Храм Николая в Толмачах: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В ТОЛМАЧАХ

Московский Никольский храм в Толмачах, 2006 г. Фотография Чупринина Михаила с сайта sobory.ru

Московский храм во имя святителя Николая Чудотворца “в Толмачах”, домовой храм-музей при Государственной Третьяковской галерее.

Первое упоминание о деревянной еще “Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою в Толмачах” содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год. “Толмачи” – слово татарского происхождения, так именовались устные переводчики, которых отличали от тех, кто умеет писать на иностранном языке. Толмачами или Татарской слободой называлась местность подле дороги в Орду, тогда – в отдалении от остальной Москвы, где селились переводчики – татары, владевшие русским языком, а затем и русские переводчики.

Каменный храм был возведен в 1697 году “гостем”, прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако, только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась “Сошественскою”, а затем стала опять прописываться “Николаевской”.

В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М. Демидова. В 1834 году, по прошению прихожан и “согласно с мыслию Митрополита Филарета”, была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и возведена новая колокольня. В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма.

В этом храме с 1867 по 1895 год служил диаконом старец Алексий (Соловьев) (до пострига в 1898 – о. Феодор).

В 1924 году в храме совершил богослужение святитель Тихон (Белавин), жребий на патриаршее служение которому вынул старец Алексий (Соловьев).

В 1929 году храм был закрыт.

Все пять глав церкви и три из четырех ярусов колокольни разрушены около 1930 г. Помещение храма было передано Третьяковской галерее.

Восстановление храма началось в 1990 году.

В 1993 году были возобновлены богослужения.

8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Богослужение совершалось перед Владимир­ской иконой Пресвятой Богородицы, перенесенной в храм.

В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена живопись.

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он становится одним из залов Третьяковской Галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству.

Значительная часть убранства храма – экспонаты из собрания музея Государственной Третьяковской галереи. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе икона святителя Николая, икона Сошествия Святого Духа на апостолов, а также заалтарные кресты, литургическая утварь.

В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня – Владимирская икона Божией Матери.

При храме работает библиотека православной литературы, детская воскресная школа и просветительские курсы для взрослых “Основы Православия”.

Настоятели

  • Василий Павлов (сер. XVIII в.)
  • Иоанн Васильев (22 сентября 1770 – 1791)
  • Иоанн Андреев (май 1791 – 1812)
  • Николай Яковлев (1813 – ?)
  • Иванович Смирнов (1816 – 1828)
  • Николай Розанов (1828 – 1855)
  • Василий Нечаев (1855 – 1889)
  • Димитрий Касицын (1889 – 3 декабря 1902)
  • Михаил Фивейский (1902 – весна 1919)
  • сщмч. Илья Четверухин (июнь 1919 – июнь 1929) .
  • Николай Соколов (с 1992)

Храм святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее

К оглавлению – храмы Москвы

  • Молитва Святителю Николаю, Мирликийскому чудотворцу
  • Молитва Святителю Николаю (для путешествующих)

    Построен: 1697

    Адрес храма: 109017, Москва, М. Толмачевский пер., д. 9 (м. «Третьяковская»). Вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от здания храма.
    Телефон храма: (495) 957-07-81 230-97-81

    История: деревянный храм на этом месте известен с 1625 г.

    Каменный храм сооружен в 1690 — 1697 гг. на средства купцов Кондратия и Лонгина Добрыниных, перестроен в 1777 г.

    В 1833 — 1834 гг. по проекту арх. Ф. М. Шестакова в стиле ампир сооружены двухпридельная трапезная и чрезвычайно выразительная по силуэту четырехъярусная колокольня. Работы финансировались прихожанами, среди которых особо выделялись известные купеческие фамилии: Медынцевых, Шестаковых, Чижовых, Булочкиных, Третьяковых.

    Существующая роспись трапезной выполнена в 1845 г. художником Малаховым, тогда же сделаны иконостасы и киоты трапезной. В конце XIX в. в этом храме служил диаконом Федор Соловьев, ставший впоследствии известным старцем Зосимовой пустыни Алексием.

    Церковь закрыли в 1929 г.

    До 1993 г. в храме находились запасники Третьяковской галереи.

    Богослужения возобновлены в 1993 г.

    Здание реставрировалось в 1989 — 1997 гг. за счет Третьяковской галереи и прихожан.

    При храме действует воскресная школа, проводятся катехизические беседы. Здесь организован превосходный хор, который поет не только на богослужении, но и выступает с концертами.

    Община храма окормляет Пансионат № 1 для ветеранов труда и школу-пансионат в Плескове (Московская область, Подольский район).

    Храм открыт ежедневно (кроме понедельника) с 12 до 16 часов, вход через Третьяковскую галерею.

    Святыни: чтимая копия иконы «Святая Троица» прп. Андрея Рублева; чудотворная Владимирская икона Божией Матери; образ свт. Николая Чудотворца; в храме находятся около 150 икон древнего письма (XVI — XX вв.).

    Дни памяти: 6/19 декабря, 9/22 мая

    Богослужение: по субботам, воскресеньям и великим праздникам – Литургия в 9 час, в субботу – всенощная в 17 час, в среду – молебен перед иконой Божией Матери Владимирской в 10 час. в пятницу – утреня с акаф. Владимирской иконе Божией Матери в 17 час.
    При храме действует воскресная школа, проводятся катехизические беседы.
    Хор храма Святителя Николая в Толмачах является и хором Государственной Третьяковской галереи. В этом качестве он существует с 1994 года. Хор сопровождает богослужения в храме и перед святынями, хранимыми в Третьяковской галерее.

    Церковь Николая Чудотворца, что в Толмачах – апрель 2009 года.


    Адрес храма: Малый Толмачевский пер., 9

    Апрель 2009 года.

    Храм-музей Святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее.
    Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе «Святитель Николай», «Сошествие Святого Духа на апостолов», а также заалтарные кресты, литургическая утварь.

    Иконостас музея-храма Святителя Николая в Толмачах.
    В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Галереи – Владимирская икона Божией матери («Богоматерь Владимирская»). Ее пребывание в храме свт. Николая в Толмачах позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника.

    Богоматерь Владимирская. Первая треть XII века. Константинополь.
    Другие иконы Третьяковской галереи.

    Катерлезский Свято-Георгиевский общинный женский монастырь в Керчи

    Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь расположен в селе Войково (ныне именуется Катерлез), что на Керченском полуострове. На территории находится живительный источник целебной воды, обладающей редким химическим составом.

    Первоначально этот монастырь позиционировался как приют и место служения для монахов, но из-за распутной жизни последних был преобразован в женскую обитель. Церковный комплекс стал первым, который был закрыт советской властью в 1924 году.

    История монастыря

    История этого крымского храма берет свое начало в XIX столетии. Предание утверждает, что местный чабан (пастух), ежедневно поднимавшийся на гору для молитвенных песнопений, узрел молодого воина, который изящно восседал на белом жеребце. Очевидец не мог сдвинуться с места, пока образ не растворился, он чрезвычайно испугался происшествия и не сказал о нем никому ни слова. Однако видение повторилось спустя один год, но чабан все равно не стал об этом рассказывать.

    • Только на третий раз пастух, восходя на тоже место, пригласил старцев, чтобы они подтвердили чудесное явление. Мудрецы приметили юношу, стоявшего на камне, а молодой жеребец находился с хозяином рядом. Когда присутствующие перебороли страх и начали приближаться, видение исчезло. Подойдя к камню, старцы разглядели отпечатки ног святого юноши. Рядом они обнаружили полотно с изображением преподобного Георгия Победоносца.
    • С этого момента гора, где возникало сошествие небесного юноши на белоснежном коне, стало особенно почитаться местными жителями. Н. Джанбеков и Ф. Сазонов построили здесь на свои деньги небольшую часовню, которая посещалась истинными богомольцами. Вскоре возникла традиция ежегодно, 23 апреля, совершать крестный ход на вершину горы с иконой святого Георгия.
    • Полотно с изображением Победоносца исчезло из храма Иоанна Предтечи и появилось на том месте, где было обнаружено. Священнослужители вскоре совершили молебен и дали обет возвести здесь каменную церковь, в которой найдет покой икона преподобного. Храм воздвигли в 1857 на средства прихожан и богатого помещика В. Гущина, а 23 апреля его освятили во славу великомученика Георгия.
    • Икону Георгия Победоносца, найденную на Святой горе, торжественно перенесли в новоявленный монастырь. Вместе с ней здесь обосновался и тот самый камень с отпечатками ног преподобного Победоносца. Через девять лет рядом с главным строением воздвигли небольшую колокольню.

    На материале видны отпечатки ног святого, а также копыт животного, принадлежащего чудотворцу и защитнику христианства. Монахи утверждают, что остатки этого камня и по сей день творят божественные исцеления.

    О чудесах в православии:

    Святая гора почитается не только христианскими верующими, но и татарами Козской долины. В одной из легенд Крыма говориться, что в день памяти преподобного Георгия Победоносца коренное население поднимается на вершину и возжигает поминальные свечи.

    Дальнейшая судьба обители

    Братия была малочисленна, но настоятель Михаил и два почтенных старца исправно служили утрени и вечерни. В литургии им помогал карантинный солдат по имени Флор. Через 11 лет честного управления отца Михаила возвели в чин архимандрита и перевели в бахчисарайский скит.

    Новым настоятелем назначили иеромонаха Петра, который первым делом приобрел парчовое одеяние для братии и заказал святую икону Воскресения Спасителя. Вскоре на территории появились одноэтажные дома для монахов. После кончины Петра делами монастыря заведовал отец Филофей.

    • В 1984 г. в обители жило и трудилось уже 24 насельника, поэтому было решено возвести зимний храм, который освятили в честь печерских угодников Антония и Феодосия. Здесь хранились останки восьми прославленных святителей.
    • В середине XIX в обители соорудили три корпуса для братии, трапезную, кухню и бытовые постройки. Деньги для этого благого дела пожертвовали богатые жители города Керчь. Несколько лет спустя братия получила во владение баню, просфорную и мастерские.
    • Однако внутренняя жизнь не складывалась по канонам христианства, приходили жалобы на монахов. Внести рациональный порядок так и не удалось, поэтому мужчин здесь заменили женщинами.

    Тяжелые годы и период возрождения

    Большие проблемы у Катерлезского женского монастыря начались с приходом власти советов. Церковный комплекс первым из крымских храмов прекратил свою деятельность. В 1921 г. уездный совет постановил создать на этой территории трудовую колонию. Часть монахинь уехала в находящуюся рядом обитель, других заставили подписать отказные документы.

    На территории открыли детский дом, который ликвидировали вместе со всем церковным комплексом в 1924 г. Все здания были разобраны на строительные материалы. Уничтожили храмы, часовни и тот камень, на котором стоял Георгий Победоносец.

    Какие еще храмы есть на Крымской земле:

    Возрождение началось в 90-х годах, в двух малопригодных для жизни зданиях поселились послушницы под руководством настоятельницы Анилины. Монахини построили печи, запаслись материалами и стали расчищать место для восстановления обители. Вскоре возобновились крестные ходы с иконой святого Георгия, воздвигли часовню.

    Христиане надеются, что вскоре восстанет из праха и главный храм обители.

    Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь имеет красивейшую историю становления. Память о здешних событиях греет сердца праведных христиан, которые могут вдохновиться старинными достопримечательностями и духом святости. В настоящее время послушницы ведут упорные работы по восстановлению некогда грандиозного церковного комплекса.

    Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь

    Мiръ Россия Республика Крым Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь

    Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь основан в 1857 году на месте явления местному пастуху святого великомученика Георгия. При обители имеется гостиница для паломников.

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Современное состояние
    • 3 Святыни
    • 4 Престольные праздники
    • 5 Как добраться
    • 6 Паломнику
      • 6.1 Где остановиться
      • 6.2 Расписание богослужений
    • 7 Фото
    • 8 Видео
    • 9 Ссылки

    История [ править ]

    По местной легенде, в конце восемнадцатого века на горе Святого Георгия в поселке Катерлез одному греческому пастуху несколько раз являлось видение всадника на белом коне. Однажды он пригласил поглядеть на чудо знакомых старцев, которые также стали свидетелями явления на вершине горы красивого стройного юноши и белого скакуна. Согласно преданиям, образ всадника рассеялся, стоило им подойти ближе. На вершине горы был найден камень с отпечатками человеческих стоп и копыт лошади, также, по преданию, была найдена икона Святого Великомученика Георгия. Дважды икону переносили в один из старейших храмов Крыма — Церковь Святого Иоанна Предтечи в Керчи, но она чудным образом снова оказывалась на вершине горы. Проблему решил священник храма. Он пообещал, что на этом месте будет воздвигнут монастырь, а до тех пор ежегодно в День памяти Великомученика Георгия, 23 апреля, икону надлежало крестным ходом приносить на место явления.

    Архиепископ Иннокентий (Борисов), возглавивший в 1848 году Херсонскую и Таврическую епархию, однажды посетил селение вместе с керченским градоначальником князем Херхеулидзе и предложил построить на этом месте часовню в честь Святого Георгия. Строителями были выбраны почетные граждане Керчи Николай Джанбеков и Феодор Сазонов.

    Война России с Англией помешала утвердиться на святой горе православной святыне. Керчь оккупировали иностранные войска и возведенную часовню использовали в военных целях, превратив в конюшню. Только после заключения мирного договора вновь встал вопрос о возрождении разоренной часовни и, по ходатайству Преосвященного Иннокентия, устроения монастыря. Проектные работы взял на себя керченский архитектор Василий Гущин.

    К апрелю достроили церковь, а чуть позже — монашескую келью. Тогда же в монастыре стали проводить первые богослужения.

    В 1859 году керченский купец Иван Салатич возвел на территории монастыря одноэтажное каменное здание, ставшее впоследствии основным жилищем для послушников Григория Григорьева и Антония Петренко. Появились трапезная, кухня, подсобные помещения, конюшня. В течение нескольких лет число монахов обители возросло до двадцати четырёх. В 1862 году построили колокольню, а также двухэтажный дом настоятелей.

    Позднее были устроены каменные ворота, рядом с главным храмом появилась церковь в честь Печерских угодников Феодосия и Антония, куда были привезены частички мощей многих Великих святых. Преемником Филофея стал отец Сергий.

    В 1900 году епископ Таврический Николай постановил монастырь сделать женским, а на его основе учредить Епархиальный «Вдовый дом».

    В годы Первой мировой войны за монастырскими стенами пребывало отделение № 4 Керченского временного городского лазарета для раненых и больных солдат и офицеров Русской армии, а также школа для девочек-беженок.

    В период Гражданской войны на земле монастыря обосновались летчики Русской армии генерала Врангеля. В Катерлезе базировались Первый и Третий белогвардейские авиаотряды.

    20 февраля 1921 года Керченский уездный комитет постановил ликвидировать Катерлезский монастырь, а имущество передать детскому приюту, который получил монастырскую прописку. Монахиням разрешили остаться, но при непременном отказе от монашества: им разрешили работать, ухаживать за садом, виноградником. Всех женщин, кто не был готов расстаться со своим обетом, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште.

    В 1923 году обитель была закрыт, как действующая на территории детского заведения. Однако с закрытием Георгиевской церкви был упразднен и сам детский дом. Жители поселка неоднократно обращались в КрымЦИК с просьбой передать им храм, но безрезультатно.

    К 1928 году от монастыря остались одни развалины. Камни, из которых монастырь был сложен, пошли на частное строительство, а также на постройку школы и других муниципальных учреждений. КрымЦИК на запрос Исполнительного комитета РСФСР объяснили этот разгром тем, что местное население могло разграбить закрытую церковь, а потому её пришлось разобрать. При этом уточнялось, что сделано это было по частной инициативе председателя Керченского райисполкома Лбова.

    Камень со следами человеческих стоп несколько раз пытались уничтожить взрывчаткой. До сегодняшнего дня сохранился лишь фрагмент камня с одним из отпечатков.

    В 1991 году на горе Святого Георгия был установлен семиметровый православный крест.

    В 1996 по благословению Митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря на земле монастыря стали проводиться первые после его ликвидации богослужения. Под новую церковь и монашеские кельи были выделены два недостроенных здания колхозного ипподрома на месте существовавшей ранее обители.

    Первой настоятельницей монастыря стала Матушка Акилина, в миру — Александра Литвиненко, участница Великой Отечественной войны. В 2014 году Матушка Акилина почислена на покой. В сан Игуменьи возведена матушка Феодосия (Ольга Михайленко).

    Современное состояние [ править ]

    Современная жизнь монастыря продолжается. В 2016-2017 году был достроен гостевой дом, обустроены новые монашеские кельи. Созданы первые паломнические комнаты. Продолжается обустройство территории монастыря и ведутся новые постройки.

    Святыни [ править ]

    • Частицы мощей Ионы Киевского
    • Частицы мощей великомученика Георгия Победоносца
    • Частицы мощей великомученицы Екатерины
    • Камень явления святого Георгия Победоносца
    • Частицы мощей святого Луки Крымского
    • Частицы мощей преподобномученицы Рафаилы Чигиринской
    • Частицы мощей преподобного Феодоосия Великого
    • Частицы мощей мученика Иоанна Война
    • Камень с каплями крови Соловецких мучеников
    • Частицы мощей праведного Феодора Ушакова

    Престольные праздники [ править ]

    Как добраться [ править ]

    Адрес: 298221, г.Керчь, Ленинский р-н, с. Войково ул. Степная 33

    Проезд: Из Симферополя:

    • автобус маршрутом Симферополь-Керчь, далее на пригородном маршруте №62 Керчь-ойково, до остановки «Монастырь»
    • электричка сообщением Симферополь–Керчь, далее на пригородном маршруте №62 Керчь-Войково, до остановки «Монастырь»

    Телефон: +7 (978) 779-58-68 (звонки только в рабочее время с 9:00 до 18:00 МСК)

    Паломнику [ править ]

    Где остановиться [ править ]

    Паломническая гостиница рассчитана на 30 человек, в ней есть уютные комнаты на двух, трех или четырех человек. В комнате – вся необходимая мебель – шкаф, тумбочка, стулья и кровати.

    На этаже находятся совмещенные санузлы с сантехникой. Просторная трапезная на первом этаже гостиницы предлагает гостям комплексное питание из экологически чистых продуктов.

    Находясь на территории подворья, гости могут наслаждаться местными красотами — из окон гостиницы открываются завораживающие виды на море и горы.

    Расписание богослужений [ править ]

    Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте монастыря.

    Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь, г. Керчь Феодосийской епархии Монастыри УПЦ МП

    История

    По местному преданию, в конце восемнадцатого века на горе Святого Георгия в поселке Катерлез одному греческому пастуху несколько раз являлось видение всадника на белом коне. Однажды он пригласил поглядеть на чудо знакомых старцев, которые также стали свидетелями явления на вершине горы красивого, стройного юноши и белого скакуна. Согласно преданиям, образ всадника рассеявался, стоило им подойти ближе. На вершине горы был найден камень с отпечатками человеческих стоп и копыт лошади. Также, по преданию, была найдена икона Святого Великомученика Георгия. Дважды икону переносили в один из старейших храмов Крыма — Церковь Святого Иоанна Предтечи в Керчи, но она чудным образом снова оказывалась на вершине горы. Проблему решил священник храма. Он пообещал, что на этом месте будет воздвигнут монастырь, а до тех пор ежегодно в День памяти великомученика Георгия, 23 апреля, икону надлежало крестным ходом приносить на место явления.

    Архиепископ Иннокентий (Борисов), возглавивший в 1848 году Херсонскую и Таврическую епархию, однажды посетил селение вместе с керченским градоначальником князем Херхеулидзе и предложил построить на этом месте часовню в честь Святого Георгия. Строителями были выбраны почетные граждане Керчи Николай Джанбеков и Феодор Сазонов.
    Война России с Великобританией помешала утвердиться на святой горе православной святыне. Керчь оккупировали иностранные войска, и возведенную часовню использовали в военных целях, превратив в конюшню. Только после заключения мирного договора вновь встал вопрос о возрождении разоренной часовни и, по ходатайству Преосвященного Иннокентия, устройства монастыря. Проектные работы взял на себя керченский архитектор Василий Гущин.

    В феврале 1857 года руководителем строительства был назначен казначей Балаклавского Георгиевского монастыря иеромонах Михаил. К апрелю достроили церковь, а чуть позже — монашескую келью. Тогда же в монастыре стали проводить первые богослужения.

    В 1859 году керченский купец Иван Салатич возвел на территории монастыря одноэтажное каменное здание, ставшее впоследствии основным жилищем для послушников Григория Григорьева и Антония Петренко. Появились трапезная, кухня, подсобные помещения, конюшня. В течение нескольких лет число монахов обители возросло до двадцати четырёх.

    В 1862 году построили колокольню, а также двухэтажный дом настоятелей.

    Архимандрит Михаил прослужил в монастыре одиннадцать лет. В 1869 году его перевели в Бахчисарайский Успенский скит, а позже — в Балаклавский Георгиевский монастырь. Его сменил духовник Таврического Архиерейского дома иеромонах Петр (Амвросий Глебов), с которым связывают новое возрождение обители, завершение крупной очереди строительства и приобретение икон для церкви.
    Скончался отец Петр в сане архимандрита 29 ноября 1888 года. Новым настоятелем стал иеромонах Филофей, законоучитель Киевского Лаврского пещерного двухклассного духовного училища. Новый игумен попытался устроить жизнь в монастыре на манер Киевских обителей.
    При Филофее были устроены каменные ворота, рядом с главным храмом появилась церковь в честь Печерских угодников Феодосия и Антония, куда были привезены частички мощей многих Великих святых. Преемником Филофея стал отец Сергий.

    В 1900 году Епископ Таврический Николай постановил монастырь сделать женским, а на его основе учредить Епархиальный «Вдовый дом». Отца Сергия сменила монахиня Московского страстного монастыря Леонида. По одной из версий, в эти годы жизнь в монастыре претерпевала проблемы с дисциплиной.

    В годы Первой Мировой войны за монастырскими стенами пребывало отделение № 4 Керченского временного городского лазарета для раненых и больных солдат и офицеров Русской армии, а также школа для девочек-беженок.
    В период Гражданской войны на земле монастыря обосновались летчики Русской армии генерала Врангеля. В Катерлезе базировались Первый и Третий белогвардейские авиаотряды.

    20 февраля 1921 года Керченский уездный комитет постановил ликвидировать Катерлезский монастырь, а имущество передать детскому приюту, который получил монастырскую прописку. Монахиням разрешили остаться, но при непременном отказе от монашества, позволив работать, ухаживать за садом и виноградником. Всех женщин, кто не был готов расстаться со своим обетом, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште.

    В 1923 году обитель была закрыта, как действующая на территории детского заведения. Однако с закрытием Георгиевской церкви был упразднен и сам детский дом. Жители поселка неоднократно обращались в КрымЦИК с просьбой передать им храм, но безрезультатно.

    К 1928 году от монастыря остались одни развалины. Камни, из которых монастырь был сложен, пошли на частное строительство, а также на постройку школы и других муниципальных учреждений. КрымЦИК на запрос Исполнительного комитета РСФСР объяснили этот разгром тем, что местное население могло разграбить закрытую церковь, а потому её пришлось разобрать. При этом уточнялось, что сделано это было по частной инициативе председателя Керченского райисполкома Лбова.

    Камень со следами человеческих стоп несколько раз пытались уничтожить взрывчаткой. До сегодняшнего дня сохранился лишь фрагмент камня с одним из отпечатков.

    В 1991 году на горе Святого Георгия был установлен семиметровый православный крест.

    В 1996 по благословению Митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря на земле монастыря стали проводиться первые после его ликвидации богослужения. Под новую церковь и монашеские кельи были выделены два недостроенных здания колхозного ипподрома на месте существовавшей ранее обители.

    Первой настоятельницей монастыря стала Матушка Акилина, в миру — Александра Литвиненко, участница Великой Отечественной войны. В 2014 году Матушка Акилина почислена на покой. В сан Игуменьи возведена матушка Феодосия (Ольга Михайленко).

    Современная жизнь монастыря продолжается. В 2016-2017 году был достроен гостевой дом, обустроены новые монашеские кельи. Созданы первые паломнические комнаты. Продолжается обустройство территории монастыря и ведутся новые постройки.

    Войково (Катерлез). Георгиевский Катерлезский женский монастырь.

    Карта и ближайшие объекты

    • Яндекс-карты
    • Google maps
    • OpenStreetMap
    • Wikimapia
    • 2Gis Карты
    • Bing maps
    • дороги
    • спутник
    • гибрид

    Статьи

    Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь, общежительный, в 4 верстах от города Керчи, на горе Катерлезе. Основан в 1857 году Иннокентием, архиепископом Херсонским, на месте явления в 1788 году святого великомученика Георгия и обретения его иконы. Первоначально был мужским; в 1900 году обращен в женский.

    Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

    В деревне Катерлез (ныне с. Войково), недалеко от Керчи, на возвышенности находился каменный монастырь св. вмч. Георгия. По преданию, начиная с 1788 г., 23 апреля на этой горе три года подряд благочестивый чабан удостаивался видения всадника на коне. На третий раз, когда видение скрылось, на камне, где стоял всадник, остались отпечатки человеческих стоп и копыт коня. Немного выше от этого места была обнаружена новая икона св. вмч. Георгия Победоносца, которую несколько раз переносили в церковь Иоанна Предтечи. Икона дважды невидимо возвращалась на место своего явления.

    В 1852 г. архиеп. Иннокентий предложил на горе, носившей имя св. Георгия, устроить часовню, а потом и монастырь. Уже через год почетными гражданами Керчи Н. Джинбековым и Ф. Созоновым часовня была построена. В 1855 г. во время Крымской войны она была разорена союзниками. В 1856 г. купец В.Я. Гущин принялся за устройство мужской обители. 23 апреля 1857 г. было завершено строительство церкви св. вмч. Георгия. В 1859 г. купец И.Е. Салатич построил одноэтажный корпус для братии. А в 1862 г. были завершены колокольня и небольшой двухэтажный дом настоятеля.

    С 1889 г. обитель быстро благоустраивается. К 1893 г. было сделано все необходимое для жизни братии. В 1895 г. устроены каменные въездные ворота с аркой и каменная стена по обе стороны ворот. В 1898 г., 22 октября, завершается строительство теплой церкви в честь свв. Антония и Феодосия Печерских. В монастыре хранились частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного, св. Анфима, св. Павла Патриарха, св. Косьмы бессребренника, св. вмч. Пантелеймона, св. мч. Христофора, св. мч. Хрисанфа и св. мц. Фотинии и чудотворная икона св. вмч. Георгия. 20 марта 1900 г. Катерлезская мужская обитель была обращена в женскую. Часть его насельниц составили монахини крымского Топловского монастыря. В 1910 г. в нем числилось свыше 40 монахинь.

    В 1920 г. монашествующие были выселены и проживали в керченском подворье монастыря, при котором находилась Введенская церковь (район Центрального рынка). В феврале 1921 г. советская власть передала монастырские постройки под детский дом. Решением НКВД монастырь был ликвидирован в июне 1922 г. Здания монастыря были полностью разобраны на стройматериалы в 1924 г. Камень, на котором было явление св. вмч. Георгия, сохраняется и доныне, несмотря на попытки уничтожить (взорвать) его.

    17 января 1997 г. церкви под мужской монастырь передали два здания незавершенного строительства колхозного ипподрома, расположенного у подножья горы св. Георгия. В одном из зданий находятся ныне монастырские кельи и храм. 7 января 2000 г. в монастыре совершилась первая Литургия. Сейчас возрождаемый монастырь является женским.

    По материалам сайта: pravoslavie.ua

    Свято-Георгиевский Катерлезский монастырь появился в окрестностях Керчи в начале 19 века. Сначала монастырь рядом с селом Войково (прежде — Катерлез) являлся мужским, но впоследствии был преобразован Церковью в женский скит по причине распутства монахов. Слово «катерлез» переводится с татарского на русский язык как «всадник на коне». В обители до сих пор на сохранении находится камень, на который, согласно легенде, три раза спускался с небес Георгий Победоносец – один из наиболее почитаемых святых христианского мира. Как гласит старинное предание, в начале позапрошлого столетия, 23 апреля (точно год неизвестен) один из пастухов увидел на горе Св. Георгия, восседающего на белоснежном коне. Юноша никому не рассказал об этом, думая, что ему не поверят. Но спустя год, день в день, пастух вновь стал свидетелем Святого Явления. Тогда он поведал о случившемся деревенским старцам. На следующий год они вместе отправились на гору и им снова явился Георгий, стоящий рядом с конем. Когда пораженные люди подошли ближе, видение растворилось, а на камне остались следы ног святого всадника и конских копыт. У подножия камня лежала икона с изображением Победоносца. С того дня это место стало одной из главных святынь и достопримечательностью Керчи и Керченского полуострова.

    Гору назвали в честь Святого Георгия. На ее вершине местные православные христиане возвели маленькую часовню. Ежегодно, 23 апреля к часовне совершался многолюдный крестный ход из храма Иоанна Крестителя, где хранилась чудом обретенная икона Св. Георгия. Когда она была впервые доставлена в церковь, она исчезла в ту же ночь. Утром ее обнаружили богомольцы на Святой горе. Это было воспринято как знак того, что на горе должен быть построен храм. Работы по его возведению были полностью завершены в 1857 г. 23 апреля того же года церковь торжественно освятили в честь Георгия Победоносца. Спустя пять лет к зданию этой достопримечательности Крыма пристроили высокую колокольню. Вскоре архиепископ Иннокентий подал в Священный Синод личное прошение об открытии на горе монастыря. Зимой 1859 г. Синод вынес положительное решение о строительстве Катерлезской киновии (православной монашеской коммуны) рядом с одноименным селом. Скит должен был существовать на собственные средства. Никаких выплат от государства ему не полагалось. Тогдашний градоначальник Керчи и местный богатый помещик К. Хамарито передали в пользование христианской общины двадцать десятин земли. Основная часть земельного участка не подходила для использования в сельскохозяйственных целях. Киновия жила за счет пожертвований мирян, оплаты за проведение церковных обрядов и на проценты с банковского счета, которые обитель получала согласно завещанию скончавшегося архиепископа Иннокентия.

    Поначалу в скиту проживало немного монахов, но затем число монастырских насельников возросло. Постепенно здесь появилось три монашеских корпуса, здания хозяйственного назначения и большая трапезная. Позднее монастырский комплекс дополнили кузница, несколько мастерских, баня, просфорная и здание, в котором останавливались гости обители. К концу 19 в. церковь Святого Георгия, построенная в 1857 г., перестала вмещать всех монахов и прихожан. Поэтому рядом с ней было решено возвести новый храм. В 1898 г. его освятили в память святых Печерских угодников – мужей Феодосия и Антония. На Катерлезский монастырь жертвовали значительные суммы состоятельные жители Керчи.

    В 1900 г. из-за многочисленных нарушений устава монашеской жизни скит был преобразован в женский монастырь. Его первой настоятельницей стала игуменья по имени Леонида. При ней положение дел в обители тоже оставляло желать лучшего. Как отмечал архимандрит Иаков, послушницы почти не работали и были «злыми на язык, грубыми и дерзкими». Духовная консистория прислушалась к мнению Иакова и сменила руководство скита. Обязанности новой игуменьи возложили на монахиню Ксению. Из обители выдворили всех неблагонравных послушниц, и монастырская жизнь была налажена в строгом соответствии с уставом. Через несколько лет авторитет Свято-Георгиевского монастыря был восстановлен и его вновь стали посещать многочисленные паломники и простые верующие.

    После прихода на полуостров Крым советской власти киновия прекратила свое существование. Катерлезский монастырь закрыли самым первым из всех скитов Крыма. Сначала, в 1921 г. новая власть Керчи приняла постановление о закрытии святого места и создании на его месте трудовой колонии. Послушницы, не желающие отказываться от монашеского обета, перебрались в Космо-Дамиановскую обитель. Больше половины монахинь не хотели уезжать. Они остались, но им пришлосьдокументально подтвердить свой отказ от монашества. Женщины занимались разведением скота и трудились на виноградниках в колонии. Вскоре на территории бывшего монастыря начал работать детский дом.

    Православные христиане села Катерлез обратились к властям с просьбой о передаче им монастырской церкви Св. Георгия. В ответ они получили отказ. В 1924 г. Районный исполнительный комитет Керчи принял решение о ликвидации монастырского комплекса и дома для сирот. За несколько месяцев почти все здания разобрали. Пригодные материалы отвезли на стройку. Сооружения, с трудом поддающиеся демонтажу, взрывали. Взрывчатку заложили и под камень, на вершине которого, согласно легенде, произошло явление святого всадника Георгия Победоносца. Ценный артефакт разлетелся на осколки. Сохранился лишь каменный фрагмент с отпечатком конского копыта.

    Возрождение одной из главных святынь и достопримечательностей Керчи началось в первой половине 1990-х гг. В двух полуразрушенных корпусах Свято-Георгиевского монастырского комплекса поселилось несколько монахинь. Ими руководила игуменья Анилина. Женщины своими руками сделали в корпусах печи, как могли, отремонтировали здания и расчистили площадку под строительство уничтоженного большевиками храма. Когда монастырь ожил, возобновилась традиция масштабных крестных ходов на Святую гору от Керченской церкви Иоанна Крестителя. Вскоре в обители возвели новую часовню. Храма здесь пока нет, но скит все равно посещает большое количество верующих. Многих сюда привлекает знаменитый Живоносный источник, вода которого обладает целебными свойства.

    Керченское предместье Катерлез (ныне село Войково) со времён турецкого владычества населяли христиане. Однажды местный пастух узрел на горе, носящей имя Святого Георгия всадника. Ровно через год видение повторилось. На третий год пастух пришёл на гору с тремя стариками – юноша был уже не верхом, а стоял на большом камне. Как только люди подошли поближе, воин исчез, а на камне остались его следы и отпечатки копыт коня. Произошло это 23 апреля 1788 года. Через некоторое время чуть выше достопамятного места обнаружили образ Святого Георгия, который перенесли в керченскую церковь Иоанна Предтечи. Однако икона два раза возвращалась в Катерлез, и только после того, как был дан обет выстроить на горе храм, святыня осталась в Предтеченской церкви. Ежегодно 23 апреля икону приносили в Катерлез для молебна.

    23 апреля 1857 года в честь великомученика Георгия была освящена сооружённая на месте чудесного явления каменная церковь, куда торжественно перенесли икону святого Георгия и камень со следами его ног. В 1865 году в Катерлезе был основан мужской монастырь, в 1900 году преобразованный в женский.

    В 1921 году Катерлезскую обитель, первой в Крыму, закрыли, после чего все её строения разобрали. Ныне монастырь возрождается, ежегодно 6 мая (23 апреля), в день памяти святого великомученика Георгия, из Керчи в Войково совершается крестный ход.

    Из книги: “Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри”. – Санкт-Петербург. Издательство ООО “Торговый Дом Медный Всадник”, 2017

    Катерлезский Свято-Георгиевский общинный женский монастырь в Керчи: описываем досконально

    ГЛАВНАЯ

    Дорогие братья и сестры!

    Мы рады приветствовать Вас на сайте Свято-Георгиевского женского монастыря.

    Наш сайт рассказывает о современной жизни монастыря, повествует историю создания, предание о том, как являлся Святой Великомученик Георгий на горе, Вы сможете увидеть фотографию остатка камня, с оставшимся отпечатком после явления. Наш монастырь не избежал годы лихолетий и был закрыт, а затем разрушен до основания одним из первых на территории Крыма.

    В данный момент идет восстановление монастыря, Вы сможете оказывать посильную помощь, мы с радостью и любовью принимаем паломников, тех кто хочет потрудиться во Славу Божию!

    При невозможности приехать, Вы сможете увидеть ход восстановления в разделе новости.

    Оказать помощь путем внесения пожертвований или заказа треб через интернет.

    В разделе о настоятельнице, Вы всегда сможете задать вопрос матушке.

    На территории монастыря действует храм во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. По субботам, воскресеньям и праздникам проводятся Богослужения. Храни Всех Вас Господь!

    Уцелевшие исторические виды монастыря

    Как добраться

    На автомобиле

    Смотрите GPS координаты выше.

    От автовокзала Керчи

    Автобусы 62, 69. До села Войково.

    История монастыря

    История этого крымского храма берет свое начало в XIX столетии. Предание утверждает, что местный чабан (пастух), ежедневно поднимавшийся на гору для молитвенных песнопений, узрел молодого воина, который изящно восседал на белом жеребце. Очевидец не мог сдвинуться с места, пока образ не растворился, он чрезвычайно испугался происшествия и не сказал о нем никому ни слова. Однако видение повторилось спустя один год, но чабан все равно не стал об этом рассказывать.

    • Только на третий раз пастух, восходя на тоже место, пригласил старцев, чтобы они подтвердили чудесное явление. Мудрецы приметили юношу, стоявшего на камне, а молодой жеребец находился с хозяином рядом. Когда присутствующие перебороли страх и начали приближаться, видение исчезло. Подойдя к камню, старцы разглядели отпечатки ног святого юноши. Рядом они обнаружили полотно с изображением преподобного Георгия Победоносца.
    • С этого момента гора, где возникало сошествие небесного юноши на белоснежном коне, стало особенно почитаться местными жителями. Н. Джанбеков и Ф. Сазонов построили здесь на свои деньги небольшую часовню, которая посещалась истинными богомольцами. Вскоре возникла традиция ежегодно, 23 апреля, совершать крестный ход на вершину горы с иконой святого Георгия.
    • Полотно с изображением Победоносца исчезло из храма Иоанна Предтечи и появилось на том месте, где было обнаружено. Священнослужители вскоре совершили молебен и дали обет возвести здесь каменную церковь, в которой найдет покой икона преподобного. Храм воздвигли в 1857 на средства прихожан и богатого помещика В. Гущина, а 23 апреля его освятили во славу великомученика Георгия.
    • Икону Георгия Победоносца, найденную на Святой горе, торжественно перенесли в новоявленный монастырь. Вместе с ней здесь обосновался и тот самый камень с отпечатками ног преподобного Победоносца. Через девять лет рядом с главным строением воздвигли небольшую колокольню.

    Место явления Георгия Победоносца

  • Архиепископ Иннокентий отправил запрос Священному Синоду, где говорилось о желании соорудить здесь монастырь. Таким образом, святитель стремился укрепить православие на территории крымского полуострова. Керчь, как удаленный город от центра, нуждался в подобной инициативе и имел достаточное значение для христианской общины. Именно здесь начинал свою проповедническую деятельность апостол А. Первозванный, а также строились первые крымские храмы.
  • В 1849 г. после смерти Иннокентия Синод дал разрешение на возведение монастыря, который, однако, не получал обеспечения от государства и выживал собственными усилиями. Эта киновия (церковная община) обладала 20 десятинами земли, которую пожертвовал керченский помещик К. Хамарито. К несчастью, большая часть угодий не была пригодна для обработки, поэтому доходы складывались из пожертвований, платных обрядов и процентов от капитала, созданного при основании.
  • На заметку! Наименование «Катерлез» происходит из татарского языка и означает на русском «всадник на коне». В обители хранится камень, на который, по преданию летописей и свидетельству немногих людей, опускался преподобный Георгий Победоносец.

    На материале видны отпечатки ног святого, а также копыт животного, принадлежащего чудотворцу и защитнику христианства. Монахи утверждают, что остатки этого камня и по сей день творят божественные исцеления.

    О чудесах в православии:

    Святая гора почитается не только христианскими верующими, но и татарами Козской долины. В одной из легенд Крыма говориться, что в день памяти преподобного Георгия Победоносца коренное население поднимается на вершину и возжигает поминальные свечи.

    Свято-Георгиевский Катерлезский женский монастырь с. Войково

    ПАТРИАРХИЯ.РУ

    В Нижегородской митрополии прошли торжества в честь преподобной Олимпиады Арзамасской

    19-20 августа в городе Арзамасе Нижегородской области прошли торжества в честь преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской. Праздничные богослужения возглавили митрополит Нижегородский Георгий, митрополит Саранский Зиновий, епископ Балахнинский Илия, епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Лысковский Силуан, епископ Ардатовский Вениамин и епископ Муромский Нил.

    Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Соловецкий монастырь

    20 августа Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. В канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Троицком соборе обители.

    ИКОНЫ И ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ

    С Рождеством Христовым , дорогие!

    Дальнейшая судьба обители

    Братия была малочисленна, но настоятель Михаил и два почтенных старца исправно служили утрени и вечерни. В литургии им помогал карантинный солдат по имени Флор. Через 11 лет честного управления отца Михаила возвели в чин архимандрита и перевели в бахчисарайский скит.

    Новым настоятелем назначили иеромонаха Петра, который первым делом приобрел парчовое одеяние для братии и заказал святую икону Воскресения Спасителя. Вскоре на территории появились одноэтажные дома для монахов. После кончины Петра делами монастыря заведовал отец Филофей.

    • В 1984 г. в обители жило и трудилось уже 24 насельника, поэтому было решено возвести зимний храм, который освятили в честь печерских угодников Антония и Феодосия. Здесь хранились останки восьми прославленных святителей.
    • В середине XIX в обители соорудили три корпуса для братии, трапезную, кухню и бытовые постройки. Деньги для этого благого дела пожертвовали богатые жители города Керчь. Несколько лет спустя братия получила во владение баню, просфорную и мастерские.
    • Однако внутренняя жизнь не складывалась по канонам христианства, приходили жалобы на монахов. Внести рациональный порядок так и не удалось, поэтому мужчин здесь заменили женщинами.

    Игуменья Феодосия — настоятельница монастыря

  • Первой настоятельницей стала игуменья Леонида, пришедшая из Страстного монастыря в Москве. Обитель вела благонравную жизнь и смиренно исполняла божьи заповеди. Когда Леонида тяжело заболела, её место заняла Евдокия, неравнозначно относящаяся к сестрам и спровоцировавшая неурядицы.
  • Архимандрит Иаков стремился восстановить порядок, советовал работать на земле, заняться рукоделием, но наталкивался на грубость послушниц. Сестры не желали усердно трудиться и надеялись только на пожертвования.
  • Для изменения неприятной обстановки духовная консистория назначила новую настоятельницу по имени Ксения. Из монастыря исключили самых ярых нарушительниц спокойствия, и постепенно здесь наступил справедливый порядок. Поднялся авторитет обители, стало приходить больше смиренного народа.
  • Восстановление монастыря

    В 1991 году на горе Святого Георгия был установлен семиметровый православный крест.

    В 1996 по благословению Митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря на земле монастыря стали проводиться первые после его ликвидации богослужения. Под новую церковь и монашеские кельи были выделены два недостроенных здания колхозного ипподрома на месте существовавшей ранее обители.

    Матушка Акилина встречает крестный ход

    Первой настоятельницей монастыря стала Матушка Акилина, в миру — Александра Литвиненко, участница Великой Отечественной войны.

    По состоянию на июнь 2013 года в монастыре служат всего три монахини, однако местные жители оказывают большую помощь киновии, берут на себя большую часть хлопот по хозяйству и кухне.

    Продолжается восстановление монастыря. В Епархии планируют построить на месте явления Святого Георгия церковь, новую монашескую келью, а также помещения для паломников, гостевой дом.

    В этом здании в начале 1990 гг. жили первые строители восстанавливающегося храма

    Тяжелые годы и период возрождения

    Большие проблемы у Катерлезского женского монастыря начались с приходом власти советов. Церковный комплекс первым из крымских храмов прекратил свою деятельность. В 1921 г. уездный совет постановил создать на этой территории трудовую колонию. Часть монахинь уехала в находящуюся рядом обитель, других заставили подписать отказные документы.

    На территории открыли детский дом, который ликвидировали вместе со всем церковным комплексом в 1924 г. Все здания были разобраны на строительные материалы. Уничтожили храмы, часовни и тот камень, на котором стоял Георгий Победоносец.

    Какие еще храмы есть на Крымской земле:

    Возрождение началось в 90-х годах, в двух малопригодных для жизни зданиях поселились послушницы под руководством настоятельницы Анилины. Монахини построили печи, запаслись материалами и стали расчищать место для восстановления обители. Вскоре возобновились крестные ходы с иконой святого Георгия, воздвигли часовню.

    Христиане надеются, что вскоре восстанет из праха и главный храм обители.

    Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь имеет красивейшую историю становления. Память о здешних событиях греет сердца праведных христиан, которые могут вдохновиться старинными достопримечательностями и духом святости. В настоящее время послушницы ведут упорные работы по восстановлению некогда грандиозного церковного комплекса.

    Видео о Катерлезском Свято-Георгиевском женском монастыре

    Интересные факты

    Катерлезский монастырь был первым монастырем, упраздненным революционной советской властью в Крыму.

    Святая гора также почитается и местным крымско-татарским населением. Собиратель легенд Крыма Никандр Маркс писал, что в День Святого Георгия татары Козской долины под Судаком приходили на гору Ке-терлез-Оба и зажигали на вершине поминальные свечи.

    Галерея

    Убранство церкви монастыря

    груды строительного камня перед храмом

    Сохранившийся фрагмент камня со следами стоп Святого Георгия и копыт его лошади

    Читайте также:
    Новоспасский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: