Храм Николая Чудотворца в Клённиках: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Храм святителя николая чудотворца в клённиках, москва

Мiръ Россия Москва Храм Николая Чудотворца в Клённиках (Москва)

Идёт загрузка карты…

Храм Святителя Николая в Кленниках

расположен в самом начале московской улицы Маросейка, в нескольких шагах от выхода из станции метрополитена «Китай-город».

История храма насчитывает не одно столетие: впервые на этом месте была возведена деревянная церковь еще в середине 15 века. Одна из святынь — мощи святого праведного Алексия (Мечёва), который служил в храме.

История

На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Иоанна III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году.

Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. Церковь неоднократно перестраивалась.

Никольская церковь, 1883 год. Вид с юго-запада.

В XVII веке церковь именовалась церковью Николая «в Блинниках» (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке «Блинники» каким-то образом трансформировались в «Кленники». Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники. В метрике 1886-87 гг. о.

Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты «нарышкинского стиля».

После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах. На втором этаже был устроен главный Казанский престол.

В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков. В конце 1920-х в храме был устроен придел Алексия, человека Божия.

В 1932 году храм был закрыт. Последняя Божественная Литургия совершалась на Благовещение. После нее единственный к тому времени остававшийся на свободе священник храма был арестован. 6 октября храм был окончательно закрыт и разорен.

С колокольни была снесена глава, а с четверика — глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. Здание церкви использовалось после внутренней перепланировки как подсобное помещение соседних учреждений — в доме №3 располагался ЦК ВЛКСМ, который и разместил здесь свою бухгалтерию. Алтарная часть использовалась под кассы. В четверике на уровне высоких окон был выстроен верхний этаж. Все церковное убранство и росписи стен были с большим тщанием уничтожены, исключение стоставила лишь роспись недоступно высокого потолка четверика Казанского придела.. Часть здания храма была перестроена под жилье. Здание состояло на государственной охране.

После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.

Храм святителя Николая Чудотворца в Клённиках, Москва

Храм Николая Чудотворца в Кленниках — духовный центр одного из районов Москвы, берущий историческое начало с 15 века, поныне колокольным звоном созывает православных на богослужения. Эта старинная церковная постройка сразу видна при выходе из метро Москвы на станции «Китай-город».

За несколько столетий архитектура храмового комплекса менялась, но оставалась прежней духовная чистота и чудотворная сила святых образов, которая привлекает паломников всего мира.

История появления храма

Строельная книга 1657 года описывает старинную обитель, как храм Николы Чудотворца, расположенный на Покрове. О церкви Покрова Богородицы в 1698 году записано, что она является приделом этого храмового комплекса и находится в Блинниках, 1701 год сообщает, что это уже Клинники или Кленники.

Храм Николая Чудотворца в Кленниках, Москва

По описанию Сигизмунда Кржижановского, сделанного в 1625 году, мы находим объяснение таким дивным названиям этой местности. Когда вокруг церквушки, зажатой высокими домами, росли клены, район называли Клённики.

Деревья срубили, но появились в этой местности мастер по изготовлению клинков, и появилось название Клинники, стал район привлекать горожан вкусными блинами, вот вам Блинники. К 15 столетию Москва представляла собой небольшое укрепление Боровицкого холма, вокруг которого лепились села и слободки.

При правлении Великого князя всея Руси Ивана Третьего возникает Кузнецкая слобода с Пушечным двором, возводится Златоустовская обитель, среди великокняжеских садов и усадеб появляются новые святые обители.

Покровкой местное население называет улицу, берущую свое начало от Ильинских ворот Покровкой, по названию близлежащей церкви Покрова Богородицы, а близлежащие дома к Кремлю называли Малоросейкой или Маросейкой.

В исторической справке Петра Сытина указывается, что 1468 году по распоряжению Ивана Третьего была построен придел в честь Симеона Дивногорца, в знак благодарности Богу, что сохранил Кремль от пожара, бушевавшего в Белом городе.

В Писцовой книге 1620 года уже есть упоминания о деревянной храмовой постройке в Блинниках, около которого в 1657 году была построена каменная церковь. Записи 1690 года упоминают приделы Казанской Божьей Матери и Святителя Николая в Блинниках.

Интересно! После пожара 1701 года на месте сгоревшей церковной постройки был возведен новый придел Казанской иконы Богородицы, позже появился второй ярус и храм Николая Чудотворца.

После пожара 1748 года древняя святыня вновь возрождается из пепла, в ее комплексе появляется колокольня, трапезная.

В 1910 году церковь Николая Чудотворца в Кленниках находилась под покровом священника Алексия Мечева, в 2000 году причисленного к святым Русской православной церкви. Поклониться святым мощам старца можно в течение дня, они хранятся в нижнем храме.

В начале 20 столетия начала работу приходская школа, в древней обители постоянно работала группа иконописцев, которыми руководила Мария Соколова.

Фрагменты росписи стен храма святителя Николая

Частые ремонты и обновления привели к тому, что первоначальный лик церкви был утрачен, восстановить его взялся реставратор Дмитрий Сухов 1927 году, обновив не только наличники, но и нижний придел Алексия человека Божьего.

1931 год — время закрытия духовной святыни большевиками, ее священники были арестованы, среди них и сын Алексия Мечева, Сергий, расстрелянный в 1942 году. Власть устроила в церковном помещении офисы центрального комитета комсомола.

Период возрождения

Своими великолепными иконами, росписями стен и перекрытий храм Николая Чудотворца в Кленниках обязан работе иконописной школы, открытой при церкви.

В середине июля в 1990 года состоялось возвращение храма свт. Николая в Кленниках русскому православию, настоятелем церкви был назначен отец Александр (Куликов).

Читайте также:
Александр Абрамов: биография священника, личная жизнь, труды и награды

С 17 декабря 1990 г., после освящения и восстановления внутреннего убранства и крестов на главах русской святыни, богослужения проходят регулярно.

Богослужение в Никольском храме

С 2011 года настоятелем храма святителя Николая назначен Николай Важнов.

Современное состояние

Уникальностью обители святого Угодника является его «зажатость» городскими стенами. Не всматриваясь в фасады домов, можно пройти мимо храмовой постройки, не заметив ее. Архитектура домов Маросейки относится к разному времени, отсутствие ограды, вход прямо с улицы — отличительные черты Никольской церкви в Кленниках.

Престольные праздники

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская»

— 21 июля, 4 ноября

Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших

— 2-е вос­кре­се­нье по­сле празд­ни­ка Пя­ти­де­сят­ни­цы

Св. праведного Алексия и священномученика Сергия;

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель

— 22 мая, 19 декабря

Храм Николая Чудотворца в Клённиках

Храм Николая Чудотворца в Клённиках – православная церковь, расположенная на улице Маросейка в историческом Белом городе рядом с одним из выходов со станции метро “Китай-город”.

Современное здание храма состоит из нескольких частей разных лет постройки, в его основе – каменный храм, построенный в 1657 году.

Однокупольное двухъярусное здание церкви с подклетом и пристроенными апсидой и притвором включает также двухъярусную трапезную и трёхъярусную колокольню.

Фасады здания выполнены в красном цвете и декорированы в духе нарышкинского барокко: на них ярко выделяются наличники с разорванным фронтоном и гребнем и рустованная арка внизу колокольни.

Церковь находится на склоне улицы и любопытно вписана в рельеф.

Происхождение названия

В названии церкви присутствует неоднозначное определение “в Клённиках”, впервые появившееся на рубеже 18-19 веков. Согласно устным преданиям, в прошлом на месте храма существовала кленовая роща, однако, в наши дни эта версия считается несостоятельной, так как она ничем не подтверждена.

Паломнику

Расписание богослужений

Актуальное расписание богослужений

В храме святителя Николая в Кленниках сугубо почитаются две великие святыни — местночтимый образ Божией Матери «Феодоровская» и мощи святого праведного Алексия, пресвитера Московского.

Перед ними еженедельно совершаются богослужения:

Образу Царицы Небесной служится молебен с пением параклиса (канона Божией Матери) по средам после вечерни.

У раки со святыми мощами святого праведного Алексия служится молебен с акафистом по вторникам также после вечерни.

Эти службы совершаются еженедельно, кроме тех случаев, когда с вечера положено праздничное богослужение.

Святые мощи старца Алексия почивают в специально выделенном помещении нижнего храма, доступ к ним открыт в течение дня.

Пребывают святые мощи в деревянной раке с вырезанным на ней кратким житием. На откидной крышке раки вышит шелками и золотом образ святого праведного Алексия в рост.

Ежедневно дважды в день у раки с мощами служится молебен святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому:

  • утром в будние дни начало молебна в 7-45
  • в воскресные дни и в дни праздников, когда совершаются две Божественные литургии, молебен служится после ранней литургии
  • вечером молебен у святых мощей служится по окончании вечернего богослужения.

Еженедельно (по вторникам, после вечерни) – молебен с акафистом.

Есть множество свидетельств благодатной помощи по молитвам к св. прав. Алексию — как былых времен, так и современных. В храме продолжается запись и сбор таких свидетельств.

Исповедь в храме

Сообщаем информацию о времени и порядке совершения таинства исповеди в храме:

1. Накануне воскресных и праздничных дней – во время всенощного бдения. Начало чтения молитв перед исповедью – 16 час. 50 мин., за 10 минут до начала вечерней службы.

2. В обычные дни – во время чтения часов и утрени, исповедь совершается с 8-00 утра.

3. Таинство исповеди совершается во время богослужения в праздничные и воскресные дни с утра только как исключение, для тяжелобольных и пришедших с грудными детьми – но до Великого Входа (до начала песнопения «Иже херувимы»).

После Херувимской Песни таинство исповеди не совершается.

Таинство крещения

Для желающих принять таинство крещения, а также для крестных в храме проводятся подготовительные беседы с катихизаторами, по предварительной договоренности.

О времени проведения бесед необходимо заранее договариваться с катехизатором, позвонив по контактному телефону

Церковь Николы в Кленниках — здание в стиле классицизм | Узнай Москву

Маленькая церковь на Маросейке словно зажата между двумя громоздкими зданиями, но при этом не теряется на их фоне, ярко выделяясь своим красным фасадом с белыми деталями. В начале ХХ века этот храм и его настоятеля знала вся Москва.

Впервые церковь на этом месте была построена в 1468 году: своим появлением она обязана великому князю московскому Ивану III, который возвел деревянный храм в честь Симеона Дивногорца – в благодарность за то, что пожар, произошедший в Москве в день памяти этого святого, не перекинулся на Кремль. Однако в дальнейшем следы церкви теряются, и в XVII веке она упоминается уже как Никольская, что в Блинниках. Последнее наименование в XVIII веке стало звучать иначе – «в Кленниках». Сейчас используются оба варианта, но более оправданным считается «в Блинниках», так как на соседней площади Ильинских ворот в древности торговали блинами. Упоминания же о клёнах в этом месте не найдено, но зато известна чудотворная икона святого Николая, явившаяся в подмосковной деревне Кленники – возможно, это повлияло и на народное прозвание столичной церкви.

Существующее здание состоит из разновременных частей. В основе его – каменный храм 1657 года, однако он несколько раз значительно перестраивался. Так, в 1690 году был освящен второй придел во имя Казанской иконы Божией Матери.

После крупного пожара 1701 года церковь стала двухъярусной, с Казанским престолом вверху и Никольским внизу, приобрела одноглавое завершение. Тогда же ее фасад, выходящий на Маросейку, получил наличники, выдержанные в стилистике нарышкинского барокко, с гребнями и разорванными фронтонами.

Еще один пожар произошел в 1748 году, после которого через год была перестроена трапезная и возведена новая трехъярусная колокольня – с рустованной аркой внизу (позднее заложена и превращена в окно) и ярусом звона наверху.

Читайте также:
Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

В дальнейшем церковь еще несколько раз обновлялась, были утрачены наличники на четверике, но радикальных перестроек более не производилось.

Всеобщая известность к храму святого Николая Чудотворца на Маросейке пришла в 1910-х годах, когда здесь начал служить протоиерей Алексий Мечёв. За свою доброту, отзывчивость и сострадание чужому горю он получил прозвища «добрый пастырь» и «главный московский батюшка». После его смерти в 1923 году приход возглавил его сын, Сергий Мечёв – впоследствии он был арестован и погиб в лагерях.

В 1920-х годах церковь продолжала действовать, в 1927 году в результате реставрации были воссозданы наличники на четверике. Но в 1931 году богослужения прекратились, после чего здание использовалось сначала в качестве склада, а затем было переделано под кабинеты для ЦК ВЛКСМ. Внутреннее убранство при этом оказалось полностью уничтожено.

Снаружи у церкви были разобраны главы на четверике и колокольне, однако большая часть отреставрированного декора осталась нетронутой. В 1990 году храм был передан новой православной общине, которая возобновила богослужения. Установлены новые иконостасы, заново сделаны росписи.

В 2000 году Алексий и Сергий Мечёвы были канонизированы и в честь каждого из них в нижнем ярусе церкви появились приделы.

Храм Святителя Николая в Кленниках, г.Москва

В глубину нескольких столетий уходит история церкви Святителя Николая в Кленниках. Первые упоминания о ней датируются еще пятнадцатым веком. Легенда гласит, что эта небольшая церковь была построена в 1468 году в рекордные сроки всего лишь за один день.

Возвели ее в признательность за то, что сильный пожар, бушующий в Москве, был потушен, не успев добраться до Кремля. Нарекли церковь именем Симеона Дивногорца.

С тех самых пор как на этом месте была возведена деревянная церквушка, не прекращают молитвой возносятся голоса о мире и здравии народа Божьего.

Спустя несколько столетий в 1657 году бок о бок со старой деревянной церковью была построена новая каменная. Это и объясняет перелом стены северного придела.

Бытует мнение, что своим названием «в Кленниках» церковь обязана кленовой роще, неподалеку от которой располагалось урочище, где она была возведена.

Но есть исследователи, которые считают более правильным называть ее « в Блинниках», потому что кленов на то время в урочище и быть не могло, а блинами китайгородскими, славящимися пылом и жаром, там действительно торговали.

Вследствие пожара 1748 года церковь существенно изменилась: возведена колокольня, а чуть позже на втором этаже устроили главный Казанский престол.

Неоднократные реконструкции и обновления, длившиеся на протяжении трех веков, сильно исказили фасад церкви, который был восстановлен лишь в 20х годах прошлого века. Также был устроен предел Алексия, человека Божия, с образами. На Благовещение 1932 года храм был закрыт.

Настоятель храма арестован и отправлен в ссылку, а церковь вместе с колокольней были обезглавлены. После некоторых переделок здание было оснащено под складские помещения и бухгалтерию ЦК ВЛКСМ. Все богатое убранство и расписные стены церкви тщательно уничтожены.

Сохранить удалось лишь росписи, размещенные высоко под потолком.

Вернуть храм Русской Православной Церкви удалось лишь в 1990 году. Начали проходить работы по восстановлению внутреннего антуража, крестов и глав. Снова из стен церкви стали возносится молитвы и богослужения. В это время удается восстановить особый жанр культовой живописи – иконопись. При храме открываются иконописные школы. Также в это время начинает формироваться и библиотека.

Сегодня в храме находятся пределы во имя многих святых и мучеников, но в особом почете стоят две святыни: местночтимый образ Божией Матери «Феодоровская» и мощи святого праведного Алексия, пресвитера Московского.

Храм святителя Николая Чудотворца в Клённиках, Москва

История появления храма

Строельная книга 1657 года описывает старинную обитель, как храм Николы Чудотворца, расположенный на Покрове. О церкви Покрова Богородицы в 1698 году записано, что она является приделом этого храмового комплекса и находится в Блинниках, 1701 год сообщает, что это уже Клинники или Кленники.


Храм Николая Чудотворца в Кленниках, Москва

По описанию Сигизмунда Кржижановского, сделанного в 1625 году, мы находим объяснение таким дивным названиям этой местности. Когда вокруг церквушки, зажатой высокими домами, росли клены, район называли Клённики.

Деревья срубили, но появились в этой местности мастер по изготовлению клинков, и появилось название Клинники, стал район привлекать горожан вкусными блинами, вот вам Блинники. К 15 столетию Москва представляла собой небольшое укрепление Боровицкого холма, вокруг которого лепились села и слободки.

При правлении Великого князя всея Руси Ивана Третьего возникает Кузнецкая слобода с Пушечным двором, возводится Златоустовская обитель, среди великокняжеских садов и усадеб появляются новые святые обители. Покровкой местное население называет улицу, берущую свое начало от Ильинских ворот Покровкой, по названию близлежащей церкви Покрова Богородицы, а близлежащие дома к Кремлю называли Малоросейкой или Маросейкой.

В исторической справке Петра Сытина указывается, что 1468 году по распоряжению Ивана Третьего была построен придел в честь Симеона Дивногорца, в знак благодарности Богу, что сохранил Кремль от пожара, бушевавшего в Белом городе.

В Писцовой книге 1620 года уже есть упоминания о деревянной храмовой постройке в Блинниках, около которого в 1657 году была построена каменная церковь. Записи 1690 года упоминают приделы Казанской Божьей Матери и Святителя Николая в Блинниках.

Интересно! После пожара 1701 года на месте сгоревшей церковной постройки был возведен новый придел Казанской иконы Богородицы, позже появился второй ярус и храм Николая Чудотворца.

После пожара 1748 года древняя святыня вновь возрождается из пепла, в ее комплексе появляется колокольня, трапезная.

В 1910 году церковь Николая Чудотворца в Кленниках находилась под покровом священника Алексия Мечева, в 2000 году причисленного к святым Русской православной церкви. Поклониться святым мощам старца можно в течение дня, они хранятся в нижнем храме.

В начале 20 столетия начала работу приходская школа, в древней обители постоянно работала группа иконописцев, которыми руководила Мария Соколова.


Фрагменты росписи стен храма святителя Николая

Частые ремонты и обновления привели к тому, что первоначальный лик церкви был утрачен, восстановить его взялся реставратор Дмитрий Сухов 1927 году, обновив не только наличники, но и нижний придел Алексия человека Божьего.

Читайте также:
Казанский монастырь в Тамбове: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

1931 год — время закрытия духовной святыни большевиками, ее священники были арестованы, среди них и сын Алексия Мечева, Сергий, расстрелянный в 1942 году. Власть устроила в церковном помещении офисы центрального комитета комсомола.

LiveInternetLiveInternet


улица Маросейка, 5 Церковь Святителя Николая в Клённиках является памятником архитектуры 17-18 веков. Построена в 1657 вплотную к деревянной церкви Симеона Дивногорца, сооружённой в 1468 по обету Ивана III в ознаменование спасения Кремля от пожара. От первоначального здания сохранился лишь высокий подклет, послуживший основанием для нового храма, строительство которого началось после пожара в 1701.

Храм Святителя Николая в Клённиках XVII-XVIII вв.

Впервые храм построен предположительно в 1468 г. царем Иоанном III. Каменный храм свт. Николая выстроен в 1657 г., в 1690 г. был надстроен верхний этаж, а в 1701 г. построен придел Казанской иконы Божией Матери. Колокольня построена в 1749 г. В 1893-1923 гг. настоятелем храма был прот. Алексий Мечев, знаменитый московский духовник и старец, а после кончины старца — его сын, прот. Сергий Мечев. Оба пастыря прославлены в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. В 1932 г. храм был закрыт, купола разобраны. Богослужение возобновлено в 1990 г. В храме установлены четыре иконостаса работы местных мастеров: три тябловых и тонкого изготовления белокаменный. Престолы: главный — свт. Николая; приделы — Казанской иконы Божией Матери, Всех Святых в земле Российской просиявших, прав. Алексия, старца Московского, и сщмч. Сергия. Святыни: чтимая Феодоровская икона Божией Матери, икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей, икона прп. Феодосия Тотемского с частицей мощей, икона Всех Святых в земле Российской просиявших, икона прав. Алексия старца Московского с житием.

Батюшка возвращается в Свой Храм!

Перенесение мощей Святого Праведного Алексия (Мечёва) из Новоспасского монастыря в храм Святителя Николая в Кленниках (29 сентября 2001 года)

Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. «Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним…

Святые мощи Святого Праведного Алексия Мечева.

В небольшом приделе, рядом с Храмом, где он молился, его мощи. На стенах написаны тропари.

Там тихо и спокойно. Батюшка и сейчас усмиряет наши сердца.


В левом приделе справа Чудотворная икона Феодоровской Божией Матери.

У этой иконы молился батюшка Алексий Мечев.


Вот так сейчас обновляют Храм.

Феодоровская-Костромская икона Божией Матери

История Феодоровской иконы начинается в далеком 1239 году. Как говорится в летописи, обретена она была костромским князем Василием Георгиевичем на охоте, образ находился на дереве. В 1613 году, после воцарения дома Романовых, икона стала покровительницей царствующей фамилии. Ею благословлялись все представители династии. В 1869 году в московский храм святителя Николая в Клённиках, некой Анной Васильевной Левиной был пожертвован список с иконы, что находилась в Костроме. В 1932 году храм был закрыт. Феодоровская икона была спасена общиной храма и передана на хранение духовной дочери отца Алексия – Марии Николаевне Соколовой. Образ находился у женщины на протяжении сорока лет, и лишь перед самой своей кончиной она передала его в ризницу Покровского храма при Московской духовной академии. Когда храм был открыт, в 1990 году, в первую очередь в него вернули иконы.

В 1869 г. в храм святителя Николая в Кленниках московская почетная гражданка Анна Васильевна Левина пожертвовала список с древней костромской иконы Феодоровской Божией Матери. Св. праведный Алексий(Мечев) очень этот образ чтил, имел обыкновение каждую среду после вечерни совершать перед ним молебен с чтением канона. Однажды в преддверии событий 1917 г. во время служения такого молебна из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Св. прав. Алексий был этим потрясен. Преподобный Амвросий Оптинский благословлял прибегать к молитве перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы женщинам, ожидающим ребенка. И ныне женщины, носящие дитя во чреве, молятся перед этим образом Божией Матери, просят Ее помощи в благополучном разрешении от бремени, а девицы молятся о счастье в браке.

Св. Николай Чудотворец с храмом в Кленниках. XX в., икона. Храм св. Николая в Кленниках, Москва. Работа мон. Иулиании

Ангел хранитель Москвы

Клеймо иконы «Святый праведный Алексий (Мечев) с житием», написанной к прославлению святаго в храме святителя Николая в Кленниках, ул. Маросейка, Москва

Священномученик иерей Сергий Мечёв

сын Алексия Мечёва

Серия сообщений «храмы»:
Часть 1 — Древние храмы Торговой стороны в Новгороде. Часть 2 — Святыни континента коротких теней … Часть 6 — Храм Иоанна Воина(видео) Часть 7 — Художник Андрей Рыбкин. Золотые купола России. Часть 8 — Храм Святителя Николая в Кленниках.Москва. Часть 9 — Часовня Всех Святых в Саласпилсе Часть 10 — Святыни Москвы.(видео) … Часть 25 — Святыни Москвы.Храм у м.Парк Победы Часть 26 — По Святым местам. Ныробка Часть 27 — Оптина Пустынь (д/ф 07.01.2016)

Период возрождения

Своими великолепными иконами, росписями стен и перекрытий храм Николая Чудотворца в Кленниках обязан работе иконописной школы, открытой при церкви.

В середине июля в 1990 года состоялось возвращение храма свт. Николая в Кленниках русскому православию, настоятелем церкви был назначен отец Александр (Куликов).

С 17 декабря 1990 г., после освящения и восстановления внутреннего убранства и крестов на главах русской святыни, богослужения проходят регулярно.


Богослужение в Никольском храме

С 2011 года настоятелем храма святителя Николая назначен Николай Важнов.

Современное состояние

Уникальностью обители святого Угодника является его «зажатость» городскими стенами. Не всматриваясь в фасады домов, можно пройти мимо храмовой постройки, не заметив ее. Архитектура домов Маросейки относится к разному времени, отсутствие ограды, вход прямо с улицы — отличительные черты Никольской церкви в Кленниках.

Неоспорима гармония и пропорциональность абриса четверика и здания колокольни в череде городских фасадов.

Интересно! Особую изюминку и благородство придает церкви красный цвет здания с белоснежными обрамлениями окон, дверей, арок.

Несмотря на то, что колокольня возведена на 50 лет позже в стиле классицизма, она органично вписалась в храмовый комплекс, не нарушая нарышкинского стиля архитектуры.

Читайте также:
Череповецкая и Белозерская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждение

Святыни

Для православных верующих ничего не изменилось от начала 20 века в плане духовной помощи, когда москвичи приезжали со всех районов столицы за помощью и советом к святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому, так и ныне не прекращается поток паломников к святым мощам.


Рака с мощами святого Алексия, пресвитера Московского

Второй святыней церкви святителя Николая в Кленниках является светлый образ Божьей Матери «Феодоровская».

Молятся православные и у святого лика священномученика Сергия, умершего за православную веру.

Престольные праздники

Храмовый комплекс святителя Николая состоит из четырех приделов.

  • Храм Николая Чудотворца принимает гостей на престольный праздник 22 мая в память о перенесении святых мощей Мирликийского святителя. 19 декабря — память об уходе святого в мир Божий.
  • Престольный праздник придела Всех святых в земле Российской просиявших — 30 июня.
  • Церковь святого Алексия и священномученика Сергия почитает отца и сына — 22 июня — день преставления Алексия; 29 сентября — память о перенесении его святых мощей; 6 января — день преставления св. Сергия.
  • Казанская церковь наполняется цветами 21 июня, как благодарение Богу за явление святого лика в Казани;

Также отмечается дата 4 ноября — дата избавления Москвы от нашествия поляков при покровительстве Богородицы.

Паломнику

Расписание богослужений

Актуальное расписание богослужений

В храме святителя Николая в Кленниках сугубо почитаются две великие святыни — местночтимый образ Божией Матери «Феодоровская» и мощи святого праведного Алексия, пресвитера Московского.

Перед ними еженедельно совершаются богослужения:

Образу Царицы Небесной служится молебен с пением параклиса (канона Божией Матери) по средам после вечерни.

У раки со святыми мощами святого праведного Алексия служится молебен с акафистом по вторникам также после вечерни.

Эти службы совершаются еженедельно, кроме тех случаев, когда с вечера положено праздничное богослужение.

Святые мощи старца Алексия почивают в специально выделенном помещении нижнего храма, доступ к ним открыт в течение дня.

Пребывают святые мощи в деревянной раке с вырезанным на ней кратким житием. На откидной крышке раки вышит шелками и золотом образ святого праведного Алексия в рост.

Ежедневно дважды в день у раки с мощами служится молебен святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому:

  • утром в будние дни начало молебна в 7-45
  • в воскресные дни и в дни праздников, когда совершаются две Божественные литургии, молебен служится после ранней литургии
  • вечером молебен у святых мощей служится по окончании вечернего богослужения.

Еженедельно (по вторникам, после вечерни) – молебен с акафистом.

Есть множество свидетельств благодатной помощи по молитвам к св. прав. Алексию — как былых времен, так и современных. В храме продолжается запись и сбор таких свидетельств.

Исповедь в храме

Сообщаем информацию о времени и порядке совершения таинства исповеди в храме:

1. Накануне воскресных и праздничных дней – во время всенощного бдения. Начало чтения молитв перед исповедью – 16 час. 50 мин., за 10 минут до начала вечерней службы.

2. В обычные дни – во время чтения часов и утрени, исповедь совершается с 8-00 утра.

3. Таинство исповеди совершается во время богослужения в праздничные и воскресные дни с утра только как исключение, для тяжелобольных и пришедших с грудными детьми – но до Великого Входа (до начала песнопения «Иже херувимы»).

После Херувимской Песни таинство исповеди не совершается.

Таинство крещения

Для желающих принять таинство крещения, а также для крестных в храме проводятся подготовительные беседы с катихизаторами, по предварительной договоренности.

О времени проведения бесед необходимо заранее договариваться с катехизатором, позвонив по контактному телефону

Санаксары мужской монастырь на карте Мордовии

Действующий Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь, расположенный в Республике Мордовия, является памятником архитектуры XVIII века и святым местом.

Санаксарский мужской монастырь расположен в Республике Мордовия, Темниковский район. Относится к Краснослободской епархии Русской православной церкви. Стены обители одной стороной стоят прямо над водой реки Мокши, с другой их окаймляет лес.

Как добраться до монастыря

Ближайшие к обители населенные пункты – город Темников и деревня Алексеевка. Путь от Темникова до Санаксарского монастыря составляет 4 км. Необходимо пересечь пешеходный мост через Мокшу и следовать пешком. Возможна поездка на такси, ее стоимость примерно равна 250 RUR.

Добраться до Темникова можно:

  • На автомобиле. Расстояние от Москвы составляет 540 км на восток по трассе М-5 «Урал» через Рязань. Вдоль дороги часто встречаются кафе, гостевые дома и заправочные станции. Дорожное покрытие асфальтобетонное.
  • На автобусе. В Темников из Москвы курсирует ежедневный автобусный рейс. Стоимость билета для одного пассажира составляет 1000 RUR, время в пути 9 часов.
  • Паломнические туры. Санаксарский монастырь включен в программы экскурсий, выезжающих из различных городов России. Трехдневный тур из Москвы с заездом в Дивеево и Муром обойдется в 5200 RUR – 7500 RUR. Двухдневный тур из Саратова с маршрутом Дивеево-Санаксары стоит от 2600 RUR для одного человека.

  1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  2. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
  3. Колокольня монастыря
  4. Церковь Воскресения Христова
  5. Часовня-усыпальница схиигумена Иеронима
  6. Монастырская постройка
  7. Келейный корпус (XVIII в.)
  8. Келейный корпус (XVIII в.)
  9. Больничный корпус
  10. Келейный корпус (XVIII в.)
  11. Трапезный корпус (XVIII в.)
  12. Настоятельский корпус (XVIII в.)
  13. Казначейский корпус
  14. Гостиничный корпус
  15. Башни и стены ограды
  16. Внешняя каменная ограда (XVIII в.)
  17. Памятник адмиралу Федору Ушакову

История возникновения

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь был основан в 1659 году дворянином Лукой Есюковым. Первые постройки были выполнены из дерева, братия малочисленна. Отец Феодосий, первый игумен обители, затем его последователи в течение века прикладывали усилия для развития монастыря. Однако известностью, богатством монастырь не обладал и пришел в упадок.

Интересный факт: Свое название обитель получила от одноименного озера, расположенного неподалеку. В переводе с местного наречия «санаксар» означает «лежащий в болотистой местности».

В конце XVIII века с приходом преподобного отца Феодора начался расцвет обители. За период 1776-1810 гг. были возведены каменные постройки:

  • Главная церковь Рождества Богородицы;
  • Надвратная церковь с колокольней;
  • Больничная Владимирская церковь;
  • Кладбищенская церковь Воскресения Христова;
  • Двухэтажные корпуса для братии, мастерских, трапезной;
  • Внешние стены с двумя башнями.
Читайте также:
Николай Агафонов: биография протоиерея, книги и рассказы, труды

Крупным благодетелем Санаксар стал бывший адмирал флота Российской Империи Федор Федорович Ушаков. Он купил деревню Алексеевку неподалеку от монастыря и поселился там. Во время постов жил в одной из келий, соблюдал устав наравне с братией. При жизни жертвовал крупные суммы на монастырские нужды, а после смерти завещал похоронить себя в его стенах.

Интересный факт: В середине XIX века братия Санаксарского монастыря пополнялась из дворян, бывших военных.

Благополучие пошло на спад к началу XX века. Среди монахов бродили большевистские идеи, нравы пришли в упадок.

В 1920 г. в результате бунта был свергнут настоятель, святыни осквернили, а имущество перешло к мародерам. Были разрушены главы храмов, разорено кладбище, испорчены художественные росписи. Монастырские помещения использовались в качестве конюшен, гаражей сельской школы механизаторов, складов.

Возрождение и реставрация обители начались в 70-е годы решением Советских властей о сохранении памятника архитектуры. В разряд действующих монастырь перешел в 1991 г.

Погода и климат

Климат местности, на которой расположен Санаксарский монастырь, относится к умеренно-континентальному. Погодные условия примерно одинаковы с центральным регионом России. Температуры воздуха варьируются от -10 в январе до +30 в июле.

Паломничество к Санаксарской святыне доступно круглый год.

Мощи и святыни монастыря

На территории Санаксарского мужского монастыря действуют 4 церкви и часовня-усыпальница схиигумена Иеронима. Имеется церковная лавка, торгующая сувенирами, иконами, книгами, церковной утварью. Да и весь архитектурный ансамбль в стиле барокко не оставляет равнодушными посетителей.

Паломники из разных городов России едут в Санаксары, чтобы поклонится святыням:

  • Чудотворной иконе Казанской Божией матери;
  • Иконе Пресвятой Богородицы;
  • Мощам преподобного Феодора;
  • Мощам праведного воина Феодора Ушакова и памятнику в его честь;
  • Мощам преподобного Александра-исповедника.

В обители находится один святой источник, за её пределами второй – имени святого Феодосия. На территории устроены две закрытые купели, оборудованные перилами и ступенями.

Полезная информация

В Санаксарском монастыре для паломников обустроены гостиные дома. Мужчины размещаются внутри обители, женщины – за её пределами. Максимальный срок пребывания – 3 суток. Если планируют ночевать в монастыре, заранее узнают у гостинника наличие свободных мест. Проживание и питание в монастырской трапезной для гостей бесплатны.

Интересный факт: Возле ворот обители имеется лавка, торгующая вкусной выпечкой монастырского приготовления.

Посещение святой обители требует соблюдения правил поведения и внешнего вида:

  • Перед воротами монастыря совершают поясной поклон и троекратное крестное знамение;
  • На территории обители, в храмах, в гостином помещении не допускаются громкие разговоры, суета, шум;
  • Паломники, оставшиеся на ночлег, строго соблюдают внутренний распорядок, присутствуют на всех службах;
  • Одежду выбирают с длинным рукавом, чистую и опрятную. На женщинах обязательно должны быть юбки и платки;
  • Не допускается применение косметики, оставляющей следы при лобзании;
  • При обращении к духовному лицу сначала испрашивают благословение, только после этого переходят к сути вопроса.

В Санаксарском монастыре принимают верующих, желающих потрудиться во славу Божию. Оплатой за работу служит кров и еда.

Санаксарский мужской монастырь насчитывает 359 лет своей истории, в течение которой происходили взлеты и падения. Паломничество в святое место, молитва на церковной службе, омовение в купели святого источника подарят умиротворение и покой, а икона Казанской Божией Матери обладает способностью исцеления болезней.

Санаксарский Богородицкий монастырь – родники, святыни, история появления, чудеса святых мест

Санаксарский Богородицкий монастырь – красивый православный комплекс, находящийся на изгибе реки Мокша, недалеко от города Темникова республики Мордовии. О происхождении названия нет точной информации. «Синаксарь» на Руси переводилось, как краткое житие святых. Но вероятно обитель называется и в честь озера, расположенного неподалеку. В любом случае это место является уникальным, история, архитектура не имеет аналогов.

Как добраться

Компания “Семейный чемодан” организует экскурсии по монастырям

Большинство предпочитает добираться на поезде. Он идет до самого города Темникова. Затем потребуется пересесть на автобус. Также из Москвы курсируют прямые автобусные рейсы. Расписание автобусов и электричек необходимо уточнять заранее. Движение осуществляется по автомобильной трассе М-5. По дороге вы увидите указатели. Они помогут не сбиться с пути. При желании можно заказать паломнический тур.

История строительства

Имеется информация о том, что история места тесно связана с фамилией Ушаковых. В 18 веке в обитель пришел преподобный Федор со своими учениками. Это был дядя знаменитого адмирала. Федор Федорович Ушаков являлся примером для флотской доблести. В честь героя была названа советская флотская награда (ордер) времен Великой Отечественной Войны. Это была великая личность. Его знают многие поколения.

Уникальную обитель основали еще в 17 веке. Это был период царствования Алексея Михайловича. На его земли по приглашению прибыл старец Феодосий. Он славился высокой духовной жизнью. Священнослужитель был восхищен красотой и величием здешних окрестностей. Поэтому, он пришел к выводу, что здесь нужно остаться навсегда. В 1659 году на земле воздвигли часовню. Иноки стали осваиваться на новой территории. Вскоре святейшему патриарху пришло письмо с просьбой о возведении «церкви во имя Пресвятыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской». Основателем обители стал Феодосий. Для процветания обители он приложил немало стараний. Усердия священнослужителя были оценены по достоинству.

В дальнейшем к строительному процессу были подключены Зосима, Трифон и Дорофей. Из-за ветхости решили разобрать старую Владимирскую церковь. На месте возвели новую обитель. Она тоже являлась деревянной. Вскоре при монастыре появился строительФилагрий.

В 1752 году последовал указ Суздальской духовной консистории. Согласно нему, в качестве нового строителя пустыри выступал Порфирий. Но зодчий не смог продержаться и года. Затем обитель перешла под управление и усмотрение Саровской пустыни.

В 1759 году здешние земли посещает монах Федор Ушаков. Благодаря его стараниям, при монастыре появился первый храм, возведенный из камня. Враги монаха сделали так, чтобы его в 1774 году сослали в Соловецкий монастырь. Однако, начало все же было уже положено. Комплекс стал активно развиваться. В 1776 году осветили теплую соборную церковь. Немного позднее возвели каменную колокольню, построили въездные ворота. На угловых зонах стен построили башни – северную и южную. Реализация объектов осуществлялась по задумке иеродиакона Филарета. Контроль над работой осуществлял Вениамин. В 1777 году начался этап строительства трапезного корпуса. Через два года объект был готов к эксплуатации.

Читайте также:
Храм Николая в Толмачах: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Главная церковь Рождества Богородицы была освещена в 1780 году. Она также реализовывалась по проекту живописца иеродиакона Филарета. Затем на территории появился братский корпус, еще один двухэтажный корпус, мастерские портных и сапожников. Конец 18 века – это период грандиозного строительства. К тому моменту послушников насчитывалось около 100 человек. Начали работать больница, аптека, гостиница.

1810 год – это дата освещения храма при кладбище в честь Воскресения Христова. Также в этот год недалеко от святыни поселился адмирал Ушаков. Вождь флота много времени проводил в стенах монастыря. А во время Великого поста он переезжал в обитель и здесь жил. Ушаков верил в Бога и являлся благотворителем монастыря.

Чем знаменит монастырь?

Через несколько лет монашеская жизнь подверглась закрытию. Такая участь настигла многих православных святынь. Новая жизнь монастырского комплекса началась в 1991 году. Святыня начала постепенно восстанавливаться, приобретая потерянную красоту и величественность. Строение у Мокши находилось в живописной местности. С севера и запада находятся сосновые боры, рощи, озера, пойменные луга. А неподалеку проходит тропа к источнику преподобного Федора. Храмовый комплекс славится мощами воина Ушакова, исповедника Александра, Феодора.

Архитектурный ансамбль поражает своей оригинальностью. Интересно, что все объекты были возведены в максимально сжатые сроки. Они воплощают в себе один единственный стиль – барокко. Других направлений вы не обнаружите. Вычурный барочный стиль при этом эффектно дополняет окружающие пейзажи. Он динамичен и создает картину энергичного стремления человека к высокому, духовному и прекрасному. Любоваться на пейзаж реки Мокша хочется бесконечно долго. Церковь прославляет труды великого адмирала. Подвиг воина до сих пор живет в сердцах верующих людей. Память о нем воспевается в храмах, и всегда будет вспоминаться народом.

Монастырь сегодня

Сегодня в обители открыты для посещения несколько храмов. В их числе находятся собор Рождества пресвятой Богородицы, храм Владимирской иконы, церковь Воскресения Христова и другие. Почитаемыми иконами являются – образы Казанской Божьей Матери, преподобных Александра и Феодора, Пресвятой Богородицы.

Многие туристы приезжают сюда для того чтобы посетить источник. Самый главный ключ находится в лесной зоне. Он находится прямо возле дороги. Тропинка от него тянется в обитель. Из родника можно набрать святой воды. Она является прохладной. Также вы можете воспользоваться купелями для омовений. Спуск в них является достаточно удобным, так как они оснащены поручнями. Даже немощные и пожилые люди смогут окунуться в резервуар.

Церковная лавка работает каждый день. Ассортимент отличается широким разнообразием выбора. Есть свечи, крестики, лампады, различные сувениры и многое другое. Предметы православной тематики пользуются повышенным спросом.

Санаксарские чудеса

Со дня своего появления монастырь характеризовался строгой системой управления. Святыня была известна во всей Руси. Сюда приезжали монахи из самых различных краев. Всем известный игумен иеромонах Феодор являлся примером для подражания. Сегодня старых традиций до сих пор придерживаются. Пожалуй, самой главной святыней выступают две могилы у церкви Рождества Христова. Здесь похоронены Ушаковы – игумен монастыря и его племянник.

Адмирал Ушаков отличался благочестием и был сильно похож на своего дядю. Его корабль всегда славился монастырским порядком. Судна нередко назывались в честь святых или праздников. Сам адмирал верил в Бога. Его любили моряки, так как никогда не бросал их в трудную минуту. Удивительно, но за все годы военной карьеры у адмирала не было, ни одного поражения.

Но это не самое удивительное. В 1949 году осуществлялось вскрытие могил старца и адмирала. Одеяние, костиадмирала оказались нетленными. Священнослужители говорят, что так Бог отметил немалые заслуги данных личностей перед Родиной. Мощи иеромонаха Феодора Ушакова оставались нетленными, что свидетельствует о большой святости.

Кроме того, у могил Ушаковых нередко случались чудесные исцеления. Болеющие люди, прикладываясь, избавлялись от различных заболеваний. Паломники рассказывали, что к этому месту их приводила самаЦарица Небесная. Многие приезжают сюда для того чтобы попросить об исцелении близких людей, молитвы на здешних землях имеют большую силу.

Интересно, что чудеса не прекращают происходить и сегодня. В 1991 году первые насельники были поражены необычным явлением. Они увидели, как из храма шел на встречу седой монах. Старец направлялся в сторону Темникова. Он дошел до стены и потом исчез. О поразительном явлении они рассказали людям.

Изображения иеромонаха Феодора прекрасно сохранились до нашего времени. Очевидцы утверждают, что старец с седыми волосами встречал насельников на пороге обители, которую снова восстановили. Иеромонах являлся заступником и молитвенником монастыря.

За дивным чудом наблюдали на протяжении трех лет. Произошло обновление старинной иконы Богоматери Феодоровской. Сегодня она установлена на алтаре храма. Также знаменит образ богоматери Казанской. Прикладываясь к ней, многие люди получают оздоровление. Феодором в прошлом был лично выкопан родник. Вокруг него также постоянно случатся чудеса. Все, приходящие с верой, находят исцеление.

Монастырь является местом паломничества верующих из различных российских городов. Кроме того, бывает немало гостей из Казахстана, Молдавии, Белоруссии, Украины. Сегодня в обители проживают еще два старца – схиигумен Иероним и схиархимандрит Питирим. Они оказывают помощь всем тем, кто страдает от серьезных заболеваний. Их духовные советы многих наставляют на путь истинный. Сюда приезжают за благословением, ответами на многие жизненны вопросы.

На здешних землях чувствуется большая благодать. Обратите внимание на тот факт, что святыня расположилась от Дивеева. Здесь находится Четвертый предел Божие матери. Побережье реки Мокша отличаются живописностью. Здесь уютно в любое время года. Душа многих верующих тянется на здешние земли.

Благодать здешних мест постоянно подтверждается различными случаями. Как-то раз, одна из паломниц, которую звали Лидия, уснула под самое утро. Ей привиделось необычное явление. Санаксарский монастырь, как бы парил в воздухе. Он был при этом окружен желтым ореолом, который сиял. В верхней точке он имел соединение с с небесной Церковью ослепительного свечения. Внизу можно было увидеть большое скопление людей, которое протягивала к монастырю свои руки.

Читайте также:
Церковь Феодора Тирона в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Второй случай знаменателен тем, что благодать святыни показывается самим Богом. Одна из паломниц, Софья Мурадова, сделала фотографию монастыря во время вечернего богослужения. Но на фото были отражены только облака. После проявления пленки, на снимке удалось рассмотреть огненный крест, излучающий божественный свет. На утро монахи над монастырем смогли рассмотреть такой же крест. С левой и правой стороны от него был огненный столп. Такой крест явился еще один раз – в 1998 году.

Полезная информация для туристов

Местность может похвастаться достаточно благоприятными климатическими условиями. Они являются умеренно-континентальными. Погода близка к центральным российским регионам. Летом температура может достигать + 30 градусов. Зимой редко опускается отметки -10 градусов. На территории монастыря есть гостевые домики, в которых можно остановиться. Но срок пребывания в них ограничен. Он не должен превышать трех суток. О наличии свободных мест необходимо узнавать заранее. Для гостей организуется бесплатное проживание и питание.

Возле ворот находится лавка, которая реализует вкусную выпечку монастырского приготовления. При посещении обители необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего, они касаются внешнего вида. Перед вратами необходимо совершить трехместное знамение. На территории нельзя громко говорить и кричать. Необходимо следовать внутреннему распорядку. Желательно, чтобы одежда имела длинный рукав и выглядела опрятно.

История монастырского комплекса насчитывает 359 лет. На протяжении этого времени были, как взлеты, так и падения. Паломнический тур в Темниково дарит спокойствие и умиротворение. Иконы и мощи обладают исцеляющей силой. Осуществление паломничества доступно круглый год. Монастырь имеет официальный сайт.

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь

Красивейшее строение уникальной архитектуры на берегу реки Мокши, напоминает Кремль красной кладкой кирпича и белым обрамлением окон, дверей и арок, надолго остается в памяти паломников и туристов.

Санаксарский Рождество-Богородичный монастырь — мужская обитель 17 века, расположенная в Мордовии, является гордостью республики, и относится к архитектурным памятникам России.

История появления монастыря

В 1659 году благочестивый боярин Лука Евсиков пожертвовал земли под строительство храма, для чего пригласил строителей и старца Феодосия, которого почитали за духовное наставничество. Проживавший ранее в Кадомско-Троицком монастыре, старец Феодосий с первой поездки в Темниково настолько был очарован красотой и величием этих мест, что принял предложение писца Евсикова и до конца жизни остался здесь жить.

Монахи, прибывшие с Феодосием, возвели небольшую часовню, в которой проводили богослужения, в то же время возводили церковь в честь иконы Божьей Матери «Владимирская».

О других православных обителях:

В 1679 году храмовые постройки ветшают, не имея сильных покровителей, Санаксарский мужской монастырь к 1759 году приходит в запустение и его присоединяют к Санаксарской пустыни. Материальное положение Темниковской мужской обители и ее духовное возрастание изменилось с приходом Федора Ушакова, родного дяди знаменитого адмирала российского флота Федора Ушакова.

В годы настоятельства преподобного Федора Ушакова обитель расцветает, ее спонсором является сама императрица Елизавета.

  • Деревянные постройки постепенно заменяли каменными.
  • 1765 год стал официальным годом рождения Богородичного Санаксарского мужского монастыря.
  • В 1774 году по ложному обвинению настоятель Федор был сослан на Соловки на 9 лет, его место занял отец Иоил, ученик Ушакова. Он и продолжил начатое строительство, возведя за несколько лет колокольню, каменную ограду, трапезную и башенки, освятив Преображенский храм.
  • В 1983 году вернулся из ссылки Федор Ушаков, он жил при монастыре до самой смерти, в 1891 году был похоронен на монастырском кладбище.

Рядом с могилой дяди в 1817 году появилась могила адмирала Ушакова, будущего святого Воина, который свои последние дни провел в Санаксарской мужской святыне.

К началу 19 века Темниковский Богородичный монастырь является одной из лучших Российской мужской обителью, в ней проживало более ста монахов, которые денно и нощно служили всем нуждающимся.

В начале 20 века настоятелем мордовской святыни стал старец Августин, стараниями которого монастырская территория преобразилась в прекрасное место с парком и клумбами.

Об иконах Божьей Матери:

В 1915 году настоятелем обители назначается отец Александр (Уваров), который в 1918 году был взят под стражу, после освобождения вернулся в Свияжскую пустыню.

Интересно! Археологи и истории так и не пришли к общему мнению относительно названия мордовской святыни, то ли Санаксарским монастырь назвали по названию озера Санаксар, расположенного неподалеку, то ли название обители происходит от древнерусского слова «Синаксар» — «короткая святая жизнь».

Время революции и полного разорения

Глядя на великолепные современные постройки Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, трудно поверить, что в 1929 году, после закрытия, мужская обитель подверглась жестокому мародерству и ограблению.

В течение шестидесяти лет храмовые стены ветшали, их разбирали на кирпичи. В поисках богатств было перекопано монастырское кладбище, вскрыты могилы не только монахов, но и Ушаковых.

Соборный храм был отдан под конюшню, в церквях время от времени располагались училища. Конец запустению был положен в 1991 году.

Современное состояние мужской святыни в Темниково

7 марта 1991 года полуразрушенные стены некогда прекрасной мужской обители были возвращены православной Церкви. Первая Литургия после закрытия монастыря состоялась в том же году во время празднования Троицы. Через несколько лет были возрождены и освящены храмы.

Современный монастырский комплекс привлекает паломников своими святыми и прекрасными природными местами.

Под часовней, как и много лет назад, находится могила Федора Ушакова, мощи которого оставались нетленными при открытии могилы.

Интересно! Местное население утверждает, что текущий в лесу ручеек, названный Ушаковским, обладает чудодейственной силой. Родниковую воду не только пьют, ее собирают в купели, и каждый желающий может принять святую силу, окунувшись в этой воде.

С 2014 года настоятелем темниковской святыни является священноархимандрит, епископ Краснослободский и Темниковский Климент.

Святыни и престольные праздники

Паломники и прихожане находят утешение и молитвенную поддержку при посещении святынь монастыря:

  • чудодейственной иконы Богородицы «Казанская»;
  • мощей преподобного Федора Санаксарского;
  • святых останков преподобноисповедника Александра Санаксарского;
  • мощей праведного Воина Федора.

В течение года всегда людно в действующих четырех церквях и около часовни-усыпальницы игумена Иеронима.

На заметку! Историческую ценность Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря подчеркивает факт включения его в маршрут Золотого кольца.

Читайте также:
Юрьев монастырь в Великом Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и мощи

21 сентября монастырская территория с трудом вмещает всех желающих присутствовать на Литургии в честь празднования Рождество Богородицы, покровительницы монастыря, темниковского края и всей России.

Памятка паломникам

Есть несколько способов, чтобы добраться до мордовской святыни:

  • Из многих российских городов организуются паломнические поездки на специально заказанных автобусах.
  • При поездке на поезде следует доехать до Темникова, а затем до села Алексеевка.
  • Желающие пожить в монастыре несколько дней, могут воспользоваться гостиницей обители, при которой есть трапезная.

Совет! Проживание и питание бесплатное. Количество мест ограничено, поэтому о своем желании пожить в монастырской среде следует договориться заранее.

Лишенных крова мужчин могут поселить в монашеских кельях и приобщить к монастырской жизни, большая часть которой составляет молитва и работа, дарующая мир и покой в сердце.

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь

Мiръ Россия Республика Мордовия посёлок Санаксарь Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь был основан в 1659 году игуменом Феодосием по просьбе жителя города Темникова дворянина писца Луки Евсюкова, который дал место под будущую обитель. При монастыре действует гостиница

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святые
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Патриарха Московского Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской.

Название своё монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.

Период возобновления обители связан с именем Феодора (Ушакова) (настоятель 1764—1774).

Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём.

Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.

27 мая 1915 года настоятелем обители был избран Александр (Уродов), который был смещён братией в марте 1918 года и взят под стражу; впоследствии он был настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни и наместником Седмиезерной пустыни (8 сентября 2001 года в селе Соболеве были обретены его мощи, которые были перенесены в монастырь).

В октябре 1929 года монастырь был окончательно закрыт.

Постановлением Совета Министров Мордовии от 7 мая 1991 года здания бывшей обители были переданы Саранской епархии. 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил первую литургию.

6 июня 2001 года скончался подвизавшийся в обители старец схиигумен Иероним (Верендякин), почитаемый некоторыми.

На территории монастыря находится лесопильный комплекс и цех по производству свечей.

Санаксарский монастырь включён в проект маршрута Золотое кольцо России.

23 октября 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил в должности священноархимандрита Климента, епископа Краснослободского и Темниковского.

Святые [ править ]

  • Преподобный Феодор Санаксарский, иеромонах. Возобновитель монастыря.
  • Преподобноисповедник Александр Санаксарский, архимандрит.
  • Священномученик Кирион, католикос-патриарх Грузии. После событий 1908 года был сослан в монастырь, где находился до 1915 года.

Святыни [ править ]

  • Святой источник преподобного Феодора
  • Мощи святых Преподобного Феодора Санаксарского, Праведного воина Феодора Ушакова и священноисповедника игумена Александра

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 431220, Республика Мордовия, г.Темников Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.

Проезд: Добраться до монастыря можно как на паломнических автобусах, которые регулярно совершают поездки из Москвы, Саратова, Тольятти, Воронежа и других городов, так и своим ходом на автомашине (от Москвы по “Рязанке”) или на поезде и автобусе до г.Темникова. От г.Темникова можно пройти напрямую – через пешеходный мост (летом) и далее полем (4 км от автовокзала), либо на попутном транспорте от поворота у автовокзала (16 км) до деревни Алексеевки и далее пешком до монастыря, либо до самого монастыря.

Паломнику [ править ]

Памятка для паломников:

  • Гостиницы монастыря имеют ограниченные возможности к принятию паломников. Пожалуйста, о свободных местах для ночёвки узнавайте у гостинника до своего приезда.
  • Паломники могут проживать в монастырской гостинице 3-е суток.
  • Для поселения в гостиницу необходимо иметь паспорт.
  • Паломники обязаны строго посещать все монастырские службы и выполнять требования монастырского устава и распорядка.
  • Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной – бесплатно.
  • По прочим вопросам обращаться к Гостинику по тел: 8 – 917 – 990 – 14 – 66

Для желающих потрудиться в монастыре во славу Божию существуют следующие требования:

  • Принимаются только мужчины возрастом не моложе 18 лет.
  • При себе необходимо иметь общегражданский паспорт с регистрацией по месту постоянного проживания,так же желательно наличие страхового полиса.
  • Необходимо неукоснительное соблюдение устава, распорядка и прочих правил поведения в монастыре.
  • Добросовестное выполнение порученной работы.
  • Бережное отношение к имуществу монастыря.
  • Употребление спиртных напитков, наркотиков запрещено.

При поступлении в обитель желательно иметь рекомендации от своего приходского священника, духовника или монастыря.

Фото [ править ]

Святой источник преподобного Феодора и купальни в лесу неподалёку от обители

Санаксарский монастырь в Мордовии. Фото, расписание богослужений, где находится, как добраться

Санаксарский мужской монастырь – православная обитель, расположенная в одном из живописнейших мест Мордовии. Происхождение названия доподлинно неизвестно. Возможно, свои истоки оно берет от «санав сара», что переводится как «заболоченная местность», или же святой обители подарило свое название озеро Санаксар, которое раскинулось недалеко от монастыря.

История

Санаксарский монастырь в Мордовии был построен на берегу реки Мокши, в окружении лесов и заводей. Годом его основания считается 1659 г. Идея возведения храма на берегу реки Мокши принадлежала дворянину Луке Евсюкову, который, будучи человеком глубоко верующим, выделил под строительство церкви участок земли, находящийся в его собственности.

Для возведение святой обители он пригласил из Кадома игумена Феодосия, известного своей высокой духовностью, который со своими учениками и стал основоположником Санаксарской пустыни.

Читайте также:
Патриарх Сербский Павел: биография святого, цитаты, труды и книги

На протяжении 100 лет Санаксарская пустынь жила и развивалась. Однако к середине XVIII в. она настолько обеднела, что была приписана к Саровской пустыни. Все изменилось, когда в Санаксар переехал монах Феодор Ушаков (в миру Иван Игнатьевич Ушаков).

Прожив до этого 2 года в Сарове, он попросил дать ему пришедшую в упадок Санаксарскую обитель, которая находилась в 3 верстах от города Темникова. В 1759 г., получив разрешение, отец Феодор со всеми своими учениками переселяется в Санаксарскую пустынь с твердым намерением возродить ее. Преподобный Феодор не только возродил обитель, но и дал ей архитектурный и духовный «образ».

За три года пустынь преобразилась: был сделан ремонт, введен строгий устав для братии. 13 декабря 1762 г. епископ Тамбовский преосвященный Пахомий уговорил Феодора Ушакова принять священство и стать настоятелем обители. Под руководством отца Феодора Санаксарская пустынь значительно укрепилась и разрослась.

В 1764 г. проходило упразднение многих монастырей, но Ушаков воспользовался своими связями, благодаря чему пустынь не была упразднена. Наоборот, весной 1765 г. Екатерина II даровала ей самостоятельность и повелела называться монастырем. К тому же императрица выделила «1000 рублей серебром», которые пошли на строительство нового каменного двухэтажного собора.

С 1764 г. началось строительство каменных построек. С этого периода и начинается расцвет Санаксара. Храм, который сохранился до нашего времени, был заложен отцом Федором в 1765 г. и строился под его непосредственным руководством и с его участием. Строительство проходило с 1765 по 1774 г.

С собора Рождества Пресвятой Богородицы началось строительство каменного храмового комплекса, которое было продолжено и после смерти отца Феодора. К началу XIX в. архитектурный ансамбль Санаксарской обители сформировался окончательно. Он пользовался большой известностью, имел влиятельных покровителей и наравне с Саровым выполнял роль духовного центра России.

Однако революционные события 1917 г. изменили привычный уклад духовной жизни монастыря. Чтобы обитель могла продолжить свое существование, в 1921 г. на ее территории была организована религиозная община (коммуна), где братия жила и трудилась под мирскими именами. Время от времени им позволялось служить литургию. Однако это не спасло монастырь.

К 1929 г. он был полностью закрыт. В советский период здесь был сельскохозяйственный техникум, школа механизаторов, пионерский лагерь, в Богородице-Рождественском соборе находилась конюшня, в нижнем храме располагалась тракторная мастерская. Обитель была разграблена и осквернена. А к 1940-м годам церковный комплекс стоял полуразрушенный, обезглавленный.

Однако разворованная и поруганная обитель избежала печальной участи многих других храмов. Здания остались практически целыми, за исключением незначительных разрушений. Есть некоторые утраты, например, была разрушена часовня над погребением преподобного Федора.

Роль оберега сыграла могила Федора Федоровича Ушакова (непобедимого адмирала флота российского), которая находится на территории церковного комплекса. В послевоенные годы она была взята государством под защиту как национальная святыня.

Восстановление же монастыря началось значительно позже. Первая реставрация как памятника архитектуры, подлежащего государственной охране, началась только в 1970-е годы.

Полномасштабные работы, связанные с возрождением храма, восстановлением монастырских построек и внутреннего интерьера собора, продолжились лишь в 90-х годах прошлого столетия, когда 26 мая 1991 г. Санаксарский монастырь был вновь передан в руки русской православной церкви.

Санаксарский монастырь в Мордовии сейчас практически восстановлен. Располагаясь на некотором удалении от различных производств, монастырь находится на самообеспечении. Здесь есть своя пилорама, пекарня, налажено производство ладана, свечей и замечательного церковного вина.

К тому же на территории, принадлежащей монастырю, есть свой сосновый питомник.

Архитектура

Процесс строительства каменных зданий, входящих в архитектурный ансамбль монастыря, занял относительно короткий отрезок времени, поэтому для всего церковного комплекса присуще стилистическое единообразие (прослеживается полное отсутствие эклектики), что отличает его от большинства монастырей, возведение которых продолжалось на протяжении нескольких столетий.

Строительство проходило под непосредственным руководством отца Феодора, а затем старца Филарета. В целом монастырский ансамбль сложился за период с 1765 по 1820-е гг. К концу XVIII в. Санаксар имел уже приблизительно тот вид, который видят сейчас посещающие его паломники.

Санаксарский монастырь в Мордовии – это замкнутое пространство, которое по форме представляет собой трапецию. Ограды в общепринятом понимании здесь нет. Церковная территория по периметру ограждена корпусами келий, соединенных между собой невысокой стеной с 3 угловыми башнями.

Перед главным входом находится построенное в стиле барокко трехъярусное здание пятиглавого собора Рождества Пресвятой Богородицы, являющееся духовным и архитектурным центром всего комплекса. Он располагается перед центральными воротами и огражден со всех сторон другими монастырскими сооружениями, которые выстроились по периметру монастырского двора.

Собор строился по плану, разработанному иеродиаконом Филаретом (Былининым). Храм украшал великолепный резной иконостас. На фасадах здания – разноцветная роспись. Внутреннее украшение стен, также принадлежащее кисти старца Филарета, выполнено в стиле рококо.

Остальные здания расположились по периметру церковного двора вокруг собора Рождества Пресвятой Богородицы:

  • Прямо напротив храма с противоположной стороны двора находится колокольня (1776 г. постройки), очертания которой имеют сходство с силуэтами питерских колоколен и башен Александро-Невской Лавры.
  • Одноглавая больничная церковь, воздвигнутая в честь иконы Владимирской Богоматери, и больничные кельи расположены в юго-восточном углу двора.

Далее видны:

  • настоятельские и казначейские кельи;
  • здание трапезной;
  • братский корпус;
  • корпуса для иеромонахов и монахов.

Строительство жилых помещений заняло менее 15 лет (с 1777 по 1790 г.). За это время были возведены здание трапезной (1777 г.), братские (1779 г.) и больничные кельи, двухэтажный каменный корпус для иеромонахов (1781 г.) и корпус для монахов (1782 г.).

В 1785–1787 гг. за пределами основной территории (так как сама площадь монастырского двора невелика) была построена двухэтажная гостиница для паломников, которую расположили примерно в 100 м от западной монастырской стены. Она также сохранилась до нашего времени.

В 250 м от Святых ворот находится церковное кладбище и каменный храм Воскресения Христова (1805 г.), выделяющийся «столичностью» архитектуры. Он расположен у самой дороги и первым открывается взглядам паломников. С него и начинается первое знакомство с Санаксарской обителью. Чертежи кладбищенской церкви был выполнены лично иеромонахом Филаретом.

Не так давно на кладбище появилось еще одно сооружение, имеющее вид беседки. Данная постройка представляет собой часовню, построенную над местом погребения старца Иеронима, который при жизни был братским духовником.

Читайте также:
Тамбовская митрополия: храмы и монастыри, священники и духовенство

Кроме этого, у паломников вызывает огромный интерес целебный источник с необыкновенно вкусной водой.

Святыни

Сейчас основными святынями монастыря являются чудотворные мощи двух воинов Христовых: Феодора Санаксарского и Федора Ушакова. В 2004 г. старец Феодор Санаксарский и адмирал флота российского Федор Федорович Ушаков по решению (родной племянник преподобного Феодора) синодальной комиссии по канонизации святых были прославлены в лике общероссийских святых.

Мощи старца Феодора находятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Неподалеку от них расположена искусно вырезанная в форме ладьи рака с мощами «сродника его из дворян» — Федора Федоровича Ушакова.

Здесь же в храме покоятся мощи преподобноисповедника Александра (последнего перед закрытием настоятеля Санаксар).

В монастыре находятся особо почитаемые паломниками и братией иконы Богородицы:

  • список XVII в. с Казанской иконы Божьей Матери,
  • икона Феодоровской Божьей Матери;
  • икона Пресвятой Богородицы, которая именуется «Спорительницей хлебов»;
  • Сицилийская, писанная с чудотворной иконы из Дивногорского монастыря Воронежской епархии и принесенная в дар Санаксарскому монастырю;
  • Почаевская с ликами Божьей Матери и Бога младенца в окладе из разноцветного бисера и камней.

Санаксарский монастырь в Мордовии имеет и другие святыни, в том числе и с частицами святых мощей.

В Санаксарском монастыре в Мордовии хранятся мощи святого адмирала Федора Ушакова

По инициативе императорского православного палестинского общества Сергея Степашина, а также усердием членов российского благородного собрания в обитель были переданы древние христианские святыни: частицы животворящего древа креста Господня, преподобного Саввы Освященного, святой мученицы Варвары и палестинских мучеников.

Интересные факты и легенды

Санаксарский монастырь в Мордовии существует более 360 лет. За это время происходило множество чудес, свидетельствующих о святости обители.

Одно из первых чудес, которое донесла человеческая память до наших дней, относится к периоду строительства пятиглавого храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Рассказывают, что сразу после того как были вырыты рвы, предназначенные для закладки фундамента будущей церкви, прямо во время молебна прилетел пчелиный рой и опустился на место, определенное для будущего алтаря. Это удивительное событие было знаком свыше, предвещающим монастырю обильную благодать.

О большой святости старца Феодора и адмирала Ушакова говорит тот факт, что при вскрытии в 1949 г. их могил, останки оказались нетленными (даже мундир Федора Федоровича Ушакова находился в отличной сохранности). Святые мощи, пребывающие в обители, славятся чудесами исцеления. Некоторые паломники рассказывают о том, что сюда их направляла сама Царица Небесная.

В 1991 г. произошло чудо, свидетелями которого стали первые насельники монастыря. Рассказывают, что когда они впервые после открытия обители входили в арочные ворота монастыря, то навстречу им вышел седой старец, который затем направился к монастырской стене, расположенной со стороны города Темникова и, подойдя к ней, растворился в воздухе на глазах у изумленных насельников.

Внимательно изучив оставшиеся изображения иеромонаха Феодора, свидетели события утверждают, что именно он был тем загадочным старцем, который встречал их за воротами вновь открытого Санаксарского монастыря.

Несколько лет назад зафиксировано еще одно чудо. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы обновилась чудодейственная икона Феодоровской Божьей Матери, которая теперь находится в алтаре собора.

Режим работы и расписание богослужений

Литургия в обители совершается ежедневно в 8:00. По воскресеньям служится еще в 6:00 ранняя литургия, которая проходит во Владимирской церкви. Начало вечерней службы — в 18:00, всенощная накануне воскресных дней и праздников бывает в 17:00.

Особо празднуются дни памяти святых, чьи мощи покоятся в монастыре:

  • Феодора Санаксарского — 4 марта (кончина) и 4 мая (обретение мощей);
  • святого праведного воина Феодора — 5 августа (прославление) и 15 октября (кончина);
  • преподобноисповедника Александра — 27 августа (кончина) и 18 сентября (обретение мощей).

Особо торжественно 21 сентября отмечается престольный праздник монастыря — Рождество Пресвятой Богородицы.

Контакты

  • Почтовый адрес: 431220, Мордовская республика, г. Темников, Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.
  • Официальный сайт: sanaxar.
  • Телефоны: (83445) 2-91-70, 2-91-02.
  • Монастырская гостиница. Телефон: 8-917-990-14-66.

Как добраться

Санаксарский монастырь в Мордовии можно посетить в составе экскурсионной группы или самостоятельно добраться до святых мест на автобусах, которые отправляются в монастырь из многих городов России.

Также возможны и другие варианты:

Пункты прибытия транспорт Остановки
1. до г. Темников поезд ст. «Зубова Поляна»
автобус г. Темников
2. от г. Темников до монастыря автобус деревня Алексеевка
пешком 2 км до Санаксарского монастыря

Если пунктом отправления является Дивеево, то следовать придется через Вознесенск, Теньгушево, Темников, а далее от Темникова до Санаксар.

Добраться до Санаксарской обители можно на автомобиле. Для этого необходимо двигаться по трассе М-5 («Урал») до Зубовой Поляны (это 440 км от Москвы, 201 км от Саранска), которая располагается на территории Мордовии. На 20 км необходимо свернуть налево на трассу Р-180, идущую по направлению к Краснослободску, и двигаться, минуя Темников (оставив его справа), по указателю на Санаксар.

Где остановиться

В Санаксарской обители (как и 300 лет назад) есть гостевые дома, в которых могут останавливаться паломники. Максимальный срок пребывания в них ограничивается 3-я днями. Однако проживание и питание гостям здесь предоставляются бесплатно.

В связи с тем, что Санаксары – это мужской монастырь, размещение мужчин организовано внутри обители, а для женщин отведены помещения, которые находятся за пределами монастырского двора.

Сейчас Санаксарский монастырь, находящийся в Мордовии, является действующим монастырем и представляет собой один из самых оживленных паломнических центров. К тому же он находится в статусе памятника архитектуры, который состоит под охраной государства и включен в проект «Золотое Кольцо России».

Автор: Ирина Журавка

Видео о монастыре

Фильм о Санаксарском мужском монастыре в Мордовии «Повесть о монашестве»:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: