Храм Сергия Радонежского на Рязанке: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Сергия Радонежского на Рязанке. Расписание богослужений, адрес, история

Преподобный Сергий Радонежский, причисленный к лику святых, при жизни был аскетом и неутомимым тружеником Божьим. Господь наградил его за благие труды даром исцеления и предвидения.

Люди шли к старцу из разных уголков России, и каждый находил у него душевное утешение и исцеление. В честь преподобного, в Москве недалеко от Рязанского проспекта, жители организовали приход имени Сергия Радонежского и построили одноименный храмовый комплекс.

Адрес храма Сергия Радонежского на Рязанке

В столице России, в Юго-Восточном административном округе, рядом с Рязанским проспектом, на расстоянии примерно 700 м от станции метро «Рязанский проспект», если двигаться по направлению к центру Москвы, находится улица Окская. На ней в комплексе строений № 17 расположен храм преподобного старца Сергия. Расстояние от проспекта до собора около 350 м.

Как добраться на машине

На автомобиле к церкви можно подъехать, двигаясь по Рязанскому проспекту по направлению от центра города. Не доезжая 700 м до станции метро «Рязанский проспект», нужно свернуть направо на Окскую улицу. Через 350 м с правой стороны будет расположен храм.

Можно, двигаясь по Рязанке, проехать станцию метрополитена и на кольцевой развязке свернуть направо: на улицу Академика Скрябина. На следующем перекрестке также повернуть направо на улицу 1-я Новокузнецкая, доехать по ней до театра Геннадия Чехачева. Через 200 м повернуть направо на Окскую улицу. Перекресток находится рядом с церковью, она будет с правой стороны.

При движении из центра Москвы по Волгоградскому проспекту необходимо после станции метро «Кузьминки» свернуть налево на Зеленодольскую улицу, двигаться по ней до пересечения с улицей Федора Полетаева, на перекресте повернуть налево и ехать прямо до Окской улицы. Она находится через 1 перекресток, на ней следует повернуть направо, храм стоит с левой стороны на расстоянии 250 м от перекрестка.

Как доехать на общественном транспорте

На радиальной Таганско-Краснопресненской линии (фиолетовая линия № 7) между станциями «Кузьминки» и «Выхино» находится станция «Рязанский проспект». Если двигаться из центра столицы следует сесть в последний вагон и выйти из метрополитена на выходе, который располагается рядом с проспектом.

Храм преподобного Сергия Радонежского расположен рядом с Рязанским проспектом. Следует от станции метро идти пешком по проспекту в сторону цента до перекрестка с Окской улицей. Это расстояние составляет около 700 м. Затем по ней продвигаться примерно 350 м. Это займет около 15-20 мин неторопливой ходьбы.

При поездке в метро в центр города до церкви можно добраться по 1-й Новокузнецкой улице. По проспекту ходят автобусы № 159, 143, 169, на которых можно доехать до храма. Необходимо сеть в маршрутный автобус на островке около станции метрополитена «Рязанский проспект», проехать до остановки «Храм преподобного Сергия Радонежского».

История храма

В середине весны 2000 г верующие этого района Москвы организовали собрание, и на нем постановили создать приход имени святого старца Сергия Радонежского. Также члены прихода решили просить у местных властей дать разрешение на постройку собора недалеко от пересечения Рязанского проспекта с улицей Окской.

В середине мая 2002 г. архиепископ Арсений Истринский провел ритуал освящения участка земли недалеко от пересечения Рязанки и улицы Окской. Крупная строительная фирма «Группа компаний ТЭН» выступила в роли спонсоров и застройщиков ритуального сооружения.

В конце октября 2003 г. в монолитную плиту фундамента малого храма и архитектурного ансамбля заложили капсулу со списком всех людей, которые пожертвовали средства на возведение церкви.

Проект сооружения был разработан архитектором Н.Ю. Хрусталевой. В основе архитектурного стиля собора она использовала образы и архитектурные решения, созданные при строительстве православных храмов в XVI веке. Малый храм комплекса имеет крестовый свод и одну апсиду.

В середине января 2005 г. на купол одноглавого здания церкви водрузили Крест и уже в конце зимы провели мероприятие по освящению собора в честь святого Сергия Радонежского. Практически в это же время рядом заложили вспомогательное строение — дом причта.

В конце апреля 2006 г. в Сергиевскую церковь приехал Патриарх Алексий II, после благословения прихожан, он дал 2-й антиминс во имя Введения Пресвятой Богородицы.

В последних числах ноября того же года освятили фундамент нового будущего большого храма. В то же время освятили дом причта, в котором в декабре распахнула свои двери Воскресная школа. При ней для взрослых и детей открыли разные кружки, театр кукол и школу хорового пения.

Совместно со специалистами завода «Литэкс», на котором отлили колокола для Сергиева храма, наставники организовали Школу Церковных Звонарей. Каждый желающий может в нее прийти, записаться и пройти обучение.

С 2009 г. звонари со всей России съезжаются сюда на традиционный фестиваль, на котором они радуют всех людей дивными колокольными перезвонами.

В начале декабря 2009 г. Патриарх Кирилл освятил собор в честь Введения Пресвятой богородицы. В дальнейшем здесь продолжили работы по украшению внутреннего убранства. В 2012 г. соборный комплекс вошел в новое Благочиние.

Архитектурный ансамбль

Комплекс ритуальных христианских зданий на Рязанке состоит из небольшого Сергиева собора, большой церкви Введения Пресвятой Богородицы, в которую входит крестильный храм Иоанна Крестителя и дом причта.

Проект архитектурного ансамбля разработали и воплотили в жизнь архитекторы И. И. Тажиев и Н. Ю. Хрусталева. Современные зодчие, не пренебрегая деталями, создали ритуальные строения, напоминающие новгородские и псковские древнерусские церкви XVI века.

Храм Сергия Радонежского на Рязанке представляет собой купольное здание с крестообразным сводом, к которому примыкает одна апсида. Большой храм архитектурного ансамбля имеет кубическое основание, его венчают 5 куполов. Одну сторону церкви украшают 3 апсиды, к северной стороне здания примыкает одноглавая звонница-галерея, на входе расположен притвор.

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы на Сенях: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Большой собор Введения Пресвятой Богородицы внутри расписан живописными сценами из Святого писания, он украшен резным, очень красивым иконостасом, покрытым позолотой. За внутренне убранство церкви отвечал художник-монументалист, отмеченный наградами русской православной Церкви – Н. В. Нужный.

Внутреннее убранство

Во Введенском храме в мае 2012 г. началась роспись внутренних помещений, она украсила интерьер собора и помогает прихожанам обрести глубокое молитвенное состояние.

Художественные композиции, которыми расписан храм, создают:

  • Гармонию между наружной архитектурой и стилистикой внутреннего убранства.
  • Атмосферу праздника, посвященного Введению Пресвятой Богородицы.
  • Преемственность стилистических решений с росписями православных древнерусских Богородичных соборов.

Основа композиции взята из росписи Успенского собора, расположенного в Московском Кремле, и одновременно с ним построенных Архангельского храма, находящегося также в Кремле, Рождественского храма из архитектурного комплекса Саввино-Сторожевского монастыря и главного храма Кирилло-Белозерского монастыря – Успенского собора.

Сюжетная линия стенописи внутреннего пространства церкви продолжает традиции, которые сформировались при росписи древнерусских храмов со столпами.

Алтарь собора расписан в традиционной для богородичных соборов XVII века манере:

  • Роспись купола центральной апсиды посвящена чествованию Богоматери.
  • На полукуполе боковой апсиды изображена тема связывания Иоанном предтечей Ветхого и Нового Завета.
  • На другой боковой конхе отображено Небесное воинство в лице архангела Михаила.
  • Центральное место в алтарной росписи отведено изображению «Страстей Господних», которые визуально раскрывают смысл жертвы Христа на кресте, во имя спасения людей, и суть происходящих в алтаре действий во время литургии.
  • Алтарную художественную композицию завершают образы святителей, святых архидиаконов и преподобных.

Роспись в храме Сергия Радонежского

Своды куполов храма расписаны Образами Господа. На стенах со стороны входа традиционно изображены ангелы, держащие в руках мечи и свитки, они напоминают входящим, что все их грехи зримы и в будущем, каждому будет воздаяние по делам его.

Теме Страшного суда посвящены росписи на стенах западного притвора, на потолке изображена кульминационная композиция с Христом, Богоматерью, Иоанном Крестителем и апостолами, сонном Небесных сил.

Святыни и мощи храма

Храм Сергия Радонежского на Рязанке — первый собор, построенный в архитектурном ансамбле, расположенном рядом с Рязанским проспектом.

В большой Внедренческой церкви находятся основные святыни христианского комплекса:

  • Распятие, которое содержит в себе камень с горы Голгофа.
  • Подаренный Патриархом Кириллом список Казанской иконы Божией Матери.
  • Икона Луки Крымского с частицей его мощей.
  • Образ Серафима Саровского, изображенного на иконе, в которой храниться частица его гроба.
  • Икона святого целителя Пантелеимона с частью его мощей.
  • Икона святого старца Сергия Радонежского с частичкой мощей.

И другие иконы с образами великих святых, также в храме находиться общий мощевик – небольшой ковчег со специальными ячейками, в которых хранятся частички мощей святых, канонизированных Русской православной церковью.

Наставники

При храме организована молодежная группа, которая оказывает помощь сверстникам в поиске важных ориентиров и подлинных жизненных ценностей. Ее участники помогают подросткам открыть для себя православное учение.

Желающие к православию молодые люди могут обратиться в христианский комплекс и поддержать это движение, для этого они могут оставить номер своего мобильного телефона в лавке при храме. Им обязательно позвонят активисты молодежной группы и пригласят на встречу.

Катехизатор А.Д. Дмитриевич проводит в церкви согласительные беседы, которые помогают людям пройти обряд крещения. Патриарх Кирилл дал благословение на организацию при храме социальной группы, которая помогает людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, сиротам. Сотрудники социальной службы дадут ответы на многие животрепещущие вопросы.

При христианском комплексе организована Воскресная школа, в ней организованы группы для детей разного возраста. Каждое воскресенье после богослужения проводятся занятия.

Наставники в школе стремятся создать дружественную, семейную атмосферу, организуя познавательные паломнические экскурсии по монастырям и храмам Московской области, музеям, проводя совместное празднование знаменательных дат, устраивая театральные Рождественские постановки.

В субботу в школе проводятся занятия в различных кружках, дети могут обучаться делу, которое им по душе:

  • Научиться рисовать.
  • Заниматься пением.
  • Учиться рукоделию.
  • Пробовать себя в театральных постановках.

Дети более старших возрастов могут изучать фотографию и искусство колокольного звона. Служители церкви активно занимаются миссионерской деятельностью, стараясь объяснить ценности православия и привлечь граждан на путь спасения своей души. Настоятелем христианского комплекса является протоиерей В.Б Сандар.

Расписание служб, режим работы

Каждый месяц на официальном портале Сергиево храма публикуется подробное расписание проводимых служб.

Режим работы храмового комплекса:

День недели Время работы Перерыв
Ежедневно 8.00 – 19.00 отсутствует

Правила посещения храма

Храм Сергия Радонежского на Рязанке – это пространство умиротворения, способствующее и помогающее посетителям общаться с Богом. Здесь люди молятся, поклоняются Господу, исповедуются и причащаются. Они приобщаются в этом месте к Слову Божьему, к его помыслам.

Общепринятые правила поведения в церкви:

  • Человек в храме стремиться помолится в спокойной обстановке, поэтому здесь нужно вести себя спокойно, не следует никому мешать.
  • Приходить на службу следует заранее.
  • Если есть необходимости покинуть собор до окончания богослужения необходимо встать в стороне, чтобы уйти, никого не побеспокоив.
  • При входе в храм следует перекреститься и поклониться.
  • Нельзя стоять у прохода к Царским вратам.
  • Во время службы ходить по церкви нельзя.

Престольные праздники

Во Введенском соборе престольный праздник отмечается в день чествования события Введения ко храму Пресвятой Богородицы, так как храмовый комплекс двух придельный, то в Сергиевой церкви праздник отмечается в день чествования преподобного Сергия. Поэтому у храмового ансамбля два престольных праздника.

Интересные факты про храм

Украшение внутреннего убранства церкви Введения вела компания ООО «Вифания», специализирующаяся на создании православных икон, стенописи и других частей храмового интерьера. Сотрудники организации, используя серьезную техническую базу, выполняют масштабные, уникальные работы любой сложности.

Н.Ю. Хрусталева создавшая проект, по которому был возведен архитектурный ансамбль, была награждена православной медалью Преподобного Сергия Радонежского I степени. Сотрудники фирмы «Группы компаний ТЭН», пожертвовавшие денежные средства на возведение храмов были удостоены наградами Русской Православной Церкви.

Информация для посетителей

Храм Сергия Радонежского на Рязанке – это современный архитектурный храмовый ансамбль, построенный в традиционном христианском стиле, установленном в древнерусском зодчестве 16 века.

В церкви существуют рекомендации для посетителей, которые регламентируют поведение во время богослужения:

  • Здороваться со священником, необходимо поклоном, не нужно стремиться пожать ему руку.
  • Вести беседы в течение службы нельзя.
  • Не следует разглядывать, пришедших на службы людей, глазеть по сторонам. Внимательная, сосредоточенная молитва должна занимать человека в церкви.
  • Во время богослужения нужно стоять, присесть на скамью может только сильно ославленный человек.
  • При хождении священника по собору во время службы следует отступить в сторону, не создавая ему помехи.
  • При открытии и закрытии Царских врат следует склонить голову.
  • Свечи нужно зажигать, используя одну руку, от горящих свечей, устанавливать их следует ровно.
  • Подойдя к иконе, необходимо сделать поклон, затем отойти и поклониться снова.
  • Креститься следует не торопясь, благоговейно.

Посещение храмового ансамбля в честь преподобного старца Сергия Радонежского на Рязанке внесет умиротворение в души страждущих, поможет увидеть настоящие жизненные ценности и определить нужные ориентиры в жизни человека.

Оформление статьи: Владимир Великий

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Бусинове, Москва

Первыми прихожанами храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе стали ямщики

Храм преподобного Сергия Радонежского стоит на Николоямской улице. Своё название она получила от расположенного на ней храма «Николы на Ямах». В древности ямами назвали почтовые станции, имевшие места отдыха для ямщиков с постоялыми дворами и конюшнями.

Такие почтовые станции в 1595 году приказал устроить на всех московских заставах царь Борис Годунов.

Государь Царь и Великий Князь всея Руси Борис Фёдорович Годунов. Изображение из Царского титулярника. 1672 год Царь Борис Годунов повелел в 1592 году устроить на всех московских заставах почтовые стации. Лошадей и ямщиков им поставляли жители Рогожской (Ямской) слободы

Сама слобода называлась Рогожкой или же Рогожской ямской слободой. Возникла она рядом с деревней Андрониха на левом берегу Яузы. Здесь селились те ямщики, которые занимались «ямской гоньбой» или доставкой лошадей для перевозки почты.

Кроме того, они перевозили товары из Москвы в село Старый Рогожский Ям, в советское время — город Ногинск Московской области.

Храм преподобного Сергия Радонежского — это слободская церковь Рогожской ямской слободы.

Ямщицкая (Ямская или Гонная) Рогожская слобода располагалась вдоль Владимирского тракта (Владимирской дороги, или Владимирки) — современного шоссе Энтузиастов. В 1506 г. здесь возникла почтовая станция Старый Рогожский Ям (Рогожская Ямская), первая на дороге Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань.

При этом начиная с 18 века в районе Рогожской слободы стали селиться не только ямщики.


Современный вид бывшей Рогожской (Ямской) слободы с воздуха. На переднем плане — храм Сергия Радонежского. Храм преподобного Сергия считался слободским храмом Рогожской (Ямской) слободы

Обычно каждая слобода имела свою собственную церковь. Именно поэтому напротив храма преподобного Сергия расположен основанный в начале 17 века храм святителя Алексия. Первыми же прихожанами Сергиева храма стали проживающие рядом с ним ямщики.

При этом в 1740-х годах Гонная утратила статус слободы из-за изменения таможенной границы Москвы и в ней стало активно селиться пришлое население.

Первую деревянную церковь в Рогожской Ямской слободы построили в 1642 или 1697 году

Первый деревянный храм преподобного Сергия построили в слободе в 1642 или 1642 году жившие в ней ямщики. Она стала её приходской церковью слободы. Со временем этот храм Св. Троицы с приделом Св. Николая стали называть церковью Николы, что в Ямах, или на Яме.

Именно она дала название той улице, на которой в наше время стоит Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе.


Аэрофотосъёмка Андроникова монастыря в Москве (Россия). Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе получил такое название потому, что неподалёку от него расположен Спасо-Андроников монастырь. Первым его игуменом стал любимый ученик преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к

Деревянную церковь каменный храм сменил в 1722 году. Главный его престол освятили в честь Святой Троицы. В Москве в то время существовало много церквей называвшихся Троицкими. Именно поэтому этот храм решили назвать в честь преподобного Сергия Радонежского.

Выбор такого названия для церкви состоялся ещё и потому, что рядом расположен Спасо-Андроников монастырь, первым игуменом которого являлся любимый ученик преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к.

в этом году был построен каменный храм в Рогожской ямской слободе

Городские легенды говорят, что Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе в древние времена считался одним из центров старообрядничества Москвы.

Связанно это с тем, что после чумы 1771 года поклонникам старой веры выделили места для захоронения единоверцев на погосте Сергиева храма. С тех пор старообрядцы стали селиться в окрестностях кладбища, при этом посещали они только свои старообрядческие храмы.


Рогожское кладбище. После эпидемии чумы 1771 года староверам разрешили хоронить единоверцев, в том числе и на погосте храма преподобного Сергия в Рогожской слободе. С тех пор он стал считаться одним из центров старообрядчества в Москве, хотя никогда старообрядческим не был

Рядом с храмом и по сей день стоит столб. Его установили в 1783 году. На нём высечена надпись: «От Москвы две версты». Так наши предки вели счёт расстояниям.

Святыни храма

На территории храма размещены некоторые христианские святыни, ради «свидания» с которыми верующие люди преодолевают расстояние в тысячи километров. Среди главных святынь можно назвать такие:

  • икона Божией Матери «Благодатное Небо»;
  • Молченская икона Божией Матери;
  • икона св. вмч. Георгия Победоносца;
  • икона Пророка и Крестителя Спасова Иоанна;
  • икона свт. Николая Чудотворца (плачущая);
  • Казанская икона Божией Матери;
  • икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Иконы являются неотъемлемыми атрибутами любого храма. Образы святых, размещенные здесь, считаются заряженными особенной позитивной энергетикой, способной благоприятно влиять на здоровье человека и укреплять его защитную ауру.

Важно! Иконы Божьей Матери их значение и чем они помогают.

Разные части храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе построены в разное время

Части храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе построены в разное время. Это явление характерно для всех московских церквей. При этом самой древней его частью считается трапезная, к которой пристроены приделы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая.

Трапезную построили в 1796 году, и она входила в состав ограбленного наполеоновскими войсками и сгоревшего в 1812 году предыдущего каменного храма Сергия Радонежского.


Трапезная церкви Серги Радонежского, что в Рогожской слободе, в Москве. Трапезная храма преподобного Сергия возведеная в 1796 году и она признана учёными самой древней его частью

Сильно повреждённый храм нуждался в перестройке, при этом прихожане и священнослужители сумели спасти часть утвари, зарыв её в землю. Кроме Сергиевского храма в московском пожаре 1812 года сгорела практически вся Николоямская улица.

Позже её отстроили каменными двухэтажными домами. Современное здание храма построили в 1818 году.

в этом году Сергиева церковь приобрела густо-голубой цвет стен

Именно тогда церковь приобрела свой традиционный густо-голубой цвет. Средства на восстановление храма собирали среди его прихожан, при этом основной вклад сделал Г.П. Смоленский.

Статский советник, занимавший должность церковного старосты, потратил на это благое дело почти всё своё состояние.


На рисунке 1840-х годов видна старая шатровая колокольня. В 1864 году её заменили на новую трёхъярусную

Окончательный вид храм приобрёл после проведения архитектором Ф.М. Шестаковым реконструкции в 1834-1838 годах. По его проекту, в частности, построили существующее и в наше время торжественное пятиглавие. Произошло это после пожара 1835 года.

Этот факт подтверждается красной кирпичной кладкой в подвале летнего (главного) храма с клеймами из­вестного в начале XIX в. производителя Балашева. Современная трехъярусная колокольня построена в 1864 году взамен прежней шатровой.

История

Рогожская ямская слобода

Храм преподобного Сергия Радонежского

расположен на Николоямской улице. Эта улица получила своё название по расположенному на ней храму «Николы на Ямах». Ямами в то время называли почтовые станции с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями. В 1595 году Борис Годунов устроил такие почтовые станции на всех московских заставах. Из Рогожской ямской слободы дорога уходила на Владимир и Нижний Новгород, а первой почтовой станцией было село
Рогожи
(известно с 1389 года, современный Ногинск).

В XVII веке район Рогожской слободы активно застраивается, также здесь резко возрастает и плотность населения. Кроме ямской слободы здесь очень компактно были расположены различные ремесленные слободы, у многих из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив храма преподобного Сергия

стоит храм святителя Алексия, основанный в начале XVII века.

В 1740-х годах, по соседней площади — Рогожская застава, прошла таможенная граница Москвы. В конце XVIII века, после сильнейшей эпидемии чумы в Москве, у Рогожской заставы, за территорией города была организована старообрядческая община. Рогожская старообрядческая община

совместно с Преображенской являлись крупнейшими старообрядческими общинами у восточных границ Москвы.[1][2]

Основание храма

На рисунке 1840-х годов видна старая шатровая колокольня, в 1864 году её заменили на новую трёхъярусную.
Первый деревянный храм преподобного Сергия

был построен в Рогожской ямской слободе (или в гонной) в начале XVII века, а первое упоминание о каменном храме относится к 1722 году. Главный престол храма был освящён в честь Святой Троицы. Вероятно по причине наличия в Москве большого числа храмов называвшихся Троицкими этот храм был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, престол во имя которого был освящён в приделе. На выбор названия также оказал влияние расположенный рядом Андроников монастырь, первым игуменом которого являлся ученик преподобного Сергия — Андрони́к.

Строительство храма

Как и у многих других московских церквей различные части храма Сергия Радонежского

были построены в разное время. Самой древней частью храма является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая. Она была построена в 1796 году и являлась частью предыдущего каменного храма, который очень сильно пострадал во время московского пожара 1812 года и нуждался в перестройке.
Храм Сергия Радонежского, 1883 год
Нынешнее здание храма было построено в 1818 году на средства прихожан. По воспоминаниям, значительную часть своего состояния вложил в это строительство статский советник Гавриил Петрович Смольянский, который был в этой церкви старостой. Свой окончательный вид основной объём храма получил после реконструкции 1834—1838-х годов, проведённой архитектором Ф. М. Шестаковым. Современная трёхъярусная колокольня была построена в 1864 году. Интерьер храма был расписан в 1876 году изографом А. С. Рогожкиным, а самые поздние росписи относятся к началу XX века. В 1900 году интерьеры храма были отделаны архитектором И. Т. Барютиным.

По богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон, в основном первой половины XVII века, храм преподобного Сергия

мог соперничать с соборами Московского Кремля. Этому интересному факту есть два объяснения. Во-первых в приходе храма было много купцов, совершавших богатые пожертвования на его содержание. Также храму оказывали поддержку московские власти. Они были заинтересованы в приближении старообрядцев к православной церкви, и поэтому следили за тем, чтобы храмы, расположенные рядом с большими старообрядческими общинами были богато украшены.

С этой же целью в 1899 году при храме было освящено здание аудитории для собеседования со старообрядцами и религиозно-нравственных чтений. Помещение вмещало до 1 000 человек. Также здесь проходили концерты духовной музыки. При храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве.[1][2]

Советский период

В 1922 году из храма было вывезено более 5-ти пудов серебряной утвари и других церковных ценностей. Примечательно, что 1924 году регентом храма служил известный церковный композитор священник Василий Зиновьев. Храм преподобного Сергия

был закрыт в 1938 году. Перед самым закрытием из храма удалось спасти несколько древних икон. Так, например чудотворная икона Божией Матери «Утоли Моя Печали» была передана в храм Николы в Кузнецах, где она находится и в настоящее время. Однако большая часть икон и всё церковное убранство были уничтожены во время разграбления храма, которое сопровождало его закрытие. Старинные иконы и церковное убранство рубили топорами и сжигали на костре. В костёр также были отправлены церковные книги и бесценные ноты для слепых.

В последующие годы помещение храма использовалось под мастерские и склад. В процессе варварской эксплуатации зданию был нанесён большой ущерб. Стены и пол храма покрывали глубокие трещины и толстый слой копоти, а на его куполах и крышах росли маленькие деревца.

В 1985 году храм был передан расположенному в Спасо-Андрониковом монастыре музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. В здании храма решено было устроить экспозицию древнерусского церковного искусства. В это же время в храме были начаты реставрационные работы.

В 1991 году храм преподобного Сергия

был передан Русской Православной Церкви. Храм был освящён 4 декабря 1991 года.[1][2]

В 1916 году храм процветал

Перед революционными событиями в 1916 году храм процветал. Так в его штат входило: два священника, три диакона, три псаломщика и три просфорницы. Общий доход храма составлял более 20 000 рублей.


Храм Сергия Радонежского, 1883 год. До 1917 года, перед революционными событиями, храм преподобного Сергия в Рогожской слободе процветал

При храме состояли дома священно- и церковнослужителей, работали крытые железом лавки. Для проведения диспутов со старообрядцами выстроили специальное здание.

Его обустроили в старом стиле, чтобы способствовать возвращению раскольников в лоно Церкви. Расходы на здание составили более чем 40 000 рублей.

В советское время Сергиевскую церковь отдали под склад, а иконы порубили топором и сожгли

Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе в советское время не избежал участи других московских православных храмов. Первое время власти его не трогали, но в 1922 году изъяли из него 5 пудов 30 фунтов серебряных церковных ценностей и утвари.

Для этого «оборвали» ризы с икон и все церковное убранство пересмотрели на предмет наличия в их составе ценностей.


Священник, регент и композитор В.Н. Зиновьев. Несмотря на гонения советской власти на православие, до 1938 года храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе не закрывался. Так в 1924-1925 году регентом хора здесь служил известный церковный композитор Василий Николаевич Зиновьев

При этом церковная жизнь в храме продолжалась. Сыграло роль то обстоятельство, что некоторое время в 1920-е годы он считался обновленченским. В том же 1922 году в него перенесли чудотворную Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери из закрытого Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры.

Она находилась в храме вплоть до его закрытия, после чего хранилась в частной коллекции. В 1924-1925 годах регентом хора служил известный церковный композитор и преподаватель, священник В. Н. Зиновьев.

в этом году храм преподобного Сергия Радонежского закрыли

Закрыли храм преподобного Сергия в 1938 году. Перед самым закрытием церкви прихожанам и причту удалось спасти некоторые древние иконы. Например, удалось вывезти чудотворный образ Божией Матери «Утоли моя печали», находящийся ныне в Храме Свт. Николая в Кузнецах.

В настоящее время в Сергиевом храме хранится её список. Остальные же иконы, предметы убранства и книги изрубили топором и сожгли.


Икона Божией Матери «Утоли моя печали». Икону в 1938 году удалось спасти из храма преподобного Сергия непосредственно перед его закрытием. В настоящее время она находится в Храме Свт. Николая в Кузнецах

Само же здание храма закрыли, несмотря на то, что большинство московских храмов в советское время просто взорвали или снесли. В последующем оно, как и другие помещения храмового комплекса, использовалось под мастерские и склад. В доме причта разместили коммунальные квартиры.

Расписание

НА АВГУСТ 2020г.

До передачи Русской Православной Церкви за храмом преподобного Сергия практически не следили

В советское время закрытый храм содержался плохо: за ним практически не следили. Так очевидцы утверждают, что на куполах церкви выросли маленькие деревца, а стены её покрывали глубокие трещины. С куполов сняли все кресты и ободрали позолоту. В конце 1950-х годов остатки старых покрытий сняли, положили взамен крашеное железо.


Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе. 1979 год. За годы советской власти храм пришёл в упадок, так как его не ремонтировали и не смотрели за ним

Кресты на храме отсутствовали вплоть до 1984 года. Что же касается причта, то он не избежал репрессий. Например, осень 1937 года арестовали настоятеля церкви священномученика Петра Никотина и певчего, мученика Николая Кузьмина. Позже их расстреляли на печально знаменитом Бутовском полигоне.

В 1984 году в главном помещении храма расположилась скульптурная мастерская Художественного фонда. В 1985 году храм передан в качестве филиала Центральному государственному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

4 декабря 1991

Храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе передали РПЦ

Музей располагался в Спассо-Андронниковом монастыре. В здании решили устроить экспозицию древнерусского церковного искусства.

В 1990 году провели реставрацию здания Сергиевой церкви. Через ход её передали Русской Православной Церкви. 4 декабря 1991 года храм был освящен епископом Солнечногорска Сергием (Фоминым).

Кафедральный Успенский собор (Омск)

Мiръ Россия Омская область Омск Кафедральный Успенский собор (Омск)

Свято-Успенский кафедральный собор (Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии) — действующий собор, один из наиболее посещаемых храмов Омска, находящийся в самом центре города на Соборной площади. Достопримечательность Омска. Был разрушен во времена советской власти и восстановлен в начале XXI века на средства, специально собранные горожанами.

Содержание

  • 1 История храма
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Фото
  • 6 Паломнику

История храма [ править ]

Город Омск подошел к рубежу XIX и XX веков как серьезный культурный центр, в котором все большее количество горожан нуждалось в духовном развитии. Существующий Воскресенский Собор уже не мог удовлетворить всех нуждающихся и среди прихожан был объявлен сбор средств на его расширение. В девяностые годы XIX века в церковной жизни региона происходит достаточно знаковое событие – учреждается Омская Православная Епархия. Именно благодаря этому факту было принято решение на собранные средства построить новый Храм в центре города, который стал бы главным духовным центром региона. Нарекли будущий храм Успенским Кафедральным Собором.

В качестве архитектора будущей церкви выступил Э. Виррих, использовавший в качестве прототипа Санкт-Петербургский храм Спаса на Крови пера А. Парланда. Стоит отдать должное омскому зодчему, он не стал просто копировать проект столичного храма, но глубоко его переработал и адаптировал к нуждам горожан. Кстати, данный прием не был чем то новым для церковного строительства в России – по всей стране по сей день можно найти церкви, которые очень схожи между собой и, по сути дела, являются переработанными копиями друг-друга.

Собранных средств прихожан хватило лишь на начало строительства собора, которое состоялось 16 июля 1891 года. Стоит отметить тот факт, что краеугольный камень омского храма был заложен Николаем Александровичем Романовым, тогда еще цесаревичем. Кстати, будущий император России пожертвовал значительные средства на строительство Собора. Но денег, как всегда не хватало, и Святейший Синод был вынужден профинансировать конец строительства. Успенский Собор Омска впервые открыл свои двери прихожанам в 1898 году. Всего на его строительство и убранство были потрачены огромные для царской России деньги – 125 тысяч рублей. Освящение Успенского Собора проводил первый епископ Омской Епархии Григорий. Уже к 1900 году при Храме действует церковно-приходская школа, а количество прихожан превышает 5000 человек. Постепенно церковь становится центром духовной и культурной жизни города. В разбитом вокруг саду омичи любят прогуливаться вечерами, а на детских площадках в дневное время на общественных началах с детьми всех сословий занимаются учителя.

В период до 1917 года Успенский Собор становится местом проведения всех праздничных мероприятий города, а его своды встречают выдающихся людей Империи.

Предвестники беды пришли в 1918 году в виде новой власти, потребовавшую передать все имущество Омской Православной Епархии большевикам. Митинг прихожан разгоняют солдаты, а двери Успенского Собора закрываются. В 1920 году расстрелян архиепископ Омский Сильвестр. С 1923 года в Храме не проводятся службы, а само здание приходит в запустение. Собор взорван лишь в 1935 году по решению Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД. На месте храма был разбит сквер, получивший название «Сад Пионеров», который так и остался излюбленным местом отдыха горожан. Вплоть до «нулевых» здесь устанавливалась городская ёлка и проводились народные гуляния.

Современное состояние [ править ]

В 1999 году началось восстановление храма с установки Поклонного Креста. Вскоре Правительство Омской области приняло решение о восстановлении Успенского Кафедрального Собора, потому что он является основным архитектурным памятников Прииртышья. В 2005 году начинаются строительные работы.

Свято-Успенский кафедральный собор (Новый Успенский собор) освятили 15 июля 2007 года. Многие известные артисты приняли участие в открытии собора: солисты Большого театра В. Маторин, кинорежиссёр Н. Михалков, артисты В. Талызина, Д. Певцов, С. Захаров, Т. Гвердцители, Н. Бабкина.

В том же 2007 году по инициативе Правительства Омской Области прилегающей площади официально присвоено название «Соборная площадь». За присвоение нового имени площади проголосовали все 27 членов заседания собрания города Омска.

Святыни [ править ]

Архиепископ Сильвестр был канонизирован в 2000 году в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Мощи святого Сильвестра были обретены 16 июля 2005 года при раскопках собора Успения Божией Матери и пребывают сейчас в нижнем храме кафедрального Успенского собора Омска.

Осенью 1919 года войска армии Колчака начали отступать, и в конце 1919 года белая армия оставила Омск, в который вскоре вошли большевики. Архиепископ без колебаний остался в захваченном гонителями христианства городе вместе со своим духовенством и паствой. Захватив город, большевики сразу же арестовали мужественного святителя. Архиепископ Сильвестр был заключен в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали, требуя от него покаяния. Ничего не добившись, безбожники подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года.

Престольные праздники [ править ]

Фото [ править ]

Старая фотография Успенского собора Успения Пресвятой Богородицы

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Успенский Собор – открытие

Успенский Собор – открытие

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Паломнику [ править ]

Адрес: 644043, г.Омск, ул.Тарская, 7

Успенский кафедральный собор в Омске

Возрождение культуры современной России сопровождается восстановлением архитектурных святынь, которые казались безвозвратно утраченными во времена нечестивой советской власти. Пример такого объекта — Успенский кафедральный собор, возвышающийся над центральной площадью города Омск.

История

Омский кафедральный храм, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы, за свою вековую историю стал свидетелем и участником множества интересных и трагических событий, происходящих в жизни русского государства.

Век XIX: строительство

К концу XIX в. Омск стал одним из культурных и духовных центров. Пять существующих в городе православных культовых построек, в том числе Воскресенский собор, не вмещали всех прихожан. В 1885 начался сбор средств на расширение главного храма города. Но власти города решили не расширять старый храм, а построить новое здание. В главное управление Синода отправили два архитектурных проекта, предложенных местными архитекторами, в том числе К. Лешевичем.

Другие православные храмы:

Оба варианта отклонили, а взамен прислали план, разработанный столичным специалистом Эрнестом Вириххом. В основе проекта лежала конструкция столичного Воскресенского собора (Спас на Крови). Первоначально Омский храм планировали посвятить празднику Вознесения Господня. Но уже после начала строительства произошло важное событие в духовной жизни города, повлиявшее на выбор названия для строящейся сакральной постройки.

В 1895 г. в Омске организуется Православная епархия, в связи с чем главный придел строящегося здания решили освятить в честь Успения Пресвятой Богородицы. Закладку собора приурочили к приезду в Омск наследника престола цесаревича Николая, который заложил первый камень в фундамент будущего храма. На строительство потратили огромную по тем временам сумму в 125 тыс. руб. Эти средства получались из следующих источников:

  • пожертвования прихожан;
  • пожертвование царевича Николая;
  • финансовая помощь Святейшего Синода.

К сентябрю 1898 года строительство с Божией помощью закончилось. Чин освящение новой сакральной постройки провел епископ омский Григорий. Новый собор вмещал до 5000 прихожан.

Век XX: расцвет и гибель

К началу XX в. при кафедральном соборе действовала церковно-приходская школа. В 1905 г. в стенах храма провел литургию и огласил проповедь праведный Иоанн Кронштадтский. Территорию вокруг здания облагородили и разбили сад, получивший название Архиерейского. Позднее в нём обустроили игровые площадки, на которых со всеми желающими детьми занимались педагоги.

Церковный клир и омичи торжественно отмечали столетнюю годовщину победы русских войск над Наполеоном и трехсотлетие правления династии Романовых. Этим событиям посвятили торжественные богослужения и крестный ход.

Именно на площади у собора омичи устроили народное гулянье 10 марта 1917 г., посвящённое отмене самодержавия. Начиналась пора испытаний для русского народа и православной веры. Через год большевистское правительство принимает решение отделить церковь от государства и школы. В образовательных учреждениях отменяется изучение Закона Божьего. Большевики предпринимают попытку захватить всё имущество, административные и жилые здания, принадлежащие омской епархии.

Интересно! На защиту церкви вышли простые верующие горожане, говорящие, что храмы, строились на средства, собранные народом, а значит принадлежат простым людям. Омичи говорили, что каждый вправе сам решать ходить ему в церковь или нет. Стихийные митинги, собирающиеся у церквей, разгоняли отряды солдат.

В этой ситуации большое значение приобретает деятельность главы омской епархии епископа Сильвестра. 4 февраля он возглавил крестный ход, который проходил по всем омским храмам. В каждом из них архиерей служил молебен и обращался к прихожанам, прося быть верными истинной Вере и защитить храмы от разорения.

А на следующую ночь на церковных колокольнях ударил набат, который стал реакцией на следующие события:

  • захват и разграбление дома архиерея и других клириков омской епархии;
  • убийство эконома и келейника Успенского кафедрального собора;
  • арест епископа Сильвестра и нескольких священнослужителей.

Под давлением народа епископа освободили. А вскоре в Омск вошли отряды Белой Гвардии. Кафедральный собор города, посвящённый Успению Богородицы, становится главным храмом белой России. У его стен принимает присягу Верховный правитель России А. В. Колчак, обещающий стать защитником православной веры.

Осенью 1919 г. большевики вернулись в город, что решило судьбу Успенского храма и архиерея Сильвестра. Глава Омской епархии большевики арестовали и казнили, подвергнув перед этим физическим мучениям.

Церковное здание передали обновленческой церкви, которую не признали жители города. С 1923 по 1933 год здание стояло закрытым. Затем с него сняли колокола, и разрушили купола. Оскверненную сакральную постройку предложили использовать в качестве оперного театра. Но заключение комиссии, обследовавшей его акустику, носило отрицательный характер.

В 1935 г. Успенский собор взорвали, но его развалины ещё долгое время разбирали, люди, содержащиеся в тюрьме НКВД. На месте церкви разбили Пионерский сквер, до начала XXI в. ставший городским местом отдыха.

Век XXI: возрождение

В 1999 г. в сквере на центральной площади Омска в память о разрушенной святыне воздвигли поклонный крест. Через шесть лет по инициативе губернатора Омской области и с благословения митрополита Омского и Тарского Феодосия муниципальное правительство принимает решение о восстановлении Успенского собора на старом месте.

Как и во время строительства первого собора средства на строительство собирали всем миром. Большой вклад в благое дело внесли местные предприниматели и областное правительство.

В процессе предварительных археологических изысканий произошло знаменательное событие — обретение святых мощей новомученика российского архиепископа Сильвестра. В результате работ по расчистке обнаружили фрагменты стен и фундамента старого собора, которые сохранили в процессе воссоздания главной омской достопримечательности.

Интересно! Строительство копии велось значительно быстрее возведения оригинала в XIX в. От закладки первого камня в октябре 2005 года до освящения храма прошло всего 19 месяцев. В июле 2007 г. при большом скоплении горожан и гостей города состоялось освящение нового Успенского собора.

Через месяц городские власти решили переименовать территорию, центром которой стал кафедральный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, в Соборную площадь.

Современность

Сегодня, как и 100 лет назад, Успенский собор является центром духовной и социальной жизни города. Посещение величественного здания является обязательным пунктом любого туристического маршрута.

Описание

Архитектура нового Успенского собора восстанавливалась по фотографиям и описаниям, оставшимися в государственных архивах.

Здание, выполненное в нововизантийском стиле с включением псевдорусских элементов, представляет собой традиционный крестообразный пятиглавый храм, к которому была пристроена шатровая колокольня, расположенная над центральным притвором. Четыре малых боковых и центральный шлемовидный купол опираются на световые цилиндрические барабаны, диаметр большего из которых (центрального) составляет 15 м.

Колокольня состоит из трёх ярусов и увенчана куполом в виде шатра. Первый ярус совмещен с главным входом в храм. Звонница расположена на третьем уровне, прорезанном большими арочными окнами.

Фасады здания украшены множеством декоративных элементов:

  • ниши;
  • лопатки;
  • сложные многоярусные карнизы;
  • фигурные оконные наличники;
  • иконописные изображения, написанные на керамических плитках, закрепленных в нишах.

Современный собор имеет 4 придела:

  • Успенский (главный);
  • Никольский;
  • в честь Марии Магдалины;
  • в честь святого Сильвестра Ольшанского.

Последний придел расположен в нижнем храме, где расположен небольшой иконостасы и хранятся мощи святого новомученика. Также здесь планируется размещение выставочной экспозиции, посвящённой старому кафедральному собору.

Изнутри стены собора имеют белый цвет и украшены многочисленными иконами. Все иконостасы и деревянные элементы выполнены местными мастерами из лиственницы липы, и покрыты позолотой.

Святыни

В новом Успенском кафедральном соборе находится множество святынь, главными из которых являются:

  1. Мощи архиепископа Сильвестра, который был зверски замучен большевиками в 1920 году. Его канонизация в лике святого новомученика Российского состоялась в 1998 г.
  2. Икона Казанской Богородицы, на обороте которой находится благословение патриарха Алексия II.
  3. Евангелие в драгоценном окладе, на котором принимал присягу губернатор области.

Расписание богослужений

В будние дни проводятся два богослужения в 9 и 17 часов. За час до этого времени принимается исповедь.

В воскресные и праздничные дни совершаются две утренние службы: ранняя — 7.00, и поздняя в 9.00.

Ежедневно в 15.00 совершается молебен у мощей святого Сильвестра.

Социальная деятельность

По благословению митрополита Омского и Тарского Владимира при Успенском храме ведётся социально-просветительская работа, направленная на духовно-патриотическое воспитание младшего поколения и знакомство с основами православия взрослых людей. На базе собора действуют следующие организации:

  1. Воскресная школа для детей от 5 до 14 лет. Помимо знакомства подрастающего поколения с основами православия, христианских ценностей и традиций, ученики занимаются творческой деятельностью.
  2. Детско-юношеский хор, воспитанники которого принимают участие в церковных службах и городских мероприятиях.
  3. Военно-патриотический клуб, в который входят дети и молодые люди от 8 до 20 лет. Деятельность клуба направлена на формирование достойных граждан своей страны, уважающих и способных защитить Отечество и православную Веру.
  4. Воскресная школа для взрослых открыта для всех людей, желающих ближе познакомиться с основами христианства и историей Церкви. Беседы проводят преподаватели Омской духовной семинарии.

Как добраться

Кафедральный Успенский собор находится на центральной площади Омска по адресу ул. Тарская, владение 7.

Ближайшая от храма остановка общественного транспорта — «КДЦ им. Маяковского», до которой следуют автобусные и троллейбусные маршруты со всех концов города. Также можно воспользоваться услугами маршрутного такси.

Успенский кафедральный собор — не просто основная достопримечательность Омска и центр его духовной жизни. Он является олицетворением сплоченности русского православного народа, основанного на традиционных христианских ценностях.

ОМСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Омский Успенский собор. Открытка конца XIX – начала XX века

Омский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Омской епархии

С 1878 года в Омске активно прорабатывалась идея о расширении действующих церквей: крепостного собора во имя Воскресения Христова, Войсковой Николаевской церкви. Однако победило мнение о необходимости сооружения нового собора.

Первый камень в основание собора был заложен 16 июля 1891 года цесаревичем Николаем Александровичем в бывшей городской роще в центре Омска. Храм строился на средства Омского Воскресенского собора, на вспомоществование Св. Синода и на пожертвования от прихожан и частных лиц [2].

Автором архитектурного проекта стал Эрнест Францевич Виррих. Он взял за основу проект храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, но омский храм стал не точной копией петербургского, а творческой переработкой, что в храмовом зодчестве явление обычное. Размеры храма и архитектура Успенского собора были во многом уникальны. В частности, при его строительстве использовались 30 видов кирпича разных цветов.

Площадь собора составляла 1518 метров, высота колокольни до подкрёстного яблока – 44 метра, высота креста – 3 метра, диаметр купола – 15 метров. Пятиглавый собор с мощным центральным куполом и высокой шатровой колокольней выглядел торжественно и монументально.

Собор, сооружённый в стиле русского зодчества ХVII века, поражал удивительной логичностью и гармоничным сочетанием пропорций и стилей. Э. Ф. Вирриху удалось соединить в своём проекте официальный русско-византийский и народный стили. В частности, соотношение огромной (луковичной) главы и маленьких главок восходит к архитектуре Византии, а от русского стиля здесь – многочисленные кокошнички, шатровые крыльца, дыньки, обрамление арочных проёмов наличниками и т. д.

Первоначально собор именовался как храм Вознесения, в Успенский кафедральный он был переименован после создания в 1895 году в Омске православной епархии.

9 сентября [3] 1898 года первый омский епископ Григорий (Полетаев) освятил собор.

В 1910 году в саду у собора открыты детские площадки, собиравшие до 200 детей, с которыми занимались педагоги.

По сведениям 1914 года, в пределах прихода имелись церковно-приходская школа (открыта в сентябре 1897 года) и 2 приходских училища.

Причта по штату было положено: кафедральный протоиерей, ключарь, два священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона и два псаломщика.

После революции

Алтарная стена Омского Успенского собора, устоявшая после взрыва, 1935 год

В конце 1920 года собор был передан обновленцам. Но обновленцы не смогли собрать прихожан.

С 1923 года храм большей частью пустовал, к 1933 году были разобраны главы, а колокола сняты для нужд индустриализации, в 1934 году всю церковную утварь передали во вновь организованный музей атеизма.

В 1934 году Омск стал административным центром Омской области. Напротив храма расположился обком партии. На одной площади оказались идейные противники. В 1934 году партийное руководство области приняло решение переоборудовать собор под оперный театр. Комиссия по обследованию акустики дала положительное заключение, но участь храма была решена иначе.

17 февраля 1935 года президиум Омского областного исполнительного комитета по предложению начальника Омского НКВД Салыня принял решение о сносе здания. Сотрудники НКВД предполагали использовать кирпичи собора для строительства нового здания областного наркомата внутренних дел. Однако после взрыва храм распался не на кирпичи, а на крупные блоки, непригодные для строительства. Алтарная стена устояла и после взрывов. Бывший Архиерейский сад, расположенный вокруг собора, стал Садом пионеров. Со временем в основании храма сделали декоративную лужу, а в 1996 году – городской фонтан.

Воссоздание собора

Омский Успенский собор, вид с южной стороны. Фото О. Нестерова, 30 декабря 2007.

В 1999 году на месте собора был установлен Поклонный крест.

11 июля 2005 года правительство Омской области приняло решение о воссоздании памятника истории и культуры Омского Прииртышья – Успенского собора.

16 июля 2005 года при раскопках фундамента взорванного собора археологи обнаружили захоронение православного архиерея. В гробнице, которая обнаружена в тайной подземной комнате под притвором Николая Чудотворца, были найдены икона, кусочки ткани, останки тела и другие находки, свидетельствующие о том, что это захоронение архиепископа Сильвестра. Позже принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру подтвердили результаты экспертизы.

14 октября 2005 состоялась церемония установки закладного камня в основание Успенского кафедрального собора, символизирующая начало строительства храма. Во время службы митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк) поместил в закладной камень ковчежец с мощами священномученика Сильвестра (Ольшевского).

14 января 2006 года завершено устройство свайного фундамента, началось возведение кирпичных стен. 27 июля того же года освящены тринадцать колоколов весом 5,5 тонны.

6 января 2007 года, в канун Рождества Христова, впервые эти колокола зазвучали на новой колокольне. 30 марта был поднят главный купол собора весом 15 тонн. 16 апреля на нем был установлен крест. 31 мая на строительство привезли керамические иконы, которые стали украшением внешних стен храма. 2 июля начался монтаж иконостаса.

15 июля 2007 года состоялось освящение воссозданного собора.

Статистика

  • 1900 – 4919 прихожан (3144 м.п., 1775 ж.п.); инославных и иноверцев – 230 человек (127 м.п., 103 ж.п.), старообрядцев – 4 человека (2 м.п., 2 ж.п.)
  • 1914 – 1063 прихожанина (486 м.п., 577 ж.п.); иноверцев, инославных и сектантов – 318 человек (167 м.п., 151 ж.п.). Совершается в год крещений – 358, браков – до 25, погребений – до 413.

Святыни

в синодальный период

    • икона прп. Анны Кашинской с частицей св. мощей (упом. 1914)

в настоящее время

    • рака с мощами священномученика Сильвестра. 25 февраля 2009 года была установлена в нижнем приделе собора, в так называемой пещерной церкви, где и был захоронен священномученик. Специально для раки с мощами святителя Сильвестра изготовлена из кедра и установлена на четырёх каменных столбах резная деревянная сень ручной работы, которая стала одним из главных украшений Успенского собора.

Настоятели

  • Константин Недосеков (1898 – 1900)
  • Пантелеимон Новиков (1900 – ?)
  • Николай Никольский (? – 9 февраля 1908)
  • Александр Голосов (9 февраля 1908 [4] – упом. 1909)
  • Александр Соловьев (1911 – упом. 1916)

Приписные храмы

  • Воскресенский собор (по свед. 1900)
  • Иверской иконы Божией Матери, часовня (по свед. 1900-1914)
  • Павла Комельского, кладбищенский (по свед. 1914)

Использованные материалы

  • Статья газеты “Омская правда”
  • Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. – Омск, 1900, с. 39-40.
  • Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. – Омск: Типография “Иртыш”, 1914, с. 17-18.
  • http://www.temples.ru/gallery.php?CardID=7649

[1] По дореволюционным сведениям.

[3] Или 30 сентября (“Омская правда”).

[4] Омские епархиальные ведомости, 1908, №5, офиц. часть, с.8.

Успенский собор в Омске

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Омске располагается на Соборной площади напротив здания Заксобрания. Это центр города, где непременно бывают туристы. В ночное время площадь освещается: архитектурная подсветка храма подчеркивает его величие.

Расписание богослужений Успенского собора Омска

Службы в кафедральном соборе Омска совершаются ежедневно. Кроме того, ежедневными (в 15:00) являются молебные пения у раки с мощами священномученика Сильвестра.

История

История Омского Кафедрального собора началась в конце XIX века. Летом 1891 года началось строительство достопримечательности, а первый камень в основание храма заложил будущий император Николай II. Исконный храм-памятник по проекту Э. Ф. Вирриха возведен к осени 1898 года, за образец был взят петербургский Спас на Крови А. Парланда, архитектурный стиль — неовизантийский с элементами псевдорусского. Освящение храма было проведено под руководством епископа Омского Григория. В 1905 году собор посетил со своей проповедью Иоанн Кронштадтский.

В 1918 году после принятия декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» прихожан перестали пускать в собор. Начались аресты и убийства священнослужителей, службы в храме были прекращены. Несколько лет здание собора пустовало, а в 1933 году с храма были сняты и отправлены на переплавку колокола. В то время было выдвинуто предложение перестроить собор в оперный театр, но оно так и не было осуществлено. В 1935 году, во время правления советов, собор решили снести и он был взорван. На его месте был оборудован парк отдыха.

В 1999 году на месте бывшего собора был поставлен крест, а в 2005 — принято решение о восстановлении храма полностью по фотографиям (на деньги, собранные исключительно прихожанами). Осенью того же года в основание нового собора был заложен первый камень, а уже зимой 2006 года началось строительство кирпичных стен. Успенский собор был заново освящен в 2007 году, тогда же современное название получила и площадь — Соборная, теперь здесь проходят все основные городские празднования. Новые колокола храма в количестве 13 штук и весом более 5 тонн привезли с Урала, а особенный красный кирпич для отделки — из Прибалтики. Весной 2007 года на собор был установлен его центральный купол и крест, а также уникальные иконы из керамики, которые являются главным украшением фасада здания.

Омский Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Омске входит в список великих храмов мировой религиозной культуры, это одно из самых известных исторических мест страны.

Воскресная школа

В настоящее время при соборе функционирует воскресная школа для детей и взрослых, которую посещает более 50 человек под руководством духовника — иерея Олега Ганженко. На различные религиозные праздники, такие как Рождество или Пасха, ученики здесь подготавливают торжественный концерт для всех желающих.

Изучаемые дисциплины:

  • Введение в Закон Божий;
  • Православное Богослужение;
  • Священное Писание Ветхого Завета;
  • Священное Писание Нового Завета;
  • Основы христианской нравственности;
  • История Христианской Церкви;
  • Православный Катехизис;
  • Христианская этика;
  • декоративно-прикладное искусство, рисование, аппликация, лепка, рукоделие.

Режим работы воскресной школы: каждую неделю по воскресеньям с 11:30 до 14:00.

Музыка

При Кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы в Омске осенью 2010 года был основан детско-юношеский хор. Его создание было приурочено к празднованию Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Пение хора можно услышать на занятиях воскресной школы каждую субботу с 15:00 до 17:00, по воскресеньям после Божественной Литургии, а также на каждой воскресной либо праздничной службе.

Во время проведения археологических раскопок на месте бывшего взорванного храма было найдено старинное захоронение архиерея Сильвестра. Его останки находились в тайной комнате вместе с иконами. На месте находки сразу начали проводить постоянные службы, а позднее сюда стали совершать даже крестные ходы.

Одна из главных святынь пятиглавого храма — рака с мощами канонизированного архиепископа Сильвестра — установлена в соборе в 2009 году и доступна для паломников.

Биография священномученика Сильвестра

Священномученик Сильвестр Ольшевский родился в 1860 году в небольшом селе Косовка Киевской губернии в семье диакона Льва Ольшевского. Все детские годы святого были окружены разнообразными чувствами от православных богослужений. Став взрослым священнослужителем Сильвестр часто ездил по различным храмам Челябинского уезда, прилагая множество усилий для восстановления и налаживания жизни прихожан.

Во время революции архиепископ Сильвестр, как и многие другие работники церкви, был арестован и отправлен в тюрьму. Там его продолжительное время мучили и требовали покаяться, но он крепко держался за свою веру. Тогда безбожники сотворили некое распятие — прибив к полу гвоздями его руки, а затем прижигая его тело раскаленными стержнями, в конце концов 26 февраля 1920 года проткнув его прямо в сердце.

В 1998 году Сильвестр был причислен к лику святых Омско-Тарской епархией. В 2000 году он был внесен в список новомученников российских.

Успенский собор на google-панорамах Омска

Как добраться до Успенского собора в Омске

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы располагается в центральной части Омска. Ближайшая к Соборной площади остановка — «КДЦ Маяковский», доехать до нее можно на автобусах № 20, 22, 23, 24, 25, 33, 59, 62, 63, 69, 73, 78, 94, 95, 109, 110, 336, троллейбусах № 2 и 4, маршрутках № 31Н, 64, 94, 212, 225, 275 (М), 302, 307, 323, 331, 225, 346, 385, 387, 394, 424, 434, 470, 500, 503, 514, 903. Транспорт до места от ж/д вокзала — автобусы № 24, 69, 110, маршрутное такси № 307.

Также можно воспользоваться услугами такси в Омске: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, Ситимобил, Юнис-лада, Копейка, Семерка, Лидер, Бонус, Такси Домой, Восьмерочка, Мигом, Такси-драйвер, Пятнашка, Меридиан, такси Иномарка, такси Рено, такси Россия и другими.

Видео про Успенский собор в Омске

История Успенского собора

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы – главный храм Омской епархии – находится в самом центре города на Соборной площади и является одной из главных достопримечательностей Омска. Собор был разрушен во времена СССР и восстановлен в начале ХХI века на средства, собранные горожанами.

Первым архитектором Успенского собора стал Э. Виррих. Он взял за основу проект Санкт-Петербургского храма Спаса на Крови 1894 года, выполненный А. Парландом, и создал отнюдь не копию, а уникальное по своей идее архитектурное сооружение.

Строительство было начато 16 июля 1891 года. Первый камень в основание собора заложил путешествующий по стране цесаревич Николай Александрович (будущий российский император Николай II – прим. ред). Первоначально проектом руководил инженер К. А. Лешевич. После его отъезда, с 14 октября 1897 года руководство приняли областной инженер А. С. Эйнарович. В реализации проекта также участвовали архитекторы М. И. Шухман и Н. Е. Вараксин.

Храм строился на территории бывшей городской рощи, между улицами Тарской, Казнаковской и Александровской. Расписывал храм художник Емцов. Иконостас со всеми иконами был выполнен в мастерской екатеринбургского купца А. П. Кожевникова.

Освещал собор первый Омский епископ Григорий 9 сентября 1898 года. К 1900 году количество прихожан Успенского собора составляло 3144 мужчины и 1775 женщин.

8 сентября 1905 года Иоанн Кронштадтский совершил в Успенском соборе Божественную Литургию, произнес проповедь и благословил омичей.

С начала 1910-х годов в саду рядом с собором открылись детские площадки, на которых с детьми занималсиь педагоги.

26 августа 1912 года в Омске широко отмечали Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года. В Успенском соборе была совершена заупокойная литургия Важнейшее общественное богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения и Евхаристия, то есть освящение вина и хлеба как симв. и панихида по императору Александру I, затем на площади перед храмом — торжественный молебен.

В 1913 году епископ Андроник (Никольский) обновил омский иконостас новгородскими иконами. В Омск были переправлены копии чудотворных икон: Тихвинская икона Божией матери, святые иконы Великомученицы Варвары и Преподобной Евфросинии Полоцкой, освященные на мощах Святых и заключающие в себе их частицы.

Согласно «Декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятому 20 января 1918 года, большевики потребовали передать в их распоряжение дела и имущество Омской духовной консистории и Архиерейского дома для размещения своих учреждений. В том же году, после одного из богослужений на площади собора состоялся митинг прихожан, которых тут же разогнали солдаты. На следующий день красногвардейцы уже не пустили людей в храм.

4 февраля 1918 года прошел мирный крестный ход прихожан. А в ночь с 5 на 6 февраля начались аресты священнослужителей. В это время были убиты келейник Прислуга духовных лиц монашеского звания: при архиереях, настоятелях монастырей, старцах и т.д. Архипов . и эконом Успенского собора.

В 1919 году власть в Омске перешла в руки белогвардейцев. 3 апреля 1919 года архиепископ Сильвестр возглавил крестный ход от Успенского собора к дому Колчака.

После возвращения советской власти Сильвестр был расстрелян (6 февраля 1920 года). Храм передали «обновленцам» (представителям течения русской православной церкви, лояльно относившимся к большевикам – прим. ред.).

Но с 1923 года службы в храме прекращаются окончательно. Здание, переданное советским властям, долгое время пустует.

В 1933 году с собора были сняты колокола, их переплавили на нужды индустриализации страны. А в 1934 году вся церковная утварь была вывезена из храма в Музей атеизма, из которого впоследствии она была утеряна. Вскоре омское партийное руководство решает перестроить собор в оперный театр. Создаётся комиссия по обследованию акустики собора под руководством А. Лебедева. Акустика признана неудовлетворительной.

17 февраля 1935 года по предложению начальника Омского НКВД Салыня на заседании Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД было принято решение о сносе здания. В том же году храм был взорван. Тогда же был разбит сквер, на долгие годы ставший местом отдыха омичей. Место получило название «Сад пионеров» (в честь расположенного рядом, в бывшей губернаторской резиденции, Дворца пионеров). Примечательно, что останки храма существовали ещё долгое время. Развалины разбирали заключённые внутренней тюрьмы НКВД.

В 1999 году на месте бывшего собора был установлен поклонный крест.

11 июля 2005 года правительство Омской области приняло решение воссоздать Успенский собор, как памятник истории и культуры Омского Прииртышья.

Начались строительные работы. Подрядчиками стали НПО «Мостовик» и компания «Агростройкомплект». Купола отливались мастерами города Каменск-Уральский. Отделочный и фигурный кирпич из особой красной глины был завезён из Прибалтики. Иконостас создан сибирским художником Г. Адаевым.

При раскопках фундамента взорванного собора археологи обнаружили захоронение архиерея Сильвестра. В потайной комнате под притвором Николая Чудотворца были найдены иконы, а также останки тела священника, принадлежность которых подтверждена результатами экспертизы.

На месте раскопок (а впоследствии и строительства) проводились регулярные службы и крестные ходы.

14 октября 2005 года состоялась церемония закладки первого камня в основание нового собора.

14 января 2006 года началось возведение кирпичных стен. В июле того же года были освящены 13 колоколов (общим весом в 5,5 тонны). В канун Рождества Христова, 6 января 2007 года, колокола впервые зазвучали на новой колокольне.

30 марта 2007 года был поднят главный купол собора. 16 апреля на Успенском соборе установлен крест.

31 мая 2007 года были установлены керамические иконы, которые стали главным украшением внешних стен храма. 2 июля начался монтаж иконостаса.

Новый Успенский собор был торжественно освящён 15 июля 2007 года. После концерта, в котором приняли участие более 800 артистов со всей России, состоялся грандиозный фейерверк.

Правительство Омской области выступило с предложением переименовать площадь рядом с собором. 14 августа 2007 года площади, которая до этого называлась «площадью у Законодательного собрания» официально присвоено название «Соборная площадь». Теперь это – достопримечательность города. На площади проходят все главные праздники и торжественные мероприятия.

25 февраля 2009 года в соборе установлена рака с мощами новомученика Сильвестра.

Успенский собор считается уникальным историческим памятником, входящим в число крупнейших достопримечательностей России. Внесён в каталог мировой храмовой культуры. Собор находится в областной собственности и взят под охрану государства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: