Храм Рождества Богородицы в Уфе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Рождества Богородицы в Уфе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Воскресенский кафедральный собор – Уфа от А до Я Воскресенский Кафедральный собор. Вид с ул. Ильинской Воскресенский кафедральный собор…

  1. Службы в храме Рождества Богородицы
  2. Специалисты Воскресения Христова Собор
  3. История собора Рождества Богородицы
  4. Современное состояние [ править]
  5. Виды деятельности
  6. Интерьер Рождество-Богородицкого храма
  7. Как добраться [ править]
  8. Похожие места в Уфе
  9. Святыни
  10. Куда сходить и что посмотреть в Уфе

Службы в храме Рождества Богородицы

В будние дни Божественная Литургия проводится в 08:30, а вечернее богослужение начинается в 17:00. В воскресенье назначаются две Литургии:

  • ранняя — в 06:30;
  • поздняя — в 09:00.

Время вечернего богослужения в воскресенье не меняется. В предпраздничные и праздничные дни в график вводятся дополнительные службы. Уточнить информацию можно на официальном сайте Кафедрального собора.

Храм Рождества Богородицы в Уфе —

Специалисты Воскресения Христова Собор

Работаете здесь или знаете кто здесь работает? Добавьте специалиста, и он появится здесь, а еще в каталоге специалистов. Подробнее о преимуществах размещения

История собора Рождества Богородицы

За свой столетний возраст храм испытал немало трудностей. Бо́льшую часть времени здание использовалось в иных целях, но благодаря многочисленным просьбам прихожан строение все же удалось вернуть в лоно Русской и восстановить.

Место для приходской православной церкви было выбрано в 1901 году епископом Антонием (в миру — Алексей Храповицкий). По другой версии краеведов, храм заложили еще в 1889 году, когда священнослужитель находился в отдалении от Уфы, а при нем — в 1901 году — началось возведение объекта. Материальные средства на строительство церкви выделил местный купец и меценат Никифор Патокин.

В августе 1909 года на колокольню водрузили восемь колоколов. Вес самого крупного составил более 800 кг, а самого компактного — около 5 кг.

Освящение Рождество-Богородицкого храма состоялось в сентябре 1909 года. Церемонию возглавил епископ Уфимский и Мензелинский Нифанаил. Северный и южный приделы церкви освятили в честь Николая Чудотворца и Архистратига Михаила.

Богослужения в приходской церкви проводились с 1909 по 1934 гг., даже несмотря на то, что в 1919 году в ней разместился госпиталь. В течение 12 лет, начиная с 1922-го, приход придерживался обновленческих взглядов и отошел от традиционной иерархии. В этот период здесь назначались свои епископы и священнослужители.

Постановлением от 1934 года храм Рождества Богородицы был закрыт, а через год его здание передали руководству «Башкино». С 1938 года строение переориентировали под склады и авиамастерские. В то время церковь была осквернена, но устояла.

Существенные разрушения пришлись на середину прошлого столетия, перед открытием в здании храма кинотеатра «Йондоз» в 1955 году. Строение лишилось центрального купола вместе со световым барабаном, а также верхней части колокольни и существенной части опорных столбов. Внешний вид пострадал от непонятных пристроек и нелепого портика у главного входа.

Лишь в 1991 году здание вернули прихожанам Русской православной церкви, а через год сразу несколько старых икон замироточили. Местные утверждают, что в Уфе такое чудо случилось впервые. Перестройка Рождество-Богородицкого храма началась практически сразу. Благословение на восстановительные работы дал Уфимский и Стерлитамакский епископ Никон. В дальнейшем он не раз принимал личное участие в корректировке строительства, помогая не только советом, но и делом.

В ходе 15-летней реконструкции колокольня вновь заняла свое место, а сам комплекс был расширен. Возвели часовню, административное здание, воскресную школу, церковную лавку, хозяйственные и складские помещения.

Современное состояние [ править ]

При храме действуют:

  • Детская воскресная школа
  • Воскресная школа для взрослых
  • Православная молодежная организация «Кириллица»
  • Социальная служба

Виды деятельности

  • Церкви и соборы, иконописные мастерские и храмы

Интерьер Рождество-Богородицкого храма

Для отделки стен и напольного покрытия использовался многоцветный камень, привезенный из Италии, Южной Африки, Пакистана и Греции. Это — белый, желтый и розовый мрамор, зеленоватый серпентинит и серо-голубой гранит.

В 2005 году была завершена богатая роспись стен и потолков. В тот же период храм обрел три новых иконостаса, изготовленных на предприятии «Софрино», специализирующемся на производстве церковной утвари.

Интерьер Кафедрального собора в Уфе, ©

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, Республика Башкортостан, Уфа, Комсомольская улица, 161к1

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

Современное состояние

Реконструкция храма продолжалась около 15 лет и сегодня Храм Рождества Пресвятой Богородицы по праву имеет статус одного из красивейших в Уфе и Башкортостане храмов.


Интерьер кафедрального храма в Уфе

Внешне храм выглядит весьма необычно — стены его выкрашены в небесно-голубой цвет, венчают его золотые купола. В вечернее время вокруг собора обустроена иллюминация, что придает особую красоту зданию.

Внутренняя красота храма не уступает по богатству украшений внешней — пол и все поверхности собора выполнены из розового итальянского камня и белого мрамора, мозаика, выполненная из гранита и серпентинита, раскрывающая известные библейские сюжеты, украшает все стены церкви. Отдельно следует сказать об удивительно расписанном своде Храма Рождества Пресвятой Богородицы, который стал своеобразной достопримечательностью не только в этих местах, но и в России.

Рождество-Богородицкий храм расположен по улице Кирова, 101 (бывшая Приютская), место было выбрано епископом Антонием в 1901 г. Из-за нехватки средств строительство затянулось, пока на помощь не пришел уфимский меценат, купец Никифор Миронович Патокин.

23 августа 1909 г. на колокольню нового храма были подняты колокола. Всего их было восемь. Самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький — 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с такой же трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша крыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.

6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был назначен Василий Григорьевич Лезенков. Церковь действовала в 20-е и 30-е годы.

Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, храм был передан «Башкино» в декабре 1935 г. для установления звукового кино. В дальнейшем передан в авиамастерские, согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание бывшей Рождество-Богородицкой Церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование «Йондоз». Были произведены большие разрушения, уничтожена купольная часть. Наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г.

Читайте также:
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Постановлением решения Горисполкома №14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Епархиальному управлению. Первым настоятелем после открытия храма был назначен Развеев Борис Борисович. Началось восстановление храма. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма, расширил церковь, надстроил колокольню, покрыл железом крышу.

Спустя несколько лет строительство перешло на систему финансирования через республиканский бюджет. Подрядчиком стал трест БНЗС. Новым настоятелем стал протоиерей Валерий Викторович Мохов. За это время построен нулевой цикл «Миссии», одноэтажное здание церковной лавки, часовня в честь святых новомучеников. В самом храме выполнены черновые полы, установлены новые колокола, купола из нержавеющей стали, покрытой нитрид-титаном. В основном проложены сети (тепло, свет, вода) к зданию храма, церковных лавок и миссии. Потом из-за недостатка в финансировании строительство было на долгий срок приостановлено.

В 2002 году была предпринята новая попытка продолжения строительства. Однако откликнулось на призыв епархии только Управление по исполнению наказаний РБ в лице Генерала-майора Шалыгина. Именно он нашел возможным предоставить 50 добровольцев из числа осужденных, которые подручными средствами отбили внутри храма всю, пришедшую уже в негодность, штукатурку.

Дело сдвинулось в 2003 году, когда ОАО «Башкирэнерго» вышло с предложением профинансировать завершение работ по реконструкции храма. Было особенно отрадно, что руководство Башкирэнерго подошло к этой стройке с душой. В дополнение к решению необходимых задач, они профинансировали выполнение благоустройства территории храмового комплекса, достройки здания миссии, часовни, изготовление мозаичной иконы Богородицы для колокольни и профессиональную подсветку всего комплекса, а также много других вопросов.

В настоящее время основные строительные работы завершены. Продолжается украшение интерьера.

Святыни

Храм Рождества Пресвятой Богородицы является местом, где хранятся такие святыни, как:

  • мощи святого Николая Чудотворца;
  • мощи равноапостольной Нины Грузинской;
  • святые мощи целителя Пантелеимона;
  • мощи великомученика Георгия Победоносца;
  • мощи великомученицы святой Варвары;
  • святые мощи святой Татьяны;
  • мощи преподобного Сергия Радонежского;
  • святые мощи благоверных князей Петра и Февронии;
  • икона святой Живоначальной Троицы;
  • икона Тайной Вечери с частицей горы Сион;
  • Иверская икона Богоматери;
  • икона Божией Матери «Взыскание погибших»;
  • икона «Усечение главы Иоанна Предтечи».


Роспись купола Рождественского собора

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

06 февраля 2021 в 12:07

Храм в котором не молятся. Если Вы хотите побывать на службе, вам точно не сюда. Ставлю такую низкую оценку, так как хочу обратить внимание, это крик души. Собор красивый и ухоженный, все идеально. Идеальная красивая скорлупа. И отзыв не об этом, а об «внутреннем», что считаю для храма главнее. Написать отзыв решил тогда, когда в очередной раз побывал вечером на службе и «вечерня» длилась 5 минут! 16: 55 — начало службы, в 17: 00 — шестопсалмие, 17: 45 — конец службы. Сокращают всегда, вместо кафизмы или хотя бы 3 псалмов — всего один псалом. Первый час сокращают до одного псалма. Бывало сокращают песни, вместо 9-ти могут прочитать три. Бывало выкидывают ектению. Сейчас в пост проводят таинство соборования — 30 минут (я так понимаю, кратким чином, что еще можно понять когда в больницах и надо провести несколько раз), зато в расписании каждые выходные и даже в будни. Я понимаю, сокращение допустимо до не сокращаемой части, не мне судить, не мне оценивать, это дело прихода. Но когда вечерня 5 минут, когда сокращаю и «ломают» службу у меня все внутри все сжимается. Я походил несколько недель в некоторые дни, попал даже на две Архиерейские службы (да, при Митрополите не рискуют сокращать совсем сильно, однако «зарезать» первый час не гнушаются и в целом не сильно отличается.). И практически ни разу я не вышел в том радостном состоянии, когда я выхожу после службы в своем приходе. Я разбит и внутри все плачет. Я слышу только прошения «Дай, дай, и подай», но не слышу благодарения Богу. Да, это мои субъективные ощущения, но по общению с другими уже бывшими прихожанами этого храма, не только у меня такие ощущения. Нас должны учить молиться, обращаться к Богу, благодарить и смотреть в сторону Бога непрестанно, приход должен готовить человека, менять духовно. Тут же учит смотреть в сторону двери. Да, если сердечно помолиться одной молитвы хватит, но есть ли в нас нужное горение сердца? Ни для этого ли Святые непрестанно молились? И это центральный храм Уфы, Собор! Не с него ли мы должны пример брать! Вот только, прошу, не надо такой пример брать. Скажите город, темп жизни? Я думаю 15-30 минут выкинутых из службы погоды не сделали, но обогатят службу. Да и жалобы на сокращение службы не только у меня одного. Опять же, мой отзыв про приход прошу считать в целом необъективен, так как основываюсь на посещению ряда служб в течение 2 месяцев и отзывов других прихожан. Но к сожалению, больше я на службы сюда не приду, после таких служб я буду проситься в ад, в рай совесть не позволит, даже если простят. Простите братие и сестры за смущение, наболело.

Что связывает кинотеатр с Храмом Рождества Богородицы в Уфе

Интересное здание находится почти в центре нашего города. Созданное изначально как церковь, в нём в своё время размещались и больница, и любимый кинотеатр «Йондоз».

Рождество-Богородицкий храм – действующий кафедральный собор Уфы. Церковь по праву считается одним из самых крупных во всей республике, одновременно в нём на службе может пребывать около трёх тысяч прихожан.

Храм – настоящий архитектурный шедевр, небесно-голубого цвета и с золотыми куполами. В высоту храм достигает 21 метра, а если считать с колокольней, то и все 47 метров.

К сожалению, до нас не дошёл первоначальный облик храма, поскольку его реконструировали 4 раза. В отделке использовался мрамор, привезенный из Греции, Италии и Пакистана. Декоративная мозаика собрана из гранита и серпентинита.

Также присутствует множество фресок на библейскую тему.

Читайте также:
Владимирский собор в Херсонесе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История Рождество-Богородицкого храма

Первый камень в строительство церкви заложили в 1889 году. Стройка затянулась на долгие годы, но затем финансовую помощь предложил Никифор Миронович Патокин, местный купец.

Спустя 20 лет от начала стройки, в 1909 году храм был открыт для прихожан. Изначально собор был построен из кирпича, имел колокольню и купол из дерева, который был обит покрашенным в красный железом. Купола были украшены массивными крестами покрытыми бронзой. Первоначальные размеры церкви – длина – 206,5 саженей (с учетом колокольни), ширина – 10,5.

6 сентября этого же года церковь осветили, настоятелем стал Василий Лезенков.По окончанию революции в церкви разбили небольшую больницу, но это не мешало проводить службы.

5 апреля 1934 года храм был закрыт советскими властями, а строение передали «Башкино». (О развитии кинопроката в Башкирии читайте в статье о кинотеатре «Родина».)

В 1938 же году здесь были разбиты авиационные мастерские.

21 июня 1955 года городской совет поручил организовать кинотеатр, получивший имя «Йондоз». Во время перестройки строение лишилось большинства опорных балок и куполов. Кинотеатр был закрыт в начале 1991.

21 августа этого же года РПЦ (Русская православная церковь) вернули во владения здание церкви.

Кафедральный собор Уфы в наши дни

Храм начал свое возрождение с удивительного события. В Уфе начали мироточить несколько икон.После возвращения здания в лоно РПЦ, настоятелем стал Борис Развеев. Он и начал постепенную реконструкцию.

В процессе перестройки здания оно увеличилось в размерах, обзавелось колокольней, а крыша была отреставрирована и обита железом. Восстановление храма затянулось на 15 лет.

Архитектором кафедрального собора выступала Елена Фаворская.

Внутреннее убранство также пришлось восстанавливать: стены отделали мрамором, пол выполнен из розового камня, в качестве декора выступает настенная мозаика из гранита и серпентинита, а также множество фресок. Свод расписан вручную. Храм считается одной из достопримечательностей Уфы.

Каждый день здесь проводятся службы, на которые приходят не только местные жители, но и туристы.

Кафедральный собор стал настоящим центром духовной жизни христиан, исторической достопримечательностью и местом, в котором ведётся просветительная деятельность. Местный настоятель в 2003 году открыл воскресную школу для подростков и детей.

Старец Кирилл (Павлов): история солдата, который стал духовником нескольких патриархов

Ольга Каменева, Дмитрий Симонов

Жизнь архимандрита Кирилла (Павлова), несколько десятилетий несшего послушание духовника Троице-Сергиевой лавры, старца, принимавшего исповедь у трех патриархов, человека, через келью которого прошло бесчисленное множество людей, долго оставалась сокровенной. Лет десять назад тогдашний наместник Лавры, архиепископ Феогност (Гузиков) благословил собирать материалы для книги о старце (книга воспоминаний «Мы все были у него в сердце» вышла в издательстве Троице-Сергиевой лавры в 2019 году к 100-летнему юбилею отца Кирилла). Сам отец Кирилл был уже тяжело болен, но монахини, которые за ним ухаживали, рассказали, что еще раньше спрашивали: «Вот начнут о вас писать, издавать книги, как к этому относиться?» На что отец Кирилл ответил: «Пусть пишут. Только пусть пишут так, как было, без искажений и, главное, без преувеличений» (из доклада иеромонаха Пафнутия (Фокина) на ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)»).

«Порой это было хуже ада»

О том, что отец Кирилл — участник Великой Отечественной войны, что он был несколько раз ранен, воевал в Сталинграде, потом с боями дошел до Австрии, было известно давно. Он и сам в своих проповедях и разговорах с духовными чадами часто вспоминал войну. А однажды сказал: «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело…».

Он говорил, что особенно трудно было переносить подлость и трусость. Ведь война — это не только массовый героизм, это еще и предательство, и «сотрудничество с органами», и стремление улизнуть с передовой в тыловые службы. И человек все время словно в круговой обороне — без чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад — это и страшное духовное страдание здесь, на земле…».

По словам святителя Николая Сербского, есть неумолимый закон греха — война человека против человека является следствием войны против Бога: «Мир без Бога есть колыбель войны. В мире плодятся и растут бациллы войны, а когда они размножатся и вырастут, то война неизбежна».

Саперы расчищают проходы в противотанковых заграждениях. Фото Ф. Левшин

Будущий архимандрит Кирилл, а тогда просто Иван Павлов встретил ее начало практически на границе с Китаем, в селе Барабаш Хасанского района — солдатом-срочником в 96-м саперном батальоне 92 стрелковой дивизии 10 Краснознаменной армии. А уже осенью 1941-го оказался вместе со своей частью на Волховском фронте. Там, на станции Хвойная под Тихвином в первом же бою сложили головы многие его однополчане.

«Только-только мы сошли с эшелона, нас в лес отвели — а немецкая разведка уже узнала. Сразу, моментально — бомбят, только щепки летят. Немецкий бомбардировщик как все равно коршун летает над головой и из пулемета строчит. Людей — и мирских, и военных — расстреливает в упор. Сразу — и убитые появились, и раненые. Зима была, снег кровью обагрился…», — рассказывал отец Кирилл.

Но Ивана Павлова Господь хранил. Когда весной 1942 года его, раненого, эвакуировали в госпиталь в Кировскую область, это спасло ему жизнь. Келейница батюшки монахиня Евфимия (Аксаментова) рассказывала с его слов: батальон вскоре отправили очищать минные поля, и никто из 400 бойцов с задания не вернулся.

«Клубы черного дыма поднимались до облаков»

Читайте также:
Вознесенский собор в Новочеркасске: история и описание, адрес, праздники и святыни

В 1993 году архимандрит Кирилл в Волгограде, на праздновании 50-летия победы в Сталинградской битве вспоминал о первых днях сражения на Волге (эти кадры вошли в документальный фильм «Старцы. Архимандрит Кирилл Павлов»): «Мы стояли в обороне Сталинграда, примерно в километрах 20-25 от города. В один из воскресных дней августа месяца 1942 года, когда немецкие бомбардировщики в количестве около тысячи самолетов налетели на город — картина была очень-очень страшная. Город был весь охвачен пожаром, огонь, клубы черного дыма поднимались до облаков. Нас сняли с обороны. Я в это время был ранен».

Как следует из архивных документов, в начале Сталинградской битвы Иван Павлов служил в 9-ой мотострелковой бригаде. 23 августа 1942 года фашисты форсировали Дон, при поддержке авиации прорвались к Волге севернее города, и немецкие танки в сопровождении морпехоты начали стремительное продвижение к Сталинграду. 9-я бригада контратаковала противника с севера, захватила село Орловка (Городищенский район) и удерживала его до прихода подкрепления, отрезав наступающим немцам «хвост» — перекрыв им снабжение продовольствием и боеприпасами.

История болезни Ивана Дмитриевича Павлова в эвакогоспитале на станции Кайсацкая Сталинградской области, 1942 г.

А через месяц 9-ю мотострелковую после боев уже в самом городе — в районе завода «Красный Октябрь» и на Мамаевом кургане — из-за тяжелых потерь вывели с переднего края на отдых и переформирование. Но в этих смертельных боях красноармеец Павлов, судя по архивным документам, не участвовал: 7 сентября он был ранен и на фронт из госпиталя вернулся только 11 октября (в декабре 2019 года в военно-медицинском архиве в Санкт-Петербурге обнаружена история болезни Ивана Павлова в эвакуационном госпитале N2904 на станции Кайсацкая Сталинградской области). Новым местом службы Ивана Павлова стала 254 танковая бригада.

«Однажды среди развалин я поднял из мусора книгу»

Зимой 1942-1943 года почти два месяца бойцы 254 танковой бригады лежали в обороне в снежных окопах и траншеях. Отец Кирилл вспоминал: «Два метра снег. Вкапывались лишь на метр, так и мерзли, закутавшись в шинели, да еще в трофейные, немецкие. Еду подвозили только ночью, остывшую, мерзлую. Как выжили. Чудом Божиим!».

В боевой характеристике красноармейца Павлова говорится о его подвиге у деревни Цыбенко (он был подносчиком мин и «своевременно обеспечивал расчет, который уничтожил до 90 солдат и офицеров противника, 3 немецких миномета, 4 автоматчика»). 6 февраля 1943 года за боевые заслуги его даже приняли кандидатом в члены ВКП (б) (об этом свидетельствует его личное дело, обнаруженное летом 2019 года в ЦА Минобороны в Подольске).

Личное дело по приему красноармейца Ивана Павлова в партию в феврале 1943 года

«Не мог отделаться, защитить себя, мотивировку найти… Они наметили нас пять человек — дескать, победили под Сталинградом, молодые, дисциплинированные — политрук поручился, прошение написал…», — рассказывал отец Кирилл об этом эпизоде своей военной биографии.

Сам же он не мог забыть другое — странную и страшную тишину и трупный запах, делавшие освобожденный Сталинград воистину мертвым городом, вселявшим ужас перед смертью.

«Был апрель, уже пригревало солнце, — вспоминал отец Кирилл в одном из своих телевизионных интервью (эти кадры вошли в документальный фильм «Сталинградское Евангелие Ивана Павлова»).

«Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие! Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение! Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие — у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события».

Когда Господь отнимает разум

В сентябре 1943-го состоялась знаменитая встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), после которой был избран Патриарх, начали открываться храмы и духовные школы, а пастыри возвращались из тюрем.

После этого «в корне изменилось положение на фронте, — вспоминал отец Кирилл. — Даже Жуков в своих мемуарах на это внимание обращает. Он говорит, немецкие генералы в начале войны такие стратегические планы строили, а с 1943-го те же самые генералы стали делать ошибки, ляпсусы, такие, что приходилось только удивляться. А это очень просто: Господь всегда, когда хочет наказать, отнимает разум. Поэтому, когда Господь решил спасти Россию — Он отнял у немецких генералов разум — они стали делать просчеты. А наши умудрились».

Анкета вступающего кандидатом в члены ВКП (б) Ивана Дмитриевича Павлова от 6 февраля 1943 года

Но отношение к верующим бойцам у многих отцов-командиров не изменилось, и отказ от вступления в партию по религиозным соображениям чуть на стоил Ивану Павлову жизни. «Меня мытарили. Вывели в политотдел корпуса, там полковник старый, татарин, меня так чистил — ой! Пугал, такие каверзные вопросы задавал. Потом говорит: «Да ты засиделся… Тамбов тебе?» Говорит старшине: «Завтра 34-я танковая бригада на передовую едет, его — туда, автоматчиком»! Господь спас. Меня старшина наш повел туда. Ну, автоматчик на танке — это, конечно, смерть. А начальник штаба выходит: «За что его к нам? Чем он провинился?» Он говорит: «За религиозные убеждения. Верующий». А тот отвечает: «У нас таких своих полно. Не надо, голубчик, веди его обратно». Отказался», — рассказывал отец Кирилл. Опять Господь уберег.

Автобиография Ивана Павлова из личного дела кандидата в члены ВКП (б)

С Третьим Украинским фронтом он с боями прошел Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию, Украину. А в 1946 году, после демобилизации, пришел поступать в только что открывшийся Богословский институт, будущую Московскую духовную семинарию.

«Глаза спят, а он тебя слушает»

Сохранив в одних боях, Господь призвал Ивана Павлова на новое поле брани: в 1954 году он принял монашеский постриг с именем Кирилл в честь преподобного Кирилла Белозерского (чья память — как особый знак — приходится как раз на 22 июня — день начала Великой Отечественной войны), а потом и сан иеромонаха. И началось его полувековое пастырское служение. Старцем он себя никогда не считал. А на вопрос, есть ли сегодня старцы, отвечал: «Про старцев не знаю, но старики есть».

Читайте также:
Собор Александра Невского в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

«У меня на всю жизнь осталось в памяти, — рассказывает епископ Алексий (Поликарпов),— уже вечер, батюшка сидит на диванчике в келье, а я пришел со своими вопросами, вижу, что он устал, как говорят «смертельно устал», у него открыты глаза, но они уже спят. Глаза спят, а он тебя слушает (…) Его ответы были для нас очень важны — это не только указание направления жизни, но прежде всего важно то, что есть человек, который тебя слушает, которому полностью доверяешь, открываешь все свое сокровенное. Это очень важно, чтобы тебя всегда выслушали».

Отец Кирилл был очень тактичным, всегда немногословным, никогда не повышал голоса. Говорил он очень просто, но слова его побуждали человека действовать, менять свою жизнь. Старец никогда не настаивал на своем, с уважением выслушивал иную точку зрения и мог изменить свою. Да, он мог и отказать в духовном руководстве — тем, кто брал у него благословение, но поступал по-своему. Но никого не осуждал и старался ничем не задеть чужого самолюбия.

Он принимал людей при малейшей возможности. Ложился спать всегда поздно, за полночь или часа в два ночи, а рано утром вставал и до службы опять шел исповедовать — патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов, священников, монахов, семинаристов, мирян…

Ответ начальника отдела хранения Филиала Центрального архива Минобороны РФ (военно-медицинских документов) на запрос о ранении И.Д. Павлова

Мало кто знал о бессонных ночах, о мучительных болезнях и болях, которые ему приходилось переносить — давали себя знать фронтовые раны и застуженные легкие. 13 лет продолжалась его последняя тяжелая болезнь после инсульта — своего рода затвор. Хотя и тогда его духовные чада приезжали — просто постоять рядом, прикоснуться к руке, ни о чем не говоря, ничего уже не спрашивая, не советуясь, а просто радуясь, что он еще здесь, что можно вот так согреться вблизи него. И вспоминать его слова: «Если мы будем жить, подвигая Бога на милость, Бог продлит нам мирное время. А если будем жить так, как сейчас живем и собираем гнев Божий, — то ждите войн и бедствий».

Отец Кирилл умер 20 февраля 2017 года в возрасте 97 лет.

Отпевание и погребение воина Христова состоялось 23 февраля, в День защитника Отечества.

Кирилл Павлов

Среди старцев последних времен выделяется фигура архимандрита Кирилла (Павлова). Полвека батюшка духовно окормлял братию Троице-Сергиевой лавры. Был духовным наставником трех русских патриархов, сменявших друг друга. Приезжающим к нему за советом и помощью людям он открывал целую вселенную духовного мира.

Отец Кирилл прошел большой жизненный путь. Он воевал, начиная от Сталинграда. В послевоенные годы пошел в духовную семинарию, затем в академию, и после в Троице-Сергиеву лавру. Стал духовником не только последней, но и огромного количества духовенства, епископата, в том числе и трех российских патриархов.

Биография старца архимандрита Кирилла (Павлова)

Отец Кирилл, в миру Павлов Иван Дмитриевич, родился в благочестивой крестьянской семье в 1919 году, в деревне Маковские Выселки Рязанской губернии. Позже, став монахом, архимандрит Павлов частенько навещал свои родные места, где покоились его родные, семья. Родительский дом Павловых не сохранился. В родном селе батюшка помог восстановить церковь и колокольню при ней, которые действовали весь период советской власти, не закрываясь и не подвергаясь гонениям.

В раннем детстве, с 12 лет, жил на попечении старшего брата. Тот был неверующим и юного Ивана окружала атеистическая среда, под влиянием которой он и сам отошел от Бога. В далекие 30-е годы, а точнее с 1934 по 1938 гг. молодой Павлов отучился в Касимовском индустриальном техникуме. Закончил его и через год был призван в армию на Дальний Восток. До этого успел поработать технологом на металлургическом заводе.

Военные годы

Тут грянули грозные 40-е гг. в звании лейтенанта участвовал в обороне Сталинграда, воевал в Венгрии, дошел до Австрии. В 1946 году демобилизовался из армии, находясь на тот момент в Венгрии. Ему присвоено звание Героя Советского Союза, много вручено наград, — орденов и медалей, в том числе «За оборону Сталинграда».

В этот тяжелый период И.П. возвратился к отеческой православной вере. Этому способствовали тяжелые условия жизни, близкое присутствие смерти, что заставляло задуматься о смысле и ценности жизни. Ответ на свои наболевшие вопросы будущий духовник всея Руси обрел в Евангелии.

Священную книгу он случайно нашел в разбитом доме, во время взятия Сталинграда в 1943 году. Она увлекла, заинтересовала И. П., который настолько проникся святыми строками, что они стали для него как будто бальзамом для измученной души.

Важно! Батюшка никогда не расставался со своим Евангелием. До самого окончания войны так и проносил в кармане. Оно хранило старца, утешало, а после войны привело в духовную семинарию.

Прямо в военной форме в 1946 году пришел он поступать в духовную семинарию в Москве, в Новодевичьем монастыре. Был допущен к экзаменам и стал с воодушевлением готовиться к ним: учить наизусть псалмы, молитвы, необходимо было знать церковнославянский язык.

Огромное желание получить духовные знания помогло будущему старцу преодолеть все трудности. Ведь он не был приобщен к церковной жизни с детства, жил в неверующей среде. Но экзамены были блестяще сданы. Позднее с таким же успехом И. Павлов закончил духовную академию.

В 1954 году брат Кирилл стал на путь иночества в Троице-Сергиевой лавре. При крещении (рождении) он получил имя Иоанна Богослова, апостола любви, а в монашеском постриге — преп. Кирилла Белозерского.

На него было вначале возложено послушание пономаря, затем казначея, а после и духовника братии лавры, которое он нес до самых своих последних дней. Позже батюшка переехал в Переделкино, где находится Патриаршая Резиденция, так как принял послушание духовника Алексия II. Награжден несколькими церковными наградами, орденами:

  • преп. Сергия Радонежского;
  • св. князя Владимира.
Читайте также:
Бедийский собор: история и адрес храма, как доехать и добраться, архитектура

В 2003 году перенес инсульт. Это прервало его внешние отношения с окружающим миром. Старцу было трудно разговаривать, двигаться. Но не остановило его молитвы за всех нас. Он имел любящее сострадающее сердце, откликающееся на каждую просьбу, любую беду.

Отец Кирилл, превозмогая со смирением собственные страдания и болезни, принимал боль всех скорбящих на себя, отмаливал наши грехи до самых последних дней своей жизни. Он имел фронтовые ранения, перенес несколько хирургических операций.

Последние годы

Последнее время отец Кирилл пребывал в Переделкино. Люди шли к нему за советом в трудных жизненных обстоятельствах. Батюшка был очень внимательным ко всем приходившим к нему. Всегда размышлял, советовал, сочувствовал и молился.

Старец Кирилл был болен и прикован к постели. Но и в немощи своей молился за каждого брата обители. Ведь батюшка помог возродить множество монастырей:

  • Валаамский;
  • Дивеевский;
  • Толгский;
  • Горненский во Иерусалиме.

Духовные чада батюшки также все время чувствовали его духовную поддержку, несмотря на немощи и болезни старца, его неподвижность. Отец Кирилл всегда принимал участие в жизни людей, приходивших к нему за помощью. Батюшка не был чудотворцем. Всегда молился и советовал, как поступить в том или ином случае.

Кончина старца

Умер батюшка в 2017 году, 20 февраля, на 98-м году жизни, находясь долгое время на одре болезни в Переделкино. Прах его покоится в Троице-Сергиевой лавре. Отпевание проходило там же, в Успенском соборе, через три дня, 23 февраля, в день защитника Отечества. Все это время был открыт круглосуточный доступ для верующих к телу почившего батюшки.

Успенский собор не мог вместить всех желающих присутствовать на отпевании, поэтому многие молились на улице. Перед погребением тело отца Кирилла было обнесено вокруг Успенского собора. Старца похоронили на территории лавры за алтарем церкви Святого Духа.

Сочинения и проповеди

Не перечесть всех тех, кто обращался к отцу Кириллу. Он насыщал их сердца радостью и оптимизмом. Число их — вся святая Русь. Батюшка являлся духовником многих архиереев РПЦ, настоятелей (-ьниц) монастырей, монахов и монахинь, а также множества мирян.

К нему приезжали не только из России, но и из многих других стран. Сегодня, с каждым днем, все более ценными становятся воспоминания о встречах с батюшкой, его напутствия и советы.

Наставления батюшки были всегда очень просты, доходчивы, потому что шли не от книг, а диктовались богатым жизненным и духовным опытом. Целью христианской жизни старец называл стяжание Духа Святого, то есть благодати Божьей. Большинство его поучений записано в эпистолярном жанре.

Он писал много писем своим духовным чадам: архиереям, рядовым священнослужителям, монахам, мирянам. Его проповеди собраны в нескольких печатных сборниках, выпущенных под его именем:

  • «Ищите прежде царствия Небесного»;
  • «Время покаяния»;
  • «Похвала Божьей Матери»;
  • «Проповеди».

Старец написал вступление к книге о маршале Жукове, написанной его дочерью Марией Жуковой «Маршал Жуков — мой отец». В 2012 году вышла книга о самом старце Кирилле под редакцией протоиерея В. Кузнецова «Старец архимандрит Кирилл (Павлов)». В ней собраны рассказы очевидцев о знаменитом старце, воспоминания о нем.

Пророчества

Предсказания старца в основном связаны с будущим России. Он предвидел, что до прихода Антихриста, осталось совсем немного времени. Духовные чада и другие верующие его часто спрашивали о природе ИНН, что это и нужно ли этого бояться?

Интересно! Старец считал, что такое явление современной жизни, технического прогресса как ИНН, электронные паспорта еще не являются печатью антихриста. Но это уже первые предвестники грядущих испытаний для всех верующих.

За ними придут новая система учета и контроля над людьми — чипы, вживляемые внутрь тела, под кожу. Такие устройства уже получат доступ к физической системе человека и смогут влиять на его душу (психику), подчиняя ее своему контролю.

Архимандрит Павлов считал, что уже сейчас, на этом этапе, нужно отказаться от принятия новых документов, сохранив возможность пользоваться документами старого образца. Такого права для верующих необходимо добиваться на государственном уровне. Если этого не сделать, в будущем будет намного труднее сохранить верность Богу.

Воспоминания о старце

Кто-то из духовных чад рассказывал о батюшке очень поучительный случай. Отец Кирилл был очень болен и лежал в полузабытьи. Вокруг него стали собираться близкие ему люди. Все пели, молились, но батюшке не становилось лучше. Глаз он не открывал и было принято решение потихоньку расходиться.

Когда духовные чада старца поднялись и начали прощаться, направляясь к выходу, батюшка поднял правую руку и не выходя из состояния полузабытья, с закрытыми глазами, стал благословлять всех, покидающих его келью. Кто-то пересчитал количество крестных знамений, — оно точно совпадало с количеством приходивших к нему посетителей.

Кирилл Павлов – биография, фото, личная жизнь, книги, проповеди, пророчества

Кирилл Павлов: биография

Кирилл (Иван) Павлов – архимандрит, духовник патриарха Алексия II и Троице-Сергиевой лавры. Старец почитаем Русской православной церковью и обществом.


Кирилл Павлов в 2017 году

Осенью 1919 года родился Иван Дмитриевич Павлов. Мужчину сейчас знают как архимандрита Кирилла. Родители священнослужителя происходили из крестьян. Павловы проживали в небольшой деревушке Маковские Выселки, расположенной на территории Рязанской губернии. С детства юноше прививали любовь к вере, к Богу.

В 12 лет родители решили отправить парня в город Касимов, для завершения образования. Все дело в том, что в деревне, где проживали Павловы, отсутствовала семилетняя школа. С Иваном Дмитриевичем поехал и брат, который негативно отзывался о религии. Атеизм в те годы распространялся среди жителей больших городов.


Портрет Кирилла Павлова

В 1934 году Иван Павлов поступил в Касимовский индустриальный техникум. После получения диплома, в 1938 году молодого мужчину принимают на работу на металлургический комбинат, расположенный в городе Катав-Ивановске. Но долго трудиться на предприятии не получилось. Ивана Дмитриевича призвали в армию.

Деревенского парня отправили на Дальний Восток. Армейская служба оказалась непростой для Павлова. Молодой человек прошел Великую Отечественную войну, защищал Сталинград в качестве командующего взвода, вел бои рядом с венгерским озером Балатон. Победу встретил в Австрии. Документы о демобилизации лейтенанта пришли в 1946 году.

Читайте также:
Храм Всемилостивого Спаса: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели


Кирилл Павлов

Биографию Ивана (Кирилла) Павлова следует делить на два этапа: до и после войны. Во время военных действий молодой человек вновь вернулся к вере. По возвращении домой парень принял монашеский постриг. О семье Павлов не забывал. Каждый год приезжал к родственникам в деревню, а позже — в село Маково, где похоронили родителей, сестер и брата.

Странная смерть академика Павлова

Пожалуй, любому русскому человеку прекрасно знакома фамилия Павлов. Великий академик известен как своей жизнью, так и смертью.

Многим знакома история его смерти – в последние часы жизни он призвал своих лучших учеников и на примере своего тела пояснял процессы, происходящие в умирающем теле. Однако существует такая версия, что он был отравлен в 1936 году за свои политические взгляды.

Многие специалисты считают, что Иван Петрович Павлов был величайшим ученым Санкт-Петербурга, уступая разве что Ломоносову. Он был выпускником Петербургского Университета. В 1904 году получил Нобелевскую премию за работу по физиологии пищеварения и кровообращения. Именно он был первым россиянином, ставшим лауреатом этой премии.


Его труды, посвященные физиологии нервной системы, и теория «условных рефлексов» стали известными во всем мире. Внешне он был суров – окладистая борода белого цвета, твердое лицо и довольно смелые высказывания, как в политике, так и в науке. На многие десятилетия именно по его облику многие представляли себе истинного русского ученого. За свою жизнь он получил немало приглашений в наиболее престижные мировые университеты, однако он не захотел уезжать из родной страны.

Даже после того, как отгремела Революция, когда ему, как и многим представителям интеллигенции, жилось довольно сложно, он не согласился покинуть Россию. Его жилище неоднократно подвергалось обыскам, шесть золотых медалей были отобраны, как и Нобелевская премия, которая хранилась в российском банке. Но больше всего оскорбило ученого не это, а наглое высказывание Бухарина, в котором он называл профессоров разбойниками. Павлов возмутился: «Это я-то разбойник?»

Были и такие моменты, когда Павлов чуть не умер от голода. Именно в это время великого академика посетил его знакомый писатель-фантаст из Англии – Герберт Уэллс. И увидев быт академика, он был просто в ужасе. Угол кабинета гения, получившего Нобелевскую премию, был завален репой и картошкой, которую он выращивал вместе с учениками, чтобы не умереть от голода.

Однако со временем ситуация изменилась. Ленин лично раздал указания, по которым Павлов стал получать усиленный академический паек. Кроме того, для него были созданы нормальные коммунальные условия.

Но даже после всех тягот, Павлов не захотел бросать своей страны! Хотя такая возможность у него была – ему разрешалось бывать за границей. Так он побывал в Англии, Франции, Финляндии, США.

Павлов регулярно посещал церковь, хотя официальная политика партии вполне прозрачно намекала, что это небезопасно. Не боялся академик и креститься на улице, что вызывало немалую панику среди его знакомых. Сам же он регулярно посещал Знаменскую церковь. За это он был подвержен даже насмешкам. Недалекие люди сочиняли про гения анекдоты.

Не менее известным фактом, чего его религиозность, были и его утверждения о том, что средний человек не проживает и половины отпущенного ему срока.

Павлов вообще отличался прекрасным здоровьем, болезни будто бы обходили его стороной. Сам же он лишь смеялся и говорил, что достаточно держаться подальше от стрессов и отказаться от курения, чтобы прожить не меньше века. Кроме того, он утверждал, что человек легко может прожить полтора века! Увы, сам он скончался когда ему было 87 лет. Причем его смерть была довольно загадочной.

О смерти академика Павлова ходит не меньше слухов, чем о его жизни. Но и достоверной информации достаточно, чтобы воссоздать последние часы жизни гения.

Он провел их так же, как и Сократ. Однако если тот принял яд, после чего просто беседовал с товарищами, то Павлов и своей смертью решил принести пользу обществу и науке. Чувствуя постоянное недомогание, он решил пригласить своих учеников. После этого он негромко, но внятно пояснял им, какие же процессы идут в его теле. Он говорил, чтобы они потрогали его уже похолодевшие руки и подробно рассказывал что это начинается трупной окоченение. Так и закончилась его жизнь, в окружении внимательно слушающих его студентов.

Как раз в момент этой «лекции» в дверь постучал посетитель, имя которого неизвестно. Но его не впустили, мотивировав это словами: «Академик занят. Он умирает».

Сказать что смерть немолодого, но очень крепкого академика удивила многих, значит не сказать ничего. Пронеслась целая волна слухов о том, что это было убийством. Кстати, многие связывают это с деятельностью Ягоды, который уже тогда имел знаменитую «лабораторию ядов», которые использовались чтобы ликвидировать политических противников.

Основной причиной для этого считают публичные высказывания академика, которые он не желал скрывать – направленные против власти Советов. Именно он был одним из очень немногих граждан в стране, из числа тех, кто не боялся в открытую выступать в защиту людей, подвергшихся несправедливым репрессиям. Ходят слухи и о том, что сторонники Зиновьева, правящего в Петрограде, не раз в открытую угрожали ученому.

Но не оставил академик любимый город и после смерти. Немало старожилов рассказывали, что им приходилось встретиться с призраком академика уже после его смерти. Он бродил неподалеку от Знаменской церкви до самого её разрушения. В книге «Призраки Северной столицы» писателя Синдаловского рассказывается случай, когда призрака Павлова заметили и в самой церкви. Свидетельница видела точного двойника академика, спускавшегося с клироса, держа в руках большую церковную книгу. Он удивительно напоминал Павлова – одинаковое телосложение, лицо и даже борода выглядела точно также. Имелось лишь одно отличие – Павлов хромал после того, как сломал ногу. Двойник же шел ровно и без хромоты.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Туле: история и адрес, описание, святыни

Именно после этого случая было замечено немало и других прецедентов, когда призрак академика Павлова был замечен в этих местах.

Монашество и служение

Отец Кирилл отправился в семинарию сразу после армии. Приехав в Москву, мужчина уточнил у служителей Елоховского собора, где располагается духовное заведение. Оказалось, что ближайший объект находится в Новодевичьем монастыре.


Кирилл Павлов в молодости

В военной форме Кирилл Павлов отправился в семинарию. Отец Сергей Савинских с распростертыми объятиями принял нового служителя и предложил изучить программу испытаний. Завершив обучение в Московской духовной семинарии, приступает к учебе в Московской духовной академии. По официальным данным, архимандрит выпустился в 1954 году.

В августе того же года принял постриг в Троице-Сергиевой лавре. Служил пономарем. Через 16 лет получил назначение на должность казначея. А в 1965 году стал духовником монашеской братии. Тогда же Кирилла Павлова возвели в сан архимандрита.

Артист, благородный артист Умер Виктор Павлов

В Москве в возрасте 65 лет скончался артист Виктор Павлович Павлов. Весной 2006 года он перенес инсульт, но причиной его смерти стал инфаркт. Он сыграл десятки ролей в театре — от Шута в шекспировском «Лире» до Счастливцева в «Лесе» Островского. В кино и на ТВ он успел много больше, снявшись в 130 картинах. В числе его самых ярких персонажей — Левченко в «Место встречи изменить нельзя», Мирон Осадчий в «Адъютанте его превосходительства», студент Дуб в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика».

Виктор Павлов родился в Москве 6 октября 1940 года в семье врача и инженера. Отец будущего актера, сам страстный любитель театра, рано приохотил сына к спектаклям. Школьником Павлов играл в любительских постановках, а в 1959 году он поступил в Щепкинское училище, где учился вместе с Олегом Далем, Виталием Соломиным и Михаилом Кононовым. Курс вел артист Малого театра Николай Александрович Анненков.

Еще в училище Павлов сыграл небольшие роли в знаменитых фильмах Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» и Станислава Ростоцкого «На семи ветрах». Яркого характерного актера запомнили и стали приглашать в кино раз за разом. В 1965-ом он появился у Леонида Гайдая в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика», а в 1967-ом — в телевизионной ленте Евгения Ташкова «Майор Вихрь».

Когда в середине учебы в Щепкинском у Павлова вдруг пропал голос, он бросился учиться на гримера: «Думал, если из артистов выгонят, останусь при театре… Без театра жизнь не представлял».

В 1960-х Павлов служил в трех театрах — начал с «Современника», затем перешел в Театр имени Ермоловой, а в 1969 году оказался в Театре имени Маяковского. Он был занят в пьесах Островского («Лес»), Пристли («Время и семья Конвей»), Вассермана («Человек из Ламанчи») и других. Сам актер очень любил роль Санчо Пансы.

Виктор Павлов. Фото с сайта Малого театра

В 1970-х Павлов продолжал успешно делить время и талант между сценой и кино. До 1977-го он служил в театре Маяковского, затем перешел в Малый, где проработал по 1985-ый и куда вернулся в 1990-м, чтобы остаться там до конца жизни. Он называл его «своим любимым театром». На этих подмостках ему удалось сыграть Шута в «Короле Лире», Репетилова и Загорецкого в «Горе от ума». Он обладал ярким трагикомическим дарованием, как раз таким, которое необходимо как воздух для пьес Островского. Отсюда и его замечательные роли — Счастливцева в «Лесе», Ашметьева в «Дикарке», Грабоедова в «Горячем сердце».

Не было года, чтобы Виктор Павлов не появился в каком-нибудь ярком фильме. Кроме уже упоминавшегося выше «Адъютанта его превосходительства», его запомнили по ролям в «Проверке на дорогах» Алексея Германа, «Здравствуй и прощай» Виталия Мельникова, «Дневнике директора школы» Бориса Фрумина, «Уходя — уходи» Виктора Трегубовича, «О бедном гусаре замолвите слово» Эльдара Рязанова.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» с сайта wikipedia.org

В 1979 году на телеэкраны вышел один из самых удачных телефильмов за всю историю СССР — «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина, в котором Виктору Павлову довелось сыграть благородного бандита Левченко. После этой роли актера запомнила, наверное, вся страна.

В последние двадцать пять лет жизни Павлов оставался очень востребован. Его можно было видеть чуть ли не во всех главных кино- и телепроектах — от популярной в 80-е картины Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие» до «Гардемаринов» Светланы Дружининой. Его охотно брали к себе режиссеры младшего поколения, например, Дмитрий Месхиев (Виктор Павлович появлялся у него в «Гамбринусе» и в «Циниках»). Он играл у Михаила Пташука («В августе 44-го») и у Владимира Меньшова в «Зависти богов», в «ДМБ» у Романа Качанова и в «Бригаде» Алексея Сидорова. Этот спокойный и обаятельный артист, всегда больше любивший театр, чем фильмы, тем не менее сорок лет олицетворял наш кинематограф. Без него в картинах оставались бы настоящие дыры, без него история советского и российского кино была бы прискорбно пресной.

Духовник патриарха

Вскоре Кирилл Павлов вынужден был переехать в Переделкино. Такие изменения в жизни архимандрита произошли из-за назначения на должность духовника патриарха Алексия II. Несмотря на это, старец посещал лавру для духовных наставлений монахов.


Кирилл Павлов в Троице-Сергиевой лавре

Духовника наградили орденами Святого Князя Владимира и Преподобного Сергия Радонежского. Павлов предпочитал в свободное время писать проповеди и поучения. Молодые монахи, которые принимали постриг в Троице-Сергиевой лавре, учились у архимандрита любви к Богу.

Смерть

В декабре 2003 года у старца диагностировали инсульт. Пожилого мужчину парализовало, из-за чего возможности передвигаться или разговаривать архимандрит был лишен. Наместник Свято-Данилова монастыря Алексий заявил, что здоровье Кирилла Павлова значительно ухудшилось, но мужчина продолжает молиться.


Похороны Кирилла Павлова

В течение 14 лет старец боролся с недугом, но пожилой возраст взял верх. 20 февраля 2021 года сделали официальное заявление, в котором значилось, что архимандрит Кирилл Павлов скончался после продолжительной болезни. Это случилось в Патриаршей резиденции, которая находится в Переделкино. Похороны духовника прошли в Троице-Сергиевой лавре.

Читайте также:
Храм Смоленской Божией Матери в Санкт-Петербург: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Умирать не страшно

В конце 2003 года, в декабре-месяце, произошла большая трагедия: у архимандрита Кирилла Павлова случился инсульт. Его тело было парализовано. Старец был лишен возможности передвигаться и хоть немножко разговаривать. Но Кирилл Павлов продолжал молиться. Еле шевеля губами, невнятно произнося слова, он молился.

На четырнадцать лет затянулась борьба с болезнью. И все же она победила: 20 февраля 2021 года старец скончался в возрасте 97 лет.

Все это происходило в Переделкино. В Троице-Сергиевой лавре прошли похороны.

Память

Эпистолярный жанр старец не обходил стороной. В списке произведений отца Кирилла несколько книг, в том числе «О смысле жизни». В труде отразились мысли и наставления архимандрита, ответы на вечные вопросы. В книге «Проповеди» старец рассказал о жизненном пути, стремлениях, Великой Отечественной войне.

Духовник постоянно писал. Павлов отправлял письма, содержащие назидания, наставления и поздравления, знакомым архиереям, мирянам, священникам и малознакомым гражданам. Нередко старец делал пророчества и предсказания. Кирилл считал, что к власти в России придет Антихрист, который принесет немыслимые испытания стране.

На фото архимандрит предстает умудренным опытом мужчиной. Из постоянных атрибутов у старца присутствовала длинная седая борода. Кирилл Павлов был общительным человеком. Дружил с монахами, политиками, военнослужащими. О жизни духовника сняли фильмы. В их числе – «Старцы. Архимандрит Кирилл (Павлов)», транслируемый на телеканале «Культура».

Кирилл Павлов

Биография

Кирилл (Иван) Павлов – архимандрит, духовник патриарха Алексия II и Троице-Сергиевой лавры. Старец почитаем Русской православной церковью и обществом.

Кирилл Павлов в 2017 году

Осенью 1919 года родился Иван Дмитриевич Павлов. Мужчину сейчас знают как архимандрита Кирилла. Родители священнослужителя происходили из крестьян. Павловы проживали в небольшой деревушке Маковские Выселки, расположенной на территории Рязанской губернии. С детства юноше прививали любовь к вере, к Богу.

В 12 лет родители решили отправить парня в город Касимов, для завершения образования. Все дело в том, что в деревне, где проживали Павловы, отсутствовала семилетняя школа. С Иваном Дмитриевичем поехал и брат, который негативно отзывался о религии. Атеизм в те годы распространялся среди жителей больших городов.

Портрет Кирилла Павлова

В 1934 году Иван Павлов поступил в Касимовский индустриальный техникум. После получения диплома, в 1938 году молодого мужчину принимают на работу на металлургический комбинат, расположенный в городе Катав-Ивановске. Но долго трудиться на предприятии не получилось. Ивана Дмитриевича призвали в армию.

Деревенского парня отправили на Дальний Восток. Армейская служба оказалась непростой для Павлова. Молодой человек прошел Великую Отечественную войну, защищал Сталинград в качестве командующего взвода, вел бои рядом с венгерским озером Балатон. Победу встретил в Австрии. Документы о демобилизации лейтенанта пришли в 1946 году.

Кирилл Павлов

Биографию Ивана (Кирилла) Павлова следует делить на два этапа: до и после войны. Во время военных действий молодой человек вновь вернулся к вере. По возвращении домой парень принял монашеский постриг. О семье Павлов не забывал. Каждый год приезжал к родственникам в деревню, а позже – в село Маково, где похоронили родителей, сестер и брата.

Монашество и служение

Отец Кирилл отправился в семинарию сразу после армии. Приехав в Москву, мужчина уточнил у служителей Елоховского собора, где располагается духовное заведение. Оказалось, что ближайший объект находится в Новодевичьем монастыре.

Кирилл Павлов в молодости

В военной форме Кирилл Павлов отправился в семинарию. Отец Сергей Савинских с распростертыми объятиями принял нового служителя и предложил изучить программу испытаний. Завершив обучение в Московской духовной семинарии, приступает к учебе в Московской духовной академии. По официальным данным, архимандрит выпустился в 1954 году.

В августе того же года принял постриг в Троице-Сергиевой лавре. Служил пономарем. Через 16 лет получил назначение на должность казначея. А в 1965 году стал духовником монашеской братии. Тогда же Кирилла Павлова возвели в сан архимандрита.

Духовник патриарха

Вскоре Кирилл Павлов вынужден был переехать в Переделкино. Такие изменения в жизни архимандрита произошли из-за назначения на должность духовника патриарха Алексия II. Несмотря на это, старец посещал лавру для духовных наставлений монахов.

Кирилл Павлов в Троице-Сергиевой лавре

Духовника наградили орденами Святого Князя Владимира и Преподобного Сергия Радонежского. Павлов предпочитал в свободное время писать проповеди и поучения. Молодые монахи, которые принимали постриг в Троице-Сергиевой лавре, учились у архимандрита любви к Богу.

Личная жизнь

Архимандрит Кирилл (Павлов) не состоял в браке, так как в соответствии с православными законами старцы не могут иметь семью. Всю свою жизнь он посвящал служению Русской церкви.

Смерть

В декабре 2003 года у старца диагностировали инсульт. Пожилого мужчину парализовало, из-за чего возможности передвигаться или разговаривать архимандрит был лишен. Наместник Свято-Данилова монастыря Алексий заявил, что здоровье Кирилла Павлова значительно ухудшилось, но мужчина продолжает молиться.

Похороны Кирилла Павлова

В течение 14 лет старец боролся с недугом, но пожилой возраст взял верх. 20 февраля 2017 года сделали официальное заявление, в котором значилось, что архимандрит Кирилл Павлов скончался после продолжительной болезни. Это случилось в Патриаршей резиденции, которая находится в Переделкино. Похороны духовника прошли в Троице-Сергиевой лавре.

Память

Эпистолярный жанр старец не обходил стороной. В списке произведений отца Кирилла несколько книг, в том числе «О смысле жизни». В труде отразились мысли и наставления архимандрита, ответы на вечные вопросы. В книге «Проповеди» старец рассказал о жизненном пути, стремлениях, Великой Отечественной войне.

Духовник постоянно писал. Павлов отправлял письма, содержащие назидания, наставления и поздравления, знакомым архиереям, мирянам, священникам и малознакомым гражданам. Нередко старец делал пророчества и предсказания. Кирилл считал, что к власти в России придет Антихрист, который принесет немыслимые испытания стране.

На фото архимандрит предстает умудренным опытом мужчиной. Из постоянных атрибутов у старца присутствовала длинная седая борода. Кирилл Павлов был общительным человеком. Дружил с монахами, политиками, военнослужащими. О жизни духовника сняли фильмы. В их числе – «Старцы. Архимандрит Кирилл (Павлов)», транслируемый на телеканале «Культура».

Кирилл Павлов – биография, фото, личная жизнь, книги, проповеди, пророчества

Кирилл Павлов: биография

Кирилл (Иван) Павлов – архимандрит, духовник патриарха Алексия II и Троице-Сергиевой лавры. Старец почитаем Русской православной церковью и обществом.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели


Кирилл Павлов в 2017 году

Осенью 1919 года родился Иван Дмитриевич Павлов. Мужчину сейчас знают как архимандрита Кирилла. Родители священнослужителя происходили из крестьян. Павловы проживали в небольшой деревушке Маковские Выселки, расположенной на территории Рязанской губернии. С детства юноше прививали любовь к вере, к Богу.

В 12 лет родители решили отправить парня в город Касимов, для завершения образования. Все дело в том, что в деревне, где проживали Павловы, отсутствовала семилетняя школа. С Иваном Дмитриевичем поехал и брат, который негативно отзывался о религии. Атеизм в те годы распространялся среди жителей больших городов.


Портрет Кирилла Павлова

В 1934 году Иван Павлов поступил в Касимовский индустриальный техникум. После получения диплома, в 1938 году молодого мужчину принимают на работу на металлургический комбинат, расположенный в городе Катав-Ивановске. Но долго трудиться на предприятии не получилось. Ивана Дмитриевича призвали в армию.

Деревенского парня отправили на Дальний Восток. Армейская служба оказалась непростой для Павлова. Молодой человек прошел Великую Отечественную войну, защищал Сталинград в качестве командующего взвода, вел бои рядом с венгерским озером Балатон. Победу встретил в Австрии. Документы о демобилизации лейтенанта пришли в 1946 году.


Кирилл Павлов

Биографию Ивана (Кирилла) Павлова следует делить на два этапа: до и после войны. Во время военных действий молодой человек вновь вернулся к вере. По возвращении домой парень принял монашеский постриг. О семье Павлов не забывал. Каждый год приезжал к родственникам в деревню, а позже — в село Маково, где похоронили родителей, сестер и брата.

«Однажды среди развалин я поднял из мусора книгу»

Зимой 1942-1943 года почти два месяца бойцы 254 танковой бригады лежали в обороне в снежных окопах и траншеях. Отец Кирилл вспоминал: «Два метра снег. Вкапывались лишь на метр, так и мерзли, закутавшись в шинели, да еще в трофейные, немецкие. Еду подвозили только ночью, остывшую, мерзлую. Как выжили. Чудом Божиим!».

В боевой характеристике красноармейца Павлова говорится о его подвиге у деревни Цыбенко (он был подносчиком мин и «своевременно обеспечивал расчет, который уничтожил до 90 солдат и офицеров противника, 3 немецких миномета, 4 автоматчика»). 6 февраля 1943 года за боевые заслуги его даже приняли кандидатом в члены ВКП (б) (об этом свидетельствует его личное дело, обнаруженное летом 2019 года в ЦА Минобороны в Подольске).


Личное дело по приему красноармейца Ивана Павлова в партию в феврале 1943 года

«Не мог отделаться, защитить себя, мотивировку найти… Они наметили нас пять человек — дескать, победили под Сталинградом, молодые, дисциплинированные — политрук поручился, прошение написал…», — рассказывал отец Кирилл об этом эпизоде своей военной биографии.

Сам же он не мог забыть другое — странную и страшную тишину и трупный запах, делавшие освобожденный Сталинград воистину мертвым городом, вселявшим ужас перед смертью.

«Был апрель, уже пригревало солнце, — вспоминал отец Кирилл в одном из своих телевизионных интервью (эти кадры вошли в документальный фильм «Сталинградское Евангелие Ивана Павлова»).

«Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие! Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение! Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие — у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события».


Монашество и служение

Отец Кирилл отправился в семинарию сразу после армии. Приехав в Москву, мужчина уточнил у служителей Елоховского собора, где располагается духовное заведение. Оказалось, что ближайший объект находится в Новодевичьем монастыре.


Кирилл Павлов в молодости

В военной форме Кирилл Павлов отправился в семинарию. Отец Сергей Савинских с распростертыми объятиями принял нового служителя и предложил изучить программу испытаний. Завершив обучение в Московской духовной семинарии, приступает к учебе в Московской духовной академии. По официальным данным, архимандрит выпустился в 1954 году.

В августе того же года принял постриг в Троице-Сергиевой лавре. Служил пономарем. Через 16 лет получил назначение на должность казначея. А в 1965 году стал духовником монашеской братии. Тогда же Кирилла Павлова возвели в сан архимандрита.

Духовник патриарха

Вскоре Кирилл Павлов вынужден был переехать в Переделкино. Такие изменения в жизни архимандрита произошли из-за назначения на должность духовника патриарха Алексия II. Несмотря на это, старец посещал лавру для духовных наставлений монахов.


Кирилл Павлов в Троице-Сергиевой лавре

Духовника наградили орденами Святого Князя Владимира и Преподобного Сергия Радонежского. Павлов предпочитал в свободное время писать проповеди и поучения. Молодые монахи, которые принимали постриг в Троице-Сергиевой лавре, учились у архимандрита любви к Богу.

Свобода приходит к кротким


Фото В.Корнюшина с сайта pravoslavie.ru

Беседы с отцом Кириллом оставили глубокий след в памяти всех, кому довелось с ним общаться. Симеон Афонский поделился некоторыми высказываниями старца:

«Заповеди Святого Евангелия являются опорой для просвещения сердца и его разумения… Но евангельская свобода приходит к кроткой и смиренной душе, которая не кичится полученным Божественным даром, когда человек прекращает занимать себя построениями своего эгоистического ума и освобождается от густой сети дьявольских помышлений.

Такой человек радуется, именно радуется, истинной радостью.

Чему же он радуется? Спасению других — и без корысти обращает все силы на помощь ближним словом и делом, а больше всего – молитвой».

«Спасение как начинается? Когда в душе возникает стыд и сильное укорение даже за самый малый дурной проступок и даже помысел. Хочешь возлюбить Христа? Побеждай до конца страсти! Что такое страсти? Та же самая тюрьма. Да что там, хуже любой тюрьмы! Из человеческой тюрьмы выпускают, когда срок окончится. А тюрьма страстей — бессрочная, у нее сроков нет! Может душу навечно упрятать…»

Читайте также:
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Смерть

В декабре 2003 года у старца диагностировали инсульт. Пожилого мужчину парализовало, из-за чего возможности передвигаться или разговаривать архимандрит был лишен. Наместник Свято-Данилова монастыря Алексий заявил, что здоровье Кирилла Павлова значительно ухудшилось, но мужчина продолжает молиться.


Похороны Кирилла Павлова

В течение 14 лет старец боролся с недугом, но пожилой возраст взял верх. 20 февраля 2021 года сделали официальное заявление, в котором значилось, что архимандрит Кирилл Павлов скончался после продолжительной болезни. Это случилось в Патриаршей резиденции, которая находится в Переделкино. Похороны духовника прошли в Троице-Сергиевой лавре.

Почему наша жизнь не выстраивается


Фото с сайта stsl.ru

В книге «Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире» собраны тексты проповедей архимандрита Кирилла (Павлова). Вот некоторые цитаты:

«В земной нашей жизни немало бывает бед и несчастий у каждого из нас. То постигают нас болезни, то злые и коварные люди наносят нам какой-либо вред и чем-либо обижают нас. При всех подобных несчастьях мы глубоко скорбим и молим Бога об избавлении от них.

Но бывает, и очень нередко, что Бог не внемлет, по-видимому, мольбам нашим: обстоятельства наши не только не улучшаются, но иногда и еще более и более ухудшаются.

В таком положении мы часто охладеваем к молитве, оставляем ее, иногда даже и ропщем на свою судьбу и говорим: «Да чем же мы хуже других, живущих в благоденствии и счастье?» Как мы должны поступать, когда Бог не внемлет, по-видимому, нашим мольбам, хороший урок преподает нам упоминаемая в Евангелии язычница, жена хананейская.

Она не переставала просить, неотступно умоляла о помощи. Чем же это кончилось? Молитва матери была услышана: дочь ее немедленно выздоровела».

«Мы удивительно легкомысленно, и подчас даже преступно, относимся к устроению своей жизни. Ведь любой строитель не приступит к постройке здания прежде, нежели сделает необходимые расчеты, составит сметы и произведет другие подготовительные действия. Никакой каменщик не положит ряд кирпичей, если он прежде их не вымеряет. А мы сплошь и рядом устраиваем свою жизнь так, что нисколько не задумываемся ни над какими вопросами, имеющими смысл и значение для нас.

Мы не имеем никакой меры для оценки правильного течения нашей жизни. Поэтому получается, что наши жизненные постройки очень часто терпят крушение и под своими развалинами тяжко ломают нас. И это будет свершаться, мы этой ломки и сокрушения не избежим, потому что мы пренебрегаем единственно истинным и правильным путем, показанным нам Господом в Своем Евангельском учении».

«Не проходит дня, чтобы мы перед зеркалом несколько раз не посмотрели на себя: чиста ли наша одежда или не запачкано ли наше лицо. Тем не менее годами, а, может быть, даже и во всю жизнь мы никогда не проверяем опрятность и чистоту нашей души, противопоставив себе как зеркало совершенный образ Христа Спасителя, запечатленный нам в Евангелии».

Память

Эпистолярный жанр старец не обходил стороной. В списке произведений отца Кирилла несколько книг, в том числе «О смысле жизни». В труде отразились мысли и наставления архимандрита, ответы на вечные вопросы. В книге «Проповеди» старец рассказал о жизненном пути, стремлениях, Великой Отечественной войне.

Духовник постоянно писал. Павлов отправлял письма, содержащие назидания, наставления и поздравления, знакомым архиереям, мирянам, священникам и малознакомым гражданам. Нередко старец делал пророчества и предсказания. Кирилл считал, что к власти в России придет Антихрист, который принесет немыслимые испытания стране.

На фото архимандрит предстает умудренным опытом мужчиной. Из постоянных атрибутов у старца присутствовала длинная седая борода. Кирилл Павлов был общительным человеком. Дружил с монахами, политиками, военнослужащими. О жизни духовника сняли фильмы. В их числе – «Старцы. Архимандрит Кирилл (Павлов)», транслируемый на телеканале «Культура».

Он отстаивал собственную «обыкновенность»


Фото с сайта stsl.ru

«Рядом с ним у тебя всегда было право на ошибку, — пишет в своей книге «Тихий свет подлинности» инокиня Евфимия (Аксаментова), —

Мало того, у тебя было право иметь собственное мнение.

Несогласие не вызывало у отца Кирилла ни недоумения, ни огорчения (огорчения он, по крайней мере, не показывал). Он с интересом и уважением выслушивал иную точку зрения и, если убеждался в ее обоснованности, мог изменить свою.

Отец Кирилл никогда не доминировал и никому не навязывал своих представлений о жизни.

Выслушав вопрошавшего, неспешно расспросив о подробностях дела, он деликатно предлагал свой вариант решения проблемы, а дальше — наше право выбирать. Жизнь сама открывала впоследствии, что его совет был единственно верным.

Отец Кирилл относился к человеку предельно бережно, взвешивал каждое свое слово, чтобы не задеть чужого самолюбия, не поранить немощную душу.

А на ошибку он — не то что грубо не указывал, но вообще делал вид, что ничего не происходит. Давал человеку возможность самому разобраться в заблуждении. Недаром один из его любимых фрагментов «Отечника» — история с Пименом Великим, не обличившим дремавшего на клиросе во время службы брата, но давшим ему спокойно отдохнуть.

Его умение предпочитать ученичество учительству, послушничество начальствованию поражало до глубины души.

Другое дело, что нам самим следовало иной раз догадаться — не столько делиться с ним своими соображениями, сколько помолчать в его присутствии. Пользы от этого было несравненно больше».

По ее словам, «единственное право, которое решительно оставлял за собою отец Кирилл, — это право отстаивать собственную обыкновенность, незначительность… Не думаю, что кто-то вспомнит хотя бы одно его откровение о случаях сверхъестественной ему помощи, о небесных знамениях и чудесных явлениях — всего того необычайного, что могло поставить батюшку в исключительное положение среди людей».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: