Храм Рождества Христова в Обнинске: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Храм Рождества Христова в Измайлово, Москва. Адрес, история, режим работы, расписание служб, фото, как добраться

Храм Рождества Христова является важным памятником культуры, истории, и религиозным центром в Измайлово. Сегодня храм числится как объект культурного наследия страны.

В честь кого назван, значение храма сегодня

Храм Рождества Христова в Измайлово считается одним из старейших храмов Москвы, которому удалось избежать разрушений и закрытий, и во время всех войн он первым восстанавливался на средства прихожан и благодетелей.

Сегодня храм является действующим архитектурным памятником и принадлежит Русской Православной церкви: здесь регулярно проходят богослужения. Помимо этого, притч храма ведет активную социальную работу, принимает участие в различных городских и районных мероприятиях, организовывает воскресную школу и кружки для православной молодежи.

Так же храм входит в список большинства московских экскурсий как один из важнейших архитектурных экспонатов и ярчайших представителей своего стиля.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

В архивах сохранилась грамота, подробно описывающая внешний вид храма, но в ходе изменений во время строительства содержимое грамоты было соблюдено не полностью. Храм состоит из трех приделов, которые соединены общей трапезной частью с помощью высоких арочных проемов. Над храмом установлено традиционное пятиглавие, обозначающее Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Каждый из кубических приделов имеет свой купол. Храм имеет три яруса кокошников. Позже к нему была достроена трапезная часть, еще позже архитектурный ансамбль дополнила колокольня и внешний притвор, паперть. Сохранилось имя архитектора, им был местный крестьянин Спиридон Харламов, заведующий артелью местных каменщиков.

Современный храм раскрашен в красный и белый: красный является основным цветом, белым выделены детали, расписные колонны, декоративные элементы арок и оконных проемов. Храм построен в стиле «узорочье», относящемуся к раннему барокко. Здесь присутствует множество разнообразных декоративных деталей. Алтарный выступ храма выделяется дальше, чем в большинстве подобных храмов.

История строительства

Храм Рождества Христова в Измайлово относится к древним храмам с богатым историческим прошлым. Село Измайлово возникло еще в 1663 г., когда указом заря Алексея Михайловича здесь сформировали крупное хозяйство и усадьба: заложили сады, конюшни, пасеки, пруды, скотные дворы.

Усадьбу заселили жителями окрестных сел, и именно для них в 1663 г. заложили первая деревянная шатровая церковь с одним основным и двумя боковыми престолами: центральный был освящен в честь праздника Рождества Христова, а южный и северный в честь Богородицы и святителя чудотворца Николая. К 1664 г. здание церкви достроили.

В следующем году церковь начали расписывать при участии иконописцев из Костромы, известных своими талантами, С. Рошкова и Д. Емельянова. Они написали образы для алтарей, а так же образы почитаемых местных святых. Одна из таких икон, изображающая Всемилостивого Спаса и предстоящих перед ним святителей, сохранилась до сих пор. Так же мастерами были оформлены боковые клиросы.

В 1676 г. впервые заговорили о строительстве полноценного каменного храма, в том же году на строительство его была получена грамота.

Общее строительство каменной церкви длилось ровно год, от лета до лета. В этот год уложилась и полная постройка, и облицовочные работы. Год же заняли и внутренние работы: размещение икон, установка иконостасов. Были изготовлены богослужебные предметы, пошиты облачения и пелены.

Работами местных паяльщиков были созданы необходимые металлические предметы для всех приделов, центральное и боковые паникадила, разнообразные подсвечники. В 1678 г. храм был освящен. О то, что случилось с деревянной церковью, ничего не известно: возможно, ее полностью разобрали за ненадобностью.

Существует версия, что каркас церкви был переставлен в другое место: например, в одно из окрестных сел, где церковь отсутствовала вовсе. Вплоть до XVIII века Измайлово было одной из любимейших усадеб за городом, здесь регулярно была царская семья, храм процветал: сюда вносились обширные пожертвования, здесь были иконы лучших мастеров России.

Храм Рождества Христова в Измайлово схема строения.

После переноса императорского двора в Петербург необходимость в усадьбе пропала. Многие жители села переехали в Москву, о храме и остальных постройках уже не заботились так, как раньше, приход тоже уменьшался. Вскоре притч церкви уменьшили, оставив тут только священника, диакона и одного дьячка. Постепенно храм ветшал и выделенных средств не хватало на поддержание должного уровня.

В 1744 г. было решено исправить старые иконы, в 1761 г. – построить колокольню. Во время войны 1812 г. храм едва не был ограблен и только благодаря усилиям настоятеля, вовремя спрятавшего драгоценности, остался в целости. Вплоть до 1922 г. храм постепенно реставрировался и возвращал себе свою важность вместе с расцветом самого Измайлово.

Читайте также:
Николо-Шартомский монастырь: история и адрес, описание, святыни

В 1922 г. из храма изъяли ценности, в общей сумме 196 предметов: это были сосуды, кресты, серебряные и золотые ризы с икон, лампады, серебряные уголки на служебных книгах. Несмотря на это, саму церковь не закрыли ни разу: даже во время войны она полноценно функционировала, а служили здесь священники с других приходов, чьи храмы были закрыты.

В 1980-х церковь получила новый расцвет. Началось время социальной работы, образовательной деятельности, катехизаторства. Вскоре было построено здание воскресной школы, в храме провели реставрацию и обновили внутреннюю роспись.

Внутреннее убранство

На входе храма сохранились двойные двери из железа, автором проекта которых в 1894 г. был П. Сальников. Три храмовых иконостаса для каждого придела были созданы мастером из Костромы С. Рожковым в 1678 г. и сохранились до сих пор в первозданном виде.

В 1735 г. иконы в иконостасах были заменены на новые, написанные Ф. Пискулиным, а еще позже в храме была добавлена резьба на киоты и отдельные части иконостаса. В 1905 г. было решено обновить иконы и привлечь художников для новой росписи.

Из-за нехватки средств не удалось полностью следовать плану, предложенному Московским археологическим обществом, и храм была расписан московским иконописцем В. Гурьяновым под иконы различных русских художников. Стены внутри украшают различные растительные орнаменты, а так же изображения почитаемых святых.

Многие иконы копируют творчество Репина и Бронникова. В целом, храм сохраняет свой колорит и старину: здесь низкая посадка свода, арочные проходы и большие иконы, расположенные на стенах.

Святыни, мощи, иконы храма

Храм Рождества Христова является хранилищем одних из древних измайловских святынь и старых икон. Здесь находится много икон, написанных в XVII веке. Также тут хранится и почитается икона Девяти мучеников Кизических, написанная в начале XIX века.

В своих приделах хранятся списки с различных икон Божией Матери. Особо почитают Израильскую икону Божией Матери, прославившуюся своими чудесами. В списке с Владимирской иконе находится частица мощей апостола Фомы. Так же с частицами мощей святых находятся иконы святителя Иосафа Белгородского и покровителя сельского хозяйства мученика Трифона.

Духовенство и наставники

Храм Рождества Христова в Измайлово имеет полноценный притч, состоящий из настоятеля, 2-х протоиереев, 2-х иереев и 2-х диаконов.

Настоятелем храма является митрофорный протоиерей Леонид (Ролдугин), удостоенный многих церковных наград, таких как Орден князя Владимира III степени за церковные заслуги, Орден святителя Иннокентия II степени за 40 лет церковного служения, и Орден Даниила Московского II степени в память 1 000 лет крещению Руси.

Членами притча храма являются так же протоиерей Евгений (Зуев) и протоиерей Владимир (Кутикин). Отец Евгений так же занимает должность директора воскресной школы. Отец Владимир занимается духовным окормлением Кенозерского края.

Служащие иереи храма – отец Виктор (Родин), участник программы по строительству храмов Москвы, и Сергий (Мелешко), занимающийся духовным окормлением московских тюрем и СИЗО. К притчу относятся и диаконы, также служат диаконы Сергий (Шмонин) и Владимир (Исаков), принимающие активное участие в социальной работе.

Социальная работа, повседневная жизнь

Храм Рождества Христова в Измайлово регулярно осуществляет духовную и материальную помощь всем нуждающимся. Приход храма занимается адресной гуманитарной помощью малоимущим и многодетным семьям, оказывает патронажную помощь пожилым людям и инвалидам.

Приход храма оказывает транспортную помощь и помогает взаимодействовать с лечебными и правовыми заведениями на территории района, оказывая бесплатные юридические услуги. Клирики и прихожане храма регулярно посещают и оказывают социальную помощь в Пансионате для ветеранов труда, детской городской больнице, клинических больницах, центре социального обслуживания.

В качестве катехизаторской работы регулярно проходят общие причастия и соборования, при необходимости – крещения во всех вышеперечисленных заведениях. В школьные и городские библиотеки передается православная литература, молитвословы, библии, детские книги.

При храме так же работает общество трезвости «Трезвение». Братство проводит регулярные встречи, читает лекции, выпускает литературу и участвует в различных городских мероприятиях, направленных на борьбу с алкогольной и табачной зависимостью.

Воскресная школа

В 1991 г. в храме Рождества начала свою работу воскресная школа. Учащиеся разделены на 5 групп и формируют 5 основных классов. Занятиями с воспитанниками занимается обширный состав преподавателей: уроки ведут профессиональные школьные учителя, а так же члены причта.

Читайте также:
Храм-на-Крови в Екатеринбурге: история и описание церкви, адрес и время работы, иконы и мощи, факты, как добраться

Детям преподаются уроки Закона Божьего, церковно-славянского чтения, литургика, религиоведение, основы нравственного жития, уроки жития святых. Так же из учащихся сформирован детский хор. Те, кто не задействован в пении, все равно участвуют в Литургии: читают часы и апостол, звонят в колокола, исполняют обязанности пономарей.

Помимо занятий, детям предлагаются различные кружки на выбор: кружок пения и вокала, кружок изобразительного искусства, различные спортивные занятия и туристические походы по району.

В качестве дополнительного кружка так же существует музыкальная группа, которая состоит из учащихся. Ансамбль исполняет различные патриотические песни и без его участия не проходит ни одного выступления школы. Сами выступления устраиваются регулярно на каждый большой праздник усилием родителей и детей под руководством опытных педагогов.

Престольные праздники

Храм Рождества Христова в Измайлово имеет несколько престолов и отмечает престольный праздник каждого из них. Главный престол освящен в честь Рождества, которое празднуется 7 января. Южный придел освящен в честь Богоматери и почитаемой на Руси Казанской иконы: еженедельно в приделе совершается акафист, празднование престола 21 июля и 4 ноября.

В северном приделе храма находится престол в честь святителя Николая Мирликийского, его празднование 19 декабря и 22 мая. Приставной храмовый престол для дополнительных литургий освящен во имя Иерусалимской иконы, написанной самим апостолом и евангелистом Лукой. Празднование совершается 25 октября.

Расписание служб, режим работы

Для молитвы храм открыт каждый день с 7:00 до 20:00.

Интересные факты про храм

Рядом с храмом находится Измайловское кладбище, основанное в 1972 г. Именно на его территории была построена деревянная, а после и каменная церковь. В 1935 г. кладбище было внесено в список московских кладбищ.

Храм в Измайлово является почти рекордсменом по количеству сохранившихся икон, сохранившейся росписи и сохраненной утвари. Храм почти не пострадал во время советской власти, и даже во время изъятия церковного имущества неизвестный благодетель вернул серебряную ризу с иконы Божией Матери, хотя во всех документах риза указана как изъятая.

Информация для паломников

На территории храма нельзя фотографировать без благословения. Старинным иконам и окладам это может повредить. Для фото необходимо получить разрешение священника из клира.

Не рекомендуется посещать храм в неподобающем виде, женщинам нежелательно быть накрашенными и находиться без головных уборов или платка. Для мужчин нежелательны шорты и открытые майки. В храме можно заказать требы, такие как чтение псалтири или сорокоуст.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Адрес храма: Измайловский проезд, дом 28. Ближайшая остановка метро – «Черкизовская», от нее можно дойти пешком 30 мин. или доехать автобусом №230 до остановки «Школа». Также можно воспользоваться метро «Измайловская», оттуда пешком 20 мин., или автобусом №34. От метро «Щелковская» в сторону храма едет автобус №32 и №41.

В Измайлово храм не единственное, что можно посмотреть: здесь так же необходимо посетить деревянные теремки, называемые Измайловским Кремлем, а так же Измайловский парк и остров, рядом с которым Петр I запускал в плаванье свой первый корабль.

На сегодняшний день храм Рождества Христова является не только украшением Измайлово и центром социальной и духовной работы, а и жемчужиной всей Москвы. Это удивительный храм с необычной архитектурой, необычной росписью, и необычной судьбой.

Автор: Катя Волкова

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Храме Рождества Христова в Измайлово

ШЦП при храме Рождества Христова в Измайлове:

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ПЕНЗЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ

  • ГЛАВНАЯ
  • О МОНАСТЫРЕ
    • ИСТОРИЯ
    • ВОССТАНОВЛЕНИЕ
    • МАТУШКА МИТРОФАНИЯ
    • МОНАСТЫРЬ СЕГОДНЯ
    • СВЯТЫНИ
  • БОГОСЛУЖЕНИЯ
  • СОВЕРШАЕМЫЕ ТРЕБЫ
  • ИНФОРМАЦИЯ
    • СОБЫТИЯ
    • ФОТОАРХИВ
  • ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ
  • КОНТАКТЫ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНАСТЫРЯ
    • ЦЕРКОВНАЯ ЛАВКА
    • ПРОСФОРНЯ
    • БОГАДЕЛЬНЯ
    • ШВЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ
    • ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
    • ПОДВОРЬЕ

Скачать расписание в формате PDF

седмица 20-я по Пятидесятнице

31.10

Апостола и евангелиста Луки

Вечернее богослужение

Акафист Пресвятой Троице

16:45

01.11

Прор. Иоиля.

Мч. Уара и с ним семи учителей христианских

Вечернее богослужение

16:45

02.11

Вмч. Артемия

Вечернее богослужение

16:45

03.11

Прп. Илариона Великого

Молебен с акафистом М.Б. «Неупиваемая Чаша»

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

16:45

Читайте также:
Никольский храм в Воронеже: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

04.11

Празднование Казанской иконе Божией Матери

Вечернее богослужение

16:45

05.11

Апостола Иакова, брата Господня по плоти

Водосвятный молебен

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

16:45

06.11

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

16:45

07.11

Мчч. Маркиана

и Мартирия

Вечернее богослужение

16:45

седмица 21-я по Пятидесятнице

07.11

Мчч. Маркиана

и Мартирия

Вечернее богослужение

16:45

08.11

Вмч. Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения

Вечернее богослужение

16:45

09.11

Мч. Нестора Солунского

Вечернее богослужение

16:45

10.11

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница

Молебен с акафистом М.Б. «Неупиваемая Чаша»

Вечернее богослужение

16:45

11.11

Прмц. Анастасии Римляныни.

Прп. Аврамия затворника

Вечернее богослужение

16:45

12.11

Сщмч. Зиновия,

еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии

Водосвятный молебен

Вечернее богослужение

16:45

СБ

13.11

Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула.

Мч. Епимаха

Панихида

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

16:45

14.11

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских

Вечернее богослужение

Акафист Пресвятой Троице

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь — уникальная христианская святыня, сохранившая дух времени и передающая таинство служения в пещерных церквях и поныне.

Монастырь спрятан в развалинах средневековой крепости. С первого взгляда христианская святыня поражает величием белоснежных построек на фоне хмурых скал, которые обосновались на берегу речки Черной.

Климент — Папа Римский и раб в каменоломнях

Знаменитый камень Инкермана добывается с начала 1 века н.э, в его каменоломнях возник пещерный мужской монастырь, основателем и покровителем которого является Святой Климент.

Читайте о других православных святых:

В начале новой эры, в 20-30 годах в семье богатого римлянина родился сын Климент. Будучи еще малолетним, мальчик потерял мать и братьев, которые пропали во время путешествия в Афины, а затем исчез и отец, поехавший на поиски жены и детей. Климент возрастал в роскоши, изучал философию, религию, пытаясь найти ответ, куда исчезают людские души после смерти.

В возрасте 24 лет юноша слушал проповеди ученика Иисуса Варнавы, а затем был представлен апостолу Петру, который и крестил Климента.

Дивным образом новообращенный христианин среди учеников и последователей Иисуса Христа встречает мать, потом братьев и отца.

Ставши сподвижником Петра, Климент рукополагается в епископы и назначается Папой Римским во время жесточайших гонений на христиан.

Это время наполнено благодеяниями и чудесами исцелений, дарованных Богом, которые были как бельмо для римского императора Траяна.

По велению гонителя христиан Папе Римскому Клименту был выдвинут ультиматум — либо он поклоняется римским богам, либо становится рабом на каменоломнях Херсонеса. Верный Богу епископ отправляется в изгнание в крымские каменоломни, где силой духа и исповеданием жертвы Христа завоевывает для Господа все больше учеников.

Во время особенного зноя по молитве праведника Климента из скалы потек источник свежей воды. Весть о чуде быстро разнеслась по округе, привлекая паломников, среди которых были и язычники.

Интересно! За время жизни в пещерах вблизи Херсонеса римский епископ крестил более полутысячи язычников, которые впоследствии основали около 75 церквей. При этом христиане разбивали языческих идолов, разрушали капища.

Среди пещер и скал вырос маленький храм, в котором совершались Литургии.

Взбешенный император Траян отправляет к Клименту посланника с новым ультиматумом — отказ от веры или смерть через утопление. Выбравшего второй вариант Климента привязали к якорю корабля и утопили.

По легенде в девятом веке русские святые Кирилл и Мефодий прибыли на берег моря и усердно молились. По молитве святых море отошло почти на 500 м, и в одном из гротов было обнаружено тело Климента. Часть останков была оставлена в пещерном храме, а часть перевезена в Рим.

Высоко оценив подарок, Папа Римский дает разрешение русским святым перевести Библию на русский язык, ибо прежде она переписывалась на греческом, римском и еврейском языках.

Возникновение обители

В Крыму велись межфеодальные войны, строились укрепления и крепости, одна из которых, Каламита, до нынешних времен своими развалинами охраняет Инкерманский Свято-Климентовский монастырь.

Под защитой православной Византии, под чье покровительство перешел Крым после развала Римской империи, монастырь начал строиться. В скалах вырубались подсобные помещения и пещеры для жилья монахов. В одной из пещер был обоснован каменный престол, алтарь и даже скамейки. Крутые лестницы с вырубленными в скалах ступеньками соединяли помещения храма.

Читайте также:
Псково-Печерский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

С 1475 года, после захвата турками полуострова, христианский монастырь до семнадцатого века находится в запустении.

В середине XVII столетия некий отец Иаков во время посещения заброшенного храма обнаружил святые мощи. Однако никто из местных жителей не мог вспомнить, кому они принадлежат.

Турки несколько раз пытались предать останки земле, но они сверхъестественным образом возвращались в храм.

Желая увезти подальше от поругания святые, нетленные останки, Отец Иаков был остановлен во сне святым Георгием Победоносцем, который и открыл священнику имя обладателя мощей.

Восстановление в XIX−XX веках

После присоединения Крыма к Российской империи началось восстановление монастыря, но без особых денежных вложений.

В 1852 году была открыта церковь св. Климента, за ней в 1867 — храм св. Мартиниана, которые очень пострадали во время Крымской войны. Как птица феникс возрождался каждый раз Климентовский монастырь, привлекая все больше паломников.

Открываются новые храмы, монастырь посещают великие князья, среди которых был и Алексей Михайлович. В 1910 году мужской монастырь состоял их двух зданий для проживания монахов, в одном из них была обустроена домовая церковь, открыта церковно-приходская школа.

Гражданская война, революция привели к тому, что в 1929 года монастырь был закрыт, но в пещерах около него остались верные четыре монаха.

В память о битвах вокруг Инкермана во время Великой Отечественной войны свидетельствует памятник воинам 25 Чапаевской дивизии, расположенный в монастырском дворе.

Современный мужской монастырь св. Климента

Своим современным видом мужской Климентовский монастырь обязан ныне покойному архимандриту Августину, при жизни которого были восстановлены обители.

Вход в пещерный монастырь осуществляется через закопченные двери, с обеих сторон оберегаемые образами архангелов Михаила и Гавриила.

Каменная лестница выводит к общему коридору, пройдя по которому можно посетить пещерные храмы:

  • Мартиновский;
  • Андреевский;
  • Климентовский.

Вырубленные в стенах окна и двери некогда выходили на балконы. Из их окон видны маленькие часовенки, украшенные крестами, как ласточкины гнезда, прилепившиеся к пещерным скалам.

С левой стороны видны склепы с черепами почивших монахов, они напоминают живущим, что ничего нет ценного в мире, кроме веры.

«Из праха взят, в прах обратишься, и не спасут богатство, статус или власть».

«Мы были такими же, как вы, — вы будете такими же, как мы».

По преданию церковь св. Андрея вырублена хранителем монастыря, св. Климентом. Низкие потолки, алтарь, отделенный скальной перегородкой, маленькие окошки для исповеди — все это является ожившей легендой о жизни христиан в катакомбах.

В форме базилики встречает посетителей главный храм, церковь св. Климента. Отличительной чертой его являются византийские рельефы креста.

Восстанавливаемый наземный храм Святой Троицы хранит мощи святого основателя монастыря, ангела-хранителя христианской святыни.

Святые места на крымской земле:

В одной из скал имеется засохший источник, из которого еще недавно текла святая вода. Добыча камня не прекращается и в настоящее время. В один из дней монахи заметили, что воды в источнике нет, а в другом месте рабочие с изумлением наблюдали, как вырытый котлован быстро наполняется водой, заливая краны, машины, черпалки.

Люди верят, что, искупавшись в этой воде, можно исцелиться. Чистота, маленький пруд во дворе, ухоженные клумбы — результат тяжелого труда, живущих здесь монахов.

Как добраться, расписание богослужений

От общей остановки, известной как «Пятый километр», куда можно добраться из Севастополя троллейбусами, до Инкерманской святыни ходит автобус или маршрутка номер 104, которые за полчаса доставят туристов к месту поклонения.

Другим, более интересным в теплое время года, будет вариант — катер, который отправляется с Графской пристани Севастополя, который доставит вас к монастырю за 40 — 50 минут.

Посетить Климентовские храмы можно ежедневно с 9.00 до 18.00

Богослужения проводятся каждую пятницу, в выходные и праздничные дни. В 7.00 начинается утреннее служение, в 17.00 — вечернее.

Свято-Климентовский мужской монастырь в Инкермане: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

  • Главная
  • История монастыря
    • Первый век по Р.Х.. Римский форпост северного Причерноморья. Апостол Андрей Первозванный
    • Раннее средневековье. Пещерная Фиваида. Византийское монашество
    • Святые Кирилл и Мефодий. Обретение и перенесение мощей священномученика Климента
    • Крещение Руси. Связь империй
    • Княжество Феодоро — форпост Византии
    • Турецкое завоевание. Изгнание христиан
    • «Азъ хощу Руси зде быти»
    • Присоединение Крыма к Российской Империи
    • XIX век. Возрождение монашеской жизни
    • Крымская война. Первая оборона Севастополя. Инкерманское сражение
    • Великая Отечественная война. Вторая оборона Севастополя
    • Восстановление монастыря в ХХ веке
    • Личности в истории обители
  • Храмы
    • Святыни
    • Шесть храмов в самой обители
    • Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
    • Престольные праздники монастыря
    • Святой источник и озеро
    • Остров святого Климента
    • Спасо-Преображенский скит
  • Паломникам
    • Местонахождение монастыря
    • Экскурсии. Правила посещения
    • Видео
  • Благотворителям
    • Доска объявлений
    • Реквизиты
    • Электронный кошелёк
  • Расписание богослужений
    • Чреда служений на текущий месяц
    • Ежедневное расписание
  • Контакты
    • Совершение треб
    • Контакты
Читайте также:
Монастырь Архангела Михаила: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Апостол от 70-ти, священномученик Климент Римский

  • Молитва священномученику Клименту Римскому
  • Житие Св.Климента Римского
  • Св.Климент и Крещение Руси
  • Творения св. Климента Римского
  • Почитание св.Климента на Руси
  • Почитание св.Климента в мире

Наместник Свято-Климентовской обители Преосвященный Каллиник, епископ Бахчисарайский, викарий Симферопольской епархии

  • Краткая биография
  • Контактные данные

Слово священно- архимандрита Свято-Климентовского монастыря Высокопреосвященнейшего Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского

“Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии: аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед; кто же бы сохранил доныне свободны; не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых” (тропарь Богородице, гл. 4). В субботу 20-й седмицы по Пятидесятнице, 6 ноября, в Свято-Климентовском монастыре прошли престольные торжества храма во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” Софийского скита Инкерманской обители, что расположен на левом берегу реки Чёрной при впадении её в Севастопольскую бухту. “Именно в этот день, 167 лет назад, 24 октября / 6 ноября (н.ст.) 1854 года, состоялось знаменитое Инкерманское сражение, названное после “Голгофой русского войска” в Крымской войне. Неприятельский военный корреспондент англичанин Уильям Ховард Рассел так описал атаку русской бригады: «[…] В героическом крике битвы, они врезались в дым батарей и выпотрошили наши ряды, но даже до того как потерять их из виду, равнина покрылась их телами». Всего же на Инкерманском поле брани полегло около 12-ти тысяч русских воинов, но ценой их подвига генеральный штурм Севастополя, намеченный врагом на следующий день, не состоялся. Память об этом сражении впоследствии была увековечена Высочайшим Царским повелением и трудами Великого князя Александра Михайловича Романова: к 50-летию окончания Севастопольской обороны был отреставрирован и освящён древний храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» Софийского пещерного скита. (по материалам http://kliment-monastery.ru/article/105 )

“Апостольских деяний сказателя, и Евангелия Христова светла списателя, Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческия немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща, и молящася непрестанно за души наша” (тропарь ап. Луке). В воскресенье, 31 октября, в неделю 19-ю по Пятидесятнице, в монастыре во имя святого апостола и евангелиста Луки, что находится на месте древнего поселения Лаки в горах под Бахчисараем, прошли престольные торжества. В этом году Господь даровал в этот день великолепную погоду, и золотая, солнечная крымская осень осенила праздничными красками белоснежный монастырский храм среди горных полей и багряных лесов. На престольные торжества стеклось множество паломников и гостей со всех концов Таврики. Божественную литургию архиерейским чином возглавил наместник Лакской обители Преосвященнейший Каллиник, епископ Бахчисарайский, викарий Симферопольской епархии, благочинный по делам монастырей Крыма. Владыке сослужил сонм духовенства из монастырей и приходов Тавриды. Литургийные песнопения исполнял архиерейский хор Симферопольской епархии под управлением протодиакона Антония Марущака.

“Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси; и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе; Адам же ликует, Владыко; Ева ныне от уз избавляема радуется, зовущи: Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение” (кондак воскресный, гл.1). “Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне, слава Тебе” (тропарь свв. отцам VII Вселенского Собора). В неделю 18-ю по Пятидесятнице, 24 октября, Святая Церковь совершала память святым отцам VII Вселенского Собора, осудившему иконоборчество и окончательно утвердившему и возвысившему иконопочитание, и восполнившему уже сложившийся к тому времени весь канонический корпус. В Инкерманском монастыре праздничные воскресные богослужения совершил иеромонах Аристарх (Сащенко). Таинство исповеди – иеромонах Киприан (Задорожный). Братским хором регентовал Михаил Белоусов.

“Днесь благовернии людие светло празднуем осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша” (тропарь праздника). В четверг 17-й седмицы по Пятидесятнице, 14 октября, Святая Церковь праздновала событие явления Пресвятой Богородицы, произошедшее в Византии в начале Х века во Влахернском храме Константинополя. Славу Царицы Небесной, явившейся со апостолами, ангелами и пророками и осеняющей молящихся в храме христиан своим честным Покровом (мафорием) сподобился явно зреть святой блаженный Андрей, Христа ради юродивый, с учеником своим Епифанием. Впоследствии сие знаменательное событие явилось основанием установления великого праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, издревле особо почитаемому на Руси. В Свято-Климентовском монастыре праздничные богослужения прошли в Троицком храме обители. Всенощное бдение и Божественную литургию совершил иеромонах Аристарх (Сащенко). Таинство исповеди – иеромонах Киприан (Задорожный). Клиросные песнопения исполнил братский хор под управлением иеромонаха Андрея (Данилова). По окончании литургии, пред целованием креста, отец Аристарх произнёс слово о значении этого великого церковного праздника.

Читайте также:
Софийский собор в Вологде: история и описание, адрес, архитектура, праздники и святыни

“Христовою любовию уязвився, преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси и, яко солнце, Отечеству твоему возсиял еси; тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Сергие богомудре” (кондак прп. Сергию, гл.8). В пятницу седмицы 16-й по Пятидесятнице, 8 октября, в Свято-Климентовском монастыре прошли праздничные богослужения, посвящённые памяти преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Всенощное бдение накануне состоялось в Троицком соборном храме Инкерманской обители. Праздничная Божественная литургия была совершена в Пантелеимоновском храме монастыря. Служение литургии возглавил иеромонах Иов (Герасимов), таинство исповеди – иеромонах Аристарх (Сащенко), клиросные песнопения исполнил иеромонах Иларион (Чистяков). Во время богослужения Святых Христовых Таин причастились собратья монастыря, носящие имя преподобного Сергия. По отпусте литургии состоялось молебное пение с каноном об исцелении болящих и страждущих различными недугами, традиционно совершаемое по пятницам в храме святого великомученика и целителя Пантелеимона.

“Честным Твоим Крестом, Христе, диавола посрамил еси, и Воскресением Твоим жало греховное притупил еси, и спасл еси ны от врат смертных: славим Тя, Единородне” (Октоих, гл.5) Если Рождество Пресвятой Богородицы, праздновавшееся шестью днями ранее, является словно преддверием тайны Боговоплощения Христа, то Крест Его возвещает нам о будущей Искупительной жертве. В благоговейном и благодарном воспоминании обретения достопоклоняемого древа Креста, на котором был распят Спаситель, Святая Церковь 27 сентября ежегодно совершает празднование всемирному Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня. В Свято-Климентовском монастыре всенощное бдение и Божественная литургия на праздник Крестовоздвижения прошли в Троицком соборном храме обители. Богослужения возглавил иеромонах Киприан (Задорожный) в сослужении иеромонаха Даниила (Гришанова). Таинство исповеди совершил иеромонах Аристарх (Сащенко). Братским хором руководил иеромонах Андрей (Данилов). Благолепно украшенный цветами Крест Господень по церковному уставу будет пребывать на центральном аналое храма для поклонения до дня отдания праздника Воздвижения, 4 октября. “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим” (тропарь, гл.6).

“От неплодныя днесь Анны Цвет произыде Богородица, вся благовония Божественнаго исполняющи концы мира, и радости всю наполняющи тварь: Юже поюще достойно восхваляем, яко сущу земнородных Превышшую” (светилен по 9-й песни канона праздника). “Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!” (Лк. 11:27) – как мы слышим в Святом Евангелии, так названа блаженной Пресвятая Богородица, рождшая человечеству Солнце правды – Христа Бога нашего; а прежде же блаженными названы были и благочестивые, добродетельные и праведные пред Богом родители Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. По словам свт. Игнатия (Брянчанинова) “Богоматерь принесла Богочеловеку возвышеннейшее телесное служение и возвышеннейшее служение духа, «слагая все глаголы Его в сердцы своем» (Лк.2:51), соблюдая всё случавшееся с Ним с младенчества и всё относившееся к Нему, «слагающи в сердцы своем» (Лк.2:19).” Великое, благоговейное и возвышенное служение будущей родительнице Христа Спаса нашего принесли прежде и родители Богородицы Иоаким и Анна, справедливо наименованные в христианской гимнографии Богоотцами.

“Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя мир граду Твоему даровати и душам нашим велию милость” (тропарь праздника). В понедельник седмицы 13-ой по Пятидесятнице, на празднование Положения честнаго пояса Пресвятой Богородицы, исполнилось 25 лет со дня трагической гибели в автокатастрофе архимандрита Августина (Половецкого), первого наместника Инкерманского монастыря в 90-х годах, и иеромонаха Агапита (Маланича). Традиционно, на день поминовения, в Свято-Климентовский монастырь стеклось множество богомольцев, знавших, помнящих и любящих почивших отцов.

Читайте также:
Церковь Иоанна Златоуста в Годеново: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Инкерманский пещерный монастырь — выдающийся памятник нескольких эпох

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь является одной из древнейших монашеских обителей на территории Крымского полуострова, а вместе с тем это уникальный во всех отношениях архитектурный памятник разных эпох, охватывающих временной промежуток почти в 1500 лет. За время своего существования, он успел побывать и крепостью, и приютом отшельников, и пристанищем для изгнанников, и многое повидал на своем веку. Память этого сохранилась в самих его стенах и пещерах.

Сотни лет окрестные долины манили завоевателей и любителей легкой наживы, но мощная крепость, построенная здесь еще в древности, как бдительный страж, охраняла покой этого края, с высоты любуясь тем, что она берегла. Менялись хозяева этих мест, религия, что они исповедовали, порядки, вводимые ими, но одно оставалось неизменным – это яркая, немеркнущая красота, окружающая угрюмые скалы, в коих высечен Инкерманский пещерный монастырь.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится достопримечательность в Крыму?

Чтобы узнать, где находится Инкерманский пещерный монастырь, достаточно взглянуть на карту. Он расположен в юго-западной части Крымского полуострова, на правом берегу реки Черной, на окраине Инкермана, являющегося пригородом Севастополя.

Монастырь на карте Крыма

История до основания обители

Первые признаки человеческого жилья появились здесь еще в VI веке до нашей эры – это было поселение рабов, добывавших камень в местных каменоломнях, использовавшийся при постройке Херсонеса Таврического. Когда Южный Крым в 63 г. до нашей эры вошел в состав Римской республики, на плато Монастырской горы римляне построили крепость Каламита.

Когда в V веке эти земли отошли византийцам, они значительно увеличили и саму крепость, и периметр вокруг нее, обнеся все крепостной стеной, протянувшейся на 11 км, выкопали ров. Со временем вокруг нее разросся небольшой город с многочисленными сооружениями – как на самой горе, так и в толще ее, где возникли пещерные храмы и монашеские кельи.

С упадком Византийской империи и сама Каламита в XII столетии оказалась в существенном запустении. С возвышением княжества Феодоро в XIV века крепостное сооружение отстроили заново, а после завоевания турками в 1475 г. оно стало называться Инкерман, как и называется современный севастопольский пригород.

История Свято-Климентовского монастыря

Время его основания давно уже стало предметом для дискуссий и споров, но большинство историков сходятся во мнениях, что произошло это в VIII веке, когда Каламита достигла своего расцвета. Инкерманский пещерный монастырь был основан в месте добычи камня, проще говоря, первые монахи просто приспособили под свои нужды бывшие каменоломни. Он функционировал и после того, как Каламита пришла в запустение, и определенное время после завоевания Крыма турками-османами, но во время строительства Инкермана монахи были изгнаны.

Возрождение обители началось только в 1850 г., в 1852 г. освятили главный ее храм, имени Святого Климента, называвшийся ранее церковью Святого Георгия Победоносца. Тогда же и весь монастырский комплекс получил двойственное наименование, по названию города и христианского святого, жившего в Херсонесе на рубеже I-II вв. нашей эры – Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

После гражданской войны, с приходом в Крым Советской власти, в течение 4 лет с 1924 по 1928 гг. все пещерные храмы были закрыты, а в 1931 г. новыми властями принято решение о ликвидации и самого монастыря, закрытого в следующем году. Правда, после закрытия некоторое время в нем продолжали жить настоятель обители отец Венедикт и трое монахов, так что, можно сказать, неофициально она еще продолжала существовать, но богослужения уже не проводились.

Во время Крымского землетрясения 1927 г. сильно пострадали многие сооружения монастыря – и наземные, и те, что находились внутри горы. Значительные повреждения при этом получили Благовещенская и Николаевская церкви, а храм Святого Николая Мирликийского, находившийся на плато, рядом с остатками Каламиты, обрушился полностью и представлял более печальное зрелище, чем древняя крепость. В 1932 г. все они были разобраны, и использованы как вторичный строительный материал.

Читайте также:
Владычный монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Чем интересен Инкерманский монастырь?

Инкерманский пещерный монастырь в Крыму начал заново отстраиваться, начиная с 1991 г., благодаря стараниям архимандрита Августина, настоятеля. В течение двух десятилетий большая часть храмов, пещер-келий и келейных корпусов была восстановлена фактически из праха. Сейчас это целый комплекс, состоящий из 5 храмов, братского корпуса, хозяйственных построек и множества пещер.

Две наземные церкви – Святой Троицы и Пантелеймона Целителя – построены прямо под нависающей над ними отвесной стеной Монастырской скалы, что уже придает им потрясающий вид. Храм Святой Троицы считается главным, так как в нем хранится рака с частичкой мощей Святого Климента, а Пантелеймоновский собор, построенный в византийском стиле, интересен главным образом тем, что его алтарная часть высечена в скале.

Но наиболее интересны пещерные храмы, полностью находящиеся в толще горы – Свято-Климентовская базилика, Мартина Исповедника и Андрея Первозванного. К ним ведет единственный вход, расположенный в западной части Монастырской скалы, с крутой лестницей, поднимающей к длинному разветвленному коридору. Внутренние помещения довольно-таки просторны и светлы за счет прорубленных окон и балконных дверей, выходящих наружу. Балконы обители – это нечто особенное, при взгляде со стороны, они представляются птичьими гнездами, прилепленными на горных склонах, испещренных темными зевами многочисленных пещер.

В разное время здесь находилось около 30 храмов и 9 пещерных монастырей, большинство из них закрыто и находится в полнейшем запустении. При желании их тоже можно осмотреть, многие из них довольно интересны, хотя делать этого не рекомендуется – все они находятся в аварийном состоянии. Можно также подняться на плато, где расположены руины древней крепости, чтобы насладиться чарующей панорамой, окрестных гор и долин, видом озера, образовавшегося на месте карьера, и далеких морских просторов.

Как добраться до обители из Севастополя?

Конечно, прежде нужно узнать, посещая Инкерманский пещерный монастырь, как добраться из Севастополя до него. Это несложно, но способов множество – на катере, отходящим от Графской пристани, на электричке до станции «Инкерман» или на автобусе «Севастополь — Инкерман» до остановки «Втормет».

От центра Севастополя на машине доехать можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Карьерная, Инкерман, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°36′14″N (44.603757), 33°36′29″E (33.607923).
  • Телефон: +7 (8692) 72-22-65.
  • Официальный сайт: http://inkerman-mon.church.ua

Инкерманский пещерный монастырь – одно из самых интересных и захватывающих мест на юге Крымского полуострова. Прекрасная природа, его окружающая, старинные постройки и сам дух этого уголка наполняют невыразимым чувством покоя, умиротворения и делают его посещение незабываемым событием. Нет ничего удивительного в том, что по количеству посетителей, приезжающих его посмотреть, он второй, после главной достопримечательности Севастополя – Херсонеса Таврического. Видео об этой удивительной памятке также прилагается. Приятного просмотра!

Инкерманский монастырь

Неподалеку от Севастополя, на речке Черной, в пещерах Монастырской скалы с древнейших времен находится Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь. Святое место относится к Симферопольской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. Монастырь в Инкермане считается одним из самых старых пещерных монастырей на всей территории Крыма.

Храм Инкерманского монастыря

В настоящее время Свято-Климентовский монастырь в Инкермане является действующим храмом, в котором на постоянной основе проходят богослужения и различные церковные обряды. Рядом с воротами храма расположена автостоянка, а за воротами можно увидеть уникальное панно, тема которого посвящена святым, которые, в свое время, каким-либо образом были связаны с историей храма и монастыря.

На расстоянии около 10–15 метров от панно находится святой источник, с деяний которого и началась история Святого Климента. К сожалению, несколько десятков лет назад русло источника пересохло из-за стройки и карьерных работ у подножия местных гор. За источником расположено старое кладбище, за территорией которого начинается подъем к крепости Каламита, откуда, в свою очередь, открывается великолепный вид на окрестности.

С другой стороны кладбища находятся монашеские кельи, за которыми расположено огромное количество самых разнообразных пещер, соединенных между собой в уникальные пещерные храмы. В самом ближнем таком помещении проводились одни из первых христианских обрядов в Крыму. Во время проведения служб экскурсии по внутренней территории храмов запрещены, поэтому их расписание необходимо уточнять заблаговременно.

Читайте также:
Храм Святого Духа в Краснодаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Часы работы монастыря в Инкермане

Инкерманский пещерный монастырь открыт ежедневно. Расписание утренних богослужений:

  • в будни — 07:30 (исповедь, 3-й и 6-й час, Божественная литургия);
  • по четвергам — 08:00 (исповедь, 3-й и 6-й час, Божественная литургия, молебен с акафистом священномученику Клименту Римскому);
  • по субботам — 07:30 (исповедь, 3-й и 6-й час, Божественная литургия, панихида);
  • в воскресные и праздничные дни — 08:00 (водосвятный молебен, исповедь, 3-й и 6-й час, Божественная литургия).

Расписание вечерних богослужений: ежедневно в 16:00 (9-й час, вечерня, утреня, 1-й час).

Крепость Инкерман

Также на территории Инкерманского монастыря расположены руины старинной средневековой византийской крепости Каламита. До нашего времени сохранились лишь остатки некоторых дозорных башен и нескольких других крепостных сооружений.

Название крепости Каламита в переводе с новогреческого языка означает «красивый мыс», а с древнегреческого — «камышовая». На сегодняшний день крепость входит в список объектов Национального заповедника «Херсонес Таврический».

История монастыря в Инкермане

Создание монастыря историки связывают с сидевшим в то время на католическом престоле Климентом I, который хорошо относился ко всем христианам, за что его почитали даже в древней Руси и за что он в итоге и пострадал.

По дошедшим до нас преданиям, император Рима Траян именно за христианские проповеди сослал Климента в Инкерманские каменоломни, где он и умер мученической смертью, а скорее всего — был убит и впоследствии причислен к лику святых.

Вехи истории Инкерманского монастыря:

  • I век от Рождества Христова — Римский форпост северного Причерноморья;
  • раннее Средневековье — Пещерная Фиваида, Византийское монашество, обретение и перенесение мощей священномученика Климента;
  • Крещение Руси — княжество Феодоро, форпост Византии;
  • Турецкое завоевание — изгнание христиан;
  • присоединение Крыма к Российской Империи;
  • XIX век — возрождение монашеской жизни;
  • Крымская война — первая оборона Севастополя, Инкерманское сражение;
  • Великая Отечественная война — вторая оборона Севастополя;
  • восстановление монастыря в ХХ веке.

Большая часть монастыря высечена прямо в скале, рядом с родником чистейшей воды, который, по сказаниям, с помощью чуда открыл для облегчения тяжелой участи каторжан все тот же святой Климент. Правда из-за строительных работ в 70-х годах прошлого столетия источник иссяк.

Время, турецкие войны, революция и борьба с фашизмом не прошли для монастыря бесследно. Однако в 1991 году принято решение о начале постепенного возрождения святого места. Восстановлена уже большая часть келейных корпусов и принадлежащих монастырю храмов. Вслед за этим из Киева была привезена и установлена рака с частицей святых мощей мученика Климента.

Экскурсии

Вход на территорию Свято-Климентовского монастыря бесплатный, но за дополнительную плату проводятся обзорные экскурсии, оплатить которые можно в кассе неподалеку от главных ворот. Экскурсию ведут исключительно экскурсоводы самой обители, ее продолжительность составит примерно полчаса.

В экскурсию входит:

  • рассказ об истории обители начиная с I века от Рождества Христова и до наших дней;
  • житие апостола священномученика Климента Римского;
  • достопримечательности, связанные с этим периодом;
  • знакомство посетителей с шестью храмами монастыря, пять из которых пещерные.

В правилах посещения монастыря указан приличный внешний вид (запрещены шорты, пляжные майки, юбки выше колен, в храмы заходить можно только с покрытой головой женщинам и без головного убора мужчинам).

Экскурсии проводятся в летний сезон каждый день с 8 часов утра до 19 часов вечера.

Инкерманский монастырь на google-панорамах Севастополя:

Как добраться до Инкерманского монастыря

Свято-Климентовский монастырь в Инкермане расположен недалеко от Севастополя, вдоль Симферопольского шоссе, у подножия Монастырской скалы.

Доехать сюда можно с автовокзала города Севастополя практически любым рейсовым автобусом, который отправляется в направлении на Симферополь. Автобус № 103 также следует от остановки «5-й километр Балаклавского шоссе» до остановки «Втормет», от которой необходимо будет пройти пешком, ориентир — развалины крепости Каламита и купола храмов монастыря. Недалеко от обители также расположен морской вокзал «Втормет» и железнодорожные станции «Инкерман-1» и «1529 километр».

Можно также воспользоваться услугами такси в Крыму: Реал Крым, Крым-такси, такси Волна, Вежливое такси, Теле Такси, Копейка, VIP Такси, Союз-Авто, Фест, Mega Taxi, Мое такси, такси Стоянка и многими другими.

Видео про Свято-Климентовский монастырь в Инкермане

Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь Симферопольской и Крымской епархии Монастыри УПЦ МП

История

В одном из живописнейших мест Крыма, неподалеку от Севастополя, на берегу реки Черной, впадающей в Северную бухту, в древнем пещерном городе Каламита находится Инкерманский монастырь во имя . священномученика Климента. Место это тесно связано с истоками христианства. Здесь в I в. н. э. трудился св. Климент, епископ Римский, ученик апостола Петра. За распространение христианства по повелению римского императора Траяна он был сослан в Крым. Одним из мест ссылки в то время была инкерманская каменоломня в окрестностях Херсонеса, на берегу реки Чёрной, где и поныне добывают строительный камень-известняк. Святитель Климент, прибыв на место ссылки, нашёл здесь более двух тысяч христиан, осуждённых, как и он, тесать камни в горах.

Читайте также:
Церковь Космы и Дамиана на Маросейке: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Из жития известно, что римский епископ и в положении раба действовал как архиерей. В скалах Инкермана в ходе работ по ломке камня образовались пещеры. Одну из них святитель Климент расширил и устроил в ней церковь. Духовная сила, присущая св. Клименту, объединила вокруг него всех христиан, как узников, так и свободных.

Слух об успешной миссионерской деятельности святого в Херсонесе дошёл до императора Траяна, и император отдал тайный приказ утопить в море св. Климента, привязав якорь к его шее. Мученическая кончина святого последовала в 101 году. Смерть постигла и племянницу императоров Тита и Домициана Флавию Домитиллу, которая была сослана сюда за веру вместе со священномучеником Климентом.

Сюда же в VII в. был сослан св. епископ Мартин. В VI в. византийцами была построена здесь крепость Каламита, а позднее, в VIII–IX вв. в скале над крепостью начали вырубать пещерные помещения, церкви и кельи, где обосновывались монахи-иконопочитатели из Византии, преследовавшиеся в период иконоборчества. Руины крепости сохранились до наших дней.

После вторжения в XIII в. на полуостров монголо-татар христиане Крыма переживали тяжкие времена, а с конца XV в., когда пала столица православной Византии — Константинополь, в Крыму господствующей религией стало мусульманство. Многие монастыри и храмы были разрушены.

Восстанавливаться Инкерманский монастырь начал одним из первых, в 1852 г., усердием причисленного в 1997 г. к лику святых святителя Иннокентия (Борисова). Древняя церковь во имя св. Климента, высеченная в скале, стала первым действующим храмом обители. Предание говорит о том, что этот храм был высечен руками самого св. Климента. Это древнейшая из пещерных церквей Инкермана. Храм повторял в своих основных чертах архитектуру наземных церквей.

Начавшаяся Крымская война помешала восстановлению обители. Монастырь оказался в центре ужасных событий — рядом с ним в 1854 г. произошла Инкерманская битва, называемая современниками «Голгофой русской армии». После семичасового боя здесь погибли тысячи людей. Пострадала и древняя пещерная церковь — новый иконостас и дверь были пробиты пулями, а в одной из стен засело ядро.

После войны был выстроен братский корпус, часть келий разместилась в старых пещерах, построили домик для приезжих. В 1867 г. рядом с храмом св. Климента вырубили второй храм — во имя св. Мартина. В его стенах и полу были высечены усыпальницы. В уютном монастырском дворе с небольшим садиком под сенью золоченого креста бил фонтан.

В 1907 г. на Инкерманской скале в память о Крымской войне был построен большой Николаевский собор. В канун Октябрьской революции в монастыре было семь церквей.

С 1926 г. в Инкерманском монастыре стали закрывать монастырские церкви. Пещерный храм был передан музею. Во время обороны Севастополя 1941–42 г.г. были разрушены многие наземные постройки монастыря, пещерные же храмы уцелели. Тогда же в монастырских пещерах располагался штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии.

Обитель снова открылась в 1992 г. В древней церкви вновь проводятся богослужения, восстановлен дом настоятеля и братский корпус, приводится в порядок кладбище. И сегодня можно увидеть высеченные средневековыми монахами в толще скального массива коридор-тоннель, ведущий к трем древним пещерным храмам: св. Мартина исповедника, св. апостола Андрея Первозванного, и главному монастырскому храму-базилике, носящему имя священномученика. В монастыре хранятся частицы мощей честной главы священномученика Климента, переданные из Киево-Печерской лавры. Восстанавливается Спасский скит вблизи села Терновка под Севастополем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: