Храм Михаила на Девичьем поле: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Храм Архангела Михаила при Клиниках на Девичьем поле, г.Москва

Собор Архангела Миха́ила и прочих Небесных Сил бесплотных празднуется ежегодно 21 ноября (8 ноября по старому стилю). Этот праздник не относится к числу великих и двунадесятых, но всегда был почитаем на Руси. В честь него строили храмы, а также называли города и селения. Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века.

История

Деревянный храм Архистратига Михаила в селе Тропарёве дважды перестраивался, последний раз в 1669 году. В конце XVII-го века на месте сгоревшего деревянного храма начали возводить каменный храм, который был закончен к 1694 году. Храм построен на средства Новодевичьего монастыря, которому тогда принадлежало село Тропарёво. Точных сведений об авторе проекта храма нет.

Судя по архитектуре, колокольня была сооружена раньше, в середине XVI века в стиле московского узорочья. 25 октября 1694 года (по старому стилю) был выдан антиминс (вместопрестольник, освящённый шёлковый или льняной плат, изображающий положение Христа во гроб, с зашитыми в него частичками мощей святых, на котором совершается литургия). Во время Отечественной войны 1812 года храм, хоть и не сильно, но всё же пострадал во время отступления войск Наполеона по Старокалужской дороге. В 1823 году церковь была отремонтирована.

В советские времена, в 1939 году храм закрыли, ограда была уничтожена, остались одни только ворота, внутренне убранство церкви было разорено, колокола сброшены и, впоследствии, за исключением одного, не возвращены. В 1960-е годы в помещении находился склад декораций «Мосфильма». В 1964 году архитекторами объединения «Мособлреставрация» было проведено обследование и реставрация глав храма. В конце 1970-х церковь была отреставрирована снаружи.

В 1988 году в ознаменование тысячелетия Крещения Руси вышло постановление московских властей о передаче церкви Архангела Михаила в пользование Московской Патриархии. Решение было принято не сразу, так как в это время здание было занято Московским художественным комбинатом. Освящение храма состоялась 23 февраля 1989 года (приурочено к празднику священномученика Харлампия).

В последующие годы были построены дом причта с крестильным храмом и библиотекой, воскресная школа, домики-киоски для продажи церковной утвари. На восточной стороне установлен памятный знак с фамилиями жителей села Тропарёво, погибших во время Великой Отечественной войны.

На территории подворья освящена часовня Св. Виталия. В часовне по окончании утреннего богослужения служится панихида.

Месторасположение постройки

Церковь Архангела Михаила на юго-западной окраине столицы известна как торжественное здание, возвышающееся над холмом. На протяжении нескольких столетий здесь фокусируется духовная жизнь района Тропарево.

Для села Тропарева всегда была характерна оживленность бойких перекрестков, дороги от которых уводят в западном направлении. Эта местность ранее принадлежала купцу, которого звали Иваном Тропарем. Впоследствии село стало принадлежать Новодевичьему монастырю. Так, в конце XVII — начале XVIII века появилась церковь Архангела Михаила на юго-западной околице.

Современное состояние

В настоящее время храм Архангела Михаила находится в ведении и подчинении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и имеет статус Патриаршего подворья.

При храме действуют:

  • Воскресная школа
  • Школа развития «Глаголь Добро» при Воскресной школе
  • Военно-патриотический клуб «Архистратиг»
  • Православный молодежный клуб «Неофит»

Описание

Своеобразием церкви является сочетание традиционной сельской церковной архитектуры с нетипично богатым оформлением фасада храма. Храм строился в конце XVII века, когда в церковной архитектуре происходил переход от украинского стиля (трёхглавие) к московскому, или нарышкинскому стилю (назван так, поскольку в имениях Нарышкиных были возведены церкви подобного типа). Храм имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого четверика с трёхчастной апсидой, трапезной (престолы Происхождения Честных древ Креста Господня и мученика Харлампия) и трехъярусной шатровой колокольни. Церковь выделяется удлинёнными пропорциями бесстолпного четверика, завершённого кокошниками, имитирующими закомары, и «глухими» двухъярусными барабанами глав. Окна обрамлены пышными резными наличниками, под ложными закомарами проведён широкий фриз, углы украшены колонками, такие же колонки разделяют полукружия апсид. Барабаны имеют восьмигранную форму, на бо́льшие нижние восьмерики, перекрытые небольшими куполами, поставлены миниатюрные восьмерики-барабаны, завершающиеся небольшими золотыми главками, также гранёными. Купола и кресты позолочены. Колокольня представляет собой два четверика, несущих восьмерик звона, увенчанный шатром с окнами-слухами. Колокольня расположена строго по канону − по оси над западным входом в храм. По своей композиции и набору декоративных деталей более тяготеет к архитектуре середины XVII века; возможно, она является самой ранней частью здания. Об этом же свидетельствует характер примыкания колокольни к кладке западной стены трапезной, осуществлённой с «перебивкой» карнизов. До сегодняшнего времени не дошли некоторые элементы архитектуры колокольни: колонки на столбах-опорах шатра, декоративные наличники слухов. Колокола отлиты специально для храма на одном из уральских заводов во время возрождения церкви в конце 80-х годов прошлого века, а один колокол сохранился с давних времён, подобранный и спрятанный прихожанами во время разрушения храма в конце 30-х годов. При сносе Тропарева колокол был сохранен и в дальнейшем передан в расположенный напротив храма Театр на Юго-Западе, где и хранился до 1989 года.

Когда проводятся богослужения

Для посещения богослужения можно выбрать такое время:

  • Литургия проводится ежедневно в будние дни с 8 часов утра.
  • Вечерняя проходит в 17 часов.
  • По воскресеньям проводят литургию два раза – рано утром (в 7:00) и позднее (в 10:00).
  • В воскресные и праздничные дни совершают таинство Всенощного Бдения. Оно начинается в 17 часов.

В случае возникновения некоторых изменений в расписании богослужений эту информацию можно найти на официальном сайте церкви. Сообщения систематически обновляются. Выше в статье уже указан адрес церкви Архангела Михаила на юго-западной окраине.

Этот храм ежедневно посещают многие прихожане, любуясь его внешним и внутренним убранством и обращаясь с молитвенными просьбами к Создателю.

Читайте также:
Храм Иоанна Предтечи в Ивановском: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Святыни

  • По обе стороны от Царских врат находятся списки с икон Донской Божией Матери, почитание которой проходит 1 сентября (19 августа по старому стилю) и Смоленской Божией Матери (Одигитрии), почитаемой 10 августа.
  • В храме хранится довольно редкая икона Святой благоверной княгини Анны Кашинской, супруги великого князя Михаила Ярославича, после смерти мужа постригшейся в монахини и переселившейся в город Кашин, в Успенский женский монастырь.
  • Икона Божией Матери «Достойно есть», почитаемой 24 июня
  • Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитаемой 18 мая
  • Икона Святителя Николая Чудотворца, память 22 мая и 19 декабря
  • Икона Святого Великомученика и Победоносца Георгия, память 6 мая
  • Икона Святой Блаженной Матроны Московской, память 2 мая
  • Икона с крестом мощевиком XVIII века. Все святые, чьи мощи хранятся в мощевике, изображены на самой иконе. Это Первоверховные Апостолы Петр и Павел, Апостол Иаков, Апостол и Архидиакон Стефан , Святители Николай Чудотворец и Иоанн Милостивый,благоверный великий князь Александр Невский и Прп. Даниил Московский, Прп. Сергий Радонежский, Прп. Александр Свирский, великомученик целитель Пантелеимон и многие другие.

Подведем итоги

Церковь Архангела Михаила на юго-западной околице Москвы – старинное здание, которое ранее принадлежало жителям села Тропарево. Со временем эта местность стала одним из городских районов. Сюда можно успешно добраться на автобусах и маршрутках из любого конца столицы.

Среди достопримечательностей этой церкви особенно выделяется мозаичное изображение Архистратига Михаила, смело выступающего на борьбу с силами тьмы. Также здесь хранятся различные изображения Богородицы.

Своим сегодняшним процветанием храм обязан настоятелю Георгию Студенову, силами которого церковь отстраивается и становится еще краше. Атмосфера церкви обеспечивает ее популярность среди прихожан.

Город-именинник

В XII веке новгородский архиепископ Иоанн основал в устье Северной Двины Миха́йло-Архангельский монастырь. Долгое время он был одним из центров Русского Севера.


Вид на Миха́йло-Архангельский монастырь с пристани, с юго-восточной стороны. Фотография 1880-х годов работы неизвестного фотографа

В 1548 году по приказанию царя Ивана IV воеводы Нащокин и Залешанин за одно лето построили вокруг монастыря крепость. Первоначально она называлась Новые Холмогоры. Но уже в 1596 году новый город был назван Архангельском, по имени обители.

Архангел Михаил — чиноначальник вышним Силам

Имя Михаил на еврейском значит «кто, как Бог». Архангел Миха́ил, по православному учению, является Начальником всех Небесных Сил бесплотных. Он именуется архистратигом (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. Следуя этой традиции, в Великих четьих-минеях митрополит Макарий пишет:

Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви».

По преданию Церкви, отраженному в текстах праздничной службы, Архангел Михаил многократно являлся людям еще во времена Ветхого завета — при выходе израильтян из Египта, переходе через Красное море. Он явился Исусу Наввину и передал ему повеление Божие взять Иерихон. Множество других случаев победоносной помощи Архангела Миха́ила описано в книгах церковных.


«Явление Михаила Исусу Наввину», миниатюра из «Менологий Василия II»

Из священного Писания и Предания известны также имена других Архангелов — по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле:

Архангел Гавриил — благовестник таин Божиих; Архангел Рафаил — врач болезней и путеводитель; Архангел Уриил — просвещает людей, побуждает их на молитву; Архангел Иегудиил — заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией; Архангел Варахиил — податель Божиих благодатей и хранитель чистоты души и тела; Архангел Салафиил — врач от болезни малярии и молитвенник к Богу о людях; Архангел Гефаил — возжигатель любви к Богу; Архангел Тахиил — помощник и защитник в бедах и напастях.

Библиотека Русской веры Канон святому Архангелу Михаилу

Тропарь, глас 4.

Небесных воинств Архистратиже, молим тя ныне мы недостойнии. Яко да твоими молитвами покрыеши нас кровом крилу, невещественыя ти славы. Сохраняющи нас молящихся прилежно, и вопиющих, от бед избави нас, яко чиноначалник вышним силам.

Кондак, глас 2.

Архистратиже Божии, и слуго божественыя славы. Ангелом начальниче, и наставниче человеком. Еже есть на пользу проси нам, велия милости, яко бесплотным Архистратиг.

Новости

Б. Пастернак Рождественская звезда

Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма.
Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи И зернышек проса, Смотрели с утеса Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе, И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой Соломы и сена Средь целой вселенной, Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочета Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары. И ослики в сбруе, один малорослей Другого, шажками спускались с горы. И странным виденьем грядущей поры Вставало вдали все пришедшее после. Все мысли веков, все мечты, все миры, Все будущее галерей и музеев, Все шалости фей, все дела чародеев, Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи, Все великолепье цветной мишуры… …Все злей и свирепей дул ветер из степи… …Все яблоки, все золотые шары.

Читайте также:
Высоко-Петровский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Часть пруда скрывали верхушки ольхи, Но часть было видно отлично отсюда Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи. Как шли вдоль запруды ослы и верблюды, Могли хорошо разглядеть пастухи. — Пойдемте со всеми, поклонимся чуду,- Сказали они, запахнув кожухи.

От шарканья по снегу сделалось жарко. По яркой поляне листами слюды Вели за хибарку босые следы. На эти следы, как на пламя огарка, Ворчали овчарки при свете звезды.

Морозная ночь походила на сказку, И кто-то с навьюженной снежной гряды Все время незримо входил в их ряды. Собаки брели, озираясь с опаской, И жались к подпаску, и ждали беды.

По той же дороге, чрез эту же местность Шло несколько ангелов в гуще толпы. Незримыми делала их бестелесность, Но шаг оставлял отпечаток стопы.

У камня толпилась орава народу. Светало. Означились кедров стволы. — А кто вы такие? — спросила Мария. — Мы племя пастушье и неба послы, Пришли вознести вам обоим хвалы. — Всем вместе нельзя. Подождите у входа. Средь серой, как пепел, предутренней мглы Топтались погонщики и овцеводы, Ругались со всадниками пешеходы, У выдолбленной водопойной колоды Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы, Последние звезды сметал с небосвода. И только волхвов из несметного сброда Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Михаила Архангела при клиниках на Девичьем поле, храм

История постройки

Церковь возводили в период с 1894 по 1897 гг., главным архитектором этого проекта был А. Мейснер. В 1911 г. к центральной части пристроили два дополнительных придела. Южный освятили в честь князя А. Невского, северный — во славу великомученицы Екатерины.


Храм Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле в Москве

Новоявленная церковь стала домовой, её основными прихожанами были врачи клинического городка МГУ, студенты, больные и рабочий персонал. Однако сюда все чаще приходили православные верующие с близлежащих улиц. Здесь молились о тех людях, кто пожертвовал большое количество денег на строительство хороших лечебных заведений на Девичьем поле.

  • В 1903 г. в часовне Д. Прилуцкого, которая располагалась в конце главной аллеи медицинского городка, совершили дополнительные модификации, чтобы в ней было просторнее и удобнее проводить ритуал отпевания. Идея эта зародилась у местного купца Д. Сторожева, который подал прошение о разрешении для перестройки за счет собственного финансирования. Он хотел, чтобы родственники почивших в стенах больницы могли без лишних затрат денег и времени совершить обряд отпевания сразу после Божественной Литургии. Вопрос рассматривал Священный Синод, задумку благословили уже после того, как благотворитель Д. Сторожев скончался.
  • В 1903 г. архитектор Б. Кожевников сумел расширить изначально небольшую часовню и установил с востока алтарь. Освящение в честь святого Дмитрия проходило в день, когда Вселенская Церковь вспоминает имя преподобного Сергия Радонежского, высокочтимого всем русским народом.
  • Божий дом расположен рядом с центральным входом в клинический городок, недалеко от здания акушерства. Изначально новорожденных сразу же крестили в храме архистратига Михаила. По замыслу проектировщиков, церковь становилась прообразом начало жизни, как в физическом отношении, так и в духовном.


Центральный иконостас церкви Михаила Архангела

  • В конце же центральной аллеи клинического городка находилась поминальная церковь, освященная во славу Д. Прилуцкого, где производился ритуал отпевания умерших в больницах. Таким образом, этот бульвар называли «аллеей жизни», она символично начиналась и заканчивалась православной постройкой.
  • Интересно! Местность под названием Девичье поле знакома русскому народу с давних времен. Предание гласит: в период монгольского ига ханы силой собирали здесь девушек Отечества и пленили лучших в качестве дани. Отсюда и пошло название местности.
    В 1456 г. здесь проходил крестный ход с иконой Богоматери «Одигитрия» из Благовещенского Кремля в родной для неё Смоленск. По этому случаю в столице основали Новодевичий монастырь.

    Михаила Архангела при клиниках на Девичьем поле, храм

    Центрального Благочиния
    13 сентября, 2018

    Приход храма Архистратига Михаила при клиниках на Девичьем поле.

    Адрес: 119435, Москва, ул. Еланского 2а. Эл. почта:, Сайт храма: www.hramnadevichiem.ru Телефон/факс:

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Приход храма Архистратига Михаила при клиниках на Девичьем поле известен с 1897 года.

    Современное здание трехпрестольного храма построено в 1897 году. Архитектор М.И. Никифоров.

    В 1911 г. обустроены и освящены боковые пределы храма

    Главный престол освящён во имя Архистратига Михаила, боковые приделы — в честь великомученицы Екатерины и благоверного князя Александра Невского.

    В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1931 году.

    В 1977 году предпринимались попытки храм снести.

    В 1990 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, в том же году приход начал восстановление здания храма.

    22 ноября 1997 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил малое освящения храма, а 19 сентября 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма.

    СВЯТЫНИ ХРАМА

    Два ковчега и иконы с мощами святых Вселенской Церкви.

    БОГОСЛУЖЕНИЕ

    В субботу и в будние дни (в которые совершается служба), а также в дни двунадесятых и великих праздников начало Божественной литургии в 8.00, накануне вечернее Богослужение в 17.00. В воскресенье служба начинается в 8.40. По понедельникам в 14.30 служатся молебны с акафистом.

    Читайте также:
    Казанский монастырь в Вышнем Волочеке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

    ДУХОВЕНСТВО

    Протоиерей Андрей Александрович ШУМИЛОВ, настоятель. Родился 28 января 1968 года. Образование: МАИ им. Серго Орджоникидзе, Московская Духовная Академия. 07 ноября 1993 года рукоположен в сан диакона. 20 марта 1994 года рукоположен в сан священника. 16 июня 1999 года назначен настоятелем храма.

    Протоиерей Александр Юрьевич ЗИМИНОВ Родился 22 декабря 1958 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 04 ноября 1992 года рукоположен в сан диакона. 03 марта 1996 года рукоположен в сан священника.

    Иерей Алексей Владимирович ГАРКУША Родился 26 июня 1982 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 02 мая 2006 года рукоположен в сан диакона. 12 апреля 2007 года рукоположен в сан священника.

    Иерей Константин Николаевич КАБАНОВ Родился 19 марта 1983 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 28 июня 2009 года рукоположен в сан диакона. 14 мая 2010 года рукоположен в сан священника.

    Протодиакон Леонид Юрьевич КАЮРОВ Родился 08 ноября 1956 года. Образование: ВГИК, Московская Духовная Семинария. 02 декабря 1990 года рукоположен в сан диакона. 14 марта 2010 года возведён в сан протодиакона.

    Диакон Иван Андреевич ЗУЕВ Родился 30 июля1986 года. Образование: Санкт-Петербургская православная духовная академия. 12 августа 2013 года рукоположен в сан диакона.

    СХЕМА ПРОЕЗДА

    Выход из ст. метро «Киевская», далее к Москве-реке через пешеходный мост «Богдана Хмельницкого» и прямо до Труженникова переулка или до ул. Плющиха поворачиваем направо и прямо до храма (всего примерно 15 мин.)

    Выход из станции метро «Фрунзенская

    «, 10 минут неспешной ходьбы по переулку Хользунова

    Советское время

    В 1918 г. церковь Михаила упразднили, имущество общины передали во владение государства. Спустя четыре года все ценности церкви изъяли, а также отобрали принадлежность к медицинскому университету. В 1931 г. Божий дом закрыли, несмотря на все протесты местного православного населения. Общине храма отказали в управлении зданием потому, что оно располагалось на территории общественных учреждений, — это противоречило внутренней политике советских чиновников.

    Сперва здание церкви использовали в качестве библиотеки, через время здесь устроили спортивный зал, а после этого — аптеку, склад и музей поочередно. Постройку модифицировали, желая избавиться от образа религиозной наследственности. Вскоре были снесены шатровые главы и колокольня, сделаны новые оконные проемы, устроены перегородки.


    Интерьер храма Архангела Михаила

    В конце 1980-х правительство приступило к осуществлению плана по сносу здания, уничтожение культурного памятника остановили титаническими усилиями народа.

    Современное состояние

    Церковная жизнь в стены храма Михаила вернулась в начале 90-х гг. XX столетия. Деятельным инициатором этого процесса стар профессор М. Пальцев, который предложил передать два православных строения в управление РПЦ. После этого в зданиях начались восстановительные работы.

    В 1997 г. на торжество 100-летия клинического городка церковь архистратига Михаила посетило российское правительство. В этот же период патриарх Алексий II провел малый обряд освящения реконструированной церкви.

    Великое освящение прошло в 2002 г., этот день ознаменовал возвращение много претерпевшего православного храма Вселенской Церкви.


    Богослужение в Храме Михаила Архангела на Девичьем поле

    Божий дом не потерял свой индивидуальный характер, сюда по-прежнему приходят пациенты клиник, врачи, студенты медицинского университета и простые прихожане. «Аллея жизни» также была полностью реконструирована. Община оказывает помощь сиротским приютам, многодетным семьям и людям, попавшим в неблагоприятную обстановку.

    Храм Михаила Архангела при клиниках на Девичьем поле

    Храм Михаила Архангела при клиниках на Девичьем поле


    изначально был связан с историей Клинического городка, построенного как научно-практическая часть медицинского факультета Московского университета. Городок на Девичьем поле в предместье Москвы начали строить в конце 1887 г., а в 1893 г. один из ведущих профессоров кафедры акушерства – Александр Матвеевич Макеев – просит принять 100 тыс. руб. в качестве дара на строительство храма, приложив к прошению оригинальный проект архитектора Никифорова, строившего тут же акушерскую клинику. Попавший на стол императора Александра III, проект получил Высочайшее одобрение, и строительство церкви на 650 человек и дома для причта было начато.

    На свободном месте был выстроен пятиглавый храм по образцу московской шатровой архитектуры XVII в. Так получилось, что «свободным» на тот момент была площадка в начале аллеи возле акушерской клиники, где на свет появлялись новые люди, которых зачастую тут же и крестили. В другом же конце аллеи стояла часовня для отпевания умиравших в клинике, что позволило называть ее «аллеей жизни». Архитектура церкви довольно интересна. Построенный в конце XIX в. храм имел черты, свойственные церковному зодчеству Смутного времени, переосмысленные Никифоровым в духе современности.

    2 ноября 1897 г. новая церковь при клиниках была освящена в честь архистратига Божия Михаила. Это было волеизъявлением жертвователя, имевшего брата, также доктора, небесным покровителем которого был архангел Михаил. Несколько позже, в 1911 г., к храму были пристроены приделы в честь вмц. Екатерины, покровительницы сестры Макеева, и св. кн. Александра Невского, покровителя самого доктора. Профессор в течение всей своей жизни не переставал заботиться о храме, жертвуя украшения и деньги на благоустройство. Он считал очень важным, чтобы студенты «обращали взоры» не только к храму знаний, но и к другому храму, поскольку не одна наука возвышает и просвещает ум и душу («не хлебом единым жив человек»).

    Храм Михаила Архангела при клиниках на Девичьем поле не пустовал. Больные, врачи, медперсонал, жители прилегающих улиц молились рядом. Здесь отпевали и жертв революции 1905 г.

    Читайте также:
    Псково-Печерский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

    Обезглавленный храм. Фото ок.1931-1948 гг.

    Вторая русская революция, 1917 г., не принесла храму ничего хорошего. В 1922 г. изъяли все более-менее ценное – все, что жертвовали профессор Макеев и другие доктора, а в 1931 г. вообще закрыли. В течение последующих лет снесли воздушные, стремящиеся в небо, шатровые главы и колокольню, набили окон, наделали перегородок. В начале 1970-х годов храм хотели вообще снести, поскольку Мединститут, владелец клиник, требовал очистить место под пищеблок, даже начал разборку стен. Только вмешательство общественности, в том числе, нескольких именитых архитекторов, не позволило уничтожить старинные стены здания.


    В запущенном полуразрушенном виде церковь терпеливо ждала возрождения и дождалась-таки – в 1992 г. Уже в честь 100-летия Клинического городка в ноябре 1997 г. Патриарх Алексий II совершил малое освящение возрожденного храма, а по окончании реставрационных работ – 19 сентября 2002 г. – великое. Еще в конце XIX в. этот храм причислялся к одним из лучших в Москве, сейчас же он вновь восстал во всем великолепии. Внутреннее убранство мало уступает внешнему, а святыни так же почитаемы, как и прежде.

    Свято-Введенский Толгский женский монастырь Официальный сайт

    Продолжительность молитв угодников Божиих не от многоглаголания, но от обильных духовных ощущений.

    Свт. Игнатий Брянчанинов

    Новости

    Храмы

    В настоящее время в Толгской обители пять действующих храмов. В летнее время богослужения совершаются в Введенском соборе, в осенне-зимнее время в Крестовоздвиженском храме. Одностолпная палата Крестовоздвиженского храма, в которой находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери открыта ежедневно. Остальные святыни монастыря (мощи свт. Игнатия Брянчанинова, мощевики) переносятся в летнее время в Введенский собор, в осенне-зимнее время в Крестовоздвиженский храм.

    Введенский собор

    Построен в 1681–1683 гг. Освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. (большей частью восстановлена).

    Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.

    Богослужения в Введенском соборе совершаются только в летнее время.

    Храм в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня

    Крестовоздвиженский храмПостроен в 1625 г. Самый древний из монастырских храмов.

    Престолы: главный: Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, северный — Толгской иконы Божией Матери.

    Святыни: В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери.

    Богослужения в Крестовоздвиженском храме совершаются в осенне-зимнее время.

    Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая

    Построен в 1672 году.

    Престол: главный — в честь святителя Николая Чудотворца.

    Богослужения в храме совершаются по четвергам, если нет полиелея.

    Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский)

    Построен в конце XVII — начале XVIII века.

    Престол: главный — в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

    В храме круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.

    Храм в честь святой великомученицы Варвары

    Построен в 2006 году в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма.

    Престол: главный — в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы Матушки Игумении.

    Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная)

    Построена в 1893 г. на месте убиения поляками 46 иноков в Смутное время. Ежегодно в день убиения иноков 31 (18 ст. ст.) мая совершается панихида.

    Колокольня

    Построена в 1683 г.

    © 2013—2021. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Официальный сайт.
    При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

    Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле

    На берегу прекрасной реки Толги возвышается величавая белоснежная обитель — женская Введенская обитель. Сердце наполняется трепетом и благоговением при первых шагах на святой территории.

    Свято-Введенский Толгский женский монастырь — святыня православия, хранящий христианские ценности с начала четырнадцатого века и поныне дарующий верующим чудеса спасения.

    Исторические сведения о женской обители на Толге

    Место христианской святыни было указано Самой Богородицей. В 1314 году епископ Трифон, служивший в ростовской епархии, объезжал вверенные ему владения. Во время одной остановки, когда священникам пришлось ночевать на берегу реки Толги, недалеко от Ярославля, епископ Трифон был разбужен ярким светом, изливающимся из противоположного берега.

    От одного берега к другому появился чудный мост, по которому священник подошел к светящемуся столпу и обнаружил в нем висящую в воздухе икону Божьей Матери с Младенцем. После долгой молитвы епископ возвратился в шатер, решив промолчать об увиденном.

    Другие православные монастыри Ярославля:

    Однако наутро он не обнаружил своего посоха, и послал за ним на лодке монахов, которые привезли икону и посох, он лежал около святого лика Богородицы. Святитель Трифон благословил строительство на святом месте явления Богородицы деревянного храма, который был возведен чудесным образом за один людьми, они буквально стекались толпами с ближайших мест.

    Интересно! Чудодейственная сила святого места проявилась сразу после освящения церкви, все больные, принимающие участие в строительстве, были исцелены.

    По благословению епископа постепенно здесь возник мужской монастырь.

    • В 1392 году Толгская икона Богородицы стала мироточить, помазание целебным елеем дало исцеление больным.
    • Вскоре сильный пожар уничтожил все постройки, и паломники скорбели о сгоревшей, как они думали, иконе. Чудеснейшим образом божественный лик был перенесен в лес, и дал знать о себе необычным ярким свечением. Мужской монастырь потихоньку восстановился.
    • В 1553 году, по повелению царя Ивана Грозного, получившего исцеление ног после молитвы у чудотворной иконы, стали возводить каменные постройки. Игуменом нового монастыря стал игумен Феодосий.
    • Через 50 лет поляки осквернили и разграбили святыню. Однако икона Богородицы снова чудным образом была спасена, чтобы в 1612 году явиться свою целительную силу при спасении города от чумы.
    Читайте также:
    Храм Иоанна Предтечи в Калуге: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, святыни

    Игумен Гордиан в начале восемнадцатого века практически завершил строительство мужской обители, ансамбль которого мы видим в настоящее время.

    Им были закончены:

    • Святые ворота;
    • церковь Николая Угодника;
    • наполненная величием Введенская церковь;
    • трехъярусная колокольня.

    В XVIII веке монастырский ансамбль украсила его жемчужина — храм Нерукотворного Образа Спасителя, величественное строение с золотыми куполами.

    Церковь Воздвижения Креста Господнего и поныне дарует прихожанам и паломникам чудеса духовного и физического спасения.

    В 1914 году все здания ярославской святыни были тщательно отреставрированы для празднования 100-летия обители, однако, ее упразднили в 1917, а в 1929 году закрыли Советы.

    Постепенно помещения с бесценными фресками стали жильем для обычных граждан, затем здесь обосновалась детская колония. Пришельцы окончательно были выселены только в 1986 году, а христианская святыня стала первым на территории России женским монастырем.

    Временные трудности, полуразрушенные постройки не испугали первых монахинь.

    К восставшему из руин Свято-Введенскому монастырю постоянно направляются паломники, немощные, скорбящие люди прибегают к защите верной Заступнице, Толгской иконе Богоматери с Младенцем, получая по вере своей исцеления и вспоможения в бедах.

    29 июля 1988 года в честь перенесения на территорию монастырского подворья мощей преподобного Игнатия (Брянчанинова) была совершена первая Торжественная Литургия, а 25 сентября того же года настоятельницей Толгского женского монастыря стала игуменья Варвара (Третьяк).

    Современное состояние Толгской святыни

    Теплый Крестовоздвиженский храм стал основным хранителем христианских святынь обители. В нем можно поклониться Толгской иконе Богородицы и помолиться у раки со святыми мощами Святителя Игнатия, святым Киево-Печерской лавры и другим.

    Подклеть храма украшает церковь святой Варвары, построенная в честь 1700-летия смерти мученицы. Там же находится библиотека обители.

    Введенская церковь считается летней, в зимнее время там богослужения проводятся редко. Постройки этого храма датируются 1683-1690 годами, сбереглась даже монументальная табличка с датой освящения храма в честь праздника Введения во храм Богородицы.

    Из-за своей малой вместимости в Спасской и Никольской церкви, расписанных руками самих монахинь, не часто проводятся богослужения.

    На заметку! Юго-восточную часть Монастырского подворья украшает знаменитая кедровая роща, благодаря которой Толгская обитель считается самой благоустроенной среди подобных монастырских строений.

    Предание гласит, что кедровая роща появилась в XVI столетии. Для питания деревьев водой были вырыты пруды, которые в настоящее время засохли. Посаженные полукругом в 2 ряда кедры образовали высокую стену.

    Монахини с любовью насаждают в саду дорогостоящие растения и цветы, создавая настоящий заповедник.

    В 1893 году этим садом был очарован будущий царь Николай Второй.

    Внимание! В настоящее время попасть в кедровый рай можно только с экскурсией, для всех желающих кедровая роща открыта один день в году, 21 августа, дата, когда была явлена Толгская икона Божьей матери.

    Духовенство и правительство России оказываются поддержку Толгскому Введенскому монастырю. Сам Патриарх Всея Руси Алексий Второй 4 раза в разное время проводил богослужения в храмах обители:

    • 13 мая 1993 года — молебен в Свято-Введенском храме у раки святого Игнатия;
    • 17 декабря 1993 года — литургия в церкви святой великомученицы Варвары в день ее поминовения;
    • 21 августа 1994 года — Торжественная литургия в честь 680-летия монастыря;
    • 21 августа 1997 года — 10-летие церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста и освящение креста для нее.

    Святыни Толгской обители

    Освящен Толгский женский монастырь Ярославля ризой Пресвятой Богоматери, частью Туринской плащаницы и частицей от хитона Иоанна Крестителя.

    • Святой образ Толгской Божьей матери остается основной святыней Введенской обители. Доступ в одностолпную палату при Крестовоздвиженской церкви открыт ежедневно для всех желающих помолиться с 6 утра до 8 часов вечера.
    • При распятии Христа воины сняли с Иисуса ризу и бросали жребий, кому она достанется. Частица Божьей святыни открыта для поклонения христианам, которые могут к ней приложиться.
    • К мощам святителя Игнатия летом паломники идут во Введенский собор, а зимой в храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста.
    • С особой трепетностью молятся паломники около гвоздя, который был вбит в Спасителя при распятии.

    Паломников привлекают чудотворные иконы святых с их частицами мощей, расположенные в пяти церквях обители.

    Основные престольные праздники

    Настоящее паломничество верующих начинается в дни престольных праздников.

    • 21 августа в день явления Толгского святого образа Божьей Матери службу ведет епархиальный правящий архиерей.
    • 4 декабря в день введения Богородицы в храм отмечает свой храмовый празднику Введенский собор.
    • 19 декабря — день памяти Николая Чудотворца, богослужения ведутся в одноименном соборе.

    По свидетельству монахинь, именно в эти дни происходят наиболее часто чудеса исцелений.

    Исцеления Свято-Введенской обители

    В святую обитель приезжают как верующие люди, так и экскурсанты. Первые едут за благодатью Божьей, вторые полюбоваться архитектурной красотой древних строений.

    Независимо от религиозного воспитания, каждый человек, посещающий храмовый святой комплекс, наполняется особым миром, покоем, которым пропитан каждый камень, и тайной надеждой получить благодать в решении жизненных вопросов.

    • Статья в местной газете Ярославля в 1995 году потрясла население города. Жительница Волгограда через прессу благодарила Божью Матерь и Спасителя за исцеление внука, у которого рос второй горб. После помазания елеем с лампадки святого образа Богородицы мальчик стал полностью здоров. Чудо восстановления позвоночника подтвердили и врачи.
    • Через пять лет в 2001 году снова из Волгограда приехал к святыне юноша, Игорь передвигался на костылях, а вышел из собора своими ногами.
    • Житель Москвы Чунаев В. Страдал от болезни сердца, врачи настаивали на операции. Чудный Спаситель и Целитель услышал горячие молитвы мужчины и восстановил сердечные мышцы.
    • Мария Б. приехала в Ярославль из Питера, после приложения к Ризе Богородицы ее травмированная рука с неподвижными пальцами начала нормально работать.
    • В 2006 году Мария Зорина из Иваново после омовения рук монастырской водой заметила, что исчезла бородавка на руке, которую необходимо было удалять хирургическим путем.
    • Много лет страдала от себореи москвичка Ольга. Врачи только бессильно разводили руками, а после посещения ярославской святыни болезнь исчезла в течение дня.
    Читайте также:
    Свято-Климентовский мужской монастырь в Инкермане: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

    Свидетельства исцелений душевных и физических можно перечислять до бесконечности.

    Информация для паломников

    Богослужения по четвергам проходят в соборе Николая Чудотворца, освященного в 1672 году.

    Круглосуточно читается Псалтырь в Спасской церкви Нерукотворного Образа Спасителя.

    В 1893 году поляками было убито много иноков, панихида по которым читается 31 мая в часовне Убиенных в Смутное время.

    Вход для поклонения в Свято-Толгский монастырь открыт для лиц как женского, так и мужского пола.

    Внимание! К паломникам предъявляется требование в одежде. Мужчины должны быть в рубашках и длинных брюках, женщины — в одежде, закрывающей руки, ноги, но не в брюках, с покрытой головой.

    Как добраться

    Летом добраться до обители легче всего теплоходом, который ходит от Речного вокзала.

    В другое время года паломники могут доехать от железнодорожного вокзала на маршрутке под номером 93Г. Ехать нужно до Железнодорожной остановки села Толгоболь, после чего предстоит дорога длиной в 2 километра.

    От Ярославской Красной площади ходят троллейбусы 21 и 34 до той же остановки, и также надо будет идти пешком. Это надо учесть больным, престарелым и посетителям монастыря с детьми.

    Расписание богослужений

    Ежедневно в 5,30 начинается молебен перед святыней монастыря, его хранительницей, святым ликом Толгской Богоматери:

    • 6.00 — звучат утренние молитвы и акафист этого дня.
    • 7.00 — начинается Литургия.
    • 17.00 — вечерняя служба.

    В праздничные и воскресные дни чтение утренних молитв и Божественной литургии сдвигается на час, начинаясь соответственно в 7 и 8 часов утра.

    После полуночницы начинается исповедь и причастие.

    Толгский женский монастырь

    Свято-Введенский Толгский монастырь основан в XIV веке, известен своей святыней — Толгской иконой Божией Матери. Расположен в Ярославле на левом берегу Волги. Принадлежит Ярославской епархии Русской Православной Церкви.

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Современное состояние
    • 3 Архитектура
    • 4 Святые
    • 5 Святыни
    • 6 Престольные праздники
    • 7 Фото
    • 8 Видео
    • 9 Как добраться
    • 10 Расписание богослужений
    • 11 Информация для паломников
    • 12 Ссылки

    История [ править ]

    Свято-Введенский Толгский монастырь был основан в XIV веке епископом Ростовским Прохором при Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче.

    Епископ Прохор (в схиме Трифон), возвращаясь по Волге в Ярославль из Белозерской страны, 7 августа 1314 года вместе с бывшими при нем священниками остановился ночевать на правом берегу Волги в 8 верстах от Ярославля. В полночь святитель, пробудившись от сна, увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку.

    Утром 8 августа на этом месте была обретена икона Пресвятой Богородицы. На месте явления чудотворного образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу…». К полудню здесь была построена церковь, а к вечеру владыка Прохор освятил ее во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В церковь был внесен образ Божией Матери, названный «Толгским» по небольшой речке Толге, протекавшей в том месте и впадавшей в Волгу. Тогда же было установлено празднование явления Богородицы — в восьмой день августа. В тот же день при архипастырь благословил быть при церкви монастырю и определил в него настоятеля-игумена.

    16 сентября 1392 года в Толгской обители было явлено чудо истечения от иконы Богоматери цельбоносного мира. Многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся миром, получили исцеление.

    В начале XV века в монастыре произошел большой пожар. Сгорели кельи, ограда, пламя мгновенно объяло и церковь. Насельники ничего не смогли спасти из церковной утвари. Но когда пожар окончился, святую икону обрели вне монастыря, в лесу, совершенно невредимую и сияющую светом. Обитель не прекратила своего существования, что случалось после пожаров со множеством тогдашних монастырей.

    В 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный. Поводом к посещению было путешествие царя на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни его ног. На обратном пути царь остановился у Толги. Он много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Ноги у него укрепились и он смог встать с кресла, на котором его носили. Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм, который был впоследствии возведен при игумене Феодосии.

    В Смутное время Толгская обитель была полностью разорена, однако чудотворная икона уцелела. 1612 год отмечен в летописи монастыря древнейшим из известных крестных ходов с Толгской иконой Богородицы в Ярославль, назначенный тогда сборным пунктом для народных ополчений, собиравшихся для спасения Москвы и Русского государства. От чрезвычайного стечения народа в городе началось моровое поветрие, гибли тысячи людей. Князь Дмитрий Пожарский, духовенство и власти города решили обратиться за помощью ко всегдашней Заступнице земли Русской и послали за Ее чудотворной иконой в Толгский монастырь. Чудотворная икона была принесена и после всеградского крестного хода с ней болезнь утихла.

    Ужасные стихийные бедствия — голод, моровая язва, великие пожары посещали Ярославль неоднократно. После поразительной благодатной помощи, полученной в тяжких бедах, постигших Ярославль в 1654-1657 годах, жители города исходатайствовали установление ежегодного крестного хода с чудотворной Толгской иконой в Ярославль.

    Бурный расцвет обители в последней четверти XVII века связан с именем игумена Гордиана, при котором была завершена постройка святых монастырских врат и возведена величественная Введенская соборная церковь на месте древней маловместительной и уже обветшавшей. Игумен Гордиан скончался в 1700 году и погребен при северо-западной стене алтаря сооруженного им соборного монастырского храма.

    Читайте также:
    Церковь Покрова Богородицы в Нижней Ореанде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Под соборным храмом находится также усыпальница почетных граждан города, которые при жизни своей вносили пожертвования в святую обитель, а также представители знаменитых древних боярских родов: Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Мельгуновы и другие.

    Монастырь обнесен каменной оградой, в которой устроено девять башен. Точное время ее построения неизвестно, предположительно — конец XVII века. К тому же времени или к началу XVIII века относят и сооружение еще одной церкви на территории монастыря – в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Церковь эта отличается своеобразным куполом. К ней был пристроен двухэтажный корпус, в котором по распоряжению светских властей с 1757 года жили на пропитании военные обер-, унтер-офицеры и рядовые, неспособные к службе. С 1793 года корпус обращен в монастырскую больницу, отчего и храм назывался больничным. В 1806 году в этом корпусе были размещены классы духовного училища, потом семинария, потом уездно-приходское училище.

    В XVIII —– нач. XX века. обитель не раз посещали члены царской семьи. В 1763 году здесь была императрица Екатерина Великая, в 1913 году Толгский монастырь посетил император Николай II вместе со своим семейством.

    В 1914 году обитель отметила 600-летний юбилей. Юбилейные торжества возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский, новомученик, †1928г).

    В 1928 году монастырь был закрыт. В 1932 году кельи были переданы для расселения горожан.

    Возрождение обители началось в 1987 году.

    Современное состояние [ править ]

    26 мая 1988 года возрождающаяся Толгская обитель праздновала радостное событие — обретение и перенесение честных мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), почивающих в монастыре по сей день.

    29 июля 1988 года во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена архиерейским чином праздничная Божественная литургия.

    В сентябре 1988 года Толгский монастырь был передан верующим. По решению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая за многие десятилетия и на тот момент единственная в России женская обитель (после 1917 года на территории РСФСР были постепенно закрыты все православные женские монастыри).

    Архитектура [ править ]

    На территории монастыря действуют следующие храмы:

    • Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1681-1683 гг.), летний. Престол освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном 20 августа 1992 года. Южный придел собора — в честь ярославских чудотворцев, благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина — освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом 25 сентября 2009 года.
    • Крестовоздвиженский храм (1625 г.), зимний. Престолы храма и северного предела в честь Толгской иконы Божией Матери освящены 26 сентября 1999 года архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем.
    • Храм в честь святой великомученицы Варвары. Устроен в 2006 году в восточной части подклета Крестовоздвиженского храма. Престол освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом 16 декабря 2006 года.
    • Спасский храм, в честь Нерукотворного Образа Спасителя (нач. XVIII в.). Престол освящен 29 июля 1988 года архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном.
    • Никольский (надвратный) храм (1672 г.). Престол освящен 16 мая 1997 года архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем.

    Святые [ править ]

    Святыни [ править ]

    • частица Ризы Господней
    • частица Гвоздя, которым был распят Господь наш Иисус Христос
    • частица Ризы Пресвятой Богородицы
    • чудотворная икона Божией Матери «Толгская»
    • частица Туринской плащаницы
    • частица хитона Крестителя Господня Иоанна
    • икона Божией Матери «Знамение»
    • мощи святителя Игнатия (Брянчанинова)
    • частицы мощей 12 апостолов
    • частица мощей святителя Николая чудотворца
    • частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского и его башмачок
    • частицы мощей мучеников младенцев Вифлеемских
    • частица мощей Григория Богослова
    • частица мощей преподобного Сергия Радонежского
    • частица мощей великомученицы Варвары
    • частицы мощей бессребреников Космы и Дамиана
    • частица мощей мученика царя Стефана Дечанского
    • частицы мощей благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев
    • частицы мощей Киево-Печерских святых
    • икона с частицей мощей святителя Феодосия Черниговского
    • икона с частицей мощей святителя Питирима Тамбовского
    • икона с частицей мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого
    • икона с частицами мощей мученика Иоанна Воина и великомученика Никиты
    • икона с частицей мощей мученицы Наталии
    • икона с частицей мощей священомученика Илариона (Троицкого)
    • икона с частицей мощей преподобного Лаврентия Черниговского
    • икона с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского
    • икона с частицей мощей блаженной Матроны Московской
    • икона с частицей мощей благоверного царевича Димитрия Угличского

    Престольные праздники [ править ]

    • Толгской иконы Божией Матери (21 августа)
    • Воздвижения Креста Господня (27 сентября)
    • свт. Николая Чудотворца (22 мая, 11 августа, 19 декабря)
    • св. кн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина (18 марта и 2 октября)
    • Спаса Нерукотворного (29 августа).

    Фото [ править ]

    Видео [ править ]

    Как добраться [ править ]

    Как доехать до Свято-Введенского Толгского монастыря в Ярославле: от остановки «Красная площадь» до Толгского монастыря на автобусном маршруте № 34; от железнодорожного вокзала Ярославля на маршрутном такси № 93 Г до остановки «Улица Железнодорожная села Толгоболь». Далее пешком до монастыря около 2 км; от железнодорожного вокзала Ярославля на троллейбусе № 1 до остановки «Красная площадь», перейти на другую остановку на автобусный маршрут № 21, № 21к, № 34 или на маршрутное такси № 93 до остановки «Улица Железнодорожная села Толгоболь». Далее пешком до монастыря около 2 км.

    Как доехать до Свято-Введенского Толгского монастыря из Москвы: от Ярославского вокзала Москвы (ст. м. «Комсомольская») до Ярославля в дневное время можно добраться на поездах дальнего следования Ярославского направления, расписание см. на вокзале; от Центрального Автовокзала Москвы (ст. м. «Щелковская») на автобусе Москва — Ярославль.

    Читайте также:
    Георгиевский собор Юрьева монастыря: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Более подробная информация представлена на сайте монастыря.

    Адрес: 150034, г. Ярославль, пос. Толга, 1, Толгский монастырь

    Расписание богослужений [ править ]

    в 6:00 утренние молитвы, полунощница, акафист (если накануне была простая служба, богослужение начинается в 5:30 молебном перед Толгской иконой Божией Матери);

    в 7:00 Божественная Литургия;

    в 17:00 вечернее богослужение;

    В воскресные дни:

    в 7:00 утренние молитвы, полунощница, акафист;

    в 8:00 Божественная Литургия;

    в 17:00 вечернее богослужение.

    Если нет полиелея за вечерним богослужением поется акафист:

    В воскресенье Толгской иконе Божией Матери, в понедельник святителю Игнатию Брянчанинову, в четверг святителю Николаю Чудотворцу.

    Исповедь совершается ежедневно после полунощницы.

    Информация для паломников [ править ]

    Приезжающим в Свято-Введенский Толгский женский монастырь паломникам предоставляется возможность поселения. Паломнические корпуса отремонтированы, имеют комнаты на 5–7–9–12 человек и несколько 1–2–3 местных комнат.

    Пожертвование за проживание и питание по договоренности.

    Возможно проживание и питание с несением послушания в монастыре.

    При поселении необходимо иметь при себе паспорт.

    Предварительное бронирование мест производится по телефонам:

    • для организованных групп: 8 (905) 633–99–59
    • для индивидуальных паломников: 8 (962) 214–81–87
    • заказ экскурсий: 8 (910) 815–12–81

    Группы обязаны заранее предупреждать о своем прибытии.

    Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле

    История Толгского монастыря в Ярославле

    Свято-Введенская обитель была учреждена в начале XIV столетия святителем Прохором, носившим тогда сан епископа. По пути к Ярославлю преподобный остановился на ночь недалеко от города. Внезапно проснувшись ото сна, он увидел большой столп света, исходящий с другого берега Волги. Утром на том месте был обретен святой лик Пресвятой Девы Марии, а к полудню возведена первая церковь во имя Богородицы. Вскоре было дано благословение на построение Свято-Введенского монастыря и назначен настоятель.

    Свято-Введенская обитель была основана в XIV столетии

    16 сентября 1392 года образ Божьей Матери замироточил, и к нему потянулись паломники. Однако уже через несколько лет лавра сильно пострадала от пожара. Единственной сохранившейся святыней была чудотворная икона, которую повторно обрели за стенами обители в кедровой роще. Сам скит не упразднили, как многие с такой же судьбой, а отстроили заново.

    В середине XVI столетия Толгский монастырь посетил Иоанн Грозный. Царь, у которого на тот момент были скованны болезнью ноги, долго молился перед святым образом, слезно прося Богородицу об исцелении. Вскоре он уже смог вставать, а его здоровье пошло на поправку. Благодарный владыка отчислил Свято-Введенской лавре немало денег из казны и велел возвести каменный собор на территории обители.

    В первые десятилетия XVII века монастырь был почти полностью разорен, однако вновь святой лик Царицы Небесной остался нетронутым. После прихода игумена Гордиана (конец XVII ст.) скит снова начал процветать. Тогда был возведен Введенский собор и закончено строительство главных ворот. Вскоре лавра обзавелась еще одной церковью – во имя Нерукотворного Образа Христа. Рядом с ней построили двухэтажный жилой корпус. В середине XVIII столетия там было устроено офицерское общежитие, а потом из него сделали больницу. С 1806 года помещение отдали под духовную семинарию.

    Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле

    На протяжении двух веков монастырь посещали царские и высокопоставленные особы. Сюда приезжала Екатерина Великая, Николай II, преподобный Игнатий. В 1914-м скит отметил свое 600-летие, а спустя 14 лет его закрыли, передав монашеские кельи под пользование горожанам.

    Второе рождение Свято-Введенской лавры началось с 1987 года, когда ее начали активно восстанавливать.

    Современное состояние храма

    Через год (26 мая 1988 г.) обитель вновь обрела святые мощи прп. Игнатия, к которым до сих пор приходят поклониться паломники. Тогда же была проведена первая Божественная литургия, а через пару месяцев скит передали верующим.

    Осенью 1988 года решением Патриарха Пимена и Священного Синода был учрежден первый на тот момент женский монастырь. Сейчас там проживает 120 насельниц вместе с игуменьей-настоятельницей.

    Видео «Экскурсия по Толгскому женскому монастырю»

    В этом видеосюжете показаны основные архитектурные памятники на территории святой обители.

    Архитектурные памятники на территории

    Самое старое здание на территории Толгской обители – Кресто-Воздвиженский собор вместе с трапезной (1625 г.). Здесь осенью и зимой регулярно справляют церковные богослужения.

    Жемчужиной архитектурного ансамбля является Введенский храм конца XVII ст. Его стены богато расписаны фресками, сохранившимися еще с 1690 года. Службы в этом соборе проходят только летом.

    Чуть позже была построена Спасская церковь (начало XVIII века). Ее заложили во имя Нерукотворного Образа Спасителя, подаренного монастырю Иоанном Грозным. Также на территории лавры сохранилось еще одно древнее здание – Никольский собор (1672 г.) вместе с часовней, возведенной двумя столетиями позже в честь погибших монахов.

    Не менее известной является кедровая роща, расположенная на юго-восточной стороне. Самое старое дерево, сохранившееся до нашего времени, было высажено в 1810 году. Более старые экземпляры погибли во время многочисленных пожаров и войн. В лесу находится маленькая часовня, а сам кедровник с севера обнесен высокой каменной оградой.

    Посетителей на территорию кедровой рощи пускают всего раз в год – 21 августа, когда празднуют обретение чудотворного образа Богородицы.

    Святыни и престольные праздники обители

    Свято-Введенская лавра хранит у себя большое количество церковных реликвий, к которым каждый год приезжает множество паломников. Из всех икон главной монастырской святыней является образ Толгской Богородицы. Кроме святых ликов и мощей свт. Игнатия (Брянчанинова), там же можно увидеть частички:

    • одежд Христа и Девы Марии;
    • Туринской плащаницы;
    • гвоздя, которым распяли на Кресте Спасителя;
    • хитона Иоанна Крестителя;
    • мощей многих святых (Николая Чудотворца, вмц. Варвары, Сергия Радонежского и др.).

    На протяжении года обитель отмечает несколько престольных праздников:

    • 21 августа – обретение Толгского образа Богородицы;
    • 4 декабря – Введение Пресв. Девы Марии;
    • 27 сентября – Воздвижение Креста Господня;
    • 29 августа – Спас Нерукотворный;
    • 22 мая, 11 августа, 19 декабря – празднование Николая Чудотворца;
    • 18 марта, 2 октября – во имя святого князя Феодора Смоленского и его сыновей.
    Читайте также:
    Керченская церковь Иоанна Предтечи: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Расписание богослужений

    Монастырь открыт для посетителей круглый год. Время работы может меняться в зависимости от сезона. Экскурсии пускают строго по расписанию, а вот церковные службы проводят ежедневно в одинаковые часы:

    • будние дни – 7:00 и 16:00 (летом 17:00);
    • воскресенья, праздники – 8:00 и 16:00.

    Монастырь открыт для паломников круглый год

    Добраться до места можно на автомобиле или поездом. Достаточно доехать до центра города, а оттуда пересесть на рейсовый автобус, паром или такси. Находится обитель по адресу: Ярославль, поселок Толга, 1.

    Посетившие хоть раз Свято-Введенский монастырь рассказывают о благостном умиротворении и укреплении веры после паломничества. Там они могут приложиться ко многим святыням, а также попросить Всевышнего о помощи.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Толгский монастырь

    В кедровой роще под Ярославлем, там, где в Волгу впадает река Толга, сияют увенчанные крестами купола Толгского монастыря, основанного в 1314 году. В те времена Русь, попавшая в вассальную зависимость от татаро-монгольского ханства, была раздроблена на множество княжеств, ведущих междоусобные войны. При Узбек-хане, правившем Золотой Ордой в 1313–1341 годах, ислам стал официальной религией государства Джучидов, и феодальный гнет на порабощенные народы усилился. Однако татаро-монголы не ставили задачи обращать славян в мусульманство и проводили политику веротерпимости, чтобы не провоцировать народные бунты. Завоеватели лояльно относились к представителям других конфессий в покоренных странах. Русская православная церковь имела особый статус и неоднократно получала ярлыки (охранные грамоты) от великих ханов на освобождение от выплаты дани и защиту от притеснений.

    Толгская икона Божией матери

    Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.

    Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

    За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.

    В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.

    В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.

    Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.

    В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.

    Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.

    Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).

    Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.

    Ансамбль Толгского монастыря

    Памятники русской архитектуры пришлось восстанавливать из руин. Большая часть сооружений находилась в аварийном состоянии, почти полностью были утрачены настенные росписи и церковная утварь, разрушены иконостасы.

    В настоящее время в архитектурный комплекс входят храмы, монастырское подворье, монашеские кельи, школа-интернат для девочек и регентский класс, иконописная, позолотная, швейная, столярная мастерские, пекарня, просфорня и трапезная. Для водоснабжения сада и огородов выкопан пруд и налажена поливочная система.

    Читайте также:
    Казанский монастырь в Вышнем Волочеке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

    В гостевом доме для паломников есть номера на 1–12 человек, с санузлом на этаже и комнатой для приема пищи. За питание и проживание принимаются пожертвования по договоренности с администрацией монастыря, также эти услуги могут предоставляться за послушание.

    Самая ранняя из сохранившихся построек — Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1620 г. В 1670-х годах были сооружены Святые врата с Никольской надвратной церковью и настоятельский корпус. В 1681—1685 гг. построены новый Введенский собор и звонница.

    Спасская церковь появилась на рубеже XVII—XVIII вв. В больничной палате при Спасской церкви скончался герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Николай Тучков, получивший генеральский чин за переход с Суворовым через Альпы. После тяжелого ранения на Бородинском поле его удалось переправить в Ярославль, на ранения оказались несовместимыми с жизнью. Эта трагическая история легла в основу сюжета о смерти Андрея Болконского в романе «Война и мир» Льва Толстого.

    Каменные стены и башни монастыря на месте более ранних, деревянных, возводились в 90-х годах XVII века.

    Толгский монастырь в Ярославле на панораме Google Maps

    Введенский собор

    Собор возвели в ярославской традиции зодчества: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Богослужения совершаются только в летнее время. Здание соединено переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.

    Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня

    Крестовоздвиженский храм построен в 1625 г. В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери. В 1914 году к 600-летию монастыря церковь отремонтировали. Северный придел расширен за счет галереи, свод которой подняли на значительную высоту, также сделано новое крыльцо. В 2000 году изготовлен иконостас. Иконы для него писали сестры обители и мастера Ростовской школы иконописи. Богослужения совершаются в осенне-зимнее время.

    Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая

    В 1990-х годах Никольский храм, построенный в 1672 году, восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него переданы Ярославским музеем-заповедником. В ходе реставрационных работ интерьер храма был расписан. На алтарную стену нанесено изображение семьи последнего императора России — Николая II, выполненное к канонизации страстотерпцев. Службы проходят по четвергам, если нет полиелея.

    Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя

    Спасский храм построен в конце XVII — начале XVIII века. В убранстве фасадов использована лепнина и скульптурные элементы. Купол увенчан девятью главами: одной большой и восемью маленькими. Неусыпаемая Псалтирь читается круглосуточно.

    Храм в честь святой великомученицы Варвары

    Построен в 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Главный престол сооружен в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы матушки игумении.

    Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная)

    Построена в 1893 г. на месте погребения убитых поляками монахов. Ежегодно 31 мая, в день убийства иноков, совершается панихида. Паломники увозят с братской могилы горстки земли, считая ее святой. На мраморных плитах высечены имена погибших братьев.

    Колокольня

    Построена в 1683 г. В настоящее время Толга имеет девять колоколов: самый большой — праздничный, весом около 5 тонн; полиелейный, отреставрированный в Инсбруке, весит около 2-х тонн; постный, отлитый в 1832 году на заводе Финляндского в Москве, — свыше 700 кг.

    Кедровник

    Доступ в кедровую рощу Толгского монастыря открывается для посетителей только один раз в год — в Толгин день, который празднуется 21 августа. Природная достопримечательность площадью около 4 га строго охраняется. По легенде, казачий атаман Ермак привез из Сибири кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному, а царь пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление.

    Центром садово-парковой композиции сада является круг лип возрастом 120–160 лет, символизирующий 12 апостолов (сохранилось 11 деревьев). Вокруг них растут кусты малины и сирени. Новые посадки включают куртины молодых яблонь и клена ясенелистного, саженцы лиственниц и дубов.

    Свято-Введенский Толгский женский монастырь на Гугл-панораме

    Как добраться до Толгского монастыря

    Доехать можно на маршрутках № 93г, которые отправляются от железнодорожного вокзала Ярославль-Главный.

    Автобус № 34 от Красной площади идет прямо до обители, а если сесть на маршрутки № 21 и № 21к, то выйти нужно на остановке «Улица Железнодорожная села Толгоболь» и далее пройти пешком еще 2 км.

    Водный транспорт курсирует только в теплое время года. Сезон навигации продолжается с апреля по октябрь, сроки начала и окончания судоходства зависят от погодных условий.

    Теплоход «Москва» ходит от Речного вокзала Ярославля до Толги, время в пути составит около 1 часа. Продажа билетов осуществляется как в кассах, так и непосредственно на борту судна. Билет для взрослых стоит 35 руб., для детей от 5 до 10 лет — 17,50 руб.

    Для комфортного передвижения по городу можно воспользоваться мобильными приложениями Яндекс. Такси, Uber, Maxim, Gett, TaxSee, а также местным онлайн-сервисом Yar-taxi.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: