Храм преподобного Серафима Саровского в Курске: адрес и телефон, история, отец Георгий и другие настоятели

Топ-10: уникальные храмы города Курска

В Курске более 40 православных храмов и часовен. Каждый из них – со своей историей и архитектурой, двух одинаковых точно не найти. Но даже один факт может сделать каждый из них по-настоящему уникальным. Будь то имена погибших солдат вместо фресок на стенах или детская площадка во внутреннем дворике. А еще из подборки Sekunda.media вы узнаете, в какой церкви раньше была баня, и где служит самый медийный настоятель.

1. Знаменский собор

Этот храм является визитной карточкой города. Едва ли можно назвать святыню, встречающуюся на открытках, магнитах и прочей памятной полиграфии чаще. Сюда ежегодно привозят для поклонения главную святыню региона – Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение». С 1957 года она находится в США, а у нас «гостит» только во время традиционного крестного хода. Знаменскому собору около 200 лет, он является памятником архитектуры федерального значения.

2. Сергиево-Казанский собор

Еще один архитектурный памятник федерального значения в Курске – Сергиево-Казанский собор. Именно здесь в конце XVIII века люди впервые увидели чудо, каких немало потом будет в жизни преподобного Серафима Саровского. Тогда он еще был еще 7-летним мальчиком Прохором Мошниным. Вместе с матерью, следящей за строительством храма, он поднялся на самый верх колокольни и упал оттуда. И выжил, не получив даже серьезных травм. Сейчас на этом месте – памятник с изображением преподобного.

3. Вознесенский храм

Храм, расположенный в районе улицы Запольной – единственный в Курске, который фактически не закрывался с момента освящения (конец XIX века) и до настоящего времени. Ведь все мы знаем, какая участь постигла церковные здания после революции: одни помещения использовали не по назначению, а прочие и вовсе разрушали. В 1940 году, узнав, что Вознесенский храм хотят закрыть, местное население с вилами в руках окружило его, не дав это сделать.

4. Храм Ахтырской иконы Божией Матери

Другим церковным зданиям повезло меньше. В советское время во многих из них размещались склады и конюшни, в других располагались школы и дома культуры. А в храме, что находится в Ахтырском переулке Курска, соорудили … баню. В подвальном помещении церкви, предположительно, 1760 года строения, были оборудованы парилка и бассейн. Вода сливалась под полы – не удивительно, что в результате сырости образовался грибок на стенах. Поэтому, когда в 1997 году здание передали Курской епархии, вид его был удручающим. Сейчас реставрационные работы в нем продолжаются.

5. Воскресенско-Ильинский храм

Примерно такого же возраста (около 250 лет) – церковь, расположенная в самом центре города. Советские годы лишили ее части помещений за счет строительства Дома книги, из-за внушительных габаритов которого храм с улицы Ленина практически не видно. Но вот в 1995 году рядом построили здание банка со стеклянными фасадами, в которых теперь, как в зеркале, отражается храм-красавец. Отчего его хорошо видно со всех сторон. Эта «картинка в картинке» уже успела стать визитной карточкой не только кредитной организации, но и города.

6. Всехсвятский храм,

Храм святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

В самом начале улицы Энгельса располагается церковь, построенная в 1819 году в честь Всех Святых. Несмотря на почтенный возраст, церковь, можно сказать, идет в ногу со временем. Ведь на ее территории расположена детская площадка. Похожую можно увидеть и во внутреннем дворе относительно нового храма в Северо-западном микрорайоне Курска. И это гениально! Пока взрослые приобщаются к Богу, утомленные долгими службами дети могут покачаться на качелях и покататься с горки.

7. Храм святых Царственных Страстотерпцев

А бывает так, что храм делает уникальным не его архитектура и интересная история, а человек, который в нем служит. Храм святых Царственных Страстотерпцев достаточно молодой, как и его настоятель Олег Чебанов. Многодетный отец, обладатель многочисленных званий и наград и просто любимец курских журналистов, отец Олег всегда доступно, а иногда и с юмором, рассказывает о тонкостях жизни православного человека. Пример тому – детская телепрограмма «Купелька», которую он ведет на телеканале «Союз». О том, что протоиерей Чебанов – личность медийная, говорят и его многочисленные интервью и выступления в СМИ.

Читайте также:
Иоанн Крестьянкин: биография старца, книги и советы, труды и письма

8. Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Кстати, в начале своего пути служения богу отец Олег работал клириком храма при Курском государственном университете. По сути это была специально оборудованная комната в главном корпусе. Со временем КГУ обзавелся собственным храмом, который был назван в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла. В Курске вы не найдете другой вуз с собственной церковью во внутреннем дворе. Эскиз храма принадлежит руке известного скульптора Вячеслава Клыкова, который, к сожалению, не дожил до освещения строения в 2008 году.

9. Храм великомученика Георгия Победоносца

В том же году архиепископ Герман осветил еще один храм, ставший частью мемориального комплекса «Курская дуга». Поэтому не случайно на стенах церкви высечены имена 7000 воинов, павших в Курской битве. Приход получил имя святого великомученика Георгия Победоносца. Несмотря на военно-патриотическое оформление храма, службы, венчания, крестины и другие православные церемонии здесь проходят, как и везде, согласно традициям.

10. Часовня в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»

И завершает наш список уникальных храмов Курска вовсе и не храм, а часовня. Но, несмотря на свои малые размеры и достаточно молодой возраст (ей всего семнадцатый год), она не менее почитаемая курянами, чем выше названные соборы. Вот уж куда, действительно, не зарастет народная тропа. Потому что икона, в честь которой построена часовня, помогает людям избавиться от алкоголизма и наркомании. Поговаривают, что регулярные визиты в часовню уже многим помогли избавиться от пагубной привычки.

  • Биография
  • Служение
  • Послания
  • Указы
  • История
  • Святые
  • Святыни
  • Отделы
  • Меропр-тия
  • Издания
  • Епархиальные ведомости
  • Курская быль
  • Епархии
  • Благочиний
  • Отделов
  • Храмы
  • Монастыри
  • Кафедрал. собор
  • Паломникам
  • Семинария
  • Гимназия
  • Церковно-певческие курсы
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Статьи

  • Навигация
  • Главная
  • /
  • Новости епархии
  • /
  • 2017
  • /
  • Курск – родина преподобного Серафима Саровского

Календарь

Курск – родина преподобного Серафима Саровского

  • Среда, 02 августа 2017
  • Автор Пресс-служба
  • Печать

1 августа (по н.ст.) 1754 г. – родился Прохор Мошнин, будущий благодатный старец Серафим. Курск был родиной преподобного Серафима.

В этом древнем городе святой прожил чуть менее четверти своей жизни. Здесь в глубоко верующей семье формировалось духовное мировоззрение преподобного Серафима. Родительский дом находился неподалеку от Курского Троицкого девичьего монастыря, и, несомненно, благочестивые родители посещали вместе с юным Прохором святую обитель. Образ строгой и благочестивой жизни монахинь не мог не оставить свой след в душе будущего инока Серафима, который уже с ранних лет горел любовью к Богу и тянулся к духовной жизни. Возможно, что и неусыпное попечение преподобного Серафима о женской Дивеевской общине, из которой возник нынешний Серафимо-Дивеевский монастырь, также носящий имя Пресвятой Троицы, отчасти связано с запечатленным в его памяти образом молитвенного и трудового подвига монахинь Курской девичьей обители.

Знание того, что любые испытания приходят к нам от Бога, неустанный подвиг и необъяснимая, всеобъемлющая любовь к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чье имя просияло на всю страну. Сегодня к мощам святого по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного получают помощь от Бога.

Имя преподобного Серафима Саровского неразрывно связно с историей Курского девичьего монастыря. В этот день в монастыре Престольный праздник. Северный придел Троицкого храма посвящен преподобному Серафиму Саровскому. И еще в обители хранится икона святого с частицей его святых мощей.
В Троицком храме монастыря сохранился пол, по которому ходил Прохор Мошнин, будущий святой преподобный Серафим Саровский. Именно этот храм посещала благочестивая семья Мошниных в середине VXIII века.

Читайте также:
Ростовская епархия: духовенство и приходы, храмы и монастыри, священники

1 августа в монастыре была отслужена Божественная литургия, за которой все сестры причастились Святых Христовых Таин. Накануне было совершено всенощное бдение. На Утрени был пропет акафист преподобному Серафиму.

Преподобный отче, наш Серафиме, моли Бога о нас!

Лоргус Андрей. Книги онлайн

Андрей Вадимович Лоргус (25 марта 1956, посёлок Палатка, Тенькинский район, Магаданская область) — русский православный священник, писатель, психолог, ректор, преподаватель и общественный деятель.

Прадед — протоиерей Димитрий Богоявленский, настоятель Троицкой церкви посёлка Купавна в Московской губернии. Дмитрий Богоявленский был расстрелян 21 ноября 1937 года в Бутовском полигоне.

Андрей Вадимович окончил факультет психологии МГУ в 1982 году. В 1992 году он закончил Московскую духовную семинарию. В 1993 году рукоположен в сан священника и назначен служить в храм пророка Илии Обыденного. Также был назначен настоятелем строящегося храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове[1]. Является основателем домового храма Святого мученика Трифона при Психоневрологическом интернате № 30 и храма Живоначальной Троицы в Чертанове.

В настоящее время служит в храме Святителя Николая на Трех Горах.

В 2009 году организовал первый в России Институт христианской психологии (ИХП). Андрей Вадимович является ректором данного института.

Неоднократно выступал на телевидении. За свою работу Андрей Вадимович был удостоен наград и различных званий. Также Андрей Лоргус автор нескольких книг о христианстве, ряда публикаций на тему отношения человека и религии.

Женат, есть несколько детей и внуков.

Книги (8)

Соавтор: Максим Первозванский, Владимир Лучанинов

Книга «Благословенный труд. Карьера, успешность и вера» — явление уникальное.

Едва ли среди нас найдется человек, не стремившийся найти свое призвание и никогда не мечтавший об успешности. Часто совесть смущает нас выбором между корыстным и бескорыстным. Мы теряемся, не знаем, как поступить, и не понимаем, где корни неуверенности и страха, мешающих нам преодолевать препятствия на пути к заветным целям. В увлекательной и динамичной книге вырисовывается этическая, психологическая и богословская концепция карьеры.

Уникальность книги заключается в том, что она способна вдохновить читателя на созидание, на труд, на стремление к осмысленности собственной жизни и целостности личности.

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».

Эта строчка из Апостольского послания стала эпиграфом к книге, написанной Андреем Лоргусом — православным священником, практикующим психологом, ректором Института христианской психологии — и его коллегой Ольгой Красниковой. Но делает ли человека сколько-нибудь возвышеннее любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине? Да, она может быть одухотворена и возвышена.

Авторы рассказывают нам о том, в чём заключаются тайны внутренних «врагов» любви, в чём их слабые места; можно ли научить своё сердце любить?

Автор Книги о счастье Андрей Лоргус — православный священник и одновременно — практикующий психолог, ректор Института христианской психологии. Уже только поэтому интересно прочитать то, что он пишет. В этой книге отец Андрей взялся за рискованную тему, в которой каждый может считать себя специалистом. Однако счастливы далеко не все. В чем же проблема?

В книге автор не предлагает «рецептов счастья». Вместе с читателем он ставит вопросы, размышляет, делится своим опытом, ищет дорогу к счастью, помогает разгрести завалы мифологии, стереотипов и ложных представлений на этом пути. Вне Церкви, вне Пасхальной радости отец Андрей не мыслит счастья. Однако он адресует книгу не только христианам, но и всем, кто задумывается о фундаментальных жизненных вопросах.

Читайте также:
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Книга адресована как мужчинам, так и женщинам, чтобы помочь им примириться с собственным детством, лучше понимать своих мужей и жен, научиться уважать друг друга и найти прочную основу для воспитания сыновей.

В нашей культуре ощущается сдвиг, деформация мужской линии всех поколений. Без преувеличения можно сказать, что практически каждая российская семья ощущает в одном или более поколениях дефицит мужского присутствия. И это не может не влиять на развитие мужской личности и отношение к мужчинам. Мужественность сегодня побеждена идеей успешности. Образование — для «ботаников», вера — для женщин. А для мужчины главное — успех, измеряемый в деньгах. Такая ценностная установка наносит очень тяжелый духовный удар по мужественности.

«Зависимость от любви», «как отличить любовь от зависимости», «любовная зависимость» — эти вопросы помогут решить лекции Лоргуса и Красникова.

Не всё, что люди называют любовью, — есть Любовь в подлинном христианском смысле этого слова. Как отличить Любовь от ее имитации, почему люди склонны и даже рады обманывать себя, как не попасться на удочку зависимости, но и не остаться равнодушным к страдающему ближнему — об этом ведут речь о. Андрей и психолог Ольга Красникова.

Это вторая книга священника Андрея Лоргуса и психолога Ольги Красниковой по семейной психологии.

Она — о тех отношениях, которые могут перерасти в супружество, о приготовлении к совместной жизни и о том, какие искажённые стереотипы мужественности и женственности мешают полноценным отношениям любви.

Эта книга — подведение итогов двенадцатилетней совместной работы авторов, результат огромного числа прочитанных лекций и проведённых семинаров по христианской семейной психологии, а также плод большого опыта консультирования людей с семейными проблемами.

Православная антропология как богословская дисциплина уже несколько лет преподается в Российском Православном Университете святого апостола Иоанна Богослова. Она является, на взгляд автора, необходимейшей дисциплиной в подготовке священников, преподавателей, богословов.

Сложная духовно-социальная обстановка в русском обществе и Русской Церкви, а также острая дискуссия между православием и другими конфессиями, между Церковью и сектами, шаманством и «целителями» заставляют нас безотлагательно вводить православно-антропологический опыт в духовные школы, в практику Церкви и социальное служение Ее чад.

Курс «Чувства и страсти». Лекция «Страсти»
Любовь и зависимость, лекция вторая
О любви
Православная антропология

Протоиерей Андрей Лоргус

Советские годы были крайне тяжелы для Православной Церкви. Сначала уничтожались храмы, священников убивали. Однако это не смогло убить веры людей. Позже оковы ослабли. Открылись духовные семинарии, академии и училища. Люди потянулись к Богу. Тогда и получили образование многие современные священники.

Одним из них стал Андрей Лоргус. Он являлся не только священником, но православным психологом.

Биография

В марте 1956 года в селе Палатка, что в Магаданской области, на свет появился будущий священник. Мальчику при рождении было дано имя Андрей. Его родители являлись праведными христианами. Интересно то, что Андрей Владимирович Лоргус происходил из семьи священнослужителей.

Его прадед служил в местной церкви еще до революции. Во времена сталинских репрессий он был убит. Его расстреляли в 1937 году. Мало что известно о детстве самого Андрея. Он, как и все дети учился в школе. Однако отличался тем, что с раннего возраста имел искреннюю любовь к Господу. Именно этому его учили родители.

Несмотря на все преграды и прошлое семьи, Андрей смог поступить в Московский государственный университет и, конечно, успешно его закончить в 1982 году. Андрей Лоргус начинает работу по своему направлению, но не забывает о Боге. Он поступает в духовную семинарию, а потом и заканчивает ее в 1992 году. Так начался его духовный путь.

Духовный путь

Прошел год, и Андрей Лоргус был положен в высокий сан священника. Он стал протоиереем. Его местом работы стал храм Ильи Обыденного. Однако там батюшка проработал недолго. Вскоре был переведен в храм Державной Иконы Божьей Матери в качестве настоятеля.

Читайте также:
Афонское подворье в Москве: адрес и как добраться, храмы

Отец Андрей продолжал свое служение и в других храмах. По актуальным данным он сменил еще три церкви. На данный момент священник работает в Храме Святителя Николая на Трёх Горах, что находится в Москве. Он популярен у прихожан. Лоргус успешно совмещал два своих образования. Для своей паствы он стал настоящим духовником, который всегда выслушает, поможет и поддержит.

Институт православной психологии

Новым и благим делом стало то, что Андрей Лоргус основал в 2009 году институт православной психологии. Это было первое в России учебное заведение подобного типа. В этом месте любой желающий мог получить дополнительное образование, причем, не всегда духовное. Сам же священник имеет там пост ректора, он регулярно читает лекции о христианстве и связи его с обычной жизнью человека.

Интересно! Протоиерей за свою службу получил несколько почетных наград. Сам Андрей Владимирович не раз выступал на телевидении. Кроме того священник занимается онлайн консультированием. Он говорит, что это не просто его работа, но и служба.

Книги и публикации

Главной своей целью отец Андрей сделал просвещение. В своем творчестве он говорит об основных канонах Церкви, а также о толковании Библии. Лоргус прекрасно объясняет все нюансы этой сферы, как со стороны священника, так и со стороны психолога. Эти книги привлекли внимание общественности.

Чаще всего творения отца Андрея издавалось в профильных газетных изданиях и альманахах. Интересно и то, что многие книги и публикации Лоргуса переводились и на другие языки, например английский, немецкий и французский.

Говоря об этом, стоит сказать о наиболее известных произведениях отца Андрея Лоргуса:

  • Книга об отцовстве;
  • Книга о счастье;
  • Влюбленность, любовь, зависимость. Как построить семейное счастье?
  • Благословенный труд. Карьера, успешность и вера;
  • Адам и Ева — совершенство человечества;
  • Православная антропология. Курс лекций.

Сейчас Андрей Владимирович женат, имеет несколько детей. 25 мая в 2018 году святой отец был выведен из клира храма на пенсию. Он может все так же участвовать в богослужениях, но по согласованию с настоятелем.

Андрея Владимировича Лоргуса можно считать современным священником. Он не просто придерживается канонов Православной церкви, но за счет своего первого образования превращает ее в настоящее место, где люди не боятся раскрывать свои грехи. Святой отец находит подход к каждому и на собственном примере показывает, как нужно служить Господу не забывая о мирской жизни.

Андрей Лоргус — не только священник, но и психолог

Современная Русская Православная Церковь начала формироваться в поздние советские годы. Если до этого государство неприязненно относилось к церкви, то уже с середины 80-х годов прошлого века все желающие могли поступить в духовные семинарии для получения этой профессии.

Именно в то время получали свое образование большинство современных священников. Среди них был и Андрей Логрус, в будущем ставший основателем Института Православной Психологии и автором целого ряда книг по психологии.

О нем — наша статья.

О себе он говорит так:

«В 70-е годы я верил, что Бог есть любовь, и потому пошёл к Нему.
В 80-е годы я верил, что Церковь есть Его мир на Земле, и потому остался в Ней.
В 90-е годы я верил, что служение Церкви и людям, всё изменит, и потому служил, как мог.
В 00-е годы я посвятил себя профессии, чтобы «умножить талант», а не зарыть его.
В 10-е годы я вернулся к себе и оказался с Богом и с Церковью, и теперь могу с Ними жить.»

Андрей Лоргус родился в верующей семье, получил психологическое, а затем и духовное образование

Андрей Вадимович Лоргус родился в марте 1956 года. Место рождения — небольшой поселок Палатка, что расположен в Тенькинском районе Магаданской области. Андрей Вадимович происходит из семьи дореволюционных священников, которые служили в местной церкви. Некоторые из его родных были репрессированы.

Читайте также:
Смольный собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Несмотря на репрессированного родственника, Лоргус поступает в Московский Государственный университет на факультет психологии и успешно оканчивает его в 1982 году. После окончания высшего образования активно практикует свое ремесло, а позже поступает в духовную семинарию. Духовное воспитание Андрей Вадимович заканчивает в 1992 году. С этого момента начинается его служение.

В 1993 году Андрей Лоргус стал священником

Спустя год после обучения в Московской духовной семинарии Лоргус был рукоположен и получил высокий сан священника РПЦ. После чего его направили служить в храм имени пророка Илии Обыденного. Но там Андрей проработал недолго и был назначен настоятелем на строящийся в Чертавицах храм Державной иконы Божией Матери.

Храм Илии Пророка в Обыденском переулке — первый храм, в котором служил Андрей Лоргус

Священник создал домовой храм имени Святого Мученика Трифона и храм Живоначальной Троицы. Служил в храме Святителя Николая

Если продолжить перечень организаций, к которым приложил свою руку Андрей Лоргус, то он будет таков:

  • Домовой храм имени Свт. Мученика Трифона. Это заведение открылось при Психоневрологическом интернате № 30. В нем оказывали духовную и благотворительную помощь всем страждущим и пациентам клиники;
  • Храм Живоначальной Троицы, расположенный в районе Чертаново;

Храм Живоначальной Троицы в Чертаново. Андрей Лоргус был основателем этого небольшого храма-часовни

  • Храм Святителя Николая, что расположен на Трех Горах. Здесь Андрей Вадимович Лоргус служил до пенсии. В сане протоиерея он вышел из клира в 2018 году и отправился на заслуженную пенсию. Однако, при этом сохранил дозволение проводить службы в храме.

Храм Святителя Николая на Трех Горах, город Москва. Он стал последней церковью, в которой служил Андрей Лоргус. Сейчас он изредка проводит здесь службы

В 2009 году Андрей Лоргус основал первый в стране Институт православной психологии

Еще одним, безусловно благим, деянием Лоргуса стало основание принципиально нового учебного заведения для получения дополнительного образования. В 2009 году он основал первый в Российской Федерации Институт православной Психологии. В нем любой желающий мог получить дополнительное, необязательно духовное, образование.

Допустим, студентам доступны курсы по психологии и многие учащиеся начали работать по полученной специальности. Сам Андрей Вадимович занимает в ИПП место ректора и регулярно читает лекции.

Семинар в Институте христианской психологии со священнослужителями Наро-Фоминского благочиния. Тема: «Синдром эмоционального выгорания». Ведущие — Андрей Лоргус и психолог Ольга Красникова Журнал Московской Патриархии. В нем публикуется основная часть статей современных священнослужителей, Андрея Лоргуса в том числе. Кроме того, в нем печатаются актуальные новости РПЦ

Книги и публикации Андрея Лоргуса обычно о христианстве, а иногда о психологии. Переводились на иностранные языки

Творчество Андрея Лоргуса связано с выбранной им стезей и направлено на просвещение мирских людей относительно таинств церкви и толковании Библии. Кроме того, часть произведений перекликается с первым образованием – психологией.

В основном публикации издавались в профильных газетных изданиях и альманахах. Например, такие издания как Журнал Московской Патриархии. Ряд произведений переводился на иностранный язык: английский, немецкий и т.д.

На видео протоиерей Андрей Лоргус говорит про личностное пространство в культе и культуре

Церковь – это не только лечебница

Беседа со священником Андреем Лоргусом

«Православный психолог» – модная сегодня профессия. Но специалистов, которые могут так себя называть, совсем не много. Известному священнику Андрею Лоргусу повезло: он обладает психологическим образованием, которое оказалось очень востребовано в его пастырской практике. О том, как преодолеть потребительское отношение к Церкви и разделить проблемы психологические и духовные, отец Андрей рассказал порталу Православие.ру.

Читайте также:
Свенский монастырь в Брянске: история и адрес монастыря, храмы и постройки
Священник Андрей Лоргус

– Многие приходят в храм, когда сталкиваются с какой-нибудь сложной жизненной ситуацией. Может ли и должна ли Церковь помочь?

– Это правда, из числа верующих в храм приходят не все: это определенный контингент, который имеет доверие к Церкви, доверие к священнику. Таких людей в лучшем случае 5–10 процентов в нашем обществе. Они приходят, и многие из них действительно рассчитывают на то, что Церковь и священник разрешат все их проблемы. И тут нужно действовать очень бережно, чтобы, с одной стороны, не обманывать, не питать их иллюзий, а с другой – не оттолкнуть.

Психологическая культура в целом у нас очень низкая, так как она не развивалась на протяжении многих десятилетий. Ведь общество, в котором главной культурой взаимоотношений была идеология, не умеет соотнести свои проблемы с возможностями друг друга: своих близких и тех людей, которые вокруг. Например, раньше для интеллигенции главным способом решения своих психологических сложностей было чаепитие ночью на кухне. Для мужской компании – выпить вместе, для женской – поболтать с подругами…

– Но ведь такое доверительное общение не самый плохой способ решать свои проблемы – гораздо лучший, чем выйти с топором на улицу или прийти в школу с оружием.

– Он не самый плохой, но он не профессиональный. К сожалению, он может принести вред, как, например, непрофессиональные медицинские советы чреваты разными неприятностями. И потом, иногда очень жаль, что в храме люди ищут такого рода доверительное общение; они приходят не за тем, чтобы помолиться, а потому и не получают того, что могли бы получить. Они могли бы получить радость общения с Богом. Но многие этого не видят и не знают – приходят, потому что ребенок заболел или умершая бабушка снится по ночам.

Нередко люди обращаются в храм в расчете на православного психолога для того, чтобы не идти к психиатру, потому что психиатрия в нашем обществе – это нечто зазорное, клеймо на всю жизнь, а психически больной – изгой в обществе. Матери очень часто запускают болезнь ребенка, только чтобы не признаваться себе в том, что он психически болен.

– Ведь есть же случаи, когда любовью, смирением и молитвой удавалось исцелить человека. Многие матери думают, что они могут вымолить своего ребенка…

– Если запускаешь болезнь, то очень часто уже ничего нельзя поделать. Нужно идти к врачу и принимать лекарства. Чудеса никто не отменял, но все же это исключительные случаи.

– А что в этой ситуации должен посоветовать священник?

– Священник должен иметь элементарную психологическую грамотность. В том числе он должен знать, какие есть заболевания психики, каковы их симптомы. Он должен признавать болезнь как болезнь, а не пытаться лечить ее частым причащением, отчитками или молебнами. Например, при шизофрении или пограничных состояниях нельзя нагружать человека строгим постом – это ухудшает его состояние. Грамотный священник направит к врачу и вместе со специалистом и самим болящим будет добиваться улучшения его состояния.

– Как различить: духовная у человека проблема или душевная?

– Есть проблемы психического здоровья. Это заболевания: психозы, неврозы и другие, их надо лечить. Церковь может помочь человеку, она может способствовать исцелению, но священник не целитель и не лечит заболевания. У меня бывали такие случаи, что даже если, например, голова заболела – идут к священнику, рассчитывая на некую магическую помощь.

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы во Владыкине: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

– Считается, что воцерковленные люди менее подвержены депрессиям и неврозам. Так ли это?

– Напротив. Люди, которые страдают какими-то внутренними проблемами, чаще обращаются к своему внутреннему миру, чаще ищут Бога, они внутренне внимательны к себе. Потому в Церковь, к сожалению, чаще приходят те, кто испытывает трудности со своим здоровьем.

Обычно те, кто отменно здоров, о себе реже задумываются. Поэтому, на мой взгляд, в Церкви чаще встречаются люди с психологическими трудностями, и это правильно, потому что Церковь – лечебница. Беда в том, что в храм человек приходит не молиться, а решать свои проблемы. Такое меркантильное отношение: Ты – мне, я – Тебе – прискорбно. Конечно, Церковь – это и лечебница в том числе. Но не только. Не в этом ее сущность, не в первую очередь. Церковь можно назвать лечебницей духа, но не лечебницей психики. Это нужно различать.

– Воцерковляясь, многие сталкиваются с трудностями психологического характера, ведь жизнь в Церкви строится по другим законам, чем жизнь современного светского общества. Можно ли с точки зрения психолога описать, что переживает человек, постепенно приобщаясь к жизни Церкви?

– Если человек входит в Церковь, то он, скорее всего, столкнется с явлением, которое называется неофитством. Это почти обязательный период, мы все его переживали, поскольку сами воцерковлялись в уже сознательном возрасте. У неофитства есть свои симптомы, свой возраст, свои сроки. Это то, через что проходит любой новообращенный. Известно это явление очень давно, и оно хорошо описано в литературе. Можно при желании почитать и посмотреть.

Главное, что неофит должен знать, это то, что он – неофит. И на приходе настоятель и все социальные и приходские службы, включая неофита в свою деятельность, должны знать, что у неофита может быть категоричность суждений, инфантильность, психическая неуравновешенность и неустойчивость. Он еще мало знает и возбужден, он находится в эйфории. Это нормально. Это надо учитывать и не давить на человека, дать пережить ему это.

Когда пройдет этот этап, наступает более страшная вещь, которая называется кризис. Кризис веры, кризис церковности, когда приходит разочарование и охлаждение и наступает время сомнений. Вот в этот момент пастырю надо быть более внимательным и такого человека привлечь учиться. Заново переучиваться вере: читать более глубокие книги, учиться всерьез молиться, без чудес, без эмоций, а более углубленно.

Беда заключается в том, что неофит на виду, он себя афиширует, все делает демонстративно. А во время кризиса веры человек стыдится показать себя, потому что он себя оценивает как потерявшего веру, хотя на самом деле это не так. Он ее не потерял.

Нужно помочь пережить кризис. Потому что, находясь в этом состоянии, человек замыкается, он не приходит на службу, не приходит на приходские мероприятия, он уединяется. Вот из этого уединения его хорошо было бы «достать» и привлечь к общинной жизни, – не то что за руку тянуть, а предложить. Это требует внимания и особого подхода со стороны пастыря. И в этом психология помогает. В моей практике таких случаем немало.

Такие кризисы веры повторяются время от времени, их будет несколько. Но то, что они случаются, – это не плохо, кризис – это признак развития. Если кризиса нет, это повод задуматься: а что же происходит с человеком? Уже три года прошло, а он все неофит! Это уже признак личностного расстройства. Это значит, что дело уже не в вере, а в психике.

– Насколько священники готовы помочь своим пасомым в преодолении такого кризиса?

– Но ведь так бывает, что священники у нас тоже неофиты. Так что они переживают те же самые проблемы. Они это прошли и преодолели, поэтому они и могут помочь, а те, кто не переживал кризиса сам, не может помочь другому. Главное – сделать этот опыт прохождения кризиса предметом осмысления для себя, своего духовника и, может быть, целой группы людей. Когда мы вместе что-то обсуждаем, нам интересно, нам легче и нам не страшно. Мы понимаем, что мы не одни сталкивались с такими проблемами, и в этом нет ничего из ряда вон выходящего. А значит я – нормальный. Стоит познакомиться и поговорить двум друзьям по несчастью, и легче становится обоим. Необходима приходская работа с людьми, находящимися в кризисе. Можно проводить встречи, семинары на приходе. И священник, который тоже это проходил, мог бы быть лидером таких групп. А если он сам через это не прошел, тогда он не может ничего сделать. Он сам не понимает, в чем выход.

Читайте также:
Белгородская епархия: священники, храмы и монастыри, приходы, указы

– Можно ли православному человеку обращаться к психологу?

– Психолог – не лечит. Он помогает личности справиться со своими проблемами, но не вылечит заболевания психики. Если нужно решать проблему духовную – надо идти к священнику. Если личностную, семейную, супружескую, то есть то, что касается выстраивания отношений, – то это к психологу. Например, если человек страдает от неизбывного чувства вины – это надо решать с психологом, если человек страдает от чувства греха, хочет покаяться – то это к священнику. Грех – это на исповедь, а ощущение иррационального чувства вины – к психологу, оно не имеет отношение к реальному греху, это уже невротическое чувство.

Сейчас, когда Церковь стала активно заниматься социальной работой, стало понятно, что, помимо потребности в духовном пастырском окормлении, есть огромная потребность в специалистах психологах и психиатрах. Если таких специалистов нет, то их функции приходится брать на себя священнику, который окормляет данное социальное учреждение. Например, в детском доме – там все дети проблемные, уже травмированные, так как нормально развиваться психика ребенка может только в семье…

Проблемы личности, проблемы психики, проблемы общения не может решить священник, но он должен знать об особенностях тех, кого он окормляет. Конечно, лучшим помощником ему мог бы стать православный психолог. Но пока таких специалистов очень мало. Есть много светских психологов – а вот готовых работать в социальных службах Церкви – совсем немного, а тем, которые есть, не хватает профессиональной подготовки. Поэтому было бы правильно готовить таких специалистов в православных вузах.

– Есть ли методы психологии, неприемлемые для православного человека?

– Конечно, есть – те, которые основаны на шоке, травме или измененном состоянии сознания, например гипноз, транс. Так, есть танатотерапия – «лечение смертью»; это, в общем, методика сатанистов… При этом некоторые серьезные психологи обсуждают подобные методы и рассматривают их как возможные для избавления психически здорового человека от проблем.

В самом по себе современном психоанализе ничего страшного нет, это уже вошло в культуру нашего общества. Надо бояться психолога-шарлатана или специалиста, который не показывает вам свой диплом или вообще не имеет его. Сейчас век профанации: многие называют себя православными психологами, не имея даже психологического образования, пишут книги, пользуются популярностью «православность» служит приманкой для клиентов.

Опытный психолог никогда не нанесет вреда – в этом заключается профессиональная этика. Не всякий сможет помочь, но вреда не нанесет.

– Статистика говорит, что примерно четверть населения России подвержена тем или иным психическим расстройствам – 20 лет реформ не прошли даром. Так ли это, и как с такой ситуацией можно бороться?

Читайте также:
Храм Троицы в Листах: описание и адрес храма, история, святыни, расписание богослужений

– Это действительно так. Если принять во внимание число людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, суицидальными расстройствами, то это получится даже не четверть, а больше половины нашего населения. И дело не в сегодняшних реформах, это все последствия 80 лет жизни в атеистическом обществе. У нас нет достаточной статистики, говорящей о людях, которые нуждаются в психологической и психиатрической поддержке. Государственная статистика отрывочна, и она не называет причин такого положения.

Конечно, Церковь должна занимать активную общественную позицию, вести работу по предотвращению самоубийств, разъяснять людям смысл того, что они делают со своей личностью…

Надо иметь в виду, что Церковь даже после 20 лет свободы не в состоянии развернуть полномасштабную социальную работу, заменив собой государство. Очень важно, чтобы она в ней участвовала. Общество вполне законно ожидает этого. Но только надо понимать, что ресурсов у Церкви еще маловато. Прежде всего, я говорю о профессионалах. Даже если есть деньги, то не хватает профессионалов, а в этой области нельзя делать ставку на волонтеров.

– Какие проблемы психологического характера чаще всего встречаются у современных прихожан?

– На первом месте с большим отрывом – зависимости: алкоголизм, наркомания, компьютер. Должен констатировать, что избавиться от разного рода зависимостей очень трудно. Поэтому недостаточно священнику заниматься только духовным окормлением своей паствы.

Нужно осознавать, в какое время мы живем, находить разные способы помощи нуждающимся. Например, очень эффективны так называемые клубы анонимных алкоголиков – и при многих храмах силами настоятеля такие группы действуют. Важно, чтобы человек чувствовал, что в храме он может получить поддержку.

Лоргус Андрей

Андрей Вадимович Лоргус (25 марта 1956, посёлок Палатка, Тенькинский район, Магаданская область) — русский православный священник, писатель, психолог, ректор, преподаватель и общественный деятель.

Прадед — протоиерей Димитрий Богоявленский, настоятель Троицкой церкви посёлка Купавна в Московской губернии. Дмитрий Богоявленский был расстрелян 21 ноября 1937 года в Бутовском полигоне.

Андрей Вадимович окончил факультет психологии МГУ в 1982 году. В 1992 году он закончил Московскую духовную семинарию. В 1993 году рукоположен в сан священника и назначен служить в храм пророка Илии Обыденного. Также был назначен настоятелем строящегося храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове[1]. Является основателем домового храма Святого мученика Трифона при Психоневрологическом интернате № 30 и храма Живоначальной Троицы в Чертанове.

В настоящее время служит в храме Святителя Николая на Трех Горах.

В 2009 году организовал первый в России Институт христианской психологии (ИХП). Андрей Вадимович является ректором данного института.

Неоднократно выступал на телевидении. За свою работу Андрей Вадимович был удостоен наград и различных званий. Также Андрей Лоргус автор нескольких книг о христианстве, ряда публикаций на тему отношения человека и религии.

Женат, есть несколько детей и внуков.

Все книги автора

Православная антропология как богословская дисциплина уже несколько лет преподается в Российском Православном Университете святого апостола Иоанна Богослова. Она является, на взгляд автора, необходимейшей дисциплиной в подготовке священников, преподавателей, богословов.

Сложная духовно-социальная обстановка в русском обществе и Русской Церкви, а также острая дискуссия между православием и другими конфессиями, между Церковью и сектами, шаманством и «целителями» заставляют нас безотлагательно вводить православно-антропологический опыт в духовные школы, в практику Церкви и социальное служение Ее чад.

«Зависимость от любви», «как отличить любовь от зависимости», «любовная зависимость» — эти вопросы помогут решить лекции Лоргуса и Красникова.

Не всё, что люди называют любовью, — есть Любовь в подлинном христианском смысле этого слова. Как отличить Любовь от ее имитации, почему люди склонны и даже рады обманывать себя, как не попасться на удочку зависимости, но и не остаться равнодушным к страдающему ближнему — об этом ведут речь о. Андрей и психолог Ольга Красникова.

Читайте также:
Тамбовская епархия: церкви, храмы и монастыри, священники и духовенство

Соавтор: Максим Первозванский, Владимир Лучанинов

Книга «Благословенный труд. Карьера, успешность и вера» — явление уникальное.

Едва ли среди нас найдется человек, не стремившийся найти свое призвание и никогда не мечтавший об успешности. Часто совесть смущает нас выбором между корыстным и бескорыстным. Мы теряемся, не знаем, как поступить, и не понимаем, где корни неуверенности и страха, мешающих нам преодолевать препятствия на пути к заветным целям. В увлекательной и динамичной книге вырисовывается этическая, психологическая и богословская концепция карьеры.

Уникальность книги заключается в том, что она способна вдохновить читателя на созидание, на труд, на стремление к осмысленности собственной жизни и целостности личности.

Это вторая книга священника Андрея Лоргуса и психолога Ольги Красниковой по семейной психологии.

Она — о тех отношениях, которые могут перерасти в супружество, о приготовлении к совместной жизни и о том, какие искажённые стереотипы мужественности и женственности мешают полноценным отношениям любви.

Эта книга — подведение итогов двенадцатилетней совместной работы авторов, результат огромного числа прочитанных лекций и проведённых семинаров по христианской семейной психологии, а также плод большого опыта консультирования людей с семейными проблемами.

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».

Эта строчка из Апостольского послания стала эпиграфом к книге, написанной Андреем Лоргусом — православным священником, практикующим психологом, ректором Института христианской психологии — и его коллегой Ольгой Красниковой. Но делает ли человека сколько-нибудь возвышеннее любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине? Да, она может быть одухотворена и возвышена.

Авторы рассказывают нам о том, в чём заключаются тайны внутренних «врагов» любви, в чём их слабые места; можно ли научить своё сердце любить?

Курс «Чувства и страсти». Лекция «Страсти»
Любовь и зависимость, лекция вторая
О любви
Православная антропология

Автор Книги о счастье Андрей Лоргус — православный священник и одновременно — практикующий психолог, ректор Института христианской психологии. Уже только поэтому интересно прочитать то, что он пишет. В этой книге отец Андрей взялся за рискованную тему, в которой каждый может считать себя специалистом. Однако счастливы далеко не все. В чем же проблема?

В книге автор не предлагает «рецептов счастья». Вместе с читателем он ставит вопросы, размышляет, делится своим опытом, ищет дорогу к счастью, помогает разгрести завалы мифологии, стереотипов и ложных представлений на этом пути. Вне Церкви, вне Пасхальной радости отец Андрей не мыслит счастья. Однако он адресует книгу не только христианам, но и всем, кто задумывается о фундаментальных жизненных вопросах.

Книга адресована как мужчинам, так и женщинам, чтобы помочь им примириться с собственным детством, лучше понимать своих мужей и жен, научиться уважать друг друга и найти прочную основу для воспитания сыновей.

В нашей культуре ощущается сдвиг, деформация мужской линии всех поколений. Без преувеличения можно сказать, что практически каждая российская семья ощущает в одном или более поколениях дефицит мужского присутствия. И это не может не влиять на развитие мужской личности и отношение к мужчинам. Мужественность сегодня побеждена идеей успешности. Образование — для «ботаников», вера — для женщин. А для мужчины главное — успех, измеряемый в деньгах. Такая ценностная установка наносит очень тяжелый духовный удар по мужественности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: