Храм Иоанна Кронштадтского в Казани: описание и адрес храма, расписание богослужений, престольные праздники и мощи

Приход церкви Святого Праведного Иоанна Кронштадтского

Сайт создан по благословению настоятеля Храма протоиерея Владимира Кугушева

Расписание богослужений


Седмица 19я по Пятидесятнице 25 — 31 октября 2021

воскресенье
31 октября
07:20 Акафист
07:30 Исповедь
08:00 Часы
Божественная литургия
17:00 Вечернее богослужение
Исповедь


Седмица 20я по Пятидесятнице 1 — 7 ноября 2021

понедельник
1 ноября
Перенесение мощей
прп. Иоа́нна Рыльского
День рождения
Иоанна Кронштадтского
07:20 Акафист
07:30 Исповедь
08:00 Часы
Божественная литургия
среда
3 ноября
17:00 Вечернее богослужение
Исповедь
четверг
4 ноября
Празднование Казанской иконе
Божией Матери (в память избавления
Москвы и России
от поляков в 1612 г.)
07:20 Акафист
07:30 Исповедь
08:00 Часы
Божественная литургия
17:00 Вечернее богослужение
Исповедь
пятница
5 ноября
Апостола Иа́кова,
брата Господня
по плоти (ок. 63)
07:20 Акафист
07:30 Исповедь
08:00 Часы
Божественная литургия
17:00 Вечернее богослужение
Исповедь
суббота
6 ноября
Димитриевская родительская
суббота Иконы Божией
Матери «Всех скорбящих Радость» (1688)
07:20 Акафист
07:30 Исповедь
08:00 Часы
Божественная литургия
Панихида
17:00 Всенощное бдение
Исповедь
воскресенье
7 ноября
07:20 Акафист
07:30 Исповедь
08:00 Часы
Божественная литургия
17:00 Вечернее богослужение
Исповедь

Поделиться:

  • Facebook
  • Twitter
  • Google
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Больше

Расписание богослужений : 10 комментариев

Здравствуйте, отец Владимир. В интернете есть информация о лечении Святой водой и Православной молитвой. Александр Ермилов рассказал «Технологию лечения»
1.Благословение батюшки на лечение (обязательное условие)
2. пить каждый час 1 ст. ложку Святой воды(обязательно освященной в церкви) + 1 капля освященного масла.
3.а) Каждые 30 минут читать Акафист Луке Крымскому, или
б) целый день читать Отче наш , называя свое крещенное имя, или
в) читать Акафист Богородице Всецарица 4-5 раз.
По этой технологии можно вылечить:
1) онкологию за 3-4 недели,
2) инсульт за 10 дней,
3)диабет от 3 дней до 1 месяц,
4)наркомания -35 недель,
5) СПИД — 1 год.
Хотелось бы услышать Ваше мнение об этой технологии.
С уважением Таисия

Здравствуйте, Таисия.
Да, правда, что Господь силен излечить человека от любой болезни. Да,
правда, что случаи исцелений известны в Церви. Всё это происходит
по вере человека. Господь способен это сделать по
милосердию своему.

А вот вера в некий рецепт, или в то, что только точное исполнение
какой-либо «технологии лечения» на 100% принесёт желанный результат —
это уже из разряда магии, что очень далеко от православия.

Православные верят, что Бог есть и что Он по настоящему благ, обращаются
к нему «Отче наш», т.е. «Отец наш» и просят его, (т.е. молятся) в чём
имеют нужду. Если получают, то имеют такую радость, что хочется сказать
не только Слава Богу, а чуть не самого себя Ему отдать. Когда не
получают — веруют, что Бог бесконечно благ, чтобы там не казалось и если
Он — бесконечно любящий Отец Небесный не дал просимое, значит оно нам
не на пользу. Можно при этом вспомнить, что детям нашим мы же не всё
даём, что они у нас просят, а стараемся дать только полезное им. Вот мы
сами сколько бы нам не было лет перед Богом как дети. Надо это
понимать и относиться к Нему благоговейно.

Если случиться заболеть, стоит при этом проявить особое
усердие, возможно что-то пересмотреть в себе, постараться искренне жить
по-Божьему. Учиться любить людей и Господа. Достигается это
чтением Слова Божиего (Евангелия, Апостола),наблюдением за собой, своими
поступками, мыслями стремлениями, и если стало видно в чём поступаем не
как Господь учил — просим прощения у Бога в таинстве исповеди,
регулярно причащаемся Христовых Тайн и сперва, может и незаметно для
самого человека, но совершенно точно — душа и тело в человека меняется
в лучшую сторону. Это целый процесс, пожалуй целая жизнь. Возникают
вопросы, стоит их разрешать в личной беседе со священником, т.к. каждый
человек индивидуален и общие правила — это скорее общее направление
движения, и чтобы не сбиться на перепутье, лучше посоветоваться с тем
кто знает дорогу. В этом батюшки и помогают.
Спаси Вас Господь!

Здравствуйте. Скажите,пожалуйста, 28 или 29 мая будет ли проводиться вечерняя служба и можно ли будет исповедаться? Очень хотел бы исповедаться

Здравствуйте, Иван.
Простите, что не сразу ответили. На этой неделе вечерние службы будут в 31 мая (пятница) и 1 июня (суббота). Причастие 1 июня (суббота) и 2 июня (воскресенье). Храни Вас Бог.

за все слава богу

когда закончится строительство

Здравствуйте, Сергей! Деревянный храм, в котором мы сейчас проводим Богослужения временный и в большие праздники у нас немного тесновато. Планируется строительство кирпичного храма. Когда начнем и когда кончим зависит от Бога и прихожан.

Исправьте ошибку в названии храма — КронштадТского.

Великолепный храм Петра и Павла в Казани

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Огромный храм, точно уходящий к самому небу , одновременно – яркий, праздничный, нарядный – именно таким предстает паломнику или туристу Петропавловский собор Казани. А еще он – средоточие святынь, поклониться которым приезжают издалека.

Храм Петра и Павла, Казань.

История Петропавловского собора от начала строительства до наших дней

Говорят, что улица Мусы Джалиля – место расположения храма – издавна носила название Петропавловской – по местной деревянной небольшой церкви, посвященной Апостолам. И надо же такому случиться, что сюда, в дом купца Ивана Михляева, жившего прямо против церковных врат, 27 мая 1722 г. приехал сам первый русский император, Петр I, тезоименитый св. Петру.

Читайте также:
Успенский мужской монастырь в Бахчисарае: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Память о государе

Для царя это был уже не первый приезд в Казань. На этот раз был он здесь недолго, так как предстоял непростой Персидский поход . Однако задержался государь у Михляева на несколько дней , чтобы 30 мая отметить знаменательную дату – 50-летний юбилей.

П о отъезде царя у Ивана Афанасьевича возникла идея строительства на месте деревянной церквушки большого храма – памяти о приезде Петра. Разумеется, теперь его посвящение Апостолам получило особое значение. По известной казанцам легенде, сам государь присутствовал на закладке, может, даже положил первый камень. В прочем, это предание не имеет документальных подтверждений.

Но то, что Петр Алексеевич о проекте знал – сомнений не вызывает. Например, когда во время стройки случилось обрушение свода, по личному повелению царя в Казань (где тогда еще не умели строить столь высокие здания) приехали моск овские, а по некоторым данным – даже итальянские зодчие.

Превратности судьбы

Сложности постройки стали как бы предзнаменованием будущей сложной судьбы этого уникал ьного на тот момент для Казани, даже – вообще Поволжья – храма высотой 52 м. За свою историю он:

  • не менее пяти раз горел только за первые сто лет существования;
  • был разграблен во время восстания Пугачева (1774 г.);
  • с середины XIX в. появилась новая проблема – прогрессирующее разрушение фундамента, кроме того, начал осыпаться уникальный фасад.

Прихожане, среди которых были именитые казанские купцы, не один раз собирали пожертвования на реставрацию , находились и хорошие мастера. Например, в 1889 г. удалось провести большую работу по полной замене фундамента разрушавшейся колокольни. Тогда же обветшавший с еверный придел храма разобрали, а затем заново перел ожили из кирпи ча. Так мастерство, вера, усердие людей помогли сохранить храм.

Знаменитые прихожане

Красота собора, не только центра духовной жизни, но также достопримечательности города, привлекала сюда множество приезжавших в Казань сановников, путешественников.

Среди других знаменитостей, оставивших воспоминания об этой церкви:

  • поэт Александр Пушкин;
  • писатель Александр Дюма ;
  • ученый, путешественник Александр Гумбольдт.

Гонения

Так встретил собор памятный 1917 г. Службы здесь продолжались до 1930-х гг. Закрыть любимый горожанами храм советской власти оказалось не так просто. Но, наконец, был найден повод: настоятель, отец Андрей Боголюбов, обратился за финансовой помощью к эмигранту, уехавшему в Китай старосте храма, бывшему казанскому купцу Унженину. Это было объявлено «антисоветской деятельностью», престарелого священника арестовали.

Затем началась кампания по закрытию церкви: публикации газет , антирелигиозные лекции, собрания. Тем временем община Петропавловского росла за счет притока верующих из повсеместно закрываемых церквей города.

Прекратить службы в соборе властям удалось только после волны арестов священников, с 1939 г. З а советские годы в старых стенах перебывало множество учреждений: планетарий, партийный архив, реставрационные мастерские музея . Так прошли десятилетия. Здание постепенно разрушалось . Сознавая его архитектурную ценность, власти взялись за реставрацию с 1970-х: столичные художники попытались восстановить орнамент на фасаде, а также некоторые иконы святых на стенах собора. При этом внутреннее убранство продолжало разваливаться, да и из стен буквально выпадали кирпичи.

Возрождение

После начала «перестройки» , с 1989 г., удалось добиться возвращения поруганной святыни. 25 июля того же года храм повторно освятили, начались службы. Состояние здания при этом оценивалось как «руинированное»: обвалившаяся кладка, рассыпавшаяся лепнина, частично утраченная кровля. Наконец, началась настоящая планомерная реставрация уникального здания . Удалось воссоздать лепнину, почти всю живопись верхнего храма , а вот иконостас нижнего пришлось попросту делать заново.

Архитектура и внутреннее убранство

Все, побывавшие здесь, отмечают величественность этого огромного храма, великолепную галерею, окружающую его, широкую лестницу, окончательно восстановленную после последней реставрации (2020 г.)

Стиль Петропавловского обычно определяют как «петровское барокко». Такая архитектура предполагает нарядность, праздничность, но без перегруженности излишним декором. Поэтому цветные лепные узоры как на стенах, так и внутри церкви не смотрятся вычурно, лишь создавая ощущение благодатности, праздника.

Самое великолепное украшение Петропавловского – семиярусный иконостас верхней церкви, созданный еще во времена Петра I . Его высота составляет 25 м , здесь находятся 84 иконы, все они написаны в едином стиле, на золотом фоне .

Иконостас Петропавловского храма, Казань

Из-за частых пожаров святые образы не раз пришлось реставрировать, даже – полностью переписывать заново. Однако одна икона сохранила тот вид, какой имела с начала XVIII в. Это храмовый образ свв. Петра и Павла.

Уникальна также золоченая резьба иконостаса, царских врат, которую тоже не раз приходилось восстанавливать, последний – в 1990-е гг., по возвращении Петропавловского Церкви.

Престольные дни

Собор имеет два этажа. На первом – церковь Сретения Господня, на втором – свв. Петра и Павла. Кроме того, пристроен двухэтажный же придел с нижней церковью образа Богородицы Живоносного Источника и храмом образа Неопалимой Купины на 2 этаже.

Таким образом, ныне в Петропавловском – четыре престола, а престольные праздники приходятся на 14 февраля (Сретение), 12 июля (свв. Петра и Павла), 17 сентября (иконы «Неопалимая Купина»), а также 6 день по Пасхе (образа «Живоносный Источник»)

Наиболее почитаемые святыни

Уникально не т олько историческое прошлое, но также настоящее собора . Здесь – средоточие множества почитаемых икон, реликвий.

Сретенская церковь (нижняя)

Ее главные святыни :

  • образ Матери Божией Иверской; живопись его не уникал ьна, эта большая икона создана около XIX в.; но она уже не первый год проявляет себя чудом мироточения;
  • список Феодоровской иконы Богородицы;
  • икона свт. Николая Мирликийского, древний, написанный в XVI в ., также почитаемый чудотворным;
  • с недавнего времени здесь также находится частица мощей блаж. Матроны Московской, перед которой регулярно служится акафист.
Читайте также:
Церковь Серафима Вырицкого в Вырице: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Особо чтят казанцы мощи митрополита Ефрема (Хвостова), бывшего здесь архипастырем в начале XVII в. Во время Смуты, наступившей в Русском государств е , когда польские интервенты арестовали самого Патриарха Гермогена, именно Казанский предстоятель какое-то время возглавлял сопротивление:

  • в 1611 г. благословил создание ополчения для освобождения Москвы; а когда оно потерпело поражение, отряды князя Пожарского, возглавившего второе войско, тоже получили молитвенное напутствие архиерея; он же рассылал грамоты во все концы страны, призывая стоять за православие;
  • после гибели Патриарха Ермогена именно Казанский владыка Ефрем стал местоблюстителем престола;
  • он успел совершить венчание на царство первого Романова, Михаила Феодоровича 11 июля 1613 г., а в декабре того же года мирно почил в Казани.

Первоначальным местом упокоения владыки была пещера, где некогда обрели мощи других Казанских святых – свтт. Гурия и Варсонофия. Ныне мощи свт. Ефрема можно ви деть близ левого клироса нижней церкви . Пока он не прославлен для общецерковного почита ния, сейчас Казанская митрополия собирает свидетельства о чудесах помощи угодника Божия.

Петропавловская церковь (верхняя)

Особо чтимая святыня этого храма – образ Богородицы, именуемый Седмиезерной. Он хранится в алтаре, износится лишь во время молебнов.

Образ Богородицы, именуемый Седмиезерной

Этот об раз появился в Казани с 1615 г. Судя по сохранившимся преданиям, икона принадлежала основателю Седмиезерной пустыни (ныне обитель находится в 17 км от Казани) схимонаху Евфимию, который пришел сюда из Великого Устюга. Первым чудом образ прославился уже с середины XVII в., когда Казань была спасена о т эпидемии.

Согласно преданию, благочестивой жительнице города было видение какого-то сияющего светом мужа, повелевавшее передать казанцам, что нужно начать семидневный пост, а затем встретить икону, идущую им на избавление. Когда это было сделано, моровая язва прекратил ась. Долгое время образ находился в городе , затем вернулся в родной монастырь. Второе подобное чудо случилось более, чем через 100 лет, во время эпидемии ч умы 1771 г.

Среди других святынь:

  • образ Первоверховных Апостолов из иконостаса ;
  • мощи двух казанских иноков, современников прп п . Гурия и Варсонофия, Ионы и Нектария.

Их почитали уже с XVI в., это ученики свт. Гурия, погребенные близ его могилы; однако память о них хранит лишь церковная служба этому Казанскому архипастырю:

Сейчас память этих угодников Божиих отсутствует среди дат церковного календаря , ведется подготовка их канон изации. А вот мощи их обретены с 1995 г. С тех пор они открыто почивают в Петропавловском.

Современная жизнь прихода

Расписание

Службы в церквях собора идут каждый день. По будним дням они начинаются с 8.15 и 17 ч. По праздникам служатся ранняя ( 7.40 ч.), а также поздняя (8.40 ч.) литургии.

Кроме того, Параклис Богородице (особый канон, который читается при душевных скорбях) со вершается каждую пятницу перед Е е иконой Седмиезерной с 17 ч . В это время можно приложиться к образу, вынесенному из алтаря. Иногда Седмиезерную, которой уже более 400 лет, приходится реставрировать, тогда на Параклис она не выносится. Однако приехавшим , особенно издалека, паломникам обычно не отказывают, и могут дать возможность поклониться святыне.

Наконец, по пятницам с 17.00 служится акафист блаж. старице Матроне Московской.

В соборе служат сейчас 4 священника и диакон. На приходе работают:

  • воскресная школа, занятия здесь ведут сами прихожане;
  • социальная служба.

Приход не имеет собственной интернет-страницы, лишь несколько групп в социальной сети «В Контакте». Здесь прихожане дел ятся новостями, размещают фото, рисунки детей, на которых изображен любимый храм, яркий, нарядный. Но вот какое высказывание свт. Иоанна Златоуста можно видеть на страничке воскресной школы Петропавловского:

Реставрация здания сейчас завершена, а вот работа с душами людей продолжается.

Троицкий Тюменский мужской монастырь

Мiръ Россия Тюменская область Тюмень Троицкий Тюменский мужской монастырь

Троицкий Тюменский мужской монастырь – один из старейших архитектурных ансамблей Сибири, действующий православный монастырь в г. Тюмени. Основан в 1616 году, возобновлён в 1995 году. При монастыре действует Тюменское Духовное училище.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Cовременное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Монастырь был основан в 1616 году иноком казанской Раифской пустыни Нифонтом. Первоначально монастырь не имел даже церкви. В июле 1621 года игуменом монастыря был назначен Авраамий из Ростова Великого, монастырским строителем постриженик Кирилло-Белозёрского монастыря Иона Лихарёв, келарем постриженик Новгородского Антониева монастыря старец Онуфрий. Им поручалось возвести монастырскую церковь, срубить новые кельи и другие строения. В 1622 году под руководством мастера Корнелия Хорева была возведена тёплая деревянная шатровая церковь, освящённая как Спасо-Преображенская. Грамотой царя Михаила Фёдоровича от 25 января того же года монахам назначена «руга» (казённое жалование) и отведены в вотчину две рыбные «ловли».

В 1622 году при воеводе Прокопии Хрисанфовиче Измайлове вообще производилось большое строительство, связанное с обновлением Тюменского острога, город чуть ли не был поставлен вновь. Согласно Дозорной книге 1624 года, помимо монастырской Спасо-Преображенской церкви, в городе в тот период располагались:

на территории Кремля –

  • Соборная церковь Рождества Богородицы
  • Приходская Успенская церковь (во имя Николая Чудотворца и Фёдора Стратилата)

на территории укреплённого посада (в составе острога) –

  • Церковь Всемилостивейшего Спаса (холодная)
  • Церковь Архангела Михаила и св. Михаила Малеина с приделом во имя Зосимы и Савватия (тёплая)
  • Церковь Ильи Пророка с приделом Бориса и Глеба, а также приделом Флора и Лавра

В июле 1705 года в результате большого пожара сгорел почти весь город, кроме острога и первой каменной Благовещенской церкви. В том числе сгорела единственная монастырская Спасо-Преображенская церковь. Тюмень не входила в число городов, где предусматривалось каменное строительство, но в 1706 году митрополит Филофей Лещинский ходатайствовал перед Петром I о разрешении построить в тюменском Преображенском монастыре «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь» и таковое получил.

Читайте также:
Тобольская епархия: церкви и монастыри, приходы и духовенство

Каменная соборная церковь возводилась в 1708—1715 годах, из них последние 4 года под непосредственным наблюдением Ф. Лещинского, который оставил митрополичью кафедру, принял схиму и жил в монастыре. Наконец, 3 июня 1715 года церковь была освящена как Троицкая, по ней монастырь стал называться Троицким. Церковь стала третьим каменным строением Тюмени после каменных амбаров для казны (1702 год) и Благовещенской соборной церкви (1704 год).

Несмотря на то, что указом от 9 декабря 1714 года каменное строительство было запрещено везде, кроме Санкт-Петербурга, вернувшийся в 1715 году на кафедру митрополит Филофей смог устроить строительство в 1717 году на территории монастыря небольшой двуглавой церкви Зосимы и Савватия (Сорока мучеников).

Запрет на каменное строительство в России был снят в 1722 году, в связи с чем Ф. Лещинский добился разрешения на строительство церкви апостолов Петра и Павла. Возведение началось в 1726 году, но после смерти митрополита строительство затормозилось и продлилось до 1755 года. Строительство настоятельского корпуса и каменных стен осуществлялось так же неспешно, в 1724—1739 годах.

В 1761 году при монастыре основана латинская школа. На плане 1766 года впервые обозначен Дунькин сад. По «Духовным штатам» от 26 февраля (8 марта) 1764 года монастырь отнесён к низшему, III-му классу. В 1842 году в городе произошёл сильный пожар, в котором Петропавловская церковь с колокольней «пострадали так, что кроме каменных стен ничего в них не осталось». Последовавший в 1851—1853 годах ремонт внёс некоторые изменения в облик церкви. В опубликованном в 1862 году «Описании Западной Сибири» отбывавший сибирскую ссылку Ипполит Завалишин назвал монастырь лучшим в Сибири после иркутского Вознесенского и Иннокентьевского монастыря.

В январе 1923 года на основании постановления Наркомюста от 24 августа 1918 года монастырь был закрыт, чуть ранее улицу Большую Монастырскую переименовали в Коммунистическую. В 1922 году в доме настоятеля монастыря разместился губернский архив, позже переведённый в Спасскую церковь. В декабре 1929 года монастырь передан в ведение Горкомхоза для использования под культурные и общеполезные учреждения. Решением Тюменского горкома ВКП(б) в начале 1930 года могила Филофея Лещинского была уничтожена, его останки переданы в Тюменский антирелигиозный музей, размещавшийся в Благовещенском соборе (взорван в ночь с 13 на 14 июня 1932 года). В сентябре 1941 года монастырь передан КЭЧ Тюменского гарнизона.

В 1946 году принято решение о строительстве на территории монастыря очистных сооружений, для чего снесены церковь Сорока мучеников (бывшая Зосимы и Савватия) и домовая церковь митрополита Филофея в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Полное разрушение монастыря предотвращено изданием в мае 1947 года постановления Совета министров РСФСР № 389 «Об охране памятников архитектуры», распространявшегося и на Троицкий монастырь. Охранный статус монастыря был повышен постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1948 года № 503. В 1949—1950 годах Тюменским облисполкомом принято решение о проведении капитального ремонта. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 монастырь объявлен памятником архитектуры республиканского значения, в апреле того же года он передан областному управлению культуры.

В 1995 году впервые после закрытия монастыря был назначен настоятель архимандрит Тихон (Бобов), занимающий эту должность до сегодняшнего времени. 11 декабря 1996 года началась передача Троицкого собора, настоятельского корпуса и здания церковно-приходской (воскресной) школы в пользование Тобольской и Тюменской епархии. В день Святой Троицы 15 июня 2003 года совершено первое богослужение в отреставрированном Троицком соборе. В декабре 1997 года освящено Тюменское православное духовное училище, для которого в 2006 году возведено новое здание (арх. В. А. Силантьев) напротив монастыря. В том же году в ходе ремонта Вознесенско-Георгиевской церкви были обретены мощи Филофея Лещинского, которые торжественно перенесены в Троицкий собор.

Cовременное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий.

В монастырских храмах богослужения совершаются каждый день.

При монастыре действует Духовное училище и воскресная школа.

Свято-Троицкий мужской монастырь г. Тюмени Епархиальные монастыри РПЦ

История

Обитель расположилась в живописном месте, на высоком мысу, омываемом с трех сторон водами реки Туры. К 1624 году в Преображенском монастыре было несколько строений: кельи игумена и строителя, 6 братских келий, деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь. В это время число братии было всего три человека.

К 1680 году площадь и хозяйство монастыря значительно расширилось, Преображенской обители принадлежало 405,5 десятины пашни, 153 десятины залежной земли и 7550 копен сенных покосов. Количество братии возросло незначительно, поэтому все работы в приделах монастыря выполнялись зависимыми людьми всего около 200 человек: крестьянами, бобылями, трудниками.

С Тюменским мужским монастырем неразрывно связанно имя «Апостола Сибири» святителя Филофея митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца. В этой обители он провел большую часть своей жизни. Здесь, в тишине, он молился, читал и писал духовные произведения, занимался религиозно-просветительской работой.

Едва только вступив на Тобольскую кафедру в 1702 году, митрополит Филофей проезжая через Тюмень, увидел «обитель Преображения Господня опустошённую и приходящую в падеж падения». Деревянные кельи сильно обветшали, забор покосился, Преображенская церковь полуразрушена. Однако вид на Заречье отсюда открывался великолепный с обрывистого берега Туры. Возможно, после первого своего визита митрополит Филофей решает возродить монастырь как «Свято-Троицкий» в каменном исполнении.

Читайте также:
Топловский женский монастырь Святой Параскевы: история и адрес монастыря, архитектурные памятники служб

В 1706 году святитель обращается к царю Петру I с просьбой разрешить строительство каменного собора подаянием мирских людей, а кирпич делать ссыльным людям. 14 декабря 1706 года в Тобольск была послана царская грамота с разрешением «на Тюмени в Спасовом монастыре построить церковь каменную».

Указом от 12 июня 1709 года император Петр повелел отпустить из Тобольской казны на строительство церкви тысячу рублей, кроме листового железа на крышу.

Теперь, когда Петром I была пожалована тысяча рублей, стало возможным использовать труд наемных рабочих. Постарался помочь митрополиту губернатор князь Гагарин, которых распорядился отправить стоить монастырь нескольких каменщиков и кирпичников из Верхотурья и Соли Камской. По распоряжению губернатора строительство обеспечивалось так же кузнецами и плотниками.

На седьмом году пребывания в Сибири святитель Филофей тяжко заболел. В 1709 году митрополит Филофей принимает схиму с именем Феодора и удаляется на покой в Троицкий Монастырь. До прибытия 14 августа 1711 года митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) управлял епархией из нашего монастыря.

Схимонах Феодор остается в обители, и строительство собора идет теперь под его непосредственным руководством. 9 декабря 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший повсеместно в городах, кроме Санкт-Петербурга каменное строительство. Но в Тюменской обители строительство продолжалось.

Троицкий собор был освящен 16 июня 1715 года. Двухэтажный, пятиглавый Троицкий собор стал настоящей жемчужиной обители. Внутри храм украшен был великолепными иконостасами, блистающими позолотой и яркостью красок, в живописном стиле. Как видно из «Завещания», собор должен был иметь пять престолов: кроме главного Троицкого, второй – Успения Пресвятой Богородицы (в память его пострижения и воспитания в Киево-Печерской лавре); третий — в честь Преображения Господня (чтобы сохранить старое название монастыря в одном из его престолов); четвертый — на хорах, в память великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского; пятый «южный» в честь преподобных отцов Антония и Феодосия Киево-Печерских. Предполагавшийся четвертый престол устроен не был.

Внутреннее убранство собора поражало своей красотою: храм был очень светлым, что в основном, не свойственно древним храмам. Великолепный пятиярусный резной иконостас блистал позолотой и яркостью красок. Все иконы в храме были написаны мастерами-монахами вызванными святителем Филофеем из Киева. Первый иконостас Троицкого собора просуществовал полтора столетия.

К северу от Троицкого собора в 1717 году была возведена трапезная, двуглавая церковь во имя Сорока мучеников Севастийских. В дальнейшем к храму были пристроен одноэтажный корпус для кухни и братских келий.

В западном столпе этого корпуса устроена домовая церковь митрополита Филофея в честь Боголюбской иконы Божией Матери, которую особо чтил святитель.

В 1721 году началось возведение каменной монастырской стены. В 1723 году, когда большинство каменщиков было взято по царскому указу на уральские заводы, строительство монастыря прекратилось.

По замыслу святителя Филофея, монастырь в свое время должен был быть еще один храм. Петропавловский храм Свято – Троицкого монастыря был заложен еще при жизни святителя у Южной стены в 1726 году.
Образцом для этого храма стала церковь на экономических вратах Киево – Печерской Лавры.

Весной 1727 года схимитрополит Феодор (Филофей) начал чувствовать приближение смерти и ожидал повелением Божия для отшествия в вечность. Перед смертью святитель сказал: «Похороните меня в Тюменской обители, вне церкви, на пути, дабы мимоходящие попирали ногами прах мой, обуявшую соль земли». 31 мая 1727 года архипастырь почил кротким сном праведника в Троицкой обители на 77 году от рождения.

Окончательно обитель была отстроена уже после смерти митрополита Филофея. Каменное строительство Троицкого монастыря было возобновлено только с 1733 года, когда игумена Гедеона сменил архимандрит Зиновий.

В 1739 году была достроена каменная монастырская стена. В этом же году в 77 метрах от Троицкого собора были возведены каменные настоятельские покой. Они состояли из трех частей: сеней и двух палат по краям. У главного входа находилось утраченное позднее крыльцо под деревянной крышей с внутренней лестницей, ведущей на второй этаж. Настоятельские покой стали первым жилым каменным зданием в Тюмени.

В 1830 году архимандрит Амвросий устроил каменное надгробие с изображением креста, лика святителя и с надписью, а над всем – небольшой навес из листового железа.

В 1842 году в Тюмени случился большой пожар, уничтоживший возле монастыря около 200 домов. Петропавловская церковь пострадала так, что кроме каменных стен ничего не осталось. Настоятель монастыря Архимандрит Владимир на пожертвования благотворителей сделал капитальный ремонт не только Петропавловской церкви, но и Троицкого собора.

В 1885 году при архимандрите Филарете (Кожевникове) был построен деревянный корпус, в котором разместились кухня, братский корпус, хлебный амбар и погреб.

В 1890 году Мученическая церковь, стоявшая более пятидесяти лет без Богослужений, была отремонтирована на средства А.Ф. Смагина. Обе главы были покрашены и вызолочены оба креста. Из прежнего иконостаса иконы были вставлены в новый, простой работы, и подвинули престол несколько ближе восточной части алтаря. Освящение храма совершил епископ Иустин (Полянский).

300 – летие основания Троицкой обители – совпало по времени с трудными годами для России годами Первой Мировой войны.

Уже с начала войны монастырь начинает регулярно отчислять пожертвования в пользу больных и раненных. Когда в Тюмени появились первые увеченные солдаты с передовой, Троицкий монастырь дал согласие приютить увеченных воинов. В резолюции Его Преосвященства от 30 мая 1915 года, де утверждается это решение, игумен Мариниан был назван человеком редкой доброты, который рад будет принять защитников Родины.

Читайте также:
Мужской монастырь святого Лазаря в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Нужно заметить, что Троицкий монастырь во время Отечественной войны 1812 года также отчислял средства «на нужды войны».

С приходом к власти большевиков в 1917 году, начинается сложный период в истории Свято-Троицкого монастыря.

В фондах Тобольского архива сохранился документ, который сообщает сведения о последнем наместнике Троицкого монастыря. В этом письме говориться, что по благословению Патриарха Тихона, Священный Синод слушал представление архиепископа Николая от 27 марта 1922 года и ходатайствовал о пострижении в монашество и возведение в сан архимандрита протоиерея Вознесенской церкви Александра Коровина, перемещенного на должность наместника Троицкого монастыря.

В июне 1922 года после ареста настоятеля монастыря викарного епископа Иринарха (Синекова-Андриевского) архимандрит Серафим (Коровин) был назначен наместников Троицкого монастыря.

Свято-Троицкий монастырь был закрыт 11 августа 1923 года. Церковный совет подвергся аресту. В его состав входили: архимандрит Серафим (Коровин), священнослужители Вениамин (Поповский), Палладий (Красильников), Антоний (шутов), Алексий (Воронов), Дамиан (Прокопьев), Герасим (Муравьев), Авель (Панасенко), и звонарь Илия Преображенский.

Уже в первой половине сентября монастырь был фактически разграблен. Изымалось все: от митр и посохов (среди которых были и принадлежавшие некогда митрополиту Филофею) до последней лампочки, табуретки и даже полотенца.

В 1924 году монастырские здания, как памятники зодчества, были переданы отделу Главнауки, там расположился музей атеизма. Поскольку у музея не было средств, что бы заняться ремонтными работами, в 1925 году заведующий секцией музеев и охраны памятников Л.Р. Шульц предложил вернуть Троицкий собор группе верующих, но в этом было отказано. Настоятельские покой передали в аренду санаторию для туберкулезных детей, церковь Петра и Павла – окархиву, а в церкви Сорока мучеников расположили автохранилище.

Несмотря на происходящие в стенах обители перемены, бывшие прихожане Троицкого монастыря, не теряли надежды на возобновление в нем богослужений. В 1925 году они образовали общину Свято-Троицкого соборного храма, названную Свято-Троицким Затюменским религиозным обществом, состоящим из 257 человек, и утвердили устав, зарегистрированный в окружном административном отделе.

На заявления уполномоченных общины о проведении богослужения в Троицком соборе и о передачи ее в пользование предметов церковной утвари, последовал отказ краевого административного отдела.

В 1941 году Троицкий монастырь был передан коммунально-эксплуатационной части военного гарнизона г. Тюмени

В 1946 году было принято решение о строительстве Горводоканала. Тогда было принято решение о строительстве на территории Троицкого монастыря очистных сооружений. Церковь в честь сорока мучеников Севастийских и домовая церковь митрополита Филофея в честь Боголюбской иконы Божией Матери были снесены.

В январе 1946 года областной совет принял решение о сохранении памятников древнерусской архитектуры бывшего Троицкого монастыря: «… Изъять в ведения ЕЭЧ Тюменского гарнизона временно переоборудовавшийся им на время Великой Отечественной войны под вещевые склады все здания и сооружения бывшего Троицкого монастыря г. Тюмени». Далее в этом документе говориться о запрещении КЭЧ дальнейшего использования здании Троицкого монастыря и передаче его в ведение областного отдела по делам архитектуры до 1 февраля 1946.

В 1947 году выходит постановление Совета Министров РСФСР от 21 мая за № 389 «Об охране памятников», которые находятся под охраной государства. К нам были отнесены Тобольский кремль и Тюменский Троицкий монастырь.
Но в 1957 года КЭЧ Тюменского гарнизона продолжал занимать территорию монастыря. По этому вопросу было принято решение «О ремонте и реставрации архитектурного памятника бывшего Троицкого монастыря». Облсовет решил: предложить областному управлению культуры расторгнуть в установленном порядке арендный двор на использование КЭЧ Тюменского гарнизона бывшего Троицкого монастыря в г. Тюмени и предложить КЭЧ к 1 августа 1958 года освободить все помещения для реставрации и организации музея.

22 июня 1994 года Свято-Троицкую обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Монастырь тогда не был передан епархии, и на его территории располагался Горводоканал, в Петропавловском храме расположился филиал областного краеведческого музея, в наместническом корпусе – Госрегестрация.

22 февраля 1995 года Священный Синод постановил возродить монашескую жизнь в Тюменском Троицком мужском монастыре. Решением Священного Синода, исполняющим обязанности наместника Свято – Троицкого мужского монастыря был назначен преподаватель Тобольской Духовной семинарии иеромонах Тихон (Бобов). 5 мая 1995 года к Троицкому монастырю был приписан Крестовоздвиженский храм. Поскольку монастырские храмы еще не переданы епархии, то наместник жил и служил в Крестовоздвиженском храме.

2 сентября 1995 года Троицкий собор посетили епископ Василий (Родзянко) (+1999) и епископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Епископ Василий выразил уверенность, что Троицкий собор еще возродится в былом великолепии.

10 декабря 1996 года состоялась передача Троицкого монастыря Тобольско-Тюменской Епархии. В акте передачи принимали участие: епископ Тобольский и Тюменский Димитрий, министр культуры Е.Ю. Сидоров, заместитель губернатора Тюменской области Ю.М. Конев, братия обители и хор Тобольской Духовной семинарии.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за труды по возрождению обители наместник монастыря игумен Тихон (Бобов), удостоен ордена благоверного князя Даниила Московского III степени.

20 июня 1998 года на восстановленную колокольню Крестовоздвиженского храма подняли купол с крестом. В этот день в здании Тюменского Духовного училища с участием епископа Тобольского и Тюменского Димитрия и епископа Хабаровского Марка проходила конференция «Сибирь Молодая Православная» на которой присутствовали священники и молодежь северных и южных приходов епархии.

31 августа 1998 года Святейший Патриарх Алексий II прибыл в город Тюмень. После посещения Знаменского собора Святейший Патриарх посетил Крестовоздвиженский храм, где был встречен священством монастыря.

19 июля 1999 года на заседании Священного Синода благословлено открыть Духовное училище с 3-летним сроком обучения.

Читайте также:
Троицкий собор в Саратове: история и описание, адрес, праздники и святыни

30 июля 2000 года архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий освятил новый Братский корпус обители.

28 августа 2001 года в Успенском приделе Троицкого собора была совершена первая Божественная Литургия после закрытия монастыря.

15 июня 2003 года в Троицком соборе было совершено первое после 80 – летнего перерыва Богослужение, которое возглавил архиепископ Тобольский и Тюменский Димиртий. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II наместник монастыря игумен Тихон (Бобов) за Божественной литургией возведен в сан архимандрита. По окончании Богослужения на соборной площади монастыря был совершен молебен с освящением колоколов.

4 августа 2003 года было выявлено место захоронения честных останков митрополита Тобольского Филофея

19 августа 2003 года после Божественной Литургии губернатор Тюменской области С.С. Собянин вручил ключи от Петропавловского храма архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию. В ноябре этого же года началась реставрация Петропавловского храма.

22 марта 2004 года после вечернего правила состоялось первое монашеское собрание братии монастыря. Рассматривался вопрос о приятии устава обители, монастырском богослужении, братском хоре, чине Панагии, о благопристойном поведении и благоустройстве территории.

В декабре 2005 года был закончен монтаж куполов Троицкого собора и реставрация первого ряда фресок центрального нефа.

15 апреля 2005 года состоялся мантийный постриг иеромонаха Амвросия (Голованя) с оставлением прежнего имени в честь преподобного Амвросия Оптинского и инока Гурия с наречением имени в честь преподобного Германа Валаамского.

4 сентября 2005 года свято-Троицкий монастырь посетили архиереи, прибывшие на торжества по случаю обретения мощей Священномученика Гермогена епископа Тобольского: митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископ Тобольский и Тюменский Димиртий, архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, епископа Абаканский и Кызылский Ионафан, епископ Барнаульский и Алтайский Максим. В дар монастырю была передана икона Священномученика Гермогена епископа Тобольского с частицей его мощей.

13 сентября 2005 года закончены работы по монтажу новых куполов Петропавловского храма.

25 апреля 2006 года архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий освятил новый корпус Тюменского Духовного училища на улице Димитрова. 3.

21 октября 2006 года в Свято-Троицкий мужской монастырь из Вознесенско — Георгиевского храма были перенесены мощи святителя Филофея митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца.

2 октября 2013 года Священный синод образовал в приделах Тюменской области Тобольскую митрополию включавшую в себя Тобольскую и Ишимскую епархию. Определением Священного Синода епископом Ишимским и Аромашвским избран наместник Свято – Троицкого мужского монастыря архимандрит Тихон (Бобов). 3 ноября 2013 года архимандрит Тихон Был хиротонисан во епископа Ишимского и Архмашевского.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 10 сентября 2014 года епископ Тихон освобожден от должности ректора Тюменского Православного Духовного училища.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 года епископ Тихон был освобожден от должности наместника Свято — Троицкого монастыря.

Тюменский Свято – Троицкий монастырь – это общежительная обитель, которая непосредственно подчиняется митрополиту Тобольскому и Тюменскому Димитрию, который является священноархимандритом Свято – Троицкой обители.

Обычный день в обители начинается в 6:00 утра. В 6:30 часов в Троицком соборе у мощей святителя Филофея начинается утреннее монашеское правило: полунощница, утренние молитвы, чтение Евангелия, Апостола и поучений Святых отцов.

В 8.00 начинается утреня с Божественной Литургией, в 17.00 вечернее богослужение.

Священнослужители регулярно посещают медицинские учреждения Тюмени: онкодиспансер, хоспис, туберкулезный изолятор для детей, где исповедуют причащают, крестят и соборуют больных, а так же бывают и исправительных учреждениях ГУИН, проводят беседы с осужденными и совершают требы

Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени

Свято-Троицкий монастырь в Тюмени — святыня сибирского края, прежде известная, как Преображенская обитель, место служения Апостола Сибири, чудотворца, митрополита Филофея.

Расположенная на вершине мыса, омываемого с трех сторон водами речки Туры, православная святыня привлекает к себе тысячи паломников и прихожан, являясь духовно-просветительным центром Сибири.

История Тюменского мужского монастыря

В 1616 году монах Казанской Раифской обители Нифонт, неся евангельскую весть по сибирской земле, был очарован красотой, открываемой с вершины холма на берегу речки. Поселившись в живописном крае с двумя монахами, Нифонт к 1624 году положили начало мужской обители Преображения Господнего, возведя Спасо-Преображенский храм и кельи для служителей.

Митрополит Тобольский и всея Сибири митрополит Филофей, названный Апостолом Сибири за дары пророчества и чудотворения, в 1702 году объезжал земли епархии и увидел находящуюся в опустошении обитель.

Читайте также похожие статьи:

С этого момента на месте обветшалой Преображенской церкви возводится каменный храм Святой Троицы, святитель проводит в живописном месте много времени, молясь и работая над своими проповедями.

Понимая, что силами братии каменный собор возвести невозможно, митрополит Филофей обращается в 1706 году за помощью и к Петру Первому, царь в конце того же года отправляет в Тюмень царскую грамоту, дающую разрешение строить храмовый комплекс, используя пожертвования местного населения и привлекая к изготовлению кирпича ссыльных рабочих.

По указу царя Петра Первого в 1709 году на строительство монастырского комплекса была выделена 1000 руб. и листы железа для покрытия крыши. Видя царское расположение к храмам, по распоряжению губернатора князя Гагарина в Тюмень были отправлены:

  • каменщики;
  • кирпичники;
  • плотники;
  • кузнецы.

Заболевший в 1709 году святитель Филофей поселяется в Троицком монастыре Тюмени, как схимник Федор, но до 1711 управляет епархией до назначения нового митрополита Иоанна. С этого времени строительство будущей православной жемчужины сибирской земли ведется под непосредственным руководством схимонаха Федора.

В середине июня 1715 года состоялось освящение Троицкого собора, имеющего 2 этажа и 5 глав. Краски с позолотой стали украшением внутреннего убранства собора. Великолепные иконостасы украшали четыре придела, хотя первоначально планировалось строительство и пятого.

Читайте также:
Киевский Софийский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Прекращение строительства и пожар

1717 год ознаменовался освящением церкви Сорока мучеников Севастийских и открытием трапезной.

В 1723 строительство Тюменской мужской обители практически прекратилось, ибо все мастера по приказу царя были отправлены на заводы Урала.

1727 год — почивает митрополит Филофей, принявший схиму по имени Федор.

Заложенный святителем храм достраивается и освящается только в 1755 году.

В 1733 году возобновляется реставрация Свято-Троицкого монастыря в Тюмени, на которую дано благословение архимандрита Зиновия.

После большого пожара 1842 года уничтожено более двухсот домов, расположенных вокруг обители, от Петропавловской церкви остались только каменные стены, но силами благотворителей постройки были восстановлены.

1890 год принес обновление церкви Сорока мучеников, в которой почти полвека не велись служения.

Советское время

Война 1914 года не позволила в пышности отпраздновать 300-летний юбилей мужской обители Святой Троицы, в это время из монастырской казны идут регулярные отчисления на помощь больным и раненым.

В 1915 году монастырские кельи приняли первых раненных.

Революционное время началось с ареста настоятелей и священников. В 1923 году все храмы Тюменского Троицкого монастырского комплекса были закрыты и разграблены. В 30-е года XX столетия в храмовых стенах находился санаторий для туберкулезных детей, хранилище автомобилей, в 1941 году в святых помещениях жили солдаты военного гарнизона.

Ещё интересные статьи о православии:

1946 год принес уничтожение Мученического храма и домовой церкви святителя Филофея, на святом месте начали строить очистные сооружения для городского водоканала.

Во время посещения мужского монастыря Святой троицы Патриархом Московским и всея Руси в 1994 году на его территории располагался Горводоканал, краеведческий музей принимал экскурсантов в храме Петра и Павла, а наместнический корпус оккупировала Госрегистрация.

В середине февраля 1995 года Священный синод решает возродить монашескую жизнь, наставником монастырского комплекса Свято-Троицкого становится иеромонах Тихон, который до передачи монастырских храмов епархии, жил в церкви Воздвижения Креста Господнего.

В декабре 1996 года в присутствии епископа Тобольского и Тюменского Димитрия, министра культуры. Е.Сидорова, братии обители и Тобольского хора Троицкий монастырский комплекс был передан православной Тобольско-Тюменской епархии.

1998 год ознаменовался поднятием на колокольню Крестовоздвиженской церкви купола, увенчанного крестом покрытым золотом.

В 1998 году 31 августа, монашеское братство и священство снова встречает на своей территории Святейшего патриарха Алексия ІІ.

Летом 1999 года открывается Духовное училище по благословению Священного синода, а через год архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием был освящен нововозведенный Братский корпус.

Современная деятельность

Третье тысячелетие подарило православной святыне второе дыхание.

Интересно! Впервые после закрытия в августе 2001 года прозвучала Божественная литургия в церкви Успения Божьей Матери, а затем этой чести в июне 2003 года удостоился и собор Святой Троицы.

Август 2003 года был наполнен волнительными для тюменской святыни событиями, выявления места захоронения святых мощей святителя Филофея и вручением ключей от церкви Петра и Павла губернатором области архиепископу Димитрию.

В сентябре 2005 года состоялись торжества по поводу освящения святых останков святого мученика Гермогена, на которые съехались архиереи, передавшие в дар мужскому монастырю в Тюмени святой образ епископа Гермогена и частицы его останков.

В конце 2005 года Свято-Троицкий собор накрывается куполами, и активно ведутся работы по реставрации фресок в центральном нефе.

В начале сентября прихожане и миряне присутствовали на передаче Свято-Троицкому монастырскому комплексу святых останков святого Димитрия Солунского, привезенных из Греции.

В течение суток с 3 по 4 ноября 2012 года более сорока тысяч прихожан пришли в мужскую обитель поклониться Поясу Божьей Матери, доставленному в сибирский край всего на один день.

После принятия мантийского пострига иеродиакона Никона и освобождения от должности Тихона, в 2014 году сибирская святыня была возглавлена иеромонахом Михеем (Селяковым).

Духовное Православное училище

До появления Филофеевской школы, лежащей у истоков современной духовной гимназии в Тюмени, на территории Западной Сибири не было учреждений с христианским образованием. Святитель Филофей обратил внимание на неграмотность населения. Одним из первых его мероприятий по распространению христианства в сибирском крае стало обращение к царю Петру Первому, в котором митрополит просит о разрешении открытия духовных школ.

Основание в 1703 в Тобольске славяно-латинской школы дало толчок для открытия духовных заведений в сибирском крае, в 1761 году в Тюмени отмечают открытие латинской школы.

Митрополит Павел приглашает для преподавания монахов из Киево-Печерской лавры. На основе латинской рождается славяно-русская школа, в 1783 году стала наименоваться церковно-приходской, которая то открывалась, то закрывалась.

В 1803 году в сибирской епархии остро чувствовалась нехватка священнослужителей, юноши, имеющих намерение учиться в семинарии, не обладали нужными знаниями для постижения богословских наук из-за отсутствия первичного христианского образования.

Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Амвросием была отправлена просьба в Священный синод об открытии в епархиях начальных духовных школ.

В 1885 год звание просветительского центра снова возвращается в Троицкий монастырь в Тюмени после 40- летнего перерыва.

Церковно-приходская школа в 1898 году была построена на личные средства архимандрита Филарета, которая выстояла сто лет и была снесена из-за ветхости.

В годы советской власти все духовные учреждения в Сибири были закрыты.

В 1995 году после возрождения монастырей и назначения настоятелем Тюменского монастыря иеромонаха Тихона, преподавателя Духовной семинарии из Тобольска, в Тюмени снова открылось духовное училище. В 1997 году семь человек стали первыми его учащимися, которые в 1999 году представляли первый выпуск Духовного училища.

В этом же году по благословению владыки в храме Воздвижения Креста Господнего была подарена икона Иоанна Тобольского, который признан покровителем Сибирских Духовных школ.

Читайте также:
Иосиф Исихаст: житие и биография старца, книги и письма

В 2000 году Духовное училище представляет собой поистине источник духовности в сибирском крае. В его стенах выпускается монастырская Сибирская православная газета, работает воскресная школа. Семинаристы с монастырской братией совершают миссионерские служения по всему краю, участвуют при открытии новых церквей и духовно-просветительских центров.

Интересно! К 2003 году 22 выпускника Духовного училища поступили в духовные семинарии для получения богословского образования.

В 2011 Свято-Троицкий монастырь отметил 250 лет со дня открытия Тюменского Православного Духовного училища.

Святыни

Тысячи прихожан и паломникам приходят в мужской монастырский комплекс, чтобы поклониться и помолиться у чудотворных святынь:

  • Иерусалимской иконы Богородицы;
  • частиц Животворящего Креста Господа нашего Иисуса Христа, хранящихся в кресте-мощевике;
  • святого лика святого Гермогена.

Престольные праздники

Ежегодно тысячи прихожан собираются на монастырском подворье на 50 день после Светлого Воскресения Господнего на Божественную литургию в честь Святой Троицы.

Петропавловская церковь отмечает свой престольный праздник 12 июля, в праздник апостолов Петра и Павла.

Социальная жизнь братии

Помимо ведения занятий в воскресной школе, которая работает при монастырском комплексе, священнослужителями на постоянной основе проводятся службы в онкодиспансере и хосписе, в это время немощные и больные могут исповедоваться, причаститься, принять соборование.

При посещении исправительных учреждений проводятся беседы.

В помощь паломникам и туристам

В настоящее время богослужения проводятся в Троицком соборе и Петропавловской церкви.

Жизнь в мужской обители начинается в 5.30, для посетителей обитель открыта с 6.00 утра. В это время богослужение в церкви Святой Троицы начинается чтением монашеского правила.

Ежедневно в 7.45 Божественная литургия начинает утреню, а в 16.30 — вечерню. Ежедневное расписание богослужений Тюменского Свято-Троицкого монастыря можно узнать на монастырском сайте.

Адрес Тюменского мужского монастыря — ул. Коммунистическая, д. 10.

Троицкий монастырь в Тюмени

Свято-Троицкий монастырь является одним из действующих и старейших православных монастырей в Тюмени. Он был основан в 1616 году, до 1715 года его называли Спасо-Преображенским, после революции деятельность монастыря была приостановлена и вновь возобновлена лишь в 1995 году.

Троицкий монастырь включает в себя практически все основные типы храмов: стандартный кубический (Троицкий собор), трапезный (церковь Сорока мучеников) и крестообразный (церковь Петра и Павла).

Расписание богослужений Троицкого монастыря в Тюмени

Богослужения в Троицком монастыре Тюмени проходят ежедневно. Также помимо традиционных богослужений здесь проходят праздничные службы, посвященные различным религиозным датам.

Не так давно в одном из корпусов монастыря возобновились беседы с прихожанами о Божественной литургии, которые проходят по утрам каждого воскресенья, сразу после совершения ранней Божественной литургии, примерно в 08:30.

История Троицкого монастыря Тюмени

История Троицкого монастыря в Тюмени берет свое начало в далеком 1621 году, когда местным тюменским воеводам была доставлена грамота из Казанского приказа со следующим приказанием: поставить в городе Преображенский монастырь. Этот год и считается датой основания монастыря.

Изначально на территории Троицкого монастыря даже не было своей собственной церкви. Поэтому летом 1621 года сюда прибыли игумен Авраамий (из Ростова), строитель Иона Лихарев (из Вологодской области), келарь Онуфрий (из Новгорода). Их задачей стало построить церковь, несколько новых келий и других зданий на территории монастыря. В 1622 году здесь была возведена деревянная отапливаемая церковь, которой было дано наименование — Спасо-Преображенская.

В 1622 году в Тюмени проводилось много строительных работ, в том числе, в те времена рядом со Спасо-Преображенской церковью было построено:

В 1705 году в городе произошел большой пожар, который разрушил большую часть не только монастыря, но и всей Тюмени. Невредимой осталась лишь самая первая каменная Благовещенская церковь. Тогда, в 1706 году, митрополитом Филофеем было подано прошение Петру I о том, чтобы он разрешил возвести в Преображенском монастыре небольшую каменную церковь. Прошение было одобрено, и в 1708 году началось ее строительство. Летом 1715 года строительные работы были завершены и церковь получила наименование — Троицкая, а следом за ней и монастырь стали называть Троицким. Троицкая церковь была третьей по порядку каменной постройкой в Тюмени в те времена: после казенных каменных амбаров и Благовещенской церкви.

В 1714 году на всей территории России было запрещено строительство из камня, но даже в это время митрополит Филофей добился возведения в монастыре маленькой двуглавой церкви Сорока мучеников, что и было сделано в 1717 году. В 1722 году запрет был снят и сразу же после этого, в 1726 году, началось возведение церкви апостолов Петра и Павла, которое закончилось лишь в 1755 году. Параллельно в 1724–1739 годы были построены корпуса настоятелей и монастырские каменные стены. В 1761 году здесь была основана латинская школа. В 1842 году в Тюмени опять случился большой пожар, после которого от многих сооружений монастыря уцелели лишь каменные стены. В 1851–1853 годы на территории монастыря прошла большая реставрация.

Зимой 1923 года, после революции, монастырь был закрыт. С 1922 года здесь располагался губернский архив, а в 1929 году помещения монастыря использовались Горкомхозом для своих нужд: в частности — под культурные и общественно полезные организации. В 1941 году монастырь был передан воинскому формированию Тюменского гарнизона. В 1946 году на территории монастыря были снесены несколько храмов и построены очистные сооружения. В 1949–1950 годы было решено отреставрировать монастырь, а в 1960 году он был признан памятником архитектуры республиканского значения. В 1995 году после долгого перерыва деятельность монастыря была возобновлена. Его сохранившиеся сооружения были переданы в пользование Тобольской и Тюменской епархии. В 2003 году на территории Троицкого собора прошло первое богослужение.

Читайте также:
Тихорецкая епархия: храмы и монастыри, священники и духовенство

Воскресная школа

Воскресная школа Свято-Троицкого монастыря в Тюмени проводит занятия для нескольких групп учащихся:

  • дошкольники — младшая группа;
  • дошкольники — старшая группа;
  • старшая группа (1–7 класс).

Помимо обучения религиозным дисциплинам, в воскресной школе также проводятся разнообразные театральные постановки во время православных праздников, организуется паломничество и многие другие мероприятия.

Занятия проходят по субботам и воскресеньям. Обучение в школе бесплатное. Учебные предметы:

  • младшая дошкольная группа — комплексное занятие по Закону Божьему, подготовка к школе, музыка;
  • старшая дошкольная группа — подготовка к школе, рукоделие, Закон Божий.
  • старшая группа — церковнославянский язык, жизнь христианина, Закон Божий, рукоделие, музыка (девочки), уроки мужества (мальчики).

Экскурсионный маршрут

Экскурсионный маршрут по Свято-Троицкому монастырю в Тюмени включает в себя посещение одного из самых известных и популярных архитектурных религиозных комплексов на территории всей Сибири.

Туристам желательно одеваться по погоде, удобно и не вызывающе, соответственно правилам Русской Православной Церкви (для женщин необходимо наличие юбки и платка на голове). С собой можно взять емкость для Святой воды и деньги на покупку свечей и других товаров в церковной лавке.

Свято-Троицкий мужской монастырь на google-панорамах Тюмени

Как добраться до Троицкого монастыря в Тюмени

Свято-Троицкий монастырь находится в Калининском районе Тюмени, на высоком мысу, образованном поймами трех местных рек, недалеко от бывшей Ямской слободы и Тюменского архитектурно-строительного университета.

Ближайшие к монастырю остановки городского общественного транспорта называются «Музей истории города» (маршруты автобусов № 2, 55), «Казанская» (автобус № 18), «Строительный институт ТИУ» (автобусы № 2, 9, 14, 18, 30, 33, 40, 54, 55, 78, 85, 141, маршрутные такси № 24, 37, 62).

Также можно воспользоваться услугами такси в Тюмени: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, Ситимобил, НонСтоп, Олимп, Дрим Авто, ВЕЗИтакси, Бизнес Класс, такси «Комфорт», Городское такси, такси «Микс», VIP персона, такси «Поехали», Сорок, Дипломат, Евро, Минута, Омега и многими другими.

Видео про Тюменский Свято-Троицкий мужской монастырь

Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени — это познавательно

Россия Тюменская область Тюмень

Троицкий Тюменский мужской монастырь — один из старейших архитектурных ансамблей Сибири, действующий православный монастырь в г. Тюмени. Основан в 1616 году, возобновлён в 1995 году. При монастыре действует Тюменское Духовное училище.

Расположение

Расположен на высоком Затюменском мысу, образованном поймами рек Бабарынки, Туры (правый берег) и Тюменки, близ бывшей Ямской слободы (ныне на месте слободы находится Тюменский архитектурно-строительный университет).

Как добраться до Свято-Троицкого мужского монастыря в Тюмени

Доехать до Тюменского Свято-Троицкого монастыря от ж/д вокзала Тюмени можно на маршрутке № 85 (отходит от ост. Революции, недалеко от вокзала) — до остановки «Архитектурно-строительный университет». От автовокзала — на маршрутке № 62 (так же до университета). Ближайшая остановка наземного транспорта — «Музей истории города».

Пешком недалеко от Никольской площади, Крестовоздвиженской церкви, Исторического сквера.

Немного истории

Первое упоминание о монастыре относится к 1621 г. и содержится в грамоте Казанского приказа. Согласно ему, в 1616 г. инок Раифской пустыни Нифонт основал обитель за Ямской слободой Тюмени. В 1622 г. здесь срубили первую церковь, освященную в честь Спаса Преображения, однако простояла она менее века — в 1705 г. сгорела. Годом позже по особому позволению Петра I церковь была реконструирована — уже каменной. Ее освятили во славу Святой Троицы — и с тех пор монастырь носит это название. Чуть позже здесь появилась церковь Сорока мучеников (увы, в советскую эпоху она была разрушена). От полного уничтожения монастырь спас лишь указ о сохранении памятников архитектуры, которым он, по счастью, являлся. В 1990-х гг. произошло возрождение религиозной жизни монастыря, а в 2000-х прошла масштабная реконструкция и реставрация.

Уникальность Свято-Троицкого монастыря в том, что на его территории можно было увидеть основные типы русских церквей — с кубическим объемом, трапезную и крестообразную. Трапезная — церковь Сорока мучеников — до наших дней не дошла.

Современная деятельность

Третье тысячелетие подарило православной святыне второе дыхание.

Интересно! Впервые после закрытия в августе 2001 года прозвучала Божественная литургия в церкви Успения Божьей Матери, а затем этой чести в июне 2003 года удостоился и собор Святой Троицы.

Август 2003 года был наполнен волнительными для тюменской святыни событиями, выявления места захоронения святых мощей святителя Филофея и вручением ключей от церкви Петра и Павла губернатором области архиепископу Димитрию.

В сентябре 2005 года состоялись торжества по поводу освящения святых останков святого мученика Гермогена, на которые съехались архиереи, передавшие в дар мужскому монастырю в Тюмени святой образ епископа Гермогена и частицы его останков.

В конце 2005 года Свято-Троицкий собор накрывается куполами, и активно ведутся работы по реставрации фресок в центральном нефе.

В начале сентября прихожане и миряне присутствовали на передаче Свято-Троицкому монастырскому комплексу святых останков святого Димитрия Солунского, привезенных из Греции.

Внутреннее убранство Троицкого собора

В течение суток с 3 по 4 ноября 2012 года более сорока тысяч прихожан пришли в мужскую обитель поклониться Поясу Пречистой Божьей Матери, доставленному в сибирский край всего на один день.

После принятия мантийского пострига иеродиакона Никона и освобождения от должности Тихона, в 2014 году сибирская святыня была возглавлена иеромонахом Михеем (Селяковым).

Cовременное состояние

В настоящее время монастырь действующий.

В монастырских храмах богослужения совершаются каждый день.

При монастыре действует Духовное училище и воскресная школа.

Архитектура

Внутренний двор монастыря

Читайте также:
Киккский монастырь на Кипре: история и адрес монастыря, как добраться, архитектура и достопримечательности

Троицкий монастырь вместил в себя основные типы церквей своего времени: традиционный кубический (Троицкий собор), трапезный (церковь Сорока мучеников) и крестообразный (церковь Петра и Павла).

Троицкий собор

При доминировании древнерусского начала кубических монументальных храмов Троицкий собор в то же время обнаруживает тяготение к «украинскому барокко»: аскетизму его мощного лаконичного кубического объёма противостоит фасадный декор барочного происхождения. В связи с этим фактом Б. А. Жученко высказывает предположение, что тобольский мастер Матвей Максимов лишь начал строительство храма, а завершал его украинский мастер. Американский славист У. К. Брумфилд сумел разглядеть в архитектуре собора даже напоминание о конусообразной вертикальной форме субургана в буддийской архитектуре Юго-Восточной Азии.

В 2005 году в ходе реставрации произведены наиболее существенные изменения внешнего вида монастыря за всю его историю: купола были покрыты имитирующим позолоту нитридом титана, что негативно сказалось на суровом монументальном строе памятника.

Церковь Петра и Павла

Церковь апостолов Петра и Павла

Крестообразный план церкви получил распространение в украинской архитектуре конца XVII века. В. И. Кочедамов предположил, что прототипом церкви стал Георгиевский собор (1701 год) киевского Выдубицкого монастыря, а автором проекта являлся тоболяк С. У. Ремезов. Однако Б. А. Жученко считает более подходящим вариант со Всехсвятской церковью (1698 год) на Экономических вратах Киево-Печерской лавры. При этом церковная колокольня имеет традиционную для допетровской России шатровую форму.

Практическая информация

Адрес: Тюмень, ул. Коммунистическая, 10. Веб-сайт

Монастырь открыт с 7:00 до окончания вечернего богослужения. Плата за вход не взимается, приветствуются пожертвования.

Святыни

  • Иерусалимская икона Божией Матери
  • Крест-мощевик с частицей Животворящего Креста Господня
  • Икона священномученика Гермогена епископа Тобольского с частицей мощей

Настоятели

  • Нифонт (1616 — ?) основатель
  • Сергий (упом. 1622 — 1655) строитель
  • Сергий (1655 — 1657)
  • Феоктист (1657 — 1663) строитель
  • Адриан (упом. ) игум.
  • Антоний (упом. 1680)
  • Герасим (упом. 1701)
  • Исаак (упом. 1704)
  • Геннадий (упом. 1719 — 1727 )
  • Даниил
  • Димитрий (упом. 1735)
  • Зиновий (1737 — 1743)
  • Порфирий (? — не позднее 1748 )
  • ? Михаил (Миткевич) (1751 — кон. 1750-х)
  • Софроний (1765 — 1776)
  • Феодосий (1777 — 1780)
  • Никодим (Арамильский) (1786 — 1789 )
  • Троадий (упом. )
  • Маргарит (упом. года — 1808)

1811 — 1814 — вакансия

  • Евграф (4 июня — )
  • Амвросий (1815 — 1836)
  • Владимир (1836 — 1869)
  • Мемнон (Покровский) (1881 — )
  • Филарет (Кожевников) (1883 — )
  • Моисей (1902 — 1906 )
  • Алипий (Кабанов) (1907 — )
  • Аполлинарий (Иванов) (- )
  • Порфирий (Мальцев) (- )
  • Мартиниан (Бокарев) ( — )
  • Исидор (Колоколов), митр. (- )
  • С 1995 года настоятелями монастыря являются Тобольские архиереи.

    Социальная жизнь братии

    Помимо ведения занятий в воскресной школе, которая работает при монастырском комплексе, священнослужителями на постоянной основе проводятся службы в онкодиспансере и хосписе, в это время немощные и больные могут исповедоваться, причаститься, принять соборование.

    При посещении исправительных учреждений проводятся беседы.

    Перенесение мощей Димитрия Солунского

    Использованные материалы

    • Историческая справка на официальном сайте Тобольской епархии:
    • Павлова О.А., Тюменский Свято-Троицкий монастырь // Энциклопедия Сибири:
    • Историческая справка на официальном сайте монастыря:
    • Строев П., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — С.-Петербург, 1877, стб. 321-322.
    • Амвросий (Орнатский), архим., История Российской иерархии. Часть VI. — Москва, 1815, с. 461-462.

    Пр. И. Лн, Памяти о. архимандрита Филарета, настоятеля Тюменского Троицкого монастыря // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 51.

    Справочная книга Тобольской епархии к года. Часть первая. — Тобольск, 1913, с. 10.

    Тобольский епархиальный адрес-календарь, изданный по распоряжению Тобольского епархиального начальства на 1895 г. Отдел первый. — Тобольск, с. 29.

    Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1897. — Тобольск, 1897, с. 230.

    Предположительно, Мемнон (Покровский). Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. — Тобольск, 1900-1901, с. 9.

    Тобольский епархиальный адрес-календарь. Отдел первый. — Тобольск, 1903, с. 7.

    Денисов Л.И., Православные монастыри Российской Империи. — М., 1908, с. 861.

    Духовные деятели Тобольского края. / Сост. Головщиков К.Д. // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 60.

    Зверинский В.В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. — С-Петербург, 1892, с. 374. Со ссылкой на: Опис. докум. и дел архива св. Синода, VII, 1727 г., 109 (архимандрит Геннадий перемещен в Тобольский Знаменский монастырь).

    Предан суду. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

    Год кончины. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

    Переведен из Верхотурского Никольского монастыря.

    У Строева — до 1888 года.

    Освящал главный престол Тюменского Знаменского храма. См. Церковь Знамения Пресвятыя Богородицы в городе Тюмени // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 19, отдел неофиц., с. 459. По Строеву — с 1802 г.

    Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. — Тобольск, 1900-1901, с. 9.

    Настоятель Тобольского Знаменского монастыря. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1902, № 17, отдел офиц., с. 303.

    Упоминается умершим в ноябре 1906 года. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1906, № 23, отдел офиц., с. 202.

    Как добраться

    Адрес: г. Тюмень, ул. Коммунистическая, 10

    До Тюмени можно добраться самолетом, поездом или автобусом.

    До монастыря удобнее добраться автобусом № 10, остановка — «Строительный университет».

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: