Храм Святого Духа в Краснодаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Свято-Георгиевский храм
в Краснодаре

Свято-Георгиевский храм в Краснодаре — церковь с более, чем 100-летней историей. Он примечателен не только выделяющейся на городском фоне архитектурой и живописным внутренним убранством, но и своей историей — службы в Георгиевском храме Краснодара велись ежедневно даже в период СССР. Также здесь хранятся ценные священные артефакты. Это одна из тех достопримечательностей города, которая одинаково интересна и простым туристам, и путешественникам-паломникам.

Георгиевский храм принадлежит Екатеринодарской и Кубанской епархии Русской Православной Церкви. В России Святой Георгий Победоносец почитается как покровитель державной мощи и воинства. Храм является функционирующим и одним из самых популярных в городе. На службах здесь всегда многолюдно. С особой торжественностью в храме отмечают День памяти Георгия Победоносца.

Расписание служб в Георгиевском храме Краснодара

Богослужения в Свято-Георгиевском храме проходят каждый день — это вечернее богослужение в 17:00. По будням, в утренние часы проходит божественная литургия — в 08:00. По праздникам и воскресеньям проходит 2 божественные литургии: ранняя — в 06:30 и поздняя — в 08:30. Также трансляции богослужений можно посмотреть на официальном канале Свято-Георгиевского храма в Краснодаре на Youtube.

История

Свято-Георгиевский храм в Краснодаре был задуман к постройке в 1891 году. Его возведение было приурочено к тысячелетнему юбилею Крымского Георгиевского мужского монастыря в Балаклаве. Святая обитель была задумана как подворье для паломников, отправляющихся в Балаклавский Георгиевский монастырь. Первый камень будущего Георгиевского храма заложили 18 июня 1895 года.

Храм возводился в течение 8 лет — средства на постройку собирались в виде пожертвований. В строительстве принимал участие архитектор Мальгерб (он спроектировал главный собор города — имени Святой Великомученицы Екатерины), но имена авторов проекта не сохранились в городских документах. Храм освятили 30 ноября 1903 года.

В первые десятилетия советской власти Свято-Георгиевский храм оставался единственным действующим храмом города. Но большую часть территории храма городские власти конфисковали. Ранее он занимал целый квартал: здесь был разбит фруктовый сад и огород, находились каменные дома (жилье настоятеля и братии), временная часовня. Также при храме функционировали воскресная школа, библиотека, лавка с церковными товарами. Сейчас Георгиевский храм Краснодара владеет только десятой частью той территории.

На протяжении всего XX столетия храм не закрывался, службы проходили регулярно, отмечались религиозные праздники. С этим фактом связывают одно необычное событие: в 1942 году прихожанам во время службы явился Георгий Победоносец. Он объехал храм на коне три раза и произнес, что церковь никогда не закроется. В новейшей истории Свято-Георгиевский храм был отреставрирован. Сейчас — это одна из важнейших святых обителей города.

Архитектура и святыни

В настоящее время Георгиевскому храму в Краснодаре присвоен статус памятника архитектуры. Здание построено в византийском стиле. Постройку венчают 11 куполов: 5 в центральной части, 4 по бокам собора, один над входом и один над колокольней. Купола традиционной «луковичной» формы окрашены в голубой цвет — по задумке они символизируют чистоту и непорочность неба. Церковь возведена из красного кирпича — сочетание с голубыми куполами необычное, но, зато, Свято-Георгиевский храм выделяется на фоне построек и легко узнается как один из символов города.

Внутри Георгиевский храм имеет 3 придела: центральный посвящен Святому Георгию Победоносцу, южный — «Федоровской» иконе Божией Матери, северный — преподобной Марии Египетской и Маркелле.

Несколько лет назад в храме была произведена масштабная реставрация. В числе работ — обновление иконостаса и новая роспись храмовых стен. Под главным куполом храма было подвешено двухъярусное паникадило. Необычный вид ему придают небольшие иконки, установленные между свечами ламп.

В Свято-Георгиевском храме хранится 2 ковчега с мощами более 7 десятков святых (полный перечень мощей — на сайте Свято-Георгиевского храма в Краснодаре). Важнейшими святынями считаются 2 иконы с частицами мощей великомученика Георгия Победоносца. В 2012 году святыни храма пополнились двумя важными артефактами: образом Святого Спиридона Триминфутского и башмачок с ноги того же святого. Артефакты были доставлены из Греции.

Как добраться до Свято-Георгиевского храма в Краснодаре

Церковь, посвященная Святому Георгию Победоносцу, располагается в Центральном округе Краснодара. Вблизи находится улица Красная с памятниками и прогулочной зоной. Посещение Георгиевского храма Краснодара удобно комбинируется с визитом в другие церкви города — рядом находятся: Храм Архистратига Михаила, Свято-Ильинский храм, Свято-Сергиевский храм.

Свято-Георгиевский храм находится на пересечении улиц Северная и Седина, между двумя автобусными остановками: «Коммунаров (ул. Северная)» и «Янковского». От каждой из них — несколько минут ходьбы. До обеих остановок курсируют:

  • автобусы № 2, 10, 26, 46, 90;
  • троллейбусы № 12, 13, 14;
  • маршрутные такси № 7, 31, 34, 36, 40, 45, 77, 93.

На трамвае можно доехать до остановки «Северная (ул. Коммунаров)». Здесь останавливаются трамваи № 1, 2, 5, 8, 15.

Заказать такси до Свято-Георгиевского храма в Краснодаре можно через службы: Gett, Uber Russia, Яндекс. Такси, Maxim, RuTaxi.

Панорамный вид на Свято-Георгиевский храм в Краснодаре

Георгиевский храм в Краснодаре на видео

30 главных храмов Краснодара

Краснодар считается относительно молодым городом России – его история насчитывает чуть более двухсот лет. Но по количеству храмов он не уступает другим, более древним российским городам. Некоторые из церквей города построены еще в XIX веке, когда Краснодар назывался Екатеринодаром. Другие построены совсем недавно, в двухтысячные годы.

Архитектура краснодарских храмов вобрала в себя традиции русского церковного зодчества. Это купольные храмы, выстроенные, как правило, из красного кирпича. Внутреннее убранство старинных храмов тщательно восстановлено, в некоторых из них находятся особо чтимые в православии образа и другие святыни. В Краснодаре есть также храмы иных вероисповеданий – католические, армянской апостольской церкви, ЕХБ, РПИЦ и других.

Действующие церкви и соборы Краснодара

Список самых известных и популярных храмов города.

Свято-Екатерининский кафедральный собор

Это величественный храм, который занесен в федеральный список архитектурных памятников. Начать строительство было решено в 1889 году, в честь спасения царской семьи во время крушения поезда. Но закончить собор удалось только к 1914 году. Из-за красного кирпича и красоты внутреннего убранства, его стали называть «красным». Храм самый большой в области, и один из крупнейших в России – внутри может поместиться 4 тысячи человек.

Читайте также:
Путивльский Святодуховский женский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 52

Александро-Невский собор

Собор Александра Невского – главный воинский храм Краснодара. Он был построен в 1853 году, и долгое время был местом, где хранились реликвии кубанского казачества. Войсковой хор, который действовал при храме, стал предшественником Кубанского казачьего хора. В 1932 году собор был взорван. Восстановление храма проходило в 2003-2006 годах, на новом месте, но с сохранением особенностей архитектуры старого собора.

Адрес: г. Краснодар, ул. Постовая, 26

Свято-Троицкий собор

Как и Свято-Екатерининский собор, этот храм был заложен в память о чудесном спасении царя и его семьи во время железнодорожной катастрофы. Автор проекта – архитектор И. Мальгерб. Собор выстроен в традиционно русском стиле, и вмещает в себя около тысячи человек. В советский период в здании храма находился склад, затем – скульптурный цех. В 1990 году собор снова освящен. Сейчас это один из самых красивых храмов Краснодара.

Адрес: г. Краснодар, ул. Фрунзе, 65

Свято-Георгиевский храм

Храм во имя св. Георгия Победоносца освящен в 1903 году. Здание построено в русском стиле церковного зодчества, из традиционного для краснодарских храмов красного кирпича. Для украшения использована изразцовая плитка. Всего над храмом возвышается 11 куполов. Образа, которые располагаются снаружи над входом храма, с южной и западной сторон, созданы на рубеже XIX-XX веков. Церковь известна среди горожан, как «храм, который никогда не закрывался» – она всегда оставалась действующей.

Адрес: г. Краснодар, ул. Митрофана Седина, 170

Храм Рождества Христова

Храм построен в 1999 году, по проекту архитекторов Ю. и П. Субботиных. Он находится на Рождественской набережной, на берегу Кубани. В церкви хранится множество святынь, почитаемых в православии – икона Божией Матери «Всецарица», которая считается чудотворной, и другие. Рядом с храмом находится артезианская скважина с питьевой водой, над которой возведена часовня во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Адрес: г. Краснодар, Рождественская наб., 1

Свято-Ильинский храм

Это так называемая «обетная» церковь – по преданию, возведение храма связано с эпидемией холеры в Краснодаре в 1892 году. После того, как прошел молебен св. Илье, и эпидемия отступила, горожане пообещали выстроить храм в честь святого. В 1907 году обещание было выполнено. Церковь построена в русском стиле, из красного кирпича, с одним куполом. Чуть позже к зданию пристроена колокольня. В 1990 году храм был снова освящен и реставрирован.

Адрес: г. Краснодар, ул. Октябрьская, 149

Храм святого Иоанна Воина

Это один из новых храмов Краснодара – он освящен в 2005 году. Храм представляет собой белоснежное здание с большим куполом, и трехуровневой колокольней, стилизованное под древнерусские церкви. Большие «венецианские» окна дают ощущение простора и света внутри храма. Снаружи здание украшено панно с изображениями святых. У церкви есть придел во имя иконы Божией Матери «Избавительница»

Адрес: г. Краснодар, ул. Дзержинского, 135/2

Храм Иконы Божией Матери «Целительница»

Церковь находится на территории 2-й городской больницы города Краснодара. Первый камень в основание заложен в 1999 году, а в 2004 году состоялось освящение храма. Сочетание белого, синего и золотистого цветов создают впечатление легкости силуэта здания. Над входом находится образ Божией Матери «Целительница». При церкви действует воскресная школа.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красных Партизан, 6/9

Храм Святого Духа

Церковь Сошествия Святого Духа выстроена в 2011 году. Это пятикупольный храм с шатровой колокольней, выстроенный в русском стиле. В церкви находится множество святынь, почитаемых в православии – частицы мощей святых Петра и Февронии, преподобной Елисаветы, Луки Воина. Также здесь хранится образ Богоматери «Праворучица», авторство которого приписывают апостолу Луке.

Адрес: г. Краснодар, ул. Сормовская, 126

Храм-часовня Александра Невского

Часовня построена на месте храма св. Александра Невского, в сквере имени Жукова. Это был главный храм для кубанского казачества, выстроенный в 1872 году, но разрушенный в период борьбы с религией в 20-е годы. Часовня – небольшое здание с позолоченным куполом, выкрашенное в белый цвет, и украшенное образами святых.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красноармейская, 37

Храм Святителя Николая Чудотворца

Церковь во имя Николая Чудотворца выстроена на месте, где ранее также располагался храм св. Николая, построенный еще в конце XIX века. Сейчас это улица Трудовой славы. В 80-е годы XX века он был разрушен и снесен. Строительство нового храма началось в 2014 году, с сохранением особенностей архитектуры старого здания. Это пятикупольный храм в русском стиле.

Адрес: г. Краснодар, ул. Трудовой Славы, 3

Свято-Покровский храм

Строительство Свято-Покровского храма началось еще в 1992 году. Завершен храм был только в 2009 году, когда на колокольню были подняты колокола, и появились купола на храме и колокольне. Колокольня – многоярусная, с традиционным шатрово-купольным завершением. При храме работают служба консультирования, Православный центр культуры Кубани и воскресная школа.

Адрес: г. Краснодар, ул. Стасова, 174/2

Храм Казанской иконы Божией Матери

Возведение этого храма проходило в 2005-2010 годах. Он состоит из нижней церкви с престолом во имя Всех Святых, и верхней – во имя Казанской иконы Божьей Матери. В храме находится мощевик с частицей Ризы Господней, частицами мощей св. Иоанна Златоуста, Филарета Московского, и других почитаемых в православии святых.

Адрес: г. Краснодар, ул. Тургенева, 169

Храм «Всех скорбящих Радость»

Церковь была построена в 1844 году, и на тот момент была первым в городе каменным храмом. Здание выстроено в стиле ампир. Рядом находится часовня, построенная над могилами атамана Черноморского войска Завадовского, и его супруги, которые сделали много для строительства храма. В 1999 году состоялось новое Великое освящение церкви.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, 103, тер. 1-й городской больницы

Храм Святого Димитрия Солунского

Это мемориальный храмовый комплекс, построенный в память о воинах-интернационалистах, и ликвидаторах аварии на ЧАЭС. Он находится на Платановом бульваре. Храм представляет собой однокупольное строение из красного кирпича. Рядом находится Памятная арка, на которой выбиты имена погибших при исполнении воинского долга, и на ЧАЭС.

Читайте также:
Осипов Алексей Ильич: биография и проповеди профессора богословия

Адрес: г. Краснодар, Рождественская наб., 15/1

Храм иконы Божией Матери «Всецарица»

Это главная церковь Всецарицынского женского монастыря. Она построена в 2003 году, и представляет собой однокупольный храм, богато украшенный декоративными элементами. Внутри находится четырехъярусный иконостас высотой 6 метров, изготовленный на Урале. В 2010 году в храм были пожертвованы старинные иконы XVIII-XIX веков.

Адрес: г. Краснодар, ул. Димитрова, 148

Храм в честь святого князя Димитрия Донского

Церковь была построена по инициативе и на пожертвования сотрудников Азово-Черноморского УВД на транспорте. Это высокий каменный храм с двумя большими главами, который находится на Старокубанской улице, на берегу реки Кубань. В оформлении доминируют лазурный, золотистый и белый тона, которые создают ощущение легкости и воздушности силуэта храма.

Адрес: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 40/1А

Храм Преподобного Ильи Муромского

Храм возведен по инициативе ветеранов и действующих офицеров спецслужб, проживающих в Краснодаре. Это знак памяти погибшим при исполнении служебного и воинского долга. Храм находится возле Славянского кладбища в Краснодаре, и представляет собой массивное здание с тремя золотыми куполами. Сейчас в нем проводятся службы, но продолжается строительство.

Адрес: г. Краснодар, ул. Круговая, 24

Храм Вознесения Господня

Вознесенская церковь была впервые построена в 1891 году, после того, как на сходке казаков было принято решение о строительстве храма. В 1920 году храм сгорел. Сейчас на прежнем месте идет строительство новой Вознесенской церкви. Поскольку изображений старинного храма не сохранилось, строится храм по современному проекту, но с сохранением традиций русской церковной архитектуры.

Адрес: г. Краснодар, п. Пашковский, ул. Ярославского, 78/4

Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Храм находится на территории Кубанского государственного университета. Он построен в 2015-2017 годах как небольшая деревянная церковь с шатрово-купольной главой. Проектом предусмотрено строительство большого каменного храма, который будет виден издалека. В церкви идут службы для жителей ближайшего микрорайона, и студентов КубГАУ.

Адрес: г. Краснодар, ул. Калинина, 13

Храм Святителя Николая Мирликийского Чудотворца

Закладка первого камня в основание будущего храма состоялась в 2004 году. Полностью строительство завершилось к 2009 году, когда при церкви был образован самостоятельный приход. Храм находится в жилом микрорайоне Гидростроителей, на улице Средней. Каждый день в нем проводятся богослужения. Нижний придел освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери.

Адрес: г. Краснодар, ул. Средняя 84/1

Храм Архистратига Михаила

Храм возведен в 2009-2012 годах, неподалеку от места, где ранее располагалась старинная Покровская церковь, разрушенная в 1936 году. В 2011 году на колокольню храма были подняты новые колокола, вес самого большого из которых составляет 450 кг. В церкви хранятся частицы мощей многих почитаемых святых – Оптинских старцев, св. Петра и Февронии, и других. Придел церкви освящен во имя Святого Страстотерпца и Мученика Царя Николая II.

Адрес: г. Краснодар, ул. Березанская, 89

Храм Святого Страстотерпца царя мученика Николая II

Этот храм находится неподалеку от городского парка «Старая Кубань». Первоначально церковь была открыта в пустующем доме одной из жительниц города, который она пожертвовала для строительства храма. Первый храм был освящен во имя св. Николая Мирликийского, но после того, как в городе открылась другая церковь во имя этого же святого, храм был переименован во имя Святого Страстотерпца Царя Мученика Николая.

Адрес: г. Краснодар, ул. Курортный Посёлок, 4

Храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Храм находится на улице Вавилова. Это маленькая церковь, которая была выстроена на месте недостроенного храма, сгоревшего при пожаре в 2008 году. Вместе с храмом сгорели и уникальные старинные иконы XVI-XVII веков. Поскольку строящийся храм представлял собой сложную 25-метровую конструкцию, было принято решение не начинать строительство заново, а возвести небольшую церковь.

Адрес: г. Краснодар, ул. Бойлерная, 78

Храм Курской-Коренной Иконы Божей Матери

Церковь расположена на Центральной улице садового товарищества «Солнышко» в городе Краснодаре. Это кафедральный собор РИПЦ (Русской истинно-православной церкви) в Краснодарском крае. Храм освящен во имя Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», которая почитается в православии как чудотворная.

Адрес: г. Краснодар, ул. Центральная, 88

Свято-Пантелеимоновский храм

Храм первоначально был открыт на территории Краевой клинической больницы № 1 города Краснодара, и освящен во имя святого мученика и целителя Пантелеимона. Затем, после закрытия по требованию администрации в 2009 году, храм открылся в новом здании на улице 1 Мая. При нем действует общество православных медработников во имя св. Луки Войно-Ясенецкого. Сейчас рассматривается вопрос о строительстве нового Свято-Пантелеимоновского храма.

Адрес: г. Краснодар, ул. 1 Мая, 198

Храм Святителя Спиридона Тримифунтского

Это один из новых храмов города – первая литургия в нем состоялась в августе 2014 года. Небольшой храм находится в окружении жилой застройки в Московском районе города Краснодара. Силуэт здания напоминает корабль, окна украшены разноцветной мозаикой. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, регулярно проводятся богослужения.

Адрес: г. Краснодар, ул. Карякина, 18/1

Церковь «Ковчег»

Церковь евангельских христиан-баптистов «Ковчег» находится на улице Калинина. Община ЕХБ в Краснодаре имеет давнюю историю – первое упоминание о ней встречается в 1907 году. Молитвенный дом был построен в 1998 году, и из-за изящества архитектурных форм был занесен в путеводитель по городским памятникам «Краснодару – 210 лет».

Адрес: г. Краснодар, ул. имени Калинина, 352

Церковь святых Саака и Месропа

Это церковь армянской христианской общины в Краснодаре. Храм выстроен по канонам традиционной армянской церковной архитектуры. Стены выполнены из розового туфа, одна из них украшена буквами армянского алфавита. Освящение храма состоялось в 2007 году, одновременно был освящен и хачкар – традиционный каменный крест.

Адрес: г. Краснодар, ул. Евдокии Бершанской, 416

Церковь святого Либория

Католический храм во имя святого Либория освящен в 1999 году. Вместе с часовней, жилыми зданиями для священников и служителей, он образует единый храмовый комплекс. Здание выделяется своей оригинальной архитектурой – это массивный храм с вытянутыми узкими окнами. Над входом окна расположены крестообразно. Вместе с белыми стенами это позволяет визуально расширить храмовое пространство.

Читайте также:
Монастыри Кипра: православные действующие мужские и женские, описания и история

Адрес: г. Краснодар, ул. имени 40-летия Победы, 172

Рязанская епархия

Одна из самых древних церковных епархий уже более 8 веков играет важную роль в духовной жизни Русской Православной Церкви. Её история тесно связана с развитием Российского государства.

История

Христианство укоренилось на рязанских землях в конце X в. Через 4 года после принятия крещения князем Владимиром была создана Черниговская епархия, в состав которой входило Муромо-Рязанское княжество. Через 200 лет князь Ярослав Глебович высказался за отделение рязанских и муромских земель от черниговской кафедры. Просьба князя была удовлетворена киевским правителем, и осенью 1198 г. была основана Муромо-Рязанская епархия.

Монастыри Рязанской епархии:

Точно неизвестно, где располагалась кафедра первого рязанского епископа Арсения. Некоторые исследователи полагают, что его резиденция находилась в одном из старейших город Руси — Муроме. Но существует мнение, что он основался в Рязани (Старой Рязани), так как с инициативой образования отдельной епархии выступили именно рязанские правители.

В летописных источниках указывается, что архиерейская кафедра была перенесена в Переславль Рязанский (современная Рязань) святителем Василием I Святым. Первоначально кафедра праведника располагалась в Муроме, но архиерея оклеветали, и горожане пытались его убить. С иконой Муромской Богородицы святитель вышел на берег Оки, расстелил на водной поверхности свой плащ и с помощью Господа доплыл на нём до Рязани.

В 1288 г. город подвергся разорению татарской ордой, и святитель, как и за три года до этого по реке добрался до Переславля, который через некоторое время был переименован в Рязань. С этого времени епархия получила наименование Рязанская и Муромская.

Рязанские архиереи занимали высокое положение в церковной иерархии. Епископ Иона I, пребывавший на рязанской кафедре с 1431 по 1448 гг., внёс большой вклад в укрепление православной веры. В 1448 г. Собор русских епископов избрал его митрополитом Московским и Всея Руси. С этого события начинается история независимой Русской Православной Церкви. В 1472 г. через 11 лет после смерти Иона был причислен к лику святых мужей.

Епископ Феодорит, стоящий во главе епархии в сложный период Смутного времени, участвовал в избрании юного Михаила Фёдоровича Романова на российский престол. Именем Богородицы он уговорил, сомневающегося юношу принять волю русского народа. Сегодня епископ почитается как местночтимый святой.

В конце XVII в. Рязанская епархия приобретает статус митрополии. До упразднения патриархии одну из крупнейших митрополий возглавляли пять выдающихся священнослужителей. Пятый митрополит Рязанский Стефан в 1721 г. возглавил Святейший Синод, став его первым президентом.

До Октябрьской Революции Рязанская епархия являлась одной из крупнейших церковных административных единиц Русской Православной Церкви. Во времена господства в стране советской власти церковная жизнь в епархии практически не велась. Богослужения проходили в нескольких действующих приходских храмах.

Остальные культовые постройки использовались светскими властями в хозяйственных целях. Полноценное восстановление церковной жизни в епархии началось с конца 80-х гг. После торжественного празднования 1000-летия крещения Руси Церкви начали возвращаться культовые сооружения. В 2011 г. была образована Рязанская митрополия, в состав которой вошли Рязанская, Касимовская и Скопинская епархии.

Структура

Правящим архиереем Рязанской епархии является митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Епархиальная территория разделена на 15 благочиний, 4 из которых находятся в областном центре. В отдельные благочиния выделяются воинские храмы и монастырские владения. Благочиния объединяют несколько приходов, общее количество которых в епархии достигает 167.

Другие епархии РПЦ:

Церковное и социальное служение несут 200 клириков, большая часть которых находится в священническом сане. Для проведения мероприятий в рамках духовной, социальной и общественной деятельности при епархиальной администрации работают профильные отделы и комиссии.

Монастыри и храмы

На территории епархии располагаются 7 монашеских общин, общая численность насельников в которых составляет 54 человека. Мужские обители располагаются в следующих населённых пунктах:

  • Свято-Преображенский монастырь (Рязань, Кремль, владение 1);
  • Свято-Троицкая монашеская община (Рязань, Московское шоссе, владение 10);
  • Иоанно-Богословский монастырь (с. Пощупово, Рыбновский район);
  • Спасо-Преображенский монастырь (р. п. Пронск, ул. Ново-Стрелецкая, 9).

В настоящее время монашеская жизнь возобновлена в 3 женских монастырях.

  1. Рождества Богородицы в посёлке Солотча.
  2. Покровский в городе Михайлов.
  3. Казанский в городе Рязань.

Кафедральными епархиальными храмами являются следующие объекты:

  • Успенский собор;
  • Христорождественский собор.

Святыни и святые

В храмах и монастырях рязанской земли хранится множество святынь. К наиболее почитаемым можно отнести следующие объекты:

  • мощи святителя Василия Рязанского;
  • мощи блаженного Василия Кадомского;
  • частица мощей Феофана Затворника.

В храмах находится множество почитаемых и чудотворных икон.

Важно! 23 июня празднуется Собор Рязанских Святых когда-либо просиявших в епархии. Обширный список содержит именам подвижников православной веры с древних времён до современности.

Рязанская епархия — одна из крупнейших административных единиц современной Русской Православной Церкви. Её клирики сочетают в своей работе канонические традиции и современные технологии. Это позволяет приблизить к Церкви представителей молодого поколения.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”
Читайте также:
Серафим Роуз: биография отца, книги и цитаты, труды

Рязанская епархия

Первые свидетельства об утверждении власти Киевских князей на берегах Оки относятся к Х — началу ХI вв. Первоначально Рязань зависела от Черниговских епископов. В 1198 г. была учреждена самостоятельная Рязанская епархия; с 1589 г. — архиепископия, в 1667-1722 гг. — митрополия.

До 1682 г. границы епархии практически совпадали с границами Рязанского великого княжества. После учреждения Воронежского и Тамбовского уездов из подчинения епархии эти территории вышли. В 1699 г. Тамбовская епархия была упразднена, ее приходы до 1758 г. входили в состав Рязанской епархии. С образованием Рязанской губернии границы епархии стали совпадать с губернскими.

Со времени основания епархия называлась Муромской и Рязанской. После перенесения епископской кафедры на Рязанскую землю она именовалась Рязанской и Муромской. С 1764 г. епархия стала называться Рязанской и Шацкой, с 1799 г. — Рязанской и Зарайской, с 1928 г. — Рязанской и Шацкой, с 1944 г. — Рязанской и Касимовской.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 104) из Рязанской выделены Касимовская и Скопинская епархии. Рязанская епархия включена (журнал № 132) в состав Рязанской митрополии.

Епархия сегодня
(по состоянию на декабрь 2020 года)

Благочиния и благочинные

  • Центральное г. Рязани — протоиерей Георгий Боровой
  • Восточное г. Рязани — протоиерей Александр Гривин
  • Северное г. Рязани — протоиерей Вадим Базылев
  • Южное г. Рязани — протоиерей Сергий Соколов
  • Захаровское — протоиерей Виталий Белов
  • Михайловское первое — протоиерей Сергий Арсентьев
  • Михайловское второе — протоиерей Сергий Зенкин
  • Пронское — иерей Сергий Семин
  • Рыбновское первое — протоиерей Геннадий Черкасов
  • Рыбновское второе — протоиерей Геннадий Черкасов
  • Рязанское восточное — иерей Вячеслав Мамаев
  • Рязанское западное — протоиерей Сергий Огородников
  • Рязанское юго-восточное — иерей Владимир Васильев
  • Солотчинское — иерей Алексий Колотилин
  • Спасское южное — иерей Иоанн Иванов
  • Спасское северное — протоиерей Константин Колесников
  • Старожиловское — протоиерей Илия Коростелев
  • воинских храмов — протоиерей Константин Сомов
  • монастырское — игумен Исаакий (Иванов)

Кафедральные соборы

  • Христорождественский
    390000, г. Рязань, Кремль, ул. Скоморошинская, 14; тел. (4912) 27-54-14
  • Успенский
    390000, г. Рязань, Кремль, ул. Скоморошинская, 14; тел. (4912) 27-54-14

Количество приходов — 176, в том числе городских — 47, сельских — 129. Часовен — 39.

Количество клириков в епархии — 230, в том числе диаконов — 26.

Краткая характеристика Рязанской епархии

Краткая характеристика Рязанской епархии

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Рязанской области проживают 1 млн 228 тыс. человек, из них 846,3 тыс. в городах (521,7 тыс. в самой Рязани 8 ), 381,7 тыс. – в сельской местности 9 .

Большинство приходов Рязанской епархии созданы после 1988 г. Тогда на территории области действовал 51 храм. На начало 2003 года здесь насчитывалось 296 зарегистрированных приходов, из них 3/4 (229) расположены в сельской местности 10 .

Духовенство. На 1 января 2004 года в епархии насчитывалось 340 священников и 26 дьяконов 11 , в основном уроженцев Рязанской области. У меня нет данных о количестве священнослужителей в советское время, но маловероятно, чтобы их число значительно превосходило число действовавших тогда церквей.

Бурное храмостроительство, начавшееся после празднования тысячелетия крещения Руси (в период с 1988 по 1991 год число храмов в епархии увеличилось почти в 2 раза), требовало столь же быстрого роста количества священнослужителей. Такое положение было в тот момент характерно для всех епархий, существовавшие тогда духовные школы не могли обеспечить потребности Церкви. Действовавшая до революции Рязанская семинария в советское время была закрыта и открылась только в 1990 году, но уже как духовное училище с небольшим числом учащихся. Лишь часть рукоположенных в 1990-х годах священников получала в нем богословское образование. Прежний правящий архиерей не требовал от клириков обязательного обучения в духовных школах и после принятия сана.

В результате, несмотря на решение Архиерейского собора 2000 г. о необходимости наличия духовного образования у каждого священника, в Рязанской епархии на 2003 год, по оценке архиепископа Рязанского и Касимовского Павла (Пономарева), обучение в духовных учебных заведениях не проходили чуть больше половины клириков – 174 человека из 340 12 . При этом большинство священников, имеющих образование, получили его в местном духовном училище 13 , отличавшемся низким уровнем подготовки даже по сравнению с другими училищами РПЦ.

Средний возраст духовенства по состоянию на 1 декабря 2003 года – около 40 лет 14 . Период воцерковления многих из них пришелся на советское время, когда возможность общения с выразителями канонической точки зрения была очень мала ввиду малочисленности таковых. Мне известно о четырех семьях, где на 2003 год были священнослужители как минимум во втором поколении (сюда же относится священническая династия Правдолюбовых, насчитывающая более сотни лет). Предположительно таких семей еще минимум семь. В этом случае можно говорить если не о безусловной ориентации на церковную традицию, то, по крайней мере, об обязательном знакомстве с ней. Постижение азов христианства пятерыми из моих собеседников – людьми не старше 30 лет, – по их словам, проходило под руководством нынешних клириков Рязанской или Московской епархий. По-видимому, это характерно и для других священников от 1975 года рождения и моложе (таких на 1 декабря 2003 года было 63 человека), поскольку они уже имели возможность посещать церкви и заниматься в воскресных школах. Не располагая биографическими данными всех клириков епархии, все же предположу, что к религиозному воспитанию остальных, так или иначе, имели отношение пропагандисты «народного православия», поскольку именно к ним перешло религиозное лидерство в советский период. Разумеется, это не значит, что представители первых двух категорий священнослужителей никоим образом не контактировали с носителями «народной» традиции.

Часть клириков и после рукоположения продолжила общение с представителями этой традиции, видя в них духовных наставников. В качестве примера можно упомянуть ялтуновских стариц – жительниц с. Ялтуново Шацкого р-на сестер Анисию, Матрону и Агафию Петриных 15 (младшая из них умерла в 1996 году). Мне известны минимум два священника епархии, регулярно обращавшихся к ним за духовным советом, уже будучи в священническом сане. Один из моих собеседников, также после рукоположения, просил благословения у «Божьего человека» – пациентки расположенной на территории Вышенского монастыря психиатрической клиники. (Оговоримся, что регулярные контакты с подобными людьми отнюдь не предполагают поощрения священником «псевдоправославия» среди своих прихожан.)

Читайте также:
Борисоглебский монастырь в Дмитрове: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Что касается идейной ориентации духовенства, то заметного разделения на группировки в Рязанской епархии не наблюдается. Я принимаю существующую в историографии классификацию взглядов духовенства: модернисты (либералы), традиционалисты (консерваторы) и фундаменталисты 16 . Необходимо, однако, отметить, что «в чистом виде» последователи той или иной точки зрения в исследуемом регионе мне не встречались. Тем более невозможно говорить об организованном движении адептов какой-либо идеологии. Один и тот же человек может по разным вопросам придерживаться противоположных взглядов: например, одновременно быть сторонником введения института оглашения – безусловно либеральная позиция – и противником глобализации, проявление которой он усматривает в том факте, что правящий архиерей активно пользуется Интернетом, – точка зрения, характерная скорее для фундаменталистов. Численно в епархии, очевидно, доминируют сторонники консервативных и фундаменталистских взглядов. Во всяком случае, именно консервативная точка зрения обычно отражена в епархиальных СМИ. Время от времени фундаменталисты заявляют о себе, выступая (хотя и не публично) против присвоения личных кодов гражданам или вообще документов, снабженных машиночитаемыми кодами. Либеральная позиция по отдельным проблемам иногда высказывается в интервью моими информантами и крайне редко в прессе – только правящим архиереем, хотя причислять его к либералам я не считаю правильным.

В связи с вышесказанным я буду для удобства прибегать в данной работе к терминам «либералы», «консерваторы», «фундаменталисты», только учитывая оговоренную условность этих определений. Кроме того, я не нахожу прямой зависимости между идейной позицией священника и его отношением к традиционной религиозности.

Прихожане. Принятой в дореволюционной России системы фиксации принадлежности человека к конкретной общине в приходских книгах в настоящее время не существует. В храмах в лучшем случае ведется только запись учета количества крещеных, но эти данные не коррелируют с количеством реально посещающих церковь: во-первых, не все желающие креститься или крестить детей являются постоянными прихожанами, во-вторых, факт крещения фиксируется не всегда. Точное количество прихожан определить невозможно, все расчеты основаны на моих собственных наблюдениях и оценке моих информантов.

Обычно священники затрудняются самостоятельно определить численность, возрастной и гендерный состав своей паствы: эти данные не представляют интереса для епархии и не включаются в отчеты. Сами священники не пытаются целенаправленно отслеживать изменение количества посещающих богослужения. Лишь единицы самостоятельно называют примерное число присутствующих на воскресной литургии и на праздничных службах, а также какую часть от общего количества прихожан составляют разные возрастные группы. Остальным удавалось обрисовать ситуацию после ряда уточняющих вопросов. В исключительных случаях батюшки даже после наводящих вопросов предпочитали ограничиваться характеристиками типа «по-разному» и «когда как».

На протяжении исследуемого периода количество прихожан не было постоянным. Наиболее интенсивный приток людей в храмы наблюдался в конце 80-х – начале 90-х, в период «религиозного бума». Примерно с середины 90-х интерес к религии стал ослабевать, наплыв людей в церкви прекратился. Те, кто продолжил посещать церковь регулярно, по мере открытия новых храмов перераспределялись между приходами. К концу 90-х количество прихожан в общем стабилизировалось, но в каждом храме постоянно колеблется в зависимости от времени года, в первую очередь церковного. Праздники традиционно более привлекательны для верующих, чем обычные дни.

Не меньшее влияние на количество и состав прихожан оказывает и календарный год. Например, с началом дачного сезона число посещающих богослужения увеличивается в сельских храмах и уменьшается в городских, соответственно, с наступлением холодов – наоборот.

Количество прихожан даже на соседних приходах может заметно отличаться. В декабре 2004 года я в течение недели могла наблюдать в десяти рязанских храмах от 5 до почти 70 человек в будние дни и от 20 до примерно 200 в субботу и воскресенье. В целом численность прихожан в городских храмах в несколько раз выше, чем в сельских.

Основную категорию прихожан составляют женщины старше 40 лет, среди которых отдельно можно выделить категорию «бабушек» – женщин-пенсионерок. Вместе женщины за 40 и бабушки обычно составляют около 60–70 % присутствующих на богослужении. Мужчин, как правило, среди прихожан наблюдается не более 10 %, и чаще всего они также пожилые. На обычной воскресной службе чаще всего бывает лишь несколько человек детей и молодежи.

Ситуация различается в зависимости от прихода, однако общую картину эти различия не меняют. В сельских храмах, например, бабушки, особенно зимой и осенью, когда разъезжаются дачники, составляют почти 100 % посещающих богослужение. В городских храмах женщин за 40 и бабушек присутствует примерно поровну, первых даже несколько больше. Случается, что количество мужчин превышает традиционные 10 %, это может происходить в индустриально развитых городах. Можно упомянуть также монастырские храмы и подворья монастырей – там мужчин бывает несколько больше, чем в приходах: большинство из них составляют трудники, для которых присутствие на богослужении является обязательным.

Детей на службе, как правило, единицы. Исключение составляют в основном приходы, ориентированные на работу с детьми и молодежью, как, например, Борисоглебский собор в Рязани, куда регулярно приходят учащиеся православной гимназии, Успенский храм в Касимове, фактически являющийся домовой церковью православной школы, Николо-Ямской храм в Рязани, при котором существует детская организация «Православные витязи», и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

I. Краткая характеристика св. Григория Нисского, как богослова–догматиста.

I. Краткая характеристика св. Григория Нисского, как богослова–догматиста. Место св. Григория в ряду его знаменитых современников. Стремление его ввести в христианское богословие философский элемент; границы этого стремления и причины его. Достоинства и недостатки

25. Мученики Воронежской епархии

25. Мученики Воронежской епархии Священник Иаков Владимиров Настоятелем села Плотавы, Воронежской епархии, в начале большевицкой революции был о. Иаков Владимиров. Хозяин он был прекрасный ради прихожан, к которым относился, как отец к родным детям и все звал их

Читайте также:
Храм Иоанна Предтечи в Волгограде: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, святыни

26. Мученики Курской Епархии

26. Мученики Курской Епархии Протоиерей о. Петр Сионский Петр Васильевич Сионский окончил Духовную Академию и продолжительное время был смотрителем Обоянского Духовного Училища (Курской губ.). Архиепископом Питиримом (Окновым) был рукоположен в иереи и назначен в

27. Духовенство Кубанской Епархии

27. Духовенство Кубанской Епархии Протоиерей о. Александр Маков Отец Александр окончил Духовную Академию. Будучи настоятелем Ильинской церкви г. Краснодара, он в дореволюционное время был преподавателем Закона Божьего в гимназиях и в Мариинском Институте. В конце лета

Епархии и епископы

Епархии и епископы История правовых установлений есть синтез двух слагаемых: заранее данного зерна организующей идеи, принципа, схемы, и условий той среды, в которую это зерно насаждается. Греко-восточная церковь дала нам схему устройства, а русская почва в процессе

Введение. Краткая характеристика эпохи конца IV и начала V века.

Введение. Краткая характеристика эпохи конца IV и начала V века. Великие идеи, указывающие людям путь к истинному счастью, нередко рождаются как раз в те эпохи, когда счастья нет нигде и когда самая возможность счастья представляется наименее вероятной. Именно такой эпохой

X. Епархии

X. Епархии 1. Русская Православная Церковь разделяется на епархии — местные церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, Духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии.2. Епархия

Епархии и епископы

Епархии и епископы История правовых установлений есть синтез двух слагаемых: заранее данного зерна организующей идеи, принципа, схемы, и условий той среды, в которую это зерно насаждается. Греко-восточная церковь дала нам схему устройства, а русская почва в процессе

Посещение Епархии

Посещение Епархии В 1858 году Епископ посетил ту часть Епархии, которую занимает Ставропольская губерния, южная и восточная часть коей разбросана, подобно островам по морю, по области Линейных казаков. Островами можно по всей справедливости назвать города Кизляр, Моздок,

Поездка по епархии

Поездка по епархии Приглашаю моих добрых читателей мысленно сопутствовать мне по епархии. Пишу эти строки в Ульяновом монастыре, в 1183 верстах от Вологды. Было время, когда такой путь требовал и трудов нелегких, и потери времени; теперь он совершается на пароходе в течение

Епархии Элладской Православной Церкви

Епархии Элладской Православной Церкви (В порядке их перечисления в «Имерологионе» на 1977 год)1. Архиепископия АфинскаяМитрополии2. Этолийская и Акарнанийская3. Александруполийская4. Арголидская5. Артская6. Аттикийская7. Верийская и Наусийская8. Гортинийская и

Епархии Православной Церкви в Америке

Епархии Православной Церкви в Америке 1. Берклийская и Калифорнийская2. Бостонская3. Бруклинская4. Буэнос–Айресская5. Вашингтонская6. Детройтская и Мичиганская7. Мексиканская8. Монреальская и Канадская9. Нью–Йоркская10. Питгсбургская и

Исторические источники по истории Рязанской епархии XIV-XVII вв. Особенности изучения и классификационные признаки Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головина Наталья Владимировна

На основании проведенных исследований был классифицирован и изучен широкий круг письменных источников по истории Рязанской епархии XIV-XVII вв., выявлены их основные особенности, репрезентативность и обозначено значение в исследовании региональной истории средних веков.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Головина Наталья Владимировна

The historical sources of the Ryazan eparchy in the XIV-XVII centuries. The peculiarities of study and the classificational features

Basing on the research a wide circle of the historical sources on the Ryazan eparchys history during the XIV-XVII centuries was classified and ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 219 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ studied, also revealed their main peculiarities, representative traits and marked their meaning in next exploration the regional medieval history.

Текст научной работы на тему «Исторические источники по истории Рязанской епархии XIV-XVII вв. Особенности изучения и классификационные признаки»

УДК 93/99 [093) Н. В. ГОЛОВИНА

Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ Х!У-ХУП вв.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ___________________________________

На основании проведенных исследований был классифицирован и изучен широкий круг письменных источников по истории Рязанской епархии XIV—XVII вв., выявлены их основные особенности, репрезентативность и обозначено значение в исследовании региональной истории средних веков.

Ключевые слова: исторические источники, летописи, акты, писцовые книги, окладные книги.

Наиболее значительным и информативным в вопросе исследования истории Рязанского княжества (и епархии как его неотъемлемой части) является пласт исторических источников Х1У — ХУ11 столетий. Письменные памятники, касающиеся ранней и средневековой русской истории, почти все опубликованы, и новые открытия здесь сравнительно редки. Все это позволяет достаточно полно и системно классифицировать источники по истории Рязанской земли, что и составит предмет настоящей работы.

Летописи края до нашего времени не сохранились, предопределив многочисленные споры в историографии по вопросу их существовании в целом. Однако известны местные рязанские записи, попавшие в общерусские своды и, как считают исследователи, заимствованные из утраченных рязанских летописей [1]. Таковыми, например, являются сведения по истории Рязанского княжества, содержащиеся в некоторых владимирских летописях; элементы рязанского летописания включены также в Никоновскую (1556 г.) и Воскресенскую (1530—1540 гг.) летописи [2]. Факты из политической истории княжества можно обнаружить в областных ростовских, суздальских и некоторых других летописях.

В настоящее время учеными предпринимаются попытки собрать известные летописные сведения о Рязанском крае и сопредельных землях до 50-х годов XVI в. Как показывают исследования, этот письменный памятник достаточно сложного содержания отражает, в первую очередь, политическую историю, внутренние и внешние отношения княжества, как правило, военно-оборонительного характера (особенно если говорить о XII — XV вв.). Сведения из других сфер, включая церковно-религиозную историю, крайне редки, хотя и позволяют проследить некоторые важные события: последовательность пребывания на епископской кафедре рязанских владык, их основные дела и заслуги.

Поздним по времени в сравнении с летописными известиями, но более информативным и широко представленным является актовый материал по истории Рязанско-Муромской епископии. Этот вид исто-

Читайте также:
Благовещенская церковь в Петровском парке: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

рических источников — наиболее важный в исследовании истории епархии — широко отражает существенные процессы и изменения в социальной и хозяйственно-экономической жизни монастырей и церквей. Разнообразие актовых документов (купчие, данные, меновые, закладные, договорные, духовные, жалованные грамоты, акты церковного права) позволяет охватить широкий спектр вопросов социально-экономической истории княжества.

Следует подчеркнуть главную особенность источников актового характера — отражение в большей степени феодально-экономических аспектов истории церкви, являвшейся в указанный период времени одним из крупнейших собственников земли. Монастыри Рязанской епархии обладали обширными территориями, привилегиями и льготами, которые даровали им великие и удельные князья и княгини. Основным источником, подтверждающим именно этот факт, являются жалованные грамоты, большей частью Со-лотчинского монастыря, поскольку именно они дошли до нашего времени в большем объеме. Сохранились известия и о материальных пожалованиях частными лицами Рязанским монастырям и церквям.

Зачастую монастыри не только выступали объектом всевозможных дарений и поощрений, но и сами могли отстаивать свои земельно-собственнические интересы. В качестве примера можно рассмотреть показательную в этом отношении судную грамоту 30-х гг. XVI века по делу Ольгова монастыря с Федором Карцовым, сыном Курдумовым, с требованием монастыря вернуть незаконно захваченные земли [3].

По дарственным грамотам представляется возможным выявить значительные льготы монастырям и церквям. Подобные документы обычно заключались от имени архимандрита или игумена с братией. На их основе можно проследить и исследовать широкую совокупность экономических отношений, характерных для феодализма.

В целом рязанское духовенство пользовалось обычными правами и доходами того времени. Вероятно, оно в меньшей степени было подчинено княжеской власти, нежели в других княжествах [4]. Рязан-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

ская епархия обладала обширными поместьями, которые увеличивались не столько за счет собственных приобретений, сколько за счет пожертвований, о чем свидетельствует большая часть жалованных грамот, а также актов на имя рязанских владык.

В меньшей степени в исследовании истории Рязанской епархии могут быть использованы такие письменные памятники, как ранние известия иностранцев – средневековых восточных и западных историков, географов, дипломатов. Следует отметить, что в большинстве случаев этого рода источники не содержат прямых и существенных упоминаний ни о княжестве, ни о его населении. Так, известные нам сведения XV — XVI вв. двух венецианцев Иосафата Барбаро и Амвросия Контарини, немца барона С. Герберштей-на и итальянца А. Кампензе содержат совсем мало информации о жителях, вере, главных постройках и хозяйстве Рязанского княжества [5]. Поэтому, ввиду неопределенности и сложности структурно-сопоставительного анализа подобных сообщений, их использование может осуществляться только параллельно с другими источниками и при весьма критическом подходе.

Среди письменных источников по названной теме можно отдельно обозначить и литературные памятники: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о приходе чудотворного образа Николы в пределы Рязанские», «Повесть о муромском князе Петре и супруге его Февронии» и некоторые другие, частично отражающие быт и верования населения Мурома и Рязани, а также их ближайших соседей.

Таким образом, обзор источников по истории Рязанско-Муромской епископии более раннего периода XIV — XV вв. показывает их немногочисленность (в сравнении с дошедшими до наших дней письменными памятниками по истории других русских княжеств) и сравнительно невысокую репрезентативность. Многие из них были утрачены в результате пожаров, частых набегов соседей и нашествия мон-голо-татар, а также событий Смутного времени начала XVII в. Все это в настоящее время, безусловно, сказывается на состоянии источниковой базы истории Рязанской епархии в средние века.

Иначе выглядит картина источникового обеспечения более позднего времени (XVI-XVII вв.). Расширение источниковой базы как таковой и ее очевидные структурные изменения явились следствием объективного развития феодально-экономических отношений, что, в свою очередь, стало причиной усложнения делопроизводства и документооборота. Все это выразилось в появлении нового рода исторических источников — писцовых и окладных книг – документов делопроизводственного характера.

Хотя к настоящему времени не сохранилось ни одной подлинной писцовой книги Рязанского уезда XVI века, достаточно целостное представление о них можно составить на основе платежных и приправочных книг. Они неплохо изданы. Так, первый выпуск издания Писцовых книг Рязанского края появился в свет на основании постановления Рязанской Ученой Архивной Комиссии от 23 февраля 1896 года. В него вошли платежные и приправочные книги 1594 — 1598 гг. (платежные книги городов Рязани, Пронска, Ряжска, Зарайска и станов Окологородного, Каменского, Пехлецкого, Перевицкого, Ростиславского, Моржевского, Кобыльского, Пониского, Старорязанского; приправочные книги городов Пронска и Переяславля Рязанского, станов Каменского и Около-городного) [6]. В современном варианте переиздания этих источников появились в 1996— 1997 гг., став

доступными сравнительно широкой читательской аудитории.

Очевидно, что платежные книги отражают суть земельно-собственнических отношений церкви XVI — начала XVII вв., поскольку фактически ведут подсчет дворов, несущих тягло в пользу отдельно взятой церкви, либо монастыря. Следует отметить схожий характер информации такого рода документов, как сотные грамоты. Так, например, сотная грамота, данная государем Иваном IV Грозным в 1567 г., определяет земельные владения владыки Рязанского и Муромского: Борисоглебская земля, владычная отчина, двор в Переяславле, иные городские места, села, деревни, починки, селища [7].

Приправочные книги дополняют объем сведений о церкви как о крупнейшем духовном землевладельце XVI — XVII вв. Они несут информацию о церквях, их внутреннем убранстве, имуществе, а также о количестве церковнослужителей и их духовных санах.

Писцовые книги — документ кадастровый, составлявшийся, в первую очередь, в интересах государства с целью максимального увеличения взиманий. По писцовым книгам искали спорные земли, бежавших крестьян, платили земельную подать, взыскивали военные сборы; они являлись основой как государственного бюджета, так и хозяйства крепостной общины. Кроме того, писцовые книги могут служить важным источником по истории международных и межкняжеских отношений: в их состав вошел достаточно весомый пласт русских грамот по истории нескольких княжеств (Новгородского, Тверского, Рязанского). Большинство из них — договорные грамоты и докончания великих князей Рязанских с Московскими, наглядно характеризующие экономические отношения (приобретение земель, установление пошлин), а также поддержание политического союза. Некоторые из документов относятся к внешнеполитической истории, например, грамоты Московского княжеского дома в отношениях с Литвой [8].

Читайте также:
Казанский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Близким по характеру и происхождению к писцовой книге источником является десятня. Фактически, это статистика служилых людей, приписанных по службе к уездному городу. Десятни содержат информацию о праве владения поместьем, об укрывавшихся от службы дворянских детях, о боевой годности служилого человека, его денежном жаловании. В целом, писцовые книги и десятни являются аналогичными и взаимно пополняющими друг друга документами. Они дают достаточно сложную и обширную характеристику средневековой российской церкви, рассматривая ее в качестве крупнейшего феодала, и наглядно отражают земельные и иные материальные интересы духовных корпораций XIV — XVII вв.

Наивысшего могущества Рязанская епархия достигла во второй половине XVII в., что нашло свое отражение в росте экономической силы рязанских владык. Для подсчета их богатств возникла потребность в нового рода документах. Так появились окладные книги — «фискальный документ, исчислявший дворы прихожан каждой из церквей и, в зависимости от количества и качества этих дворов, а также наличия различных угодий, облагавший приходы налогами, шедшими в казну владык» [9]. Следует подчеркнуть значительные размеры охватываемых источником земель. Этот вид источника использовался и по прямому фискальному назначению, и (с XVIII в.) для получения справок о селах и церквах при назначении церковнослужителей на должности.

В настоящее время в Государственном архиве Рязанской области хранится несколько документов,

являющихся копиями с «Окладных книг церквей Рязанской епархии». Очевидно, что копия всех шести дел была снята с «Книг окладных монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненных при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году», хотя в ней допущено несколько неточностей из-за невнимательного переписывания, либо спешки в сравнении с оригиналом. Однако положительным является наличие в копии дополнительных сведений о Касимове, Елатьме, Касимовском уезде, Елатомской десятине, Борисоглебском стане, не сохранившихся в оригинале. В настоящее время окладные книги опубликованы и широко доступны для изучения [10].

Текст окладных книг освещает различные аспекты церковно-монастырской жизни указанного периода, например, многочисленные попытки избежать, либо снизить величину налогообложения; упоминает и другие повинности, зачастую архаичные, но актуальные для некоторых церквей XVII века. Кроме того, указанный вид источника позволяет выделить различия в объеме владений монастырей и церквей (как Переяславля, так и различных уездов); обеспечивает возможность проследить границы Рязанско-Муромской епископии, поскольку перечисление объектов ведется по уездам (Муромский, Касимовский, Воронежский, Тамбовский, Шацкий и другие); а также выявить структуру церковного налогообложения и обозначить ее отдельные единицы: стольный город Переяславль, десятины (например, Перевицкая, Старорязанская и Каменская), города Михайлов, Епи-фань, Зарайск, Пронск и другие со всеми селами и, соответственно, церквями с точным указанием размера налога.

Названные виды исторических источников имели свою историографию. Попытки собрать и обобщить известные письменные памятники по истории Рязанско-Муромской епископии предпринимались исследователями с начала XIX столетия. Многие из них (И. Алякринский, Т. Воздвиженский, И. Добролюбов) на региональном уровне работали с важнейшими документами, не сохранившимися да нашего времени, либо с материалами из фондов монастырей и отдельных церквей Рязанской губернии. Ими были заложены основы изучения истории местной церкви. В середине XIX в. работа с письменными источниками приобрела уже исследовательско-аналитический характер.

В 1843— 1846 гг. во время своего пребывания в Рязани Пискарев А. Н. собрал значительное количество древнерусских документов и составил перечень этих и изданных до него местных грамот и актов. Всего автором было опубликовано 60 исторических документов [11]. Среди них большая часть — жалованные грамоты монастырям, которые могли быть оформлены и на имена их игуменов.

Значимой в вопросе собирания и частичной публикации письменных источников по обозначенной тематике является деятельность Рязанской ученой архивной комиссии. Ее «Труды», публикуемые ежегодно в конце XIX — начале XX столетий и фактически являющиеся отчетом об исследовании всей совокупности рязанских древностей, открывают важнейшую информацию и по истории епархии. Так, например, Труды РУАК за 1887 г. содержат материал из архива Солотчинского монастыря [12]; в Трудах от 1890 г. помещены «Дополнительные о Рязанской епархии сведения» Иеронима Алякринского [13], дающие краткий, но содержательный очерк по истории становления Рязанско-Муромской епископии начиная с XII века.

Схожий, но значительно менее содержательный материал давали рязанские «Епархиальные ведомости»: в течение 1892 г. на их страницах публиковались «Материалы для историко-статистического описания церквей и приходов Рязанской епархии» [14] — важнейший источник, работу с которым начал еще И. Добролюбов.

Помимо узконаправленных региональных работ появились и первые обобщающие труды по истории русской церкви. Здесь следует указать работы митрополита Московского и Коломенского Макария «История Русской церкви» [15] и Е. Голубинского «История Русской церкви» [16], куда вошли некоторые важные наблюдения по интересующим нас вопросам. Эти и немногочисленные другие исследования имеют серьезную источниковедческую основу и отличаются привлечением широкого круга материалов.

В настоящее время также возобновлена работа с ранее не известными и не опубликованными материалами. Начало собирания и частичной публикации письменных источников по истории Рязанских земель XIV — XVII вв. дает возможность поставить заново ряд важных научных проблем, ждущих своего исследования.

1. См., напр.: Кузьмин А.Г. Рязанское летописание. Сведения летописей о Рязани и Муроме до середины XVI в. — М. : Наука, 1965. — 286 с.; Клосс Б.М. Избранные труды. Т.2. — М. : Языки русской культуры, 2001. — 488 с.

2. Монгайт А.Л. Рязанская земля. — М. : Академия наук СССР, 1961. – С. 7-8.

3. Пискарев А.Н. Древние грамоты и акты Рязанского края. — СПб, 1854. — С.31.

4. Азовцев А.В. Подлинные окладные книги Рязанской епархии 1676 г. // Третьи Яхонтовские чтения. — Рязань: РИАМЗ, 2005. — 592 с.

5. См. подробнее: Иловайский Д.И. История Рязанского княжества. Репринтное издание. — Рязань, 1990. — С. 177.

6. Писцовые книги Рязанского края XVI в. Т.1, вып. 1. — Рязань: Русское слово, 1996. — 664 с.

Читайте также:
Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге: история и адрес монастыря, настоятельницы и святыни

8. Писцовые книги Рязанского края XVI—XVII вв. Т. 1, вып. 2. — Рязань: Русское слово, 1997. — 598 с.

9. Азовцев А.В. Указ. соч. С. 67-68.

10. Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году. Книги 1 — 2. — Рязань: Александрия, 2004. — 929 с.

11. Пискарев А.Н. Указ. соч.

12. Труды РУАК за 1887 г. Т. II. № 1—8. — Рязань : Рязанская губернская типография, 1888. — 200 с.

13. Труды РУАК за 1890 г. Т. V. — Рязань : Рязанская губернская типография, 1891. — 204 с.

14. Рязанские Епархиальные ведомости. 1892 г. — № 1 — 4, 7 — 15. — Рязань: типография Рязанского губернского правления, 1892. — 1014 с.

15. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. — М. : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. — 407 с.

16. Голубинский Е. История русской церкви. Т. I (первый полутом). — М., 1881.

ГОЛОВИНА Наталья Владимировна, аспирантка кафедры средневековой и новой истории Отечества.

Статья поступила в редакцию 25.11.2008 г.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЯ И ГЕНЕАЛОГИЯ. БИБЛИОТЕКА ЗНАНИЙ

  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png” />Главная
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png” />Родословные росписи
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png” />Экскурсионные поездки
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png” />Новости
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png” />Библиотека знаний
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png” />Архивные материалы
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png” />Гостевая книга
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png” />Контакты
  • >” src=”http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png” />Происхождение фамилии

СОСТАВ ПРИЧТА ПРИХОДОВ РЯЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ 1873-1894 ГОДЫ. ЧАСТЬ 1-Я (А-Б)

М.Б.Оленев , 2005– 2008 гг.

Список источников и сокращений:

Добролюбов – Добролюбов И.В. Историко–статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетиями и библиографическими указаниями.

Т. 1, Зарайск, 1884.

Т. 2, Рязань, 1885.

Т. 3, Рязань, 1888. Аутентичное издание. Рязань, Изд-во РГПУ, 1996.

Т. 4, Рязань, 1891.

Распределение – Распределение наличных священнослужителей и причетников в определенный штатный состав причтов, по приложенной к указу Св. Синода, от 18 августа за №2365, выписке из журнала Высочайше утвержденного присутсвия по делам православного духовенства, Высочайше утвержденного в 7 день апреля 1873 года (Состоялось 9 октября 1873 года) [1874 г.]

Р.е.в. – Рязанские епархиальные ведомости

Росписание – Расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Рязанской епархии [1874]

Абакумово (Овакумово) Пронского уезда

Ильинская церковь (Абакумовско–Тырновский приход)

По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик (Добролюбов. Т. II. с. 55).

1873–1894 – Богородицкий Николай Алексиев (по штату 1873 – настоятель прихода)

1885–1890 – Копнин Михаил

Уп. 1890 – Успенский Феодор

До 1892 – Сапожков Георгий

1892–1894 – Перфильев Иоанн

1885–1892 – Муретов Николай

1892 – Орлов Иоанн

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1873–1885 – Копнин Михаил, диакон (по штату 1873 – штатный)

Штатные псаломщики (с 1885 года)

1885–1887 – Крылов Иоанн

1887–1894 – Крылов Стефан

1873–1885 – Крылов Иоанн, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)

Авдеево Зарайского уезда

По штату 1873 года причта при церкви села Авдеева не положено и она приписана к церкви села Куково (Р.е.в. 1890. №18. с. 927).

Агибалово (Лисов Корь) Михайловского уезда

Архангельская церковь (Покровско–Агибаловский приход)

По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик (Добролюбов. Т. II. с. 313). В приходе состоят следующие церкви: главная – Покровская в селе Покровском и приписная Архангельская в селе Агибалове (Росписание).

1873–1877 – Бобров Петр Павлов †1889 (по штату 1873 – настоятель прихода)

1877–1894 – Васильев Платон Васильев

Штатные псаломщики (с 1885 года)

1890–1894 – Третьяков Николай

Уп. 1873 – Ладин Павел, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)

Агломазово (Агламазово, Колузва) Ряжского уезда

Никольская церковь (Агламазовско–Серезевский приход)

По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик (Добролюбов. Т. II. с. 325).

1873–1875 – Липягов Андрей Иларионов †1875 (по штату 1873 – помощник настоятеля)

1875–1892 – Полянский Стахий Сергиев 1847 г.р.

1892–1894 – Денисов Иоанн

1894 – Кедров Иларион

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

Уп. 1873 – Тихомиров Михаил, причетник (по штату 1873 – штатный)

Штатные псаломщики (с 1885 года)

1889–1894 – Тихомиров Михаил

Уп. 1873 – Жданов Павел, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)

Уп. 1894 – Асписов Иоанн, диакон

Аграфенина Пустынь Рязанского уезда

По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 2 псаломщика (Росписание).

1873–1894 – Арбеков Афанасий Стефанов (по штату 1873 – настоятель прихода)

1885–1894 – Окаемов Иоанн

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1873–1885 – Окаемов Иоанн, диакон (по штату 1873 – штатный)

1873–1885 – Горлицын Димитрий, причетник (по штату 1873 – штатный)

Штатные псаломщики (с 1885 года)

1885–1894 – Зарницын (Зорницын) Димитрий

Уп. 1873 – Зайцев Петр, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)

Уп. 1878 – Окаемов Кодрат †1878, причетник

Алабино (Столпово) Пронского уезда

По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик (Добролюбов. Т. II. с. 26).

1873–1889 – Высоцкий (Высотский) Лука Прокофьев (по штату 1873 – настоятель прихода)

1889–1894 – Кикин Гавриил Иаковлев

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1873-1885 – Загорский Александр, причетник (по штату 1873 – штатный)

1873–1876 – Цветков Тихон †1876, пономарь (по штату 1873 – сверхштатный как второбрачный)

Алеканово Рязанского уезда

По штатам 1785 и 1878 годов положены: священник и один псаломщик (Р.е.в. 1892. №1. с. 33–34).

1873–1889 – Карцев Симеон Ильин (по штату 1873 – настоятель прихода)

1889–1894 – Малинин Иоанн

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1873–1885 – Мелиссин Александр Иоаннов 1853 г.р. (по штату 1873 – штатный)

Штатные псаломщики (с 1885 года)

1885–1894 – Мелиссин Александр Иоаннов 1853 г.р.

Александровка Сапожковского уезда

По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик (Добролюбов. Т. III. с. 95).

1873–1876 – Аполлонов Симеон Никитин †1882 (по штату 1873 – настоятель прихода)

Читайте также:
Троицкий монастырь в Муроме: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

1876–1894 – Стародубровский Симеон Иосифов

1888–1890 – Алабин Владимир

1890–1894 – Маннин Сергий

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1873–1885 – Ясенев Петр, причетник (по штату 1873 – штатный)

Уп. 1873 – Веселов Григорий, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)

Александрово Рязанского уезда

Троицкая церковь (Александровско–Бежтвинский приход)

По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик (Росписание).

1873–1875 – Смирнов Феодор †1875 (по штату 1873 – помощник настоятеля)

1875–1886 – Силин Сергий Васильев

1886–1894 – Сапфиров Иаков

1894 – Прилуцкий Николай

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1873–1883 – Радугин Иоанн, причетник (по штату 1873 – штатный)

Штатные псаломщики (с 1885 года)

1885–1894 – Веселов Гавриил

1894 – Петропавлов Александр, запрещенный диакон

1885–1889 – Солотчин (Солодчин) Григорий †1889

1889–1894 – Чистяков Порфирий

1873–1881 – Америков Иоанн †1882, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)

До 1894 – Прилуцкий Николай, псаломщик

Алексеевское (Головинщина) Раненбургского уезда

По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 2 псаломщика. По штату 1885 года в причте состоят священник, диакон и псаломщик (Добролюбов. Т. III. с. 296).

1873–1882 – Назаретов Евфимий Михайлов †1882 (по штату 1873 – настоятель прихода)

1882–1894 – Левитов Николай Алексиев

1885–1894 – Немолвин Алексий

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1873–1879 – Лесков Петр †1879, диакон (по штату 1873 – штатный)

1879–1884 – Астрин Николай

1884–1885 – Иванов Александр

1873–1885 – Рясин Димитрий, причетник (по штату 1873 – штатный)

Штатные псаломщики (с 1885 года)

1885–1894 – Иванов Александр

1885–1894 – Рясин Димитрий

Уп. 1873 – Смирнов Петр Михайлов, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)

Алексеевское (Милославщина) Скопинского уезда

В приходе состоят следующие церкви: главная – Алексеевская в селе Алексеевском и приписная Архангельская в селе Измайлове (Росписание). По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик (Добролюбов. Т. II. с. 237).

1873–1881 – Смарагдов Алексий Афанасиев (по штату 1873 – настоятель прихода)

1881–1885 – Петров Петр

1885–1894 – Озерский Сергий

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1873–1877 – Нестеров Никита, причетник (по штату 1873 – штатный)

1877–1885 – Игумнов Алексей

Штатные псаломщики (с 1885 года)

1885–1894 – Игумнов Алексей

Уп. 1873 – Озерский Сергий, священник (по штату 1873 – сверхштатный)

1873–1877 – Игумнов Алексей, пономарь (по штату 1873 – сверхштатный)

Алешня Егорьевского уезда

1889–1894 – Яковлев Василий

1889–1894 – Власов Павел

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1889 – Власов Павел

1889–1894 – Власов Иоанн

1894 – Лампадин Иоанн

1885-1890 – Некрасов Василий

1894 – Лебедев Иоанн

До 1894 – Лампадин Василий, псаломщик

Алешня Рязанского уезда

Спасская церковь (Алешинско–Мощенский приход)

В приходе состоят следующие церкви: главная – Спасская в селе Алешне и приписная Крестовоздвиженская в селе Мощене. По штату 1873 года в причте положены настоятель, его помощник и 2 псаломщика (Росписание).

1873–1894 – Лебедев Стефан Афанасиев (по штату 1873 – настоятель прихода)

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1873–1885 – Спасский Василий, диакон (1873) (по штату 1873 – штатный)

1873–1876 – Мощенский Иоанн †1879, причетник (по штату 1873 – штатный)

1876–1885 – Сардановский Николай

Штатные псаломщики (с 1885 года)

1885–1890 – Спасский Василий, диакон

1885–1890 – Сардановский Николай

1873–1879 – Городцов (Городцев) Исидор †1885, пономарь (по штату 1873 – сверхштатный)

Алешня Большая Ряжского уезда

В приходе состоят следующие церкви: главная – Скорбященская в селе Марчуках и приписная Богородицкая в селе Большой Алешне (Росписание). По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик (Добролюбов. Т. II. с. 288).

1873–1885 – Славянов Гавриил Михайлов (по штату 1873 – помощник настоятеля)

1885–1894 – Виноградов Александр Тимофеев 1860†1918

1887–1894 – Виноградов Василий

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1873–1885 – Дмитревский Павел, причетник (по штату 1873 – штатный)

Штатные псаломщики (с 1885 года)

1885–1887 – Стрекалов Павел (Петр?)

1887–1894 – Триумфов Филипп

Уп. 1873 – Орфенов Петр, пономарь (по штату 1873 – сверхштатный)

До 1885 – Орфенов Николай, причетник

Алешня Малая Ряжского уезда

В приходе состоят следующие церкви: главная – Богородицерождественская в селе Малой Алешне и приписная Введенская в селе Введенском (Росписание). По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик (Добролюбов. Т. II. с. 289).

1873–1894 – Дроздов Михаил Панфилов (по штату 1873 – помощник настоятеля)

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1873-1885 – Гаевский Стефан, причетник (по штату 1873 – штатный)

Уп. 1873 – Гаевский Ермолай, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)

Алпатье Зарайского уезда

В приходе состоят следующие церкви: главная – Казанская в селе Алпатье и приписная Успенская в селе Курове (Росписание). Причт состоит из одного священника и псаломщика (Р.е.в. 1890. №1. сс. 38–40).

1873–1894 – Дроздов Алексий Тарасов 1832†1899 (по штату 1873 – настоятель прихода)

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1873–1874 – Питомин Иоанн М. †1874, причетник (по штату 1873 – штатный)

1874–1883 – Пехлецкий Иоанн Лукин †1883

1883–1884 – Курбатов Яков Филиппов

1884–1885 – Арбеков Виктор Осипов †1889

Штатные псаломщики (с 1885 года)

1885–1889 – Арбеков Виктор Осипов †1889

1889–1894 – Побединский Василий Осипов

Альяшево (Вольяшево) Рязанского уезда

По штату 1873 года в причте положены 1 священник и 1 псаломщик (Росписание).

1873–1877 – Доброхотов Николай †1877 (по штату 1873 – настоятель прихода)

1877–1887 – Панов Василий Селиверстов †1887

1887–1894 – Панов Димитрий Васильев

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

Уп. 1873 – Алякрин Михаил, причетник (по штату 1873 – штатный)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: