Храм Воздвижения Господня в Алтуфьеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Церковь Воздвижения Креста Господня Москва

Небольшая церковь Воздвижения Креста Господня расположилась в Москве неподалеку от набережной. В настоящее время возглавляет храм исполняющий обязанности настоятель иерей Димитрий Сорокин.

  1. История
  2. Престолы
  3. Расписание богослужений
  4. Как добраться до Церкви Воздвижения Креста Господня
  5. Контактные данные
  6. Фотографии

История

Храм на Чистом Вражке получил свое второе название от места, на котором он был построен. В царские времена в находившийся неподалеку от церкви овраг вывозили навоз из царских конюшен и поэтому его называли Помётный. Позднее его вычистили, и он получил новое название – Чистый Вражек.

В XVI веке на месте каменного храма стояла деревянная церковь. Когда она пришла в негодность, ее снесли и начали строительство нового здания из камня. Работы по возведению церкви длились 18 лет: с 1640 по 1658 год. Храм освятили в честь Воздвижения Креста Господня.

В своем первозданном облике церковь простояла недолго. В 1701 году приближенный Петра I князь Шереметьев решил послужить Господу и с разрешения царя значительно изменил внешний вид здания. Изначально храм имел двухсветный четверик, к которому была пристроена полукруглая апсида и трапезная. После реконструкции в здании остались прежними только некоторые стены. В 1708 году с северной стороны к храму был пристроен дополнительный придел, увенчанный куполом с крестом. Его освятили во имя «Божией матери».

На этом реконструкция здания не закончилась. С 1761 по 1782 годы в облике церкви опять произошли значительные изменения. Были расширены трапезная и северный придел, увеличен алтарь. Новые стены возводились рядом со старой кирпичной кладкой XVII века, благодаря чему она сохранилась до наших дней. В 1798 году на главном здании храма надстроили большой шестигранный барабан и обновили декор здания.

После чудовищного нашествия наполеоновских войск храм Воздвиженья Креста Господня в числе прочих церквей Москвы значительно пострадал от пожара. Местные прихожане быстро собрали средства и восстановили выгоревшее здание. В 1813 году состоялось его освящение.

В 1846 году почивший купец Г. И. Блохин оставил храму значительную сумму. На эти деньги было решено с западной стороны пристроить невысокую колокольню со шпилем. Недостающая сумма была пожертвована местным фабрикантом Ганешиным. Денег хватило еще и на обустройство второго придела во имя арх-ла Гавриила в трапезной. Освящение колокольни произошло 8 сентября 1852 года.

В XIX веке храм Воздвижения обнесли оградой из белого камня. Ее основание из гранита со стороны оврага было очень высоким и напоминало крепостное сооружение. В 1887 году местный купец И. С. Виноградов стал опасаться, что здание церкви, находящееся на краю оврага, с течением времени может начать сползать и рухнет. На собственные средства ктитор укрепил насыпь, построив каменную стену, удерживающую грунт.

На исходе XIX века была произведена последняя реконструкция здания. По проекту арх-ра Ф. Н. Кольбе с двух сторон от главного алтаря пристроили южный и северный придел. 24 октября 1895 года состоялось их освящение.

В царские времена большую часть прихожан составляли солдаты, прислуга царского двора и рабочие люди. Но в числе паствы были и семьи дворянского происхождения, например Долгорукие и Мусины-Пушкины. 25 мая 1901 года в храме проходило венчание писателя А. П. Чехова.

К 1918 году церковь Воздвижение Креста Господня благодаря попечительству купцов стала одним из богатейших храмов Москвы. После революции храм был варварски разграблен большевиками. Вандалы вывезли более четырехсот пудов древней утвари из серебра.

В 1930 году церковь закрыли, устроив в здании общежитие. Настоятель Николай Сарыевский был арестован и отправлен в лагерь. Дом притча и богадельня были снесены, колокольня и купола сломаны. Внутреннюю роспись стен закрасили побелкой. Когда она проступала, ее просто сбивали. К счастью, 70% рисунков уцелело.

В 1992 году храм вернули Московской Епархии. 8 апреля возле ограды церкви состоялся первый молебен. С ноября в южном приделе регулярно стали проводиться всенощные бдения. Реставрационные работы по восстановлению полуразрушенного здания продолжались 18 лет и закончились в конце 2000 года. Храм приобрел прежний облик благодаря сохранившемуся проекту арх-ра Ф. Н. Кольбе.

К храму на Чистом Вражке приписан домовый храм при центре хирургии. Два раза в неделю так проводятся божественные литургии.

Престолы

В церкви Воздвижения Креста Господня имеется три престола: центральный, северный и южный.

  • Центральный престол освящен так же, как и сам храм: в честь Воздвижения Креста Господня.

Название престола имеет тесную связь с историей Руси. В середине XVII века над православной верой возникла угроза. Для Церкви наступили смутные времена. Крест, пришедший к нам из Византии, стал символом московского православия.

  • Северный престол освящен в память о Божией Матери.

Престол получил свое название в память о чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость», находящейся в Преображенском храме. О чудодейственной силе образа существует история, произошедшая в 1688 г. В Москве жила сестра патриарха Иоакима, болеющая страшным недугом. Во время утренней молитвы голос свыше посоветовал ей сходить к иконе «Всех скорбящих Радость». Она преклонилась пред чудодейственным образом и исцелилась.

  • Южный престол освящен в честь Собора Архангела Гавриила. Этот святой был направлен к Деве Марии, чтобы сообщить ей и всем христианам о непорочном зачатии.
Читайте также:
Действующие монастыри Москвы: адреса и метро мужских и женских, история и описание

Расписание богослужений

Время работы церкви: 8.00 — 20.00.

  • Каждый день в храме в 8.00 проводится исповедь, в 9.00 – литургия.
  • В воскресенье в 7.40 служится молебен.
  • В среду, субботу и воскресенье в 17.00 проводятся всенощные бдения.
  • Со вторника по пятницу проводятся службы в больничном храме.

Как добраться до Церкви Воздвижения Креста Господня

Доехать до храма можно на метро, ближайшие станции: «Парк культуры», «Смоленская», «Фрунзеская» и «Киевская». Удобнее всего будет выйти на станции «Киевская». От нее нужно пройти на другую сторону Москвы-реки по пешеходному мосту. Здание храма будет находиться с правой стороны. Также можно доехать на автобусах №64 и 132, остановка «Ул. Бурденко».

Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня, г. Тутаев

Адрес: 152302, РФ, Ярославская область, город Тутаев, улица Крестовоздвиженская, 47а

Настоятель — игумен Антоний (Таньков).

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:

Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня расположен в левобережной части города Романова- Борисоглебска.

Каждый древнерусский город начинался со своего кремля, называемого детинцем. В этом удивительно ёмком древнерусском слове заключен поразительный смысл. «Детинец», детство, начало жизни, истоки. В детстве закладывается основа последующей жизни, её характер и направление, туда мы возвращаемся мыслями спустя долгие годы. Детинец остается неким фокусом, где сходятся все лучи жизни как государства Российского с его детинцем – московским Кремлем, так и небольшого древнерусского Романова – Борисоглебска (с 1918 года – Тутаев) с остатками его собственного древнего кремля, крепостными валами, высоко стоящими на берегу Волги. Крепостные стены детинца служили боевыми доспехами, защищая самое его сердце. Он должен был сохранить то, что не должно погибнуть, даже если будет потеряно всё остальное. Этим сердцем детинца всегда был соборный храм, который являлся выражением соборного единства как горожан Романова, так и всего древнерусского государства в целом.

Так, около 1283 году, после “соборнего советования”, по свидетельству Супоневской летописи, была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на левом берегу реки, “супротив” Борисоглебской слободы”. По преданию, первостроителем кремля был угличский князь, благоверный Роман Владимирович Святой (1261-1285гг).

Первоначально соборный храм был деревянным, как и окружавшие его стены детинца. Высокий земляной вал с двух сторон, крутые берега Волги и прилегающего оврага, надвратные и угловые башни составляли мощь крепости, защищали собор. За свою историю детинец выдержал не одну осаду, поскольку Волга всегда была удобным путем для перемещения разного рода “добытчиков” чужих богатств. Годы 1371 и 1385 отмечены нападениями на Романов новгородских “ушкуйников”.

Смута XV века, разгоревшаяся из-за споров о великом княжении между князем московским Василием Темным и его сродниками Василием Косым и Дмитрием Шемякой, прошлась и по Ярославскому княжеству. Тогда же был разрушен, видимо, и романовский детинец. Поэтому летописный свод 1497 года, знаменуя его восстановление, отмечает: “В лето 6976 (1468 г.) срубиша на Волзе городок Романов”.

Последняя осада романовского кремля произошла во время событий войны 1612 года. В сражениях и от эпидемий погибла одна треть посадских людей, защищавших детинец. Но дух народа остался жив. Этот дух соборного единения, собравший «вкупе» русских иконописцев и зодчих, воплощался в подлинных шедеврах архитектуры и иконописи.

При ростовском митрополите Ионе Сысоевиче (1652-1691 гг.) в Романове начинается возведение каменного собора. К 1658 году он имел два каменных шатра, шатровую колокольню, паперть и два придела: северный – Введения во храм Пресвятой Богородицы и южный – в честь Смоленской иконы Богоматери. Царь Алексей Михайлович жалует для проведения работ 100 рублей и список Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы для храма. Роспись собора происходила в два приема. Сначала была расписана паперть в начале 1650-хх. годов артелью костромских иконописцев под руководством Василия Ильина и участии Гурия Никитина и Сергия Рожкова. Роспись главного храма выполнена уже в 1676 году костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным, названным впоследствии одним из исследователей “последним великим художником Древней Руси”. Так создавалось одно из драгоценных звеньев «Золотого кольца» России.

Проходили годы, десятилетия, роспись храма, да и сам храм стали требовать капитального ремонта.

После революции община денег на него собрать не смогла, и в 1930 году советская власть храм закрыла. Еще раньше, в 1918 году, город утратил данное благоверным князем свое исконное имя, став Тутаевом.

Читайте также:
Керченская церковь Иоанна Предтечи: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В советское время в здании храма размещался краеведческий музей (1946), позднее – склад (1962).

В 1992 году собор возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года он является действующим храмом и обрел своего настоятеля – игумена Антония.

В последнее время известно, что город был основан не в 1283, а в 1266 году.

Здесь проводятся регулярные богослужения в воскресные и праздничные дни. Крестовоздвиженский собор – единственный храм в городе, где поют знаменным распевом XVI века. Еще одна особенность храма – во время богослужений ектинии исполняет не только клирос, но и прихожане, это позволяет каждому члену прихода быть более внимательным к богослужению.

Настоятель и прихожане Крестовоздвиженского собора пытаются возродить русские, православные традиции: празднование православного женского дня в Неделю Жен-мироносиц; в день памяти святых Петра и Февронии – День любви, семьи и верности,- служится особый молебен.

На территории собора был дважды проведен фестиваль исторической реконструкции «На валах Романова», в котором участвовали клубы исторической реконструкции из Ярославля, Рыбинска. Цель подобных мероприятий – через увлечение русскими традиционными единоборствами воспитывать молодое поколение на традициях воинской доблести святых воинов, таких, как Александр Невский, Дмитрий Донской.

В 1916 в Крестовоздвиженский собор был определен для служения после рукоположения священномученик Николай Александрович Розов, пресвитер Романово-Борисоглебский. Через год он был переведен в Воскресенский собор.

Николай Александрович Розов (1892 – 1938), протоиерей, священномученик

Память 10 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Ростово-Ярославских святых

Родился в 1892 году в селе Воронье Костромской губернии в семье почтового служащего.

После окончания Ярославской духовной семинарии служил псаломщиком, а в 1916 году был рукоположен во иерея к Крестовоздвиженскому собору города Романов-Борисоглебска Ярославской губернии (ныне г. Тутаев Ярославской области). Через год перешел служить в Воскресенский собор.

В 1930 году был награжден саном протоиерея.

Арестован 29 апреля 1938 года.

Обвинялся в “сильном влиянии” на прихожан, чем “добился большой посещаемости” храма. Действительно, авторитет священника был очень велик и не умалился после ареста. Староста Воскресенского собора, предупрежденный о том, что дальше работать в церкви опасно, ответил, что “его духовник – духовный отец Розов (бывший настоятель собора) завещал не оставлять собор до его закрытия, и это завещание он должен выполнить как верующий человек, никакие репрессии его остановить не могут, чтобы он оставил свой пост”. Кроме того, отец Николай обвинялся в подрывной деятельности, состоявшей в произнесении проповедей, обличавших безбожие, в несогласии с закрытием церквей, в “привлечении рабочих и колхозников в религиозные общины”, “отвлечении от всего советского”, в “призывах ко крещению”, в распространении церковной литературы, воспитанию детей в религиозном духе, помощи ссыльному и заключенному в тюрьмы духовенству, а также семьям пострадавших от репрессий и так далее. Торжественное освящение возвращенных от обновленцев храмов квалифицировалось как антисоветский выпад; совершение треб на дому – как “действенное оружие против безбожия и коммунизма”; молитва о дожде рассматривалась как “использование предполагаемого стихийного бедствия для укрепления в народе религии”; посещаемость храмов доказывала работу по разложению колхозов.

26 сентября 1938 года Особым Совещанием при НКВД СССР за “участие в антисоветской церковно-монархической организации г. Ярославля”по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР приговорен к 8 годам лагерей.

В октябре 1938 года прибыл в лагерь в поселке Катомыш под Соликамском. Скончался 23 декабря того же года. Погребен в братской могиле Катомышского лагпункта.

Реабилитирован 30 января 1959 года президиумом Ярославского облсуда.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

    27 сентября (Воздвижение Святого Животворящего Креста Господня);

4 декабря (Введение во храм Пресвятой Богородицы);

10 августа (Смоленской иконы Божией Матери);

  • 16 февраля (благоверного князя Романа Угличского).
  • Храм Иверской иконы Божией Матери в Ижевске

    С давних времён на русской земле принято было возводить храмы Господни. Эта традиция продолжается и нашими современниками, так как вера в Бога живёт и крепнет там, где есть церковь. Не так давно в городе Ижевске построили храм Иверской иконы Божией Матери.

    История постройки

    Идея построения храма принадлежит Виктору Хорошавцеву, акционеру крупной компании. Побывав на святой горе Афон, Виктор был очень впечатлен историей Иверской иконы Богоматери, находящейся в одноимённом монастыре. По прибытии домой в Ижевск бизнесмен обсудил задуманное со священником Алексеем Спасским. Затем они принялись за поиск архитекторской команды и начали подготовку документов.

    Изначально храм собрались строить возле Ледового дворца, однако, трудности с оформлением сопроводительной документации помешали этому. В итоге выбор пал на ул. Ленина, в месте рядом с торговым центром «Радуга». Как пояснил позже отец Алексей, в основном все культовые сооружения находятся в центре города, а им захотелось построить храм в спальном районе, поближе к людям.

    Читайте также:
    Церковь Христа Спасителя в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Другие православные храмы в Ижевске:

    Архитектурный проект подготовил опытный мастер — Петр Анисифоров. Сначала храм собирались сделать одноэтажным, но ввиду того, что его будут окружать высотные дома, проектировщики решили приподнять здание, чтобы оно возвышалось среди многоэтажек. Благодаря этому появилась возможность обустроить в нижнем этаже крестильный храм.

    Работы велись четыре года — с 2010 по 2014 год. На площадке были задействованы строители не только из России, но и из Таджикистана, Ливана, Сербии, Узбекистана.

    В 2013 году в праздник Иверской иконы Богородицы на территории строящегося храма совершили освящение купольных крестов. А на Благовещение в 2014 году произошло не менее волнующее для прихожан событие — освятили церковные колокола. В апреле того же года, во вторник Седмицы, митрополит Ижевский и Удмуртский Николай произвёл малое освящение крестильного храма.

    Открытие полностью отстроенного храма и чин его малого освящения состоялось в 2017 году. В торжественном богослужении участвовали не только священники, но и благотворители, городское руководство, а также православные верующие со всей республики.

    На мероприятии присутствовал и гость с Афона, насельник Свято-Пантелеимонова монастыря, иеромонах Илия.

    Современное состояние и деятельность прихода

    Собор сегодня является действующим, в нём совершаются регулярные богослужения. В планах устроителей было открытие воскресной школы и большой библиотеки. Храм также располагает актовым залом, где можно будет проводить духовные беседы с прихожанами.

    Прийти на Божественную литургию можно в 8:00. Вечернее богослужение начинается с 17:00. Кроме того, в храме служатся панихиды и молебны, совершаются Таинства Причастия, Исповеди, Крещения и Венчания.

    На заметку! На официальном сайте храма прихожане всегда могут ознакомиться с графиком служб в интересующий день недели.

    Описание архитектуры

    Здание церкви возвышается на пятьдесят метров, если измерять до креста. Занимаемая площадь — 500 квадратных метров. Всего на построение комплекса выделено полтора гектара земли. Храм может одновременно вмещать 400 верующих.

    Статьи об иконах Божьей Матери:

    По задумке архитектора структура храма купольно-шатровая. Он выложен из белого кирпича. Купола имеют голубой цвет, который является цветом Богородицы, так же, как и красный. Для кровли использована глиняная черепица. Купольная часть сделана из алюминия.

    Внутренняя роспись и всё убранство храма производят неизгладимое впечатление. Для работ были приглашены лучшие мастера не только из России. Например, мозаику, размещенную на куполе, изготавливали ливанские специалисты.

    На заметку! Всего на крыше храма построили четыре купола, установили десять крестов и тринадцать колоколов.

    Святыни и престольные праздники

    Главной святыней нового храма является икона Божией Матери Иверская.

    Но, возможно, в будущем будут обретены и другие православные реликвии.

    К почитаемым датам относятся:

    • 10 апреля — обретение Иверской иконы Богоматери;
    • 26 октября — принесение святого лика Богородицы Иверской в Москву;
    • 25 февраля — перенесение иконы;
    • 6 мая — второе обретение святыни.

    Как добраться

    Храм расположен в республике Удмуртия, в городе Ижевск епо адресу: ул. Ленина, 140Б.

    Красота и величественность собора впечатляют. Его строили с большой любовью, и сейчас как благотворители, так и обычные верующие продолжают вносить свою лепту в содержание и украшение храма. А в благодарность за помощь священнослужители возносят свои молитвы Богу обо всех причастных к благому делу.

    Храм Иверской иконы Божией Матери (Ижевск)

    Мiръ Россия Удмуртская Республика Ижевск Храм Иверской иконы Божией Матери (Ижевск)

    Храм Иверской иконы Божией Матери – православный храм в Ижевске. Открытие и малое освящение храма состоялось 12 февраля 2017 года.

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Престольные праздники
    • 3 Как добраться
    • 4 Паломнику
    • 5 Фото
    • 6 Видео
    • 7 Ссылки

    История [ править ]

    17 октября 2009 года заложен крест в основание будущего храма в честь Иверской иконы Божией Матери.

    Закладку камня совершили митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко), благочинный Ижевского округа митрофорный протоиерей Виктор Костенков, настоятель прихода протоиерей Алексий Спасский.

    Строительные работы начались в 2010 г. и продолжались до 2014 года.

    Во время проведения работ на строительной площадке первые прихожане с настоятелем прихода служили молебны в здании будущей иконной лавки.

    25 февраля 2013г, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, в Ижевске на территории строящегося храма в честь Иверской иконы Божией Матери освящены купольные кресты.

    Чин освящения возглавил благочинный Ижевского округа Ижевской и Удмуртской Епархии, митрофорный протоиерей Виктор Костенков. Благочинному сослужили настоятели городских и сельских храмов Удмуртии, а также настоятель строящегося храма Иверской иконы Божией Матери протоиерей Алексий Спасский.

    Многочисленные верующие, пришедшие помолиться, смогли в единственный раз приложиться к освященным крестам.

    7 апреля 2014 года, в великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы состоялось очень важное и радостное событие — освящение колоколов храма Иверской иконы Божией Матери.

    Читайте также:
    Липецкая епархия: храмы и монастыри, святыни и священники

    Прихожане давно ждали этого момента. Колокола ещё предстоит установить и настроить, но уже понятно: «Глас Божий» — как называли раньше колокольный звон — возвестил о рождении нового храма Иверской иконы Божьей Матери. Чин освящения колоколов был совершен отцом Алексием, настоятелем храма Иконы Иверской Божией Матери. Виктор Хорошавцев, Председатель Попечительского Совета Благотворительного фонда «Преображение»: «Мы очень хотели, чтобы к Пасхе появились колокола и прошла первая служба в нижнем приделе. Я надеюсь, что все это сбудется. Но на этом строительство не заканчивается. Это только нижний придел. В верхнем еще предстоит долгая и кропотливая работа, но с Божией помощью и с ней справимся». Первый колокольный перезвон — голос нового храма прихожане услышат уже на Пасху.

    22 апреля 2014 года, во вторник Светлой седмицы, и день празднования Иверской иконы Божией Матери, Высокопреосвященнейший Николай Митрополит Ижевский и Удмуртский совершил малое освящение крестильного храма в честь иконы Божией Матери «Иверская» г. Ижевска. и возглавил первую Божественную литургию святителя Иоанна Златоустого в новоосвященном храме.

    Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Матфий (Орлов), секретарь Ижевского Епархиального управления; протоиерей Роман Воскресенских, благочинный Ижевского округа; протоиерей Алексей Спасский, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери; духовенство храма.

    За усердное служение Церкви Божией и пастырское душепопечительство к празднику Святой Пасхи высокой патриаршей награды, права ношения за богослужением креста с украшением, был удостоен настоятель храма Иверской иконы Божией Матери протоиерей Алексей Спасский.

    12 февраля 2017 года состоялось открытие и малое освящение храма Иверской иконы Божией Матери.

    Малое освящение храма и первую Божественную литургию совершили митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин, епископ Глазовский и Игринский Виктор и епископ Сарапульский и Можгинский Антоний в сослужении клириков Удмуртской митрополии. В богослужении принял участие также гость со Святой Горы Афон насельник русского Пантелеимонова монастыря, начальник келии Благовещения Пресвятой Богородицы иеромонах Илия (Ромашов). За первым богослужением молились прихожане храма и благотворители, участники строительства и руководство города, а так же верующие со всей республики.

    Престольные праздники [ править ]

    Как добраться [ править ]

    Адрес: Удмуртская республика, г. Ижевск, ул. Ленина, 140 Б

    Телефон: +7 (904) 833-36-36 (иконная лавка)

    Храм Иверской иконы Божией Матери, г. Ижевск

    Как добраться

    Фотографии

    Видео

    Описание

    7 апреля 2014 года, в великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы состоялось очень важное и радостное событие — освящение колоколов храма Иверской иконы Божией матери, который расположен в Ижевске на ул. Ленина рядом с магазином «Радиотехника».

    Прихожане давно ждали этого момента. Колокола ещё предстоит установить и настроить, но уже понятно: «Глас Божий» — как называли раньше колокола — возвестил о рождении нового храма Иверской иконы Божьей Матери. Теперь у храма есть свой, особенный голос. Чин освящения колоколов был совершен отцом Алексием, настоятелем храма Иконы Иверской Божьей Матери. В звоннице нового храма 13 колоколов. Самый маленький из них весит 4 килограмма, самый большой — 4 тонны. По древней традиции каждый из них отлит на пожертвования — отдельного человека или целой семьи. Тем и уникален, на каждом колоколе — рельефные иконы святых. Виктор Хорошавцев, Председатель Попечительского Совета Благотворительного фонда «Преображение»: «Мы очень хотели, чтобы к Пасхе появились колокола и прошла первая служба в нижнем приделе. Я надеюсь, что все это сбудется. Но на этом строительство не заканчивается. Это только нижний придел. В верхнем еще предстоит долгая и кропотливая работа, но с Божьей помощью и с ней справимся». Ижевскую звонницу одобрили в Международном центре колокольного звона в Архангельске. Ее особенность еще и в том, что, когда необходимо, она сможет работать по-новому — без звонаря.

    Отец Алексей, настоятель храма Иконы Иверской Божьей Матери: «Сейчас разработана такая система — называется «электронный звонарь». Закладывается программа — до 200 колокольных мелодий. Они задаются в определенном управлении, и колокольный звон льется без участия звонаря. Поверьте мне, звон будет ничуть не хуже, чем если бы это делал живой человек. Это будет новшество для Удмуртской Республики». Первый колокольный перезвон — голос нового храма прихожане услышат уже на Пасху.

    Не просто новый храм, а настоящий просветительский комплекс. В Ижевске строится и начались богослужения в храме в честь Иверской иконы Божией Матери.

    Еще совсем недавно, казалось бы, был освящен фундамент строящегося храма, а сейчас уже издали видны вытянувшиеся из-за строительной ограды здание храма и строения вокруг него. Место под храм выбрано не случайно: вокруг – спальные районы с многоэтажками, новостройки, рядом – популярные в Ижевске торговые центры и Восточный рынок. Вооружившись фото- и видеокамерой, и резиновыми сапогами (на дворе осень!), главный редактор посетил строящийся объект. О строящемся храме, и о том, что же будет располагаться в зданиях, которые окружают его, рассказал и провел небольшую экскурсию по строительной площадке настоятель прихода Иверской иконы Божией Матери протоиерей Алексий Спасский. о. Алексий рассказал историю обретения иконы Иверской Божией Матери, о том, что икона дала особую благодать и возможность развития Иверского Афонского монастыря. Кто бывал в Иверском Афонском монастыре, видел, что образ Иверской Божией Матери увешан дарами, которые принесли люди разных эпох, разных социальных слоев, званий, национальностей. Помощь этого образа Божией Матери определяется не принадлежностью людей к Православию, а по вере, по благоговейному отношению к этой святыне», — сказал о. Алексий.

    Читайте также:
    Архимандрит Кирилл Павлов: биография старца, проповеди и пророчества, книги

    Про Иверскую икону Божией Матери

    Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону.

    Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители.

    Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

    Почему храм будет в честь Иверской иконы Божией Матери

    О. Алексий пояснил, что это инициатива мецената и благотворителя строительства храма – Виктора Геннадьевича Хорошавцева, при участии которого были восстановлены и построены многие храмы в Удмуртии. «Виктор Геннадьевич неоднократно посещал Афон, и видимо история Иверской иконы Божией Матери затронула его, и он просил Митрополита Николая о благословении на то, чтобы новый храм был в честь этой иконы».

    Церковно-причтевый дом должен быть духовным и культурным центром

    О причинах строительства рядом с храмом целого духовно-культурного центра о. Алексий сказал, что это проблема давняя. «Церковь всегда играла роль в духовном, нравственном развитии общества, – сказал батюшка. — Люди приходят в Церковь со своими горестями, радостями и заботами, где они черпают Евангельские истины, знания о Боге. Не только нужно служить, молиться или крестить, а, как сказано в Евангелии – «Идите и научите», нужно учить людей.

    Конечно, многие священнослужители учат с амвона. Но амвон не всегда бывает удобной площадкой для общения для людей нецерковных, для тех, которые готовятся к крещению, для общения с молодежью или с детьми. Нужны площадки, где можно было бы проводить диалог. Строительство воскресной школы при храме в городе является объективной необходимостью».

    В планах – обучать не только детей, но и взрослых. Задумано создать актовый зал для проведения приходских собраний, детских утренников, праздников, семинаров. О. Алексий подчеркнул, что нужно учиться у других конфессий, где делается упор на общение, в процессе которого происходит и катехизация и обсуждение житейских вопросов. И лучше это делать вне стен святого храма. В этих целях и строится церковно-причтевый дом, где будут располагаться классы воскресной школы, трапезная, библиотека, актовый зал, церковная лавка, гостиница для паломников, и конечно хозяйственные и административные помещения. «К сожалению, — обратил внимание о. Алексий, — все православные храмы сосредоточены в центральной части Ижевска. Это не всегда удобно для людей, а в отдаленных спальных районах города находятся различные секты, которые занимают активную позицию. Они ходят по домам, стучатся в квартиры. Я считаю, что в этом густонаселенном районе Ижевска храм просто необходим. Храм украсит эту часть города. Мы сможем к людям быть ближе, будем проповедовать, молиться». Мимо храма проходит оживленная дорога, которая ведет в аэропорт. Все гости, которые приезжают в Ижевск, будут видеть этот храм, и как по визитной карточке у них будет создаваться впечатление об Ижевске.

    Храм в виде круга

    Основа храма — круг. Сам храм – шатровый. Архитектура храма в чем-то напоминает Свято-Михайловский Собор Ижевска. «Храм привносит радость, — сказал о. Алексий, — он воспаряет вверх. В нем преобладают светлые Богородичные тона, которые осветляют душу. Как говорит наш дорогой Владыка, Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай, храм – это кусочек неба на земле. Это действительно так. Высота храма — 50 метров до креста. В храме будет два престола. Верхний храм будет в честь Иверской иконы Божией Матери и нижний — в честь Богоявления».

    Читайте также:
    Храм Богородицы в Ясенево: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Стены храма будут отделаны кирпичом теплого белого молочного цвета.

    В начале строительства, по словам о. Алексия, храм закладывался одноэтажным. Но посоветовавшись с проектировщиками, было принято решение храм приподнять, для того чтобы храм среди однообразных 9- этажных домов доминировал в архитектуре. А поднятие храма позволило спроектировать нижний крестильный храм. Крестильный храм подразумевает более домашнюю обстановку, где крещаемым можно будет спокойно переодеться. Настоятель прихода подчеркнул, что Таинство крещения будет совершаться с чином полного погружения в воду, для этого сооружается купель в виде креста. Вода в купели будет с подогревом, и проходить специальную фильтрацию. В храме запланирован полноценный гардероб, для того чтобы зимой верующие не потели в шубах, и не поджигали друг у друга меховые воротники свечами, а спокойно оставили — бы верхнюю одежду и молились. Храм будет оборудован подогревом полов. Это очень актуально, когда зимой в храме бывает очень жарко, а ноги у верующих в холоде. Вместо лавок у стен в храме будут оборудованы стасидии, это — специальные стулья, на которых можно сидеть, или стоять и опираться на поручни. Подобные стулья можно видеть в Троицком храме Троице-Сергиевой Лавры. Такие стулья предназначены для престарелых и немощных людей. В отдельном помещении будет расположена церковная лавка, где верующие смогут приобрести литературу, иконы, церковную утварь. В самом храме будут только свечи и будут приниматься церковные записки.

    Детская комната

    Также в храме Иверской иконы Божией Матери будет детская комната. «Я очень рад, когда верующие приходят в храм с детьми, — сказал о. Алексий, — это одна из добродетелей христианина рождать детей и по-христиански их воспитывать. Маленьких ребятишек необходимо приучать к церковной жизни, чаще приводить их в храм на богослужения, чтобы они общались со своими сверстниками-единоверцами».

    Детская комната необходима для того, чтобы маленькие дети не докучали молящимся своими капризами и плачем, так как они еще малы и не совсем понимают богослужения. Часто можно наблюдать в храме плачущих детей и волнующихся родителей. В детской комнате во время богослужения дети будут под присмотром, с ними будут заниматься послушницы, играть с ними в развивающие игры, а родители смогут спокойно молиться в храме, а перед Таинством Причастия забрать детей. Также будет решена проблема родителей, которым не с кем оставить маленьких детей дома. Они смогут прийти в храм, оставить детей в детской комнате и помолиться на богослужении, смогут принять Таинство исповеди и Причастия.

    Библиотека

    «Библиотечный фонд уже определен, сказал о. Алексий о библиотеке. — К концу строительства в библиотеке каждый верующий сможет найти себе литературу по душе». У о. Алексия Спасского большие планы по созданию православной библиотеки, в которой будет собираться вся самая необходимая православная духовная, порой редкая литература. Аудио- и видеотека. Также в библиотеке будут книги и в электронном формате. Для сотрудников библиотеки будут созданы все условия для работы, даже своя трапезная. Также о. Алексий показал большой холл, где можно будет проводить семинары, лекции, концерты.

    Для детей

    В центральной части Церковно-притчевого дома, на втором этаже будет расположен домовой храм, в котором детям можно будет помолиться перед занятиями в воскресной школе. Домовой храм является связующим звеном левого и правого крыла здания. Детский храм — это идея главного редактора, ведь там будут молиться в основном дети. Может быть, эта идея понравится читателям? Пользуясь случаем, священник Алексий Спасский обратился к неравнодушным православным людям с просьбой о помощи в строительстве храмового комплекса в честь Иверской иконы Божией Матери. «Вне всякого сомнения, — подчеркнул о. Алексий, — мы делаем дело нужное, необходимое. Желаю всем Ангела-хранителя!».

    Расписание богослужений (общее кратко)

    8-00 — Часы. Литургия.
    17-00 — Всенощное бдение.

    Как устроен храм Иверской иконы Божией матери в Ижевске?

    13 февраля 2017 14:52

    В воскресенье, 12 февраля, на улице Ленина, 140 в Ижевске открылся храм Иверской иконы Божией матери. Его строительство наметили еще в 2008 году – после поездки на Афон (это полуостров в Греческой Македонии – Прим. ред.). А возводить храм начали через год – когда определились с местом. Как строили святыню, расскажем в нашем материале.

    ОТКУДА ПРИШЛА ИДЕЯ СТРОИТЕЛЬСТВА?

    Полуостров с двадцатью монастырями Афон – одна из главных православных святынь. Монашеская гора известна еще и тем, что на нее не пускают женщин и животных женского пола. В 2008 году на полуострове побывал акционер группы компаний «АСПЭК» Виктор Хорошавцев. Особенно его поразили Иверский монастырь и история Иверской иконы.

    Читайте также:
    Рождественская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    История берет начало в 9 веке. Иверской иконой владела вдова, жившая близ города Никеи (древний и средневековый город в Малой Азии на месте современного турецкого города Изник. – Прим. ред.). Но неожиданно к ней нагрянули иконоборцы. Чтобы сохранить икону, она опустила ее в море. И та, стоя на воде, приплыла к Афону. Священнослужители принесли ее в храм, но на следующий день она оказалась над воротами. И так повторялось каждый раз. В определенны момент Пресвятая Дева открыла святому Гавриилу свою волю во сне. Она сказала, что не хочет быть хранимой ими, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ поставили над монастырскими воротами.

    Идеей построить храм в честь этой иконы Виктор Хорошавцев поделился с отцом Алексеем Спасским, и вместе они стали искать место и архитектора, чтобы осуществить задуманное.

    МЕСТО ВЫБРАЛИ НЕ СРАЗУ

    С местом для строительства храма Иверской иконы Божией матери определись не сразу. Сначала думали возвести церковь у Ледового дворца, но из-за бумажной волокиты не получилось. Тогда нашли место на улице Ленина в районе ТЦ «Радуга».

    – Большая часть нынешних храмов города сосредоточена в центральной части. А их же строят для людей. Поэтому я считаю, что нынешнее место идеально подходит – спальный район, – рассказал настоятель храма отец Алексей Спасский.

    «МОЖНО БЫЛО УДЕШЕВИТЬ, НО ПО НЕМУ БУДУТ СУДИТЬ ПОТОМКИ»

    Архитектор храма – опытный Петр Анисифоров из Барнаула. В его мастерской разрабатывались проекты церквей в Московской, Лениградской, Новосибирской и Оренбургской областях, Республике Алтай, Ямало-Ненецком автономном округе, Забайкальском, Алтайском и Краснодарском краях, Германии, Казахстане, Монголии и даже Антарктиде.

    По изначальной задумке архитектора, храм Иверской иконы Божией матери должен был быть одноэтажным. Но посоветовавшись с проектировщиками, было принято решение храм приподнять для того, чтобы он доминировал среди 9-этажных домов. А поднятие храма позволило спроектировать нижний крестильный храм.

    В итоге храм в Ижевске получился из трех частей: основной (куда приходят прихожане), нижний (где крестят людей) и домовой (хозяйственные помещения). Помимо этого, будет помещение воскресной школы (сейчас на стадии строительства) с аудиторией для занятий с детьми и взрослыми, актовый зал, библиотека, хозяйственные помещения. Церковная лавка уже есть на территории храма. В планах также – построить часовню. Общая площадь храма составляет около 500 квадратных метров. Он рассчитан на 400 прихожан. Площадь всего комплекса – 1,5 га.

    Возводили храм строители из России (русские, татары), Таджикистана, Узбекистана, Ливана, Сербии, Югославии. Понимали друг друга буквально с полуслова, ведь вся эта многонациональная бригада была объединена одной целью.

    – Храм же возводит не подрядчик, а человек. И к нему нужен свой подход. Например, в первое время нужно было приучить, чтобы не курили на территории. Один раз сказали, два, три. И они уже понимают, что так делать нельзя, – рассказал настоятель Алексей Спасский.

    По его словам, храм сделан с любовью.

    – Я бы, может, что-то упростил в его убранстве, что-то удешевил. Но как мне сказали: «Мы можем сделать бюджетнее, но нас по нему будут судить не современники, а потомки. Кризисы приходят и уходят, а Храм будет стоять», – уточнил отец Алексей Спасский.

    АВСТРИЙСКИЙ АЛЮМИНИЙ И БЕЛГОРОДСКАЯ ГЛИНА

    Архитектура храма – купольно-шатровая, как у Свято-Михайловского собора (Купола напоминают большие столбы, которые взмывают вверх). Изначально даже планировалось возвести его из красного кирпича, но тогда уж точно бы получилась миниатюрная копия храма на горе.

    – Поэтому решено было использовать белый кирпич, замешанный из глины из Белгорода. И в итоге получился такой приятный цвет, как сгущенное молоко, – рассказал настоятель.

    Еще один цвет, который использовали во внешнем убранстве храма, – голубой. Это цвет Богородицы, как и красный.

    Всего у храма Иверской иконы Божией матери 4 купола, 10 крестов и 13 колоколов (с системой электронный звонарь). Каждый купол уникален и делался прямо на площадке в Ижевске. Все купола обтянуты не железом, а австрийским алюминием (он не окисляется) и выполняют роль кровли, а не являются бутафорией.

    Особое внимание заслуживает черепица. Ее привезли из Австрии. Там, в Вене, был русский собор, который в советское время практически разрушился. Не так давно его решили восстановить и специально для этого на местном заводе запустили линию производства лемеха (небольшие деревянные пластины для кровли, но в ижевском храме глиняные). Эти черепички использовали и для храма Иверской иконы.

    Читайте также:
    Спасский собор в Пензе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

    ЛУЧШИЕ МАСТЕРА ИЗ РОССИИ И ЛИВАНА

    Чтобы найти тех, кто будет расписывать храм, пришлось объездить всю Россию – для такого дела нужны лучшие мастера.

    – Церковная роспись отличается от обычной. Сначала художник постится, отчищается, а потом уже приступает к творению. Он может ночь не спать, волноваться и переживать. Необходимо обладать православно-христианской совестью, чтобы писать лик, – отметил Алексей Спасский.

    В итоге работу над внутренним убранством доверили 20 художникам из московской мастерской «Царьград» Дмитрия Трофимова. Они же расписывали иконостас храма Христа Спасителя в Москве. А само распятие вырезал мастер из Малой Пурги.

    В основе храма – круг. Еще бывают церкви с овальной основой или шестиугольной. На полу в основном зале художники показали полуостров Афон. В центре – Иверский монастырь, а вокруг «розетки», изображающие 19 монастырей.

    Однако внутренним убранством занимались не только российские художники. Например, в основном зале храма, прямо на куполе, есть мозаика, которую делали ливанские мастера. Они собирали ее у себя на родине и привозили в Ижевск в виде рулонов. Мозаика сделана из золотой смальты.

    А другие рисунки, которые поместили в яйцевидные купола (небольшие помещения вокруг основного зала) уже делались с использованием камня. Оттого вид у мозаики пастельный и состаренный.

    КУПЕЛЬ И ИКОНА

    Купель для крещения расположилась в нижних помещениях, или нижнем храме (кстати, окунаться в нее можно с головой). Освещает помещение люстра, которая напоминает небо.

    – Мы не могли повесить сюда большую люстру, так как потолок низкий и люди бы просто задевали ее головой. Поэтому придумали такой интересный ход. Теперь она напоминает небо, желтое солнце и голубя, – рассказал настоятель.

    Пока в нижнем Храме нашла приют икона Иверской Божией матери. Однако в скором времени ее перенесут в основой зал верхнего Храма. Предполагается, что ризу для нее (металлическую накладку на икону, оставляющую открытым только изображение лица и рук) сделают сами прихожане.

    – Часто в храм приносят жертвенное золото. Есть традиция вешать его непосредственно на иконы. Вы можете часто такое увидеть, когда на цепочке висят колечки, сережки и прочее. Но мы решили это золото переплавить и сделать ризу для иконы, – говорит настоятель.

    ТОЛЬКО ЦИФРЫ:

    На данный момент в Ижевске 21 храм православной церкви, две молитвенные комнаты и есть больничный храм Пантелеймона Целителя (на территории МСЧ «Ижмаш»).

    Всего у храма Иверской иконы Божией матери 4 купола, 10 крестов и 13 колоколов. Самый маленький колокол весит 4 килограмма, самый большой – 4 тонны.

    Высота храма – 50 метров до креста.

    Общая площадь составляет около 500 квадратных метров. Площадь всего комплекса – 1,5 га.

    Он рассчитан на 400 прихожан.

    ДОСЬЕ «КП»:

    Протоиерей Алексей Спасский, 42 года.

    Окончил московскую духовную семинарию. Служил диаконом в Александро-Невском соборе, затем настоятелем в Петропавловском храме (село Шаркан), Свято-Никольском храме (село Якшур-Бодья) и с 2008 года – в храме Иверской иконы Божией матери.

    Читайте также

    Возрастная категория сайта 18 +

    Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

    Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

    АДРЕС РЕДАКЦИИ: КП-Ижевск, ул. Авангардная, д.4б, г.Ижевск, 426035; КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: +7 (3412) 945-090; РЕКЛАМНЫЙ ОТДЕЛ: +7 (3412) 90-20-20.

    По святым местам. Храм Иверской иконы Божией Матери, г. Ижевск

    Уголок Афона на удмуртской земле. В этом храме мы сможем ближе познакомиться с культурой Святой Горы, узнаем о ее истории, традициях. В убранстве мастера символически изобразили 20 афонских монастырей и один скит. Храмовая святыня – копия Гвоздя Креста Господня, в которую вложена подлинная частица орудия казни Спасителя.

    Программа «По святым местам» приветствует вас из Ижевска. За моей спиной привычная многим жилая многоэтажная застройка советских времен, но мы приехали не просто в один из спальных районов города – сегодня мы посетим уголок Афона на Удмуртской земле.

    Протоиерей Алексий Спасский, настоятель храма:

    – Я рад приветствовать вас в храме Иверской иконы Божией Матери. Этот храм является воплощением усердия и особого отношения к православию благотворителя, строителя этого храма Виктора Геннадьевича Хорошавцева. Посетив Иверон, один из монастырей Святой Горы, он узнал об истории Иверской иконы. Эта история нашла глубокий отклик в его сердце. Человек, входящий в притвор храма, где мы сейчас находимся, сталкивается с этой историей. Заходя, мы видим на стене сюжет, повествующий о посещении Самой Божией Матерью Афона, места, где в те времена присутствовали различные языческие культы, в частности культ Аполлона.

    Читайте также:
    Вознесенский собор в Твери: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Эта проповедь на полуострове Афон посеяла семена веры, и через столетие христианский подвижник по имени Петр стал первым пустынножителем Святой Горы. Еще через 200 лет наступили времена иконоборчества.

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – Воин, надругавшись, проткнул копьем щеку образа Божией Матери, который находился в доме у одной вдовы. Он, может быть, даже не обратил на это внимание, но из щеки Божией Матери потекла кровь. То, что невозможно постичь каким-то рациональным способом, было явлено этой женщине, благочестивой вдовице, и она отпускает икону по волнам моря, полагаясь на волю Божию – как Господь рассудит, так она и обретет свое место. И эта икона приплывает к Святой Горе, к полуострову, где в это время уже была монашеская жизнь. Тот монастырь, к которому приплыла икона, назывался Иверским и был построен выходцами из древней Иверии.

    Икона стала святыней монастыря. По молитвам Богородицы восполнялись запасы пищи и монастырь был защищен от набегов.

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – Она была особой святыней, дарованной Самим Господом нашим Иисусом Христом. Монахи пытались ее как-то спрятать, защитить, сохранить, но всякий раз, просыпаясь утром, они видели, что икона находится опять на старом месте – над вратами монастыря. Они приносили ее в храм, но так или иначе икона возвращалась на старое место. Затем было грозное повеление: «Я к вам пришла не для того, чтобы вы хранили Меня, но чтобы Я хранила вас». Поэтому икона стала вратарницей – охранительницей этого монастыря.

    И вот в честь такой великой святыни 11 лет назад в столице Удмуртии был заложен храм. Кирпичик за кирпичиком здание росло вверх.

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – Строительство храма нашло отклик в сердцах жителей района. Они не были сторонними, равнодушными наблюдателями, а принимали посильное участие в возведении храма. Не все могли внести посильную помощь, но даже участие в одобрении этого проекта было большим подспорьем и помощью, потому что мы понимали, что стоим на правильном пути и делаем хорошее дело.

    Цокольный этаж стал храмом Рождества Иоанна Предтечи, здесь совершается таинство Крещения. Мы с вами увидим святыню – копию гвоздя Креста Господня. Гвоздь был привезен из Франции. О происхождении святыни свидетельствует вот этот документ на французском языке. Здесь написано, что гвоздь является копией гвоздя Креста Господня и что в него вплавлена частичка орудия казни Спасителя.

    Святыня износится для поклонения верующим дважды в год – в Великий Четверг на чтении 12 Страстных Евангелий и в Великую Пятницу на чтении царских часов. Знакомясь с храмом, нельзя не заметить, как много в его убранстве камня.

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – Наша цель была построить не просто храм в честь Иверской иконы Божией Матери, а попытаться передать дух и культуру Афона, потому что на Афон, в место монашеской молитвы, запрещен доступ женщинам. А ведь большинство наших прихожан – женщины. Это было всегда, это происходит сегодня; наверное, так будет и далее. Именно они носительницы нашей веры и продолжательницы проповеди о Христе.

    Нашей целью было не только познакомить женщин с культурой Афона, но и дать им там поприсутствовать. Может быть, наша мечта была дерзостной, но она была. Владыка Николай нам в свое время сказал: «Ваша задача – сделать кусочек Афона на Удмуртской земле». Мы попытались именно эту задачу и выполнить.

    На Афоне главный подручный материал – камень. А здесь – мозаика из мрамора и гранита. И даже пол несет особую смысловую нагрузку.

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – На полу, посередине, мы видим большой круг, большую розетку, на которой схематично изображена Гора Афон. Все монастыри на Святой Горе Афон изображаются в виде крепостей. На побережье моря мы видим Иверон, куда в I веке и приплыла Божия Матерь. Еще мы изображаем вот такую ладью.

    Надо сказать, что это не священные изображения. Чтобы их не попирали ногами, священные изображения не размещаются на полу. Здесь присутствуют только символы, которые передают или историю возникновения монастырей, или какие-то события, связанные с ними.

    Двадцать обителей Святой Горы с датами возникновения и символами. Монастырь святого Павла: символ – дары волхвов, монастырь Каракал: символ – кит, монастырь Филофей – лилия.

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – Соборный храм монастыря Филофей освящен в честь Благовещения. Благую весть принес Божией Матери Архангел Гавриил, изображаемый на иконах с ветвью лилии. Поэтому в качестве символа монастыря мы изобразили лилию.

    Долго оставалась незаполненной одна розетка, но в 2016 году отмечалось 1000-летие русского присутствия на Афоне, и 21-ю розетку решили посвятить скиту под названием Старый Русик. Он был основан русскими иноками в XII веке. В этом скиту принял постриг святой Савва Сербский, отсюда и символ – княжеский кафтан, брошенный на землю.

    Читайте также:
    Липецкая епархия: храмы и монастыри, святыни и священники

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – Он, бросая свой княжеский кафтан, отрекается от своего княжеского достоинства и принимает монашеский постриг.

    Перекликаются с культурой Афона и стасидии. В монастырях они облегчают инокам долгие уставные службы.

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – Человек, приходя на молитву, не стоит посреди храма, а занимает место вдоль стеночки, в стасидии. Здесь можно в момент усталости опереться локтями на подлокотники, что удобно и что облегчает труд молитвы во время долгих богослужений. Иногда человеку становится тяжело, и он может присесть на этот выступ, поставив ноги на подставочку. Среди паломников и среди насельников монастыря есть люди пожилые и немощные. Они могут расправить стасидии и полноценно сесть.

    Я считаю, что надо не просто ставить эти стасидии как нечто уникальное для наших храмов, а надо показывать и рассказывать, что такое стасидия и для чего она нужна. Она ведь ни в коем случае не для того, чтобы просто сесть и просидеть всю службу. Перед лицом Божиим на Божественной литургии и на любой другой службе мы должны стоять на ногах. Только в исключительных случаях мы можем себе позволить присесть на лавочку или в стасидию.

    Если внимательно рассмотреть гробницу Христа, то можно увидеть скульптуры ангелов.

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – Это древнее изображение гробницы: Небесные Силы держат на своих плечах Творца мира – бездыханное тело Христа. Здесь очень много символизма, присутствует трогательность момента.

    Доминанта любого храма – иконостас. В Иверском храме его изготовила творческая мастерская «Посадский изограф».

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – С икон на нас взирают лики святых, и мы в какой-то мере ощущаем свое недостоинство стоять здесь, что вызывает у нас некий внутренний трепет и желание в своей жизни походить на тех святых, которые на нас взирают. Этот момент очень ответственный.

    А работу над внутренним убранством доверили двадцати художникам из московской мастерской «Царьград».

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – В храм привозят школьников, в храм приходят студенты и молодые люди, которые пытаются прикоснуться к православной культуре. Им много что становится непонятным. Академическая роспись более информативна и более понятна. Первое восприятие храма является очень важным моментом: или мы человека заставим задуматься и вернуться в храм, или человек скажет, что ничего не понимает, и уйдет из храма.

    Центральный купол украшает мозаика из смальты. Работа со стеклом сложная, и найти специалистов удалось не сразу.

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – Господь нас свел с одним человеком, который с радостью откликнулся на наше приглашение. По происхождению он ливанец, зовут его Башур. Надо сказать, что сам Башур – христианин, и он к этой работе отнесся очень ответственно.

    Эту мозаику собирали в Бейруте: кусочки стекла наклеивали на сетку, а затем, свернув как ковер, привезли в Ижевск.

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – Всегда целью является не только что-то построить, но и наполнить это неким содержанием. Мы посещаем Гору Афон, мы посещаем русский Пантелеимонов монастырь. Игумен Евлогий нас принимает очень хорошо и даже в ответ на мою просьбу отпустил насельника монастыря, иеромонаха Илию, на открытие и освящение нашего храма. Эту старинную икону святого великомученика и целителя Пантелеимона русский Пантелеимонов монастырь передал в дар нашему Иверскому храму, и у нас завязалась некая духовная дружба.

    Еще одно свидетельство афонского духа – главная святыня монастыря.

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – Сама икона написана на Святой Горе. Она является неким мосточком с городом Ижевском и с нашей православной Удмуртией.

    Почему же Афон так близок душе наших соотечественников?

    Протоиерей Алексий Спасский:

    – Приезжая туда, и русский человек, и человек любой другой национальности православного или неправославного вероисповедания, ощущает некий внутренний духовный комфорт. Это сложно выразить словами, потому что это надо прочувствовать и пережить. И, бывая там, ты порой изнемогаешь от усталости из-за долгих изнурительных служб и из-за переходов из монастыря в монастырь под палящим солнцем. Однако ты понимаешь, что тебе здесь хорошо. Ты ищешь любую возможность для того, чтобы еще раз окунуться в благодать, которая окутывает это место, – место постоянной монашеской молитвы.

    Автор и ведущая программы Надежда Калинина

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: