Храм Сергия Радонежского в Солнцеве: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Храмовый комплекс преподобного Сергия Радонежского на Рязанке, Москва – отзыв

Здесь Бога нет. Почему великолепный снаружи храм такой бездушный внутри

Оговорюсь сразу, в отзыве я максимально дистанцируюсь от личных вопросов веры и религии, постараюсь убрать лишние эмоции после посещения и дать исключительно полезную информацию.

Итак, Храмовый комплекс преподобного Сергия Радонежского на Рязанке.

Относится к православным храмам, расположен в Рязанском районе, ЮВАО, Москва.

Проезд до храмового комплекса автобусами №159, В от станции метро “Рязанский проспект” до остановки “Храм преп.Сергия Радонежского”( остановка напротив храма).

Автобусами № 143,169 от станции метро “Рязанский проспект” до остановки “Храм преп.Сергия Радонежского” (остановка на Рязанском проспекте).

От метро Рязанский проспект дойти можно минут за 10-15. Выходите из последнего вагона, идете в сторону 1-й Новокузьминской улицы, потом идти вдоль нее к началу. Я живу неподалеку, поэтому идти мне минут 10.

Адрес для навигатора: ул. Окская 17.

Но имейте в виду, ехать туда на машине в праздник, например, в Великую субботу (накануне Пасхи) – плохая идея, встать будет негде, паркуйтесь во дворах.

Давно ли построен? Окончательно введен в эксплуатацию лишь в 2014 году, то есть очень и очень новый.

Почему это храмовый комплекс, а не церковь?

Потому кроме здания Большого храма, есть еще несколько строений, среди которых Малый храм, школа звонарей и т.д. Имеется хлебная лавка (расположена на улице) и церковная (она внутри слева от главного входа).

Мои посещения этого храмового комплекса (для удобства буду писать храм):

Впервые мы пошли сюда святить куличи в 2016 году и с тех пор ежегодно ходим светить именно сюда. Это близко к дому, удобно стоят столы, быстро проходит освящение.

В этом году по обстоятельствам планировали освятить их в Предтеченском храме в Братеево, но когда приехали и разложили куличи на стол, оказалось, что начало только через полтора часа, в 11 часов после службы.

Вернувшись домой, решили попытать счастья в храме на Рязанке, и, о, радость, в нем уже в 10 утра можно было освятить. Все таинство освящения (хотя какое это таинство, если вокруг тебя толпа народу) заняло минут 10 с момента входа на территорию до выхода. 10 минут, представляете? Столы пустые, раскладывайся – не хочу! Батюшка прошел очень быстро, святой водой окропил щедро. Светило солнце, был ясный и приятный день.

Но в сам храм я не захожу, хотя к религии более, чем благосклонна. И в любимый деревянный Храм святителя Николая Мирликийского в парке “Дубки” ходила чуть ли не каждую неделю. Почему я бойкотирую храм на Рязанке? Сейчас объясню.

➡️ Во-первых, там не всегда работает церковная лавка. В первое посещение чувствовала себя дура дурой, когда дверь с надписью “Церковная лавка” дергаешь, а она закрыта. Спросить, как зайти, не у кого, двор пустой. Обошла храм со всех сторон, больше лавок нет. Дошла до “Хлебной лавки”, которая в отдельном здании, чтобы спросить. Добрая продавщица подсказала, что вход в лавку через главный вход в храм.

➡️ Во-вторых, даже когда лавка работает, в ней совершенно невразумительные цены.

Была только сегодня, возвращалась с фитнеса и не брала с собой кошелек, только в кармане две сотни завалялись. По пути думаю, дай зайду в храм, все равно иду мимо. Написала записки о здравии и об упокоении близких, за простые (!), не заказные записки о поминовении мне предложили заплатить 300 рублей.

Об отличии простых и заказных записок хорошо написано ниже.

Простые записки:

Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые «простые записки», будут поминаться дважды.

Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии — особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.

Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых» и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.

Заказные записки:

Если же записки, которые вы будете подавать, будут «заказными», то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того «о здравии» эта записка или «об упокоении», её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.

То есть заказные записки более ценны, ведь записанные в них имена упоминаются в молитвах чаще.

В храме святителя Николая за записки говорят так: “Сколько дадите”. Могу дать 100 рублей, могу 50, могу и 200, это ведь мое добровольное пожертвование в развитие храма. Мне кажется это честным, потому что вера для меня не может быть платной!

В храме на Рязанке ценник удивительно высок, и 150 рублей за обычную записку – друзья, это дорого. Дороже, чем в других храмах. А сравниваю я и с храмом в “Дубках”, и со Свято-Никольским храмом, и с Троицким храмом в Борисове.

Сколько же тогда у них сорокоуст стоит? Жаль, не спросила, так была ошарашена ценой, в кармане завалялись 200 рублей, и я-то прекрасно помню, что по ценам других храмов 200 рублей хватает на все: и на записки, и на свечки! Честно, в такой ситуации я впервые – чтобы мне не хватило денег на простые записки! Пришлось выбирать, оставила записку об упокоении и взяла одну свечку за 50 рублей.

Обычно я покупаю две свечи – за здравие родных и в память об умерших. Но раз уж записку подавала на упокоенных, то свечку решила поставить за здравие.

Кстати, цены на свечи в храме на Рязанке тоже выше остальных храмов, где я была. Цена на свечи начинается от 30 рублей, хотя в других храмах есть тоненькие свечки по 10-15 рублей. Ясное дело, что гореть она будет мало, но ведь свечки все равно всегда тушат бабульки-протирщицы, как только ты сделаешь шаг в сторону от подсвечника.

Читайте также:
Михаил Васильев: биография и история жизни священника, церковная служба

Кстати, удивительно, но в болгарских православных церквях свечи никто не тушит, пока не останется крошечный огарочек, для них видимо, горение свечи за здоровье или упокоение близких имеет больший сакральный смысл, чем для наших прихожан.

➡️ В третьих, это пренебрежительное отношение со стороны прихожан, убирающихся в храме

Если бы не сегодняшняя ситуация, я бы думала, что злобные старушки в церкви – вымысел или сильное преувеличение.

Иду со своей свечкой к подсвечнику, по сторонам ищу икону всех святых или Николая-чудотворца. Перед алтарем моет пол прихожанка-уборщица в возрасте лет 50-60. Спросила ее об искомых иконах, она мне показала Николая-святителя.

Обычно у такой иконы есть свой подсвечник, а здесь то ли экономят, как могут, то ли лень ходить по всем собирать огарки, но подсвечника всего два по центру. И один поминальный в стороне.

Хочу зажечь свечу и постоять немного помолиться перед иконой, которая, кстати, тут же в метре справа от подсвечника. Пройти два шага с зажженной свечой, всегда так делаю. Только шаг в сторону делаю, она мне замечание: “Ставь сюда и иди к иконе! Нечего ходить со свечкой!”

Я подошла к подсвечнику обратно, свеча гаснет. Зажигаю – секунду горит и гаснет. Кое-как поставила, на душе стало неспокойно. Не затем я шла в храм, ох, не за тем..

Стою у иконы, мысленно про себя проговариваю то, что хотела сказать. Подходит та же прихожанка, отвлекает, показывает кружок на стекле, мол, там мощи. Я прикоснулась рукой к стеклу, она шипит: “Нельзя, целовать нужно или лбом прислониться!” А что, просто погладить стекло я не могу? Без челобития и лобызания! Это ведь моя молитва! Мой разговор со святым!! Что ты лезешь.

Прочесть молитву у меня так и не вышло, хотя у меня есть о чем попросить, болеет родственница. Над душой стояла все та же прихожанка со злобным взглядом, она так и не отошла, мол, че стоишь, иди откуда пришла. Спешно приложилась лбом к иконе и вышла из храма.

От великолепного настроения не осталось и следа, на глаза наворачивались слезы. Я пришла в храм по велению сердца, чтобы попросить о здоровье для близких и об упокоении для усопших родных, по которым я ужасно скучаю. О любимом отце, о всех бабушках и дедушках.

Все, что получила в ответ – замечания, пренебрежение, как будто я стояла и просила милостыню, а мне свысока решили сделать одолжение.

Если вы вышли в слезах из церкви, с горьким чувством или с чувством, что больше никогда туда ни ногой, советую вот что. Придя домой, прочтите молитву святителя Николая Сербского “Моления на озере”, особенно 43-ю молитву “Господи, Тебя день и ночь призываю”.

И ладно бы с ней, с высокой ценой на записки, если бы после посещения я почувствовала умиротворение в душе, спокойствие, как это бывает после храма святителя Николая. Ощущение, что действительно прикоснулся к чему-то непостигаемому, Божественному, после молитвы и легче становится порой на душе.

В моей ситуации на душе стало только тяжелее, какое-то опустошение и бессилие. Ни помолиться, ни просто отправить мысленно посыл любви усопшим близким я так и не смогла. Почему какие-то возомнившие себя особо воцерквленными бабульки позволяют себе такое? Не ругаться же с ней было, право дело?

Зачем нужен храм, если в нем нельзя помолиться за близких? Зачем нужна религия, если она не делает тебя ближе к Богу? Я не делаю ничего запрещенного, не веду себя вульгарно или громко. Молюсь так, как чувствую. Меня отчитали как девчонку за то, что я хотела постоять в пустом (!) храме с зажженной свечкой у иконы без подсвечника и не так выразила должное почтение мощам святого.

Бог в сердце у людей, я искренне советую пересмотреть руководству Храма ценовую политику церковной лавки и научить своих прихожан, следящих за чистотой, чистоте помыслов и доброму отношению к другим прихожанам.

Здесь обычно я пишу свое мнение, вместо этого вставлю текст притчи о Боге:

Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо — ты иди в храм, тебе всегда там легче будет».
Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:
— Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили.
Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:
— Что ты, дитя моё, плачешь?
Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:
— Господи! Меня в храм не пускают!
Обнял его Иисус:
— Не плачь, они и меня давно туда не пускают.

Я не буду говорить “рекомендую или не рекомендую”, все мы идем в религию, когда уже больше не на что надеяться и верить, по велению сердца, а не разума. Но за себя скажу, что в этот храм я больше ни ногой. Здесь Бога нет! Безумно красивое убранство храма не может компенсироваться таким пренебрежительным отношением со стороны прислужников.

Храм Сергия Радонежского на Рязанке. Расписание богослужений, адрес, история

Преподобный Сергий Радонежский, причисленный к лику святых, при жизни был аскетом и неутомимым тружеником Божьим. Господь наградил его за благие труды даром исцеления и предвидения.

Люди шли к старцу из разных уголков России, и каждый находил у него душевное утешение и исцеление. В честь преподобного, в Москве недалеко от Рязанского проспекта, жители организовали приход имени Сергия Радонежского и построили одноименный храмовый комплекс.

Читайте также:
Спасо-Преображенский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Адрес храма Сергия Радонежского на Рязанке

В столице России, в Юго-Восточном административном округе, рядом с Рязанским проспектом, на расстоянии примерно 700 м от станции метро «Рязанский проспект», если двигаться по направлению к центру Москвы, находится улица Окская. На ней в комплексе строений № 17 расположен храм преподобного старца Сергия. Расстояние от проспекта до собора около 350 м.

Как добраться на машине

На автомобиле к церкви можно подъехать, двигаясь по Рязанскому проспекту по направлению от центра города. Не доезжая 700 м до станции метро «Рязанский проспект», нужно свернуть направо на Окскую улицу. Через 350 м с правой стороны будет расположен храм.

Можно, двигаясь по Рязанке, проехать станцию метрополитена и на кольцевой развязке свернуть направо: на улицу Академика Скрябина. На следующем перекрестке также повернуть направо на улицу 1-я Новокузнецкая, доехать по ней до театра Геннадия Чехачева. Через 200 м повернуть направо на Окскую улицу. Перекресток находится рядом с церковью, она будет с правой стороны.

При движении из центра Москвы по Волгоградскому проспекту необходимо после станции метро «Кузьминки» свернуть налево на Зеленодольскую улицу, двигаться по ней до пересечения с улицей Федора Полетаева, на перекресте повернуть налево и ехать прямо до Окской улицы. Она находится через 1 перекресток, на ней следует повернуть направо, храм стоит с левой стороны на расстоянии 250 м от перекрестка.

Как доехать на общественном транспорте

На радиальной Таганско-Краснопресненской линии (фиолетовая линия № 7) между станциями «Кузьминки» и «Выхино» находится станция «Рязанский проспект». Если двигаться из центра столицы следует сесть в последний вагон и выйти из метрополитена на выходе, который располагается рядом с проспектом.

Храм преподобного Сергия Радонежского расположен рядом с Рязанским проспектом. Следует от станции метро идти пешком по проспекту в сторону цента до перекрестка с Окской улицей. Это расстояние составляет около 700 м. Затем по ней продвигаться примерно 350 м. Это займет около 15-20 мин неторопливой ходьбы.

При поездке в метро в центр города до церкви можно добраться по 1-й Новокузнецкой улице. По проспекту ходят автобусы № 159, 143, 169, на которых можно доехать до храма. Необходимо сеть в маршрутный автобус на островке около станции метрополитена «Рязанский проспект», проехать до остановки «Храм преподобного Сергия Радонежского».

История храма

В середине весны 2000 г верующие этого района Москвы организовали собрание, и на нем постановили создать приход имени святого старца Сергия Радонежского. Также члены прихода решили просить у местных властей дать разрешение на постройку собора недалеко от пересечения Рязанского проспекта с улицей Окской.

В середине мая 2002 г. архиепископ Арсений Истринский провел ритуал освящения участка земли недалеко от пересечения Рязанки и улицы Окской. Крупная строительная фирма «Группа компаний ТЭН» выступила в роли спонсоров и застройщиков ритуального сооружения.

В конце октября 2003 г. в монолитную плиту фундамента малого храма и архитектурного ансамбля заложили капсулу со списком всех людей, которые пожертвовали средства на возведение церкви.

Проект сооружения был разработан архитектором Н.Ю. Хрусталевой. В основе архитектурного стиля собора она использовала образы и архитектурные решения, созданные при строительстве православных храмов в XVI веке. Малый храм комплекса имеет крестовый свод и одну апсиду.

В середине января 2005 г. на купол одноглавого здания церкви водрузили Крест и уже в конце зимы провели мероприятие по освящению собора в честь святого Сергия Радонежского. Практически в это же время рядом заложили вспомогательное строение — дом причта.

В конце апреля 2006 г. в Сергиевскую церковь приехал Патриарх Алексий II, после благословения прихожан, он дал 2-й антиминс во имя Введения Пресвятой Богородицы.

В последних числах ноября того же года освятили фундамент нового будущего большого храма. В то же время освятили дом причта, в котором в декабре распахнула свои двери Воскресная школа. При ней для взрослых и детей открыли разные кружки, театр кукол и школу хорового пения.

Совместно со специалистами завода «Литэкс», на котором отлили колокола для Сергиева храма, наставники организовали Школу Церковных Звонарей. Каждый желающий может в нее прийти, записаться и пройти обучение.

С 2009 г. звонари со всей России съезжаются сюда на традиционный фестиваль, на котором они радуют всех людей дивными колокольными перезвонами.

В начале декабря 2009 г. Патриарх Кирилл освятил собор в честь Введения Пресвятой богородицы. В дальнейшем здесь продолжили работы по украшению внутреннего убранства. В 2012 г. соборный комплекс вошел в новое Благочиние.

Архитектурный ансамбль

Комплекс ритуальных христианских зданий на Рязанке состоит из небольшого Сергиева собора, большой церкви Введения Пресвятой Богородицы, в которую входит крестильный храм Иоанна Крестителя и дом причта.

Проект архитектурного ансамбля разработали и воплотили в жизнь архитекторы И. И. Тажиев и Н. Ю. Хрусталева. Современные зодчие, не пренебрегая деталями, создали ритуальные строения, напоминающие новгородские и псковские древнерусские церкви XVI века.

Храм Сергия Радонежского на Рязанке представляет собой купольное здание с крестообразным сводом, к которому примыкает одна апсида. Большой храм архитектурного ансамбля имеет кубическое основание, его венчают 5 куполов. Одну сторону церкви украшают 3 апсиды, к северной стороне здания примыкает одноглавая звонница-галерея, на входе расположен притвор.

Большой собор Введения Пресвятой Богородицы внутри расписан живописными сценами из Святого писания, он украшен резным, очень красивым иконостасом, покрытым позолотой. За внутренне убранство церкви отвечал художник-монументалист, отмеченный наградами русской православной Церкви – Н. В. Нужный.

Внутреннее убранство

Во Введенском храме в мае 2012 г. началась роспись внутренних помещений, она украсила интерьер собора и помогает прихожанам обрести глубокое молитвенное состояние.

Художественные композиции, которыми расписан храм, создают:

  • Гармонию между наружной архитектурой и стилистикой внутреннего убранства.
  • Атмосферу праздника, посвященного Введению Пресвятой Богородицы.
  • Преемственность стилистических решений с росписями православных древнерусских Богородичных соборов.

Основа композиции взята из росписи Успенского собора, расположенного в Московском Кремле, и одновременно с ним построенных Архангельского храма, находящегося также в Кремле, Рождественского храма из архитектурного комплекса Саввино-Сторожевского монастыря и главного храма Кирилло-Белозерского монастыря – Успенского собора.

Сюжетная линия стенописи внутреннего пространства церкви продолжает традиции, которые сформировались при росписи древнерусских храмов со столпами.

Алтарь собора расписан в традиционной для богородичных соборов XVII века манере:

  • Роспись купола центральной апсиды посвящена чествованию Богоматери.
  • На полукуполе боковой апсиды изображена тема связывания Иоанном предтечей Ветхого и Нового Завета.
  • На другой боковой конхе отображено Небесное воинство в лице архангела Михаила.
  • Центральное место в алтарной росписи отведено изображению «Страстей Господних», которые визуально раскрывают смысл жертвы Христа на кресте, во имя спасения людей, и суть происходящих в алтаре действий во время литургии.
  • Алтарную художественную композицию завершают образы святителей, святых архидиаконов и преподобных.

Роспись в храме Сергия Радонежского

Своды куполов храма расписаны Образами Господа. На стенах со стороны входа традиционно изображены ангелы, держащие в руках мечи и свитки, они напоминают входящим, что все их грехи зримы и в будущем, каждому будет воздаяние по делам его.

Теме Страшного суда посвящены росписи на стенах западного притвора, на потолке изображена кульминационная композиция с Христом, Богоматерью, Иоанном Крестителем и апостолами, сонном Небесных сил.

Святыни и мощи храма

Храм Сергия Радонежского на Рязанке — первый собор, построенный в архитектурном ансамбле, расположенном рядом с Рязанским проспектом.

В большой Внедренческой церкви находятся основные святыни христианского комплекса:

  • Распятие, которое содержит в себе камень с горы Голгофа.
  • Подаренный Патриархом Кириллом список Казанской иконы Божией Матери.
  • Икона Луки Крымского с частицей его мощей.
  • Образ Серафима Саровского, изображенного на иконе, в которой храниться частица его гроба.
  • Икона святого целителя Пантелеимона с частью его мощей.
  • Икона святого старца Сергия Радонежского с частичкой мощей.

И другие иконы с образами великих святых, также в храме находиться общий мощевик – небольшой ковчег со специальными ячейками, в которых хранятся частички мощей святых, канонизированных Русской православной церковью.

Наставники

При храме организована молодежная группа, которая оказывает помощь сверстникам в поиске важных ориентиров и подлинных жизненных ценностей. Ее участники помогают подросткам открыть для себя православное учение.

Желающие к православию молодые люди могут обратиться в христианский комплекс и поддержать это движение, для этого они могут оставить номер своего мобильного телефона в лавке при храме. Им обязательно позвонят активисты молодежной группы и пригласят на встречу.

Катехизатор А.Д. Дмитриевич проводит в церкви согласительные беседы, которые помогают людям пройти обряд крещения. Патриарх Кирилл дал благословение на организацию при храме социальной группы, которая помогает людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, сиротам. Сотрудники социальной службы дадут ответы на многие животрепещущие вопросы.

При христианском комплексе организована Воскресная школа, в ней организованы группы для детей разного возраста. Каждое воскресенье после богослужения проводятся занятия.

Наставники в школе стремятся создать дружественную, семейную атмосферу, организуя познавательные паломнические экскурсии по монастырям и храмам Московской области, музеям, проводя совместное празднование знаменательных дат, устраивая театральные Рождественские постановки.

В субботу в школе проводятся занятия в различных кружках, дети могут обучаться делу, которое им по душе:

  • Научиться рисовать.
  • Заниматься пением.
  • Учиться рукоделию.
  • Пробовать себя в театральных постановках.

Дети более старших возрастов могут изучать фотографию и искусство колокольного звона. Служители церкви активно занимаются миссионерской деятельностью, стараясь объяснить ценности православия и привлечь граждан на путь спасения своей души. Настоятелем христианского комплекса является протоиерей В.Б Сандар.

Расписание служб, режим работы

Каждый месяц на официальном портале Сергиево храма публикуется подробное расписание проводимых служб.

Режим работы храмового комплекса:

День недели Время работы Перерыв
Ежедневно 8.00 – 19.00 отсутствует

Правила посещения храма

Храм Сергия Радонежского на Рязанке – это пространство умиротворения, способствующее и помогающее посетителям общаться с Богом. Здесь люди молятся, поклоняются Господу, исповедуются и причащаются. Они приобщаются в этом месте к Слову Божьему, к его помыслам.

Общепринятые правила поведения в церкви:

  • Человек в храме стремиться помолится в спокойной обстановке, поэтому здесь нужно вести себя спокойно, не следует никому мешать.
  • Приходить на службу следует заранее.
  • Если есть необходимости покинуть собор до окончания богослужения необходимо встать в стороне, чтобы уйти, никого не побеспокоив.
  • При входе в храм следует перекреститься и поклониться.
  • Нельзя стоять у прохода к Царским вратам.
  • Во время службы ходить по церкви нельзя.

Престольные праздники

Во Введенском соборе престольный праздник отмечается в день чествования события Введения ко храму Пресвятой Богородицы, так как храмовый комплекс двух придельный, то в Сергиевой церкви праздник отмечается в день чествования преподобного Сергия. Поэтому у храмового ансамбля два престольных праздника.

Интересные факты про храм

Украшение внутреннего убранства церкви Введения вела компания ООО «Вифания», специализирующаяся на создании православных икон, стенописи и других частей храмового интерьера. Сотрудники организации, используя серьезную техническую базу, выполняют масштабные, уникальные работы любой сложности.

Н.Ю. Хрусталева создавшая проект, по которому был возведен архитектурный ансамбль, была награждена православной медалью Преподобного Сергия Радонежского I степени. Сотрудники фирмы «Группы компаний ТЭН», пожертвовавшие денежные средства на возведение храмов были удостоены наградами Русской Православной Церкви.

Информация для посетителей

Храм Сергия Радонежского на Рязанке – это современный архитектурный храмовый ансамбль, построенный в традиционном христианском стиле, установленном в древнерусском зодчестве 16 века.

В церкви существуют рекомендации для посетителей, которые регламентируют поведение во время богослужения:

  • Здороваться со священником, необходимо поклоном, не нужно стремиться пожать ему руку.
  • Вести беседы в течение службы нельзя.
  • Не следует разглядывать, пришедших на службы людей, глазеть по сторонам. Внимательная, сосредоточенная молитва должна занимать человека в церкви.
  • Во время богослужения нужно стоять, присесть на скамью может только сильно ославленный человек.
  • При хождении священника по собору во время службы следует отступить в сторону, не создавая ему помехи.
  • При открытии и закрытии Царских врат следует склонить голову.
  • Свечи нужно зажигать, используя одну руку, от горящих свечей, устанавливать их следует ровно.
  • Подойдя к иконе, необходимо сделать поклон, затем отойти и поклониться снова.
  • Креститься следует не торопясь, благоговейно.

Посещение храмового ансамбля в честь преподобного старца Сергия Радонежского на Рязанке внесет умиротворение в души страждущих, поможет увидеть настоящие жизненные ценности и определить нужные ориентиры в жизни человека.

Оформление статьи: Владимир Великий

Храм святого Николая на Трех горах получит вторую жизнь

Московский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в Крылатском, 2005 год. Фото Андрея Агафонова с сайта sobory.ru

Московский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в Крылатском
(Московская епархия)

  • Престол: Рождества Пресвятой Богородицы
  • Адрес: Россия, Москва, ул. Крылатские Холмы, 14
  • Телефон
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первое указание на существование церкви в селе Крылатском относится к 1554 году. Летопись рассказывает, что, возвращаясь в столицу из поездки в Клинские леса, царь Иоанн Грозный останавливался в Крылатском по случаю освящения в нем церкви. Церковь была деревянной, и уже к началу XVIII века обветшала и в 1713 году сгорела, а на ее месте по ходатайству священника о. Иоанна Кирилова был построен новый, также деревянный, храм. Освящение его произошло в 1717 году. В 1785 году церковь вновь пострадала от пожара.
Ходатайство о построении ныне существующей церкви началось с 1859 года. К этому времени село насчитывало уже 201 двор, и церковь не вмещала всех жителей. Кроме того, прихожанами храма являлись жители близлежащих деревень Татарово и Мневники. Было подано прошение члену Святейшего Правительствующего Синода митрополиту Филарету от причта и прихожан о строительстве новой каменной трапезной и колокольни. Прошение было отклонено, но уже в 1861 году поступило новое прошение, на этот раз о строительстве каменного храма. Строительство было начато в 1862 году по проекту архитектора Водо. К 1868 году храм с двумя приделами, в честь иконы Божией Матери Казанской и святителя Николая Чудотворца, был отстроен, но без каменной колокольни. В 1877 году колокольня была возведена по проекту архитектора Стратилатова. Архитектура пятиглавого храма с высокой колокольней следовала традициям византийского зодчества. На источнике, в месте обретения Рудненской иконы Божией Матери, была сооружена часовня.

Московский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в Крылатском, 1988 год. Фото Золотарёва Кирилла с сайта sobory.ru

В 1930-х церковь была закрыта и подверглась разрушению. В начале Великой Отечественной войны была взорвана колокольня храма.
В 1989 году храм был возвращен верующим. В конце этого же года в храме возобновлены богослужения. Были восстановлены четверик храма и колокольня.

К 2014 году создан новый иконостас, значительно расширена площадь храма, построен дом причта, благоустроена территория, окружающая храм. Ведутся работы по росписи храма. Планируется восстановление часовни на источнике и возведение крестильни.

16 марта 2014 года, в неделю 2-ю Великого поста, патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) совершил чин великого освящения храма [1].

История

Современный храм Рождества Богородицы был построен на месте нескольких более ранних деревянных церквей, относившихся к бывшей деревне Крылатское, причём первое упоминание о деревенском храме в этих краях относится к 1554 году. Тогда, согласно летописи, царь Иван Грозный, вотчиной которого являлось и Крылецкое (Крылатское), останавливался в деревне по случаю освящения там храма во имя праздника Рождества Девы Марии. Возведенное тогда церковное здание сгорело в 1713 году и вскоре после этого на его месте была построена новая деревянная церковь, которая простояла до середины XIX века. По ходатайству прихожан Крылатского и окрестных сёл в 1862 году началось возведение нового каменного храма с двумя приделами, могущего вместить значительно большее количество верующих, на месте деревянной церкви. Основной храм и трапезная были готовы в 1868 году, в то время как колокольню начали строить несколькими годами позже и завершили только в 1877 году. Архитектором храма являлся Р. Т. Водо, а колокольня была возведена по проекту московского зодчего А. Н. Стратилатова. Каменный храм был выстроен в настоятельство священника Петра Александровича Орлова, служившего в с. Крылатском с 1838 по 1876 год.[1]

Храм в начале XX века

С конца XIX века и вплоть до 1930-х годов в храме Рождества Богородицы хранилась икона Рудненской Божией Матери, которая, по преданию, была найдена местными крестьянами неподалёку от храма. У места обретения иконы была построена часовня, а находящийся там родник одного из протекающих по сегодняшнему ландшафтному парку ручьёв до сих пор считается чудотворным и туда приходят за водой жители окрестных домов.

В 1936 году оригинальный образ Рудненской Богоматери был украден и сожжён, а окончательно церковь закрыли в 1941 году, при этом часовня у родника была разобрана, а колокольня храма уничтожена советскими зенитчиками как возможный ориентир для немецких самолётов при бомбардировках западных окрестностей Москвы. Тем не менее, до середины 50-х годов прошлого столетия в официально закрытой полуразрушенной церкви негласно продолжали проводиться службы по некоторым праздникам, которые были окончательно прекращены в годы хрущёвских гонений на церковь. Впоследствии уцелевшее основное здание церкви долгое время использовалось деревенскими жителями в качестве дровяного склада. При сносе в 1970-х годах ранее вошедшей в черту Москвы деревни Крылатское для строительства олимпийских объектов и нового жилого района полуразрушенная церковь осталась единственным уцелевшим зданием бывшей деревни, причём оба приходских кладбища возле церкви также были уничтожены, а могилы перенесены на Хованское кладбище.

В 1989 году здание храма было возвращено Русской православной церкви и вскоре в нём возобновились богослужения. В 1990-е годы была восстановлена колокольня, благоустроена территория храма и создан новый иконостас взамен утраченного оригинала. Находящаяся в храме в настоящее время икона Рудненской Богоматери является сохранённым в своё время одной из местных жительниц списком утраченной иконы, сделанным в начале XX века. С 2003 года ведутся работы по восстановлению внутренней росписи церкви.

В последующие годы храм продолжали восстанавливать, был создан новый иконостас, расширена площадь, занимаемая храмом, был построен дом причта и благоустроена территория, окружающая храм. С 1990 года при храме работает воскресная школа и православная библиотека. В 1998 году настоятелем храма стал протоиерей Георгий Бреев.

8 февраля 2010 года в храм Рождества Богородицы в Крылатском передали частицу мощей мученика Вонифатия[2]

При храме работает паломническая служба «ТОВИЯ». Она была создана по благословению протоиерея Георгия Бреева — настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Служба предлагает различные экскурсии и поездки по святым местам России и зарубежья. «ТОВИЯ» сотрудничает с Русским географическим обществом. Результатом успешного сотрудничества стали познавательные и полезные для восстановления физического состояния и духовного здоровья экскурсии, походы и экспедиции для взрослых и детей.

Некоммерческое партнерство «Рукописные памятники Древней Руси

Не­ком­мер­чес­кое Парт­нер­ст­во «Ру­ко­пис­ные па­мят­ни­ки Древ­ней Ру­си» со­зда­но при учас­тии Ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка им. В. В. Ви­но­гра­до­ва РАН и из­да­тельст­ва «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур». На­уч­ное ру­ко­водст­во де­я­тель­ностью Парт­нер­ст­ва осу­щест­вля­ет На­уч­ный со­вет, воз­глав­ля­е­мый чл.-корр. РАН, ди­рек­то­ром Ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка РАН А. М. Мол­до­ва­ном. В На­уч­ный со­вет вхо­дят: А. А. Гип­пи­ус, В. М. Жи­вов (зам. пред­се­да­те­ля На­уч­но­го со­ве­та), А. А. За­лиз­няк, А. А. Пич­хад­зе, Н. Н. По­кров­ский, А. А. Ту­ри­лов, В. Л. Янин. Глав­ная на­ша цель – со­брать как мож­но бо­лее об­шир­ный элек­трон­ный ар­хив древ­не­рус­ских ма­те­ри­а­лов, хра­ня­щих­ся в оте­чест­вен­ных и за­ру­беж­ных му­зе­ях (ар­хи­вах, биб­лио­те­ках, хра­ни­ли­щах) и пред­ста­вить его в от­кры­том до­сту­пе в ин­тер­не­те с со­блю­де­ни­ем и за­щи­той всех юри­ди­чес­ких прав му­зе­ев-хра­ни­те­лей ру­ко­пи­сей. Важ­ность этой за­да­чи обу­с­лов­ле­на тем, что к на­сто­я­ще­му вре­ме­ни опуб­ли­ко­ва­на лишь не­зна­чи­тель­ная часть (ме­нее 0.1 про­цен­та) ру­ко­пис­ных па­мят­ни­ков, на­хо­дя­щих­ся во мно­гих хра­ни­ли­щах Моск­вы, Пе­тер­бур­га, Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, Кост­ро­мы, Тве­ри, Яро­с­лав­ля, Ка­за­ни, Са­ра­то­ва, и дру­гих го­ро­дов. Меж­ду тем со­бра­ние древ­не- и ста­ро­рус­ских ру­ко­пи­сей (XI–XVII ве­ков), хра­ня­щих­ся в рос­сий­ских биб­лио­те­ках и ар­хи­вах, чрез­вы­чай­но ве­ли­ко и на­счи­ты­ва­ет бо­лее 100 000 еди­ниц хра­не­ния. При от­сут­ст­вии пол­но­цен­ных и ка­чест­вен­ных ко­пий мы на­хо­дим­ся под по­сто­ян­ной угро­зой утра­ты это­го на­сле­дия. Ре­а­ли­за­ция по­став­лен­ной це­ли бу­дет осу­щест­влять­ся пу­тем предо­став­ле­ния на на­шем сай­те пер­со­наль­ной экс­по­зи­ци­он­ной пло­щад­ки му­зе­ям, ар­хи­вам, из­да­тельст­вам, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ским кол­лек­ти­вам для раз­ме­ще­ния в от­кры­том до­сту­пе элек­трон­ных ко­пий име­ю­щих­ся у них ру­ко­пис­ных ма­те­ри­а­лов (вмес­те с не­об­хо­ди­мой со­пут­ст­ву­ю­щей ин­фор­ма­ци­ей: пра­ва на ее пуб­ли­ка­цию, ад­ре­са и те­ле­фо­ны для на­уч­ных и де­ло­вых кон­так­тов и пр. Мы так­же бе­рем на се­бя тех­ни­чес­кое об­слу­жи­ва­ние этой экс­по­зи­ции, вклю­ча­ю­щее пер­вич­ную об­ра­бот­ку и по­сле­ду­ю­щее раз­ме­ще­ние от­ска­ни­ро­ван­ной ру­ко­пи­си, об­нов­ле­ние и до­пол­не­ние экс­по­зи­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов и др. При этом все пра­ва му­зея, ар­хи­ва (дру­го­го пра­во­об­ла­да­те­ля) на предо­став­лен­ные ма­те­ри­а­лы пол­ностью со­хра­ня­ют­ся, а ру­ко­пис­ные ма­те­ри­а­лы раз­ме­ща­ет­ся в ви­де, не до­пус­ка­ю­щем их не­санк­ци­о­ни­ро­ван­ное из­да­ние. При­ме­ром мо­жет слу­жить на­ше со­труд­ни­чест­во с Го­су­дар­ст­вен­ной Треть­я­ков­ской Га­ле­ре­ей. В на­сто­я­щее вре­мя на­шем сай­те раз­ме­ща­ет­ся элек­трон­ная ко­пия из­да­ния «Ти­по­граф­ский Ус­тав (ус­тав с кон­да­ка­рем)» а трех то­мах, осу­щест­влен­но­го под на­уч­ной ре­дак­ци­ей Б. А. Успен­ско­го из­да­тельст­вом «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур» при со­дейст­вии Га­ле­реи. Это из­да­ние по­свя­ще­но ру­ко­пис­но­му па­мят­ни­ку кон­ца XI – на­ча­ла XII вв. Пер­вый том пред­став­ля­ет фак­си­миль­ное вос­про­из­ве­де­ние ру­ко­пи­си, вто­рой — на­бор­ное вос­про­из­ве­де­ние и сло­во­ука­за­тель, тре­тий со­дер­жит по­свя­щен­ные ей на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния. При­мер со­труд­ни­чест­ва с уче­ны­ми – раз­дел, по­свя­щен­ный древ­не­рус­ским бе­рес­тя­ным гра­мо­там, раз­ра­бо­тан­ный кол­лек­ти­вом уче­ных во гла­ве с ака­де­ми­ка­ми В. Л. Яни­ным и А. А За­лиз­ня­ком. Впер­вые в пол­ном объ­еме пред­став­ле­ны кол­лек­ции бе­рес­тя­ных до­ку­мен­тов Го­су­дар­ст­вен­но­го ис­то­ри­чес­ко­го му­зея и Нов­го­род­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го объ­еди­нен­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка. При­ме­ром со­труд­ни­чест­ва с из­да­тельст­ва­ми яв­ля­ет­ся со­вмест­ная ра­бо­та с из­да­тельст­вом «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур», ко­то­рое предо­ста­ви­ло нам свои из­да­ния пер­вых то­мов Пол­но­го со­бра­ния рус­ских ле­то­пи­сей, п так­же ру­ко­пис­ных книг «Ис­то­рия иудей­ской вой­ны Иоси­фа Фла­вия» (древ­не­рус­ский пе­ре­вод) и «Псал­тырь 1683 г. в пе­ре­во­де Ав­ра­мия Фир­со­ва». На­ря­ду с глав­ной за­да­чей — со­брать пол­ный элек­трон­ный ар­хив древ­не­рус­ских ма­те­ри­а­лов, мы ста­вим пе­ред со­бой еще две за­да­чи. Вто­рая за­да­ча, не­по­средст­вен­но свя­зан­ная с пер­вой — со­зда­ние спе­ци­аль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм по изу­че­нию са­мых раз­ных ас­пек­тов древ­не­рус­ской ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ры и куль­ту­ры, как свет­ской, так и ре­ли­ги­оз­ной (вклю­чая бо­го­слу­же­ние, мо­на­с­тыр­ское устройст­во, ху­до­жест­вен­ные сти­ли и вку­сы, куль­то­вые фи­гу­ры и проч.). Эти про­грам­мы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на раз­ные об­ра­зо­ва­тель­ные уров­ни обу­ча­ю­щих­ся (от млад­ших школь­ни­ков до сту­ден­тов стар­ших кур­сов и ас­пи­ран­тов уни­вер­си­те­тов) мо­гут стать не­за­ме­ни­мым под­спорь­ем в школь­ном и ву­зов­ском об­ра­зо­ва­нии на всей тер­ри­то­рии Рос­сии, важ­ным ис­точ­ни­ком воз­рож­де­ния оте­чест­вен­но­го са­мо­соз­на­ния и ду­хов­ных тра­ди­ций. На­ко­нец, третья на­ша за­да­ча — спо­собст­во­вать рас­ши­ре­нию ис­сле­до­ва­ний по ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ре, куль­ту­ре, язы­ку Древ­ней Ру­си, пу­тем об­лег­че­ния до­сту­па оте­чест­вен­ным и за­ру­беж­ным сла­вис­там к ру­ко­пис­ным ис­точ­ни­кам и по­свя­щен­ным им на­уч­ным ра­бо­там. Это бу­дет спо­собст­во­вать по­вы­ше­нию ин­те­ре­са к рус­ской ис­то­рии и куль­ту­ре, рос­ту ее вли­я­ния и ав­то­ри­те­та в ми­ре.

Из фондов отечественных библиотек, музеев, архивов, частных коллекций

  • Древнерусские берестяные грамоты
  • Русские летописи
  • Издания славянских памятников

В создании сайта участвуют и помогают:

Издательство «ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР» ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА РАН ИКТ для НКО

Публикация и другие виды распространения представленных на сайте Некоммерческого Партнерства «Рукописные памятники Древней Руси» материалов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ без письменного разрешения их правообладателей.

Храм Святителя Николая на Трех Горах

Церковь, о которой пойдет речь в этой статье, не раз меняла название и перестраивалась. Расположенная между тремя переулками — Нововаганьковским и Трехгорными, церковь Николая на Трех Горах, ранее именовавшаяся церковью Николы во Псарях (из-за Псарного двора царя, расположенного некогда в этих местах), часто перемещалась по городу и потому в народе получила название «храма Николы на куриной ножке».

История постройки

С Храмом Святителя Николая связана довольно занятная история, о которой стало известно не так давно. Дело в том, что в годы советской власти в храме служил в чине регента Александр Александров, прославившийся впоследствии как автор гимна Советского Союза.

Стоит заметить, что таких удивительных фактов о жизни храма довольно много. Сегодня Храм Николая на Трех Горах является архитектурной достопримечательностью 19 века. Построен был в 18 веке в урочище «Три Горы» в том месте, где в Новом Ваганьково когда-то уже был храм.

Постепенно храм расстраивался и приобретал вид, отличный от изначального, более того, к концу 19 века храм и прихрамовая территория была увеличены в несколько раз. Каменный храм имел уже три престола, и к началу 20 века к нему была пристроена большая трапезная и новая колокольня.

Интересно! По той причине, что появившиеся новые строения изрядно отличались от архитектуры церкви, в начале 20 века решено было в очередной раз перестроить ее полностью. Проект нового храма был разработан Георгием Кайзером, и в 1902 церковь была полностью отстроена и освящена.

Однако участь вновь воздвигнутого храма была предрешена — в 20-е годы церковь была разграблена, а самое ее здание перестроено таким образом, чтобы его можно было использовать для нужд общества. Была полностью разрушена колокольня и купола храма, на долгие годы в этом намоленном месте стал размещаться клуб, а затем Дом культуры для детей имени Павлика Морозова.

Современное состояние

1992 год ознаменовал новый период существования Храма Святителя Николая на Трех Горах. В это время правительством Москвы было подписано распоряжение, согласно которому церковь и прилегающая к ней территория должны быть возвращены в лоно православной церкви.

Более 10 лет продолжались реставрационные работы, благодаря которым зданию был возвращен изначальный облик, и сегодня храм вновь открыт для прихожан.

Описание

Относительно архитектурного стиля, к которому принадлежит храм, существуют некоторые разногласия. В целом, можно сказать, что Храм Святителя Николая на Трех Холмах сочетает в себе как черты классицизма, главными из которых выступают скромность и строгость деталей, так и некоторые черты так называемого «московского» барокко.

Деятельность прихода

На сегодняшний день при храме действует воскресная школа. Также при храме открыт клуб реконструкции средневековой культуры.

Важно! Настоятель храма — Дмитрий Рощин имеет активную социальную позицию и возглавляет работу с общественными организациями, входящими в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.

Расписание богослужений

По средам, пятницам и субботам в храме проходят утренние богослужения в 8 утра и вечерние — в 17.00. В праздничные дни и по воскресеньям утренняя литургия начинается в 9.00, вечерняя — в 18.00. Еженедельно по средам в 18.00 читается акафист Николаю Чудотворцу.

Святыни

Среди наиболее почитаемых святынь храма сегодня наиболее известны следующие:

  • частица святых мощей Николая Мирликийского;
  • икона Николая Чудотворца и частица его святых мощей, находящиеся в Никольском приделе храма;
  • икона Святой мученицы Татьяны и ее святые мощи;
  • икона великомученика Пантелеимона, написанная в 1909 году на Афоне.

Престольные праздники

Кроме общецерковных православных праздников, таких как Рождество Христово и Светлая Пасха, храмом отмечается ежегодно 22 мая важный престольный праздник — перенесение мощей Николая Чудотворца.

Существуют и еще несколько дат, связанных с жизнью и смертью святого Николая — 11 сентября и 19 декабря соответственно.

Как добраться

Храм Святителя Николая на Трех Холмах находится в Москве по адресу: Нововаганьковский переулок, д. 9.

На метро следует доехать до станции «Краснопресненская» и, пройдя пешком всего одну остановку, можно сразу выйти к храму.

Что посмотреть

По традиции в храм приезжают люди, чтобы своими глазами увидеть святые мощи Николая Мирликийского, хранящиеся в ларце. Многие этот храм выбирают для паломничества по причине нахождения в нем иконы Спаса Нерукотворного и иконы Николая Чудотворца с его святыми мощами.

Храм святого Николая на Трех горах получит вторую жизнь

История постройки

С Храмом Святителя Николая связана довольно занятная история, о которой стало известно не так давно. Дело в том, что в годы советской власти в храме служил в чине регента Александр Александров, прославившийся впоследствии как автор гимна Советского Союза.


Храм Святителя Николая на Трех Горах, Москва

Стоит заметить, что таких удивительных фактов о жизни храма довольно много. Сегодня Храм Николая на Трех Горах является архитектурной достопримечательностью 19 века. Построен был в 18 веке в урочище «Три Горы» в том месте, где в Новом Ваганьково когда-то уже был храм.

Постепенно храм расстраивался и приобретал вид, отличный от изначального, более того, к концу 19 века храм и прихрамовая территория была увеличены в несколько раз. Каменный храм имел уже три престола, и к началу 20 века к нему была пристроена большая трапезная и новая колокольня.

Интересно! По той причине, что появившиеся новые строения изрядно отличались от архитектуры церкви, в начале 20 века решено было в очередной раз перестроить ее полностью. Проект нового храма был разработан Георгием Кайзером, и в 1902 церковь была полностью отстроена и освящена.

Однако участь вновь воздвигнутого храма была предрешена — в 20-е годы церковь была разграблена, а самое ее здание перестроено таким образом, чтобы его можно было использовать для нужд общества. Была полностью разрушена колокольня и купола храма, на долгие годы в этом намоленном месте стал размещаться клуб, а затем Дом культуры для детей имени Павлика Морозова.

Храм святителя Николая на Трех Горах

В 1695 году Псарный двор был расположен в урочище Три Горы, за заставой, названной Трехгорной. Изначально это был деревянный храм, затем в 1762-1775 годах он был отстроен в камне в селе Новое Ваганьково с тремя престолами. Главный — в честь иконы Богородицы «Живоносный источник», два предела — в честь святого Николая и святителя Димитрия Ростовского. Со временем его пределы постепенно расширялись, и в 1860 году были отстроены высокая колокольня и трапезная, площадь владений увеличилась больше чем в два раза.

Храм святителя Николая на Трех Горах — архитектурный памятник XIX века и объект культурного наследия. Известен очень любопытный факт, связанный с этим сооружением. Оказывается, в 20-х ХХ столетия годах здесь служил регентом А.В. Александров, который стал автором гимна Советского Союза.

Прихожанами церкви были простые люди, крестьяне и рабочие, однако встречались и достаточно состоятельные люди, в их числе фабриканты Прохоровы, которые владели Трехгорной мануфактурой.

Все пристройки не создавали гармоничный архитектурный ансамбль, поэтому было решено перестроить полностью и саму церковь по проекту известного русского архитектора Г.А. Кайзера на деньги богатых торговцев Копейкиных-Серебряковых, которые жили в приходе церкви. 1 декабря 1902 года обновленный храм освятили. Однако окончательно все строительные и отделочные работы закончились только к 1908 году.

Описание

Относительно архитектурного стиля, к которому принадлежит храм, существуют некоторые разногласия. В целом, можно сказать, что Храм Святителя Николая на Трех Холмах сочетает в себе как черты классицизма, главными из которых выступают скромность и строгость деталей, так и некоторые черты так называемого «московского» барокко.


Интерьер церкви Святителя Николая

Московский синодальный хор

История прихода храма святителя Николая на Трех Горах началась в первые годы XVII века. У западной стены Кремля, на правом берегу реки Неглинки, тогда располагалось поселение служащих царского псаренного приказа – учреждения, отвечавшего за охотничье дело при дворе и за содержание царских зверинцев. Еще в XVI веке псари – выходцы из Малороссии – ввели в практику приготовления пищи специальные приспособления – ваганы, представлявшие собой выдолбленные из дерева большие корыта. Со временем и сами «псаревики» стали называться «ваганами», а их слобода получила название Ваганьково. И в наше время небольшой район Москвы позади комплекса зданий Российской государственной библиотеки называется Старое Ваганьково.

У псарей был свой храм, посвященный святителю Николаю Мирликийскому. Бурные события первой половины XVII века отражались не только в политике и экономике Московского царства, но и во вкусах и пристрастиях двора. Ослабление интереса высших лиц государства к охоте и зверинцам сильно пошатнуло позиции псаренного приказа, и около 1637 года ваганов решили переселить подальше от Кремля, в урочище Три Горы за Пресней. Туда же переехал и церковный приход. Возникшее поселение получило название Новое Ваганьково, и в нем отстроили деревянный храм во имя святителя Николая. В 1695 году это сооружение полностью перестроил живший по соседству думный дьяк Гавриил Деревнин.

В конце XVII века Три Горы были малолюдным местом с очень небогатым населением, но в первой половине XVIII ситуация резко меняется, так как урочище превращается в дачный поселок состоятельных москвичей. Некоторые вельможные особы впоследствии стали постоянными жителями района и были приписаны к Свято-Никольскому приходу.

Разрешение на строительство первого каменного храма на месте деревянного было получено в мае 1763 года. Он был небольшим, и в последующие годы его расширяли, добавляя приделы – сначала придел святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, придел во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

«Золотой век» Свято-Никольского прихода в Новом Ваганькове наступил в первые годы XIX столетия. Тогда по соседству с храмом на берегу Москвы-реки купцы Прохоров и Резанов основали ситценабивную фабрику, впоследствии ставшую знаменитой прохоровской Трехгорной мануфактурой. Появление в районе сословия фабричных рабочих коренным образом изменило состав его жителей. Почти сто лет, вплоть до 1896 года, Прохоровы были старостами храма. Их деятельность оставила заметный след не только в экономической, но и в церковной жизни Москвы.

Во время Отечественной войны 1812 года Три Горы пострадали от пожаров и грабежей меньше, чем другие районы города, поскольку французские войска заняли его несколько раньше. Немалую роль в сохранения района и его храмов сыграли дипломатические способности основателя династии В.И. Прохорова и его старшего сына, не покидавших город.

После эпидемии холеры, прокатившейся по Москве в 1848 году, «в благодарность Господу Богу за избавление» от нее Свято-Никольский храм решили полностью перестроить, увеличив его площадь в два с половиной раза. Строительство осуществлялось исключительно на деньги, собранные прихожанами.

Особо стоит упомянуть настоятелей храма, служивших в нем всю вторую половину XIX века. Хотя протоиерей Руф Ржаницын и сменивший его иерей Евгений Успенский не оставили после себя богословских трудов и их имена не отражены в энциклопедиях и справочниках, они были выдающимися тружениками на ниве духовного окормления народа. Чтобы оценить их труд, достаточно отметить, что в период их настоятельства Свято-Никольский приход был самым крупным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались ежедневно, а в воскресные и праздничные дни в храме нередко служили три литургии.

Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. Так, в 1861 году при храме был создан Попечительский совет о приходских бедных, который собирал сведения о неимущих прихожанах и доводил до них «адресную помощь», иначе попадавшую в руки мощной корпорации профессиональных нищих. Кроме того, отец Руф основал первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, призванную дать девушкам новые знания и навыки в условиях резко усложнявшейся жизни большого города. В начале 1900-х годов в этой школе обучались почти 90 воспитанниц.

Постоянный рост числа прихожан потребовал еще одной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 году на основе проекта, подготовленного известным архитектором Г.Кайзером и утвержденного самим Императором Николаем II. Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Генреконструкция была полностью закончена в 1908 году (отметим, что проект Кайзера был воспроизведён при восстановлении храма в 1991-2000 годах).

События 1905 года, эпицентром которых был район Пресни, не имели серьезного отражения на жизни и деятельности Свято-Никольского прихода. Численность его прихожан оставалась стабильной, а порядок в районе храма поддерживали сами рабочие Трехгорной мануфактуры. Эта ситуация повторилась и в мятежном 1917 году. На Трех Горах было относительно спокойно даже во время уличных боев в городе. Наверное, тот факт, что приход на 90% состоял из рабочих крупного предприятия, объясняет и относительную безопасность причта храма во время репрессий 1918 года, унесших жизни более 3 тысяч клириков только в Центральной России.

Несмотря на мощное развертывание государственного атеизма, вопрос о закрытии храма не стоял до второй половины 1920-х годов. Как и все московские храмы и монастыри, весной 1922 года он пережил кампанию изъятия церковных ценностей, утратив более 12 пудов золотых и серебряных изделий. Но духовная жизнь не прекращалась. Стоит отметить, что в 1920-х годах одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров, в дальнейшем автор гимна СССР и основатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Именно в русской духовной музыке находятся истоки мощного, впечатляющего звучания работ этого незаурядного музыканта.

Храм святителя Николая на Трех Горах был закрыт, несмотря на многочисленные просьбы верующих, в 1930 году. Судьба его клириков точно не установлена, но не исключается, что большая часть из них погибла в годы различных репрессий. Здание было перестроено и использовалось как дом культуры имени Павлика Морозова.

Решение о возращении здания Церкви принято Моссоветом в 1990 году. Реконструкция и перестройка проводились с 1991 по 2000 годы. Регулярные богослужения возобновлены в 2001 году. С 2009 года в храме поют певчие Московского Синодального хора под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова.

Деятельность прихода

На сегодняшний день при храме действует воскресная школа. Также при храме открыт клуб реконструкции средневековой культуры.

Важно! Настоятель храма — Дмитрий Рощин имеет активную социальную позицию и возглавляет работу с общественными организациями, входящими в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.

Расписание богослужений

По средам, пятницам и субботам в храме проходят утренние богослужения в 8 утра и вечерние — в 17.00. В праздничные дни и по воскресеньям утренняя литургия начинается в 9.00, вечерняя — в 18.00. Еженедельно по средам в 18.00 читается акафист Николаю Чудотворцу.

Святыни

Среди наиболее почитаемых святынь храма сегодня наиболее известны следующие:

  • частица святых мощей Николая Мирликийского;
  • икона Николая Чудотворца и частица его святых мощей, находящиеся в Никольском приделе храма;
  • икона Святой мученицы Татьяны и ее святые мощи;
  • икона великомученика Пантелеимона, написанная в 1909 году на Афоне.


Храмовая икона святого Николая

Престольные праздники

Кроме общецерковных православных праздников, таких как Рождество Христово и Светлая Пасха, храмом отмечается ежегодно 22 мая важный престольный праздник — перенесение мощей Николая Чудотворца.

Существуют и еще несколько дат, связанных с жизнью и смертью святого Николая — 11 сентября и 19 декабря соответственно.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Главный престол – в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Приделы в честь святителей Николая и Димитрия Ростовского.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году.

В 1992 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма. С 2009 года при храме находится Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, председателем которого является настоятель храма протоиерей Всеволод Чаплин.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, выносимый из алтаря для поклонения верующих на воскресных литургиях. Ковчежец с мощами святителя Димитрия Ростовского; икона Спас Нерукотворный; икона святителя Николая с мощами.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В среду, пятницу и субботу начало богослужения (утреня, часы, литургия) в 8.00. В воскресенье и великие праздники начало Божественной литургии в 9.00, накануне всенощное бдение — в 17.00. По средам в 18.00 акафист святителю Николаю (кроме дней с богослужением накануне великих праздников и дней поминовения усопших). По воскресеньям молебен с водоосвящением в 8.00.

ДУХОВЕНСТВО

протоиерей Дмитрий Михайлович РОЩИН, настоятель. 11 февраля 2016 года назначен настоятелем храма
Протоиерей Андрей Вадимович ЛОРГУС. Родился 25 марта 1956 года. Образование:
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. Московская духовная семинария. 26 июня 1988 года рукоположен в сан диакона. 6 декабря 1993 года — в сан пресвитера.
Протоиерей Димитрий Станиславович ЛИН. Родился 5 сентября 1961 года. Образование:
Московский энергетический институт. Кандидат технических наук. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. 14 мая 1998 года рукоположен в сан диакона. 24 сентября 2002 года — в сан пресвитера.
Священник Даниил Валерьевич ЗУБОВ. Родился 29 июня 1976 года. Образование:
Образование: Российская академия физической культуры и спорта. Сретенская духовная семинария. 8 августа 2004 года рукоположен в сан диакона. 13 мая 2008 года — в сан пресвитера.
Диакон Вадим Михайлович САМОХВАЛОВ. Родился 20 ноября 1977 года. Образование:
Московский институт коммунального хозяйства и строительства. Коломенская духовная семинария. 26 февраля 2012 года рукоположен в сан диакона.
Диакон Андрей Николаевич ТИТУШКИН

СХЕМА ПРОЕЗДА

Ближайшими станции метро — «Улица 1905 года» (Таганско-Краснопресненская линия) и «Краснопресненская» (Кольцевая линия).

От метро «Улица 1905 года»

: последний вагон из центра, по наземному пешеходному переходу перейти на противоположную сторону улицы Пресненский вал, далее – на улицу Красная Пресня. По улице Красная Пресня пройти около 200 метров до наземного пешеходного перехода, повернуть направо, продолжать движение прямо до перекрестка Большого Трехгорного переулка с Большим Предтеченским переулком. Перейти Большой Предтеченский переулок и повернуть налево. Следовать по Большому Предтеченскому переулку до его пересечения со Средним Трехгорным переулком. Повернуть направо в Средний Трехгорный переулок и по нему дойти до храма святителя Николая на Трех Горах.

От метро «Краснопресненская»

: повернуть направо и следовать по улице Красная Пресня в направлении от центра города. Пройти около 250 метров и свернуть налево в Пресненский переулок. Пройти до улицы Заморенова, перейти ее и повернуть направо, следовать до Прокудинского переулка, по Прокудинскому переулку дойти до Б. Предтеченского переулка, повернуть направо и идти до Среднего Трехгорного переулка . Повернуть налево и по Среднему Трехгорному переулку дойти до храма святителя Николая на Трех Горах.

В приходе храма действует воскресная школа для детей и взрослых, Организация российских юных разведчиков (56 отряд свт. Николая), библейский колледж «Наследие», клуб исторической реконструкции им. св. Димитрия Солунского, клуб «Арт’эриа», работают группы анонимных алкоголиков, наркоманов и созависимых.

Храм Николая на Трех Горах: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1902 году. Архитектор Г.А. Кайзер.

Главный престол – в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Приделы в честь святителей Николая и Димитрия Ростовского.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, выносимый из алтаря для поклонения верующих на воскресных литургиях. Ковчежец с мощами святителя Димитрия Ростовского; икона Спас Нерукотворный; икона святителя Николая с мощами.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В среду, пятницу и субботу начало богослужения (утреня, часы, литургия) в 8.00.
В воскресенье и великие праздники начало Божественной литургии в 9.00, накануне всенощное бдение – в 17.00.
По средам в 18.00 акафист святителю Николаю (кроме дней с богослужением накануне великих праздников и дней поминовения усопших).
По воскресеньям молебен с водоосвящением в 8.00.

ДУХОВЕНСТВО

протоиерей Дмитрий Михайлович РОЩИН, настоятель. 11 февраля 2016 года назначен настоятелем храма
Протоиерей Андрей Вадимович ЛОРГУС.
Родился 25 марта 1956 года.
Образование: Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. Московская духовная семинария.
26 июня 1988 года рукоположен в сан диакона.
6 декабря 1993 года – в сан пресвитера.
Протоиерей Димитрий Станиславович ЛИН.
Родился 5 сентября 1961 года.
Образование: Московский энергетический институт. Кандидат технических наук. Православный Свято-Тихоновский богословский институт.
14 мая 1998 года рукоположен в сан диакона.
24 сентября 2002 года – в сан пресвитера.
Священник Даниил Валерьевич ЗУБОВ.
Родился 29 июня 1976 года.
Образование: Образование: Российская академия физической культуры и спорта. Сретенская духовная семинария.
8 августа 2004 года рукоположен в сан диакона.
13 мая 2008 года – в сан пресвитера.
Диакон Вадим Михайлович САМОХВАЛОВ.
Родился 20 ноября 1977 года.
Образование: Московский институт коммунального хозяйства и строительства. Коломенская духовная семинария.
26 февраля 2012 года рукоположен в сан диакона.
Диакон Андрей Николаевич ТИТУШКИН

СХЕМА ПРОЕЗДА

Ближайшими станции метро – «Улица 1905 года» (Таганско-Краснопресненская линия) и «Краснопресненская» (Кольцевая линия).

От метро «Улица 1905 года»: последний вагон из центра, по наземному пешеходному переходу перейти на противоположную сторону улицы Пресненский вал, далее – на улицу Красная Пресня. По улице Красная Пресня пройти около 200 метров до наземного пешеходного перехода, повернуть направо, продолжать движение прямо до перекрестка Большого Трехгорного переулка с Большим Предтеченским переулком. Перейти Большой Предтеченский переулок и повернуть налево. Следовать по Большому Предтеченскому переулку до его пересечения со Средним Трехгорным переулком. Повернуть направо в Средний Трехгорный переулок и по нему дойти до храма святителя Николая на Трех Горах.

От метро «Краснопресненская»: повернуть направо и следовать по улице Красная Пресня в направлении от центра города. Пройти около 250 метров и свернуть налево в Пресненский переулок. Пройти до улицы Заморенова, перейти ее и повернуть направо, следовать до Прокудинского переулка, по Прокудинскому переулку дойти до Б. Предтеченского переулка, повернуть направо и идти до Среднего Трехгорного переулка . Повернуть налево и по Среднему Трехгорному переулку дойти до храма святителя Николая на Трех Горах.

В приходе храма действует воскресная школа для детей и взрослых, Организация российских юных разведчиков (56 отряд свт. Николая), библейский колледж «Наследие», клуб исторической реконструкции им. св. Димитрия Солунского, клуб «Арт’эриа», работают группы анонимных алкоголиков, наркоманов и созависимых.

2012 © Центральное Викариатство города Москвы

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм святителя Николая на Трех Горах за свою многовековую историю не раз менял свое название и неоднократно перестраивался. В летописях 1628 года упоминается его прародительница — церковь Николы во Псарях. Такое название она получила по причине перевода сюда Царского Псарного двора в середине XVII века. Эта приходская церковная община переселялась по городу неоднократно, и, что удивительно, всегда переносила с собой церковь, вероятно поэтому некоторое время она носила название «храм Николы на курьей ножке».

История постройки

С Храмом Святителя Николая связана довольно занятная история, о которой стало известно не так давно. Дело в том, что в годы советской власти в храме служил в чине регента Александр Александров, прославившийся впоследствии как автор гимна Советского Союза.


Храм Святителя Николая на Трех Горах, Москва

Стоит заметить, что таких удивительных фактов о жизни храма довольно много. Сегодня Храм Николая на Трех Горах является архитектурной достопримечательностью 19 века. Построен был в 18 веке в урочище «Три Горы» в том месте, где в Новом Ваганьково когда-то уже был храм.

Постепенно храм расстраивался и приобретал вид, отличный от изначального, более того, к концу 19 века храм и прихрамовая территория была увеличены в несколько раз. Каменный храм имел уже три престола, и к началу 20 века к нему была пристроена большая трапезная и новая колокольня.

Интересно! По той причине, что появившиеся новые строения изрядно отличались от архитектуры церкви, в начале 20 века решено было в очередной раз перестроить ее полностью. Проект нового храма был разработан Георгием Кайзером, и в 1902 церковь была полностью отстроена и освящена.

Однако участь вновь воздвигнутого храма была предрешена — в 20-е годы церковь была разграблена, а самое ее здание перестроено таким образом, чтобы его можно было использовать для нужд общества. Была полностью разрушена колокольня и купола храма, на долгие годы в этом намоленном месте стал размещаться клуб, а затем Дом культуры для детей имени Павлика Морозова.

Церковь Николая Чудотворца

От пагубных разрушений церковь спасли те же рабочие Трехгорной мануфактуры. В самые неспокойные и опасные 1905 и 1917 годы они организовали охрану собора, который находился прямо в эпицентре всех революционных событий, происходивших на Пресне. Благодаря этому храм не был разграблен и разрушен.

Однако в начале 20-х годов церковь сохранить не удалось, сначала она была разорена, а потом и вовсе закрыта. В 1929 году ее перестроили, были разрушены купол и колокольня. Новая власть разместила там клуб, а немного позднее дом пионеров им. Павлика Морозова. Переулок, имевший название Никольский, тоже стал носить имя героя-пионера.

Описание

Относительно архитектурного стиля, к которому принадлежит храм, существуют некоторые разногласия. В целом, можно сказать, что Храм Святителя Николая на Трех Холмах сочетает в себе как черты классицизма, главными из которых выступают скромность и строгость деталей, так и некоторые черты так называемого «московского» барокко.


Интерьер церкви Святителя Николая

Долгожданная оттепель

И вот уже в наше время после развала СССР правительство Москвы подписало распоряжение о возращении здания с прилегающей к нему территорией во владение РПЦ.

Храм святителя Николая на Трех Горах был незамедлительно подвергнут капитальной реставрации и восстановлен в первоначальной красоте. Сегодня он работает, открыты даже библейский колледж, воскресная школа, клуб реконструкции средневековых народных культур.

Посетить этот храм можно по адресу: г. Москва, Нововаганьковский переулок, дом 9, корп. 1. Настоятелем сейчас является протоиерей Дмитрий Рощин, назначенный 11 февраля 2021 года.

Деятельность прихода

На сегодняшний день при храме действует воскресная школа. Также при храме открыт клуб реконструкции средневековой культуры.

Важно! Настоятель храма — Дмитрий Рощин имеет активную социальную позицию и возглавляет работу с общественными организациями, входящими в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.

Расписание богослужений

По средам, пятницам и субботам в храме проходят утренние богослужения в 8 утра и вечерние — в 17.00. В праздничные дни и по воскресеньям утренняя литургия начинается в 9.00, вечерняя — в 18.00. Еженедельно по средам в 18.00 читается акафист Николаю Чудотворцу.

Святыни

Среди наиболее почитаемых святынь храма сегодня наиболее известны следующие:

  • частица святых мощей Николая Мирликийского;
  • икона Николая Чудотворца и частица его святых мощей, находящиеся в Никольском приделе храма;
  • икона Святой мученицы Татьяны и ее святые мощи;
  • икона великомученика Пантелеимона, написанная в 1909 году на Афоне.


Храмовая икона святого Николая

Престольные праздники

Кроме общецерковных православных праздников, таких как Рождество Христово и Светлая Пасха, храмом отмечается ежегодно 22 мая важный престольный праздник — перенесение мощей Николая Чудотворца.

Существуют и еще несколько дат, связанных с жизнью и смертью святого Николая — 11 сентября и 19 декабря соответственно.

Свято-Никольский храм

Храм в XVII веке

История храма святителя Николая на Трёх Горах начинается с деревянной церкви Св. Николы во Псарях, упоминаемой в летописях с 1628 г. Её название связано с Государевым Псарным двором, отвечавшим за охоту и царские зверинцы, который в 1637 г. перевели от западной стены Кремля на Три горы.

Метрика храма свт. Николая на Трех горах, что в Новом ВаганьковеРознятся мнения и о возникновении названия «Ваганьково». По преданию царские псари-малороссы использовали ваганы – большие, выдолбленные в дереве корыта – для приготовления еды, за что их самих прозваливаганами, а место их проживания – Ваганьково. Поселение на Пресне в XVII в. получило название Новое Ваганьково, а слобода за Кутафьей башней осталась Старым Ваганьковым.

Правда, есть другая версия происхождения топонима. Эта часть Москвы находилась на пересечении двух больших дорог – Знаменки, ведущей в Новгород, и Арбата, уходящего к западным землям. В XV в. здесь возникло село, в котором был организован Государев потешный двор. К нему стекались бродячие артисты и музыканты, которых тогда именовали вагантами, как и бродячих поэтов-бардов в средневековой Европе.

Есть сведения, что в 1695 г. храм начинает перестраивать живущий рядом думный дьяк Гавриил Феодорович Деревнин, построивший также знаменитую каменную церковь Св.Ильи Обыденного на Остоженке.

XVIII – начало ХХ века

В первой половине XVIII в. Три Горы становятся дачным местом для состоятельных москвичей. Со временем богатые «дачники» превращаются в постоянных жителей Нового Ваганькова и приписываются к Свято-Никольскому приходу.

Именно к этому времени относится получение разрешения на строительство каменного храма на месте деревянного: по одним данным оно датируется маем 1763 г., по другим – 1762 г. В любом случае, новый храм был небольшим. Зато в последующие годы его неоднократно расширяли, добавляя приделы — сначала святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, — во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

В 1799 г. рядом с Никольским храмом на берегу Москвы-реки купец Василий Прохоров и мастер красильного дела Фёдор Резанов основывают ситценабивную фабрику, ставшую со временем знаменитой Трёхгорной мануфактурой.

Василий Иванович Прохоров (1755-1815), купец 3-й гильдии, основатель династии московских промышленников, родился в семье крестьянина, приписанного к Троице-Сергиевой Лавре. До 1771 г. он работал приказчиком по пивоваренному делу. Однако оставил это занятие, «несовместимое с христианским благочестием», и занялся ситценабивным делом. Со временем В.И. Прохоров стал единоличным владельцем мануфактуры, выкупив долю Фёдора Резанова.

Проект перестройки храма, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.Почти сто лет, вплоть до 1896 г., Прохоровы были ктиторами и попечителями Свято-Никольского храма. Их деятельность оставила заметный след в церковной жизни Москвы. Промышленники занимались также благотворительностью, учреждали больницы и приюты для сирот и бездомных.

После эпидемии холеры 1848 г., в благодарность за избавление от неё, Свято-Никольский храм было решено перестроить. К концу 1860 г. у храма появилась большая трапезная и высокая колокольня, его площадь увеличилась в два с половиной раза. Строительство осуществлялось на деньги прихожан.

Во второй половине XIX в. неустанными пастырскими трудами настоятелей протоиерея Руфа Ржаницына и сменившего его иерея Евгения Успенского Свято-Никольский приход стал самым многочисленным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались в храме ежедневно, а в воскресные и праздничные дни служили по три литургии. Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. В 1861 г. при храме был создан Попечительский совет, который собирал сведения о неимущих прихожанах и оказывал им помощь. Отец Руф основал также первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, к началу ХХ в. в ней занималось почти 90 воспитанниц.

Проект северного фасада, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.Постоянный рост числа прихожан потребовал ещё одной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 г. на основе проекта известного архитектора Георгия Александровича Кайзера (1860-1931), утверждённого лично Императором Николаем II.

Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Перестроенная церковь была заново освящена 1 декабря 1902 г., однако реконструкция полностью завершилась только в 1908 г. Проект храма Г.А.Кайзера также лёг в основу восстановительных работ в 1991-2000 гг.

События 1905 года, центром которых стала Пресня, а также Октябрьская революция 1917 г. чудесным образом не отразились на жизни Свято-Никольского прихода. Численность его оставалась стабильной, а порядок вокруг храма поддерживали сами же рабочие Трёхгорки – прихожане храма.

ХХ-ХХI век

Весной 1922 г. Никольский храм, как и все московские церкви и монастыри, пережил кампанию по изъятию церковных ценностей, утратив более 12 пудов золотых и серебряных предметов. В это время одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров, в дальнейшем автор гимна СССР и основатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии.

В 1928 г. Храм святителя Николая на Трёх Горах, несмотря на многочисленные просьбы верующих, был закрыт. К концу 1930 г. с церкви сняли главы, в стенах прорубили проёмы, разобрали верхние ярусы колокольни. Здание приспособили сначала под Дом культуры, а затем под Дом пионеров имени Павлика Морозова.


7 июля 1992 г. было принято постановление Правительства Москвы №472 о предоставлении в постоянное пользование участка во вл. № 9 по переулку Павлика Морозова (теперь – Нововаганьковскому) приходу храма святителя Николая на Трёх Горах Московской епархии Русской Православной Церкви. Регулярные богослужения возобновились в 2001 г. При храме была создана воскресная школа.

К особо чтимым святыням храма относится реликварий с частицей мощей Святого Николая Мирликийского, выносимый из алтаря по воскресным и праздничным дням, икона Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе, а также образ Святой мученицы Татианы с частицей мощей в центральной части храма и икона Святого великомученика и целителя Пантелеймона в приделе Святого Димитрия Ростовского, написанная в 1909 г. в Андреевском скиту на Афоне.

С февраля 2021 г. настоятелем Храма является протоиерей Димитрий Рощин, одновременно возглавляющий направление по работе с общественными организациями при Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: