Храм Сергия Радонежского в Крапивниках: описание и адрес храма, история и святыни, расписание богослужений, как добраться

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках Москва

Содержание:

Судьба храма Сергия Радонежского в Крапивниках складывалась подчас драматично. Во время эпидемии 1771 года он лишился и священника, и значительной части прихожан, после разорения 1812 года церковь, бесприходную, приписали к другому храму, а в 1883 году отдали Константинопольскому Патриархату под устройство подворья. Важно при этом заметить, что церковь была уникальной в своем роде. Других приходских храмов с главным престолом во имя преподобного Сергия Радонежского в Москве той поры не обреталось.

По документам храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (или же «в Крапивках») известен с 1625 года, в первые десятилетия своего существования он был деревянным. В 1677 году старая церковь сгорела, расчистив, таким образом, место под постройку каменного храма, который и начали возводить в 1678 году скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.

Каменная церковь преподобного Сергия, выстроенная в конце 1670-х годов, была изначально очень мала, так что здание потребовалось расширить, вследствие работ середины XVIII века Сергиевский храм приобрел вид, близкий к современному: с севера он прирос приделом, посвященным святителю Николаю, над главным четвериком возвысился второй ярус. В это же время появилась и возрожденная ныне колокольня.

После революции Церковь преподобного Сергия оставалась действующей. В 1922 году из нее изъяли ценности. Закрыт он был только в 1938 году, едва ли не последним из московских храмов, обреченных закрытию. После этого его, как водится, обезобразили — обезглавили и наполовину разобрали колокольню. В здании церкви разместился цех №2 Первого московского завода коньков, производившего собственно коньки и лыжные крепления.

Архитектура храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Основной объем храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках возводился накануне эпохи нарышкинского барокко. Строители его не гнались за изысканностью, а имели в виду лишь добротность. Спустя некоторое время к храму пристроили трапезную и южный придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. По оси «восток — запад» придел оказался короче основного четверика, что должно было сообщать зданию известную неуклюжесть.

В середине XVIII века храм существенно видоизменился, приобретя черты, знакомые нам по сегодняшним фотографиям. Придел святителя Николая, устроенный с севера, несколько уравновесил общую композицию, а восьмерик (иногда его называют четвериком со скошенными углами, что даже более справедливо), поставленный над основным объемом, придал ей определенное сродство с малыми храмами Высоко-Петровского монастыря — Пахомиевским и Толгским. Причем с храмом Толгской иконы Божией Матери Сергиевскую церковь в большей степени роднит некая камерность, а с Пахомиевским — именно решение второго яруса, хотя и здесь о разительном сходстве говорить не приходится: Пахомиевский храм увенчан «равномерным» восьмериком, каждая грань которого изначально имела окно.

Имени архитектора, производившего перестройку церкви прп. Сергия, мы не знаем, однако можно предположить, что к ней приложил руку зодчий из круга Д.В. Ухтомского, в ту пору — главного архитектора Москвы, Д.В. Ухтомский известен как мастер елизаветинского барокко. Сергиевская церковь, конечно, не имеет в своем оформлении достаточно черт, позволяющих с первого взгляда определить ее как «елизаветинскую», но это говорит скорее о том, что архитектор, перестраивавший ее, сумел проявить и такт, и чувство меры. А барочные черты ее «четверик со скошенными углами», несомненно, несет.

Храм Сергия Радонежского внутри

К сожалению, до закрытия храма Сергия Радонежского никому не пришло в голову сфотографировать или зарисовать интерьеры. Поэтому «лучше один раз увидеть» в данном случае не получится. Да и «сто раз услышать» — тоже. Описания тогдашнего храмового убранства довольно скупы. Например, архимандрит Серафим, автор брошюры «Церковь преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца» (1884), сообщает, что в главном приделе иконостас был пятиярусный, с четырьмя иконами в местном ряду, одетыми медными посеребренными ризами. В приделах были двухъярусные иконостасы, в переходе между главным храмом и Никольским приделами помещалась старинная икона Явления Божией Матери преподобному Сергию «в сребропозлащенной ризе», а в трапезной висели пять больших древних икон — Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного, Божией Матери «Утоли моя печали», Казанская и Балыкинская.

Читайте также:
Даниловский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Оформлять интерьеры после возвращения храма Церкви пришлось заново. Лидия Владимировна Каледа так вспоминала о том, как выглядел храм внутри в 1991 году: «Иконостаса толком не было, и все собирали по крошечкам. Отец Глеб Каледа нес туда из дома все, что можно, так что все те полотенца, которыми обустраивался наш храм, были отнесены туда». Полотенца и пикейные одеяла с прикрепленными к ним иконами заменяли алтарную преграду.

Естественно, в подобных условиях заботились о том, чтобы храм внутри выглядел хоть сколько-нибудь пристойно. Не до жиру, быть бы живу. Поэтому к церковному искусству в подлинном смысле слова принадлежит лишь убранство бывшего Никольского, а ныне Серафимовского придела, относящееся уже к самому недавнему времени. Росписи алтарной части придела выполнены Ириной Зарон, алтарная преграда — Сергеем Антоновым. Чета мастеров, известная своими работами для храмов, создала по-настоящему достойный, благородный ансамбль, в котором фресковая живопись, укорененная в древнерусской традиции (как тут не вспомнить о росписях Дионисия в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря, тем более что и там присутствует композиция «О Тебе радуется», помещенная Ириной Зарон в конхе алтарной апсиды Серафимовского придела), органично сочетается с резными иконами, отсылающими к творениям старых мастеров-кресторезов. Преграда в достаточной степени «прозрачна» и пропускает взгляд рядового, не вхожего в алтарь богомольца к росписям.

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Храм преподобного Сергия является подворьем Патриарха Московского и всея Руси.

Расписание богослужений:

В воскресные дни литургия совершается в 9:30 (исповедь — в 8:30), накануне всенощное бдение в 17:00.

Контакты

  • Адрес: 127051, Россия, Москва, Крапивенский пер., д. 4, стр. 2
  • Телефон: +7 (495) 623-47-80
  • Сайт храма: www.krapivniki.ru

Как добраться самостоятельно:

От станции метро «Чеховская» — пешком по Страстному, затем по Петровскому бульвару. Можно воспользоваться также троллейбусами №№15 и 31 (остановка — «Трубная площадь»). От станции «Цветной бульвар» — по Цветному бульвару до Трубной площади (на ней, кстати, тоже есть выход одноименной станции метрополитена), перейти Петровский бульвар, повернуть направо. Первый переулок, отходящий от бульвара, — и есть Крапивенский.

vladimirdar

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире.


Всего 23 фото

Скажу, не сильно преувеличив, что этот Храм во имя преподобного Сергия Радонежского является особенным для Москвы и каким-то трогательно-чутким. Он совсем не большой и взгляд человека, интересующегося историей родного города, сразу же останавливается на нем, а в душе появляется какое-то спонтанное чу́вственное ощущение тепла и тихой радости. Храм был, возможно когда-то, устроен чаяниями местных артелей серебряных дел мастеров, находился в глубине слободы и принимал совсем не много молящихся из местной округи. Тем, наверное, он и ценен, поскольку ощущение индивидуальных личностей прихожан не растворились в большом количестве молящихся с течением Времени. Здесь воистину возможно ощутить дух Старой Москвы, что несет их личные чувства и переживания.

Все это, конечно, субъективно, но именно эти ощущения лично я улавливаю, когда уж в который раз смотрю на этот храм. Более того, некоторое время я работал в здании Константинопольского подворья, что находится во дворе этой церкви, и из окна моего офиса достаточно долго был виден купол этого древнейшего храма Старой Москвы. Наверное, только ради этого стоило провести это время здесь, в таком чувственном окружающем контексте центра старого города. Далее под катом история этой необычной московской церкви, чудом уцелевшей в неумолимом горниле времени, о некрополе князей Ухтомских, немного о чудотворном Кийском кресте, что хранится сейчас здесь и некоторые мои ощущения о храме.

Определение «на Петровке у Трубы» указывает на расположение храма в переулке между Петровкой и Трубной площадью. А о происхождении названия «в Крапивниках» (или «в Крапивках») мнения разнятся. Чаще всего говорят о том, что здешняя местность была изобильна крапивой. Есть и другие версии: «Еще один переулок в этих местах – Крапивенский. Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии наиболее заметного домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 г. упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, – возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка»
03.

Читайте также:
Никитский храм в Калуге: описание и адрес церкви, святыни и мощи с Афона, иконы, как доехать

Сегодняшний адрес храма: Москва, Крапивенский переулок, дом 4, строение 2.
04.

В издании «Московский Некрополь» (1907–1908), составленном В.И. Саитовым и Б.Л. Модзалевским, указывается, что в XVI–XVIII веках в церкви Сергия на Трубе погребались князья Ухтомские. До сих пор под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Ухтомских Сергиевского храма чудом сохранился.
06.

Это также чудом уцелевшие надгробные плиты от старого церковного кладбища. Надгробные плиты и памятники находятся с северной стороны церкви. По моим предположениям, вот это желтая невысокое сооружение, на втором плане, и является входом-доступом в усыпальницу Ухтомских, расположенную в южной части храма, под юго-западным углом трапезной.
08.

В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает «Строельная книга» 1657 года. В ней же написано: «Церковь Сергия Чудотворца деревянная, что у Трубы, а мерою под церковью земли и кладбища в длину 23 сажени, а в другую сторону 17 саженей без трети, поперек 18 сажен без получетверти (примерно 50 х 40 м), и то кладбище тесно, порозжей земли нет… И по Государеву указу к церкви Сергия Чудотворца, что у Трубы, для утеснения старого кладбища взята вновь под кладбище порозжая церковная земля, что перед поповым и дьяконовым двором. Да под новое ж кладбище взято из попова из Игнатьева да из дьяконова Борисова дворов из длинников по пяти сажен из двора на поперечнике через все их дворы. И всего того новоочистного кладбища и с порозжей землей вдоль подле старого кладбища осьмнадцать сажен без получетверти, поперек от старого кладбища семь сажен с третью. И по Государеву указу старое кладбище огорожено заборами наглухо в вышину в полтретья аршина, а новоочистное кладбище… огорожено изредка надолбами».
09.

Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов. 20 сентября 1749 года, следует указ Московской Синодальной конторы «церкви Сергия Чудотворца на Трубе священнику Семену Иванову с приходскими людьми о постройке вместо оной ветхой церкви каменной настоящей церкви с двумя приделами». Очевидно, это самая крупная переделка в истории храма преподобного Сергия в Крапивниках. После нее он приобрел планировку, близкую к современной: основной четверик надстроили вторым ярусом, а с северной стороны появился Никольский придел. Тогда же, очевидно, возвели и колокольню.
10.

13.

Церковь Сергия Чудотворца в Крапивках близ Петровскаго бульвара. 1881 год.
Источник

Второй ярус колокольни – равногранный восьмерик, в каждой грани которого пробито по арке, несколько выступающей из плоскости стены и завершенной замковым камнем. Нижняя часть каждой стены восьмерика оформлена плоской прямоугольной филенкой, верхняя часть над аркой – плоской фигурной филенкой, доходящей до карниза. Стыки стен восьмерика оформлены угловыми пилястрами, на которых лежит сложный многопрофильный карниз.

К началу 1880-х годов в Москве не осталось приписных церквей. В 1883 году перестал быть приписным и Сергиевский храм: указом Александра III от 15 ноября 1883 года его передали Константинопольскому Патриархату для устройства подворья. Церковь принял по описи архимандрит Серафим (Скорули). Церковь перешла во владение подворья вместе с прилегавшим земельным участком. Участок не был застроен, и 11 июня 1885 года архимандрит Серафим обратился к епархиальному начальству с просьбой о разрешении увеличить придел во имя Иоанна Предтечи и Московское Археологическое, обследовав храм, постановило «все требуемые постройки и перестройки разрешить».
14.

Одновременно с расширением придела началось строительство комплекса жилых домов вокруг храма. Часть помещений в них предназначалась для служителей подворья, часть – для сдачи внаем. На фасаде, обращенном к северной стене храма, сохранились каменные памятные доски с надписями по-гречески и по-русски: «В царствование Александра III было открыто подворье при Вселенском Патриархе Иоакиме III, в лето 1883 года. Здания сего Константинопольского подворья воздвигались в Патриаршество Дионисия V, при первом настоятеле его архимандрите Серафиме, в 1887–1892 годах. Постройки исполнены архитектором С. К. Родионовым». Строительством жилых домов подворья был создан единый гармоничный архитектурный комплекс с церковью прп. Сергия Радонежского.
15.

Читайте также:
Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1920-е годы XX века Сергиевская церковь как памятник старины состояла на учете в Музейном отделе Наркомпроса. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм оставался действующим довольно долго. В 1920–1930-е годы его настоятелем являлся архимандрит Василий (Димопуло). В 1922 году из храма преподобного Сергия изъяли ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками.

В 1934 году архимандрит Василий умер, но храм действовал еще несколько лет и 5 февраля 1938 года Мособлисполком постановил церковь закрыть, переоборудовать и организовать в нем районный дом пионеров. После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде – дверь. В здании храма разместился цех № 2 Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления. В 1984 году искусствовед Н. В. Галактионова подготовила проект реставрации Сергиевской церкви.

Вот в каком удручающем состоянии была эта церковь к началу 80-х годов прошлого века.
17.

В 1991 году храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный престол преподобного Сергия чином малого освящения. 15 января 1998 года благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, бывший Никольский придел во имя преподобного Серафима Саровского.

Кстати, усыпальница князей Ухтомских, о которой я уже упоминал, расположена в юго-западном углу трапезной. Это как раз в правой части кадра (фото ниже). Видимого доступа в нее в этом месте и изнутри храма нет. Никаких сведений об этом и архитектурные планы церкви мне найти не удалось. Позволю себе предположить, что проникнуть в подвалы храма, в том числе и в эту усыпальницу, возможно через невысокое сооружение к у северной его стены, – как раз с той стороны, где находятся пристенные погребальные и надгробные плиты .

Вход в храм с Крапивенского переулка.
20.

А это реликвия храма – знаменитый “Кийский крест” из кипариса с частицами мощей более 300 святых, заказанный в 1650-х гг. Патриархом Никоном в Иерусалиме для Крестного монастыря на Кий-острове, что недалеко от Архангельска (изготовлен в размер Креста Господня). В 1930-х гг. Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, затем был перевезен в Москву и хранился в запасниках Государственного Исторического музея (говорят нашли его где-то под лестницей). В 1991 г. Кийский Крест Патриарха Никона передан в храм преподобного Сергия Радонежского.
21.

Храм тихий, камерный и уютный. Странно, вроде бы за безбожное время энергетика храма должна была бы исчезнуть, но по субъективным ощущениям, этого не произошло. Храм наполнен тихой радостью, иначе и более просто не могу сказать. Явно сто́ит сюда сходить, чтобы почувствовать все это.
22.

23.

Именно об этом храме очень хотелось рассказать тепло и неформально. Хоть это и церковно-религиозное сооружение, но именно в таких местах чувствуешь “дыхание Старой Москвы”.

С.К. Романюк. Из истории московских переулков (1988).
Официальный сайт Храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм великомученика Георгия Победоносца (Сургут)

Мiръ Россия Тюменская область Сургут Храм великомученика Георгия Победоносца (Сургут)

Храм великомученика Георгия Победоносца в Сургуте был построен на средства предприятия “СибПромСтрой” и освящен патриархом Кириллом 21 сентября 2013 года. При церкви открыт “Центр помощи семье и детям” и приют для женщин, попавших в кризисную ситуацию.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Ссылки

История [ править ]

В 2009 году группа компаний «Сибпромстрой», во главе с генеральным директором Сторожуком Николаем Каллиниковичем, выступила с инициативой о строительстве в городе Сургуте нового храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Выбор святого покровителя храма был не случайным, еще с начала 90-х годов святой Георгий Победоносец является покровителем компании и его образ присутствует на логотипе.

Читайте также:
Покровский собор в Самаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

27 июня 2010 года место под строительство храма освятил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. По православной традиции на месте будущего строительства был освящен закладной камень и поставлен крест, после чего начало строительства было отложено более чем на год.

30 мая 2011 года из состава Тобольско-Тюменской епархии была выделена новая, самостоятельная Ханты-Мансийская епархия. Новый епископ, владыка Павел, после встречи с руководством компании «Сибпромстрой» принял решение о необходимости создания прихода будущего храма.

16 сентября 2011 года указом №7 управляющего Ханты-Мансийской епархии епископом Павлом (Фокиным), настоятелем прихода в честь вмч. Георгия Победоносца был назначен штатный священник храма Преображения Господня, старший преподаватель кафедры истории России СурГУ иерей Антоний Исаков. 12 октября 2011 года приход храма Георгия Победоносца города Сургута был зарегистрирован в Минюсте. Необходимо отметить, что для строительства храма не создавался попечительский совет, все затраты на возведение комплекса взяла на себя группа компаний «Сибпромстрой».

Начался процесс согласования и разработки проектной документации храма и подготовка строительной площадки, для чего необходимо было расселить и снести 4 балка (ветхое здание). К середине декабря все подготовительные работы были закончены.

26 декабря 2011 года после молебна была забита первая свая в основание храма. К концу января 2012 года все 276 свай были забиты в основание храма, а к началу марта полностью залит и перекрыт цокольный технический этаж. 10 марта 2012 года, после молебна, генеральным директором компании застройщика в основание угла был положен первый кирпич. Далее храм стал расти «как на дрожжах».

6 мая 2012 года на день памяти святого вмч. Георгия Победоносца в притворе храма был отслужен первый молебен с акафистом, а уже 15 октября на храм были установлены купола. Весь осеннее-зимний сезон внутри молебного зала шли отделочные работы. В начале осени руководством компании – инвестора было принято решение о увеличении земельного участка и строительстве малого крестильного храма в честь святителя Каллиника, патриарха Константинопольского, а также строительстве Дома причта, Центра социальной помощи семье и детям в кризисной ситуации с приютом, детского городка и сургутской резиденции правящего архиерея. Для осуществления этих задач было расселено еще семь балков, семь семей получило благоустроенные квартиры.

К сентябрю 2013 года храм в честь великомученика Георгия Победоносца был практически полностью достроен, оставались незначительные отделочные работы на верхних ярусах колокольни. Полностью окончены работы на малом крестильном храме.

15 сентября малый-крестильный храм комплекса был освящен великим чином епископом Ханты-Мансийским и Сургутским Павлом, за богослужением клирик Прихода диакон Виталий Коваленко был рукоположен в сан иерея.

21 сентября чин Великого освящения храма Георгия Победоносца возглавил святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Сегодня заканчивается отделка Дома причта с приютом, благоустроена территория храмового комплекса.

Современное состояние [ править ]

Основой приходской жизни храма в честь великомученика Георгия Победоносца являются богослужения, проводимые в соответствии с расписанием на текущий месяц.

Также в храме ведутся и другие формы приходской работы:

СУББОТНИКИ стали одной из самых интересных форм организации приходской работы, которая приносит не только серьезную пользу по благоустройству храма и прилегающей территории, но и объединяет прихожан храма, создавая благоприятную среду для их знакомства и общения.

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА в настоящее время готовится принять своих первых учеников.

СЛУЖБА ПРИХОДСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ храма в дни выходных и праздников помогает тем, кто впервые пришел в храм, предоставляя информацию и отвечая на вопросы.

ШКОЛА ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ помогает певчим церковного хора повысить качество чтения и пения на богослужениях.

ДВИЖЕНИЕ В ЗАЩИТУ ЖИЗНИ объединяет добровольцев, которые стремятся снизить в Российском обществе количество младенцев, загубленных матерями в своих утробах.

Святыни [ править ]

Большинство икон храма находятся в ИКОНОСТАСЕ.

Наиболее доступны для почитания аналойные иконы:

  • Икона великомученика Георгия Победоносца
  • Икона Пресвятой Богородицы «Помощница в родах»
  • Икона вмч. Георгия Победоносца и святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона прп. Серафима Саровского
Читайте также:
Храм Иоанна Предтечи в Калуге: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, святыни

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 628400, ХМАО-Югра, г. Сургут ул. Университетская, 12 (напротив дома № 21)

Неподалеку и в прямой видимости от зданий Университета, ОАО «Газпром», ОАО «Тюменьэнерго».

В навигаторе можно задать: Сургут ул. Университетская, либо координаты: 61°14’53.00″С и 73°25’42.00″В

Проезд: Чтобы добраться на общественном транспорте, необходимо следовать маршрутами 5, 5А, 10, 12, 14А, 19, 24, 34, 35, 40, 69, 96 до остановки «Музейный центр», затем обойти здание ГИБДД и прилегающую к нему территорию слева, двигаться через микрорайон до ул. Университетской.

Телефон: +7 (3462) 940-201 (приемная настоятеля), +7 (3462) 940-202 (церковная лавка)

Паломнику [ править ]

Ежедневно, с 10:00 до 18:00, в храме есть священник, с которым можно поговорить по вопросам духовной жизни.

Для беседы со священником необходимо обратиться к дежурной по храму.

Расписание богослужений смотрите на сайте храма.

Георгиевский храм в Сургуте

История меценатства на Руси знает примеры, когда довольно знатные люди выделяли огромные средства на строительство церквей, часто считая при этом, что таким образом снимают с себя хотя бы часть грехов. Пример такого меценатства Храм Георгия Победоносца в городе Сургуте, построенный в 2013 году.

История постройки

Храм Георгия Победоносца в Сургуте — образец современного храмового строительства. Эта церковь — важный объект для города:

  • во-первых, Сургут — относительно молодой город, население которого постепенно растет;
  • во-вторых, именно в этом месте отсутствовала церковь как центр духовной жизни для многих людей.

Впервые о строительстве храма в Сургуте заговорили еще в начале 90-х годов XX века, связана эта страница из жизни города с известной в те года строительной фирмой «Сибпромстрой», покровителем которой был выбран святой Георгий. По словам генерального директора компании — Николая Сторожука, решение о том, что храм должен быть построен именно в Сургуте не было спонтанным. Ведь если рассмотреть стратегическое расположение города, то он в Ханты-Мансийском округе занимает важное положение.

Возведение церкви

Строительство Георгиевского храма было начато в 2010 году и завершено в 2013. По церковной традиции еще до начала строительства место постройки храма всегда освещают и 27 июня 2010 года на месте будущей церкви Георгия Победоносца был опущен закладной камень и установлен крест.

Другие храмы в честь великомученика Георгия:

Однако, несмотря на готовность к застройке и хорошее обеспечение строительными материалами, решение о начале строительства было решено отложить до 2011 года. Причина такого положения дел одна — именно в 2011 году в Ханты-Мансийском автономном округе должна была появиться церковная епархия, без которой само существование довольно большого храма было невозможным.

И вот после урегулирования некоторых вопросов с документацией 26 декабря 2011 года стройка Георгиевского храма была начата, а торжественная служба и освящение храма прошли летом 2013 года. Таким образом, собор Георгия Победоносца был воздвигнут всего за полтора года, что является своего рода рекордом в храмовом строительстве.

Описание

В архитектурном стиле весь храмовый комплекс представляет собой уникальный архитектурный проект, не похожий ни на одну имеющуюся храмовую или монастырскую территорию. Специалисты «Сибпромстроя» взяли за основу стиль Новгородского храма Святой Софии, ориентируясь на то, что храм должен быть четырехстолповым и пятикупольным.

Интересно! По размерам Георгиевский храм довольно большой и может вместить до 800 человек.

Современное состояние

Храмовый комплекс Георгиевского собора входит несколько объектов:

  • сам храм в честь святого Георгия Победоносца;
  • далее — малый храм, где проходит Таинство крещения;
  • социальный центр помощи людям, попавшим в тяжелую ситуацию;
  • административное здание Ханты-Мансийской епархии.

Все объекты выполнены в едином архитектурном стиле. Территория храма довольна большая, потому ее благоустройство продолжается по сей день. Многие прихожане активно участвуют в субботниках, организованных волонтерами молодежной организации храма. В ближайшее время будет закончен ремонт в недавно построенном приюте, предназначенном для женщин, попавших в кризисную ситуацию.

Деятельность прихода

На сегодняшний день в храме великомученика Георгия Победоносца помимо богослужений работает несколько направлений деятельности. Так для детей верующих родителей открыта воскресная школа, тем, кто интересуется хоровым пением и духовными песнями по душе придутся занятия в школе церковного пения.

Читайте также:
Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Большое внимание в церкви уделяется молодому поколению. Последние несколько лет активную работу ведет региональная молодежная организация «Югра молодая православная», в поле деятельности которой входит как социальная деятельность, так и духовная.

Святыни

В соответствие с сибирскими иконографическими традициями, иконостас Георгиевского храма представлен иконами святого Николая Чудотворца и святого князя Владимира, являющимися одними из главных святынь церкви. Интересно, что имена святых и имена двух главных строителей храма — Николая Сторожука и Владимира Кожаева совпадают.

Кроме того, одной из святынь храма Георгия Победоносца является икона святителя Нектария — архиепископа Тобольского и его святые мощи.

Престольные праздники

Главный престольный праздник храма связан с именем Георгия Победоносца, проходит он 23 апреля, в день мученической смерти святого. Также ежегодно отмечаются дни почитания святителя Нектария — 15 января и 28 мая.

Как добраться

Георгиевский храм находится в Сургуте по адресу: улица Университетская, дом 12.

Добраться до храма можно на автобусах 5, 10, 12, 19, 24, 34, 35 и 96, которые следуют до остановки «Музейный центр».

Мариинский храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца и его батюшка

Сегодня сложно представить панораму Мариинского пруда без храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца, так органично он вписался в окружающий ландшафт. Эта многоглавая деревянная церковь со встроенной колокольней была возведена по образцу храмов Кижей. Со дня ее открытия жизнь села начала понемногу меняться.

Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца

Деревянные храмы — явление не самое распространенное. Мариинская церковь была построена из дерева по рекомендации епархии, в память о закрытой в 1934 году, а затем сгоревшей церкви во имя святого Николая.

Панорама Мариинского пруда

Строительство храма продолжалось в течение 3-х лет на частные пожертвования, в числе благотворителей — Игорь Черноголов. Строители не спешили и старались работать на совесть. Использовали вымороженный, более прочный, лес, а для куполов специально везли осину с севера. Примечательно, что купола возводили по старой технологии, в основе которой лежит принцип защелкивания. Такая конструкция фиксируется за счет самих дощечек-чешуек, без гвоздей.

Идея назвать Мариинский храм в честь Георгия Победоносца пришла не сразу. Председатель приходского совета Михаил Валерьевич Щукин рассказывает, что выбор подвижника сделал Господь. Было это так: первым делом за советом он обратился к владыке Викентию (архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому с 1999 по 2011 годы), и тот успокоил его словами: «Господь сам подскажет». И, действительно, во время поездки на святую гору Афон, у источника, Михаил Валерьевич непроизвольно взял в руки какой-то предмет, оказавшийся иконой святого Георгия Победоносца. То был образ, находящийся в монастыре Ксенофонт. Тогда владыка Викентий сказал: «Вот Господь и подал знак».

Михаил Щукин (слева) и Игорь Черноголов (в центре) на строительстве храма

Освещал Мариинский храм митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Это событие произошло 21 мая 2013 года. На освещение отовсюду приехали гости. Была здесь и делегация из афонского монастыря Ксенофонт, возглавляемая наместником архимандритом Алексием. В торжественной обстановке архимандрит Алексий передал в дар Мариинскому храму икону святого Георгия Победоносца (Целителя), написанную с древней иконы, уцелевшей в огне иконоборцев IX веке и сегодня хранящейся в монастыре. Так в Мариинске оказалась единственная в России икона, написанная с лика святого великомученика из афонского монастыря.

Игорь Черноголов и архимандрит Алексий

Настоятель храма иерей Игорь Куланин

С начала строительства храма в 2011году, по благословению владыки Викентия, в нем служит отец Игорь. Он живет в Мариинске и активно вовлечен в дела прихода. Например, здесь действует воскресная школа, в которой учатся не только дети, но и взрослые.

Отец Игорь рассказывает, что сейчас его ученики изучают историю христианской церкви, прошли литургику (дисциплину, посвященную церковному богослужению) и другие интересные предметы. Из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, воскресная школа не может работать так, как хотелось бы, но все же приход готовится к Рождеству.

Рождество в 2021 году

Читайте также:
Переславский Горицкий Успенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Трапезная

В 2017 году в Мариинске вблизи храма открылась трапезная. Это деревянное сооружение из оцилиндрованного бревна диаметром 32 см в старорусском стиле. В трапезной проходят занятия воскресной школы, а также мастер-классы по рукоделию и различным ремеслам. Проект «Мариинские избы» устраивает в трапезной праздники и, по предварительной договоренности, организовывает питание для своих гостей. Все продукты качественные и свежие — с местной фермы. Во время поста можно заказать постное меню.

Трапезная

Мариинский храм как центр притяжения

С открытием храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца, в Мариинск стали приезжать гости из городов России и зарубежья. Дважды здесь побывали монахи из афонского Ксенофонта — они приезжали на освещение храма и во время путешествия мощей Георгия Победоносца по России.

Дважды в Мариинске проходил Международный слет трезвости, спикерами которого были священники из Екатеринбурга, Москвы и других городов. Здесь выступали протоиерей Андрей Ткачев и протоиерей Григорий Григорьев, а число участников достигало 700 человек.

Зимой и летом в селе проходит слет православных следопытов.

Мариинск рад гостям. На Новый год, каникулы и Рождество «Мариинские избы» готовят праздничные программы, узнать о которых вы можете на сайте и в соцсетях проекта.

Рождество в 2021 году

мариинские-избы.com
Instagram mariinskie_izbi
VK mariinskie
Тел. +7 (912) 045-50-50

Автор: Екатерина Артемьева
Фото: проект «Мариинские избы» и храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца

По образу и подобию

Читать «Новости Югры» в

Патриарх Кирилл рекомендует сургутский приход св. Георгия Победоносца в качестве типового образца для всех епархий РПЦ

Подготовка архитектурного проекта – дело недешевое. Особенно для объектов, создаваемых на века, к которым на протяжении тысячелетий в первую очередь относятся культовые сооружения. На Руси это здания православных церквей и храмовые комплексы в целом. В дореволюционной России существовало пять-шесть типовых проектов православных храмов, рекомендованных Церковью для строительства в регионах. Современная РПЦ решила вернуться к этой практике. Сургутский храмовый комплекс св. Георгия Победоносца, построенный компанией «Сибпромстрой», в ближайшее время должен стать одним из таких образцов. По заданию патриарха храм и его застройщик, являющийся к тому же и основным благотворителем прихода, собирают необходимую документацию для того, чтобы наработками смогли воспользоваться и другие регионы. Кстати, в Подмосковье пожелание главы РПЦ – построить комплекс по образцу сургутского – уже исполняется. Там возводится брат-близнец нашего храма.

Подход со знанием дела
У сургутского проекта преимуществ множество. И чисто технологических, снижающих объем затрат на собственно строительство. И в плане архитектурных решений – проект более удобен и вместителен по сравнению со своими аналогами той же площади. Но главное – это функциональное наполнение храмового комплекса, позволяющее священнослужителям помогать своим прихожанам не только словом, но и делом, как это происходит в приходе Святого Георгия. Этот дом удобен не для самого батюшки. Он удобен для социального служения Церкви.
Обет построить этот храм и посвятить его именно Георгию Победоносцу руководители компании «Сибпромстрой» дали еще в начале девяностых годов, но на какое-то время выполнение данного Богу обещания было отложено. 30 мая 2011 года произошло основание Ханты-Мансийской и Сургутской епархии – выделение ее из Тобольско-Тюменской. И с подачи руководителя новой структуры епископа (сегодня – митрополита) Павла (Фокина) возведению храма Георгия Победоносца было дано новое дыхание.
Примерно в это же время перспективному священнику Антонию (Исакову) было сделано два предложения – возглавить один из существующих приходов или создать новый, с нуля. Исаков выбрал второй вариант.
– Хотелось самому участвовать в строительстве, чтобы реализовать идеи, которые возникли еще в период служения в Преображенском храме и преподавания в Сургутском госуниверситете, – пояснил отец Антоний свой выбор.
Сам регистрировал приход как юридическое лицо, сам освящал первую из 276 свай. «Жил» на стройке, а по окончании строительства поселился на территории прихода со всей семьей: один из этажей Дома причта, входящего в состав храмового комплекса, используется как служебное жилье для сотрудников прихода, в нем проживают три семейства.

Отец Антоний (Исаков):
«Большая проблема священников – очень мало времени остается на собственную семью. А когда ты бесконечно полностью даришь себя всем, кроме самых дорогих людей, за которых тоже несешь ответственность перед Богом, – жену и детей, может случиться внутреннее перегорание. Поселившись при храме, в служебной квартире, мы отчасти решили эту проблему. Семьи рядом»

Заботиться настоятелю, как несложно догадаться, приходится не только о душах прихожан, но и о состоянии всего храмового комплекса площадью три гектара, в состав которого входят два храма – основной (Георгия Победоносца) и крестильный (святителя Калинника), Дом причта с отдельной трапезной, церковной лавкой, административно-хозяйственными помещениями, служебным жильем для сотрудников, воскресной школой.
– Под воскресную школу у нас выделен целый этаж, оборудованный по всем нормам и правилам. Она рассчитана на 110-120 учеников, – уточняет настоятель прихода.
И здесь же – в правом модуле – расположен Центр помощи семье и детям с приютом для женщин, попавших в сложную жизненную ситуацию. Для них, кстати, тут же оборудована швейная мастерская, работа в которой обеспечивает постоялицам хотя и сравнительно небольшой, но гарантированный доход.
Цена жизни

Читайте также:
Вознесенский собор в Новочеркасске: история и описание, адрес, праздники и святыни

Центр помощи семье и детям – совместный проект РПЦ и государства. Приход св. Георгия реализует его совместно с социальной службой.
– Кроме того, у нас заключены соглашения с детскими поликлиниками. Дети находятся под регулярным врачебным контролем, для многих вновь поступивших в Центр рекомендации доктора – необходимость, – поясняет настоятель.
В год на содержание Центра уходит минимум 4,5 млн рублей. Сюда включены затраты на проживание и питание постояльцев, коммунальные услуги.
Есть еще и конкретная адресная помощь.
– Мы же помогаем не только тем, кто здесь живет. У нас на попечении от тридцати до шестидесяти семей, – уточняет Исаков. – А тех, кому помогаем не конкретно деньгами, а вещами, еще больше.
В прошлом году таких затрат набралось на 8 млн рублей (с учетом вышеуказанных затрат). Большую часть – 70-80 процентов – выделил Сибпромстрой, остальное пожертвовали градообразующие предприятия – нефтяники, газовики, энергетики. Полмиллиона рублей смог выделить сам приход.

Проект храма Георгия Победоносца – компиляция двух архитектурных разработок. В его основе лежат проект действующего Никольского храма на ул. Щепеткина и дипломная работа главного архитектора Сургута, директора департамента архитектуры и градостроительства Алексея Фокеева. Окончательный вариант проекта принадлежит специалистам проектного института компании «Сибпромстрой». Архитектурные решения средней части храма (трапезной) и колокольни переработаны полностью, спроектированы заново. За счет чего полезная площадь стала больше, чем у Никольского храма, проект которого изобилует лестницами. В проекте храма св. Георгия их стало меньше – только необходимое по требованиям противопожарной безопасности, из боковых частей их «увели» в колокольню. Это изменение увеличило вместимость помещения на сто человек! Отказ от внутренних перегородок на гостевом балконе и балконе-библиотеке тоже увеличил полезную площадь: на них можно разместить по 50-70 человек. По большим праздникам это удобные и любимые места мамочек с детьми: на балконах установлены скамейки, службу можно слушать сидя

Но главное достижение – это результаты работы движения «За жизнь», задача которого – помочь женщине отказаться от аборта. Фонд, созданный активистами из числа выросших представителей Молодежного православного движения, организованного Антонием Исаковым еще в период преподавания в СурГУ, в Сургуте существует пять лет, в прошлом году проект приобрел региональный статус. Благодаря поддержке волонтеров и Центра – и моральной, и материальной – только в Сургуте смогли появиться на свет около 800 новорожденных, еще 550 – в других муниципалитетах региона, примкнувших к движению.
– Это очень дорогого стоит. Хотя я недавно посчитал, арифметика проста: сложил все затраты, включая миллион на памятник нерожденным младенцам, сумму разделил на 1350, примерное количество детей, чьих мам мы уберегли от непоправимого шага. В результате получилось 11 111 рублей. Всего! Даже если рассматривать вопрос только с материальной точки зрения, цифра говорит о том, что этой проблемой просто необходимо продолжать заниматься, – подсчитал протоирей.
К празднику – во всей красе

Читайте также:
Московский Преображенский храм в Тушино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Для тех прихожан, кто ходят на богослужения только по большим праздникам, новое внутреннее убранство храма Георгия Победоносца станет своего рода культурно-эстетическим открытием: роспись основных помещений прихода завершена.
Этот процесс длится год и один месяц. На сегодняшний день закончены работы в алтаре, центральной и трапезной (средней) частях храма, расписывается вход в церковь – внутренняя часть под колокольней (паперть) – и будет расписываться гостевой библиотечный балкон, который находится на втором этаже и формирует внутреннее пространство храма.
О росписи задумались еще на этапе строительства. Поэтому и поверхность для этого вида отделки готовили сразу, что несколько удорожило саму стройку, но сэкономило время и средства в дальнейшем.
Окончательное решение – пора начинать расписывать храм – приняли в 2014 году, когда здание храма дало основную осадку. Работу доверили томичам – реставрационной компании «Базальт».
– Решение было рискованным. В то время состояние экономики в стране в области курса рубля по отношению к валюте было очень нестабильным. А курс валют в росписи очень значим: на сегодняшний день все материалы, которые в ней применяются, производятся за рубежом, в частности – в Германии, – уточнил настоятель. – Импортозамещение возможно только в сусальном золоте, его в России тоже изготавливают.
Договор и первую авансовую проплату сделали в конце 2014 года, благодаря чему весь необходимый материал для росписи, прежде всего – краски и пигменты, удалось приобрести по ценам 2012-2013 годов.
Что изобразить и как – это был отдельный вопрос. Особенностью росписи сургутского храма св. Георгия является то, что все фрески, по сути, объединены единым сюжетом.
– С храмовой архитектурой и росписью каждый священник знакомится еще в семинарии. Поэтому у настоятеля собственное видение, как храм должен выглядеть, как правило, есть. Но основные предложения поступают от иконописца. И от этих предложений трудно отказаться – они профессиональные. Идеи формируются в результате аналогичной работы, проделанной в огромном количестве храмов, и не только России, но и зарубежья, – поясняет настоятель.
Кстати, реставраторы из Томска расписывали в том числе и Кафедральный собор Ханты-Мансийска.

Формирование земельного участка под будущий комплекс началось с благого дела – переселения людей из балков. Территория в 1,2 га, выделенная администрацией, была с обременением, на участке находились четыре постройки, ожидавшие сноса. Но в них проживали семьи. Их необходимо было переселить, что застройщик и сделал. А потом на стройку потянулись соседи, жители оставшихся ветхих строений: «А как же мы?». Компания, оценив свои возможности, решила снести еще семь балков и дать людям благоустроенное жилье. В результате новоселье отметили 11 семей, а храмовый комплекс увеличил площадь участка до трех гектаров

– Мы воочию могли видеть, как преобразился этот храм. Единственное, что мы поменяли, – это стиль росписи. Если в Ханты-Мансийске использовался сербско-византийский стиль, мягкий, отчасти даже пастельный, то для храма Георгия Победоносца решили использовать византийский стиль, он более строгий. Что, собственно, и подобает храму, посвященному воину, – считает Исаков. – Полностью закончить работы, в том числе – и по наружному украшению стен мозаиками из смальты мы планируем к 15 июля, – уточнил отец Антоний. – Это будут две большие мозаичные иконы на алтарной части здания, мозаичные иконы над боковыми входами в храм Георгия Победоносца и над центральным входом в храм Святителя Калинника – крестильный храм нашего прихода.
Сегодня на обычную воскресную службу в храм Георгия Победоносца приходят около 500 человек. На ночное пасхальное богослужение, которое состоится уже в это воскресенье, настоятель ожидает не менее трех тысяч человек: около 1200 прихожан смогут находиться в самом храме, остальные – на территории, где будет организована трансляция главного богослужения года. Ну а в течение Светлого дня храм посетят еще не менее 20 тысяч верующих.

Собор Святого Георгия (Патриархат) в Стамбуле

Собор Святого Георгия Победоносца – православная церковь в Стамбуле, административный центр Константинопольской православной церкви и резиденция патриарха Константинопольского с 1601 года. Является действующим храмом.

  • Время работы: ежедневно, 08:00 – 17:00
  • Официальный сайт:www.patriarchate.org
  • Адрес: Rum Patrikliği, Dr. Sadık Ahmet Cad. No. 19, 34083 Fatih-İstanbul, TURKEY
  • Телефон:+90 212 531 96 70
Читайте также:
Московский Преображенский храм в Тушино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Церковь находится в районе Стамбула Фатах на европейской стороне города. Ее часто называют также Патриархатом или Патриаршей церковью, поскольку здесь находится резиденция патриарха.

Собор Святого Георгия на карте Стамбула

История

До того, как патриарх Матфей II (1598-1601) избрал собор Святого Георгия местом для своей резиденции, здесь был монастырь для православных монахинь.

Церковь пережила несколько реставраций, в том числе после пожаров в 1720 и 1738 годах.

В 1821 году здесь был повешен патриарх Григорий V за подстрекательство греков к восстанию в начале войны за независимость. В память о нем главный вход в здание патриархии закрыт до сих пор.

В 1980-х годах появились новые административные здания.

В начале 1990-х годов при Патриархе Варфоломее собор был отремонтирован и украшен.

Святыни Собора святого Георгия

В церкви много реликвий более раннего периода, чем дата ее постройки. Подробно с расположением святынь в храме можно ознакомиться на схеме.

Обозначения на схеме:

  1. Египетский подсвечник 18 в.
  2. Патриарший Трон
  3. Синтронон (мраморный патриарший тронс 11 другими тронами)
  4. Пюпитр Иоанна Златоуста
  5. Канонники из монастыря Пресвятой Богородицы
  6. Иконостас 18 в.
  7. Икона Паммакаристос, Икона св. Иоанна Крестителя, Икона Пресвятой Богородицы Фонеромени
  8. Мощи святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  9. Мощи святых великомучениц Евфимии, Феофании и Святой Соломонии
  10. Столб бичевания Христа.

Патриарший престол

Трон патриарха высотой в четыре метра из дерева грецкого ореха, инкрустированный слоновой костью, датируется обычно временем патриаршества архиепископа св. Иоанна Златоуста (398-404). При этом отдельные элементы на нем относятся к более позднему периоду – например, определено, что надпись на карнизах относятся к 1577 году.

Патриарший престол находится ближе к алтарной части по правую руку от входа.

Три важные иконы

Две особенные иконы в правом приделе датируются еще более ранним периодом, чем иконы Святой Софии и Монастыря Хора. Одна из них – мозаичная икона 11 века Панагия Паммакаристос. Это изображение Божьей Матери, держащей младенца Христа. Ранее она хранилась в древней патриаршей церкви Богородицы Паммакаристы. Из нее же была перенесена в собор Святого Георгия мозаичная икона святого Иоанна Крестителя, также датируемая 11в.

В левом приделе особого внимания заслуживает чудодейственная икона Панагии Фанеромени. Она покрыта золотом и серебром и датируется 14 веком.

Столб бичевания Христа

Одна из самых ценных реликвий Патриархата в Стамбуле. Это остаток колонны, к которой Христос был привязан во время его избиения римскими солдатами до распятия. Два других элемента колонны сохранились в Иерусалиме.

Мощи святых

В храме хранятся мощи нескольких святых. В 2004 году в качестве дара Папы Римского в церкви Святого Георгия были торжественно установлены ковчеги с мощами Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Они находятся в левом приделе. Позже из Рима сюда также были доставлены мощи св. Василия Великого.

В соборе также находятся мощи святых великомучениц Евфимии, Соломонии и царицы Феофании (в правом приделе).

Видео

Как добраться

Церковь Святого Георгия находится в квартале Фенер района Фатих Стамбула, рядом с паромным причалом Фенер. Она достаточно далеко от основных исторических достопримечательностей города.

Добраться до собора Святого Георгия можно на автобусе – рядом находится автобусная остановка Fener (маршруты с №33ES, 35D, 44B и другие).

Ближайшая станция метро – в двух километрах. Это станция зеленой линии M2 Haliç на мосту через Золотой Рог, от нее пешком по набережной придется идти около 30 минут.

Где покупать билеты и экскурсии в Стамбуле

Билеты в музеи и разные заведения Стамбула со скидками: здесь и здесь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: