Храм Рождества Христова в Йошкар-Оле: описание и адрес храма, история, как добраться

Любимая Россия: Йошкар-Ола православная (обновлено)

История возникновения, становления и развития православия на марийской земле неразрывно связано с основанием города Царевококшайск , который лишь к концу 20-х годов прошлого столетия приобрел свое нынешнее название – Йошкар-Ола. Датой основания города Йошкар-Ола считается 1584 год, когда он впервые был упомянут в летописях. В русских городах церковь появлялась одновременно с основанием города. А так как город закладывался православный, то по традиции священник вместе с предводителем военного отряда определял место для будущей церкви. На выбранном тогда месте, на возвышенном берегу реки М.Кокшага и была заложена Соборная-Воскресенская церковь. Храм окончательно восстановлен в 2008, 2009 годах.

За весь период развития православия в Царевококшайском уезде к 1917 году было построено 162 православных храма. Начавшийся многообещающе для православной церкви, 20-й век обернулся трагедией – к власти в России пришли силы воинствующего атеизма и безбожия. Первая волна разрушения храмов, разграбления православных святынь пришлась на конец 20-х – начало 30-х годов двадцатого столетия. Лишь Великая Отечественная Война приостановила этот процесс. В эту лихую годину стали открываться некоторые полуразрушенные храмы. Вторая волна процесса разрушения была поднята Никитой Хрущевым под знаменем воспитания нового человека. В итоге этой «воспитательной деятельности» из 162 православных храмов лишь 9 храмов остались действующими. Достаточно напомнить, что в 1961 году Вознесенская церковь была превращена в пивзавод!

Только с восстановлением российской государственности, утраченной в 1917 году, начинается новый этап дальнейшего развития и укрепления православия на марийской земле. Люди потянулись к своим истокам и традициям, а подвижники православной веры начали поднимать из руин храмы.

Важнейшим событием явилось учреждение Марийской епархии, образованной решением Священного Синода от 11 июня 1993 года. Йошкар-Олинская и Марийская епархия была выделена из состава Казанской епархии, а 24 июля 1993 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка за Божественной литургией Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил хиромантию архимандрита Иоанна во епископа Йошкар-Олинского и Марийского.

Кафедральным городом стала Йошкар-Ола, кафедральным собором стал Вознесенский храм города Йошкар-Олы.

На вновь созданной Патриаршей площади появился, наверное, первый в России памятник Святейшему Алексию II .

История создания, разрушения и восстановления

православных храмов в Йошкар-Оле.

Церковь Пресвятой Троицы.

Церковь Пресвятой Троицы была первым каменным храмом города Царевококшайск. Дело в том, что во время строительства Санкт-Петербурга указом Петра I было запрещено строительство где-либо зданий из камня, а весь камень и кирпич велено было везти в город на Неве. Только после отмены этого указа вновь началось на Руси каменное зодчество. Строительство церкви Пресвятой Троицы было начато в 1736 г. на средства купца Стефана Вишнякова и крестьянина деревни Жуково Алексея Осокина.Это был двухэтажный храм в духе традиционного зодчества. Сначала был сооружен нижний Никольский придел, а к 1757 был возведен второй ярус Троицкого храма. При храме была Новокрещенская школа, здание которой сохранилось до нашего времени. Церковь была закрыта в 1932. В 1939 колокольня и верхний ярус храма сломаны. В 1995-2008 храм восстановлен по новому проекту и с 2009 года храм является действующим.

Собор Вознесения Господня

Второй каменной церковью Царевококшайска был Собор Вознесения Господня или Вознесенская церковь, как её чаще называют. Построена она в 1756 году во времена императрицы Елизаветы Петровны старанием и на средства купца Ивана Андреевича Пчелина, дом которого («Дом Пчелина») находился рядом с храмом. По архитектурным формам Вознесенская церковь — типичный памятник русского зодчества XVII—XVIII веков. В 20-е годы храм продолжал действовать. К 1930 году он не вмещал всех желающих, ибо другие церкви города уже были закрыты.

В январе 1937 года президиум исполкома МАССР принял постановление о закрытии Вознесенской церкви. Поводом стало провокационное заявление о том, что якобы община верующих нарушает договор 1922 года об использовании здания. В марте 1938 года постановлением президиума горсовета здание храма передавалось для использования Радиокомитету; в 1939 году — под пивной склад; в ноябре 1940 года нижний этаж был передан товариществу “Мари художник”, а с ноября 1940 года Йошкар-Олинский горисполком решил передать бывший храм под пивзавод. Новый хозяин начал разрушать святыню. Перед Великой Отечественной войной Вознесенская церковь лишилась колокольни, каменной ограды с воротами, галереи, а к трапезной с запада пристроили безликое двухэтажное здание цеха завода. Снесли барабан с главой. Погибли настенные росписи. В течение десятилетий церковь разрушалась. Но многострадальные стены храма выстояли, выдержали людскую злобу и невежество.
В 1992 году здание было передано Церкви. Средства на восстановление храма собирались по крупицам. Уже в 1995 году на Пасху состоялось в возрожденном храме первое богослужение, был освящен верхний храм собора, затем — нижний. Вознеслась над городом глава Вознесенского собора, как неугасимая свеча, символ духовного возрождения, победы света над тьмою.

Читайте также:
Храмы Серпухова: монастыри и церкви, адреса и контакты

Воскресенский собор

Воскресенский собор в Царевококшайске был построен во времена императрицы Елизаветы Петровны в 1759 году и являлся главным храмом города и уезда. С 1931 года по 1941 год храм использовали под кинотеатр «Октябрь», разрушив восьмерик, купол и 3 яруса колокольни. С 1944 года храм снова возвращен Церкви. С трудом собирали утварь и иконы. Почти два десятилетия собор действовал, но в 1961 году был вообще снесен. Так исчез один из красивейших храмов не только Царевококшайска-Йошкар-Олы, но и всего Марийского края. 27 марта 2010 года в канун праздника Входа Господня в Иерусалим архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил чин великого освящения Воскресенского Собора, расположенного на месте разрушенного в годы советской власти храма.

Воскресенский собор, построенный в Царевококшайске стрельцами, направленными в город-крепость императрицей Елизаветой Петровной, являлся главным храмом города, центром его культурной и политической жизни. Он имел три престола: главный – в честь Воскресения Христова; правый в честь св. мученика Феодора; левый – Покрова Пресвятой Богородицы.

«Стрельцы принесли с собой святыню – нерукотворный образ Святителя. И создавая храм, они мыслили, что это место станет местом духовного просвещения народов, живущих в этом крае, – подчеркнул Владыка.- И сегодня в величии и славе восстановленный Воскресенский собор – знак духовного воскресения нашего марийского края».

Церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери

Ещё одна старинная каменная церковь города, сохранившаяся до наших дней — церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Она была построена в 1774 году на средства купца Вишнякова при городском кладбище. Постоянной службы в ней не было, а проводилось отпевание. Возле церкви были захоронения служителей церкви и знатных людей города, а в левом дальнем углу кладбища были могилы австрийских солдат и офицеров, плененных в Первую империалистическую войну 1914 года.

В октябре 1926 года горисполком принял решение о запрещении похорон на кладбище и закрытии церкви. Могилы сравняли с землей. Храм пришёл в запустение, лишился своей главы и колокольни.

В начале 90-х годов XX века церковь была реконструирована, и в ней проходят богослужения. Проведенная реконструкция возродила храм в несколько ином виде. Реставрация позволила бы сохранить первозданный облик церкви. Скромная по размерам и декоративному убранству церковь имеет главный храм — двухсветный четверик, широкую трапезную и колокольню юго-западного торца. Храм двухпрестольный: главный престол во имя Тихвинской иконы Божией Матери и придел во имя св. великомученика Георгия Победоносца. В настоящее время восстановлен интерьер храма. При церкви работает воскресная школа.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

28 августа 2006 года, в день празднования Успения Богородицы, на территории Дома правительства Республики Марий Эл состоялось освящение нового храма. Идею строительства на территории Дома правительства православного храма высказал президент республики Леонид Игоревич Маркелов. Её поддержал и архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, благословивший создание новой церкви. Возведением храма было решено ознаменовать 60-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Особый интерес вызывает архитектурный комплекс площади Пресвятой Девы Марии, строительство которой ведется на берегу Кокшаги .

Здесь возведены статуя Пречистой девы, выполненная в традициях русской иконографии, высотой в три человеческих роста.

возведена статуя Архангела Гавриила, принесшего Деве Марии благую весть о рождении Спасителя

возводится Благовещенская церковь — достаточно сложное и очень красивое сооружение, за основу проекта которого взят знаменитый храм Спаса-на-Крови,

находящийся в Петербурге. На противоположном берегу реки расположен ЗАГС, и предполагается, что площадь станет традиционным местом посещения для молодоженов. После регистрации брака они смогут прийти сюда, чтобы попросить благословения у Царицы Небесной и венчаться в Благовещенском храме. Предполагается, что приход этот станет преимущественно «молодежным». При нём будет создан городской центр православной молодежи и школа молодой семьи

Царевококшайский Богородице-Сергиевский монастырь

Монастырь был основан в 1886 году Казанским архиепископом Палладием. Все началось с богадельни при Входоиерусалимском храме, построенном ещё в 1754 году на средства царевококшайского купца Алексея Карелина. В 1887 году было решено преобразовать богадельню в женский монастырь. Архиепископ Палладий обратился с ходатайством в Синод. Указом Синода от 28 сентября 1888 года богадельня была преобразована в женский черемисский монастырь с передачей в его владения Входоиерусалимской церкви. Монастырь занимал территорию в центральной части города очерченную современными улицами Пушкина, Советской, Вознесенской и Чернышевского. После 1917 года монастырь был закрыт, монахини изгнаны, игуменья Серафима была убита, а Входоиерусалимская церковь взорвана. В настоящее время возрождение монастыря начато с возведения на историческом месте Входоиерусалимской церкви

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы во Владыкине: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

А чуть дальше по улице, которая вновь получила свое историческое название-Вознесенская, вырос Православный центр, в котором работает воскресная школа, проводится много мероприятий для верующих .

Храм Преподобного Серафима Саровского

Собор Вознесения Господня

Вниманию читателей предлагается очерк истории Вознесенского собора города Йошкар-Олы.

Вознесенская церковь в Царевококшайске была построена в 1756 г., во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, старанием и на средства купца Ивана Андреевича Пчелина, дом которого (“Дом Пчелина”) находился рядом с храмом.

По своим архитектурным формам Вознесенская церковь – типичный памятник русского зодчества XVIII века. Она построена по типу “восьмерик на четверике”, двухэтажная. Восьмерик завершается сферическим куполом, на котором возносится световой барабан с главой. С западной стороны к церкви примыкает трапезная.

В начале XX века облик храма был несколько иным, чем теперь. С севера и запада к трапезной в три окна примыкала двухъярусная открытая галерея-гульбище. С северо-запада к храму подходила 4-х-ярусная колокольня. На ней висело 7 колоколов от 142 пудов и меньше. На четвёртом ярусе находились городские часы с боем. Завершалась колокольня, также как и церковь, сферическим куполом с барабаном и главой.

Храм привлекал своей наружной декоративной отделкой, сохранившейся на основном кубе храма. Радуют глаз карнизы восьмерика и четверика, но особенно роскошны белокаменные резные наличники окон, выполненные в виде кружева гирлянд и колонок с перехватом. Окна обрамлены поребриком и уходящими в толщу нишами. В декоративном убранстве храма применены элементы стиля барокко, получившие развитие в церковной архитектуре с 80-х годов XVII века.

До нас не дошли имена зодчих этого храма. Можно лишь предположить, учитывая особенности церкви, что здесь трудились мастера восточноевропейской (Вятка – Пермь – Тюмень) архитектурной традиции русского церковного зодчества XVIII века.

Храм был трёхпрестольным: на втором этаже – главный летний храм в честь Вознесения Христова с приделом в левой стороне во имя Казанской иконы Божией Матери; в нижнем этаже – тёплый или зимний храм в честь Воздвижения Креста Господня. Поэтому церковь иногда называли просто “Воздвижение”. Именно под таким названием она фигурирует на старинных открытках.

Интерьер храма отличался богатством отделки, настенных росписей, церковной утвари. Иконостас главного храма состоял из 5 ярусов с деревянной резьбой. Из 17 икон выделялась икона Казанской Божией Матери в серебряно-позолоченной ризе, а в алтаре образ Иверской Божией Матери в роскошно отделанной ризе. Но главной святыней храма считалось небольшое резное на камне изображение с одной стороны Николая Чудотворца, а с другой – св. великомученика Георгия Победоносца. Этот образ величиной не более 1 вершка (около 4,5 см) в квадрате вкладывался в кованую “сребропозлащенную” ризу, на которой были изображены чудеса этих святых. По преданию эта икона была найдена в Яранском уезде Вятской губернии и принесена И. А. Пчелиным в новый храм сначала на время, а потом так и осталась навсегда. Этот небольшой образок был местночтимои иконой. Её носили вместе с иконой Вознесения Господня во время крестных ходов.

В 20-е годы храм продолжал действовать. К 1930 г. он не вмещал всех желающих, ибо другие церкви города уже были закрыты. В январе 1937 г. президиум исполкома МАССР принял постановление о закрытии Вознесенской церкви. Поводом стало провокационное заявление о том, что якобы община верующих нарушает договор 1922 г. об использовании здания.

В марте 1938 г. постановлением президиума горсовета здание храма передавалось для использования Радиокомитету; в 1939 г. – под пивной склад; в ноябре 1940 г. нижний этаж был передан товариществу “Мари художник”, а с ноября 1940 г. Йошкар-Олинский горисполком решил передать бывший храм под пивзавод. Новый хозяин начал разрушать святыню. Перед Великой Отечественной войной Вознесенская церковь лишилась колокольни, каменной ограды с воротами, галереи, а к трапезной с запада пристроили безликое двухэтажное здание цеха завода. Снесли барабан с главой. Погибли настенные росписи. В течение десятилетий церковь разрушалась. Но многострадальные стены храма выстояли, выдержали людскую злобу и невежество.

В 1992 г. здание было передано Церкви. Средства на восстановление храма собирались по крупицам. Уже в 1995 г. на Пасху состоялось в возрождённом храме первое богослужение, был освящён верхний храм собора, затем – нижний. Вознеслась над городом глава Вознесенского собора, как неугасимая свеча, символ духовного возрождения, победы света над тьмою. В 2008 – 2009 гг. была построена колокольня храма.

Читайте также:
Спасо-Елеазаровский монастырь: история и адрес, настоятельница и игуменья, описание, святыни

Сергей Валентинович Стариков, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории МарГУ

Газета Возрождение, № 6 (17) октябрь 2010 года

Новоафонский монастырь

Новоафонский монастырь

Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь находится у подножия Афонской горы в Абхазии. Его золотые купола сияют на солнце, дополняя живописный горный пейзаж. Новоафонский монастырь – важнейший духовный центр региона и туристическая достопримечательность. Поднимающиеся сюда путешественники отмечают благодатную умиротворяющую атмосферу святого места.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Новоафонский монастырь

Основные моменты

Новоафонский монастырь является мужским действующим. В 1875 году обитель основали монахи из монастыря Святого Пантелеимона со Старого Афона, которых поддерживал император Александр III.

Новоафонский монастырь назван в честь Симона Кананита. Этот апостол был одним из 12 учеников Иисуса Христа, проповедовал на территории, где в наши дни располагается Абхазия, и был убит римскими язычниками в 55 году н. э. Интересно, что на свадьбе Симона в Кане Галилейской спаситель сотворил первое из чудес – превратил воду в вино. После этого к имени апостола стали добавлять слово «Кананит».

Посетить обитель можно как с экскурсией, так и самостоятельно. Хороший вариант для паломников – приехать на утреннюю службу, после которой погулять по монастырским окрестностям, прочувствовать энергетику этого места и полюбоваться открывающимися пейзажами. Впечатления от визитов в Новоафонский монастырь зимой и летом будут отличаться.

История Новоафонского монастыря

История основания Новоафонского монастыря уходит корнями на Старый Афон, в Грецию. С XI века там возвышается Пантелеимоновский монастырь, также известный как Россикон и традиционно считающийся «русским». Периодически монахам приходилось испытывать различные сложности и отражать нападения. В 1874 году над монастырем Святого Пантелеимона и вовсе нависла угроза закрытия. В то время греческое духовенство задалось целью получить полное владычество над Старым Афоном, поэтому присутствие русских монахов было нежелательным. Говорят, что греки даже помышляли о том, чтобы вывезти всю братию монастыря на какой-нибудь заброшенный остров.

Настоятель Макарий был вынужден искать защитника в лице России. Архимандрит попросил Александра III выделить участок земли у Чёрного моря под строительство новой обители. В 1874 году по распоряжению правительства и лично императора Пантелеимоновскому монастырю выделили 327 десятин земли на Новом Афоне, солидную сумму денег и право на вылов рыбы из реки Псыртсхи. В добавок к дарованной территории прилагались руины храма Симона Кананита. Так зародился Новоафонский монастырь.

Строительство обители было непростым: работы велись в горах, нужно было подготовить площадку, убрать камни, выровнять землю и проложить подъездную дорогу. Свой отпечаток наложила и Русско-турецкая война. С 1877 по 1878 год стройка была приостановлена, а недостроенный монастырь разграбили. По окончании войны работы возобновили, и монастырь был готов к открытию в 1900 году.

Во дворе монастыря

В Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь стали приезжать паломники еще до его открытия. Посещавшие обитель купцы помогали материально. Среди гостей монастыря числится и император Александр III, прибывший вместе с членами семьи и подаривший куранты, которые были повешены на колокольню. О приезде правителя также напоминает часовня, построенная на месте встречи императора и настоятеля. Бульвар, ведущий от морского причала до монастыря, назвали Царской аллеей.

28 сентября 1900 года состоялось торжественное освящение Новоафонского монастыря. В тот праздничный день на Новый Афон прибыло около 20 тысяч верующих. Православный мужской монастырь быстро набирал популярность и символизировал процветание веры на территории страны. Его считали духовным оплотом Кавказа.

XX век приготовил для Новоафонского монастыря множество испытаний. После Октябрьской революции обитель стала приходить в упадок. В 1924 году монастырь был закрыт. Дом игумена разрушили, вместо него построили дачу Сталина, по соседству – дом Берии, а здание собора приспособили под краеведческий музей. Затем последовали грузино-абхазские конфликты и войны, во время которых Новоафонский монастырь использовался как госпиталь. В 1994 году его наконец вернули верующим. Могахи начали налаживать быт и восстанавливать храмовые помещения.

11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало Новоафонский монастырь Абхазской православной церкви, и уже через 3 месяца он фактически являлся кафедрой «Священной Митрополии Абхазии». Со 2 октября 2013 года настоятелем монастыря является иеродиакон Давид Сарсания. Реставрационные работы продолжаются и в настоящее время.

Читайте также:
Евгений Соколов: биография священника, служение и проповеди

Под куполом Новоафонского монастыря

Архитектура

Новоафонский монастырь был построен по неовизантийским канонам, что отличает его от традиционной русской церковной архитектуры. В монастырский комплекс входит 6 храмов: Пантелеимоновский собор, надвратный храм Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона, церковь иконы Божией Матери «Избавительница».

Монастырские корпуса образуют четырёхугольник. В его центре возвышается Пантелеимоновский собор. Это самое значительное сооружение комплекса. Строительство храма шло с 1888 по 1900 год. Собор увенчан 5 куполами, главный из которых достигает высоты 40 м. Длина Пантелеимоновского собора составляет 53,3 м, ширина – 33,7 м. Росписью стен в 1911-1914 гг. занимались мастера из села Палех Владимирской губернии и группа художников из Москвы под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова.

Под колокольней находится бывшая трапезная монастыря. Ее стены украшают фрески, их авторы – знаменитые волжские мастера братья Оловянниковы.

Пантелеймоновский собор В Пантелеймоновском соборе

Посетителям

Новоафонский монастырь открыт для посещения со среды по воскресенье с 12:00 до 18:00. Женщины допускаются на территорию обители только в закрытой одежде и с покрытой головой.

Как добраться

Адрес монастыря: Республика Абхазия, г. Новый Афон (Анакопия), монастырь Святого апостола Симона Кананита.

Добраться до Новоафонского монастыря можно из Адлера. Российский курорт располагается в 8 км от границы с Абхазией. Необходимо пересечь пограничный пост «Псоу», сесть на рейсовый автобус, следующий до Нового Афона.

Посетить обитель можно и в составе экскурсионной группы. Поездки на Новый Афон входят в большинство туров по Абхазии, которые организуются из Большого Сочи.

Один из самых посещаемых в Абхазии – Новоафонский монастырь

Туристическая обитель Абхазии и важная православная святыня Кавказа — монашеский собор на горе Афон. Основали Новоафонский Симоно-Кананитского монастырь монахи греческого происхождения в 1874 году.

Этот архитектурный ансамбль и монашеский центр всей Абхазской церкви возвышается на высоте 75 метров над уровнем моря.

Объект привлекателен для верующих со всего мира. Кроме истории место примечательно пейзажами. На берегу Черного моря нельзя найти подобного места, окруженного цветущими деревьями и зелеными парками. На официальном сайте можно найти информацию о богослужениях и другую информацию.

  1. Время работы и правила посещения
  2. Как добраться?
  3. История
  4. Строительство
  5. Опустение и возрождение
  6. Храмы и святыни на территории монастыря в Новом Афоне

Время работы и правила посещения

Монастырь доступен для бесплатного посещения каждый день с 12:00 до 18:00, кроме понедельника и вторника. Вы можете оставить пожертвования храму, для чего установлены специальные места сбора.

В комплекс Новоафонского монастыря входят несколько сооружений, все они доступны для посещения. Осматривать здания рекомендуется в целомудренной одежде, с закрытыми ногами и руками. Женщинам — только с убранными под платком волосами. На улице можно бесплатно арендовать одежду, чтобы посещение было максимально комфортным. Служба в храме доступна на нескольких языках: на местном абхазском, русском и на языке основателей храма греческом.

Тут же расположены местные продуктовые палатки, предлагающие памятные сувениры и колоритную еду. На память об Абхазии можно взять деликатесы, которые производят монахи — мёд, варенье, травяные сборы.

Как добраться?

Посещая Абхазию и Южную Осетию со стороны России, вы нарушаете законодательство Грузии. Официально эти территории считаются оккупированными.

Доехать до святыни Абхазии можно разными способами, смотря откуда вы выдвинетесь:

  • пешком из города. Храмы Афона видны с любой точки;
  • на автомобиле из Сухума, Пицунды и Гудауты. Путь по трассе E60 Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy займет около 1 часа;
  • на такси из любой точки. Например, используйте местное такси GT;
  • на общественном транспорте до остановки «Ракушка». На автобусе вы доедете до центральной площади Нового Афона.

Если будете покупать групповые абхазские экскурсии, скорее всего монастырь на горе Афон войдет в список обязательных мест к посещению.

История

Присутствие Российской империи оставило заметный отпечаток на Грузии: это и поселения духоборов, молокан, староверов, курорт Абастумани и русские земли в Манглиси.

Новоафонский монастырь тоже является одним из таких следов.

Неовизантийский храм основан на месте зверски замученного апостола Симона Кананита.

Как гласит предание, сторонники Христа покидали Иерусалим из-за гонений в 44 году нашей эры со стороны иудейского правителя Ирода Агриппа.

Апостолы кинули жребий, чтобы определить, в какое место отправятся. Деве Марии выпала область Иверия, принадлежащая нынешней Грузии.

Накануне отъезда Богородица увидела сон, где ангел убеждает её остаться в Иерусалиме, чтобы предстать перед Всевышним. Поверив в сон, вместе неё в путь направились последователи Христа. Сама Мария напутствовала смельчаков в отважный путь.

Читайте также:
Саввино-Сторожевский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Так апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный были отправлены для распространения христианской деятельности в Иверии.

По одному из толкований дорога не была столь благополучной. На месте современного Нового Афона Симон Кананит был зверски убит противниками христианства.

Строительство

История храма началась в 1874 году, когда абхазским монахам были переданы в дар деньги из государственной казны. Император Александра II таким образом преподнес пожертвование монахам Пантелеймоновского монастыря. Так появилась идея строительства крупнейшего в Российской империи монастыря на Кавказе.

Старое фото монастыря

В монастырский ансамбль входят сразу несколько объектов: 6 храмов, колокольня высотой 50 метров, трапезная монахов, расписанная фресками.

Архитектором проекта выступил Никонов Николай Никитич, известный тогда по творениям в городах Российской империи. Внимание монастыря приковывает не только снаружи, но и изнутри. Над росписью стен трудились мастера русского народного промысла, фрески делались волжскими мастерами.

Первое освящение храма произошло через 14 лет после заложения его основы. Церемонию посетил Александр III и его супруга.

В 1888 году была построена небольшая часовня для приветствия царской семьи. Также был отлит большой колокол, венчавший одну из построек монастырского комплекса. Аллею из посаженных в честь приезда императора кипарисов теперь называют «царской».

Александр на церемонии преподнес в дар благозвучные часы, которые по сей день выполняют свою роль на колокольне.

С этого момента Новоафонский монастырь приобрел известность по всей Российской империи. Он стал безусловным религиозным центром, а в Москве и Петербурге существовали его филиалы. В них монахи учили детей правописанию и чтению.

Опустение и возрождение

Во время революционной России Новоафонский монастырь перестал действовать из-за гонений монахов за христианскую деятельность.

В советское время на горе Афон существовала турбаза и местный этнографический музей, а помещения храма использовали под склады продовольствия. В середине столетия территорию монастыря задействовали под больницу.

Восстановление работы храма и церковной службы произошло в 1994 году. Монахи наладили быт, восстановили постройки, отремонтировали основной купол монастыря. На площади храма открылись православная семинария. Часть мероприятий по восстановлению комплекса на горе Афон всё еще продолжается, несмотря на постоянный поток туристов и паломников в храм.

Храмы и святыни на территории монастыря в Новом Афоне

На горе Афон расположены шесть объектов, в том числе главнейшая православная святыня — Пантелеймоновский собор. По одной легенде, по дороге к нему каждый человек избавляется от грехов. Называемая «Тропой грешников» дорожка вымощена старыми булыжниками и открывает прекрасный обзор на весь комплекс горы Афон.

Пять храмов комплекса гармонично расположены вокруг собора:

  • Афонских отцов;
  • Вознесения Господня;
  • Святого Андрея Первозванного;
  • великомученика Иерона;
  • иконы Божьей матери «Избавительница».

Пантелеймоновский собор высится над всем комплексом, но более всего он известен расписными фресками на стенах. Рисунок выполнен в неовизантийском стиле. Постройки с 1900 года сохранили внешний вид и привлекают туристические группы со всего мира.

Куранты от Александра III украшают колокольню по сей день. Рядом с монастырем есть отдельная обитель апостола Симона, в которой он прожил свою жизнь в Абхазии.

Мощи святого находятся также на территории христианского комплекса. Монахам храма была подарена удивительная вещь — икона “Избавительница” — от настоятеля храма в Старом Афоне в Греции, как приемнику монастыря в Абхазии.

НОВОАФОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Новоафонский монастырь

Мужской монастырь во имя святого апостола Симона Кананита в г. Новом Афоне Сухумской епархии (с 2012 года монастырь находится в руках раскольников)

Монастырь стоит на высоте 75 метров над уровнем моря.

Начало обители

В 1874 году русский Афонский Пантелеимонов монастырь оказался под угрозой закрытия, т.к. Прот Святой Горы вместе с греческим духовенством задумались о том, чтобы каким-то образом при помощи османских властей вывезти на всю братию обители в Малую Азию и оставить там для восстановления пустующего христианского монастыря. Когда об этих планах стало известно игумену Свято-Пантелеимоновой обители, он срочно написал прошение русскому послу в Константинополе графу Игнатьеву, в котором умолял походатайствовать перед царём о “даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители.” Место для обители по поручению афонских старцев выбрал насельник Пантелеимонова монастыря иеромонах Арсений (Минин). Было избрано место на котором, по преданию, принял мученическую кончину апостол Симон Кананит. Также, избранная гора напоминала своими очертаниями Афонскую, а в древности здесь стояла столица Абхазского царства – Анакопия. 27 ноября 1875 года было опубликовано распоряжение императора Александра II об отводе в Абхазии “327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха.”

В конце 1875 года на намеченное место прибыли самые мастеровые и опытные в строительных делах монахи, среди которых выделялся одаренный инженер и талантливый архитектор иеромонах Иерон – будущий настоятель новой обители. Всю зиму братия валили деревья, вырубали кустарники, вручную разбивали огромные камни, уравнивали горы и засыпали пропасти. Для расчистки плато надо было срезать часть горы, вывезти прочь десятки тысяч тонн горной породы и уравнять площадку. Из-за того, что местом для строительства была выбрана возвышенность на склоне горы, находящаяся на высоте 75 метров над уровнем моря, никаких подъездных путей не существовало. Но, тем не менее, вся подготовка, а также закладка фундаментов и даже строительство некоторых церквей были выполнены всего за несколько лет. Возвещение нижней части монастыря по проекту архитектора Н. Н. Никонова началось в 1876 году. Первый Покровский храм был освящен в октябре того же года.

Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов строительство монастыря было приостановлено, постройки были разрушены турками.

В 1879 году всего за четыре месяца был восстановлен Покровский храм. 8 декабря того года император Александр II утвердил устав Ново-Афонского монастыря, который, будучи отделением Афонской Пантелеимоновской обители, являлся при этом самостоятельным. Устав давал широкие права монахам в миссионерской и хозяйственной деятельности. Это дало новый толчок строительной деятельности. Тогда подняли из руин и в 1882 году полностью восстановили древний храм Симона Кананита. Вначале была обустроена прибрежная территория – здесь возвели ряд монастырских хозяйственных постройек, устроили пристань на прочных железных сваях. После завершения этих работ иноки приступили к самому сложному – возведению нагорной части обители.

Гора, на которой стали возводить монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней – та, на которой находились остатки Анакопийской цитадели, была названа Иверской – в честь одной из главных святынь Афона.

При основании соборного храма в 1888 году присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. Император преподнес в дар монастырю музыкальные куранты для колокольни. На месте встречи царя и настоятеля монастыря монахи построили часовню. Тропу, по которой царь прошел от храма Симона Канонита до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали “царской аллеей.”

20 июля 1889 года обители перешла завещанная ей чудотворная икона Богородицы “Избавительницы”. После того как образ был принесен со Старого Афона на Новый, и совершено первое празднование в его честь, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.

Основное строительство продолжалось до марта 1896 года. 28 сентября 1900 года состоялось торжественное освящение главного престола соборного Пантелеимоновского храма, на которое собралось более двадцати тысяч паломников. По своим архитектурным достоинствам монастырь выделялся среди других обителей своего времени и стал одним из самых грандиозных произведений неовизантийского стиля.

Вид на Ново-Афонский монастырь из келии о. Тиверия. Фото С. М. Прокудина-Горского, между 1905 и 1915 гг.

Расцвет

С 1890-х годов Ново-Афонский монастырь стал крупнейшим духовным центром Русской Церкви на Черноморском побережье Кавказа. Подворья монастыря были устроены в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, в высокогорном селе Псху. Монахи построили в Новом Афоне грузопассажирскую пристань, были устроены канатные дороги на вершины Иверской и Афонской горы.

В те годы слава о Ново-Афонской обители гремела на всю империю. Большинство путешественников добирались до монастыря по воде – на море они пересаживались на гребные монастырские лодки, а затем пешком с молитвою на устах шли в гору. От пристани к монастырским воротам вела вымощенная камнем дорога, украшенная пирамидальными кипарисами, с одной стороны которой шумела ветвями сосновая роща и источал ароматы сад из южных вечнозеленых растений, а с другой – сверкали на солнце окна цветущих оранжерей. На горном уступе, рядом с которым стоял храм Симона Кананита, монахи соорудили искусственный водопад. Для приезжающих паломников была открыта гостиница близ моря, пристроенная к древней оборонной башне XI века. Ежегодно святую обитель посещали тысячи паломников от крестьян до князей. Среди посетивших монастырь – святой император Николай II, наместник Кавказа и покровитель обители великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, писатели Антон Чехов и Максим Горький.

Монастырь развил широкую хозяйственную деятельность. Заболоченная и заросшая колючим кустарником долина реки Псырцхи была расчищена и превращена в парк с каналами, системой прудов, в которых разводили зеркальных карпов. Монастырь располагал собственной железной дорогой: паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. В 1902 году на реке Псырцхе иноки создали одну из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил, которая полностью освещала и снабжала электричеством все монастырские сооружения. Так появился водопад, который использовался как своеобразный холодильник – в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. При обители работали самые разные мастерские: медницкая и токарная, столярная и литейная, кузнечная и слесарно-железная, кожевенная, позолотная, переплетная и часовая. На двух пасеках стояли ульи, из которых собирали мед. Поля регулярно засеивали картофелем, кукурузой и пшеницей, а в огородах обильно произрастали овощи. На склонах гор иноки развели фруктовые сады, где росли не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и невиданные прежде в этих краях садовые культуры – апельсины, лимоны, мандарины, оливки и даже бананы. Монахи также переняли местный опыт коневодства и открыли собственный конезавод. Во главе каждого дела был поставлен инок, которому все беспрекословно подчинялись. За наиболее трудные работы отвечал сам настоятель обители архимандрит Иерон.

Обитель активно занималась и благотворительностью. Открыли мужскую школу для абхазских сирот, раздавали бесплатные медикаменты и продукты питания малоимущим, а также жертвовали другим менее богатым монастырям иконы, книги и церковную утварь. В те времена каждый православный человек мог в любое время дня и ночи постучаться в ворота монастыря и получить кров, еду, обувь, одежду и даже, если на то была необходимость, деньги на обратную дорогу.

В 1910-х годах в старинной Анакопийской крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, но оно не успело завершиться из-за переворота 1917 года.

Потрясения XX века

В течение нескольких лет после установления большевистской власти монахи пытались сохранить обитель, но в 1924 году монастырь был закрыт руководством советской Абхазии “за контрреволюционную агитацию.” Некоторое время он стоял заброшенный, заболачивались пруды, остановилась электростанция, зарастали сады и огороды. Революционеры разрушили канатную дорогу для подъёма на Иверскую гору.

Затем, в годы активного строительства санаторно-курортных комплексов, по распоряжению новой власти на территории монастыря решили открыть туристическую базу, а в соборе – историко-краеведческий музей. На месте разрушенного дома игумена после войны была построена дача для И. В. Сталина, где он неоднократно бывал. Чуть поодаль был выстроен дом для Л. П. Берии, который, будучи родом из сухумского района любил отдыхать в этих местах. По легенде в конце 1930-х годов, когда отвечающие за снос церковных зданий чиновники подали Сталину документ о ликвидации Ново-Афонского монастыря, он не стал его подписывать. Вызвав к себе Берию, Сталин после короткого совещания отдал распоряжение не трогать обитель, поскольку это может негативно повлиять на политическую обстановку в православной Абхазии. Благодаря этому архитектурный комплекс обители уцелел.

В 1970-х годах строения монастыря серьезно пострадали: обрушилась и завалила дренажную систему одна из опорных стен. Вода стала поступать в подвалы монастыря, разрушая фундамент и стены. Требовались огромные вложения, чтобы сохранить памятник истории и архитектуры.

Во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов здесь располагался военный госпиталь, постройки сильно пострадали от обстрелов грузинской артиллерии.

Возрождение

Возрождение монастыря началось в 1994 году. Возобновились богослужения, зазвучал церковный хор, стало налаживаться монастырское хозяйство.

В 2001 году при монастыре было открыто Новоафонское духовное училище и регентская школа.

В 2008 году при финансовой поддержке России дренажную систему восстановили, подвалы были осушены. В 2009 году на главном соборе засияли новые купола. В начале 2010-х годов продолжались ремонтно-восстановительные работы на фасаде и в монастырских постройках, реставрировались внутренние покои монастыря и собор святого Пантелеимона.

Указом епископа Майкопского и Адыгейского Тихона от 26 мая 2011 года заштатные клирики Майкопской епархии иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар), служащие в Новоафонском монастыре, были запрещены в служении за раскольнические действия. В связи с тем, что за тот год с их стороны не последовало покаяния, указами от 11 июня 2012 года епископа Тихона им было продлено запрещение в служении на три года. В ответ они порвали указы епископа Тихона о наложении на них запрещения в служении и заявили, что теперь не имеют никакого отношения к Русской Церкви [1].

В 2013 году Кубанская митрополия с прискорбием констатировала, что историческая Новоафонская обитель оказалась в руках лиц, которые расторгли свое единство с Православной Церковью и лишены благодатного общения с ней. Митрополия предупредила всех верующих Русской Православной Церкви о духовной опасности молитвенного общения и участия в Таинствах совместно с теми, кто раздирает единство Святой Христовой Церкви [2].

Статистика

  • 1917 – более 700 монахов [3]
  • кон. 1990-х – 20 насельников, из них 2 иеромонаха [4]
Пантелеимоновский собор Ново-Афонского монастыря

Храмы, архитектура

В годы расцвета Ново-Афонская обитель разделялась на две части: верхнюю (нагорную) и нижнюю, которая начиналась от морского побережья. Монастырские корпуса с церквями обители строились в 1883-1896 годах. В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеимоновский собор. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами – даром царя Александра III. Их мелодичный бой слышен далеко в округе. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквях, расписаны фресками, выполненными известными “волжскими богомазами” – братьями Оловянниковыми.

Пантелеимоновский собор

Каменный пятикупольный храм был построен в 1888-1900 годах в неовизантийском стиле. План храма отличается от обыкновенных в России пятиглавых церквей – если там главы расположены по диагонали, то в Пантелеимоновском соборе они стоят по осям пространственного креста, что, по мнению создателей, сближало облик собора с традициями греческого зодчества. На протяжении своего существования собор оставался крупнейшим культовым сооружением Абхазии: высота центрального купола – 40 м, длина собора – 53,3 м, ширина – 33,7 м.

В храме четыре придела. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии. Стены изнутри были богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из Палеха и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, особенно в изображении Марии Магдалины, выполненного рукой М. В. Нестерова, а также к сцене Страшного Суда у центрального входа. Эти стенные росписи являются одним из последних предреволюционных памятников русской церковной иконописной школы.

Прочие храмы

  • Андрея Первозванного
  • Афонских преподобных отцов
  • Вознесения Господня, надвратный храм
  • Иерона мученика
  • “Избавительницы”, иконы Божией Матери

Недействующие

Первым храмом обители стала церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была освящена в октябре 1876 года, но вскоре разрушена турецкими войсками, а в 1879 году снова восстановлена всего за четыре месяца. По описанию С. В. Булкагова в книге Русские монастыри 1913 года:

На начало XXI века не упоминалась среди храмов обители.

Настоятели

  • Арсений (? – 17 ноября 1879) иером.
  • Иерон (Васильев) (весна 1880 – нач. 1900-х)
  • Арсений (Смоленец) (22 октября 1910 – 17 апреля 1912)
  • .
  • Андрей (Ампар) (с 1999)

Святыни

  • чудотворная икона Божией Матери “Избавительница” – икона XVII в.; была передана обители с Афона 20 июля 1889 года
  • чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня
  • пещера ап. Симона Кананита – здесь, по преданию, уединялся и молился апостол; пещера была освящена водосвятием в 1884 году; в ней прорублен вход для паломников и поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона

Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь

Мiръ Абхазия Гудаутский район Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь — мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) при участии российского императора Александра III. 11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви.

С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.

Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.

В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.

Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.

До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.

В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Современное состояние [ править ]

Всего в обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона (небесного покровителя настоятеля архимандрита Иерона (Васильева)) и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».

В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888—1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 м, ширина — 33,7 м. Собор построен в неовизантийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии.

Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.

История Новоафонского монастыря — Святой обители в Абхазии

Одна из красивейших достопримечательностей Нового Афона, да и всей Абхазии – мужской Симоно-Канонитский монастырь.

Расположен он у подножья Афонской горы, своими очертаниями напоминающей Старый Афон. Место для воздвижения монастыря было выбрано в 1875 году, афонскими монахами из монастыря Святого Пантелеймона.

Постройку начали возводить неподалеку от храма Симона Канонита, где хранятся святые мощи апостола, а также пещеры, где, по преданию, он любил уединяться для молитвы.

История постройки

Проект обители был создан архитектором Н. Никоновым. Стройка была не из легких. Объем работ включал в себя срез скалистой части горы и расчистку площадки нужного размера, при этом необходимо было вывозить с территории тысячи тонн горных пород и земли.

Постройку осложняло и то, что к монастырю не было удобного подхода, а само место находилось на возвышении 75 м над уровнем моря.

Строительство монастыря финансировалось монахами из Пантелеймоновской обители греческого Афона, для которых царское правительство выделило значительные денежные субсидии.

Не успев достроиться, монастырь был разграблен во время Русско-турецкой войны в 1878 году, а с 1880 года началось его активное восстановление.

Участие в этом принимал и император Александр III, подаривший монастырю музыкальные куранты. Они до сих пор украшают обитель, возвышаясь на самой высокой монастырской башне.

Принимались также пожертвования на подворье, а в 1900 году строительство было завершено — 28 сентября обитель была освящена и стала одним из самых значимых духовных центров на Кавказе, вплоть до Октябрьской революции.

С этого момента начались трудные времена. В годы Советской власти тут устраивали то склад, то краеведческий музей, то военный госпиталь.
Богослужения в Новоафонском монастыре в Абхазии, возобновились лишь в 1994 году. Зазвучал мужской церковный хор, стало налаживаться хозяйство, открылось церковное училище.

Комплекс Нового Афона

Монастырский комплекс всегда выделялся своими архитектурными достоинствами. На фоне других обителей он представляет собой грандиозный образец неовизантийского стиля.

В центре возвышается Пантелеймоновский собор, украшенный пятью куполами, самый высокий из которых – 40 метров в высоту.

Кроме этого, комплекс обители вмещает еще несколько церковных построек: Надвратный храм Вознесения Господня, храмы мученика Иерона и Божьей Матери, Святого Апостола Андрея Первозванного и преподобных Афонских Старцев.

Верующие приходят приложиться к чудотворному кресту монастыря, а в северо-западной части расположена трапезная, стены которой украшают фрески. Царская аллея, обсаженная кипарисами, напоминает о встрече императора и настоятеля монастыря, тут же стоит небольшая часовня.

Как жили до революции

В 1902 году монахи монастыря выстроили гидроэлектростанцию на 120 лошадиных сил, ими же была сооружена новоафонская пристань, принимающая грузы и пассажиров.

У монастыря была даже собственная железная дорога, которую ему подарил император Александр III, её успешно использовали послушники для транспортировки различных пород дерева и других необходимых для монастыря грузов.

Обитель получила права и на хозяйственную деятельность: функционировали свечной, маслобойный, конский и кирпичный заводики. В садах выращивали фрукты, цитрусовые, послушники монастыря обучали грамоте местных мальчишек.

Монастырь в наши дни

Сегодня Новоафонский монастырь не только святыня, но и неповторимый памятник культуры. С 2001 года тут открыто духовное училище. Во главе братства – иеромонах Андрей, посвященный в священники в 1997 году.

В 70-е годы прошлого столетия в подвалы обители стала проступать вода, фундамент и стены стали разрушаться, были нарушены дренажные системы.

В 2008 году Россия оказала Новоафонскому монастырю финансовую поддержку и началось восстановление его дренажной системы.

Ремонтно-восстановительные работы проходят и сегодня, реставрируются внутренние помещения, фасад и различные постройки на территории обители.

Как добраться

Монастырь виден из любой точки Нового Афона, в сам город же можно попасть из любого курортного города Абхазии на рейсовом автобусе или маршрутном такси.
От границы с Россией до Нового Афона – 85 км, от Сухума – 21 км (20 мин езды).

Условно город Новый Афон делится на историческую и торговую часть. В исторической части находится большинство местных достопримечательностей.

К Новоафонскому монастырю удобно следовать от остановки «Ракушка» у центральной площади, откуда отходят две дороги – одна к Новоафонской пещере и монастырю, другая – к водопаду и опять же монастырю.

GPS координаты: 43.087407:40.820955.
С одной стороны монастырь охраняют горы Кавказского хребта, с другой раскинулся живописный крутой склон к морскому берегу.

Практическая информация

Монастырь открыт для посещений каждый день, с 9 утра до 20.00. По воскресеньям и праздничным дням тут проходят службы, и тогда монастырь открывает свои двери уже с 7 утра.

Тут можно:

  • совершить обряд крещения (по предварительной договоренности);
  • обвенчаться (только для жителей Абхазии);
  • исповедоваться;
  • прийти на прием по духовным вопросам.

Подробнее об осуществлении этих процедур расскажет стенд у центрального входа в монастырь, или же можно связаться со служителями по телефону +7 940 920 25 02.

Отзывы

Геннадий, Псков

«Я бы не советовал переплачивать за экскурсию к монастырю. Добраться до Нового Афона не представляет проблемы, маршрутки из Пицунды, Гагр и Сухума ходят исправно, а сам монастырь расположен прямо в центре города и виден отовсюду. Такси очень завышают реальную стоимость проезда, поэтому стоит поторговаться. Неподалеку от монастыря расположены небольшие пансионаты и гостиницы, где можно остановиться, если вы захотите провести тут пару дней».

Мария, Усть-Каменогорск

«Новоафонский Симоно-Канонитский монастырь в Абхазии, очень красив и окружен садами и виноградниками. Территория очень живописна. Правда, изнутри заметно, что пока отреставрирована только его внешняя часть, кое-где видна отвалившаяся со стен и потолков краска, некоторые помещения довольно опшарпаны, но это не умаляет величие монастыря, тем более, что ремонтные работы тут не прекращаются».

Людмила, Калуга

«Историческая часть города Новый Афон не отяжелена многоэтажными корпусами, тут нет высоких домов, только частные застройки. Продуктовых магазинов тоже немного, на площади и еще у музея Боевой Славы. К монастырю ведет не одна дорога, но в любой случае нужно преодолеть довольно крутой подъем. Перед входом выдают головные платки и полотно, чтобы обвязаться вместо юбки, если женщина в брюках. Туристов много».

Смотрите видео о Новоафонском монастыре

Наш рассказ о достопримечательностях Пицунды, об исторических памятниках в Абхазии, читайте на этой странице.
О красоте Тешебских водопадов и их лечебных свойствах узнайте из нашего обзора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: