Храм Ризоположения в Леоново: история и адрес, описание, святыни и праздники, настоятели

Храм Ризоположения в Леонове

К оглавлению – храмы Москвы

Построен: 1719-1722

Адрес храма: 129226, Москва, ул. Докукина, 15 (м. «Ботанический сад»).
Телефон храма: (499) 181-01-41

Престолы: главный — Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
приделы — иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
Свт. Николая Чудотворца

История: храм построен в 1719 — 1722 гг. в старинной вотчине князей Хованских, сменив деревянный храм, известный с 1633 г.

Здание типа «восьмерик на четверике» с прямоугольной апсидой имеет двухпридельную трапезную и колокольню.

С 1800 г. храм находился в запустении и лишь в 1859 г. церковь поновили на средства фабриканта Молчанова. Тогда же, видимо, была расширена трапезная и возведен верхний ярус колокольни, в интерьере выполнена живопись и изготовлены иконостасы.

Храм закрывался ненадолго с 1930 по 1942 г.

При храме действует воскресная школа и библиотека.

Община окормляет больных Института геронтологии.

При храме действуют воскресная школа и приходская библиотека.

В предалтарной части храма, впереди правого клироса, находится главная храмовая святыня — икона Ризоположения Богородицы с частичкой Ризы Пресвятой Девы.

Современный вид иконы Ризоположения. Икона в иконе.

Икона представляет из себя как бы икону в иконе: в серебряном окладе — старинный образ Ризоположения, он помещен в центр киота с более крупной по размерам иконой, на которой живописно изображены святые Павел Фивейский и преподобный Сергий Радонежский, указывающие на образ Пресвятой Девы.

Храмовая икона Ризоположения Пресвятой Богородицы с частицей Её честной Ризы

Святыни: Особо чтимая икона Божией Матери «Ризоположение» с частицей Ризы Божией Матери
Чтимая икона Божией Матери Смоленская (XVI в.)
Икона Божией Матери «Трех Радостей»
Икона Божией Матери Феодоровская
Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
Икона Божией Матери Казанская
Икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная с Афона
икона вмч. Пантелеймона
Крест-мощевик
Роспись «Избиение младенцев»

День памяти: 10/23 июля

Богослужение: ежедневно утреня и Литургия в 8 час, по пятницам – вечерня и утреня с акафистом иконе Ризоположения в 17 час, по воскресеньям и праздникам – Литургия в 7 и 10 час, накануне всенощное бдение в 17 час; вечером в воскресенье – акаф. Воскресению Христову.

Приписные храмы:

  • Храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери в РГСУ
  • Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских в Бибиреве Ранее к храму Ризоположения в Леонове был приписан храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Бибиреве, с 26 августа 2013 г. в этом храме учрежден самостоятельный приход.

    Храм Ризоположения в Леонове – сентябрь 2001 года.


    Храм Ризоположения в Леонове.

    Храм Ризоположения в Леонове.

    Храм Ризоположения в Леонове.

    Сентябрь 2001 года.

    Сентябрь 2001 года.

    Сентябрь 2001 года.

    Сентябрь 2001 года.

    Сентябрь 2001 года.

    Сентябрь 2001 года.

    Сентябрь 2001 года.

    Сентябрь 2001 года.

    Сентябрь 2001 года.

    Храм Ризоположения в Леонове

    Храм Ризоположения в Леонове

    Первые упоминания о пустоши Леонова датированы 1573-1574 годами. В первой половине XVII ст. земля была пожалована князю Хованскому Ивану Никитичу, который и построил там деревянную церковь. Точная дата неизвестна, но из документов следует, что в 1633 году храм Ризоположения в Леонове уже существовал. На то время поселение было небольшим, и прихода практически не было.

    В 1716 г. Леоново унаследовал Василий Петрович Хованский. Именно на его средства был возведён каменный Ризоположенский храм. Правда, как говорит история, этим действом Хованский пытался загладить свою вину и перед царём, и перед Богом. Что и как произошло на самом деле доподлинно не известно, но основная версия такова.

    Князь Василий Петрович был известен своим буйным нравом. Однажды, пьянствуя с друзьями, он здорово перебрал, а те решили позабавиться — нарядили его, как мертвеца, положили в настоящий гроб, отнесли в церковь и начали отпевать, то есть совершили над ним все необходимые в таком случае обряды. Утром покойник «воскрес», а церковные власти донесли о безобразии в Петербург. Государь велел казнить всех участников кутежа, но позже смилостивился, и те отделались телесным наказанием.

    Храм Ризоположения в Леонове

    Каменный храм Ризоположения в Леонове начали строить в 1719 г., а в 1722-м, в праздник Положения Ризы Богородицы он был освящен.

    В 1767 году имение купил статский советник П. Г. Демидов. Надо сказать, Леоново стало для него любимым местом пребывания. Здесь были и красивый парк, и прекрасные оранжереи, и пруды. К несчастью, хозяин имения в старости заболел нервным расстройством, которое, помимо прочего, выражалось в непереносимости колокольного звона, а потому настоял на закрытии церкви.

    С 1800 по 1859 гг. святая обитель простояла закрытой. За это время произошло много нехорошего. Наполеоновские солдаты превратили храм в конюшню, новый владелец имения (их сменилось несколько человек) вырубил напрочь лес и почти весь парк.

    Ризоположенскую церковь в 1859 г. отстроил меценат и фабрикант Е. В. Молчанов, который на то время арендовал Леоново. Незадолго до этого он построил ситценабивную фабрику в Ростокине, и храм отремонтировал для своих рабочих, понимая их духовные нужды.

    Читайте также:
    Андрей Мазур: биография архидиакона, награды и труды, история службы

    Икона Священномученика Павла Фелицына Икона нашего храма

    В 1918 г. святую обитель безвозмездно передали прихожанам. В 1922 г. из неё насильно были изъяты золото серебро и другие ценности. В Ризоположенском храме в 30-е годы служил священномученик Павел Фелицын. В 1937 он был арестован, а через 4 года скончался в исправительно-трудовом лагере.

    При протоиерее Иоанне Маркове (1942-1955 гг.) в церкви провели электричество, заменили печное отопление на водяное, приобрели паникадило (большая красивая люстра со свечами), отреставрировали иконы. В годы ВОВ храм жертвовал крупные суммы на нужды Красной Армии.

    Архитектурный стиль обители характеризуют как Петровское барокко. Здание являет собой приземистый восьмерик на четверике с прямоугольной апсидой, трапезной (с приделами святителя Николая и иконы Богоматери «Неопалимая Купина») и колокольней. Из декора – угловые пилястры, ступенчатые карнизы, штукатурные наличники с «ушами» и, конечно, наружная настенная живопись (XVIII век).

    Сегодня при Ризоположенской церкви действуют воскресная школа, библиотека, а также гранитная мастерская, где изготавливают надгробия.

    Интересный факт: в 2012 г. в храм Ризоположения в Леонове приезжали «Бурановские бабушки», где отец Михаил благословил коллектив на выступление в финале Евровидения.

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    • Патриарх
    • Новости
    • Документы
    • Межсоборное присутствие
    • Публикации
    • Организации
    • Персоналии
    • Фото
    • Видео
    • Аудио
    • Анонсы
    • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

    • Русская Церковь
      • Синодальные учреждения
      • Московская Патриархия
      • Самоуправляемые Церкви
      • Экзархаты
      • Митрополичьи округа
      • Митрополии
      • Епархии
      • Ставропигиальные монастыри
      • Храмы и монастыри
      • Зарубежные учреждения
      • Научные и образовательные организации
      • Издательства и СМИ
    • Поместные Церкви
    • Автономные Церкви
    • Государственные и общественные организации
    • Организации иных конфессий
    • Прочие

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
    Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
    Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
    Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
    В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
    • PDA-версия сайта
    • Наши баннеры
    • Экспорт новостей
    • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

    Уфимская епархия

    До середины XVIII в. приходы Башкирии относились к Казанской епархии; с 1764 г. — к Вятской.

    Указом императора Павла I от 27 сентября 1799 г. учреждена и в начале 1800 г. открыта самостоятельная Оренбургская и Уфимская епархия с архиерейской кафедрой в Уфе. В ее состав вошли: Уфа, Мензелинск, Бирск, Белебей, Стерлитамак, Оренбург (из Казанской епархии); Троицк, Челябинск, Верхнеуральск (из Тобольской). 21 марта (2 апреля) 1859 г. епархия разделена на Оренбургскую и Уральскую с центром в Оренбурге и Уфимскую и Мензелинскую с центром в Уфе. С образованием в 1865 г. самостоятельной Уфимской губернии границы епархий были уточнены.

    В 1935 г. Уфимское епархиальное управление ликвидировано и руководство епархией передано епископу Куйбышевскому. Епархия восстановлена вновь в 1942 г. с одним благочинием.

    Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 151) включена в состав Башкортостанской митрополии; из состава Уфимской епархии выделены Нефтекамская и Салаватская епархии.

    Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. (журнал № 51) из состава Уфимской, Салаватской и Нефтекамской епархий выделена Бирская епархия.

    Епархия сегодня
    (по состоянию на апрель 2018 года)

    Благочиния и благочинные

    • Благовещенское — протоиерей Виктор Иванов
    • Демское — протоиерей Виктор Киселев
    • Затонское — протоиерей Василий Майструк
    • Куганакское — протоиерей Павел Миронов
    • Монастырское — архимандрит Варлаам (Максаков)
    • Стерлитамакское — иерей Александр Кривцов
    • Табынское — иерей Димитрий Медведев
    • Тимашевское — протоиерей Сергий Абрамов
    • Уфимское — протоиерей Ромил Гареев
    • Юрмашское — протоиерей Павел Тихонов

    Монастыри

    • Успенский Свято-Георгиевский
      453455, Республика Башкортостан, Благовещенский район, с. Уса-Степановка; тел. +7917 485-34-88; e-mail uspenie-ufa@mail.ru; сайт svyatiekustiki.ru
      наместник — архимандрит Варлаам (Максаков)
    • Благовещенский
      453113, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Калинина, 52; тел. (3473) 23-17-75; e-mail blagov_mon_str@mail.ru; сайт http://blagstr.cerkov.ru/
      настоятельница — игумения Наталия (Ефремова)
    • Богородице-Табынский
      453051, Республика Башкортостан, Гафурийский район, пос. Курорт; тел. (34740) 2-94-00; e-mail t.podvorie@mail.ru; сайт http://tabinskaya-ikona.ru/
      настоятельница — игумения Иоанна (Смолкина)

    Количество приходов — 92.

    Количество клириков — 115, в том числе, монашествующих (рясофор и мантия) — 11.

    Социальные учреждения

    • Сестричество милосердия при Покровском храме г. Уфы
      450078, РБ, г. Уфа, ул. Мингажева, 4; тел./факс (347) 273-51-07
      руководитель — Елена Владимировна Бессмертнова
    • Православный центр психологической помощи семье при Спасском храме г. Уфы
      450000, РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 37А
      руководитель — протоиерей Роман Тарасов (настоятель храма)
    • Общество врачей при Воскресенском соборе г. Уфы
      450098, РБ, г. Уфа, ул. Комсомольская, 161; тел. (347) 274-32-94
      руководитель — протоиерей Илия Алексанкин (настоятель храма)
    • Бесплатная столовая при Никольском храме г. Уфы
      450015, РБ, Уфа, ул. Вокзальная 39А; тел. (347) 256-19-22
      руководитель — протоиерей Павел Тихонов (настоятель храма)
    • Центр «БОМЖ» при Крестовоздвиженском храме
      450076, г. Уфа, ул. Лесопильная, 2; тел. (347) 250-59-31
      руководитель — протоиерей Роман Хабибуллин (настоятель храма)
    • Центр-магазин приема и выдачи вещей «Благо»
      450105, РБ, г. Уфа, ул. Гагарина, 41/2

    Средства массовой информации

    • официальный сайт Уфимской епархии
    • официальная страница Уфимской епархии в соцсети «ВКонтакте»
    • официальная страница Уфимской епархии в соцсети «Facebook»
    • официальный канал Уфимской епархии на видеохостинге «YouTube»
    • сайт-визитка Уфимской епархии в сети Приход.ru
    • сайт-визитка Уфимской епархии в сети «Елицы»
    • «Уфимские епархиальные ведомости» (ежемесячная газета)
    • миссионерско-апологетический сайт «К истине»
    • сайт Уфимского благочиния
    • сайт Табынского благочиния
    • сайт-визитка Куганакского благочиния
    • сайт-визитка Стерлитамакского благочиния
    • сайт-визитка Тимашевского благочиния
    • сайт-визитка Благовещенского благочиния
    • сайт-визитка Затонского благочиния
    • сайт-визитка Юрмашского благочиния
    • сайт-визитка Демского благочиния
    • сайт-визитка Монастырского благочиния
    • сайт епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму
    • сайт Уфимского кафедрального собора Рождества Богородицы
    • «Воскресение» (ежемесячная газета Воскресенского собора города Уфы)
    Читайте также:
    Храм святой Софии в Константинополе: история и описание, адрес,строительство и архитектура

    Учебные заведения

    Епархиальных, приходских и иных церковных религиозно-образовательных учреждений, имеющих государственную лицензию или аккредитацию, в епархии не имеется.

    На приходском уровне религиозное образование осуществляется:

    • в детских воскресных школах (1215 учащихся, 124 преподавателей)
    • епархиальные курсы по подготовке церковных специалистов в области катехизической, социальной и миссионерской деятельности (76 учащихся: 43 человека — на вечернем отделении, имеющие направления из уфимских приходов и 33 человека — на заочном, имеющие направление из приходов Стерлитамака, Белебея, Благовещенска, Белорецка и многих сельских приходов)

    Епархиальные курсы по подготовке церковных специалистов в области катехизической, социальной и миссионерской деятельности действуют в Уфимской епархии с 2010 года. На курсы принимаются все желающие воцерковлённые миряне, имеющие письменное благословение духовника.

    В настоящее время на вечернем и заочном отделении курсов обучается 86 человек.

    Учебный план курсов рассчитан на 3,5 года обучения (7 семестров). Общее количество нагрузки — 2928 часов для обучения катехизаторов, 3296 часов для обучения миссионеров и 2872 часа для обучения социальных работников.

    Учащиеся курсов уже во время обучения проходят обязательную практику на приходах: вечернее отделение — в г.Уфе, заочное — в своих городах. Учащиеся проводят уроки в Воскресных школах, оглашение, приходское консультирование, катехизаторские курсы для взрослых, активно занимаются социальной работой. Летом учащиеся епархиальных курсов принимают участие в миссионерских выездах, в православных детских лагерях. Выпускники курсов работают преимущественно помощниками настоятелей по катехизаторской, миссионерской и социальной деятельности.

    В настоящее время подготовлены основные документы для получения лицензии на образовательную деятельность в Рособрнадзоре РФ по Республике Башкортостан.

    УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ

    Уфимский Сергиевский собор

    Уфимская и Стерлитамакская епархия Башкортостанской митрополии Русской Православной Церкви

    Первые следы Христианства на территории нынешней Башкортостанской митрополии датируются VIII-X веками. Вера проникала сюда разными путями, население было смешанным – финноугорского, тюркского, славянского, гуннского и иранского происхождения. Значительная доля жителей были выходцами из Волжской Булгарии, где христианская вера имела широкое распространение. Наиболее влиятельными центрами распространения Православия для этого края были Восточная Римская империя и Новгород. Есть указание на наличие русских колоний по берегам Камы в XIII веке (в районе Мензелинска, Набережных Челнов и Николо-Берёзовки) [1]. Однако, кочевой образ жизни и постоянная опасность набегов воинственных соседей не мог обеспечить стабильности церковной жизни.

    Православная вера крепко обосновалась здесь только со второй половины XVI века, с переселением в эти края русского населения, строительством крепостей, деревень, сел, а вместе с этим и церквей, монастырей, часовен. Первым памятником христианства в Уфе стала деревянная Троицкая церковь, построенная стрельцами “об един день” в Святую Троицу в 1574 году – в день основания Уфы.

    До середины XVIII века эта земля была причислена к Казанской епархии, а с 1764 – к Вятской.

    Учреждение епархии

    Самостоятельная епархия с кафедрой в Уфе была впервые учреждена указом императора Павла I от 27 сентября 1799 года и открыта в начале 1800 года как Оренбургская и Уфимская епархия в пределах Оренбургской губернии. В ее состав вошли: Уфа, Мензелинск, Бирск, Белебей, Стерлитамак, Оренбург, — из Казанской епархии; Троицк, Челябинск, Верхнеуральск — из Тобольской.

    21 марта 1859 епархия разделена на две: Оренбургскую и Уфимскую, с центрами в соответствующих городах. С образованием в 1865 году самостоятельной Уфимской губернии границы епархий были соответственно уточнены.

    Советский период

    После революции епархия разделила долю Православной Церкви в СССР и была последовательно разгромлена богоборческой властью. При этом послереволюционной Уфимской епархии свойственны яркие отличия от общей канвы церковной истории в советской России, в первую очередь в период самостоятельной жизни в 1922-1923 годах, когда была организована временная Уфимская автокефалия. К 1930 году в епархии были закрыты все монастыри. В 1935 году Уфимское епархиальное управление было ликвидировано и руководство епархией передано епископу Куйбышевскому. Закрытие храмов пошло особенно быстро во второй половине 1930-х годов, так что к 1939 году органами советской власти в Уфимской епархии был оставлен действовать только Уфимский Сергиевский храм. Все ценности были изъяты.

    Поворот в религиозной ситуации в годы Великой Отечественной войны выразился в возрождении епархии. В 1942 году кафедра была восстановлена, вскоре были открыты несколько десятков храмов.

    Новый виток гонений во время хрущёвской “оттепели” опять резко сократил количество открытых храмов. К 1965 году их оставалось только 17, большинство представляли из себя невзрачные молельные дома, тогда как здания храмов были разрушены. Это положение сохранялось почти до самого распада СССР, когда началось новое возрождение церковной жизни.

    Новейшее время

    27 декабря 2011 года из состава епархии были выделены Нефтекамская и Салаватская епархии, вместе с которыми Уфимская епархия включена в состав новообразованной Башкортостанской митрополии как её центр. В ведении кафедры были оставлены Уфимский, Архангельский, Белорецкий, Благовещенский, Гафурийский, Иглинский, Стерлитамакский и Учалинский районы в средне-восточной части Башкортостана. После учреждения самостоятельной Бирской кафедры 29 июля 2017 года Уфимская епархия была ограничена Уфимским, Благовещенским, Гафурийским и Стерлитамакским районами в центре Башкирии.

    Исторические названия

    • Уфимская и Мензелинская (21 марта 1859 – 1928)
    • Уфимская и Давлекановская (1928 – 1944)
    • Уфимская и Башкирская (1945 – 1952)
    • Уфимская и Стерлитамакская (с 1952)

    Статистика

    • кон. XIX в. [2] – 26 благочиннических округов (в Уфе – 2, в уездах: Уфимском – 6, Стерлитамакском, Бирском, Мензелинском, Златоустовском – по 3, в Белебеевском – 4); монастыри и единоверч. церкви составляли 2 особых округа; 366 церквей.
    • 1912[2] – 497 церквей, 223 часовен и молитвенных домов; 14 монастырей (6 мужских, 8 женских); 1 духовная семинария, 1 духовное училище, 1 епархиальное женское училище, 320 церковных школ; 388 библиотек при церквях; 4 больницы, 3 богадельни.
    • 1913[2] – 18 монастырей и общин (6 мужских, 11 женских); 526 церквей (7 соборных, 432 приходских, 21 домовая, 22 приписных, 6 кладбищенских); 225 часовен.
    • 1919[3] – в 320 церковно-приходских школах и школах грамот обучались 14 тысяч 142 ученика.
    • нач. 1920-х [3] – более 700 церквей (включая приписные, единоверческие и молитвенные дома), 16 монастырей, 1 духовная семинария, 2 епархиальных училища (мужское и женское).
    • 1936[2] – 214 церквей
    • 1939[2] – 51 церковь
    • 1941[2] – единственная действующая церковь – Уфимский Сергиевский храм (без священника).
    • 1945[2] – 2 благочиния с церквями в Уфе и Стерлитамаке
    • 1952[2] – 51 церковь
    • 1956 – 42 церкви
    • 1 января 1958[4] – 41 зарегистрированный храм/молитвенный дом.
    • 1965 – 17 приходов
    • 1970[2] – 17 церквей
    • 1990[3] – ок. 30 приходов
    • 1993[2] – 10 благочиний, ок. 90 приходов
    • 27 июля 2010[5] – 279 приходов, 8 монастырей, 253 священнослужителя
    • февраль 2017 – 15 благочиний, 130 приходов, 130 клириков (из них 14 монашествующих), 3 монастыря (1 муж., 2 жен.) [6]

    Архиереи

    • Порфирий (Соколовский) (21 марта 1859 – 13 сентября 1860)
    • Филарет (Малышевский) (13 сентября 1860 – 28 февраля 1869)
    • Петр (Екатериновский) (4 апреля 1869 – 19 ноября 1876)
    • Никанор (Бровкович) (25 декабря 1876 – 12 декабря 1883)
    • Дионисий (Хитров) (12 декабря 1883 – 8 сентября 1896)
    • Иустин (Полянский) (14 октября 1896 – 14 июля 1900)
    • Антоний (Храповицкий) (4 июля 1900 – 27 апреля 1902)
    • Климент (Верниковский) (26 мая 1902 – 26 ноября 1903)
    • Христофор (Смирнов) (26 ноября 1903 – 17 октября 1908)
    • Нафанаил (Троицкий) (31 октября 1908 – 17 апреля 1912)
    • Михей (Алексеев) (17 апреля 1912 – 22 декабря 1913)
      • Досифей (Протопопов) (1913) в/у, еп. Вольский
    • Андрей (Ухтомский) (22 декабря 1913 – 1919?)
      • Евфимий (Лапин) (4 февраля – 4 декабря 1919) в/у, еп. Якутский
    • Сщмч. Симон (Шлеёв) (1920 – 18 августа 1921) до февраля 1921 – единоверческий еп. Уфимский
    • Борис (Шипулин) (1921 – 5 сентября 1927)
      • Иоанн (Поярков) ((кон. 1922) 13 августа 1923 – 3 февраля 1924, 14 марта 1924 – 1928) в/у, еп. Давлекановский
    • Иоанн (Поярков) (1928 – 30 января 1933)
    • Софроний (Арефьев) (13 февраля 1933 – 3 марта 1934)
    • Дионисий (Прозоровский) (3 мая 1934 – январь 1936)
    • Григорий (Козлов) (январь 1936 – 29 ноября 1937)
      • 1937 – 1942 – под управлением епископа Куйбышевского
    • Алексий (Сергеев) (не позднее февраля – 13 июля 1942)
    • Стефан (Проценко) (1942 – 25 августа 1944)
    • Иоанн (Братолюбов) (14 февраля 1945 – 18 ноября 1948)
    • Нифонт (Сапожков) (18 ноября 1948 – 17 марта 1950)
    • Арсений (Крылов) (17 марта 1950 – 17 ноября 1953)
    • Иларион (Прохоров) (17 ноября 1953 – 9 декабря 1958)
    • Никон (Лысенко) (12 марта 1959 – 9 октября 1963)
    • Иларион (Прохоров) (9 октября 1963 – 7 октября 1967) (второй раз)
    • Михаил (Воскресенский) (7 – 23 октября 1967)
    • Иов (Кресович) (23 октября 1967 – 16 октября 1973)
    • Феодосий (Погорский) (16 октября 1973 – 3 мая 1975)
    • Ириней (Середний) (27 июля 1975 – 19 июля 1976)
    • Валентин (Мищук) (25 июля 1976 – 16 ноября 1979)
    • Анатолий (Кузнецов) (16 ноября 1979 – 20 июля 1990)
    • Никон (Васюков) (с 26 августа 1990)

    Викарные епархии

    • Аскинская (недейств.)
    • Байкинская (недейств.)
    • Белебеевская (недейств.)
    • Бирская (ныне самостоятельная)
    • Давлекановская (недейств.)
    • Златоустовская (ныне самостоятельная)
    • Мензелинская (недейств.)
    • Саткинская (недейств.)
    • Староуфимская (недейств.)
    • Стерлитамакская (недейств.)
    • Усть-Катавская (недейств.)

    География благочиний

    • Уфимское – г. Уфа
    • Куганакское
    • Стерлитамакское – г. Стерлитамак
    • Тимашевское
    • Благовещенское – г. Благовещенск
    • Затонское
    • Табынское
    • Юрмашское
    • Демское
    • Монастырское

    Монастыри

    Епархиальные отделы

    • Религиозного образования и катехизации
    • Молодежный
    • По культуре
    • Миссионерский
    • По тюремному служению
    • По взаимодействию с казачеством
    • По работе с нарко- и алкоголезависимыми
    • По работе в лечебных учреждениях,
    • По взаимодействию с МВД
    • По взаимодействию с Российской Армией и МЧС
    • По благотворительности и социальному служению
    • Спорта и военно-патриотического воспитания молодежи
    • По работе с воскресными школами
    • По канонизации святых
    • Паломнический и методический центр

    Учебные заведения

    Средства массовой информации

    Литература

    • Рязанцев, П. Г., Адрес-календарь лиц, служащих в Уфимской губернии: (К Памятной книжке Уфимской губернии), Уфа, 1873.
    • Златоверховников, И. Г., Уфимская епархия, Уфа, 1899.
    • Васильева, О. В., Латыпова, В. В., Из истории Уфимской епархии. Дорога к храму, Уфа. 1993.
    • Мохов, В. В., Духовенство Уфимской епархии. Историки края: Материалы 2-й краеведческой конференции: [Сб.], Уфа, 1994.
    • “История Уфимской епархии,” Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справ.-путеводитель [авт.-сост. Егоров П. В., Рудин Л. Г.], М.: Уфим. епархия РПЦ: О-во сохранения лит. наследия, 2005, 21-24:
      • http://www.eparhia-ufa.ru/?/hist

    Использованные материалы

    • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
      • http://www.patriarchia.ru/db/text/31544.html
    • Страница сайта Русское Православие:
      • http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_347
    • “История Уфимской епархии,” Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справ.-путеводитель [авт.-сост. Егоров П. В., Рудин Л. Г.], М.: Уфим. епархия РПЦ: О-во сохранения лит. наследия, 2005, 21-24:
      • http://www.eparhia-ufa.ru/?/hist
    • Страница портала Иерархия церквей:
      • http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-ufa.html

    [1] По данным историков Р. Г. Игнатьева, Н. М. Карамзина и др.

    [3] “История Уфимской епархии,” Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справ.-путеводитель [авт.-сост. Егоров П. В., Рудин Л. Г.], М.: Уфим. епархия РПЦ: О-во сохранения лит. наследия, 2005, 21-24, http://www.eparhia-ufa.ru/?/hist

    [4] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

    Уфимская епархия

    Башкирия всегда была территорией смешанного населения — тут проживали русские, тюрки, башкиры и иранцы. Однако ислам всегда преобладал, сегодня мусульманского населения тут около 67%. Тем не менее, Уфимская епархия Русской Православной Церкви активно работает в регионе и распространяет православие путем социальной и просветительской работы.

    История

    Документы и свидетельства о христианской вере на территории Башкортостана датируются 8-10 веками. Из-за смешанного населения тут процветал политеизм, каждая группа народностей верила в собственного бога. Но поскольку значительная доля населения была выходцами из Волжской Булгарии, то преобладал ислам.

    Тем не менее, переселенцы из Самары и Нижнего Новгорода (есть свидетельства о русских колониях по берегам Камы в 13 веке), а также торговцы с Восточной Римской империи принесли в эти края веру в Иисуса Христа.

    Опасность набегов диких племен, а также преимущество кочевой образ жизни не мог обеспечить полноценную церковную жизнь. Только в 16 веке здесь стали строить русские крепости, а вместе с ними и храмы с часовнями. Первой известной церковью тут стала деревянный Троицкий храм, построенный к Троице в 1574 году в Уфе.

    Башкирия стала частью Казанской митрополии, а после Вятской (1764 г.) и только в 1799 году император Павел I учредил независимые Оренбургскую и Уфимскую епархии. В состав ее вошли и множество уральских и башкирских городов:

    • Оренбург;
    • Уфа (тут располагалась архиерейская кафедра);
    • Стерлитамак;
    • Мензелинск;
    • Бирск;
    • Троицк;
    • Челябинск;
    • Верхнеуральск.

    Спустя почти век она была разделена на отдельные части: Оренбургско-Уральскую и Уфимско-Мензелинскую, которые просуществовали до самой революции.

    Советский период и новейшее время

    К 1917 году Уфимское отделение насчитывало около 520 храмов и 17 монастырей, но с приходом большевиков, как и вся Россия, православная вера Башкирии подверглась массовым репрессиям. В течение 1919-1930 гг. епархию планомерно уничтожают: закрыты все монастыри и храмы кроме Сергиевской церкви, уничтожено почти все главенствующее духовенство, изъяты все церковные ценности.

    В 1935 году архиерейская кафедра в Уфе была полностью ликвидирована, но в 1942 году ее восстановили и передали в управление одно благочиние. Так кафедра просуществовала до хрущевской волны репрессий, когда опять произошло изъятие храмовых зданий и их количество сократилось до 17 по всей области.

    Оставшиеся церкви были в жалком состоянии, поскольку старые красивые храмы были либо полностью уничтожены, либо заняты домами культуры и другими государственными учреждениями.

    Возрождение пришлось на конец существования СССР — в 1990 году архиерейская кафедра была восстановлена и занята митрополитом Никоном, под его началом существовало всего 17 приходов. Однако без сопротивления государственной власти дела Уфимского отдела пошли лучше — к 2010 году тут насчитывалось уже 279 приходов.

    А в декабре 2011 года из состава епархии выделили отдельные — Нефтекамскую и Салаватскую. Вместе с Уфимской (центр) они составили новую Башкортостанскую митрополию.

    Структура

    Архиерейскую кафедру в Уфе с 1990 года занимает митрополит Никон и руководит несколькими районами в центральной части Башкортостана. Среди них:

    • Уфимский;
    • Благовещенский;
    • Гафурийский;
    • Стерлитамакский.

    В этих районах расположены одноименные благочиния, помимо которых действуют еще несколько: Демское, Затонское, Куганакское, Монастырское, Табынское, Тимашевское и Юрмашское. Всего в епархии насчитывается 92 прихода и 52 воскресные школы для детей 5-13 лет (1215 учеников).

    Церковных религиозно-образовательных учреждений, которые бы имели государственную лицензию, тут нет, но на приходском уровне проходят курсы по подготовке специалистов катехизаторов, миссионеров и соцработников (всего 86 учащихся).

    Работают под управлением архиепископа и епархиальные отделы, которые занимаются всей социальной и просветительской работой. Среди них:

    1. Молодежный отдел.
    2. Катехизации и духовного образования.
    3. Отдела работы с воскресными школами.
    4. По противодействию наркомании и алкоголизму.
    5. Миссионерский отдел.
    6. Благотворительности и социального служения.
    7. Паломничества.
    8. Пресс-отдел.

    При активной поддержке приходов функционирует большое количество социальных учреждений. Среди них:

    • Уфимское сестричество милосердия (при Воскресенском соборе);
    • Центр семейной психологической помощи;
    • Общество врачей (при Покровском храме);
    • Столовая для малоимущих;
    • Приют для ночлега бездомных;
    • Центр «Благо» (прием-выдача вещей малоимущим).

    На заметку! Помимо социальных учреждений, в Уфе функционируют 4 мастерских, среди которых 3 занимаются созданием и реставрацией икон, и одна — ювелирным делом. Месторасположение учреждения и адрес его можно узнать на сайте епархии.

    Святыни

    Среди важных и значимых святынь Башкирии главной является кафедральный собор Рождества Богородицы в Уфе. Этот высокий небесно-голубой храм располагается в Кировском районе и является самым вместительным в республике — в него может поместиться до нескольких тысяч прихожан единоразово.

    В соборе хранятся реликвийные мощи святых:

    • Николая Чудотворца;
    • Нины Грузинской;
    • Пантелеимона Целителя;
    • Георгия Победоносца;
    • Елисаветы и Варвары;
    • Сергия Радонежского.

    Среди святынь храма находятся и образа: икон Живоначальной Троицы и Тайной Вечери. Паломники могут посетить храм в любой день недели.

    Еще одна значимая святыня — это Успенский Свято-Георгиевский монастырь. Относительно молодой (учрежден в 1901 году), он является крупнейшим в Башкирии. Во времена СССР обитель пустовала, но в 1994 году ее открыли и провели реставрационные работы. Тут хранится часть Животворящего Древа Креста Господня, мощи апостола Луки и часть дуба Мамврийского.

    На заметку! Из-за значимости реликвий, монастырь стал обязательным пунктом в списке паломников епархии, несмотря на то что расположен в 100 км от областного центра.

    Обязательным к посещению является также храм Спаса Нерукотворного, который был возрожден дважды: вначале после страшного пожара в 1821 году и после полного закрытия и разрушения в 1929 году. Построена изначально была Спасская церковь, которую воздвигли в честь одноименной иконы.

    Во время Крестного хода образ Спаса Нерукотворного внезапно поднялась — в честь этого события и воздвигли храм. После становления СССР здания передали под кинотеатр, а после использовали как общежитие. Часть здания рухнула, а архитектура везде очень пострадала.

    Паломническое движение крайне развито в Башкирии, поэтому при епархии функционирует специальный отдел, который поможет в организации поездок любой сложности и длительности.

    Собор Уфимских святых

    Особо почитают в Башкирии всех священников, которые пострадали от атеистической власти большевиков и причислены к сонму святых. В честь них утвержден особый праздник — Собор Уфимских святых. Он был учрежден Священным Синодом летом 2008 года и отмечается как память всем тем священникам и монахиням, которые пострадали в годы кровавого красного террора от рук большевиков.

    Среди них епископ Симон (Шлеев), который был убит из револьвера в 1921 году, игумения Маргарита, убитая в резне за Мензелинск, а также священники, которые были приговорены к расстрелу или убиты на месте, при разграблении храмов.

    Собор Уфимских святых отмечается 21 мая — в день памяти преподобного Моисея Уфимского.

    Собор Уфимских святых

    Дни памяти

    Житие

    На за­се­да­нии Си­но­даль­ной ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции свя­тых, ко­то­рое со­сто­я­лось 19 июня 2008 го­да, рас­смат­ри­ва­лись ма­те­ри­а­лы об уста­нов­ле­нии празд­ни­ка Со­бо­ра Уфим­ских свя­тых. В ра­пор­те свя­тей­ше­му пат­ри­ар­ху мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий и Ко­ло­мен­ский Юве­на­лий на­пи­сал:

    «Ма­те­ри­а­лы предо­став­ле­ны Ва­ше­му Свя­тей­ше­ству Прео­свя­щен­ным Ни­ко­ном, ар­хи­епи­ско­пом Уфим­ским и Стер­ли­та­мак­ским, и на­прав­ле­ны Ва­ми на изу­че­ние в ко­мис­сию (ре­зо­лю­ция №4070 от 30 мая 2008 го­да).

    Чле­ны ко­мис­сии по­сле изу­че­ния предо­став­лен­ных до­ку­мен­тов не на­шли пре­пят­ствий для уста­нов­ле­ния празд­ни­ка Со­бо­ра Уфим­ских свя­тых и уста­нов­ле­ния да­ты празд­но­ва­ния 21 мая (3 июня) – в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Мо­и­сея Уфим­ско­го. Чле­ны ко­мис­сии счи­та­ют, что до­ста­точ­ных ос­но­ва­ний для вклю­че­ния в со­став Со­бо­ра Уфим­ских свя­тых име­ют 11 по­движ­ни­ков (а не 29, как пред­ла­га­ла Уфим­ская епар­хия), жизнь и слу­же­ние ко­то­рых са­мым тес­ным об­ра­зом свя­за­ны с Уфим­ской епар­хи­ей:

    с­щ­м­ч. Си­мон (Шле­ев), епи­скоп Ох­тен­ский; † 1921; Ав. 5 Но­во­муч.; Пе­терб.
    с­щ­м­ч. Ев­граф (Ева­ре­стов); † 1918; Н. 24 || Но­во­муч.
    прмч. Мак­сим (По­пов), † 1934; Ин. 17 || Но­во­муч.
    с­щ­м­ч. Авер­кий (Се­ве­ро­во­сто­ков); † 1918; Ин. 17 || Но­во­муч.
    с­щ­м­ч. Алек­сий (Кан­це­ров); † 1918 || Но­во­муч.
    с­щ­м­ч. Петр (Вар­ла­мов); † 1930; Ф. 26 || Но­во­муч.
    с­щ­м­ч. Ти­мо­фей (Пет­ро­пав­лов­ский); † 1918; Ин. 30 || Но­во­муч.
    пр­м­ц. Мар­га­ри­та (Гу­на­ро­ну­ло); игу­ме­ния Мен­зе­лин­ско­го Про­ро­ко-Ильин­ско­го мо­на­сты­ря, прмц.: † 1918; Ав. 9 || Но­во­муч.
    мч. Ки­при­ан (Яцен­ко); пса­лом­щик, мч.: † 1935 || Но­во­муч.
    прп. Мо­и­сей Уфим­ский; † 1982; М.21
    блж. Вар­ва­ра Уфим­ская, Ар­хан­гель­ская, за­твор­ни­ца Сквор­чи­хин­ская, бла­жен­ная: † 1966; Ф. 14

    На этом ра­пор­те пат­ри­арх Алек­сий на­ло­жил ре­зо­лю­цию: «23.VI.2008 г. Уста­но­вить празд­но­ва­ние Со­бо­ра Уфим­ских свя­тых с вклю­че­ни­ем в со­став Со­бо­ра 11 по­движ­ни­ков, по за­клю­че­нию Си­но­даль­ной ко­мис­сии Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха­та, жизнь и слу­же­ние ко­то­рых са­мым тес­ным об­ра­зом свя­за­ны с Уфим­ской епар­хи­ей».

    Недав­но был со­здан Со­бор Уфим­ских свя­тых – ту­да во­шли 11 свя­щен­но­му­че­ни­ков, ко­то­рые ко­гда-то жи­ли в Баш­ки­рии.

    Боль­шая часть из них по­гиб­ла в пе­ри­од ста­нов­ле­ния со­вет­ской вла­сти – свя­тых рас­стре­ли­ва­ли за контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию.

    Те­ло Си­мо­на Шле­е­ва ока­за­лось нетлен­ным

    Си­мон стал епи­ско­пом Уфим­ским в 1920 го­ду. В этом сане он про­был все­го год. Уже в ав­гу­сте 1921-го Вла­ды­ку уби­ли воз­ле до­ма дву­мя вы­стре­ла­ми из ре­воль­ве­ра двое в ко­жан­ках. По­хо­ро­нен в Вос­кре­сен­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Уфы (на его ме­сте сей­час на­хо­дит­ся Баш­кир­ский ака­де­ми­че­ский те­атр дра­мы). В 1932 г. пе­ре­за­хо­ро­нен на Сер­ги­ев­ском клад­би­ще Уфы – при­чем лю­ди, вы­пол­няв­шие пе­ре­за­хо­ро­не­ние, сви­де­тель­ству­ют о том, что остан­ки Свя­ти­те­ля ни­сколь­ко не ис­тле­ли за де­ся­ти­ле­тие.

    Отец Ев­граф не смог бро­сить ико­ны

    Совре­мен­ни­ки опи­са­ли про­то­и­е­рея Ев­гра­фа Ева­ре­сто­ва как рос­ло­го, кра­си­во­го муж­чи­ну с про­ни­ца­тель­ны­ми гла­за­ми и ор­ли­ным но­сом. Прак­ти­че­ски всю жизнь по­свя­тил слу­же­нию Вос­кре­сен­ско­му ка­фед­раль­но­му со­бо­ру. За него он и умер му­че­ни­че­ской смер­тью. Это про­изо­шло в 1919 го­ду, ко­гда крас­ные окон­ча­тель­но взя­ли Уфу.

    Отец Ев­граф един­ствен­ный оста­вал­ся в хра­ме до по­след­не­го, не в си­лах бро­сить ико­ны. Его аре­сто­ва­ли крас­но­ар­мей­цы-ла­ты­ши. Они во­рва­лись с чер­но­го хо­да и сра­зу же ста­ли обыс­ки­вать квар­ти­ру. За­бра­ли все ма­ло-маль­ски цен­ные ве­щи, на­гра­ды, до­ку­мен­ты и фо­то­гра­фии и уве­ли от­ца Ев­гра­фа.

    «С аре­сто­ван­ным ста­рым свя­щен­ни­ком (а ему бы­ло в то вре­мя уже 62 го­да) ни­кто не це­ре­мо­нил­ся, над ним из­де­ва­лись, его би­ли, ему пле­ва­ли в ли­цо, тас­ка­ли за бо­ро­ду, – пи­шет ис­сле­до­ва­тель Ни­на Зи­ми­на. – По неко­то­рым дан­ным, от­ца Ев­гра­фа рас­стре­ля­ли за Сер­ги­ев­ским клад­би­щем. Его ве­ли на рас­стрел в од­ном ниж­нем бе­лье, бо­си­ком по сне­гу, он встре­тил смерть в бес­ко­неч­ном сми­ре­нии».

    Отец Мак­сим умер в конц­ла­ге­ре

    Иеро­мо­нах Мак­сим По­пов со­вер­шил пе­шее па­лом­ни­че­ство в Ки­е­во-Пе­чер­скую лав­ру, за 6 ме­ся­цев прой­дя путь до Ки­е­ва и об­рат­но с меш­ком су­ха­рей и несколь­ки­ми па­ра­ми лап­тей на сме­ну. В ре­во­лю­цию у се­мьи По­по­вых за­бра­ли все, опу­сто­ши­ли ам­ба­ры, све­ли со дво­ров скот, ото­бра­ли зем­лю и ху­тор.

    От­ца Мак­си­ма аре­сто­ва­ли в Бе­ле­бее, ку­да он при­шел со сво­и­ми при­хо­жа­на­ми по­мо­лить­ся на празд­но­ва­нии Та­бын­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. По­во­дом для аре­ста по­слу­жи­ло за­яв­ле­ние кор­ре­спон­ден­та зла­то­устов­ской га­зе­ты «Про­ле­тар­ская мысль», про­явив­ше­го ре­во­лю­ци­он­ную бди­тель­ность: уви­дев на рын­ке Бе­ле­бея свя­щен­ни­ка и мо­на­хи­ню, он за­по­до­зрил от­ца Мак­си­ма в про­ве­де­нии аги­та­ции сре­ди кре­стьян и со­об­щил об этом в «ор­га­ны». Через три го­да отец Мак­сим умер в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти от вос­па­ле­ния лег­ких.

    По­гре­баль­ный звон разо­злил крас­но­ар­мей­цев

    По се­мей­но­му пре­да­нию, в день ги­бе­ли отец Авер­кий Се­ве­ро­во­сто­ков от­пе­вал по­кой­ни­ка, и ко­гда в се­ло во­шел от­ряд крас­но­ар­мей­цев, зву­чал по­гре­баль­ный звон ко­ло­ко­лов. Они вы­ска­за­ли недо­воль­ство, по­че­му их встре­ча­ет по­гре­баль­ный звон, и по­тре­бо­ва­ли бо­лее тор­же­ствен­ной встре­чи. Отец Авер­кий от­ве­тил, что сна­ча­ла он дол­жен про­во­дить усоп­ше­го, как по­до­ба­ет по цер­ков­но­му чи­ну. За та­кую «встре­чу» свя­щен­ни­ка и рас­стре­ля­ли.

    Иерея Алек­сия рас­стре­ля­ли на па­ро­хо­де

    От­ца Алек­сия Кан­це­ро­ва рас­стре­ля­ли на па­ро­хо­де, где ехал ка­ра­тель­ный от­ряд, «об­слу­жи­ва­ю­щий» ре­ку Бе­лую. Пред­ва­ри­тель­но смерт­ни­ков вы­ве­ли из трю­ма и раз­ме­сти­ли по ка­ю­там; за­тем по оче­ре­ди их вы­зы­ва­ли на па­лу­бу, под­во­ди­ли к краю бор­та, и уже здесь два по­лу­пья­ных крас­но­ар­мей­ца про­из­во­ди­ли рас­стрел сво­их жертв.

    По­сле вы­зо­ва оче­ред­но­го за­лож­ни­ка про­ис­хо­ди­ла сме­на ка­ра­те­лей, осу­ществ­ляв­ших убий­ство. «. Му­же­ствен­но встре­тил смерть отец Кан­це­ров. «Бог вас про­стит, вы не зна­е­те, что тво­ри­те», – ска­зал он, под­няв­ши крест в по­след­нюю ми­ну­ту. Тру­пы рас­стре­лян­ных бро­са­ли в во­ду».

    Да­же в за­клю­че­нии ду­мал о де­тях

    Свя­щен­но­му­че­ник Петр Вар­ла­мов был аре­сто­ван и за­клю­чен под стра­жу в Стер­ли­та­мак­ский ис­прав­дом. Вско­ре про­шел слух, что аре­сто­ван­ных уго­нят из Стер­ли­та­ма­ка в Уфу. Ма­туш­ка по­еха­ла про­во­дить стра­даль­ца-му­жа. Де­тей, ко­то­рых у нее бы­ло пя­те­ро, с со­бой не взя­ла.

    Из вос­по­ми­на­ний стар­шей до­че­ри иерея, Ва­лен­ти­ны, ко­то­рой в ту по­ру бы­ло 8 лет: «Ма­ма ста­ла хло­по­тать, чтобы па­пу вез­ти на ло­ша­ди, на под­во­де, по­то­му что па­па боль­ной, у него был ка­тар же­луд­ка, схва­ты­ва­ло ино­гда. Она от­ва­ри­ла ку­роч­ку ему, хо­те­ла пе­ре­дать. Ее не пус­ка­ли ни­где, она где-то по су­гро­бам, через за­бор к нему про­бра­лась. Он ей дал шер­стя­ной пу­хо­вый свой шарф и го­во­рит: «Нюра, у те­бя ведь де­воч­ки, возь­ми этот шарф, при­го­дит­ся ведь доч­кам», да­же то­гда он ду­мал не о се­бе, а о нас». От­ца Пет­ра рас­стре­ля­ли в Уфе. Пред­по­ло­жи­тель­ное ме­сто за­хо­ро­не­ния – Сер­ги­ев­ское клад­би­ще.

    За про­пол­ку ого­ро­да по­ста­ви­ли к стен­ке

    Как бы пред­чув­ствуя свою му­че­ни­че­скую смерть, отец Ти­мо­фей Пет­ро­пав­лов­ский слу­жил ли­тур­гию и по окон­ча­нии ее – мо­ле­бен сво­е­му небес­но­му по­кро­ви­те­лю апо­сто­лу Ти­мо­фею и свя­той Со­фии. В этот день, 13 июля, крас­но­ар­мей­цы во гла­ве с ко­мис­са­ром Ан­то­ном Гар­бу­зом без боя за­ня­ли де­рев­ню Зо­ло­то­нош­ку.

    А отец Ти­мо­фей ни сам не встре­тил Гар­бу­за, ни жене сво­ей не поз­во­лил – он спо­кой­но про­дол­жал по­лоть на ого­ро­де кар­то­фель. Ти­мо­фея тот­час рас­стре­ля­ли у сель­ско­го ам­ба­ра. Он по­лу­чил пять пуль и три шты­ко­вых уда­ра и умер со сло­жен­ны­ми для крест­но­го зна­ме­ния пер­ста­ми в при­сут­ствии при­бе­жав­шей же­ны.

    Игу­ме­нья Мар­га­ри­та не бо­я­лась смер­ти

    В на­ча­ле ок­тяб­ря 1918г., во­рвав­шись в мо­на­стыр­скую огра­ду, боль­ше­ви­ки по­же­ла­ли осквер­нить храм, но игу­ме­нья Мар­га­ри­та Гу­на­ронуло не пу­сти­ла их ту­да. Ма­туш­ка без­бо­яз­нен­но вы­шла к тол­пе боль­ше­ви­ков и крот­ко ска­за­ла им: «Смер­ти я не бо­юсь, ибо толь­ко по­сле смер­ти я яв­люсь ко Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, к ко­то­ро­му всю жизнь свою стре­ми­лась». В от­вет на эти сло­ва по­сы­па­лись пло­щад­ная брань и тре­бо­ва­ния от­крыть храм. Игу­ме­нья на­от­рез от­ка­за­ла, а боль­ше­ви­ки ска­за­ли ей: «Так смот­ри же: зав­тра ра­но утром мы убьем те­бя». С эти­ми сло­ва­ми они ушли.

    По­сле их ухо­да, за­пе­рев на за­по­ры цер­ков­ную огра­ду, игу­ме­нья Мар­га­ри­та вме­сте с сест­ра­ми от­пра­ви­лась в храм, где про­ве­ла всю ночь в мо­лит­ве, а за ран­ней обед­ней при­ча­сти­лась. Не успе­ла игу­ме­нья вый­ти из хра­ма, как боль­ше­ви­ки, ви­дя ма­туш­ку схо­дя­щей с ам­во­на, взя­ли ее на при­цел и в упор вы­стре­ли­ли. «Сла­ва Те­бе, Бо­же!» – гром­ко ска­за­ла игу­ме­нья Мар­га­ри­та, уви­дя боль­ше­ви­ков с уста­нов­лен­ны­ми про­тив нее ру­жья­ми, и. за­мерт­во упа­ла на пол, прон­зен­ная ру­жей­ны­ми пу­ля­ми.

    Ки­при­а­на Яцен­ко за­да­ви­ло брев­на­ми

    От­ца Ки­при­а­на об­ви­ни­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции. В 1935 го­ду он по­гиб. Ки­при­а­на Алек­сан­дро­ви­ча и дру­гих за­клю­чен­ных за­да­ви­ло на­смерть упав­ши­ми с кру­то­го бе­ре­га шта­бе­ля­ми бре­вен, ко­гда они на бе­ре­гу сгру­жа­ли брев­на с бар­жи.

    Отец Мо­и­сей об­ла­дал да­ром ис­це­ле­ния

    Пре­по­доб­ный Мо­и­сей Уфим­ский не лю­бил мир­ской су­е­ты, сто­ро­нил­ся празд­ных раз­го­во­ров, был да­лек от за­бот о хле­бе на­сущ­ном. Ар­хи­епи­скоп Фе­о­до­сий, управ­ляв­ший в на­ча­ле 70-х Уфим­ской епар­хи­ей, пе­ре­вел стар­ца Мо­и­сея из бань­ки, в ко­то­рой тот ютил­ся, в ар­хи­ерей­ский дом на­про­тив Сер­ги­ев­ско­го хра­ма. Но отец Мо­и­сей от­ка­зал­ся жить в од­них по­ко­ях с вла­ды­кой, го­во­ря, что он слиш­ком гре­шен, и по­се­лил­ся в по­лу­под­валь­ном по­ме­ще­нии ар­хи­ерей­ско­го до­ма.

    Ар­хи­манд­рит Мо­и­сей об­ла­дал да­ром ис­це­ле­ния. При­ез­жа­ли к нему из раз­ных го­ро­дов. Он про­жил 68 лет. По­гре­бен ар­хи­манд­рит по его за­ве­ща­нию на Дем­ском клад­би­ще Уфы.

    В 2002 го­ду свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Мо­и­сея бы­ли пе­ре­не­се­ны с Дем­ско­го клад­би­ща в Сер­ги­ев­ский ка­фед­раль­ный со­бор, где на­хо­дят­ся и по сей день.

    Бла­жен­ная Вар­ва­ра, за­твор­ни­ца Сквор­чи­хин­ская

    Эту де­вуш­ку мест­ные жи­те­ли на­зы­ва­ли «ку­кол­кой» – в де­ревне она но­си­ла бо­тин­ки на каб­луч­ках и бар­хат­ную шляп­ку с бан­том. По­сле то­го, как к вла­сти при­шли боль­ше­ви­ки и учи­те­лей со­зва­ли для то­го, чтобы про­по­ве­до­вать ате­изм, на­бож­ная Вар­ва­ра оде­лась в тря­пье, за­ве­ла ко­зо­чек и пас­ла их в мо­лит­вен­ном уеди­не­нии, воз­вра­ща­ясь в дом позд­ним ве­че­ром.

    А по­том она и во­все ста­ла за­твор­ни­цей – жи­ла на краю де­рев­ни Сквор­чи­хи (20 ки­ло­мет­ров от Ишим­бая). Вы­хо­ди­ла ма­ло и в ос­нов­ном в су­мер­ках или но­чью. Она не ста­ла за­во­дить хо­зяй­ство, не име­ла ни­ка­ко­го ого­ро­диш­ка, не со­би­ра­ла ни гри­бы, ни яго­ды, не за­па­са­ла дро­ва – оста­ви­ла все жи­тей­ские по­пе­че­ния. Един­ствен­но, о чем по­за­бо­ти­лась – вы­ко­па­ла род­ни­чок неда­ле­ко от из­бен­ки, ко­то­рый по­ныне по­чи­та­ет­ся свя­тым и це­леб­ным, и толь­ко из него бра­ла во­дич­ку.

    За­твор­ни­ца про­ви­де­ла бу­ду­щее и обе­ща­ла по­мощь при об­ра­ще­нии к ней. В на­ча­ле 50-х го­дов на­шлись «пре­муд­рые» го­ло­вы, ко­то­рые уви­де­ли в Вар­ва­ре аме­ри­кан­скую шпи­он­ку и си­лой за­ста­ви­ли ее по­ки­нуть ее убе­жи­ще. По­сле пе­ре­жи­то­го ис­пы­та­ния бла­жен­ная усу­гу­би­ла свой по­двиг. Она пе­ре­ста­ла то­пить печ­ку. Дро­ва, что за­го­то­ви­ли лю­ди, го­да­ми ле­жа­ли нетро­ну­тые. Осе­нью 1962 го­да в из­бен­ке слу­чил­ся по­жар. Она рас­ска­зы­ва­ла, что «ко­шеч­ка прыг­ну­ла и сва­ли­ла ке­ро­га­з, а по­ту­шить я не смог­ла». Из­бен­ка сго­ре­ла до­тла.

    Сна­ча­ла жи­ла она в из­бе на печ­ке, а по­том вы­шла на хо­лод­ную ве­ран­ду, жи­ла там за сун­ду­ком. Го­да­ми но­си­ла она на те­ле ру­баш­ку, в ко­то­рую встав­ля­ла бу­лав­ки, остри­я­ми к те­лу. От­кры­лось это, ко­гда оде­ва­ли за­твор­ни­цу по­сле смер­ти. Мо­щи бла­жен­ной на­хо­дят­ся в хра­ме Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри жен­ско­го мо­на­сты­ря в се­ле При­юто­во Бе­ле­бе­ев­ско­го рай­о­на.

    Уфимская епархия в 1799 – 1917 гг. : историография вопроса Текст научной статьи по специальности « История и археология»

    Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеев Ю. Н.

    В статье раскрываются проблемы историографии истории Уфимской епархии. Автор пытается проанализировать как в историографии рассматривались в опросы численности, материального и юридического статуса различных категорий православного духовенства, роль духовного сословия в экономической, социальной и культурной жизни региона.

    Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сергеев Ю. Н.

    Текст научной работы на тему «Уфимская епархия в 1799 – 1917 гг. : историография вопроса»

    УДК 281.93 ББК 86.372.24

    УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ В 1799 – 1917 ГГ.: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА.

    В статье раскрываются проблемы историографии истории Уфимской епархии. Автор пытается проанализировать как в историографии рассматривались вопросы численности, материального и юридического статуса различных категорий православного духовенства, роль духовного сословия в экономической, социальной и культурной жизни региона.

    История России и Русской Православной Церкви неразделимы. Особенности развития государственноцерковных отношений постепенно привели к огосударствлению Церкви, бюрократизации ее управления. Церковная жизнь оказалась в тесной зависимости от политического курса правительства, его внутренней политики. Изменения государственной политики отражались на церковной администрации, духовенстве, всех структурных элементах Церкви. Неразрывная связь с государством и охранительная роль, которую отводило Церкви самодержавие, были причиной того, что в XVIII – начале ХХ вв. Церковь все чаще и чаще фигурирует в планах правительства в качестве одного из основных проводников и исполнителей многочисленных преобразований. Особенно это относится к сфере нравственного воспитания и начального народного образования.

    В свою очередь, Церковь также реагировала на перемены, пытаясь адекватно ответить на изменения в общественно-политической и культурной жизни Российской империи. Однако инициативы духовенства контролировало, направляло или гасило государство. Особенно рельефно эта государственноцерковная политика прослеживается на уровне связки “губерния-епархия”. История Уфимской епархии синодального этапа развития позволяет проследить все нюансы государственно-церковных отношений с момента учреждения епархии до Октябрьского переворота 1917 г., радикально изменившего церковную политику правительства.

    В краеведческой литературе XIX – ХХ вв. нет исследования, посвященного истории Уфимской епархии на всем протяжении XIX – начале ХХ вв. Однако отдельные аспекты темы изучались в отечественной историографии.

    Самыми ранними из работ, касающимися данной тематики, явились географические описания Оренбургско-Уфимской губернии, составленные И. Жуковским в 1832 г. и В.М. Черемшанским в 1859 г.[1] В первой из них даны краткие сведения о количестве православных культовых зданий по уездам губернии. Второе описание более насыщенно.

    В нем присутствуют статистические данные по следующим темам: численность духовенства различных конфессий в 1850 г., вероисповедальный состав населения губернии, численность сектантов по городам губернии.

    Более точная статистика церквей, монастырей

    и часовен Уфимской епархии приведена в двух работах Р.Г. Игнатьева[2]. Данные относятся к 60-м гг. XIX в. и отличаются обстоятельностью подсчета: применительно к каждой церкви. Исследователь называет дату постройки, инициаторов постройки, состав причта, материальное обеспечение приходского духовенства, наличие церковно-приходских школ и количество обучающихся в них учеников, наличие новокрещен и старообрядцев в приходе Перу. Р.Г. Игнатьева принадлежит и специальная брошюра о жизненном пути, одного из уфимских епископов 30-х гг. XIX в. – Михаила Доброва[3].

    К работам Р.Г. Игнатьева примыкает статистическое исследование Е. Малова, посвященное крещеным татарам Поволжья и Приуралья[4]. Автор тщательно подсчитал поуездный состав крещенотатарского населения, в том числе и в Уфимской губернии.

    В 60 – 90-х гг. XIX в. появился ряд публикаций, посвященных Уфимским архиереям. Наиболее крупными из них были две книги о жизненном пути архиепископа Никанора Бровковича и брошюра-биография епископа Дионисия Хитрова. Н. Красносельцев и А. Крылов показали в своих трудах архиепископа Никанора прежде всего как крупного религиозного философа и педагога системы высшего духовного образования[5]. И.П. Барсуков, автор брошюры о епископе Дионисии, сосредоточился на миссионерской деятельности своего героя в Якутии и Приуралье. Он сумел создать образ миссионера-аскета, влюбленного в свое дело, которое стало для него делом жизни. Вместе с тем, епископ Дионисий у Барсукова живой человек, остро переживающий личные драмы и “болеющий” за свою беззащитную паству. Письма епископа Дионисия к родным и друзьям, данные в приложении к брошюре, показывают именно таким этого архиерея-подвижника[6].

    С 90-х гг. XIX в. наметился целый пласт работ церковного краеведения, посвященных монастырям Уфимской епархии. Пионером в разработке данного вопроса стал иеромонах Дионисий, автор брошюры “Уфимский Успенский монастырь”, опубликованной в Уфе в 1898 г. Исследователь добросовестно собрал все оставшиеся в монастырском архиве документы XVII-XVIII вв. и впервые написал связанную историю Уфимского Успенского монастыря за XVШ-XIX вв. В брошюре приводятся имена всех известных к тому времени настоятелей (в том числе

    *Сергеев Юрий Николаевич, доц., зав. каф. отеч. и зарубеж. истории БирГПИ

    Вестник Башкирского университета.2005№4.

    12 до закрытия монастыря в 1764 г.). Особенно полно описана монастырская история в XIX в., после восстановления обители в 1800 г.

    Аналогичные брошюры были выпущены по истории Златоустовского Святотроицкого монастыря (В.Е. Боков), Владимирского Каменского женского монастыря (анонимный автор), Златоустовского Воскресенского единоверческого мужского монастыря (С.И. Матвеев)[7].

    В самом конце XIX в. настало время выхода первых обобщающих трудов по истории Уфимской епархии. Работа И. Златоверховникова открыла ряд таких трудов. Это, скорее, историкостатистический справочник Уфимской епархии, чем монографическое исследование. Исследователь дает массу дат по истории епархии, преимущественно без комментариев, статистику приходов и материального обеспечения приходского духовенства по данным 1897 г. Сочинение Златоверховникова носит, во многом, компилятивный характер. Так, большая часть исторического материала по истории приходов и монастырей епархии, взята у Р.Г. Игнатьева. Исследователь неверно определяет дату учреждения Оренбургско-Уфимской епархии – 27 сентября 1799 г. (вместо 16 октября 1799 г.)[8]. Эта неверная дата вошла, впоследствии, во многие справочные издания.

    В 1900 г. была напечатана небольшая (45с.) брошюра К. Херувимова, посвященная биографиям уфимских архиереев. Биографическим данным предшествует краткий исторический очерк состояния православия в Уфимском крае в период, предшествовавший учреждению в нем епархии. Труд К. Херувимова не оригинален, но фактологически точен. Единственной ошибкой является дата учреждения Оренбургско-Уфимской епархии (2. XI. 1799 г. по Херувимову)[9].

    Вершиной дореволюционной историографии проблемы был фундаментальный двухтомный труд

    Н. Чернавского “Оренбургская епархия в ее прошлом и настоящем”. Работа вышла двумя выпусками (Вып.

    7. 1900 г. и Вып. 10. 1902 г.) трудов Оренбургской ученой архивной комиссии, членом которой Н. Чернавский состоял. Исследователь вводит в научный оборот гигантское количество архивных материалов, значительная часть которых считается к настоящему времени. Фактические данные, приводимые Н. Чернавским, тщательно выверены и максимально достоверны. Так, он впервые доказал неверность ранее предлагаемой даты учреждения Оренбургско-Уфимской епархии (27 сентября 1799 г.), заменив ее достоверной (16.Х. 1799 г.), незаслуженно забытой современными исследователями[10]. Работа А. Чернавского подробно проанализирована в статье Ю.С. Зобова, основные положения которой мы повторим[11]. Заслугой Н. Чернавского Ю.С. Зобов называет установление периодизации истории Оренбургской епархии: казанско-тобольский период (XVI – кон. XVIII вв.); “консисторианский” (1799

    – 1859), “оренбургский” (с 1859 г.). Это была первая попытка периодизации истории епархии, и она была удачной (за исключением названия второго периода). Не вызывают возражений и такие тезисы Чернавского как определение христианизации в качестве неотъемлемой части внутренней политики правительства на окраинах государства, подчеркивание общности интересов духовной и светской властей в деле колонизации российских окраин. Главная заслуга Н. Чернавского, по Ю. Зобову, – тщательное составление жизнеописаний

    архиереев Оренбургской епархии, объективное и беспристрастное суждение об их деятельности. Н. Чернавский сумел дать яркие и точные портретные зарисовки руководителей епархии, хотя иногда и увлекался подробным описанием в ущерб анализу исторических событий. Работа Н. Чернавского ценна при исследовании данной проблемы именно богатством детализированных фактов. Биографии епископов Уфы доведены им до конца 60-х гг. XIX в. (епископ Филарет Малишевский).

    После работы Н. Чернавского, каких-либо крупных работ по истории епархии не создавалось. Из работ общего, справочного характера, можно отметить второй том монографического исследования И. Покровского о русских епархиях XVI – XIX вв.[12] и “Православный полный богословский энциклопедический словарь”, вышедший в 1913 г. в двух томах и содержащий ряд статей по истории Уфимской епархии, наиболее известных монастырях и архиереях епархии[13]. Так в первом томе словаря помещены биографические статьи об уфимских архиереях: Августине Сахарове,

    Антоние Храповицком, Дионисие Хитрове, Иустине Полянском, Аркадии Федорове. Второй том содержит биографии Никанора Бровковича, Нафанаила Троицкого, Петра Екатериновского, Христофора Смирнова, статьи “Уфимская епархия”, “Оренбургская епархия”, “Уфимский Успенский монастырь”, “Уфимский Благовещенский женский монастырь”. Биографические статьи очень отрывочны и неполны, статьи о епархиях содержат статистику храмов и монастырей, численность духовенства, перечень архиереев с годами управления епархией, даты основания епархий. Статистические данные ограничены 1911 – 1912 гг.

    В советский период истории тематика была запретной. Если православие эпохи феодализма хоть как-то упоминалось в региональном краеведении (сюжеты о христианизации, монастырском землевладении), вся история Уфимской епархии XIX

    – начала ХХ вв. вообще выпала из сферы научных интересов исследователей. Достаточно упомянуть тот факт, что в таком серьезном исследовании, как “Очерки по истории Башкирской АССР” (Уфа, 1959. Т. 1. Ч. 2.) вся история православия в XIX в. сведена к констатации факта наличия в г. Уфе духовной семинарии и системы церковно-приходских школ в губернии.

    Первые данные об учреждении Уфимско-Оренбургской епархии в советской краеведческой историографии появились лишь в 70-е гг. ХХ в., в коллективном труде по истории г. Уфы[14]. Там же рассказывалось и о двух уфимских монастырях. Следующий аспект проблемы – вопрос о материальном обеспечении сельского приходского духовенства Южного Урала в первой половине

    XIX в. был частично затронут в монографическом исследовании Ю.М. Тарасова[15]. 90-е гг. ХХ в. дали значительное количество работ, касавшихся различных аспектов изучаемой темы. В 1991 г. вышло монографическое исследование М.Л. Зеленогорского о жизни и деятельности Уфимского архиерея Андрея Ухтомского (управлял Уфимской кафедрой в 1913 – 1920 гг.)[16]. В 1993 г. выходит неординарное исследование о судьбе татар-крещен, в том числе и проживающих на территории Уфимской губернии[17]. В том же году коллектив сотрудников ЦГИА РБ во главе с О.В. Васильевой и В.В. Латыповой выпустил коллективный труд “Дорога к храму: История религиозных учреждений

    г. Уфы”. Две трети книги посвящены православным церквам и монастырям г. Уфы. Есть в книге и раздел названный “Из истории уфимской епархии”. Несмотря на ряд фактологических ошибок, раздел явился первой попыткой создания очерка истории Уфимской епархии в посткоммунистическом краеведении. В 1994 г. выходит монографическое исследование М.Н. Фархшатова, посвященное народному образованию в Башкирии во второй половине XIX в. В данной работе значительное место уделено системе церковно-приходских школ и духовных заведений. Исследователь вводит в научный оборот целые пласты новых фактов, дает динамику системы духовных учебных заведений в губернии[18]. Статья И.Г. Васильевой анализирует характер взаимоотношений православной иерархии со старообрядчеством епархии в конце XIX – начале

    В 1996 г. вышла из печати энциклопедия “Башкортостан”, содержащая более двух десятков статей по региональному православию. Авторы

    статей (О.В. Васильева, В.В. Латыпова, Н.П. Зимина, В.В. Мохов, Ю.Н. Сергеев) на основе новонайденных архивных и забытых опубликованных фактов дали подборку персоналий наиболее известных деятелей южно-уральского православия: архиереев, настоятелей монастырей, священников, церковных историков. В энциклопедии были опубликованы и статьи обобщающего характера: “Христианизация”, “Монастыри”, “Православие”, “Старообрядчество”, “Духовенство православное”, “Церкви”, “Часовни”, “Иконы” и т.д. Весь комплекс опубликованных статей является хорошей базой для создания целой серии специальных трудов по различным проблемам южноуральского православия.

    Из авторов второй половины 90-х гг. ХХ в. активно разрабатывающих проблемы истории православия на южном Урале в XIX – начале ХХ вв. можно назвать М.И. Роднова, А.И. Конюченко, Ю.Н. Сергеева, О.В. Васильеву, М.Н. Ефименко и многих других[19].

    1. Жуковский И. Краткое географическое и статистическое описание Оренбургской губернии составлено в 1832 г. Уфа, 1880; Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственном, статистическом, этнографическом отношении. Уфа, 1859.

    2. Игнатьев Р.Г. Сведения о церквах Уфимской губернии // Памятная книжка Уфимской губернии. Уфа, 1873. С. 32-59; Монастыри Уфимской епархии. Там же. С. 28-30.

    3. Малов Е. Статистические сведения о крещенных татарах Казанской и некоторых других епархий в Волжском бассейне // Ученые записки Казанского Университета. Вып. 4. 1866. С. 321-387.

    4. Игнатьев Р.Г. Преосвященный Михаил, епископ Оренбургский и Уфимский. М., 1898.

    5. Красносельцев Н. Архиепископ Никанор и его учебно-литературная деятельность. Одесса, 1893; Крылов А. Архиепископ Никанор как педагог. Кишинев, 1900.

    6. Барсуков И.П. Памяти Дионисия, епископа Уфимского. С-Пб., 1902.

    7. Боков В.Е. Описание Златоустовского Святотроицкого монастыря. Уфа, 1904; Владимирский Каменский женский монастырь. Уфа, 1904; Матвеев С.Ч. Краткая история Златоустовского Воскресенского единоверческого мужского монастыря Уфимской губернии. Уфа, 1913.

    8. Златоверховников И. Уфимская епархия: географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. Уфа, 1899. С. 44.

    9. Херувимов К. Краткая историческая записка о просветительской и административной деятельности Уфимских архипастырей за 100 лет существования Уфимской епархии: 1800 – 1900. Уфа, 1900.

    10. Чернавский Н. Оренбургская епархия. Вып. 7. С. 186.

    11. Зобов Ю.С. Становление историографии христианства в Оренбургском крае // Христианство и ислам на рубеже веков. Оренбург, 1998. С. 123-129.

    12. Покровский Ч. Русские епархии в XVI – XIX вв., их открытие, состав и пределы. Казань, 1913. Т. 2.

    13. Оба тома изданы в С-Пб. (репринт М., 1992 г.).

    14. История Уфы. Уфа, 1974. (переиздание – 1981 г.).

    15. Тарасов Ю.М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала во вт. пол. XVIII – сер. XIX вв. М., 1984.

    16. Зеленогорский М.Л. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 1991.

    17. Глухов-Нагайбек М. Судьба гвардейцев Сеюмбеки. Казань, 1993.

    18. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60 – 90-е гг. XIX в. М., 1994.

    19. Роднов М.И., Васильева О.В. Храм в Архангельском. Уфа, 1999; Конюченко А.И. Особенности церковноадминистративного устройства Оренбургской епархии (вт. половина XIX – начала ХХ вв.) // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Челябинск, 1995. С. 45-48; Сергеев Ю.Н. Православная церковь в Башкортостане (вт. половина XVI – пер. половина XIX вв.). Уфа, 1996; Религии в Башкортостане: история и современность. Уфа, 1999 (сб. тезисов); Христианство и ислам на рубеже веков. Оренбург, 1998 (сб. материалов).

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: