Храм Трех Святителей в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Симферополь. Церковь Трех Святителей.

Церковь Трех Святителей при Таврической духовной семинарии

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

В 1859 году Таврическая епархия стала самостоятельной. Для подготовки священников в Симферополе открыли сначала Духовное мужское епархиальное училище, потом семинарию. Это было в 1873 году, когда сто пятьдесят семинаристов начали готовиться к тому, чтобы стать священниками.

Первоначально церковь Трёх Святителей находилась на втором этаже семинарии. Когда количество учеников увеличилось, она стала тесной, и было решено построить рядом более просторный храм, который, и был заложен в 1900 году. Возведение шло быстрыми темпами. И уже через два года в храме начались богослужения. Украшением храма стал иконостас, выполненный из дуба мастерами из Санкт-Петербурга. Наверное, то, что и сейчас в интерьере церкви много дерева, не случайность. Богослужения в храме совершались до 1924 года, затем там располагался областной архив, а позже – хранилище библиотеки им. И. Франко.

В 1989 году началась реставрация церкви, и вскоре она вновь стала действующей. В 1996 году Высокопреосвященнейший Митрополит Лазарь освятил кресты, которые были установлены на куполах при помощи вертолёта.

По материалам сайта http://www.palomnik.crimea.ua

В 1901 г. началось строительство новой семинарской церкви, а через два года в нововозведенном храме Трех Святителей – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова – покровителей христианского образования, состоялось первое богослужение. В годы советской власти в храме размещались архив и книгохранилище. Ныне храм открыт для прихожан.

Рождение храма Трёх Святителей промыслительно связано с основанием в Симферополе Таврической духовной семинарии. Первым ходатаем перед Святейшим Синодом об открытии семинарии был епископ Алексий (Ржаницин). Но из-за отсутствия денежных средств идея не воплотилась. Сменивший на Крымской кафедре владыку Алексия архиепископ Гурий (Карпов), ныне причисленный к лику святых, предоставил необходимые материалы в Священный Синод, который после их рассмотрения определил: «Открытие Таврической семинарии произвести постепенно в течение 6 лет, начиная со второй половины 1870 года». 30 мая 1869 года императором Александром II было подписано разрешение на открытие в Крыму Таврической духовной семинарии. Здание семинарии торжественно заложили 11 апреля 1871 года. Здание сооружалось по проекту губернского архитектора К.Н. Еремеева и инженера В.А. Грачёва. Строительством руководил подрядчик Н.А. Масяхин, купец I гильдии г. Севастополя, известный построением храмов, гимназии, детского приюта.

По мере укрепления значения и роли Таврической духовной семинарии появилась необходимость в сооружении большой, самостоятельной, отдельно стоящей семинарской церкви. В 1900 году, 18 июля, в честь 25-летия семинарии такая церковь была заложена. В августе 1900 года младший архитектор Таврического Губернского Правления А.И. Карапетов представил в правление семинарии проект и смету церкви. Подрядные работы были предложены известному в епархии строителю церквей бердянскому купцу Николаю Соловьеву. Работы были начаты в феврале 1901 года и завершены в сентябре 1903 года. Трёхсвятительская церковь была освящена 11 сентября 1903 года.

В том же году инспектор семинарии Р. Соколов составил описание церкви и её интерьера, которое сохранилось до наших дней и содержит в себе следующие сведения: «Вновь отстроенный семинарский храм представляет высокую и очень красивую базилику по типу древнехристианских церквей… Внутри храма алтарная часть приподнята над средней частью на две ступени и огорожена дубовым иконостасом, исполненным на Петербургской фабрике Жевержева… Средняя часть храма с высокой аркой, поддерживающей купол, делится на два нефа. Около каждой стороны арки с запада помещены лучшие иконы старого храма. Стены храма в средней части ещё в недостаточной мере заполнены иконами. Живопись новейшего смешанного стиля, в котором соединяются строгие черты и красоты старого византийского письма с техническими приёмами нового стиля. Росписи семинарской церкви выполнены художником Праведниковым Дмитрием Петровичем. Им также были выполнены росписи Духовного мужского училища в г. Симферополе…»

После революции, в ноябре 1920 года, приказом Крымревкома о перестройке учебных заведений Таврическая духовная семинария была закрыта. В1922 году была закрыта и семинарская церковь Трёх Святителей. В 1920-е годы храм был лишен куполов, утратил стенную роспись, а также высокой художественной ценности дубовый иконостас. Была разрушена дворовая колокольня. Долгие годы храм использовался не по назначению, в последнее время — в качестве архива.

В 1989 году Трехсвятительская церковь передаётся Симферопольской и Крымской епархии и снова возвращается к своему духовному призванию. Здесь возобновляются богослужения. 2 апреля 1989 года владыка Варлаам, архиепископ Симферопольский и Крымский, совершил чин освящения храма, и храм начал жить полнокровной молитвенной жизнью.

В 1990 году настоятелем храма был поставлен протоиерей Георгий Северин. В связи с возвращением Таврической семинарии в 1997 году и созданием на её базе по благословению правящего архиерея пастырского духовного училища Симферопольской и Крымской епархии, Трехсвятительская церковь снова обретает свое изначальное предназначение — быть домом молитвы для учащих и учащихся, быть образцом священнического служения для будущих пастырей.

Читайте также:
Успенский собор во Владимире: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений, святыни и праздники

С 2007 года храму вернули статус семинарского. С 2008 года храм начинают активно реставрировать.

По материалам официального сайта Симферопольской и Крымской епархии

На улице Гоголя находится красивая церковь — это храм Трех Святителей. Его история неразрывно связана с историей Духовной семинарии. В 1859 году Таврическая епархия стала самостоятельной. Для подготовки своих священнослужителей в Симферополе открыли сначала Духовное мужское епархиальное училище. Затем епископ Алексий (Ржаницын) предложил открыть семинарию, но у Святейшего Синода не нашлось денег на строительство. Сменивший епископа Алексия епископ Гурий (Карпов) решил найти средства на месте, и это ему удалось. 30 мая 1869 года император Александр II дал разрешение на открытие в Симферополе Духовной семинарии. Несколько лет длилось строительство, и вот 19 августа 1873 года состоялось торжественное открытие. Это было важное событие. 150 семинаристов начали свое обучение, не все выпускники стали священниками, но все смогли получить здесь прекрасное образование, ведь в Духовной семинарии, кроме богословия, преподавали математику, историю, философию, родную и классическую литературу и естествознание. Здесь преподавал известный русский философ, профессор богословия и политэкономии Таврического университета священник Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944), он совершал службы в семинарской церкви Трех Святителей.

Здание Духовной семинарии сохранилось, оно расположено на улице Героев Аджимушкая, рядом с храмом Трех Святителей. Построено в стиле русского классицизма по проекту архитекторов Грачева и Еремеева. На втором этаже восточной части семинарии находилась церковь во имя Трех Святителей. При закладке здания в его основание положили доску с надписью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Основан сей храм во имя Трех Святителей Вселенских — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста при доме Таврической духовной семинарии в Симферополе, в благополучное царствование Благочестивейшего императора всея Руси Александра II, при святительстве Гурия, епископа Таврического и Симферопольского, при управлении Таврическою губерниею Свиты Его Величества генерал-майора Александра Гергардовича Рейтера, 1871 г., апреля 11 дня».

Со временем увеличилось число учащихся, и церковь стала тесной, поэтому было решено построить новый просторный храм. Он был заложен в 1900 году, проект разработал зодчий А. Карапетов. Храм построен по типу базилики. Слово «базилика» пришло к нам из греческого языка и означает «царский дом». В Афинах так назывался портик, где заседал правитель — архонт-басилей. Первоначально базилики служили судебными залами, рынками, биржами и другими общественными зданиями. В архитектурном плане это вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн на несколько частей — их называют корабли, или нефы, средний неф обычно выше и шире остальных. На заре христианства базилика стала одним из основных типов христианских храмов.

Храм Трех Святителей прямоугольный в плане, стоит на высоком декоративном цоколе. С восточной стороны выделяется трехгранная апсида, в центральной части которой изображение святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Большие прямоугольные окна оформлены в верхней части декоративными кокошниками. Многоступенчатый карниз отделяет богато украшенный верх здания. Храм Трех Святителей пятикупольный: четыре небольших купола луковичной формы расположены на невысоких башенках по углам центральной части. Шатровая крыша переходит в световой барабан, изящный, стройный с восьмью арочными окнами. Его венчает основной купол с крестом. Храм очень красивый, от его созерцания остается радостное впечатление. Он строился два года и был освящен 11 сентября 1903 года. Роспись церкви выполнил художник Д.П. Праведников. Настоящим украшением интерьера стал иконостас, выполненный петербургскими мастерами из дуба.

После революции в храме Трех Святителей богослужения совершались до 1924 года, а затем его закрыли, иконостас уничтожили, кресты сняли. В бывшей церкви сначала размещался областной архив, затем — хранилище библиотеки имени И. Франко. Лишь спустя 65 лет после закрытия храм был возвращен Крымской епархии. В том же 1989 году началась реставрация. В Крымском отделении института «Укрпроектреставрация» архитекторы Е. Самонина и О. Сергеева разработали проект, по которому церкви вернули ее прежний, нарядный облик. Многие люди, фирмы и предприятия участвовали в ее возрождении. Позолоченные кресты были изготовлены и подарены Крымской финансово-промышленной корпорацией «Республика». Установили их рабочие предприятия «Крымавиамонтаж». Самый большой крест высотой 6 метров и весом 200 килограммов, освященный архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем, установили с помощью вертолета. Несмотря на ветреную погоду, экипаж выполнил свою работу профессионально, четко. Сегодня мы можем любоваться и посещать один из прекрасных храмов Симферополя.

Е. М. Литвинова. “Крым: православные святыни. Путеводитель”

Церковь Трех Святителей

История храма Трех Святителей вплотную связана с историей Духовной семинарии. В 1859 году Таврическая епархия стала самостоятельной. Для подготовки священнослужителей сперва открыли Духовное мужское епархиальное училище, после было предложено епископом Алексием (Ржаницын) открыть семинарию, но денег на строительство у Святейшего Синода не было. Епископ Гурий, сменивший епископа Алексия, разрешил эту проблему. 30 мая 1869 года Александр II дал разрешение на открытие Духовной семинарии в Симферополе. Строительство длилось несколько лет. 19 августа 1873 года Духовная семинария открыла свои двери будущим священнослужителям. 150 семинаристов начали обучение, все они получили прекрасное образование, хотя не все выпускники стали священниками.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Пскове: описание и адрес храма, святые, праздники и святыни, расписание богослужений

В семинарии преподавали не только богословие, но и математику, историю, философию, классическую и родную литературу, естествознание. Одним из преподавателей был священник Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) — известный русский философ, профессор богословия и политэкономии Таврического университета. Булгаков также совершал службы в церкви Трех Святителей.

Павел Александрович Флоренский и Сергей Николаевич Булгаков на картине М.В. Нестерова “Философы” (1917)

Здание Духовной семинарии сохранилось. Оно расположено на улице Ажимушкая, рядом с храмом Трех Святителей. Здание было построено в стиле русского классицизма. Архитекторы Грачев и Еремеев — авторы проекта.

Церковь во имя Трех Святителей находилась на втором этаже восточной части семинарии. При закладке здания на его основание была положена доска с надписью: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Основан сей храм во имя Трех Святителей Вселенских — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста при доме Таврической духовной семинарии в Симферополе, в благополучное царствование Благочестивейшего императора всея Руси Александра II, при святительстве Гурия, епископа Таврического и Симферопольского, при управлении Таврическою губерниею Свиты Его Величества генерал-майора Александра Гергардовича Рейтера, 1871 г., апреля 11 дня“.

Со временем решено было построить новый просторный храм, потому что количество учащихся постоянно росло и церковь не могла вместить всех.

Новый храм был заложен в 1900 году и строился 2 года. Проект разработал архитектор А. Карапетов. Этот храм в городском обиходе именовали «Семинарской церковью».

11 сентября 1903 года храм был освящен во имя Трех Святителей. Святители — это угодники Божии, прославленные церковью в епископском или архиерейском сане. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — Вселенские учителя, то есть учителя всей христианской Церкви. 12 февраля — день празднования их памяти.

Церковь построена по типу базилики, что в переводе с греческого означает «царский дом». В древних Афинах так называли здание, в котором заседал правитель — архонт-басилей.

Храм Трех святителей, прямоугольный в плане, стоит на высоком декоративном цоколе. С восточной стороны выделяется трехгранная апсида, в центральной части — изображение святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Большие прямоугольные окна оформлены в верхней части декоративными кокошниками, многоступенчатый карниз отделяет богато украшенный верх здания. Храм пятикупольный: четыре небольших купола расположены на невысоких башенках по углам центральной части, шатровую крышу венчает основной купол с крестом.

Внутренняя роспись храма выполнена художником Д.П. Праведниковым. Иконостас, выполненный петербургскими мастерами из дуба, стал настоящим украшением внутреннего интерьера церкви.

В 1924 году храм закрыли, уничтожили иконостас, сняли кресты. Сначала в бывшей церкви размещался областной архив, затем — хранилище библиотеки им. И. Франко. Спустя 65 лет храм вернули Крымской епархии. В 1989 году началась реставрация одной из самых красивых церквей Симферополя. Проект был разработан архитекторами Е. Самониной и О. Сергеевой, в Крымском отделении института “Укрпроектреставрация”. Многие люди, фирмы и предприятия участвовали в ее возрождении. Позолоченные кресты были изготовлены и подарены Крымской финансово-промышленной корпорацией “Республика”, установлены они были рабочими предприятия “Крымавиамонтаж”. Самый большой крест высотой 6 метров и весом 200 килограммов, освященный архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем, установили с помощью вертолета. Несмотря на ветреную погоду, экипаж выполнил свою работу профессионально, четко.

Сегодня все желающие могут посетить этот один из прекраснейших храмов Симферополя.

Адрес: ул. Гоголя, 16.

Исиков В.П., Литвинов П.А., Литвинова Г.Б. Атлас достопримечательностей Крыма. — Судак: СТАЛКЕР, 2008.

Знакомьтесь — Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям. — Сост. Е.М. Литвинова. — Симферополь: “РуБин”, ЧП Бинькин, ЧП Литвинова, 2006.

Симферополь. Путеводитель. — Симферополь: “СВIТ”, 2009.

Николо-Сольбинский женский монастырь в поселке Сольба, Ярославская область

Русские монастыри — это уникальнейшие места, освященные молитвами многих поколений священнослужителей и послушников. Путешествие к такому месту не только знакомство с частью истории нашей страны, но и развитие собственной духовности, наполнение души изначальным Божьим светом и очищение им.

История обители

На берегу небольшой древней речушки Сольба, в прекрасных, живописных местах во второй половине XV века был выстроен монастырь, известный в наши дни как Николо-Сольбинский.

Интересно значение названия реки и его связь с этим местом. На берегах Сольбы когда-то проживали финно-угорские племена, от них и пошло называть реку «Сольба», что в переводе означало — «живая вода». И, действительно, в таком поистине глухом, запрятанном среди дремучих лесов месте, монастырь и по сей день является воплощением жизни и перерождения, с которым и связана семантика живой воды в русских народных сказках.

Другие монастыри Ярославля:

Предположительно первоначальная обитель была воздвигнута одним из учеников Сергия Радонежского. В то время монастырь был мужским и располагался неподалеку от нынешнего его места расположения. Однако обитель в начале XVII века была разорена и лишь только через 100 лет была восстановлена.

Читайте также:
Владимирский собор в Лисках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В первой половине XX века, когда монастырь был переименован в женский, дела обители, благодаря беззаветному труду сестер, пошли в гору. Но после революции 1917 года, монастырь был закрыт, о судьбе монахинь и священнослужителей, до сих пор ничего не известно. Существуют предположения, что большинство из них умерли в лагерях смерти, а кто-то был расстрелян.

Великая Отечественная война внесла в жизнь этих намоленных мест свои коррективы — здесь размещался приют для детей, а затем и лечебница для душевнобольных.

Интересно! Годы безверия плохо сказались на монастырских стенах, они были разрушены таким образом, что не возникало никаких сомнений — обитель уже не восстановить. Однако в начале 2000-х годов сюда прибыли несколько сестер с настоятельницей и, благодаря многочисленным пожертвованиям, эти заветные места вновь освятил колокольный звон.

В народе за все случившиеся с Сольбинской обителью, прозвали монастырь мучеником.

Современное состояние

В наши дни жизнь монастыря напоминает большой муравейник, где от рассвета до заката, каждый, кто проживает в этом месте, пытается оказать посильную помощь обители.

Вокруг монастырских угодий разрастается деревня, по словам матушки, сюда многие люди перебираются из душной Москвы. Действительно, посетив единожды и проникнувшись всецело этим местом, захочется остаться здесь на всю оставшуюся жизнь, ведь из окон любого деревенского дома — купола храмов, да колокольный звон разливается по всей округе.

Сегодня монастырь представлен великолепным архитектурным ансамблем храмов и церквей, появившихся благодаря труду матушки и послушниц. Имеется в стенах монастыря и свято источник, найденный при строительстве храма Святым Антонию Печерскому и Феодосию Печерскому а также купальня, вода которой исцеляет от многих хворей.

Кроме духовной деятельности, развивается здесь и социальное направление. Так, при монастыре открыт приют для девочек, где обучаются и проживают около 30 сирот. Девочки получают образование не только согласно учебному плану общеобразовательной школы, но также обучаются различным ремеслам, музыке и театральному мастерству.

Не так давно при Николо-Сольбинском монастыре открылся регентский класс для девушек, желающих научиться церковному пению и церковная библиотека. Благодаря усердию и молитвам настоятельницы Сольбинской обители — игумении Еротиды, образован центр православного образования и воспитания, специалисты которого трудятся над тем, чтоб сохранить и передать для потомков историю жизни Николо-Сольбинского монастыря

Важно! Много внимания среди сестер отводится служению престарелым людям — проводятся беседы и мероприятия. А для того, чтобы каждый из них, проживая даже в отдаленных от монастыря деревнях, мог побывать на утренней или вечерней службе, организован специальный монастырский автобус, объезжающий даже самые глухие деревни в любую погоду.

Храмы

На территории Николо-Сольбинского женского монастыря располагается 8 храмов:

  • Успенский храм;
  • Храм блаженной Ксении Петербургской;
  • Храм Святого Николая Чудотворца;
  • Церковь преподобных Сергия Радонежского и Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • Храм святителя Спиридона Тримифунтского;
  • Церковь Варвары Великомученицы;
  • Храм Пресвятой Троицы;
  • Храм Апостолов Петра и Павла.

Кроме того, на территории храма находятся 3 часовни:

  • в честь святителя Феофана Затворника и Игнатия Кавказского;
  • в честь Максима Грека и Паисия Величковского;
  • в честь иконы Богоматери «Спорительница хлебов».

Сердцем монастыря является Успенский храм, располагающийся в самом центре обители, в этом храме ведутся основные богослужения. Именно с этого храма и с церкви блаженной Ксении Петербургской началась новая история монастыря. В храме Ксении Петербургской располагается также административный корпус. По мере восстановления монастыря вокруг выше обозначенных храмов стали появляться остальные, входящие сейчас в архитектурную часть монастырского ансамбля.

В 2003 году был вновь построен разрушенный когда-то храм святого Николая Чудотворца.

Храм Сергия Радонежского, в отличие от других он небольшой и отличается архитектурно — убранство его максимально скромно. Настоятельница храма объясняет это тем, что храм этот воплощает такую добродетель, как смирение, а те церкви, которые появились позже вокруг этой церквушки подтверждают духовный закон — настоящее смирение дает обильные плоды.

Храм Святителя Спиридона — единственный во всей России храм, посвященный этому святому. Эту церковь отличает от других особый тип постройки — художественная кладка толченым кирпичом, имитирующий древние храмовые здания.

На заметку! Покровительницей монастыря считается великомученица Варвара, в честь нее в 2006 году также был построен храм.

Завершением храмового ансамбля служит церковь Пресвятой Троицы. Интересно, что именно с этого места, можно увидеть все храмы одновременно.

За пределами монастыря расположен храм Апостолов Петра и Павла, часто служащий местом ночлега путешествующим.

Святыни

Главной святыней Николо-Сольбинского женского монастыря является икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, которая хранится в Успенском храме.

Второй по величине святыней является источник, освященный в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских и Сергия Радонежского.

Обе эти святыни, по мнению, прихожан, помогают в самых тяжелых ситуациях, когда надеяться на чудо уже не приходится. Много рассказов об исцелении тяжелобольных людей связано с этими святынями.

Престольные праздники

В Престольные праздники (или дни рождения храма) в обители проходят по следующим дням:

  • день памяти Николая Чудотворца (19 декабря и 22 мая);
  • день памяти апостолов Петра и Павла (12 июля);
  • день памяти Святой великомученицы Варвары (17 декабря);
  • день памяти Сергия Радонежского (8 октября);
  • день памяти Антония и Феодосия Киево-Печерских (15 сентября);
  • день памяти Ксении Петербургской (6 февраля);
  • Успение Богоматери (28 августа);
  • день памяти Спиридона Тримифунтского (25 декабря).

В эти дни в церкви проводятся дополнительные богослужения, а также так называемые ночные бдения — службы, проходящие ночью.

Как добраться

Николо-Сольбинский женский монастырь находится в Ярославской области, Переславском районе, в поселке Сольба. Добраться до него можно как общественным транспортом, так и на автомобиле.

На общественном транспорте из Москвы можно добраться до города Сергиев Посад, а оттуда с вокзала доехать до села Нагорье, которое находится всего в 16 км от монастыря.

Внимание! За день до поездки необходимо связаться по телефону с администрацией монастыря, сообщив им ваше желание посетить это место. Тогда в нужное время за вами пришлют монастырский автомобиль.

Самостоятельно (на личном транспорте) добраться до обители можно доехав до Сергиева-Посада, затем повернув к городу Угличу, проехать до Нагорья и после — до села Дмитриевское, в 7 км от которого находится Сольба.

Николо-Сольбинский монастырь

Николо-Сольбинский женский монастырь функционирует под эгидой Переславской епархии Русской православной церкви. Здания монастыря находятся вдоль долины реки Сольба в одноименном местечке Сольба, которое расположено на территории Нагорьевского сельского поселения Переславского района Ярославской области.

Николо-Сольбинский фестиваль

На территории Николо-Сольбинского женского монастыря ежегодно проводится уникальный фестиваль под названием «Хлеб-да-Сольба», популяризирующий традиции русского гостеприимства.

Во время фестиваля организуется большая концертная программа, которая проходит на двух площадках — первая расположена непосредственно на монастырском дворе, вторая — за территорией монастыря, на побережье реки Сольбы. В программу фестиваля входят выступления разнообразных творческих коллективов в разных жанрах и направлениях, которые прославляют традиционную русскую историю и культуру, а также семейные ценности и патриотизм.

Также на Николо-Сольбинском фестивале проводится множество различных мастер-классов, которые помогают более подробно узнать о традиционных русских ремеслах, профессиональной деятельности кузнецов, гончаров, ткачей, пекарей, рукодельниц, домохозяек, поваров русской кухни, а также другие творческие площадки с интерактивами, конкурсами, традиционными играми и забавами, эстафетами и состязаниями.

Во время фестиваля проходят благотворительные акции, которые помогают детям в различных направлениях: социальная реабилитация, помощь сиротам, детям с нарушениями слуха и многим другим. Также здесь можно посетить выставку изделий ручной работы, картин и фотографий.

История Николо-Сольбинского монастыря

История Николо-Сольбинского монастыря начинается с XIV–XV веков. В то время монастырь был основан учеником Сергия Радонежского и был мужским. Он располагался в районе Быльцына поля, которое находится приблизительно в 3 километрах от современного местонахождения монастыря.

Наименование монастырю было дано в честь его центральной святыни — иконы святителя Николая. Также в честь этого святого был возведен самый первый храм из дерева, который сгорел еще в XV веке.

В XVII веке Николо-Сольбинский монастырь был разрушен поляками. Практически целый век после разорения его территория находилась в запустении. Только в 1711 году монастырь был построен заново, но уже в другом месте — на берегу реки Сольбы. В том же году здесь был воздвигнут Никольский храм, который существовал до 1804 года. Со временем церковь обветшала, поэтому иконы и иконостас перенесли в каменный храм Успения Божией Матери. Он был возведен в 1731 году и является единственным из сохранившихся в Николо-Сольбинском монастыре храмов.

В начале XX века на территории монастыря проживало 20 человек — 10 послушников, 9 монахов и игумен. В 1904 году Николо-Сольбинский монастырь из мужского был переделан в женский. С этого времени начался расцвет монастыря. В 1914 году в монастыре проживало постоянно 115 женщин.

Во времена Советского союза Николо-Сольбинский монастырь был преобразован в коммуну, а из его запасов были конфискованы мешки с зерном, овсом и рожью. В 1937 расстреляли последнего местного священника и настоятелей. В монастыре организовали медучреждение — лечебницу для психбольных. Но и она была полностью разграблена в перестроечные времена.

Только в 1994 году Николо-Сольбинский монастырь был возвращен верующим. Постоянные жители заселились на территорию монастыря в 1999 году. Они изначально проживали в строении XIX века. Позднее оно было отреставрировано и достроено.

Приделы Успенского храма Николо-Сольбинского монастыря были освящены в период с 2001 по 2003 годы. Здесь хранятся мощи Глинских старцев, а также многие другие частицы мощей святых и мучеников. В храме также можно увидеть икону Николая Чудотворца.

Храмы монастыря

На территории Николо-Сольбинского монастыря расположено несколько действующих храмов, а также ведется строительство и реконструкция других.

Храмы Николо-Сольбинского монастыря:

  • главный Успенский храм — построен в 1731 году, здесь хранятся главные святыни монастыря (икона святителя Николая Чудотворца, его мощи, башмачок святителя Спиридона Тримифунтского, его мощи, частица мощей Иоанна Предтечи и многое другое);
  • храм святой блаженной Ксении Петербургской — памятник архитектуры XIX века, сердце обители;
  • Никольский храм — храм в честь святителя Николая Чудотворца в византийском стиле;
  • храм преподобного Сергия Радонежского и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских — деревянный храм, построенный в стиле северного зодчества;
  • храм Святителя Спиридона Тримифунтского — построен на месте исторического входа в монастырь;
  • храм великомученицы Варвары — покровительницы монастыря;
  • храм Пресвятой Троицы и храм мученицы Валентины — расположен поблизости от восточных въездных ворот;
  • храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла — находится за территорией монастыря, построен в греческом стиле;
  • святой источник — во время возведения храма Антония и Феодосия Киево-Печерских прямо из земли неожиданно забил источник, который позднее освятили и вынесли на территорию монастыря, назвав Святой источник Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • часовня Божией Матери «Спорительница хлебов» — уникальная деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Николо-Сольбинский женский монастырь на google-панорамах Сольбы

Как добраться до Николо-Сольбинского монастыря

Николо-Сольбинский монастырь находится в местечке Сольба Переславского района Ярославской области.

Доехать до монастыря можно общественным транспортом из Москвы через Сергиев Посад. От Москвы до города Сергиева Посада необходимо добраться на электропоезде с Ярославского вокзала либо автобусом маршрута № 388 от ВДНХ. Далее в городе Сергиев Посад пересесть на автобус № 116 до села Нагорье. От села Нагорье до Сольбы можно добраться на маршрутном такси «Нагорье — Сольба».

Из Ярославля маршрут проходит через Переславль-Залесский. Добраться до него можно междугородним автобусом с автовокзала. Далее в городе Переславль-Залесский пересесть на автобусы № 106 или 110 до села Нагорье, от которого ехать также на маршрутке.

При поездке на собственном автомобиле необходимо придерживаться следующих маршрутов:

  • из Москвы — двигаться до города Сергиев Посад, при выезде из него ехать до развязки Ярославль — Углич, свернуть в Углич, проехать приблизительно 35 километров до развязки Калязин — Нагорье, свернуть в Нагорье, ехать 37 километров до села Нагорье, далее еще 9 километров до развязки Углич — Дмитриевское, затем прямо до села Дмитриевское примерно 7 километров по указателям на «Николо-Сольбинский женский монастырь»;
  • из Переславля-Залесского — в городе свернуть у «Ботика Петра I» на Нагорье, далее от села Нагорье двигаться по направлению на Углич около 9 километров, далее на развязке свернуть в село Дмитриевское и ехать 7 километров;
  • из Ярославля — не доезжая 11 километров до города Переславль-Залесский повернуть направо около памятника «Танк Кошкина» в сторону села Лыченцы, далее ехать не сворачивая по главной дороге приблизительно 51 километр.

Также можно воспользоваться услугами такси в Переславле-Залесском: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, Ситимобил, такси 888, такси Переславль, Водолей, Зеленоглазое такси, Pereslavl-Taxi, Тройка, Фаворит, Эконом, Экспресс, YarTaxi и другими.

Видео про Николо-Сольбинский женский монастырь

Николо-Сольбинский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

История. Николо-Сольбинский монастырь был основан в XVI веке вероятно как подворье Московского Симонова монастыря, где настоятелем был ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского святитель Феодор. Первоначально был мужским. В смутное время разорен поляками. Возобновлен спустя сто лет по инициативе архимандрита Варлаама (Высоцкого), духовника Императрицы Екатерины I, настоятеля Переславского Данилова монастыря, затем основателя Сергиевой Пустыни под Петербургом.

Первый известный настоятель монастыря – иеромонах Серапион (с 1711 года). При нем монастырь был обнесен оградой и начато строительство каменного Успенского храма.

18 декабря 1903 года монастырь был преобразован в женский.

История. Николо-Сольбинский монастырь был основан в XVI веке вероятно как подворье Московского Симонова монастыря, где настоятелем был ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского святитель Феодор. Первоначально был мужским. В смутное время разорен поляками. Возобновлен спустя сто лет по инициативе архимандрита Варлаама (Высоцкого), духовника Императрицы Екатерины I, настоятеля Переславского Данилова монастыря, затем основателя Сергиевой Пустыни под Петербургом.

Первый известный настоятель монастыря – иеромонах Серапион (с 1711 года). При нем монастырь был обнесен оградой и начато строительство каменного Успенского храма.

18 декабря 1903 года монастырь был преобразован в женский. Настоятельницей назначили игумению Макарию из Переславского Никольского монастыря. В период с 1904 по 1917 год обитель достигла своего расцвета. На 1914 год в монастыре числилось 115 сестер. 3 декабря 1918 года монастырь был закрыт. О судьбе игумении Макарии ничего не известно. Несколько сестер были сосланы в лагеря, где и скончались.

Во время Великой Отечественной войны в монастыре разместился детский дом, а затем областная психиатрическая больница. В 1994 году полностью разрушенная и оскверненная святыня была передана Православной Церкви.

Архитектура. От монастыря остался только разрушенный Успенский храм и небольшое двухэтажное здание, вероятно бывшего келейного корпуса, в аварийном состоянии. Фотографий обители до революции не сохранилось. Весь нынешний архитектурный ансамбль создан в наше время с 1999 года трудами игумении Еротииды и сестер монастыря. Автором идей всех проектов является игумения Еротиида. Необыкновенная архитектура храмов уже сейчас вызывает интерес у специалистов по архитектуре и искусствоведов. Для будущих поколений, обитель, несомненно, станет образцом архитектуры XXI-го века и развития талантов монашествующих на этом поприще.

Знаменитые насельники обители. В 1814-1818 гг. строителем Сольбинской пустыни был иеромонах Аркадий, в будущем архиепископ Олонецкий и Петрозаводский – знаменитый иерарх Русской Православной Церкви, который известен необыкновенно ревностной и плодотворной деятельностью против раскола и язычества, особенно в Пермской и Олонецкой епархиях. В 1827 г. Строителем Николаевской Солбинской пустыни был иеромонах Владимир, будущий архиепископ Тобольский и Сибирский. В разные годы он был ректором Санкт-Петербургской, затем Костромской духовных семинарий, восстановил Ипатьевский монастырь, вел борьбу с расколом, занимался литературной деятельностью, благотворительностью. На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года был канонизирован священнослужитель Николо-Сольбинского монастыря священномученик Николай Ершов, который служил на Сольбе в течение 6-ти лет с 1912 по 1918 г. Претерпел мученическую кончину в г. Переславле 16 декабря 1937 года.

Игумения Макария и монахиня Поликсения (благочинная монастыря) – сделали большие вклады в монастырь из личных средств. Монахиня Поликсения ревностно трудилась в деле благоустроения обители.

Святыни. Главная святыня монастыря – старинная икона святителя Николая с частицей мощей, которая находится в Успенском храме. Также в Успенском храме находятся и другие святыни: башмачок святителя Спиридона Тримифунтского, три ковчега с частицами мощей святых угодников Божиих, икона Почаевской Божией Матери с частицами мощей преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. На фасаде Успенского храма по обе стороны от крыльца располагаются старинные иконы святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского, бывшие некогда в святых вратах обители до 1917 года. За стеной монастыря выведен источник, освященный в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и преподобного Сергия Радонежского. Источник течет из-под храма этих святых. На источнике построена купальня. Имеются свидетельства благодатных исцелений.

Возрождение. В 1999 году настоятельницей монастыря была назначена игумения Еротиида, которая зимой этого года прибыла в монастырь с тремя сестрами 16, 17 и 18-ти лет. Их встретила разруха, территория заросшая лесом без ограды, горы мусора, оставшиеся после психиатрической больницы. Храм разрушенный, единственный корпус в аварийном состоянии, даже без окон, был занят бомжами. Телефонной связи нет, дорог нет, денег на существование нет, транспорт не ходит, местность неизвестная, кругом лес, деревень и вообще населенных пунктов по близости нет. Жить пришлось под одной крышей с подозрительными людьми. Одному Богу известно, как удалось выжить и возродить монастырь в этом месте!

Усилиями игумении Еротииды в монастырь было проведено электричество, увеличена мощность, проведена телефонная и сотовая связь, оптико – волоконный интернет, все коммуникации, сделаны дороги. В 2013 году был проведен газ, который тянули ради монастыря 70 км из г. Переславля, попутно были газифицированы все деревни. В монастыре построено 10 храмов, 4 часовни, жилые и хозяйственные помещения, детский приют, школа, профессиональный колледж, рукодельные мастерские.

Строительство еще не закончено, налаживается хозяйство, осуществляются различные социальные проекты. В обители подвизается более 45 сестер.

О правилах монастыря. Основное внимание в монастыре уделяется работе над внутренним человеком. Все сестры выполняют послушания, которые назначаются им Матушкой игуменией, при этом непрерывно упражняются в молитве. Послушание (не только внешнее – выполнение порученного дела, но и внутреннее – отсечение своей воли) и молитва – это и есть служение Богу.

Все сестры ежедневно посещают Богослужения: правило, полунощницу и Литургию утром, вечером идут на службу чередные сестры.

Сестры проживают в кельях по двое. Имеются все удобства. Все сестры пользуются квалифицированной медицинской помощью. Есть договора на медицинское обслуживание сестер, сотрудников, детей с медицинскими учреждениями Москвы и Ярославской области. В монастыре имеется аптека.

Большое значение для каждого члена семьи имеет окружение, в котором он живет. В нашем монастыре доброжелательная искренняя атмосфера, в трудную минуту обязательно подадут руку помощи. Сестры молятся друг за друга и спасаются друг через друга, а когда выявляются немощи, то учатся смиряться, быть снисходительными, любить ближних.

В нашем коллективе приветствуются добрые инициативы сестер, направленные на общее благо или на укрепление монашеских традиций. Также практикуется возможность получения образования, учитываются способности и таланты, организовываются специальные условия для развития потенциала. В монастыре созданы рукодельные мастерские: швейная, керамическая, мозаичная и другие, – в которых трудятся сестры, имеющие соответствующее образование или способности. При монастыре открыты детский приют, общеобразовательная школа, профессиональный колледж. Сестры, имеющие педагогическое образование могут нести послушание воспитателей или учителей.

Приглашаем желающих посвятить свою жизнь Богу, помышляющих о монашестве, посетить наш монастырь, познакомиться, потрудиться, пожить и испытать свое произволение.

Николо-Сольбинский женский монастырь

Николо-Сольбинский монастырь — женский (до 1904 года — мужской) монастырь Ярославской епархии Русской православной церкви. Расположен на реке Сольба в местечке Сольба Нагорьевского сельского поселения Переславского района Ярославской области в 95 км от Сергиева Посада. При монастыре действует гостиница.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Контакты
  • 7 Паломнику
    • 7.1 Где остановиться
    • 7.2 Трудничество
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Николо-Сольбинский женский монастырь расположен на берегу извилистой тихой реки Сольбы, на шоссе, соединяющем Троице-Сергиеву Лавру, Переславль-Залесский и Углич.

Время основания первоначальной мужской Николаевской пустыни восходит к XV веку. Свое название она получила от главной святыни монастыря – чудотворной иконы святителя Николая, чудесно явившейся на этом месте и бережно хранимой вплоть до XX века, а также от пустынного месторасположения.

Известно из старинных писцовых книг, что уже к середине XVI века пустынь располагала большими земельными угодиями, а в самой обители действовала деревянная церковь в честь свт. Николая с приделом вмч. Варвары. Мирное существование немногочисленной братии, однако, способной обеспечить себя во всех необходимых потребностях, продолжалось до начала 17 века, до смутных времен. В период междуцарствия монастырь подвергся полному разорению от поляков и разбойников. Около 100 лет Сольбинская обитель находилась в запустении, а все земли ее были отданы в оброк.

В 1711 году по ходатайству архимандрита Даниловского монастыря Варлаама, с разрешения Петра I монастырь стал восстанавливаться. Стараниями архим. Варлаама была отстроена новая, теперь уже каменная церковь в честь Успения Божией Матери с теплыми приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Покрова Пресвятой Богородицы. Но только к середине 17 века по просьбе братии указом Святейшего Синода пустынь, отданная ранее в оброк монастырю, приобрела самостоятельность.

В 1840 году обитель обнесли каменной оградой с 8-ю башнями.

На территории монастыря находился святой колодец в честь свт. Николая большой целительной силы, так что братии разрешалось брать его святую воду только по двунадесятым праздникам.

В монастыре поддерживался строгий устав. Несмотря на малочисленность насельников, ежедневно служилось две литургии, велись вручную сельскохозяйственные работы на полях, скотном дворе, 2-х мельницах.

История не сохранила причин упадка обители. К началу XX столетия монастырь остался без настоятеля долгое время. Летопись говорит, что малочисленное братство не в состоянии было вести хозяйство и содержать обитель, поэтому в 1903 году была принята Святейшим Синодом радикальная мера переименовать Николо-Сольбинскую пустынь из мужской в женскую.

В этом же году в обитель прибыли несколько сестер с вновь назначенной игуменией Макарией из Переславского Никольского монастыря. Умелое ведение хозяйства, усердный труд сестер привели к подлинному расцвету обители. Об этом говорит и стремительный рост числа насельниц: к 1914 году – 115 сестер.

В первую очередь, был обновлен храм внутри и снаружи (теплые приделы освятили в честь Покрова Божией Матери и св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна), отстроены новые жилые корпуса, конюшня и все необходимые хозяйственные помещения.

Сестры трудились не только на земле, но и занимались рукоделием – шитьем, вышиванием, чтением духовных книг (монастырь располагал небольшой библиотекой).

По-прежнему свято чтилась икона свт. Николая. С нее были сняты 3 копии, которыми обносили окрестные селения и поля. Перед подлинником служились частые молебны – по просьбе благочестивых местных жителей.

Обитель за короткий срок настолько окрепла, что смогла оказывать посильную благотворительную помощь: в годы первой мировой войны сестры шили белье, полушубки солдат русской армии.

История женского Николо-Сольбинского монастыря была прервана в ноябре 1918 года после его упразднения и образования на его месте сельскохозяйственной комунны «Новая жизнь». Некоторое время монастырь просуществовал недолго. Игумения Макария и некоторые сестры были обнаружены и арестованы. Дальнейшая судьба, их остается неизвестной.

Тем временем монастырь был обращен в приход, а потом и вовсе закрыт. По государственному плану борьбы с пережитками прошлого – религией в 1937 году были арестованы и расстреляны иеромонах Паисий и священник Леонид Гиляревский, служившие в монастыре. Члены комунны за три года пустили по ветру все богатство монастыря, разобрали многие постройки.

Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже – лечебница душевнобольных. Успенский храм использовали как помещение для столовой и клуба. В левом приделе устроили кочегарку. Внутреннее пространство храма было совершенно искажено перегородками. Все окна храма и корпуса заставили решетками. В 60-х годах на строительство дорог разобрали уникальные стены с башнями.

Когда в 1994 году древняя поруганная святыня возвратилась в лоно Церкви, возрождение ее казалось невозможным. Все здания, коммуникация нуждались в капитальной реконструкции.

Только в январе 1999 года по благословению Его Высокопреосвященства Владыки Михея на новое место прибыли три насельницы с Настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью, под покровительством свт. Николая, с теплым участием добрых людей началось возрождение обители.

В настоящее время отреставрирован внутри и снаружи Успенский храм с приделами в честь свт. Николая (когда главного храма обители в честь свт. Николая не стало, Предтеченский придел Успенского храма был переименован в Никольский) и Покрова Божией Матери, который был освящен епископом Угличским Иосифом викарием Ярославской Епархии в день Покрова Пресвятой Богородицы в 2001 году. Одновременно был сделан капитальный ремонт сестринского корпуса.

Современное состояние [ править ]

Основное направление в послушании сестер – рукоделие, а также поддержание порядка в хозяйстве – на кухне, в огороде, в коровнике. В настоящее время в монастыре подвизаются 15 насельниц.

Несмотря на то, что монастырь находится среди леса, на большие праздники собирается много гостей и прихожан из близлежащих деревень, которых негде разместить во время трапезы. Остро встал вопрос о строительстве нового помещения. И он был неожиданно решен. С Божией помощью и при содействии благодетелей – сооружением надстройки над сестринским корпусом – трапезного храма в честь блаженной Ксении Петербургской.

Восстановительные работы в монастыре только начались. Все остальные необходимые постройки ждут своего часа и своих благодетелей. По генеральному плану в будущем планируется строительство архиерейских покоев, медицинского центра с храмом в честь вмч. Варвары, так как в округе нет возможности оказать медицинскую помощь местному населению, паломникам и сестрам, поэтому обитель с радостью примет в качестве насельниц специалистов с медицинским образованием. Также все, кто хотел бы служить Богу через свою профессию – педагоги, музыканты, художники, иконописцы, резчики, смогут найти в нашем монастыре свое место, реализуя Богом данные способности и профессиональные навыки.

При монастыре действует приют для девочек.

Храмы [ править ]

Храм в честь святого Николая Чудотворца, вид на вход в монастырь

Сольба. Николо-Сольбинский женский монастырь.


Храмы и часовни монастыря:

Другие постройки монастыря:

13. Купальня
14. Башни ограды
15. Корпуса в линии ограды
16. Пруд
17. Бассейн с фонтаном

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века, и предполагается, что основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Первоначально монастырь был мужским и построен на Быльцином поле, что в 6 км от нынешнего местонахождения монастыря. Древнейший храм обители, «что в Быльцине» – деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. Вокруг нее и собрались первые иноки.

Обитель много претерпела на своем веку. Во времена междуцарствия, в начале 17 века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Почти сто лет обитель находилась в запустении, но в 1711 году она возродилась, только на новом месте уже близ реки Сольбы. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви, в память прежней с приделом великомученицы Варвары. Первым строителем монастыря, который официально именовался теперь Солбинской Пустынью, стал иеромонах Серапион.

В 1731 году началось строительство каменного соборного храма в честь Успения Божией Матери. К 1804 г. церковь святителя Николая довольно быстро обветшала, и было принято решение устроить в Успенском соборе придел Николая Чудотворца, а вскоре и придел Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году обитель была обнесена каменной стеной (около 570 метров) с шестью башнями и святыми вратами, над которыми поместили иконы святителя Николая и преподобного Сергия.

Из описей известно, что монастырю до революции принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий, содержавшихся в образцовом состоянии. Принадлежала монастырю и речка Сольба, протекавшая по его землям, дававшая чистую воду, рыбу и моловшая своей силой зерно на двух водяных мельницах. На заливных полях за рекой пустынножители разводили огород и косили сено.

Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. Так во все время с начала 16 века по 1903 год, число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год монастыре числилось уже 115 сестер. Подвижнические труды игуменьи Макарии, умелое ведение хозяйства, молитвы сестер привели к подлинному расцвету обители.

В ноябре 1918 года монастырь был закрыт одним из первых в стране. Судьба игумении Макарии с сестрами до сих пор не известна. Из архивных документов тех лет выяснилось только, что несколько сестер были сосланы в лагеря, где, очевидно, и скончались, а священнослужители – расстреляны. Таким образом, перед нами не просто древняя пустынь со своей историей, перед нами – монастырь-мученик, и восстановление его в былом величии – дело не только внешнего строительства, но внутреннего созидания душ. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже – лечебница для душевнобольных.

Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство полностью утрачено. В 60-х годах для строительства дорог были разобраны монастырские стены и башни. И, когда в 1994 году истерзанная и поруганная святыня была возвращена Церкви, возрождение ее казалось невозможным. После многолетнего перерыва, в 1999 году сюда прибыли три насельницы с настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью началось возрождение обители. Впервые разлился по всей окрестности ликующий колокольный звон, созывая верующих в храм Божий и возвещающий людям, долгое время Бога не ведающим, что есть Господь, молитва, подвиг и Божии заповеди. Многие самые разные люди откликнулись на просьбы о помощи в возрождении монастыря, многие захотели внести свою лепту, побывав впервые в обители. Всего в обители построено и строится девять храмов, каждый из которых имеет свою оригинальную архитектуру.

По материалам сайта монастыря

В Николо-Сольбинском женском монастыре строится храм в честь Пресвятой Троицы, который замыкает архитектурный ансамбль монастыря. Видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/news/v-nikolo-solbinskom-zhenskom-monastyre-vedetsya-stroitelstvo-svyato-troitskogo-hrama

Никольский пустынный мужской монастырь на реке Сольба с двухпрестольной церковью, освящённой в честь святителя Николая Чудотворца и великомученицы Варвары, был основан не позднее начала ХVI века. В 1544 году за монастырём уже числились обширные земельные владения. В Смутное время в начале ХVII века монастырь был полностью разорён польскими отрядами. Согласно монастырскому Синодику, обитель находилась в запустении 97 лет, и только указом императора Петра I в 1711 году Николо-Сольбинская пустынь была возрождена, как приписная к Переславскому Борисоглебскому монастырю. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви в честь святителя Николая и великомученицы Варвары, а в 1731 году каменной церкви в память Успения Божьей Матери. В 1742 году по просьбе насельников обители Сольбинская пустынь получила самостоятельность, на условиях отсутствия пособия от казны и обязанности братии “довольствоваться своими трудами”.

К моменту секуляризации церковных земель, последовавших в царствование императрицы Екатерины II, монастырь вновь имел большие земельные угодья и развитое хозяйство. В начале ХIХ века деревянная Никольская церковь пришла в упадок, и в каменном Успенском храме был освящён придел в память святителя Николая, а вскоре и придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году Сольбинская обитель была обнесена каменной стеной с шестью башнями длиной 570 метров. Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. Так, во всё время с начала ХVI века по 1903 год, число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестёр. К этому времени усилиями настоятельницы Макарии (Скудиной) Сольбинская пустынь была капитально обновлена.

После Октябрьского переворота уже в ноябре 1918 года усилиями местных коммунистов монастырь был разграблен и “ликвидирован”, а некоторые из сестёр, возможно, расстреляны. В монастырских строениях была организована сельхоз “коммуна”, но церковь, как не удивительно, осталась действующей до 1937 года. “Коммуна” развалилась в 1922 году. В 1937 году был расстрелян последний перед закрытием монастыря священник обители Леонид Гиляревский, имевший 12 детей. В том же году, по сфабрикованному обвинению в “контрреволюционной деятельности”, расстреляли и последних настоятелей оставшегося Никольского храма: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева). Отец Паисий успел провести на Сольбе только две службы. Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря в близлежащих деревнях и продолжавших в миру нести монашеские обеты были приговорены к различным срокам тюремного заключения.

На территории монастыря была устроена лечебница для душевнобольных. Успенский храм был осквернён и обезображен, внутреннее убранство его полностью утрачено. В 1960-х годах были разобраны монастырские стены. От злого обращения душевнобольные часто убегали из лечебницы и представляли опасность для местного населения. К концу Советской власти некогда святое место люди стали обходить за версту. После закрытия больницы все здания находились в аварийном состоянии, территория завалена больничным и строительным хламом, в развалинах ютились бомжи и наркоманы. Поначалу монастырь числился приписным к мужскому Борисоглебскому монастырю Ярославской епархии. Присутствие насельников было непостоянным, восстановить разруху не удавалось.

Вскоре монастырь получил статус женского и в 1999 году обрёл четырёх постоянных насельниц. Настоятельницей была назначена монахиня Еротиида (Гажу), имевшая степень инвалидности и ранне подвизавшаяся в Толгском монастыре Ярославской епархии. Жизнь Николо-Сольбинской обители, особенно зимой, практически в глухом лесу, без телефонной связи, транспорта, при дефиците дров и продовольствия требовала от насельниц немалого личного мужества, каждодневного труда, напряжения всех духовных и физических сил. Тогда, с начала возрождения обители настоятельницей была поставлена цель – совершать полный ежедневный богослужебный круг чтений. И совершилось чудо. Настоятельница получила исцеление, Божьим Промыслом, молитвами и трудами сестёр у монастыря стали появляться помощники и благотворители. Первым был восстановлен дореволюционный соборный храм обители – Успения Пресвятой Богородицы, с приделами, освящёнными в память Усекновения Пресвятой Богородицы и Покрова Божьей Матери. А потом началось строительство сестринского корпуса с храмом, освящённым в честь святой Ксении Петербургской. Главный храм обители – Успенский. Здесь совершаются каждодневные богослужения.

Внутри церкви установлены для поклонения два ковчега мощей с нетленными частицами пятидесяти святых: великомученика Георгия Победоносца, блаженной Матроны Московской, преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, святителей Тихона, патриарха Московского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Луки Крымского и многих других угодников. В алтаре Предтеченского придела хранится крест-мощевик с частицами мощей святителей и преподобных Новгородской земли. Божьей помощью вернулись в обитель две иконы, бывшие здесь до революции на монастырских воротах: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Сейчас они находятся на переднем фасаде Успенского храма по обе стороны крыльца. В Успенском храме хранится и главная святыня Николо-Сольбинского монастыря. Это пожертвованная старинная икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Крестный ход с иконой вокруг монастыря совершается каждое воскресение. Очень красив надвратный одноглавый храм святителя Николая Чудотворца, построенный в строгом древнерусском стиле.

К церкви с двух сторон примыкают монастырские стены, где в частности, будет располагаться вторая монастырская гостинница. Первая гостинница (странноприимный дом) была построена рядом с обителью и всегда с радостью принимает всех желающих. Гостинница бесплатная и построена со всеми удобствами: горячей водой, душем, чайной. Здание гостинницы очень красиво. На третьем этаже освящён храм в честь святых апостолов Петра и Павла. Стены и пол в церкви выложены гранитом, иконостас мрамором. Все иконы написаны в классическом “византийском” стиле. В храме не используется электрическое освящение: во время службы зажигаются многочисленные цветные лампады. На маленьком балкончике расположена звонница. Еженедельно с пятницы на субботу в этом храме служится ночная литургия, предваряемая по древней монашеской традиции чином пения двенадцати псалмов. Здесь же совершаются таинства крещения и венчания, (что по уставу нельзя делать в монастыре). Самое большое монастырское здание – трёхэтажный сестринский корпус с покоями настоятельницы, трапезными и канцелярией. В трапезной на третьем этаже освящена церковь в честь святой Ксении Петербургской. В честь особых святых покровителей монашествующих, построена двухъярусная церковь, нижний “пещерный” храм который, освящён в честь святых Антония и Феодосия Киево-Печёрских, первых монахов Святой Руси. На нём, как на фундаменте, стоит верхний храм, освящённый в честь преподобного Сергия Радонежского. Церковь построена в стиле северного зодчества. Стены и низкий иконостас нижнего храма оформлены редким камнем – травертином.

В день памяти великомученика целителя Пантелеймона в храме забил источник. Источник был выведен из церковного здания с внешней стороны под горку и освящён в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских и Сергия Радонежского. Северный вход в монастырь украшен пятиглавым храмом в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Спиридон – величайший святой древней Церкви, живший в одно время с Николаем Чудотворцем, считается покровителем домостроительства. В своём архитектурном решении постройка этой церкви продолжает традиции российского зодчества ХVII столетия. Её внешний вид представляет собой классический вид архитектуры для русской православной церкви. Храм отделан узором из резного камня на красно-кирпичном фасаде, главкам этой церкви архитектор придал форму куполов собора Покрова, что на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Насельницами монастыря много делается для устройства больницы и богадельни для нуждающихся местных жителей, паломников и сестёр. Для этого строится больничный корпус, который будет соединён со строящимся храмом в честь великомученицы Варвары.

В память всех посрадавших в годы богоборческой власти строится храм-часовня новомучеников и исповедников Российских. В храме-часовне будут возносится сугубые молитвы за усопших. Всё сделанное и строящееся в Святой Сольбинской обители поражает и радует глаз паломников. В монастыре построено или строится девять храмов и пять часовен. Каждый храм, либо часовня, имеет свою оригинальную архитектуру и неповторимый силуэт, что делает в целом монастырь не похожим ни на одну другую обитель средней полосы России. Глубоко продумана цельная духовная концепция, каким святым посвятить престолы в каких храмах (больничном, надвратном и т. п.). Все главные святыни монастыря связаны с двумя великими святыми Православной Церкви – Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Древний святой – святитель Николай был и, вероятно, остаётся самым почитаемым святым на Руси – “святым народным, совершенным представителем того множества людей, которые слушают Слово Божие и спешат исполнить его и примером своим научить других” (святитель Николай Сербский), а преподобный Сергий – выразитель русского идеала святости, собиратель и молитвенник земли Русской. И первый монастырь здесь, в непроходимых переславских лесах, возможно, был устроен его учениками.

Из книги-брошюры: Николо-Сольбинский женский монастырь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: