Храм Воскресения Словущего: адрес и история церкви, описание, святыни и праздники

Храмы Воскресения Словущего

Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня (или Св. Гроба Господня) в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

Москва, Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Фото: Олег Гусаров / Соборы.Ru. Постобработка: Православие.Ru В Москве существует несколько храмов, освященных в честь этого праздника. Один из них находится в Брюсовом переулке между Тверской и Б.Никитской улицами (бывшая ул. Неждановой). Замечательная красно-белая церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке была построена в первой половине XVII века, однако упоминается здесь еще в 1548 году во времена Ивана Грозного. Придел во имя пророка Елисея построен в 1620 году в память встречи царем Михаилом Федоровичем свого отца, патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена.

Название на Успенском вражке связано с тем, что, во-первых, раньше в глубокой древности в старину здесь проходил глубокий овраг, который здесь оставил свои следы и поныне, а во-вторых, раньше здесь стояла деревянная Успенская церковь, давшая старинное название всей этой местности и самому оврагу. Считается, что Успенский вражек – древнейшее урочище (местность) в Белом Городе.

А сам переулок назван в честь любимца Екатерины Великой, московского генерал-губернатора Якова Александровича Брюса. Знаменитый «колдун» и «чернокнижник» петровской эпохи Яков Вилимович Брюс приходился дальним родственником екатерининскому вельможе, но к названию переулка он никакого отношения не имеет.

Это одна из немногих церквей, не закрывавшаяся в советское время, и поэтому в ней сохранился старинный интерьер.

У левого клироса в богато украшенном киоте находится икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Божия Матерь изображена с непокрытой главой – символ того, что она отдала свой покров для спасения грешников. После революции эта икона была передана в Воскресенский храм из церкви Рождества Христова, что в Палашах близ Тверской улицы. Туда ее принес один благочестивый прихожанин. Он был вдовцом и один воспитывал дочерей, неустанно молясь об их благополучии. Его молитвы были услышаны, и однажды во сне ему было сказано передать икону в Рождественский храм, что он не замедлил исполнить. Во время войны 1812 года храм был разграблен, а чудотворная икона разбита на части и брошена, но стараниями художников была восстановлена.

В 1912 году перед этой иконой венчались Сергей Эфрон с Мариной Цветаевой.

Другая, менее известная, но когда-то легендарная в Москве церковь, освященная по этому празднику, была закрыта в советское время и полуразрушена, в таком виде пребывая до сих пор. Только осведомленный о ней человек может отличить ее от обычного городского сооружения, просто находящегося в плохом состоянии. А между тем история этой старинной московской церкви богатейшая – окутанная множеством мистических преданий, она связана с царской фамилией в России.

Церковь Воскресения Словущего в Барашах. Фото: voskresbarashi.orthodoxy.ru Церковь Воскресения Словущего в Барашах находится на улице Покровка (дом № 26). Сама местность Бараши была связана с деятельностью государевых слуг. Еще в 1410 году здесь появилась Барашевская слобода, где селились бараши – так назывались слуги великих князей, а потом и царей, возившие за ними в походы шатры и ставившие их в поле для высочайшего отдыха. А для этого требовалось определенное мастерство. Деятельность их называлась Шатерной службой. В Барашевской слободе находились казенные склады, где хранились материалы для изготовления шатров и сами шатры.

Воскресенская церковь здесь известна с 1620 года. То здание, руины которого дожили до нашего времени, было возведено в 1734 году предположительно архитектором И.Мордвиновым.

До 1934 года купол высокой церковной колокольни был украшен золоченой императорской короной, выточенной из чистого дерева. Много красивых легенд было связано с ней. Говорили, что когда-то в этой церкви венчались влюбленные брат и сестра, не подозревавшие о своем родстве. Когда священник повел их вокруг аналоя, брачные венцы внезапно сорвались у них с головы, вылетели из окна, и опустились на церковный купол. Так провидение предотвратило кровосмешение.

Другое московское предание связывает эту церковь и ее необычный купол с именем императрицы Елизаветы Петровны. И со стоящим неподалеку на правой стороне Покровки дворцом в бело-голубых тонах (дом №22), который часто называют московским Зимним дворцом в миниатюре.

Редчайший в Москве гражданский памятник стиля елизаветинского барокко, «дом-комод», как говорят о нем москвичи, был построен в конце 1760 – начале 1770 гг. неизвестным мастером школы В.Растрелли (раньше авторство приписывали самому мастеру).

Старинное предание гласит, что этот дом императрица Елизавета Петровна подарила своему тайному мужу графу Алексею Разумовскому, и в этом же доме они справляли свадьбу. А венчание происходило в соседней Воскресенской церкви. И ходила в Москве легенда, что на куполе церкви находился настоящий брачный венец императрицы Елизаветы.

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы в Путинках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

По другой версии, Елизавета обвенчалась с Разумовским в подмосковном селе Перово, а в Воскресенской церкви служила потом благодарственный молебен. В воспоминание об этом царском молебне и поместили корону на церковном куполе. Может быть, корона появилась здесь в знак того, что после свадьбы императрица проезжала мимо этой церкви в Кремль.

История с царским бракосочетанием имела продолжение в московской молве. После смерти Елизаветы граф Разумовский по-прежнему жил во дворце на Покровке. В год коронации Екатерины II канцлер Бестужев очень добивался ее брака с Григорием Орловым. Он написал прошение императрице, чтобы она «избрала себе супруга» и стал собирать под ним подписи. Екатерина была склонна к этому браку, но решила сначала узаконить графа Разумовского как мужа своей тетки Елизаветы и посмотреть, как отнесется к этому общество.

Тогда граф Воронцов был послан из Петербурга в Москву к престарелому Разумовскому на Покровку с указом Екатерины о пожаловании ему титула императорского высочества. Прочитав указ в своей мраморной спальне, Разумовский достал из роскошного ларца бумаги, обернутые в розовый атлас, поцеловал их и бросил в огонь камина. Посыльному же сказал, что он был только недостойным рабом Елизаветы, незаслуженно осыпанным столь великими милостями, и что больше никаких свидетельств о браке с Елизаветой, «которого не было», у него не осталось. Посему в царской милости причисления его к императорской фамилии никакой нужды нет. Молодой Екатерине этот поступок послужил хорошим уроком дворцового этикета, и от мысли о браке с Орловым она отказалась.

Эта легенда была опровергнута историками. Дворец на Покровке был построен после смерти Елизаветы, и Разумовский здесь никогда не жил. В историю Москвы он вошел как дом Апраксиных-Трубецких. (У последних, кстати, в доме давали уроки танцев и здесь мальчиком учился бальным танцам А.С.Пушкин. Приводили к Трубецким и юного Федора Тютчева, жившего неподалеку, в Армянском переулке – они даже встречались здесь в детстве и вместе играли, хотя разница в возрасте у них уже была значительная.)

Однако в советское время был найден подземный ход между Воскресенской церковью и дворцом. Если этот дом и церковь были связаны подземным ходом, значит они были как-то связаны и на земле. К тому же говорили, что этот ход продолжается и ведет к самой Меньшиковой башне в Мясники. Кто мог прорыть такой ход и связать между собой такие места?

А совсем неподалеку от покровского дома в Ивановском монастыре томилась в заточении таинственная инокиня Досифея. Она жила в полном затворе, даже в церковь ее водили по ночам, и богослужение совершалось для нее одной, в запертом храме. На самом деле под именем Досифеи скрывали княжну Тараканову, которую считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского. В 1810 году она умерла, и похоронили ее в Новоспасском монастыре – фамильной усыпальнице Романовых, что только подтвердило догадки о ее высочайшем происхождении. Впрочем, эту историю многие ученые также относят к области легенд и мифов, которые, тем не менее, как-то связаны между собой.

Достоверная история храма продолжается в советское время. В сентябре 1923 года в храмовый праздник Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) здесь служил патриарх Тихон. Он был уже настолько болен, что на службу его вели под руки, и просили прихожан не подходить к нему под благословение в связи с его самочувствием.

Буквально за несколько минут до приезда патриарха специально подосланный сюда отряд комсомольской молодежи в целях антирелигиозной борьбы попытался сорвать службу. Несколько голосов вразнобой запели какие-то «безбожные песни», как вспоминали очевидцы. Однако они не рассчитали время, и сорвать патриаршее богослужение не удалось.

В 1929 году церковь закрыли. А в начале 30-х годов сбросили с купола знаменитую корону и отвезли ее в антирелигиозный музей, открытый в Страстном монастыре, откуда она пропала. Во время строительных работ около церкви в земле обнаружили несколько человеческих черепов. Ими мальчишки стали играть в футбол, и никто их не останавливал, вспоминали старожилы.

Церковь была полуразрушена и получила облик обычного гражданского сооружения. В изуродованном здании разместились государственные учреждения.

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, г.Москва

В переулке Брюсова, который расположен между двумя улицами Никитской и Тверской, когда то, в XVI веке был очень глубокий и длинный овраг. Неподалеку от него стоял небольшой деревянный храм. Храм стоял уже очень давно и был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы. Впоследствии эта местность получило название “Успенского вражка”, т.е. оврага. Это место стало одним из самых древних в “Белом городе” Москвы.
Храм был посвящен святому празднику Воскресения Словущего. В Иерусалиме в 335 году был восстановлен храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня), этому и был посвящен праздник. Храм Гроба Господня, как гласит история, был построен на месте реальных событий, которые произошли с Иисусом и его воскрешением, поэтому в других городах и странах запрещалось давать такое же название. Допускалось только давать название храмам в честь самого праздника.

Читайте также:
Церковь Живоначальной Троицы в Останкино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Первое свидетельство об этом храме появилось только в 1548 году. В большом московском пожаре этот небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы сгорел 10 апреля в 1629 году. Через 6 лет (1634 г.) был заново отстроен на том же месте уже каменный храм, который существует и по сей день. Два века в храме не было никаких изменений и перестроек, но в 1816 – 1820 гг. были перестроены и оборудованы колокольня и трапезная.
Русский царь Михаил Федорович встретился со своим отцом Патриархом Филаретом, который вернулся из польского плена. В честь этого события в 1620 году был построен еще один деревянный храм, рядом с уже опоминавшимся, и назван был храмом пророка Елисея.
Храм Елисея был заново перестроен в каменный в 1636 году, и в таком состоянии он простоял до XIX века. Есть несколько версий о том, как проходило освящение храма. Одни источники говорят о том, что его престол был перенесен в Воскресенский храм, ведь Москва тогда только восстанавливалась после войны с Наполеоном в 1812 году. Другие говорят о перенесении престола в соседний храм Воскресения Словущего.
Вскоре храм решили сделать более современным. Для этого были сделаны килевидные обрамления для окон, все было выдержано в русском стиле. Приглашенный в 1897 году архитектор А.Ф. Мейснер, по проекту заменил верхние ярусы колокольни на новые. Они были псевдоклассических форм, и это придало храму совсем другой, новый вид.

На улице Неждановой в 1930 году проживало очень много артистов и известных людей. И только по их многочисленным просьбам и прошениям власти не закрыли храм, но колокола сняли.Несколько лет в храме были реставрационные работы(1963-1964гг., 1979г., 1982 – 1986гг.).

Главной реликвией и святыней в храме является чудотворная икона Божией Матери “Взыскание погибших”.Слава иконы разнесена на многие километры, каждый день люди приезжают к этой святыне, в надежде получить помощь. Чудотворная икона помогает пьющим, больным и запутавшимся людям. Многие приезжают с просьбами о счастливом браке, хорошей

работе, исцелении детей и родственников. Царица Небесная помогает всем искренне просившим о помощи. Об этом рассказывают люди, которые несут ей дары в знак благодарности. Серебряная риза иконы полностью увешена крестиками, кольцами, цепочками и медальонами. С утра до вечера ее посещают верующие, которые уже получили помощь и которые в ней нуждаются.

Есть еще несколько немаловажных и редких святынь в этом храме. Образ княгини Анны Кашинской, которая хранит частичку ее мощей. Так же почитают в храме образы Божией Матери “Утоли моя печали”, Знаменской, Боголюбский, Коневский, Страстной, Иверский, Смоленский и Казанский акафистный. Еще существуют образы чудотворцев святых Дамиана и Космы, мученика Трифона и

великомученика Никиты, великомученика Георгия Победоносца и преподобного Саввы Сторожевского. Икона святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца с частицей его мощей, является редкой московской святыней. Самой древней иконой храма с конца XVI века – образ Николы Можайского.
Храм, существующий с XVII века, был открыт и проводил службы во все времена. Этот небольшой пункт очень примечательный для нашего времени.

Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Однако это строительство затянулось на девять лет из-за разразившейся летом 1692 года эпидемии чумы. После её окончания из всей монастырской братии в живых остались только два иеромонаха, остальные все скончались, в том числе и старец Александр.

В 1697 году строительство было завершено. Вместе с храмом была построена двухъярусная монастырская колокольня над святыми вратами при западном входе в обитель. Всё пространство монастыря, имеющее форму квадрата, было обнесено первоначально деревянными стенами, а по всем четырём углам были установлены небольшие башенки. Рядом с храмом были построены деревянные настоятельские и братские кельи.

Весной 1706 года, когда Астрахань была захвачена мятежными стрельцами, монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметьевым. В монастырских стенах делались бойницы для отражения неприятеля. Когда фельдмаршал 12 марта прибыл в обитель, мятежники открыли стрельбу и пошли на штурм монастыря. Но царские войска отбили штурм.

В 20-х годах XVIII столетия между преемником митрополита Сампсона, епископом Иоакимом и астраханским губернатором Волынским, покровительствовавшим католикам-капуцинам, возник конфликт. Волынский добился перевода епископа из Астрахани и начал преследовать его сторонников. Настоятель монастыря архимандрит Иоасаф был схвачен и заключён в темницу, где Волынский под пытками вымогал у него казну и ценности монастыря. Настоятелю удалось спастись бегством. В 1723 году, пытаясь скрыть следы своих бесчинств, Волынский добился закрытия Иоанно-Предтеченского монастыря и учреждения в его стенах гарнизонного госпиталя. В обители не осталось ни одного монаха, однако богослужения не прекратились: их совершал белый священник. Сначала к нему на помощь присылали двух иеромонахов из Спасского монастыря, а потом прислали и второго белого священника.

Читайте также:
Никольская церковь в Зеленограде: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

Все это продолжалось до 1727 года, когда после настойчивых требований астраханского епископа Варлаама (Леницкого) монастырь был возвращён в епархиальное ведомство.

При новом настоятеле монастыря архимандрите Иларионе с 1727 по 1730 год были выстроены: каменная ограда и двухэтажный настоятельский корпус. В 1737 году при архимандрите Аркадии в первом ярусе монастырской колокольни был устроен храм в честь Святого Мученика Иоанна Воина.

В 1756 году при архимандрите Аароне стараниями надворного советника Фёдора Львовича Черкесова в монастыре была построена малая каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».

В 1780 году каменную келейную церковь во имя Богородицы «Всех Скорбящих Радосте», в которой едва помещалось 20 человек, перенесли и присоединили к Сретенской в виде придела, который был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1895 году вследствие сильного обветшания Сретенский и Рождество-Иоанно-Предтеченский храмы были разобраны, а на их месте заложен новый трёхпрестольный храм в честь Сретения Господня с приделами: правый – в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», а левый – в честь Святителя Тихона Задонского. В 1899 году было окончено его строительство, и 25 июля того же года храм был освящён Астраханским епископом Сергием (Серафимовым). Боковые приделы были освящёны не сразу, так как из-за несоблюдения некоторых технических требований они не были приняты строительной комиссией. Только 13 сентября 1909 года в день воспоминания освящения храма Воскресения в Иерусалиме был освящён правый придел Сретенского храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». В следующем году, 13 августа, был освящён и левый придел в честь Святителя Тихона Задонского.

Вместе с разборкой двух древних храмов: Сретенского и Рождества Иоанно-Предтеченского в 1895 году в Иоанно-Предтеченском монастыре были перестроены все деревянные братские кельи, шедшие вдоль северной стороны. Вместо них были построены каменные кельи и примыкающая к ним братская трапеза, а также и другие монастырские службы: баня (в северо-восточном углу), погреба, кладовые (тянущиеся вдоль восточной стены), дом для монастырской прислуги (у южной стены) и располагавшиеся рядом каретная с конюшней. В 1895 году старый настоятельский дом был разобран, и выстроен новый каменный двухэтажный настоятельский дом. В его верхнем этаже помещались кельи для настоятеля, а в нижнем – церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства монастыря.

В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов и 5 послушников. В 1919 году сам монастырь был закрыт, однако храмы продолжали действовать до 1929 года. Закрытые Иоанно-Предтеченский монастырский собор и колокольня с церковью Иона Воина тут же были снесены. Третий из монастырских храмов в честь Сретения Господня был предоставлен местной обновленческой общине, но в начале тридцатых годов и его закрыли. В течение многих лет Сретенский храм использовался как складское помещение реализационной базой «Заготзерно». Сретенский храм был возвращен Православной Церкви в 1989 году и освящен в честь Усекновения Главы Святого Пророка Иоанна Предтечи. Сейчас он выполняет роль соборной монастырской церкви.

Современная история монастыря началась с 1992 года, когда настоятелем церкви стал отец Василий (Ценько). Первому настоятелю монастыря пришлось начинать почти с нуля. Сам храм был в ужасном опустошении. Отсутствовала элементарная инфраструктура монастыря, не хватало помощников.Сначала были поставлены купола из оцинкованного железа. Вокруг храма был залит бетон, построены новая колокольня, котельная, склады. В храме была произведена роспись стен. В 1993 году монастырь был готов к службе, в нем начала проводиться Литургия, и в храм потянулись люди.

Первоначально церковь существовала как приход, но благодаря усилиям отца Василия, 22 февраля 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении монашеской жизни в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. Следующие наместники отец Иосиф (Марьян) и отец Филипп (Трещев) занимались в основном благотворительной деятельностью, помогая малоимущим и голодающим. Устройство обители еще надлежало привести в крепкий вид. В это время в жизни монастыря произошло очень важное событие: на пожертвованные деньги был установлен центральный иконостас из резного дерева, который требовалось еще отделать и установить в нем иконы.

Восстановительные работы возобновились в начале 2001 года, когда наместником монастыря стал иеромонах Петр (Барбашов). Было построено временное ограждение территории монастыря, позволившее избавиться от любителей выпивки, облюбовавших многочисленные его строения и закутки. За два года была восстановлена вся инфраструктура монастыря: были построены новая баня, двухэтажный братский корпус, который разместил в своих стенах не только кельи для монахов и послушников, но и новую трапезную, столярку, гараж и лекционный зал. Новый каменный забор заменил временное ограждение территории монастыря. За 2004-2005 годы был произведен капитальный ремонт в двухэтажном игуменском корпусе и в одноэтажном братском корпусе. Эти здания были переданы монастырю в связи с приездом в Астрахань Святейшего Патриарха Алексия Второго в октябре 2002 года. В декабре 2006 года над храмом засияли золотые купола.

Читайте также:
Московский Петропавловский храм в Ясеневе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Братией монастыря регулярно проводятся миссионерские беседы с населением. Открыты курсы «Евангельские чтения». В СМИ публикуются статьи об истории и сегодняшнем дне монастыря, в ВУЗах и общественных организациях проводятся лекции. Братия монастыря посещает детские дома – интернаты, дом престарелых, нуждающихся и малоимущих. В монастыре есть православная библиотека, основная часть фондов которой – это книги, подаренные горожанами. Она открыта для всех желающих. При монастыре действует воскресная школа, насчитывающая около 200 детей, имеется хоровая студия. Братский хор монастыря «Скимен» стал лауреатом Всероссийского конкурса хорового пения.

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в Астрахани

По словам протоиерея Иоанна Восторгова, монастыри можно сравнить с запасными водоемами, в которых хранится живая вода. Она питает и увлажняет иссохшую душу мирского человека, и является живительной влагой для жаждущей спасения души. Первые обители появились в Руси в начале 11 века, а к началу 20 века их было больше 1000.

Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани — святая обитель с трехсотлетней историей, в которой переплелись судьбы истории России, братии и настоятелей, возведение и разрушение храмов, выстоявшая в поругании и восставшая во всей своей красе в 21 веке.

Исторические сведения

К началу 17 столетия один из крупнейших городов России Астрахань привлекал переселенцев укрепленными районами, среди которых славился Кремль, Белый и Земляной город.

В Земляном городе выросло множество слобод вдоль речек Кутума и Криуши.

В реку Кутума впадала речушка Луковка, на берегу которой, на небольшом возвышении, на собственные средства митрополит Астраханский Саввати основал мужскую обитель.

Из летописи 1688 года следует, что к этому времени сама обитель уже существовала, в тот год было начато возведение храма Иоанна Предтечи.

Разразившаяся в 1692 году чума унесла жизни практически всех монахов, поэтому возведение Предтеченской церкви закончили только в 1697 году. Святые ворота с западной стороны монастыря украшала колокольня, состоявшая из 2-х ярусов.

Монастырские стены в форме квадрата были изготовлены из дерева, на каждом углу стояли маленькие башенки.

  • Для подавления мятежа, поднятого стрельцами в 1706 году, прибыли правительственные войска, которые расположились в стенах мужской обители.
  • Фельдмаршал Шереметьев, руководивший операцией, приказал сделать в стенах бойницы. Несколько раз правительственные войска отражали штурм мятежников, при этом пострадала часть построек Иоанно-Предтеченской святыни.
  • В начале 18 века губернатор Астрахани Волынский решил посягнуть на монастырскую казну, схватил архимандрита Иосафата и пытками пытался узнать, где хранятся ценности.
  • Господь помог архимандриту бежать, однако, в 1723 году губернатор добивается закрытия мужской обители, стараясь скрыть свои преступления, и размещает в святых стенах гарнизонный госпиталь. Несмотря на то что все монахи и служителя были разогнаны, в монастырских храмах шли богослужения, осуществляемые белым священником. К нему на помощь приехали два иеромонаха Спасской обители.
  • Четыре года астраханский епископ Вардаам (Леницкий) требовал возвращения святыни в епархию, в 1727 году добился своего.

Новый настоятель архимандрит Иларионам приложил огромные усилия, чтобы за 3 года своего наставничества возвести каменную ограду и корпус для проживания настоятелей.

Настоятель архимандрит Аркадий в 1937 освящает церковь Иоанна Воина, расположившуюся в здании монастырской колокольни.

1756 год — время настоятеля Аарона, при нем возводится небольшой храм святого образа Богородицы «Всех Скорбящих Радость», который в 1780 году присоединяется после переноса к Сретенскому приделу Рождества Иоанна Предтечи.

Более чем за 100 лет храмовые постройки обветшали, их разобрали, и в 1895 году монастырскую площадь украшал собор Сретения Господнего с тремя престолами и двумя приделами:

  • святого образа Богородицы «Всех скорбящих Радость»;
  • святителя Тихона Задонского.

Через четыре года все работы были завершены, в 1899 году Астраханский епископ Сергий (Серафимов) провел освящение нововозведенного храма, но без приделов, которые не были приняты строительной комиссией.

Целых 10 лет потребовалось для доработок, в сентябре 1909 года была освящена церковь иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость», а в 1910 году и левый придел Святителя Тихона Задонского.

К началу двадцатого века в обители проживало восемь монахов, пять послушников и игумен.

Время разорения и восстановления

После революции 1917 года монастырь официально закрыли в 1919 году, но фактически до 1929 года здесь велись богослужения, после чего все храмы, кроме Сретенской церкви, были снесены.

  • С 1930 года в святых стенах церкви Сретения Господнего был склад для хранения зерна.
  • В 1940 году разобрали колокольню и церковь Иоанна Воина на кирпичи.
  • Полуразваленное помещение было возвращено православной Церкви в 1989 году, в настоящее время это соборная монастырская церковь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи.
  • К 1993 году на территории монастыря жило несколько послушников в поистине спартанских условиях, без тепла, света, под постоянной угрозой местных хулиганов.
Читайте также:
Собор Александра Невского в Петрозаводске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Усилиями отца Василия (Ценько) и помощи благодетелей началось восстановление. Купола покрыли оцинкованным железом, возвели колокольню, построили котельную и складские помещения. В еще пахнущую свежими красками, которыми расписывали внутренние стены, церковь на богослужения стали приходить люди.

22 февраля 1995 года монашеская жизнь получила шанс на второе рождение в Иоанно-Предтеченской мужской обители.

В 1996 году было совершено первое за много лет служение по монашескому постригу.

Следующие 5 лет братия под руководством настоятеля отца Иосифа основное внимание уделяла благотворительности, помогая нищим и больным, хотя сам монастырь нужно было достраивать.

До 2001 года в обители установили иконостас, украшенный резным деревом, а с приходом в этом году настоятеля иеромонаха Петра (Барбашова) появилось пусть временное, но ограждение монастырской территории, закрывшее вход для нежелательных гостей.

За несколько лет монастырь Иоанна Предтечи в Астрахани было не узнать, его окружали стены из кирпича, были построены хозяйственные и жилые здания, но в настоятельском доме продолжали жить миряне со своим мировоззрением и привычками.

Интересно! Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ осенью 2002 года посетил астраханскую святыню, после чего восстановление пошло намного быстрее.

К концу 2006 года астраханцы любовались сиянием золотых куполов, покрывающих главы храмов обители Иоанна Предтечи.

Современное состояние монастырской жизни

Настоятель Петр понимал, что время антирелигиозной пропаганды сделало свое время, и силами братии стали всеми способами нести евангелие в мир. Священнослужители не ждали, когда жители начнут посещать богослужения. Они решили начать обращение к ним через телевидение, начав серию православных циклов программы «Фома». Во время передач любой человек может в прямом эфире получить ответ на заданный вопрос от самого игумена Петра.

Отец Антоний выходит к населению с миссионерскими беседами, а иеромонахом ведутся регулярные курсы «Евангельские чтения» двери для которых открыты в высших учебных заведениях и организациях города. Силами братии ведется благотворительная деятельность в интернатах, домах престарелых и малюток. Каждый желающий может посетить монастырскую библиотеку, книги в которую приносили сами горожане.

  • К 2008 году были заменены рамы в оконных проемах монастырских храмов. Церковь Введения Пресвятой Богородицы, после ремонта и покраски, впервые приняла молодых для Таинства Венчания.
  • Детвора и подростки в 2009 годы собрались на открытие центра «Боголепъ».
  • В середине лета 2010 лета в монастыре состоялось уникальное событие — пострижение в схиму схимонаха Митрофана, на то время первого и единственного схимника епархии Астрахани.
  • К 2011 году в кельях проживали четырнадцать насельников.

Интересно! Об истории Иоанна-Предтеченского монастыря в Астрахани можно прочитать в вышедшей в 2012 году книге Л. Бухтояровой «Длина дорогой в три столетия».

В воскресной школе обучается более двухсот детей, многие их стали участниками хоровой студии, а хор мальчиков «Воскресенье» известен далеко за пределами Астрахани.

Лауреат хорового пения хор братьев «Скимен» известен по всей России.

Ныне на богослужениях все чаще приходят молодые люди, целые семьи с детьми, прихожане принимают активное участие в жизни монастыря, оказывая бескорыстную поддержку. Только в 2013 году из келий переселили обычных людей, выделив им другое жилье, монахи смогли свободно вздохнуть, ибо жизнь мирян часто не соответствовала нормам православия.

К празднованию Воскресения Иисуса Христа в 2016 году на храмовых постройках устанавливается подсветка из 182 светильников.

К концу 2018 число насельников в мужской обители составило 12 человек, при этом не учтены послушники.

Единственный, действующий в 2019 году в Астрахани, мужской монастырь Иоанна Предтечи стал центром духовного возрождения края, куда на праздники собирает множество прихожан, откуда совершаются крестные ходы, как обереги края.

Открытый в 2005 году Николо-Комаровский скит стал частью хозчасти монастыря. Здесь занимаются:

  • разведением птицы;
  • выращиванием скота;
  • разведением элитного винограда;
  • уходом за большим садом и огородом и многими другими делами.

Скит, расположенный под Астраханью, славится по всему миру рецептурой церковного кагора.

Вся хозяйственная деятельность позволяет монастырской деятельности быть на самоокупаемости.

Святыни и престольные праздники

Тысячи паломников и прихожан ежегодно приходят в храм поклониться святыням:

Особенно людно на территории Предтеченского монастыря в престольные праздники.

  • 18 мая чествуется икона Богородицы «Неупиваемая чаша», в этот день совершается крестный ход.
  • 11 сентября воздается дань памяти Усекновению головы Иоанна Крестителя.
  • 4 декабря православный мир собирается на богослужения в честь Божьей Матери — Введению в Храм Богородицы.

В помощь паломникам

Для приезжих паломников и туристов ориентиром для поездки в Иоанно-Предтеченскую обитель служит адрес: Астрахань, улица Магнитогорская, дом 9.

Читайте также:
Андрей Десницкий: биография, книги и труды, публикации, семья

Доехав до остановки «Цирк» или «Большие Исады», невозможно не увидеть сияющие на солнце золотые купола.

Все желающие могут побывать на богослужениях в Иоанно-Предтеченской обители, расписание их можно узнать на сайте.

Ежедневно в 7.30 начинается утренняя, после нее исповедь, начало вечерни — 17.00.

По праздничным и выходным дня в 6.30 во Введенской церкви начинается Литургия.

В понедельник в 17.30 звучит акафист Иоанну Крестителю, а в пятницу — акафист святому образу Богородицы «Иверская».

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань)

Мiръ Россия Астраханская область Астрахань Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань)

Иоанно-Предтеченский монастырь — мужской монастырь Астраханской епархии Русской православной церкви в городе Астрахань.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современная история монастыря
  • 3 Скит в Николо-Комаровке
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Расписание богослужений
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Монастырь основан в 1688 году на средства Астраханского митрополита Савватия вне Белого города, на Ивановской улице, за рекой Кутум (рукав Волги). Монастырь был обнесен деревянными стенами с четырьмя угловыми башенками. В 1697 году над святыми вратами построили каменную монастырскую колокольню, а рядом с церковью возвели деревянные кельи для монахов и настоятелей. Мужской монастырь Иоанна Предтечи (или Ивановский, как его называли в народе) имел не только духовное значение, он же был крепостью на пригородных рубежах Астрахани. Именно в таких целях использовали обитель правительственные войска фельдмаршала Шереметьева, которые прибыли для подавления восстания стрельцов и горожан в 1706 году. В стенах Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Астрахани было четыре церкви: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящен в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи и церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 г.)

Вместо деревянных Сретенского и Рождество-Иоанно-Предтеченского соборов в 1895 году в Астрахани начали строить новый трехпрестольный храм. Через четыре года его освятили в честь Сретения Господня и дополнили двумя пристройками: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Боковые приделы освятили позже, потому что строительная комиссия из-за технических ошибок не сразу приняла постройки.

В 1723 году был упразднен и обращён в лазарет; в 1727 году восстановлен. С 1884 года существовала церковно-приходская школа. В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов, 5 послушников.

В 1919 году монастырь был закрыт. Постройки были заняты под жилье и хозяйственные нужды. В 1940 году колокольня и надвратный храм во имя Иоанна Воина были разобраны.

Работы по восстановлению Сретенского монастырского храма начали в 1989 году. В этот раз его освятили в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а боковые пристройки — в честь святителя Тихона Задонского и Иверской иконы Божией Матери. Само здание выполнено в форме креста в древнерусском стиле. Украшено пятью главами, которые располагаются на двух рядах из кокошников, опоясывающих храм со всех сторон. Три пристройки выполнены в форме прямоугольника с полукруглым верхом. Центральная пристройка отличается от остальных: перед входом есть особый притвор, который украшен шатровым верхом с луковичкой и крестом на вершине. Внутри храм не слишком вместителен, потому что изначально предназначался только для братии мужского монастыря Иоанна Предтечи.

Современная история монастыря [ править ]

В 1992 году — началось восстановление обители. В 1995 году монастырь окончательно передан Церкви. 22 февраля 1995 г. указом Патриарха Алексия II монастырь получил официальный статус. Первым наместником 24 апреля 1995 г. был назначен иеромонах Иосиф (в миру Александр Станиславович Марьян, р.1967).

Первыми насельниками восстанавливающегося монастыря стали иеромонах Нил (Бедняков) и иеромонах Нестор (Небеснов), присланные из Успенского собора. Отец Нил вспоминал: «Ютились мы поначалу в бывшей просфорне, где зимой замерзала вода и не было никаких удобств. Выживали благодаря старушкам, которые подкармливали нас. Мыться ходили в расположенную неподалеку баню. Ночью было небезопасно выйти во двор: территория, заросшая сорняками, не имела ограды».

Из-за тяжелой болезни о.Иосифа послушание наместника 10 октября 1996 г. было передано иеромонаху Филиппу (Трещёву).

В 1996 г. в монастыре впервые после его возрождения был совершен монашеский постриг.

С назначением 28 декабря 2000 г. наместником монастыря иеромонаха Петра (Барбашова) процесс возрождения обители стал более интенсивным. Обнеся территорию монастыря металлической оградой, братия смогла избавиться от пьяниц, облюбовавших окрестности храма.

В 2001 году началось строительство бани и братского корпуса в восточной части обители. Новый братский корпус – двухэтажный, на первом этаже расположились трапезная, лекционный зал, столярная мастерская и гараж, а на втором – кельи.

В 2002 году монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексия II. Тогда же был возвращён игуменский двухэтажный корпус.

В 2003 году завершилась реконструкция и капитальный ремонт игуменского корпуса и размещение в нем классов воскресной школы, хорового класса, ризной и библиотеки.

Читайте также:
Свято-Георгиевский монастырь в Ессентуках: история и адрес монастыря, современное положение

В 2004 году основан скит-подворье в селе Николо-Комаровка Камызякского района и освящение в нём домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В 2005 году были обновлены купола монастырского храма. Братия монастыря взяла на попечение церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы близ Иоанно-Предтеченского монастыря на улице Грузинской. В этом храме была возобновлена служба по праздникам и воскресным дням.

В 2006 году началась реставрации фасада монастырского храма и росписей в нём. Заложен фундамент пристройки к храму, для выноса свечных ящиков и увеличения площади церкви.

В 2007 году построена и вынесена за пределы территории монастыря по согласованию с властями города трансформаторная подстанция (ТП), снесено прежнее здание ТП и опор электропередачи.

В 2008 году были заменены всех окон монастырского храма, старый кирпич заменён на новый, сделана зачистка стен, двуцветная покраска церкви и, наконец, снятие лесов. Восстановление лесов вокруг игуменского корпуса для реставрации фасада здания. Впервые за десятилетия совершено венчание в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В сентябре 2009 года при монастыре создан Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Боголепъ».

20 октября 2009 года архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой (Карпухиным) освящен великим чином монастырский храм во имя Усекновения честной главы Иоанна Предтечи.

Летом 2010 г. в монастырском храме состоялся первый постриг в великую схиму. Схимонах Митрофан стал первым и на тот момент единственным схимником на территории Астраханской и Енотаевской епархии.

В 2013 году после полутора десятков лет переговоров с властями области и города об отселении жильцов из двух корпусов — бывших братских келий — эти строения были возвращены монастырю, что дало возможность воссоздать историческую целостность монастыря в завершённом виде.

Скит в Николо-Комаровке [ править ]

В 2005 г. образовано монастырское подворье-скит близ с. Комаровка Камызякского района Астраханской области, на котором ведётся основная часть монастырского хозяйства. Скит в настоящее время находится в стадии становления, там проводятся строительные и хозяйственные работы – возводятся дворовые постройки, насаждается большой виноградник, строится цех, в котором будут наполовину заниматься переработкой винограда и возделыванием вина, а вторая половина цеха будет отведена под переработку молочной продукции. В скиту свой скотный двор, разделенный на загоны и вольеры – кролики, коровы, бычки, козы, птица, а также – три лошади: две молодых кобылы и жеребец. Имеется сад, огород и многое другое. Большая часть продукции реализуется, доход направляется на уставные нужды обители.

Недалеко от скита установлен поклонный крест. Судьба этого креста удивительна – ранее он был водружен на Пречистенской колокольне Успенского кафедрального собора. Но после того, как был установлен с помощью вертолетов новый крест, который находится там в настоящее время, – то по указанию Владыки Ионы, Архиепископа Астраханского, снятый крест был установлен на холме в с. Комаровка. Крест этот установлен не случайно, с этим местом связана грустная история о гибели храма в период гонений на церковь в советский период истории России. Практически возле нынешнего положения Креста ранее находился Храм Святителя Николая Чудотворца, однако он был закрыт в 1936 году, а в 1952 году его полностью разобрали – вплоть до фундамента, – о чем свидетельствует глубокий котлован, по сей день напоминающий о месте бесчинства воинствующих богоборцев.

Святыни [ править ]

  • Почитаемая икона Иверской Божией Матери, в 1997г. приобретенная иеромонахом Филипом (Трищевым), по молитвам к этому образу стали исполняться прошения и с 1998 г. стало совершатся еженедельное чтение акафиста.
  • Икона Максима Грека с частицей его мощей. Новописанная икона, история ее начинается с открытия монастыря в 1995 г.
  • Икона Святителя Тихона Московского с частицей его мощей, Новописанная икона, история ее начинается с открытия монастыря в 1995 г.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд: от железнодорожного вокзала пешком – (20 мин.), троллейбус, автобус, маршрутное такси (любой номер, идущий мимо цирка). Остановка «Цирк». Далее – золотые купола подскажут вам дорогу.

Из аэропорта: троллейбус №3, маршрутное такси №5, 89, остановка «Цирк».

Из центра города от пл. «Октябрьская» или речного вокзала: на автобусе или на любом общественном транспорте, идущем до цирка или на «Большие Исады» (огромный продовольственный рынок г. Астрахани).

Из других районов города: любым видом транспорта, который идёт до остановок «Цирк» или «Большие Исады».

Адрес: 414004, г. Астрахань, ул. Магнитогорская, 9.

Расписание богослужений [ править ]

Богослужение в монастырском храме:

Всенощное бдение — 17:00;

Божественная Литургия (поздняя) — 7:30.

В праздничные дни — в 8.30.

Начало исповеди — 7.30. После Литургии служатся требы.

Ранняя Литургия (начало в 6:30) проходит во Введенском храме по воскресным дням и двунадесятым праздникам. Накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы во время всенощного бдения проходит крестный ход от стен обители до Введенской церкви.

Читайте также:
Воскресенский собор в Твери: история и адрес храма, расписание богослужений, престольные праздники и мощи

В понедельник в 17:30 акафист Иоанну Предтече, Крестителю Господню.

В пятницу в 18:30 — акафист Иверской иконе Божией Матери (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в Астрахани — место, интересное не только с религиозной, но и с исторической точки зрения. Архитектурной доминантой монастыря является храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (ранее именовался Сретенским). Пятиглавый храм радует взор своей величественностью и нарядностью. Красный цвет придает ему праздничный вид, декоративные узоры на фасаде напоминают деревянную резьбу. Храм имеет 3 придела: главный посвящен Усекновению главы Иоанна Предтечи, правый освящен в честь Иверской Божией Матери, левый — в честь Святителя Тихона Задонского.

Это единственный уцелевший на территории храм, другие были снесены во времена гонений на церковь в 30-е годы XX века. После долгих лет царящего в стране атеизма обитель была вновь возвращена Православной церкви в 1989 году. Благодаря труду настоятелей и братии монастыря, пожертвованиям прихожан за это время удалось восстановить многие постройки, возвести новые братские корпуса. В планах восстановление колокольни в ее историческом облике.

Панорама Иоанно-Предтеченского монастыря в Астрахани на Яндекс. Картах:

Расписание богослужений

Службы проводятся в обители ежедневно:

  • в 17:00 — Вечернее богослужение;
  • в 7:30 — Божественная литургия.

По воскресеньям и на двунадесятые праздники служат 2 Божественные литургии:

  • в 6:30 — раннюю литургию во Введенском храме (на ул. Грузинской);
  • в 8:30 — позднюю литургию в монастырском храме.

Также в монастыре проводится таинство Крещения: с понедельника по субботу после окончания литургии (примерно в 9:00—9:30), в воскресенье и в двунадесятые праздники в 7:30.

История

Впервые монастырь упоминается в 1688 году в связи с просьбой старца Александра и братии к астраханскому митрополиту Савватию о строительстве каменной церкви. Назвать ее планировали в честь святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Исходя из этой информации, можно предположить, что сам монастырь мог быть основан еще раньше. Церковь была возведена в 1697 году, работы растянулись во времени из-за эпидемии чумы. При храме соорудили также двухъярусную колокольню, кельи для настоятеля и братии. Территорию монастыря обнесли деревянными стенами с 4-мя башенками.

Как и многие монастыри в давние времена, Иоанно-Предтеченский был также и фортификационным сооружением. Во время астраханского восстания в начале XVIII века, известного также как «Свадебный бунт», монастырь был опорой правительственных войск, пришедших из Москвы для подавления мятежа. В 1723 году в результате конфликта астраханского губернатора Волынского и епископа Иоакима монастырь был закрыт, а на его территории развернули гарнизонный госпиталь. Усилиями астраханского епископа Варлаама удалось вновь открыть монастырь спустя 4 года.

Со временем территория обители перестраивалась, на ней появлялись новые сооружения. Так, деревянные стены сменили на более надежную каменную ограду. На первом ярусе колокольни открыли храм в честь святого мученика Иоанна Воина. Также была выстроена келейная церковь во имя Богородицы «Всех Скорбящих Радость», которая позднее стала приделом Сретенского храма. Постепенно Рождество-Иоанно-Предтеченский и Сретенский храмы обветшали, поэтому их решили разобрать. На их месте в 1899 году был построен храм в честь Сретения Господня.

В 1919 году обитель закрыли, при этом сами храмы еще продолжали действовать 10 лет. Печальная участь постигла Иоанно-Предтеченский собор и колокольню с храмом на 1 ярусе — их снесли. Сретенский храм же передали обновленческой общине. В начале 1930-х годов закрывают и его, многие годы он использовался как складское помещение. В 1989 году его передали РПЦ и переименовали в честь усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи, в 1995 году восстановили монашескую жизнь.

После эксплуатации не по назначению храм, конечно, обветшал. Была проведена масштабная работа по восстановлению его фасада и внутреннего интерьера. Храм заново расписали, установили резные иконостасы, возвели подвесной клирос. Восстановили и другие постройки на территории — каменный забор, баню, братский корпус.

Значительна и просветительская деятельность обители: каждую неделю проводятся миссионерские беседы, на которых дается толкование Нового Завета. Также организуются встречи с молодежью, помощь детским интернатам, домам престарелых, нуждающимся. При обители функционирует детская воскресная школа, работает хоровая студия.

Как добраться

Иоанно-Предтеченский монастырь находится рядом с городским рынком «Большие Исады», поэтому его еще называют церковью на Больших Исадах.

Доехать до него можно на общественном транспорте, рядом находится остановка «Красный мост». Через нее проходят маршруты:

  • автобуса № 25н;
  • маршрутных такси № 7, 16с, 18с, 24с, 27с, 28с, 33с, 33ск, 48с, 63с, 67с, 80с, 81с, 190.

Также можно доехать до достопримечательности на машине, расстояние от исторического центра (Кремля) составляет около 2,5 км.

Как доехать на машине от Астраханского кремля до монастыря

Удобно добираться до монастыря на такси, машину можно вызвать с помощью «DiDi Taxi», «Везет», «Максим», «Яндекс. Такси» и других приложений.

Читайте также:
Высоцкий монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Церковь на Больших Исадах в Астрахани: видео

Иоанно-Предтеченский монастырь (Астрахань)

Иоанно-Предтеченский монастырь — православный монастырь в городе Астрахань.

Содержание

История монастыря до революции

Монастырь основан в 1688 году на средства Астраханского митрополита Савватия вне Белого города, на Ивановской улице, за рекой Кутум.

В 1723 году был упразднен и обращён в лазарет; в 1727 году восстановлен. С 1764 года — заштатный, необщежительный монастырь. Храм один, каменный, во имя Иоанна Предтечи (построен в 1697 году). В храме находилась особо чтимая икона Иоанна Предтечи.

С 1884 года существовала церковно-приходская школа. В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов, 5 послушников.

В 1919 году монастырь был закрыт. Постройки были заняты под жилье и хозяйственные нужды. В 1940 году колокольня и надвратный храм во имя Иоанна Воина были разобраны.

Современная история монастыря

С 1992 года началось восстановление обители, и в 1995 году монастырь был окончательно передан Церкви. Освящен храм во имя Усекновения Честной главы святого пророка Иоанна Предтечи с приделами в честь Иверской иконы Божией Матери и свт.Тихона Задонского. Восстановлены роспись, иконостас центрального придела, полы. В 2012 г. вышла книга Л. Г. Бухтояровой «Дорога длиною в три столетия», посвященная Иоанно-Предтеченскому монастырю. В ней были впервые собраны все имеющиеся исторические материалы о монастыре, его настоятелях и насельниках, его церквах и постройках за всю его трехвековую историю и сведения о его современной жизни. В книгу также были включены воспоминания священнослужителей и насельников о возрождении монастыря и об их собственном пути к Богу.

Хронология восстановления монастыря

  • 2001 г. – строительство бани и братского корпуса в восточной части обители.
  • 2002 г. – приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Возвращение игуменского двухэтажного корпуса историческому хозяину.
  • 2003 г.- реконструкция и капитальный ремонт игуменского корпуса и размещение в нем классов воскресной школы, хорового класса, ризной и библиотеки.
  • 2004 г. – основание скита-подворья в селе Николо-Комаровка Камызякского района и освящение в нем домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
  • 2005 г.- обновление куполов монастырского храма. Взятие на попечение братией монастыря храма Пресвятой Богородицы близ Иоанно-Предтеченского монастыря на ул. Грузинской. Возобновление службы в ней по праздникам и воскресным дням.
  • 2006 г. – начало реставрации фасада монастырского храма и росписей в нем. Закладка фундамента пристроя к храму, для выноса свечных ящиков и увеличения площади церкви.
  • 2007 г. – строительство и вынос за пределы территории монастыря по согласованию с властями города трансформаторной подстанции (ТП), снос прежнего здания ТП и опор электропередачи.
  • 2008 г. – обновление храма. Замена всех окон, вычинка старого кирпича, его замена на новый, зачистка стен, двуцветная покраска церкви и, наконец, снятие лесов. Восстановление лесов вокруг игуменского корпуса для реставрации фасада здания. Впервые за десятилетия совершено венчание в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.

На 2011 г. в монастыре 14 насельников: игумен (наместник) – 1, иеромонахи – 5, иеродиаконы – 2, монахи – 4, послушники – 2.

Острая необходимость для Иоанно-Предтеченской обители – возвращение ее исторических строений. Переговоры с властями области и города об отселении жильцов из этих строений идут полтора десятка лет. Наметились положительные сдвиги в решении этого вопроса. Передача этих строений позволит воссоздать историческую целостность монастыря в завершённом виде.

Просветительская деятельность

Воскресная школа монастыря, созданная в 2000 г., на сегодняшний день является самой большой в городе (около 200 учащихся от 5 до 14 лет). На базе воскресной школы c 2005 г. существуют хоровые коллективы мальчиков – «Воскресенье» и девочек – «Искорки», отмеченные наградами на различных конкурсах и фестивалях.

В 2009 г. при монастыре был создан Центр дополнительного образования детей и молодёжи «БОГОЛЕПЪ» для детей от 5 до 14 лет (Воскресная школа+Школа-студия хорового пения+Хореографический класс).

С 2003 г. монастырь возрождает традиции древних церковных распевов. При нем действует мужской хор «Скимен», победитель нескольких Всероссийских конкурсов. Выпущен компакт-диск хора «Престольный праздник».

С 2006 г. в монастыре проводятся катехизаторские беседы для взрослых. В настоящее время по понедельникам проводятся Евангельские беседы, по вторникам изучается история ранней Церкви по книге Деяний, по средам – беседы о вере и Церкви.

При монастыре работает крупнейшая в городе православная библиотека. Фонд постоянно пополняется новыми поступлениями, помимо книг, в библиотеке хорошая коллекция CD и DVD.

Скит в Николо-Комаровке

В 2005 г. образовано монастырское подворье-скит близ с. Комаровка Камызякского района Астраханской области, на котором ведётся основная часть монастырского хозяйства. Разводятся куры, индюшки, кролики, кроме этого – черви для рыбалки и биогумуса (органического удобрения), имеется 500 корней винограда, сад, огород и многое другое. Большая часть продукции реализуется, доход направляется на уставные нужды обители.

Читайте также:
Ирина Денисова: биография монахини, хор и песни, личная жизнь

Богослужения

Богослужение в монастырском храме: вечернее – 16.30; Божественная литургия (поздняя) – 7.30. В праздничные дни – в 8.30. Начало исповеди – 7.30. После Литургии служатся требы.

Ранняя Литургия (начало в 6.30) проходит во Введенском храме по воскресным дням и двунадесятым праздникам. Накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы во время всенощного бдения проходит крестный ход от стен обители до Введенской церкви.

Во вторник в 17.00 акафист Иоанну Предтече, Крестителю Господню. В пятницу в 18.00 – акафист Иверской иконе Божией Матери (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Святыни: особочтимые иконы — Иверская икона Божией Матери, свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси и преподобного Максима Грека с частицами мощей.

Монастырские праздники

  • 29 августа/11 сентября – Усекновение Главы Иоанна Предтечи
  • 21 ноября/4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы
  • 5/18 мая – праздник в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» – престольный праздник монастырского подворья. Домовая церковь скита освящена в честь этой иконы. На престольный праздник совершаются крестные ходы от скита к поклонному кресту, водружённому на бугре, обозначающему место будущей церкви.

Интересные факты

В народе Иоанно-Предтеченский монастырь нередко называют “церковь на Больших Исадах”, поскольку он расположен недалеко от крупного астраханского рынка “Большие Исады”.

Литература

  • Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. М., 2011. С.16-17.

Ссылки

  • Татьяна Топаркова: «Я снимала диплом…» (интервью с автором фильма об Иоанно-Предтеченском монастыре).
  • В Астраханских монастырях возрождается древняя традиция земледелия (сюжет астраханского телевидения о начале Рождественского поста 2010 г. в скиту Иоанно-Предтеченского монастыря)
  • Губернатор Астраханской области Александр Жилкин поблагодарил игумена Петра Барбашева за его фотовыставку «Церковь-это мы»
  • В астраханской филармонии зазвучали православные песнопения (репортаж о рождественском концерте 9.01.2011, устроенном монастырем в Астрахани)
  • Настоятель астраханского мужского монастыря показал свое видение церкви
  • Фильм студии «NonfictionplanetFilm & Television», в который вошел сюжет про наместника Иоанно-Предтеченского монастыря игумена Петра (Барбашова)
  • «Библиосодружество»: единый электронный каталог в разделе «Религия» библиотеки Иоанно–Предтеченского мужского монастыря и областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской г.Астрахани

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Иоанно-Богословский Сурский монастырь
  • Иоанновский женский монастырь

Полезное

Смотреть что такое “Иоанно-Предтеченский монастырь (Астрахань)” в других словарях:

Иоанно-Предтеченский монастырь — Название нескольких православных монастырей: Иоанно Введенский (Иоанно Предтеченский Введенский) монастырь Иоанно Предтеченский монастырь (Астрахань) Иоанно Предтеченский монастырь (Вязьма) Иоанно Предтеченский монастырь (Великий Устюг) Иоанно… … Википедия

Астрахань уезд и губерния — губернский город Астраханской губернии, лежит под 46°21 северной широты и 48°2 восточной долготы (от Гринича), ниже уровня океана 20,7 м (67,9 ф.) в 2019 ¾ в. от С. Петербурга и в 90 верстах от Каспийского моря. Город расположен на левом берегу… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Астрахань, уезд и губерния — I губернский город Астраханской губернии, лежит под 46°21 северной широты и 48°2 восточной долготы (от Гринича), ниже уровня океана 20,7 м (67,9 ф.) в 2019 ¾ в. от С. Петербурга и в 90 верстах от Каспийского моря. Город расположен на левом берегу … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Список монастырей России — Соловецкий монастырь в 1915 году. Фото С. М. Прокудина Горского В список включены монастыри нескольких религиозных конфессий (православие … Википедия

Свияжск — Село Свияжск Флаг Герб … Википедия

Савватий (митрополит Астраханский) — Митпрополит Савватий Митрополит Астраханский и Терский 4 марта 1683 года 1 июля 1696 года Церковь: Русская православ … Википедия

Паисий (Виноградов) — Епископ Паисий (в миру Пётр Иванович Виноградов[1]; 19 (31) декабря 1837(18371231), селение Ковжа, Череповецкий уезд, Новгородская губерния 26 декабря 1908 (8 января 1909), Астрахань) епископ Русской православной церкви,… … Википедия

Свято-Троицкая церковь (Царицын) — Православная церковь Свято Троицкая церковь во имя Живоначальной Троицы … Википедия

Список кафедральных соборов России — включает храмовые здания, находящиеся на территории Российской Федерации и принадлежащие христианским конфессиям (Русская православная церковь, старообрядческие Церкви, Римско Католическая Церковь, Армянская Апостольская Церковь и Евангелическо… … Википедия

Астраханская епархия — – Астраханская епархия открыта в 1609 г. при ц. Борисе и патриархе Иове. До того времени входила в состав Казанской епархии. Население было бедное, церквей было мало (в 1683 г. – 39 церкв.). После образования самостоятельною, епархия… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: