Храм Александра Невского в Пскове: описание и адрес храма, святые, праздники и святыни, расписание богослужений

Десять храмов Пскова в списке ЮНЕСКО. Почему их обязательно надо увидеть?

Даже после бомбежек времен Великой Отечественной, когда почти все гражданские здания были разрушены, посреди руин все так же величественно возвышались белокаменные красавцы, пусть и потрепанные, с поврежденными кровлями и стенами.

Древние зодчие

Сейчас в городе около 40 храмов, десять из них (то есть каждый четвертый) включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО с официальной формулировкой — представители псковской архитектурной школы. Примерно восемь столетий назад наши предки создали свой уникальный стиль: объединили опыт зодчих Новгорода и Византии, возвели церкви, которые оказались непохожими друг на друга, превратив Псков фактически в музей под открытым небом. А некоторые говорят — это в первую очередь город-храм. И действительно, почти во всех летописях и древних документах говорится: Псков — дом Святой Троицы, или дом Бога.

Даже в самом решении ЮНЕСКО региональные власти усмотрели чудесный промысел. На недавней встрече с журналистами вице-губернатор Вера Емельянова рассказала, что делегация до последнего момента не знала, на какую дату будет назначено голосование по псковской заявке. В итоге заседание провели 7 июля — в день всех псковских святых. Как говорится, необъяснимо, но факт.

1. Собор Святого пророка Иоанна Предтечи

Это главный храм Иоанновского женского монастыря, построен более восьми столетий назад — в первой половине XII века! Один из первых каменных храмов средневекового Пскова, усыпальница псковских княгинь. Здесь покоятся святая Марфа — княгиня Мария Дмитриевна, внучка Александра Невского и супруга святого князя Довмонта-Тимофея, а также жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского, который считается основателем Псково-Печерского монастыря — обители, известной сегодня на всю Россию.

“Здесь же покоятся и мощи основательницы монастыря св. Евпраксии, в миру Евфросиньи Рогволдовны, дочери польского князя, принявшей православие и ставшей Небесной покровительницей псковичей. Она была убита пасынком своего мужа, князя-предателя Ярослава. В Священном Предании говорится, что 18 мая 1243 года над ее гробом замироточила икона Спасителя. В память об этом событии 18 мая ежегодно совершалась особая служба Всемилостивому Спасу. И сейчас над гробом святой Княгини находится чудотворный образ Христа Спасителя”, — пояснила помощник древлехранителя псковской епархии Людмила Громова.

2. Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор

Древний собор Преображения Господня Мирожского монастыря — самая первая каменная церковь Пскова и единственный храм византийского типа, он построен в те времена, когда только зарождалось христианство.

Это единственное место в России, где лучше всего сохранились уникальные домонгольские фрески. Над их созданием восемь веков назад трудились первоклассные греческие мастера. Удивительно, но до наших дней дошли практически все эти творения.

Фрески были обнаружены случайно во время ремонта в соборе в 1858 году, под толстым слоем штукатурки и побелки. Сейчас увидеть уникальные изображения считается большой удачей — двери храма для паломников и туристов открывают не всегда. Внутри собора поддерживается особый климатический режим: если на улице дождь или просто сырая погода, доступ внутрь закрыт.

“Для реставрации и исследования фресок император Николай II повелел создать особую комиссию — реставрация фресок была проведена суздальскими живописцами. Здесь же монастырская святыня — икона Знамения Пресвятой Богородицы. Она изображена с воздетыми к небу руками. Икона прославлена излиянием слез из очей Богородицы во время эпидемии в Пскове в 1567 году. Для этой иконы составлена особая служба, а празднование этой иконы совершается ежегодно 24 сентября. Икона, по преданию, замироточила на стене, с нее был сделан список, который перенесли в Троицкий собор. Есть устное предание, что первую подлинную икону увез с собой Иван Грозный”, — рассказывает Громова.

А еще, добавляет хранитель, это место в древности было центром летописания, именно здесь переписывалось “Слово о полку Игореве”. А заказчиком и вдохновителем строительства собора был епископ Новгородский и Псковский Нифонт. По преданию, он ходил по городу с посохом и чашей в руках, чтобы собрать пожертвования на строительство храма.

3. Ансамбль Снетогорского монастыря: собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы тоже хранит в себе фрагменты уникальных древних фресок. Только здесь, в отличие от Преображенского храма, изображения исключительно псковских мастеров, которые в древности создали свою школу фресковой живописи. Собор сейчас на реставрации, но монахини любезно сопровождают туристов внутрь, разрешая взглянуть на бесценные росписи. Чтобы осмотреть храм и всю территорию монастыря, придется забраться на вершину Снятной горы, образующей мыс.

А если смотреть на скалу с водной глади, увидишь, как говорят геологи, чудо природы — отложения древних горных пород, относящиеся к девонскому периоду палеозойской эры.

“Монастырь основывался как форпост Пскова, вероятнее всего, его основал князь Довмонт-Тимофей в конце XIII века. Важна его значимость как военного монастыря, в обитель отбирались крепкие и сильные монахи, они первыми принимали на себя удар, потому что враг, как правило, шел с устья Великой и захватывал этот монастырь. В разные годы его занимали войска Стефана Батория и шведского короля Густава Адольфа. Сейчас это территория женского монастыря”, — рассказывает Громова.

Вообще Псков — рекордсмен по количеству монастырских храмов. Шутка ли — в древности вдоль берега реки Великой, которая разделяет город на две части, стояло целых 12 монастырей.

4. Церковь Михаила Архангела с колокольней

В начале XX века из-за церковного раскола этот храм, пусть и ненадолго, всего на несколько лет, стал главным кафедральным собором Пскова.

“С приходом советской власти “обновленцам” отдали Троицкий собор, который считается главным, но люди в него ходить не стали. Нашим кафедральным собором стал храм Михаила Архангела. В 1920-е годы, когда избирается патриарх Тихон, приверженец старых традиций церкви, появляются те, кто стали призывать вступить в союз с новой властью. Был очень серьезный раскол в церкви этого периода, все, кто остался верным прежним устоям церкви, каноническим, ушли из Троицкого собора”, — поясняет Людмила Громова.

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы в Уфе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

С 1922 по 1926 год обновленцы были единственной официально признаваемой властями РСФСР православной церковной организацией.

“Мнение же народа было высказано на Соборе 1917 года: “У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим избрания Патриарха”, — рассказывает собеседница.

Архангельская церковь построена в 1399 году, на тот момент храм располагался практически в крепостной стене. Позже, в XVII веке, на этом месте возвели каменную церковь. Первая после многолетнего перерыва служба в храме состоялась в июле 1995 года.

“Узнав об открытии церкви, люди несли иконы. Над восстановлением иконостаса трудились разные мастера: нижний местный ряд икон написан в Москве, Царские врата, дьяконские двери, второй праздничный ряд написаны в Твери, а третий и четвертый ряд иконостаса — в Пскове”, — уточнила Громова.

5. Церковь Покрова от Пролома

В Пскове каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы называют не иначе как удивительной. Она стоит в месте, где псковичи остановили стотысячное войско польского короля Стефана Батория, по сути, положив конец Ливонской войне.

“Штурм Пскова был назначен на Рождество Пресвятой Богородицы, на 21 сентября. Псковичи собрались в Троицком соборе и сильно молились, а в обители остался слепой старец Дорофей и вдруг, как зрячий, увидел, как поднялся огненный столб, остановился прямо перед ним и оттуда вышла Пресвятая Богородица. Она смилостивилась, показала, где пойдут враги. Полякам все-таки удалось пробить крепостную стену, но псковичи успели сделать еще одну, поставили оружие. Всем руководила Пресвятая Богородица. Штурм длился двое суток, но псковичам удалось отбить врагов. Уходя из города, Баторий сказал, что город заколдован и взять его невозможно”, — рассказывает Людмила Громова.

После этих событий в названии церкви появилось дополнение “от Пролома”. Позже историк Николай Карамзин в своей “Истории государства российского” напишет, что Псков спас Россию от величайшей опасности. А еще удивительно, что покровская церковь — это, по сути, два храма в одном. После победы над поляками псковичи соорудили рядом с ней храм Рождества Пресвятой Богородицы. Со временем обе церкви перестроили в одну.

6. Церковь Космы и Дамиана с Примостья

Многие из псковских храмов, включенных в Список ЮНЕСКО, — кончанские. Это означает, что во времена Псковской вечевой республики, когда город был разделен на “концы”, которые представляли собой нечто вроде современных микрорайонов, такие храмы являлись центрами общественной и политической жизни. В их стенах псковичи хранили самое ценное — порох, необходимый для обороны от врагов. Одной из таких и была церковь Святых Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана с Примостья.

“Каменная церковь построена в середине XV века на месте сгоревшей деревянной. За всю историю горела как минимум четыре раза: деревянная — в 1458 году, каменная — в 1507 году, когда в приделе церкви во время пожара взорвался порох. В 1541 году она горела вновь”, — говорит Громова.

“В годы Великой Отечественной храм получил повреждения во время бомбежки и был сожжен. Восстанавливать его начали, как и большинство местных храмов, в 1950-е годы. Спустя десять лет внешний вид был приведен в порядок: появились окна, двери и кровля. А вот внутри работы продолжались долгие годы. Было время, когда там размещались переплетная мастерская и типография. Для прихожан храм открылся лишь в 2008 году”.

7. Церковь Георгия со Взвоза

Мало кто знает, что в древнем Пскове существовала первая на Руси таможня. Иностранцам было запрещено торговать в городе, свои товары они привозили к Власьевской башне, где псковичи выдавали купцам своеобразные сертификаты качества.

Позже в этом месте появился так называемый ввоз — место для разгрузки товаров. Неподалеку отсюда и выросла каменная церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца, дата ее создания — 1494 год. Храм появился у переправы через реку Великую под защитой крепостной стены Окольного города.

“В 1860 году в храме был обнаружен замурованный склеп, где стоял дубовый гроб, в котором находился завернутый в саван скелет. Предполагается, что это захоронение преподобного Иоанна, затворника Псково-Печерского. Иоанн поселился в стене Пскова в 1594 году и в полном безмолвии прожил так 22 года, питаясь одной рыбой, без хлеба. А в конце XIX века при Георгиевском храме открылась церковно-приходская школа для православных эстонцев и латышей, богослужения велись на славянском и латышском языках”, — рассказывает Людмила Громова.

По преданиям, до сих пор в церкви и вокруг нее покоится прах верных христиан, доблестных защитников Пскова. Ведь в древности эта территория была самой уязвимой, почти все враги, шедшие на Русь, пытались атаковать город именно в этом месте. В 1701 году под руководством Петра I здесь соорудили земляную батарею, опасаясь прорыва шведских войск к Пскову. Эта насыпь сохранилась до наших дней.

8. Церковь Богоявления со звонницей

Этот храм считается единственным в Пскове, который сохранил исключительно псковскую классическую архитектуру. В разные времена здесь находили фрески и неизвестные захоронения. “В советское время, когда стали делать реставрацию, там откопали сводчатый подклет (нижнее помещение храма, по аналогии с подвалом дома), там было обнаружено огромное количество черепов, но никаких сведений и нигде не сохранено, что там было”, — рассказывает представитель псковской епархии.

Второе название храма — церковь Богоявления в Бродех. Это связано с особенностями местности — поблизости с храмом можно было перейти вброд реку Пскову.

“Известный французский архитектор Ле Корбюзье, много строивший в Европе и Америке, в годы сотрудничества с советскими архитекторами побывал во Пскове. Самое сильное впечатление на него произвела церковь Богоявления. Воздействие архитектуры этого храма было столь сильным, что, как он сам признавался, когда ему довелось проектировать и строить в середине XX века капеллу в родном городе Роншане, он был вдохновлен образом Богоявленской церкви Пскова”, — уточнила Людмила Громова.

Читайте также:
Храм Сергия Радонежского в Крапивниках: описание и адрес храма, история и святыни, расписание богослужений, как добраться

9. Церковь Николая со Усохи

Церковь Святителя и Чудотворца Николая со Усохи построена на месте высохшего болота. В древности в этом месте проходила главная улица Пскова, где проживали богатые купцы. Они и построили этот храм для себя, в XVI веке церковь была второй по величине после Троицкого кафедрального собора.

“В юго-восточном углу церкви вплотную к ней построена часовня “Неугасимая свеча”. Здесь находился чтимый псковичами и окрестными жителями образ Николая Чудотворца, Он был фресковый, написанный на стене. Перед ним постоянно горели свечи и лампады, отчего и получила свое название часовня. Согласно легенде, когда в 1570 году царь Иоанн Грозный проезжал мимо церкви, как положено по уставу, зазвонил колокол, царский конь испугался, и царь велел отрубить “уши” большому колоколу”, — поясняет Людмила Громова.

Она также рассказывает мало кому известную историю о том, как бабушка и дедушка патриарха Алексия I смогли исцелить свою дочь благодаря чудотворному образу Святителя Николая.

“У их дочери гноился глаз, им советовали ехать в Тарту к глазному доктору, а они поехали во Псков к чудотворному образу Николая Чудотворца. Мама девочки помолилась перед иконой в часовне, а на торге увидела мужчину с перевязанным глазом, который пожаловался на доктора в Тарту, и она поняла, что ей не нужно вести дочку к доктору. Чуть позже отец девочки встретил лошадиного лекаря, который пообещал вылечить ребенка: попросил принести свежие сливки, взбил их в масло и посоветовал употреблять неделю, пообещав прийти через неделю за расчетом. На следующий день дочка выздоровела, а лекарь не пришел. Отец пытался его найти, но не смог, зашел в лавку, где его встретил в первый раз, а там на стене увидел икону Флора и Лавра, которые считаются лекарями”, — рассказывает помощник древлехранителя.

10. Церковь Василия на Горке

Минута ходьбы от Никольского храма — и вы у церкви Василия на Горке. Это единственный храм, сохранившийся в городе с начала XV века — времени расцвета Псковского вече. Много столетий назад в этом месте, под горкой, бежала река Усоха, которую наши предки использовали как естественный ров.

“Строительство церкви связано с именем знатного “немчина” Василия Дола, который считался предком псковских дворян Яхонтовых, тех самых, к которым принадлежал русский поэт и общественный деятель Александр Яхонтов, который был другом Александра Пушкина. У храма интересная архитектура, в ней есть элементы московского зодчества. Некогда на звоннице Васильевской церкви висел осадный колокол, в который звонили в 1581 году при виде шедшего на приступ войска Стефана Батория”, — рассказывает Громова.

Став объектами Всемирного наследия, десять псковских храмов позволят Пскову существенно увеличить приток туристов. По крайней мере на это рассчитывают и эксперты, и региональные власти. Удивительно, но спустя всего неделю после исторического события в Баку, где решилась судьба псковской заявки, на узких улочках Пскова стали появляться небольшие группы туристов, от которых все чаще можно услышать: “А как пройти к храмам из ЮНЕСКО?”

Храм воинской славы

Домом Святой Троицы издревле называют Псков. Основанный святой равноапостольной княгиней Ольгой, он стал одним из первых православных городов на Руси. По количеству святынь эта древнерусская земля не знает себе равных. Одна из них – храм Александра Невского.

Красивый, из красного кирпича, он был возведен в 1908 году для воинов 96-го пехотного Омского полка, который в конце XIX века расквартировался в этом древнерусском городе в районе Завеличья.

Полк был сформирован в 1797 году генерал-поручиком Михаилом Илларионовичем Кутузовым и впервые прославился участием в Русско-шведской войне, которая завершилась присоединением Финляндии к России. Настоящая же слава пришла в годы Отечественной войны 1812 года. Егерям удалось закрыть для французов дорогу на Псков и Санкт-Петербург. Отличились и в бою под Полоцком, не пропустив французов к границам Псковской губернии. Полк участвовал в Русско-турецкой и Русско-японской войнах. С началом Первой мировой военных перебросили в Польшу, где они участвовали в боях Северного и Северо-Западного фронтов.

С началом революционных событий 1917 года героический Омский полк был вынужден распасться. Сегодня о его славной истории напоминают лишь сохранившиеся в Пскове краснокирпичные здания казарм и штаба, и, конечно же, храм Александра Невского.

Колокола от президента, иконостас от Патриарха

После революции храм был закрыт и обезглавлен. В нем расположился красноармейский клуб, позже сюда переехал военный медицинский склад. В советские годы здание не ремонтировалось.

В начале 1990-х городские власти приняли решение вернуть храм верующим. Настоятелем был назначен протоиерей Олег Тэор. Однако военные не спешили отдавать церковь. Два года отец Олег со своими прихожанами служил возле храмовых стен и буквально вымолил его. Благодаря огромным усилиям храм был поднят из руин, в 1992 году здесь возобновились богослужения. Первый президент России Борис Ельцин прислал в дар новые колокола, что было случаем беспрецедентным – впервые после 1917 года глава государства подарил церкви колокола.

А в 1996 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подарил иконостас «Житие Александра Невского», составленный из семи икон и пяти вставок, писанных темперой и золотом. Их обрамляет красивейшая резьба из липы. Эта грандиозная по масштабу работа была выполнена палехскими художниками и удостоена Государственной премии России в области литературы и искусства. Святыня была доставлена из Москвы самолетом командующего Воздушно-десантными войсками генерал-полковника Евгения Подколзина и помещена справа от алтаря.

Дивизионный батюшка

Не одно десятилетие отец Олег окормляет воинов, служащих на Псковской земле. Недавно министр обороны России Сергей Шойгу назначил его помощником командира 76-й Гвардейской Краснознаменной десантно-штурмовой дивизии ВДВ.

Читайте также:
Серафим Чичагов: биография и жизнь священномученика, книги и труды, лечение

Отца Олега Тэора знают далеко за пределами Пскова. Он окормляет воинов и в других регионах России и за ее пределами. Сам батюшка не раз бывал в горячих точках – Чечне, Сербии, с немалым риском добирался туда на военных самолетах и вертолетах, приходилось ездить на танках.

В августе 2013 года по приглашению Правительства Сирийской Арабской Республики и Союза женщин Сирии отец Олег ездил в эту страну как духовник миротворческой российской делегации. Посетили Антиохийского Патриарха, раненых в госпитале, школы, интернаты. На одной из встреч он произвел такое сильное впечатление на сирийского генерала, начальника местной десантной школы, что тот снял со своего кителя планку с орденами, приколол на батюшкину рясу и попросил быть духовником сирийских десантников и молиться о них.

«Ходите к отцу Олегу»

Много духовных чад у батюшки и среди штатских. «Меня не станет – будете ходить к отцу Олегу. Мы с ним одной крови»,– так напутствовал своих духовных дочерей и сыновей в последние годы жизни старец Николай Гурьянов с острова Залит.

За молитвой и советом к отцу Олегу сегодня едут не только из разных концов нашей страны. Иногда случается такой наплыв паломников, что они ночуют в храме. У батюшки для этого случая припасены подушки и матрасы, их расстилают прямо на полу, благо, размеры храма это позволяют. Паломники просто счастливы, многие потом возвращаются сюда вновь и вновь, чтобы потрудиться во славу Божью и пообщаться с таким удивительным священником.

Отец Олег исходил пешком весь Псковский край, он один из лучших знатоков его истории и святынь. И необыкновенный рассказчик. Он собрал уникальную библиотеку – более 40 тысяч книг на духовные и исторические темы. Организовал при храме музей, где хранятся сотни реликвий, среди которых личный Ветхий Завет императора Николая II и ряса святого Иоанна Кронштадтского. Еще отец Олег проводит Александро-Невские чтения, собирает и издает материалы по истории Церкви и краеведению.

Сегодня батюшка вместе со своей общиной восстанавливает несколько псковских храмов – военно-морской во имя священномученика Климента Римского, храм великомученика и целителя Пантелеимона, а также ряд других строений в бывшем Пантелеимоновском монастыре. Плюс храм Илии Пророка XV века в Выбутах, недалеко от Пскова, на родине святой княгини Ольги. А еще возрождает здания Омского полка, где планирует открыть духовно-просветительский центр.

Крестившиеся кровью

Основным же делом остается дальнейшее возрождение храма Александра Невского. Когда заходишь в это величественное здание с редкими иконами, красивейшим паникадилом, даже не верится, что двадцать лет назад здесь были голые стены, проваливались полы, протекала крыша.

Многим, кто побывал здесь, запоминаются установленные между икон памятные золотые доски, на которых вписаны имена погибших воинов Псковского гарнизона. Первая была установлена в память десантников 6-й роты, героически погибших в марте 2000 года. Ребята этой роты были прихожанами храма. Отец Олег провожал их и в последний путь.

«О погибших в том страшном бою люди узнавали, приходя в наш храм, здесь на стене были вывешены все списки. Родные десантников подходили и искали имена близких, – рассказывает отец Олег. – Мы собирали имена и фотографии, открыли музей памяти погибших десантников. Усилиями прихода создан синодик с фотографиями павших солдат, датами их рождения и гибели. Ежедневно их имена, как и других погибших воинов, мы поминаем на службе. Сегодня в храме восемь памятных досок. И они постоянно пополняются новыми именами».

В списках попадаются и нерусские фамилии, скорее всего, эти воины не были крещены. Отец Олег поясняет: «Они за Родину свою жизнь отдали, значит, кровью своей крестились».

Сурдегская, чудотворная

В храме Александра Невского находится одна из удивительных святынь – Сурдегская икона Божией Матери. Это список с чудотворной иконы, которая хранится в Каунасе. Перед ней молятся о том, чтобы меньше проливалось невинной крови в России. Когда осенью 1999 года по стране прокатилась волна терактов, протоиерей Олег Тэор обошел с иконой общественно значимые городские здания Пскова и совершил воздушный крестный ход над городом.

История появления этого образа в храме удивительна. «Сорок лет назад я пришел причащать одну старушку, лежавшую при смерти, – вспоминает отец Олег. – После причастия и соборования она поправилась. У нее дома я увидел икону и подумал – хорошо бы этому образу появиться в нашем храме. Вскоре старушка вместе с семьей переехала в поселок недалеко от Пскова. Спустя годы ко мне пришел мужчина с намерением передать икону храму. Я предложил за нее деньги, но он ответил, что хочет передать святыню в дар. И тут я узнал ту самую – Сурдегскую икону. Оказалось, ко мне пришел сын умершего хозяина святыни. Мы даже, как выяснилось, немного знали друг друга. Чуть позже пришел еще один мужчина и рассказал, что ночью ему было видение: Царские врата, икона Божией Матери. И Голос, который сообщил, что перед иконой, которую он видит, нужно молиться постоянно о том, чтобы как можно меньше проливалось невинной крови в России. Видение не давало мужчине покоя. Он стал искать церковь, которую показал Господь. Обошел много храмов и вот, наконец, пришел к нам и сразу узнал Сурдегскую. Я доложил об этом нашему Владыке Евсевию, и он благословил, чтобы мы в конце Литургии молились перед этой иконой».

Еще одна удивительная святыня – икона «Успение Божией Матери». Она написана в виде плащаницы, Пресвятая Дева изображена лежащей на смертном одре.

В августе 1998 года на стекле киота вдруг проступил образ Божией Матери. Как вспоминают прихожане, первым это чудо увидел отец Олег, но никому не говорил об этом, а лишь духовно радовался доброму знаку милости Божией. Недели через три чудо стало открываться прихожанам. А недавно лик проступил и на стекле киота с иконой святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Читайте также:
Успенский мужской монастырь в Бахчисарае: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

В блокнот паломнику:

Адрес: 180002, г. Псков, ул. Мирная, д. 1, а/я 518.

Факс: (8112) 66-00-54.

Эл. почта: temple@ellink.ru.

Храм открыт ежедневно с 6.00 до 22.00.

Храм нуждается в помощи

Банковские реквизиты храма:

ИНН 6027034336 КПП 602701001

Расчетный счет 4070 3810 30000000 0072,

в Филиале ЗАО «ЭКСИ-Банк» Псковский г. Псков

Получатель: Местная религиозная организация православный Приход храма Александра Невского города Пскова Псковской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

МИНСКИЙ ДУХОСОШЕСТВЕНСКИЙ СОБОР

Минский Свято-Духов собор

Минский собор в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, кафедральный собор Белорусской Православной Церкви

Храм бернардинского монастыря

Здание собора построено в 1633-1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок, а с северной стороны был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели его на месте, где до начала XVII века находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В продолжение XVIII-XIX веков храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик.

Приходской Кирилло-Мефодиевский храм

В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж. В 1860 году бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые временно, после своего переезда из Слуцка, размещались в келиях бывшего монастыря.

Храм Свято-Духова монастыря

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла.

Собор содержал в себе многие святыни, среди которых – икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих. На главном престоле храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

Однако, в целом монастырь отличался бедностью. В 1905 году число его насельников не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов.

Послереволюционное опустошение

В 1918 году монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х – начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались “раскулаченные” крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз.

Возрождение храма и обители

В 1943 году, после освящения собора, которое совершил архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелями собора и монастыря были одни и те же священнослужители из монашествующих. Один из них, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в открытии многих церквей. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения.

Но возрождение храма продолжалось. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня – Минский образ Божией Матери. В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары, котором была помещена частица святых мощей этой святой. В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь.

Кафедральный собор Минской епархии и Белорусского экзархата

Капитальные ремонты, придававшие храму всё более благолепный вид, проводились также в конце 1970-х – начале 1980-х годов, в 1996 и 2000 годах. Во время последнего ремонта произведена реконструкция придела в честь великомученицы Варвары, его алтарь перенесён на новое место, полностью обновлён иконостас. Началось благоустройство здания, прилегающего к собору, а ещё ранее в нём был устроен магазин духовной литературы и церковной утвари «Духовное наследие».

Святыни

  • мощи св. праведной Софии Слуцкой
  • частицы мощей св. великомученицы Варвары
  • чудотворная икона Минской Божией Матери

Настоятели

  • Сщмч. Серафим (Шахмуть) (? – 1944)
  • Серафим Баторевич (? – 1951)
  • Михей (Хархаров) (1 апреля 1960 – 4 апреля 1961)
  • Максим (Кроха) (1965 – 1972)
  • Михаил Буглаков (1979 – 1995)
  • Геннадий Дзичковский (1995 – 10 апреля 2014), с 10 апреля по 26 июня 2014 – почётный настоятель

Свято-Духов кафедральный собор в Минске

Православные люди часто посещают паломничества по святым местам и старинным церквям, с богатой историей, молитвенными старцами и уникальными иконами. Минский храм Святого Духа является источником наполнения веры и умиротворения для сотни тысяч людей. Каждый человек, ищущий душевной гармонии, может зайти в храм, двери его всегда открыты для странников.

Здание храма величественно как внутри, так и снаружи. Но так было не всегда, у него богатая история с действительно тяжелыми временами и событиями.

История храма

Изначально храм строился как католический монастырь бернардинок. Год основания собора — 1633 год. В исторических документах окончание постройки указан 1642 год. В 1652 году закончили строить каменный монастырский комплекс.

Во времена русско-польской войны было много разрушений. А в 1741 году храм был разрушен сильным пожаром, вследствие чего было много реконструкций. Огромный ущерб нанес пожар в 1835 году, монахиням-бернардинкам не удалось восстановить его в первичное состояние. Сократилось число монахинь и церковь закрыли.

О других православных храмах:

Длительное время в соборе не проходили богослужение, здание никому не принадлежало, но с 1860 года костел становится православным храмом и службы восстанавливаются. Решающую роль в восстановлении богослужений и капитальной реконструкции играет архиепископ Минский и Бобруйский (Туровский) Александр (Добрынин) (1868-1877). Именно по его ходатайству были выделены деньги для полного ремонта. После чего в храме был открыт мужской православный монастырь.

Осенью 1870 году было освящение престолов:

  • первый — в честь Святого Духа;
  • второй — в честь святых Кирилла и Мефодия.

Монахи из Свято-Троицкого монастыря г. Слуцка переехали в костел Святого Духа, привезя с собой всю библиотеку, ризницу и другое монастырское имущество. До 1918 церковь действовала, но при власти большевиков ее закрыли. Сначала был организован спортзал для пожарных, после — архив, и завершилось преобразование тюрьмой. Богослужения возобновились только во время ВОВ в 1942 году.

Современное состояние

В настоящее время Свято-Духов в Минске является кафедральным собором. Архитектура — классический католический костел, барочный стиль. На главном фасаде выстроены две высокие башни с несколькими ярусами, нишами и арками. Башни украшены характерными элементами для стиля барокко.

Между башнями имеется щит с криволинейным контуром. Все помещение разделено на 3 нефа. Достигнуто это не глухими стенами, а шестью массивными колоннами.

В 90-х годах состоялся крестных ход, который не проводили многие десятилетия. Отправной точкой крестного хода был Свято-Духов собор.

Святыни и престольные праздники

Иконостас содержит множество чудотворных икон, самая известная икона Минской Божьей Матери (1500 год).

По преданиям автором образа был апостол Лука евангельских времен. Икона находилась в Византии до тех пор, пока князь Владимир не привез ее в Киев в Десятинную церковь, после татарского нашествия образ был выброшен в Днепр. Чудесным образом икона нашлась жителями Минска и переходила с одной церкви в другую, пока в 20 годах ХХ столетия стала святынею собора Святого Духа.

На заметку! Ежегодно проходит Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

Паломники приходят поклониться к мощам святой Софии Слуцкой.

Биография княгини Софии Слуцкой сложная для восприятия. Оставшись сиротой в 1 год, мама умерла в тот же год, что и родилась девочка, отец умер через год после ее рождения, опекой над ней переходила от одних родственников к другим. В 11 лет она уже была засватана за князя. По исполнению 15 лет вышла замуж, и семейная жизнь с князем была нелегкой. Умерла во время родов в возрасте 26 лет. Ребенок родился также мертвым.

Почему ж ее называли святой? Во времена унии с Римом именно она выступила в защиту и сохранность православной святыни г. Слуцка. По ее просьбе супруг ходатайствовал у короля Польши воспрещение православных принуждать к унии. Благодаря ей Слуцк сохранил чистоту и неприкосновенность православия.

Менее известные святыни:

  • священный образ великомученицы Варвары;
  • чудотворные частицы мощей княгини Людмилы. Княгиню Людмилу почитают как покровительницу бабушек, матерей и христианских наставников.
  • святые частички останков Непорочной Елисаветы. Елисавета решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создала в Москве обитель труда, милосердия и молитвы;
  • мощи Святой Софии.

Основной престольный праздник — День Святого Духа. Время проведение- следующий понедельник за Пятидесятницей.

Деятельность прихода

В кафедральном соборе действуют:

  1. Воскресная школа для детей и взрослых. Дети начинают обучаться с 5 лет. Программа обучения: Ветхий и Новый Завет, Катехизис, история церкви, устройство православного храма и процесс литургии. Предметы изучения в воскресной школе для взрослых включают себя: Ветхий и Новый Завет, история церкви, христианское вероучение, церковнославянский язык, основы богослужений.
  2. Библиотека. Фонд состоит из 3 тыс. изданий, включая книги, периодику. Посещать могут прихожане, священнослужители, учащиеся духовных ВУЗов.
  3. Сестричество.

Основной миссионерский проект — Православное Братство в честь Святого апостола Иоанна Богослова. Направления работы:

  • благотворительность;
  • работа с детьми-инвалидами, сиротами, дети из неблагополучных семей;
  • помощь одиноким и социально уязвимым людям;
  • волонтерство на социальных объектах;
  • миссионерская работа в интернатах;
  • духовные беседы;
  • сплочение православной молодежи и воцерковление;
  • семинары, лекции, тренинги, беседы на церковную тематику.

Кроме того, основано молодежное Православное Братство святых бессребреников Космы и Дамиана Римских, которое действует в таких направлениях:

  • служение просвещения;
  • издание информационного буклета «Свете Тихий»;
  • организация и проведение мероприятий собора.

Информация для паломников

Костел Святого Духа в Минске проводит богослужения каждый день. С понедельника по субботу включительно служба начинается в 7 утра. В воскресенье и в праздничные дни литургия начинается в 6 утра.

Закачиваются служения с понедельника по субботу в 23.00, в воскресенье и праздничные дни — по окончании вечернего богослужения.

Совет! В храме всегда есть дежурный священник, который может ответить на все вопросы о Боге, вере и церкви. Его часы приема с 11-17 ежедневно.

Адрес: Минск, ул. Кирилла и Мефодия, д. 3.

Координаты GPS: 53.904714, 27.551741.

От станции метро «Немига» можно доехать к храму Святого Духа общественным транспортом: автобусом под номером 91, 57, 38.

Свято-Духов кафедральный собор (Минск)

Мiръ Беларусь Минск Свято-Духов кафедральный собор (Минск)

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа — главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря.

По инвентарной описи 1784 года, там, где находится собор, но немного в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы существовал православный Космодемьяновский монастырь, в начале XVII века обращённый в униатский.

В 1741 году бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 году монастырь был упразднён и переведён в Несвиж. С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.

Монастырь просуществовал до 1922 года.

Собор был закрыт в первые годы советской власти. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города − Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.

25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.

Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

Деятельность прихода [ править ]

При соборе действуют:

  • Воскресная школа
  • Православное Братство святых бессребреников Космы и Дамиана Римских
  • Православное Братство в честь Святого апостола Иоанна Богослова
  • Библиотека
  • Сестричество

Святыни [ править ]

  • Минская икона Божией Матери
  • Мощи праведной Софии, княгини Слуцкой
  • Икона святой мученицы княгини Людмилы
  • Икона преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 220030, Беларусь, г. Минск, ул. Кирилла и Мефодия, 3.

Телефоны: дежурный +375(17)3276609; дежурный сотовый +375(29)3050598; настоятель +375(17)3276270; бухгалтерия +375(17)3274572; пономари +375(17)3274572; Православное Братство в честь Святого апостола Иоанна Богослова +375(17)3271391.

Паломнику [ править ]

Богослужения в соборе совершаются ежедневно.

Актуальное расписание богослужений смотрите здесь.

Собор начинает работу:

— по будням и в субботу – с 7 часов, — в воскресенье, двунадесятые, великие* и храмовые** праздники – с 6 часов.

Собор заканчивает работу:

— по будням – в 23.00 , — в субботу и накануне двунадесятых, великих* и храмовых** праздников – по окончании вечернего богослужения, — в воскресенье – в 23 часов.

Ежедневно в храме дежурит священник, которому можно задать волнующие вас вопросы о Боге, вере, Церкви и т.д. Дежурный священник находится в храме с 11 до 17 часов.

Свято-Духов собор Минск (Кафедральный собор Сошествия Святого Духа)

Содержание:

Свято-Духов собор находится в самом сердце Минска. В этих местах начиналась история белорусской столицы. Уже более полувека Свято-Духов кафедральный собор остается главным храмом Белоруссии. Одновременно он является одной из архитектурных доминант Минска.

Минск – столица Республики Беларусь, город, который бесспорно привлекает туристов творениями руки архитекторов. Удивительные архитектурные единства, на первый вид, противоположных стилевых направлений идеально отражены в памятках культурного наследия, в том числе и архитектурных.

Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например, таким можно считать Кафедральный собор Минска, в народе – Свято-Духов кафедральный собор. Собор является украшением исторической части Минска, в нем всегда многолюдно — сюда нередко заглядывают любопытные туристы.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа возвышается в старинной части Минска — в Верхнем Городе, это главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви.

История Свято – Духова кафедрального собора в Минске

История Свято-Духова кафедрального собора Минска служит своего рода зеркалом истории Белоруссии. Борьба и переплетение «русского» и «польского», православного и католического начал пронизывает ее со Средневековья и до наших дней.

История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря.

По инвентарной описи 1784 года, там, где находится собор, но немного в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы существовал православный Космодемьяновский монастырь, в начале XVII века был насильственно обращённый в униатский.

В 1741 году бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 году монастырь был упразднён и переведён в Несвиж.

С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь.

Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря.

В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым.

Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.

Монастырь просуществовал до 1922 года.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа советское время

После революции, в 1918 году монастырь был закрыт и разграблен. С храма были сняты кресты, вместо них водружены красные флаги, а здание храма приспособлено под тюрьму для раскулаченных крестьян. Минские старожилы рассказывают, что красные флаги были тотчас же сорваны ветром. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко).

Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города – Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.

25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.

Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы.

Однако ныне, уже в период независимости Беларуси, это чудесное сооружение, возведенное в стиле, именуемом сарматское барокко, — важная достопримечательность столицы Беларуси.

Собор очень цениться паломниками из-за чудотворной Минской иконы Божей Матери, обретенная минчанами в 1500 г. , и мощей св. Софии Слуцкой. Её нетленные мощи можно увидеть в боковой нише слева от алтаря.

Для не слишком религиозных туристов будет приятным времяпровождением изучения архитектуры церкви, ее внутреннего убранства.

На сегодняшний день Кафедральный собор Сошествия Святого Духа – один из самых почитаемых и красивых храмов Минска. Приятным дополнением к композиции собора становится площадь перед входом, позволяющая оценить всю величественность этого красивого творения профессиональных зодчих прошлых лет.

Расположение собора на карте Минска, адрес, время работы и расписание богослужений, как добраться самостоятельно

Расположение собора на карте Минска, адрес, время работы и расписание богослужений, как добраться самостоятельно.

Важнейшая православная святыня Белоруссии находится в историческом центре Минска, в самом начале площади Парижской Коммуны. Добраться до Кафедрального собора Сошествия Святого Духа можно пешком, автобусами или троллейбусами от станции метро «Немига». Как правило, в ходе осмотра распространенных городских достопримечательностей величественное здание просто нельзя не заметить: оно находится практически в центре главного туристического маршрута города.

Адрес Кафедрального собора Сошествия Святого Духа:

  • ул. Кирилла и Мефодия 3, Минск 220030, Беларусь на карте

Режим работы и расписание богослужений:

  • будни 9:00, 18:00,
  • выходные и праздники 7:00, 10:00, 18:00

Координаты навигатора:

53°54′18″ с. ш. 27°33′22″ в. д. / 53.905° с. ш. 27.556111° в. д. (G) (O) (Я)

Расположение собора на карте Минска:

Архитектура Свято-Духова собора Минска

Здание Свято-Духова собора в свое время строилось для католического монастыря ордена бернардинок. Потому он не очень похож на привычный нам православный храм.

Собор представляет собой трех-нефную базилику, являющуюся «базовой» для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролетами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром.

В облике собора сочетаются два направления барокко. Одно из них — сарматское, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в XVII — начале XVIII века. Как отмечает белорусский искусствовед Т. Габрусь, этому архитектурному направлению свойственны «выразительная массивная пластика форм» и сочетание элементов Ренессанса, готики и романского стиля. Внешний вид таких храмов подчеркнуто строг, декор не отличается пышностью.

При перестройке собора использовали элементы Виленского барокко — стиля более легкого и пышного. Он стал популярным в середине XVIII века — особенно в среде гре-кокатоликов. А поскольку на белорусской земле преобладали именно униаты, их предпочтения повлияли и на сугубо «католических» зодчих.

На территории Белоруссии сохранилось множество памятников сарматского и Виленского барокко. Среди них — Фарный костел в Новогрудке, костел бернардинок в Слониме, Софийский собор в Полоцке, Богородице-Рождественский собор в Глубоком, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах.

Свято-Духов собор состоит из основного храма и двух приделов — южного (во имя Кирилла и Мефодия) и северного (во имя великомученицы Варвары). Стены украшены множеством мозаик и витражей.

Свято-Духов собор интерьер

Основное помещение собора Святого Духа отделяет от западного входа достаточно большой притвор. Здесь можно увидеть многочисленные картины на библейские сюжеты, а также Распятие. Непосредственно над входом в главный храм Сошествия Святого Духа — лик Спасителя. До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными).

Пространство храма делится натри нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил.

При всех признаках «польского» духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан «смотрит» образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим Казанскую икону Божией Матери, изображения святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского, причисленного к лику святых при последнем российском императоре Николае II. Отметим также почитаемых в Белоруссии туровских святых и не менее почитаемую Оршанскую икону Божией Матери.

Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева — чудотворная Минская икона Божией Матери. В северной части собора почивают мощи святой праведной Софии Слуцкой. Над входом располагаются хоры.

К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним — ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Петр и Павел.

Доступ в основной храм периодически закрывают. В это время молитвенная жизнь сосредотачивается в северном приделе, освященном во имя великомученицы Варвары. Вход в него осуществляется из притвора. Отметим здесь образ святой Варвары, крупное изображение апостола Петра, а также икону с изображением тринадцати белорусских святых.

Южный придел, освященный во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары.

Собор Святого Духа (Кафедральный) в Минске, Беларусь: история, описание, фото

Мiръ Беларусь Минск Свято-Духов кафедральный собор (Минск)

Идёт загрузка карты…

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа

— главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви.

История

История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря.

По инвентарной описи 1784 года, там, где находится собор, но немного в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы существовал православный Космодемьяновский монастырь, в начале XVII века обращённый в униатский.

В 1741 году бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 году монастырь был упразднён и переведён в Несвиж. С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.

Вид храма в годы Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.).

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.

Монастырь просуществовал до 1922 года.

Собор был закрыт в первые годы советской власти. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города − Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.

25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.

Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

Современное состояние

В настоящее время Свято-Духов в Минске является кафедральным собором. Архитектура — классический католический костел, барочный стиль. На главном фасаде выстроены две высокие башни с несколькими ярусами, нишами и арками. Башни украшены характерными элементами для стиля барокко.

Внутреннее убранство Свято-Духовского собора

Между башнями имеется щит с криволинейным контуром. Все помещение разделено на 3 нефа. Достигнуто это не глухими стенами, а шестью массивными колоннами.

В 90-х годах состоялся крестных ход, который не проводили многие десятилетия. Отправной точкой крестного хода был Свято-Духов собор.

Паломнику

Богослужения в соборе совершаются ежедневно.

Актуальное расписание богослужений смотрите здесь.

Собор начинает работу:

— по будням и в субботу – с 7 часов, — в воскресенье, двунадесятые, великие* и храмовые** праздники – с 6 часов.

Собор заканчивает работу:

— по будням – в 23.00 , — в субботу и накануне двунадесятых, великих* и храмовых** праздников – по окончании вечернего богослужения, — в воскресенье – в 23 часов.

Ежедневно в храме дежурит священник, которому можно задать волнующие вас вопросы о Боге, вере, Церкви и т.д. Дежурный священник находится в храме с 11 до 17 часов.

Вековая история

Земля, на которой стоит сегодня главный собор Беларуси, издревле считалась святым местом. Ещё до 17 века здесь располагался монастырь православных святых: Космы и Дамиана.

Эти два брата, жившие, по разным данным, в 3 или 4 веке занимались врачеванием и прославились чудесами исцеления людей. За свою помощь они не брали никакой платы, поэтому люди называли их бессребрениками.

Но своим добрым словом, бескорыстием и благожелательностью они многих привели к православию, чем и вызвали недовольство властей-язычников. Когда братьев пытками пытались заставить изменить православной вере и принести жертву идолам, они отказались. За это их обезглавили.

Архикафедральный костел в Минске

Костёл, которому с течением времени было предназначено стать главным храмом Минска, самой величественной базиликой города и главной его высотной доминантой, а позже занять почётное место среди католических храмов Беларуси, был возведён в 1710 г. как иезиутская резиденция. В 1773 г. Общество Иисуса было ликвидировано, и хотя на то время единственной территорией, где Орден иезуитов продолжал действовать, была Российская империя, в своё бывшее прибежище, когда Минск отошёл к России, монахам вернуться не посчастливилось. Зато сам храм с момента основания в 1798 г. Минской епархии меняет свой статус и реконструируется как кафедральный костёл Имени Пресвятой Девы Марии. За его апсидой был возведено трёхэтажное здание духовной консистории, в котором также жили отцы-прелаты и каноники. Затем, когда консисторию перевели в комплекс бывшего францисканского монастыря, тут разместился приходской дом.

В результате пожара в 1797 г. интерьер храма был значительно повреждён, однако уже к 1800 г., благодаря стараниям первого епископа Минской епархии Якуба Дедерко, был не только полностью обновлён, но и обогатился. Храм реконструировался также в 1853-54 гг. под руководством архитектора Казимира Хрщановича. Своды, стены храма, поверхности колонн, арок были полностью покрыты сюжетными и орнаментными фресками, в основном работы Казимира Антошевского. Стены были также украшены полотнами И. Олешкевича и Ш. Чаховича. Именно кисти последнего принадлежали образа св. Варвары и св. Иосифа в боковых алтарях, которые появились вместо снятых амвонов, оставшихся от иезуитских диспутов. Среди мастеров, чьи произведения украшали костёл, имена Якуба Бретцера, Игнатия Дарети, архитектора Франтишка Карава. С высоких хоров лилась музыка органов «на 24 голоса, превосходной архитектуры».

В 1869 г. Минская епархия была ликвидирована, и костёл Имени Пресвятой Девы Марии оказался в ранге приходских. В конце XIX в. Минский Мариинский приход насчитывал до 8000 прихожан, не считая ещё около 5000 верующих, которые пользовались филиальным костёлом в Анополи, Волчковичах, на Кальварийском кладбище в Минске, а также часовнями в Городище, Сеннице, Петровщине, Шабунях (теперь Пуховичский район), Прилуках и двумя часовнями Благотворительного общества в самом Минске.

В ноябре 1917 г. деятельность Минской епархии возобновилась, епископом был назначен о. Зигмунт Лозинский, который ещё в 1905 г. был настоятелем костёла Имени Пресвятой Девы Марии. Своеобразным символом возрождения стало появление над башней бывшего коллегиума отреставрированного барочного купола. Но уже в 1920 г. НКВД арестовал и выслал епископа Лозинского. В 1934 г. кафедральный костёл закрыли.

Во время войны костёл Имени Пресвятой Девы Марии недолгое время действовал, но в 1947 г. его снова закрыли. В 1951 г. на здании разобрали башни, ликвидировали убранство храма и превратили в спорткомплекс общества «Спартак». И уже в таком виде костёл был причислен к памятникам архитектуры республиканского значения.

Вместе с крахом советской системы наступил конец и вандализму. Уже в самом начале 1990-х гг. на третьем этаже, под самыми сводами, начали проходить первые богослужения. 15 декабря 1993 г. здание костёла полностью передали верующим, и 5 февраля 1994 г. четырёхметровый крест над храмом сообщил об этом всему городу. А летом начались сложные реставрационные работы. Над столицей Беларуси снова возвысились красивые барочные башни кафедрального собора. Снова над городом разлился перезвон костёльных колоколов как символ возрождения, очищения, надежды. Колоколов, как и раньше, четыре: самый большой – в честь Матери Божьей Будславской, средние – в честь св. Иоанна Павла II и Слуги Божьего епископа Зигмунта Лозинского, маленький – в честь Синода Беларуси. Они размещаются по одному в башенных ярусах.

Рака с мощами белорусской святой

Церковные историки отмечают, что практически сразу после смерти Софья стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры. «Простой православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Случчине. Так, согласно ее пророчеству в Слуцке, на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий. Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом, в 18-том веке, была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей». После войны 1941-1945 гг., 3 апреля 1984 года православная церковь официально канонизировала княгиню Софью, причислив ее к лику блаженных.

Главный храм белорусского экзархата

За всё это время здание церкви неоднократно ремонтировалось и расширялось. С севера был пристроен придел в честь великомученицы Варвары. Он стал памятью о приделе Спасо-Преображенского монастыря для женщин, разрушенного в годы Второй Мировой войны.

После того как немцы после долгой оккупации покинули город, от монастырского здания остались только руины. Позже это место расчистили, там появился кинотеатр и новое здание прокуратуры.

С другой стороны был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Построен он в память о двух бывших церквях Минска, разрушенных в 30-е годы двадцатого века.

Свято-Духов кафедральный собор в Минске имеет еще и нижний ярус. Здесь обустроен придел во имя святых Кирилла и Мефодия. Сейчас там проводится Таинство Крещения.

До революции был ещё зимний придел в честь Николая Чудотворца. Размещался он в примыкающем к собору здании. Сейчас там открыта Воскресная школа. Дети могут посещать её уже с 5 лет. Есть и группа для молодёжи, и отдельная группа для людей взрослых. В школе есть хор и театральная студия.

Рядом с духовно-просветительским центром Минска (слева от собора Святого Духа) установлен памятник Иоанну Богослову,

на котором Ангел очень нежно оберегает и вдохновляет апостольского евангелиста в его творчестве.

Современность собора

В местной епархии в восьмидесятые годы прошлого века служили весьма просвещенные люди, в частности, священник Грушецкий. Он и сегодня является одним из самых почитаемых церковных служителей минского кафедрального собора.

Грушецкий принимал участие в праздновании Тысячелетия Крещения Руси, стал проводить первые после долгого забвения крестные ходы. Из Свято-Духовой церкви в новый храм были перенесены мощи св. Марии-Магдалины.

Миссионерство и благотворительность

Помимо своего основного назначения, храм выполняет функцию благотворительного и просветительского центра. Кафедральный Свято-Духов собор в Минске является базой для воскресной школы, братства Иоанна Богослова, сестричества святой Софии княгини Слуцкой и братства святых бессребреников Космы и Дамиана Римских. Братства занимаются в основном миссионерской работой и благотворительностью. Их целевая аудитория — молодежь. Сестричество объединяет православных женщин, оказывающих духовную помощь нуждающимся в ней в больницах.

В воскресной школе организовано три группы: для малышей 5-7 лет, для детей 8-11 лет и старшая молодежная группа. Также на базе школы проводятся занятия для родителей, создана библиотека, регулярно служится детская литургия для воспитанников воскресной школы, а также их мам и пап. При школе действуют кружки: хоровой и рукоделия.

Расписание служб

В Свято-Духовом кафедральном соборе ежедневно совершаются богослужения. В будни и по субботам служба начинается в 8.40. В 9.00 начало обедни.

Все изменения расписания можно отследить на официальном сайте собора — sabor.by

По воскресеньям, а также в дни храмовых, великих и двунадесятых праздников проходят две Божественных литургии — ранняя и поздняя. Начало служб в 7 и 10 утра соответственно. Желающим исповедаться нужно приходить за полчаса до начала литургии. Ежедневно, кроме воскресенья, в 17.00 поются акафисты. Вечерние богослужения начинаются в 18.00.

Собор на карте Минска

Сюрпризы современного Минска

Свято-Духов кафедральный собор находится на возвышении.

И когда поднимаешься по ступеням к центральному входу храма, он производит грандиозное впечатление свей красотой и величием.

Внутри церкви достаточно просторно. Но на большие праздники все желающие не могут поместиться в помещении. Поэтому при большом стечении прихожан Служба транслируется на улицу через динамики. Очень необычно!

Рядом с собором находится парк, где можно просто посидеть, полюбоваться окружающей красотой, послушать звон колоколов. Если получится, приходите к собору, когда стемнеет. Подсвеченный со всех сторон белый храм нереально красив! Зрелище просто завораживает!

Паломничество

Одна из главных целей для православных паломников в столице Беларуси — кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Минск для паломника — это 27 храмов, а центральная церковь города одна из крупнейших. Среди главных святынь собора — мощи святой Софии, княгини Слуцкой, и иконы:

  • Божией Матери Минской;
  • святой мученицы княгини Людмилы;
  • святых преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Главная святыня храма и одна из самых ценных святынь Беларуси — Минская икона Богоматери. Вот ее история. Среди многочисленной церковной утвари и святынь, привезенных из Корсуни в Киев великим князем Владимиром, был чудотворный образ Матери Божией, написанный предположительно апостолом Лукой. В 1500 году Киев был взят татарами, и один из них, содрав с иконы ризу, бросил ее в реку. Через некоторое время она пристала к берегу реки Свислочи. В 1616 году ее перенесли в Минск. С тех пор икона получила название этого города. В главном соборе белорусской столицы этот образ пребывает с 1945 года.

Святая София, княгиня Слуцкая, будучи убежденной православной христианкой, была вынуждена выйти замуж за католика — князя Януша Радзвилла. Условием, на котором юная София согласилась на брак, было воспитание в православной вере детей, рожденных от него. Брак не был счастливым, детей Бог не посылал. Княгиня утешалась лишь верой в Господа. За четыре года до ее свадьбы, в 1596 году, была объявлена церковная уния (объединение) с Римом. Усилиями святой Софии Слуцк получил от Польского короля грамоту, запрещавшую принуждать к унии православных на территории этого города. Благодаря этой грамоте им удалось сохранить свою веру непоруганной. В 1612 году в возрасте 26 лет княгиня умерла от первых родов. Ее мощи покоятся у левой стены храма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: