Храм Сергия Радонежского в Челябинске: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Под покровительством преподобного Сергия

Храм Преподобного Сергия Радонежского — один из самых молодых в Челябинске. Он расположен в современном растущем микрорайоне Северо-Запада. Сегодня здесь сложилась дружная приходская община. Настоятель храма протоиерей Ярослав Иванов особое внимание уделяет работе
с молодежью.

Святой защитник и помощник
Главная святыня храма — икона Преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей. Это один из самых почитаемых православных святых. Его называют игуменом земли Русской. В трудные для государства годы татаро-монгольского ига Преподобный Сергий Радонежский сыграл огромную роль в объединении Руси. Ему удалось сгладить непонимание князей, остановить братоубийственные усобицы. По его молитвам и по милости Божией народ освободился от моральной и политической зависимости. Основатель Троице-Сергиевой лавры, Преподобный Сергий стал образцом кротости и смирения для монахов и мирян. По молитвам святого многие получают духовное и телесное исцеление. К Преподобному Сергию Радонежскому обращаются с молитвами о помощи в укреплении веры, преодолении гордыни и даровании смирения. Преподобному Сергию молятся родители о вразумлении и защите детей от дурного влияния, школьники и студенты — о помощи в учении и на экзаменах. Из жития Сергия Радонежского известно, что в детстве ему тяжело давалась учеба. Со слезами отрок молился Богу о даровании книжного разумения. И однажды ему явился старец, благословил, и отрок в совершенстве познал грамоту.

«Держись!»
Но уже сегодня Свято-Сергиевский храм стал центром духовной жизни. Активно работает православное молодежное общество «Держись!», объединяющее и старшеклассников, и студентов, и работающих людей до 35 лет. Молодежь вовсю готовится к грядущим рождественским праздникам и… занимается бальными танцами.
— В ближайших планах — участие в Божественной литургии с 31 декабря на 1 января. С 3 по 5 января — слет православного молодежного актива епархии. Будем говорить о том, как общаться с людьми другой веры, нести слово Божие, — помощник настоятеля по молодежной работе Маргарита Гарпунова спешит перечислить целый список полезных дел на полгода вперед. — На Рождество, конечно, устраиваем праздник для ребятишек из Кулуевского детдома, детского онкоцентра в Челябинске и в библиотеке для слепых. Будут конкурсы с призами, игры, сценки. А в феврале у нас Сретенский бал — сейчас ходим на исторические бальные танцы. В мае — слет, посвященный 1000-летию преставления святого князя Владимира. В июле — международная трезвенческая школа-слет «Увильды-2015», в августе — миссионерский крестный ход.
Молодежное общество открыто для всех желающих. Собрания проводятся вечером, по вторникам. Чтобы новички легче вошли в коллектив, всякий раз устраиваются игры на знакомство.

Милосердие
Большую роль в жизни прихода играет волонтерское движение «Милосердие». Прихожане помогают в уборке храма, в трапезной, занимаются благотворительностью. Помогают тем, кто волею судьбы оказался в трудной ситуации. Приносят самое необходимое — одежду, продукты. Сейчас организован сбор пожертвований на покупку детских кроваток для дома ребенка
№ 2, который опекает приход храма Сергия Радонежского. Каждую пятницу с 18 часов на приходе проводятся «Уроки христианской любви». Занятия ведет помощник настоятеля по социальной работе Галина Лукина.
Особую заботу священнослужители и прихожане храма проявляют о болящих. Так, например, священники каждую неделю совершают молебны о здравии в федеральном кардиоцентре и отделении гематологии детской областной клинической больницы. Пациентам раздают просфорки и святую воду с молитвами на их принятие, при потребности — помогают подготовиться к таинствам крещения, исповеди, причастия. И это лишь малая часть социального служения.

Кафедральный собор праведного Симеона Верхотурского

Адрес: 454084, Челябинск, улица Кыштымская, д. 32.

Телефон вахтера (по просьбе звонящего может переключить на регистратуру): (351) 791 55 51.

Божественная литургия в храме совершается ежедневно (за исключением некоторых дней Великого поста). Начинается она в 08:00. По воскресеньям и праздникам совершается две литургии: ранняя в 06:00 и поздняя в 08:30. Обращаем ваше внимание, что во время Великого поста дети до 7 лет могут причаститься только в субботу и воскресенье.

Вечерние богослужения совершаются каждый день с 17:00.

Панихида с понедельника по субботу начинается в 10:00, в воскресенье – в 10:30.

Святое крещение

Крещение младенцев . С понедельника по субботу в 11:00, в воскресенье – в 11:30. Приходить в регистратуру не позднее 10:30. Оформление в день крещения. При себе нужно иметь чистое полотенце и крестильную рубашку. Пожертвование за крещение 1000 рублей. Также необходимо приобрести две свечи, свидетельство о крещении, крест (если нет своего), свидетельство о крещении. На крещении присутствует родная мама и кто-нибудь один из крестных, крещёный в Православной Церкви. Для мальчиков необходим крестный-мужчина, для девочек – женщина.

Крещение взрослых (от 14 лет). Только по воскресеньям в 12:30. В регистратуру необходимо прийти не позднее 12:00. Оформление в день крещения. Мужчинам при себе нужно иметь запасные плавки, спортивное трико, чистое полотенце, тапочки. Женщинам – быть в юбке, при себе иметь чистое полотенце, простыню, купальник, халат, тапочки. Пожертвование за крещение – 1000 рублей. Также необходимо приобрести свечу, свидетельство о крещении, крест (если нет своего), свидетельство о крещении. Крестные не требуются.

Читайте также:
Раифский монастырь в Казани: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Православная библиотека

Запись по паспорту, приглашаются все желающие. Часы работы: вторник с 10:00 до 16:00, суббота с 10:00 до 16:00, воскресенье с 10:00 до 16:00.

Социальная служба

Приходом собора организована социальная служба, которая помогает многодетным матерям, одиноким престарелым людям, а также тем, кто обратился за срочной помощью. Собор окормляет социальный дом ветеранов, детский приют «Возрождение» и детский дом-интернат №13. Если вы тоже хотите помогать людям, звоните по телефону 8 908 707 8384 (Ольга Петровна Воронкова) или пишите на электронный адрес: olga-voronkova10@mail.ru

Молебен о вразумлении заблудших

По благословению правящего архиерея каждый первый понедельник месяца в соборе совершается молебен с акафистом святителю Григорию Паламе. Любой христианин может посетить это богослужение и помолиться о своих родных и близких. Начало молебна в 13:00.

История храма

Первоначально Свято-Симеоновский храм был кладбищенским и приписным. Он не имел своего штата, службы совершали клирики находящегося поблизости Свято-Троицкого храма. Такая практика была обычной. Две другие кладбищенские церкви дореволюционного Челябинска также являлись приписными: Казанская церковь была приписана к Христорождественскому собору, Успенская – к Свято-Троицкому храму.

Кладбище в заречной части Челябинска – на возвышенности, которую позже стали называть Симеоновской горкой – появилось в 1837 году. На нем была построена деревянная часовня, которая с годами обветшала. Поэтому челябинцы обратились к епископу Оренбургскому и Уральскому Митрофану (Вицинскому) с просьбой благословить строительство небольшого кладбищенского храма. 24 января 1873 года правящий архиерей разрешил начать работы.

Освящение состоялось в 1883 году. Епископом Оренбургским и Уральским в то время был Преосвященный Вениамин (Смирнов). Однако сведений об его приезде в Челябинск ради освящения кладбищенской церкви не сохранилось: скорее всего, по благословению архиерея чин совершил какой-либо священник. Основным назначением храма было совершение заупокойных литургий, служение панихид и отпеваний. Он был однопрестольным, неотапливаемым, в достатке обеспеченным ризницей и утварью.

К моменту освящения храма кладбище на Симеоновской горке уже было официально объявлено закрытым. Местные органы власти решили, что увеличение кладбищенской территории противоречит интересам развития города.

В период строительства и освящения Свято-Симеоновского храма настоятелем Свято-Троицкого храма, к которому он был приписан, являлся священник Иоанн Петрович Днепровский (1825-1898). Именно его, следовательно, можно назвать и первым настоятелем Свято-Симеоновского храма. Отец Иоанн – выдающаяся личность, оставившая заметный след в истории Челябинска. Выпускник Уфимской семинарии, он служил в храмах Челябинского уезда с 1850 года. Много лет параллельно со священнослужением он преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях Челябинска, слыл книжником и бессребреником. В 1863 году отца Иоанна назначили настоятелем Свято-Троицкой церкви, этот пост он занимал до конца жизни.

Заметным событием стало обрушение в 1889 году колокольни Свято-Симеоновского храма. Причиной стала буря. Восстановление проходило в 1889-1890 годах под руководством крестьянина П.М. Кутырева. В ноябре 1891 года епархиальный архитектор Ф. Маркелов засвидетельствовал, что капитальный ремонт купола и колокольни «произведены прочно, правильно, из материала должного качества». Известно, что благодетелем Свято-Симеоновской церкви был П.И. Ильиных, который помогал при возведении и других храмов Челябинска. В 1896 году Пётр Иванович скончался и был с почётом похоронен за алтарем храма. Могила его сохранилась до наших дней.

Примечательный факт: когда летом 1919 года красноармейские части наступали на Челябинск, колокольня Свято-Симеоновского храма служила наблюдательным пунктом, направляющим огонь артиллерии войск Колчака. В начале 1920-х годов городские власти ликвидировали Симеоновское кладбище, убрав с могил кресты и плиты. Планировалось, что на этом месте появится парк, однако план не был осуществлён.

Когда Свято-Симеоновский храм приобрел статус отдельного прихода, не вполне ясно. Одни утверждают, что это произошло накануне революции. Другие связывают это с регистрацией в храме общины обновленцев в 1922 году. Так или иначе, храм обрел самостоятельность задолго до закрытия Свято-Троицкого храма, произошедшего в 1929 году.

Обновленческая община использовала храм 15 лет. В феврале 1937 года она объявила себя «автокефальной» и прервала отношения с обновленческой «иерархией». А в 1941 году Свято-Симеоновский храм возвратился в лоно канонической Церкви. Настоятелем стал протоиерей Сергий Ашихмин. Приход начал собирать средства, чтобы оказать помощь фронту. Письмо отца Сергия «За скорую победу над врагом» было помещено даже в известную книгу «Правда о религии в России», изданную Московской Патриархией в 1942 году.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Туле: история и адрес, описание, святыни

За годы войны прихожане Свято-Симеоновского храма собрали 696 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч, сдали серебра в изделиях 6500 граммов, золота 269 граммов.

В 1947 году Челябинская епархия обрела своего архиерея – епископа Ювеналия (Килина). Однако собором стал привокзальный храм в честь Рождества Богородицы, который власти разрешили открыть. Примечательно, что, по некоторым сведениям, когда владыка Ювеналий прибыл в Челябинск, привокзальный храм ещё не был открыт. Поэтому первоначально архиерей служил в Свято-Симеоновском храме, фактически используя его как собор, даже жил на территории храма, и лишь впоследствии кафедра оказалась в Рождество-Богородицкой церкви.

В 1940-50-х годах верующие занялись благоустройством Свято-Симеоновского храма. Здесь появились хозяйственные постройки, небольшой придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был обнесён кирпичным забором.

В конце 1950-х годов развернулись «хрущёвские гонения». В марте 1960 года Священный Синод был вынужден принять решение о передаче приходов Челябинской епархии под управление епископа Свердловского Флавиана (Дмитриюка). В июле 1960 был закрыт кафедральный собор в честь Рождества Богородицы, его причт перешёл в Свято-Симеоновский храм, который вновь оказался единственной действующей церковью города.

Перестроечное смягчение государственной политики по отношению к религии и Церкви постепенно стало отзываться и в Челябинске. В новых условиях прихожане Свято-Симеоновского храма начинают более настойчиво ходатайствовать перед облисполкомом и другими органами власти о разрешении провести реконструкцию своего храма.

В 1985 году было написано письмо, подписанное двадцатью верующими. Среди них Г.П. Замятин, М.Д. Банникова, К.А. Крамаренко, А.П. Мошнина, А.Т. Засухина и другие. Адресовано письмо было сразу нескольким официальным лицам: председателю Совета по делам религий К.М. Харчеву, председателю Челябинского облисполкома Е.Ф. Куракину, управляющему делами Патриархии митрополиту Алексию (будущему Патриарху), правящему архиерею архиепископу Свердловскому и Курганскому Мелхиседеку.

В этом документе можно найти описание стеснённых условий, в которых проходили праздники и будни тогдашнего Свято-Симеоновского храма: «Размеры единственной церкви с пристроенными тамбурами к бывшей кладбищенской часовне известны облисполкому, и также известно, что в храме размером 150 квадратных метров невозможно вместить всех желающих присутствовать при богослужении в воскресные дни и тем более в двунадесятые праздники. Люди вынуждены при любой погоде стоять в церковной ограде в течение всей службы». В этой связи верующие просили либо возвратить здание недействующего Троицкого храма, либо дать разрешение увеличить в размерах действующую Симеоновскую церковь.

28 октября 1986 года Челябинский горисполком принял решение, позволившее церковному совету Симеоновской церкви разрабатывать проект реконструкции храмового здания, 2 сентября 1987 года разрешил проведение работ в соответствии с разработанным проектом. Авторами проекта реконструкции стали архитекторы института «Челябинскгражданпроект» Алексей Геннадьевич Буров и Виктор Иванович Токарев.

Неоценимую помощь в реконструкции оказали прихожане. Работала небольшая бригада строителей, подобранная прорабом Олегом Малаховым. Им помогали добровольцы из числа прихожан. Работа шла очень быстрыми темпами, строили даже ночью. Поскольку строительные материалы были тогда дефицитным товаром, семерым прихожанам пришлось полгода проработать на кирпичном заводе, чтобы приходу разрешили купить там кирпичей.

В результате реконструкции, проведённой в 1986-1990 годах, площадь Симеоновского храма увеличилась почти в три раза. Появились северный и южный приделы, а два прежних купола были дополнены шестью новыми главками.

Достижением периода перестройки стало и создание профессионального хора. В 1985 году по благословению иерея Иоанна Иващенко (настоятеля храма) ленинградский регент Алексей Григорьев создал большой хор, состоявший из профессиональных музыкантов. В 1987 году Мариной Болеславовной Томашевич, за несколько месяцев до этого уволенной из Челябинского института культуры за пение в церкви, был создан также клирос из профессионалов. В состав клироса вошли многие участники большого хора. В августе 1987 года, накануне дня святого мученика Евпла, состоялась первая служба с участием этого клироса.

Знаменательным событием, в центре которого оказался Симеоновский храм, было празднование тысячелетнего юбилея крещения Руси в Челябинске. Московские торжества прошли в июне, в Челябинске же юбилей отмечался в июле 1988 года. В Симеоновском храме состоялись торжественные богослужения, которые возглавил специально прибывший из Свердловска архиепископ Мелхиседек (Лебедев), управлявший тогда и Челябинской епархией. После литургии в театре оперы и балета состоялось торжественное собрание с докладами и концертом, который дал большой хор Свято-Симеоновского храма под управлением В.Г. Литовки.

В 1989 году храм стал кафедральным собором. Именно тогда на челябинскую кафедру после значительного перерыва был вновь назначен правящий архиерей – епископ Георгий (Грязнов). 29 апреля 1989 года, в Великую Субботу, верующие Челябинска встречали своего нового архипастыря в Симеоновском храме. У входа епископа ожидали священнослужители, а также многочисленные прихожане во главе со старостой Виктором Максимовичем Маточкиным.

Читайте также:
Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос: история и адрес монастыря

Важнейшими событиями духовной жизни Южного Урала стали первосвятительские посещения. Святейший Патриарх Алексий II побывал в Челябинске в сентябре 2000 года, Святейший Патриарх Кирилл – в апреле 2010-го. Разумеется оба предстоятеля Русской Православной Церкви молились в Свято-Симеоновском кафедральном соборе.

В сентябре 1990 года по благословению епископа Георгия в кафедральном соборе открылась воскресная школа. Закон Божий преподавал иерей Николай Трофимов, церковное пение – певчая Наталья Дмитриевна Солодовник. Со слушателями воскресной школы часто встречался епископ Георгий (Грязнов). Несколько позже в число преподавателей вошел священник Дмитрий Алфёров и иконописец Наталья Чекотина, которая рассказывала об иконописи. Однажды взрослая группа воскресной школы даже попросила отца Дмитрия не прерывать занятия на летние каникулы – так сильна была тяга к знаниям о православной вере.

В первое десятилетие XXI века занятия по Закону Божию в воскресной школе проводил протоиерей Ярослав Иванов. Слушатели отмечали доступность изложения и пунктуальное отношение священника к занятиям. В этот период воскресная школа Свято-Симеоновского кафедрального собора стала для Челябинской епархии образцовым учебным заведением подобного рода. Слушатели делятся на три возрастные группы. Проводятся занятия не только по основам православной веры, но и по церковному пению, литургике, церковной истории. Занятия по церковнославянскому языку ведет кандидат филологических наук Валерий Эдуардович Будейко. Об иконописи рассказывает искусствовед, кандидат исторических наук Марина Павловна Шумакова.

В начале 1990-х годов при Симеоновском кафедральном соборе стали действовать пастырские курсы. Священнослужители, рукоположенные в то время, в большинстве своём прошли обучение на этих курсах. Официально они получили статус духовного училища в 1995 году. Епископ Челябинский и Златоустовский Георгий (Грязнов), бывший проректор Московской Духовной академии, преподавал догматическое богословие. Протоиерей Анатолий Мухин, выпускник Института святого Владимира в городе Харбине, вёл Священное Писание Ветхого Завета. Молодой иерей Игорь Шестаков, выпускник исторического факультета Челябинского государственного университета, обучал слушателей истории Церкви. Одногодичное Челябинское духовное училище успешно функционирует до сего дня. С годами серьёзно изменился преподавательский состав, а не раз обновлялись учебные планы. С 2011 года проректором духовного училища является иерей Евгений Мартенец, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии.

В начале XXI века при Свято-Симеоновском кафедральном соборе начал действовать молодёжный клуб «Держись!» и детско-юношеский театр «Белая птица». Отметим также, что приход кафедрального собора сыграл значительную роль в становлении Челябинской православной гимназии, которая открылась в 2002 году. Достаточно сказать, что гимназия носит имя покровителя храма святого праведного Симеона Верхотурского, а в первые годы располагалась совсем рядом с собором, на первом этаже жилого дома.

Иконописная мастерская при Свято-Симеоновском храме была образована в 1991 году. Первоначально ею руководила Н.В. Чекотина. Главным ориентиром для иконописцев стали творения московских мастеров конца XIV – начала XVI веков. Выбор данного направления был обусловлен его высочайшими духовными и художественными свойствами. Сегодня мастерская представляет собой характерное для нашего времени явление в области иконописи. Не имея преемственной связи с какой-либо школой, она развивается в русле традиции древнего московского письма с привнесением новых качественных элементов. Все иконы Симеоновского собора последних 10-15 лет выполнены в собственной иконописной мастерской, где продолжают трудиться ученики Н.В. Чекотиной.

Более десяти лет в соборе действовали золотошвейная мастерская (руководитель О.В. Шаламова) и мастерская резьбы по дереву (руководитель А.В.Коробейников). И хотя обе мастерские прекратили своё существование, они внесли определённый вклад в культуру края, в дело православного просвещения.

В конце XX – начале XXI века продолжал меняться внешний облик собора. В первой половине 1990-х, в период настоятельства протоиерея Николая Трофимова, на территории храма были снесены ветхие строения, взамен было выстроено новое трехэтажное административное здание. Фасад храма был украшен иконами, при входе в храм были установлены скульптурные барельефы «Симеон Верхотурский» и «Обретение Казанской иконы Божией Матери».

В годы настоятельства протоиерея Бориса Кривоногова (1997-2004) была весьма существенно обновлена ризница, приобретены серебряные богослужебные сосуды и напрестольное Евангелие с серебряным окладом. Соборный хор в выборе репертуара стал опираться на традиции Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Настоятель специально привёз из Москвы подходящие ноты, и регент Елена Коростина начала активно внедрять их в богослужение. Кроме того, вошло в традицию проведение рождественских ёлок с участием правящего архиерея. Организовывать их помогал профессиональный режиссёр Олег Павлович Евдак, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств.

В 2004-2005 годах по инициативе настоятеля, протоиерея Игоря Рысенко, были проведены работы по гидроизоляции фундаментов собора и прилегающих зданий, обновлены несущие конструкции колокольни. К выполнению этих работ привлекали промышленных альпинистов. Изменился внешний вид храма и храмовой территории: устроены новые цветники и газоны, альпинарии с редкими растениями. Рядом с храмом разместилась зона отдыха для прихожан, где был положен тротуар из плитняка, установлены беседки, смонтирован трёхъярусный водопад.

Читайте также:
Никольский собор в Оренбурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В последующие годы капитальному ремонту подвергся каменный забор вокруг собора, в храме были установлены небольшие динамики, благодаря которым богослужение стало слышно даже в притворе. В 2009 году в храме появился фарфоровый иконостас, сделанный в Сысерти. Это уникальное сооружение: в момент установки такие же были только в Екатеринбурге, Невьянске, Верхотурье, Новом Афоне и Риме.

В 2002-2007 годах кафедральный собор издавал журнал «Симеоновский вестник». Он выходил ежеквартально и распространялся среди прихожан. Главным редактором был иерей Ярослав Иванов. Огромную помощь в его издании приходу оказывала Татьяна Филипповна Соболева, готовившая большую часть материалов, и Анжела Викторовна Усманова, профессиональный фотограф. В 2006 году был создан сайт Свято-Симеоновского храма sobor-chel.ru. Позднее, в 2011-2014 годах, он служил официальным сайтом Челябинской епархии. Сейчас ресурс используется для размещения информации о строительстве нового челябинского собора – Рождества Христова.

В храме имеются частицы святых мощей апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, преподобного Сергия Радонежского, мученика Иоанна Русского, священомученика Сильвестра Омского, праведного Симеона Верхотурского, священномученика Константина Меркушинского, святителя Тихона Задонского.

Никольский храм (Воронеж)

Храм Николая Чудотворца — православный храм в Воронеже, памятник архитектуры.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Храм Николая Чудотворца был построен в период между 1712 и 1720 годами, и, в отличие от множества других храмов Воронежа, практически всё время использовался по своему прямому назначению. История Никольского храма восходит к началу XVII века, когда здесь, в Напрасной слободе, был поставлен деревянный храм в честь св. Димитрия Углицкого.

В Димитриевской церкви находился почитаемый чудотворный образ Николая Чудотворца. Написан он был не позднее середины XVII века; о нём сообщалось в надписи на древнем напрестольном кресте.

Эти реликвии стали единственными из сохранившихся после пожара в 1703 году, были перенесены в современную Никольскую церковь и сохранялись там ещё в начале XX века. В 1712 году на пожертвования горожан церковь была отстроена в камне и в 1720 году освящена в честь Святителя Николая. По своей композиции она чрезвычайно близка к построенной в те же годы церкви Иоанна Воина в Москве.

Пожар 1748 года вновь повредил Никольский храм: сгорела кровля купола и трапезной, в интерьере огонь истребил иконы, ризницу и святые престолы. Прихожане сразу же взялись за восстановление храма, и уже в сентябре 1749 года епископ Феофилакт (Губанов) освятил придельный алтарь во имя великомученика Димитрия Солунского в трапезной. В 1768 году вокруг храма была устроена каменная ограда. В 1788 году в главном храме был обновлён иконостас и расписаны стены, в 1816-1819 годах подобные работы были проведены в Димитриевском приделе. В XVII и XVIII веках храм был одним из самых богатых в городе. В 1830 году купец Алексей Самуилович Мещеряков устроил в храме придел в честь своего митрополита Алексия, освящённый 27 сентября 1831 года. В 1831 году, во время эпидемии холеры, прославилась особо чтимая Толгской иконы Божией Матери, икону носили по улицам и домам горожан. В 1836 году на деньги купцов Лялиных в храме в честь этой иконы был сооружён правый придел. Придел разместили на месте Димитриевского, который был отнесен влево, для чего пробили капитальную стену. В 1839 году те же купцы Ляпины пожертвовали средства на очередное обновление главного иконостаса; в 1864 году была переписана настенная живопись. Последний перед революцией ремонт был проведён в 1900 году: обрели новый вид иконостасы и фрески, во всём храме появилось водяное отопление.

В 1920-х годах Никольский храм становится оплотом обновленцев. В 1930-х годах ряд священников храма был репрессирован. В 1940 году храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны были разрушены два яруса колокольни, сгорела кровля трапезной и покрытие купола. Война заставила власти пересмотреть своё отношение к Русской православной церкви. 5 февраля 1942 года храм вернули церкви. В 1943-1949 годах Свято-Никольский храм – единственный действующий в городе, становится кафедральным собором. В период оккупации правого берега Воронежа, с июля 1942 по январь 1943 года, храм не действовал. Первый послевоенный архиепископ Воронежский и Острогожский Иона (1866-1945) покоится сейчас за алтарём храма. К концу 1940-х годов в Воронеже открылись Казанский и Покровский собор, к последнему перешёл статус собора.

Читайте также:
Шмелев Иван Сергеевич: биография и жизнь, творчество и труды

В 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, храм был заново расписан внутри, но сохранились и иконы XIX века. В 1996 году художником К.Д. Ясиновским была исполнена мозаичная надвратная икона, а в 2005 году на колокольне появилась мозаичная икона св. Николая Воронежского художника Чурюмова. В июне 2001 года, по благословению Мефодия, митрополита Воронежского и Липецкого, храм был освящен в честь Толгской иконы Божией Матери и состоялось первое богослужение.

Современное состояние [ править ]

При храме действуют:

  • Воскресная школа
  • Приют для детей-сирот
  • Военно-патриотический клуб
  • Издательство
  • Девичий хор
  • Молодежный хор

Святыни [ править ]

В Свято-Никольском храме находятся следующие святыни:

  • храмовая икона с частицей мощей св. Николая Угодника;
  • икона с частицей св.мощей прп. Евфросинии Суздальской;
  • икона с частицей мощей св. Феофана Затворника;
  • икона Божией Матери “Скоропослушница” писанная на святой горе Афон;
  • икона св.мучениц Веры Надежды Любови и матери их Софии (чтимая);
  • ковчег со св. мощами угодников Божиих.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, г.Воронеж, ул.Таранченко д.19(а)

Email: nikola19-a©mail.ru, simonovata.hram©rambler.ru, snkosmachev@yandex.ru

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений:

Службы совершаются ежедневно.

В будничные дни с понедельника – по субботу утром – 8.00, вечером – 17.00.

Богослужения в воскресные и праздничные дни совершаются по особому расписанию.

На воскресные и двунадесятые, и родительские субботы – две Божественные Литургии – 6.30 и 9.00.

По понедельникам вечернее богослужение с чтением Акафиста в честь иконы Б.М.”Неупиваемая Чаша”.

По средам также богослужение с чтением Акафиста святителю Николаю, Чудотворцу, покровителю нашего храма(перед его образом с частицей св.мощей) – среда, 16.00

Свято-Никольский храм в Воронеже

Жители Воронежа гордятся и почитают древнейшую святыню православия 17 века. Свято-Никольский храм в Воронеже — уникальной структуры архитектурное строение, привлекающее христиан и гостей города древними святыми и великолепными постройками.

Небольшая предыстория

Более 300 лет тому назад Напрасную слободу, расположенную около Речки Воронец, украсила деревянная церковь Димитрия Угличского. Появление самозванцев после смерти царевича, претендовавших на престол под именем Дмитрия, вызвало волнения и смуты среди населения, требовало вмешательства высших сил.

Другие храмы Воронежа:

Священники в храмах молились за упокой души царевича и сообщали, что его святые мощи хранятся в московском храме. В честь царевича Димитрия стали писать иконы и возводиться храмы, так появилась и воронежская церковь.

Интересно! Святой образ Николая Чудотворца был главной святыней Димитровской святыни, до начала 20 столетия прихожане поклонялись и второй святыне — иконе Димитрия Угличского, пока обе святыни не были утеряны.

Пожар 1703 года уничтожил воронежскую Димитровскую церковь, и до 18 столетия святое место пустовало.

История строительства храма

В начале 18 столетия в Воронеже возникла острая необходимость в духовном центре, в 1712 году был заложен каменный храм неподалеку от места расположения сгоревшей Димитровской церкви. Новое здание возводилось на пожертвования жителей города и окрестных населенных пунктов.

Освящение церкви святого Николая Угодника состоялось в 1720 году, придел был освящен в честь Дмитрия Солунского.

Сильный пожар 1748 года уничтожил все деревянные постройки Немецкой слободы, повредил церковную кровлю, огонь уничтожил часть икон, святых престолов и ризницу.

В 1749 году по благословению епископа Феофилакта прихожане начали восстановление святыни, освящение придела Димитрия Солунского состоялось к концу того же года.

Читайте также о православии:

За шесть лет восстановительные работы были закончены, на храмовой территории появилась новая колокольня. К концу восемнадцатого века Никольский приход является самым богатым в городе, в 1768 году вокруг него возвышается каменная ограда. 20 лет длилось восстановление иконостаса, и шла роспись стен, отсутствие средств на время приостановило реставрацию, но к 1819 году Никольский храм вновь засиял.

Мор от холеры, накрывшей город летом 1831 года, уничтожил шестую часть горожан. Священники Никольского собора обходили город крестным ходом, неся перед ним Толгскую икону Богородицы, многие горожане получили тогда исцеление.

В 1831 году состоялось освящение нового придела в честь святого Алексия, Патриарха Московского и всея Руси, построенного на средства купца Алексея Мещерякова.

В благодарность за спасение города на средства купцов Ардалиона и Африкана Ляпиных в 1836 году был возведен и освящен придел Толгской иконы Божьей Матери.

1900 год начался ремонтом в Никольском приходе, обновлением иконостасов и фресок.

Период войн и испытаний

Не успели люди отойти от русско-японской войны, как грянул октябрь 1917 года, часть прихожан ушли за раскольниками, среди церквей Воронежа началась смута, возрождению традиционного православия в Воронеже поспособствовало назначение епископа Владимира (Шимковича) главой Воронежской кафедры.

Читайте также:
Свято-Иоанновский женский монастырь на Карповке: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

В результате гонений и репрессий многие священники в 20-30 годы были расстреляны или сосланы в ссылку, сам приход окончательно был закрыт в 1940 году.

Во время войны тысячи христиан поставили свои подписи с просьбой открыть православную святыню, в начале весны 1942 года храм Николая Мирликийского был вновь открыт для богослужений.

Под покровительством настоятеля протоиерея Павла Беляева совершались постоянные моления за победу и воинов, после массовых бомбежек город был оставлен русскими.

Несмотря на оккупацию гитлеровцами, храмовые богослужения продолжались. Священнику Алексию Кесаревскому удалось уберечь от разграбления храмовые ценности:

  • антиминс;
  • Евангелие;
  • служебник;
  • крест;
  • требник;
  • святое миро.

В январе 1943 года советские войска вошли в город, Никольская церковь, служившая наблюдательным пунктом для немцев, сильно пострадала, но чудом был спасен святой образ Николая Чудотворца.

Как только Воронежская область к лету 1943 года была полностью освобождена от немецких оккупантов, в Никольском храме Воронежа начались богослужения.

Благотворительная работа церковной общественности по помощи армии и оккупированным районам не осталась незамеченной советскими властями. Митрополиты Сергий, Алексий и Николай были удостоены встречи со Сталиным.

Интересно! В 1944 году Никольский храм получает статус кафедрального собора под руководством владыки Ионы.

После разрешения советскими властями колокольного звона, на соборе Николая Мирликийского установили новые колокола.

Восстановительный период

Празднование тысячелетия Крещения Руси стало новым толчком в реставрации воронежской святыни.

К 1988 году ведутся работы по восстановлению и созданию святых образов. Художник к 1996 году заканчивает мозаичную надвратную икону, в 2005 году художник Чурюмов создает новый шедевр — святой мозаичный образ святителя Николая.

Капитальный ремонт, начавшийся в 2016 году, планируется завершить в 2020 году, когда будет отмечаться 300-летие Никольской церкви.

Святыни

Основной святыней кафедрального собора является древняя икона Николая Мирликийская, хранящая частички мощей святого.

Прихожане, паломники могут помолиться у икон с частицами мощей святых:

  • пророка Иоанна Крестителя;
  • преподобной Евфросинии Суздальской;
  • святого Феофана затворника;
  • великомученицы Варвары;
  • мученика Петра;
  • целителя Пантелеимона и других.

Всегда людно у чудотворной иконы Богородицы «Скоропослушница» и Ковчега, хранящего частицы Древа Креста Господнего.

В помощь паломникам

Престольный праздник кафедральный Никольский собор Воронежа отмечает дважды в году — весной, 22 мая, и зимой — 19 декабря.

Расписание богослужений на выходные и праздничные дни следует уточнять на церковном сайте, в будние дни собор открыт с 8.00 до 17.00.

На вечерних богослужениях в 16.00 читаются Акафисты, в понедельник — в честь святого образа Богородицы «Неупиваемая чаша», среда — святителю Николаю Мирликийскому.

Адрес Свято-Никольского храма: Воронеж, улица Таранченко, д. 19-А

Церковь Николая Чудотворца в Воронеже

Автобус Ост. «Воронежский Государственный Университет», №№ 27, 5а, 27а, 64, 69т, 80
Троллейбус Ост. «Воронежский Государственный Университет», №№ 7, 8

Церковь Николая Чудотворца в Воронеже отличается от других храмов России тем, что была и построена за относительно короткий период времени (каменный вариант — с 1712 по 1720 год), и ее не коснулись перипетии XX века. В ней не было клубов, производственных цехов и прочих объектов, не имеющих отношения к религии. В церкви за исключение коротких перерывов, все время шли службы.

Начало храму было положено в начале XVII века возведением деревянной церкви. Святым нового храма стал Димитрий Углицкий. Главной святыней стал чудотворная икона Николая Чудотворца, особо почитаемая прихожанами. Как показывают эксперты, написание образа относится к середине XVII века.

В 1703 году вспыхнувшее пламя поглотило все здание со всем убранством. Чудом уцелел только образ Чудотворца. Икону пришлось перенести в Никольскую церковь, отстроенную уже в камне. Там образ и находился вплоть до начала XX века. Горожанами и прихожанами был начат сбор средств на новую, теперь уже из камня, церковь, закладка которой состоялась, как уже было сказано, в 1712 году. Окончено возведение было в 1720 году. Тогда же состоялось освящение. Святым церкви стал Святитель Николай. Как рассказывают знатоки и эксперты, по внешнему виду новая церковь стала схожа с церковью Иоанна Воина, освященной в Москве в тот же период времени.

Образ Николая Чудотворца пережил и еще один пожар, теперь уже 1748 года. Здание сильно пострадало, обгорели в частности покрытие купола и крыша трапезной. Повредил огонь и внутреннее убранство, в том числе иконостас. Восстановление храма велось на пожертвования верующих и достаточно быстро. Сентябрь 1749 года был ознаменован тем, что состоялось освящение придельного алтаря. Его святым стал великомученик Димитрий Солунский. Проводил освящение епископ Феофилакт (в миру Губанов).

Строительные и ремонтные работы продолжались. В конце 1760-х годов появилась ограда из камня вокруг всего здания. 1788 год принес обновление иконостаса. Тогда же стены были покрыты росписью. В 1816–1819 годах изменения коснулись и придела Дмитрия Солунского. Его стены были покрыты красивейшей росписью.

Читайте также:
Иларион Алфеев - биография священника, личная жизнь, где служит, труды и книги

Усилия и пожертвования верующих привели к тому, что храм стал богатейшим в Воронеже и епархии. На пожертвования купца Алексея Самуиловича Мещерякова в церкви был открыт еще один придел. Его освящение состоялось в честь митрополита Алексия и проводилось 27 сентября 1831 года.

Среди святынь церкви стоит отдельно упомянуть Толгскую икону Божией Матери. Ей приписывают избавление города от холерной эпидемии в 1831 году. Икону по особому распоряжению вынесли из церкви, богослужения совершались прямо на улицах города и в домах прихожан. Сила веры в икону была столь сильна, что купцы Лялины на свои деньги в 1836 году построили специально для нее новый придел в церкви. Для этого пришлось перенести Димитриевский придел влево. Сооружение нового придела потребовало значительной перестройки здания, в частности, пришлось пробивать наружные стены из камня. На этом пожертвования купцов Лялиных не закончились. На их деньги в 1839 году было произведено полное обновление главного иконостаса, в 1864 году были выделены деньги на переписывание настенной живописи.

На этом обновления не закончились. 1900 год стал последним, когда были заменены и обновлены иконы на главном иконостасе и настенная роспись. Помимо этого, храм стал отапливаемым.

Перипетии XX века стали губительны для церкви. Сначала в ней в 1920-х годах обосновались обновленцы или «живоцерковники». Идеологией «хозяев» было сотрудничество с новой властью и отказ от всех догм и правил Православной Церкви. Не обошла храм и волна репрессий, охвативших страну в 1930-х годах. Службы в церкви прекратились в 1940 году. Великая Отечественная война нанесла сильный урон зданию. Сильно пострадала колокольня, потерявшая несколько ярусов под бомбежками. Также сгорели кровля купола и трапезной. Но, как ни странно, военные действия пошли церкви на пользу — ее вернули прихожанам. Состоялось это событие 5 февраля 1942 года. Церковь оставалась единственной действующей в Воронеже в период с 1943 по 1949 годы. К ней же перешли функции кафедрального собора. Службы не проводились только в небольшой период с июля 1942 по январь 1943 года, когда правый берег города находился под оккупацией. В церкви же, за алтарем был упокоен и Иона, живший с 1866 года по 1945 год и бывший первым послевоенным Воронежским и Острогожским архиепископом. 1949 был годом, когда церковь потеряла статус кафедрального собора. Произошло это после открытия Казанской и Покровской церквей. Покровская церковь и стала кафедральным собором.

Свято-Никольский храм в Воронеже: читаем по пунктам

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной ; проверки требуют 15 правок.

Храм Николая Чудотворца — православный храм в Воронеже.

Никольская церковь в XVII-XVIII веках

История храма связана с далеким XVII столетием. Там, где сегодня возвышается Никольская церковь в Воронеже, находилась небольшая церквушка. Ее возвели в честь Угличского царевича Дмитрия. Местность называлась Напрасной слободой, так как в округе хоронили казенных преступников и тюремных заключенных.

Примечательной особенностью деревянной церквушки являлось то, что в ней находился чудотворный образ Святителя Николая. Образ стал считаться чудодейственным после того как чудом уцелел в страшном пожаре, произошедшем в 1703 году. Как признание силы святого образа в начале XVIII века приняли решение возвести в этом месте храм из камня. Пожертвования были собраны в кратчайшее время. Быстро было произведено и строительство, завершившееся в 1712 г., а уже в 1820 г. воронежский храм был освящен именем Святого Николая Чудотворца.

Общий вид города и Никольская церковь, старое фото

Так случилось, что церковь Николая Чудотворца пострадала от пламени повторно. Бедствие произошло в 1748 году. В этот раз пламя нанесло большой урон внутреннему интерьеру. Также сгорела кровля. Было уничтожено многое, но прихожане, которые с благоговением относились к святому месту, смогли быстро восстановить храм. И в 1749 году он был снова освящен. Для того чтобы защитить храм от вандалов, которые часто раскапывали захоронения на старом церковном кладбище, вокруг него возвели каменную ограду. А в 1888 году был полностью обновлен иконостас.

Небольшая предыстория

Более 300 лет тому назад Напрасную слободу, расположенную около Речки Воронец, украсила деревянная церковь Димитрия Угличского. Появление самозванцев после смерти царевича, претендовавших на престол под именем Дмитрия, вызвало волнения и смуты среди населения, требовало вмешательства высших сил.

Священники в храмах молились за упокой души царевича и сообщали, что его святые мощи хранятся в московском храме. В честь царевича Димитрия стали писать иконы и возводиться храмы, так появилась и воронежская церковь.

Читайте также:
Спасо-Влахернский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Интересно! Святой образ Николая Чудотворца был главной святыней Димитровской святыни, до начала 20 столетия прихожане поклонялись и второй святыне — иконе Димитрия Угличского, пока обе святыни не были утеряны.

Пожар 1703 года уничтожил воронежскую Димитровскую церковь, и до 18 столетия святое место пустовало.

Храм в эпоху социализма

В период становления власти Советов в 20-х годах в церковном здании обосновались обновленцы. Они считали себя верующими людьми, но при этом вводили определенные новшества, направленные на демократизацию и модернизацию богослужений. В тридцатые годы репрессии коснулись многих священников, а в 1940 году храм был и вовсе закрыт. После этого в городе не осталось действующих церквей.

Во время Великой Отечественной войны отношение к религии советской власти смягчилось. Руководители государства поняли, насколько важно поддержать людей в трудные времена. Во многих городах снова были открыты храмы, где люди могли возносить молитвы за победу и сохранение жизни своим близким на полях сражения.

Церковь Николая Чудотворца в довоенный период и в 1942 г.

В 1942 г. открыл двери для прихожан и храм Николая Чудотворца в Воронеже. Но в период оккупации службы в нем не проводились. После освобождения города от фашистских захватчиков Свято-никольский храм в период 1943-1945 г. был единственным работающим храмом и считался кафедральным собором. Первым архиепископом после войны стал уважаемый горожанами Иона Воронежский и Острогожский. Он после смерти был захоронен в храме за алтарем.

Интерьер Никольской церкви в послевоенный период, 1948 г.

Во время боевых действий церковь пострадала не критично, поэтому ее смогли быстро восстановить. Верхние ярусы высокой колокольни, по которым фашисты вели прицельный огонь, были восстановлены архитектором Борисом Зотовым. Старожилы утверждают, что церковь даже во время страшных бомбежек служила защитой. В ее подвалах прятались местные жители. И действительно, не было зафиксировано ни одного прямого попадания снаряда в храм.

Вид на Свято-Никольский храм, фото второй половины XX в.

В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, внутренний интерьер Никольской церкви заново расписали, но при этом были сохранены все достопримечательности XIX века.

В Никольском храме располагаются следующие святыни:

  • икона с частицей мощей св. Николая Угодника;
  • икона с частицей мощей св. Иоанна Крестителя;
  • икона с частицей св.мощей прп. Евфросинии Суздальской;
  • икона с частицей чудотворной лозы прп. Стефана Неманич;
  • икона с частицей мощей св. великомученика Пантелеимона;
  • икона с частицей мощей св. Феофана Затворника;
  • икона Божией Матери «Скоропослушница»;
  • икона с частицей мощей великомученицы Варвары;
  • икона с частицей мощей священномученика Петра (Зверева);
  • икона с частицей мощей св. Иоанна Русского;
  • ковчег с частицей Древа Животворящего Креста Господня и частицами мощей святых.

Никольская церковь и Воронежское водохранилище, 1990 г.

Чудесные исцеления

Свято-Никольский храм в Воронеже прославился многими чудесами. Одно из преданий гласит, что когда в 1831 году началась эпидемии холеры, известной местной купчихе был дан знак свыше. Он предписывал ей спасти людей от страшной напасти. Она заказала в храме молебен, а затем образ Толгской Божьей Матери был пронесен с молитвами по городу. Как результат, болезнь пошла на спад, и многим удалось избежать заражения, те же, кто уже болел, в скором времени выздоровели.

Вид на Никольскую церковь, дореволюционная открытка

Современное состояние

При храме действуют:

  • Воскресная школа
  • Приют для детей-сирот
  • Военно-патриотический клуб
  • Издательство
  • Девичий хор
  • Молодежный хор

Фотографии

Период войн и испытаний

Не успели люди отойти от русско-японской войны, как грянул октябрь 1917 года, часть прихожан ушли за раскольниками, среди церквей Воронежа началась смута, возрождению традиционного православия в Воронеже поспособствовало назначение епископа Владимира (Шимковича) главой Воронежской кафедры.

В результате гонений и репрессий многие священники в 20-30 годы были расстреляны или сосланы в ссылку, сам приход окончательно был закрыт в 1940 году.

Никольский храм с разрушенной колокольней (1942 год)

Во время войны тысячи христиан поставили свои подписи с просьбой открыть православную святыню, в начале весны 1942 года храм Николая Мирликийского был вновь открыт для богослужений.

Под покровительством настоятеля протоиерея Павла Беляева совершались постоянные моления за победу и воинов, после массовых бомбежек город был оставлен русскими.

Несмотря на оккупацию гитлеровцами, храмовые богослужения продолжались. Священнику Алексию Кесаревскому удалось уберечь от разграбления храмовые ценности:

  • антиминс;
  • Евангелие;
  • служебник;
  • крест;
  • требник;
  • святое миро.

В январе 1943 года советские войска вошли в город, Никольская церковь, служившая наблюдательным пунктом для немцев, сильно пострадала, но чудом был спасен святой образ Николая Чудотворца.

Читайте также:
Владимирский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Как только Воронежская область к лету 1943 года была полностью освобождена от немецких оккупантов, в Никольском храме Воронежа начались богослужения.

Благотворительная работа церковной общественности по помощи армии и оккупированным районам не осталась незамеченной советскими властями. Митрополиты Сергий, Алексий и Николай были удостоены встречи со Сталиным.

Интересно! В 1944 году Никольский храм получает статус кафедрального собора под руководством владыки Ионы.

После разрешения советскими властями колокольного звона, на соборе Николая Мирликийского установили новые колокола.

Святыни

В Свято-Никольском храме находятся следующие святыни:

  • храмовая икона с частицей мощей св. Николая Угодника;
  • икона с частицей мощей св. Иоанна Крестителя;
  • икона с частицей св.мощей прп. Евфросинии Суздальской;
  • икона с частицей чудотворной лозы прп. Стефана Неманич;
  • икона с частицей мощей св. великомученика Пантелеимона;
  • икона с частицей мощей св. Феофана Затворника;
  • икона Божией Матери «Скоропослушница» писанная на святой горе Афон;
  • икона с частицей мощей великомученицы Варвары;
  • икона с частицей мощей священномученика Петра (Зверева);
  • икона с частицей мощей св. Иоанна Русского;
  • ковчег с частицей Древа Животворящего Креста Господня и частицами мощей святых.

Реконструкция Свято-Никольского храма

Мозаичная икона на колокольне Никольского храма

Сегодня церковь украшает красивейшая мозаичная надвратная икона, которая была создана в 1996 году. Мозаичные иконы также появились на колокольне.

Свято-Никольский храм в Воронеже сегодня

В настоящее время в храме проводится масштабная реконструкция, которая была начата 2016 году. Ее планируется закончить в 2020 году. Несмотря на проводимые работы, ежедневные богослужения не отменялись. При церкви функционирует Воскресная школа и клуб «Православные богатыри». В непосредственной близости открыт новый корпус духовной семинарии.

Никольский храм после реставрации

Этот храм с древней историей посещает множество прихожан. Воронежцы по-прежнему любят свою «намоленную» церковь, которая прославилась чудесами, спасавшими жителей от многих бед и напастей.

Автор: Нина Павлушина

Восстановительный период

Празднование тысячелетия Крещения Руси стало новым толчком в реставрации воронежской святыни.

К 1988 году ведутся работы по восстановлению и созданию святых образов. Художник к 1996 году заканчивает мозаичную надвратную икону, в 2005 году художник Чурюмов создает новый шедевр — святой мозаичный образ святителя Николая.

Храмовая мозаичная икона на воротах церкви Николая Чудотворца

Капитальный ремонт, начавшийся в 2016 году, планируется завершить в 2020 году, когда будет отмечаться 300-летие Никольской церкви.

Дополнительная информация

Полное название: Свято-Никольский храм города Воронежа

Дата основания: 1720 г.
Дата закрытия: 1940 г.
Дата открытия: 1942 г.

Статус: Объект культурного наследия федерального значения

Архитектурный стиль: барокко

Адрес: Воронеж, ул. Таранченко, 19А

Географические координаты: 51.659571, 39.212559

Храм Николая Чудотворца (Воронеж), как добраться:

Ближайшие остановки общественного транспорта:

  • Остановка «Адмиралтейская площадь» на ул. Софьи Перовской
  • Остановка «ВГУ» на Университетской площади

Открыто: ежедневно 7:00–19:00

Расписание богослужений в Свято-Никольском храме: здесь

Как добраться

Адрес: Россия, г.Воронеж, ул.Таранченко д.19(а)

Телефон: 8(4732)

Паломнику

Расписание богослужений:

Службы совершаются ежедневно.

В будничные дни с понедельника — по субботу утром – 8.00, вечером – 17.00.

Богослужения в воскресные и праздничные дни совершаются по особому расписанию.

На воскресные и двунадесятые, и родительские субботы – две Божественные Литургии – 6.30 и 9.00.

По понедельникам вечернее богослужение с чтением Акафиста в честь иконы Б.М.»Неупиваемая Чаша».

По средам также богослужение с чтением Акафиста святителю Николаю, Чудотворцу, покровителю нашего храма(перед его образом с частицей св.мощей) — среда, 16.00

Легенды Воронежа. «Намоленная» Никольская церковь

Легенды Воронежа. «Намоленная» Никольская церковь

Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – Свято-Никольский храм на улице Таранченко. Самый древний приходской храм Воронежа считается и самым «намоленным». Среди воронежцев ходят легенды, что во время эпидемии ХIХ века он защитил жителей от холеры, а в годы Великой Отечественной войны – от снарядов.

Место, где сейчас стоит Никольский храм, – одно из первых заселенных и застроенных в Воронеже. Оно было известно как Напрасная слобода и возникло почти одновременно с крепостью Воронеж. Происхождение названия историки не могут объяснить до сих пор. По основной версии, в слободе хоронили погибших «напрасной» смертью людей – казненных или тяжелобольных. Напрасная слобода и храм, возведенный на ее территории в 1614-1615 годах, упоминаются в первом из сохранившихся описаний Воронежа.

«Да за острогом же в Напрасной слободе церковь поставлена нова во имя царевича Дмитрия Углетцкого, другой престол преподобного отца Михаила Малеина, древяна клецки, а строенье та церковь попа Матвея Афанасьева, а строил государевым деньгам, под ту церковь по государеве грамоте церковные земли во все стороны по 50 сажень».

Читайте также:
Татарстанская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

Григорий Кириевский «Дозорная книга», 1615 год

Никольский храм – единственный за всю историю Воронежа, который построен за государственный счет. Для недавно воцарившихся Романовых это был вопрос политический. В Смутное время воронежцы, как и жители других пограничных земель, приняли сторону Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Новая власть причислила царевича Дмитрия к лику святых и в приграничной крепости Воронеж построила церковь в его честь, чтобы дать понять: царевич мертв, и вопрос закрыт.

Владимир Размустов

Деревянный храм Дмитрия Углицкого сгорел при большом пожаре 1703 года. Вскоре на месте сгоревшего прихожане начали возводить каменный храм, который назвали в честь Николая Чудотворца. Верующие помнили, что у Димитровского храма главной почитаемой иконой был образ Чудотворца Николы. К тому же пожар уничтожил в воронежской крепости церковь в честь этого святого. Два утерянных храма решили объединить под общим названием.

Мастера из Ярославской губернии строили новое каменное здание с 1712 по 1720 годы. Начали одни, закончили другие: в 1718 году договор заключили с мастером Кириллом Астафьевым и его сыном. Для Воронежа это уникальный случай – имена большинства строителей церквей неизвестны.

По мнению краеведов, Никольскую церковь вполне мог видеть Петр I. Строительство храма закончилось в 1720 году, а император последний раз был в Воронеже в 1724 году.

Храм – третье по возрасту среди сохранившихся каменных зданий Воронежа – после колокольни Акатова монастыря (1647) и Успенского храма (1702-1703). Среди приходских, не относящихся к монастырям храмов Никольский – самый старый.

Уникальна архитектура здания. Особенность в том, что колокольня стоит отдельно от церкви.

Территория Никольского храма обнесена каменным забором – это тоже редкость. Ограду возвели в 1768 году, чтобы защитить территорию от местных жителей, которые добывали тут песок и иногда раскапывали старые могилы на бывшем церковном кладбище. Высокая ограда защищала покой усопших от вандалов.

Никольская церковь прославилась чудесами. Самая известная история связана с купчихой Дьяковой. В 1831 году в Воронеже свирепствовала холера, и Дьякова получила «знак», как спасти людей. По просьбе женщины в храме отслужили молебен перед Толгской иконой Божьей Матери и иконой преподобного Кассиана. Затем Толгский образ пронесли по улице. По легенде, в домах, вокруг которых прошли с иконой, никто не заразился холерой и не умер.

В предвоенные годы Никольский храм был последней работающей церковью города. Власти закрыли его в 1940 году, но уже в феврале 1942 года, понимая важность религии в такие трудные времена, разрешили проводить в храме службы. Возобновили работу церкви и фашистские захватчики. Под предлогом борьбы с коммунизмом они разрешали открывать храмы и молиться. В оккупированном Воронеже Никольская церковь начала работу в июле 1942 года, а уже в августе всем жителям приказали покинуть город.

Советская власть вернула храм верующим в 1943 году. В январе 1944 года именно его настоятелю протоиерею Алексею Образцову разрешили провести крестный ход в честь Крещения.

Разрушительные для Воронежа годы войны Никольская церковь пережила с минимальными потерями. Старожилы утверждают, что даже в дни страшных бомбежек в нее не попал ни один снаряд. На территории храма и в его подвалах пряталось множество людей.

На первых послевоенных фотографиях видно, что здание почти полностью сохранилось. И это несмотря на то, что по высоким колокольням храмов прицельный огонь велся в первую очередь. Многие церкви были разрушены именно в 1942 году. В Никольском храме пострадали лишь два верхних яруса колокольни, которые впоследствии восстановили в прежнем виде под руководством архитектора Бориса Зотова.

В послевоенные годы Никольская церковь была одним из двух храмов правобережья, наряду с Покровским, в которых разрешалось вести службы. Поэтому сюда приходили верующие почти со всего Воронежа.

– Получается, что почти за 296 лет своего существования Никольский храм не работал лишь около трех лет. Это рекорд для Воронежа, ведь остальные церкви были закрыты в советские годы. Неудивительно, что среди верующих воронежцев он считается самым «намоленным», – рассказал Владимир Размустов.

Сегодня в Свято-Никольской церкви работают одна из самых крупных в Воронеже воскресных школ, благотворительный склад вещей, столовая для бесплатных завтраков. Рядом с храмом в 2014 году открыли новый корпус духовной семинарии. На богослужения сюда приходит много людей. Воронежцы по-прежнему любят свою «намоленную» церковь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: