Храм Рождества Христова в Воронеже: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Храм Рождества Христова в Воронеже епархия отстояла в суде

История основания

Рождественский храм в Воронеже — церковь, находящаяся в процессе восстановления до сих пор. Находится этот храм в Железнодорожном районе города (бывшая слобода Придача), и считается одним из первых храмов Воронежа.


Разрушенный храм Рождества Христова на Придаче, Воронеж

Долгое время ученые не могли найти хоть какого-то цельного изображения храма, преимущественно это были отдельные фрагменты, но в 2021 году местные краеведы обнаружили ценнейшую находку — старинную фотографию церкви.

Начало строительства

Строительство первой церкви Рождества Христова в Придаче началось еще в 1680 году, первоначально храм был деревянным, но к 1785 году довольно сильно обветшал, потому было решено начать строительство новой церкви — уже каменной. В 1795 году строительство каменного храма было завершено, и 22 марта он был освещен храмом Рождества Христова. По прошествии 50 лет оказалось, что каменная церковь, многим превосходящая первую, деревянную, не может вместить всю паству и потому постепенно духовенство пришло к решению о ее перестройке, которая завершилась уже в 1856 году.

Главным новшеством после перестройки собора было то, что у главного алтаря появились приделы, один из которых был посвящен святому Сергию Радонежскому, а второй — великомученику Федору Стратилату. Появилось два новых придела и в трапезной церкви — в честь Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. Спустя некоторое время на территории церкви появилась воскресная школа.

Период забвения

Первые разрушения храма начались в 1922 году, когда органами власти была изъята ценная церковная утварь, а сам храм было решено передать городскому управлению. В 1932 году по решению областной комиссии было принято постановление о переоборудовании храма в клуб и народный театр. Но к тому времени здание храма уже использовалось под разного рода промышленные цели и в нем располагалась прядильная фабрика. Конечно, изменение внутреннего убранства храма в связи с его новым предназначением нанесло большой ущерб: исчезли купола и верхние ярусы колокольни, изменились церковные приделы.


Рождественская церковь на Придаче, начало ХХ века

В период Великой Отечественной войны, когда в бывшем храме расположился пункт наблюдения красной Армии, на церковном кладбище стали хоронить погибших бойцов. В 1944 году в здании Рождественского храма экстренно было устроено общежитие для немцев, находящихся в плену, которые занимались восстановлением авиазавода.

Конечно, все эти изменения изменили храм так, что его восстановление стало большой проблемой для епархии. К тому же, в 2015 году человек, который оформил храм в собственность, решил пустить здание под снос. В это время была разрушена алтарная часть храма.

Важно! Благодаря православным активистам действия собственника были освещены в средствах массовой информации и на телевидении и снос здания, таким образом, был на время приостановлен. К 2021 году храм удалось вернуть Воронежской Епархии и в этом же году в нем, еще не восстановленном, прошла первая служба.

Современное состояние

На сегодняшний день в здании Храма Рождества Христова ведутся работы по реставрации и в большей степени реконструкции храма. Кроме того, благодаря заинтересованности в судьбе Рождественского храма многих активистов, сегодня решается вопрос о включении церкви в список объектов исторического и культурного наследия Воронежской области.

Храм Рождества Христова в Воронеже епархия отстояла в суде

Церковь стоит в начале Комсомольского сквера на пересечении улиц Кольцовской, Свободы и 9 Января.

В Воронеже на днях было легализовано здание храма Рождества Христова в районе остановки «Луч». Эта церковь строилась с 2000 по 2018 годы. Однако ввести в эксплуатацию ее не получалось из-за правовых коллизий. Но вот, как сообщает «Абирег», Ленинский районный суд признал право Воронежской епархии Русской православной церкви на Рождественский храм. То есть, теперь религиозное сооружение может быть спокойно введено в эксплуатацию.

Все началось с того, что в 1997 году мэрия Воронежа передала епархиальному управлению в бессрочное пользование земельный участок в Комсомольском сквере. Его площадь составляла 0,16 га. Участок находился в границах площадки для отдыха. Для епархии земля была важна, поскольку когда-то на этом же месте стоял величественный Владимирский собор (его взорвали большевики в 30-е годы). И вот, РПЦ запланировала возведение модульного храма. Закладка первого камня состоялась в 2000 году, и строительство, как мы указали выше, растянулось на 18 лет.

Фото строящегося храма в «нулевые» годы

Как оказалось, работы проводились без разрешительной документации. Соответственно, ввести в эксплуатацию храм епархия не могла. За соответствующими документами РПЦ обратилась в мэрию Воронежа. Однако там в выдаче отказали. Представителям епархии посоветовали обращаться в суд за признанием самовольной постройки.

В середине 2021 года проводилась градостроительная экспертиза храма Рождества Христова. Она показала, что церковь соответствует всем установленным требованиям Градостроительного кодекса РФ. Прежнее же обращение в мэрию епархии было расценено попыткой легализации здания. Все это в итоге помогло признать право РПЦ на храм Рождества Христова. А, следовательно, в скором времени он будет законно введен в эксплуатацию.

Кстати, Владимирский собор, который стоял раньше на месте храма Рождества Христова, так же возводился довольно затянуто. В 1888 году городская Дума решила построить ту церковь. Однако после празднования 900-летия Крещения Руси власти охладели к своей прежней задумке. Работа вновь закипела с приходом нового воронежского епископа Анастасия. Первый камень Владимирского собора был заложен в 1896 году. Возведение самого здания растянулось на 13 лет, а затем еще 9 лет проходили отделочные работы. Владимирский собор полностью был готов только в 1918 году, когда к власти уже пришли большевики и стали проводить атеистическую политику. Имущество церкви было описано и национализировано. А в 1931 году коммунисты и вовсе взорвали Владимирский собор с помощью динамита.

Читайте также:
Ханты-Мансийская епархия: храмы и монастыри, священники и настоятели

Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж

Описание архитектуры

Помещение храма на данный момент все еще находится в процессе восстановления. Многое на момент передачи здания епархии оказалось разрушено — уничтожен алтарь, разбиты окна, сняты перила с лестничных пролетов. Однако при этом, под обвалившейся штукатуркой в разных местах храма проступили старинные фрески, которые, вероятно, удастся восстановить.


Интерьер отреставрированной части храма

В 2021 году, приступив к ремонту церкви, первым делом возвели алтарь и провели богослужение, как бы освящающее стены храма и побуждающее его к новой жизни.

Сохранить здание бывшей Рождественской церкви на Придаче.

18 ноября в г. Воронеже, ул. Димитрова, 51 владельцами земельного участка ОАО «Автозапчасть» была предпринята попытка разрушения эскваваторами и тракторами Храма Рождества Христова на Придаче — старейшем Храме Левого Берега Воронежа, который упоминается в исторических летописях уже в 1680 году. На земельном участке, также находящемся во владении ОАО «Автозапчасть», расположено кладбище. Там похоронены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрестившийся мусульманин-турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. Их могилы были целы даже в конце позапрошлого столетия. В 1932 году советской властью храм был закрыт и впоследствии передан заводу, в котором разместился цех. До настоящего времени все попытки вернуть храм православным верующим не увенчались успехом. А сегодня собственник участка решил снести остатки старейшего на Левом берегу храм с помощью эскаватора. Нужны скорейшие меры по предотвращению уничтожения храма со стороны собственника земельного участка!

Мы написали петицию за сохранение такого объекта, так как считаем, что данное здание церкви должно входить в перечень объектов исторического и культурного наследия Воронежской области. Данный объект имеет насыщенную историю, мы за то, что бы данный объект реконструировали, восстановили и внесли в реестр и сделали вокруг объекта парковую зону. Личное мнение включает так же в себя то, что объект не должен иметь никакого отношения к РПЦ. Данный объект можно использовать в качестве загса, торгового центра, производственного цеха или музея. Связано такое мнение с тем, что город и так уже переполнен церквями и общество недовольно большим количеством церковных приходов. Считаю что город должен разрастаться, строительство жилых комплексов и многоэтажных домов стоящих рядом друг от друга могут привести к нехватки мест для прогулок и усугубит автомобильное движение. Данный объект должен быть внесен в реестр охраняемых исторических и архитектурных объектов и стать частью архитектуры города, так как о древнем районе и слободе под названием «Придача», почти ничего уже не напомнит современному жителю города. (Дмитрий Юрин)

Требуем: Внести здание бывшей Рождественской церкви на Придаче в перечень объектов исторического и культурного наследия Воронежской области. Произвести реконструкцию (восстановить купол) и произвести реставрацию здания. Обеспечить до здания свободный доступ для горожан.

Видео про этот объект доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=WXMm1oGDAK8

Ссылка на подробную историю объекта: https://yurin-dmitriy.livejournal.com/99405.html?page=1

Данное здание должно быть сохранено для наших потомков, но не должно быть передано РПЦ, а использовано в качестве загса. С церквями и так очень напряженная обстановка в городе, их и так слишком много, да и современная религия очень непонятна и имеет большее отношение к теневому частному бизнесу что для нас коммунистов, как представителей народа, не может являться толирантным и соглашаемым поступком. На мой взгляд современная духовность имеет денежную подоплеку , чем душевную, поэтому лично мы против того, что бы здание было передано РПЦ.

Деятельность прихода

В настоящее время в храме проходят богослужения, о подробном расписании которых можно справиться на сайте церкви. Также открыт сбор пожертвований на продолжающийся процесс возрождения храма.

Святыни

Известно, что одной из святынь храма являются мощи святого Иоанна Златоуста, которому некогда был посвящен один из приделов храма. Совсем недавно частичку мощей этого святого удалось вернуть в восстанавливающийся Храм Рождества Христова.

Престольные праздники

Престольный праздник Иоанна Златоуста отмечается ежегодно 26 ноября, в этот день проходят всенощные литургии и утренний молебен у святых мощей Иоанна.

«Отстояли всем миром!» В воронежском храме на Придаче прошла первая служба

«Отстояли всем миром!» В воронежском храме на Придаче прошла первая служба

Первая служба в спасенном от сноса воронежском храме Рождества Христова на Придаче состоялась в субботу, 13 февраля. В ней приняли участие около 60 человек. Богослужение проходило в небольшом помещении на первом этаже. Именно с этого участка началось восстановление храма. Ремонтные работы стартовали в середине января. Первым делом здесь установили двери, заложили кирпичом дыру, которая соединяла помещение с открытым пространством. Заменили сгнившие рамы на новые окна. Провели отопление, построили алтарь, временно обшили стены гипсокартоном. Перед первой службой на стенах появились иконы, установили подсвечники. На подоконниках своего часа жду настенные светильники.

Прихожан не смущают строительные леса и газовые баллоны

Настоятелем в храме на Придаче назначили иерея Виталия Котаева, который ранее служил в Никольском храме на Машмете.

– Очень много еще предстоит здесь сделать: постелить линолеум, расписать иконостас (алтарная перегородка – РИА «Воронеж»), нужны столы, возвышенности для певчих. Да и мощность отопления пока слабовата – всего 10 градусов, мы же газовыми баллонами обогреваем помещение. Но начало положено. Пока службы будут проходить по выходным дням: в субботу вечером и в воскресенье утром, – а также по большим праздникам. По желанию, сможем и повенчать у нас в храме, если никого не будет смущать атмосфера ремонта,- рассказал РИА «Воронеж» настоятель храма Рождества Христова на Придаче, иерей Виталий Котаев.

Читайте также:
Церковь Христа Спасителя в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Настоятель храма Рождества Христова на Придаче, иерей Виталий Котаев

Почти все, кто пришел на первую службу, были в рядах тех, кто в ноябре 2015 года встал на защиту храма – собирали подписи за сохранение святыни, днями и ночами охраняли здание от сноса. Нина Дуванова те дни вспоминает со слезами на глазах.

– Помню, мы стояли напротив разрушенного алтаря и молились, чтобы храм наш сохранили. В душе мы надеялись, что у нас получится отстоять его всем миром. Думали, что мы, скорее всего, не дождемся первой службы, ведь храм в ноябре напоминал развалину. Но случилось чудо. Здание храма отдали епархии, и уже через три месяца мы стоим на первой службе,- сообщила РИА «Воронеж» Нина Дуванова.

На первую службу пришли люди, которые защищали храм от сноса

Надежда Адианова тоже была в рядах защитников храма. Женщина рассказала, что спасение святыни для нее было делом семейной чести. Все ее предки посещали именно этот храм.

– Мой папа, когда мальчишкой был, по праздникам в колокола бил здесь. Он пока жив был, всегда говорил, как ему жалко, что из храма невесть что сотворили. А еще рассказывал, что, когда колокол снимали с храма, рабочий, поднявший руку на храм Божий, упал и разбился насмерть. Папа не дождался восстановления нашей святыни, зато я теперь свечку за упокой могу ему в его любимом храме поставить,- заметила Надежда Адианова.

Многие предки Надежды Адиановой ходили на службы в храм на Придаче

Восстанавливающийся храм стал подарком для всех жителей района Придача. 82-летняя Серафима Пискунова на церковной службе последний раз была три года назад. Говорит, из-за больных ног она выходит из дома только до ближайшего магазина и обратно.

– Все мои соседки в Казанский храм (напротив ТРЦ «Максимир») раньше ездили, а я не могла. Это надо было сначала до одной остановки дойти, а потом еще и до храма идти. Такси для меня дорого. А сейчас радость какая. Храм напротив моего дома заработал,– радуется Серафима Ивановна.

Для тех, кто не может стоять на службе, предусмотрены скамейки

По примерным подсчетам отца Виталия, только на то, чтобы отремонтировать часть храма, в которой будут проходить службы, нужно как минимум 3 млн рублей. Собирать деньги на восстановление храма с помощью социальных сетей настоятель не хочет – не доверяет, говорит, время такое, что запросто найдутся мошенники, которые захотят нажиться на святом деле.

Храм будет работать по выходным и в дни больших православных праздников

Желающие помочь храму могут найти банковские реквизиты на официальном сайте храма Рождества Христова на Придаче или связаться по телефону с настоятелем по телефону 8-920-214-1245. С расписанием служб в храме на Придаче можно ознакомиться здесь.

Деревянный храм во имя Рождества Христова возведен на Придаче примерно в 1680 году. Дважды святыня перестраивалась – в 1745 и 1773 годах. В 1785 году прихожане начали строить каменную церковь. Храм завершили к осени 1856 года. 31 октября 1932 года богослужения в храме были прекращены. Церковь переоборудовали под клуб-театр, затем отдали прядильной фабрике, в последнее время здание занимал ремонтный завод «Автозапчасть». Многие воронежцы не догадывались, что величественное здание, расположенное неподалеку от Военного авиационного инженерного университета – храм со 160-летней историей.

Службы в храме прекратились в 30-ых годах XX века

О святыне активно заговорили в ноябре 2015 года, когда пользователи «Большого Воронежского форума» (БВФ) опубликовали фото строительной техники у стен бывшего храма. В тот же день в сети появилась информация, что землю вместе со зданием храма выкупила строительная компания «Выбор», и на этом месте планируется возведение многоэтажного дома. Сделать это собственник мог на законном основании, так как здание храма не внесено в перечень объектов исторического и культурного наследия Воронежской области.

Активисты организовали сбор подписей в защиту храма. Письмо подписали более 3 тыс. воронежцев. Члены воронежского отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» направили заявление в адрес областного управления по охране культурного наследия с просьбой организовать историко-культурную экспертизу храма Рождества Христова на Придаче и придать старинному зданию статус объекта культурного наследия.

В итоге храм на Придаче сносить не стали. Собственник старинного здания, компания «Выбор», на безвозмездной основе передала храм вместе с участком земли площадью 2,8 тыс. кв. м в собственность Воронежской епархии.

Высоцкий монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Устроение Высоцкого монастыря по времени совпало с коренными преобразованиями в жизни Древней Руси эпохи Куликовской битвы и служения миру Преподобного Сергия Радонежского. В истории Отечества этот период ознаменовался укреплением объединяющей роли Москвы и пробуждением национального сознания. Русь начала сбрасывалас себя оковы татарского плена и, возрастая в православном достоинстве под влиянием заходящей славы великой византийской культуры, вступала в блестящую эпоху “Русского Возрождения”. Рождение монастыря, волею Божию, желанием и усердием благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича произошло в 1374 году (по н. ст. – в 1373 году). В том году, как повествует летопись, князь “занимался строением Серпухова”. Он огородил его дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к Преподобному Сергию, подвизавшемуся в радонежских лесах, своей вотчине. В то время уже велико было благоговейное уважение и почитание Преподобного, и слава о его иноческих подвигах, о святой его обители далеко разошлась по Руси. К Преподобному Сергию прибегали князья русские за советами и благословением во всех трудных случаях жизни и в своих ратных начинаниях.

Читайте также:
Рождественская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Хорошо знали они и его достойных, любимых учеников, и из рассадника иночества приглашали их в свои вотчины для основания новых обителей.

Об основании святой обители подробно повествовала надпись на внешней стороне церкви во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, существовавшей в ансамбле Высоцкого монастыря до 1967 года:

“Серпуховской князь Владимир Андреевич, управлявший и городком Радонежем, на земле которого стоял монастырь преподобного Сергия, пожелал украсить свой стольный город возграждением монастыря и послал к преподобному Сергию, приглашаяего прибыть к нему для благословения и совета на устроение в Серпухове обители и просил его взять с собою в начальника обители ученика своего, знакомаго князю (подвижника и сотрудника), Афанасия. Жаль было Сергию отпустить от себя одного из любимых учеников, но исполняя желание боголюбиваго князя, он отправился с Афанасием в пределы Серпуховские: путь совершили пешком. С великою радостью встретил Владимир святых пришельцев, и, после обозрения местности, избрали они место для будущей обители в версте от города, на одном возвышении, которое носило название “Высокое” и стояло на берегу реки Нары. Князь передал им свое желание, чтобы монастырь воздвигнут был во имя Богоматери в честь Ея зачатия, “дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы, а хотящие во крове Ея жити монахи Ея чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая в священнодействе”.

Преподобный Сергий одобрил желание князя, и, когда расчищено было избранное место для обители, поросшее лесом, св. Сергий стал на колени, воздел руки к небу и произнес следующую молитву:”Се Царю вышних в триех Ипостасех единый Боже, Отче, Сыне и Дусе святый! Твоя есть земля исполнение ея, концы земнии в Твоих руках, Господи призри на место сие благодатию Твоею, посли помощь свыше и благословение и сотвори оное в прибежище любящим Тя, и обучение монашеское в нем. Устрой подвизающим ангельский данный образ; даждь служащим Тебе и работающим и живущим вседушно на месте сем образ Твой и подобие в душе и теле еже сотворил еси и создал руками Твоими соблюдати, непрестанно хвалити Тя в псалмех и песнех духовных присно и величати Царицу Небесну. Пречистую Деву Богородицу Марию и вся святыя Твоя сподоби люди Твоя живущия и приходящия. Господи, имя Твое святое да славится день и нощь во веки веков. Аминь!”.

Окончив молитву, преподобный Сергий обратился к Афанасию со следующими словами: “Вселюбезный Афанасий, духовное чадо мое! Послушай меня старца, что скажу тебе. Благодарю Господа Бога, что Он много обрадовал меня твоими богоугодными подвигами: во все время, пока ты был при мне, ты ни разу не оказал непослушание не только мне, но и братии; поистинне я вижу в тебе мужа совершеннаго и монаха благоискуснаго. Умоляю любовь твою, останься здесь и живи на месте сем, ибо ты можешь устроить обитель и собрать постничествующую (братию). Дело это возлагается на тебя по всей справедливости; благоверный князь Владимир просит тебя о том и желает, чтобы ты потрудился здесь во имя Господне”.

Князь Владимир со своей стороны усердно просил Афанасия потрудиться в строении обители и обещал дать монастырю все средства к его устройству. Афанасий сказал, обращаясь к преподобному Сергию: “Вселюбезный мой отче! Не прогневайся на меня, что будет говорить худой раб твой. Кто такое я недостойный! Как разлучусь я с тобою преподобный! Кто здесь будет мне новоначальному наставником и учителем! Кому прибегну я в скорбях и страстных движениях души? От кого приму утишение или облегчение! Как воспою песни или вознесу молитвы Господу Богу на этой земле пустынной и мне незнаемой! Если молитва твоя не поможет мне, я никак не могу выдержать здешняго жития и бытность воителем и житием, ибо я не достиг такой меры совершенства”. Говоря это, Афанасий горько плакал. Преподобный Сергий успокоил своего ученика и сказал ему, чтобы он уповал на Бога и Пресвятую Богородицу и что при этом уповании он, как гора Сионская, не подвижется, тогда в труде богоугодном будет помогать ему Господь. Афанасий с любовью и послушанием принял утешительное слово своего учителя, и они, пробыв вместе несколько дней в Серпухове, расстались. Св. Сергий пошел в свой монастырь, благословив Афанасия остаться в Серпухове для устроения новой обители”.

Так в 1374 году был основан монастырь “Во имя Богоматери в честь Ее Зачатия, и дабы славилось Имя Божие и Пресвятыя Богородицы”. С течением времени Владимир Андреевич соорудил в монастыре каменный собор и теплую церковь с трапезной, что по тому времени было редкостью. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду.

Общежительные монастыри, хранившие образ христианской общины апостольских времен, несли миру особую пользу. Именно эти обители в начале объединения русских земель вокруг Москвы являли собою наглядный пример совместного жития в любви, единомыслии и экономическом единстве, по проческому слову царя Давида, “се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе” (Пс.132, 1). Из монашеской среды опыт совместной христианской жизни переносился в семью, на церковный приход и таким образом приводил к осознанию наиболее сложной формы общежития – государства. Больших трудов стоило Церкви введение повсеместно строгого общежительного (киновийного) уклада. Из старых обителей многие еще долго продолжали держаться особножительства. Потому-то в подтверждение Евангельских слов Спасителя, “но вливают вино ново в мехи новы” (МФ. 9, 17), главными носителями общежития на Руси явились новые монастыри. Их основателями стали святитель Московский Алексий, Преподобный Сергий Радонежский и их единомышленники, в большинстве своем, ученики Преподобного Сергия, ученики его учеников и собеседники.

Читайте также:
Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Всего 90 монастырей дал Русской земле от своей Троицкой обители Преподобный Сергий, девять из которых он основал сам, и в их числе задуманный Серпуховским князем Владимиром Андреевичем монастырь “Пречистой на Высоком”.

Серпуховской Высоцкий ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

История

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского.

Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов.

Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком полу-чивший название Высоцкого. Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.

В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г. он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Сер-пуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время.

Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.

К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату.

С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский.

Читайте также:
Евгений Попиченко: биография, проповеди и труды, семья

В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.

25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.

24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.

В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.

В Серпуховском Высоцком мужском монастыре со времени его основания в 1374 году до момента закрытия в 1931 году было 83 настоятеля; имена их следующие:

Афанасий Старший (1374-1382), Афанасий Младший (1382-1395), Никита (1395-1414),Андроник, Александр, Савва, Евфимий, Иосиф, Пимен, Иосиф, Феодосий, Иона, Сергий, Иосиф, Тарасий, Алиппий, Тарасий, Геннадий.

Далее следуют архимандриты: Фаддей, Игнатий (1468), Маркелл, Мартирий, Лаврентий, Михаил, Илия, Михаил, Власий, Герасим, Борис, Геннадий, Спиридон, Иосиф, Евсевий, Дионисий, Иона, Антоний, Киприан (1542), Паисий (1551), Агапит (1571), Иосиф Чудовской (1576) Кирилл, Паисий, Феодосий (1601), Александр, Иосиф (1614-1618), Иосиф, Иона (1621), Антоний (1624- 1632), Дионисий, Иов, Леонид (1652), Пафнутий (1657), Герасим, Зосим (1660), Иосиф (1686), Герасим (1702- 1737).

Все вышеперечисленные архимандриты настоятельствовали до 1737 года и имена их приведены, в том порядке, как были записаны в монастырском синодике.

Далее следуют архимандриты: Макарий (1737-1743), Иосиф (Корнилов) (1743-1761), Иннокентий (1761-1778); игумены: Геннадий (1778-1789) и Стефан (1789-1792); архимандриты: Иосиф (1792-1798), Ананий (1798-1802), Мельхиседек (1802-1814), Неофит (1814-1815), Дамаскин (1815-1816), Гермоген (1816-1817), Вениамин (1817-1818), Феоктист (1818-1820), Гавриил (1820-1821), Амвросий (1821-1827), Арсений (1827-1828), Амвросий (1828-1842), Мельхиседек (1842-1850), Евстафий (1850-1851), Гедеон (1851-1852), Сергий (1852-1861), Константин (1861-1870), Мелетий I (1870-1879), Мелетий II (1879-1881), Иннокентий (1881-1896), Тихон (1896-), Пантелеимон (-1928).

В начале XX века Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроеннейших во всей России. При монастыре была церковно-приходская школа для мальчиков. Но с приходом к власти большевиков в 1917 году наПравославную Церковь воздвиглись страшные, еще не виданные до ныне гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Высоцкий монастырь. До ареста архимандрита Пантелеимона в 1931 году, в Покровском храме совершались богослужения.

10 апреля 1991 года по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского древняя обитель, основанная Преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Первым настоятелем возрождаемого Высоцкого мужского монастыря стал архимандрит Иосиф (Балабанов).

В декабре 1998 года в связи с рукоположением настоятеля Высоцкого мужского монастыря архимандрита Иосифа в сан епископа, иеромонах Кирилл был назначен исполняющим обязанности настоятеля монастыря.

26 марта 1999 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возвел настоятеля Высоцкого монастыря иеромонаха Кирилла в сан Игумена с возложением на него наперсного креста.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 129) Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской, назначен настоятелем (игуменом) Высоцкого монастыря г. Серпухова Московской обл. с освобождением от обязанностей настоятеля (игумена) Вознесенской Давидовой пустыни.

Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.

В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Высоцкий мужской монастырь (Серпухов)

Высоцкий монастырь – православный монастырь в городе Серпухов, Московской области. Возобновлен в 1991 году. При монастыре действует гостиница для паломников.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов.

Читайте также:
Владимирский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.

Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.

В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г. он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Сер-пуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время.

Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.

К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату.

С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский.

В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.

25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.

24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.

Современное состояние [ править ]

В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.

Читайте также:
Владычный монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы».

Высоцкий мужской монастырь

В городе Серпухов, в Подмосковье, находится Высоцкий мужской монастырь. Он раскинулся в живописном месте на левом берегу реки Нары. Монастырь был основан в конце XIV века по благословению преподобного Сергия Радонежского. Высоцким его наименовали, потому что он расположен на красивейшем холме, который в народе известен как «Высокое».

Первым настоятелем монастыря был Афанасий — один из любимых учеников преподобного Сергия. Сегодня в Серпуховском монастыре проживают 10 насельников, а его игуменом является Преосвященнейший Роман. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников, чтобы покаяться и очистить душу, а также найти успокоение в стенах обители.

Икона «Неупиваемая чаша»

Высоцкий монастырь в Серпухове, прежде всего, известен тем, что там ежедневно молятся перед иконой «Неупиваемая чаша». Это Чудотворный образ Божией Матери, который помогает в исцелении людей, сошедших с праведного пути, — пьяниц, блудников, наркоманов, а также тех, кого поразили душевные и телесные недуги.

Явление первообраза

В 1878 г. у одного солдата в отставке из Тульской губернии из-за беспробудного пьянства отнялись ноги. Однажды ночью ему приснился старец, который сказал, чтобы он шел в Серпуховский монастырь Владычицы Богородицы и перед иконой «Неупиваемая чаша» отслужил молебен, чтобы очистить душу и исцелить тело. Не сразу солдат послушал старца и только после третьего сна отправился в дорогу на четвереньках.

Долог и тернист был его путь. А когда он прибыл в монастырь, оказалось, что никто не знает эту икону. Но тут кто-то из прихожан вспомнил, что при входе в ризницу есть икона, на которой изображена чаша. Все очень удивились, когда ее перевернули и увидели надпись «Неупиваемая чаша», а в лике преподобного Варлаама солдат узнал старца, трижды являвшегося ему во сне.

Исцеление страждущих

Благая весть быстро распространилась по всей России, и в Серпухов стали стекаться богомольцы, желающие исцелить от пагубной болезни себя или своих близких. А многие шли сюда, чтобы отблагодарить Владычицу за выздоровление. В Серпухове, при храме Александра Невского, было создано братство трезвости. По воскресеньям там проводили молебны, которые заканчивались морально-религиозными беседами.

Судьба иконы

После революции икону перенесли в собор Николы Белого. В 1929 г. его, как и другие святыни в России, закрыли, а все иконы были сожжены. Тогда первообраз иконы бесследно пропал. О «Неупиваемой чаше» никто не вспоминал вплоть до 1991 г., когда открыли Высоцкий монастырь. Его настоятель сразу же возобновил служения иконе. Спустя год русский иконописец Соколов написал сегодня известную в православных кругах икону.

В 1997 г. ее внесли в церковный календарь, а вскоре стали почитать во всем православном мире. День 5/18 мая признан праздником иконы «Неупиваемая чаша». В этот день в Высоцком мужском монастыре в Серпухове собираются прихожане на Божественную Литургию, которая заканчивается величественным крестным ходом с иконой.

Расписание богослужений в Высоцком мужском монастыре

В будние дни богослужения начинаются в 06:00. В это время проводятся утренние молитвы, а также полунощница и утреня. В 08:00 прихожане исповедуются, затем посещают литургию, по окончании которой служатся панихиды и молебны по заказу. Вечерня и рядовой акафист начинаются в 17:00. В воскресные и праздничные дни богослужения проводятся с 08:00. В 17:45 каждое воскресенье можно посетить молебен перед иконой «Неупиваемая чаша».

Сам монастырь открыт для прихожан в будние дни с 05:00, а в праздники — с 07:30. Закрывается он при рядовой службе в 19:00, а при всенощном бдении — в 20:00. В 21:00 проводятся вечерние молитвы для паломников. Точное расписание работы монастыря можно посмотреть на официальном сайте.

Услуги

Высоцкий монастырь приглашает паломников на несколько дней, большие группы принимаются только по предварительной договоренности. Также монастырь предоставляет еще ряд услуг для своих прихожан.

Требы

Каждый желающий может заказать необходимую требу. Так, есть возможность заказать поминовение «О упокоении», «О здравии», а также на молебне перед святыней «Неупиваемая чаша» единожды, на 40 дней, на полгода и год. Заказать требы можно онлайн на официальном сайте Высоцкого монастыря в Серпухове.

Экскурсии

Для паломнических групп братия монастыря проводят экскурсии. Они знакомят прихожан с архитектурой и достопримечательностями святыни, а также с ее историей. Экскурсии проводятся после утреннего молебна. Их предварительно заказывают в иконной лавке.

Иконная лавка

На территории монастыря работает иконная лавка, где представлен большой выбор святынь. Там можно приобрести иконы, молитвенные пояса, свечи, декоративные изделия, акафист, святое масло и др. Их можно заказать онлайн на официальном сайте Высоцкого монастыря.

Читайте также:
Свято-Георгиевский мужской монастырь в Балаклаве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Проживание и питание

Для паломников в монастыре есть отдельный корпус, где можно пожить на протяжении нескольких дней. В колокольне открыта чайная. Там продаются горячие напитки, закуски и монастырская выпечка. А полноценно покушать можно в столовой, которая расположена в паломническом корпусе.

Как добраться

Из Москвы до Серпухова можно доехать несколькими способами. Удобнее и быстрее всего — добираться на электричке. Электрички ежедневно отправляются с Курского вокзала и прибывают на ж/д вокзал Серпухова.

Также из столицы до Серпухова можно доехать на автобусе. Есть два прямых рейса — № 458 и 363. Они отбывают со станции метро «Лесопарковая».

В пределах Серпухова добраться до монастыря не составит труда. Рядом с ним, примерно в 200 метрах к юго-востоку от святилища, находится одноименная остановка общественного транспорта — «Высоцкий монастырь». К ней прибывает автобус № 20. Чуть ниже расположена остановка «Магазин № 9», куда можно доехать рейсом № 8, а рядом с ней есть еще одна остановка, к которой курсирует маршрут № 3.

Еще до Высоцкого монастыря легко доехать на такси. Популярные службы Серпухова — Такси-Сервис, Стоянка Такси, Максим и др.

Высоцкий монастырь в Серпухове на панораме Яндекс-карт

Высоцкий мужской монастырь в Серпухове на видео

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

Мiръ Россия Московская область Серпухов Высоцкий мужской монастырь (Серпухов)

Идёт загрузка карты…

Высоцкий монастырь

— православный монастырь в городе Серпухов, Московской области. Возобновлен в 1991 году. При монастыре действует гостиница для паломников.

История

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов.

Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.

Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.

В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г. он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Сер-пуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время.

Читайте также:
Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос: история и адрес монастыря

Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.

К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату.

С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский.

В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.

25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.

24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.

Афанасий Младший – грозный старец на коне

К западной стене Зачатьевского собора Высоцкого монастыря примыкает небольшая часовня. Это усыпальница второго по счету игумена монастыря преподобного Афанасия Младшего. Его гроб украшает деревянное изображение инока, который лежит со скрещенными на груди руками. Своды усыпальницы расписаны сценами из жития святого. Центральное место занимает фреска «Избавление от агарян града Серпухова преподобным Афанасием». На ней святой Афанасий Младший скачет на белом коне и держит в руках жезл. Враги в страхе бегут от всадника, роняя щиты. «Агарянами» здесь названы крымские татары, которые под предводительством Девлет-Гирея подступили к стенам Серпухова в XVI веке.

Житие святого повествует, что в 1571 году «крымские зловерцы татары и с ними польские люди» встали лагерем неподалеку от Высоцкого монастыря. Неожиданно враги увидели, как из обители выехал старец на белом коне и поскакал вверх по реке к церкви. В стане татар удивились, что этот инок не боится показаться на глаза, хотя остальные покинули монастырь и укрылись в городской крепости. Старец не только бесстрашно зашел в церковь, а направился верхом прямо к лагерю врагов, грозя жезлом. «Варвары вся орда и польские сонмища» перепугались жуткого видения монаха на коне и побежали, давя друг друга. Увидев смятение в стане противника, из городской крепости вышли защитники Серпухова и преследовали кочевников. Старец был «смуглым, имуща браду велику, черну и густу». Жители города и монахи посчитали, что это игумен Афанасий Младший явился через двести лет после смерти спасти обитель.

Первое посмертное чудо Афанасия Младшего произошло в день его похорон. Хранитель церковных вещей, который плохо исполнял монастырскую работу, злился на святого и не пришел на погребение. За это злой дух стал «бить и мучить немилостиво» монаха. Раскаявшись в поступке, инок поспешил на погребение Афанасия и получил у его гроба исцеление от «мучения демонского». Когда в могилу клали гроб святого, этот монах внезапно свалился в ров. Чернеца вытащили из могилы, и он рассказал следующее: игумен Афанасий схватил его за руку и предсказал скорую смерть. Через три дня хранитель церковных вещей умер.

В житии говорится, что священнослужители и монахи в разное время замечали и другие необычные явления на могиле Афанасия Младшего. На гробе игумена обнаруживали горящие свечи. Иногда видели, как свечи из алтаря сами шли к гробу святого и там исчезали. Кто-то слышал на могиле Афанасия церковное пение. Другие замечали покойного игумена с кадилом или свечами, обходящего погост и окрестности монастыря.

В 1697 году родственница царя Петра I Меланья Тимофеевна Нарышкина пожертвовала денег на постройку над могилой Афанасия Младшего небольшой церкви. В 1878 году нарышкинскую церковь разобрали и построили новый просторный храм Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. Этот храм снесли в советский период, а нынешнюю часовню над могилой возвели в наше время. В 1994 году мощи Афанасия Младшего переместили из могилы в раку и поставили в Покровскую церковь, где находится знаменитая икона «Неупиваемая чаша». Однако бывшую могилу все равно почитают паломники. Нечто похожее произошло с могилой блаженной Матроны Московской. В 1998 году ее мощи перенесли в Покровский монастырь, но к могиле на Даниловском кладбище и сейчас приходят почитатели святой.

Современное состояние

В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.

Читайте также:
Храм Алексия Московского: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться и где находится

В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы».

Стоимость треб в Серпуховском монастыре

Цены на требы в монастыре «Неупиваемая чаша», значительно ниже столичных. Заказать требу можно на официальном сайте Серпуховского монастыря и оплатить онлайн. Конкретно цены на данный момент можно узнать по телефону монастыря. Или посмотреть прейскурант, который всегда висит на видном месте.

По будням обитель открыта для посещений с 5-30 до 19-00. В праздничные дни с 7-30 до 20-00. Перекусить можно в трапезной. Она работает с 11-00 до 14-00.

Святыни

  • Пресвятая Богородица. Икона Высоцкого чина. Конец XIV века
  • Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Икона Георгия Победоносца. XV век
  • Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
  • Резной образ святителя Николая «Никола Можайский» XIV века с живописными клеймами XVII века
  • Икона Божией Матери «Скоропослушница»
  • Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • Ковчежцы с более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных, начиная с первых веков христианства и до наших дней: частицы мощей св. прав. Анны — матери Пресвятой Богородицы, св. Предтечи и Крестителя Иоанна; апостолов Андрея Первозванного, Луки, Матфея, Марка и Фомы; равноапостольных Марии Магдалины, царя Константина, князя Владимира; святителей Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; великомучеников Георгия, целителя Пантелеймона, Никиты, Варвары, Татианы и Екатерины; Преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ефрема Сирина, около 50 частиц мощей Киево-Печерских угодников Божиих; Оптинских старцев; новомучеников Российских: патриарха Тихона, свщмч. Фаддея Тверского, Иллариона Троицкого, а также множество частиц мощей других угодников Божиих.

Настоятели

  • Прп. Афанасий Старший (1374 — 1382)
  • Прп. Афанасий Младший (1382 — 1395)
  • Никита (1395 — 1414)
  • Андроник
  • Александр
  • Савва
  • Евфимий
  • Иосиф
  • Пимен
  • Иосиф
  • Феодосий
  • Иона
  • Сергий
  • Иосиф
  • Тарасий
  • Алиппий
  • Тарасий
  • Геннадий
  • Фаддей
  • Игнатий (1468)
  • Маркелл
  • Мартирий
  • Лаврентий
  • Михаил
  • Илия
  • Михаил
  • Власий
  • Герасим
  • Борис
  • Геннадий
  • Спиридон
  • Иосиф
  • Евсевий
  • Дионисий
  • Иона
  • Антоний
  • Киприан (1542)
  • Паисий (1551)
  • Агапит (1571)
  • Иосиф Чудовской (1576)
  • Кирилл
  • Паисий
  • Феодосий (1601)
  • Александр
  • Иосиф (1614 — 1618)
  • Иосиф
  • Иона (1621)
  • Антоний (1624 — 1632)
  • Дионисий
  • Иов
  • Леонид (1652)
  • Пафнутий (1657)
  • Герасим
  • Зосим (1660)
  • Александр (11 февраля 1679 — 1681)
  • Иосиф (1686)
  • Герасим (1702 — 1737)
  • Макарий (1737 — 1743)
  • Иосиф (Корнилов) (1743 — 1761)
  • Иннокентий (1761 — 1778)
  • Геннадий (1778 — 1789)
  • Стефан (1789 — 1792)
  • Иосиф (1792 — 1798)
  • Ананий (1798 — 1802)
  • Мельхиседек (1802 — 1814)
  • Неофит (Докучаев-Платонов) (2 феварля — 12 августа 1814)
  • Дамаскин (1815 — 1816)
  • Гермоген (1816 — 1817)
  • Вениамин (1817 — 1818)
  • Феоктист (1818 — 1820)
  • Гавриил (1820 — 1821)
  • Амвросий (1821 — 1827)
  • Арсений (1827 — 1828)
  • Амвросий (1828 — 1842)
  • Мельхиседек (1842 — 1850)
  • Евстафий (1850 — 1851)
  • Гедеон (1851 — 1852)
  • Сергий (1852 — 1861)
  • Константин (1861 — 1870)
  • Мелетий I (1870 — 1879)
  • Мелетий II (1879 — 1881)
  • Иннокентий (1881 — 1896)
  • Тихон (1896 -)
  • Пантелеимон (- 1928)
  • Иосиф (Балабанов) (28 февраля — 25 марта 1991) и/о
  • Иосиф (Балабанов) (25 марта 1991 — декабрь 1998)
    • Кирилл (Костиков) (декабрь 1998 — 16 февраля 1999) и/о
  • Кирилл (Костиков) (16 февраля 1999 — 5 октября 2011)
  • Роман (Гаврилов) (с 5 октября 2011)

    Престольные праздники

    Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы

    Сергий Радонежский, преподобный

    — Собор Московских святых, 18 июля, 8 октября

    Покров Пресвятой Богородицы

    Собор Трех Святителей

    Собор Всех Святых

    — первое воскресенье после Дня Святой Троицы

    Икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»

    Икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница»

    Как добраться

    Россия, Московская область, город Серпухов, ул. Калужская, д. 110

    Город Серпухов расположен на трассе Москва — Симферополь (М-2), в 100 км к югу от Москвы. В Серпухов из Москвы можно добраться на электричке, автобусе или автомобиле.

    Электрички следуют от Курского вокзала до станции «Серпухов» (подходят также электрички до Тулы), время в пути до 2 часов.

    Автобусы №458 отправляются от станции метро «Южная» (первый вагон из центра), время в пути полтора-два часа, конечная остановка — железнодорожный вокзал г. Серпухова. От железнодорожного вокзала до монастыря идут автобусы №№ 3, 8, 20, а также маршрутное такси «Высоцкий монастырь».

    На автомобиле следует двигаться из Москвы по старому Симферопольскому шоссе, которое в черте города Серпухова переходит в Московское шоссе, затем по 1-й Московской и 2-й Московской улицам. Со 2-й Московской улицы нужно повернуть направо (Б. Высоцкий переулок) по указателю к монастырю.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: