Храм Спиридона Тримифунтского в Москве: описание и адрес храма, мощи и святыни, расписание богослужений

Собор Святого Спиридона Тримифунтского, м.Багратионовская, Москва. Расписание богослужений, история, фото, как добраться

Храм Святителя Спиридона Тримифунтского находится в Москве, округ ЗАО, район Филевского парка, улица Барклая, вл.9, метро Багратионовская. Православная церковь названа в честь Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, отличившегося преданностью Богу и религии.

Чудотворец родился на острове Кипре, в крестьянской семье, вел богоугодную и чистую жизнь, заботился о странниках и бездомных. Святитель обладал особым даром над природной стихией, исцелял больных от греховных язв, свято выполнял заповеди Христовы.

Действующий православный комплекс

Храм возведен в современном русском стиле с одним куполом и коричневой отделкой, вместительность прихожан более 300 человек. Рядом с религиозным объектом построен дом для паломников, благоустроена территория парка.

Православная действующая церковь является духовным центром для верующих, местом проведения песнопений и богослужений. Для иногородних туристов комплекс является национальным достоянием архитектуры и искусства, центром экскурсионных программ. Московский патриархат первым благословил закладку фундамента в честь чудотворца Спиридона Тримифунтского.

Чье заступничество спасло храм?

Этому из ряда вон выходящему для тех лет факту едва ли найдется какое-то однозначное объяснение. Чаще всего его связывают с тем, что в Брюсовом переулке традиционно селились многие выдающиеся деятели советской науки, культуры и искусства, большинство которых лояльно относились к религии. Именно их заступничество и помогло сберечь от разрушения этот выдающийся памятник русского храмового зодчества.

Есть основания полагать, что особая заслуга в этом благородном деле принадлежит выдающемуся отечественному режиссеру и актеру – К. С. Станиславскому, который также проживал долгие годы недалеко от храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (портрет приведен выше). Его авторитет в правительственных кругах был столь велик, что нередко влиял на решение самых важных вопросов. Но таково мнение историков города, основная же масса верующих видит в сохранении храма заступничество Небесных Сил.

История основания

До 1934 года на улице Спиридоновка, в Москве действовал храм Рождества Пресвятой Богородицы. После его разрушения, храмов в Западном округе с именем почитаемых святых, не было.

В 2007 году жители и прихожане обратились в Святейший Патриархат с просьбой поддержать и благословить строительство храма в честь Святителя Спиридона Тримифунтского. В 2013 году верующие отслужили молебен во временном храме, в 2014 году начались строительные работы основного объекта.

Первоначальный деревянный храм Воскресения Словущего показан на Петровом плане Москвы

Первое упоминание о храме в честь Обновления храма Воскресения Христова или же в просторечье — церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке относится к 1548 году. Он указан на Петровом плане Москвы, созданном в 1596―1598 годах. Известно, что в 1560 году храм горел.


Петров чертеж Москвы 1597 года. Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке указана на Петровом плане Москвы

Дотла церковь сгорела во время большого московского пожара. Это случилось в 1629 году. При этом вместе с храмом сгорел весь Успенский вражек с расположенными на его территории строения.

Сразу же после того, как пожар прекратился, местные житель стали возводить на пепелище каменные церкви.

в этот период происходило строительство храма Воскресения Словущего на Успенском вражке

В исторической литературе датой возведения каменной церкви Воскресения Словущего считается 1629 год. Это не совсем правильно. Дело в том, что некоторые исследователи неправильно прочитали летописную заметку о построении храма:

«Построена каменна по сгорении 1629 апреля в 10 день деревянной».

На самом деле эта дата указывает на дату пожара. Само же строительство происходило с 1629 по 1634 год.


Церковь Воскресения Словущего. 2021 год. На фотографии виден второй четырёхугольный этаж церкви. Первоначально его сделали круглым

В 1654 году церковь и приход пережили чуму. В дальнейшие годы она неоднократно перестраивалась. В результате она приобрела современный вид со вторым четырёхуголным этажом вместо старого круглого.

Архитектурный ансамбль

Участок парка и Храм Спиридона Тримифунтского на Багратионовской вошли в программу застройщика ЗАО «Аурум Инвест», проект разрабатывало акционерное общество «Моспроект-2».

Внешняя отделка здания ассоциируется с элементами русского народного зодчества, архитектурный стиль представляет стилизацию и интерпретацию древнерусского наследия. Нео русский стиль является историческим направлением архитектурного строительства. Внешнее убранство церковного сооружения выполнено по правилам монументальной простоты.

Возведение каменной церкви

Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.

Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».

Внутреннее убранство

Переплетение духовности и современности прослеживается в использовании приемов новейших технологий в строительстве храма Святителя:

  • применение фресок с растительным орнаментом;
  • интерпретация мотивов древнерусских мастеров;
  • воспроизведение на стенах народного религиозного творчества;
  • применение творческой стилизации в создании иконостаса;
  • сочетание религии и философии;
  • совмещение современности и древности в иконописи;
  • применение византийской росписи на потолке;

  • размещение икон на боковых стенах согласно регалиям и статусу святых угодников Божьих;
  • Святыни и мощи

    Храм Спиридона Тримифунтского на Багратионовской представляет интерес для верующих паломников. Чудотворной силой обладает икона имени Святителя Спиридона Тримифунтского, написанная монахами на святой горе Афон, освященная в греческом храме (остров Корфу) на мощах чудотворца.

    Путешественники прикладываются к иконе Святителя Луки Крымского с частичками мощей, в надежде исцеления. Верующие коленопреклонённо молятся у Частички Мощей Спиридона Тримифунтского о даровании здоровья детям, просвещении ума для душевно больных, о прощении смертных грехов.

    Читайте также:
    Колокольня Ивана Великого: история и архитектор, высота и архитектура, как выглядит и где находится

    В церковном каталоге святынь присутствует Сапожок чудотворца, выставленный для всеобщего обозрения. Во время богослужения 4 святыни вызывают у присутствующих благоговейный трепет и почтение к культу святого.

    Расписание богослужений

    В завершении статьи коснемся еще одного важного вопроса. Как уже говорилось, церковь Воскресения Словущего привлекает к себе множество паломников, приезжающих порой из дальних уголков России, и желающих посетить этот старинный храм в Брюсовом переулке. Расписание богослужений, приведенное ниже, поможет им сориентироваться в его насыщенной религиозной жизни.

    Так, по будним дням часы и исповедь начинаются с 8:40, а литургия в 9:00. Вечерние же богослужения проводятся в 18:00. Что же касается воскресных и праздничных дней, то их график является более плотным и насыщенным. Двери храма открываются в 6:30 для всех, кто желает отстоять часы и исповедаться, а в 7:00 совершается ранняя литургия, вслед за ней, в 10:00 – поздняя. В 18:00 начинаются вечерние богослужения, включающие в себя, кроме вечерни, чтение акафистов, предусмотренных в этот день церковным календарем.

    Социальная направленность

    Храм Спиридона Тримифунтского на Багратионовской является центром духовного воспитания подрастающего поколения и туристическим комплексом.

    Духовенство местной епархии сотрудничает с настоятелем и поддерживает 4 учреждения:

    • Школу № 1816.
    • Центр Социального Обслуживания «Филевский парк».
    • Школу № 590.
    • Школу «Интеграл».

    Паломнические выездные экскурсии прихожане совершают 4-5 раз в год. Для молодежи при приходе проводятся вечера классической, духовной и народной музыки с чаепитием. По окончании молебна с акафистом, еженедельно священник проводит Евангельские чтения, организовывает встречи с православными композиторами и режиссёрами.

    Священнослужители храма проводят активную работу в детских учреждениях, сотрудничают с ректором Института Современного искусства, Ириной Сухолет. Настоятель храма читает лекции для студентов, проводит мастер-классы. При храме функционирует воскресная школа, кино-клуб и православное общество глухих, детский православный клуб, театральная студия.

    Богослужение в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке проводятся ежедневно

    Богослужения в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке ежедневные. Получить информацию о них, а также сведения о храме можно на его официальном сайте.

    Официальный сайт Храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке

    При этом стоит иметь в виду, что расписание богослужений утверждается настоятелем ежемесячно. Кроме того, исповедь здесь проводится также по просьбе верующего во время вечернего богослужения.

    Официальный сайт также может подсказать, как удобнее добраться до церкви из того или иного района Москвы.

    Адрес храма: 125009, г.Москва, Брюсов пер., 15/2.

    Телефон дежурного священника: +7 (915) 218-7199

    Проезд: станция метро «Охотный ряд», «Пушкинская», «Тверская», далее пешком.

    Проезд автотранспортом: по ул. Большая Никитская до указателя на Брюсов пер. — поворот напротив здания Московской консерватории


    Настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве Николай Балашов. Митрофорный протоиерей, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви

    Настоятель храма — митрофорный протоиерей Николай Балашов. При церкви работает воскресная школа, проедятся приходские встречи. Кроме того, организуются паломнические поездки. Воскресная школа действует в церковном доме, построенном в 1986 году.

    Он воспроизводит древнего Елисеевского монастыря. Руководит школой о. Михаил Дронов.

    Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

    Интересные факты

    Преосвященство западного округа Московской области зафиксировали 4 случая чудесного исцеления в день памяти святого:

    1. У шестилетнего мальчика нормализовалась температура, сжигавшая его 23 дня. Выздоровление произошло после молебна с водоосвящением.
    2. По окончании крестного хода спала опухоль вокруг горла у 1,5 месячного ребенка (врачи диагностировали «свинку»).
    3. 63 летняя женщина молилась святому об исцелении кровотечения. После трапезы на престольном празднике эпителии кровяных сосудов свернулись и болезнь ушла.
    4. Молодой парень, с рождения страдавший от диатеза и псориаза вылечился после Исповеди, принятия Святых Таинств, Масло соборования.

    Как добраться до храма

    Маршрут 1: от станции метро Багратионовская до храма в Фили – Давыдково 200 метров, пешком 4 минуты. Маршрут 2: проезд Багратионовский, автобус М 2, расстояние 370 метров, 7 минут ходьбы. Маршрут 3: проезд автобусами М2, 130, микроавтобусами 478 М, 254 М по улице Барклая, 510 метров, 10 минут пешком.

    Маршрут 4: ехать по Большой Филевской улице 23, автобусом 130, микроавтобусами 478 М, 254 М, 510 метров, 14 минут ходьбы. Маршрут 5: проезд по 51- городской больнице, автобусом 130, микроавтобусами 254М, 478М, 720 метров,10 минут пешком.

    В окрестностях находятся: магазин продовольственных товаров по улице Сеславинской, банкомат МКБ, городская детская поликлиника № 30, отель «Подушкин».

    Умолкшие, и вновь ожившие колокола

    Тем не менее антирелигиозные кампании советских времен не обошли стороной и храм в Брюсовом переулке. Расписание его богослужений все эти годы продолжало извещать прихожан о том, что они проводятся в полном объеме (и это, безусловно, отрадный факт), однако призывавший на них благовест умолк на долгие годы. По распоряжению городских властей уникальные колокола, помнившие еще Ивана Грозного, были сняты и отправлены в переплавку. С тех пор церковная колокольня, утратив свое основное предназначение, стала чисто декоративным элементом.

    Праздничный перезвон вновь огласил Брюсов переулок лишь в феврале 2008 года, когда на его колокольню был торжественно поднят главный колокол, незадолго до этого освященный, и нареченный «Архангелом Михаилом». С тех пор его голос можно услышать во дни всех канонических православных праздников.

    Информация для паломников

    Священнослужители пользуются священными предметами во время богослужения:

    • Святой престол;
    • запрестольный крест;
    • дарохранительница;
    • антиминс;
    • семи свечник;
    • напрестольный крест;
    • напрестольное Евангелие;
    • кадило;
    • копие;
    • жертвенник;
    • звездица;
    • потир или святая чаша;
    • дароносица;
    • покров;
    • Гроб Спасителя.

    К святым дарам и освященным предметам имеет право прикасаться священник, в алтарь (хранилище Святых) заходят мужчины и наставники, женщинам и девушкам вход запрещен по Уставу православия. По окончании литургии верующим раздают просфоры с печатью Христа или Матери Божией, это святыня, употребляемая на голодный желудок со святой водой.

    Читайте также:
    Пафнутьев-Боровский монастырь: история, как попасть и добраться, отец, святыни и настоятели, престольные праздники

    Антидор и просфору кушают для поддержания телесных и духовных сил.

    Правила посещения для всех одинаковые: тишина, уважение и пристойный внешний вид. Женщинам и девушкам на территорию объекта заходить с не покрытой головой запрещено. Во время службы можно ставить свечи, и подавать записки о здравии. Детей до 6 лет к причастию подводить без исповеди. Рядом с храмом построен дом для паломников, в нем можно остановиться на ночлег, перекусить или отдохнуть.

    В 250 метрах находится мини-гостиница «Подушкин» с недорогими и комфортными номерами эконом – класса и класса – премиум. Снять комнату можно на час и на ночь. В оплату за номер входит комплект постельного белья, тапочки, халат и туалетные принадлежности. Номера оборудованы современной аудио аппаратурой.

    В церковной лавке храма Святителя Спиридона Тримифунтского можно приобрести в качестве сувениров:

    • нательные крестики;
    • серебряные и деревянные медальоны с образами Матери Божией, Пресвятой Троицы, Ангела Хранителя, Спиридона Тримифунтского;
    • пояса с молитвами «Живый в помощи Вышняго», «Да воскреснет Бог»;
    • браслеты на запястье с ликами святых угодников Божьих;
    • серебряные кольца «Спаси и сохрани».

    В качестве памятных вещей для укрепления здоровья:

    • тройники для водителей и путешествующих;
    • духовные книги;
    • именные и венчальные иконы;
    • сувениры к Рождеству Христову (ягнята), Пасхе (яйца);
    • освященные ароматизированные масла;
    • ладан;

  • календари плакатные;
  • шоколад с изображением храма.
  • Посещение храма благотворно скажется на духовном развитии взрослого и ребенка, расширит культурный и исторический кругозор.

    Автор: Натали

    Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке — прекрасный образец посадского храма 17 века

    Благодаря тому, что храм постоянно находился в ведении Русской Православной Церкви, его внешний вид и внутреннее убранство остался неизменным. Здание церкви храма — это бесстолпный одноглавый четверик.

    Оно типично для «уличанской» церкви и поэтому его можно взять в качестве образца небольшого посадского храма XVII века.

    Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. 1979 год. Здание Хрма Воскресения Словущего ― типичный пример обычной слободской церкви XVII века

    Стены церкви оформлены декоративными полукруглыми закомарами с нишками. Наличники окон здания скромные, в архитектуре его использованы угловые пилястры с полуколонками, карниз строгий по профилю, пояс колончатый размещён на глухом, не имеющим окон, барабанчике главы.

    Таким образом, только общие пропорции и рисунок оконных обрамлений может указать на то, что строил церковь опытный и талантливый зодчий.


    Северный придел Николая Чудотворца церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке, в Москве. 2021 год. Придел во имя Николая Чудотворца ― один из двух приделов храма Словущего на Успенском вражке

    Главный престол — Воскресения Словущего (1634), приделы: святителя Николая Чудотворца (сев., 1634), пророка Елисея (юж., 1820, до этого сначала назывался приделом святой Параскевы, с 1705 — Покрова).

    Кроме того, от первоначальной архитектурной композиции церкви после многочисленных перестроек и переделок сохранился небольшой двухсветный четверик и трёхчастотная апсида, а также двухпридельная трапезная, пристроенная к основному зданию в 1816 — 1820 годах.

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    • Патриарх
    • Новости
    • Документы
    • Межсоборное присутствие
    • Публикации
    • Организации
    • Персоналии
    • Фото
    • Видео
    • Аудио
    • Анонсы
    • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

    • Архиерейский Собор-2021
    • Архиерейский Собор-2017
    • Архиерейский Собор-2016
    • Архиерейский Собор-2013
    • Архиерейский Собор-2011
    • Поместный Собор-2009
    • Архиерейский Собор-2009
    • Патриарх
    • Высший Церковный Совет
    • Межсоборное присутствие
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Епархии и Экзархаты
    • Поместные Церкви
    • Церковь и государство
    • Церковь и общество
      • Церковь и культура
      • Светские СМИ о Церкви
      • Конкурс «Православная инициатива»
    • Наука и образование
    • Издательства и СМИ
    • Памятные даты
    • Межрелигиозные отношения
    • Гонения на христиан
    • Инославие
    • Старообрядчество

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
    Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
    Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
    Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
    В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

    Архив

    • PDA-версия сайта
    • Наши баннеры
    • Экспорт новостей
    • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

    Информация для паломников, посещающих Храм Христа Спасителя в Москве во время принесения мощей свт. Спиридона Тримифунтского

    С 22 сентября до 14 октября 2018 года доступ к мощам святителя Спиридона Тримифунтского будет открыт ежедневно в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве с 8.00 до 20.00. Поклониться мощам святителя Спиридона в Москве будет возможно в течение полных 23 дней.

    15 октября после утреннего богослужения и молебна состоятся торжественные проводы святыни из Москвы на Корфу (ок. 12.00).

    Дорога к святыне

    Паломники должны проехать до станции метро «Парк культуры» или «Октябрьская» и пройти пешком до набережной в парке искусств «Музеон», откуда будет начинаться проход к Храму Христа Спасителя.

    Маршрут к Храму Христа Спасителя будет пролегать по Крымской набережной, Якиманской набережной и Патриаршему мосту.

    Проход к Храму Христа Спасителя от станции метро «Кропоткинская» в эти дни будет закрыт.

    Актуальная информация для паломников будет доступна на официальном сайте мероприятия https://spiridon2018.ru, страницах в социальных сетях: https://vk.com/spiridonvrossii, https://www.facebook.com/spiridonvrossii.

    Информация для верующих, приезжающих в Москву из других епархий

    Рекомендуется приезжать в Москву на железнодорожном транспорте (в связи со сложной транспортной ситуацией в центре столицы).

    Парковка для автобусов организованных паломнических групп из епархий будет находиться перед главным входом в парк искусств «Музеон» со стороны Садового кольца (заезд с улицы Крымский Вал).

    Читайте также:
    Храм Иоанна Кронштадтского в Казани: описание и адрес храма, расписание богослужений, престольные праздники и мощи

    Для регистрации автобусов из регионов на бесплатную парковку необходимо прислать заполненную форму на адрес spiridon.rus2018@gmail.com. В ответном письме будут все дальнейшие инструкции по проходу к мощам и схема парковки в Москве.

    Прохода для организованных групп не предусмотрено. Все паломники проходят в рамках общей очереди. По ходу очереди есть автобусы для отдыха, точки питания (платные), туалеты (бесплатные), кареты «Скорой помощи», постоянно работают волонтеры (в зеленой форме «Православные добровольцы»), которые также могут ответить на ваши вопросы.

    Учитывая возможность длительного пребывания в очереди паломникам рекомендуется:

    • ориентироваться на прогнозы метеослужб и одеваться по погоде (при необходимости взять теплые вещи, зонт, дождевик);
    • взять с собой запас воды (в пластмассовых бутылках по 0,5 л.);
    • при наличии медицинских показаний взять с собой необходимые лекарственные препараты.

    Православные монастыри Грузии

    Прекрасная и таинственная Грузия с давних времен манит паломников и туристов обителями, красивыми храмами, которые стоит увидеть. Монастыри Грузии — уникальной архитектуры православные обители, манящие своей строгостью и изысканностью, чудодейственными святынями, находящимися как в мужских, так и женских обителях.

    Мужские монастыри Грузии

    Атрибутами страны можно считать храмы и монастыри, их здесь много и они являются самыми посещаемыми местами. Они хранят архитектурные редкие строения, множество лет стоявшие как защитные сооружения от завоевателей, а теперь их считают сердцем искусства и религии.

    Успенская обитель Кватахеви

    Самтависская епархия Православной Церкви Грузии гордится древней святыней начала тринадцатого века, обосновавшейся в горах Шида Картли, в часе езды от Тбилиси. Каменистое ущелье, в котором расположен монастырь Успения Богородицы Кватахеви, легло в основу названия святыни.

    На монастырскую территорию можно зайти с двух порталов, южного и западного. Белые квадратные плитки украшают фасад храма, гордостью которого служит витиеватый крест. Некогда обитель Кватахеви славилась ювелирными изделиями, изготовленными грузинскими ювелирами, часть которых ныне хранит Московский государственный исторический музей.

    По преданию, Тамерлан в 14 веке захватил Кватахеви, закрыл в церкви монахов и сжег все дотла. Святыню восстановили, но не смогли замазать следы крови, которые постоянно появлялись вновь и вновь. В 18 веке Церковь причислила Кватахевских мучеников к лику святых.

    Только в середине 19 столетии святыню восстановили, пристроив хранящиеся и поныне:

    • колокольню;
    • трапезную;
    • лавру;
    • башни;
    • каменную стену.

    После революции мужская святыня Кватахеви была закрыта до 1989 года.

    Святая обитель Тринадцати Святых Ассирийских Отцов

    По просьбе ассирийских христиан в 2010 году был открыт мужской монастырский комплекс, в котором богослужения ведутся на ассирийско-арамейском наречии.

    Украшением горной обители служит небольшая Успенская церковь, хранительница уникального святого образа Богородицы «Кандовская», который даровал множество чудес исцеления молящимся у него.

    По левую сторону от храма Успения Божьей Матери стоит собор Тринадцати Святых Ассирийских Отцов, построенный на финансирование благочестивых грузинских граждан и освященный в 2013 году схимандритом Серафимом Бит-Хариби.

    На заметку! Монастырь Тринадцати Святых Ассирийских Отцов находится в Мцхети-Мтианети, в селе Дзвели Канда.

    Древняя обитель Моцамета

    В море зеленых насаждений на горном склоне, у подножья которого несет свои воды река Риони, возвышается прекрасный красноголовый монастырский комплекс Моцамета.

    Интересно предание об основании в этом месте в 13 столетии церкви Моцамета. Мерван Глухой, предводитель армии арабов, захватил Арагвети и церковь Шорапани. Плененных монахов за отказ принять ислам девять дней зверски мучили, а потом утопили в Риони. Люди, нашедшие тела, услышали голос с неба, приказывающих нести тела до того места, где процессию застанет рассвет, там и похоронить мучеников.

    Так процессия дошла до сожженной церкви, около которой останки князей Арагветских Давида и Константина, похоронила тела девяти мучеников. Здесь и была основана мужская святыня «Моцамета», что в переводе означает мученик.

    Интересно! Поныне в храме хранятся мощи святых мучеников. Чтобы подойти к ним, следует пройти через арку высотой в половину человеческого роста и склониться в поклоне, иначе войти невозможно.

    Каньон и небольшая гора отгораживает святыню Моцамету от Гелатской обители.

    Древний монастырь Джвари

    Чтобы полюбоваться первым памятником Всемирного наследия православной святыней Джвари, которая по преданию, основана святой равноапостольной Ниной, нужно добраться до вершины горы, стоящей на месте слияния рек Кура и Арагви.

    Первые сведения об основании на крестовой горе церкви относятся к началу 545 года, далее упоминаются церковные постройки начала 7 века, на основании которых и воздвигнут монастырь Джвари.

    Интересен факт, что высота обители и скалы соотносятся как 1:7. При строительстве нового храма грузинские архитекторы отказались от традиционной базилики, они построили церковь с вписанным в квадрат крестом, имеющим полукруглые апсиды по концам.

    Грубоватые скульптуры, простые барельефы и орнаменты — характерные особенности уникальных грузинских святынь, в которых нет помпезности и роскоши.

    На заметку! Монастырский комплекс Джвари относится к тем обителям, добраться до которых довольно сложно. Доехать можно на такси от Тбилиси до Мцхеты, основания горы, далее нужно будет карабкаться по горе вверх.

    Комплекс монастырей Давид Гареджа

    На границе между Грузией и Азербайджаном располагается целый комплекс монастырских обителей, растянувшихся на 25 километров по склонам Гареджийского кряжа. На грузинскую и азербайджанскую часть их делит государственная граница между двумя странами.

    20 высеченных в скалах святынь привлекают внимание паломников и туристов. Главная лавра святого Давида находится на севере горы Удабно, южная часть горного массива укрыта монашескими кельями.

    Самой большой ценностью горных монастырских комплексов являются фрески 8-14 века. Лавра Давида основана монахом из Сирии, который является одним из тринадцати сирийских Отцов, ним и его учениками были основаны обители Додо и Натлис-Мцемели.

    Читайте также:
    Серафим Тяпочкин: житие и биография старца, могила, почитание

    Девятый век стал временем основания Церкви Преображения Господнего, который:

    • встал на пути завоевателей турок;
    • в 13 столетии его разграбили монголы;
    • в 15 веке разорили войска Тамерлана;
    • в начале 17 столетия здесь побывал шах Аббас І.

    Восстановление Давидгареджийского комплекса в конце 17 века начато царем Теймуразом, продолжено Арчилом, при назначении в Гаренжу Онуфрия Мачутадзе. Отцом Онуфрием за сорок лет служения были возвращены не только монастырские права, но и земли, вокруг которых выросли прочные стены. Разорения в результате нападений врага, наступившее в 19 веке опустошение привели к тому, что в монастырях Давид Гареджа осталось совсем мало монахов.

    Духовная жемчужина Грузии вновь расцвела со строительством горной дороги к ней, построенной во время правления Леонида Брежнева.

    К сведению паломников и туристов: ежедневно на гору Гареджи ходит автобус, который за доступную плату доставит вас к святыне, подождет 3 часа и отвезет в Тбилиси.

    Святыни монастырских комплексов — святые мощи преподобного Давида и Лукиана Гареджийских привлекают паломников своей чудодейственной силой.

    Монастырь святого Антония

    Действующая обитель Марткопи, основанная в 6 столетии ассирийским монахом, отцом Антонием, на протяжении веков привлекала паломников чудотворным образом Нерукотворного Спаса, который утерян. Ныне редкие паломники едут на поклонение к могиле святого Антония и башни его имени.

    Материалом для возведения уникальной святыни послужил местный камень, из него выполнен весь монастырский комплекс, который внутри хранит уникальные фрески времен ассирийских отцов.

    Монастырь Шиомгвиме

    Шио-Мгвимская обитель 6-го века, в нем на то время проживало около тысячи монахов, — самая посещаемая паломниками и туристами, которых привлекают как древние святыни, так и уникальная архитектура.

    Миссионер Шио из 13 ассирийских монахов провел в одной из пещер Мцхеты свои последние дни. При его жизни была освящена церковь Иоанна Крестителя, иконостас которой поныне хранится в грузинском государственном музее искусств. Храм Богородицы возведен по благословению царя Давида Четвертого в 12 веке.

    11-16 столетия стали временем перемен, разрушений и опустошения, но неизменна уникальная архитектура Шио-Мгвимской обители. После вторжения персов монастырские постройки восстанавливались князем Гиви Амилахвари в 1678 году, но снова разрушение, опустошение, после чего монастырь так и не смог занять первое место духовной обители Грузии, хоть и возродился в настоящее время.

    Монастырь великомученика Георгия Победоносца

    По-грузински древняя обитель звучит, как Алаверди, что означает дарованная Богом.

    В 11 столетия царем Квирике Кахи был возведен крупнейший собор Грузии на месте маленькой церкви, основанной одним из 13 ассирийских отцов Алаверди. Святой старец покорил местное население своей духовной силой молитвы, некоторые из мужчин влились в число пустынников, постепенно образуя большую обитель.

    Святым Иосифом (он в конце жизни принял подвиг безмолвия) был написан катехизис, который, к большому сожалению, ныне утрачен.

    В 21 веке паломники едут помолиться в храме Алаверди, около которого покоится тело святого Иосифа.

    В 17-18 столетии святыня принадлежала женской обители, в которой проживали представительницы царской семьи, принявшие монашество. С 9 века в этой обители хоронили царей Кахетии.

    Монастырь Алаверди знаменит тем, что здесь хранятся останки святой Кетеван, царицы, принявшей мученическую смерть.

    После землетрясения 1742 года святыня была реставрирована по приказу царицы Тамары. При планировании паломнической поездки следует учесть, что от основной дороги до обители 9 км.

    Грузинская Бетания

    С 11 столетия известен Рождественский монастырь Бетания, который существует и поныне недалеко от Квесети, расположенного в ущелье около речки Вере. Здесь хоронили представителей рода князей Орбели, затем решили возвести монастырь, место постройки которого указано самим Богом.

    По преданию здесь была древняя Лавра, в которой часто молилась в уединении царица Тамара. Густые леса и по сей день хранят груды камней на месте древних келий монахов.

    До 19 столетия грузинская святыня находилась в полном запустении. Пока ее случайно не нашел художник Гагарин, который своими рисунками привлек внимание историков и археологов. Иеромонахом Спиридоном была начата расчистка монастырской территории, им же были обнаружены святые мощи, которые хранятся под церковным престолом.

    К концу 19 века в обустроенной обители собралось несколько монахов, среди них помощником был мальчик Василий Майсурадзе. Он принял впоследствии монашество под именем Иоанн жил в монастыре Армази, в 1921 году был расстрелян, но чудом спасся и вернулся в родную обитель, со временем став ее настоятелем.

    Во время советов Иоанн и живший с ним игумен Георгий числились сторожами исторического памятника, однако, официально признанный недействующим, монастырь продолжал богослужения, в нем совершались Таинства.

    Старцы молились за всех желающих, есть свидетельства об исцелениях и осуществлении пророчеств. Монахи находились в постоянных постах и молитвах, приняли схиму, почили с миром и похоронены под стенами храма.

    Возведенный из местного камня храм Бетания хранит остатки фресок «Спаса на Престоле», растительный орнамент с краткими молитвами украшает алтарь. Современным методам реставрации удалось восстановить фрески с изображением царя Георгия Третьего, ее дочери — царицы Тамары и внука Лаша. Уникальные фрески апостолов, сцены из земной жизни Христа привлекают паломников и туристов всего мира.

    Женские грузинские монастыри

    Женщины Грузии всегда были примером берегини своего рода, хранительницами православных ценностей и поклонницами Господу.

    Женские монастырские комплексы мало чем отличаются от мужских, разве что чуть больше зелени и внутренних украшений. Простота, строгость архитектуры, отсутствие помпезности и роскоши являются характерными чертами грузинских святынь.

    Монастырь Святой равноапостольной Нины

    Прекрасный Бодбийский монастырский комплекс вырос на месте некогда маленькой церкви, возведенной в 6 веке над могилой равноапостольной Нины на пожертвования царя Мириана.

    Благосостояние тогда еще мужской обители поддерживалось царской династией в начале 13 столетия, но с 13 по 15 века, времени вторжения монголов, разрушений и опустошения нет сведений об этой святыне.

    • Бодбийский монастырь обретает свою былую славу в 15 веке, но снова терпит разрушения во время экспансии иранцами.
    • Во времена династии Георгия ХІІ подарили в монастырскую казну церковную утварь, древние рукописи и книги, при этом освободили монахов от податей.
    • До 1837 в бодбийском монастырском комплексе проживали священники в чине епископов и митрополитов Кахетии, они имели право голоса при решении политических и общественных дел.
    • Весной 1889 года по указу российского императора Александра ІІІ был основана женская обитель, которую освятил архимандрит Николай (Микеладзе).
    Читайте также:
    Татарстанская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

    Благословенная игумения Ювеналия вывела женскую святыню в число первых монастырей Грузии, восстановив церкви, подсобные помещения на монастырской территории и организовав большое хозяйство. Богатейшая монастырская библиотека привлекала историков и теологов всего мира.

    С 1924 по 1991 год грузинская святыня была закрыта. В 1995 году было принято решение о реставрации храма святой Нины. Монастырские насельницы в настоящее время всеми силами:

    • восстанавливают святыню;
    • переписывают древнейшие рукописи;
    • пишут иконы;
    • вышивают золотом;
    • ведут обширное подсобное хозяйство.

    Интересно! Паломники приезжают сюда помолиться на могиле равноапостольной Нины и окунуться в целебном святом источнике Нинос цкаро, расположенном неподалеку от церкви Завулона и Сосаны, Нининых отца и матери.

    Много чудес исцеления дарит молящимся основная святыня — икона Богородицы «Иверская», которая во время забвения использовалась под операционный стол.

    Хашмийский монастырь Святой Троицы

    Базилика пятого столетия на месте креста, поставленного святой Ниной, находящаяся в настоящее время в селе Хашми, привлекает, как архитектурный памятник старины паломников и туристов в женскую обитель Самеба.

    Возведенный в 15 столетии храм из песчаника покрыл древнюю святыню, внутри которой возвышался резной каменный крест. Кахетинский царь Леван ІІ спонсировал роспись фресками храмовых стен, строительство архиерейского дома, башни, колокольни и других построек.

    В 18 веке после нашествия лезгин храм был оставлен почти на столетие. В 1891 году монастырские территории и строения начали реставрировать, освятив его в 1895 году. Ныне женская обитель Самеба величаво возвышается на Кацарети, большом поле.

    Внимание! Зайти в середину святыни можно только по разрешению монахинь, живущих здесь и своими силами проводящими реставрационные работы.

    Паломники маршрутками добираются до села Хашми, а дальше пешком по разбитой лесовозами дороге надо пройти еще 6 км, чтобы увидеть уникальный памятник архитектуры — Кацаретскую базилику.

    Архангельский монастырь

    Старинный замок князя Цицишвили в Самцевриси, хранящий историю со 7 столетия, в настоящее время подарил свои строения и территории женской обители. На замковых фундаментах выросли современные Архангельские монастырские постройки, сохранив старинную, почти квадратной формы башню, имеющую толстые стены.

    Архангельская церковь — православная святыня с простыми росписями, поражающими своей уникальностью и нешаблонностью. Жители соседних селений и паломники приезжают в обитель Архангела Гавриила на престольный праздник — 21 ноября, правда, без специального проводника попасть туда довольно сложно.

    Монастырь Мгвимеви

    Малоизвестный монастырский комплекс Мгвимеви, пещерная женская обитель Рождества Божьей Матери, хранит дыхание Золотого века, существовавшего при царице Тамаре. Трудно передать ощущения от первой встречи со старинными древними постройками, буквально висящими в воздухе, прилепившись к скалам.

    Идя по крутой лестнице, петляя между камнями, попадаешь в темный туннель, через который лежит путь к главному храму. Пещерная церковь Мгвимеви — единственная во всей Грузии, она не построена руками человека, а создана Богом. В середине пещеры возвышается сталагмит по правую сторону от алтаря.

    Далее есть проход к галерее, в конце которой виднеется базилика, покрытая красивой, резьбой украшенной крышей. Неподалеку виднеется колокольня, но это зона, закрытая для туристов.

    Интересно! Паломники могут добраться в эту святыню из Чиатуры, только следует учесть, что женский монастырь открыть только до 16.00.

    Монастырь Успения Богородицы в Дибри

    На вершине горы карельского района Грузии спрятался небольшой монастырский комплекс Успения Божьей Матери, хранитель уникальных фресок 6 столетия. Упоминание на стенных надписях абхазского царя Леона ІІІ указывает на время его строительства в 957-967 годах. Леон был последним царем Абхазии, после него настало время анархии.

    Палеологивские фрески, которыми расписаны Успенский храм, относятся к византийскому стилю 14 века, когда монастырь был в непосредственном подчинении Крестового Иерусалимского монастыря и Храма Гроба Господнего. В 16 столетии вокруг храмовых построек появляется стена и башня из кирпича.

    При событиях 2008 года Божья Матерь своим Покровом хранила село, в центре которого стоит святыня, от бомб и пуль, хотя неподалеку было полностью разрушено село Авневи. Монастырская территория закрыта для посещения. Полюбоваться старинными фресками можно только в главном Успенском храме, расположенном прямо под горой, там хранится чудотворный святой образ-фреска Богородицы «Дирбская».

    Монастыри Грузинской Православной Церкви

    Монашество – сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей. В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря – 72 мужских и 62 женских. Ниже будет представлен краткий обзор главных грузинских обителей, своим основанием восходящих к глубокой древности.

    Ахали Шуамта

    Ахали Шуамта

    Время основания: XVI век.
    Местонахождение: недалеко от г. Телави.
    Современное состояние: действующий женский монастырь.
    История: По преданию был построен кахетинской царицей Тиной, которая увидела в детстве пророческий сон об этом, и узнала показанное во сне место уже когда была женой кахетинского князя Левана. Здесь был построен монастырь, в котором впоследствии приняла постриг и сама Тина.

    Атенский Сиони

    Читайте также:
    Вознесенский собор в Твери: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Время основания: VII век.
    Местонахождение: в селе Атени, в 12 км к югу от г. Гори.
    Современное состояние: действующий монастырь.
    История: Главный храм, посвящённый Пресвятой Богородице, построен в начале VII века, росписи датируются XI веком, также на территории монастыря сохранились древние храмы Орбелиани (VIII-IX века) и Цминда Гиорги (XI век).

    Время основания: XI век.
    Местонахождение: в ущелье реки Вере, в 16 км от Тбилиси, около села Самадло.
    Современное состояние: действующий мужской монастырь в честь Рождества пресвятой Богородицы.
    Святыни: мощи неизвестных мучеников.
    История: Обитель названа в честь селения Вифания, где жили Марфа и Мария и где Господь воскресил Лазаря. Здесь, по преданию, часто отдыхала святая царица Тамара. В средние века монастырь пришёл в запустение, и был случайно обнаружен в середине XIX века художником Г. Гагариным, после чего в нём поселился иеромонах Спиридон, восстановивший Бетанию. В советское время это была единственная обитель, в которой продолжалась монашеская и богослужеюная жизнь (официально монахи были оформлены как музейные смотрители). Последний насельник, старец Георгий (Мхеидзе), скончался в 1962 году, а в 1978 году сюда прибыли новые монахи и Бетания стала первым монастырём, открывшимся в советское время.

    Время основания: IV век.
    Местонахождение: в двух км. от г. Сигнахи, около села Кедели
    Современное состояние: действующий женский монастырь.
    Святыни: Мощи св. равноапостольной Нины, которая была погребена здесь, чудотворный источник в честь св. Нины.
    История: в IX веке был построен главный монастырский храм в честь св. Нины, в нём сохранились фрески того же времени. После монгольского разорения XIII века сведений о монастыре нет, вплоть до XV века, когда он снова обрел славу религионого центра. В связи с персидским нашествием в XVI веке монашеская жизнь здесь прерывается. В следующем столетии монастырь начинает действовать как мужской, известно, что при нём действовала более двух столетий школа. Последний монах скончался в 1837 году, и лишь через полвека по указу императора Александра III обитель возродилась как женский монастырь, который вскоре стал одним из самых крупных в Грузии. В советское время монастырь был закрыт и снова открылся только в 1995 году.

    Вардзиа

    Время основания: XII век.
    Местонахождение: около села Вардзия в долине р. Кура, в 70 км к югу от г. Боржоми.
    Современное состояние: действующий мужской монастырь.
    История: Эта пещерная обитель была построена в 1156-1205 годах при поддержке св. царицы Тамары, которая часто молилась здесь. Также здесь подвизался святой Ианн Шавтели. В 1551 г. монастырь был разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века его захватили турки, которые сожгли монахов прямо в храме. В XIX веке, после освобождения этого региона русскими войсками, в Вардзиа пришли греческие монахи и возродили здесь монашескую жизнь. В 1938 г. монастырь закрыли и превратили в музей, в 1990-е годы сюда вернулись монахи.

    Вачнадзиани

    Время основания: XV-XVI века.
    Местонахождение: в 8 километрах от деревни Вачнадзиан района Гурджаани.
    Современное состояние: не действует.

    Гелатский монастырь

    Время основания: XII век.
    Местонахождение: в пяти км к северо-востоку от г. Кутаиси.
    Современное состояние: действующий монастырь.
    Святыни: мощи св. благоверного царя Давида Строителя.
    История: Был основан св. царём Давидом Строителем в 1106 г., в честь присоединения к грузинскому государству Кахетии и побед над турками-сельджуками. Здесь же царь создал Гелатскую академию, крупнейший просветительский центр Грузии, в котором трудились такие выдающиеся умы как святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. Монастырь стал усыпальницей грузинских царей. Действовала при нём и больница. В 1510 г. турки разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Но очень быстро имеретинский царь Баграт III восстановил его. Со второй половины XVI в. до 1814 г. здесь находилась резиденця католикоса. В 1860-е годы монатырь был ограблен. В советское время был превращён в музей, в 1990-е годы передан Церкви.

    Время основания: VIII век.
    Местонахождение: в двух км от села Гурджаани, район Кахетии.
    Современное состояние: действующий женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
    Святыни: святой источник.
    История: Основана обитель в VIII веке. В советское время здесь располагался санаторий. В настоящее время идёт возрождение обители.

    Время основания: VI век.
    Местонахождение: Чохатури, Аджария.
    Современное состояние: действующий мужской монастырь в честь св. Иоанна Крестителя.
    История: это древнейшая обитель края Гурии. В прежние столетия была очагом культуры и просвещения, при ней была богатая библиотека, действовала школа. В советское время обитель была закрыта, один из насельников принял мученическую смерть от большевиков. Возрождение пустыни началось в 2001 г.

    монастырский комплекс Давидо-Гареджи

    Время основания: VI век.
    Местонахождение: на границе Грузии и Азербайджана, в горах Кахетии, в 60 км от г. Тбилиси.
    Современное состояние: действующий мужской монастырь.
    История: Преподобный Давид Гареджийский, придя в эти края в начале VI века, основал здесь первый пещерный монастырь, именуемый Давидовой Лаврой. Его ученики святые Давид и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. В IX веке привёл обитель к процветанию преподобный Иларион Ивер. В XI-XIII веках появляются монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури. Это время расцвета Давидо-Гареджийских монастырей. Монастыри сильно пострадали при нашествии Тамерлана в конце XIV века, а в 1615 г. войска шаха Аббаса I за одну ночь истребили всех монахов – тогда пострадали шестьсот (по другим данным – шесть тысяч) преподобномучеников Гареджийских. Возродилась монашеская жизнь здесь только после 1690 г., трудами святого Онуфрия Гареджийского. В XIX веке лишь в монастыре Натлисмцемели жили монахи.

    Читайте также:
    Раифский монастырь в Казани: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

    Джвари (монастырь Святого Креста)

    Время основания: VI век.
    Местонахождение: у слияния рек Куры и Арагви, возле г. Мцхета.
    Современное состояние: дейстующий мужской монастырь.
    История: Первый храм был построен во второй половине VI века рядом с установленным ранее св. Ниной поклонным крестом.

    Зедазени

    Время основания: VI век.
    Местонахождение: на левом берегу р. Арагви, к востоку от г. Мцхета.
    Святыни: мощи прп. Иоанна Зедазенийского.
    История: обитель была основана преподобным Иоанном Зедазенийским в начале VI века на месте бывшего здесь прежде капища идола Задена. Сохранившиеся до наших дней здания построены в VII-VIII вв. Известен святой источник, истекающий возле монастырского храма. В XVII веке монастырь пришёл в запустение и возрождён был только в 1849 году. К концу XIX века епископ Александр Окропиридзе полностью реставрировал монастырь. В советское время, до 1946 г. в обители оставался смотрителем последний монах – о. Евфимий.

    Время основания: VI век.
    Местонахождение: рядом с селом Икалто, в 7 км от Телави.
    Святыни: мощи прп. Зенона Икалтийского.
    История: Монастырь основан преподобным Зеноном Икалтийским. В XII веке св. царь Давид Строитель построил при нём Академию, которая была разрушена во время нападения войск шаха Аббаса I в 1616 г.

    Время основания: VIII-IX века.
    Местонахождение: на левом берегу реки Кахтувни, Картли.
    Современное состояние: действующий мужской монастырь.
    История: Древний монастырь опустел во время нашествия войск шаха Аббаса – братия покинула его, спрятав при этом чтимую икону Божией Матери. В XIX веке новые монахи по указанию свыше обрели спрятанную икону. Во время коммунистических гонений монастырь был закрыт и икону спрятал у себя кто-то из верующих, до сего времени она не найдена. В 1993 году здесь возобновилась богослужебная и монашеская жизнь.

    Время основания: ХII век.
    Местонахождение: вблизи деревни Кавтисхеви, в 55 км. к западу от г. Тбилиси.
    Современное состояние: не действует.
    История: Основан в ХII веке, был значительно повреждён во время нашествия Тамердана в конце XIV века, полностью был восстановлен уже в середине XIX века.

    Кинцвиси

    Время основания: XII век.
    Местонахождение: ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели.
    Современное состояние: действующий мужской монастырь.
    История: сохранившийся доныне главный храм монастыря построен в конце XII века.

    Время основания: VII век.
    Местонахождение: ущелье Дзами, недалеко от г. Гори.
    Современное состояние: действующий мужской монастырь.
    История: Первая церковь была построена здесь в VII веке, позднее монастырь обстраивался в XIII столетии. В разные века от вражеских нашествий пострадало много монахов. В XVII веке монастырь упоминается как недействующий. Восстановление монастыря началось в 1997 году.

    Время основания: VI-VII века.
    Современное состояние: действующий мужской монастырь.
    История: Был основан на месте страдания древних мучеников. Монастырь на протяжении многих веков являлся религиозно-просветительским центром, здесь трудились Иоанн Гимнограф (X в.), архиепископ Иоанн (XI в.), святой Антоний (Цагарели) (XVII в.) и многие другие. Развитие и строительство монастыря было продолжено и в XIX веке. Его красотой восхищался святой Евфимий (Такаишвили) (+1953). После запустения советского времени монастырь снова открылся в 1998 г.

    Время основания: X век.
    Местонахождение: недалеко от г. Кутаиси
    Современное состояние: не действует.
    История: Главный храм посвящён в честь святых братьев-мучеников Давида и Константина Аргветских, погибших от рук арабского захватчика Мурвана Ибн Мухаммеда в VII веке. Здесь же, в монастыре, почивают их мощи.

    Время основания: IV век.
    Местонахождение: за рекой Алазани в Кварельском районе Кахетии.
    Современное состояние: недействующий монастырь.
    История: сохранилась древнейшая базилика, построенная здесь в конце IV в. В VI веке святой Авив, один из прибывших из Сирии святых, стал епископом Некресским и имел здесь резиденцию. Монастырь являлся важным культурным центром Кахетии.

    Время основания: XIII век.
    Местонахождение: в районе Тетрицкаро, далеко от населённых пунктов.
    Современное состояние: не действует.
    История: построен в 1216-1222 г. во время правления царя Лаша-Георгия. После неоднократных набегов и разрений монастырь был закрыт в 1731 г. Здания сильно пострадали от землетрясения 1988 г.

    Преображенский монастырь г. Тбилиси

    Время основания: XVIII век.
    Местонахождение: г. Тбилиси.
    Современное состояние: действующий женский монастырь.
    История: В 1789 г. Церкви были переданы здания древней тюрьмы и дворца, где был основан монастырь, освящённый в 1824 г., а также духовная семинария и приходская школа. В этой обители долго жил святитель Александр (Окропиридзе), а с 1906 по 1908 – священноисповедник Амвросий (Хелая). При коммунистической власти монастырь был закрыт. В 1991 году возвращён Церкви, тогда же возобновилась в его стенах монашеская жизнь. С 2003 г. при нём действует школа сестёр милосердия.

    Время основания: VII век.
    Современное состояние: не действует.
    История: Строительство монастыря, начатое в VII веке, продолжилось и завершилось уже на протяжении XI-XII веков.

    Самтавро

    Время основания: XI век.
    Местонахождение: г. Мцхета.
    Современное состояние: действующий женский монастырь в честь Преображения Господня.
    Святыни: мощи св. царя Мириана и св. царицы Наны, мощи св. Абибоса Некресского, мощи прп. Шио Мгвимского.
    История: первый храм здесь был построен святым царём Мирианом, крестителем Иверии, который и был здесь погребён. Позднее образовался монастырь. В XIX веке при обители действовало женское училище. На территории монастыря погребён старец Гавриил, один из наиболее почитаемых подвижников нового времени, на могилу которого приходит множество паломников.

    Время основания: XIII век.
    Местонахождение: в горах недалеко от Месхетии.
    Современное состояние: действующий мужской монастырь.
    История: основан святым Саввой в XIII веке.

    Тимотес Убани

    Время основания: XIII век.
    Местонахождение: неподалеку от курорта Цагвери в Боржоми.
    Современное состояние: действующий мужской монастырь.
    История: Главная церковь была построена в X веке, а монастырские здания в XIII веке.

    Читайте также:
    Храм Богоявления Господня в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Святые места в Грузии – православные монастыри и храмы

    Как одна из первых стран, признавших христианство государственной религией, Грузия обладает множеством православных святынь. Хранящиеся в древних монастырях и храмах, они позволяют почувствовать истинную ценность христианской веры и погрузиться в благодатную атмосферу минувших столетий. Осмотреть все реликвии государства в рамках одного паломнического тура практически невозможно, однако любому туристу под силу побывать в самых интересных местах, где хранятся наиболее ценные иконы и мощи.

    Знамениты святые места в Грузии

    Бодбийский монастырь

    Старинный Бодбийский монастырь, расположившийся на расстоянии 2 км от городка Сигнахи в Кахетии, хранит в своих стенах мощи святой равноапостольной Нино – великой Просветительницы Грузии, проповеди которой привели к Христу всех жителей страны. Родившись в 280 году, на протяжении 35 лет проповедница занималась апостольским подвижничеством, а перед кончиной удалилась в миниатюрное местечко Бодбе, где и была похоронена. Спустя время над могилой Нино воздвигли храм Святого Георгия, рядом с которым и возник монастырский комплекс.

    Мощи проповедницы хранятся в южном приделе храма. Ежегодно к ним приезжают тысячи паломников, стремящихся поклониться священным останкам и побывать на источнике Святой Нино, вода в котором считается целебной. Наряду с мощами, в монастыре содержится еще одна почитаемая святыня – мироточивая Иверская икона Божией Матери. В советский период в монастыре действовал госпиталь, и на образе до сих пор видны следы скальпеля, оставшиеся там как воспоминание о больничном прошлом сооружения.

    Патриарший собор Светицховели

    Храм Светицховели – один из важнейших духовных центров православных жителей Грузии. Кафедральный собор находится в городе Мцхета и относится к числу крупнейших исторических сооружений государства. Благодаря богатой и насыщенной истории, а также значимости для христианства он входит в почетный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    История святыни уходит корнями в IV столетие, когда по совету равноапостольной Нино иберийский царь Мириан III построил первую в государстве деревянную церковь. Во второй половине V века на месте церквушки возвели каменную базилику, а уже в XI столетии сооружение сменил современный трехнефный храм, воздвигнутый под надзором архитектора Арсакидзе.

    Согласно преданиям, под спудом собора хранится хитон Иисуса Христа, который привез в Грузию раввин Элеазар. Во время казни священнослужитель пребывал в Иерусалиме и был свидетелем жребия, метаемого об одежде Спасителя. На место захоронения хитона указывает Животворящий Столп, у которого в прежние времена совершалось множество чудес и исцелений.

    Монастырь Самтавро

    В месте слияния рек Арагви и Мтквари, на территории города Мцхета, высится величественный монастырский комплекс Самтавро, состоящий из монастыря Святой Нино и Самтавро-Преображенской церкви. Сооружение возведено в IV столетии по повелению царя Мириана, которого впоследствии захоронили в стенах храма. Несмотря на многократные разрушения и реставрации, комплекс сумел сохранить оригинальные орнаменты, которые не имеют аналогов в грузинской архитектуре.

    Внутри строения содержится много интересных святынь:

    • икона Святой Нино, обладающая чудотворным действием;
    • мощи анахорета Шио Мгвимского и проповедника Абибоса Некресского;
    • икона Иверской Божьей Матери;
    • могила царицы Наны;
    • часть камня с места захоронения Нино в Бодбийском монастыре.

    Собор Сиони

    Храм Сиони в Тбилиси входит в число двух главных православных сооружений Грузии. Свое название сооружение получило в честь иерусалимской горы Сион, которая в Библии называется «жилищем Божиим». Собор возвышается на побережье Куры в историческом центре столицы. Датой его основания называют VI столетие, однако за минувшие годы храм не раз разрушался и вновь восстанавливался.

    Самая ценная святыня Сиони – Крест святой Нино, который, по преданиям, проповедница получила от Богородицы перед посещением Грузии. Сплетенный из виноградной лозы, после смерти Нино он долго хранился в соборе Светицховели, затем путешествовал по армянским храмам, бывал в России, а в 1801 году снова вернулся в Грузию. Сегодня крест размещается в серебряном киоте рядом с северными воротами алтаря храма Сиони.

    Монастырь Джвари

    По совершенству и оригинальности архитектурных форм монастырь Джвари близ Мцхеты не имеет равных в Грузии. Будучи шедевром грузинского зодчества, храм первым в стране попал в список ЮНЕСКО. Здание высится на вершине горы, где, согласно древним летописям, святая Нино установила Животворящий крест Господень.

    Строительство здания пришлось на VI столетие. Изначально это была небольшая церковь, которая сегодня лежит в руинах. В 604 году рядом с ней состоялось торжественное открытие более крупного сооружения, освященного в честь Воздвижения Креста. На его фасадах сохранились старинные рельефы с изображением ктиторов, а внутри содержится современный крест, в котором хранятся частицы того древнего креста, установленного Нино.

    Другие грузинские святыни

    Путешествуя по территории Грузии, в городах и небольших деревушках страны можно увидеть немало других церквей, соборов, монастырей, в которых содержатся по-настоящему почитаемые реликвии:

    • Монастырский комплекс Шемокмеди– сохраняет самую древнюю грузинскую икону, датируемую 886 годом. Образ Преображения Господня доставили в храм из Зарзмского монастыря в XVI столетии. С того времени икона собирает тысячи паломников и туристов, приезжающих отдохнуть в Западную Грузию.
    • Гелатский монастырь – почитается благодаря усыпальнице царя Давида Строителя. Считается, что под его основанием похоронена царица Тамара, хотя по другим данным, ее прах был позже перевезен в монастырь Святого Креста в Иерусалиме.
    • Собор Влахернской иконы Божьей Матери – в храме размещаются мощи святых Иоанна, Георгия и Марины, частица пояса и риза Богоматери, а также часть губки, из которой Спаситель испил уксус.
    • Монастырь Моцамета – в это святое место паломники едут ради поклонения мощам святых Константина и Давида, которые были замучены захватчиками-арабами.
    • Храм Метехи– является местом захоронения святого Або Тбилисского и святой Шушаники, первой в Грузии великомученицы, погибшей от руки своего супруга-огнепоклонника.
    Читайте также:
    Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Монастыри Грузии

    Монашество в Грузии

    Монашество — сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей.

    Традиция монашества в Грузии очень древняя. Уже в I веке были грузины, которые становились отшельниками и жили, как это принято среди монахов, в пустыне, в безмолвии, подвигом изнуряя свою плоть и приобретая благодать Христову через устремленность к Богу и постоянную молитву.

    В IV веке равноапостольная Нина пришла в Иверию для просвещения ее светом евангельской истины. В житии святой мы видим черты, которые присущи монаху: уединенная жизнь, ночные бдения, обеты, которые она на себя возлагала. Но всё общество не было однородным: в городах жили приходившие из Персии зороастрийцы (огнепоклонники), а многие горцы оставались приверженцами местных языческих верований. Возможно, так происходило потому, что в Иверии к тому времени еще не появилось своего «духовного авангарда» — монашества.

    И оно возникло в VI веке, через 200 лет с момента проповеди равноапостольной Нины. Как всегда в истории Грузинской Церкви, предстательством Богородицы. Пречистая явилась во сне знаменитому в Антиохии монаху, преподобному Иоанну, и велела, избрав 12 учеников, отправиться на проповедь в Грузию. Иоанн, прозванный Зедазнийским, начал с того, что прогнал полчища бесов с горы Зедазени, которая возвышается над древней Мцхетой. Здесь он основал монастырь, существующий и поныне, совершил много чудес и исцелений, а самое главное — заложил крепкий фундамент православной жизни Грузии.

    13 святых отцов стали новыми просветителями Грузии, появились общежительные монастыри, в которых учреждалась совместная жизнь монахов с общей молитвой, был соборный храм, единый наставник для всей братии и один настоятель. Один из учеников Иоанна Зедазнийского, Давид Гареджийский, создал огромную лавру, состоящую из многих комплексов пещерных монастырей, в самой непригодной для жизни местности — пустынном плоскогорье Гареджи, где почти ничего не растет и обитают ядовитые змеи и скорпионы. Здесь возникло целое монастырское государство.

    В 1615 году на Грузию напал шах Аббас. Все монахи лавры, 6 тысяч человек, были обезглавлены сразу же после пасхальной службы. В ХVII веке крупнейший пещерный монастырь в Грузии вновь возродился. Сейчас лавра находится на границе страны с Азербайджаном.

    С середины XIX века — новая волна возрождения грузинского монашества. К революции в Грузии уже было несколько больших монастырей, мужских и женских, которые выделялись своей духовностью. Конечно, в первую очередь это монастырь святой Нины в Бодбе, там подвизались и грузинские, и русские монахини. Святая равноапостольная Нина после многих трудов и подвигов скончалась в селении Бодбе, где и была погребена. На месте ее погребения уже в V веке был построен храм, позже вокруг него возник женский монастырь.

    В годы советской власти Грузинская Православная Церковь, как и Русская, подверглась гонению. Монастыри остались без средств к существованию, люди боялись помогать монахам. Создавались артели из братий, но их ставили в невыносимые условия, и многие вскоре же упразднялись. Власти отбирали хозяйственное имущество и живность, поощрялось насилие со стороны населения. Такая ситуация была повсеместно. Монашеская жизнь почти прекратилась, теплилась она только в монастыре Бетания недалеко от Тбилиси. Этот монастырь был основан в ХI веке как фамильная усыпальница князей Арбелиани. В 1920 году два монаха — Иоанн (Майсурадзе) и Георгий (Мхеидзе) — вернулись в Грузию со Святой Горы Афон и поселились в закрытом уже монастыре. И хотя обитель считалась недействующей, а живущие в нем преподобные отцы Иоанн и Георгий числились «смотрителями ценного памятника архитектуры», монашеская традиция в ней сохранялась, молитва не прекращалась.

    После революции грузинское монашество пополнилось монахами из России. Они вынужденно бежали из своих монастырей и, перейдя на жительство в Грузию, основали здесь монашеские поселения. Например, Псху на озере Амткел в горах Абхазии.

    Поскольку монашеская традиция сохранилась, в конце 80-х годов ХХ века она ожила, люди совершенно естественно почувствовали потребность и желание обратиться к Богу, прийти в храм. Те, кто пришел в монашество в эти годы, ездили в Пюхтицы, в Троице-Сергиеву лавру, Псково-Печерский монастырь, на Афон, чтобы перенимать опыт монашеского делания.

    В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря — 72 мужских и 62 женских. Самые большие женские монастыри Грузии, где число насельниц составляет больше 30, — это монастырь святой Нины в Бодбе и монастырь Самтавро в Мцхете. Остальные обители небольшие — в мужских монастырях в среднем 10–15 насельников, в женских монастырях — 20–25 насельниц. В последние годы в обители приходит молодежь от 18 до 25 лет. Большинство монастырей расположено в труднодоступных местах — в лесу, в горах. Но и туда стремятся послушники — значит, есть у людей жажда монашества, пустынножительства.

    Во все века не только средоточием духовной жизни, защитными сооружениями от завоевателей, но и просветительскими центрами, в которых развивались ремесла и искусство, были монастыри Грузии. Действующие обители сегодня возрождают и развивают эти традиции

    Просвещенная апостолами в I веке, крещенная святой равноапостольной Ниной в IV веке, Иверия до наших дней сохраняет живую христианскую веру.

    Подготовила послушница Татьяна Кладиева

    Грузия: 10 святынь, которые стоит увидеть самому (а пока просто посмотрите наши фото)

    Первых христиан на грузинской (тогда — иверийской) земле, по преданию, крестил сам Апостол Андрей Первозванный. Здесь проповедовали Апостолы Матфей, Фаддей, Варфоломей и Симон Кананит. Археологи подтверждают, что уже в I-III веках на территории будущей Грузии стояли христианские храмы. Сюда отправилась на поиски Хитона Господа святая равноапостольная Нино, просветительница Иверии. Грузия — вторая после Армении страна, сделавшая христианство государственной религией. Случилось это ещё в 326 году. Святой Давид Строитель и его дочь, святая Царица Тамара, святой царь Вахтанг Горгасали, святой монах Давид Гареджийский, тысячи мучеников за веру — на этих землях за века просветилось огромное множество святых. За века гонений, поруганий, борьбы с завоевателями — персами, арабами, монголами, турками, — сохранение веры для грузин приравнялось к сохранению нации и самого государства.

    Читайте также:
    Раифский монастырь в Казани: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

    В Грузии очень много древних христианских святынь — храмов, монастырей, памятных мест, связанных с событиями христианской истории. Мы коротко расскажем лишь о некоторых из них.

    Давид Гареджи

    В шестидесяти километрах к юго-востоку от Тбилиси, на границе с Азербайджаном, на пустынных безводных холмах, где летом — невыносимая жара, а зимой — пронизывающие ветра, раскинулся монастырский комплекс Давид Гареджи. Девять пещерных монастырей растянулись на 25 км по Гареджийскому кряжу. Часть комплекса находится на территории Грузии, часть — в Азербайджане. На южном склоне — более ста пещер-келий. Главная и самая известная часть — Лавра Давида. Именно сюда в VI веке пришёл из Тифлиса один из самых почитаемых святых Грузии, сирийский монах Давид Гареджийский. Здесь выбрал пещеру и много лет жил в трудах и молитвах. В Преображенской церкви Лавры сейчас покоятся мощи святого.

    Монастырь за века много раз подвергался нападениям и разорениям — турки-сельджуки, монголы, войска Тамерлана, персы, лезгины… К концу XIX века монашеская жизнь здесь окончательно угасла. В советские годы на территории обители располагался военный полигон. С девяностых — вновь появилась братия. Монастырь славится сохранившимися росписями, фресками VIII-XIV веков с портретами исторических лиц, уникальными настенными надписями на разных языках. Приезжать сюда лучше весной или осенью, и по сухой дороге. В непогоду — не проедете. Обязательно захватите прочную обувь — ходить придётся много!

    Монастырь Джвари

    Воспетому Лермонтовым монастырю Джвари на высоком берегу, «там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», — полторы тысячи лет. В этих местах в пещере жила просветительница Грузии святая Равноапостольная Нина, здесь вместе с первым грузинским царём-христианином Мирианом установила деревянный крест на месте сокрушённого языческого идола.

    В храме святого Креста (Мцхетского Джвари), построенном в VI-VII вв., сохранился восьмигранный постамент этого креста. Сложный по конструкции, украшенный древними рельефами средневековый храм, по форме представляет собой крест, вписанный в квадрат. Он идеально соотносится с размерами скалы и выстроен с использованием техники «ключевой архитектуры»: камни «посажены» один в другой таким образом, что со веками конструкция церкви только упрочняется.

    В Грузию на машине. Часть 2. Тбилиси

    …Мы с вами расстались на ночной чашке чая с персиковым джемом… Это было первое знакомство со столицей Грузии — в одной ее небольшой квартире с радушными хозяевами, искренними улыбками и самыми теплыми гостеприимными объятиями. В Тбилиси и окрестностях мы провели 3 дня. И эти 3 дня были необыкновенно насыщены впечатлениями, прогулками, фотографиями, легендами и самыми душевными разговорами! Очень длинный получился пост и очень много фото). Сложно выбрать лучшие из 1000 отборных фотографий…

    Прим. Опять просматривала старые посты о путешествиях и обнаружила, что многие пропали из дневника(( Снова пришлось их дублировать из сообщества, поэтому в дневнике получилась путаница. Так что не теряйтесь, ищите Грузию — оно самое свежее!

    Первое, о чем хочется рассказать — это наша чудесная квартира

    , которую мы сняли через сайт Airbnb.ru. Находится она очень удачно — в самом центре на ул. Н. Сулханишвили напротив супермаркета «Карфур». В пешей доступности у нас был абсолютно весь старый город! Машина уютно и надежно расположилась в старом «итальянском» дворике дома.

    Сама по себе квартира — двухэтажная. Практически отдельный «дом в доме». На первом этаже живут хозяева, на второй этаж из холла-кухни ведет лестница. Сдают они весь второй этаж, который и состоит из двух спален, замечательной гостиной, ванной и собственной кухней.

    Апартаменты абсолютно новые! Мы были всего лишь третьими или четвертыми по счету гостями. Поразило, что все там просто сияло чистотой и было продумано, буквально, до деталей. Сразу чувствовалось, что создан этот дом с душой, а не лишь бы побыстрее заселить туристов.

    Хозяевам можно посвятить отдельный пост, и не один)) Невероятно гостеприимная и радушная грузинская семья! Глава семьи Гиви, бабушка Манана, Тамари, ее дочка Тамуна и сын Нико в любое время готовы были прийти на помощь, ответить на вопросы, подсказать, накормить, приготовить кофе и т.д. и т.п. При этом никогда лишний раз не побеспокоят и станут навязчивыми. Сначала это воспринималось как-то неловко, но потом мы просто поняли — это особенность людей. За три дня они, действительно, стали родными!

    Кстати на выходе из нашего дворика женщина продает просто волшебный домашний сулугуни! Все там же — напротив супермаркета «Карфур» В жизни не пробовала сыра вкуснее! Теперь все наши местные сыры есть не могу

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: