Храм Гроба Господня в Иерусалиме: история и адрес храма, структура и устройство, современное положение и расписание богослужений

Храм Гроба Господня – центр христиан-паломников в Иерусалиме

Храм Гроба Господня – уникальная святыня, в которую хотят попасть паломники и туристы со всех уголков земли. Несмотря на отсутствие вычурной пышности и дорогостоящих декоративных элементов в нем царит атмосфера величия и неоспоримой святости. Другого такого места вы не найдете нигде!

Общие сведения

Храм Гроба Господня в Иерусалиме или, как его еще именуют, Воскресения Христова входит в список наиболее значимых святынь не только Иерусалима, но и всего религиозного мира. Он представляет собой огромный комплекс построек, сооруженных на месте казни, захоронения и восхождения Сына Божьего Иисуса Христа. Первые упоминания о храме, расположившемся в Христианском квартале исторической части города, относятся к 4 ст. н. э. Уже тогда он был объектом массового паломничества боговеров, прибывающих в Израиль с самых разных государств.

В наши дни культовый храмовый комплекс принадлежит сразу шести православным конфессиям – сирийской, греческой, коптской, римско-католической, армянской и эфиопской. Каждая из них имеет не только свои пределы, но и часы для молитв. Помимо этого в управленческом крыле Храма действует головной офис христианской церкви Иерусалима. Но главное – именно здесь проводится ежегодный ритуал схождения Благодатного (Священного) Огня, телевизионная трансляция которого совершается по всему миру.

Краткая история

Гора, на которой возведен Храм Гроба Господня в Израиле, считается одним из самых давних мест поклонения – к ней начали приходить еще со 2 века. К сожалению, ученым не удалось установить, что именно находилось здесь в те далекие времена. Но согласно самой популярной версии на вершине стоял храм, посвященный богине красоты Афродите.

Церкви Св. Елены

Ситуация изменилась лишь спустя несколько тысячелетий, когда мать императора Константин I Елена приказала возвести на месте языческого алтаря христианскую базилику. В процессе раскопок, проведенных перед началом строительства, именно ей посчастливилось найти уникальные святыни, связанные с Иисусом! Речь шла о Животворящем Кресте Господнем, 4 гвоздях, табличке с надписью INRI и пещере, в которой предположительно был похоронен Сын Божий. Именно эти находки и послужили причиной посвятить церковь Мессии. Освящение нового комплекса прошло в 335 году в присутствии императора, членов его семьи и священников, прибывших в Израиль из других стран.

В начале 11 столетия Храм Воскресения Христова был почти полностью снесен по приказу «безумного египетского халифа» Аль-Хаким-Амруллаха. Потери были настолько большими, что последующая реконструкция сооружения заняла почти полвека. Но это далеко не все испытания, которые выпали на долю главной святыни Иерусалима. Впереди были погромы, природные катаклизмы и серьезные пожары. Последний, случившийся в 1808 году, нанес урон всем постройкам и элементам декора. Это не только повлекло за собой очередные ремонтные работы, но и привело к большим переменам «во внешности».

После того, как Иерусалим был завоеван войсками Саладина, комплекс перешел во владение мусульман. Несмотря на то, что Храм был, остается и будет меккой для всех христиан, ключи от него хранятся в древней мусульманской семье. Главной причиной для такого решения стало желание религиозной верхушки избежать появления конфликтных ситуаций между представителями разных конфессий.

Архитектура храма

На фото Храма Гроба Господня в Израиле, представленных в туристических проспектах, четко видно, что он состоит из нескольких архитектурных сооружений. Рассмотрим лишь основные.

Фасад церкви со стороны главного входа считается одним из лучших образчиков романской архитектуры 12 столетия. Изначально соединенные между собой люнеты портала были украшены мраморными панно, изображающими Захоронение Спасителя и Вход Господа в Иерусалим. Позже они были пожертвованы Музею Рокфеллера.

Не меньшего внимания заслуживает и территория, расположенная по правую сторону от двери. Там можно увидеть деревянный люк, который прикрывает гробницу Филиппа д’Обинье, французского рыцаря, защищавшего императора Фридриха II при въезде в город. К слову, возраст самой двери насчитывает не одну тысячу лет – она была заложена еще при Салах-ад-Дине.

Следующей достопримечательностью храмового комплекса является коринфская колонна, выполненная из белого мрамора и украшающая левую часть портала. В отличие от других точно таких же пилястров в одну из Великих суббот она просто раскололась. Возможно, причины этого явления можно было бы легко объяснить с точки зрения физики, однако религиозная община склонна верить в божественное происхождение этого дефекта. Дело в том, что в те времена между армянами-антихалкидонитами и православными велись яростные споры по поводу пасхалии. Последние отмечали Пасху на целых 7 дней раньше. В результате османский правитель приказал запереть Храм и не пускать православных на ежегодную службу. Возмущенные таким решением верующие во главе со священнослужителями Афанасием и Парфением пришли молиться к дверям. Внезапно поднялся ветер, собрались темные тучи и раздался мощный грохот. Он и расколол колонну, из середины которой вдруг возник Святой Огонь.

Часовня Скорбящей Богоматери представляет собой небольшое сооружение, возвышающееся в восточной оконечности двора и служившее прихожей Голгофского придела. Ее часто называют франконской каплицей или капеллой Совлечения риз – это связано с событиями, произошедшими после казни Иисуса Христа. Ученые считают, что именно в этом помещении римские солдаты занимались дележкой вещей умершего Мессии.

Живописные фото Храма Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) указывают на то, что Триумфальная арка или Арка Мономаха, совмещенная с внутренними помещениями только небольшой ступенькой, является одним из самых красивых сооружений комплекса. Ее построили в память о Константине IX, римском правителе, проводившем восстановление церкви в 1048 году.

Главным украшением этого сооружения можно назвать балконы, обустроенные по обе стороны от прохода и повернутые к Кувуклии. До 1917 года в них размещались консулы, президенты и почетные гости из главных православных государств, приезжавших в Израиль на торжественные богослужения. Помимо этого под аркой можно увидеть каменную перемычку с надписью, прославляющей «Матерь Церквей Божих».

Читайте также:
Никольский морской собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Камень помазания в Храме Гроба Господня, лежащий прямо у входа, скрыт за плитой из белого мрамора. К ней желает прикоснуться каждый, кто сюда приходит, ведь именно на этом месте, если верить древним преданиям, лежал распятый Христос. Над священной реликвией горит 8 лампадок, символизирующих сферы влияния религиозных конфессий. Камень мироточит смесью, в состав которой входит 40 не встречающихся в природе компонентов. К ним относятся и благовония, которыми наши предки очищали тела умерших перед погребением.

В течение нескольких десятков лет ученые пытаются понять природу этого явления. Но ни круглосуточные видеосъемки, ни пристальное наблюдение за камнем, ни всевозможные анализы так ничего и не дали. Однако тысячи паломников, приезжающие в Израиль, ищут здесь не научные доказательства и объяснения, а успокоение и возможность исцелиться.

Внутреннее убранство

Храм Гроба Господня в Иерусалиме, фото которого присутствуют в большинстве туристических проспектов Израиля, состоит из 3 частей.

Храм Воскресения Господня или Кафоликон, расположившийся в центральной части комплекса, отгорожен от других не достающими до потолка стенами. Первоначально он включал в себя несколько святилищ, однако греческая реконструкция кардинально изменила общую структуру сооружения. Помимо боковых стен, которые также появились по ее окончанию, в церкви установили высокий иконостас, два 2 тронных места (для Патриарха Израиля и его эпитропа), а также галерею с тремя балкончиками, с которых священник читает тексты Евангелия.

Под куполом Кафоликона, возвышающимся над его северной частью, находится «мезомфалос». Он представляет собой мраморную полусферу, размещенную на специальной подставке и указывающую на так называемый «пуп Земли». Сам купол украшен мозаикой, изображающей 12 святителей, Деву Марию, Св. Иоанна и двух главных ангелов-хранителей — Гавриила и Михаила. Ниши между окнами декорированы портретами ангелов, сделанными в наши дни. Храм Господнего Воскресения окружают широкие галереи. В одной из них можно увидеть Аркаду Девы – величественные 4-х гранные обелиски и колонны, среди которых виднеются остатки мраморного строения императора Адриана.

Попасть в эту зону храмового комплекса можно по лестнице из 13 ступеней, расположенной у входа в Кафоликон. Здесь находятся 2 нефа (для православных и католиков) и отверстие в земле, откуда изъяли крест (обозначено кругом серебристого цвета). Опустив руку в углубление, можно коснуться Голгофы, места, где казнили Христа. Рядом с серебряным кругом есть 2 черных – они указывают на кресты преступников, убитых вместе с Пророком. В близстоящей скале есть довольно заметная трещина. Говорят, что она появилась одновременно с последним вздохом мученика.

Кроме того с Голгофой в Израиле связано еще одно интересное придание. Считается, что на месте будущего распятия был захоронен Адам, прародитель всего человечества, выгнанный из Рая по причине грехопадения. Кровь Христа, просочившаяся сквозь землю, попала на останки первого человека и искупила грехи.

Мраморная Кувуклия, сооруженная над Гробом Господним, включает в себя две части – пещеру, ставшую усыпальницей Иисуса, и Ангельский придел. Именно здесь в Пасхальную Субботу зажигают Священный огонь, который затем разносится по всей планете.

Посреди часовни стоит пьедестал с куском священного камня, отломанным ангелом. Во время литургии его используют в качестве престола. Вдоль стены горят лампадки – 15 штук в 3 ряда (по количеству исповеданий). Вход в Кувуклию декорирован мраморным порталом, по одну сторону которого изображен архангел Гавриил, а по другую – жены-мироносицы. Не меньшего внимания заслуживает и мраморный полог, расположенный в верхней части портала. Нанесенная на него надпись указывает на воскрешение Сына Божьего.

Главной же достопримечательностью часовни является Тридневное каменное ложе Христа, установленное в небольшой камере. Когда-то оно находилось в вольном доступе, но в 1812 году было закрыто мраморной плитой, защищающей святыню от вандалов. На полках, прибитых около Тридневного ложа, стоят иконы Воскресения – по одной от каждой православной конфессии.

Как добраться?

Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) находится по адресу 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Попасть в него можно несколькими способами.

Пройти на территорию главной израильской святыни можно как с Христианского квартала, так и с ул. Сук Хан аз-Зейт.

  • №99, 13, 41, 19, 30, 20 транспортной компании «Эгед» – ходят до Яффских ворот Старого Иерусалима;
  • №38 – курсирует до Еврейского квартала;
  • №1, 2, 3 и 21 – останавливаются у Дамасских ворот.

Важно! Маршрут лучше уточнить на ресепшене отеля.

Надземное метро Иерусалима, больше напоминающее обычный трамвай, представлено одной веткой – «City Hall» — «Damascus Gate». Первая станция находится около Новых ворот. Вторая – возле Дамасских.

Этот вариант считается не только самым удобным, но и самым дорогим. Тем, кто хочет сэкономить, советуем выходить около Новых ворот – они ближе всего к Храму.

Время работы

График работы храмового комплекса в Израиле зависит от времени года.

Лето (апрель – сентябрь):

  • Пн.-сб. – с 5.00 до 21.00;
  • Вс. – с 5.00 до 20.00.

Зима (октябрь – март):

  • Пн.-вс. с 4.00 до 19.00.

Важно! Более подробную информацию можно получить на официальном сайте: churchoftheholysepulchre.net/

Полезные советы

Решив посетить святыню, обязательно учтите несколько важных моментов:

  1. Наименьший наплыв туристов наблюдается ранним утром (около 8.00) и под вечер (16.00-17.00). В это время можно спокойно осмотреть достопримечательности, сделать снимки на память и прикоснуться к камню миропомазания в Храме Гроба Господня;
  2. Комплекс часто закрывают чуть позже указанного времени, поэтому не спешите покидать его территорию;
  3. Перед поездкой узнайте, не припадают ли на период вашего пребывания в Иерусалиме большие христианские праздники. Из-за огромного количества паломников попасть в церковь будет сложно;
  4. На ежедневных богослужениях могут присутствовать все желающие. Единственное условие – надлежащий внешний вид и соблюдение основных правил;
  5. В храме действует дресс-код, поэтому во время его посещения нельзя надевать короткие юбки, шорты, платья с декольте, обувь на каблуках, а также облегающие и слишком яркие наряды. Женщинам необходимо прикрыть голову платком;
  6. Не забудьте подобрать удобную и максимально закрытую обувь – ходить здесь придется много;
  7. Если вы хотите, чтобы ваших близких упомянули во время молитвы, напишите их имена на листе бумаги и отдайте его одному из монахов. Имен должно быть не более 10, падеж – именительный, текст – на кириллице. Лишних слов быть не должно, ведь записки читают священнослужители, не знающие русского языка.
Читайте также:
Церковь Ильи Пророка в Ярославле: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений, святыни и праздники

И еще один нюанс. После посещения комплекса многие спрашивают, как использовать свечи из Храма Гроба Господня. Во-первых, нужно отметить, что продают их пучками по 33 штуки в каждом. Иерусалимские свечи принято поджигать от Благодатного Огня и гасить специальным колпаком либо голыми руками (задувать пучок нельзя). Далее связку везут домой, ни в коем случае не разделяя ее на части. Считается, что иерусалимские свечи хранят в себе животворящую силу и являются невероятно мощным оберегом. Мало того, эти же качества получает каждая свеча, зажженная от священной связки.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) – это не только важная историческая достопримечательность, но и главный символ христианской религии. Здесь все настолько пропитано духом того времени, что даже законченные атеисты начинают ощущать небесную благодать. Не верите?! Что ж, у вас есть все шансы испытать это на себе. Удачного вам отдыха и новых удивительных открытий!

Автор: Ольга Мусиенко

Обновлено: 19 Мар, 2019 Туры по Святым местам уже давно вошли в…

Обновлено: 3 Мар, 2019 Елеонская гора, тянущаяся с севера на юг вдоль восточной…

Обновлено: 27 Мар, 2019 Одним из священных мест для еврейского народа является гора…

Обновлено: 12 Сен, 2018 Ват Пхо – один из древнейших храмов Таиланда, в…

Святая Земля. Часть 26. Структура храма Гроба Господня


План храма Гроба Господня в Иерусалиме
2 – Кувуклия
3 – гробницы Иосифа Аримафейского и Никодима
4 – часовня Адама

5 – скала Голгофы
6 – (в верхнем уровне) – святая Голгофа
8 – церковь Воскресения (Кафоликон) – греческая, Иерусалимский патриархат
10 – полукруглый коридор в обход церкви Воскресения
11 – Камень Помазания

13 – придел сириян
20 – темница Христа
21 – придел сотника Лонгина
22 – придел Разделения Риз
23 – придел Глумления (Поругания)
24 – церковь св. Елены
25 – старая цистерна, место обретения Креста Господня
26 – вход в храм

27 – лестница Марии Египетской

29 – двор храма Гроба Господня

Центр храма Гроба Господня занимает церковь Воскресения, принадлежащая грекам.

Вокруг нее идет полукруглый коридор с малыми приделами в воспоминание разных моментов Страстей Христовых, в которых в древности сохранялись, как святыня, и орудия этих спасительных Страстей. Ближайшим к Голгофе, в углублении апсиды, расположен Придел Поругания, где открытый престол покоится на обломке колонны, на которой сидел Спаситель во дворе Претории, когда воины издевались над Ним, как над царем. Этот придел носит еще название Часовни Тернового венца; вероятно, в средние века здесь сохранялся и колючий венец, которым увенчали Господа бессердечные воины.


Придел Поругания

Далее в нескольких шагах с правой же стороны видим лестницу, ведущую в подземный храм св. царицы Елены (принадлежащей Армянам); купол его выходит на поверхность земли и сквозь окна в куполе освещается этот красивый храм. В правом углу его еще лестница в 13 ступеней приводит в небольшую пещеру; это и есть старая цистерна, в которую были сброшены кресты трех распятых и где они были не без труда отысканы св. царицей. Бронзовое изображение ее стоит над католическим престолом; рядом в глубине каменная плита с выложенным мозаикой православным крестом отмечает самое место обретения Животворящего Древа. Долгое время оно и сохранялось тут, и тут воздавалось ему поклонение; в воспоминание этого в день Воздвижения Креста здесь совершается торжественная православная служба с крестным ходом и чином Воздвижения.


Храм святой равноапостольной царицы Елены


Мозаика на полу храма св. Елены

Из церкви св. Елены сюда выходит окно, через которое св. царица следила за раскопками цистерны в день обретения и откуда для поощрения работавших бросала монеты. Главный престол посвящен ей, а придельный – благоразумному разбойнику, имя которого по преданию было Дисмас.

Поднявшись из этого храма, продолжаем путь по галерее: следующая часовня, опять в апсиде, посвящена Разделению риз Христовых и над престолом висит изображающая это событие икона. Здесь хранилась в древности часть ризы Господней.

Следующая такая же часовня создана в честь св. Лонгина, сотника, который уверовал в Сына Божия. Здесь между IV и VI веками паломники могли видеть копье, пронзившее ребро Господа, и губку, поднесенную к Его устам на Кресте. Теперь только икона на стене апсиды свидетельствует о событии – сотник у креста исповедует Распятого “Сыном Божиим”, и другая внизу повествует о том, как, будучи обезглавлен за это исповедание, Святой помогает женщине найти его голову и исцелиться от слепоты.

Следуя той же галереей от придела св. Лонгина на юг, паломник видит в глубине направо две полутемные часовенки: ближайшая – часовня Уз, здесь лежит плита с двумя отверстиями для ног, куда сажали заключенных, осужденных на казнь; также был заключен и окован и Спаситель наш, о чем свидетельствует икона над плитой, изображающая Его с окованными ногами. Далее, в глубине под сводом, вторая часовня посвящена Божией Матери; на иконе мы видим Ее в скорбной молитве, окруженную плачущими мироносицами в страшный день распятия и смерти Господа. Здесь “во дни оны” была обширная еврейская гробница, переделанная потом в часовню. Возможно, что здесь укрывались святые Жены в скорбные дни те.

Читайте также:
Ростовский Борисоглебский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

От этой часовни прямая сводчатая галерея приводит к довольно большой францисканской церкви во имя явления Воскресшего Спасителя Своей Матери. Постройка ее относится к IX веку, так же, как и часовня Уз и прилегающая галерея. Здесь у самого входа направо на небольшом алтаре хранится часть порфировой колонны, к которой был привязан Спаситель во дворе Пилата во время бичевания. Колонна за решеткой, позволяющей однако видеть ее и прикоснуться концом длинной тут же лежащей трости. Для поклонения и лобызания колонна открывается в Великую среду католической Страстной недели.

В этой же церкви почитается место воскрешения умершей женщины прикосновением Животворящего Креста Господня при его обретении.
Обойдя храм полукруглым коридором, паломник входит в ротонду Гроба Господня, в центре которой находится Кувуклия. Сзади к Кувуклии пристроен коптский алтарь, слева от него – место молитвенного поклонения христиан: именно сюда обращено изголовье находящегося внутри пещеры ложа, где лежало Пречистое Тело Господа.

Позади Кувуклии из ротонды есть вход в небольшую церковь, где находятся гробницы Иосифа Аримафейского и Никодима.

Храм св. Гроба – сердце христианского квартала старого Иерусалима. За многие века он со всех сторон оброс постройками, главным образом, монастырями и малыми церквами. Так уже в IX веке к ротонде с южной стороны были пристроены три церковки: ближайшая к ротонде называется сейчас церковью Сорока Мучеников, здесь с XVI века была усыпальница греческих патриархов. Рядом с нею – храм св. Марии Магдалины, без крыши, только алтарная часть покрыта навесом. Из нее проход в соседнюю церковь, в память св. Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского, с чудотворной иконой Богоматери, писаной по преданию св. апостолом Лукою.

Над церковью 40 мучеников возвышается колокольня, построенная во времена крестоносцев. Воздвигнута она была в 5 этажей и венчалась куполом, но верх обрушился во время землетрясения в XVI веке и теперь она не выше 3-х этажей.

Напротив этих трех храмов, через малый дворик, на который эти храмы выходят одной сплошной толстой стеной, расположен греческий Авраамиев монастырь (XVII века), рядом с ним армянское подворье, а к нему примыкает абиссинская часовня во имя Арх. Михаила с монастырем позади нее.

С юга во дворик выходит православное Гефсиманское подворье, где хранится круглый год икона Успения Богоматери (плащаница), износимая торжественно в Успенские дни на Гробницу Ее. Рядом вплотную мечеть, которая собственно и есть мечеть Омара, на месте, куда этот первый мусульманский завоеватель Иерусалима отошел помолиться в то время, как осматривал с патриархом Софронием Храм св. Гроба. На вопрос патриарха, почему он не молился в Храме, а счел нужным значительно отойти от него, халиф ответил, что, раз помолившись в Храме св. Гроба, он этим навсегда присвоил бы его себе, и мусульмане не дозволили бы более христианам приблизиться к Храму. Об этом великодушии халифа долгое время гласила надпись на доске на стенах мечети.

Фасад Храма св. Гроба, высокий и величественный, замыкает с севера этот прямоугольный дворик, являющийся как бы папертью всех этих храмов, равно как и Храма Гроба Господня. Здесь же и единственный вход в этот древний храм, через большие ворота в левом углу; вторые подобные ворота рядом заложены еще в XIII веке.

Фасад Храма св. Гроба существует с XII века, со времен крестоносцев. И ворота и окна были украшены барельефами на евангельские темы, но частью разрушились, частью похищены. Слева от могучих деревянных дверей одна из трех колонн, подпирающих арку, расколота снизу доверху. По преданию, много веков назад, когда православным было отказано в проведении Пасхальной службы, при которой сходит Благодатный огонь, колонну рассекло небесное пламя. Оно сошло не в Кувуклию (Гроб Господень), где его безуспешно ожидали армяне, а в руки греческого Патриарха, который возжег пасхальную свечу на улице, от храмовой колонны. Чуть левее находится башня, откуда спрыгнул турецкий воин Амир, под влиянием этого чуда уверовавший в Господа и не разбившийся, ибо камни размягчились, как воск. Его следы до сих пор видны на камне. За эту веру он был казнен мусульманами усекновением главы.


Следы турецкого воина Амира


Человек в галстуке – хранитель ключа от Храма

Ключи от Храма Гроба Господня с середины XIX века хранятся у двух мусульманских семейств, которые закрывают его с наступлением сумерек, и отпирают в 23 часа по просьбе одной из трех служащих в нем христианских конфессий.

Во все века находились паломники, которые оставляли надписи о своем посещении величайшей святыни христианского мира. Эта запись на колонне содержит дату – 1389 год. Но гораздо чаще на стенах Храма можно увидеть безымянные кресты, вырезанные в камне – память о паломниках, преодолевших трудный и опасный путь и имевших счастье поклониться Гробу Господню.

При подготовке использованы фрагменты труда епископа Мефодия (Кульмана) “Святая Земля”

Кирилло-Белозерский монастырь

К концу ХVI века на берегу Сиверского озера возник значительный монастырский город, по количеству каменных зданий сопоставимый с Троице-Сергиевым монастырем. Внутри его каменных стен расположились девять каменных церквей, колокольня, казенная палата, поварня, ледники. Монашеские кельи и окружавшие монастырь хозяйственные дворы были сперва деревянными, а населяли их многочисленные ремесленники, работавшие на монастырь: иконописцы, серебряники, резчики по дереву, кузнецы. По описи 1601 года в Кирилловском монастыре проживало около 180 человек братии.

История монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь основал монах московского Симонова монастыря Кирилл в 1397 году. Обителью он управлял до самой смерти — более 30 лет. Первым каменным зданием монастыря был построенный в 1497 году Успенский собор, а в XVI веке рядом с ним возвели Ивановский монастырь.

Читайте также:
Храм Трех Святителей в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Обитель богатела и разрасталась — князья и цари не скупились на пожертвования и вклады. В 1557 году в монастыре случился большой пожар, однако многие каменные строения уцелели, а в 1600 году монастырь обнесли каменной стеной с восемью башнями.

Во время польско-литовского нашествия Кирилло-Белозерский монастырь оказал сопротивление неприятелю. Впервые отряды интервентов появились в Белозерье в 1612 году: в августе того года они подошли к стенам монастыря, но на прямой штурм не решились, а только разорили монастырские дворы и слободки, вытоптали огороды. В декабре отряды под руководством пана Бобовского и полковника Песецкого снова осадили монастырь, и находившиеся в обители стрельцы, монастырские крестьяне и служки, сами монахи оказали сопротивление. Противник отошел от монастыря, но еще долго поляки, литовцы и «воровские казаки» продолжали жечь и грабить монастырские села и деревни. Около пяти лет монастырь находился под постоянной угрозой нападения и был отрезан от своих вотчин. Однако он довольно быстро оправился от разорения. Уже около 1630 года началось восстановление монастырских стен, затем выстроили ряд новых зданий.

Великая государева крепость

Самое крупное за всю историю монастыря строительство началось в 1653 году на пожертвования царя Алексея Романова. За 30 лет трудом тысяч крестьян и ремесленников была возведена Великая государева крепость, окружавшая монастырь с трех сторон. Длина стен новой крепости составляла 732 метра, высота — около 11, толщина — 7. Благодаря постройке так называемого Нового города монастырь стал одним из самых крупных в Европе, а крепость — самой мощной на Русском Севере.

1764 год стал тяжелым для монастыря: Екатерина II своим указом лишила обитель угодий и крестьян. Позже из территории монастыря образовался город Кириллов, а в крепостной стене была организована тюрьма.

Епископ Кирилловский Иоаникий в 1914 году поднял вопрос о капитальном ремонте сооружений Кирилло-Белозерского монастыря, однако началась Первая мировая война и работы пришлось отложить. В 1924 году монастырь утратил статус действующего, на части его территории создали музей, однако работы по спасению памятников обители продолжились. Особая заслуга в спасении Кирилловского ансамбля принадлежит архитектору Владимиру Данилову: под его руководством реставраторы в 1919–1940 годах спасли от разрушения Свиточную башню, Большие и Малые больничные палаты, стенопись Святых врат и другие памятники. Работы по реставрации и реконструкции монастыря продолжались и после Великой Отечественной войны.

Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря

Грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря сложился в основном за два столетия, с конца ХV до конца ХVII века. Историческая структура обители включает в себя Успенский Большой, Ивановский Малый монастыри и Новый город.

Успенский Большой монастырь

Это одна из первых каменных построек Русского Севера. Стены массивного храма разделены узкими лопатками и украшены пышными орнаментальными поясами. Такие же пояса проходят по верху апсид и барабана. Белокаменные перспективные порталы, увенчанные заостренной «килевидной» аркой, имеют характерные для московских построек бусины и «сноповидные» капители. Облик собора сильно менялся со временем: из трех порталов сохранился только один, покрытие по закомарам заменили на четырехскатную кровлю, над массивным барабаном возвели новую высокую главу сложной формы.

В 1554 году к собору пристроили придел Владимира с северной стороны — небольшой бесстолпный храм. В конце XVI века к южной стороне Успенского собора пристроили церковь Кирилла, а в 1781–1784 годах ее обновили.

В 1641 году костромские мастера во главе с Любимом Агеевым — одним из лучших художников середины ХVII века — расписали собор. В 1838 году оригинальную живопись пропитали олифой и покрыли слоем масляной живописи. В таком виде росписи собора сохранились до 70-х годов ХХ века, а сегодня их реставрируют.

Церковь Введения

К началу XVII столетия в Кирилло-Белозерском монастыре проживало около 180 монахов, монастырских слуг и послушников, и возникла необходимость в еще одной церкви с трапезной. Так появилась вторая каменная постройка на территории монастыря — церковь Введения.

Ее вместе с трапезной палатой возвели в 1519 году на месте деревянной монастырской трапезной. Стройный граненый столп церкви, увенчанный несколькими ярусами кокошников, контрастировал с суровой гладью стен массивной палаты. Ее фасады были украшены лишь небольшими окнами, обрамленными своеобразными наличниками с килевидными завершениями, и членящими стены лопатками.

Позднее трапезная неоднократно перестраивалась, и переделки исказили ее внешний и внутренний облик. Часть окон и других элементов фасада и интерьера удалось восстановить позднее в ходе реставрации.

Церковь Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи

Московский князь Василий III в 1528 году приезжал в монастырь со второй женой Еленой Глинской — молиться о даровании наследника. И когда у царской семьи родился сын Иван, Василий III пожертвовал монастырю огромную сумму, на которую в обители построили два новых храма.

Архитектурные формы церквей Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи значительно отличаются от Успенского собора. В них нашли отражение те новые черты, которые внесли в московскую архитектуру итальянские зодчие. Заметнее всего это проявилось в облике церкви Архангела Гавриила. На фасадной части здания выделяется развитой трехчастный карниз, опоясывающий стены по верху храма. Над карнизом — стены второго яруса с большими открытыми проемами, в которых висели колокола. Этот ярус звона венчала целая корона небольших кокошников, а в его северо-западном углу были установлены часы.

Церковь завершалась двумя главами, большой — в центре и малой — над приделом Константина и Елены. В 1638 году ярус звона перестроили в ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом.

Периметр комплекса

По периметру площади, раскинувшейся вокруг комплекса Успенского собора, находятся хорошо сохранившиеся строения XVI–XVII веков: казенная палата, архимандричьи кельи, монашеские корпуса. В северной крепостной стене до сих пор стоят казенные палаты, сушила и Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника.

Читайте также:
Свято-Успенский монастырь в Орле: история и адрес, описание, праздники и святыни

Этот комплекс начали строить еще в 1523 году. Первоначально казенная палата представляла собой небольшое двухэтажное, квадратное в плане здание. Второй этаж, вероятно, был снесен в XVI веке.

Святые ворота также сохранились до наших дней не полностью. В 1572 году над ними выстроили церковь Иоанна Лествичника, при этом первоначальное завершение памятника было утрачено. Ворота состоят из двух пролетов, их стены и своды покрыты живописью. Ее выполняли «старец Александр своими учениками со Омелином да с Никитою». Стенопись ворот частично скрыта под поздними записями.

Церковь Преображения

Церковь Преображения стоит над Водяными воротами, служившими парадным входом в монастырь со стороны озера. Ранее за ними находилась удобная небольшая бухта, в которую входили речные суда.

Барабан и своды церкви опираются не на четыре столба, как у других кирилловских храмов, а на два. Из-за этого барабан сдвинут к востоку, а не находится в центре постройки. Над юго-восточным и северо-восточным углами церкви (над приделами Николы и Ирины соответственно) есть два малых барабана. Как и церковь Иоанна Лествичника, церковь Преображения завершается тремя ярусами кокошников, которые были восстановлены во время реставрационных работ в 70-е годы ХХ века. Алтарь церкви представляет в плане прямоугольник и перекрывается тремя двухскатными крышицами, выходящими на восточный фасад в виде щипцов.

Внутри церкви сохранился четырехъярусный иконостас. Основу деисусного ряда иконостаса составляют русские святые: митрополиты Петр и Алексей, ростовские чудотворцы Леонтий и Исайя, крестившие ростовские земли. Их дополняют образы Кирилла Белозерского и Дмитрия Прилуцкого, распространявших православие в северных землях.

Келарский корпус

Почти без изменений сохранилось в Кириллове монастыре небольшое двухэтажное здание между церквями Преображения и Введения, возведенное в последней четверти XVII века. Обычно его называют домиком келаря или Келарским корпусом. На нижнем этаже по обе стороны ворот, ведущих на хозяйственный двор, расположены кельи, а на втором этаже — шесть маленьких комнат кладовых. Вход на второй этаж устроен через деревянное крыльцо с лестницей со стороны хозяйственного двора. Главный фасад здания богато украшен, хорошо сохранились наличники окон.

Поварня

Пройдя под аркой домика келаря, можно попасть на обширный хозяйственный двор Успенского монастыря. Когда-то в Кириллове монастыре были свои поварня, солодежня, погреба, кузница, оружейная палата. Часть этих строений сохранилась до наших дней. Наиболее значительное хозяйственное сооружение монастыря — сложный корпус монастырской поварни, построенный еще в XVI веке. Поварня примыкает к западной стене трапезной палаты. В настоящее время в Поварне размещается одна из экспозиций Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Между 1680 и 1685 годом со стороны крепостной стены к поварне пристроили новое двухэтажное здание Поваренных келий, включавшее в себя Уксусную келью, Сушило с каменным крыльцом и другие помещения. От этого здания сохранилась одноэтажная палата, на наружных стенах которой видны пяты сводов примыкавших к ней помещений. На одном из фасадов сохранились окна, украшенные характерными для XVII века наличниками.

Малый монастырь

Началом каменного строительства на территории Малого монастыря стало возведение церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского. Позднее вокруг нее построили невысокую каменную стену.

Долгое время Ивановский монастырь подчинялся Большому монастырю, а позднее, в XVII веке, они слились. Вскоре в Ивановском монастыре построили небольшую трапезную и церковь Сергия Радонежского с приделом Дионисия Глушицкого.

В конце XVI века над церковью выстроили ярус звона. В Ивановском монастыре кроме церквей имелись и деревянные кельи: жилых каменных покоев в нем не строили. В 1730-е годы, после пожертвования императрицы Анны Иоанновны, здесь возвели Малую больничную палату.

Местные святыни

Рядом с церквями на западном склоне Ивановской горки находятся еще два сооружения — местные святыни: часовня и сень над землянкой Кирилла. Клетскую деревянную часовню, по преданию, построил сам Кирилл по приходу на Белоозеро в 1397 году. Существующая в наше время постройка более поздняя, но, по-видимому, повторяет общий характер архитектуры ХIV века.

Вторая деревянная часовня, или сень над крестом, датируется началом XVIII века. По преданию, ее поставили на месте, где когда-то была «келья ископанная в земле преподобным Кириллом». Ныне существующий крест возвели в 1994 году во время реставрации деревянной сени.

Кирилло-Белозерский монастырь: как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель

Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским. Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории.

Из Москвы — в пещеру

Преподобный Кирилл Белозерский, сподвижник преподобного Сергия Радонежского, стал одним из его усердных последователей, взрастивших монашеские обители в самых разных уголках Русской земли. В Белозерье Кирилл отправился вместе с собратом из московского Симонова монастыря иноком Ферапонтом, который вскоре основал в пятнадцати верстах от Успенской пустыни еще одну — Богородице-Рождественскую. Так возникли два известных белозерских монастыря — Кириллов и Ферапонтов.

Находясь в уединении посреди дикого леса, Кирилл со смирением переносил тяжкие испытания северного пустынножительства. А потом вокруг него стали собираться ученики. Вскоре неподалеку от его пещеры, на соседнем пригорке была возведена небольшая деревянная церквушка во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Сын Димитрия Донского удельный Белозерский князь Андрей Дмитриевич, прознав про местную общину подвижников, щедро жертвовал им образа, книги и другую церковную утварь.

«Золотой век русской святости»

По мере своего развития и возрастания обе белозерские обители стали отличаться от других монашеских общин строжайшим уставом. В монастырском обиходе Кирилл был требователен к своим ученикам так же, как к самому себе.

Читайте также:
Московская церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове: история и адрес храма, расписание богослужений

В суровых условиях самоограничения все послушания свершались братией строго в молчании. Любые спиртные напитки в обители были вне закона, и это правило потом унаследовал устав Соловецкого монастыря. Впоследствии, после кончины Кирилла в 1427 году, дух строгого иночества и особые порядки белозерской братии позаимствовали через его учеников и другие обители Северной Руси.

По выражению историка и публициста Георгия Федотова, XV столетие стало «золотым веком русской святости», когда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия: на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье». На Русском Севере в этом потоке ключевую роль тогда играла как раз Кирилло-Белозерская обитель. Среди учеников преподобного Кирилла были такие монахи-подвижники, как Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.

Вернуть князя на трон

В 1447 году в монастырь приехал помолиться великий князь Василий Васильевич, законный наследник московского престола. Незадолго до этого его двоюродный брат Дмитрий Шемяка, самочинно захвативший власть, заключил его в неволю и силой выбил клятву об отказе от великокняжеского трона. Это обязательство теснило совесть Василия Васильевича, препятствуя ему исполнить народную волю и вернуть себе законный престол.

Игумен Кирилловой обители Трифон своей духовной властью освободил великого князя от клятв, выбитых силой. Он благословил его возглавить ополчение и восстановить справедливость, что вскоре и было сделано.

С тех пор великий князь с трепетом относился к братии Белозерской обители, щедро ей покровительствовал и даже пригласил сюда духовного писателя Пахомия Логофета, чтобы тот составил житие преподобного Кирилла. Здесь работал еще и другой ученый муж — старец Ефросин, который окончательно отредактировал «Задонщину» (памятник древнерусской литературы XV века, повествующий о победе князя Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 года).

Расцвет монастыря

После пожара в 1497 году в монастыре начали строить каменные здания, и первым был возведен Успенский собор. К этому времени в обители собралась богатейшая библиотека, которую удалось уберечь от огня, и монастырь стал крупнейшим книжным центром Заволочья (так на Руси называли в старину Север). К началу XVII века в монастырской библиотеке имелось уже 2029 рукописей!

В XV веке в обители была возведена километровая неприступная каменная стена с восемью башнями и тремя воротами. В это время ни в одном монастыре Русского Севера не было столько каменных зданий! В XVI веке обитель расширилась еще более и разделилась на две части — большую Успенскую и малую Ивановскую на горе. К XVII веку под Кирилло-Белозерским монастырем образовалась обширная слобода из служилых и мастеровых людей, а по объему земельных вотчин он уступал только Свято-Троицкому Сергиеву монастырю.

Обитель царей. Обитель опальных

Изначально богатство и рост Белозерской обители обеспечивался за счет самых высокопоставленных покровителей. В 1528 году ее посетила великокняжеская чета — Василий III и Елена Глинская, которые горячо молились преподобному Кириллу о даровании наследника. Молитвы были услышаны, и у них вскоре родился сын Иоанн, будущий Грозный царь. В знак благодарности великий князь щедро облагодетельствовал белозерцев, и вскоре на его средства здесь выросли две каменные церкви — во имя Архангела Гавриила и в честь Иоанна Предтечи.

Сам царь Иоанн Васильевич всю жизнь горячо любил Кириллову обитель, бывал здесь не раз и однажды пожертвовал ей невиданную по тем временам сумму — 24000 рублей. Здесь он намеревался даже постричься в иноки, но сделал это перед самой смертью на московском подворье от священника Белозерского монастыря.

Тесные кельи Кирилловой обители стали местом ссылки опальной знати не только в эпоху опричнины. В разные времена здесь содержались в неволе, к примеру, гонимые бояре Владимир и Михаил Воротынские, Иван Хабаров, Василий Собакин, московский митрополит Иоасаф, патриарх-реформатор Никон, Иван Шуйский, касимовский князь Симеон Бекбулатович…

Смута и после нее

В Смутное время Белозерская обитель отправляла ратных людей из числа своих трудников на борьбу с захватчиками, а из ее казны выделялись немалые средства для народного ополчения. В то же время дальновидная братия тщательно готовилась к обороне от нашествий польских отрядов и их приспешников. Монахи закупали в Вологде и Архангельске порох, свинец, самопалы и пищали. В результате в 1612 году монахи успешно отразили три вражеские атаки, и Кириллов монастырь стал единственной обителью на Русском Севере, которую не удалось разорить интервентам. После Смуты она продолжала благополучно расти и развиваться.

Фото: vk.com/kirillovmonastery

В XVII-XVIII веках братия Кириллова монастыря помогала строить Иверскую обитель на Валдае и трудилась при восстановлении Валаамской. В 1722 году Белозерье посетил император Петр I его супруга императрица Екатерина I.

Упадок

Постепенный упадок монастыря начался с 1764 года после указа Екатерины II о секуляризации церковных и монастырских земель. Лишившись крестьян и вотчин, некогда богатейшая обитель разоряется и ветшает. В 1776 году монастырская слобода официально преобразована в город Кириллов.

С приходом большевиков в 1918 году здесь были расстреляны последний настоятель монастыря архимандрит Анастасий и местный епископ Варсонофий. Новая власть упразднила обитель, а святые иконы, церковная утварь и уникальная библиотека поступили в распоряжение столичных музеев. Большинство старинных сооружений сохранились до наших дней благодаря открытию в 1924 году в разоренном монастыре Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Возрождение

В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться, но до былого величия еще далеко.

Читайте также:
Храм Космы и Дамиана в Шубине: история и описание, адрес, праздники и святыни

Кирилло-Белозерский монастырь

«Русской Фиваидой на Севере» назвал в середине прошлого века обширный край вокруг озера Белого писатель А. Н. Муравьев. С середины XIII века по берегам рек и озёр, которыми так изобилует эта местность стали появляться первые монастыри, а с конца ХV столетия многочисленные скиты и обители распространились до берегов холодного Белого моря. Русский север стал местом земных подвигов целого сонма святых. Мощи многих из них до настоящего времени покоятся не потревоженными в основанных ими обителях, благодаря чему последние уцелели, претерпев все смуты XX века.

Здесь, в краю белых ночей, время словно приостановило свой бег, сохранив почти в неприкосновенности многие отечественные святыни. Несомненно, к числу наиболее значимых из них принадлежат Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, возникшие почти одновременно в конце ХIV века.

Летом 1397 года на берегу Сиверского озера появились два инока Московского Симонова монастыря Кирилл и Ферапонт. Они прошли долгий путь, преодолевая лесные чащобы, болота и реки. Конечное место путешествия было известно Кириллу заранее, оно явилось ему в видении в одну из ночей, когда молился старец Божией Матери. Во время чтения акафиста Пречистой, он услышал вдруг голос; «Кирилл уходи отсюда и иди на Белоозеро, ибо там приготовлено тебе место, где сможешь спастись». Голос этот сопровождался ярким светом, проникавшим в окно кельи и заставившим Кирилла выглянуть. Увидел он, что сияние восходи тот северной стороны, где находилось Белоозеро. Великая радость охватила Кирилла, ибо понял, что услышала Пречистая молитвы его.

Вскоре после этой удивительной ночи в Симонов монастырь вернулся монах Ферапонт, совершавший по указу архимандрита хозяйственную поездку на север. Кирилл подробно расспросил Ферапонта о неведомом крае, особенно интересовало его есть ли на Белооозере места, пригодные для пустынножительства. Ферапонт не только подтвердил, что таких мест достаточно, но и согласился сопутствовать Кириллу, поскольку давно имел желание уйти подальше от московской суеты.

Для поселения монахи избрали высокий холм на берегу Сиверского озера. На его склоне выкопали землянку, в которой прожили год. В 1398г. Ферапонт оставил Кирилла, ушёл дальше на север, где облюбовал место для своего монастыря, названного впоследствии его именем.

Уход Кирилла на Север не избавил его полностью от необходимости вникать в мирские дела. По завещанию князя Дмитрия Донского белозерские земли достались в удел его сыну Андрею Можайскому. К нему и двум его братьям великому князю Василию и Юрию Звенигородскому обращался преподобный с посланиями, в которых излагал свои представления о княжеской власти, о той ответственности, которую налагает власть на правителя. Кирилл призывал князей прекратить междоусобицы, как и его духовный учитель, преподобный Сергий Радонежский, он понимал опасность княжеских раздоров для страны, столь недавно ещё порабощенной татарами.

Духовное влияние преподобного Кирилла и основанной им обители простиралось далеко за пределами белозерского края. Непосредственно самим Кириллом были пострижены в монашество Савватий — основатель знаменитого Соловецкого монастыря на Белом море и Мартиниан — устроитель Ферапонтова монастыря принявший бразды правления обителью после отзыва преподобного Ферапонта князем Можайским Андреем для организации другого монастыря. После представления Кирилла в 1427 году его обитель стала местом постижения строгих заветов иноческого существования и пострижения основателей других северных монастырей: преподобных Нила Сорского, Корнилия Комельского, Александра Ошевенского.

В тридцатилетнее игуменство преподобного Кирилла были заложены основы будущего хозяйственного развития монастыря и его архитектурно-планировочной структуры. При жизни основателя началось освоение двух небольших возвышенностей на берегу Сиверского озера, строительство деревянных храмов, келий, служебных помещений и ограды, которые в следующие два столетия сменили каменные строения.

Земельные владения монастыря также стали складываться при основателе. До наших дней сохранились 25 грамот на приобретение земель, покупка или дарение которых осуществлялись от имени и на имя преподобного Кирилла.

К середине ХVI в. земельные владения монастыря простирались в 16 уездах Московского государства, а через столетие Кирилло-Белозерский монастырь вошёл в число крупнейших землевладельцев Руси. Экономической стабильности монастырского хозяйства в значительной степени способствовало неизменное благоволение со стороны московских государей, родовитых бояр и князей, выражавшееся в обильных вкладах деньгами, скотом, хлебом драгоценной церковной утварью, книгами.

Монастырское благосостояние приобретало зримые формы в сооружении храмов, келий, служебных построек, крепостных стен. Особого размаха строительство достигло в ХVI веке, в течении которого было возведено 5 храмов из II отстроенных за всю историю существования монастыря. Если сооружение первых храмов — Успенского собора, церкви Введения с огромной трапезной палатой диктовалось внутренними монастырскими потребностями, поскольку число братии неизменно росло и требовались более вместительные летний и зимний храмы и трапеза, то в последующее время нередко доминирующим мотивом служило желание увековечить определённое памятное событие. Поездка великого князя Василия III с женой Еленой на богомолье в Кириллов в 1528 году, когда супруги молили заступничества преподобного Кирилла пред господом о даровании и рождении наследника подвигли великокняжескую семью к большой щедрости: монастырю была дарована тысяча рублей. На эти деньги одновременно строятся два храма.

Исторически сложившаяся структура монастыря включает в себя несколько обособленных комплексов со своими названиями и функциями: Большой Успенский монастырь — это самая представительная часть монастыря с большим количеством храмов, келий; Малый Ивановский монастырь — небольшой по размерам со своими храмами и трапезной палатой предназначался для проживания больных и старых монахов; Новый город — это крепость с мощными оборонительными сооружениями, с огромной территорией, некогда заполненной деревянными хозяйственными постройками.

Меньше, чем за два столетия после кончины основателя затерянный в глухих северных лесах небольшой деревянный монастырь преобразился в великолепный каменный город и сейчас поражающий обилием церковных маковок, суровой красотой могучих стен и башен, живописностью служебных построек.

Читайте также:
Новодевичий монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Бурные события первой четверти ХVII века не обошли стороной монастырь. За стенами обители с молитвами и тревогой за судьбу отечества следили за сменами лжегосударей на московском престоле, а соседний Горицкий монастырь, находившийся под покровительством Кирилловской обители, принимал под свой кров непосредственных участников происходившей в столице исторической драмы: будущего русского царя Михаила Федоровича, царевну Ксению Годунову, царицу Марию Нагую.

Арена военных действий всё более приближалась к Белозерью. У себя на родине поляки наслышаны были о несметных богатствах Кириллова монастыря, о драгоценностях, хранимых в его ризнице. Приближение врага вынудило монастырское начальство пересмотреть монастырский арсенал, прикупить оружие и заняться починкой и укреплением крепостных стен.

Последующие события доказали прозорливость кирилловских соборных старцев. После освобождения Москвы разрозненные отряды польских и литовских интервентов двинулись на Север, разоряя по пути города. Под их натиском пали Вологда, Белозерск, Тотьма, Сольвычегорск. 20 августа 1612 года вражеские отряды показались у стен Кирилло-Белозерского монастыря, но добычей их стали только продовольственные запасы и скот. Сильному разорению подверглись многие монастырские вотчины и промысловые места. 5 и 11 декабря того же года монастырь отбил хорошо организованные приступы, а выстрелом из пушки был убит руководивший осадой пан Песецкий. Правительство не сумело помочь монастырю, организация обороны и многолетняя осада целиком легли на плечи монастырской власти.

Но уже через 20 лет после войны была восстановлена экономическая мощь монастырского хозяйства, что позволило в начале 30-х гг. XVII в. начать ремонтные работы, а чуть позднее приступить к небывалому по размаху новому строительству.

Опыт войны с поляками и шведами, внутригосударственные смуты вынудили царя подумать о возведении мощной крепости на Севере. По указу царя Алексея Михайловича в 1643 году в монастыре начали строительство Нового города. Завершилась эта грандиозная стройка через 30 лет. Территория монастыря увеличилась вдвое, с трёх сторон его окружил пояс трёхъярусных стен высотой около II метров, по углам были выставлены башни высотой более 50 метров. Уже современники отмечали, что обитель преподобного Кирилла Белозерского — самый большой на Руси монастырь.

Характеризуя техническое, оборонное совершенство крепости специалисты приводят данные о высоте, ширине и протяжённости стен, огневой мощи, но никакие технические, даже самые блестящие характеристики не в силах объяснить волшебство воздействия, этого великолепного ансамбля на взор и душу. И, вероятно, одно из самых сильных очарований Кирилловского ансамбля кроется в удивительном умении мастеров прошлого соединить создаваемый ими рукотворный образ с красотой природной.

Удалённый от столицы, окруженный стенами монастырь с конца XV в. становится местом ссылки. Междоусобицы и придворные интриги приводят в монастырские стены князей Воротынских, бояр Шереметьевых, друга и советника царя Иоанна Грозного Селивестра, царя Симеона Бекбулатовича и многих других известных в русской истории людей. Но самого знаменитого своего узника монастырь узрел в 1676 г. когда после десятилетнего пребывания в соседнем Ферапонтовом монастыре в Кириллов перевели шестого русского патриарха Никона. Бывший друг царя Алексея Михайловича, реформатор русской церкви в 1666 г. был лишён патриаршего сана и отправлен в ссылку. В Кириллове бывший патриарх находился 5 лет. В 1681 г. тяжело больной Никон получил разрешение возвратиться из ссылки, но по дороге скончался.

Преобразования в России начатые императором Петром I и продолженные Екатериной II привели монастырь к полному экономическому упадку. У монастыря были изъяты огромные земельные и промысловые владения, взамен государство выделило денежную компенсацию, которая не покрывала расходов самого большого российского монастыря.

Здания монастыря ветшали, на их ремонты и поддержание денег не доставало. Незначительные ремонты удалось провести в конце XIX века, когда монастырь готовился в 500-летнему юбилею со дня основания.

После событий 1917 года монастырь существовал ещё 5 лет. В октябре 1924 года местная власть приняла решение о закрытии монастыря и создание на его территории музея. Благодаря усилиям целого ряда специалистов и знатоков отечественной истории удалось уже в 1919 году начать противоаварийные и реставрационные работы. Длительное время музей существовал как краеведческий, но в 1968 году решением правительства ему был дан статус музея-заповедника, а с 1998г. музей с филиалами включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

В состав музея входят памятники федерального значения — архитектурные ансамбли Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей и деревянная церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте (1755 г. ). В 1975 году филиал музея в Ферапонтове получил новое имя — Музей фресок Дионисия.

Ферапонтов монастырь основал сподвижник преподобного Кирилла Ферапонт. в 1398г. В отличие от Кириллова, Ферапонтов монастырь очень невелик: 4 храма, колокольня, трапезная и казённая палаты обнесены невысокой кирпичной оградой.

Если кирилловский ансамбль поражает мощью и размахом, то Ферапонтово — тихой прелестью, уютом, единением с природным окружением. В соборе монастыря сохранилась почти в полном составе стенопись знаменитого художника Дионисия, чьё имя стоит в одном ряду с именами Феофана Грека и Андрея Рублёва.

Современник великих итальянцев Микеланджело и Рафаэля Дионисий создал торжественный и прекрасный цикл росписей, посвященных Богоматери. Стенопись собора является не только величайшим национальным достоянием, но и ценнейшим вкладом в мировую художественную культуру. В 2002 году исполняется 500 лет со дня создания росписи собора.

В 1974 году памятники Горицкого монастыря были официально закреплены за музеем-заповедником. Горицкий девичий Воскресенский монастырь основан в 1544 г. тёткой царя Иоанна Грозного княжной Евфросиньей Старицкой. Грозный уничтожил род Старицких опасаясь претензий со стороны родственников на царский престол.

Впоследствии этот монастырь стал местом ссылки для многих знатных русских женщин. Сановные мужья отправляли в монастыри опостылевших жён, чтобы жениться снова, в монастыри попадали женщины из знатных семей, подвергшихся опале. В числе самых знатных насельниц Горицкого монастыря были две супруги царя И. Грозного: Анна Колтовская и Мария Нагая, царевна Ксения Годунова.

Читайте также:
Керченская церковь Иоанна Предтечи: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Горицкий монастырь был закрыт в 1930 году. Долгое время на его территории размещался дом инвалидов. С 1981 года в Горицах начались противоаварийные работы. В 1996 году часть жилых сооружений монастыря были переданы Вологодской епархии под размещение сестер. 6 октября 1999 года Постановлением Синода Русской православной церкви открыт Горицкий Воскресенский женский монастырь.

Возобновилась монашеская жизнь и в Кирилло-Белозерском монастыре. В 1997 г. в год празднования 600-летия монастыря была передана часть монастырской территории Вологодскому Епархиальному управлению. Одновременно был издан указ Президента, о включении Кирилло-Белозерского музея-заповедника в Свод Особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Экспозиции и выставки музея размещаются в памятниках архитектуры Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Музей хранит несколько уникальных иконостасных комплексов ХV — ХVII вв.: редкие рукописные и старопечатные книги, предметы церковного убранства. Богата и разнообразна коллекция народного искусства, собранная сотрудниками музея.

В 2007 году архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря вошел в список финалистов масштабной акции «Семь чудес России» журнала «Всемирный следопыт», цель которой отобрать семь городов нового «Золотого кольца» России, имеющих выдающиеся архитектурные памятники.

Важнейшим событием в истории Кирилло-Белозерского музея-заповедника и всей Вологодчины стало возвращение в 2009 году Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева пяти икон XV века из иконостаса церкви Ризоположения в фонды музея. Иконы были переданы Музею имени Андрея Рублева в 1956 году для реставрации, но по окончании реставрационных работ музей включил их в свою художественную экспозицию. Возвращение икон стало возможным благодаря активному содействию Губернатора области В. Е. Позгалева и поддержке Министра культуры Российской Федерации А. А. Авдеева. Переговоры о возврате последних пяти из девятнадцати самых древних и самых ценных в художественном отношении икон из единого комплекса иконостаса церкви Ризоположения, находившихся в Музее имени Андрея Рублева, продолжались 11 лет. После окончания ремонтно-реставрационных работ с воссозданием иконостаса храм планируется открыть для посетителей. Церковь Ризоположения считается самым старым на территории России памятником деревянного зодчества, имеющим точную датировку своего строительства — 1485 год.

Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области

Храмы, стены, башни, кельи… Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области насчитывает более 30 построек. По количеству зданий он сопоставим, пожалуй, со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. До 17 века обитель считалась одной из богатейших и влиятельных на Руси.

Расположен Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области на берегу Сиверского озера, там, где отдыхает не только душа, но и глаза. Помимо того, что это действующий монастырь, обитель еще — часть Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Особенно красивые виды открываются с воды. Например на закате, когда теплоход «ВодоходЪ» идет к пристани.

Кириллов, где расположен монастырь, — это изначально посад, который со временем образовался за стенами монастыря. К нашим дням он превратился в город.

Адрес: Вологодская обл., г. Кириллов, ул. Базарная

Координаты: 59.856915, 38.367300

Режим работы: 9:00-18:00

Официальный сайт: kirillov-monastyr.ru

Круизы по святым местам

История

Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области начинался с пещеры. Ее вырыл на берегу Сиверского озера преподобный Кирилл Белозерский — инок Московского Симонова монастыря и ученик Сергия Радонежского. Считается, что место ему указала Пречистая Дева, явившись ночью и приказав «идти на Белоозеро, где можно спастись».

Спустя век Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области приобрел известность не только как один из духовных центров Русского Севера, но и как главное книгохранилище. Здесь находилось больше тысячи уникальных рукописей. В монастыре возвели и первый каменный храм, который дошел до наших дней.

Закат монастыря как православного центра произошел в 1918 году. Иконы, книги, рукописи вывезли в музеи Москвы и Ленинграда. От полного разорения обитель уберегло только объявление ее территорией музея-заповедника. Лишь в 1998 году Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области передали РПЦ.

Интересные факты

  • Монастырь играл важную роль в политической жизни Руси. Известно, что царь Василий III, отец Ивана Грозного, часто приезжал сюда с супругой — Еленой Глинской, чтобы помолиться о рождении наследника. Когда появился наследник, царь поставил две каменных церкви, одну из них — Иоанна Предтечи — в честь сына. Здесь же принял перед смертью схиму — монашеский постриг. Иван Грозный всю жизнь питал к обители теплые чувства, считая, что появился на свет благодаря молитвам. Впрочем, это не мешало ему отправлять сюда в ссылку неугодных вельмож.
  • Один из основателей монастыря — Ферапонт Можайский. Он вместе с Кириллом водружал деревянный крест и выкапывал келью-пещеру. Позднее Ферапонт неподалеку основал другую обитель — Ферапонтов монастырь.
  • В Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области был переведен после смерти царя Алексея Михайловича опальный патриарх Никон. Считалось, что здесь за ним будет надзор строже, нежели в Ферапонтовом, куда он был сослан первоначально.

Что посмотреть на территории монастыря

Иконостас Успенского собора. Он сохранился практически полностью. Историки считают это уникальным фактом в истории русского искусства. Правда, иконы были разрознены: 33 находились в Кириллове, остальные 27 — в нескольких музеях: Русском, Третьяковской галерее и музее имени Андрея Рублева. Образа вернули в монастырь в 2009 году.

Трапезная палата. Она стала вторым после Успенского собора каменным зданием на территории монастыря. По описи 1601 года, в Кирилло-Белозерском мужском монастыре в Вологодской области проживали около 180 монахов, а также большое количество послушников. Устав предполагал ежедневные совместные молитвы иноков и общую трапезу, на которую нередко приглашались монастырские гости и паломники.

Церковь Ризоположения из села Бородава. Деревянный храм перенесли на территорию Кирилло-Белозерского монастыря. Это самый старый памятник деревянного зодчества Руси.

Читайте также:
Ярославская церковь Иоанна Предтечи в Толчкове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Монашеская келья. Реконструкция ее обстановки основана на сведениях из монастырских описей и хозяйственных документов. На полке в «красном углу» стоят иконы, перед ними — раздвижной аналой с раскрытой книгой и четками. В келье сохранились стены и своды, которые тут построили изначально.

Какие святыни хранятся

В храме преподобного Кирилла Белозерского хранятся мощи Кирилла Белозерского – это главная святыня обители. У мощей верующие просят уберечь их от зла, от врагов, а дом — от разорения и пожаров. Молятся также о сохранении здоровья и счастья в семье.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь стоит на берегу живописного Сиверского озера в Вологодской области. Он был одним из крупнейших и богатейших монастырей России в период с XV по XVII век. В советское время здесь в 1924 году был создан историко-архитектурный музей, что позволило монастырю избежать участи многих исторических памятников в 30-е годы.

Сегодня Кирилло-Белозерский монастырь — самый посещаемый туристический объект Вологодской области. Одновременно с этим он является действующим монастырём: в 1997 году часть его территории была передана Вологодской епархии.

История обители начинается в 1397 году, когда один из последователей Сергия Радонежского, монах Кирилл Белозерский, вырыл на берегу Сиверского озера пещеру. В конце XIV — начале XV веков по тем малонаселённым местам прокатилась волна основания новых монастырей, и вскоре Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей. Во времена конкуренции Москвы с Великим Новгородом московские князья были весьма заинтересованы в скорейшем освоении этих земель, поэтому поддерживали тесные связи с монастырём.

Географическое расположение монастыря было весьма удачным, рядом с рекой Шексной, по которой проходил один из важнейших водных торговых путей, связывающий Белое и Балтийское море с Каспием, сегодня это часть Волго-Балтийского водного пути. Монастырь быстро стал крупным экономическим центром и вёл обширную торговлю.

(Святые ворота с надвратной церковью Иоанна Лествичника)

Обитель быстро стала одним из крупнейших книжных центров России. В XVI веке на её территории уже было большое количество каменных построек, первой из которых стал Успенский собор (1497), сохранившийся до наших дней:

(Успенский собор с церквями-приделами)

В 1528 году сюда приезжал будущий отец Ивана Грозного Василий III с супругой молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына в глазах современников считалось не иначе как заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич всю свою жизнь считал себя обязанным монастырю и питал к нему особое благоволение, а перед смертью, как и его отец, принял схиму именно в этой обители.

(Монашеские кельи, Братский корпус)

В 1600 году в монастыре была построена первая крепостная стена и восемь башен. Во многом благодаря именно этой стене в Смутное время монастырь выдержал осаду польских и литовских войск в 1612-1613 гг. и отбил несколько нападений в последующие годы, наглядно продемонстрировав своё фортификационное значение. Поэтому в 1654-1680 гг были построены новые каменные стены монастыря, сделав его одной из самых больших крепостей в России тех лет.

Эти стены сохранились до нашего времени.

В разные годы монастырь служил традиционным местом заключения знатных лиц.

При Петре I, с появлением у России портов на Балтике, северная торговля через Архангельск стала менее востребована, и постепенно экономическое значение монастыря стало падать. Позднее указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий, из слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене размещена городская тюрьма.

При советской власти монастырь был упразднён, а наиболее ценные иконы и другие произведения искусства были вывезены в музеи Москвы и Ленинграда.

Но в 1924 году на базе монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что позволило его архитектурному комплексу выжить в 1930-е гг.

После войны в музее развернулась широкая реставрационная деятельность, что позволило своими силами проводить противоаварийные работы. На территорию заповедника были привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей.

В перестроечные годы посещаемость музея сильно упала, но с 1991 года он вошел в новый водный туристический маршрут «Москва — Санкт-Петербург». На этом маршруте Кириллов стал визитной карточкой и самым посещаемым туристическим объектом Вологодской области.

Туристы на площади перед Успенским собором:

Кирилло-Белозерский музей-заповедник включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В комплекс музея-заповедника входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор.

(На переднем плане фундамент солодешной палаты)

В 1997 году часть монастырской территории была передана Вологодскому епархиальному управлению.

Далее предлагаю просто пройтись по территории и посмотреть фото. Внутри Святых ворот сохранились фрески:

(Святые ворота со стороны внутреннего двора)

Строили мощно, на века.

Белозерская (она же Озерная, Большая мережная) башня:

Вид на Сиверское озеро:

Стены монастыря со стороны озера: Поваренная башня:

Западная стена (вдоль озера) изнутри:

Водяные врата с летней надвратной церковью Преображения Господня, датируются XVI веком:

Водяные врата, домик келаря, церковь Введения во храм пресвятой Богородицы, колокольня Успенского собора.

Обратная сторона Успенского собора.

Больничная церковь Евфимия великого. За ней — больничные палаты, с которыми церковь была соединена сенями.

Звонница над трапезной.

На дорожках кое-где встречаются могильные плиты.

В заключение хочу показать маленькую часть музейной экспозиции:

А нам пора на выход. Косая (Караульная) башня:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: