Храм Евфросинии Московской: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться и где находится

Храм Евфросинии Московской на Нахимовском проспекте в Москве: памятник великой русской княгине

В Москве на Нахимовском проспекте стоит храм Евфросинии Московской. Святую называют хозяйкой этого города. В земном своем бытии она носила имя Евдокии, являясь супругой Дмитрия Донского и единственной ученицей преподобного Сергия Радонежского. Святая соединила подвиг материнства (у супружеской четы было двенадцать детей), монашеский путь и служение народу. После смерти мужа она взяла на себя заботу о вдовах, сиротах, основала новые монастыри, приюты, строила церкви.

  1. История храма
  2. Возведение и основание
  3. Историческая судьба
  4. Современное положение
  5. Архитектура и убранство сооружения
  6. Святыни храма
  7. Как проходят богослужения
  8. Воскресная школа при храме
  9. Для взрослых
  10. Как добраться до церкви
  11. Видео о храме

История храма

Местонахождение храмового комплекса непростое — имеет историческое значение. На территории Котловки, — района, где находится церковь, — было имение княгини Евдокии, супруги Дмитрия Донского. Первые свидетельства о ее существовании встречаются, начиная с 1380 года, когда воины Дмитрия Донского проходили мимо этого места, направляясь на Куликовскую битву и обратно.

Через 10 лет вновь произошло важное историческое событие, связанное с имением Котлы. После ухода из жизни московского митрополита Алексия Константинопольский Патриарх прочил на его место своего ставленника. Но Дмитрий Донской противился этому. Спор разрешился после смерти Великого князя. В 1390 году его жена Евдокия и ее сыновья с почестями ожидали «за Москвой на Котле» будущего митрополита Киприана, прибывшего от Вселенского Патриарха.

Возведение и основание

Фактически строительство началось в 2002 году. Был назначен настоятель — протоиерей Алексей Ладыгин. Под его руководством происходил процесс постройки. Вначале открылась домовая церковь (Севастопольский проспект 15), где 20.04.2003 г. прошла первая служба, начала работать воскресно-приходская школа.

Домовая церковь действовала до 2010 года, пока шло основное строительство:

  • 07.2005 г. — освящение закладного камня на престольный праздник;
  • 06.2006 г. — начало строительства;
  • 07.2006 г. — устройство котлована;
  • 07.2006 г. — освящение строительства;
  • 02.2009 г. — передача колоколов;
  • 03.2009 г. — монтаж шатра колокольни;
  • 04.2009 г. — освящение и установка креста колокольни;
  • 2010 г.— время от времени идут службы;
  • 02.2011 г. — малое освящение церкви, богослужения стали совершаться регулярно;
  • 2012 г. — строительство завершено;
  • 2011—2012 гг. — закончен иконостас;
  • 2013 г. — началась роспись церкви;
  • 2016 г. — новый настоятель иеромонах Клавдиан (Сафонов);
  • 07.2017 г. — великое освящение церкви Святейшим Патриархом Кириллом;
  • 07.2017 г. — первая литургия в нижнем крестильном храме.

Церковь строилась на добровольные взносы. Каждый кирпичик в ее стенах подписан именем жертвователя. Ни городские, ни федеральные власти помощи не оказывали.

Историческая судьба

Церковь на Нахимовском проспекте в Москве — уникальная, единственная. Ее появление дало толчок к началу возрождения памяти святой, забытой за годы советской власти. Многократно умножается число верующих, помнящих и почитающих преподобную княгиню. В храме ей регулярно служится акафист, верующими посещается Кремль, где хранятся мощи. Новая церковь стала своеобразным памятником почитания святой Евфросинии.

Помимо строительства храма были приведены в порядок рядом лежащие сквер и пруд. Окрестные жители отдыхают здесь вместе с детьми, гуляют, любуются на красоту и живописность мест. В 2015 году зеленая зона была названа, как и храм, — в честь прославленной княгини, что стало уникальным случаем в истории города.

Современное положение

На сегодняшний день в храме, помимо регулярных богослужений, ведутся широкая просветительская, миссионерская деятельность, социальное служение и многое-многое другое. Клирики и прихожане храма как будто подражают жизни и общественной деятельности преподобной Ефросинии, стараясь выполнить ее заветы, приобщить и других к исторической культуре и наследию.

На регулярной основе действуют:

  • паломническая служба;
  • просветительские собрания прихожан;
  • волонтерская деятельность;
  • консультативная помощь;
  • социальная работа;
  • миссионерский кружок;
  • занятия по иконописи;
  • школа алтарников.

Ведется регулярная работа со школами, проводятся уроки нравственности, беседы, просмотры видеофильмов, экскурсии, семинары. В интернете, помимо официального сайта храма, можно найти страницы в социальных сетях: в контакте, на фейсбуке, в инстаграме. При храме действует детская комната. Здесь мамы вместе с маленькими детьми могут подождать причастие без отрыва от богослужения — в помещении ведется звуковая трансляция.

Архитектура и убранство сооружения

Храмовый комплекс состоит из белоснежной однокупольной церкви во владимиро-суздальском стиле и отдельной колокольни. В наружном декоре используется невысокий изобразительный рельеф, мозаичные фрески, арочные окна.

Нижний храм освящен в честь Алексия Московского. Митрополит был очень близок супругам Дмитрию и Евдокии. Этот человек вдохновил и благословил их брак, был всегда рядом в первые годы их гражданского служения людям и Отечеству. Святитель Алексий сыграл серьезную роль в судьбе России и ее жителей.

На территории храма можно увидеть первый памятник Дмитрию Донскому и его супруге Евдокии, их детям. Скульптурная композиция призвана напомнить о ценности семьи как основы любого человеческого общества и сильного государства. Есть здесь и древний каменный крест, выполненный в византийском стиле, — армянский Хачкар. Он был подарен храму и освящен 20.07.2016 г. в престольный день.

Читайте также:
Церковь Троицы в Никитниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Святыни храма

В начале строительства церкви планировалось, что будут перенесены из Кремля мощи преподобной Евфросинии, ее правой десницы. Однако пока осуществление этого откладывается на неопределенный срок. Но в храме есть много других святынь.

Чудотворные иконописные лики:

  • Божьей Матери «Почаевская»;
  • «Владимирская»;
  • свят. Николая Чудотворца;
  • блаж. Матроны Московской (с частицами мощей);
  • благоверных кн. Петра и кн. Февронии (так же);
  • преп. Варлаама Чикойского (так же);
  • свят. Иннокентия Пензенского (так же);
  • преп. Ефросинии Московской (так же);
  • вмц. Варвары (так же).

В церкви хранится камень, привезенный с гробницы московской святой, собрано множество мощей, и их число все время пополняется.

Как проходят богослужения

Несмотря на будние дни, здесь всегда можно увидеть много людей. Литургия здесь служится каждый день. Лишь по понедельникам, когда совершается генеральная уборка, служба переносится в нижний храм.

Подробное расписание церковных служб можно посмотреть на интернет-сайте храма, где оно представлено в трех видах:

  • на неделю (для быстрого просмотра);
  • на месяц (файл доступен для скачивания, печати);
  • график служения клириков храма.

Здесь можно узнать, когда и где (в каком храме) назначена исповедь, кто из клириков будет проводить таинство. Расписание дано очень подробно, можно легко разобраться во всем разнообразии служб, треб.

Обычно в будние дни график следующий:

  • 8-00 — литургия;
  • 17-00 — вечерняя.

В течение дня можно зайти, поставить свечку, заказать требы, поприсутствовать на богослужении. В храме всегда присутствует кто-нибудь из клириков, с которыми можно пообщаться на интересующие темы, задать вопросы. В воскресенье, праздничные даты расписание сильно отличается. В эти дни храм посещает значительно большее количество людей.

Чтобы все получили возможность присутствовать на Божественной литургии, проводят, как правило, две службы:

  • 7-00 — ранняя;
  • 10-00 — поздняя.

На первую литургию предпочитают приходить верующие, которым необходимо весь день посвятить решению насущных проблем, а также те, которым нравятся немноголюдные храмы. На вторую — христиане, любящие пышные торжественные службы с большим скоплением народа и священнослужителей.

На престольный праздник (30.05, 20.07) в храме всегда собирается много людей:

  1. 16-00 (накануне) — акафистное пение святой.
  2. 17-00 (накануне) — Всенощное бдение с освященными хлебами, елеопомазанием.
  3. 7-20 (день праздника) — водосвятный молебен.
  4. 8-00 — встреча архиерея и начало Божественной литургии, в конце которой — крестный ход.

Святая вода в этот день годовая, наделенная особой благодатью. Преподобная всегда помогает людям, но больше всего — в день памяти. Исполняет прошения, которые посылаются людьми в молитвенном порыве в престольный день.

Воскресная школа при храме

Начиная с декабря 2002 года, при общине, образовавшейся вокруг церкви, начала действовать воскресная школа. В начале каждого учебного года настоятелем служится молебен, на который собираются дети вместе со своими родителями. Преподаватели школы ставят своей задачей не только дать юным слушателям теоретические знания об истории церкви, ее уставе и т. д., а также помочь детям стать достойными христианами и людьми.

Преподаются следующие науки:

  1. Закон Божий.
  2. Иконописные работы.
  3. Клиросное пение.
  4. Церковнославянский язык.

Дисциплинам обучаются в возрасте от 7 до 14 лет. Для дошкольников действует детская студия «Вместе с мамой». Ее можно посещать, начиная с 1,5 лет.

Здесь проводятся комплексные занятия, которые включают:

  • игры;
  • беседы;
  • рукоделие;
  • сказку;
  • занятия музыкой.

Обязательно присутствует кто-нибудь из членов семьи. Всей группой готовятся и отмечаются основные церковные праздники. Совместные занятия помогают укрепить отношения между детьми и родителями, обрести новых друзей. Все дети воскресной школы и их родители участвуют в подготовке Рождественского и Пасхального утренника, фестиваля, различных конкурсов.

Для взрослых

Старшее поколение также активно участвует в жизни прихода. И у взрослых прихожан есть возможность посещать воскресную школу. Занятия проводятся клириками храма. На них рассматривается широкий круг вопросов, касающихся различных церковных тем, а также основы иконописи. После занятия прихожане имеют возможность задать интересующие их вопросы, пообщаться со священнослужителями и другими христианами.

Беседы с батюшкой — так называются занятия церковной школы для взрослых — проходят по средам в 19-00. Исключение составляют дни, предшествующие двунадесятым и престольным дням.

Также в крестильном храме проходят беседы по изучению Библии:

  1. Евангелие — пятница 19-00.
  2. Ветхозаветные книги — воскресенье 15-00.

В пятницу (19-00-21-00) и субботу (13-00-15-00) проходят встречи для всех тех, кто собирается принять Святое Крещение. Взрослым и детям, начиная с 7 лет, посетить огласительные беседы следует лично, а также родителям, чьи дети не достигли еще сего возраста.

Как добраться до церкви

Найти это место очень легко даже тому человеку, который впервые посетил столицу или бывает в ней редким гостем. Доехать до станции метрополитена «Нахимовский проспект» и подняться наверх. Сразу у выхода из метро можно лицезреть белокаменную церковь. Адрес храма также несложно запомнить: Нахимовский проспект, дом № 8.

Читайте также:
Белогорский Николаевский Пермский монастырь: история и адрес монастыря, современное положение, настоятели и святыни

Видео о храме

О жизни храма преподобной Евфросинии Московской на Нахимовском проспекте свидетельствуют следующие кадры.

Котловка. Церковь Евфросинии Московской в Котловке (новая).

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

В московском районе Котловка праздник. В храме святой преподобной Ефросинии великой княгине Московской, который начали строить в 2006 году, состоялся чин освящения.Иначе это действо называют «обновление» – потому что у построенного сооружения начинается новая жизнь – оно перестает быть просто зданием – теперь это храм. С этого момента в нем начинается богослужебная жизнь. Она стала возможна благодаря усилиям жертвователей – церковь буквально складывалась из именных кирпичиков всех неравнодушных.

Белый однокупольный храм во владимирско-суздальском стиле освящен в честь первой правительницы столицы. Брак юной суздальской княгини с московским князем Димитрием Ивановичем имел большое политическое значение в условиях постоянных распрей. Образовавшийся московско-суздальский союз создал долгожданную иерархию – централизация нужна была для сохранения самого православного народа. Бракосочетание юных «преисполнело радостию сердца русских» – как отмечает летописец.

Именно с именем преподобной Ефросинии связываетя знаменитая победа над Тамерланом на Кучковом поле. А «плач великой княгине по умершем муже» стал одним их поэтических памятников Древней Руси. Еще живя в миру Евдокия вела монашеский образ жизни – к примеру, под великокняжескими одеждами носила тяжелые вериги, а во время званных обедов вкушала лишь постную пищу. Теперь ее молитвы будут оберегать Москву, золотых куполов которой с каждым месяцем становится больше.

В 2003 году под руководством Алексия Ладыгина была основана домовая церковь в честь Евфросинии Московской в районе Котловка и тогда же при ней была создана на бесплатной основе воскресная школа для детей и взрослых. Управа района Котловка выделила помещение, где 20 апреля 2003 г. была отслужена Первая Божественная Литургия. Первый камень основание каменного храма был заложен в июле 2005 г. В мае 2008 года в храм были перенесены мощи Преподобной Евфросинии Московской, а в декабре 2010 г храм был освящен. Место для храма было выбрано не случайно – на территории современного района Котловка было имение княгини Евдокии под названием Котлы. В Котлах княгиня вместе с сыном Василием принимала митрополита Киприана, впоследствии причисленного к лику святых, и уговорила его остаться в Москве. Это, в свою очередь, сделало Москву духовным центром Руси.

История храма началась в 2002 году, когда Указом Патриарха Алексия II настоятелем строящегося храма во имя преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке был назначен протоиерей Алекcий Ладыгин. C 2002 года приход находился в домовой церкви на Севастопольском проспекте, 15, где 20 апреля 2003 года была отслужена первая Божественная Литургия. Затем на Нахимовском проспекте началось строительство белокаменного храма, первый камень в основание которого был заложен в июле 2005 года. Строительные работы завершились в 2012 году.

На Нахимовском проспекте возведен целый храмовый комплекс, состоящий из здания церкви и отдельно стоящей колокольни. Белый однокупольный храм во владимиро-суздальском стиле возвышается почти на 40 метров и может вместить около 600 прихожан. У алтаря храма установлен крест в память о приснопамятных вождях и воинах, за Веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы Православия потрудившихся. Возле храма разбит сквер Евфросинии Московской, за которым находится Коробковский сад и пруд. Главной святыней храма является чтимая икона преподобной Евфросинии Московской с частицами ее благодатных мощей и пояса. Перед образом по вторникам служится акафист преподобной о помощи в бесплодии, чадородии и воспитании детей.

В 2007 году отмечалось 600-летие преставления преподобной Евфросинии Московской. 19 ноября 2013 г. на территории установлен и освящен памятник Великому князю Димитрию Донскому и великой княгине Евдокии со чадами. Автором скульптурной композиции является известный московский скульптор Дмитрий Кукколос. В церемонии открытия скульптуры принимала участие Светлана Владимировна Медведева. 31 августа 2016 г. храму придан статус Патриаршего Подворья, а 2 июля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великое освящение храма. 2-го июля в нижней апсиде храма был освящен новый Престол в честь Московского святителя Алексия. Место для храма было выбрано не случайно – на территории современного района Котловка было имение княгини Евдокии под названием Котлы. В Котлах княгиня вместе с сыном Василием принимала митрополита Киприана, впоследствии причисленного к лику святых, и уговорила его остаться в Москве. Это, в свою очередь, сделало Москву духовным центром Руси.

ТУЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

Тульский Успенский собор. Фото Дениса Кабанова, 2000-х гг.

Тульская и Ефремовская епархия Тульской митрополии Русской Православной Церкви

Предыстория

В 1261 году митрополитом Кириллом III была учреждена Сарайская епархия, которая с ослаблением ханской власти была перенесена епископом Вассианом около 1460 года в Москву на “крутицы”, получившая название Крутицкой. В ведении этой епархии с 1350 года находилась западная часть Тульской губернии с городами: Новосилью, Одоевым, Белёвом и Чернью. Другая часть тульских городов в течение 415 лет (с 1207 по 1622 год) управлялась властью архиереев Рязанских. Такое разделение городов Тульского края между Рязанской и Крутицкой епархиями окончательно утвердил св. митрополит Алексий около 1360 года, отдав Рязанской епархии земли по левую, а Крутицкой епархии – земли по правую сторону реки Дона [1]. Таким образом, Тула, Венёв и другие города, кроме Алексина, принадлежавшего Московской митрополии, и Каширы, принадлежавшей Коломенской епархии, оказались в зависимости от Рязанской епархии, что было согласно с границами гражданского управления, по которым тогда почти вся северо-восточная часть тульской губернии принадлежала Рязанскому княжеству.

В 1622 году Патриарх Филарет (Романов) перевёл города будущей Тульской губернии: Алексин, Тулу, Дедилов, Гремячев и Епифань к Коломенской епархии, к которой исстари принадлежала Старая Кашира, находившаяся на Московской стороне – левом берегу реки Оки, отчего епископы Коломенские со времени учреждения до упразднения Коломенской епархии именовались Коломенскими и Каширскими. Каширский же уезд, находившийся на тульской стороне – правом берегу реки Оки, принадлежал Рязанской кафедре. Определением Московского собора 1674 года, он был отдан Коломенской епархии в 1675 году, а взамен были возвращены Рязанской кафедре города: Гремячев и Епифань с их уездами. Тогда же в Коломенскую епархию из Рязанской был переведён г. Венёв, а в Рязанскую из Коломенской – г. Богородицк, построенный в 1622 году, о правах на который в 1675 году между Коломенской и Рязанской епархиями был спор [2].

В 1682 году патриарх Иоаким предполагал, отделив Тулу от Коломны, учредить в Туле, а также в Белёве и Кашире новые архиерейские кафедры, с подчинением их Московскому патриаршему престолу [3], но из-за смерти царя Феодора Алексеевича и случившегося тогда же стрелецкого бунта предположение патриарха не смогло осуществиться.

Тульская церковь, кроме подчинения вышеуказанным трём епархиям, частично зависела и от других епархий: г. Ефремов с 1764 по 1767 год был отчислен от Коломенской епархии к Воронежской, где находился под управлением святителя Тихона; в 1774 году от Крутицкой к Воронежской епархии был отчислен гор. Новосиль.

В 1777 году было открыто Тульское наместничество, в состав которого вошли города, до этого времени принадлежавшие разным губерниям: Тула, Алексин, Белёв, Венёв, Одоев, Кашира, Крапивна, Епифань, Чернь, Ефремов, Новосиль, Богородицк и оставленные безуездными – Дедилов и Гремячев. В 1788 году, согласно указу царицы Екатерины II, данному 6 мая Святейшему Синоду с целью приведения делений границ епархий по возможности в соответствии с границами губерний, велено было: 1) Крутицкой епархии не быть, а Калужскую губернию присоединить к Московской; 2) по окончании войны учредить архиерейский дом в Туле, наместничество Тульское числить к епархии Коломенской, именуя епископа её, новопоставленного Афанасия (Иванова), Коломенским и Тульским.

В 1797 году Тульское наместничество было преобразовано в губернию.

Учреждение в 1799 году

Мысль Екатерины II об учреждении в Туле для тульской губернии особой архиерейской кафедры была осуществлена в царствование Павла. Указом от 31 июля 1799 года он повелел святейшему Синоду: “Вообще по всем епархиям распределить ведомство каждой сообразно пределам губерний, и самые названия епархий, для большего единообразия, переменить по званию тех губерний, в коих кафедры их состоят” [4]. Вследствие этого указа Синод составил доклад о перемещении, переименовании и учреждении новых архиерейских кафедр, сообразно пределам губерний. По этому докладу надлежало епископу Коломенскому, в ведомстве которого состояли все церкви тульской губернии, а также часть Московской и Рязанской, с отчислением сих последних по своим епархиям, заведовать только церквами Тульской губернии и саму кафедру перенести в г. Тулу, в Предтечев монастырь, который обратить в архиерейский дом, епископов новой кафедры именовать Тульскими и Белевскими. 16 октября доклад этот был утверждён, а 19 декабря указом Святейшего Синода предписано было епископу Коломенскому преосвященному Мефодию, чтобы он отправил из Коломенской консистории дела, относящиеся до церквей, отшедших от его епархии, и, сделав опись собору, зданиям и церквам коломенского архиерейского дома, сдал их настоятелю Голутвина монастыря, а сам, взявши необходимую для архиерейского сана ризницу, утварь и домовое имущество, а также певчих и потребных служителей архиерейского дома, проследовал в г. Тулу, куда должна была быть переведена семинария и консистория.

Учреждение епископской кафедры в г. Туле было благодетельным для всей Тульской губернии, так как вместе с этим последовало открытие в Туле семинарии и консистории, что создало духовенству епархии удобства при обращениях к правящим архиереям и в консисторию, а также и в обучении детей в семинарии, что прежде являлось крайне неудобным из-за отдалённости большей половины Тульской губернии от Коломенской епархии.

Образование митрополии

27 декабря 2011 года из состава Тульской епархии была выделена самостоятельная Белевская епархия, обе епархии были включены в состав новообразованной Тульской митрополии. В ведении Тульской кафедры были оставлены Богородицкий, Венёвский, Воловский, Ефремовский, Кимовский, Киреевский, Куркинский, Ленинский, Узловский районы, а также Тульский, Новомосковский и Донской городские округа на востоке Тульской области.

Исторические названия

  • Тульская и Белёвская (1799 – 1919)
  • Тульская и Венёвская (1919 – 1920)
  • Тульская и Одоевская (1920 – 1944)
  • Тульская и Белёвская (1944 – 27 декабря 2011)
  • Тульская и Ефремовская (с 27 декабря 2011)

Статистика

  • 1912 – Церквей – 916, часовен и молитвенных домов – 141; Монастырей – 9 (5 женских), 1 женская община, 1 монастырское подворье; Духовная семинария, 4 духовных училища, 1 епархиальное женское училище, 1013 церковных школ; Библиотек при церквях – 889; Больниц – 9, богаделен – 38.
  • 1 января 1958[5] – 40 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • ок. нач. 2008 – 152 прихода, 8 монастырей (4 женских и 4 мужских) [6].
  • 1 декабря 2011 – монастырей – 9, монашествующих – 43; приходов – 155, белого духовенства – 230 [7].

Архиереи

  • Мефодий (Смирнов) (31 декабря 1799 – 31 декабря 1803) [8]
  • Амвросий (Протасов) (10 января 1804 – 7 февраля 1816)
  • Симеон (Крылов-Платонов) (27 февраля 1816 – 16 июня 1818)
  • Авраам (Шумилин) (21 июля 1818 – 29 октября 1821) [9]
  • Дамаскин (Россов) (6 ноября 1821 – 19 декабря 1850)
  • Димитрий (Муретов) (4 марта 1851 – 11 июня 1857)
  • Алексий (Ржаницын) (20 июля 1857 – 29 августа 1860)
  • Никандр (Покровский) (22 октября 1860 – 27 июня 1893)
    • Арсений (Иващенко) (1893) в/у, еп. Каширский
  • Ириней (Орда) (17 июля 1893 – 2 ноября 1896)
  • Питирим (Окнов) (2 ноября 1896 – 17 июня 1904)
  • Лаврентий (Некрасов) (17 июня 1904 – 15 февраля 1908)
  • Парфений (Левицкий) (15 февраля 1908 – 25 мая 1917)
    • Евдоким (Мещерский) (1912) в/у
  • Иувеналий (Масловский) (29 июля 1917 – 1 ноября 1923)
    • Сщмч. Игнатий (Садковский) (1922 – 1923) в 1922 г. – в/у
  • Николай (Могилевский) (1 ноября 1923 – 8 мая 1925) [10]
  • Борис (Шипулин) (28 сентября – ноябрь (?) 1927)
    • Платон (Тихомиров) (1928) в/у [11]
    • Флавиан (Сорокин) (18 декабря 1928 – 5 декабря 1933) в/у, еп. Венёвский
  • Сщмч. Онисим (Пылаев) (5 декабря 1933 – 18 июня 1936)
  • Сщмч. Александр (Щукин) (18 июня – сентябрь 1936)
  • Аполлос (Ржаницын) (26.08. 1937)
  • Алексий (Сергеев) (декабрь 1940 – 12 мая 1941)
    • Питирим (Свиридов) (1942 – 1943) в/у
    • Алексий (Сергеев), 2-й раз (11 июля 1943 – май 1944) в/у, архиеп. Рязанский
  • Виталий (Введенский) (13 июля 1944 – 19 июля 1946)
  • Антоний (Марценко) (19 июля 1946 – 1 апреля 1952)
  • Сергий (Ларин) (1 апреля 1952 – 9 февраля 1954)
  • Антоний (Кротевич) (9 февраля 1954 – 16 марта 1961)
  • Пимен (Извеков) (16 марта – 14 ноября 1961)
  • Алексий (Коноплев) (14 ноября 1961 – 27 января 1966)
  • Антоний (Кротевич) (27 января – 7 июля 1966)
  • Варфоломей (Гондаровский) (7 июля 1966 – 20 марта 1969)
  • Ювеналий (Поярков) (20 марта 1969 – 11 июня 1977)
  • Викторин (Беляев) (11 июня 1977 – 19 апреля 1978)
  • Герман (Тимофеев) (19 апреля 1978 – 29 июля 1986)
  • Максим (Кроха) (29 июля 1986 – 6 июля 1989)
  • Серапион (Фадеев) (6 июля 1989 – 19 ноября 1999)
  • Кирилл (Наконечный) (19 июля 2000 – 7 октября 2002)
  • Алексий (Кутепов) (с 7 октября 2002)

Викарные епархии

  • Алексинская (недейств.)
  • Белевская (ныне самостоятельная)
  • Богородицкая (недейств.)
  • Венёвская (недейств.)
  • Епифанская (недейств.)
  • Ефремовская (недейств.)
  • Каширская (ныне викариатство Московское)
  • Новосильская (недейств.)

География благочиний

Нижеследующий список требует уточнения в связи с образованием Белёвской епархии

  • Тульское городское ( http://tulablag.ru/ )
    • г. Тула
  • Богородицкое (Богородицкий р-н):
    • г. Богородицк, с. Левинка, с. Малевка, с. Новопокровское
  • Веневское (Веневский р-н, http://venev-blagochin.ru/ ):
    • г. Венев, с. Аксиньино, с. Борщевое, с. Дьяконово, п. Грицовский, с. Оленьково, с. Тюнеж
  • Воловское
    • г. Донской, с. Верхоупье, с. Волово, с. Любимовка, с. Никитское, с. Осиново
  • Ефремовское:
    • с. Благодать, с. Дубики, г. Ефремов, с. Мечнянка, с. Новокрасивое, с. Туртень
  • Кимовское ( http://kimovskblago.ru ):
    • г. Кимовск, п. Епифань, с. Иваньково, с. Монастырщино, с. Покровское с. Пронь, с. Себино, с. Суханово, с. Хитровщина, с. Хованщино
  • Киреевское:
    • г. Болохово, с. Дедилово, г. Киреевск, с. Миленино, с. Новоселебное, с. Орловка, с. Панино
  • Новомосковское ( http://www.novoeblago.ru/ ):
    • г. Новомосковск, с. Гремячее, г. Донской, с. Ильинка, п. Куркино, п. Михайловский, с. Орловка, с. Осаново, с. Спасское
  • Пригородное (Ленинский р-н, http://tuleparhia-prigorod.narod.ru/ ):
    • с. Воскресенское, п. Дубна, с. Карачево, п. Ленинский, п. Октябрьский, с. Протасово, п. Петелино, п. Шатск
  • Узловское ( http://www.hramyuzlv.ru/ ):
    • г. Узловая, с. Высоцкое, п. Каменецкий, с. Супонь

Монастыри

Образовательные учреждения

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие
    • http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_422
  • http://www.jmp.ru/bib/Titles59.htm

[1] Карамзин Н.И. история Государства Российского, Т. 5, прим. 55. Собр. Госуд. Грамот и договоров. Т. 2-й, стр. 98.

[2] Тульские Епархиальные Ведомости. 1862 г. Прибавления, стр. 76-77.

[3] Полное собрание законов. Том 2-й, №898.

[4] Афремов И.Ф. Цитиров. соч., стр. 70.

[5] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

[6] Реутский, Алексей, “Дела милосердия: Центральный регион, Тульская и Белевская епархия,” Нескучный сад, 15 апреля 2008, http://www.nsad.ru/index.php?issue=45&section=10003&article=890

[8] По другим данным – с 16 октября 1799.

[9] Первая дата не является датой хиротонии, но лишь указа о назначении на данную кафедру. По “Церковн. Ведом.” 1890 года – до 21 октября 1821.

[10] Резолюцией Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра Полянского от 19.01/01.02.1926 г., – указан в числе иерархов, рекомендуемых (в случае надобности, для участия в высшем церковном управлении в лице предположенной к учреждению (по силе этой же резолюции, Коллегии). Практически это решение осуществлено не было.

[11] По ММЛ “РПИ” (721), – после 1917 года. Кафедра не выяснена.

Тульская епархия

Русская Православная Церковь — религиозная организация со сложной административной структурой. Процесс образования церковных административных единиц тесно связана с историей Российского государства.

История

Христианская проповедь ведётся на тульской земле уже более 900 лет. Активная миссионерская деятельность на территории современной Тульской епархии началась в конце XI в. с покорения этих земель черниговскими князьями. Племя вятичей долгое время сопротивлялось христианизации. Остатки племени, проживающие в районе города Мценск, были обращены в православие в начале XV в.

До середины XIII в. земли вятичей находились под управлением Черниговского и Рязанского архиерея. В 1261 г. с благословения митрополита Кирилла была создана Сарайская епархия, которая включала в себя все южнорусские земли между Волгой и Днепром. Первым её главой являлся святитель Переяславский Митрофан.

В связи с ослаблением Орды, в 1460 епископ Виссарион перенёс свою кафедру в московский район Крутицы, расположенный недалеко от Новоспасского монастыря. С этого момента епархия получила название Крутицкая. Города, входящие в современную Тульскую епархию, входили в состав Рязанской и Крутицкой епархий. Границей между ними являлась река Дон.

В течение следующих трёх столетий Тула и окружающие её города входили в состав следующих церковных административных единиц:

  • Коломенской епархии;
  • Рязанской кафедры;
  • Крутицкой епархии.

В 1777 г. города тульской земли объединили в Тульское наместничество. В это же время Екатерина Великая внесла на рассмотрение Святейшего Синода проект организации самостоятельной епархии, кафедра которой будет располагаться в Туле.

Самостоятельная кафедра

В 1799 г. император Павел повелел совместить территории губерний и церковных епархий, переименовав последние в соответствии с названием светских административных единиц. В этом же году была утверждена самостоятельная Тульская епархия, кафедра которой разместилась в Предтечевом монастыре.

В начале 1800 г. епископ Мефодий Тульский (бывший архиерей Коломенский) в сопровождении многочисленного штата прибыл в новую резиденцию. 12 февраля 1800 г. в Успенском кафедральном соборе Тулы состоялось первое архиерейское служение.

На протяжении XIX в. епархиальная деятельность развивалась и расширялась. К 1917 г. благодаря деятельности клириков появились следующие объекты:

  • 5 духовных образовательных учреждений, выпустившие более 2000 человек, некоторые из которых сыграли важную роль в церковной и светской жизни края.
  • Священнослужители внесли большой вклад в просвещение простых жителей губернии, открыв 1500 церковно-приходских школ и более 500 библиотек, в том числе первую российскую публичную библиотеку Старо-Никитском храме города Тула.
  • В середине 80-х гг. XIX столетия при архиерейской кафедре открылся первый российский историко-краеведческий музей. Его основателем являлся выпускник местной духовной семинарии Николай Троицкий.
  • На средства епархии содержались более 50 медицинских учреждений.
  • За 100 лет более чем вдвое увеличилось количество храмов. Большинство из них строились на деньги, собранные прихожанами. При храмах создавались благотворительные общества, помогающие нуждающимся людям.

В годы советского правления большинство храмов Тульской области были закрыты. Их здания были или разрушены, или использовались для хозяйственных нужд.

Возрождение

В 1989 г. на тульскую кафедру назначается митрополит Серапион. Благодаря стараниям архиерея расцвела духовная и социальная жизнь в епархии. За 10 лет служения Серапиона произошли следующие изменения:

  • восстановление древних церквей и строительство новых храмов;
  • открытие духовных образовательных учреждений всех уровней;
  • организация работы по борьбе с сектами и воцерковлением населения.

В 2011 г правящий архиерей Алексий предложил создать Тульскую митрополию, в которую вошли Тульская епархия и выделенная из неё Белёвская кафедра.

Структура

Управление делами епархии осуществляется при помощи различных структурных подразделений. Для удобства ведения духовной, социальной и просветительской работы епархиальная территория разделена на более мелкие образования. Выделяются 12 благочиний, территориально соответствующих светским административным единицам.

Благочиние Расположение Глава
Центральное тульское Центральный округ г. Тула и населенные пункты, расположенные за южной городской чертой; протоиерей Сергий Резухин
Северное тульское Зареченский округ г. Тула и населенные пункты к северу от города. протоиерей Вячеслав Ковалевский
Восточное тульское Пролетарский район г. Тула и поселения в восточной части Тульского района; протоиерей Павел Савельев
Западное тульское Советский и Привокзальный район г. Тула и западные поселения. протоиерей Игорь Корейша
Богородицкое Богородицкий район протоиерей Стефан Гривас
Веневское благочиние Венёвский район протоиерей Николай Дудин
Кимовское благочиние Кимовский район Протоиерей Владимир Лысиков
Киреевское благочиние Киреевский район протоиерей Сергий Ковалевский
Новомосковское благочиние Новомосковский район протоиерей Владимир Лысиков
Узловское благочиние Узловской район Игумен Силуан (Ершов)
Воловское благочиние Воловский район протоиерей Алексий Резухин
Ефремовское благочиние Ефремовский район архимандрит Герман (Попков)

Помимо территориальных приходов в состав епархии входят монастырское благочиние, включающее в себя приходы монастырей. А также благочиние, окаймляющее храмы, которые располагаются в учреждениях управления исполнения и наказания.

Епархиальные отделы и социальные учреждения

Для активизации и улучшения работы с населением в епархиальной администрации выделяются следующие отделы, на базе которых функционируют различные социальные учреждения:

  1. Отдел по благотворительности и социальному служению проводит работу, направленную на помощь беременным женщинам, малоимущим семьям и матерям-одиночкам. Также сотрудники отдела сотрудничают с медиками по вопросам соблюдения этических норм, помощи малоимущим слоям населения и противодействия влиянию оккультизма на процесс лечения. В рамках этой работы были созданы Центр защиты материнства и детства, Православное общество врачей.
  2. Отдел по работе с молодёжью и организованный при нём Добровольческий центр организуют воспитательную и образовательную работу с молодым поколением, помогают подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывают помощь участникам епархиальной программы для наркозависимых.

Духовенство

Действующим главой епархии является митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, возглавивший кафедру в декабре 2011 г. Ключевыми должности в епархиальной администрации занимают следующие священнослужители:

  • протоиерей Сергий Резухин, заместитель председателя епархиального совета;
  • протоиерей Лев Махно, член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, член Патриаршего Совета по вопросам семьи и защиты материнства;
  • протоиерей Павел Савельев, председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, председатель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества;
  • протоиерей Вячеслав Ковалевский, председатель епархиального молодежного отдела.

Духовные организации

На территории епархии располагается множество храмов и монастырей, являющихся не только центрами духовной и религиозной культуры края, но и его архитектурными достопримечательностями.

Монастыри

К Тульской кафедре относятся два мужских монастыря:

    Богородичный Пантелеимонов монастырь, расположенный в селении Щеглово, которое входит в городскую черту города Тула. Монастырь основан в 60-е гг. XIX в. Первым зданием обители являлся каменный храм, состоящий из нижней церкви во имя святого целителя Пантелеимона, и верхнего помещения во имя иконы Божией Матери «Млекопитательница».

В обители покоятся мощи святого преподобного Варсонофия Щегловского и Тульского. Богородичная икона, по которой был назван соборный храм монастыря, считается чудотворным образом.

  • Свято-Успенский монастырь в городе Новомосковск открылся в 1995 г. На территории монастыря находится несколько храмов. Главной святыней обители является чудотворная икона Богородицы «Взыскание погибших».
  • В Туле и области в настоящее время функционируют 3 женских монашеских общины.

    1. Свято-Никольский монастырь в городе Венёв — старейшая обитель, расположенная на территории Тульской области. Соборный Николо-Успенский храм является памятником архитектуры и живописи федерального значения. В обители хранятся старинные иконы, написанные в XVIII-XIX вв.
    2. Свято-Казанский монастырь в селе Папоротка основан в начале XXI в. на базе прихода храма Казанской иконы Божией Матери. Соборный храм является памятником архитектуры XIX в. и охраняется государством. Также на территории обители обустроен святой источник и корпус для паломников и трудников.
    3. Монастырь в честь праздника Рождества Богородицы в селе Горелки начал функционировать в начале текущего столетия в качестве мужской обители. Но в 2001 г. братия переселилась в Щегловский монастырь, а на территории поселились 11 монахинь. Насельницы выращивают овощи и фрукты, разводят скот. В 2008 г. открыл двери приют для девочек.

    Церкви

    На территории епархии находится множество храмов. Многие из них обладают статусом действующих, в некоторых ведутся реставрационные работы. Но существует множество религиозных объектов, находящихся на грани исчезновения и нуждающихся в серьёзной реставрации.

    Наиболее крупными являются следующие храмы:

    • Успенский кафедральный собор г. Тула;
    • храм святой мученицы Параскевы Пятницы в село Дедилово;
    • храм Двенадцати святых Апостолов в Туле;
    • церковь Сретения Господня в Богучарово.

    Учебные заведения

    В епархии функционируют религиозные учебные заведения всех ступеней обучения. К ним относятся следующие объекты:

    • воскресные приходские школы;
    • Тульская православная классическая гимназия;
    • Тульская духовная семинария;
    • кафедра теологии Тульского государственного университета.

    Периодические издания

    Епархиальный издательский отдел занимается подготовкой следующих печатных изданий:

    • газета «Тульские епархиальные ведомости», выходящая каждый месяц;
    • ежегодный журнал «Тульские епархиальные ведомости»;
    • ежегодный православный календарь, оформленный снимками храмов и святынь;
    • книги, содержащие религиозный и краеведческий материал, местных писателей.

    Тульская епархия — довольно молодая административная единица Русской Православной Церкви. Её руководство и рядовые священнослужители ведут активную духовную и социальную деятельность, способствуя возрождению христианских морально-нравственных ценностей.

    Тульская епархия

    Источники информации

    Новомосковск, Тульская обл.
    Сообщений: 200
    На сайте с 2008 г.
    Рейтинг: 184

    Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. 2-е изд., испр. и доп. Тула: Пересвет (Чебоксары: Чувашия), 2010. В пер. 567 с.: ил. + + цв. вклейка. 450 экз. (Писатели Тул. края XVIII – начала XX в., вып. 7). ISBN/ISSN 978-5-86714-287-3. Формат А4.

    – Предисловие
    – Краткие Исторические сведения о Тульской епархии – 9
    – М.В. Майоров. Таблица общего подсчета приходов и церквей Тульской епархии – 449
    – Комментарии
    – Т.В. Майорова Топонимия в “Приходах и церквях Тульской епархии”: комментарии (по уездам) – 504
    – М.В. Майоров. Самая знаменитая книга – 551

    Первое впечатление – счастье от обладания этой давно желанной книгой.
    На вид книга солидная, тяжелая (1.5кг), шрифт крупный, новой орфографии.
    Основная часть “Краткие Исторические сведения о Тульской епархии” – 440 стр. это и есть
    перепечатка книги Малицкого в котором было, если помните, 820 стр. В этом есть некоторое неудобство при поиске
    нужных страниц, ибо в литературе даются ссылки на страницы книги первого издания.

    Раздел “Таблица общего подсчета приходов и церквей. ” вышел довольно куцый, там просто перечислены либо городские
    церкви (без адресов) либо названия приходов (без названия церквей). В этом плане “Тульский Синодик..” более информативен.
    В разделе “Комментарии” есть небольшой словарик “церковных” терминов и скромный именной указатель храмостроителей, благотворителей, жертвователь и дарителей. Однако исчерпывающий список персоналиев можно найти в “Тульским Синодике” и в его будущих выпусках.

    Раздел “Топонимия в “Приходах и церквях Тульской епархии” меня откровенно огорчил. Была надежда,
    что натяжки с объяснением названий населенных пунктов в старой книге будут разрешены здесь.
    Но, увы, используемые авторами приемы ономастики без использования трудоемкого системного подхода
    в решаемой задаче привели к ошибкам и к моему недоверию к этому разделу вообще. Пример одной из таких ошибок
    будет приведен позже.

    Спасибо людям, переиздавшим такую замечательную книгу.

    Новомосковск, Тульская обл.
    Сообщений: 200
    На сайте с 2008 г.
    Рейтинг: 184

    Кто прав, Малицкий или Майоровы?

    Ошибки в разделе “Топонимия в “Приходах и церквях Тульской епархии”

    с. 538 – Тульский уезд. Селезнево.

    МАЛИЦКИЙ пишет:
    Наименование Селезневом, нужно полагать произошло от изобилия в данной приупской местности
    разной дичи, в особенности диких уток и селезней.

    МАЙОРОВЫ пишут:
    Информанты Малицкого прекрасно знали, что в приходе был помещик Н. Д. Селезнев, популярная харизматичная личность,
    известный в приходе как общественный деятельи храмостроитель. Селезневы-старинные дворяне Тульского края, ответвление Рюриковичей, поэтому село однозначно названо по из фамилии как землевладельцев.

    Село СЕЛЕЗЕНЕВО (так писали на метрических книгах и картах – от слова Селезень, а не Селезнево, как часто пишут) – это старинная вотчина князей Волконских. В книге Н. Калачова “Писцовые книги 16-го века” и Щепкиной “Тульский уезд в XVII веке” можно отыскать только одних владельцев СЕЛЕЗЕНЕВО – князей ВОЛКОНСКИХ, прямых потомков Рюрика
    В XVI веке это: Юрий, князь ВОЛКОНСКИЙ, его жена, княгиня Марья и дети Иван, Андрей, Федор.
    В XVII и последующих веках владельцами были:

    1-ВОЛКОНСКИЙ, князь, Иван Михайлович (большой), вотчинник до 1654г.
    2-ВОЛКОНСКИЙ, князь, Иван Михайлович (меньшой) 1654-1678
    3-ВОЛКОНСКИЙ, князь, Владимир Ив., (сын 2), 1678 -1703.
    4-ВОЛКОНСКИЙ, князь, Григорий Ив. Меньшой (сенатор) с 1703 по 1715
    5-вотчина описана и передана в казну с 1715-1718
    6-Возвращена детям 4 – Федору или Александру.
    7-ВОЛКОНСКИЕ, Федор Гр. или Александр Гр. 1718?-1755
    8-ВОЛКОНСКАЯ Надежда Федоровна или Мария Александровна (дочери 7)
    9-ЛОПУХИН Ардалион Гаврилович,калужский пом., перешло от жены 8. (с 1755 г.)
    10-ЛОПУХИН Ардалион Гав. и дети его Николай и Федор.
    11-ЛОПУХИН Федор Ардалионович, ум 1821
    13-жена 10, Анна Алексеевна (ур. Воронец) с 1821
    14-раздельный акт между мателью 12 и дочерьми (1839-1850)?
    15 дочери 10 – Екатерина и Елизавета, замужем не были, – до 1861г

    Каменный храм построен 1707 князем Г.И. Волконским.

    Как видите,никаких помещиков Селезневых в этом приходе не было с давних пор.
    Упомянутый Николай Дмитриевич Селезнев (о нем видеозапись доклада родился только в 1852 году и умер в 1905 и никак не мог дать название селу.

    Село Селезенево больше не существует, оно находилось у р.Упы на 184 км трассы М2 – (КРЫМ). На месте села теперь приходское кладбище. Но жива деревня ЯМНА (сейчас же пишут Ямны) и на перекрестке трассы со старой калужской дорогой стоит Ямно-Селезневская школа, построенная из кирпичей приходского храма князя Волконского. Рассказывают, что иногда по вечерам там появляется недовольный призрак князя Волконского и бродит, пугая учителей, по школьным коридорам, .

    А уток на Упе и сейчас тьма.

    Сообщений: 1
    На сайте с 2010 г.
    Рейтинг: 2

    Народ. Здравствуйте.
    Простите тему не читал. Есть ли страницы из этой замечательной книги относящиеся к Ефремову и району? Если есть, дайте пожалуйста ссылки на них.

    Заранее благодарен.

    Сообщений: 20
    На сайте с 2009 г.
    Рейтинг: 3

    Здравствуйте, есть ли страница 557 книги Малицкого Приходы и церкви Тульской епархии. 1895.
    Интересует с. Субочево Новосильского уезда Тульской губернии.
    В книге “Архитекрные древности орловщины книга вторая (“Вешние воды” орел 2007)” упоминается, что в селе была Георгиевская церковь (бывшая Никольская – 1765 г), перевезена из села Каменки Новосильского уезда.
    или любая другая информация по данному селу (или где ее можно найти).

    Санкт-Петербург
    Сообщений: 7429
    На сайте с 2010 г.
    Рейтинг: 5434

    “НОВЫЙ КЕППЕН,Приходы Тульской епархии по данным клировых ведомостей 1915-1916гг”(2001? 2003?)указано по Новосильскому уезду:
    -с.Каменка-Николаевская церковь,1879г;
    к приходу относится дер.Туровка;
    -с.Субочево-церковь св.вел.Георгия,1891г,
    к приходу относятся дер.:Золотухино,Плессеево,Долгое,Власово,Севрюково.Журавлинка.

    Это совпадает с работой:КЕППЕН П.И.”Города и селенияТульской губернии в 1857г”.
    В каждом справочнике указано число жителей.

    P.S.Все страницы Малицкого,видимо,только в переиздании 2010г.но нумерация не совпадает.

    г. Тула
    Сообщений: 71
    На сайте с 2005 г.
    Рейтинг: 13

    г. Тула
    Сообщений: 71
    На сайте с 2005 г.
    Рейтинг: 13

    Владивосток
    Сообщений: 1
    На сайте с 2011 г.
    Рейтинг: 2

    Сообщений: 20
    На сайте с 2009 г.
    Рейтинг: 3

    г. Тула
    Сообщений: 71
    На сайте с 2005 г.
    Рейтинг: 13

    Тульская епархия: приходы и церкви, святые, духовенство

    Историческая справка :
    Делопроизводственные документы церквей Тульской губернии представлены в двух описях. В оп. 1 «Православные церкви» включены приходские, бесприходные и домовые церкви Тульской губернии, которые подчинялись Тульской духовной консистории.
    Приходом называется храм с причтом, совершающим священнодействие для населения, проживающего на подчиненной ему территории. Приход представлял низовую единицу церковного управления, которую возглавлял приходской священник.
    По синодальному определению о церковных штатах, утвержденному в 1722 г. указом Петра I, за один приход принимали единицу в 100-150 дворов при одной церкви с одним священником и двумя причетниками. Двухприходской церкви (на 200-250 дворов) разрешалось иметь двойной штат; при 250-300 дворах – церковь являлась трехприходской. В приходах, имеющих свыше 700 душ мужского населения, причт состоял из священника, диакона и псаломщика (ПСЗ-1. Т. 16. С. 569-573. № 12061). Если в 1824 году на одного православного священника приходилось 1008 человек, на одного священно- и церковнослужителя – 316 человек, то в 1860 г. соответственно – 1371 и 457 человек (включая детей).
    Территория городов делилась на несколько приходов; в уездных городах их было, как правило, четыре, в губернских городах – 40-60.
    В уезде центром прихода являлось село. (Этот статус населенного пункта говорит о наличии в нем церкви, но село не всегда одновременно являлось центром прихода, т.к. отдельные сельские церкви были приписными. В некоторых случаях в селе не было прихожан; в нем проживали только священнослужители со своими семьями.) В состав прихода входили от 2 до 15 мелких населенных пунктов.
    В состав прихода могли входить населенные пункты разных уездов, а в некоторых случаях – и губерний.
    Храм мог быть бесприходным (не имеющим прихожан, например, – соборная или кладбищенская церковь) или приписным (находился в управлении приходской церкви).
    В плане административного церковного управления все приходы объединялись в благочиннические округа, включавшие 10 церквей с приходами. Их создание предусматривалось Духовным регламентом 1721 г., однако на практике деление на благочиния началось позже, в соответствии с постановлением Св. Синода от 14 ноября 1737 г. (Православные храмы Удмуртии. Ижевск, 2000. С. 23). Благочинным назначался один из приходских священников округа. Он контролировал правильность ведения служб и церковной документации, поведение священников в быту.
    На уездном уровне дела церкви решались в духовных правлениях, являвшихся центром церковного округа. В их ведении церкви находились до середины XIX в. По упразднении духовных правлений приходы перешли в непосредственное подчинение консистории, вследствие чего возросло значение благочинного как главы промежуточной управленческой структуры.
    Органом управления епархией, совпадавшей, как правило, с границами губерний, была консистория.
    В данной описи представлены документы православных приходов, расположенных на территории Тульской губернии.

    В описи № 2 «Церкви военного ведомства и неправославные церкви» представлены документы церквей, не входивших в подчинение Тульской духовной консистории. Все они территориально располагались в г. Туле.
    I. Военное духовенство в лице полковых священников проводило службы и осуществляло регистрацию демографических событий контингента регулярных войск православного вероисповедания. (Руководство церквями и духовенством военного и морского ведомства осуществлял протопресвитер военного и морского ведомства, который избирался св. Синодом и утверждался высочайшей властью. В его управлении состояли: неподвижные соборы и храмы с приходами из мирских обывателей и подвижные (переездные) церкви.)
    В период с 1855 по 1919 гг. в г. Туле были расквартированы следующие воинские формирования:
    1. 1-й линейный генерала Вельяминова полк Кубанского казачьего войска
    2. 2-я Бригада 3-й пехотной дивизии
    3. 6-й Гренадерский Таврический им. вел. кн. Михаила Николаевича полк
    4. 10-й пехотный Новоингерманландский полк
    5. 11-й Псковский пехотный генерал-фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского полк
    6. 12-й пехотный Великолуцкий полк
    7. 17-я пехотная дивизия
    8. 39-й резервный батальон
    9. 40-й резервный батальон
    10. 66-й пехотный Бутырский полк
    11. 67-й пехотный Тарутинский полк
    12. 68-й лейб-пехотный Бородинский полк
    13. 137-й пехотный Имп. вел. кн. Марии Павловны полк
    14. 221-й пехотный Троице-Сергиевский полк
    15. Тульские местные артиллерийские команды.
    (Памятная книжка Тульской губернии на 1908 год. Тула: Тип. Губернского правления, 1908. С. 49; То же на 1911 год. С. 62; То же на 1879 год. С. 11; То же на 1907 год. С. 55; То же на 1899 год. С. 41, 44; То же на 1872 год. С. 38, 37; То же на 1872 год. С. 37, 39, С. 41, С. 44; То же на 1908 год. С. 48; То же на 1907 год. С. 56; То же на 1879 год. С. 11.)
    На момент создания описи № 2 на хранении в ГАТО имелись документы следующих церквей военного ведомства:
    • Богородицерождественская церковь 11-го Псковского пехотного генерал-фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского полка
    • Георгиевская военно-походная церковь Главной квартиры 1-й Армии
    • Николаевская церковь 12-го пехотного Великолуцкого полка
    • Бригадная церковь г.Тулы (метрические книги за 1915 – 1919 гг.)
    • Госпитальная церковь 217-го и 262-го полевых запасных госпиталей.
    Документы церквей 10-го пехотного Новоингерманландского полка (метрические книги за 1914 – 1916 гг.) и 68-го лейб-пехотного Бородинского полка (метрические книги за 1831 – 1913 гг.) были переданы в Государственный военно-исторический архив на основании распоряжения Архивного управления МВД СССР № 12/4/1036 от 16 июля 1952 г. (РГВИА. Ф. 2624. Оп. 4. Д. 1, 2, 3; Ф. 2682. Оп. 2. Д.18; ГАТО. Ф. 1527. Оп. 1. Д. 175. Л. 114). Документы остальных полковых церквей, видимо, были утрачены.
    В нарушение территориального принципа хранения документов, в ГАТО оказались метрические книги двух воинских подразделений, не квартировавших на территории Тульской губернии:
    1) Вознесенской церкви 45-го пехотного Азовского полка и
    2) Георгиевской военно-походной церкви Главной квартиры 1-й армии.
    II. Имевшее общие исторические корни с православием старообрядчество в Тульской губернии было представлено раскольническими общинами различных толков и согласий. В данной описи объединены сохранившиеся документы:
    • единоверческой церкви
    • Благовещенской общины старообрядцев, приемлющих священство православной церкви
    • общины беспоповцев
    • Покрово-Никольской общины, приемлющей Бело-Криницкую иерархию.
    Первая в губернии единоверческая во имя Вознесения Христова церковь была образована в г. Белеве в марте 1827 г. Дата ее образования в г. Туле не установлена; закладка здания единоверческой церкви во имя святителя Иоанна Златоуста в г. Туле состоялась в 1903 г.
    Церковное здание общины старообрядцев во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, приемлющих священство православной церкви, построено на средства старообрядца тульского купца Василия Никитича Салищева и освящено в 1914 г.
    Сведений о фондообразователях общины беспоповцев и Покрово-Никольской общины, приемлющей Бело-Криницкую иерархию не выявлено.
    III. Иноконфессиональная христианская церковь представлена в описи Западной римско-католической церковью. Тульский римско-католический совет был образован по желанию польских пленных солдат штрафной полуроты в июне 1884 г. (ГАТО. Ф. 743. Оп. 1. Д.1388. Лл. 1-4). В г. Туле не был образован самостоятельный католический приход. Католики, проживавшие в г. Туле, входили в состав Калужского прихода (НИАБ. Ф. 1781. Оп. 28. Д. 271), который находился в ведении Могилевской римско-католической духовной консистории (Документы Могилевской римско-католической духовной консистории (1782-1921 гг.) в количестве 52651 ед.хр. поступили на хранение в ЦГИА (ф. 827)). Первоначально римско-католическая часовня (каплица) функционировала в частном доме. 28 мая 1893 г. Департамент духовных дел по иностранным вероисповеданиям при МВД Российской империи дал разрешение на строительство в городе католической церкви (Солодова Т.С. Тульский католический приход Рождества пресвятой Богородицы (XIX-XX вв.). Тула, 1998. С. 7). Строительство церкви во имя свв. апп. Петра и Павла было завершено осенью 1896 г. На его освящение прибыл епископ суффраган Франциск Симон (Там же С. 8). Согласно декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (СУиР РиКП. Пг., 1918, № 18, ст. 263) костел был лишен права юридического лица, но богослужения продолжались в нем еще несколько лет.
    На хранении в ГАТО имеются документы еще одной неправославной христианской церкви – ф. № 297 «Евангелическо-лютеранская церковь г. Тулы». Документы этого фонда не включены в опись 2, т.к. фонд является объемным (378 ед.хр.), церковь имела самостоятельное хорошо сохранившееся делопроизводство, представленное различными видами документов, не содержащими, однако, метрических книг, которые являются основным видом документа данной описи.
    IV. В досоветский период в г. Туле действовала также иноверческая еврейская община. Ей принадлежали молельня Моисеева закона и училище «Толмуд-Тора». Первым раввином Тульской еврейской общины являлся Мейер Исаакович Зафрен, который был утвержден на эту должность командованием Тульского оружейного завода 1 декабря 1860 года, когда служил в 5-й гарнизонной артиллерийской роте при заводе в звании младшего канонира (ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 7356. Л. 46). Эту должность он продолжал исполнять и после ухода в отставку, будучи купцом 1-ой гильдии.

    Тульская епархия: приходы и церкви, святые, духовенство

    А здесь можно скачать

    Про автора этой классической книги – это коллективный труд (см. Крапивенский уезд, статья Дзиговской Л.Н.)

    Ни на одном издании ее нет имени автора, потому как собирались сведения для нее со всей губернии, выборными от каждого уезда, и работали над нею преподаватели духовных учреждений.

    А то молодежь (не видевшая настоящего издания) дает ссылки уже и на Майорова М.В., как автора этой книги.

    Уважаемая Тамара Владимировна !

    Позвольте разместить информацию с сайта Тульской областной научной библиотеки(ТОУНБ).Извините за объёмистую цитату:

    Малицкий П.И. «Приходы и церкви Тульской епархии»

    110 лет назад, более чем на 820 листах, с полным географическим указателем всех населенных пунктов губернии вышла в свет книга «Приходы и церкви Тульской епархии. Извлечение из церковно-приходских летописей» (Тула, 1895). Она представляет собой сборник небольших очерков по истории всех церковных приходов. Об авторах издания в предисловии очень скромная информация: для работы над книгой была создана Комиссия, в состав которой вошли преподаватели духовно-учебных заведений г. Тулы. Мы можем предположить, что помощь в сборе материала оказывали церковные клиры и учащиеся. Имя ответственного составителя на титульном листе не указано.

    В 1895 г. в газете «Тульские епархиальные ведомости» (№ 22, 16-30 ноября. С. 731-732) опубликована небольшая редакторская заметка под заголовком «Новая книга «Приходы и церкви Тульской епархии». Библиографическая заметка». Приводим из нее фрагмент: «Кроме исторических сведений по части возникновения городов, приходов, церквей и монастырей Тульской епархии, означенное сочинение заключает сведения касательно топографического положения приходов, их расстояния до губернского и уездного городов и от станций железных дорог, их состава по деревням и количеству народонаселения, состава их причтов и постоянно доходных статей храмов и причтов» (С. 731).

    В конце газетной заметки имеется следующая информация: «За покрытием расходов по изданию, все остающиеся экземпляры этого сочинения поступают в распоряжение Тульского Епархиального Братства св. Иоанна Предтечи. Таким образом приобретение этой книги будет носить благотворительный характер, составлять некоторым образом жертву в пользу означенного Братства» (С. 732).

    Спустя 16 лет после ее выхода, В.И. Чернопятов в предисловии к VI тому своей книги «Дворянское сословие Тульской губернии. Храмоздатели и ревнители церковного благолепия» (М., 1911) пишет: «Главным материалом по указанному исследованию послужило мне издание Тульского Епархиального Братства св. Иоанна Предтечи «Приходы и церкви Тульской епархии».

    Таким образом, современники не называют нам имен ни в первом, ни во втором случае. Но в тульском краеведении издавна ответственным составителем издания принято считать преподавателя Тульской духовной семинарии Павла Ивановича Малицкого . Подтверждение этому имеется в документах Государственного архива Тульской области в фонде «Тульская духовная консистория» в деле – «Дело по прошению преподавателя Тульской духовной семинарии П. Малицкого в Тульскую духовную консисторию о выдаче ему денег на издание книги “Приходы и церкви Тульской епархии”» за 1895 г. Здесь имеются «прошение», «покорнейшее прошение» и «почтительнейший доклад» на имя Епископа Тульского и Белевского Иринея на оплату расходов – за бумагу из магазина К.Н. Нудольского в Туле для 1200 экземпляров, за набор и печатание, за брошюровку, за переплет, за корректуру и счета магазинов.

    Всего израсходовано было 1052 руб. 7 коп. Эту сумму, пишет Малицкий, «предполагается покрыть через рассылку по церквам и монастырям Тульской епархии 894 экз. книги по 1 р. 70 коп. за книгу… От рассылки 894 экз. имеет получиться сумма 1519 р. 80 коп. – Из нее 1052 р. 7 коп. имеет поступить в консисторию в восполнение выданного ею такого же количества денег на издание книги. Остальные же деньги 467 р. 73 к. имеют быть распределены между составителями книги пропорционально к количеству употребленного ими труда. Из остающихся 306 экз. книги предполагается отчислить 36 экз. для раздачи разным лицам, а 270 экз. имеют поступить в Совет Братства св. Иоанна Предтечи».

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: