Храм Девяти мучеников Кизических в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Арбат. Церковь Девяти мучеников Кизических.

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Храм имеет довольно редкое для русских храмов посвящение Девяти святым мученикам, казненным за Веру в город Кизике в Малой Азии в конце III века. Частица мощей этих святых была привезена в Россию и находилась в казанском Кизическом монастыре, основанным Патриархом Адрианом в его бытность митрополитом Казанским. По поручению Патриарха Адриана святитель Димитрий Ростовский написал службу Девяти мученикам Кизическим. По его словам, “этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней”.

Возможно, целительский дар, дарованный этим святым, а также глубокое их почитание Патриархом Адрианом привело к тому, что когда его самого поразил паралич, он дал обет возвести в Москве храм в честь Девяти мучеников Кизических. Болезнь Патриарха отступила, и в 1698 году по указу Петра I здесь был сооружен деревянный храм. Сам Петр I неоднократно бывал в нем, любил слушать патриарших певчих.

В 1732-1738 году на средства купца Андрея Семенова рядом с деревянным был возведен ныне существующий каменный храм того же посвящения с теплым приделом Архангела Михаила. Деревянная же церковь была уничтожена пожаром в 1736 году. В 1838 году на средства Варвары Челищевой и Варвары Нерской выстроена новая трапезная, в которой устроен придел во имя великомученицы Варвары. Колокольня построена в 1844 году. В 1898 году храм обновлялся.

В 1929 году храм был закрыт. Через некоторое время его передали ЧК ОГПУ и определили как место приведения в исполнение приговоров к высшей мере наказания – расстрелов, отчего в народе он назывался “Расстрельным храмом”. Позднее в храме находились склады, различные учреждения. Его внутреннее помещение разделили на этажи. В 1976-1979 годах проведена внешняя реставрация, вновь поставлены кресты.

Храм возвращен верующим в 1992 году. Во время октябрьских событий 1993 года здание, находящееся невдалеке от Белого Дома, оказалось под обстрелом и получило многочисленные повреждения.

Первая литургия в возвращенном храме состоялась 24 апреля 1994 года в приделе великомученицы Варвары. Ныне, после проведения реставрационных работ, литургии совершаются и в главном приделе.

14 февраля 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось торжественное возвращение в церковь храмового образа Девяти мучеников Кизических, который после 1929 года сохранялся в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Своим появлением Девятинский храм в Москве обязан Первосвятителю Адриану, последнему русскому патриарху «досинодального» периода, строгому приверженцу церковной старины и противнику реформ Петра I. Еще в 1685 г. будущий Первосвятитель Адриан стал митрополитом Казанским и Свияжским. Его приезд в Казань совпал с началом тяжелейшей эпидемии, как тогда говорили, “горячки”. Тридцатью тремя годами раньше такое же “моровое поветрие” в полном смысле слова опустошило город, унеся 48 000 жизней. Митрополит Адриан в первый же день своего пребывания на Казанской кафедре дал обет Господу в случае скорого окончания эпидемии основать монастырь в честь Девяти мучеников Кизических, помогавших, по народным преданиям, при трясавичных болезнях. И вот, по глубокой вере и усердной молитве митрополита Адриана, произошло чудо – на следующее утро в городе не оказалось ни одного вновь заболевшего. “Горячка” прекратилась. Во исполнение обета митрополит основал под Казанью Кизическую обитель. Через 5 лет Адриан был возведен в сан Патриарха Московского и всея Руси и продолжал сугубо почитать образ Девяти мучеников. Он заказал царскому иконописцу Петру Семенову Золотому икону Святых, а святитель Димитрий, митрополит Ростовский по благословению Патриарха написал службу Кизическим мученикам. В 1696 г. Патриарх Адриан, оказавший на пороге смерти, пораженный параличом, обратился за помощью к Девяти мученикам. Он дал Господу обет поставить в Москве храм в честь Святых в случае своего исцеления. Господь явил чудо, и Патриарх поднялся с одра болезни.

Место для храма было определено у Новинского монастыря, и строительство началось почти сразу, по указу Петра I. Сам он не раз посещал Девятинский храм и любил слушать здесь патриарших певчих. Храм, первоначально деревянный, был закончен и освящен в 1698 г. в честь святых Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона. В 1732 г. священник храма Михаил Тимофеев подал прошение в Синодальный казенный приказ о строительстве каменной церкви. «Стоя многие годы, – писал отец Михаил, – церковь огнила и совсем обветшала, за которою ветхостию желаем построить каменную, на что благословением св. Синода ко оному строению некие материалы пожалованы, и чтоб указом повелено было вместо деревянной построить каменную». Новая каменная церковь, а также придел во имя Архангела Михаила с трапезой были построены к 1735 г. на средства содержателя шелковых фабрик купца Андрея Семенова. Деревянная же церковь спустя год «волею Божию от огненного запаления со всякою церковною утварью погорела без остатку».

Спустя 100 лет, в 1838 г. на средства москвичек Варвары Челищевой и Варвары Нерской была выстроена новая трапезная, где освящен второй придел во имя великомученицы Варвары. В 1844 г. воздвигли трехъярусную колокольню. К концу XIX в. на ней находилось восемь колоколов, самый большой из которых весил 315 пудов. Девятинский храм был богато украшен внутри. В 1860 г. соорудили высокий четырехъярусный вызолоченный иконостас. Стены расписали в 1860-1864 г.г. Из 150 икон на 20 были серебряные ризы. 6 икон специалисты отнесли к XVII-XVIII в.в., среди них особо почитаемые храмовые: Девяти мучеников, Михаила Архангела и Варвары мученицы. Большая, в деревянном киоте, икона Девяти мучеников была написана, судя по надписи, в 1693 г. и пожалована храму к его освящению в 1698 г. патриархом Адрианом. Она особенно почиталась больными и немощными.

В XVIII в. Безымянный и Кривой переулки были переименованы в Большой Девятинский переулок. Примечательно, что в Москве больше не было храмов в честь Девяти мучеников Кизических. Исключение составляла домовая церковь графа Владимира Григорьевича Орлова, сооруженная и освященная в связи с эпидемией чумы 1771 г. В борьбе с чумой принимал участие старший брат графа – Григорий Орлов. Помещение храма сохранилось до наших дней в мезонине дома № 5 по Большой Никитской улице, который занимал до 1950-х г.г. исторический факультет, а ныне издательство Московского Государственного университета. В настоящее время придел Девяти мучеников Кизических имеется в храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (ул. Большая Серпуховская, 24). Каменный храм начали строить в 1696 г. на средства царевича Алексея, и придел, очевидно, был устроен по благословению Патриарха Адриана. В начале XIX в. стечение богомольцев в Девятинский храм, особенно в летние воскресные дни было столь велико, что на церковном погосте открывали базар.

Читайте также:
Ново-Иерусалимский монастырь в Истре: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятели и святыни, расписание служб

В 1801 г. городскую усадьбу на углу Большого Девятинского переулка и Новинского бульвара приобретает Анастасия Федоровна Грибоедова – мать знаменитого писателя Александра Грибоедова. Последующие одиннадцать лет Грибоедов проживал в доме, который относился к приходу Девяти мучеников Кизических. Приходские церковные книги – единственный источник документальных сведений о нем самом и его близких вплоть до Отечественной войны 1812 г. Будучи прихожанином Девятинской церкви, Грибоедов учится в Благородном пансионе Московского университета, затем в самом университете. В Девятинской церкви его семья служит молебен перед уходом драматурга в армию. Сразу после начала Отечественной войны Грибоедов добровольно записался в ополчение. Когда скончалась мать писателя, ее отпели в Девятинском храме и похоронили на ближайшем – Ваганьковском кладбище.

В пожаре 1812 г. сгорели все здания Девятинского прихода, но на удивление быстро были отстроены. В том числе грибоедовский дом, городские усадьбы князей Оболенских (Новинский бульвар, 13) и Офросимовых-Алябьевых (Новинский быльвар, 7). Автор знаменитого «Соловья», композитор Александр Алябьев был прихожанином храма в 1840-1850-х г.г.

Почти каждый московский храм имел в своей истории любимого батюшку. Особо почитаем в Девятинском храме был его настоятель Александр Иоаннович Любимов (1823-1897), прослуживший здесь 46 лет. Приход отца Александра был не из числа многолюдных и состоял из 50 домов, в числе которых были поместья дворян аристократических фамилий и именитых купцов. За время его приходской службы целое поколение прихожан успело смениться на глазах батюшки. «Девятинский приход сделался для него родным, – писал в некрологе на смерть отца Александра известный церковный историк Н. Виноградов в «Московских церковных ведомостях». – За время своего служения здесь он очень много сделал для обновления и благоукрашения своего храма. Еще будучи диаконом, он расположил почтенного прихожанина церкви Девяти мучеников С. П. Алексеева к устройству большого колокола, который и до сих пор созывает к богослужению прихожан этой церкви, и им же возвестил о кончине их благопопечительного пастыря. Сделавшись настоятелем, А. И. Любимов еще более старался о приведении в благолепный вид своего храма. При его деятельных заботах вновь были устроены иконостасы как в главном храме, так и в приделах, стены украшены священными картинами, а снаружи оштукатурены. Года два тому назад было совершено последнее обновление храма, который своим видом производит наилучшее впечатление. Вообще за время настоятельства Александра Иоанновича на украшение приходского храма было израсходовано до 70 тыс. рублей, приносимых в жертву духовными детьми его, в особенности М. Е. Поповым. Заботы Александра Иоанновича о благоустройстве своего храма простирались и на поддержание в нем благолепной службы. Обладая звучным и приятным голосом, он высоко ставил чинное совершение церковной службы. В Девятинском храме всегда пели лучшие хоры певчих, Синодальный и Чудовской, что было не во многих храмах столицы. Считая проповедничество своею важной обязанностью, Александр Иоаннович являлся пастырем учительным, отзываясь живым, сердечным словом на духовные нужды своей паствы. Все это привлекало в Девятинский храм множество молящихся с разных концов Москвы, отчего заметно возвышалось и благосостояние храма».

В 1900 г. усердием прихожан в храме было устроено отопление. Тогда же вызолотили высокий трехъярусный иконостас. Известный иконописец Пашков расписал стены живописью и орнаментом, а ктитор И. И. Белкин пожертвовал дорогую вызолоченную ткань на престол. В сентябре 1903 г. состоялось освящение нового трехэтажного здания, в котором разместились Девятинская церковноприходская школа и богадельня.

В преддверии трагического поворота нашей истории жизнь прихода протекала безоблачно и счастливо. Заметка в «Московских церковных ведомостях» в № 24 за 1901 г. о праздновании 50-летнего юбилея служения в священном сане достопочтимого отца дьякона церкви святых Девяти Мучеников, близ Пресни, Федора Ефимовича Недумова воскрешает для нас картины жизни прихода в дореволюционное время: «По окончании молебствия, в виду болезни жены юбиляра, почетные прихожане и родные юбиляра вместе с ним отправились в квартиру местного священника отца Н. А. Любимова. Здесь отец настоятель, приветствуя юбиляра от лица притча и прихожан. просил его принять от них в знак их истинного уважения и признательности икону святых Девяти Мучеников Кизических. Икона в драгоценной сребро-позлащенной ризе была тут же вручена юбиляру местным церковным старостою. Вслед затем племянник юбиляра, священник С. Недубов, от лица всех племянников и племянниц сердечно приветствовал дорогого дядю-юбиляра и усердно просил его принять от них в знак их глубокой благодарности икону – складень в сребро-позлащенной ризе с изображением Христа-Спасителя и святых угодников Его – великомученика Феодора Тирона и святой Анны Пророчицы. Приняв эту икону, глубоко растроганный юбиляр в ответ на приветствия, как особо ценного для себя дара, просил всех не оставлять его в своих молитвах пред Богом. В заключении юбилейного торжества всем присутствовавшим в том же помещении была предложена радушная трапеза».

В предреволюционные годы Девятинская церковь имела двух священников. Настоятелем ее был отец Иоанн Скобеев, вторым священником – отец Михаил Лебедев. Настоятель и диакон Иоанн Вениаминов жили рядом с храмом (Большой Девятинский переулок, 13). Отец Михаил жил в собственном доме (№ 5) и, помимо священнических обязанностей, преподавал Закон Божий в Пресненском 4-м городском училище. Церковным старостой был купец Михаил Никандрович Кожекин. Его собственный дом находился в Большом Конюшковском переулке (№ 11). Возможно, в Москве и сейчас живут их потомки, которые располагают дополнительными сведениями о последних, поистине трагических годах существования храма.

Читайте также:
Нина Крыгина: биография монахини, лекции и проповеди, книги

5 апреля 1922 г. из храма изъяли более 9 пудов золотых и серебряных церковных изделий. В сентябре 1929 г. музейные работники забрали из храма историко-художественные ценности: облачения и фелонь XIX в., иконы преподобного Паисия (XVII в.), Алексия Человека Божия (XVII в.), Владимирской Божией Матери (XVIII в.), Тихвинской Божией Матери (XVIII в.), несколько образов палехской работы (XIX в.). Храмовые иконы верующие, видимо, перенесли в ближайшую действующую церковь, а образ Девяти мучеников Кизических – в церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, откуда икона была торжественно возвращена в храм 14 февраля 2004 г. Большая же часть имущества – церковные ткани, утварь – пошла на утилизацию.

Клир разделил участь большинства русского духовенства – его подвергли репрессиям. Архимадрит Даниил (Климков) служивший здесь в сане иерея с 1917 по 1921 г.г., провел в ссылке 20 лет. Епископ Евгений (Кобранов), рукоположенный патриархом Тихоном и служивший в Девятинском храме с 1917 г., впервые был арестован 10 марта 1921 г. Поводом к аресту послужило анонимное письмо на имя Ленина о «шпионах польской разведки» с добавлением: «да еще обратите внимание на типа Евгения у церкви Девяти мучеников, его проповеди не в Вашу и Республики пользу, хорошо его послать в село с этого богатого прихода, тогда, авось, он зажмет свой язык. Его уже требовали в Чрезвычайку. ». Затем последовали многолетние скитания по лагерям вплоть до 20 ноября 1937 г., когда епископ Евгений был расстрелян по приговору Тройки. Канонизирован РПЦЗ в 1981 г. Иерей Михаил (Шик), служивший в Девятинском храме после революции, был расстрелян в 1937 г. на Бутовском полигоне, на месте которого сын иерея Михаила скульптор Дмитрий Шик-Шаховской в 1996 г. выстроил храм в честь Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Здание храма Девяти мучеников оказалось переданным соседней Городской женской тюрьме. Тюрьма в этом районе была устроена, и основное ее здание находилось рядом с бывшим Институтом курортологии. Храм использовался по различным назначениям, пока его не передали ЧК ОГПУ и определили как место приведения в исполнение приговоров к высшей мере наказания – расстрелов. Отсюда появившееся в Москве название «Расстрельный храм». Он был изуродован снаружи и внутри. Позже, в середине 1970-х, сотрудники КГБ во время каких-то работ обнаружили останки 9 человек замурованных в стены. Говорят, они тогда по наивности подумали, что это и есть те самые мученики Кизические. В 1970-е г.г. в храме располагалось учреждение “Гипробытпром”. За десятилетия хозяйственного использования церковь внутри до неузнаваемости перестроили; появились коридор, перекрытия, капитальные стены в приделах. В 1976-1979 г.г. проведена внешняя реставрация, вновь поставлены кресты. Здание стоит на государственном учете под № 341. В 1990 г. оно было занято складом РСУ (ремонтно-строительное управление).

Храм Девяти мучеников Кизических возвращен Церкви в 1992 г. Во время октябрьских событий 1993 г. храм оказался под обстрелом, так как расположен недалеко от Белого Дома и Мэрии, и получил многочисленные повреждения. Громадных размеров надпись «Я убил пять человек и очень этому рад», сделанная рукой снайпера, пробравшегося на колокольню, навсегда погребена под слоем штукатурки, но церковная колокольня до сих пор хранит отметины пуль, которые предназначались прятавшемуся там профессиональному убийце.

В 1994 г. настоятелем храма был назначен священник Антоний Серов, который совершил первую в храме Божественную литургию в праздник Входа Господня в Иерусалим 24 апреля 1994 г. в приделе великомученицы Варвары. Заботами и трудами отца настоятеля были проведены большие ремонтно-реставрационные работы. Открыты и реставрированы чудом сохранившиеся росписи середины XIX в. Часть росписей выполнена заново в полной гармонии с сохранившейся стенной живописью. Сегодня в храме все еще проводятся отдельные реставрационные работы, но в целом внутренне убранство имеет великолепный завершенный вид. Помимо главного алтаря, освященного в честь Девяти мучеников Кизических, в храме есть приделы в честь архистратига Михаила и великомученицы Варвары.

Храм в честь Девяти мучеников Кизических

В апреле 2008 мне довелось познакомиться со священнослужителем храма в честь Девяти мучеников Кизических иереем Александром (Петраковым) и матушкой Ольгой. Я попросила батюшку помолиться о моих знакомых иерее Николае и матушке Вере из Смоленска.

Какого же было мое изумление, когда на следующее утро, после этого, мне позвонила матушка Вера с просьбой найти в Москве храм Девяти мучеников Кизических, приобрести акафист и иконку, так как она уже давно обещала подарить их духовным чадам отца Николая, да по болезни своей все забывала об этом. А тут вдруг вспомнила. Я ее утешила сказав, что знаю где находится этот храм и что записочку за них я туда уже подала.

Вскоре я рассказала отцу Александру о просьбе матушки Веры и он благословил мне для нее 3 акафиста и три иконки, которые и были им переданы с оказией.

Я же посетила этот храм уже два раза, побывала там, постом, на соборовании и на Божественной литургии.

Меня поразило отсутствие суеты в храме (что нельзя сказать о многих московских храмах), во всем порядок, можно снять верхнюю одежду и повесить ее в специально отведенном для этого месте.

Во время соборования ощущалась трепетная благодать. Народ был, но все знали что надо делать, настоящий приходской храм. “Захожан” и “прохожан” мало.

Отец Александр оказался молодым, но очень грамотным священнослужителем.

После службы я тоже приобрела брошюру о истории храма с акафистом Девяти мученикам Кизическим. И перед престольным праздником (12 мая) этого храма хочу поделиться ее содержанием.

11 мая 2008 года
Е.К.Басова

История земель, на которых воздвигнут этот храм, уходит в далекое прошлое. В середине XIV века от Никитских ворот до берегов речки Ходынки (будущего Ходынского поля, а теперь жилого микрорайона Гранд-парк) простирались владения Серпуховского и Боровского князя Владимира Андреевича – любимого двоюродного брата Московского Великого князя Димитрия Ивановича Донского, ныне причисленного к лику святых.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Жили братья дружно, все государственные дела решали сообща, вместе выходили сражаться во главе русского войска с Мамаем на берега Дона, Непрядвы и Красивой Мечи. За храбрость и славные победы их стали называть Димитрий Донской и Владимир Храбрый.

Дворы братьев стояли бок о бок в Кремле, загородный же двор Владимира Андреевича занимал нынешнюю Кудринскую площадь, названную так по примыкавшему к княжескому хозяйству селу Кудрино.

Когда Владимир Андреевич вернулся после победы на Куликовом поле, его мать, княгиня Мария Кейстутовна, основала в честь этой победы Богородице-Рождественский девичий монастырь (у нынешней Трубной площади). В этом монастыре постригались вдовы и матери воинов, погибших на Куликовом поле. Со временем княгиня Мария сама приняла монашеский постриг в Рождественском монастыре и завещала там себя похоронить.

Последовала примеру свекрови и супруга князя Владимира Андреевича – любимая и почитаемая им княгиня Олена Ольгердовна. Овдовев, она постриглась в Рождественнском монастыре, а загородный двор свой и село Кудрино со всеми принадлежавшими к нему деревнями и угодьями завещала Московской митрополии. На этих землях Митрополит Фотий, Святитель Московский (1408-1431), основал Введенский Новинский монастырь.

Этот монастырь в последствии стал загородным летним двором для митрополитов московских, позднее для патриархов. На речке Пресне были устроены пруды – для правильного ведения рыбного хозяйства. Они и по сей дедь сохраняются на территории Зоопарка.

В 1764 году монастырь был упразднен по указу Екатерины II.

В 1694 году по поручению Святейшего Патриарха Адриана святитель Димитрий, митрополит РОстовский, написал службу Девяти мученикам Кизическим. Когда же в 1696 году сам Патриарх Адриан оказывается на пороге смерти, пораженный параличом, он дает Господу обет поставить в Москве храм в честь Девяти мучеников Кизических. Господь явил еще раз чудо, и Патриарх Адриан поднялся с одра болезни.

Место для храма было опредено у Новинского монастыря, и строительство началось почти сразу по указу Петра I, сам он не раз посещал этот храм и любил слушать здесь патриарших певчих.

Храм, первоначально деревянный, был закончен и освящен в 1698 году. Это было трудное время для нашего Отечества. В Москве проливалась кровь: царь Петр I казнил восставших против него стрельцов. Петр I почитал Патриарха Андриана, но не обуздал свой гнев против “бунтовщиков” и не внял голосу Предстоятеля Церкви. Патриарх Адриан тяжело переживал трагедию этих событий, и в 1700 году скончался.

С 1732 года рядом с деревянным храмом начали строить каменную церковь на средства купца Андрея Семенова. Теплый придел во имя Архангела Михаила с трапезной освящены в январе 1735 года.

Деревянная церковь сгорела в 1736 году, а главный каменный храм освящен в 1738 году.

В 1838 году выстроена новая трапезная на средства Варвары Челицевой и Варвары Нерской, где освящен второй придел в честь великомученицы Варвары.

Колокольня построена в 1844 году. В 1898 году храм был обновлен.
В восемнадцатом веке Безымянный и Кривой переулки были переименованы в Большой Девятинский переулок.

С 1801 года прихожанами храма были Анастасия Федоровна Грибоедова и ее сын – знаменитый писатель Александр Сергеевич Грибоедов. В Девятинском храме его семья служит молебен перед уходом драматурга в армию.

Автор знаменитого “Соловья”, композитор Александр Алябьев был прихожанином храма в 1840-1850-х годах.

В предреволюционные годы Девятинская церковь имела двух священников. Настоятелем ее был отец Иоанн Скобелев, вторым священнком – Михаил Лебедев. Церковным старостой был купец Михаил Никандрович Кожекин. Его собственный дом находился в Большом Конюшковском переулке (№11).

Возможно, в Москве и сейчас живут их потомки, которые располагают дополнительными сведениями о последних, поистине трагических годах существования храма.

5 апреля 1922 года из храма изъяли более 9 пудов золотых и серебряных изделий. Храм был закрыт в 1929 году и опустошен. Но храмовый образ Девяти мучеников Кизических был сохранен и перенесен в церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Церковный клир разделил участь большинства русского духовенства – его подвергли репрессиям. Здание храма передали соседней Городской женской тюрьме и определили как место приведения в исполнение приговоров к высшей мере наказания – расстрелам. Отсюда и появилось название “РАССТРЕЛЬНОГО ХРАМА”. Он был изуродован снаружи и внутри.

Во время октябрьских событий 1993 года храм оказался под обстрелом, так как расположен недалеко от Белого Дома и Мэрии, и получил многочисленные повреждения.

Храм Девяти мучеников Кизических был возвращен Церкви в 1992 году. В 1994 году настоятелем храма назначен священник Антоний Серов, который совершил первую Божественную литургию в праздник Входа Господня в Иерусалим 24 апреля 1994 года в приделе великомученицы Варвары.

Заботами и трудами отца начтоятеля были проведены большие ремонтно-реставрационные работы. Полностью заново сделано отопление и произведена электофикация храма, покрыта крыша трапезной, разобраны многочисленные перегородки. Открыты и реставрированы чудом сохранившиеся росписи середины XIX века. Часть росписей выполнена заново в полной гармонии с сохранившейся настенной живописью.

В декабре 1998 года храм отметил 300 лет со дня освящения.

Богослужения совершаются уже в главном приделе.

14 февраяля 2004 года прошел Крестный ход от храма Рождества Иоонна Предтечи в храм Девяти мучеников Кизических и возвращена святыня – ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ДЕВЯТИ МУЧЕНИКОВ КИЗИЧЕСКИХ.

29 апреля/12 мая в день пристольного праздника Девяти мучеников Кизических: Руфа, Антипатре, Феогнида, Феостиха, Артема, Магна, Феодота, Фавмасия, Филимона в храме совершится Божественная литургия в 8-00.

Адрес: 121099, Москва, Большой Девятинский переулок, дом 15, тел. 205-76-61
Проезд от станций метро Баррикадная, Краснопресненская или Смоленская пешком в сторону Белого Дома, за гостинничный комплекс “Мир”.

Святые девяточисленнии мученицы, молите Бога о нас.

Горицкий Успенский мужской монастырь

Успенский Горицкий женский монастырь — православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В настоящее время Переславль-Залесский Историко Архитектурный и Художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов монастырю.

Читайте также:
Храмы Серпухова: монастыри и церкви, адреса и контакты

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив.

К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре: время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Ошибочно считается,что в Горицком монастыре принял постриг преподобный Дмитрий Прилуцкий. Но этого не могло быть,т.к. ко времени основания обители он уже был игуменом основанного им Никольского монастыря в том же Переславле.

В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.

За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».

В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

Современное состояние [ править ]

По Благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона в Переславле-Залесском ведётся восстановление Монастыря с многовековой историей. По мнению специалистов, он существовал уже в начале XIV века. Находится монастырь у южного берега Плещеева озера.

В 2012 году Правительство Ярославской области приняло решение о передаче храмов монастыря Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время Переславль-Залесский Историко Архитектурный и Художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов.

В надвратной церкви святого Николая Чудотворца в Горицком Успенском ​монастыре возобновились богослужения. За время перерыва храм преобразился, были обретены святыни, иконы, приобретена церковная утварь.​

Святыни [ править ]

Даровница с башмачком с мощей святителя Спиридона Тримифунтского, привезенного матушкой Евфросиньей из г. Керкира на о. Корфу в Греции, подаренный матушке Святейшим Патриархом Константинопольским.

Даровница с частицами мощей святых, мучеников и убиенных младенцев.

В настоящее время в Успенском храме Горицкого монастыря мироточат несколько икон:

– Икона Образ Матери Божей “Иверская”

– Икона Святитекля Луки, исповедника, архипископа Крымского

– Икона Святой блаженной старицы Матроны Московской, а также лик Христа начертанный на некогда обыкновенной дощечке и другие.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Музейный пер., 4

Паломнику [ править ]

Матушка Евфросинья приглашает всех желающих посетить необыкновенно красивый духовно и исторически богатый Горицкий Успенский Монастырь. Можно приехать потрудиться во Славу Божию, ночлег есть (предварительно позвонить матушке).

Горицкий Успенский женский монастырь в Переславле-Залесском

Этот церковный комплекс, основанный в начале XIV столетия, нередко и ошибочно называют кремлем, потому что невысокие стены и небольшие башни придают ему вид крепости. За счет своего расположения на возвышенности монастырь является главным архитектурным памятником в городе Переславль-Залесском.

Сегодня в церковном комплексе ведутся богослужения, а его исторические и художественные коллекции представляют большой интерес для посетителей.

История постройки

Сегодня церковный комплекс практически полностью отдан в распоряжение музея. Монахини проживают здесь на небольшом участке, а памятники может свободно посетить каждый турист. Успенский монастырь является самым знаменитым и древним в Переславле-Залесском. Постройки, находящиеся на его территории, создавались в XVII—XIX вв. Самые старинные из них нуждаются в восстановительных работах, но выглядят хорошо.

Читайте также похожие статьи:

Точная дата основания исчезла в истории вместе с монастырскими архивами, которые погибли при пожаре 1722 г. Большинство специалистов сходятся во мнении, что церковный комплекс действовал уже в XIV столетии. Своё название он получил от факта расположения на возвышенности («горице»), рядом с озером.

  • Когда монастырь создавался, его достопримечательности были построены из обыкновенного дерева. В 1382 г. войска татаро-монголов полностью разорили город и, соответственно, Горицкий церковный комплекс.
  • Причиной восстановления послужил случай чудесного спасения супруги Дмитрия Донского во время нашествия. Княгиня Евдокия сумела скрыться от преследования на плоту. В честь этого события русский князь пообещал восстановить монастырь за свои деньги и сдержал слово государя.
  • Однако здания, построенные в эпоху Донского, так и не дожили до сегодняшних дней. В память о событии освобождения города сегодня существует традиция крестного хода, который проходит в шестое воскресенье после торжества Пасхи. Братия никогда не покидала монастырь, подвергавшийся набегам, пожарам и ветхости, постоянно отстраивая поврежденные постройки.

Архитектура комплекса

Монастырь обнесен невысокой каменной стеной и красноречиво возвышается над Переславлем. Большинство построек, видимые сегодня, создавались в период с XVI по XVII вв. Туристы могут наблюдать здесь стену из белого камня с бойницами и переходами, которые выступали в качестве защитного редута. Особенного внимания заслуживают три невысокие башни и ворота, а также несколько церквей, палаты привратника и трапезные.

  • Величественным образцом древнерусского зодчества являются Святые врата и Никольский собор. Многие специалисты, оценивая их в различных литературных изданиях, отмечают в этих постройках соединение двух популярных в то время стилей — узорочья и московского барокко.
  • Еще одним архитектурным шедевром, находящимся на территории Горицкого монастыря, считают Проездные врата. Они установлены на восточной стороне белокаменной стены и изначально служили для бытовых нужд братии. Проездные врата обрамлены с помощью массивных арок, выше которых монтированы фигурки коней, вставших на дыбы (эта надстройка создавалась в конце XIX столетия).
  • Главным храмом Горицкого монастыря является Успенский собор, возведенный в середине XVIII столетия. Автором проекта стал архитектор И. Яковлев. Однако церковь не смогли достроить, потому что Переславская епархия была упразднена и финансирование закончилось.
  • В композиционном плане Успенский храм представлен в виде пирамиды, этот замысел лучше всего виден с восточной стороны здания. Несмотря на скупой внешний вид, церковь удивляет пышным внутренним убранством, выполненном в стиле барокко. В интерьере выделяются роскошные центральные люстры (паникадила), живописные панно и белоснежная лепнина, придающая разнообразия. В создании Успенского храма и его иконостаса трудились лучшие архитекторы и живописцы.
  • Богоявленская церковь с четырехъярусной колокольней является самым высоким зданием на территории Горицкого церковного комплекса. Если подняться на верхний ярус, открывается живописный вид на весь Переславль-Залесский. Богоявленская церковь, как и Успенский храм, создавалась в XVIII столетии, но не была достроена.

Художественное наследие церковного комплекса

Успенский монастырь вызывает неподдельный интерес со стороны не только православных верующих, но и простых туристов. Большое количество живописных находок и архитектурных изысков придают месту небывалого изящества.

Каждое из зданий церковного комплекса является своеобразным домом того или иного экспоната. Паломники и обыкновенные туристы наслаждаются картинами и святыми ликами, скульптурами, древнейшими книгами и уникальными дарами, которые принесли сюда посетители разных эпох.

  • На территории находится древняя, колоссальных размеров библиотека, которая хранит большие издания русской литературы и местных летописей.
  • В картинной галерее выставлены прекрасные работы знаменитых художников. В монастырскую коллекцию входят шедевры Коровина, Шишкина и многих других.
  • Большое разнообразие святых икон дает посетителям ясное представление о колоссальной истории церковного комплекса. Пристального внимания достойны церковные фрески, которые украшают каждую постройку.

Если рассматривать территорию в качестве музея, исследователи сходятся во мнении, что он — один из самых крупных в России. Богатые коллекции сформировались в основном за счет усилий основателя музея, историка и исследователя земель Переславля М. И. Смирнова. Многочисленные экспонаты можно лицезреть практически каждодневно. На территории разрешено делать фотографии и снимать видео.

Святыни и адрес монастыря

Музей, занимающий большую часть площади, гордится коллекциями икон, картин, резной скульптуры, а также экспозициями естественно-исторического отделения. Здесь хранятся редкие экземпляры эпохи Петра Первого и уникальные произведения различных мастеров по работе с металлами.

Сегодня в монастыре проходит обычная православная программа богослужений. В пятницу — вечерня, а утром субботнего и воскресного дня начинается Божественная литургия, которая переходит во Всенощное бдение. Настоятелем Горицкого подворья является епископ Феодор (Казанов), которому дали высший чин в 2015 году.

Адрес монастыря: Музейный переулок, дом № 4.

При въезде в Переславль-Залесский со стороны Москвы постройка красуется слева от дороги. До места довозит автобус № 1, остановка называется «Музей».

Переславский Горицкий монастырь привлекает посетителей собственной архитектурой и изящным наполнением внутри построек. Прихожане обязательно оценят его в качестве большого музея с интересными экспонатами, визуально демонстрирующими забытые века расцвета.

Церковный комплекс неизменно впадал в запустение после некоторого периода религиозного служения. Однако сначала братия, а после и монахини не теряли энтузиазма и постоянно стремились восстановить этот памятник христианской культуры в Переславле-Залесском.

Переславль-Залесский. Горицкий монастырь. Успенский собор.

Ну теперь перейдем Успенскому собору.Как было уже сказано в 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами. Почти все сохранившиеся сооружения относятся к 17–19 вв. Переславская епархия была образована в 1744 году. В нее вошли такие отдаленные от Переславля городá, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Посвящение двух храмов Успению и Всем Святым – обычное для многих русских монастырей. Возможно, впервые оно пошло ещё от Киево-Печерской лавры.

Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы. Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора, 1520-х годов постройки, было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых, которую намеревались перестроить. Здание Гефсимании, разобранное на материал для строительства духовного училища впоследствии, так и не было достроено и долгие годы оставалось без крыши.

Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.

В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения – суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор. Вид от кассы комплекса.

Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться. Вид со стороны колокольни.

Главное здание в ансамбле Горицкого Успенского монастыря – Успенский собор ХVIII века. Этот собор пятиглавый. Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Построен собор в стиле, который иногда называют “переяславским барокко”. В отличие от “московского”, где восьмерик увенчан одним куполом, или “петербургского”, где храмы совсем уж напоминают европейские, здесь основа осталась традиционно русской, пятиглавой, просто декор заметно изменился.Успенский собор можно назвать и пятикупольным, и – семикупольным: из-за двух башенок-приделов, сдвинутых к алтарю. Расположение этих башен-фонарей очень напоминает ярославское зодчество XVII века. Только там храмы обычно обрамлены шатровыми приделами, здесь же боковые главы по форме не отличаются от пяти основных – только что “спрыгнули” на ступеньку ниже. При взгляде с востока, образуется очень живописная, расходящаяся надвое лестница куполов.Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней. Маленькие серебристые куполочки Всехсвятской трапезной церкви являют разительный контраст с большими зелёными луковками Успенского собора. И это при том, что по высоте два храма почти одинаковы. Чёрточки их соседствующих кровель словно по одной линейке проведены. Собор – выше только за счёт более массивных куполов. Когда-то два храма составляли неразрывное целое, соединяясь корпусом под названием Гефсимания. Гефсиманский сад в Иерусалиме знаменит не только местом “моления о Чаше” Спасителя, но и Гробницей Божией Матери, потому на Успенский Горицкий монастырь, вполне в русских традициях, было перенесено это евангельское название. Во многих русских монастырях и архиерейских домах постройки соединялись друг с другом, так что их можно было обойти, не спускаясь во двор: актуально для сурового климата с долгой зимой. Переяславские Горицы не были исключением. Только вот до наших дней Гефсиманский корпус, к сожалению, не сохранился – остался лишь след его примыкания на западном фасаде собора (фото выше).Поражает своим размахом и интерьер собора. Своды и стены Успенского собора покрыты лепниной (в т. ч. с изображением вензелей). На своде собора, под изображением короны, размещается вензель Елизаветы Петровны (ЕI), а на западной строне вензель Екатерины Великой (Е II). Как говорят, в честь посещения императрицами этого собора и большими пожертвованиями. Почему-то вензеля Екатерины Великой нет фото, хотя помню, что делала оба снимка. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Белая лепнина эффектно выделяется на окружающем ее голубом фоне. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Кроме лепнины, стены собора украшены живописными панно. Иконы для него писали мастера из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря. Заслуживает внимания резной золоченый иконостас. Он является основной достопримечательностью Успенского собора. Иконостас состоит из пяти рядов икон, написанных художниками из иконописной мастерской подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря. Резной каркас иконостаса с рельефами и скульптурами – работа мастеров московской артели Якова Жукова. Его великолепный многоярусный иконостас создавался в 1750-х гг. Он считается одним из красивейших в России. во всяком случае, если брать XVIII век, эпоху господства барокко. “Местами иконостас выглядит воздушным и трепетным, словно всё это выполнено из золочёного застывшего кружева”, – поэтично выразился автор одного из путеводителей. После упразднения епархии и закрытия Горицкого Успенского монастыря Успенский собор некоторое время выполнял функцию главного городского храма, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города. Так главным городским собором стал Владимирский собор в центре Переславля. Последняя реставрация в Успенском соборе была проведена в 1956-66 годах под руководством архитектора-реставратора, создателя и сотрудника Переславской реставрационной мастерской профессора Пуришева И.Б.

Видны уже и новые иконы, видимо тут иногда проходят службы.Часть сохраненного интерьера хранится в самом соборе и ждет своего часа. Все это великолепие просто требует хозяйской руки и реконструкции. Осевшая за более полувека со времени последней реконструкции пыль и грязь видна невооруженным глазом, хотя убранство продолжает впечатлять! Есть и неболльшая часть сохраненных могильных надгробий в соборе.Успенский собор открыт с мая по сентябрь ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника месяца. В это время можно осмотреть пышный интерьер собора.
Успенский собор, сейчас является экспозицией и хранилищем музея. С одной из стен собора стоит колокол. Колокол весом 149 пудов 19 фунтов отлит на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского. Но никаких поясняющих табличек о нем нет.
А вот н апротив собора можно увидеть большое количество надгробий. В основном даты смерти относятся к началу ХIХ в., но есть и более «молодые», например, здесь погребен зудожник Д.Н. Кардовский, который был родом из этих мест. Пожалуй это весь материал, что у меня есть о Горницком монастыре.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Горицкий монастырь в Переславле-Залесском – обитель, парящая над городом

К северо-востоку от Москвы лежит сердце Золотого кольца: Переславль-Залесский. В небольшом городке на берегу Плещеева озера аж пять монастырей, четыре из которых действующие. Горицкий Успенский монастырь не самый древний из них, но известен еще со времен Ивана Калиты. Он пережил немало взлетов и падений. С 1919 года функционирует в качестве историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Именно отсюда рекомендую начать полноценное знакомство с историей Переславля-Залесского.

  1. Где находится Успенский Горицкий монастырь
  2. История монастыря
  3. Переславский музей-заповедник
  4. Что посмотреть на территории Проездные Ворота — архитектурное наследие XVII века
  5. Кассы музея-заповедника
  6. Деревянные часовни
  7. Бюст Юрия Долгорукова
  8. Главные ворота с надвратной церковью Святого Николая Чудотворца
  9. Смотровые площадки
  10. Церковь Всех Святых
  11. Собор Успения Пресвятой Богородицы
  12. Здание бывшей духовной академии
  • Туристическая информация

    История создания Горицкого монастыря

    Как давно основали эту христианскую обитель неизвестно, потому что пожар, случившийся в первой половине XVIII в., уничтожил все ее архивы. Ясно, что в начале XIV в., во времена Ивана Калиты, монастырь в Переславле уже был. Некоторые исследователи склоняются к тому, что появился он двумя веками ранее и был построен на месте языческого капища – Шутовой рощи

    Все другие монастыри Переславля расположены на равнине, а этот возведен на возвышении у южного берега Плещеева озера, за что и получил свое название – Горицкий или Успения на Горице. В его стенах принял постриг сподвижник Сергий Радонежского Дмитрий Прилуцкий. Случилось это в 1371 году. Здесь начинал свой монашеский путь особо почитаемый в Переславле преподобный Даниил, который в 1508 году основал собственную обитель – Троицкий Данилов монастырь.

    Собор Успения Пресвятой Богородицы

    Как и многие монастыри, Горицкий служил своего рода крепостью и участвовал в военных сражениях. Так, в 1382 г. во время нашествия хана Тохтамыша в его стенах пряталась супруга Дмитрий Донского Евдокия Дмитриевна. В критический момент, когда татары жгли Переславль, княгине со слугами удалось отплыть на середину Плещеева озера, где густой туман спас их от врагов.

    По преданию, так же удалось спастись еще части местных жителей. После того, как Переславль освободили, благодарная Евдокия поспособствовала восстановлению монастыря. И в память об этом историческом событии в городе существует традиция водного крестного хода. В шестое воскресенье после праздника Пасхи верующие от стен Горицкого монастыря и устья Трубежа плывут по озеру на лодках.

    Пережила мужская обитель и непростое для России Смутное время. Но, к сожалению, ничего от построек, старше XVI века, на ее территории до наших дней не сохранилось. В это время монастырь был очень влиятелен, он владел множеством сел и имел в подчинении около 5 тыс. крестьян. Его часто посещали цари и члены их семей, оставляя в монастырской ризнице богатые подарки.

    Восточные (Проездные) ворота

    Остальные достопримечательности

    Прогулка по территории храма может занять целый день, так что лучше запаситесь временем. В северной стене расположена небольшая звонница, которая была построена во второй половине XIX века. Само по себе здание не слишком примечательное, однако со второго его яруса открываются прекрасные виды на город.

    Очень красива церковь Николая Чудотворца. Она расположена над Святыми воротами, а основана во второй половине XVIII века, построена в стиле московского барокко. Уже почти 300 лет богослужения здесь не проводятся, сейчас там расположена одна из экспозиций музея.

    Фруктовый сад на берегу искусственного озера – это не просто красота. Здесь очень приятно погулять в жаркие дни. Создано это озеро было для того, чтобы обеспечить храм водой на случай пожара. Вода в него поступает по трубам из соседнего водоема. Такой вот интересный опыт, который сделал возможным выращивание прекрасного сада. Судя по отзывам, он сегодня не слишком ухоженный, и это несколько уменьшает его очарование.

    Деревянные часовни на территории монастыря являются сравнительно молодыми постройками. Жители окрестных районов сами собирали деньги на них, а также принимали участие в строительстве. На сегодняшний день одна из них служит кассой музея.

    Практически все туристы упоминают в своих отзывах Проездные ворота в восточной стене монастыря. Это настоящий шедевр русского зодчества, который наверняка не оставит вас равнодушным. Сравнительно невысокие, они все равно притягивают взоры гостей. Обратите внимание на овальную нишу над воротами — там находится уникальная фреска. Она сохранилась очень хорошо.

    История Горицкого монастыря в XVIII – начале XX века

    В 1744 году в жизни монастыря наступили большие перемены. На 44 года город стал центром отдельной Переславской епархии, которой подчинялись 600 храмов и 20 монашеских обителей

    в Дмитрове, Александрове, Можайске и Волоколамске.

    И Горицкий монастырь, как самый богатый на тот момент, перестал служить пристанещем для монахов, а сделался архирейской резиденцией – местом постоянного проживания главы епархии.

    В 1788 году епархию упразднили, поделив ее территорию между соседними – Владимирской, Ярославской и Московской. Позже, в XIX веке в бывшем монастыре построили духовное училище. К началу XX века монастырь находился в упадке и запустении – пруд зарос, территория была полна мусора, а строения значительно обветшали. После 1917 года его здания были национализированы, и в 1919 году в них разместили первые музейные коллекции.

    Стены Горицкого монастыря

    Полезная информация для туристов

    Переславль-Залесский (Горицкий Успенский монастырь как религиозный комплекс пока не работает) славится своими обителями четыре из них действующие. В музее проводят экскурсии, выставки. Доступен осмотр каменных строений.

    Храмы музея закрыты на зимнее время, чтобы холодный воздух не повредил внутреннего убранства соборов. Посещать их можно с мая по сентябрь.

    Разрешено снимать на камеру и фотографировать храмы, строения, достопримечательности, экспозиции музея снаружи и внутри зданий. Нельзя пользоваться вспышкой. Если используется штатив, дополнительное освещение, то это коммерческая съёмка. Она осуществляется с согласия администрации музея по договору. Телефон 3-19-10, 2-34-68.

    Монастырские храмы и строения

    Обнесенный невысокой стеной, монастырский комплекс очень красив и возвышаясь над крышами Переславля, словно парит над городом. Самые старые его постройки сохранились с XVI-XVII века. Это белокаменная крепостная стена с бойницами и караульными переходами, служившая для защиты обители от неприятеля, три башни и двое ворот, Палаты привратника, церкви Николая и Всех Святых, а также трапезная палата.

    Святые ворота с возведенной над ними одноглавой Никольской церковью являются выдающимся памятником древнерусского зодчества

    . И специалисты многократно описывали их в различных изданиях, как образец слияния двух существовавших в те времена стилей — узорочья и очень популярного московского барокко.

    Проездные ворота также считают настоящим архитектурным шедевром. Они сделаны в восточной монастырской стене и служили для хозяйственных целей. По сравнению с простыми и гладкими стенами, их нарядное убранство нельзя обойти вниманием. Ворота обрамляют большие арки, над которыми установлены фигурки вставших на дыбы коней. Надстройку над этими воротами сделали позже — ближе к концу XIX века.

    Главный монастырский храм – пятиглавый Успенский собор возводили в 50-60-е годы XVIII века по проекту архитектора И.Я. Яковлева. Однако, в связи с упразднением Переславской епархии, он так и не был достроен. Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде этой церкви. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх.

    Скупое наружное оформление контрастирует с богатым барочным внутренним убранством — пышной белой лепниной на голубом фоне, роскошными паникадилами и живописными настенными панно. Над этой красотой трудились лучшие мастера из Ново-Иерусалимского монастыря. Многоярусный покрытый позолотой иконостас сделан руками мастера из Москвы Якова Жукова. А иконы для него изготовлены живописцами из Нового Иерусалима.

    Самой высокой на монастырской территории является Богоявленская церковь с четырехъярусной колокольней. Со смотровой площадки на верхнем ярусе колокольни виден весь Переславль-Залесский. Она, как и главный собор, с XVIII века не была достроена. После того как епархию упразднили, колокола с этого храма сняли и перевезли в тогдашнюю столицу, на колокольню в Петропавловской крепости.

    Панорама Горицкого монастыря

    С XIX века осталось здание, которое занимало Духовное училище, баня и звонница. В качестве строительного материала при возведении Духовного училища использовались кирпичи обветшавшей церкви Гефсимания.

    Колонну этого разобранного древнего храма поместили в музейную экспозицию. А как домовый храм Духовное училище использовало пятиглавую отремонтированную церковь Всех Святых, возведенную в XVI веке.

    На монастырской территории стоят также деревянные часовни (XIX в.), которые перевезли сюда в 80-х годах прошлого века из окрестных деревень Фонинское и Старово. Такие часовни назывались «обыденскими». Их возводили всей деревней, или, как тогда говорили, «миром».

    В времена архиерейский резиденции, на ее территории выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. А в 20-е годы прошлого века вокруг этого пруда разбили фруктовый сад.

    Слева направо: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Богоявления Господня

    Осенью 2014 года в судьбе монастыря произошли новые перемены. Его исторические помещения получила в пользование Ярославская епархия Русской православной церкви. И сейчас ведутся работы по освобождению помещений от музейных коллекций и восстановлению его как монашеской обители, которые планируется завершить за 4 года

    Не забудьте посетить

    Церковь Богоявления — это еще одно интереснейшее здание. Она совсем небольшая, старинная, строилась еще в 1768 году. Собственно, внимание туристов больше привлекает не само это сооружение, а четырехъярусная колокольня, на нижнем этаже которой и расположена церквушка. Сама же колокольня просто потрясающая, когда находишься здесь, очень жалеешь, что ее звон не разносился по окрестностям уже сотни лет. Не пожалейте времени и поднимитесь на смотровую площадку . Отсюда открывается захватывающий вид на Плещеево озеро и сам город. Однако помните, что на колокольню пропускают только в теплое время года.

    Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

    Этот музейный комплекс считается одним из самым крупных музеев России. Во многом его богатые коллекции сформировались, благодаря усилиям основателя музея, известного историка и исследователя переславских земель Михаила Ивановича Смирнова (1864-1949).

    Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

    Сейчас коллекция насчитывает более 80 тыс. экспонатов, большинство из которых уникальные. Их можно увидеть ежедневно, кроме последнего вторника месяца. На территории монастыря и в музейных залах разрешена бесплатная фото- и видеосъемка. Естественно-исторический раздел экспозиции рассказывает о богатой природе национального парка «Плещеево озеро». Здесь выставлены чучела животных и птиц, обитающих в окрестностях Переславля и озера.

    Переславский музей гордится своими коллекциями русских икон, живописи и деревянной резной скульптуры, мемориальными разделами, посвященными Ф.И. Шаляпину и Д.Н. Кардовскому, редкими экспонатами, относящимися к эпохе Петра I, а также уникальными произведениями, выполненными серебряниками, златокузнецами и искусными золотошвеями.

    Слева направо: церковь Всех Святых, собор Успения Пресвятой Богородицы

    Церковь всех святых

    Это здание построено также во второй половине XVII века. Находится оно рядом с Успенским собором и видно издалека, так как высоко поднимается над стенами монастыря. Культовое сооружение увенчано пятью небольшими главками. Когда на территории монастыря открылось духовное училище, оно было вплотную пристроено к стенам церкви. При этом сама она сама подверглась полной реконструкции и стала выполнять функцию домового храма. Сложно сказать, сохранилась ли она в первозданном виде, потому как чертежей не осталось.

    Горицкий Успенский женский монастырь в Переславле-Залесском — рассматриваем по полочкам

    Успенский Горицкий монастырь является одной из жемчужин города Переславля-Залесского, входящего в Золотое кольцо России. Архитектура его зданий удивительна, а судьба необычная, трагичная и сложная.

    История

    Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

    В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

    года в пожаре погиб монастырский архив.

    К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре: время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Ошибочно считается,что в Горицком монастыре принял постриг преподобный Дмитрий Прилуцкий. Но этого не могло быть,т.к. ко времени основания обители он уже был игуменом основанного им Никольского монастыря в том же Переславле.

    В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.

    За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

    В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».

    В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

    В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

    В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.

    Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

    После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

    Закрытие и упразднение

    Значительные перемены в жизни Горицкого комплекса произошли в 1744 г. Его закрыли, образовали Переславскую епархию (под её начало перешли 600 монастырей, 20 храмов).

    Это обители и церкви ближайших городов:

    • Александров;
    • Можайск;
    • Дмитров;
    • Волоколамск.

    А Горицкий монастырь стал кафедральным. Здесь расположилась резиденция епископа. Именно в это время окончено строительство Успенской храма. Началась активная перестройка зданий комплекса.

    Были возведены новые строения:

    • колокольня;
    • церковь Всех Святых;
    • звонница;
    • проездные ворота;
    • Никольский надвратный храм;
    • часть каменной ограды с башнями.

    Администрация города стала использовать строения для различных нужд. Поочередно здесь располагалось казначейство, уездный суд, магистрат. С началом работы городского управления Успенский собор утратил своё значение. Теперь службы в нём проводились летом во время церковных праздников.

    Постепенно опустевшие помещения приходили в упадок, разрушались. Однако в 1881 г. епархия приняла решение организовать на территории бывшей обители духовное училище. Построили корпуса, отремонтировали старинный собор Всех Святых. Образовательное заведение действовало до 1918 г.

    После революции 1917 г. монастырский комплекс стал собственностью государства. Позднее в 1919 году на его территории устроили краеведческий музей. Им руководил известный исследователь-историк Смирнов Михаил Иванович.

    Позже он стал называться государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, действующим и сегодня.

    Современный облик

    Монастырские строения

    • Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище;
    • церковь Богоявления с колокольней (XVIII век), ныне методический отдел,
    • церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище;
    • церковь Николая Чудотворца (XVII—XVIII века), ныне действующий храм, проводятся Богослужения;
    • церковь Гефсимания (разобрана на кирпич для духовного училища, в музее в качестве одного из экспонатов хранится колонна бывшего храма);
    • святые ворота и палата привратника, ныне туристический отдел;
    • крепостные стены и башни (XVII—XVIII века), ныне хранилища.

    Строения духовного училища

    Привезены или построены в советское время

    Успенский собор в январе 2009 года

    Успенский собор в августе 2015 года

    Архитектура монастыря

    Проездные ворота

    Восточные, или Проездные, ворота (середина или вторая половина XVII века) невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени, они выделяются на фоне спокойной глади стен, почти лишенной убранства. В нижней части ворот низкие круглые столбы — по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях — ширинках. Хорошо сохранился лишь один из коньков — правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ.

    Палата привратника

    К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен.

    Трапезная палата

    Лишь западный фасад дает некоторое представление о прошлом облике здания. После снятия толстого слоя поздней штукатурки обнаружились следы сбитых оконных наличников. Внутренняя планировка и сводчатые конструкции трапезной и примыкающих к ней помещений хотя и претерпели некоторые изменения, представляют несомненный интерес. Различные по форме своды с распалубками над дверными оконными проемами весьма вырзительны. Особенно большое впечатление производит сама трапезная палата, от которой и получило название все здание. В центре обширного помещения, расположенного на втором этаже, стоит восьмигранный столп, на него опираются высоко поднятые своды.

    Духовное училище

    Это двухэтажное здание было построено в конце XIX века для наставников церковного училища.

    Звонница

    Небольшая звонница зрительно делит северную стену монастыря на две части. В настоящее время служит смотровой площадкой, отсюда открывается изумительный вид на старый город и озеро Плещеево.

    В Горицком монастыре размещен Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей с шикарной коллекцией икон, церковной утвари, мебели; полотнами Шишкина, Бенуа; библиотекой и собранием деревянной скульптуры.

    Полезная информация

    Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.

    Адрес: Переславль-Залесский, Музейный пер, д. 4.

    Престольные праздники

    Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

    Икона Пресвятой Богородицы «Иверская» — 26 октября, 25 февраля, 6 мая

    Монастырские храмы и строения

    Собор Успения Пресвятой Богородицы возвели между 1753 – 1861 г.г. Его спроектировал архитектор Иван Яковлевич Яковлев. Массивное четырёхугольное строение окружено крытыми галереями, имеющими широкие окна в форме арок. Здание венчают 5 небольших куполов.

    Карта Горицкого успенского монастыря в Переславль-Залесский

    В восточной части постройки к ней пристроен полукруглый выступ (апсида) покрытый полукуполом. С каждого его бока возвышается башнеобразный, восьмигранный придел, завершающийся небольшой главкой, которая оснащена световыми барабанами, слуховыми окнами (люкарнами).

    Большой колокол весом – 149 пудов 19 фунтов стоит в нише западной стены. Специально для города Переславля-Залесского его отлили на заводе Павла Николаевича Финляндского в 1865 г.

    Снаружи здание довольно скромное. Внутри интерьер собора имеет роскошное убранство – панно в стиле барокко, пышную лепнину, живописные фрески. Красоту создавали самые лучшие зодчие Ново-Иерусалимской обители. Бесспорным произведением искусства считается величественный, многоярусный, резной иконостас. Его изготовил известный мастер из Москвы – Яков Жуков.

    Он покрыт позолотой, украшен всевозможными фигурными скульптурами, растительными орнаментами, барочными колоннами. Живописцы из Нового Иерусалима рисовали иконы. Храм открыт в тёплый период года. Трёхэтажная Гефсимания была отстроена рядом с собором. Она соединила бы его и церковь Всех Святых. Оставалось только сделать крышу.

    Но планы не осуществились, обитель закрыли, строительство прекратилось. Впоследствии Гефсиманское здание разобрали на кирпичи, а из них построили духовное училище. Сохранили только колонну, которая находится в музее.

    Самой высокой постройкой обители считается маленькая церковь Богоявления, оснащённая колокольней в четыре яруса. Строительство началось в 1768 г., завершилось – 1777 г.

    Сам небольшой храм находится на первом этаже. Здание покрыто возвышающимся куполом, имеющим слуховые окна. Увенчивает его маленькая главка. В верхнем этаже колокольни имеется площадка. С неё отлично просматривается весь город и озеро Плещеево.

    Храм Всех Святых возвели во 2-й половине XVII в. вместо каменной постройки XVI в. Квадратное трёхапсидное здание. К нему примыкают трапезные палаты. Оно увенчано пятью маленькими главами.

    Позже его перестраивали. Строение пустовало больше 100 лет (1780-е – 1880-е). Отремонтировано в 1883 г. Оно было домовым храмом при духовном училище вплоть до 1918 г.

    Святые ворота считаются одними из самых древних строений обители. Они появились в XVII столетии. Их нижний ярус с широкой аркой пышно отделан фигурным кирпичом.

    К концу этого же века над воротами надстроили церковь Николая Угодника. Квадратная постройка покрыта четырёхскатной крышей. Поверх неё друг на друге стоят два уменьшающихся восьмигранника венчающихся маленьким куполом. По бокам храма тянутся галереи

    Весь ансамбль представляет собой гармоничное соединение московского барокко и узорочного стиля. Храм действующий, передан РПЦ. В нём находится святыня – башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.

    Дар Святейшего Патриарха Константинопольского привезла матушка Ефросинья из греческого города Керкира, что на острове Корфу. Также есть иконы, которые мироточат. Каменное ограждение обители достраивали в XVIII столетии. Оно невысокое, украшено бойницами. Очень искусно выполнены башни, стоящие вдоль стен, выходящих на северную сторону. Функция ограды декоративная.

    В XIX веке к трапезным палатам Всехсвятской церкви пристроены Корпуса духовного училища. Там же располагались квартиры преподавателей. Сейчас в здании находится картинная галерея.

    Пруд выкопали на территории обители в XVIII в. Неподалёку находится водоём, откуда по трубам поступает вода. Растут фруктовые деревья высаженные сотрудниками музея вдоль берегов в 1925 г.

    Одноглавую часовню имени Святого Георгия Победоносца привезли из деревни Фонинское в 1980-х годах. Ещё одну такую же часовню (в честь Покрова), украшенную пятью главами, доставили из д. Старово в 1983 г. Внутри неё расположилась музейная касса. Оба строения деревянные, относятся к XIX веку.

    Музею передали в 1963 г. бюст Юрия Долгорукого – основателя города Переславля-Залесского. Его выполнил скульптор С.М.Орлов. Он повторил московский памятник, который стоит на Тверской площади.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: