Храм Ксении Петербургской в Воронеже: описание и адрес храма, история, настоятели, как добраться

Храм Ксении Петербургской в Воронеже. Как совершить паломническую поездку?

Россия Воронежская область Воронеж Храм блаженной Ксении Петербургской (Воронеж) Идёт загрузка карты…

Россия, Воронеж, улица Маршала Жукова, 15

Храм блаженной Ксении Петербургской

— православный храм в Воронеже. Строительство храма было начато в 2000 году.

История[править]

В 1995 году неподалеку от часовни (ныне храма) во имя святого благоверного князя Александра Невского заложен храм во имя Блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой. С 2000 года началось активное строительство храма, которое продолжается. В настоящее время действуют малый храм Благоверного князя Александра Невского, нижний храм Святителя Николая Чудотворца. В верхнем храме будут созданы три придела: главный придел во имя Блаженной Ксении Петербургской, правый придел – в честь Почаевской иконы Божией Матери, левый придел – в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Традиционный крестный ход из Воронежа в Задонск к святителю Тихону Задонскому посещает храм Святой Блаженной Ксении Петербургской, где совершается молебен и предлагается трапеза для паломников.

Храм строится в стиле древнерусской традиции храмового зодчества по проекту архитектора А. Б. Логвинова. Форма основания храма – «корабль». Храм будет девятикупольный, без колокольни. Высота храма – около 30 м. Звонница будет устроена в двух малых куполах. Земельный участок — 1га.

История

С лета 1942 г. по январь 1943 г. под Воронежем советские войска вели ожесточённые бои. Особенно сложная ситуация сложилась на подступах к городу в районе старого аэропорта вблизи рощи «Сердце». Сегодня это историческое место входит в городскую черту.

В начале 90-х гг. прошлого века на месте трагических событий было решено возвести соборный комплекс, посвящённый памяти советских воинов. Первым зданием, появившимся на площади близ сквера «Роща Сердца», стала церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Её строительство началось в феврале 1993 г., а спустя 3,5 года состоялась первая церковная служба.


Храм блаженной Ксении Петербургской в Воронеже

В 1995 г. прихожане строящейся Александро-Невской церкви приняли решение о строительстве большого храма, который предполагалось освятить во имя святой Ксении Петербургской, во имя Христа юродивой. В связи с тяжёлой экономической ситуацией активное строительство началось лишь спустя пять лет. Освящение собора состоялось в 2009 г. Проект двух первых зданий разработал местный архитектор А. Б. Логвинов. Ко времени освящения центрального здания комплекса на его территории возвели постройку, в которой располагались Воскресная школа и иконная лавка, а также белокаменный памятник Ксении Петербургской.

В 2013 г. на территории комплекса открыла двери церковь во имя святого Иоанна Кронштадтского, которую в течение двух лет возводили на пожертвования прихожан. В 2015 г. в часовню поместили часть надгробной плиты петербургской блаженной. В часовне проходит освящение и раздача воды в день празднования Благовещения.

Интересно! В июне 2013 г. произошла торжественная закладка отдельной колокольни. Как и все здания храмового комплекса, она строилась на пожертвования прихожан и меценатов.

В мае 2021 г. состоялось освящение и установка креста на купол здания. А в последние дни этого же года на звонницу подняли комплект из 11 колоколов. В настоящее время в здании колокольни ведутся внешние и внутренние отделочные работы.

Паломнику[править]

Расписание богослужений:

Каждый четверг

в 9:00 чтение Акафиста святой блаженной Ксении Петербургской

вечером совершается Вечернее Богослужение, начало в 16-30 (исповедь)

Божественная Литургия, начало в 8-00; Всенощное бдение, начало в 17-00 (Исповедь)

В воскресение

— Божественная Литургия, начало в 8-00.

По будням, КРОМЕ ПОНЕДЕЛЬНИКА, совершается водосвятный Молебен и Панихида, начало в 9-00. В пятницу начало молебна и панихиды в 16:00

В дни, когда проходит Литургия, — Молебен и Панихида проходят после службы.

В расписании могут быть изменения!

История храма

Храм Ксении Петербургской в Воронеже был спроектирован архитектором А.Б.Логвиновым четверть века назад. Его задумали как главный в составе храмового комплекса.

Возведение и основание

Это потом, уже в новом веке, комплекс дополнят второй часовней и отдельно стоящей колокольней. Тогда же, 6 февраля 1993 года, протоиерей Петр Петров с благословения митрополита Мефодия, главы Воронежской и Липецкой епархии, освятил выбранное место. И летом под руководством ее будущего настоятеля протоиерея Александра Трунова начали строить часовню, которая позже стала церковью. А уже в следующем 1994 году митрополит Мефодий дал благословение на строительство храма. В непростые 90-е Воронежу пришлось собираться с силами. Возводили двухэтажный храм всем миром: начали в 1999, а завершили только в 2012 году.

6 июня 2013 года Митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием была положена закладная плита отдельной колокольни. Ее постройка сегодня еще не закончена, но уже близится к завершению. «Она будет являться доминантой всего того, что востребовано ее сущностью, — рассказывает Настоятель храма протоиерей Феодор Бажанов, — будет возвещать хорошим колокольным звоном, но не как будильник для спального района, а как напоминание о большом светлом празднике».

Жизнь храма сегодня

Местные жители любят свой духовный дом. Люди приходят сюда для совместной молитвы в праздники и в дни поста, крестят детей, венчаются. Служба в храме проходит каждый день, кроме понедельника.

Здесь действует воскресная школа «Родник». Ходят в нее и дошколята, и дети постарше. Одна из самых интересных дисциплин — «Основы православной культуры» — изучает устройство православной церкви, иконостаса, православных праздников. На уроках хорового пения дети учатся понимать и исполнять духовные музыкальные произведения.

Ежегодно посещает это место Митрофано-Тихоновский крестный ход, который совершается из Воронежа в Задонск. В этом действе участвуют до полутора тысяч человек. Священники в церковных облачениях с иконами и хоругвями и простые верующие проходят с молитвой больше 120 километров в течение 5 дней. Перед выходом крестного хода из Воронежа в храме святой блаженной Ксении проводится молебен, для крестноходцев организуют трапезу.

Читайте также:
Санаксарский монастырь: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Архитектура и убранство

Величественное белое здание видно издалека.

Внешний вид

Самый большой его купол венчает крест на высоте 30 метров. Архитектурный тип постройки называется «корабль» — это когда все части церкви расположены линейно, одна за другой. Храм и впрямь напоминает корабль с парусами. Увенчанный девятью золотыми куполами, он словно плывет на фоне неба, олицетворяя собой все самое светлое в христианской вере.

Несмотря на то, что архитектор создавал проект с отсылкой к романскому (Владимиро-Суздальскому на Руси) стилю зодчества, строение выглядит очень современным, легким и элегантным. В настоящее время , пока колокольня не достроена, звонницы располагаются в двух маленьких куполах.

Внутреннее оформление

Множество высоких арочных окон освещают дневные богослужения солнечным светом, отчего на душе молящихся становится светлее и радостнее. Богослужебные песнопения исполняет мужской хор храма.

Нижний этаж посвящен Николаю Чудотворцу, верхний — Ксении Петербургской. Главная святыня — большая икона блаженной Ксении. Лаконичный белоснежный иконостас гармонично вписывается в образ, созданный нашими современниками. Еще здесь хранится и почитается часть надгробия могилы святой. В конце 90-х в процессе реставрации его демонтировали и по частям отправили в разные церкви и монастыри страны. 7 июня 2015 года Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий передал эту реликвию Воронежскому храму.

На втором этаже действуют еще два придела: в честь Владимирской и Почаевской икон Божьей Матери.

Престольные праздники

Главные престольные праздники проходят 6 июня и 6 февраля в Дни памяти святой блаженной Ксении Петербургской. В каждый из этих радостных дней проводится торжественное богослужение и крестный ход вокруг храма с возложением цветов к памятнику святой. В завершение праздника дети, ученики воскресной школы, дают прекрасный концерт: они читают стихи, поют, показывают театральные постановки религиозного содержания.

Также торжественно празднуются дни памяти святителя Николая Чудотворца:

  • 11 августа вспоминают день его рождения;
  • 19 декабря — день смерти;
  • 22 мая — перенесение мощей святителя из мир Ликийских в Бари.

Еще особо отмечены:

  • 5 августа — день Почаевской иконы Божьей Матери;
  • 3 июня, 6 июля и 8 сентября — дни Владимирской иконы Божьей Матери.

История создания и архитектура

В Великую Отечественную Войну на окраине Воронежа шли ожесточенные бои. Множество бойцов пало смертью храбрых за Отечество и «за други своя». После окончания войны город был восстановлен, одна из улиц была названа в честь маршала Георгия Жукова. На этом жертвенном месте в 1995 году было заложено основание храма Ксении Петербургской. Воронеж долго собирался с силами, и строительство было продолжено в 2000 году.

Достроена церковь была в 2012 году. Храм Ксении Петербургской в Воронеже стал одним из символов города. Он сделался его украшением, духовным центром и снискал любовь жителей города.

На улице Маршала Жукова неподалеку от храма разбит небольшой уютный парк, где расположились аттракционы, детская площадка и парковка. В парке установлен скульптурный образ Ксении Петербургской.

Жители города любят собираться в парке с детьми для отдыха и развлечений. Кроме того, парковая зона около храма используется для организации массовых церковных мероприятий, праздников Пасхи и Рождества, проведения крестных ходов.

Воронежский храм Ксении Петербургской построен в древнерусском стиле, по проекту Логвинова А. Б. на земельном участке площадью 1 га. Основание имеет традиционную для храмов форму корабля. Согласно проекту каменный храм запланирован двухэтажным и девятикупольным, не имеющим колокольни. Две звонницы располагаются в малых куполах. Высота храма достигает 30 метров.

Храм состоит из приделов: Никольского — на нижнем этаже, Владимирского и Почаевского — на верхнем этаже.

Церковь Александра Невского

Часовня, а впоследствии и церковь во имя Александра Невского считается первой, возведенной в Воронеже после перестройки. Она была построена меньше чем за четыре года. Поскольку проект был сделан именно для часовни, у нее нет отдельной колокольни. Архитектурное решение А.Б. Логвинова соответствует облику главного храма и создает гармоничный ансамбль всего храмового комплекса. Форма основания здания — тот же «корабль», высота 13 метров. Получилась небольшая уютная церковь, которая очень полюбилась прихожанам.

Часовня-церковь открыла свои двери 12 сентября 1996 года. Освятил ее Митрополит Мефодий.

Престольные праздники, особо почитаемые в этой церкви, отмечаются:

  • 12 сентября — перенесение мощей Благоверного князя Александра Невского;
  • 6 декабря — День памяти святого.

Вчера и сегодня: Храм блаженной Ксении Петербургской в Воронеже

Словно остров спокойствия среди городской суеты, в северном микрорайоне Воронежа расположился храм святой Блаженной Ксении Петербургской. На территории в гектар находится целый храмовый комплекс, в который еще входит церковь Александра Невского, здание воскресной школы, часовня Иоанна Кронштадтского и строящаяся колокольня. Храму нет еще и 25 лет, но он уже много значит в жизни причастных к его истории людей.

  1. История храма
  2. Возведение и основание
  3. Жизнь храма сегодня
  4. Месторасположение
  5. Как добраться
  6. Архитектура и убранство
  7. Внешний вид
  8. Внутреннее оформление
  9. Престольные праздники
  10. Богослужения
  11. Церковь Александра Невского
  12. Часовня Иоанна Кронштадтского
  13. Видео крещения в храме

История храма

Храм Ксении Петербургской в Воронеже был спроектирован архитектором А.Б.Логвиновым четверть века назад. Его задумали как главный в составе храмового комплекса.

Читайте также:
Преображенский собор в Хабаровске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Возведение и основание

Это потом, уже в новом веке, комплекс дополнят второй часовней и отдельно стоящей колокольней. Тогда же, 6 февраля 1993 года, протоиерей Петр Петров с благословения митрополита Мефодия, главы Воронежской и Липецкой епархии, освятил выбранное место. И летом под руководством ее будущего настоятеля протоиерея Александра Трунова начали строить часовню, которая позже стала церковью. А уже в следующем 1994 году митрополит Мефодий дал благословение на строительство храма. В непростые 90-е Воронежу пришлось собираться с силами. Возводили двухэтажный храм всем миром: начали в 1999, а завершили только в 2012 году.

6 июня 2013 года Митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием была положена закладная плита отдельной колокольни. Ее постройка сегодня еще не закончена, но уже близится к завершению. «Она будет являться доминантой всего того, что востребовано ее сущностью, — рассказывает Настоятель храма протоиерей Феодор Бажанов, — будет возвещать хорошим колокольным звоном, но не как будильник для спального района, а как напоминание о большом светлом празднике».

Жизнь храма сегодня

Местные жители любят свой духовный дом. Люди приходят сюда для совместной молитвы в праздники и в дни поста, крестят детей, венчаются. Служба в храме проходит каждый день, кроме понедельника.

Здесь действует воскресная школа «Родник». Ходят в нее и дошколята, и дети постарше. Одна из самых интересных дисциплин — «Основы православной культуры» — изучает устройство православной церкви, иконостаса, православных праздников. На уроках хорового пения дети учатся понимать и исполнять духовные музыкальные произведения.

Ежегодно посещает это место Митрофано-Тихоновский крестный ход, который совершается из Воронежа в Задонск. В этом действе участвуют до полутора тысяч человек. Священники в церковных облачениях с иконами и хоругвями и простые верующие проходят с молитвой больше 120 километров в течение 5 дней. Перед выходом крестного хода из Воронежа в храме святой блаженной Ксении проводится молебен, для крестноходцев организуют трапезу.

Месторасположение

Храм расположен в северном микрорайоне Воронежа, совсем рядом с рощей «Сердце», которую стали так называть после Великой Отечественной войны. На топографических картах военного времени очертаниями она была похожа на сердечко. В этой роще на окраине города проходила линия обороны, шли ожесточенные бои, погибло много советских бойцов.

Сегодня эта роща — зеленый ухоженный парк, сюда приходят отдохнуть всей семьей. Рядом с парком, у арки с западной стороны храмового комплекса установлена ослепительно-белая скульптура, памятник святой блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой. Открытие памятника состоялось 6 июня 2012 года. Скульптуру осветил Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Автор памятника — местный уроженец, скульптор А.В.Терехин.

Как добраться

Адрес храмового комплекса: г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 48/1.

Добраться до него можно общественным транспортом:

  • автобусы № 15, 27, 54, 58;
  • маршрутное такси №15а, 18, остановка «Храм».

Впрочем, эту остановку трудно проехать.

Архитектура и убранство

Величественное белое здание видно издалека.

Внешний вид

Самый большой его купол венчает крест на высоте 30 метров. Архитектурный тип постройки называется «корабль» — это когда все части церкви расположены линейно, одна за другой. Храм и впрямь напоминает корабль с парусами. Увенчанный девятью золотыми куполами, он словно плывет на фоне неба, олицетворяя собой все самое светлое в христианской вере.

Несмотря на то, что архитектор создавал проект с отсылкой к романскому (Владимиро-Суздальскому на Руси) стилю зодчества, строение выглядит очень современным, легким и элегантным. В настоящее время , пока колокольня не достроена, звонницы располагаются в двух маленьких куполах.

Внутреннее оформление

Множество высоких арочных окон освещают дневные богослужения солнечным светом, отчего на душе молящихся становится светлее и радостнее. Богослужебные песнопения исполняет мужской хор храма.

Нижний этаж посвящен Николаю Чудотворцу, верхний — Ксении Петербургской. Главная святыня — большая икона блаженной Ксении. Лаконичный белоснежный иконостас гармонично вписывается в образ, созданный нашими современниками. Еще здесь хранится и почитается часть надгробия могилы святой. В конце 90-х в процессе реставрации его демонтировали и по частям отправили в разные церкви и монастыри страны. 7 июня 2015 года Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий передал эту реликвию Воронежскому храму.

На втором этаже действуют еще два придела: в честь Владимирской и Почаевской икон Божьей Матери.

Престольные праздники

Главные престольные праздники проходят 6 июня и 6 февраля в Дни памяти святой блаженной Ксении Петербургской. В каждый из этих радостных дней проводится торжественное богослужение и крестный ход вокруг храма с возложением цветов к памятнику святой. В завершение праздника дети, ученики воскресной школы, дают прекрасный концерт: они читают стихи, поют, показывают театральные постановки религиозного содержания.

Также торжественно празднуются дни памяти святителя Николая Чудотворца:

  • 11 августа вспоминают день его рождения;
  • 19 декабря — день смерти;
  • 22 мая — перенесение мощей святителя из мир Ликийских в Бари.

Еще особо отмечены:

  • 5 августа — день Почаевской иконы Божьей Матери;
  • 3 июня, 6 июля и 8 сентября — дни Владимирской иконы Божьей Матери.

Богослужения

Храм открыт для прихожан каждый день с 6 до 18 часов.

Богослужения проводятся согласно расписанию:

  1. Утром в субботу и воскресенье — Божественные литургии.
  2. Вечером в пятницу и субботу — всенощные бдения.

К исповеди можно прийти на вечернее богослужение.

Также проводятся требы, водосвятные молебны и панихиды. В церкви Александра Невского совершается таинство крещения и проводится огласительная беседа с парами, готовящимися к таинству венчания. Поскольку эта церковь и храм Ксении Петербургской в Воронеже входят в состав храмового комплекса, прихожане у них — одни и те же люди.

Читайте также:
Храм Иоанна Предтечи в Ивановском: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Церковь Александра Невского

Часовня, а впоследствии и церковь во имя Александра Невского считается первой, возведенной в Воронеже после перестройки. Она была построена меньше чем за четыре года. Поскольку проект был сделан именно для часовни, у нее нет отдельной колокольни. Архитектурное решение А.Б. Логвинова соответствует облику главного храма и создает гармоничный ансамбль всего храмового комплекса. Форма основания здания — тот же «корабль», высота 13 метров. Получилась небольшая уютная церковь, которая очень полюбилась прихожанам.

Часовня-церковь открыла свои двери 12 сентября 1996 года. Освятил ее Митрополит Мефодий.

Престольные праздники, особо почитаемые в этой церкви, отмечаются:

  • 12 сентября — перенесение мощей Благоверного князя Александра Невского;
  • 6 декабря — День памяти святого.

Часовня Иоанна Кронштадтского

С 2011 по 2013 года в южной части храмового комплекса силами прихожан была построена часовня, посвященная праведному Иоанну Кронштадтскому. Именно здесь поместили часть надгробия с могилы святой Ксении, которая была передана духовенству и прихожанам.

В праздник Богоявления Господня в часовне верующие могут набрать Крещенской воды.

Сегодня жизнь прихода наполнена трудами. Здесь стараются помочь каждому. Справедливо будет сказать, что воронежский храм святой Ксении стал одним из символов города, его украшением и духовным центром.

Видео крещения в храме

В этом видео вы можете посмотреть, как проходит таинство крещения.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Тобольская епархия

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 43) из состава епархии выделены Ханты-Мансийская и Салехардская епархии.

Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 110) из состава епархии выделена Ишимская епархия; Тобольская епархия включена в состав Тобольской митрополии.

Епархия сегодня
(по состоянию на январь 2014 года)

Благочиния и благочинные

  • Тобольское — протоиерей Михаил Денисов
  • Тюменское — протоиерей Андрей Сбитнев
  • Ялуторовское — протоиерей Александр Лемешко

Монастыри

  • Свято-Знаменский
    626125, Тюменская область, Тобольский район, сел. Абалак; тел.: (3456) 33-12-39, 33-13-85
    и.о. наместника — иеромонах Михей (Селяков)
  • Свято-Троицкий
    625001, г. Тюмень, ул. Коммунистическая, 10; тел. (3452) 22-12-49
    наместник — епископ Ишимский и Аромашевский Тихон

женские:

  • Иоанно-Введенский
    626123, Тюменская область, Тобольский район, пос. Прииртышский, ул. Редикульцева, 5; тел.: (3456) 33-92-01, 33-80-37; факс (3456) 33-79-52
    настоятельница — игумения Анна (Куртова)
  • Богородично-Рождественский Ильинский
    625002, г. Тюмень, ул. 25 лет Октября, 29; тел.: (3452) 46-88-50, 46-16-60; факс: (3452) 46-75-45, 46-19-65
    настоятельница — игумения Нина (Схулухия)

В епархии действуют 114 приходов. Количество клириков — 120; монашествующих — 55, в том числе 28 монахов и 27 монахинь.

Социальные учреждения

  • Благотворительный фонд возрождения православных традиций российской медицины в честь вмч. и целителя Пантелеимона г. Тюмень
  • Социальный приют для детей «Отрада» при Богородице-Рождественском Ильинском женском монастыре г. Тюмень
  • Приют для девочек при Иоанно-Введенском женском монастыре пос. Прииртышский
  • Пансион для мальчиков при Тобольской православной духовной семинарии
  • Отдел социального служения и благотворительности Тобольской епархии
  • Общество социальной помощи «Богадельня» г. Тюмень
  • Сестричество милосердия святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары при Знаменском кафедральном соборе г. Тюмень
  • Православное общество «Трезвость и трезвение» г. Тюмень
  • Общество милосердия при Ильинском храме с. Богандинское
  • Общество трезвости при Ильинском храме с. Богандинское
  • Сестричество при Успенско-Никольском храме г. Ялуторовск
  • Медицинская помощь при Успенско-Никольском храме г. Ялуторовск
  • Аптечный пункт при Успенско-Никольском храме г. Ялуторовск
  • Духовно-просветительский центр при Успенско-Никольском храме г. Ялуторовск
  • Социальная помощь при Богородице-Рождественском Ильинском женском монастыре г. Тюмень
  • Дом временного пребывания при Свято-Знаменском Абалакском мужском монастыре с. Абалак
  • Амбулаторная медицинская служба г. Тюмень
  • Епархиальные курсы сестер милосердия г. Тюмень
  • Епархиальное общество «В защиту жизни» г. Тюмень
  • Епархиальное общество «Милосердие» г. Тюмень
  • Епархиальное общество трезвости в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» г. Тюмень
  • Епархиальный реабилитационный центр Тюменской епархии «Лесная поляна»
  • Епархиальный центр защиты материнства и детства г. Тюмень
  • Общество трезвости «Бодрствование» при Свято-Никольском храме г. Тюмень
  • Сестричество при Свято-Никольском храме г. Тюмень

Средства массовой информации

  • «Сибирская православная газета» (ежемесячное издание)
  • журнал «Православный просветитель» (выходит шесть раз в год)
  • детский журнал «Православный Сибирячок» (выходит четыре раза в год)
  • студенческий православный журнал «Семинария» (выходит два раза в год)

Учебные заведения

  • Тобольская православная духовная семинария
    626152, Тюменская область, г. Тобольск, Красная площадь, Кремль; e-mail tte_tds@mail.ru; сайт http://www.tobolsk-tds.ru/
  • Тюменское православное духовное училище
    625001, г. Тюмень, ул. Димитрова, 3; тел. (3452) 22-12-49; сайт www.tdu.cerkov.ru
  • Тобольская православная гимназия
    626152, г. Тобольск, ул. Ленская, 9; тел. (3456) 22-61-24; e-mail ortodox_gimnazia@mail.ru; сайт http://pg-tobolsk.ru/
  • Тюменская православная гимназия
    г. Тюмень, ул. Затюменская, 16а, ул. Луначарского, 1; тел.: (3452) 43-01-29, 62-75-29
  • Ялуторовская православная гимназия
    г. Ялуторовск, ул. Первомайская, 5; тел. (34535) 3-26-70, e-mail yalu.pravgimn@yandex.ru

В епархии действуют 62 воскресные школы, в том числе 51 детская и 11 для взрослых, где обучаются 1951 человек.

Читайте также:
Свято-Георгиевский монастырь в Ессентуках: история и адрес монастыря, современное положение

Тобольская епархия

Православная вера на юг Сибири пришла вместе с первыми поселенцами в 1950-хх годах. Однако времена революции и антирелигиозная политика СССР практически прекратили существования монастырей и храмов в этих краях. Только после смягчения политики в 80-90-хх годах РПЦ стала постепенно там восстанавливаться. В период 1990-х годов были восстановлены многочисленные приходы, в это же время возродилась и Тобольская епархия.

История

Впервые в истории Тобольская епархия была основана в сентябре 1620 года по совместному решению патриарха Филарета и императора Михаилом Федоровичем. Поскольку Сибирь в то время не была настолько освоена, к новой епархии были присоединены все земли, которые включал в себя север России, вплоть до Курильских островов и Аляски.

В период с 1667 года по 1917 год было выделено более 10 новых епархий из состава Тобольской, таким образом вся территория Восточной Сибири была разделена между архиереями. Однако революция быстро остановила рост православного населения и правительство стало выступать с резкой критикой верующих, пресекая попытки открытия новых храмов или восстановления разрушенных.

С 1937 года в Тобольской епархии началась волна репрессий: священников расстреливали или отправляли в ссылку, храмы грабили, ценности изымались, монахи разгонялись.

В 1942 году в Сибири не осталось ни одного правящего архиерея, а все епархии были упразднены. Возрождение кафедры епископа в Тобольске произошло только в 1990 году, когда РПЦ получила свободу. Священники быстро начали восстанавливать приходы, и церковная жизнь в этих местах возобновилась.

Активный рост православного населения привел к выделению из состава Тобольской епархии новых: Ханты-Мансийской, Салехардской, Ишимской. В 2013 году в Тобольске стала располагаться не только кафедра епископа, но и митрополита.

Деятельность

В состав Тобольской епархии входит сегодня 3 благочиния: Тобольское (центр в Тобольске), Тюменское (г. Тюмень и близлежащие районы) и Ялуторовское (г. Ялуторово и окраинные районы). Управляет епархией епископ Димитрий (Капалин) с ноября 1990 года, сегодня под его руководством находятся 114 приходов, 120 клириков и 55 монашествующих (мужчин и женщин).

Эффективное управление всеми благочиниями, приходами на их территориях и социальными учреждениями обеспечивает наличие и функционирование специальных епархиальных отделений, которые занимаются просветительской, миссионерской, благотворительной работой, а также взаимодействуют с органами власти.

Большое внимание епископа уделяется социальным учреждениям, среди которых:

  1. Благотворительный фонд возрождения православия имени вмч. Пантелеимона (Тюмень).
  2. Детские дома при женских монастырях.
  3. Общество помощи «Богадельня» (Тюмень).
  4. Сестричество при кафедральном соборе Тюмени.
  5. Общества трезвости (Тюмень, Богадинское).
  6. Общество милосердия (Богандинское, Тюмень).

Большое внимание уделяется православному сестричеству, почти при каждой городской больницы есть такое сообщество, а в Тюмени можно пройти обучающие курсы. Работают несколько реабилитационных центров для алкоголиков и наркоманов при храмах и мужских монастырях. Существует 3 православных гимназии (Тюмень, Тобольск и Ялуторовске) и одна семинария в Тобольске.

Среди средств массовой информации ежемесячно выпускается «Сибирская православная газета» и каждые 2 месяца журнал «Православный просветитель», а также каждый квартал выпускается детское издание «Православный Сибирячок». Активно наполняется и развивается официальный сайт епархии.

Храмы и монастыри

Главным храмом области считается Софийско-Успенский кафедральный собор в Тобольске — это один из самых старых храмов Сибири, который входит в Тобольский кремль. Пятиглавая церковь была возведена в 1689 году на месте деревянного храма. Паломники могут увидеть тут икону Спаса Вседержителя и образ Божьей Матери Тобольской.

Еще один кафедральный собор располагается в Тюмени — это Знаменский храм, который был построен в 1624–1659 гг., а после многократно перестраивался и реконструировался. За время революции и войны многократно отбирался и использовался под городские нужды, но в 1945 году был возвращен верующим и с тех пор в нем проводили богослужения.

Монастырей в области всего четыре:

  1. Знаменский мужской — располагается в селе Абалак на берегу Иртыша с 1785 года. Здесь хранится Абалакская икона Божьей Матери, а настоятелем является митрополит Димитрий.
  2. Междугорский Иоанно-Введенский женский — находится в поселке Прииртышский и был основан в 1653 году. Тут хранятся два образа начала XX века: чудесным образом обретенная икона Богородицы «Целительница» и «Утоли моя печали».
  3. Тюменский Богородице-Рождественский женский — основан в 1620 году, восстановлен только в 90-е годы. При обители работает детский дом, богадельня и швейная мастерская.
  4. Тюменский Троицкий мужской — один из старейших монастырей области, основанный в 1616 году и восстановлен в 1995 году. Здесь хранится крест-мощевик с частью Креста Господнего и мощи святого Филофея.

Паломники могут обратиться в центр помощи епархии, для того чтобы составить наиболее насыщенный маршрут по области и посетить все значимые места. Паломнический центр оказывает содействие в размещении и сопровождении христиан в их поездках.

Тобольская епархия

Сведения о благочиниях и священнослужителях

1-е Благочиние Ишимского уезда.

Село Белковское.
расположено между двумя озерами Белым и Беленном, на большом сибирском тракте из Кургана в Петропавловск. Приход открыт в 1850г, а настоящий храм каменный построен в 1865 – 1875г. В церкви один престол в честь Рождества Христова. В приходе особо чтится образ Нерукотворного Спаса Христа, полученный с Афона. В приходе деревни: Чистая (9в), Сливная (15в), Жагрина (8в), Безкозобова (12в), и поселок Покровский (18в). Всего дворов 596, прихожан мужск. Пола 2241, жен.пола 2172. Земли церковной: усадебной 3 дес., пахотной 90 дес., сенокосной 9 дес. Церковный капитал 926 руб 90 коп. Жалованье: священнику 120 руб., псаломщику 40 руб. Кружечных доходов получается причтом до 1200 руб в год. Имеются два притча два деревянных дома, построенные попечительством при пособии прихожан в 1908 году. Штат: священник, диакон и два псаломщика. В приходе имеются школы: Беловская двухклассная, Никольская одноклассная, Калугинская одноклассная Мин. Нар. Просв., Сливинская и Покровская одноклассныя земския, Чистовская церковно-приходская. Ближайшая церковь в поселке Михайловском (10в). Расстояние от Консистории 551 вер., от благочиннаго – 27 вер., от уездного города 150 вер., от станц. сибирской жел. дороги Мамлютка 12 вер.
Адрес: почт.ст. Мамлютка, село Белковское.

Читайте также:
Никольский храм в Солнечногорске: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Приписанная к сей церкви – церковь в селе Калугинском. Церковь деревянная, построена прихожанами в 1905-1907 годах. Один престол во имя свв. Козьмы и Дамиана. В приходе приписной церкви находятся: деревня Безкамышная (2в), имения Моксеевых (4в), имение бр. А.С.Кондратовых (6в), казенная ферма молочного хозяйства (3в). Всего 198 дворов, прихожан муж пола 694, жен пола 613. Церковной земли усадебной 2 дес. Церковный капитал 252 руб 99 коп. Священнику впредь до назначения казенного жалованья от общества уплачивается в год 100 руб и 30 десятин земли в полное его пользование. Псаломщик пользуется землей при Беловской церкви. Имеются два дома деревянные для притча, построены в 1907 году. Штата особаго нет, а службы отправляет священник, состоящий на диаконской вокансии при Беловской церкви, псаломщик также от Беловской церкви. В деревне Калугиной имеется часовня деревянная во имя Св. Троицы. В селе имеются: школа молочного хозяйства перваго разряда Минист. Земледелия открыта в 1906 году и одноклассная Мин. Нар. Просв., открыта в 1903 г. Ближайшая церковь Беловская (23в). Расстояние от Консистории 500 вер., от благочиннаго 30 вер., уездного города 150 вер., железно-дорожной станции 12 вер.
Адрес: ст. Мамлютка сиб. жел. дороги.

Поселок Никольский. Церковь деревянная, построена в 1910г, в то время поселок входил в состав села Беловского. С 1912г пос.Никольский стал самостоятельным приходом. Церковь в поселке построена во имя образа Нерукотвореннага Спаса. Икона Нерукотвореннага Спаса принесена с Афона и издавна почитается в поселке. Приход состоит из одного поселка, в нем 253 двора, прихожан муж.пола 762, жен.пола 724. Церковной земли имеется 90 десятин. Штат: священник и псаломщик. Казенного жалованья причт пока не получает, а содержится на местные средства. Дома для причта деревянные выстроены. В поселке имеется одноклассная школа Министерства Народного Просвещения. Ближайшая церковь в селе Беловском (1 верста). Расстояние от Консистории 551 вер, от благочинного 27 вер, уездного города Ишима 150 вер.
Адрес: ст.Мамлютка, Сиб.жел.дор.

1-е Благочиние Ишимского уезда.

Пос.Михайловский. Поселок расположен около озера и леса. Церковь деревянная, построена в 1899г на средства фонда Императора Александра III купцом 1-й гильдии Никол.Петров. Череповым. Один престол во имя святителя Николая чудотворца. В приходе находятся: д.Горбунешная (3в), поселок Муром (3в). Всего в приходе дворов 161,прихожан муж пола 644, жен пола 632. Церковной землии меется: усадебной 3 дес, пахотной 15 дес, сенокосной 10 дес., леса 2 дес. Церковный капитал 999 руб. Жалованье: священнику 600 руб, псаломщику 200 руб. Кружечных доходов получается причтом около 50 руб в год. Дома для причта деревянные, на общественной земле, составляютсобственность прихожан и построены ими в 1899г. Штат: священник, псаломщик. В поселке имеется церковно-приходская школа, помещается в собственном здании. Ближайшая церковь в селе Беловском (12в). Расстояние от консистории 540 вер, от благочинного 35 вер, от уездного города 150 вер.
Адрес: ст.Мамлютка Сиб. жел. дор., пос.Михайловский.

Село Налобинское. Церковь деревянная, ветхая, построена на средства прихожан в 1849-1853 годах. Один престол во имя Св.Живоначальные Троицы. В приходе две приписные церкви и одна часовня. Церкви – в селе Глубоковском (15в) и деревне Лебедках (7в) во имя Введения во храм Божией Матери. Часовня в деревне Дубровной, во имя свят.Николая чудотворца, в 7 верстах. В приходе деревни: Дубровная (7вер), Гайдуково (7вер), и поселок Николаевский (4вер). Всего в приходе дворов 541, прихожан муж. Пола 1717, жен.пола 1698. Церковной земли имеется: усадебной 6 дес, пахотной 90 дес, сенокосной 9 дес. Церковный капитал 1538 руб. Штат: два священника, два псаломщика и просфорня. Второй штат живет при приписной Глубоковской церкви. Жалованье: священникам по 300 руб, псаломщикам по 100 руб в год, просфорня получает содержание от прихожан. Кружечных доходов получается до 1000 руб в год на штат. Дома для причта деревянные, построены прихожанами в 1887 году. В приходе имеются 4 школы: в с.Налобинском церковно-приходская с 1883 года, в деревне Дубровной школа грамоты с 1898г, в пос.Николаевском с 1910г и пос.Студеновском с 1907г – министерские школы. Ближайшая церковь в селе Ново-Александровском (12 вер). Расстояние от Консистории 470 вер, от Благочинного 15 вер, уездного города 120 вер.
Адрес: ст.Петухово, Сибир.желез.дороги, Каменское Волостное Правление.

Приписная к церкви Теплодубровской церковь в поселке Михайловском Акмолинской области. Церковь деревянная на каменном фундаменте построена прихожанами в 1906 году. В ней один престол во имя св. Архистратига Михаила. Всего при церкви Михайловской находится дворов 220, прихожан муж.пола 880, жен.пола 828. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес, 2400 кв.саж., пахотной 180 дес, сенокосной 20 дес, лесу 10 дес. Причта особого нет, а богослужение и требы совершает священник церкви села Теплодубровского, он получает жалования 294 руб, по штату с.Теплодубровского, обязанность псаломщика исполняет вольнонаемный прихожанин. Кружечного дохода получается в год около 400 руб. Дома для причта есть общественные, построенные в 1906 и 1910г. В селе имеется начальная школа казачьего ведомства. Ближайшая церковь в с.Теплодубровском (10вер). Расстояние от Консистории 520в, местного благочинного 60в, уездного г.Петропавловска 60в.
Адрес: ст.Петухово, Сиб.жел.дор.

Читайте также:
Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Тобольская и Тюменская епархия РПЦ

ТОБОЛЬСКАЯ И ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Включает Тюменскую обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авт. окр. В ней 5 благочиний (с центрами в Тобольске, Тюмени, Ишиме, Ханты-Мансийске, Салехарде), 4 действующих монастыря, 194 прихода и 148 священнослужителей. Правящий архиерей – архиеп. Димитрий (Капалин).

Учреждена в 1620: выделена из состава Вологодской с наименованием Сибирская и Тобольская, во главе ее поставлен архиерей в сане архиепископа. Первым эту кафедру занял Киприан (Старорусенков) и пробыл на ней до 1624. Перед ним встали труднейшие задачи утверждения и распространения православия на огромной территории, увеличивавшейся с каждым годом по мере присоединения новых «землиц». Для решения этих задач требовалось строить церкви, к-рые нуждались в иконах, церк. утвари, книгах, духовенстве. Привлечь в Сибирь духовенство было нечем, поэтому его направляли туда в приказном порядке (нередко архиерей сталкивался с попытками бегства духов. лиц, рассматривавших свое назначение в Сибирь как незаслуженную ссылку). Главе епархии приходилось учреждать новые монастыри как оплоты православия в крае (см. Монастыри Русской Православной Церкви в Сибири) и наводить порядок в старых: подчас иноки и монахини жили в одной обители, что приводило к нарушению благочиния; принявшие монашество свободно проживали вне монастыр. стен в мирских поселениях и т. п. Длительное существование рус. населения Сибири вдали от центра епархиального упр-ния привело к тому, что решения по мн. делам, относящимся к сфере церк. суда, выносили представители светской власти. Архиепископы Сибирские и Тобольские долгое время поневоле вступали в конфликты с воевод. администрацией, отстаивая свои права в этой области. Киприан и его преемники – Макарий (Кучин; 1624–35), Нектарий (Теляшин; 1635–40), Герасим (Кремлев; 1640–50), Симеон (1651–64) и др. – успешно добивались земел. пожалований монастырям и архиерейскому дому, приобретали земли иными путями, успешно развивали церк. хоз-во, обеспечивая экон. независимость: воеводы нередко задерживали положенные церкви гос. выплаты, бывало и отказывали в них. Конфликты со светской администрацией, а то и с рус. населением провоцировались во мн. тем, что сибиряки в лице собств. церк. главы получили контрольный орган, к-рый царским наказом наделялся большими полномочиями – мог вмешиваться в любое гос. дело на тер. Сибири и обличать перед центр. властью любые злоупотребления (см. Русская Православная Церковь).

В царских наказах и грамотах одной из гл. задач сиб. архипастырей провозглашалось миссионерство, распространение православия среди мест. народов. Весь XVII в. осн. принципами миссии объявлялись отказ от форсирования христианизации аборигенов и защита церковью прав желающих креститься и новокрещеных (от препятствий крещению, насильств. «похолопления», ограбления и эксплуатации служилыми людьми).

В 1668 Тобольская епархия как одна из крупнейших в России получила ранг митрополии; 1-м сиб. митрополитом стал Корнилий (1664–78). Павел (1678–91), 2-й митрополит, положил начало камен. стр-ву в Сибири: из камня возведены кафедральный Софийский собор, Знаменская церковь на Абалаке, Преображенская церковь в Знаменском мон-ре, архиерейский дом в Тобольске и др.

Тобол. митрополиты развернули борьбу со старообрядчеством, широко распространявшимся в Сибири. В XVII в. особенную известность на этом поприще приобрел Игнатий (Римский-Корсаков; 1692–99). Ему пришлось принимать меры в связи с массовыми самосожжениями староверов, в к-рых подчас участвовали и прихожане офиц. Православной Церкви.

Петров. реформы мн. изменили в церк. жизни Сибири, как и России в целом. Большинство сиб. церквей снимается с гос. довольствия; т. н. государева руга отныне выдается только причтам небольшого числа гл. городских соборов и тех церквей, к-рые впервые строятся в селениях новокрещеных (позже, при перестройках и возобновлении после пожаров, эти церкви также, как правило, переводились на содержание прихожан). Резко ограничивается рост монастырей. Царь подыскивает подходящую замену удаленному на покой слишком независимому митр. Игнатию, осмелившемуся отлучить от Церкви царских родственников тобол. воевод Нарышкиных.

Новый глава сиб. епархии должен был решить непростую задачу: поставить миссионер. дело так, чтобы резко ускорить обращение аборигенов в православие. Предполагалось, что широкую проповедь развернет в Сибири духовенство, надлежащим образом подготовленное в школах, к-рые следовало для этого учредить в епархии. Кандидатов на сиб. кафедру Петр I стал подыскивать среди известного своей образованностью украин. правосл. духовенства. Возведенный в сан митрополита Сибирского и Тобольского св. Димитрий (Туптало), хотя и считался им с марта 1701 по янв. 1702, к месту своего назначения не выехал по болезни и занятости составлением нового свода житий святых. Реально выполнение поставленных царем задач легло на митр. Филофея (Лещинского; 1702–11, 1715–20). Он лично осуществлял миссионер. поездки к сиб. уграм, положив начало массовой христианизации; учредил церк. школу, где обучались и дети новокрещеных. При нем осуществлялись театр. постановки на библейск. темы, строились церкви, в т. ч. каменные; его ходатайством возвращено гос. содержание нек-рым не имевшим источников дохода сиб. церквам и монастырям. Митр. Филофей попытался получить в свою огромную епархию викарного епископа, должность к-рого была учреждена в 1706. Викарным епископом Иркутским и Нерчинским назначен Варлаам (Коссовский; 1706–14), в Сибири, однако, почти не живший. Митр. Филофей в 1709 принял схиму с именем Феодор и просил отпустить его по обету и болезни на покой. Но управлять епархией ему пришлось до приезда в 1711 своего преемника, свт. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири, к-рый продолжил его начинания. Когда свт. Иоанн (Максимович) в 1715 умер, митрополит-схимник Феодор еще на 5 лет вернулся к многочисл. епархиальным заботам. Его преемники, митрополиты Тобольские и Сибирские свт. Антоний (Стаховский; 1721–40), свт. Арсений (Мацеевич; 1741–42), Антоний (Нарожницкий; 1742–48), Сильвестр (Гловатский; 1749–55), свт. Павел (Конюскевич; 1758–68), как и он, принадлежали к когорте ученого украин. монашества и продолжили все направления деят-ти своего предшественника.

Читайте также:
Протоиерей Максим Козлов: биография и семья отца, книги и творчество

В 1727 из состава Тобольской и Сибирской епархии была выделена самостоят. Иркутская епископия с территориями Иркутского, Селенгинского, Удинского, Нерчинского у. В 1731 к Иркутской епархии отошли Якутский и Илимский у., а также Селенгинский мон-рь. Эти меры существенно облегчили тобол. архиереям церк. упр-ние. Школа при архиерейском доме в 1740-е гг. преобразована в семинарию, к-рая с кон. 1750-х гг. обрела свои высш. классы до богословия включительно; тогда же учреждена сеть нач. церк. учеб. заведений на местах с преподаванием латыни. Ускоренными темпами развивалось церк. стр-во, с сер. века особенно поощрялось каменное. Миссионер. работа велась жесткими методами: по всей тер. епархии искоренялось старообрядчество. В 1760-е гг. тобол. митрополит для этих целей даже создал, вопреки закону, собств. воен. команду, не без оснований считая, что светское ведомство саботирует его карат. меры, к-рые не раз провоцировали масштаб. акции протеста в виде самосожжений. Массовыми стали жалобы и на насильств. крещение. Конфликты тобол. архиереев с губернатором и др. чиновниками гос. и завод. упр-ния не прекращались до кон. 1760-х гг. Два последних митрополита были удалены из епархии в результате недовольства центр. светской и духов. власти их деят-тью. После секуляризации церк. земель Екатерина II прекращает практику массового назначения на архиерейск. кафедры украин. монашества, приверженного идее сильной самостоят. Церкви. В ходе церк. реформы Тобольская кафедра понижается в ранге с митрополии до епископии.

Долгое упр-ние Тобольской епархией свт. Варлаама (Петрова; 1768–1802, с 1792 – архиепископа) не отличалось конфликтами с гражд. властью. Его созидательная деят-ть на ниве церк. упр-ния простиралась на устройство новых приходов в быстро колонизуемом крае, восстановление и поддержание православия у обских угров, участие в орг-ции миссий вне епархии, усовершенствование церк. школ. системы. В 1799 в связи с общеимперским приведением границ епархий в соответствие с границами губерний тер. Тобольской епархии 2-й раз за столетие существенно уменьшилась: более 200 ее приходов отошло к вновь учрежденной Екатеринбургской епархии, еще 37 – к новой Оренбургской и Уфимской. Годом ранее часть приходов Енисейского кр. отошла к Иркутской епархии, а в 1824 вся тер. Енисейской губ. в церк. отношении передана иркут. архиереям. В 1834 еще одна самостоят. епархия, Томская (в нее вошли и приходы Енисейской губ.), выделена из состава Тобольской, к-рая окончательно потеряла статус гл. епархии Сибири.

В XIX – нач. ХХ в. Тобольской епархией управляли архиепископы Антоний (Знаменский; 1803–06), Амвросий (Келембет; 1806–22), Амвросий (Рождественский-Вещезеров; 1823–25), Евгений (Казанцев; 1826–31), Павел (Морев-Павлов; 1831), Афанасий (Протопопов; 1832–42), еп. Владимир (Алявдин; 1843–45), архиепископы Георгий (Ящуржинский; 1845–52), Евлампий (Пятницкий; 1852–56), еп. Феогност (Лебедев; 1856–62, с 8 апр. 1862 – архиепископ), архиеп. Варлаам (Успенский; 1862–72), епископы Ефрем (Рязанов; 1872–74 – как епископ Берёзовский, викарий архиерея Тобольского; 1874–80 – как епископ Тобольский и Сибирский), Василий (Левитов; 1880–85), Авраамий (Летницкий; 1885–89), Иустин (Полянский; 1889–93), Агафангел (Преображенский; 1893–97), Антоний (Каржавин; 1897–1910), Евсевий (Гроздов; 1910–12), Алексий (Молчанов; 1912–13). К 1912 в епархии насчитывалось 439 церквей и 404 часовни, числ. духовенства достигала 1 004 чел. (из них 574 священнослужителя), при храмах имелось 309 б-к. В Тобольской епархии действовало 253 церковноприход. попечительства, 8 двух- и 368 одноклассных школ, в к-рых училось 13 528 чел. В епархии было 3 муж. монастыря с 56 насельниками, 4 жен. – с 491 насельницей; при монастырях работали 3 больницы и 1 богадельня.

Рев. события в России сыграли роковую роль и в истории старейшей сиб. епархии. Прежде всего они повлияли на перемещения архиереев. После Февр. революции со своих кафедр как сторонники прежнего режима были удалены неск. иерархов, в т. ч. в марте 1917 архиепископ Тобольский Варнава (Накропин; 1913–17). На его место Свят. Синод назначил сщмчк. еп. Гермогена (Долганова; 1917–18), к-рый до этого за резкую оппозицию светской и синодальной власти, анафематствование (церк. проклятие) Г. Распутина и др., отбывал ссылку под жандарм. надзором в Гродненской епархии. В кач-ве тобол. архиерея Гермоген сразу вступил в конфликт с новой властью, усилившийся после Окт. революции. В апр. 1918 он был обвинен в монархич. заговоре и арестован за установление связей с царской семьей и т. п., а в кон. июня зверски убит.

В дальнейшем РПЦ в этом регионе подверглась такому же разгрому, как и в России в целом. В 1919 состоялся последний выпуск старейшей в Сибири Тобольской семинарии, после чего она была закрыта. Как и везде, закрывались храмы и монастыри, преследовалось духовенство, смещались архиереи. В 1924 окончательно упразднено Берёзовское викариатство; в попытках сохранить остатки церк. упр-ния в том же году открыто Курганское вик-ство (упразднено в 1934). До 1937 епархией управляли епископы Тобольские и Сибирские Иринарх (Синеоков-Андреевский; 1918–22, вр. упр.), Николай (Покровский; 1922–25), Назарий (Блинов; 1925–28, 1934), Артемий (Ильинский; 1930–37), Алексий (Кузнецов; 1934), Борис (Шипулин; 1934–35), после чего епархия переименована в Тобольскую и Тюменскую. Епархия пострадала и от церк. раскола: на ее территории 10 лет существовала одноим. обновленческая епархия, к-рой управляли Михаил (Николаев; 1922–23), Александр (Филиппов, 1923–1924, вр. упр.), Даниил (Громовенко; 1924–25), Петр (Виноградов; 1926–27), Андрей (Смирнов; 1927–28), Николай (Русанов; 1928), Сергий (Озерецковский; 1928–32). В 1937 епархия была упразднена, ее приходы с 1947 управлялись преосвященным Омско-Тюменской кафедры.

Читайте также:
Среднеуральский женский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

С кон. 1980-х гг. в связи с прекращением гонений на РПЦ и ее начавшимся возрождением произошли изменения и на тер. бывш. Тобольской и Сибирской епархии. В 1989 началась передача РПЦ Абалакского Знаменского мон-ря, осенью того же года воссоздана Тобольская духовная семинария, а 26 янв. 1990 возрождена сама епархия с названием Тобольская и Тюменская (всего с 18 приходами). Ее епископом и одновр. ректором семинарии в 1990 назначен бывш. инспектор Московской духовной семинарии Димитрий (Капалин) (с 1999 – архиепископ). В 1-е же годы удалось добиться возвращения ряда храмов, в т. ч. при поддержке Патр. Алексия II – зданий Тобольского кремля. Патриарх во время 3 своих посещений освятил новые храмы в Надыме и Когалыме, благословил проведение в возрожденной епархии регион. конференции «Сибирь молодая, православная», ставшей затем традиционной. В епархии, кроме семинарии, имеющей 3 отд-ния (в т. ч. регентское и иконописное) и насчитывающей более 200 учащихся, действуют Духовное училище, 12 правосл. гимназий, неск-ко десятков воскрес. школ.

В епархии восстановлены старые монастыри: Абалакский Знаменский муж. под Тобольском, Тюменский Свято-Троицкий муж., Иоанно-Предтечев Введенский Междугорный жен. (основан в 1653 как муж., в 1864 обращен в жен.), в 2003 учрежден новый Тюменский Свято-Ильинский мон-рь жен.

Лит.: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Б. м., б. г.; Буцинский П.Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. Харьков, 1891; Он же. Сибирские архиепископы Макарий, Нектарий, Герасим (1625–1650 гг.). Харьков, 1991; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Ч. 2; Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. М., 1994; Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. Кн. 9; Сулоцкий А.И. Сочинения: В 3 т. Тюмень, 2000–2001.

Значение ТОБОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо

Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.

Тобольская и Тюменская епархия Русской Православной Церкви

Епархиальное управление: Россия , 626100, г. Тобольск , Тюменской обл., Красная пл., Кремль

Телефоны: (34511) 6–22–88; факс: 6–20–75

Официальный сайт: http://www.tobolsk-eparhia.ru/

Кафедра в Тобольске стала первой православной епархией в Сибири и включила в себя все земли присоединенные к России . Она была учреждена на Московском Соборе патриархом Филаретом и его царственным сыном Михаилом Федоровичем в сентябре 1620 года. В 1667 году на Большом Московском соборе , в Тобольске была учреждена митрополия , так как епархия все росла, став самой обширной епархией в тогдашней Русской Церкви [1]

Вскоре, по мере расширения церковной жизни Сибири и Дальнего Востока России, из огромной митрополии стали выделяться новые кафедры для более тщательной заботы о пастве. В 1706 или 1707 году было учреждено Иркутское викариатство , уже в 1720-х обособившееся в самостоятельную кафедру. Если до образования самостоятельной Иркутской епархии в юрисдикцию викариатства входила только малая часть Восточной Сибири, а именно: Иркутск , Нерчинск , Селенгинск и Верхнеудинск с уездами, то с получением статуса самостоятельности в новую епархию вошли остальные территории Восточной Сибири до Тихого океана на восток и до Северного Ледовитого на север [2] . В 1832 году было подтверждено соборное решение 1667 года об основании независимой Томской епархии , которая была также выделена из Тобольской. В 1870 году в Тобольской епархии было открыто Березовское викариатство , с пребыванием викария в Тобольском Знаменском монастыре [3] . По решению Святейшего Синода в 1887 году была сформирована особая комиссия по вопросу о выделении из Тобольской самостоятельной Омской епархии . 18 февраля 1895 года последовало монаршее утверждение доклада о новой епархии, к которой отошли Акмолинская и Семипалатинская области, а также храмы и учреждения Тюкалинского, Тарского и Ишимского округов, которые лежали ближе к Омску чем к Тобольску [4] .

После начала революционной смуты в 1917 году епархия подверглась тяжелым гонениям, разделив долю всей Русской Православной Церкви под игом атеистической власти. С 1937 года началась кампания массового закрытия храмов, ареста и расстрела духовенства. С 1937 года по 1942 на территории Сибири не осталось ни одного правящего архиерея, почему все сибирские епархии прекратили свое бытие [5] , но в эти годы в ссылке на территории Красноярского края проживал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) , единственный архиерей в Сибири, который мог совершать таинства. Поэтому в диптихе архипастырей Тобольской и Омской епархий Архиепископ Лука указан как правящий епископ этого периода. Осенью 1942 года он был возведен в сан архиепископа с назначением на Красноярскую кафедру , которой управлял до конца 1943 года. Вторым иерархом, назначенным в Сибирь, был архиепископ Варфоломей (Городцов) , с 1943 года назначенный управляющим Новосибирской епархией , с вверенным ему окормлением соседних – Омской, Тобольской, Иркутской и Красноярской [6] . С 1946 года в Сибири возрождена Омская епархия в состав которой и входит территория Тобольской кафедры.

Тобольская епархия была возрождена в 1990 году, быстро начав восстановление церковной жизни в своих пределах. Ныне епархия объединяет приходы и монастыри на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого Автономных Округов. Кафедральный город – Тобольск . Кафедральные соборы — Софийско-Успенский и Покровский (Тобольск), Знаменский ( Тюмень ).

Читайте также:
Храм Сретения Господня на Гражданском проспекте, СПб: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Сибирская и Тобольская 1620 -5.X. 1768 [7]

Тобольская и Сибирская 5.X. 1768 – 1937

Тобольская и Тюменская с 1990

1912 – Церквей – 520, часовен – 404; монастырей – 6 (2 женских), 1 женская община; духовная семинария – 1, духовных училища – 2, епархиальное женское училище -1, церковных школ – 376; библиотек при церквях – 309; больниц – 3, богаделен – 1 [8] .

1990 – 16 приходов [9] .

1 января 2000 – зарегистрировано 150 приходов; 2 мужских и 1 женский монастыри; 80 священников и 35 диаконов; Тобольская духовная семинария (205 уч.), Тюменское духовное училище, Регентская школа (45 уч.), Иконописная школа (42 уч.), Заочное отделение (174 уч.), Мужская Православная гимназия (120 уч.) – общее число всех обучающихся 636; 32 воскресные школы (более 2000 уч.); 2 православных братства [10] .

ок. 2004 – 179 приходов; 139 священнослужителей (109 священников, 30 диаконов) [11] .

ок. 5 декабря 2005 – 176 приходов, 4 монастыря (2 муж., 2 жен.) и 1 монастырское подворье, 46 молитвенных домов и 15 часовен, 167 священнослужителей: (129 священников и 38 диаконов) [12] .

ок. 10 января 2007 – 216 приходов, 4 монастыря, одно монастырское подворье, 151 храм, 21 молитвенный дом, 20 часовен. 201 священнослужитель, 78 монашествующих. Тобольская духовная семинария с 504 уч., 12 православных гимназий с 1158 уч., 88 воскресных школ с 2840 уч. В 77 школах Тюменской области преподается предмет “Основы православной культуры” [13] .

Киприан (Старорусенников) (8 сентября 1620 – 14 ноября 1624) [14]

Макарий (Кучин) (16 декабря 1624 – 24 июля 1635) [15]

Нектарий (Теляшин) (7 февраля 1636 – 7 января 1640) [16]

Герасим (Кремлев) (31 мая 1640 – 16 июля 1650)

Симеон (9 марта 1651 – 16 февраля 1664)

Корнилий (24 июня 1664 – 23 декабря 1677) [17]

Павел I (21 июля 1678 – 4 февраля 1692) [18]

Игнатий (Римский-Корсаков) (3 апреля 1692 – 23 марта 1701) [19]

Свт. Димитрий (Туптало) (23 марта 1701 – 4 января 1702) [20]

Филофей (в сх. Феодор, Лещинский) (4 января 1702 – февраль 1711, июль 1715 – февраль 1721) [21]

Свт. Иоанн (Максимович) (11 марта 1712 – 10 июля 1715)

Свт. Антоний I (Стаховский) (1 марта 1721 – 27 марта 1740) [22]

Никодим (Сребницкий) (29 мая 1740 – 5 июня 1740) [23]

Сщмч. Арсений (Мацеевич) (26 мая 1741 – 13 мая 1742) [24]

Антоний II (Нарожицкий) (26 сентября 1742 – 9 октября 1748)

Сильвестр (Гловацкий) (6 июля 1749 – 9 октября 1755) [25]

Павел (Конюскевич) (23 мая 1758 – 11 января 1768)

Варлаам I (Петров) (5 октября 1768 – 27 декабря 1802)

Антоний III (Знаменский) (13 февраля 1803 – 25 мая 1806)

Амвросий I (Келембет) (25 мая 1806 – 28 октября 1822)

Амвросий II (Рождественский-Вещезеров) (28 октября 1822 – 14 февраля 1825)

Евгений (Казанцев) (30 сентября 1825 – 7 августа 1831) [26]

Павел II (Павлов-Морев) (7 августа – 18 декабря 1831)

Афанасий (Протопопов) (24 января 1832 – 21 сентября 1842)

Владимир (Алудин/Алаудин/Алявдин) (14 нобяря 1842 – 20 мая 1845)

Георгий (Ящуржинский) (30 июня 1845 – 1 апреля 1852)

Евлампий (Пятницкий) (16 июня 1852 – 30 июля 1856) [27]

Феогност (Лебедев) (31 июля 1856 – 27 сентября 1862)

Варлаам II (Успенский) (7 октября 1862 – 12 апреля 1872) [28]

Ефрем (Рязанов) (25 марта 1874 – 11 января 1880) [29]

Василий (Левитов) (11 января 1880 – 9 марта 1885)

Авраамий (Летницкий) (9 марта 1885 – 16 декабря 1889)

Иустин (Полянский) (16 декабря 1889 – 17 июля 1893)

Сщисп. Агафангел (Преображенский) (17 июля 1893 – 4 октября 1897)

Антоний (Каржавин) (4 октября 1897 – 29 января 1910)

Евсевий (Гроздов) (18 марта 1910 – 17 апреля 1912)

Дионисий (Сосновский) (1 – 15 мая 1912) в/у, еп. Челябинский

Алексий (Молчанов) (17 апреля 1912 – 2 ноября 1913) [30]

Варнава (Накропин) (2 ноября 1913 – 7 марта 1917) [31]

Гермоген (Долганов) (8 марта 1917 – 29 июня 1918)

Иринарх (Синеоков-Андреевский) (1918 – 1920) в/у, еп. Березовский

Николай (Покровский) (19 марта 1920 – 1925) [32]

Назарий (Блинов) (1925 – 1928, ? 1931)

Артемий (Ильинский) (3 апреля 1930 – апрель 1937)

Алексий (Кузнецов) (27 марта – 14 мая 1934)

Борис (Шипулин) (1934 – 8 мая 1935) [33]

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) (1937 – 1943) с 1942 – архиеп. Красноярский [34]

Варфоломей (Городцов) (1943 – 1946) в/у, архиеп. Новосибирский

Алексий (Пантелеев) (1946) [35]

1946-1990 – в составе Омской епархии

Антоний (Черемисов) (26 января – 20 июля 1990)

Илиан (Востряков) (20 июля – 27 октября 1990) [36]

Димитрий (Капалин) (с 4 ноября 1990)

Иркутская (ныне самостоятельная)

Курганская (ныне самостоятельная)

по катехизации и религиозного образования

по делам молодежи

по взаимодействию с военными ведомствами и учреждениями МВД

по социальному служению и благотворительности

Монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в с. Абалак (мужской)

Междугорский монастырь во имя св. Иоанна Предтечи в пос. Прииртышский (женский)

Монастырь во имя св. пророка Илии в г. Тюмень (женский)

Монастырь во имя Св. Троицы в г. Тюмень (мужской)

Тобольская духовная семинария

Тюменское духовное училище

отделение богословия в Сургутском ГУ (с 2003 )

12 православных гимназий

Читайте также:
Храм Андрея Первозванного в Воронеже: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

54 воскресные школы

Православные объединения и организации

межрегиональное общественное движение «Сибирь молодая православная»

миссионерское братство св. вмч. Димитрия Солунского при миссионерском отделе

« Сибирская православная газета », изд. Тюменским Троицким монастырем:

«Благовест» (г. Нефтеюганск)

«Преображение» (г. Сургут)

«Храм» (г. Ноябрьск)

журнал «Православный просветитель», изд. приходом прав. Симеона Богоприимца Тюмени

«Церковный календарь» (Тюмень)

«Тобольский православный собеседник» (Тобольск)

«Благая весть», «Вестник Православия» (г. Новый Уренгой)

«Православный вестник» (г. Надым)

«Пока звонят колокола» (г. Лабытнаш)

«Свет Православия» (г. Югорск)

«Слово пастыря» (г. Лангепас)

«Родничок» (г. Советский)

«Азы Православия» (г. Ханымей)

“Краткая история Тобольской и Томской епархий”, Иркутские Епархиальные Ведомости , 1881, № 37, 451.

Ребрин, А. А., Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1884 г. , Тобольск, 1884.

Описание церквей и монастырей Тобольской епархии. (Тобольская епархия; ч. 2., отд. 2) , Омск, 1892.

Архипастыри Тобольской епархии. (Тобольская епархия; ч. 2., отд. 1) , Омск, 1892.

Тобольский епархиальный адрес-календарь, изданный по распоряжению тобольского епархиального начальства на. [1895, 1897, 1901] г. , Тобольск, 1895-1901.

Скальский, К., cвящ. Омская епархия , Омск, 1900, 15.

Митрук, А. Н., Патерик Сибирских святых (Кандидатская диссертация), Машинопись, Загорск, ТСЛ, 1989, 56, 88.

Волков, В. М., Из истории духовного просвещения и духовной школы в Сибири , Тобольская епархия, Тобольск, 1993, 74.

Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (дневник, статьи, послания). К 40-летию со дня кончины , Новосибирск, 1996, 34, 108.

Абрамов, Николай Алексеевич, Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии , Тюмень, Софт Дизайн, 1998.

Статья Справочника РПЦ 2000-2004 :

Статьи Сибирской Православной газеты :

http://www.ihtus.ru/hi14.shtml – Семенов, Максим, диакон, “Первая епархия в Сибири”

http://www.ihtus.ru/d6.shtml – “Статистика” на 1.I.2000

http://www.ihtus.ru/112005/dv1.shtml – “15-летие возрождения Тобольско-Тюменской епархии”, пресс-конференция с архиепископом Тобольским Димитрием 5.XII.2005, _Сибирская Православная газета_, № 11, 2005

http://www.ihtus.ru/012007/st05.shtml – “Архиепископ Димитрий: ‘Церковь готова к сотрудничеству в духовно-нравственном воспитании”, 10.I.2007, № 1, 2007

[1] Волков, В. М., Из истории духовного просвещения и духовной школы в Сибири , Тобольская епархия, Тобольск, 1993, 74.

[2] Митрук, А. Н., Патерик Сибирских святых (Кандидатская диссертация), Машинопись, Загорск, ТСЛ, 1989, 56.

[3] “Краткая история Тобольской и Томской епархий”, Иркутские Епархиальные Ведомости , 1881, № 37, 451.

[4] Скальский, К., cвящ. Омская епархия , Омск, 1900, 15.

[5] Митрук, А. Н., Патерик Сибирских святых (Кандидатская диссертация), Машинопись, Загорск, ТСЛ, 1989, 88.

[6] Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (дневник, статьи, послания). К 40-летию со дня кончины , Новосибирск, 1996, 34, 108.

[7] С 1 марта 1654 года – «Сибирские митрополиты. именовались иногда «Тобольскими и всея Сибири». Дурново, _Иерархия. _, 340. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419

[9] “15-летие возрождения Тобольско-Тюменской епархии”, пресс-конференция с архиепископом Тобольским Димитрием 5.XII.2005, _Сибирская Православная газета_, № 11, 2005, http://www.ihtus.ru/112005/dv1.shtml

[10] По данным канцелярии епархиального управления. См. “Статистика”, _Сибирская Православная газета_, http://www.ihtus.ru/d6.shtml

[11] По статье _Справочника РПЦ 2000-2004_, http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=55

[12] “15-летие возрождения Тобольско-Тюменской епархии”, пресс-конференция с архиепископом Тобольским Димитрием 5.XII.2005, _Сибирская Православная газета_, № 11, 2005, http://www.ihtus.ru/112005/dv1.shtml

[13] “Архиепископ Димитрий: ‘Церковь готова к сотрудничеству в духовно-нравственном воспитании”, 10.I.2007, _Сибирская Православная газета_, № 1, 2007, http://www.ihtus.ru/012007/st05.shtml

[14] По Амвросию (Орнатскому) (_Ист. росс. пер._, т. 1, 109-113) – до 12 декабря 1625. По иным данным – с 8 сентября 1621. Фамилия иногда пишется ошибочно: Старорусенников. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419

[15] По другим данным – c 19 декабря. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419

[16] По Амвросию Орнатскому – с 4 февраля. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419

[17] По Амвросию (Орнатскому) – с 24 июля. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419

[18] Так по http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-tobolsk.html. По http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419 даны версии – с 21 апреля 1678; до 4 января 1692.

[19] Так по http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-tobolsk.html. По http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419 – до 23 марта 1700.

[20] В Сибири (на епархии) не был.

[21] Так по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419. По http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-tobolsk.html – в первый раз с 4 апреля 1702, во второй раз до 1720.

[22] По Амвросию (Орнатскому) – c декабря 1721. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419

[23] По другим даннм – Скребницкий, на епархию не прибыл. Так по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419. По http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-tobolsk.html – до 1741.

[24] Так по http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-tobolsk.html. По http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419 даны также версии – с 26 марта 1741; до 28 мая 1742, по Амвросию (Оратскому) – до 31 мая 1742.

[25] По другим данным – с 16 июля. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419

[26] По другим данным – до 1 августа. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419

[27] До другим данным – с 13 июня. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419

[28] До другим данным – до 31 марта. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419

[29] До другим данным – с 25 мая. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419

[30] Так по http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-tobolsk.html. По http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419 – до 4 октября.

[31] Так по http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-tobolsk.html. По http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419 – до 8 марта.

[32] По др. сведением на кафедре был до 1927 года

[33] Практические епархией не управлял. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419

[34] Проживал в ссылке в Краснодарком краю, единственный архиерей в Сибири, который мог совершать таинства. Вписан в диптихи Тобольской и Омской епархий как правящий.

[35] На епархии не был.

[36] Отказался от кафедры.

ДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: