Храм Песчанской Божией Матери в Измайлово: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Рождества Христова в Измайлово: история возведения и значение

История строительства

История Христорождественской святыни начинается с основания села Измайлово. В 1663 г. царь Алексей Михайлович приказал отстроить усадьбу, организовать хозяйство, а также возвести небольшой храм. Вскоре здесь уже заселялись первые люди из окрестных деревень, а год спустя была достроена деревянная церковь. Главный ее престол освятили в честь Рождества Христова, южный – Богоматери, а северный – Николая Чудотворца.

Церковь Рождества Христова в Измайлово

Над Измайловской святыней трудились известные мастера: местный зодчий Спиридон Харламов, костромские иконописцы Сергей Рожков и Дмитрий Емельянов. Их кисти принадлежат лики почитаемых святых, оформление всех трех алтарей, а также боковых клиросов. Так, сохранившуюся икону «Спас Всемилостивый» до сих пор можно увидеть в центральном престоле храма.

Через несколько лет после завершения работ над деревянной постройкой начались разговоры о возведении каменной церкви. Таким образом, в 1678 г. появился новый храм. Целое столетие деревня Измайлово служила резиденцией императора. Августейшее семейство жертвовало большие суммы на церковь, однако после основания Санкт-Петербурга перебралось в новую столицу, и финансовые вливания прекратились. С ними же уехало большинство крестьян, что привело к уменьшению прихода. Штат священников сократили, а про святыню как будто забыли.

Однако стремительное обветшание храма Рождества Христова не повлияло на его деятельность. Там все так же проводились богослужения и собирались пожертвования. Вскоре на скопленные деньги начали потихоньку реставрировать внутреннее убранство, а позже возвели звонницу. Когда случилась Отечественная война 1812 г., церковь чудом осталась невредимой. Все православные реликвии были надежно упрятаны, а после победы возвращены обратно приходу.

Архитектором церкви Рождества Христова стал измайловский зодчий Спиридон Харламов

До 1922 г. храм и весьма пострадавшую деревню активно восстанавливали, однако когда к власти пришли большевики, период расцвета быстро закончился. Церковные святыни вместе с драгоценностями были изъяты, а местные дьяки стали жертвами антирелигиозных гонений. Тем не менее измайловский храм продолжал работать. Даже во время Второй мировой войны там регулярно проходили службы и крестные шествия.

Новый жизненный виток Христорождественского храма случился уже в 80-х годах ХХ столетия. На собранные пожертвования, а также благодаря меценатам церковь начали реставрировать. Параллельно расширялся приход, священники стали заниматься социальной деятельностью, катехизацией, была построена воскресная школа, обновлены расписные иконы.

Видео «Храм Рождества Христова в Измайлово»

В этом видеосюжете описаны история и значение храма.

Внешняя отделка и архитектурный ансамбль

Как уже было сказано выше, архитектором церкви Рождества Христова стал измайловский зодчий Спиридон Харламов. У храма имеется три придела, которые объединяет центральная трапезная часть с высокими арками. Венчают православную постройку пять куполов, символизирующих Спасителя и Его апостолов. Прямоугольные приделы также имеют главы, а стены украшены симметричными рядами кокошников. Стоит отметить, что колокольня, паперть и внешний притвор были достроены уже позже.

Архитектурный стиль, которому следовал Спиридон Харламов, называется узорочье и является предшественником барокко.

Сегодня измайловский храм оформлен в красно-белых тонах. Снаружи он декорирован множеством узорчатых элементов, белоснежность которых контрастно выделяется на основном бордовом фоне. Несмотря на некоторую аляповатость, церковь выглядит довольно гармонично и прекрасно вписывается в окружающий пейзаж.

Внутреннее убранство

Внутри Христорождественская церковь выглядит не менее богато, чем снаружи. Так, главный вход украшает массивная железная дверь конца XIX столетия, которую спроектировал Павел Сальников. Иконостасы же, созданные Сергеем Рожковым, и вовсе остались нетронутыми.

Внутри Христорождественская церковь выглядит богато

Когда в 1735 г. святые лики реставрировались, многие из них были заменены на иконы авторства Петра Пискулина. Тогда же все три иконостаса обзавелись филигранной узорчатой резьбой. Спустя полтора века храмовую роспись решили обновить. Поскольку финансовых средств не хватало, заказ был отдан московскому мастеру Василию Гурьянову, который скопировал знаменитые работы Ильи Репина и Федора Бронникова.

Несмотря на реставрационные работы, измайловский храм все же сохранил связь с древностью, а в его внутреннем убранстве легко читается колорит XVII столетия. Это можно заметить по низкому своду, высоким аркам, а также большим настенным росписям.

Святыни, мощи и иконы храма

После всех исторических перипетий церкви Рождества Христова чудом удалось сохранить древние реликвии, датируемые XVII-XIX веками. Так, здесь находятся святые лики кисти Сергея Рожкова и Дмитрия Емельянова. Помимо «Спаса Всемилостива», в храме на хранении находится еще одна знаменитая святыня – икона Кизических мучеников.

Очень много в измайловском храме копий богородичных образов. Есть тут и Израильская икона Пресвятой Девы Марии, известная своей чудотворной силой. Также можно поклониться Владимирскому лику с мощевиком апостола Фомы. Еще здесь находятся святыни с частичками мощей Иосафа Белгородского и Трифона Апамейского.

Полезная информация

На протяжении трех веков Христорождественский храм ни на минуту не закрывал свои двери. В конце ХХ столетия началось возрождение измайловской святыни, а вместе с тем и активная деятельность прихода.

Читайте также:
Путивльский Святодуховский женский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Престольные праздники

Поскольку церковь в Измайлово имеет три престола, официально празднуется несколько связанных с ними дат:

  • 7 января – Рождество Христово;
  • 21 июля и 4 ноября – Казанская икона Богоматери;
  • 19 декабря и 22 мая – святитель Николай Чудотворец;
  • 25 октября – Иерусалимская икона Богородицы.

Социальная работа

Уже несколько десятилетий измайловская церковь занимается благотворительностью. Она предоставляет гуманитарную помощь многодетным семьям, неимущим, сиротам, старикам, людям с ограниченными возможностями. Священники храма активно сотрудничают с социальными учреждениями, обеспечивая вышеперечисленные категории населения бесплатными юридическими, медицинскими и транспортными услугами.

Церковь Рождества Христова также коммуницирует с системой образования, снабжая школы и библиотеки религиозной литературой. Немаловажную роль играет реабилитационный центр «Трезвение», который направлен на борьбу с алкогольной зависимостью и табакокурением.

Воскресная школа

С 1991 г. при Христорождественском храме работает воскресная школа, состоящая из пяти классов. Преподавание в ней ведут профессиональные педагоги, а также священники, занимающиеся богословием. Дети изучают Священное Писание, биографии святых, литургику, основы праведной жизни, церковнославянский язык, религиоведение. Те, у кого есть талант к пению, посещают детский хор, а остальные выполняют обязанности пономарей, читают часы или помогают звонарям.

Кроме основных занятий, в воскресной школе открыто несколько кружков: пения, рисования, туризма, а также спортивная секция. Здесь существует приходская музыкальная группа, состоящая из лучших вокалистов. Они часто выступают на местных праздниках и регулярно участвуют в отчетных концертах.

При Христорождественском храме работает воскресная школа

Расписание богослужений

Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно с 7:00 до 20:00. Расписание служб практически не меняется, однако для уточнения лучше свериться с официальным сайтом.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово — кратко и понятно

Несколько раз разграбленный, переживший тяжелые времена собор постепенно восстанавливается и уже давно открыл свои двери паломникам, верующим и обычным туристам.

Уникальность первого Покровского собора

Впервые Измайлово, как село, упоминается в 1571 году, здесь обосновалась родовая вотчина царей российских. В 1640 году на Измайловском острове появилась Покровская церковь в качестве благодарности Богородицы за помощь в Смутное время. Романовы стали владеть островом в 1654 году, особый расцвет этой территории приходится на период царствования набожного царя Алексея Михайловича.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово

После смерти Алексея Михайловича на престол взошел Федор Алексеевич, он распорядился установить величественные луковичные главы, которые прославили храм своими размерами. 1 октября 1679 года состоялось освящение Покровского собора патриархом Иоакимом.

Интересно! Список с иконы Богородицы «Иерусалимская», написанной евангелистом Лукой, привлекал паломником своими чудесами исцелений и ответов на молитвенные обращения прихожан.

В 1680 году со всех уголков острова можно было любоваться грандиозным сооружением всей Руси — Покровским собором, высота которого достигала 57 метров.

  • Уникальность храмового строения состояла в удивительной архитектуре красоте крылечек, к которым вели 11 ступеней, обрамлении окон.
  • Двухсветные окна и группа колонн были обрамлены белым камнем, что придало зданию воздушности при монументальности собора.
  • Изразцы тонкой работы, которые покрывала золотисто-зеленая глазурь, украшали фасадные закомары.
  • С сушей остров соединял мост, Мостовая башня которого использовалась в качестве колокольни Покровского собора.

По этому острову гулял царь Петр Первый, здесь любила отдыхать царевна Софья, но со временем царские особы стали редкими гостями на острове, а война 1812 года и варварство французов довершили свое дело.

Николай Первый в 1839 году отдал царские хоромы инвалидам войны, прекрасный собор «изуродовали» пристроенные к нему с трех сторон многоэтажные корпуса, чтобы неходячие солдаты могли принимать участие в богослужениях, лежа в палатах.

Интерьер Покровского храма

Некогда великолепный Собор Покрова Божьей Матери превратился в Домовую церковь при Николаевской богадельне. В 1847 году прекрасные архитектурные строения были отреставрированы.

Новые правила выдачи визы на Кипр

История основания, строительства

Село Измайлово – царская вотчина, упоминаемая в летописях XVI в. С тех пор сохранилось большое количество чертежей построек и планировки поселения, бытует мнение, что это один из первых комплексов Царской России, где все воздвигалось по ним. Государев двор, многочисленные строения и огромное хозяйство были характерны для Измайлово тех времен, где жили и трудились порядка 4 тыс. крестьян.

Здесь были:

  • сады и оранжереи с экзотическими растениями, здесь выращивали тутовые деревья;
  • скотный двор и мельница;
  • аптекарская палата;
  • стекольный завод;
  • зверинец.

Ни одно поселение не могло существовать без церкви или часовни, тем более царская резиденция. В честь победы 1619 г., когда польский король Владислав пытался занять русский престол, воздвигли в Измайлово деревянный храм. Поскольку событие произошло на праздник Покрова, ему дали название Покровский.

Измайлово стало любимой царской резиденцией, поэтому государь отдал приказ воздвигнуть здесь каменный собор, который строили по образцу храма, находящегося в Александровской слободе. Задумывался он как парадный, где совершались бы все праздничные богослужения, в том числе патриархом.

Читайте также:
Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле: история и адрес, описание, архитектура

Храм поражал своими размерами и роскошным убранством, его 5 куполов были самыми большими в Москве. Украшали храм лучшие мастера Ярославля, Москвы и Костромы. Звонницы у собора не было, поэтому ее организовали в башне, соединяющий остров, на котором располагается комплекс Измайлово, с остальной частью, разместив там 7 колоколов и часы.

В 1679 г. в присутствии царской семьи патриархом был освящен храм, где с тех пор самое высокое духовенство служило все основные праздники.

Любимая царская резиденция и парадный собор сильно пострадали во времена нашествия Наполеона. Храм был разграблен, в нем разжигали костры, иконостас сохранился, но из-за огня началось разрушение здания, свода и куполов. До 1839 г. запустение и разруха были здесь.

Изначально новый собор был исключительно религиозным сооружением, затем к нему пристроили гражданские здания. По приказу императора Николая I, было принято решение построить богадельню для солдат и офицеров — приют для ветеранов и инвалидов Отечественной войны 1812 года.

Архитектор К.А. Тон пристраивает к Покровскому храму с 3 сторон многоэтажные корпусы, напоминающие казармы, при этом сносит 2 крыла собора. По всеобщему признанию это была одна из самых неудачных задумок талантливого архитектора, которая обезобразила величественный храм.

Тем не менее, началась реставрация, на которую пригласили лучших мастеров Петербурга. Отреставрированный собор был освящен в 1847 г., а богадельня на 2 года позднее. В таком виде комплекс сооружений исполнял свои функции до Октябрьской революции.

В те времена многочисленные комиссии посещали собор, отмечая его культурную и религиозную ценность, однако, храм снова был разграблен, иконостас уничтожен и только чудотворную Иерусалимскую икону передали в другой храм.

После этого в здании разместили архив НКВД, а потом и овощную базу.

Через 20 лет было принято решение открыть в соборе концертный зал, началась новая реставрация храма.

Вместо богадельни здесь расположился рабочий городок им. Баумана с первыми коммунальными квартирами.

Территория бывшей царской вотчины застраивалась инфраструктурными объектами Советской России.

Только в 1994 г. здание и реликвии вернули Церкви. Часть интерьеров была отреставрирована, но все еще восстановлению подлежат и иконостас и внутреннее убранство.

В строй действующих после ремонта здания храм вернулся в 1997 году, восстановление внутреннего убранства в основном завершено к 2002 году.

Революция и период разрушений

После революции Николаевскую богадельню закрыли, историки из общества археологии в 1922 году оценили иконостасы, как исторические ценности, но в 1927 году Покровский храм в Измайлово попал под опалу.

  • С 1923 соборная территория было отдана в распоряжение завода «Салют» для традиционных коммуналок. В 1930 году снесли церковь святого Иоасафа.
  • В 1928 году церковные святыни исчезли, чудотворный образ Богородицы передали в Рождественский храм, церковные ценности раскрадывались подводами.
  • На некогда прекрасной территории поселились чекисты, затем там обосновалось овощехранилище, где иконостасы использовались в качестве полок для коробок.
  • В годы войны на измайловском острове находился аэропорт и сталинский секретный бункер.
  • После войны жителей коммуналок переселили, в храмовом комплексе стали располагаться государственные учреждения
  • Черные археологи копали ходы под святыней, ища клады несметных богатств и старинного оружия.

Художники и архитекторы того времени требовали сохранить для потомков сохранившие остатки сказочных изразцов и единственное западное крыльцо.

Замок Хазмбурк (Hazmburk)

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово был действительно уникальным сооружением. Руководили работами каменщики из Костромы Федор и Григорий Медведевы и царский архитектор Иван Кузнечик, строение для тех времен получилось грандиозное, общей высотой 57 м.

Фундамент собора неглубокий, но толщина кладки достигает 2,5 м. Здание построено из кирпича, 3 нефа храма венчают 5 глав, диаметр центральной достигает 8,5 м, остальные — до 7 м.

Вертикальное архитектурное обрамление окон и фасада не имело аналогов в те времена. Для придания легкости и стройности собору использовали специальный прием: вытянутые полуколонны, которые украшают и световые окна собора. Полуколонны соединены между собой небольшими арками и украшены кокошниками.

Парадность зданию придавали 3 примыкающих крыльца с 11 ступеньками, сегодня только 1 крыльцо сохранилось. Создавалось впечатление терема, опирающегося на белокаменные резные столбы и арочные проходы.

Богатые наличники, изразцы с золотой и зеленой глазурью украшают барабаны и фасад. Стилизованные узоры в виде цветов и перьев, так называемое «павлинье око» мастера из Белоруссии Полубеса С., проходят на уровне сводов, украшая собор. Кирпичные стены, белокаменные украшения, яркие изразцы голубого, желтого и зеленого цветов создают особый колорит и напоминают о русском зодчестве XVII в.

Реставрация и возвращение в православие

В 1980 году власти Москвы решили в прекрасном месте Измайлово открыть большой концертный зал, отреставрировав для этого храм Покрова Богородицы.

Читайте также:
Шахтинская епархия: храмы и указы, структура, история

1991 год стал поворотным момент в возвращении святыни под покровительство Православной Церкви. Историческое общество «Россия молода» зарегистрировало православную общину Покровского храма, а в 1994 году и возвращения самого здания.

Сохранившиеся купола, укрытые черными чешуйками, как путеводная звезда привлекают взоры прихожан и паломников, приехавших поклониться Иерусалимскому святому лику Божьей Матери, который славится своими чудесами далеко за пределами Москвы.

Купола Покровского собора

Из Спасо-Андрониковой обители были возвращены иконостасы, нуждающиеся в реставрации. Постепенно храм Покрова святой Богородицы оживает, обрастая своими традициями. Так, здесь ежегодно отмечают российские праздники:

  • на день рождения Петра Первого приглашаются ветераны морского флота, служатся панихиды;
  • здесь прошли великолепные праздники в честь 310-летия создания российского морского флота Петром первым.

На повестке архитекторов Москвы восстановление церкви святителя Иоасафа, арочного моста и царской усадьбы в Измайлово. Восстановлением Покровского храма занимается благотворительный фонд «Анастасиос», открыты счета для пожертвований на реставрацию измайловской святыни.

Окна, расположенные на барабанах, обрамлены изящным аркатурным пояском, состоящим из арочных полуколонок. Пять килевидных кокошников стали визитной карточкой знаменитой святыни. Благодаря керамическому убранству Покровский собор в Измайлово выглядит, как старинное строение.

Интерьер храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово

Доминирует в интерьере храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово пятиярусный иконостас, максимально точно повторяющий иконостас исторический, существовавший с момента постройки собора и благополучно, к удивлению современников, переживший «постой» наполеоновских солдат.

Внимания в иконостасе заслуживают не только иконы, царские врата и дьяконские двери (все — очень высокого художественного уровня), но также тябла и колонки. Они, в соответствии с сохранившимися описаниями, рисунками и гравюрами, украшены не резьбой, а росписью по серебристому фону. В росписи преобладает традиционный для церковного искусства мотив виноградной лозы, среди кистей винограда видны также румяные груши, символизирующие райские плоды.

Зодчие, строившие Покровскую церковь, подарили ей много света. Большие окна прорезали западную, северную и южную стены, освещая пространство храма (свет в алтарную часть поступал через окна, устроенные в апсидах). Тон отнял у храма северные и южные окна, что, конечно, сказывается на восприятии его интерьера — без электрического освещения он выглядит довольно сумрачным.

Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь?

Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Об этом и не только — в нашей подборке интересных фактов о Ростовском Борисоглебском монастыре.

Место для строительства монастыря выбрал сам преподобный Сергий Радонежский!

Святой приезжал в Ростов по делам в 1363 году. На создание монастыря в честь Бориса и Глеба — первых святых Русской Церкви — он благословил новгородских монахов Феодора и Павла.

Все строения монастыря времен Сергия Радонежского были деревянными, ни одно из них не сохранилось.

Инок Пересвет жил здесь в XIV веке. Его вместе с братом Ослябей благословил на битву преподобный Сергий. Пересвет первый начал Куликовскую битву с сильнейшим воином Орды Челубеем. В 2005 году скульптор Зураб Церетели установил в поселке Борисоглебский бронзовый памятник святому воину Александру Пересвету.

Сегодня обитель — могучая каменная крепость. Каменное строительство началось при Василии III, в 1522 году. В конце XVII века многие здания были перестроены и возведены новые. Именно в таком виде обитель дошла до наших дней.

Великие русские князья и первые русские цари любили Боорисоглебский монастырь и считали его своим домашним

Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности. Здесь находил приют великий князь Василий Темный, крестился его сын, великий князь московский Иван III. Трижды посещал обитель его внук, царь Иван Грозный.

Сначала монастырь был «митрополичьим», то есть находился в подчинении митрополита Ростовского. После того как во время княжеских распрей великий князь Василий Темный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство (слово «царь» есть в его официальном титуле), обитель делается царской. В XVI–XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

3

Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада

Протяженность стен по периметру — более одного километра. Их толщина — до трех метров, высота — от 10 до 13 метров. По периметру стен возвышаются 14 башен разной конфигурации, высота которых варьируется от 25 до 40 метров. С такой высоты местность просматривается на 15 километров.

Читайте также:
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Первые стены деревянной крепости защищали северо-восточные пути к Москве от отрядов татаро-монгол — за стенами обители и возле нее укрывались и селились спасавшиеся от монгольских набегов и поборов жители, что положило начало нынешнему Борисоглебску. Позже уже каменные стены в Смутное время стали преградой на пути войск польско-литовских захватчиков.

В 1608 году польские войска захватили Ростов, войско пана Сушинского осадило Борисоглебский монастырь, но обитель враги не сожгли. Произошло это во многом благодаря духовному подвигу старца Иринарха, с которым поляки и литовцы общались и были потрясены мужеством и крепостью веры подвижника.

4

Борисоглебский монастырь славится своими надвратными церквями

Над Северными (иначе называемыми Водяными) воротами, обращенными фасадом в сторону Углича, возвышается Сретенская надвратная церковь. Легкая, нарядная, она считается одним из красивейших надвратных храмов в России.

  • Сретенская надвратная церковь. Фото Сергея Чекалова instagram.com/chklvsv/
  • Сретенская надвратная церковь в 1911 году. Фотография Сергея Прокудина-Горского
  • Сергиевская надвратная церковь. Фото Ярослава Блажина golddomes.ru

Со стороны Ростова расположены Южные ворота. Над ними в 1679 году возведена Сергиевская надвратная церковь, названная так в честь Сергия Радонежского. С южной стороны она украшена нарядной галереей, затейливым орнаментом. Хорошо сохранились фресковые росписи XVII века.

5

Борисоглебский собор расписан по мотивам сказочных росписей Васнецова

Этот собор — самое древнее из сохранившихся зданий обители, он построен в 1524 году. А в начале XX века его расписал художник Егоров, ориетировавшийся на росписи Виктора Михайловича Васнецова во Владимирском соборе Киева. В Борисоглебском соборе хранятся мощи преподобных Иринарха, Феодора и Павла.

6

Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник

Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.

Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.

Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.

7

Екатерина Вторая отдала земли монастыря фавориту, а в XX веке здесь устроили антирелигиозный музей

Конец благоденствию Борисоглебского монастыря пришел в царствование Екатерины II. Императрица передала монастырские земли своему фавориту графу Григорию Орлову.

С 1924 года на территории обители начал действовать музей антирелигиозной пропаганды, а в 1928-м монастырь был ликвидирован. И лишь через семьдесят лет сюда вернулись монахи.

До 2014 года на территории обители было две организации: действующий монастырь и филиал музея «Ростовский кремль». Затем филиал музея получил другое здание вне монастыря.

8

Сохранился источник, выкопанный, по преданию, еще прп. Иринархом

Возле села Кондаково, в сорока километрах от Борисоглебского монастыря, действует источник, выкопанный, по преданию, юным Иринархом еще до того, как он стал святым затворником.

Источник не замерзает даже зимой. Каждый год перед празднованием дня Ильи Пророка из стен обители к источнику выходит многолюдный крестный ход. Паломники следуют за крестом, хоругвями и иконой преподобного Иринарха четыре дня, при этом по очереди надевают на себя вериги ростовского затворника.

Разговор старца Иринарха и пана Сапеги

«Однажды пан Сапега со своим войском остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. Услышав о преподобном, Сапега сам пожелал увидеть его. Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему:

— Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?

Читайте также:
Церковь Святого Духа на Даниловском кладбище: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Старец отвечал ему:

— Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.

Многие из панов стали говорить Сапеге:

— Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя.

— Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю.

— Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить.

— Ограбили тебя, старец? — спросили паны.

— Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного.

— За то пан Сушинский повешен.

После сего старец дал такой совет пану Сапеге:

— Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России.

Пан Сапега умилился душою вследствие сих слов и сказал:

— Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал.

— Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь.

— Прости, отче! — и, поклонившись, вышел с миром.

Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем-либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения».

Из жития святого Иринарха, составленного святителем Димитрием Ростовским.

Ростовский Борисоглебский мужской монастырь

Борисогле́бский на Устье Росто́вский монасты́рь — мужской православный монастырь на дороге из Ростова в Углич (в посёлке Борисоглебский), входящий в «Золотое кольцо России». Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним». После XVII века архитектурный ансамбль почти не менялся.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Видео
  • 6 Как добраться
  • 7 Ссылки

История [ править ]

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Современное состояние [ править ]

Сегодня на территории монастыря находятся:

  • собор Бориса и Глеба (1522—1523),
  • Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526),
  • Сергиевская надвратная церковь (1679),
  • звонница с церковью св. Иоанна Предтечи (1690),
  • келья Иринарха Затворника и др.

Святые [ править ]

  • прпп. Павел и Феодор Ростовские (Борисоглебские) (XIV в.)
  • прп. Иринарх Ростовский (XVI – XVII вв.)
Читайте также:
Храм-на-Крови в Екатеринбурге: история и описание церкви, адрес и время работы, иконы и мощи, факты, как добраться

Святыни [ править ]

Сохранилась келья преподобного Иринарха и вериги святого. Его мощи почивают под спудом. В Благовещенском соборе хранится деревянный крест преподобного Сергия Радонежского как благословение основателям монастыря. Сами основатели прпп. Феодор и Павел погребены в северном углу Борисоглебского собора.

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд: от Ростова Великого по шоссе Ростов-Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский (расстояние: 18 км).

Адрес: 152170, Ярославская область, п. Борисоглебский, Советская пл., д. 10.

РОСТОВСКИЙ БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ростовский Борисоглебский монастырь, 2 мая 2008. Фото Михаила Чупринина

Ростовский во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба мужской монастырь, на Устье (Рыбинская епархия). Расположен в 18 км от Ростова

Основан в 1363 году. Место для будущего Борисоглебского храма пустынникам Федору и Павлу указал преподобный Сергий Радонежский. Все строения в монастыре были деревянными.

Борисоглебский монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своим “домашним”. Во время междоусобной войны середины XV в. в стенах Борисоглебской обители находил приют великий князь Василий II Тёмный. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в стенах монастыря великого князя Иоанна III, сына Василия Тёмного. Как и отец, Иван III всю жизнь жаловал “домашний” монастырь деньгами и вотчинами.

Борисоглебский монастырь. Справа собор Бориса и Глеба, слева церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. 2010 г. Фото Юрия Булкина

При сыне Иоанна III, Василии III, в 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер “каменный здатель” Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь.

Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иоанн Грозный, причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов.

В конце XVI века, в Смутное Время, в обители, вплоть до своего преставления, подвизался преподобный Иринарх Затворник, проведший в добровольном затворе и веригах 38 лет. Во время войны поляки, пораженные его подвижничеством, не тронули его и не причинили вреда монастырю.

Борисоглебский монастырь. Келья преподобного Иринарха. 2013 г. Фото Юрия Булкина

Вклады в Борисоглебский монастырь делали цари Борис Годунов, Алексей Михайлович, князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие. К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

Одновременно со строительством Ростовского кремля в конце XVII века, по указанию Ростовского митрополита Ионы (Сысоевича), на территории Борисоглебского монастыря начинаются масштабные строительные работы: перестраиваются уже существующие здания и возводятся новые.

Проведённые Петром I и Екатериной II секуляризации церковных доходов и земель, введение монастырских штатов, сделали Борисоглебскую обитель заурядным второклассным монастырём. Источником существования монастыря в XVIII-XIX вв. были 280 десятин земли, сад с восьмилучевой планировкой и доходы от сдачи в аренду башен и монастырских торговых лавок за крепостными стенами. Из царствующих особ в Борисоглебском монастыре побывали лишь Екатерина II и Александр III, да и то проездом из Углича в Ростов, совершая паломничество по святым местам.

Официально монастырь был закрыт властями в 1924 году. Часть зданий была передана Ростовскому государственному музею, часть оставалась у верующих. К концу 1929 г. на территории монастыря действующих храмов уже не было.

В 1989 году богослужения в соборе Бориса и Глеба возобновились, а в декабре 1994 г. возрождён мужской монастырь.

С 1924 года на территории Борисоглебского монастыря существует музей-филиал Государственного музея-заповедника “Ростовский кремль”. В музее действует несколько экспозиций, к показу предлагаются переходы крепостных стен и смотровая северо-восточная башня.

В монастыре проводятся краеведческие чтения, посвященные памяти прп. Иринарха.

Святыни

Под спудом почивают мощи преподобного Иринарха Ростовского и первостроителей преподобных Феодора и Павла Ростовских.

Храмы монастыря:

  • Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Бориса и Глеба, собор
  • Иринарха Затворника, часовня
  • Иоанна Предтечи
  • Сергия Радонежского
  • Сретения Господня

Настоятели

  • Авраамий (Флоринский) (1773-1775)
  • Ириней (Клементьевский) (25 декабря 1784 – 30 июня 1788)
  • Арсений (Тодорский) (30 июня 1788 – 22 мая 1792)
  • Евгений (Романов) (1794 – 1795)
  • Анатолий (Ставицкий) (1802 – 1 ноября 1808) [1]
  • Феофан (Александров) (1814 – 1816)
  • Неофит (Докучаев-Платонов) (25 сентября 1816 – 6 февраля 1820)
  • Павел (Морев-Павлов) (май 1821 – 21 мая 1823)
  • Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1852 – 1858) [2]
  • Даниил (Сивиллов) (9 августа 1863 – 1871)
  • .
  • Иоанн (Титов) (упомин. 2013)

Литература

  • “Память преподобных Феодора и Павла Ростовских, основателей Борисоглебского монастыря”. Информационный портал Котловка.RU :
    • http://kotlovka.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1037

Использованные материалы

  • О.В. Залыганова. “Борисоглебский монастырь”
  • Страница сайта “Народный каталог православной архитектуры”
    • http://sobory.ru/article/?object=00223

[1] Русский биографический словарь А.А. Половцова. СПб. 1900. т.2. т. 107-108

Ростовский Борисоглебский мужской монастырь в Ярославской области

Православная мужская пустынь, поражающая архитектурным величием и живописностью здешней природы, основана в XIV столетии на берегу реки под названием Устье. На долю древней обители, вокруг которой растянулись гектары соснового бора, выпало множество тяжких испытаний, но она сумела их смиренно пережить. Сегодня к монастырю стекается большое количество православного люда, желающего участвовать в богослужениях и торжественных крестных шествиях. Здесь также действует музей-заповедник, где можно увидеть несколько интересных экспозиций.

История создания обители

Достоверных рукописных сведений о дате создания обители не сохранилось. По самой распространенной версии, основателем считают инока Феодора, пришедшего к берегам реки Устье из Новгородских земель. Через несколько лет компанию отшельнику составил преподобный Павел, получивший благословения от Сергия Радонежского. Два монаха стали первыми насельниками новообразованной обители.

  • В 1363 г. Ростовские территории посетил преподобный Сергий, распространявший христианское учение и стремящийся укрепить веру соотечественников в борьбе с неистовыми полчищами монголо-татарских войск. В этот период Русь укреплялась, и мудрый святитель хотел объединения княжеств. Крайне важной задачей становилось возведение монастырей-крепостей на границах родины.
  • Преподобные иноки Феодор и Павел встречались с Сергием Радонежским во время его визита в Ростов и смиренно просили о содействии в благоустройстве своей пустыни. Святитель выслушал пожелания и убедил князя Константина в том, что возведение и облагораживание обители — первостепенная задача для правителя, желающего сплочения народа и защиты от врагов. Просящие иноки убедились в том, что получат помощь. Святыми покровителями монастырского комплекса избрали чрезвычайно почитаемых святых заступников русских земель, чудотворцев Бориса и Глеба.
  • Географически Борисоглебская пустынь расположилась на северо-востоке набирающего силу Московского государства. Монастырский комплекс быстро развивался, росло число насельников и ремесленников, для которых воздвигли первые деревянные храмы и братские корпуса. Территорию обители обнесли высокой крепостной оградой, служившей в качестве оборонительного редута более сотни лет. На стену натыкались не только монголо-татарские захватчики, но и враги отечества, приходившие с запада (поляки и литовцы).
  • Новая обитель обрела славу, её стали посещать паломники с дальних уголков отечества. Сюда нередко наведывался преподобный Сергий, приложивший немало трудов для становления комплекса.

Интересно! В Борисоглебской пустыни был крещен сын Василия Темного Иван III, ставший великим князем и милосердным правителем всея Руси. Царь объединил значительную часть отечества вокруг центра, расположенного в Москве. Во время правления Ивана III Русь окончательно сбросила с себя оковы ордынского ига, длившееся два столетия; был принят официальный свод законов государства (Судебник); проводились реформы, послужившие основой для поместного землевладения.

Дальнейшая судьба

Правители Руси оказывали великое расположение Борисоглебской пустыни, предоставляя ей земельные объекты и даруя церковные реликвии. Благодаря добродетельным подаяниям правителей и помещиков, монастырь стал одним из крупнейших, ему принадлежало более 350 поселений.

  • Именно здесь принял постриг бывший торговец Илья, ставший впоследствии преподобным Иринархом. Святитель вел отшельническую жизнь и до кончины не снимал с собственного тела тяжелые вериги, предназначенные для усмирения телесных страстей. Чтобы получить благословения великого аскета, в Борисоглебскую обитель приезжали видные представители Руси конца XVI — начала XVII вв. (М. Скопин-Шуйский, Д. Пожарский, К. Минин). Его чудотворные мощи хранятся в монастыре, которому он отдал большую часть жизни.
  • В XVIII столетии обитель процветала, никаких потрясений не происходило. Вокруг пустыни проводились пышные ярмарки, а также получали развитие ремесленные промыслы. Однако Екатерина II разрушила благоприятную обстановку и отняла большую часть монастырских владений в пользу своего фаворита. Распродавались и разворовывались реликвии и оставшиеся земли, благосостояние Борисоглебской пустыни подверглось большой угрозе. После подобных вмешательств обители так и не удалось восстановить прежнее величие.
  • В 1924 г. монастырский комплекс закрыли большевистские власти. В постройках организовали отделение исторического музея. Большинство икон уничтожалось, а колокола отправлялись на переплавку. Ценности, перевезенные в Третьяковскую галерею, благополучно спасли, но огромная часть церковной утвари была утрачена навсегда. Богослужения в храмах, несмотря на строгие запреты, совершались до 1928 г.
  • На территории монастырского комплекса учредили отдел милиции, почту, склады для зерновых и льна, кондитерский цех и сберегательную кассу. Благовещенский собор и настоятельские покои принадлежали музею, который на некоторое время закрывали. С 1961 г. в обители начались полноценные реставрационные работы, за счет чего удалось восстановить изначальный облик здешних построек.

Архитектура

Строения из камня появились в пустыни в XVI столетии. Первая церковь освящалась в честь преподобных защитников Руси Бориса и Глеба.

  • Это небольшой одноглавый храм на четырех столпах, суровый облик которого четко вписывался в общую стилистику. Наружным декором служили только порталы, углубленные в стены. На небольшом и мощном барабане возвышалась глава, кровля была четырехскатной. С восточной стороны к зданию примыкали три алтарные апсиды с едва различимыми гранями.
  • Первоначальный облик храм изменялся под воздействием перестроек. Новый барабан и глава сильно исказили гармоничность сооружения. В 1810 г. к собору пристроили церковь Илии Пророка, в ходе работ разрушили паперть, заложили оконные проемы, стесали выступы и сняли украшения порталов.
  • Внутри стены отличались простотой и гладкостью, арки опирались на четыре столба крестчатой формы. Свет проникал через щелевидные окна, а иконостас, обрамленный червонным золотом, стоял на каменном постаменте. Стены покрывали колоссальные, богато украшенные картины с евангельскими событиями. На столбах и апсидах виднелись фигуры московских митрополитов.

Вторым по значимости строением обители считается собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Первый камень заложили в 1524 г., а спустя два года он был завершен.

  • Объем здания имел кубическую форму и завершался четырехскатной кровлей с главкой луковичной формы, тонкий барабан был декорирован аркатурным (арочным) поясом. Фасад делился на три части (прясла) за счет архитектурных лопаток. Во внутреннем помещении церкви не было столпов, интерьер перекрывался крестчатым сводом.
  • Сведений о росписи собора не сохранилось, в настоящее время стены полностью белые. Однако в период реставрации 1990—х гг. мастера обнаружили фрагменты живописи XVII или более ранних веков. Наиболее значимой находкой явилась часть изображения Пречистой Девы в позе, характерной для иконы «Благовещение».
  • В конце XVIII в. церковь подвергли серьезной переделке: убрали большее количество оконных проемов, изменили фасады и форму главы, нарастили объем барабана. В 1882 г. Благовещенский собор в третий раз освятили после значительных ремонтных работ.
  • Собор располагается на подклете, который в период становления обители использовался в качестве монастырской кладовой. На месте входа в это помещение в XX столетии еще находилось широкое окно. Южный фасад церкви претерпел глобальное изменение, так как средина лопаток (вертикальных выступов) стесывалась, а также появлялись оконные проемы, украшенные наличниками и кирпичной кладкой.
  • С западной стороны к Благовещенскому собору пристроена квадратная одностолпная трапезная, имеющая крестовые своды. Дополнительным зданием, примыкающим к собору, являются древние настоятельские палаты, поставленные на высокий подклет.

Другие постройки

В 1680 г. на территории появилась пятиглавая церковь, освященная в честь Сергия Радонежского. Она выделялась широкими оконными проемами, гладкими стенами и декоративными белокаменными розетками. Изумляли наружные росписи, затрагивающие тематику библейских сюжетов, но интерьер никогда не расписывался, что создавало ощущение большей свободы для находящихся здесь людей.

Другие монастыри в Ярославле:

В 1680 г. на месте деревянного собора Иоанна Предтечи соорудили Борисоглебскую звонницу. Это трехъярусное прямоугольное здание казалось легким и стремящимся вверх, несмотря на свою монументальность. В нижнем ярусе располагалась ризница, на втором — бесстолпная церковь Иоанна Крестителя, а на третьем — колокола, висящие на железных балках. С востока постройки приделана высокая апсида прямоугольной формы.

Вместе со звонницей здесь возводилась церковь Сретения Господня. Изящный объем собора завершался пятью главами. Основа здания разделялась за счет лопатки (выступа на стене) в центральной части. Церковь поставлена над Водяными вратами, находящимися на северной стороне. Проезды декорировались арочными поясами, паперть украшалась висячими арками.

На севере пустыни стоят братские кельи и настоятельские покои, часовня преподобного Иринарха находится за Водяными (северными) вратами. На каждом из углов монастырской стены воздвигнута оборонительная башня. С запада от обители паломники наблюдают небольшой пруд, а рядом с главным церквями находятся остатки некрополя.

Расписание богослужений

Борисоглебскую пустынь посещают с 7:00 до 20:00, с разрешения настоятеля туристы могут фотографировать процесс богослужений и внутреннее убранство церквей.

Богослужения совершаются в будни с 7:30 до 19:00, а во время торжеств — с 8:00 до 21:00.

Сегодня в обители живут десять монахов под руководством одного игумена. Они служат в храмах, а также занимаются огородом и пасекой. Здесь также работает церковная лавка и музей, где расскажут о многовековой истории комплекса.

С 1997 г. от монастыря к чудотворному источнику, расположенному в 40 км, совершается чтимое Иринарховское крестное шествие.

На заметку! С 1990-х гг. в обители возобновилась традиция Большого распева, который отличается присутствием в своей композиции мелодичных внутрислоговых оборотов. Часть богослужений целиком исполняется в этом древней и красочной технике, распространяющей внутреннее умиротворение и духовную радость. Чтобы подготовить исполнителей, в пустыни организовали хоры для мальчиков и мужчин.

Как добраться

Пустынь находится в селе Борисоглебском, что в Ярославской области, по адресу: улица Советская площадь, дом № 10. Чтобы добраться до поселения на собственном автомобиле из Ростова Великого, следует ехать в сторону города Углича. Из Москвы до Ростова доставляют экспресс-поезда, отправляющиеся ежедневно в 8:20 и 16:20. Транспорт находится в пути примерно три часа. От ростовского автовокзала до самого поселка идут рейсовые автобусы.

Борисоглебская обитель радушно принимает паломников и туристов, здесь проводятся богослужения, а также открыта музейная экспозиция. На территории идет медленная реконструкция, что утверждает для приезжих людей атмосферу глубокой старины. Православные верующие стремятся прикоснуться к здешним святыням и получить исцеление от материалистических наклонностей.

Ростовский Борисоглебский мужской монастырь в Ярославской области

Православная мужская пустынь, поражающая архитектурным величием и живописностью здешней природы, основана в XIV столетии на берегу реки под названием Устье. На долю древней обители, вокруг которой растянулись гектары соснового бора, выпало множество тяжких испытаний, но она сумела их смиренно пережить. Сегодня к монастырю стекается большое количество православного люда, желающего участвовать в богослужениях и торжественных крестных шествиях. Здесь также действует музей-заповедник, где можно увидеть несколько интересных экспозиций.

История

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Расписание богослужений

Борисоглебскую пустынь посещают с 7:00 до 20:00, с разрешения настоятеля туристы могут фотографировать процесс богослужений и внутреннее убранство церквей.

Богослужения совершаются в будни с 7:30 до 19:00, а во время торжеств — с 8:00 до 21:00.


Богослужение в Ростовском Борисоглебском монастыре

Сегодня в обители живут десять монахов под руководством одного игумена. Они служат в храмах, а также занимаются огородом и пасекой. Здесь также работает церковная лавка и музей, где расскажут о многовековой истории комплекса.

Святыни

Сохранилась келья преподобного Иринарха и вериги святого. Его мощи почивают под спудом. В Благовещенском соборе хранится деревянный крест преподобного Сергия Радонежского как благословение основателям монастыря. Сами основатели прпп. Феодор и Павел погребены в северном углу Борисоглебского собора.

  • мощи прпп. Павла и Феодора Ростовских (Борисоглебских)
  • мощи прп. Иринарха Ростовского
  • вериги мощи прп. Иринарха Ростовского

Архитектурные памятники Ростовского Борисоглебского монастыря

Самые первые каменные постройки на территории обители появились в XVI веке. Сделанный из камня Борисоглебский собор был заложен в 1522 году по указу царя Василия III там, где до него стоял одноименный деревянный храм. Заслуги в возведении красивого собора приписывают известному в те времена зодчему Григорию Борисову, который двумя годами позже участвовал в строительстве на монастырской территории Благовещенского храма. У стены Борисоглебского храма расположена гробница, в которой покоятся основавшие обитель Павел и Федор.

Этот собор много раз перестраивали. Как и во многих православных храмах, со временем его подзакомарную кровлю заменили на современную четырехскатную. Такое покрытие было более дешевым и практичным, но не в лучшую сторону меняло внешний облик церковного здания. Во время проведенной в 1925 году реконструкции Борисоглебского собора были найдены свидетельства того, что когда-то его даже делали пятиглавым.

Каменную Благовещенскую церковь также построили в XVI веке, как трапезный храм на месте, где до нее стояла деревянная церковь. Век спустя ее также подвергли большим переделкам.

Кроме того, на территории сохранился каменный двухэтажный настоятельский корпус, возведенный в XVI веке, Это было большой редкостью и говорило о богатстве обители. Так как в других местах в те времена монастырские постройки делали только из дерева. С севера от настоятельских покоев стоит одноэтажный корпус для братии, в котором жили монахи и послушники.

Внутренний двор Ростовского Борисоглебского монастыря

Кирпичной стеной обитель обнесли во времена правления царя Ивана Грозного. В начале XVII века, в Смутные времена, именно эта оборонительная линия встречала подошедшее польско-литовское войско. А вот об исходе противостояния у историков существуют различные версии. Одни считают, что монастырь покорили и разграбили, другие – что поляки вынуждены были отступить. Существует также предание, что преподобному Иринарху удалось убедить поляков, возглавляемых гетманом Сапегой, не трогать обитель. Достоверно известно лишь то, что после нашествия монастырские укрепления перестраивали.

Очень выразительной делают обитель не только оборонительные стены с мощными башнями, но и величественные надвратные храмы – Сергиевский (1679 г.) и Сретенский. Поднявшись на монастырские укрепления, получаешь прекрасный обзор всей территории и окружающей обитель местности.

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор со строгим спокойно-величавым фасадом построен по проекту Николая Александровича Львова на месте старого собора.

Внешний вид собора

Собор исполнен в форме куба с пятью возвышающимися главами. В центре соборного барабана – восьмигранный купол с полукруглыми окнами. По углам собора – купола полусферической формы с круглыми окнами, которые увенчаны золочеными шарами с возвышающимися на них крестами.

Фасады храма украшают колонны и портики, стены, покрытые штукатуркой, покрашены в желтый цвет. 4 крыльца, оформленные колоннами, выполнены из белого камня.

Внутреннее убранство

Интерьер собора выглядит строго, благородно и просто. По замыслу архитектора, главная роль в интерьере принадлежит пространству, залитому светом.

Внутренние стены отделаны гладкой штукатуркой, имитирующей мрамор. В нише – образ царя Давида. Чугунный пол украшен росписью. Под шарообразным куполом храма – изображения четырех Евангелистов. В нишах и на столбах – изображение пророков Исайи и Илии, Воскресения Христова и лобзания Иуды, Преображение Господне и Моление Спасителя о Чаше.

Купол собора поддерживают 4 столба, между ними арки с 12 колоннами, оштукатуренными под белый мрамор и украшенные живописью. На иконостасе 37 икон.

Первоначально в соборе было три престола: основной – Бориса и Глеба, справа – в память о преподобном Ефреме, слева – Екатерининский. Основной престол украшал трехъярусный резной иконостас, украшенный червонным золотом.

Настоятели

  • Авраамий (Флоринский) (1773-1775)
  • Ириней (Клементьевский) (25 декабря 1784 — 30 июня 1788)
  • Арсений (Тодорский) (30 июня 1788 — 22 мая 1792)
  • Евгений (Романов) (1794 — 1795)
  • Анатолий (Ставицкий) (1802 — 1 ноября 1808) [1]
  • Феофан (Александров) (1814 — 1816)
  • Неофит (Докучаев-Платонов) (25 сентября 1816 — 6 февраля 1820)
  • Павел (Морев-Павлов) (май 1821 — 21 мая 1823)
  • Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1852 — 1858) [2]
  • Даниил (Сивиллов) (9 августа 1863 — 1871)
  • Иоанн (Титов) (упомин. 2013)

Как добраться до Ростовского Борисоглебского монастыря

Обитель расположена в Ярославской области поселке Борисоглебский, в доме № 10 на Советской площади. Это место находится в 18 км от Ростова Великого.

На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Из Ростова нужно ехать в направлении Углича до пос. Борисоглебский (18 км).

Собор Бориса и Глеба

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. С ростовского автовокзала до пос. Борисоглебский ходят рейсовые автобусы.

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 4.75 [4 Голоса (ов)]

← Россия Ярославская область Европа →

Литература

Дополнительные пункты Борисоглеб
Гороховец Гусь-Хрустальный Калуга Калязин Касимов Муром Нерехта Палех Плёс Рыбинск Тутаев Углич Улейма Юрьев-Польский

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: