Храм Рождества Христова в Измайлово: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Рождества Христова в Измайлово

Храм Рождества Христова в Измайлове [1] , Преображенского благочиния Московской епархии. Церковь освящёна в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово.

Содержание

Архитектура и иконостас

Храм является памятником архитектуры. Построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви. Имеет три яруса кокошников и пять глав. В конце XVII в. пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII в. барочная колокольня и паперть. Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678. В 1735 по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX в. иконостасы и киоты украшены резьбой.

Почитаемые иконы

В церкви с 1804 г. находится почитающийся как чудотворный Измайловский список Божией матери «Иерусалимская» (почитание с 1771 г., в связи с событиями московской эпидемии чумы и Чумного бунта; в память об этих событиях летом отмечается второе престольное празднество храма). В 1854—1927 икона находилась в Покровском соборе Измайлова, ныне хранится в южном приделе храма. Сам список выполнен, по одним данным, в Оружейной палате Кремля в 1649 году, по другим — в 1670-е годы для дворцовой церкви царевича Иоасафа. В церкви имеется ряд других почитаемых икон: Владимирская с частицей мощей апостола Фомы, иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), иконы Иоасафа Белгородского и мученика Трифона с частицами мощей.

Имущество церкви дважды подвергалось серьёзному разграблению: в войну 1812 года (когда в Измайлове стояли французы) и после революции.

Современная история

В годы Советской власти церковь непрерывно оставалась действующей. В 1935-1937 в церкви служил протоиерей Павел Ансимов, расстрелянный в 1937 г. и канонизированный в 2005 г. как священномученик. В 1940-е в церкви служил будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (в октябре 1945 здесь он был рукоположен во иерея), в 1950 арестованный за активную проповедническую деятельность; впоследствии архимандрит Иоанн присылал иконы в подарок «колыбели своего священнического служения». В те же годы практику чтеца в храме проходил будущий протоиерей Н. А. Голубцов. В день Иерусалимской иконы (12 (25) октября) в храме служили патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II.

Современный адрес: 105122, Измайловский проезд, д. 28, телефон 164-28-77. Настоятель (с 1982) — митрофорный протоиерей Леонид Ролдугин, благочинный Преображенского округа.

Рядом с церковью — Измайловское кладбище, где похоронены многие священники, служившие в церкви (ныне захоронения не производятся). При храме имеется воскресная школа и детский хор.

Ссылки

  1. Употребляется также несклоняемый вариант — «в Измайлово»; на сайте Московской патриархии и в публикациях храма используется склоняемый.

Древние сохранившиеся: Рождества Христова (1676), при церкви Измайловское кладбище • Покрова Богородицы (1678)
Уничтоженная: Царевича Иоасафа (1678)
Новые: Казанской (Песчанской) иконы ( 2001) • Святителя Николая (Кремль) (2004) • Святителя Николая (Центр им. Пирогова) ( 2005)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Храм Рождества Христова (Липецк)
  • Храм Сатурна (Римский форум)

Полезное

Смотреть что такое “Храм Рождества Христова в Измайлово” в других словарях:

Храм Рождества Христова в Измайлове — Православный храм Храм Рождества Христова в Измайлове … Википедия

Храм Рождества Христова — Христианские храмы и церкви, названные во имя Рождества Иисуса Христа, празднуемого 25 декабря (по юлианскому либо григорианскому календарю, в зависимости от церкви). Содержание 1 Израиль (Палестина) 2 Болгария … Википедия

Храм Покрова Богородицы в Измайлово — Храм Покрова Богородицы Храм Покрова Богородицы в Измайлове находится на острове на Серебряно Виноградном пруду. Памятник архитектуры XVII в., строился для царской усадьбы Измайлово при царях Алексее Михайловиче и Фёдоре Алексеевиче. Освящён в… … Википедия

Храм Воскресения Христова в Сокольниках — У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Воскресения Христова. Православный храм Храм Воскресения Христова в Сокольниках … Википедия

Храм Воскресения Христова в Кадашах — У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Воскресения Христова. Православный храм Храм Воскресения Христова в Кадашах … Википедия

Храм Рождества Богородицы в Путинках — Православный храм Храм Рождества Богородицы в Путинках Город Москва … Википедия

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском — Православный храм Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском … Википедия

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове — Православный храм Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове Страна Россия … Википедия

Церковь Рождества Христова — Христианские храмы и церкви, названные во имя Рождества Иисуса Христа, празднуемого 25 декабря (по юлианскому либо григорианскому календарю, в зависимости от церкви). Содержание 1 Израиль (Палестина) 2 Болгария … Википедия

Храм Святого Владимира в Старых Садех — Православный храм Храм Святого князя Владимира в Старых Садех … Википедия

Храм Рождества Христова в Измайлово

Храм Рождества́ Христо́ва в Изма́йлове — православный храм Рождественского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры [1] .

Храм расположен в районе Измайлово Восточного административного округа города Москвы, освящён в честь Рождества Христова — одного из главных христианских праздников. Церковь освящена в конце 1678 — начале 1679 года патриархом Иоакимом [2] , являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово.

Содержание

  • 1 Архитектура и иконостас
  • 2 Почитаемые иконы
  • 3 История
  • 4 Современное состояние
  • 5 Фотографии
  • 6 Духовенство
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Архитектура и иконостас

Храм является памятником архитектуры. Построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви. Имеет три яруса кокошников и пять глав. С севера и с юга к главному объему храма примыкают одноглавые кубические приделы. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть.

Читайте также:
Храмы Курска: церкви и монастыри, адреса и телефоны

Композиция храма симметрична, объём состоит из бесстолпного двусветного четверика, боковых приделов с главками (в честь Казанской иконы Божьей Матери и святого Николая) и двустолпной трапезной. Пространство внутри храма объединено с пространством приделов при помощи широких, во всю ширину боковых стен, арочных проёмов, что необычно для храмов XVII века [3] .

Декор фасадов включает сложный венчающий карниз, спаренные угловые колонки, пышные оконные наличники со стрельчатыми кокошниками, перспективные порталы с «дыньками». Оформление колокольни характерно для архитектуры барокко петровского времени и включает обработку стен рустом, люкарны, овальные окна, обрамлённые волютами [3] .

Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678 году. В 1735 году по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.

Почитаемые иконы

В церкви с 1804 года находится почитающийся как чудотворный Измайловский список иконы Божией Матери «Иерусалимская» (почитание с 1771 года, в связи с событиями московской эпидемии чумы и Чумного бунта; в память об этих событиях летом отмечается второе престольное празднество храма). В 1854—1927 годах икона находилась в Покровском соборе Измайлова, ныне хранится в южном приделе храма. Сам список выполнен, по одним данным, в Оружейной палате Кремля в 1649 году, по другим — в 1670-е годы для дворцовой церкви царевича Иоасафа. В церкви имеется ряд других почитаемых икон: Владимирская с частицей мощей апостола Фомы, иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), иконы Иоасафа Белгородского и мученика Трифона с частицами мощей.

Имущество церкви дважды подвергалось серьёзному разграблению: в войну 1812 года (когда в Измайлове стояли французы) и после революции.

История

История церкви началась с появлением Новой слободы села Измайлова, куда, для строительства и обслуживания царской резиденции, переселили крестьян из Костромского, Валдайского, Переяславского, Алаторского и других уездов. Находилась Новая слобода в районе современных Никитинской, 3-й Прядильной улиц и Измайловского проезда [4] .

В годы Советской власти церковь непрерывно оставалась действующей. В 1935—1937 годах в церкви служил протоиерей Павел Ансимов, расстрелянный в 1937 году и канонизированный в 2005 году как священномученик. В 1940-х в церкви служил будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (в октябре 1945 года здесь он был рукоположён во иерея), в 1950 году арестованный за активную проповедническую деятельность; впоследствии архимандрит Иоанн присылал иконы в подарок «колыбели своего священнического служения». В те же годы практику чтеца в храме проходил будущий протоиерей Николай Голубцов. В день Иерусалимской иконы (12 (25) октября) в храме служили патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II.

Современное состояние

Настоятель (с 1982 года) — митрофорный протоиерей Леонид Ролдугин, является благочинным Рождественского благочиния.

Рядом с церковью — Измайловское кладбище, где похоронены многие священники, служившие в церкви (ныне захоронения не производятся). При храме действуют воскресная школа и детский хор.

Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске

Каждый храм в России — особенный, не похожий на другие, но все же есть во многих из них что-то объединяющее. Речь идет, разумеется, об их архитектурном стиле. Но если говорить о Церкви непорочного зачатия, располагающейся в городе Смоленске, то можно сказать, что этот храм, выстроенный в неоготическом стиле, единственный в своем роде.

История

Костел, именно так чаще всего называют Церковь Непорочного Зачатия в Смоленске, была построена благодаря появлению в городе польской и литовской диаспоры. Первоначально она была выстроена из дерева в 1654 году и до 1917 года в ней проводились богослужения.

Первоначально собор был выстроен на пустыре, образовавшемся после войны 1812 года. Именно на этом месте была братская могила погибших солдат наполеоновской армии и появившаяся на этом месте церковь и молитвы, возносившиеся в ней, по легендам, помогали успокоиться неупокоенным душам.

Читайте также похожие статьи:

Однако в 1918 году из костела пропали метрические книги, а спустя 10 лет здание церкви было отдано в распоряжение музея Смоленской губернии. Еще через 10 лет, в 1939 году богослужения в костеле прекратились, и помещения костела были отданы под архив НКВД.

Известно, что с 1941 года Смоленский костел использовался для богослужений немецкими оккупантами, среди которых оказались и священнослужители. К сожалению, до окончания войны случилось так, что костел был разрушен, но вскоре он был восстановлен сначала в дереве, а потом и в камне, но в 1956 году в это величественное здание заехал Государственный архив, поэтому со шпилей храма сразу исчезли позолоченные кресты, а орган демонтировали и сдали в утиль. Архив просуществовал в здании церкви до 2012 года.

Важно! Сейчас объединение католиков Смоленска ратует за то, чтобы здание костела было возвращено общине, которая организует реставрацию здания и в нем вновь начнут проводиться службы.

Современное состояние

С 2013 года здание костела возвращено католической общине, а фонд государственного архива переведен в новое здание. С тех пор церковь находится на реставрации, оно обнесено защищающей территорию сеткой и заграждениями. Действующим объектом на территории костела является только часовня, перестроенная из бывшего дома священника, где сейчас проходят богослужения.

Читайте также:
Бедийский собор: история и адрес храма, как доехать и добраться, архитектура

Интересно! В 2017 году Церкви Непорочного зачатия исполнилось 300 лет, чему были посвящены ряд богослужений.

Описание

Здание Церкви Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии — первый католический костел на территории России. Он выполнен в типичном для западных храмов готическом стиле. Этот стиль характерен для эпохи Средневековья и привлекает своей таинственностью, недосказанностью и непохожестью на все другие архитектурные стили. Готический стиль совмещает в себе грубость камня и в то же время яркость и легкость стеклянных витражей.

В те времена, когда церковь была открыта, она поражала верующих своим внутренним убранством, так непохожим на православные храмы. Прежде всего, конечно, прихожане обращали внимание на окна, выполненные в технике витраж, не менее поражали орган, звучание которого можно было услышать во время служб.

Ещё статьи о православии:

Костел вмещал около 6 тысяч человек, также к нему прилегала территория, состоящая из 8 гектаров земли, на которой располагалось католическое кладбище и различные строения хозяйственного предназначения. Упоминая о католическом кладбище, следует заметить, что в России таких мест всего два, одно из них расположено в Санкт-Петербурге, а второе как раз в Смоленске, где захоронены известные люди того времени — адвокаты, доктора, оперные артисты, генералы.

Деятельность прихода

По той причине, что костел официально считается недействующим, богослужения в нем не ведутся, но католики города Смоленска, объединившись, временно проводят богослужения в одной из часовен, расположенных на территории церкви. Мессы проходят ежедневно в 6 часов вечера, а по воскресеньям, кроме вечерних богослужений, есть утренние службы в 9 и 11 утра.

Святыни

В настоящее время от главных святынь храма, а именно витражей на окнах и фресок на стенах, повествующих о жизни Богоматери, Иисуса Христа и всех католических святых, практически ничего не осталось. Разрушены также все 5 дубовых резных алтарей.

Престольные праздники

Так как еще в конце XIX века 29 июня Смоленский костел был торжественно освящен епископом в честь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, то до наших дней эта дата является главным престольным праздником костела. Также самыми важными праздниками в костеле —Рождество и Пасха Христова. В эти дни на его территории проходят празднества, а в часовне — праздничные богослужения.

Как добраться

Церковь непорочного зачатия пресвятой Девы Марии находится в городе Смоленске, по адресу: улица Урицкого, д. 10.

Приехав в Смоленск добраться до нее можно несколькими способами:

  • заказав такси, придется ехать до остановки «Урицкого»;
  • на автобусе № 53, доехав до остановки «Дом специалистов».

Внимание! И автобусы, и такси, ходят как от авто, так и от ж/д вокзала.

Значение храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске

История храма

На пороге XVII столетия Смоленск был завоеван поляком Сигизмундом III, привезшим с собой иезуитский монашеский орден. Для его членов здесь возвели небольшую церквушку и приходской дом, который удерживался за счет королевских средств. Со временем католический приход начал расширяться – открылась школа, куда принимали всех желающих, организовали приют для бедных, где оказывали помощь неимущим. В 1636 г., когда сформировалась Смоленская епархия, был возведен каменный костел.

В результате русско-польской войны (1654-1667 гг.) Смоленск был передан Москве, а местных католиков обязали принять православие. Однако запрет был нестрогим, и некоторые католические общины продолжали свою деятельность. Они проводили службы в домовых церквях, приглашали польских священнослужителей, посещали заграничные костелы.

Первое строение на месте собора

Полулегальное положение католиков сохранялось до 1735 г., пока императорским указом не была разрешена открытая деятельность всех конфессий. Достоверной даты постройки храма историкам узнать не удалось – она колеблется от 1735 до 1789 гг.

Поскольку Екатерина II благоволила католицизму, на территории России свободно существовало несколько орденов. В Смоленске особо популярными были францисканцы. Они основали здесь обитель, а вскоре выстроили собор Ангельской Божьей Матери. К сожалению, во время войны с Наполеоном он был разрушен, однако уже через год на его месте возвышался новый костел из дерева.

Поскольку католический приход стремительно развивался, деревянную церковь решили снести, а вместо нее построить кирпичную во имя Рождества Пресвятой Девы Марии. Строительство велось за средства горожан, ими же костел украшался изнутри. Церковная утварь, святые образы, одеяния для богослужений – все это безвозмездные дары храму от местных жителей.

Новое здание костела

Так как количество католиков неустанно росло, костел перестал вмещать в себя всех желающих. Чтобы справиться с этой проблемой, было решено перестроить здание, расширив его периметр. Новый собор возводился по проекту архитектора Александра Фелициановича Мейшнера, который, к сожалению, вскоре скончался. Вместо него за работу взялся белорусский зодчий Леон Иванович Дубейковский, успешно закончивший строительство в 1894 г.

Еще четыре года велись внутренние работы, а 29 июня 1898 г. костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был торжественно освящен. Теперь он вмещал порядка 3500 человек, в то время как католический смоленский приход насчитывал почти 10 тысяч прихожан. Тогда же собору были отведены земли и несколько построек.

Архивное фото храмового комплекса

Советский период

Сразу после революции 1917 г. из храма были изъяты метрические книги, а вскоре та же участь постигла весь церковный скарб вместе с пожертвованиями. Собор расформировали, отдав одну часть под мастерские, а другую – под жилые помещения. Не стало приюта и настоятельского дома.

Читайте также:
Иверский монастырь в Самаре: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы

Несмотря на то что костел частично передали местному краеведческому музею, до 1936 г. здесь продолжали совершать богослужения. Деятельность прихода завершилась арестом главного настоятеля, а в 1939 г. исчезла и католическая община.

14 января 1940 г. церковь официально закрыли, отдав помещение под архив НКВД. Во второй половине ХХ столетия сюда заехал государственный областной архив, который удалось вывезти только в 2012 г. Все, что могло напоминать о религиозной сути постройки, постепенно убирали – алтари, орган, внутреннюю отделку, церковную утварь. Также были демонтированы кресты, венчавшие купола.

Реставрационные работы по восстановлению костела

Современное состояние

Сегодня костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии принадлежит государству. Реставрационные работы над ним не ведутся, также отсутствует поддерживающий ремонт. Здание начинает потихоньку обрушаться – из стен выпадают кирпичи, витражные окна выбиты, проемы заложены. Металлическая крыша течет, стоки обломаны, карнизы и обшивка практически полностью отвалились. На данный момент из-за аварийного состояния вход в католический храм туристам запрещен.

С 2016 г. ведутся активные переговоры о том, чтобы переоборудовать собор под филармонию.

Видео «Храм Непорочного Зачатия в Смоленске»

В этом видео представлена история храмового комплекса.

Описание внутреннего убранства

До революции смоленский католический собор потрясал своим внутренним убранством. Прихожане могли любоваться пятью резными дубовыми алтарями, деревянными лавками, амвоном и прочими элементами интерьера, выполненными из дерева. Над их созданием работали знаменитые смоленские мастера, в том числе резчик Синявский.

Гордостью костела были витражные окна, изготовленные в Варшаве. На них изображалась Божественная Пара и чтимые католические святые. Благодаря заполнению оконных рам цветным стеклом, при солнечной погоде внутри собора создавалось радужное освещение.

Над храмовой росписью работал польский художник Антоний Тончинский. Стены костела были украшены ненавязчивым орнаментом, а вот над алтарем изображался Иисус Христос. Рядом стоял пророк Моисей, которому Господь передает каменные скрижали, и апостол Петр, принимающий из Христовых рук ключ от Врат Эдема.

Внутреннее состояние храма в советский период

Святыни храма

Церковные реликвии, которыми был богат костел до своего закрытия, бесследно исчезли. На сегодняшний день также полностью разрушены витражные окна, уничтожены настенные фрески и пять алтарей из дуба, украшенных искусной резьбой.

Информация для посетителей

В 1991 г. исчезнувшая во времена Советского Союза католическая община возобновила свою деятельность. Настоятелем является Яцек Кучмик. Несмотря на то что главный костел не функционирует, сегодня у прихода есть небольшая часовенка и приходской дом.

Деятельность прихода

Помимо регулярных богослужений, община занимается просветительской деятельностью – работает с молодежью, обучает богословию, подготавливает к крещению. Очень часто на совместные беседы приглашаются священники из других приходов. Здесь же существует довольно большая библиотека, конференц-зал, а также местная канцелярия.

До печальных событий 1917 года католический приход активно помогал неимущим. На его базе был основан приют, осуществлялась материальная поддержка бедных. Сегодня члены общины продолжают свою социальную деятельность, беря под опеку нуждающихся католиков города Смоленска.

На территории церкви дополнительно были устроены приюты для сирот

Престольные праздники

Главной торжественной датой для собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии является 29 июня – день освящения костела. Помимо этого, общиной также отмечается Рождество Христово и Великая Пасха.

Расписание богослужений

В приходской католической часовне регулярно проводят церковные службы:

  • ежедневно в 17:30 – молитва св. Розария;
  • будние дни и суббота в 18:00 – богослужение на русском языке;
  • воскресенье и праздники (9:00, 11:00, 18:00) – месса.

Церковь Непорочного Зачатия в Смоленске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  1. Ваш запрос не может быть обработан
  2. Ваш запрос не может быть обработан
  3. История догмата [ править| править код]
  4. История храма
  5. Первое строение на месте собора
  6. Новое здание костела
  7. Советский период
  8. Современное состояние
  9. Догматическое определение [ править| править код]
  10. Католическая иконография Непорочного зачатия Девы Марии [ править| править код]
  11. Благовещение
  12. Описание внутреннего убранства
  13. Откуда могло взяться утверждение о непорочном зачатии
  14. Художественное представление
  15. См. также
  16. «Непорочное Зачатие». Икона
  17. Помощь нуждающимся
  18. Религия и наука
  19. Рекомендации
  20. Цитаты
  21. Библиография
  22. Примечания [ править| править код]
  23. Случаи партеногенеза у животных

Ваш запрос не может быть обработан

Ваш запрос не может быть обработан

С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.

История догмата [ править | править код ]

Особое почитание Богородицы закрепилось в христианской традиции в святоотеческую эпоху. Согласно учению Католической церкви, догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, как и другие догматы Церкви, является догматическим закреплением веры, присутствовавшей ранее среди народа в форме Священного Предания.

Наиболее раннее свидетельство доктрины Непорочного зачатия Девы Марии в сформулированном виде содержится в трактате Эдмера, биографа святого Ансельма Кентерберийского, De Conceptione Sanctae Mariae (XII в). Эта доктрина, однако, оспаривалась Бернардом Клервосским, Александром Гэльским, Бонавентурой. Последние, хотя и верили в чистоту Девы Марии, не соглашались с утверждением о благодатной защите её от первородного греха во время зачатия, усматривая в этом противоречие с учением об искуплении Иисусом Христом всех людей[1]. Устранение данного противоречия обосновывается в трудах Уильяма Уэрского (William of Ware) и особенно Иоанна Дунса Скота, который полагал, что Мария была освобождена от первородного греха в предвидении будущего искупления Иисусом Христом[2].

Читайте также:
Храм Троицы в Хохлах: описание и адрес храма, история, иконы, расписание богослужений, как добраться

Полемика на эту тему продолжалась долгое время. В 1476 году Папа Сикст IV запретил противоположным сторонам обвинять друг друга в ереси[3]. В 1617 году Папа Павел V запретил публично опровергать Непорочное зачатие[3]. Папа Григорий XV заявил, что Святой Дух не открыл Церкви всей тайны Непорочного зачатия, однако ещё более ужесточил запрет Павла V, распространив его на любые утверждения против этой доктрины в письменной форме[3]. В 1661 году Александр VII зафиксировал всеобщее церковное почитание Непорочного зачатия специальной буллой, хотя не провозгласил однозначного догматического определения[3]. Такое определение было провозглашено только Папой Пием IX.

История храма

На пороге XVII столетия Смоленск был завоеван поляком Сигизмундом III, привезшим с собой иезуитский монашеский орден. Для его членов здесь возвели небольшую церквушку и приходской дом, который удерживался за счет королевских средств. Со временем католический приход начал расширяться – открылась школа, куда принимали всех желающих, организовали приют для бедных, где оказывали помощь неимущим. В 1636 г., когда сформировалась Смоленская епархия, был возведен каменный костел.

В результате русско-польской войны (1654-1667 гг.) Смоленск был передан Москве, а местных католиков обязали принять православие. Однако запрет был нестрогим, и некоторые католические общины продолжали свою деятельность. Они проводили службы в домовых церквях, приглашали польских священнослужителей, посещали заграничные костелы.

Храм Непорочного Зачатия в Смоленске

Первое строение на месте собора

Полулегальное положение католиков сохранялось до 1735 г., пока императорским указом не была разрешена открытая деятельность всех конфессий. Достоверной даты постройки храма историкам узнать не удалось – она колеблется от 1735 до 1789 гг.

Поскольку Екатерина II благоволила католицизму, на территории России свободно существовало несколько орденов. В Смоленске особо популярными были францисканцы. Они основали здесь обитель, а вскоре выстроили собор Ангельской Божьей Матери. К сожалению, во время войны с Наполеоном он был разрушен, однако уже через год на его месте возвышался новый костел из дерева.

Поскольку католический приход стремительно развивался, деревянную церковь решили снести, а вместо нее построить кирпичную во имя Рождества Пресвятой Девы Марии. Строительство велось за средства горожан, ими же костел украшался изнутри. Церковная утварь, святые образы, одеяния для богослужений – все это безвозмездные дары храму от местных жителей.

Новое здание костела

Так как количество католиков неустанно росло, костел перестал вмещать в себя всех желающих. Чтобы справиться с этой проблемой, было решено перестроить здание, расширив его периметр. Новый собор возводился по проекту архитектора Александра Фелициановича Мейшнера, который, к сожалению, вскоре скончался. Вместо него за работу взялся белорусский зодчий Леон Иванович Дубейковский, успешно закончивший строительство в 1894 г.

Еще четыре года велись внутренние работы, а 29 июня 1898 г. костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был торжественно освящен. Теперь он вмещал порядка 3500 человек, в то время как католический смоленский приход насчитывал почти 10 тысяч прихожан. Тогда же собору были отведены земли и несколько построек.

Архивное фото храмового комплекса

Советский период

Сразу после революции 1917 г. из храма были изъяты метрические книги, а вскоре та же участь постигла весь церковный скарб вместе с пожертвованиями. Собор расформировали, отдав одну часть под мастерские, а другую – под жилые помещения. Не стало приюта и настоятельского дома.

Несмотря на то что костел частично передали местному краеведческому музею, до 1936 г. здесь продолжали совершать богослужения. Деятельность прихода завершилась арестом главного настоятеля, а в 1939 г. исчезла и католическая община.

14 января 1940 г. церковь официально закрыли, отдав помещение под архив НКВД. Во второй половине ХХ столетия сюда заехал государственный областной архив, который удалось вывезти только в 2012 г. Все, что могло напоминать о религиозной сути постройки, постепенно убирали – алтари, орган, внутреннюю отделку, церковную утварь. Также были демонтированы кресты, венчавшие купола.

Реставрационные работы по восстановлению костела

Современное состояние

Сегодня костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии принадлежит государству. Реставрационные работы над ним не ведутся, также отсутствует поддерживающий ремонт. Здание начинает потихоньку обрушаться – из стен выпадают кирпичи, витражные окна выбиты, проемы заложены. Металлическая крыша течет, стоки обломаны, карнизы и обшивка практически полностью отвалились. На данный момент из-за аварийного состояния вход в католический храм туристам запрещен.

С 2016 г. ведутся активные переговоры о том, чтобы переоборудовать собор под филармонию.

Догматическое определение [ править | править код ]

8 декабря 1854 года Папа Пий IX издал буллу Ineffabilis Deus, в которой говорилось:

«…Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным. Эта „сияющая и совершенно уникальная святость“, которой Она „одарена с первого мига Своего зачатия“, целиком дана ей Христом: Она „искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Её Сына“».

Хотя догмат о безошибочности папы был установлен позже, чем догмат о непорочном зачатии, считается, что догматическое определение Непорочного зачатия Девы Марии соответствует всем условиям Ex cathedra, а потому на него распространяется догматическая безошибочность.

Читайте также:
Никитский храм в Калуге: описание и адрес церкви, святыни и мощи с Афона, иконы, как доехать

Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников. Имеет высший статус в иерархии католических праздников — торжества.

Католическая иконография Непорочного зачатия Девы Марии [ править | править код ]

Официальная иконография долгое время отсутствовала. В 1479 году художник Витторе Кривелли и приоры города Фалерона, заказавшие ему алтарный образ, создали один из первых её образцов. Картина «Непорочное зачатие» представляет стоящую Мадонну, молящуюся со сложенными руками лежащему на четырёх херувимах младенцу, — образ, очень часто используемый позже, хотя и не превратившийся в обязательный канон. Итальянский искусствовед Джузеппе Каприотти предполагал, что тип стоящей Мадонны, которая молится младенцу-Иисусу со сложенными руками, вероятно, происходит из откровений Бригитты Шведской. Но в устоявшейся иконографии, основанной на этом видении, Мария обычно стоит на коленях, хотя всегда со сложенными руками и с наклоненной головой, а сам этот эпизод обычно происходит в пещере или в хижине. Фон картины составлен из «абсурдных» фигур и символизирует богословскую тайну: неестественный поворот пола, яблоко — символ греха Адама, который искупил Христос, огурец, намекающий на Воскресение, стеклянная ваза с красными гвоздиками, символы соответственно чистоты Мадонны и её любви. Элемент, скрывающий намёк на непорочность зачатия Мадонны, — роспись её мантии, где происходит борьба между драконом с крыльями летучей мыши и летящей на него птицей феникс[7].

Благовещение

Непорочное зачатие – это то, то скрыто от ума человеческого. Мы не можем постичь данное чудо своим разумом.

Как связан праздник Благовещения с зачатием и рождением Спасителя? Самым прямым образом. Вспомним историю праздника.

Матерь Божья была с младых лет безгрешна. Но, в силу своего смирения, и не могла помыслить, что именно Ей выпадет честь родить Спасителя.

О том, что Иисус Христос воплотится от чистых девственных кровей, Мария знала. И она желала сподобиться стать служанкой у Той, Кто станет Его Матерью.

В то время Мария была обручена с Иосифом. Тот берег девство Ее. И вот, спустя 4 месяца после обручения, Матерь Божья читала Писание. Когда явился к Ней архангел Гавриил с новостью. Почему и называется праздник Благовещение – благая весть.

Гавриил сказал Марии, что Она выбрана стать Матерью Божьей. Спаситель воплотится в Ней. Дева удивилась: ведь Она была невинной. И спросила архангела, как же произойдет сие, если Она не ведала мужа.

На что Гавриил отвечал, что на Нее сойдет Дух Святой. И Дева Мария приняла покорно волю Божью.

Вот еще один момент. Бог не просто так взял и сошел на отроковицу (Богородице было 14 лет). Нет, Он смиренно попросил Ее согласия. И лишь когда Мария дала положительный ответ, в Ее чреве зародилась Жизнь.

Тайна непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии сокрыта от нас. До определенного момента.

Описание внутреннего убранства

До революции смоленский католический собор потрясал своим внутренним убранством. Прихожане могли любоваться пятью резными дубовыми алтарями, деревянными лавками, амвоном и прочими элементами интерьера, выполненными из дерева. Над их созданием работали знаменитые смоленские мастера, в том числе резчик Синявский.

Гордостью костела были витражные окна, изготовленные в Варшаве. На них изображалась Божественная Пара и чтимые католические святые. Благодаря заполнению оконных рам цветным стеклом, при солнечной погоде внутри собора создавалось радужное освещение.

Над храмовой росписью работал польский художник Антоний Тончинский. Стены костела были украшены ненавязчивым орнаментом, а вот над алтарем изображался Иисус Христос. Рядом стоял пророк Моисей, которому Господь передает каменные скрижали, и апостол Петр, принимающий из Христовых рук ключ от Врат Эдема.

Внутреннее состояние храма в советский период

Откуда могло взяться утверждение о непорочном зачатии

На самом деле в исходном тексте пророчества Исайи есть еврейское слово «альма», которое означает «девушка» или «молодая женщина». При переводе на греческий оно ошибочно было истолковано в значении «девственница» (παρθενος). Это слово и было взято за основу христианской церковью для обоснования непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Однако споры в церкви по этому поводу не утихают до сих пор. Некоторые авторитетные христиане считают, что евреи сознательно исказили текст пророчества. Другие высказывают предположение о том, что в Евангелии от Матфея приведена неверно переведенная с библейского иврита версия стиха Исайи.

Художественное представление

Встреча у Золотых ворот

Непорочное зачатие стало популярным предметом в литературе, но его абстрактный характер означал, что он поздно появился в качестве предмета в искусстве. В средние века он изображался как « Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот », что означает зачатие Марии через целомудренный поцелуй ее родителей у Золотых ворот в Иерусалиме; 14-15 века были периодом расцвета этой сцены, после чего она постепенно была заменена более аллегорическими изображениями взрослой Марии. Распространение в 1476 году праздника Непорочного зачатия на всю Латинскую церковь снизило вероятность возникновения противоречий для художника или покровителя в изображении изображения, так что начали появляться эмблемы, изображающие Непорочное зачатие . Многие художники в 15 веке столкнулись с проблемой, как изобразить абстрактную идею, такую ​​как Непорочное зачатие, и эта проблема не была полностью решена в течение 150 лет. Итальянский художник эпохи Возрождения Пьеро ди Козимо был среди тех художников, которые пробовали новые решения , но ни одно из них не стало общепринятым, чтобы предмет был немедленно узнаваем для верующих.

Читайте также:
Храмы Ростова-на-Дону: адреса и список церквей и монастырей

Окончательная иконография для изображения «Богоматери», похоже, была окончательно установлена ​​художником и теоретиком Франсиско Пачеко в его «Арте де ла пинтура» 1649 года: красивая молодая девушка 12 или 13 лет в белой тунике и синяя мантия, лучи света исходят из ее головы, окруженной двенадцатью звездами и увенчанной императорской короной, солнце позади нее и луна под ее ногами. Иконография Пачеко повлияла на других испанских художников или художников, работающих в Испании, таких как Эль Греко , Бартоломе Мурильо , Диего Веласкес и Франсиско Сурбаран , каждый из которых создал ряд художественных шедевров, основанных на использовании этих же символов. Популярность этого конкретного изображения Непорочного зачатия распространилась по остальной Европе и с тех пор остается самым известным художественным изображением концепции: в небесном царстве, через несколько мгновений после ее создания, дух Марии (в форме молодая женщина) с трепетом смотрит на Бога (или склоняет голову перед ним). Луна находится под ее ногами, а вокруг ее головы – ореол из двенадцати звезд, возможно, это отсылка к «женщине, одетой в солнце» из Откровения 12: 1-2. Дополнительные изображения могут включать облака, золотой свет и путти . На некоторых картинах путти держат лилии и розы , цветы, которые часто ассоциируются с Марией.

Рубенс , Непорочное зачатие , 1628–1629 гг.

Мурильо , Непорочное зачатие , 1650 г.

Значение храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске

История храма

На пороге XVII столетия Смоленск был завоеван поляком Сигизмундом III, привезшим с собой иезуитский монашеский орден. Для его членов здесь возвели небольшую церквушку и приходской дом, который удерживался за счет королевских средств. Со временем католический приход начал расширяться – открылась школа, куда принимали всех желающих, организовали приют для бедных, где оказывали помощь неимущим. В 1636 г., когда сформировалась Смоленская епархия, был возведен каменный костел.

В результате русско-польской войны (1654-1667 гг.) Смоленск был передан Москве, а местных католиков обязали принять православие. Однако запрет был нестрогим, и некоторые католические общины продолжали свою деятельность. Они проводили службы в домовых церквях, приглашали польских священнослужителей, посещали заграничные костелы.


Храм Непорочного Зачатия в Смоленске

Первое строение на месте собора

Полулегальное положение католиков сохранялось до 1735 г., пока императорским указом не была разрешена открытая деятельность всех конфессий. Достоверной даты постройки храма историкам узнать не удалось – она колеблется от 1735 до 1789 гг.

Поскольку Екатерина II благоволила католицизму, на территории России свободно существовало несколько орденов. В Смоленске особо популярными были францисканцы. Они основали здесь обитель, а вскоре выстроили собор Ангельской Божьей Матери. К сожалению, во время войны с Наполеоном он был разрушен, однако уже через год на его месте возвышался новый костел из дерева.

Поскольку католический приход стремительно развивался, деревянную церковь решили снести, а вместо нее построить кирпичную во имя Рождества Пресвятой Девы Марии. Строительство велось за средства горожан, ими же костел украшался изнутри. Церковная утварь, святые образы, одеяния для богослужений – все это безвозмездные дары храму от местных жителей.

Новое здание костела

Так как количество католиков неустанно росло, костел перестал вмещать в себя всех желающих. Чтобы справиться с этой проблемой, было решено перестроить здание, расширив его периметр. Новый собор возводился по проекту архитектора Александра Фелициановича Мейшнера, который, к сожалению, вскоре скончался. Вместо него за работу взялся белорусский зодчий Леон Иванович Дубейковский, успешно закончивший строительство в 1894 г.

Еще четыре года велись внутренние работы, а 29 июня 1898 г. костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был торжественно освящен. Теперь он вмещал порядка 3500 человек, в то время как католический смоленский приход насчитывал почти 10 тысяч прихожан. Тогда же собору были отведены земли и несколько построек.


Архивное фото храмового комплекса

Советский период

Сразу после революции 1917 г. из храма были изъяты метрические книги, а вскоре та же участь постигла весь церковный скарб вместе с пожертвованиями. Собор расформировали, отдав одну часть под мастерские, а другую – под жилые помещения. Не стало приюта и настоятельского дома.

Несмотря на то что костел частично передали местному краеведческому музею, до 1936 г. здесь продолжали совершать богослужения. Деятельность прихода завершилась арестом главного настоятеля, а в 1939 г. исчезла и католическая община.

14 января 1940 г. церковь официально закрыли, отдав помещение под архив НКВД. Во второй половине ХХ столетия сюда заехал государственный областной архив, который удалось вывезти только в 2012 г. Все, что могло напоминать о религиозной сути постройки, постепенно убирали – алтари, орган, внутреннюю отделку, церковную утварь. Также были демонтированы кресты, венчавшие купола.


Реставрационные работы по восстановлению костела

Современное состояние

Сегодня костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии принадлежит государству. Реставрационные работы над ним не ведутся, также отсутствует поддерживающий ремонт. Здание начинает потихоньку обрушаться – из стен выпадают кирпичи, витражные окна выбиты, проемы заложены. Металлическая крыша течет, стоки обломаны, карнизы и обшивка практически полностью отвалились. На данный момент из-за аварийного состояния вход в католический храм туристам запрещен.

С 2021 г. ведутся активные переговоры о том, чтобы переоборудовать собор под филармонию.

Монашеские ордена

7 июля 1611 года (после завоевания Смоленска Сигизмундом III) в Смоленской крепости обосновался орден иезуитов на Вознесенской горе. Для них был выстроен небольшой дом, передана во владение церковь, которая трудами отцов-иезуитов впоследствии была преобразована в гораздо больший храм, более удобный и красивый. Содержание было назначено королем, поддержка осуществлялась от солдат польской армии и от верующих.

Читайте также:
Шмелев Иван Сергеевич: биография и жизнь, творчество и труды

Поскольку за время длительной осады крепости от голода и болезней сгинуло более 70 тыс. ее защитников, в захваченном городе основную часть населения составляло не местное население, а солдаты армии Сигизмунда III, в связи с чем для укрепления города-крепости он был вынужден заселять город верными людьми, для чего путем разных льгот и привилегий привлекалось население Польши.

С 1614 по 1616 гг. в Смоленске свирепствует голод и отцы-иезуиты различными путями помогают голодающим жителям Смоленской крепости. В домах иезуитов от голода и холода спасались многие беднейшие жители города. Священниками ордена был основан королевский иезуитский коллегиум. Двери этой школы были открыты в 1623 г., хотя и ранее в своей резиденции они обучали элементам латинской грамматики. Впоследствии коллегиум значительно расширился за счет недвижимости, пожертвованной знатными лицами.

Коллегиум содержал до тридцати студентов и имел более четырех классов. Преподавали в нем до двенадцати священников, читались курсы по философии, математике, грамматике, нравственному богословию, риторике. За годы его существования (до 1654 г.) им управляли одиннадцать ректоров и вице-ректоров. Согласно документам, местные жители весьма охотно отдавали своих сыновей на обучение в коллегиум.

Пребывание отцов-иезуитов на смоленской земле оказало несомненное влияние на общеобразовательный и культурный уровень смолян того времени.

Кроме иезуитов, немного позднее в городе обосновываются доминиканцы – на Козловской горе, недалеко от Авраамиевского монастыря и бернардины – построившие храм на месте, где позже был возведен Троицкий монастырь.

Известно, что первый францисканский монастырь в Смоленске был создан в 1626 году как награда францисканским капелланам за хорошее исполнение пастырских обязанностей среди солдат польской армии. Монастырь и храм были построены в пределах крепостной стены, а за ее пределами францисканцы получили и угодья. В монастыре жили более 20 монахов.

Описание внутреннего убранства

До революции смоленский католический собор потрясал своим внутренним убранством. Прихожане могли любоваться пятью резными дубовыми алтарями, деревянными лавками, амвоном и прочими элементами интерьера, выполненными из дерева. Над их созданием работали знаменитые смоленские мастера, в том числе резчик Синявский.

Гордостью костела были витражные окна, изготовленные в Варшаве. На них изображалась Божественная Пара и чтимые католические святые. Благодаря заполнению оконных рам цветным стеклом, при солнечной погоде внутри собора создавалось радужное освещение.

Над храмовой росписью работал польский художник Антоний Тончинский. Стены костела были украшены ненавязчивым орнаментом, а вот над алтарем изображался Иисус Христос. Рядом стоял пророк Моисей, которому Господь передает каменные скрижали, и апостол Петр, принимающий из Христовых рук ключ от Врат Эдема.


Внутреннее состояние храма в советский период

Пастыри

Невозможно перечислить всех пастырей, окормлявших верующих за все годы существования прихода, но все же следует упомянуть некоторых, в частности, о. Стефана Денисевича (при нем велось строительство храма), который впоследствии был епископом-суффраганом Могилевской епархии и трижды назначался Администратором. Затем в течение 19-ти лет настоятелем был о. Петр Авгло (в 30-х гг. он был последним Генеральным викарием епископа Слосканса). Настоятелями были и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии оо. Хризагон Пшемоцкий и Антоний Около-Кулак (впоследствии — настоятель прихода св. Бонифация в Санкт-Петербурге).

Информация для посетителей

В 1991 г. исчезнувшая во времена Советского Союза католическая община возобновила свою деятельность. Настоятелем является Яцек Кучмик. Несмотря на то что главный костел не функционирует, сегодня у прихода есть небольшая часовенка и приходской дом.

Деятельность прихода

Помимо регулярных богослужений, община занимается просветительской деятельностью – работает с молодежью, обучает богословию, подготавливает к крещению. Очень часто на совместные беседы приглашаются священники из других приходов. Здесь же существует довольно большая библиотека, конференц-зал, а также местная канцелярия.

До печальных событий 1917 года католический приход активно помогал неимущим. На его базе был основан приют, осуществлялась материальная поддержка бедных. Сегодня члены общины продолжают свою социальную деятельность, беря под опеку нуждающихся католиков города Смоленска.


На территории церкви дополнительно были устроены приюты для сирот

Престольные праздники

Главной торжественной датой для собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии является 29 июня – день освящения костела. Помимо этого, общиной также отмечается Рождество Христово и Великая Пасха.

Расписание богослужений

В приходской католической часовне регулярно проводят церковные службы:

  • ежедневно в 17:30 – молитва св. Розария;
  • будние дни и суббота в 18:00 – богослужение на русском языке;
  • воскресенье и праздники (9:00, 11:00, 18:00) – месса.

О более точном расписании можно узнать на официальном сайте общины: www.catholic-smolensk.com.

Расположение и как добраться

Костел находится по адресу: г. Смоленск, ул. Урицкого-10. Доехать до него можно автобусом №53 (до а/о «Дом специалистов») или же на такси до а/о «Урицкого».

Дела милосердия

В 1898 г. при Смоленском храме было создано католическое Общество пособия бедным. Помощь нуждающимся выражалась в снабжении одеждой, пищей, приютом, в медицинском обеспечении, в содействии в трудоустройстве и т. д. При церкви действовали также три сиротских приюта, 2 богадельни — мужская и женская, а также мастерские, где можно было приобрести различные профессиональные навыки.

В приютах работали монахини конгрегации Пречистого Сердца Пресвятой Богородицы. Одним из главных спонсоров в этих делах была дворянская семья Комаровских.

Читайте также:
Брянская епархия: указы, храмы и монастыри, паломнические поездки

Значение храма в культуре и истории

Русская псевдоготика – довольно редкое явление в отечественной архитектуре. Она представляет собой симбиоз двух стилей с ощутимой долей авторского дополнения. Те немногие здания, существующие на территории России, являются историческими памятниками и носят звание культурного наследия нашей Родины.

К сожалению, смоленский собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на сегодняшний день продолжает разрушаться. Чтобы восстановить былую красоту, нужны масштабные реставрационные работы, на которые местные власти пока что не дают согласия. А тем временем подобные строения как нельзя лучше отображают историю, позволяют проследить развитие архитектурного искусства, а также воочию увидеть шедевры старины.


Примыкающее к костелу кладбище

Очень важной для людей является церковная библиотека, которая была уничтожена при советской власти. Метрические книги, изъятые большевиками, сегодня помогли бы многим узнать судьбу своего рода или восстановить утраченные семейные связи.

К счастью, сегодня община ведет работы по восстановлению библиотечного фонда, поэтому можно надеяться на скорое возвращение утраченных документов.

Как видим, не только православные святыни подвергались жестким репрессиям во времена Советского Союза. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, к сожалению, сегодня находится в плачевном состоянии, однако хочется верить, что страна не даст пропасть такой уникальной памятке неоготической культуры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь была построена за год. Холм, на котором она построена, представляет собой большую могилу. В 1812 году, когда армия Наполеона захватила Смоленск, здесь под стенами кремля погибли тысячи французов. Их тела сложили в одну большую могилу, которая и стала потом основанием холма, на которой и по сей день стоит храм.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была возведена в стиле русского классицизма. Сохранилось ее точное описание. По свидетельству Польского Иллюстрированного Еженедельника, в 1870 году опубликовавшем фотографию храма и подробное его описание: «Костел богат украшениями, каждая вещь – дар прихожан. При этом чувствуется забота о порядке и симметрии – все производит хорошее впечатление. В настоящее время костел содержится благодаря настоятелю Денисевичу… Сад и кладбище поддерживаются стараниями ксендза Мошальского, и это одно из красивейших мест Смоленска… Немало мы в своей жизни видели костелов и кладбищ, но нигде не встречали такого порядка, как в Смоленске».

Деятельность прихода

Здание костела закрыто на ремонт, но церковная община никогда не переставала существовать.

В период с 1991 г., с момента регистрации новой общины, приход непрестанно развивался. Изначально богослужения проходили на домах и квартирах у прихожан, со временем приходу была передана кладбищенская усыпальница, склеп Коморовских, там долгое время располагалась церковь.

В этом же здании поселились несколько монахинь и была комната настоятеля. Постоянного священника здесь не было, службы совершались приезжими священниками из Могилева, и только в 1992 г. община получила настоятеля прихода о. Яцека Кучмика, который и до сих пор возглавляет приход.

Через несколько лет общине передали другое помещение — здание старого приходского дома.

Постепенное развитие общины позволяет небольшому приходу снова и снова запрашивать у властей возвращения собора под управление Римской Католической церкви. Сейчас приход насчитывает около 500 человек из Смоленска и соседних населенных пунктов.

В 1999 г. была освящена часовня. Она может вместить 150-200 верующих, в ней установлен небольшой электронный орган, церковь улучшается с каждым днем, и община никогда не прекращает надеяться на скорое возвращение здания.

Ежедневные богослужения проводятся в храме, расположенном на территории старого костела. Кроме совершения Мессы, в общине на регулярной основе проходят встречи священника с молодежью и отдельные встречи для бесед со священником всех желающих, изучения основ и подготовки к крещению.

Приход регулярно обновляет свой сайт: вывешивает актуальное расписание богослужений, отмечает проведение встреч и приглашенных гостей. В здании приходского дома размещается библиотека, приходские книги, канцелярия и залы для собраний.

В 2021 г. архив НКВД был полностью вывезен из разрушающегося здания храма.

Значение храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске

История храма

На пороге XVII столетия Смоленск был завоеван поляком Сигизмундом III, привезшим с собой иезуитский монашеский орден. Для его членов здесь возвели небольшую церквушку и приходской дом, который удерживался за счет королевских средств. Со временем католический приход начал расширяться – открылась школа, куда принимали всех желающих, организовали приют для бедных, где оказывали помощь неимущим. В 1636 г., когда сформировалась Смоленская епархия, был возведен каменный костел.

В результате русско-польской войны (1654-1667 гг.) Смоленск был передан Москве, а местных католиков обязали принять православие. Однако запрет был нестрогим, и некоторые католические общины продолжали свою деятельность. Они проводили службы в домовых церквях, приглашали польских священнослужителей, посещали заграничные костелы.


Храм Непорочного Зачатия в Смоленске

Первое строение на месте собора

Полулегальное положение католиков сохранялось до 1735 г., пока императорским указом не была разрешена открытая деятельность всех конфессий. Достоверной даты постройки храма историкам узнать не удалось – она колеблется от 1735 до 1789 гг.

Поскольку Екатерина II благоволила католицизму, на территории России свободно существовало несколько орденов. В Смоленске особо популярными были францисканцы. Они основали здесь обитель, а вскоре выстроили собор Ангельской Божьей Матери. К сожалению, во время войны с Наполеоном он был разрушен, однако уже через год на его месте возвышался новый костел из дерева.

Читайте также:
Владимирский собор в Новосибирске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Поскольку католический приход стремительно развивался, деревянную церковь решили снести, а вместо нее построить кирпичную во имя Рождества Пресвятой Девы Марии. Строительство велось за средства горожан, ими же костел украшался изнутри. Церковная утварь, святые образы, одеяния для богослужений – все это безвозмездные дары храму от местных жителей.

Новое здание костела

Так как количество католиков неустанно росло, костел перестал вмещать в себя всех желающих. Чтобы справиться с этой проблемой, было решено перестроить здание, расширив его периметр. Новый собор возводился по проекту архитектора Александра Фелициановича Мейшнера, который, к сожалению, вскоре скончался. Вместо него за работу взялся белорусский зодчий Леон Иванович Дубейковский, успешно закончивший строительство в 1894 г.

Еще четыре года велись внутренние работы, а 29 июня 1898 г. костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был торжественно освящен. Теперь он вмещал порядка 3500 человек, в то время как католический смоленский приход насчитывал почти 10 тысяч прихожан. Тогда же собору были отведены земли и несколько построек.


Архивное фото храмового комплекса

Советский период

Сразу после революции 1917 г. из храма были изъяты метрические книги, а вскоре та же участь постигла весь церковный скарб вместе с пожертвованиями. Собор расформировали, отдав одну часть под мастерские, а другую – под жилые помещения. Не стало приюта и настоятельского дома.

Несмотря на то что костел частично передали местному краеведческому музею, до 1936 г. здесь продолжали совершать богослужения. Деятельность прихода завершилась арестом главного настоятеля, а в 1939 г. исчезла и католическая община.

14 января 1940 г. церковь официально закрыли, отдав помещение под архив НКВД. Во второй половине ХХ столетия сюда заехал государственный областной архив, который удалось вывезти только в 2012 г. Все, что могло напоминать о религиозной сути постройки, постепенно убирали – алтари, орган, внутреннюю отделку, церковную утварь. Также были демонтированы кресты, венчавшие купола.


Реставрационные работы по восстановлению костела

Современное состояние

Сегодня костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии принадлежит государству. Реставрационные работы над ним не ведутся, также отсутствует поддерживающий ремонт. Здание начинает потихоньку обрушаться – из стен выпадают кирпичи, витражные окна выбиты, проемы заложены. Металлическая крыша течет, стоки обломаны, карнизы и обшивка практически полностью отвалились. На данный момент из-за аварийного состояния вход в католический храм туристам запрещен.

С 2021 г. ведутся активные переговоры о том, чтобы переоборудовать собор под филармонию.

Монашеские ордена

7 июля 1611 года (после завоевания Смоленска Сигизмундом III) в Смоленской крепости обосновался орден иезуитов на Вознесенской горе. Для них был выстроен небольшой дом, передана во владение церковь, которая трудами отцов-иезуитов впоследствии была преобразована в гораздо больший храм, более удобный и красивый. Содержание было назначено королем, поддержка осуществлялась от солдат польской армии и от верующих.

Поскольку за время длительной осады крепости от голода и болезней сгинуло более 70 тыс. ее защитников, в захваченном городе основную часть населения составляло не местное население, а солдаты армии Сигизмунда III, в связи с чем для укрепления города-крепости он был вынужден заселять город верными людьми, для чего путем разных льгот и привилегий привлекалось население Польши.

С 1614 по 1616 гг. в Смоленске свирепствует голод и отцы-иезуиты различными путями помогают голодающим жителям Смоленской крепости. В домах иезуитов от голода и холода спасались многие беднейшие жители города. Священниками ордена был основан королевский иезуитский коллегиум. Двери этой школы были открыты в 1623 г., хотя и ранее в своей резиденции они обучали элементам латинской грамматики. Впоследствии коллегиум значительно расширился за счет недвижимости, пожертвованной знатными лицами.

Коллегиум содержал до тридцати студентов и имел более четырех классов. Преподавали в нем до двенадцати священников, читались курсы по философии, математике, грамматике, нравственному богословию, риторике. За годы его существования (до 1654 г.) им управляли одиннадцать ректоров и вице-ректоров. Согласно документам, местные жители весьма охотно отдавали своих сыновей на обучение в коллегиум.

Пребывание отцов-иезуитов на смоленской земле оказало несомненное влияние на общеобразовательный и культурный уровень смолян того времени.

Кроме иезуитов, немного позднее в городе обосновываются доминиканцы – на Козловской горе, недалеко от Авраамиевского монастыря и бернардины – построившие храм на месте, где позже был возведен Троицкий монастырь.

Известно, что первый францисканский монастырь в Смоленске был создан в 1626 году как награда францисканским капелланам за хорошее исполнение пастырских обязанностей среди солдат польской армии. Монастырь и храм были построены в пределах крепостной стены, а за ее пределами францисканцы получили и угодья. В монастыре жили более 20 монахов.

Описание внутреннего убранства

До революции смоленский католический собор потрясал своим внутренним убранством. Прихожане могли любоваться пятью резными дубовыми алтарями, деревянными лавками, амвоном и прочими элементами интерьера, выполненными из дерева. Над их созданием работали знаменитые смоленские мастера, в том числе резчик Синявский.

Гордостью костела были витражные окна, изготовленные в Варшаве. На них изображалась Божественная Пара и чтимые католические святые. Благодаря заполнению оконных рам цветным стеклом, при солнечной погоде внутри собора создавалось радужное освещение.

Над храмовой росписью работал польский художник Антоний Тончинский. Стены костела были украшены ненавязчивым орнаментом, а вот над алтарем изображался Иисус Христос. Рядом стоял пророк Моисей, которому Господь передает каменные скрижали, и апостол Петр, принимающий из Христовых рук ключ от Врат Эдема.

Читайте также:
Московский Преображенский храм в Тушино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели


Внутреннее состояние храма в советский период

Пастыри

Невозможно перечислить всех пастырей, окормлявших верующих за все годы существования прихода, но все же следует упомянуть некоторых, в частности, о. Стефана Денисевича (при нем велось строительство храма), который впоследствии был епископом-суффраганом Могилевской епархии и трижды назначался Администратором. Затем в течение 19-ти лет настоятелем был о. Петр Авгло (в 30-х гг. он был последним Генеральным викарием епископа Слосканса). Настоятелями были и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии оо. Хризагон Пшемоцкий и Антоний Около-Кулак (впоследствии — настоятель прихода св. Бонифация в Санкт-Петербурге).

Информация для посетителей

В 1991 г. исчезнувшая во времена Советского Союза католическая община возобновила свою деятельность. Настоятелем является Яцек Кучмик. Несмотря на то что главный костел не функционирует, сегодня у прихода есть небольшая часовенка и приходской дом.

Деятельность прихода

Помимо регулярных богослужений, община занимается просветительской деятельностью – работает с молодежью, обучает богословию, подготавливает к крещению. Очень часто на совместные беседы приглашаются священники из других приходов. Здесь же существует довольно большая библиотека, конференц-зал, а также местная канцелярия.

До печальных событий 1917 года католический приход активно помогал неимущим. На его базе был основан приют, осуществлялась материальная поддержка бедных. Сегодня члены общины продолжают свою социальную деятельность, беря под опеку нуждающихся католиков города Смоленска.


На территории церкви дополнительно были устроены приюты для сирот

Престольные праздники

Главной торжественной датой для собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии является 29 июня – день освящения костела. Помимо этого, общиной также отмечается Рождество Христово и Великая Пасха.

Расписание богослужений

В приходской католической часовне регулярно проводят церковные службы:

  • ежедневно в 17:30 – молитва св. Розария;
  • будние дни и суббота в 18:00 – богослужение на русском языке;
  • воскресенье и праздники (9:00, 11:00, 18:00) – месса.

О более точном расписании можно узнать на официальном сайте общины: www.catholic-smolensk.com.

Расположение и как добраться

Костел находится по адресу: г. Смоленск, ул. Урицкого-10. Доехать до него можно автобусом №53 (до а/о «Дом специалистов») или же на такси до а/о «Урицкого».

Дела милосердия

В 1898 г. при Смоленском храме было создано католическое Общество пособия бедным. Помощь нуждающимся выражалась в снабжении одеждой, пищей, приютом, в медицинском обеспечении, в содействии в трудоустройстве и т. д. При церкви действовали также три сиротских приюта, 2 богадельни — мужская и женская, а также мастерские, где можно было приобрести различные профессиональные навыки.

В приютах работали монахини конгрегации Пречистого Сердца Пресвятой Богородицы. Одним из главных спонсоров в этих делах была дворянская семья Комаровских.

Значение храма в культуре и истории

Русская псевдоготика – довольно редкое явление в отечественной архитектуре. Она представляет собой симбиоз двух стилей с ощутимой долей авторского дополнения. Те немногие здания, существующие на территории России, являются историческими памятниками и носят звание культурного наследия нашей Родины.

К сожалению, смоленский собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на сегодняшний день продолжает разрушаться. Чтобы восстановить былую красоту, нужны масштабные реставрационные работы, на которые местные власти пока что не дают согласия. А тем временем подобные строения как нельзя лучше отображают историю, позволяют проследить развитие архитектурного искусства, а также воочию увидеть шедевры старины.


Примыкающее к костелу кладбище

Очень важной для людей является церковная библиотека, которая была уничтожена при советской власти. Метрические книги, изъятые большевиками, сегодня помогли бы многим узнать судьбу своего рода или восстановить утраченные семейные связи.

К счастью, сегодня община ведет работы по восстановлению библиотечного фонда, поэтому можно надеяться на скорое возвращение утраченных документов.

Как видим, не только православные святыни подвергались жестким репрессиям во времена Советского Союза. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, к сожалению, сегодня находится в плачевном состоянии, однако хочется верить, что страна не даст пропасть такой уникальной памятке неоготической культуры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь была построена за год. Холм, на котором она построена, представляет собой большую могилу. В 1812 году, когда армия Наполеона захватила Смоленск, здесь под стенами кремля погибли тысячи французов. Их тела сложили в одну большую могилу, которая и стала потом основанием холма, на которой и по сей день стоит храм.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была возведена в стиле русского классицизма. Сохранилось ее точное описание. По свидетельству Польского Иллюстрированного Еженедельника, в 1870 году опубликовавшем фотографию храма и подробное его описание: «Костел богат украшениями, каждая вещь – дар прихожан. При этом чувствуется забота о порядке и симметрии – все производит хорошее впечатление. В настоящее время костел содержится благодаря настоятелю Денисевичу… Сад и кладбище поддерживаются стараниями ксендза Мошальского, и это одно из красивейших мест Смоленска… Немало мы в своей жизни видели костелов и кладбищ, но нигде не встречали такого порядка, как в Смоленске».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: