Храм Петра и Февронии в Муроме: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Свято-Троицкий женский монастырь (Муром)

Cвято-Троицкий женский монастырь основан XVII-XIX в. Муромская и Вязниковская епархия, Муромское монастырское благочиние. Год основания: не ранее 1643. Действует. Известен тем, что ныне в нём сохраняются мощи святых Петра и Февронии, которые почитаются в России как покровители семьи и брака.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
    • 3.1 Архитектурные памятники
    • 3.2 Приписные бесприходные храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Свято-Троицкий женский монастырь был построен в середине XVII века на средства богатого муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова. На месте деревянной церкви Святой Троицы, построенной в 1351 году по велению князя Юрия Ярославича, в 1642-1643 гг. был воздвигнут каменный храм в честь Живоначальной Троицы. Небольшой пятиглавый Троицкий собор имеет изящные пропорции и богато украшен. Особую нарядность ему придают изразцы с изображениями трав, диковинных зверей и птиц.

Рядом с Троицким собором в 1648-1552 гг. на одном фундаменте были построены шатровые Казанская надвратная церковь и колокольня. Казанская церковь также украшена изразцами, а колокольня, благодаря прорезным граням шатра и «кружевным» деталям убора, совершенно лишена тяжеловесности. Архитектура обеих построек настолько ажурна и воздушна, что кажется, будто они стоят без всякого фундамента.

В XIX веке ансамбль монастыря полностью сформировался: были построены каменные келейные корпуса, каменная ограда и здание церковно-приходской школы. В 1975 году на территорию монастыря был перевезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Купола этого храма покрыты лемехом из ольхи, которая на солнце отливает серебром. Богослужения в храме совершаются только летом.

Среди монастырских традиций было распространено искусство вышивки золотом, серебром и драгоценными камнями. Руками монахинь были украшены оклады многих икон обители. Один из старинных образов XVII века – икона Казанской Божией Матери с ризой, расшитой сестрами Троицкого монастыря, хранится в Муромском историко-художественном музее. В настоящее время вышитые иконы украшают и интерьер Троицкого собора.

Свято-Троицкий женский монастырь был закрыт в 1933 году. Его ансамбль считался памятником архитектуры и находился под охраной государства.

Современное состояние [ править ]

По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. В монастырь приехала монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Тавифа (Горланова), возглавившая позднее обитель по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в сане игумении.

При монастыре действуют несколько подворий: Крестовоздвиженское (в Муроме), Богородицкое (с. Мишино, Муромского района), Богородицкое (Камешковского района, Владимирской области).

С 2001 года при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних, где девочки получают среднее образование,.и престарелых.

Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс».

На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии.

В монастыре три действующих храма.

Храмы [ править ]

Главный храм — Свято-Троицкий собор (1642/1643 гг.). Собор имеет три престола: центральный — в честь Святой Троицы; левый — в честь святых Петра и Февронии; правый — в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Ульянии Лазаревской.

В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (1648 г.). В 1652 году рядом с надвратной церковью была построена шатровая многоярусная колокольня.

Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Эта деревянная церковь была перенесена на территорию монастыря в 1975 году из села Красное Меленковского уезда.

Архитектурные памятники [ править ]

Колокольня Троицкого собора

Колокольня Троицкого монастыря

Часовня св. блгв. князя Петра и княгини Февронии

настоятельский корпус (XVII-XIX вв.)

Читайте также:
Бедийский собор: история и адрес храма, как доехать и добраться, архитектура

стены и башни (1805-1807 гг.)

Приписные бесприходные храмы [ править ]

Муром. Церковь Космы и Дамиана

Святыни [ править ]

Святые мощи Петра и Февронии Муромских – покровителей любви и брака. День почитания – 8 июля.

По святым местам. Крестовоздвиженское архиерейское подворье, г. Муром

Аудио

“Дом святой Февронии” – так называют в Муроме это место. Еще в XII веке здесь стояла святая обитель, куда и удалилась муромская княгиня, приняв постриг с именем Евфросиния. Там, где стояла келья святой, вновь живут монахини, а в храм приезжают паломники.

Программа «По святым местам» продолжает свои путешествия по Мурому. Но сегодня мы решили свернуть с шумных паломнических и туристических маршрутов и приехали в место, которое еще называют Домом святой Февронии. На окраине города Мурома находится Крестовоздвиженское архиерейское подворье. О нем наш сегодняшний рассказ.

Все мы знаем, что Муромская земля ждет паломников, желающих поклониться мощам святых Петра и Февронии Муромских. Их житие – пример любви и преданности друг другу. Записал повествование о князьях богослов по имени Ермолай, в монашестве Еразм. В Муроме князья правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, святые приняли монашество с именами Давид и Евфросиния. Считается, что келья святой Февронии (в монашестве Евфросинии) находилась там, где сейчас стоит Крестовоздвиженский храм. Он построен уже в 2009 году, но, по некоторым данным, еще с XII века здесь, на этом месте, находилась святая обитель, куда и удалилась княгиня Феврония. Вместе с супругом она умолила Господа, чтобы им умереть в одно время.

Валентина Михайловна Фомичева, педагог воскресной школы:

– Она сидела, вышивала покров Богородицы, прибежал к ней посыльный от Давида (Петра) и говорит, что тот себя плохо чувствует, хотел бы попрощаться. Она говорит: «Вот дошью я сейчас свой покров и вернусь, приду к нему на поклон». Но дело в том, что, пока она вышивала, Петр не дождался ее. Она делает стежок и чувствует, что Петра уже просто-напросто нет на этой земле; совершает последний вздох и умирает.

Похоронить себя супруги завещали также вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Но после их смерти бояре судили по-иному, и тело святой Февронии, нареченной Евфросинией, положили в отдельный гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Валентина Михайловна Фомичева:

– Но когда проходит ночь, утром обнаруживают, что Феврония находится вместе со своим супругом Петром (Давидом) в Богородицком соборе.

Церковь очень почитали московские цари: Иван Грозный, Михаил Романов, – именно они удостаивали храм жалованных грамот. Документы освобождали от многих государевых повинностей.

Валентина Михайловна Фомичева:

– На территории церковных земель было озеро Кстово (оно находилось там, где располагался посад), и, по преданию, в нем крестились муромцы. Сейчас этого озера, к сожалению, уже не существует.

До конца XVIII века здесь стоял деревянный храм, а после возвели каменную церковь. Вот так церковь выглядела перед закрытием. Запретили богослужение в 1929 году, а через год (в 1930-м) огромный храм с колокольней просто взорвали и сровняли с землей.

Валентина Михайловна Фомичева:

– Здесь образовалась свалка – место, которое заросло бурьяном; жители уже и забыли, что тут когда-то был храм. Фундамент, плиты, которые здесь были (даже надгробные), они растащили к себе на строительство домов, каких-то построек.

Но в 90-е годы духовная жизнь Мурома возродилась. В 1998 году здесь установят поклонный крест, в то же десятилетие недалеко отсюда откроется Свято-Троицкий женский монастырь, где и пребывают сейчас честные мощи святых Петра и Февронии. Игумения этой святой обители матушка Тавифа вместе с сестрами устроит здесь подворье монастыря. А в 2008 году день памяти Муромских чудотворцев станет Всероссийским днем семьи, любви и верности.

Читайте также:
Никольский морской собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Валентина Михайловна Фомичева:

– Тогда фонд Светланы Владимировны Медведевой помог в строительстве этого храма-часовни. Матушка Тавифа вместе с архитектором Трифоновым обсуждали этот проект, и решено было построить храм-часовню. Поначалу планировалась белокаменная церковь, но матушке вдруг присылают красный кирпич (как всегда, по воле Божией), выкладывают из него эту церковку, и она горит, как пасхальная свеча, купола сияют на солнце. Представляете, в нашем городе Муроме один-единственный (сейчас вы, наверное, обратите внимание) храм из красного кирпича.

Храм этот небольшой, очень уютный, как и само архиерейское подворье.

Валентина Михайловна Фомичева:

– Само подворье небольшое, но в дальнейшем планируется его расширение, мы ждем помощи. Думаю, что Божией милостью она к нам придет. На территории монастыря у нас находится келейный корпус, где живут монахини, также мы занимаемся в воскресной школе с детишками.

Возвращаясь к житию святых Петра и Февронии, скажем, что церковь Воздвижения Креста Господня упоминается там еще один раз. До святого Петра в Муроме правил его старший брат Павел. Однажды в семье Павла случилась беда: к его жене стал летать змей в образе ее супруга. Выяснилось, что гибель змею суждена от Петрова плеча и Агрикова меча. Как следует из жития, за городом стояла в женском монастыре церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста, там князю Петру и явился отрок, который показал ему, что Агриков меч находится в стене храма.

Валентина Михайловна Фомичева:

– Агриков меч поражает, побеждает змея-искусителя, но змей брызнул своей кровью, и впоследствии у Петра возникли язвы, которые потом вылечила Феврония, став его женой.

Об этом событии нам напоминает икона, которая пребывает в стенной нише. Так что же такое Агриков меч? В русских былинах и легендах он зовется «меч-кладенец» – помощник мужественных героев в борьбе со злом. Как он появился в монастыре, откуда и куда пропал после – ответов на эти вопросы множество. И самый главный, что меч – это та духовная сила, которой мы можем победить зло этого мира. Несмотря на то, что храм молодой, здесь есть старинные святыни: ковчег с частицами мощей многих угодников Божиих, а также старинный крест-энколпион.

– Сие Евангелие принадлежало Анне Дмитриевне Шиповой, скончавшейся 2 октября 1903 года (Воскресено-Покровская пустынь, это в Санкт-Петербургской епархии). И оно передано в дар Александру Епанчину, нашему муромскому краеведу, от его родственницы – инокини Лужского монастыря монахини Евфросинии.

С родом Епанчиных связана еще одна святыня – икона Муромских угодников Божиих.

– На обратной стороне иконы мы видим (подписано рукой Епанчина) кусочек сухого пенечка и листочек от живой веточки. Читаем в житии преподобных Петра и Февронии: их изгнали из города, они поплыли по речке и пристали к одному берегу Оки. И вот он присел на сухой пенечек, закручинился. Супруга его спрашивает: «Что, дорогой муженек, пригорюнился?» Он говорит: «Как же? Жалко родной город». Она отвечает: «Так Господь-то близ, рядом с нами». Она сотворила молитву, по ее молитве на следующее утро из пенечка, на котором он сидел, выросла живая веточка.

На подворье даже разбили сад святой Февронии. Попросили местных жителей принести саженцы плодовых деревьев и кустов.

Валентина Михайловна Фомичева:

– Сад небольшой, но думаем, что впоследствии уже дети, внуки будут приходить сюда, чтобы увидеть свою яблоню, вкусить яблочко от Февронии. Я думаю, что это хорошая традиция. И мы приглашаем всех муромцев приносить сюда свои плодовые деревья (чтобы в дальнейшем этот сад разросся).

Читайте также:
Храм Андрея Критского: описание и адрес церкви, история, праздники и святыни, как добраться

А вот еще один факт из истории этого святого места. Местные краеведы рассказывают, что в Муроме была легенда, и звучала она так: на месте, где находилась келья святой Февронии, через много столетий будут вновь жить монахини. Эта легенда в чем-то оправдалась, потому что после закрытия Свято-Троицкого Дивеевского монастыря сюда приехали монахини разоренной святой обители.

Валентина Михайловна Фомичева:

– Когда было гонение в Дивеевском монастыре, они всё привезли сюда, молились, и некоторые из них были даже арестованы в какое-то время. Последняя монахиня уехала, и где-то в 1981 году на 96-м году жизни умерла.

А сейчас на подворье есть настоятельница матушка Ольга, проживают монахини, так что иноческая жизнь на этом святом месте вновь продолжается.

Валентина Михайловна Фомичева:

– Здесь свой дух. Феврония помогает своими молитвами – ее ощущаешь. Этот храм как бы домашний, здесь все друг друга знают, тишина на службе, каждый друг другу кивает, здоровается. И все это благодаря хозяйке – это дом, который построила Феврония.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Вокресенское подворье. Храм Воскресения Христова с приделом святых апостолов Петра и Павла

Церковь Воскресения Христова в Сергиевом Посаде – память о погибших защитниках Троицкого монастыря. Каменный храм выстроен в 10-х годах XIX века. По преданию, церковь стала символом надежды на воскресение всех защитников монастыря, павших во время осады Лавры в 1608-1610 гг. польско-литовскими интервентами. Сегодня восстановленный Воскресенский храм является действующим, он имеет статус подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рядом с храмом в 2017 году силами города была благоустроена живописная парковая зона.

История церкви Воскресения Словущего

В наши дни район, где стоит храм, называется Кукуевкой. Так его стали называть по Кукуевской слободе, которая вместе с дер. Кукуево поглотила небольшую старинную Каличью слободу и дала всей местности свое имя.

Сейчас даже трудно представить, что в этих местах с севера от Лавры рос лес и в него с боем прорывались защитники монастыря, осажденного польско-литовским войском.

Изнурительная осада обители продолжалась 16 месяцев, оборонявшим монастырь нужны были дрова, чтобы выжить в холодное время года.

Голод и холод в Смутное время были не меньшими врагами, чем напавший на Радонежскую землю неприятель.

Внутри крепостных стен от голода и эпидемий погибло более 2000 человек, а после окончания осады за монастырскими стенами похоронили несколько тысяч христиан, погибших в боях за монастырь и окружающие его деревни.

Сохранились документы, в которых говорится, что были дни, когда погребали от 600 до 800 человек.

В середине XVII века здесь, в Каличьей (Кукуевской) слободе, построили деревянный храм Воскресения Словущего. После окончания ужасов вражеской осады прошло около 40 лет, и жители хотели новой церковью почтить память нескольких тысяч погибших защитников Троице-Сергиевой обители.

Храм строили по указу царя Алексея Михайловича на средства Троицкого монастыря. Благословил возведение новой Воскресенской церкви сам патриарх Никон, а ее освящение произошло в 1654 году.

Храм берегли и почитали. Спустя столетие, в 1775 году обветшавшее деревянное здание заменили новым. Кроме того, в слободе построили второй храм, освященный в честь Петра и Павла. Но прошли еще годы и прихожане собрали средства на возведение новой каменной церкви. Строительные работы заняли несколько лет. Освящение главного престола произошло в 1818 году, в еще недостроенном храме. Через два года новая церковь была готова. Чтобы сохранить память о первом Петропавловском деревянном храме, в трапезной новой церкви создали придел Петра и Павла. По нему Воскресенскую церковь часто называют Петропавловской.

По письменным свидетельствам, к концу XIX века храм был окружен сделанной из кирпича оградой с восьмигранными угловыми башенками, имеющими по два яруса. Их формы и длинные шпили напоминали архитектурные решения Уточьей башни Лавры.

Читайте также:
Храм Сергия Радонежского на Рязанке: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

По описи 1898 года при храме насчитывалось более 180 дворов с 1143 прихожанами. В 1902 году к церкви пристроили западную крытую кирпичную паперть.

В 30-е годы прошлого века в приходской общине церкви было почти 600 человек. Однако, несмотря на это, в 1939 году Воскресенский храм по решению властей закрыли. На следующий год полностью разобрали ограду церкви и использовали уцелевшие кирпичи для работ по благоустройству расположенного неподалеку рынка. А в 1952 году разобрали два верхних яруса высокой колокольни. Помещения храма в эти годы эксплуатировали под различные производства. При этом старый иконостас и все внутреннее убранство храма были полностью утрачены.

Передача церкви общине верующих состоялась в начале 1990-х годов. Сразу же началась ее непростая реставрация. Восстановлению храма помогали старые чертежи, описания и фотографии, сделанные в конце XIX – начале XX веков.

Архитектура и внутреннее убранство церкви Воскресения Словущего

Композиция Воскресенского храма традиционна для городских культовых зданий, строившихся в российской провинции в XVIII-XIX веках. Она состоит из трех частей: одноглавой церкви, небольшой трапезной и высокой колокольни, вытянутых в одну линию по направлению с востока на запад. Однако, Воскресенский храм во многом отличается от церквей своего времени, поскольку наделен чертами эпохи классицизма. Он имеет характерные для этого стиля четкие, геометрически правильные формы.

К высокому двухсветному бесстолпному четверику основного храма пристроены три низких полукруглых абсидных выступа. Фасады вверху завершаются лаконичными треугольными фронтонами. Церковь покрывает полукруглый свод, завершенный круглым в сечении барабаном. А венчает храм небольшая луковичная главка, размещенная на небольшой изящной шейке.

Рядом находится небольшая квадратная трапезная. Входы в нее со стороны четверика оформлены как арочные пролеты. Колокольня выстроена в три яруса, убывающие внизу вверх.
Декор церкви, по большей части, классический, но некоторые его элементы все же тяготеют к эпохе барокко. С севера и юга входы в храм оформлены портиками с четырьмя колоннами, которые увенчаны фронтонами. Пилярстры, оформляющие здание, уплощены. Фасады Воскресенского храма покрыты цементной штукатуркой. А наличники больших прямоугольных окон декорированы нишами и выступающими карнизами – сандриками. Все выполнено очень лаконично и строго.

Сегодня Воскресенский храм – единственное в Сергиевом Посаде церковное здание, построенное по канонам классицизма в начале XIX века. Это признанный архитектурный памятник и объект культурного наследия регионального значения.

Воскресенская церковь – действующая. Ее престолы освящены в честь Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего), а также апостолов Петра и Павла. На территории возле храма в 1995 году была установлена часовня в память о погибших воинах. Богослужения здесь проходят ежедневно.

При храме действует гостиница , детский учебный центр «Пересвет» и воскресная школа.

Расписание богослужений: ежедневно совершаются Вечернее богослужение – 17:00 ч., Литургия – 8:30 ч. Таинство соборования – совершается ежедневно в 12:00, кроме воскресных и праздничных дней.

Информация о богослужении еженедельно обновляется на официальном сайте Воскресенского подворья Лавры.

И.о. настоятеля – иеромонах Гурий (Гусев).

Адрес подворья: 141310 Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, д. 17. Тел. +7 (496) 547-36-45.

Церковь Петра и Павла в Сергиевом Посаде

Сергиев Посад гордится своим культурным наследием — храмом Петра и Павла, единственным уцелевшим в этом районе зданием, архитектура которого относится к эпохе классицизма. Церковь Петра и Павла в Сергиевом Посаде — известный собор, в народе называемый Воскресенской святыней, церковью Воскресения Словущего, привлекающий паломников как своей архитектурой, так и служением избавления от бесов.

Читайте также:
Христо-Рождественский собор в Липецке: адрес и описание, история, мощи и святыни

Петропавловская церковь является подворьем Свято-Троицкой Сергиевской Лавры, располагается по левую сторону от нее.

Как совершает отчитку отец Герман в Сергиевом Посаде — отзывы верующих

Церковный чин по изгнанию нечистой силы из одержимых совершается недалеко от Москвы на территории мужского монастыря Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Архимандрит Герман (Чесноков) осуществляет массовую отчитку по древнейшим канонам.

Верующие, присутствовавшие на службе, рассказывают о сильнейшем впечатлении от обряда. Ощущение причастности к божественному возникает при входе в надвратный храм и усиливается во время речи священнослужителя.

Предваряет отчитку проповедь отца Германа, направляющая верующих и проникающая глубоко в душу. Затем следует необычно длинная особая молитва, сопровождающаяся неестественным бормотанием и завыванием одержимых.

Обычные люди со страхом наблюдают, как проявляется нечистый дух в бесноватых. Окропление святой водой вызывает отвратительные конвульсии у одержимых, из уст их вырываются звериные звуки, люди принимают ужасные обличья.

После трех раз посещения отчитки верующие отмечают заметные изменения в повседневной жизни. Кому-то обряд помог в личной жизни, у кого-то близкие излечились от пагубных привычек, стали добрее и спокойнее.

Из следующей статьи Вы узнаете о жизни и творчестве иеромонаха Фотия.

Время разрухи и восстановления

Отреставрированный храм в начале 20 века украсила новая колокольня, которую в период ярой борьбы с религией в 1939 году вопреки воле горожан взорвали.

В 1920 году революционные власти закрыли Троицкий собор в Сергиевом Посаде, поэтому Святейшим Патриархом Тихоном, прибывшим для празднования дня чествования преподобного Сергия, была проведена Всенощная и Литургия в Петропавловской церкви. Епископы Никон и Василий принимали участие в священнической и диаконской хиротонии монахов Гефсиманского скита.

19 сентября 1928 года храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде стал местом отпевания старца Алексия, который при жизни был известен, как затворник Зосимовой пустыни. Попрощаться со старцем, совершим духовный подвиг, пришли не только священники, но и множество мирян. При отпевании в центральной Воскресенской церкви храма среди отпевавших было несколько архиереев, архимандритов, священники Москвы.


Интерьер Петропавловской церкви в Сергиевом Посаде

В 1930 году храм закрыли, многих священников репрессировали, кирпичную кладку разбирали на кирпичи, многие детали продавали на рынке строительных материалов.

В 1935 году храм был захвачен обновленцами, последний священники отец Димитрий проводил служения на Кокуевском кладбище, живя в Загорске. После ареста в 1937 году все сведения о нем были утеряны, и только через 60 лет нашлись документы о расстреле священника в конце того же года.

В период потепления власти вернули Петропавловскую церковь, вернее то, что от нее осталось, прихожанам в ужасном виде, все купола и кресты были сняты, церковная утварь украдена. К великому сожалению, иконостас исчез бесследно.

Биография отца Германа Чеснокова

Архимандрит Герман, в миру Александр, (Чесноков) родился 30 августа 1941 года. Вся жизнь его посвящена безграничному служению Богу и деятельности по борьбе с нечистыми духами. Он стремится приобщить к вере и очистить души православных от бесовского влияния.

Биография Александра Чеснокова включает и службу в армии, и поступление в Московский автодорожный институт, и постепенное единение с Богом. По окончании духовной академии, отец Герман становится послушником Лавры, а затем и монахом Троице-Сергиева монастыря.

История постройки храма

1608 год в истории Троице-Сергиевой Лавры описан, как время длительной осады и жестоких боев русских с польско-литовской армией. Земля в Конюшенной слободе, на месте которой ныне находится собор Петра и Павла, после боев оказалась окрашенной в красный цвет от крови, пролитой на ней. В память о стойкости христианской веры и любви к отечеству в 1654 году была построена церковь Воскрешения Господнего.


Церковь Петра и Павла в Сергиевом Посаде

Читайте также:
Патриарх Сербский Павел: биография святого, цитаты, труды и книги

Строительство осуществлялось при материальной поддержке царя Алексея Михайловича по духовному благословению патриарха Никона. За 2 столетия деревянная постройка пришла в упадок, поэтому в 1818 году на ее месте вырос в Сергиевом Посаде собор Петра и Павла, эта дата является официальной датой появления этой церкви.

В 1900 году появилась крытая западная паперть, храмовый фасад укрывала цементная штукатурка. Архитекторы старались максимально сохранить схему первоначальной церкви, возведя новую постройку в стиле классицизма, что коренным образом отличало ее от строений монастыря. С юга и севера храма были достроены приделы.

Расписание отчиток в Сергиевом Посаде

Побывать на отчитке архимандрита Германа можно, посетив Свято-Троицкий монастырь Сергиева Посада. Чин отчитывания бесноватых не проводится на двунадесятые праздники, важнейшие праздники православия.

Местом проведения обряда каждую пятницу, субботу и воскресение служит храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Чин изгнания нечистых духов начинается в 12:00.

Часы приема можно уточнять по телефону.

Петра и Павла, или Воскресенская?

Пройдите немного к северу от ворот Лавры, и окажетесь у храма, который обычно зовут храмом Петра и Павла. С этими именами он вошёл в путеводители, прописался на картах, и даже сами сергиевопосадцы сейчас вряд ли назовут его по-другому. «Историческое название церкви Воскресения Христова незаслуженно забыто», — говорит новый настоятель, иеромонах Гурий (Гусев), сменивший на этом посту 79-летнего архимандрита Германа (Чеснокова).

Известность его предшественника выходит за пределы церковных кругов. Кто не слышал, что на 1-й Ударной проводят отчитки — изгоняют бесов из одержимых? Сергиев Посад не единственное место, куда едут за избавлением: известны леденящие кадры, где под силой взгляда и слова священника люди впадают в транс, плюются, заламывают руки, говорят не своим голосом и ругаются по-чёрному. Было, не было, что скрывать: так или иначе эти образы влияли на репутацию храма как «специального», куда местные не всегда решались заглянуть.

После того как о. Герман ушёл на покой в чине почётного настоятеля, отчитки прекратились, поток страждущих иссяк. Преемник переориентирует храм на обычных местных прихожан, и сменой названия дело не ограничится.

Иеромонах Гурий, выходец из армейской семьи, взялся за работу в нескольких направлениях — от документооборота до табличек на дверях в служебных помещениях. Создал юридическое лицо, теперь это Воскресенское подворье Лавры. Повесил на ограде уличные колонки, транслирующие богослужения. Вынес продажу сувениров в отдельную лавку. И даже стены церкви окрасятся в другой цвет: сейчас они ярко-голубые, а станут тёплыми жёлто-охристыми.

В иных случаях сказали бы: ребрендинг. Да и сам новый настоятель — не самый типичный в нашем представлении священник. Уже приняв монашество, поступил на очное бюджетное отделение МПГУ (педагогического, тогда ещё имени Ленина), получил диплом учителя истории и там же закончил аспирантуру.

О. Гурий встречает нас у входа.

— Не будете против, если мы пофотографируем внутри?

— Да, конечно, фотографируйте. Вот несколько новых икон, которые мы поместили по просьбам прихожан — икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и икона Спиридона Тримифунтского. Нашим прихожанам хотелось молиться перед ними, они их почитают. Вместе собирали на них деньги, как и на эту, она появилась у нас недели три назад, — икона Луки Крымского.

— Как храм изменится внешне?

— Первым делом я убрал глухой забор у ворот. Вынес из храма торговлю, сделал для этого отдельную лавочку. Появилась изящная ограда, цветочные клумбы. На собраниях я прошу сотрудников быть предельно вежливыми. Человек же хочет чувствовать себя в радушной обстановке, он ждёт хорошего отношения к себе, чтобы на него не кричали из-за того, что он ходит по помытому полу. Мы должны вернуть храму изначальное предназначение, сделать его привлекательным не только для гостей, но и для тех, кто живёт рядом. В этом моя задача как настоятеля.

Читайте также:
Карповская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

— Кто ваши прихожане сегодня?

— Люди, которые к нам приходят, изменились. Стало больше молодых, жителей окрестных улиц. Бесноватые, хотя далеко не всегда среди них были те, которым нужна помощь, и просто странные товарищи теперь сюда не наезжают. Раньше их было большинство, а теперь начали приходить местные, их больше, они хотят иметь свой храм. Представьте: он стоит в центре города, это даёт ему, по сути, статус городского собора. Мы помним, что в городе какое-то время назад хотели строить новые храмы, но вот же, он уже есть, рядом!

— После внешних перемен станет ли другой атмосфера?

— Я всем здесь говорю: не надо делать мрачные лица, Церковь существует для радости. Мы должны дать человеку почувствовать, что вера — это утешение. Апостол Павел учил радоваться и непрестанно благодарить Бога за всё. Господь призывает нас, служителей, утешать людей, не пугать, не преподавать религиозную жизнь как тяжкое бремя. Подвиг человек возьмёт сам, и сделает это для того, чтобы стать лучше. Но, конечно же, при этом должно быть и благочиние — сдержанное, благочестивое отношение к месту и к себе.

— Где сейчас о. Герман, почему произошла эта перемена?

— Он почётный настоятель храма, имеет келью в Лавре, в своей родной обители. Он немало потрудился на этом посту, его любят и уважают прихожане. Благодаря труду, харизме, высочайшему авторитету о. Германа храм восстанавливался из руин, формировалась приходская жизнь, но в свои почти 80 лет он в полной мере не может нести эти заботы хотя бы по состоянию здоровья. Хозяйственная деятельность — это всё же большие хлопоты. Отчитки восполнены соборованием — раньше они держались на силе, харизме совершающего, а без о. Германа проводить их смысла нет.


Так выглядел храм в 1970-х

Храму на улице 1-й Ударной армии в этом году исполняется 200 лет, но молитвы на этом месте совершались ещё в XVII веке. Они проходили в деревянной церкви, построенной вскоре после снятия осады Лавры, в память о тех событиях. «Апостольское» название укоренилось позже, как объясняет о. Гурий, благодаря одному из приделов церкви, названному в честь Петра и Павла. Полное её название всё же другое — Церковь Воскресения Христова.

Владимир Крючев

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Иеромонах Гурий (Гусев), настоятель:

— Наш храм, по сути, — памятник народному подвигу. Деревянную церковь построили в XVII веке в память о защитниках осаждённой Лавры, которые самоотверженно прорывали осаду, а каменная появилась позже. У нас есть современная часовня в память о павших воинах. Она стоит с девяностых, но часто была закрыта. Теперь часовня работает постоянно, там можно помолиться перед отреставрированной иконой царя Николая II, помянуть погибших в современных конфликтах. Такие храмы должны быть в городе — доступные и близкие, но в то же время хранящие частички нашей истории, которые, как мостик, связывают нас с чем-то родным.

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Храм святых апостолов Петра и Павла – один из известнейших соборов Сергиева Посада, единственное уцелевшее здание эпохи классицизма. Находится в старой части города, в былые времена называемой Каличьей слободой. В народе храм имеет несколько названий: храм Воскресения Христова, Воскресенский, церковь Воскресения Словущего.

  1. История
  2. Расписание богослужения
  3. Как добраться до храма святых апостолов Петра и Павла
  4. Контактные данные
  5. Фотографии

История

Строительство храма неразрывно связано с древним преданием. Когда-то в этих местах находился монастырь. В 1608-1610 годах он был осажден польско-литовским войском, христиане оказались без пропитания и дров. Осада продолжалась долгие 16 месяцев. Некоторым монахам удавалось пробраться в ближайший лес, чтобы раздобыть топливо. Многие из них погибали. У стен монастыря шли кровопролитные бои, унесшие жизни множества крестьян. Об этом месте говорили, что оно «окроплено христианскою кровию яко дождевыми каплями».

Читайте также:
Покровский храм в Саратове: история и описание церкви, адрес, святыни и праздники, как доехать

В 1654 году в честь безвинно павших христиан на этом месте решили построить храм Воскресения Христова. Разрешение на строительство было подписано государем того времени Алексеем Михайловичем, благословение дал патриарх Никон. В 1775 году здание храма заменили на новое, так как оно сильно обветшало.

Кирпичное здание храма Петра и Павла, простоявшее до наших лет, выросло в конце 1810 года. Строительство однобашенной церкви с колокольней и трапезной было завершено в 1818 году. В 1820 году состоялась церемония освящения. Впоследствии территорию храма обнесли кирпичной оградой. В начале XX века храм изменил свой облик. Стены здания покрыли цементной штукатуркой, а с западной стороны пристроили крытую паперть.

Здание храма имеет четкую правильную форму. С трех сторон к нему пристроены низкие полукруглые апсиды. Фронтоны фасадов имеют треугольную форму. Полукруглый свод завершается круглым барабаном. Небольшая головка в форме луковички на изящной шейке завершает крышу храма. С боковой стороны к храму пристроена трапезная. Входы в нее сделаны в виде арочных пролетов. Три яруса колокольни имеют разный размер, убывая снизу вверх.

С приходом советской власти был наложен запрет на богослужения, и они проводились крайне редко. В 1930 году церковь полностью закрыли. Храм остался бесхозным и стоял в запустении. Отсутствие пригляда и ухода за зданием неблагоприятно сказалось на его состоянии, и оно начало постепенно разрушаться. Кирпичную ограду разобрали для обустройства рынка, находящегося неподалеку. В 50-х годах была разрушена колокольня, целым остался только нижний ярус.

Уже в 50-е гг 20 века произошло возвращение храма Петра и Павла верующим. Церковь получила статус подворья Троицко-Сергиевской Лавры и началась его реставрация, продолжающаяся по сей день. Церковь восстанавливали по сохранившимся чертежам и фотографиям, сделанным в начале XX века. К сожалению, внутреннее убранство храма очень сильно пострадало в советские годы. Иконостас не удалось сохранить. Многим ценителям старины не нравится, что взамен утраченных деревянных, в соборе установили пластиковые окна и двери.

Расписание богослужения

  • Службы и исповедь в храме совершаются каждый день в 7.40 и в 17.00.
  • Таинство соборования совершается в 12.00.
  • С четверга по субботу в полдень происходит чин изгнания злых духов, проводимый архимандритом Германом (во время двунадесятых праздников данная церемония не проводится).

Как добраться до храма святых апостолов Петра и Павла

Церковь находится в 500 метрах севернее Уточьей башни Троицко-Сергиевской Лавры. От ж/д станции до Лавры можно добраться, спустившись к проспекту Красной Армии. Дойдя до Троицко-Сергиевской Лавры, поворачиваем налево в Аптекарский переулок. Он выведет к улице 1 ударной Армии. Когда Лавра закончится, до храма останется полкилометра.

Церковь Петра и Павла в Сергиевом Посаде

Сергиев Посад гордится своим культурным наследием — храмом Петра и Павла, единственным уцелевшим в этом районе зданием, архитектура которого относится к эпохе классицизма. Церковь Петра и Павла в Сергиевом Посаде — известный собор, в народе называемый Воскресенской святыней, церковью Воскресения Словущего, привлекающий паломников как своей архитектурой, так и служением избавления от бесов.

Петропавловская церковь является подворьем Свято-Троицкой Сергиевской Лавры, располагается по левую сторону от нее.

История постройки храма

1608 год в истории Троице-Сергиевой Лавры описан, как время длительной осады и жестоких боев русских с польско-литовской армией. Земля в Конюшенной слободе, на месте которой ныне находится собор Петра и Павла, после боев оказалась окрашенной в красный цвет от крови, пролитой на ней. В память о стойкости христианской веры и любви к отечеству в 1654 году была построена церковь Воскрешения Господнего.

Читайте также:
Горловская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждения

Строительство осуществлялось при материальной поддержке царя Алексея Михайловича по духовному благословению патриарха Никона. За 2 столетия деревянная постройка пришла в упадок, поэтому в 1818 году на ее месте вырос в Сергиевом Посаде собор Петра и Павла, эта дата является официальной датой появления этой церкви.

В 1900 году появилась крытая западная паперть, храмовый фасад укрывала цементная штукатурка. Архитекторы старались максимально сохранить схему первоначальной церкви, возведя новую постройку в стиле классицизма, что коренным образом отличало ее от строений монастыря. С юга и севера храма были достроены приделы.

Время разрухи и восстановления

Отреставрированный храм в начале 20 века украсила новая колокольня, которую в период ярой борьбы с религией в 1939 году вопреки воле горожан взорвали.

В 1920 году революционные власти закрыли Троицкий собор в Сергиевом Посаде, поэтому Святейшим Патриархом Тихоном, прибывшим для празднования дня чествования преподобного Сергия, была проведена Всенощная и Литургия в Петропавловской церкви. Епископы Никон и Василий принимали участие в священнической и диаконской хиротонии монахов Гефсиманского скита.

19 сентября 1928 года храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде стал местом отпевания старца Алексия, который при жизни был известен, как затворник Зосимовой пустыни. Попрощаться со старцем, совершим духовный подвиг, пришли не только священники, но и множество мирян. При отпевании в центральной Воскресенской церкви храма среди отпевавших было несколько архиереев, архимандритов, священники Москвы.

В 1930 году храм закрыли, многих священников репрессировали, кирпичную кладку разбирали на кирпичи, многие детали продавали на рынке строительных материалов.

В 1935 году храм был захвачен обновленцами, последний священники отец Димитрий проводил служения на Кокуевском кладбище, живя в Загорске. После ареста в 1937 году все сведения о нем были утеряны, и только через 60 лет нашлись документы о расстреле священника в конце того же года.

В период потепления власти вернули Петропавловскую церковь, вернее то, что от нее осталось, прихожанам в ужасном виде, все купола и кресты были сняты, церковная утварь украдена. К великому сожалению, иконостас исчез бесследно.

Современное состояние

Петропавловская святыня постепенно возрождается, ныне архитектура храма представлена зданием четкой правильной формы с низкими полукруглыми апсидами по трем сторонам. Главный купол с крестом выполнен в виде луковицы или свечи, как символ духовной битвы и света, даруемого с Неба.

Арочные пролеты, голубой цвет с белоснежной отделкой, придают строению особую воздушность и легкость. Трехъярусная колокольня органично завершает храмовый комплекс в дополнении с трапезной, пристроенной сбоку центральной церкви. В церковном декоре преобладают нотки классицизма, но в некоторых элементах прослеживается барокко.

Северный и южный вход оформляют портики, их украшением служат фронтоны. Ниши и выступающие карнизы оформлены с помощью сандриков. Внутреннее убранство восхищает красотой иконостасов и рисунков на стенах.

Престольный праздник

Ежегодно 12 июля тысячи горожан и гостей собираются на торжественную Литургию в честь памяти Святых апостолов Петра и Павла.

Для паломников и гостей города

Церковь Петра и Павла Сергиева Посада, адрес которой — улица Первой Ударной Армии, д. 17-А, открыта ежедневно для посещения прихожан.

В 7.40 утра начинается утреня, 17.00- вечернее богослужение.

12.00 — с понедельника по среду проводится соборование, а с четверга по субботу (исключение только для праздников) архимандритом Германом совершается чин изгнания бесов, освобождение бесноватых.

Со всех уголков России приезжают люди, находя освобождение для себя и родных после богослужения отца Германа.

Ежедневное расписание Богослужений Храма Петра и Павла в Сергиевом посаде подано на сайте храма.

Читайте также:
Казанский храм в Ростове-на-Дону: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде – описание, расписание богослужений

К северу от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры расположен удивительный по своему архитектурному решению храм Петра и Павла. Сергиев Посад стал местом, куда стекаются тысячи верующих людей. Здесь они ищут умиротворения и ответы на извечные вопросы.

Расписание богослужений

Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде открыт для верующих каждый день. Службы здесь проводятся без выходных. Литургия начинается в 7:40, а вечерняя служба в 17:00. Ежедневно в 12:00 проводится таинство соборования.

Особенностью храма Петра и Павла в Сергиевом Посаде является то, что еженедельно в пятницу, субботу и воскресенье, исключая великие праздники архимандритом Германом совершается чин изгнания злых духов. Одержимых бесами привозят сюда во всех концов страны. Запись на это мероприятие производится заранее.

Адрес храма

В обитель святых может заглянуть любой человека с любого конца мира. Храм открыт для всех и расположен по адресу: г. Сергиев Посад, улица 1 Ударной Армии.

Историческая справка

В 1608 году объединенная польско-литовская армия напала на Троицево-Сергиевую лавру. Осада длилась долго, но стены монастыря выдержали натиск врагов. На месте нынешнего храма Петра и Павла находилась Конюшенная слобода, на месте которой неоднократно происходили ожесточенные бои. По словам летописцев «земля в этом месте орошена кровью, как каплями дождя». В память о мужестве защитников крепости была освящена небольшая Вознесенская церковь, построенная из дерева.

К 1820 году строение обветшало, его снесли и возвели кирпичный храм Петра и Павла (Сергиев Посад). Его построили в стиле классицизма, что разительно отличало новый храм от других монастырских построек. При этом была сохранена схема и план первоначального храма. Появились лишь новые приделы с южной и северной сторон.

В строительстве обновленного храма Петра и Павла в Сергиевом Посаде принимал активное участие крестьянин из Кокуева Г.А. Лобов, о чем есть записи в церковных архивах.

К концу XIX века приход насчитывал 185 дворов. В первые годы XX века храм был отреставрирован, рядом с ним была возведена колокольня. Но грянувшая революция изменила судьбу церкви кардинально. В 1939 году, несмотря на увещевания прихожан, которых по официальным данным было 592 человека, ее закрыли, а спустя несколько лет взорвали колокольню. Часть построек была разобрана и пущена на нужды города, в том числе и на строительство рынка.

Еще об этом уникальном месте известно, что в 1920 году неподалеку жил иеромонах Алексий, после закрытия Зосимовской пустыни. Именно этому святому человеку было доверено тянуть жребий, предрешивший судьбу Митрополита Тихона.

Лишь в 1990 году изрядно обветшавший храм без куполов, крестов и церковной утвари был возвращен церкви. Сейчас он восстановлен и в нем вновь проводятся богослужения, возносятся молитвы и звучат песнопения.

Культурное наследие

Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде – единственный в городе архитектурный памятник, который относится к эпохе классицизма, возведенный в XIX веке. К сожалению, после реставрации были установлены пластиковые двери, не вписывающиеся в исторический облик.

Изначально у храма была важная градообразующая роль, ведь для большинства жителей слободы это был домовой храм, где проводились все важнейшие церковные таинства.

Сегодня храм Петра и Павла снова является центром притяжения верующих. Он открыт для прихожан каждый день.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: