Храм Анастасии Узорешительницы в Москве: описание и адрес храма, святыни, расписание богослужений

Храм Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане — единственная в столице церковь в честь этой святой

Мiръ Россия Москва Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане (Москва)

Идёт загрузка карты…

Церковь великомученицы Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане

— православный храм в районе Тёплый Стан Юго-Западного округа Москвы. Относится к Параскево-Пятницкому благочинию. Единственный храм на район с населением более 130 тыс. человек.

История

По воспоминаниям очевидцев, появление храма в Тёплом Стане было давним желанием местных жителей. Об этом говорит то, что с середины девяностых годов многие из жителей района ходили по всем возможным инстанциям, государственным и церковным, и просили построить в Тёплом Стане храм.

Храма на этом месте не было никогда. Частью население данного района приписывалось к храмам Троицы Живоначальной в Конькове, а частью — к приходу Троицкого храма в поселке Мосрентген.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение начать строительство нового храма в Тёплом Стане, посвященного святой великомученице Анастасии Узорешительнице. Новый храм принадлежал в то время Михайловскому благочинию.

Благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архангела Михаила в Тропареве, протоиерей Георгий Студенов принял активное участие в возникновении нового прихода. Первое время, на территории теперешнего храма, еще ничего не было, духовенство из храма Архангела Михаила приходило служить молебны и акафисты.

С 1997 года началась деятельность Приходского собрания. В то время, когда Приходское собрание только начинало существовать, на территории, отданной под застройку, не было ничего. Не было даже поклонного креста, не было ни одной бытовки. В чистом поле, выделенном управой района под проект возведения временного храма, собирались первые прихожане, как правило, жители нашего района, и совершали молитвы, читали акафисты, панихиды.

В 1999 году по благословению священноначалия здесь стал служить протоиерей Борис Развеев (☦ 30.03.2011 г.), клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, который специально приезжал в Тёплый Стан и служил молебны на месте будущего храма. Отца Бориса ещё до сих пор помнят некоторые постоянные прихожане нашего храма.

Когда начались первые молитвенные обращения к Господу, на этом месте и начал формироваться приход, строительство пошло динамичнее. Со временем был установлен поклонный крест, пожертвовали первую бытовку, в которой можно было в любую погоду читать акафисты.

Основное строительство началось уже с первых лет нового столетия. Благодетели пожертвовали конструкции для будущего строительства храма, бетон для фундамента, кирпич, цемент. А 12 июля 2002 года благочинный Андреевского округа священник протоиерей Анатолий Кожа совершил закладку камня в основание храма Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане.

В 2003 году настоятелем прихода стал иерей Александр Ковтун. В этом же году на Вербное воскресение была совершена первая литургия. Именно с этого времени и началась полноценная приходская жизнь храма.

Создание православной общины

Инициатива объединения христиан Тёплого Стана принадлежит отцу Сергию. В 1996 году святой отец был направлен на службу в Чечню, где попал в плен. Выдержать испытания священнику помогла молитва Анастасии Узорешительнице.

По возвращении из плена о. Сергий принял монашество, взял имя Филипп и озаботился формированием христианской общины. Примерно в то же время к властям обратились представители другого объединения с просьбой о строительстве церкви Калужской иконы Божьей Матери. В результате было принято решение построить храм Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане с приделом иконы Калужской Богоматери. К строительству приступили в 2002 году.

Современное состояние

Осенью 2003 года начала свою деятельность Воскресная школа при храме. Каждый год в ней проходят обучение по несколько десятков детей, за годы своего существования Воскресная школа заложила основу православного мировоззрения и благочестия сотням подрастающих молодых людей.

А с февраля 2010 года начали свою деятельность социальная служба и молодёжное движение, которые тесно сотрудничают между собой и уже приносят добрые плоды.

В настоящее время рядом с действующей церковью великомученицы Анастасии ведётся строительство нового большого кирпичного храма великомученицы Анастасии Узорешительницы, рассчитанного на 900 прихожан. Решение о его строительстве было принято в 2007 году.

Трехглавый пятиапсидный храм в колокольней над западным притвором будет выполнен в традициях московской архитектуры XVI-го века. Основной крестово-купольный объём с позакомарным покрытием увенчан главой со световым барабаном, опирающимся на крещатый свод. В западной части устраиваются хоры.

Храм Анастасии Узорешительницы в Теплом стане

Храм Анастасии Узорешительницы в Теплом стане

появился совсем недавно, но, несмотря на это, уже имеет свои предания и историю.У истоков создания православной общины при храме Анастасии Узорешительницы стоит замечательный человек — протоиерей Сергий Жигулин. В 1996 г. житель Теплого стана, отец Сергий по поручению Патриарха был отправлен в г. Грозный, где был захвачен в плен боевиками. Более 5 месяцев его содержали в нечеловеческих условиях, систематически избивали, морили голодом. И все это время отец Сергий молился святой Анастасии Узорешительнице.

Мозаичное изображение Анастасии Узорешительницы на стене у входа в храм

Святая покровительница храма Анастасия жила в III в. н. э. в Риме во времена правления императора Диоклетиана, гонителя христиан. Анастасия, будучи знатной и богатой римлянкой помогала христианам, заключенным в темницах как могла: деньгами, пищей, заботой. Она приняла мученическую кончину, и впоследствии была канонизирована в лике святых. Ей молятся о заключенных-христианах, называя Узорешительницей, то есть – облегчающей узы. Греки, при этом, называют ее Фармаколитрией – «исцеляющей» (за то, что она оказывала медицинскую помощь узникам и ухаживала за больными).

Храмовая икона Калужской Божией Матери

Освободившись из плена и вернувшись на Родину, о. Сергий принял монашеский постриг с именем Филипп и взялся за создание православной общины. Примерно в то же время власти получили прошение и от другой общины с просьбой о строительстве храма в честь Калужской иконы Божией Матери. Но в результате было одобрено строительство храма св. Анастасии с приделом иконы Калужской Богоматери.

Читайте также:
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецах: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Проект строительства Большого храма

Средств на большую церковь найти не смогли. На скромные пожертвования православных прихожан летом 2002 г. (12 июля) заложили, наконец, Малый (на 200 чел.) храм. На Вербное Воскресение следующего года отслужили уже первую литургию. Интересно, что первый младенец, которого окрестили в этом храме, назвали Анастасией.

15.06.2003 Освящение Калужской иконы Богородицы

Другим чудом можно назвать и то, что перед Троицей 2003 года появился в храме и старинный (XVIII в.) образ Калужской иконы Богородицы, который выкупали прихожане «всем миром». 4 января 2004 г. исполнилось 1700 лет со дня преставления св. Анастасии Узорешительницы, и в церкви был торжественно отпразднован престольный праздник.

В 2005 г. в канун Рождества был освящен еще один, приставной, престол храма – Калужской иконы Богоматери, к которой вел некогда проходящий через Теплый Стан Калужский тракт.

Храм Анастасии Узорешительницы в Теплом стане

сегодня не всегда может вместить всех желающих помолиться и получить духовную поддержку. Поэтому прихожане готовятся к строительству большого каменного храма на 1000 человек, собирая на него по крохам пожертвования.

Деятельность храма сегодня

Храм Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане рассчитан на 200 человек, поэтому не может вместить всех желающих помолиться Богу. Прихожане с нетерпением ждут завершения работ по строительству новой церкви, вмещающей 1000 человек.

При храме работает воскресная школа, ученики которой узнают о Боге, христианской вере, молитве. Ребята изучают литургику, Ветхий и древнерусские традиции, учатся флористике, аппликации, хоровому пению, узнают о церковных праздниках и Православных иконах, совершают паломничества в святые места.

Прихожане, посещающие храм великомученицы Анастасии Узорешительницы, принимают активное участие в социальных программах, оказании адресной помощи больным, малоимущим. Священнослужители проводят огласительные беседы. В храме работает молодёжное движение, члены которого организуют детские праздники, участвуют в Съездах православной молодёжи, чествовании святых и других мероприятиях.

Церковь находится по адресу улица Тёплый Стан, 4, недалеко от одноимённой станции метро.

Россия, Псковская область, г. Псков, Октябрьский пр., 9
Первые упоминания о деревянной церкви:
1487 год
Святыни:
Ковчег с частицами мощей святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, святой Фаусты — матери святой, святого мученика Хрисогона Аквилейского — учителя святой, ковчег с частицей мощей святой великомученицы Параскевы Пятницы, копия Туринской Плащаницы, нить Туринской Плащаницы, мощевик с частицей Гвоздя Распятия Господня и копия Гвоздя Распятия Господня, мощевик с частицей Древа Креста Господня и частицей Титла Креста Господня, мощевик с частицей шипа тернового венца Господня, крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицей Титла Креста Господня, ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской, ковчег с частицей мощей святителя Андрея Критского, ковчег с частицей мощей и тапочками святителя Спиридона Епископа Тримифунтского, Чудотворца, ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, ковчег с частицей мощей святого преподобного Александра Свирского
Координаты:
57°48″53.6″N 28°20″19.2″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
С юга от знаменитого Псковского Крома стоит храм, освященный в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы. В древности вокруг этой церкви находился квартал, где жили ремесленники-кузнецы – Кузнечная слобода, поэтому о ней часто говорят, как о «церкви в Кузнецах». Несмотря на многочисленные реконструкции, старинный храм сохранил изначальные пропорции и выглядит очень гармонично. Многие искусствоведы считают его одним из самых красивых в городе.

Вид церкви со стороны ул. Некрасова

Икона Анастасии Узорешительницы

Святая великомученица Анастасия популярна среди православных христиан. Молитвы, к ней обращенные, помогают беременным женщинам.

Икону Анастасии Узорешительницы часто путают с изображением святой Анастасии Римляныни. У русских православных христиан сложилось свое толкование иконы, отличное от зарубежного. Там Узорешительница выступала помощницей заточенных праведников, а на Руси узы или оковы приравнивали к пуповине, которой младенец был прикован к чреву матери. Так и сложилось, что беременные женщины обращаются к святой с молитвами о легкой беременности и быстрых безболезненных родах.

История и описание иконы

Достоверных источников о жизни Анастасии не осталось, но, по преданиям, она была римлянкой, тайно посещала заточенных в тюрьмах христиан, которые не отказались от своей веры в пользу язычества. Гонения на христиан способствовали ее странствиям по свету, но жизнь она закончила мученически: после долгих истязаний ее тело было сожжено на костре. Высшие силы одарили великомученицу даром врачевания, и где бы ни находилась Анастасия, ее помощь христианам была неоценимой. Она передавала им лекарства, пищу и одежду, тратя на них свои деньги.

Анастасия Узорешительница изображается на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест является символом истинной веры и спасения, а в сосуде находится ценное масло елей, которое применяется при врачевании болезней и ран, в том числе и смертельных.

Где находится икона великомученицы

Распространенную икону можно встретить повсеместно. Частица ее мощей находится в Москве, в соборе Кремля. Поклониться лику святой можно в следующих городах:

  • в Мариинске, Кемеровская область;
  • в Вёшках Мытищинского района, Московская область;
  • в Мытищах, Московская область;
  • в Ногинске, Московская область;
  • в Верхотурье, Свердловская область;
  • в Крымске, Краснодарский край;
  • в Анапе, Нижнем Новгороде, Москве, Перми, Владимире, Санкт-Петербурге.

В чем помогает чудотворный образ

Молитвы Анастасии возносят при заболеваниях, особенно связанных с нервной системой. Молятся ей беременные женщины при подготовке к родам в надежде на легкую беременность. Молитвы возносят и те, кто желает укрепиться верой в Господа, пройти все испытания и побороть негатив.

Молитва перед иконой Анастасии Узорешительницы

«Многострадальная и премудрая Анастасия, к Тебе взываем в надежде на скорую помощь. Избавь нас, великомученица, от недугов телесных и душевных. Пошли нам покой и умиротворение, дай сил противиться негативу, на нас исходящему. Даруй легкого родоразрешения и сохрани младенца во чреве матери в здравии. Помолись Господу за отпущение грехов наших да избави нас от сомнений. Аминь».

Читайте также:
Схиигумен Савва: биография старца, книги и проповеди, поучения

Дата почитания великомученицы

В католической церкви дата почитания приходится на 25 декабря. Православная церковь совершает торжественную литургию 4 января. Во время праздничной службы каждый может обратиться с молитвой к великомученице Анастасии и обязательно получит поддержку.

Каждая молитва помогает нашим душам очиститься от негатива, а нас спасает от неправедных мыслей и деяний. Если в вашей жизни есть трудности, а спросить совета и получить поддержку неоткуда, помолитесь Высшим Силам, и вы сможете преодолеть все невзгоды.

Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане (Москва)

Россия Москва Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане (Москва) Идёт загрузка карты…

117133, г. Москва, ул. Теплый Стан, д. 2

+7 (495) 424-11-98, +7 (965) 179-62-76

Церковь великомученицы Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане

— православный храм в районе Тёплый Стан Юго-Западного округа Москвы. Относится к Параскево-Пятницкому благочинию. Единственный храм на район с населением более 130 тыс. человек.

История[править]

По воспоминаниям очевидцев, появление храма в Тёплом Стане было давним желанием местных жителей. Об этом говорит то, что с середины девяностых годов многие из жителей района ходили по всем возможным инстанциям, государственным и церковным, и просили построить в Тёплом Стане храм.

Храма на этом месте не было никогда. Частью население данного района приписывалось к храмам Троицы Живоначальной в Конькове, а частью — к приходу Троицкого храма в поселке Мосрентген.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение начать строительство нового храма в Тёплом Стане, посвященного святой великомученице Анастасии Узорешительнице. Новый храм принадлежал в то время Михайловскому благочинию.

Благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архангела Михаила в Тропареве, протоиерей Георгий Студенов принял активное участие в возникновении нового прихода. Первое время, на территории теперешнего храма, еще ничего не было, духовенство из храма Архангела Михаила приходило служить молебны и акафисты.

С 1997 года началась деятельность Приходского собрания. В то время, когда Приходское собрание только начинало существовать, на территории, отданной под застройку, не было ничего. Не было даже поклонного креста, не было ни одной бытовки. В чистом поле, выделенном управой района под проект возведения временного храма, собирались первые прихожане, как правило, жители нашего района, и совершали молитвы, читали акафисты, панихиды.

В 1999 году по благословению священноначалия здесь стал служить протоиерей Борис Развеев (☦ 30.03.2011 г.), клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, который специально приезжал в Тёплый Стан и служил молебны на месте будущего храма. Отца Бориса ещё до сих пор помнят некоторые постоянные прихожане нашего храма.

Когда начались первые молитвенные обращения к Господу, на этом месте и начал формироваться приход, строительство пошло динамичнее. Со временем был установлен поклонный крест, пожертвовали первую бытовку, в которой можно было в любую погоду читать акафисты.

Основное строительство началось уже с первых лет нового столетия. Благодетели пожертвовали конструкции для будущего строительства храма, бетон для фундамента, кирпич, цемент. А 12 июля 2002 года благочинный Андреевского округа священник протоиерей Анатолий Кожа совершил закладку камня в основание храма Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане.

В 2003 году настоятелем прихода стал иерей Александр Ковтун. В этом же году на Вербное воскресение была совершена первая литургия. Именно с этого времени и началась полноценная приходская жизнь храма.

Интересные факты

Первый младенец, крещённый в храме, был назван Анастасией. Настоящим чудом у прихожан считается появление в церкви Калужской иконы Богородицы (13 века). На выкуп образа складывались всем миром. Теперь храм Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане располагает чудотворной святыней.

В январе 2004 года исполнилось 1700 лет со дня смерти св. Анастасии. Дата 4 января стала для священнослужителей и людей, посещающих церковь Анастасии Узорешительницы и другие православные храмы, днём престольного праздника.

В канун Рождества 2005 года освятили приставной престол в честь Калужской иконы Богоматери.

Современное состояние[править]

Осенью 2003 года начала свою деятельность Воскресная школа при храме. Каждый год в ней проходят обучение по несколько десятков детей, за годы своего существования Воскресная школа заложила основу православного мировоззрения и благочестия сотням подрастающих молодых людей.

А с февраля 2010 года начали свою деятельность социальная служба и молодёжное движение, которые тесно сотрудничают между собой и уже приносят добрые плоды.

В настоящее время рядом с действующей церковью великомученицы Анастасии ведётся строительство нового большого кирпичного храма великомученицы Анастасии Узорешительницы, рассчитанного на 900 прихожан. Решение о его строительстве было принято в 2007 году.

Трехглавый пятиапсидный храм в колокольней над западным притвором будет выполнен в традициях московской архитектуры XVI-го века. Основной крестово-купольный объём с позакомарным покрытием увенчан главой со световым барабаном, опирающимся на крещатый свод. В западной части устраиваются хоры.

Храмовый комплекс

В связи с недостаточной вместимостью церкви великомученицы Анастасии в 2009 г. началось воздвижение большого собора и дополнительных пристроек. В 2012 г. епископ Иринарх совершил чин освящения храмового комплекса в честь Калужского образа Пречистой Девы.

  • По архитектурному плану строение будет иметь три главы, пять апсид и колокольню. Здание решено возводить в стиле московского зодчества XVI столетия. В нижнем ярусе расположат служебные помещения. Большой храм рассчитан на 900 человек, его площадь составит 1150 м2.
  • Основные строительные работы завершены, на лето 2021 г. запланировано оштукатуривание стен и покраска. Сроки обусловлены тем, что кирпичная кладка должна выдержать определенное время без дополнительной обработки. Большой храм Калужского образа подготовлен для чина малого освящения, здесь уже установлен временный иконостас и привезена необходимая церковная утварь.


Фото строящегося храмового комплекса, 2021 год

  • Рядом с собором будет построен дом причта, вместе с воскресной школой они поддержат общую стилистику. На сегодня сооружен цокольный этаж с перекрытиями. На 2021 г. запланировано строительство церковной лавки и сторожки.
  • Читайте также:
    Церковь Рождества Христова в Краснодаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Воздвижение большого собора рядом с церковью Анастасии Узорешительницы идет медленными темпами, так как комплекс сооружается на пожертвования мирян, крупных благотворителей у проекта не имеется. К тому же новый собор строится по сложному архитектурному плану, а технологическому процессу необходима пауза.

    На заметку! Приходской совет обращается к православным верующим с предложением принять посильное участие в воздвижении храмового комплекса, ведь это дело трудоемкое, но спасительное для души. Только общими усилиями жители Теплого Стана получат возможность приходить в обширный и изящный храм на христианские торжества. Благоустроители будут отмечены РПЦ как люди, свершившие великое деяние во славу Царствия Господа.

    Где расположены мощи Святейшей

    Изначально, мощи Святой хранились в Сирмиуме, там, где была она и похоронена, потом их передали в Константинополь. Спустя время, мощи Спасительницы разлетелись по всей Европе. Самые почитаемые места с мощами:

    • монастырь Бенедиктбойерн;
    • монастырь на Святой Горе Афон;
    • собор Св.Анастасии в Ховатии.

    Помните, когда одолевают всякого рода хвори: будь то душевные, или телесные – обратиться за помощью к Святым не зазорно. Верующему в помощь Господню снизойдет Его благодать.

    Храни Вас Господь!

    Как добраться до храма

    Точный адрес обители: улица Теплый Стан, строения 4,6. там же есть и номер телефона для того, чтобы можно было оперативно проконсультироваться. Также можно добраться и общественным транспортом. Для этого можно добраться на

    • метро до станции «Теплый Стан»,
    • автобусами с номером 227, 281, 144 выходить необходимо на остановке «ул. Генерала Тюленева».

    Лучшая статья для Вас, переходите: Воскресенский собор в Омске

    Помните, что независимо от того, как часто Вы посещаете храм, важнее то, какой является Ваша вера.

    Господь всегда с Вами!

    Храм Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане

    «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    Данная святая занимает не последнее место среди почитаемых в православии. Это и не удивительно, ведь за свою жизнь ей пришлось вытерпеть не мало бед, но за это она была одарена Господом. В народе она известна как Узорешительница, Избавительница или Целительница. Такие названия были даны ей за благодать Божию и возможность исцелять как душевные, так и физические проблемы. Так же не оставляет она без помощи и тех, кто попал в места лишения свободы, также просят помощи от колдовских чар и сложных жизненных ситуациях.

    Не удивительно, что есть в мире храмы данной святой. Один из таких храм святой Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане. Ранее храма тут не было, но это было большим желанием местных жителей.

    О чём молятся перед иконой

    Исходя из значения иконы и истории самой Анастасии, можно понять, что молить можно о:

    • Укреплении веры и душевных сил.
    • Исцелении от болезни.
    • Избавлении от горя и душевных терзаний.

    Главное, стоит помнить, что любая икона это лишь способ обращения именно к Богу. Мученик становится только проводником искренней молитвы. Если в сердце человека живёт искренняя вера, то молитва его будет услышана.

    От чего помогает икона Анастасия Узорешительница?

    Узорешительница, дословно – избавительница от всякого стеснения (страдания). Такое прозвище святая получила за сердобольное стремление облегчить страдания всем гонимым за веру христианам. Таким образом, через ее икону можно обращаться к Анастасии, как живой, и она облегчит наши узы:

    • непраздности (разрешение от уз в родах);
    • тюремного заключения;
    • безденежья;
    • отчаяния и страха;
    • болезни и безысходности.

    Анастасии Узорешительнице следует молиться девушкам, которые решили посвятить себя Христу и боятся лишиться девства. К ее помощи можно прибегать, когда есть угроза насилия. Ей молятся о мужестве и укреплении перед испытанием. Эта хрупкая девушка явила нам прекрасный образец жизни и самопожертвования, который будет полезен для нашего поколения. 17 веков подряд жива память о том, как она пламенно отстаивала свою веру, не боясь даже самой смерти.

    Святая Анастасия

    Великомученица, в честь которой освящена церковь, жила и творила благие дела в Древнем Риме. Слово «Узорешительница» означает «избавительница от уз». Также святую Анастасию называют Целительницей.

    Правитель империи Диоклетиан преследовал ревнителей христианской веры, подвергал их тяжёлым мучениям. Юная девушка, познавшая веру от матери и духовного учителя Хрисогона, заботилась об узниках-христианах, посещала верующих в тюрьмах, перевязывала им раны, кормила и укрепляла в вере.

    Мать Анастасии умерла, и девушку в её устремлениях не поддерживали ни отец, ни муж, за которого святая пошла не по своей воле. Много страданий вынесла Анастасия от нелюбимого. Особенно тяжело стало после смерти отца, оставившего дочери в наследство огромное состояние. Но Бог услышал молитвы юной девы, и однажды ненавистный муж вместе с командой корабля, плывущего в Персию, утонул в море во время шторма. Теперь никто не мешал Анастасии заботиться о ревнителях веры.

    Слова и дела св. Анастасии оставляли след в умах и сердцах людей, и христиан на римской земле становилось всё больше. С таким положением дел не мирились представители власти, и однажды Анастасию растянули между четырьмя столбами и сожгли. Мощи святой перенесли в Константинополь, а затем в город Салоники, где впоследствии основали мужской монастырь.

    Молитва Анастасии Узорешительнице помогает избавиться от болезней, благополучно освободиться из мест лишения свободы и разрешиться от бремени.

    Святыни храма

    Южный фасад церкви украшает мозаичная храмовая икона св. Анастасии. Внутри храма покоятся частицы мощей святой, поклониться которым можно ежедневно с 8.00 до 20.00.

    Помогает верующим и чудотворная икона Калужской Богоматери. Явление иконы произошло в XVIII веке, когда Царица Небесная наказала, а после покаяния излечила дерзкую дворовую девушку. Позже Богородица вернула слух барскому слуге Прохору, спасла от смерти дочь боярина Евдокию, помогала другим христианам села Калужка.

    Читайте также:
    Храм Успения Богородицы в Вешняках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Церковь в Дубровицах

    Храм Знамения в Дубровицах — великолепный памятник петровской эпохи и объект культурного наследия федерального значения в Подмосковье. Православная святыня привлекает немало путешественников из России. Большинство поражается увиденным и называет религиозное сооружение одним из самых красивых и редких в нашей стране.

    Что же вызывает такие эмоции? В первую очередь это нетипичный для православных построек архитектурный стиль, который можно классифицировать как голицынское барокко. Его черты воплотились в ажурной золочёной короне, венчающей церковь вместо традиционного купола, обилии лепного декора, сложных узорах, статуях и других деталях.

    По мере приближения к церкви черты проступают всё яснее. Становятся различимы белокаменные скульптуры. Так, над обеими сторонами западной лестницы возвышаются изваяния Григория Богослова и Иоанна Златоуста с митрой, на крыше западной пристройки можно заметить статую Василия Великого. 12 фигур апостолов разделяют грани восьмерика. При пристальном рассмотрении видны следы времени — у одного изваяния не хватает головы, у другого — крыла. Реставрации требует и фундамент церкви. Чтобы как-то привлечь внимание к этому вопросу, Всемирный фонд памятников даже включил сооружение в один список с перуанским Мачу Пикчу и испанским собором Святого Семейства.

    История церкви с короной в Дубровицах

    В процессе, которым руководил боярин Борис Голицын, были задействованы мастера из разных стран, в том числе выходцы из Италии, Польши, Швеции, Германии. Точное имя главного архитектора мы уже вряд ли узнаем. Есть одна версия, согласно которой, им мог быть придворный шведский мастер Никодемус Тессин Младший.

    В качестве строительного материала использовался декоративный белый камень из каменоломен в Сьянах. Транспортировался он по реке Пахре.

    Построенную церковь назвали в честь иконы Божией Матери «Знамение». Вот только замысловатый декор и не традиционный архитектурный стиль привели к неожиданным последствиям: патриарх Адриан отказался освещать сооружение. Освящение состоялось после смерти священника, 11 (22 февраля) 1704 года, митрополитом Стефаном. На обряде присутствовал Пётр I.

    В XVIII веке храм Вознесения в Дубровицах пополнился колокольней. Башня до наших дней не дошла — взорвали в 1931 году. Одно время церковь вместе с усадьбой «Дубровицы», частью которой она считается, была музеем. В 1990 году православную святыню передали общине.

    Внутри церкви в Дубровицах

    Убранство вас удивит не меньше, чем экстерьер. Выдержанные в небесных тонах стены обильно украшены скульптурами. Им отведена значительная часть внутреннего пространства. Все они разнятся по сюжету, но объединены библейскими мотивами и выполнены в технике стукко. Фигурки изготавливались из битого кирпича и известкового раствора, за основу использовался каркас из металла.

    Самая крупная композиция расположена над иконостасом и представляет собой центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». В центре находится распятие, справа — надпись на латинском языке, рядом — два сидящих ангела.

    Обратите внимание и на ровесника церкви — барочный резной иконостас. Часть икон сюда вернули из Всероссийского института животноводства в 2000-м году. Создание некоторых образов приписывают мастерам Оружейной палаты. Есть в храме и икона «Знамение», написанная 150 лет назад. Перед образом Небесной Заступницы часто служат молебны и читают акафисты.

    Невозможно не заметить и двухъярусные хоры — занимают верх западного выступа. Балконы повторяют очертания притвора и поддерживаются резными столбиками, похожими на мостик. Известно, что здесь во время освящения храма молился Пётр I.

    Богослужения в храме Знамения в Дубровицах

    Храм действующий, богослужения совершаются здесь ежедневно. Обычно молитвы читаются утром в 07:00 и вечером в 17:00. О проведении таинств и обрядов нужно заранее договариваться со священником. Для прихожан и туристов церковь открыта каждый день с 08:00 до 17:30, во время вечерних праздничных служб — до 20:00.

    С 2003 года при церкви работает воскресная школа. Воспитанники изучают закон Божий, историю церкви и России, церковнославянский язык, пение, литургику и занимаются творчеством. Духовник школы — протоиерей Андрей Грицышин.

    Как добраться

    Дубровицкая жемчужина возвышается на высоком холме, образованном в месте слияния рек Пахры и Десны. Посёлок входит в состав подольского городского округа. Добираться до него удобно из Москвы — расстояние от кольцевой автодороги составляет 16 километров, от центра столицы — 36 километров. Координаты для навигатора: 55.44139802304196 и 37.49451920013428. Что касается транспорта, то кроме авто, сюда можно доехать на электричке и автобусах.

    На электричке: подвижной состав в эту сторону из Москвы отправляется от Курского вокзала буквально каждые 15–20 минут. Дорога отнимет у вас примерно час. В Подольске нужно будет сесть на автобус № 65. Он и довезёт вас до остановки «Посёлок Дубровицы». Оттуда до усадьбы идти минут пять.

    На метро и маршрутке: если находитесь в Москве, спускайтесь в метро и поезжайте до станции «Лесопарковая» Бутовской линии. Когда окажетесь на месте, дождитесь маршрутное такси № 417. Транспорт доставит к остановке, упомянутой выше.

    На автомобиле: из центра столицы поезжайте по Варшавскому шоссе или МКАД, затем двигайтесь по М2. Машину оставляйте на парковке рядом с огороженной территорией усадьбы.

    На такси: проблем с вызовом машины не будет. Воспользуйтесь таксомоторными сервисами «Максим», «Яндекс. Такси», «Везёт», «Ситимобил», Uber.

    Церковь Знамения в Дубровицах на панораме Google: вид снаружи

    Видео о храме Знамения в Дубровицах:

    Знаменская церковь в Дубровицах: старинная, необычная и красивая

    Старинная Знаменская церковь в Дубровицах в стиле русского барокко не оставит никого равнодушным. Она является удивительным памятником архитектурного зодчества, ее называют жемчужиной Подмосковья. Необычная, загадочная, это одна из самых красивых церквей в России, с золоченой короной вместо купола.

    Церковь Знамения в Дубровицах с короной — это одна из самых известных достопримечательностей города Подольска.

    1. Карта
    2. Знаменская церковь в Дубровицах
    3. История создания церкви в Дубровицах
    4. Материал и архитектура
    5. Скульптурные композиции
    6. Купол
    7. Внутреннее убранство
    8. Окрестности
    9. Видео усадьбы Дубровицы и Знаменской церкви
    Читайте также:
    Покровский храм в Саратове: история и описание церкви, адрес, святыни и праздники, как доехать

    Карта

    Как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах:

    • Из Москвы: от м. Южная на автобусе №417.
    • Из Подольска: от железнодорожной или автобусной станции автобус (маршрутка) №65.
    • На автомобиле: из Москвы через город Подольск по Варшавскому шоссе, возле Центрального Архива повернуть на указатель направо и прямо до поселка Дубровицы.

    Знаменская церковь в Дубровицах

    Сайт: dubrovitsy-hram.ru Адрес: Московская область, Подольск, пос. Дубровицы, 45. Часы работы храма: с 8.00 до 17.30, накануне воскресных и праздничных дней с 8.00 до 20:00.

    Церковь в старинной усадьбе Дубровицы, в которой некогда жил князь Борис Голицын, построена на средства ее владельца на границе XVII-XVIII веков. Сам восхитительный силуэт строения заставляет узнать более подробно, как возникла Знаменская церковь, причину ее создания и получить ответы на многие другие вопросы, возникающие после более близкого знакомства с этим удивительным человеческим творением.

    Необычность ее в архитектурном стиле — русское барокко, а если точнее, голицынское русское барокко. Глядя на многочисленные причудливые элементы: скульптуры апостолов и ангелов, выточенные из камня причудливые цветы и листья, на ум приходит западная архитектура. Для России церковь необычна и корона с крестом еще больше добавляет ей оригинальности.

    История создания церкви в Дубровицах

    Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (это официальное наименование Знаменской церкви) была построена на грани XVII-XVIII столетий неподалеку от Подольска, в месте где сливаются реки Пахра и Десна. Инициатором строительства и его финансистом выступил князь Борис Голицын – тогдашний владелец усадьбы Дубровицы.

    Незадолго до этого князь, служивший воспитателем будущего государя Петра Великого, попал к нему в опалу и уехал в свое имение. Однако Петр вскоре остыл, и в знак примирения князь на свои средства начал возведение необычной церкви на территории собственного имения, хотя для этого пришлось перенести оттуда вполне рабочую деревянную церковь пророка Илии.

    В 1704 году строительство было закончено, и на церемонию освящения храма прибыл сам Петр Великий, стоявший и молившийся на особом балконе западного выступа.

    Материал и архитектура

    Для сооружения Знаменской церкви выбрали местный белый камень, добывавшийся в каменоломнях на берегу Пахры. В качестве строительного материала он как нельзя более хорошо подходил под этот проект.

    В плане церковь являет собой закругленный равноконечный крест. Высокий фундамент позволил обвести вокруг здания открытую ходовую паперть. Ее украсили роскошной каменной резьбой, создающей уникальный орнамент, который прерывается лишь четырьмя лестничными сходами.

    Скульптурные композиции

    Рука западного инженера чувствуется буквально везде. Это заметно, в частности, в наличии многочисленных скульптур. Так, на западной лестнице у главного входа установлены фигуры великих архиепископов-святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, над фигурами которых на крыше притвора возвышается изваяние Василия Великого. Все великие Святители изображены в виде старцев высокого роста, одетых в мантии.

    В цокольных углах стоят Матфей, Лука, Иоанн и Марк. Дополняет сонм апостолов 8 фигур, находящихся у основания 8-гранной башни. К сожалению, у трех евангелистов, стоящих на земле, нет голов. Их отбили во времена борьбы с церковными предрассудками.

    Скульптуры Знаменской церкви напоминают о прекрасном храме-ротонде в селе Подмоклово Серпуховского района. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово также выполнена в итальянском стиле, ее украшают 12 апостолов и 4 евангелиста. Они установлены на 16-пролетной аркаде и опоясывают башню храма.

    Купол

    Интересное решение было принято для купола церкви, которую венчает не традиционный шатер или шлем, а царская корона. Столь оригинальная идея воплощена и в другом имении Голицына – в Больших Вяземах, где церковь также украшена императорским венцом.

    Внутреннее убранство

    Внутри Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы тоже во многом повторяет католические каноны: стены отделаны горельефами на темы библейских сюжетов, в помещении установлены скульптурные композиции. Все это свидетельствует о традициях европейской школы.

    Интересен процесс изготовления скульптур. Их не вырезали на стороне, а делали на месте. Металлический каркас обмазывался основой, состоящей из смеси битого кирпича с известковым раствором, по ней в сыром виде прорезался контур. После высыхания смеси фигуры окончательно моделировались.

    Крупнейшей композицией внутреннего церковного интерьера является «Распятие».

    На западном притворе находится галерея, представляющая собой балкон, на который можно попасть через небольшую дверку в северо-западном пилоне. В этом месте при освящении храма находились Петр I и Борис Голицын.

    Окрестности

    Западнее храма некогда располагалась трехъярусная колокольня с 9 колоколами. Наиболее крупный из них весил порядка 2 тонн. К сожалению, колокольню в 1931 взорвали. От нее уцелела только сильно поврежденная статуя, которую невозможно сейчас опознать. Сейчас она вновь установлена на постамент.

    От восточных врат уходит прямая дорожка в сторону кургана со смотровой площадкой. Вполне возможно, что он сохранился со времен вятичей, однако сейчас это точно сказать невозможно. Со смотровой площадки открывается замечательный вид на церковное сооружение. Здесь любят проводить фото- и видеосъемки молодожены.

    Знаменская церковь в Дубровицах – это жемчужина архитектурного искусства, оставшаяся нам в наследство от неизвестных авторов, воплотивших в ней свои мечты, мысли и чувства. Этот уникальный памятник русской архитектуры давно вошел в список сокровищ мирового искусства.

    В окрестностях Подольска можно увидеть и другие интересные объекты, некоторые из них находятся рядом с Дубровицами, например, Подольская плотина.

    Видео усадьбы Дубровицы и Знаменской церкви

    Знаменская церковь, Дубровицы: история, архитектор, адрес. Церковь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»

    Не каждый житель нашей страны знает, сколько удивительных памятников истории и архитектуры находятся в небольших городках и селениях. Если вы когда-нибудь окажитесь недалеко от села Дубровицы, то обязательно посетите бывшую усадьбу князей Голицыных. Это место входит в список культурных памятников России и представляет собой большой архитектурный ансамбль, обновлявшийся и пополнявшийся в разные годы и столетия. Наибольшую культурную ценность представляет церковь иконы Пресвятой Богородицы “Знамение”. Это сооружение настолько отличается от русских традиций зодчества, что привлекает к себе внимание уже с первого взгляда. Не менее интересна и история этого памятника, пережившего за несколько столетий своего существования разные периоды, оставившие неизгладимый след на внешнем облике храма. Сегодня, как вы догадались, наша статья посвящена Знаменской церкви в Дубровицах.

    Читайте также:
    Церковь Всех Крымских святых и Феодора Стратилата в Алуште: история и адрес храма, расписание богослужений

    Местоположение храма

    Адреса Знаменская церковь в Дубровицах как такового не имеет, но она является частью архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, поэтому отыскать ее не составит никакого труда. Она расположена приблизительно в тридцати шести километрах от Москвы совсем рядом с Подольском.

    Туристы, которые ездили сюда самостоятельно, утверждают, что дорога не занимает много времени. К тому же увиденная красота храма может компенсировать любой даже самый сложный путь до усадьбы.

    Маршрут до поселка Дубровицы

    Если вы интересуетесь тем, как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах, то мы подскажем вам самый простой и краткий маршрут из Москвы. Обычно туристы садятся на электричку, отправляющуюся с Курского вокзала. Ехать необходимо до станции Подольск, прямо отсюда отправляется автобус под номером шестьдесят пять до села. Выйдя на остановке, вы буквально упретесь взглядом в Знаменскую церковь. В Дубровицах ее видно практически отовсюду, ведь стоит храм на некотором возвышении.

    Если вы отправитесь из Москвы на собственном автомобиле, то выбирайте Варшавское шоссе. Добравшись до Подольска, двигайтесь по улице Ленина, а затем Кирова. Там вы увидите указатель направления на Дубровицы. Из города ехать до храма не дольше десяти минут.

    Местные жители говорят, что необходимо выбирать дорогу на Обнинск, где нужно свернуть только единожды, на спортивном комплексе “Нептун”. Дальше путь пролегает прямо, поэтому заблудиться путешественникам будет негде.

    Общее описание храма

    Знаменская церковь Пресвятой Богородицы в селе Дубровицы расположена на утесе, нависающем над двумя реками, – Десной и Пахрой. Именно в этом месте обе реки сливаются, образуя просто неповторимый рельеф.

    Каждый, кто хотя бы один раз увидел данное творение зодчих семнадцатого века, уже никогда не забудет этого величественного зрелища. Храм будто парит над всеми остальными строениями усадьбы, он напоминает ажурное белое облако, ярко выделяющееся на фоне синего неба.

    Интересно, что Знаменская церковь в Дубровицах совсем не похожа на иные религиозные сооружения того периода. Она выполнена в стиле барокко из белого камня и полностью украшена резьбой и барельефами. Ее фасад изобилует сценами из Библии и скульптурными композициями, которые ранее никогда не использовались в России для украшения православных храмов. Современные специалисты до сих пор не могут уверенно сказать, какие именно мастера приложили руку к созданию этого истинного чуда зодчества. Некоторые утверждают, что на строительстве церкви работали итальянские мастера, а вот другие историки уверены, что здесь сильны идеи немецких архитекторов. Уж больно похожи церковные фасады на архитектурные шедевры Германии семнадцатого-восемнадцатого веков.

    Сама Знаменская церковь в Дубровицах воплощает собой полет мысли, она будто стремится ввысь, поднимаясь над всем земным и суетным. На ее фасадах и колоннах в причудливом узоре переплелись ветви каменных растений, животные и фигуры святых. Также можно разглядеть и ангелов, венчающих церковные ярусы. Особенно необычно смотрится ажурная золоченая корона, покрывающая храм вместо купола. Подобная архитектура является единственной в своем роде, поэтому эта церковь внесена в список Всемирного фонда памятников. Сейчас уникальное сооружение находится в плачевном состоянии и нуждается в масштабных реконструкционных работах. Из-за недостатка финансирования они ведутся очень медленно, а необыкновенные скульптурные композиции и барельефы тем временем разрушаются. Если не принять серьезных мер по спасению храма, то уже наши с вами потомки не сумеют оценить красоту этого старинного строения.

    Знаменская церковь в Дубровицах: история строительства

    Специалисты относят эту церковь к самым загадочным сооружениям семнадцатого века. Доподлинно о ее строительстве не известно ничего, все отрывочные сведения получены из кратких записей, слухов и домыслов. Такая тайна не окружала ни один храм в нашей стране, поэтому с каждым годом растет интерес к его истории.

    Считается, что задумал возвести новый храм в своей усадьбе Б. А. Голицын, который являлся любимцем и наставником Петра I. Он обладал финансовыми возможностями для того, чтобы создать шедевр архитектуры того времени. В помощь были призваны иноземные мастера и русские зодчие. Известно, что Голицын общался со многими итальянскими архитекторами, жившими и творившими в России. Однако кто из них стал автором столь уникального проекта, неизвестно до сих пор.

    Изначально на месте будущей церкви стоял небольшой храм в честь пророка Илии. Чтобы освободить площадку под будущее строительство, это сооружение из дерева аккуратно перенесли в ближайшее село, где оно благополучно стояло многие годы.

    Историки утверждают, что первый камень церкви был заложен в двадцатых числах июля 1690 года. Буквально сразу после этого знаменательного события князь был обвинен в государственных преступлениях и сослан своим венценосным воспитанником в имение. Строительство на время приостановилось, но современники знали горячий и отходчивый нрав Петра I. Поэтому уже через несколько месяцев Голицын был возвращен в Первопрестольную и одарен титулом боярина. Этому событию он и решил посвятить новую церковь, посоветовавшись с царем.

    Иногда в письменных источниках якобы находят упоминания о том, что Петр I часто бывал в имении своего учителя и даже самолично принимал участие в строительстве храма. Однако официально историки данный факт не подтверждают. Знаменская церковь была возведена в рекордные для такого грандиозного сооружения сроки – за девять лет. Но еще четыре года она простояла без дела. Свидетели тех событий упоминали в своих воспоминаниях, что храм был настолько необычен, что ни один священник не решался его освятить. И лишь в 1703 году церковь превратилась в действующий приход, освященная иконой Божией Матери “Знамение”. В этом действе принимал участие и сам Петр I, прибывший в имение, чтобы придать значимости событию.

    Читайте также:
    Благовещенский собор в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Чудотворная икона

    Историки считают, что икона Божией Матери “Знамение” неспроста использовалась при освящении нового храма. Ведь она всегда была очень почитаема на Руси и считалась чудотворной.

    Создание иконы датируется двенадцатым веком, причем она является двусторонней. В шестнадцатом веке ее попытались обновить, что стало причиной практически полного исчезновения первоначального образа Богородицы.

    Иконе приписывается спасение Новгорода от завоевателей в двенадцатом веке. Считается, что только благодаря ей жители не сдались и войска отступили от стен города.

    Знаменская церковь (Дубровицы): архитектор

    Ученые уже довольно долго ведут споры о человеке, гений которого нарисовал образ удивительного религиозного сооружения. Доподлинно известно, что прямое участие в строительстве принимали зодчие из Италии, Польши и Германии. Однако несколько версий об архитекторе этого архитектурного чуда все же существует.

    Одни историки приписывают авторство проекта итальянцу Алемано. Он прибыл в Москву именно перед самым строительством церкви и пробыл в России несколько лет. Архитекторы даже находят во внешнем облике храма нечто общее с его другими творениями.

    Другие специалисты поддерживают версию о Конраде Оснера, который приехал в нашу страну из Германии. Вместе с собой он принес особый, ни с чем не сравнимый архитектурный стиль южной части Германии. Его элементы и характерные черты легко угадываются в убранстве церкви.

    Интересно, что сам князь Голицын принимал непосредственное участие в строительстве нового храма. Известно, что он разрабатывал общую концепцию и лично подбирал библейские сюжеты, которые должны были в каменном исполнении стать украшением его детища. Судя по записям того времени, мастера активно работали только в летний период. В холода они проводили все свое время, создавая причудливые каменные узоры, разместившиеся по всему периметру храма.

    В итоге получилась уникальная в своем роде православная церковь, напоминающая католические шедевры Италии и Германии.

    Знаменский храм до советских времен

    До начала двадцатого века церковь была дважды реставрирована. Каждый раз финансы на этот сложный и затратный процесс находились с трудом. В последний раз деньги собирали всем миром, чтобы сохранить уникальное наследие для потомков. Стоит заметить, что тогда это удалось.

    Недалеко от церкви была выстроена колокольня, ученые датируют ее создание серединой восемнадцатого века. Она выполнена в более традиционном для российской архитектуры стиле. На звоннице были размещены девять колоколов, а в подвале создан небольшой музей с установленной скульптурой. Предположительно это был один из почитаемых в то время святых. Восстановить практически разрушенную скульптуру современным мастерам не удалось.

    На базе церкви к началу прошлого века действовала школа, а также богадельня. Находиться в ней одновременно могли девять человек. С семнадцатого года двадцатого века в усадьбу пришли запустение и разруха, что пагубно сказалось на состоянии церкви.

    Советский период и наши дни

    После революции бывшая усадьба Голицыных превратилась в памятник быта и постепенно начала приходить в упадок. Изначально на ее содержание выделялись средства, но спустя десять лет было принято решение закрыть ее и церковь для доступа людей. В тридцатые годы под снос попала колокольня усадьбы, на сегодняшний день от нее осталась только часть скульптуры, размещавшейся в подвале. За долгие годы фасад храма подвергся разрушительным действиям вандалов. Многие уникальные скульптуры лишились важных частей, некоторые были практически полностью уничтожены.

    В шестидесятые годы прошлого века было решено провести реконструкцию храма, а спустя тридцать лет его торжественно вернули Церкви. Однако иконы, хранившиеся в разных музеях страны, когда-то вывезенные из Знаменского храма, удалось возвратить только в двухтысячных годах.

    Сейчас церковь считается действующей, в нее можно попасть с девяти часов утра до пяти часов вечера. Здесь ведутся воскресные и праздничные богослужения, также можно приехать и на вечернюю службу.

    Внешний облик храма: описание

    Мы уже не раз уточняли, что церковь имеет уникальный внешний вид, который абсолютно нетипичен для православных храмов Руси. Основанием сооружения является крест с закругленными краями. Фундамент церкви немного поднят, что создает открытую паперть с парапетами. К строению ведут четыре лестницы, которые перекликаются с основанием храма.

    Строительство велось из белого камня, который добывался здесь же – в низовьях реки Пахры. Фасад щедро украшен резьбой, покрывающей всю церковь целиком. По периметру расположены скульптурные изваяния старцев в мантиях и ангелов. Если приглядеться, то можно узнать и сцены из Библии, воплощенные в камне искусными резчиками.

    У основания церкви расположены фигуры евангелистов, а у входа располагаются две массивные скульптуры – Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

    Внутреннее убранство церкви

    Внутри храм настолько же уникален, как и снаружи. Он полностью украшен горельефами, выполненными по каркасной технологии из битого кирпича и известняка. Местные мастера наносили смесь на каркас, а потом инструментами отсекали все лишнее, создавая объемное изображение. Все они созданы по мотивам библейских сюжетов.

    Нельзя не обратить внимания и на горельеф с распятием Христа, эта композиция является центральной и вокруг нее ранее располагались тексты на латыни. Позже они были заменены на русские тексты, сейчас надписи в ходе реставрационных работ возвращаются к изначальному варианту.

    В одной из частей храма располагаются двухъярусные хоры, которые полностью покрыты резьбой и выкрашены в глубокий синий цвет. Изнутри стены церкви имеют красивый нежно-голубой оттенок.

    Верующие утверждают, что фотографировать в храме не рекомендуется, поэтому стоит своими глазами взглянуть на эту невероятную красоту, напоминающую западные архитектурные шедевры.

    Вместо заключения

    Довольно сложно описать словами всю красоту и уникальность Знаменской церкви. Поэтому обязательно стоит приехать сюда и открыть сердце для этого невероятного ощущения, которое возникает при одном взгляде на это сооружение талантливых мастеров семнадцатого века.

    История храма

    Вы здесь

    Горизонтальные вкладки

    История строительства храма

    Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

    Читайте также:
    Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде: описание и адрес храма, телефон, иконы, расписание богослужений

    Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г.Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

    Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

    Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще нескоялько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

    После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

    Архитектура храма

    В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

    Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.

    Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

    Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

    Интерьер храма

    Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

    Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

    В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

    Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

    История прихода

    За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.

    Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.

    Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

    В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.

    Читайте также:
    Музей религии в Санкт-Петербурге: адрес и время работы, стоимость билета, описание

    Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

    Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся. В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.

    С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил архиепископ Можайский Григорий.

    С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся масштабные сложные реставрационные работы. Для этого было составлено несколько проектов реставрации храма начиная с гульбища и фундамента и кончая иконостасом и хорами.

    В течение 2000 годов были отреставрированы все четыре большие белокаменные паперти храма и начата реставрация резного декора белокаменного гульбища. Эти работы еще не завершены. Также специализированной реставрационной организацией было проведено укрепление фундамента храма с заполнением специальным раствором возможных трещин и пустот на всех уровнях фундамента храма и гульбища.

    В интерьере храма проведена косметическая реставрация скульптурных горельефов. С 2003 по 2018 года велась реставрация резного позолоченного иконостаса храма. Полностью были отреставрированы сохранившиеся иконы конца XVII века и воссозданы утраченные. Начата реставрация резных позолоченных хоров.

    В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!

    Дубровицы церковь Знамения Пресвятой Богородицы

    Содержание:

    Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах была построена во времена Бориса Андреевича Голицина, воспитателя-«дядьке» Петра Первого, на месте старого деревянного храма Илии Пророка. Церковь же Илии Пророка при этом перенесли в соседнюю деревню Лемешово.

    Строительство Знаменской церкви в Дубровицах

    Строительство Знаменского храма в Дубровицах Борис Голицын решил приурочить к окончанию своей опалы. Приехав в столицу, он сразу показал царю Петру некие наброски. Зачем? По одной из версий, еще будучи совсем юным, Петр часто бывал в Дубровицах у своего «дядьки», был увлечен его дочерью, да и саму природу местную любил:

    «На холме, что круто высится над Десною и полого к Пахре спускается, стоял барский дом-терем. Чуть от него восточнее была церковка. А за нею с холма открывался вид. на низинный луг, обрамленный роскошными ветлами, что буйно росли вдоль берегов обеих рек, смыкавшихся воедино, образуя как бы мыс корабля».

    По одной из легенд, которая часто приводится в краеведческих материалах, юный Петр, однажды посетивший Дубровицы, воскликнул, обращаясь к своему «дядьке»:

    «Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Храм бы такой здесь поставить, чтобы и немцы ахнули! Чтобы другого такого в целом мире не было!»

    Голицын эти слова запомнил, мысль воплотить в белом камне мечту своего воспитанника с тех пор не оставляла его.

    Чертежи Петру понравились до такой степени, что он пообещал помочь средствами и попросил не экономить ни на зодчих, ни на отделке. И лично приехал 22 июня 1690 года в Дубровицы на закладку первого камня.

    Строили долго и только в летнее время. К концу XVII века строительство храма завершилось.

    Освящение церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

    Несколько лет прекрасное здание стояло неосвященным. Дело в том, что Патриарх Московский Адриан наотрез отказался освящать столь явно выбивавшийся из принятой на Руси традиции храм. В результате освятили церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» только в феврале 1704 год, когда Русская Церковь — после кончины Патриарха и запрета Петра избирать нового Предстоятеля — осталась без своего главы.

    Освящение совершил местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский), «при высочайшем присутствии, — как отмечает в уже упомянутом описании священник Сергий Романовский, — благочестивейшаго Государя Петра Алексеевича и любезнейшаго сына Его благовернаго Государя Царевича и великаго князя Алексея Петровича, знатнейших духовных и светских особ».

    По случаю освящения храма в Дубровицах устроили пир на весь мир — царь Петр обожал веселые застолья.

    «По Высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, так и на 50 верст расстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования, и с удовольствием через семь дней торжества делано было угощение»
    сообщается в книге «Дубровицы — знатное село».

    По окончании торжеств Петр I отбыл в Петербург — его ждали великие дела.

    Резьба храма

    Исследователи «подозревают» в работе над резным и скульптурным декором Знаменского храма иноземных мастеров. Однако существует и другая точка зрения: резали и ваяли «наши». И она имеет под собой основания: каменная резьба во многом напоминает «резь» иконостаса. А по поводу создания последнего двух мнений не существует: его точно делали отечественные специалисты.

    Доподлинно известно, что в имении Голицына искусных резчиков по дереву хватало. Многих из них отправили тогда в Европу постигать премудрости каменной резьбы. И обучение пошло впрок. М. Дунаев отмечает, что на фасадах церкви помещены «обобщенные образы людей необычайной внутренней силы». Внутри же здания мы видим «не сдержанность чувств и самоуглубленное созерцание, а экспрессивное выражение страстей».

    Читайте также:
    Свято-Николаевский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

    Курган

    О кургане, что высится рядом с храмом, сложено множество легенд. Говорят, что сначала строители просто сваливали здесь землю, выбираемую при рытье котлована под цокольный этаж церкви. Потом будто бы выросший холм «облагородили», придали ему правильную форму, сверху насыпали чернозема (возили его, кстати, на лошадях издалека, а непосредственно на курган крепостные крестьянки в передниках приносили) и устроили смотровую площадку.

    Там, как правило, дежурил человек, задачей которого было. высматривать гостей. И определять, как скоро они в усадьбе окажутся, — чтобы к их приезду успеть приготовить щедрый стол. Если смотровой ошибался, то его ждало наказание; если же оказывался точен — то угощение с барского стола получал.

    Правда, есть об этом кургане и романтическая легенда. Она повествует о беседке, устроенной на холме, а в беседке той с книгой или рукоделием коротала часы дочка Голицына в ожидании воспитанника отца и своего возлюбленного — Петра I. Девушка верила его юношеским обещаниям обвенчаться с нею, которым, как мы знаем, не суждено было сбыться.

    После Отечественной войны 1812 года на кургане каждый год служили панихиду по воинам, погибшим в Бородинском сражении. Родственники павших в той войне дубровчан ездили на поля битв в поисках могил своих мужей и отцов. Если находили, то прах воинов переносили в Дубровицы, а если нет — то привозили просто горстку земли.

    Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах архитектура

    Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах — уникальный представитель уникального стиля в русской архитектуре. Впрочем, русской ли? «Построено в России» ведь не гарантирует «русскости». Князь Борис Алексеевич Голицын был ярым сторонником европеизации, и архитектурное течение, которое он пытался привить на русской земле, получило название «голицынского барокко».

    Это невероятно яркий (и столь же условный) стиль. Почему яркий — понятно без объяснений. А условный в первую очередь потому, что он — во многом искусственный. «Голицынское барокко», в отличие от того же «нарышкинского», не явилось результатом художественного осмысления традиций предшествующих архитектурных поколений, их обновления или синтеза с иностранными художественными веяниями.

    Голицынский стиль — это чистая европеизация, эффектный, но механический перенос западной манеры на русскую землю. Даже так называемое «петровское барокко» с его экзотическими голландскими вогнутыми шпилями в сравнении с «голицынским» казалось более русским — в нем сохранялись традиционная планировка «храма-корабля», знакомая композиция «восьмерик на четверике», а шпиль. шпиль можно было и «потерпеть», тем более что в итоге он — в качестве завершения колоколен — вполне у нас прижился. Голицынский же стиль полностью порывал с отечественной традицией, ориентируясь более на австрийское зодчество, а через него — на итальянский Ренессанс. Планировка храма-ротонды, центрическая композиция, смелая пластика — в общем, сделать все, чтобы эта церковь не была похожа на русскую церковь. В итоге развития на нашей почве «голицынское барокко» не получило, и это результат закономерный.

    Знаменский храм в Дубровицахоригинален в плане — он может показаться ротондой, но это не ротонда, а четверик, хотя искусно «закамуфлированный»: с каждой стороны к нему «примыкают четыре апсиды — каждая трехлепестковой формы. План „распространяется в окружающее пространство“ причудливой конфигурацией лестниц». То есть, по факту, в основание церкви положен все-таки традиционный крест, хотя и со скругленными концами. Традиция спрятана за экзотикой.

    Что еще? Обширная открытая паперть, фигурные лестницы, ставшая, кажется, самоцелью рустовка, богатейшая орнаментальная резьба и скульптурные украшения — от изваяний Григория Богослова и Иоанна Златоуста у входа до феерического карниза, полностью скрывающего за белокаменными кружевами и кровлю основного объема, и нижнюю часть высокого восьмерика. Такого высокого, что он кажется башней, разделенной горизонтальным членением; впрочем, это последнее — чисто декоративный ход, направленный именно на зрительное восприятие. Здание увенчано куполом, снаружи не видным за ажурной золоченой короной с крестом.

    Орнаментально-скульптурный пояс

    На снимке хорошо видна сложная фигурная кровля. С земли ее не сразу разглядишь — она закрыта поясом белокаменного растительного орнамента и скульптур. Резьба по белому камню в русском зодчестве широко применялась, однако рисунок и приемы, которые мы здесь наблюдаем, а главное — скульптурные изображения святых, совершенно не свойственны отечественной церковной архитектуре. Эта итальянская «реплика» в 1703 году смотрелась более чем смело.

    Корона

    Венчание храма короной для России уникально. Это совершенно не в отечественных традициях — понятно почему: трактовать такой «ход» можно было по-разному, в том числе и как главенство светской власти над духовной (установлением чего Петр I вскоре, кстати, и занялся). Металлический ажурный венец покрыт позолотой. Интересны четырехлепестковые окна в основании короны — это действительно окна, их можно увидеть и изнутри храма, под самым куполом восьмерика-башни.

    Восьмерик

    Сразу и не скажешь, что это действительно восьмерик (только сильно вытянутый) и даже действительно на четверике. Карнизы делят всю конструкцию на три световых пояса. Нижний ярус отмечают выступающие прямоугольные окна со скругленной верхней частью. Такие же окна есть в среднем ярусе, а в верхнем они — небольшие, восьмиугольные, особенно богато украшенные резьбой.

    Статуи святителей

    Особенно бросаются в глаза ростовые статуи двух святителей — Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа от входа в храм). Скульптурное изображение святителя Василия Великого не столь заметно — его поместили на крышу над входом. Сегодня этим скульптурам требуется тщательная реставрация.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: