопримечательности, как широко известный старинный Далматовский монастырь, святой источник, краеведческий музей, старые купеческие дома, памятник первой учительнице этих мест. Поездка в Далматово – прекрасный познавательный маршрут выходного дня.

Читайте также:
Спасо-Бородинский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Если этого вам покажется мало, то можно посмотреть достопримечательности городов Шадрински Каменск-Уральский. Также по пути находятся порог Ревун и Смолинская пещера. В Курганской области можно посмотреть Чимеевский монастырь, озера Горькое и Медвежье.

Как доехать до Далматово?

Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга, Кургана, Тюмени и Челябинска, поэтому добраться на автомобиле из всех этих городов не составит никакого труда. Также до Далматово можно доехать на автобусе, следующем до Кургана или Шадринска. Если же вы поедете на поезде (следующем до Кургана или через Курган), то ехать нужно до станции Далматово.

Далматовский Свято-Успенский монастырь

Далматовский Свято-Успенский монастырь – православный мужской монастырь. Этот монастырь был основан в 1644 году на левом берегу живописной реки Исеть. Основал его инок Далмат, которого в обычной жизни звали Мокринским Дмитрием Ивановичем. Дмитрий Мокринский в 1642-1643 годах оставил свою семью (жену и пятерых детей) и мирскую жизнь, принял постриг и после недолгой жизни в монастыре начал жить отшельником в пещере. Весной 1646 года земля, на которой была расположена пещера Дмитрия, была передана ему во владения. Далмат умер в 1697 году и был похоронен на тех же землях. Сегодня над его могилой есть часовня, в которой и сейчас хранится мантия, портрет и клобук Далмата.

В свое время Далмат принес в монастырь икону Божьей Матери, которая считается чудотворной и в настоящее время. Называется она Далматской иконой Божьей Матери. На сегодняшний день икона очень хорошо сохранилась. Чудом считается то, что икона смогла уцелеть во времена пожаров, а также во время многочисленных нападений на церковь.

Далматовский Свято-Успенский монастырь был центром духовного образования и просвещения в Сибири. Библиотека монастыря была огромной, первые упоминания о ней относятся к 1679 году. Именно в Далматовском монастыре впервые в Зауралье в 1714 году было открыто училище, но только для детей церковнослужителей. Но на этом руководство не остановилось, были созданы:

  • Славяно-греко-российская школа – 1735 год
  • Семинария — 1761 год
  • Уездное духовное училище – 1816 год

Из стен этого училища вышло много знаменитых и значимых людей. Здесь воспитывались такие великие люди, как архимандрит Антонин, который был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, ученый Попов, который изобрел радио, полярный исследователь Носилов и многие другие.

Некоторое время Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь был закрыт, это случилось после Октябрьской революции. Открылся он в 1922 году в качестве краеведческого музея. А с 1932 и по 1939 в помещении монастыря был колхозно-совхозный драматический театр.

Во времена Великой Отечественной войны в монастыре был расположен госпиталь. Как только война закончилась, в помещении монастыря был сооружен завод вплоть до 1989 года. В те времена из-за нужд завода на территории и к самому монастырю было пристроено несколько помещений. Эти постройки нанесли немалый ущерб Далматовскому Свято-Успенскому монастырю. Но уже с 1989 года завод начал понемногу покидать помещение, и только в 1992 году было провозглашено возрождение монастыря. Еще через четыре года, в 1996 году, состоялась передача в Церковное распоряжение имущественного комплекса.

Сегодня многие постройки монастыря находятся в плохом состоянии, многие из них реставрируются и восстанавливаются. Но, несмотря на все трудности, Далматовский Свято-Успенский монастырь принимает прихожан и в настоящее время.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: