Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Настоятель Храма Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами, протоиерей Константин отслужил панихиду по рабу Божьему Сергею Грицевцу

Координаты: 55°43′35″ с. ш. 37°37′26″ в. д. / 55.7264361° с. ш. 37.6239083° в. д. / 55.7264361; 37.6239083 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.7264361&mlon=37.6239083&zoom=18 (O)] (Я)
Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

— православный храм, принадлежащий к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской Православной церкви. Находится по адресу Большая Серпуховская улица, дом 24.

История

В 1696 году Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки церкви. Деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом 9-ти мучеников Кизических вскоре был выстроен, освящён придел, а главный храм освящён лишь в 1700 году.

Каменная церковь строилась на средства царевича Алексея Петровича. 9 октября 1714 г. был освящён нижний храм во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами 9-ти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия. После казни Царевича Алексия и прекращением поступления средств, строительство было приостановлено. В июле 1762 года церковь была окончена и освящена.

В 1830-х — 1840-х гг. храм подвергся значительным перестройкам.

В 1929 году храм был закрыт, в 1930 году разрушена ограда и колокольня, разрушена богадельня и ограда, внутри размещены государственные учреждения.

Указом Патриарха Московского и Всея Руси от 16 октября 1990 года настоятелем вновь открывающегося Вознесенского храма назначается насельник Свято-Данилова монастыря архимандрит Савва (Волков).

Спасский храм города Серпухова

Исторические достопримечательности родного края (Волгоград)

Летом 1589 года на берегу Волги был заложен храм Иоанна Предтечи (Волгоград), строительством которой была заложена крепость Царицын. В строительстве церкви приняли участие по одной из версий астраханские, по другой – донские казаки…

История и современное состояние духовной культуры города Серпухов

Никольский Собор г. Серпухова

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове храм Николы Белого, занимает, бесспорно, первое место, как по художественным достоинствам…

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой « Знамение»

Обет возвести Знаменскую церковь дал еще дед писателя – Степан Михайлович Аксаков в те времена, когда переселялся из Симбирской губернии со своим семейством и крепостными крестьянами в «неизвестную басурманскую сторону»…

Культурное наследие Гомеля

Достопримечательности города

Общественно-политическая жизнь Красноярска в годы Перестройки

Развитие города

В 1980-е гг. Красноярск украсился прекрасными зданиями, площадями и проспектами. Появились новые микрорайоны и жилые массивы: Ветлужанка, Солнечный, Иннокентьевский, Верхние Черемушки, Пашенный, Западный, Северный и другие…

Основание Благовещенска Амурской области

Основание города

21 мая (2 июня по новому стилю) 1856 года вблизи устья Зеи на левом берегу Амура был размещен военный отряд численностью около 500 человек под началом командира 2-й Забайкальской казачьей конной бригады Н. А. Хилковского…

Основание Самары (население города и его окрестностей)

«Расцвет» города

«Новый русский Орлеан» (как назвал Самару путешествующий по Волге Тарас Шевченко) бурно разрастался – раздвигал свои границы, обзаводился промышленностью. Появились крупные …

Особенности Алупки как курортной зоны

История города

Алупка – небольшой город на Южном берегу Крыма, который территориально входит в Ялтинскую курортную зону. Расстояние от нее до Ялты — 17 километров. Весь город протянулся вдоль побережья на 4,5 километра…

Пешеходная экскурсия по Балаклаве

Храм Двенадцать Апостолов

Здание храма 15 мин. Создание храма. Восстановление храма. Основные события. Освящение. Группу поставить у входа в храм, напомнить правила повещения храма. Показ и рас сказ…

Храмы и мечети города Петропавловск

Храм Пресвятого Сердца Иисуса

Католический храм относится к римско-католическому приходу «Святой Троицы». Первоначально костел (часовня, 1911 год) размещался в деревянном здании. Там же по воскресным дням работала воскресная школа для обучения грамоте детей-католиков…

Храмы и мечети города Петропавловск

Вознесенский собор, позже Храм вознесения господня

Храм вознесения господня- это Вознесенский кафедральный собор. Заложен он был летом 1865 года. Собор стоял в самом центре города на Соборной (ныне Театральной) площади. Первоначальный цвет собора был красным…

Храмы и мечети города Петропавловск

Храм святой Марии Магдалины

церковь мечеть собор храм Мариинская железнодорожная церковь (Святой равноапостольной Марии Магдалины) была построена в 1899-1900 годах на средства Сибирской железной дороги и фонда императора Александра III, по ул. Сатпаева…

I. Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца

Коротко о главном Тип постройки: Церковь. Престолы: Георгия Победоносца Дата постройки: Между 1895 и 1903. Адрес: г. Краснодар, ул. Седина, 170 (угол ул. Северная) История этого дивного храма…

Экологические проблемы Астрахани

1.3. Проблемы города

В Астраханскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило обращение астраханцев, возмущенных захламленностью улиц нашего города и тем, что муниципальные органы власти не принимают мер по санитарной очистке города от разных отходов…

Отрывок, характеризующий Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!… Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное». – Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе. – Мама, это не стыдно, что он вдовец? – Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.] – Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать. В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней. В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом. Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей. – А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу. Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.

Читайте также:
Храм Веры, Надежды, Любови и Софии: история и описание, адрес, праздники и святыни

Партнеры

Отслужить панихиду в день гибели лётчика дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца попросил вице-президент “Фонда по увековечению памяти Героев Отечества имени первого дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца “ПОБЕДИТЕЛЬ” и руководитель целевых программ Аппарата Общественной Палаты Союзного государства Пётр Николаевич Чуйко.

Печально, но до сих пор нет точных сведений о месте захоронения прославленного аса.

Место проведения панихиды было выбрано с особым смыслом.

Бикеев Т.Р. – выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1975 года;

Бодрихин Н.Г. – писатель, автор 30 книг по истории авиации;

Галимжанов Н.М. – член президиума “Совета генералов” Республики Казахстана, генерал-майор;

Грешников А.В. – сотрудник Министерства иностранных дел, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1988 года;

Захаренко Н.Б. – ветеран Троицкого и Новомосковского административного округа города Москвы;

Кузнецов Д.А. – президент фонда “Набат Родины”;

Миронова Г.Г. – Иркутское землячество “Байкал”;

Нечёса Я.В. – Российский Союз ветеранов;

Петухов В.И. – ветеран Военно-воздушных сил;

Политучий И.В. – выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1984 года;

Прядко В.В. – выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1973 года;

Путятин С.И. – генеральный директор фонда “Победитель” имени С.И. Грицевца, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1979 года;

Скворцова Г.И. – руководитель музыкально-творческого ансамбля “Смородина”;

Тараненко П.И. – член правления общественной организации “Лётное братство” имени С.И. Грицевца, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1970 года и др.

Трифонов А.А. – депутат Совета депутатов поселения Внуковское города Москвы;

Филатов И.А. – заместитель председателя Совета депутатов поселения Внуковское города Москвы;

Чайка И.Б. – заслуженный военный летчик РФ, начальник лётно-испытательной станции Кубинского авиаремонтного завода, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1974 года;

Чуйко П.Н. – вице-президент фонда “Победитель” имени С.И. Грицевца, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1970 года;

Шевченко Е.Г. – Иркутское Землячество “Байкал”;

Яскевич А.Н. – представитель ГК ВКС;

Служил панихиду настоятель храма протоиерей Константин, человек удивительной судьбы. Кое-что он рассказал о себе сам. Но, желая узнать больше, я нашёл в интернете о нём статью Дениса Тыкулова “Протоиерей Константин Татаринцев: священник, учивший Джохара Дудаева управлять самолётом”:

В кабинете отца Константина, настоятеля храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, помимо икон висят фотографии реактивных истребителей, а на книжной полке требник соседствует с книгой о военной системе Суворова “Не числом, а уменьем”…

Отец Константин родился в семье кадрового военного, учился в английской спецшколе на Кутузовском проспекте.

Когда пришло время выбирать институт, детские мечты о том о профессии лётчика забылись, и он, увлёкшись точными науками, поступил в Московский энергетический институт. Впрочем, летать Константину Татаринцеву всё равно довелось. Более того, во время службы в армии жизнь его столкнула с Джохаром Дудаевым, в то время полковником Советской Армии.

После окончания вуза, получив специальность инженера-физика, Константин Татаринцев остался работать в институте на кафедре низких температур, а параллельно поступил в аспирантуру мехмата Московского университета.

Но учёбу пришлось прервать в связи с призывом в Вооружённые силы.

Контакты и расписание богослужений

  1. Адрес: Москва, ул. Большая Серпуховская, дом 24/21А, стр. 1;
  2. Как проехать: от метро «Серпуховская» менее 100 метров, также можно добраться от метро «Добрынинская» по ул. Люсиновская;
  3. Телефон;
  4. Сайт: https://www.voznesenie.ru, электронная почта ;
  5. Время работы: ежедневно с 7:30 до 20:00;
  6. Настоятель: протоиерей Константин Юльевич Татаринцев.

Расписание богослужений в будни:

  1. 8:00 – Литургия;
  2. 17:00 – Вечерня.

Расписание богослужение в воскресенье и праздники:

  1. 9:00 – Литургия;
  2. 17:00 – Вечерня с акафистом иконе Богоматери «Иерусалимская».

Святыни

Главными святынями церкви в Москве являются:

  1. Икона Божьей Матери «Иерусалимская»: этот образ относится к самым почитаемым в России. Он был написан евангелистом Лукой через 15 лет после Вознесения Христа. В V веке икону перевезли в Константинополь, в Россию же икона попала при Иване IV в XVI веке — она была размещена в Москве в Кремле. Однако в 1812 году икона пропала: по некоторым данным, образ забрали французы при отступлении, но это не подтверждено, и сегодня в храме Вознесения хранится список (копия). К Иерусалимской Богоматери обращаются для исцеления от недугов, помощи в трудной жизненной ситуации, охране семьи и перед дальней дорогой;
  2. Икона Алексия, человека Божия: святой, живший в Риме в III-IV веках. Помогает найти правильный путь, обрести решимость и избавиться от дурных пристрастий и намерений;
  3. Икона святителя Николая Чудотворца с частицей его гроба: к ней обращаются перед дальней дорогой, особенно если она связана с морем, за помощью в поиске второй половинки и примирении враждующих сторон. Также Николая Чудотворец оберегает детей, торговцев, моряков и невинно осужденных, помогает обрести правильный путь;
  4. Икона Сергия Радонежского: святой помогает излечить больных, помогает найти верный путь, дает наставление и совет, а также помогает усмирить гордыню;
  5. Икона Серафима Саровского: к ней обращаются для помощи в непростой ситуации и при сильных душевных страданиях, усмирении гордыни и избавления от отчаяния, направлении на верный путь. Также Серафим Саровский помогает в торговле и личной жизни;
  6. Икона князя Петра и Февронии Муромских с частицей их мощей;
  7. Икона князя Александра Невского с частицей мощей;
  8. Иконы «Ветхозаветная Троица» и «Новозаветная Троица» с частицей коры Мамврийского дуба: под этим дубом Аврааму явился Господь;
  9. Частицы Животворящего Креста и Гроба Христовы.
Читайте также:
Брянская епархия: указы, храмы и монастыри, паломнические поездки

Современное состояние

Сегодня при храме открыты:

  1. Детская воскресная школа: в ней учатся дети 4-7 и 7-14 лет. На уроках учеников учат Слову Божьему, Библии, разбирают Евангелие;
  2. Взрослые курсы: сюда могут прийти все желающие старше 16 лет. Занятия касаются Катехизиса, Ветхого и Нового Заветов, богословия, истории православия и России. Занятия проводят преподаватели-выпускники Свято-Тихоновского гуманитарного училища и Санкт-Петербургской духовной академии;
  3. Паломничество для детских и взрослых групп, посещение музеев и концертов в Москве и других городах;
  4. Социальная деятельность в больницах — Ожоговом центре НИИ хирургии Вишневского и Детской клинической больнице №1;
  5. Музыкальная школа для детей: речь идет об уроках пения;
  6. Курс изобразительного искусства для детей: рисование, аппликации, поделки;
  7. Для всех желающих проводятся огласительные беседы перед крещением и венчанием.

С 1995 года при церкви действует приют. В 2004 году в связи с ремонтом он был временно расформирован, но с 2005 года действует в штатном режиме. Приют рассчитан на 12 человек – детей военнослужащих, погибших в горячих точках. Дети 10-12 лет учатся в кадетской школе, дополнительные занятия обеспечивает детский дом.

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (Москва)

Россия Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (Москва) Идёт загрузка карты…

Россия, Москва, Большая Серпуховская улица, 24/21Ас1

+7 (499) 236-81-27, 236-45-18

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

— православный храм, принадлежащий к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской Православной церкви. Приход храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами известен с 1696 года. Современное каменное здание трехпрестольного храма строилось с 1709 года.

История[править]

История возникновения храма[править]

В 1696 г. Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки здесь церкви. Деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом 9-ти мучеников Кизических был вскоре выстроен, освящен придел, а главный храм освящен лишь в 1700 г. Каменная церковь строилась на средства царевича Алексея Петровича.

Указ на строительство церкви был выдан 12 сентября 1709 г. (по другим источникам — в 1708 г.), в период запрещения каменного строительства в Москве. 9 октября 1714 г. был освящен нижний храм во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами 9-ти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия. После казни Царевича Алексия и прекращением поступления средств, строительство было приостановлено.

Верхний храм был возведен до верхних окон и покрыт временной кровлей. Отдельно стоящая колокольня тоже была не достроена. В переходе между колокольней и храмом располагалась лестница на второй ярус, окруженный гульбищем.

В 1730-х гг. прихожане неоднократно подавали прошение о помощи для продолжения строительства, но разрешение на сбор средств было получено ими лишь 18 мая 1756 г.

В июле 1762 г. церковь была окончена и освящена. Барабан храма был первоначально световым. Зодчие, строившие храм, неизвестны. Высказывались предположения об авторстве Д. Трезини, а также участии И. Ф. Мичурина и В. Д. Ухтомского в достройке храма.

Вознесенский храм имел значительную территорию, выходящую на Большую и Малую Серпуховские улицы, а также на переулок впоследствии названным в честь храма Вознесенским.

В 1757 г. рядом с храмом была построена одноэтажная каменная богадельня. Дворы причта, а позднее несколько каменных двухэтажных домов располагались по другую сторону переулка. В 1830-х – 40-х гг. храм подвергся значительным перестройкам. В 1832 г. на средства старосты церкви Ремизова была построена новая двухэтажная трапезная, а над открытой прежде лестницей надстроен переход. В 1845 г. в новых приделах нижней трапезной, посвященных Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому, были установлены иконостасы. Два новых верхних яруса в стиле ампир были надстроены над колокольней в 1842 г. В этот период были также заменены кровли, решетки в восьми окнах, исправлен цоколь, сделана новая штукатурка фасадов, заменена столярка, решетка вокруг алтаря верхней церкви, вновь вызолочен крест. Над новыми приделами поставлены купола с крестами.

В церкви неоднократно переписывалась живопись. Сохранившийся живописный слой в стиле позднего классицизма относится к концу ХIХ века. В 1929 г. храм был закрыт, в 1930 г. разрушена ограда и колокольня, разрушена богадельня и ограда, внутри размещены государственные учреждения. Дома по другую сторону переулка сохранились. Разобрана глава храма, сильно перестроен нижний ярус (расширены окна, пробиты проемы).

Возрождение храма[править]

Внутреннее убранство храма
На основании решения Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 27 сентября 1990 г. протоколом № 15 зарегистрировано религиозное общество верующих Русской православной церкви. Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси от 16 октября 1990 г. настоятелем вновь открывающегося Вознесенского храма на Б. Серпуховской, д. 24 назначается насельник Свято-Данилова монастыря Архимандрит Савва (Волков Сергей Александрович).

Устав православного прихода (религиозного общества) церкви Вознесения Господня за Серпуховскими воротами принят решением Приходского собрания 30 октября 1990 г. и утвержден Патриархом Московским и Всея Руси 12 марта 1991 г.

Читайте также:
Харьковский Благовещенский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

25 апреля 1991 г. выданы долгосрочные Ордера на получение зданий по адресу Большая Серпуховская улица, д.д. 22/21, 24/21.13 мая 1991 г. получено Разрешение на производство ремонтно-реставрационных работ по памятнику истории и культуры.

1 февраля 1995 года из канцелярии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси получена резолюция с благословением на освящение камня по закладке колокольни.

5 декабря 1994 г вышло Распоряжение «Об утверждении акта госкомиссии по приемке в эксплуатацию приюта для детей на территории храма Вознесения Господня», а 15 декабря 1994 г. было выдано Свидетельство о регистрации Православного детского Дома-приюта при Храме Вознесения Господня.

О храме

Храм Вознесения за Серпуховскими воротами был построен в конце XVII ст., однако освятили его лишь в 1700 г. Сначала это была обычная деревянная церквушка, впоследствии перестроенная во внушительное здание из кирпича с просторным двором и оградой.
Человеческий взор поражает богатое внутреннее убранство этого святого места. Интерьер украшают арки с золотой росписью, великолепные иконы в полный рост, красивая предалтарная стена, серебряная икона Святой Троицы – ветхозаветной, искусно выполненные свечные ящики.

Познавательно! Что нужно для крестин девочки: главные правила и приметы.

Церковь состоит из двух частей: нижнего и верхнего храма, в стенах которых хранится множество икон с мощами святых. Главные святыни храма Вознесения Господня возле метро Серпуховская:

  • Четыре мозаичные иконы, выполненные в полный человеческий рост: Покров Богоматери, Святой Николай, целитель Пантелеймон, Господь Вседержитель.
  • Частицы мощей Николая Чудотворца Мир Ликийского, Георгия Победоносца, святых Киприана и Устины, Серафима Саровского, целителя и великомученика Пантелеймона, княгини Февронии и князя Петра Муромских и др.
  • Престол Иерусалимской иконы Богоматери.
  • Ковчег с мощами Преподобного Алексия.
  • Иверская Божия Матерь.
  • Престол Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца.
  • 9 мучеников Кизических.
  • Икона Вознесения Господня.

Многострадальный храм у станции метро Серпуховская пережил на своем веку несколько разрушений и реконструкций. Наиболее серьезным перестройкам он был подвержен в первой половине XIX ст.

В 1930 году после закрытия церкви по решению атеистической советской власти была разрушена колокольня, ограда и несколько важных построек.

  • Адрес: Москва, Большая Серпуховская ул., 24.
  • Контактный номер телефона.
  • Как добраться до церкви: ехать до станции метро Серпуховская или Добрынинская.

Паломнику[править]

Расписание богослужений:

Ежедневно. Начало Божественной Литургии в 8.00, вечерней службы в 17.00.

В воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – начало Божественной Литургии в 9.00 (в случае служений ранней и поздней Литургии – в 7.00 и в 10.00 соответственно), накануне Всенощное бдение в 17.00.

В воскресение в 17.00 на вечерней службе акафисты попеременно – Иерусалимской иконе Божией Матери, иконе Божией Матери Неупиваемая Чаша, священномученику Киприану и мученице Иустине, благоверным князьям Петру и Февронии Муромским.

В среду в 19.00 водосвятный молебен с акафистом святой равноапостольной великой княгине Ольге (кроме дней Великого Поста и полиелейных служб).

Расписание богослужений по месяцам

Воскресная школа

Интересно! Кто такой святой Пантелеймон и в чем помогает его икона.

В стенах церкви открыта детская воскресная школа, которая принимает на обучение детей в возрасте от 4 до 15 лет. Занятия проходят в двух группах:

  • Дошкольники – 4-7 лет.
  • Школьники – 7-15 лет.

Во время обучения дети изучают Закон Божий, позволяющий им понять, как можно духовно развиваться в условиях современного мира. Кроме того, в школе проходят занятия музыкой и изобразительным искусством. В рамках учебной программы дети посещают различные концерты, театры и совершают паломничество по святым местам России.

Познавательно! Что такое Яблочный Спас: подробная история праздника.

Обратите внимание! При церкви Вознесения Господня действует также воскресная школа для взрослых, посетить которую может каждый верующий христианин в возрасте от 16 лет. Занятия начинаются в октябре. Программа обучения включает в себя изучение Катехизиса, Священных Писаний, истории Русской Церкви и многое другое.

Святыни и настоятели

В настоящее время в храме пребывает большое число святынь, к которым может приложиться православный человек:

  • частицы мощей князя Александра Невского и свт. Луки (Войно-Ясенецкого);
  • икона Николая Чудотворца, содержащая частицу гроба;
  • частица Животворящего креста Господня.

Среди икон можно отметить Иерусалимскую икону Богородицы, иконы «Ветхозаветная Троица» и «Новозаветная Троица», в которых находятся частицы коры Мамврийского дуба. Этот дуб упомянут в Ветхом завете в книге Бытия как место, где Аврааму явился Господь. Есть также старинные иконы преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского.


Мощевик


Покров Божей Матери


Ковчежец с частицами мощей Преподобного Алексия

Первым настоятелем храма после его возвращения в лоно русского православия стал насельник Данилова монастыря архимандрит Савва. Как садовники бережно ухаживают за своим садом, так настоятель взращивал души своих духовных чад. В настоящее время настоятелем является протоиерей Константин Татаринцев.

Расписание

Ежедневно храм на улице Большой Серпуховской проводит богослужения, различные таинства и обряды. Их расписание можно узнать у священнослужителей, по контактному номеру телефона или на официальном сайте этого святого места.
Расписание богослужений в храме, которые проводятся регулярно:

  • 08:00 (с понедельника по пятницу) – Литургия.
  • 09:00 (воскресенье) – Литургия.
  • 17:00 (ежедневно кроме субботы) – Вечерня, Утреня.
  • 17:00 (суббота) – Всенощное Бдение.

Ежедневно на территории церкви священнослужители совершаю такие требы:

Это интересно!Что нужно для поминок на 1 год.

Требы Описание
Молебен о здравии Записки о здравии подаются ежедневно до 09:00 в будние дни и до 10:00 в воскресенье и дни больших праздников. Молебен читают в будние дни в 10:00, в воскресенье и праздничные дни в 11:00.
Молебен за упокой Можно заказать на 40 дней, полгода, год и 3 года.
Крещение Детей до 15 лет крестят в выходные дни в 11:00, взрослых – в 15:00. Для крещения ребенка следует иметь при себе свидетельство о его рождении и паспорта крестных родителей.
Венчание Пройти обряд венчания можно только после регистрации брака в ЗАГСе. Обряд совершается по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям.

Каждую пятницу на территории храма Вознесения Господня, расположенного возле метро Серпуховская, проводятся беседы священнослужителей с людьми, которые желают пройти обряд Крещения или венчания.

Обратите внимание! К священнослужителям церкви Вознесения Господня можно также обратиться для соборования, причащения, отпевания, освящения дома, квартиры или машины. Возможно проведение этих таинств и обрядов на дому.

Церковь Вознесения в Нижнем Новгороде

В Нижнем Новгороде на улице Шевченко возвышается церковь Вознесения Христова с великолепной колокольней и красивой прихрамовой территорией. Она была возведена в 30-40-е годы XIX столетия, но в темные для Русской Церкви времена была закрыта и лишь в 1999 году он вновь открыла свои двери перед прихожанами.
Воскресенская церковь в Нижнем Новгороде является действующей. Здесь ежедневно проходят богослужения, читают молебны о здравии и упокое, совершаются таинства венчания и Крещения, соборования, причащения и исповедования. При храме действует воскресная школа, молодежный и паломнический центры.

Читайте также:
Храм Иоанна Предтечи в Калуге: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, святыни

В стенах церкви хранятся частички мощей Серафима Саровского, Николая Мир Ликийского Чудотворца, святого Пантелеймона и Александра Римского. Также здесь можно поклониться Иерусалимской иконе Богородицы, иконе Богоматери Троеручице и иконе святого Спиридона Тримифунтского, которая была написана на Афоне.

Обратите внимание! Добраться до храма с легкостью можно на общественном транспорте. До этого святого места курсируют автобусы № 9, 45 и № 80, маршрутка № 3 (ехать до остановки «Одесская») и трамвай № 2 (ехать до остановки «Улица Горького»). Добраться сюда можно также на метро. Церковь расположена недалеко от станции метро «Горьковская».

Собор в честь Святой Живоначальной Троицы: История

Свято-Троицкий собор в Саратове (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские
    в Россию
  • Горящие туры
    в Россию

Свято-Троицкий собор — главная православная церковь Саратова. Она была основана еще в 17 веке, и, как многие культовые сооружения в России, не единожды уничтожалась, отстраивалась заново, закрывалась и вновь открывалась. Сегодня один из древнейших храмов Нижнего Поволжья переживает рассвет: недавно здесь закончилась масштабная реставрация, работают воскресная школа, библиотека. Помимо саратовских верующих, частые гости Свято-Троицкого собора — паломники из других городов России и туристы, приезжающие сюда поклониться древним реликвиям и полюбоваться замечательной росписью.

История

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году. После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший. В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением.

В 1964 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение. Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный.

В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 гг.

Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.

Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.

В течение 18 века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или «нарышкинского» барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к «нарышкинскому» стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора-это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик.

Масштабная реконструкция

Благодаря покровительству Высокопреосвященнейшего митрополита Саратовского и Вольского Лонгину в начале третьего тысячелетия началось масштабное восстановление Свято-Троицкого собора в Саратове.

10 декабря 2006 года состоялось освящение нижней церкви Успения Божьей Матери, ремонтными работами в ней руководил настоятель храма игумен Пахомий (Брусков) ныне преосвященнейший Пахомий, епископ Покровский и Николаевский.

Иконостас верхнего храма Троицкого собора

Строители-реставраторы под руководством М.Фунта к октябрю 2014 года закончили все ремонтные работы и в верхнем храме.

Установление вентиляции, отопления, замена потолочных перекрытий требовало полного снятия штукатурки, поэтому рабочие физически не могли сохранить палехские росписи, новая роспись храмов переняла преемственность стиля древнего оформления.

Важно! 24 октября 2014 Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл присутствовал при освящении отреставрированного Свято-Троицкого Собора, которому вернули статус кафедрального.

В подарок обновленному собору от Святейшего Патриарха Кирилла была передана икона Покрова Божьей Матери и дарохранительница.

Современное состояние

Внутреннее убранство
При храме действуют:

  • Воскресная школа
  • Любительский хор
  • Школа звонарей
  • Социальное служение

Волонтерская служба «Добро» — координатор службы Уфимцева Екатерина, телефон:

  • Молодежное общество
  • Воскресная школа для взрослых
  • Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
  • Музей Свято-Троицкого собора

Желающим посетить музей Свято-Троицкого собора просьба обращаться по телефону:

89042445101 (Воронихина Ирина Васильевна).

Время восстановления и обновления

8 октября настоятелем собора иеромонахом Борисом была произнесена первая проповедь после открытия святыни. Троицкому собору возвращается статус кафедрального, переданного в 1826 году Вознесенскому храму.

Читайте также:
Благовещенский собор Казанского Кремля: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

До середины 20 века церковные стены не были расписаны, все изменилось после посещения Троицкого собора 22 июня 1949 года Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Первым, который благословил роспись храма.

Протоиереем Иоанном Цветковым, настоятелем храма, были привлечены палехские иконописцы, сделавшие росписи в Троицком Соборе.

В 1972 году ленинградский архитектор Д.Бабенков руководил реставрацией куполов, их покрытии медью и позолотили.

Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году проходили в обновленных храмовых постройках, Свято — Троицкий собор принимал гостей из зарубежья.

В начале лета 1993 год при посещении саратовской святыни Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым было совершено богослужение.

Богослужение в храме Святой Троицы

К началу 21 столетия храмовые здания нуждались в серьезном ремонте, уклон колокольни представлял опасность для жизни прихожан. Было принято решение начать реконструкцию, на время которой статус кафедрального храма передали собору Сошествия святого Духа.

Святыни

  • Икона Спаса Нерукотворного
  • Казанская икона Божией Матери
  • Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери

  • Икона Божией Матери «Августовская»
  • Икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
  • Икона святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских
  • Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона
  • Икона святителя Николая Чудотворца
  • Икона преподобного Серафима Саровского
  • Икона святителя Феодосия Черниговского и преподобного Лаврентия Черниговского
  • Икона святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского
  • Иверская икона Божьей Матери, привезенная со св. горы Афон
  • Мощевик с частицей мощей и иконой священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского
  • Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих

История Свято-Троицкого собора в 20-м веке

В 1918 году решением советской власти церковный институт был отделен от государства. Правительство делало все, чтобы лишить церковь законных оснований на существование и деятельность. В 1922 году из Троицкого собора было изъято ценное имущество: золотые и серебряные элементы.

Около 80 священнослужителей были осуждены и приговорены к заключению в тюрьме. Одного из них расстреляли. Освободившихся отсылали на службу в церкви дальних территорий.

Позже из собора вынесли флаги и боевые трофеи Измайловского полка, мемориальные доски. Колонна “Воинская Слава” была разрушена, а все оружие, выставляемое в качестве трофеев, украдено.

В 30-е годы приказом правительства расстреляли настоятеля церкви, владыку Амвросия и Митрополита Ленинградского и Гдовского Серафима за агитации против революции. В 1938 году Троицкий собор закрыли.

Во время Великой Отечественной войны в соборе расположили бомбоубежище, по окончании войны здание пришло в окончательное запустение. Его использовали как склад. Впервые собор отреставрировали только в 50-х годах.

В 1994 году тяжелые годы для Троицкого собора закончились с возобновлением церковной общины. В это же время началась масштабная реставрация здания собора. В 1997 году было принято решение ввести традицию всенощных бдений во время Престольного праздника Пресвятой Троицы.

Восстановление Свято-Троицкого собора

В первые несколько месяцев были собраны около 6 млн рублей на реставрацию храма. Они включали пожертвования от жителей Санкт-Петербурга, Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Бенедикта XVI.

Работы по ремонту начались практически сразу. На зиму купола были укрыты от повреждений, после этого начал разрабатываться проект по их восстановлению. Правительство Санкт-Петербурга взяло на себя полную ответственность за восстановление памятника архитектуры.

Решено было соединить деревянные опоры с железобетонными. 27 мая 2008 года была закончена реставрация малых куполов храма.

Через полгода на главный купол установили реконструированный крест, это радостное событие, собравшее множество прихожан, ознаменовало окончание ремонта в церкви.

Немного позже было восстановлено внутреннее убранство церкви и полностью отреставрирован главный алтарь, который был задействован вскоре на Божественной Литургии, возглавленной Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. В 2012 году восстановили придел Святой Марии Магдалины, в следующем году протоиерей Г. Бартов произвел освящение.

Позже сюда привезли часть от мощей Матрены Московской и ковчеги с другими святынями. 2015 год стал датой 180-летия со дня освящения собора. Спустя год свой 130-летний юбилей отпраздновала колонна “Воинская Слава”, без нее уже нельзя было представить общий ансамбль комплекса.

История Свято-Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в XXI веке

XXI век ознаменовался для собора его возрождением. Проводились крупные работы по реставрации здания, число прихожан увеличивалось. Действующий глава РФ В.В. Путин в 2003 году подарил храму образ Пресвятой Троицы. В это же время приняли решение о начале традиции праздника хорового пения и восстановлен приют для осиротевших детей.

В 2005 году восстановили триумфальную колонну “Воинская Слава” и воссоздали парад 1886 года. Это стало большим праздником как для жизни храма, так и в истории города. Реставрационные работы продолжались.

Описание внутреннего убранства собора

Главными опорными объектами внутри храма являются коринфские колонны. Сверху они отделаны белым мраморным покрытием, чтобы соответствовать общему дизайну собора. Центральный купол отличается своим высоким сводом. Стены и потолки украшены росписью художников Т.А. Медведева и А.И. Травина. Полукруглый иконостас также украшен колоннами.

У собора есть военное прошлое, поэтому его стены украшали трофеи, привезенные с русско-турецкой войны. Сохранились мраморные доски с именами героев, отличившихся в бою. За храмом закрепилось негласное второе название — “Болгарский”. Есть мнение, что его построили на деньги благодарных освобожденных болгарских жителей.

Не так давно собор приобрел новые элементы убранства: образа Святых Петра и Павла и Николая Чудотворца, выполненных в мозаике.

САРАТОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ СОБОР

Собор во имя Пресвятой Живоначальной Троицы города Саратова (“Старый Собор”), 2009 г.

Саратовский (Старый) собор во имя Живоначальной Троицы, кафедральный собор Саратовской епархии

Первоначальный храм был построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Астраханского Парфения в 1674-1675 годах. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем – три: главный – в честь Успения Божией Матери, в правом приделе – во имя Трёх вселенских святителей, а в левом – во имя апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии. О посвящении Святой Троице имеется предположение, что собор был построен стрельцами – коренными москвичами, которые вдали от родной святыни назвали храм в память о Троице-Сергиевой Лавре.

Первоначальный вид Саратовского Троицкого собора 1695 г. постройки

Изначально собор был деревянным. Несколько раз горел, но всякий раз усердием саратовцев был возобновляем. После того, как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, до 1689 года. 13 октября 1695 года собор был освидетельствован. Первым было закончено строительство нижней Успенской церкви и хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих. Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к 1701 году. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря, средней подкупольной части, а также трапезной, к которой с западной стороны примыкал фронтон – небольшая галерея.

20 мая 1712 года сильнейший пожар в который уже раз уничтожил город. Собор также пришлось почти весь перестраивать заново. В этот период было принято решение о его расширении – пристройке новых трапезных по обоим этажам и о строительстве каменной колокольни. На уровне второго этажа фасада была устроена галерея на арках с широкими лестницами-всходами.

Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722-1723 годам. Летописцы отметили, что во время своего путешествия по Волге в Персидский поход, Петр I посетил Саратов с 3 по 4 июня 1722 года и осматривал собор. Троицкий собор тогда был окружен лесами, на которые, по преданию, Государь всходил ранним утром, когда расположившиеся на ночлег на лесах рабочие еще спали.

Колокольня изначально строилась стоящей отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем.

Саратовский Троицкий собор. Фото 1850-х гг.

С течением времени стихии разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости. В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М. А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм воедино. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы.

После этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости. Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского – В. И. Суранова и тамбовского – Н. В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен.

В 1904 году по проекту саратовского архитектора В. А. Люкшина была произведена переделка боковых входов собора.

Саратовский Троицкий собор. Фото 1950-х гг.

В годы Советской власти

С 1936 года согласно постановлению Комитета по охране памятников старины и искусства при ЦИК нижний этаж здания собора использовался под хранилище научных фондов Музея краеведения. В 1937 году храм был закрыт.

8 октября 1942 года на основании решения исполнительного комитета Саратовского городского совета депутатов трудящихся соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих. На деле храм был передан верующим чуть ранее – первое богослужение в нем было совершено в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 1942 года. В том же году архиепископом Григорием (Чуковым) был совершен чин великого освящения верхнего, Троицкого, храма. Внутри храма не сохранилось никакого убранства – ни икон, ни иконостасов, сохранились лишь росписи по стенам. В 1946 году из икон, переданных из запасников саратовских музеев, по проекту Николая Яковлевича Богачевского был устроен в нижнем храме новый иконостас.

В 1947 году храм был окончательно возвращен Православной Церкви, из краеведческого музея передан чудотворный образ Спаса Нерукотворного, особую святыню Троицкого собора. С того времени храм служил кафедральным собором Саратовской епархии.

В 1948 году епископом Борисом (Виком) был совершен чин великого освящения нижнего, Успенского, храма. В том же году вокруг храма была выстроена кирпичная ограда.

В 1950 году под руководством настоятеля собора, протоиерея Иоанна Цветкова, в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П. Л. Париловым. Им же в том же стиле были исполнены 45 росписей трапезных верхнего храма. В 1954 году подвал собора был засыпан и перекрыт плитами. В конце того года был сооружен новый трехъярусный иконостас и в нижнем храме. Здесь также выдержан стиль XVII века и удачно воспроизведены некоторые детали иконостаса Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. В 1972-1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа.

Долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню Духосошественского собора. До 1988 года вход на колокольню оставался заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение.

Как вспоминал протоиерей Лазарь Новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского), “в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. Нужно прибить здесь вешалку – не имеем права: это архитектурный памятник. Покрасить облупившуюся стену, пол – целая история. Это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: «Вот видите, им дали, а они до чего довели».”

26 июня 1988 года в верхнем и нижнем храмах при огромном стечении народа проходили торжества, связанные с празднованием в Саратове 1000-летия Крещения Руси. 27 апреля 1989 года собор приобрел в Воронеже четыре колокола для колокольни, затем еще два: один весом в 1200 кг и другой весом в 150 кг. 21 октября того же года эти колокола огласили город своим мощным звучанием. Это был первый колокольный звон, официально разрешенный в Саратове после десятилетий гонений и запретов.

Интерьер верхнего храма в честь Святой Живоначальной Троицы.

В наши дни

16 марта 2001 года, в связи с аварийным состоянием, собор лишился статуса кафедрального. 30 октября того же года постановлением мэра города № 790-405 приходу в бессрочное пользование был выделен земельный участок общей площадью 0,8871 га, из которого 0,5363 га занимает здание собора и 0,3508 га занимает сквер на Музейной площади. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2004 года комплекс зданий собора были признаны находящимися в собственности Саратовской епархии.

В 2007 году в храме велись ремонтно-восстановительные работы, в том числе: реконструкция бывшей крещальни с устройством на 1-м этаже административных помещений; реставрация и золочение куполов и крестов на куполах, подзорах; изготовление, позолота и подготовка к монтажу утраченые подзоры на четверик; реставрация четверика, восьмерика и верхней части колокольни (отбита штукатурка, отреставрирована кирпичная кладка, воссоздан утраченый декор, проведены штукатурные работы, произведена пропитка штукатурки укрепляющим составом, нанесены грунтовка и покрасочный слой). В 2008 году реставрационные работы были продолжены.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 26 октября 2014 года собору присвоен статус кафедрального [1].

Интерьер нижнего храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, 2009 г.

Архитектура

На начало XXI века – самый ранний архитектурный памятник Саратова. Здание построено в стиле московского или “нарышкинского” барокко.

Святыни

  • Икона с частицей мощей свт. Иннокентия Пензенского
  • Икона с частицей мощей свт. Феодосия Черниговского
  • Икона с частицей мощей свт. Иннокентия Московского
  • Мощевик князя Голицына, содержащий 132 святыни [2]
  • Мощевик с частицей мощей и иконой сщмч. Гермогена (Долганева), еп. Тобольского
  • Икона с частицей погребального облачения прп. Серафима Саровского
  • Древняя чудотворная икона Спаса Нерукотворного – хорошо выполненная репродукция Нерукотворного Образа Спасителя кисти преподобного Андрея Рублева со стены Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
  • Иверская икона Божией Матери – привезена со Св. Горы Афон

Настоятели

  • Димитрий Жог (1944 – упом. 1945)
  • Иоанн Цветков (упом. 1950) прот.
  • Всеволод Васильцев (июль 1988 – 13 сентября 1989)
  • Лонгин (Корчагин) (с 13 декабря 2011), митр. Саратовский

Литература

  • Соколов В. П., Саратовский Троицкий (старый) собор. Краткий исторический очерк, Изд. строительного комитета при Старом соборе в г. Саратове, Саратов: Паровая скоропечатня губернского правления, 1904.
  • Справочная книга Саратовской епархии, Саратов, 1912, 2.
  • Мосальская Е. А., Повесть о брате моем А. А. Шахматове. Ч. I. Легендарный мальчик, М., 1929.
  • Вениамин (Милов), еп., “Троицкий кафедральный собор в г. Саратове (К 260-летию со времени освящения),” Журнал Московской Патриархии, № 7, 1955.
  • Валеев В. Х., Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник, Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990, 76-82.
  • Семенов Н. Н., Старый Саратов. Фотоальбом (из частной коллекции), 3-6.
  • Справка Управления по историко-культурному наследию Министерства культуры Саратовской области № 1-22/272 от 29.02.2000 г.
  • Максимов Е. К., “Троицкий собор в Саратове – памятник московского барокко,” Труды Саратовского историко-краеведческого общества, вып. 2, Саратов, 1992, 14-23.
  • Шошин С., “Наше достояние,” Православная вера, №10(39), 1995, 2.
  • Никон (Лысенко), архим., “Можно ли спасти Троицкий собор?”, Православная вера, №12(90), 1997, 1, 3.

Свято-Троицкий собор в Саратове

Свято-Троицкий собор — самая древняя православная постройка Митрополии Саратова, уникальный памятник архитектуры, гордость российской культуры и городской символ.

На фоне высоких новостроек спрятавшийся в густой зелени великолепный храм выглядит сказочным, перенесенным с древних веков. Изящные линии, уникальная архитектура и роспись привлекает к саратовской православной жемчужине прихожан, паломников и просто гостей города.

История создания

Историки не сохранила точной даты появления первой церкви Святой Троицы в Саратове. Предполагают, что впервые церковь была заложена на левом берегу Волги параллельно с основанием крепостных сооружений в 1615 году, ибо в исторических документах 1621 года найдено упоминание о ней.

В 1674 году город «перебрался» на правобережную половину, где был возведен новый Троицкий храм, который сгорел через несколько лет.

По благословению митрополита Савватия на правом берегу Волги возводится новая деревянная церковь в 1685 году.

Через 10 лет храмовое духовенство во главе с протопопом Игнатием Даниловым по благословению митрополита Савватия начали подготовку к возведению каменного строения православной святыни. Подаренные царем Петром Первым в 1696 году земли, на которых помимо угодий находились и две часовни, впоследствии позволили собрать необходимые деньги для возведения каменного храма.

В 1697 году Астраханский митрополит Сампсон благословляет начало строительства, а через год был возведен нижний придел в честь Успения Богородицы.

Нет точной даты завершения и освящения нововозведенного храма Святой Троицы, предположительно это 1701-1710 год.

К великому сожалению не сохранилось имя архитектора, создавшего уникальную жемчужину русского, московского барокко. 18 век стал временем значительных перестроек и реконструкций, в то время была пристроена трапезная с западной стороны собора, и крытая галерея.

Великолепие праздничного декора и характерное для московского барокко двуцветие сохранилось и по сей день. Шатровая колокольня относится к исконно русскому деревянному зодчеству. В 1722 году Саратов и кафедральный собор святой Троицы посетил Петр Первый, в этом городе состоялась встреча царя и калмыцкого хана Аюки.

Пожары испокон веков были настоящим бедствием для России, огненная стихия в 1774 году не пощадила и святыню, которую каждый раз реконструировали.

По распоряжению Астраханского митрополита Антония в 1786 было предписано старинную ветхую постройку разобрать, на ее месте возвести новый храм. Саратовцы не смогли уничтожить любимую православную святыню, и при содействии Михаила Устинова, пожертвовавшего средства для реконструкции, к концу 18 века старое здание обновилось новой папертью и треугольным фронтоном над ней.

В результате изменения первоначального облика и внешнего обрамления Троицкий собор в Саратове приобрел индивидуальность, многие прихожане сравнивали его вид с кораблем, ковчегом спасения.

Интересно! Подаренные Свято-Троицкому кафедральному собору в Саратове в 1809 году дорогие облачения, преподнесенные от имени императора Александра Первого, наделали много шума. Таких дорогих подарков от царских особ местный храм не видел со дня своего основания.

Впоследствии саратовскую святыню не единожды посещали царские особы. В 1863 великий князь Николай Александрович молился у иконы Спаса Нерукотворного, в 1913 году Троицкий собор принимал великих княгинь Марию Александровну и Марию Павловну, в честь который была организована пышная встреча церковным священством.

Тревожные времена и чудо спасения

Революционные времена привели к упадку религиозной деятельности храмов. Средств на их содержание катастрофически не хватало, что привело к обветшанию и частичному разрушению собора.

В 1934 году прозвучал страшный вердикт — храм закрыть и передать в собственность музея.

Ещё интересные статьи о православии:

Несмотря на просьбы православной общины в феврале 1936 года деятельность Саратовского Троицкого храма была прекращена, он стал государственной собственностью. Краеведческий музей, ставший собственником святыни, приложил все усилия для спасения православного храма, обустроив в нем хранения архивов.

Война и тяжелое время вновь привели людей к Богу, духовную опору прихожане нашли во вновь открытом храме, переданном в октябре 1942 года в аренду православной Церкви.

Время восстановления и обновления

8 октября настоятелем собора иеромонахом Борисом была произнесена первая проповедь после открытия святыни. Троицкому собору возвращается статус кафедрального, переданного в 1826 году Вознесенскому храму.

До середины 20 века церковные стены не были расписаны, все изменилось после посещения Троицкого собора 22 июня 1949 года Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Первым, который благословил роспись храма.

Протоиереем Иоанном Цветковым, настоятелем храма, были привлечены палехские иконописцы, сделавшие росписи в Троицком Соборе.

В 1972 году ленинградский архитектор Д.Бабенков руководил реставрацией куполов, их покрытии медью и позолотили.

Празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году проходили в обновленных храмовых постройках, Свято — Троицкий собор принимал гостей из зарубежья.

В начале лета 1993 год при посещении саратовской святыни Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым было совершено богослужение.

К началу 21 столетия храмовые здания нуждались в серьезном ремонте, уклон колокольни представлял опасность для жизни прихожан. Было принято решение начать реконструкцию, на время которой статус кафедрального храма передали собору Сошествия святого Духа.

Масштабная реконструкция

Благодаря покровительству Высокопреосвященнейшего митрополита Саратовского и Вольского Лонгину в начале третьего тысячелетия началось масштабное восстановление Свято-Троицкого собора в Саратове.

10 декабря 2006 года состоялось освящение нижней церкви Успения Божьей Матери, ремонтными работами в ней руководил настоятель храма игумен Пахомий (Брусков) ныне преосвященнейший Пахомий, епископ Покровский и Николаевский.

Строители-реставраторы под руководством М.Фунта к октябрю 2014 года закончили все ремонтные работы и в верхнем храме.

Установление вентиляции, отопления, замена потолочных перекрытий требовало полного снятия штукатурки, поэтому рабочие физически не могли сохранить палехские росписи, новая роспись храмов переняла преемственность стиля древнего оформления.

Важно! 24 октября 2014 Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл присутствовал при освящении отреставрированного Свято-Троицкого Собора, которому вернули статус кафедрального.

В подарок обновленному собору от Святейшего Патриарха Кирилла была передана икона Покрова Божьей Матери и дарохранительница.

Современное состояние

Восстановленный изнутри и снаружи Троицкий собор ныне является духовной святыней, в окормлении у которой находится весь город.

Социальная работа воцерковленных христиан во главе со священниками включает:

  • обучение в воскресной школе детей и взрослых;
  • возможность участвовать в любительском хоре;
  • оказание благотворительной помощи нуждающимся и больным;
  • занятия по обучению звонарей.

Все желающие христиане могут присоединиться к волонтерской компании «Добро», здесь открыт музей.

Святыни

Самой древней достопримечательностью собора Троицы в Саратове является святой образ Спаса Нерукотворного, его еще называют Стрелецким Заступником или Троицким Спасом.

Главная святыня города является его хранительницей. Икона нерукотворного Спаса от дня основания собора находится в стенах храма. Около великой святыни всегда людно, пронзительный взгляд Спасителя не оставляет ни одну душу равнодушной, приходит покаяние, очищение и особая благодать.

Паломники и прихожане приносят свои молитвы к иконам Богородицы:

  • Казанской;
  • Иверской;
  • Августовской.

Святые образа святителей Иннокентия, Василия великого, Спиридона Тримифунтского, Никола чудотворца, Серафима Саровского и многие другие по сей час дарят молитвенникам чудеса исцеления и ответы на волнующие проблемы. Всегда людно у ковчега с мощами святых праведников, Божьих угодников.

Интересно! Нижняя Успенская церковь является хранительницей мощевика с 132 частями святых мощей. Афонская братия передала саратовской православной жемчужине несколько святых образов Богородицы, среди них «Скоропослушница», «Взыскание погибших», «Иверская». Икона целителя Пантелеимона также была привезена со святой горы Афон.

Престольные праздники

На Пятидесятницу или Троицу, на престольный праздник собора собираются тысячи прихожан, чтобы воздать Господу хвалу за чудесный духовный центр, богослужения в котором направлены на спасение общества.

Зимой,25 февраля, весной, 6 мая и осенью 26 октября воздается дань памяти святому образу Божьей матери «Иверская».

В помощь паломникам и туристам

Богослужения проходят по будням 8.00 — утреня, 17.00 — вечерня. 9.00- Литургия. Все неотложные вопросы можно решить с дежурным священником, который находится в соборе с 8.00-15.00. Каждую среду читается акафист Спасу Иисусу Христу, по воскресеньям — Богородице.

Адрес Троицкого собора: г. Саратов, улица Московская дом 6, ехать до остановки «Музейная площадь» маршрутами:

  • троллейбусными 1,4,5;
  • автобусными 11,33;
  • такси 3,32,33.

Даже короткое пребывание в храмах Свято-Троицкого кафедрального собора в Саратове наполняет душу спокойствием, умиротворением позволяет отрешиться хоть на время от мирской суеты.

Троицкий собор Саратов

Содержание:

Троицкий собор Саратова стоит уже более 3 веков. История храма начинается с основания самого города. У каменного собора было как минимум два деревянных предшественника. Может быть, и больше — ранняя история Саратова и его соборного храма довольно туманна.

Полное название — Собор во имя Живоначальной Троицы — православный собор на Музейной площади в Волжском районе города Саратова.

Строительство Троицкого собора в Саратове

Троицкий храм, судя по всему, существовал в Саратове изначально. Разумеется, деревянный. Население острога состояло по преимуществу из стрельцов — отсюда, возможно, посвящение собора Святой Троице.

Деревянных предшественников Троицкого собора в Саратове было несколько, последний из них в 1684 году сгорел. Архиерейское благословение строительства уже каменного храма приспело из Астрахани в 1689 году. Далее началось возведение Троицкого собора в камне.

В 1695 году освятили нижнюю Успенскую церковь; а потом очередной пожар опустошил город (собор, впрочем, почти не пострадал), и заготовленные на строительство верхней Троицкой церкви материалы пришлось отдать лишившимся крова погорельцам. Возобновлены же строительные работы в Троицком соборе были в 1697 году; полное освящение храма (с обеими церквами) датируется 1701 годом.

История Троицкого собора Саратова

Трехсотлетняя история саратовского Троицкого собора вместила в себя многое — и триумфы, и посещения высокими особами, и почти смертельную «болезнь» конца XVIII столетия, едва не приведшую храм к гибели, и трагические события богоборческой эпохи.

Новопостроенный и освященный Троицкий собор простоял «без приключений» недолго. Уже в 1712 году в Саратове разразился великий пожар, практически уничтоживший деревянный город. Сильно пострадал и соборный храм — в сущности, от него остались лишь почерневшие стены. Ремонт растянулся до 1723 года.

В конце XVIII века Троицкий собор чуть не разобрали. Многочисленные пожары и, видимо, некоторые ошибки при первоначальном проектировании сделали свое дело. После огненного вала, прокатившегося по Саратову в 1774 году, храм вовсе закрыли — на семь лет.

Для сохранения разрушающегося здания, укрепили нижние части стен храма контрфорсами, а над ними устроили крытую галерею, выходящую в западной части на двухэтажную паперть. Это спасло собор от обрушения. Трещины перестали увеличиваться, их закрыли кирпичами.

С момента освящения нового Александро-Невского собора в 1826 году Троицкий собор превратился в обычную приходскую церковь. Дальнейшая жизнь Троицкого собора в XIX столетии была тихой и почти бессобытийной.

После революции

В 1922 году новые власти ограбили Троицкий собор, однако еще двенадцать лет после этого в соборе звучала молитва, но в 1934 году церковь передали Краевому Музею для научных целей. Музей, в соответствии с советской практикой, решил разместить в храме отдел истории религии и атеизма.

В трудные военные годы отношение к религии в Советском Союзе изменилось, и спустя восемь лет, в 1942 году, Троицкий собор вернули верующим. До 2001 года Троицкий храм оставался кафедральным собором Саратовской епархии.

Возрождение

Новая эпоха в жизни Троицкого собора началась в 2004 году. Пребывавший в аварийном состоянии храм начали реставрировать. Капитальный ремонт включил в себя укрепление стен, фундамента и колокольни, полную замену коммуникаций, производство внешних и внутренних отделочных работ.

Одновременно реставрировались старинные иконы, в том числе издавна почитаемый в Саратове образ Спаса Нерукотворного. На благоустроенной храмовой территории вырос новый корпус.

В обеих церквах, нижней и верхней, мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» заново выполнены настенные росписи. Обновленный собор, и прежде являвшийся символом города, по окончании ремонта превратился в истинную жемчужину местной архитектуры.

Образ Спаса Нерукотворного в Троицком соборе Саратова

Образ Спаса Нерукотворного – главная святыня Троицкого собора, ровесница городу. Недавняя ее реставрация показала, что она была принесена стрельцами, основавшими Саратов, в виде хоругви.

Почитание саратовского образа Спаса Нерукотворного, хранившегося в Троицком соборе со времени его основания, началось лишь в начале XIX века; до этого он был практически «забыт».

Вот как это случилось. В 1812 году в собор пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сообщил, что его хозяин, исцелившийся от опасной болезни, просил отыскать образ Спасителя в саратовском Троицком соборе (уточнив при этом, что икона должна находиться над внешней южной дверью) и сделать на образ ризу.

Икону обнаружили на указанном месте, внесли в собор и отслужили перед ней благодарственный молебен. Вскоре она была украшена сребропозлащенной ризой.

С тех пор у образа Спаса Нерукотворного стали происходить многочисленные исцеления. Люди, их получившие, передавали иконе серебряные «дары», исполненные в виде тех частей человеческого тела, болезни которых проходили после молитв перед нею. Этих «подвесов» оказалось в конце концов так много (общий их вес превышал килограмм), что часть их переплавили, чтобы сделать венцы для других чтимых икон.

С образа Спаса Нерукотворного в XIX веке выполнили список, который тоже хранился в Троицком соборе и немало почитался: его обычно носили на требы в дома саратовцев.

В 1934 году, после закрытия храма, обе иконы большевики изъяли и передали в краеведческий музей. В 1942 году, с возвращением Троицкого собора верующим, одна из них вернулась «домой», однако никто не знал — какая: та ли, что была принесена стрельцами в конце XVI века, или список с нее.

Все сомнения разрешились в 2006 году, в процессе проведения реставрационных работ, на время которых икону, находившуюся в чрезвычайно плохом состоянии, никуда не вывозили, а пригласили к ней московских реставраторов.

После проведенных исследований стало ясно, что, хотя на иконе и обнаружили следы поновлений и доработок XVIII—XIX веков, сам по себе образ — гораздо более древний и, вероятнее всего, именно конца XVI столетия, то есть именно тот, с которым пришли в эти места стрельцы, чтобы основать новую русскую крепость. Более того, сама структура иконы, способ прикрепления крупнозернистого холста с изображением к доске подвигли реставраторов к выводу — первоначально она была воинской хоругвью.

Так разрешились загадки, связанные с главной иконой Саратова.

Свято-Троицкий собор в Саратове: разбираемся по порядку

Свято-Троицкий собор в Саратове (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Свято-Троицкий собор — главная православная церковь Саратова. Она была основана еще в 17 веке, и, как многие культовые сооружения в России, не единожды уничтожалась, отстраивалась заново, закрывалась и вновь открывалась. Сегодня один из древнейших храмов Нижнего Поволжья переживает рассвет: недавно здесь закончилась масштабная реставрация, работают воскресная школа, библиотека. Помимо саратовских верующих, частые гости Свято-Троицкого собора — паломники из других городов России и туристы, приезжающие сюда поклониться древним реликвиям и полюбоваться замечательной росписью.

История

Строительство первого предка Троицкого собора датируется 1675 г. Храм успел прослужить лишь 10 лет, так как был из дерева: церковь сгорела, ее еще несколько раз восстанавливали после пожаров. После очередного уничтожения в 17 веке было решено строить абсолютно новый храм, который в целом без потерь простоял до 20 века.

В 1936 г. собор был национализирован, его здание передали Краевому музею. Это сыграло ключевую роль в сохранении церкви, музей приспособил здание под хранилище фондов. В 1939 г. в Троицком соборе планировалось открыть Музей истории религии и атеизма. Начавшаяся война эти планам помешала.

В 1942 г. в соборе разместилось Главное архивное управление НКВД СССР. Осенью этого же года городские власти приняли историческое решение: Свято-Троицкий собор отдали в аренду верующим. Таким образом, в тяжелейший для города и страны 1942 г. собор стал духовной опорой для прихожан. Горожане приносили сюда деньги и вещи, которые затем отправлялись на фронт.

После войны церковь была отреставрирована — специалисты выполнили ремонт фасада, воссоздали новые фрески.

Архитектура

На начало XXI века — самый ранний архитектурный памятник Саратова. Здание построено в стиле московского или «нарышкинского» барокко.

Что посмотреть

Свято-Троицкий собор — уникальный для Саратовской области памятник, созданный в редком стиле московского барокко.

Покрывающие своды, проемы окон и стены росписи придают храму удивительную красоту. У алтаря размещены красивейшие композиции «Великий вход», «Собор апостолов» и «Служба святых отцов».

Над царскими вратами расположена главная реликвия храма: образ Спаса Нерукотворного.

В центральной части собора находится роспись, повествующая о последних днях земной жизни Иисуса: молитва о чаше, предательство Иуды, суд Пилата, восхождение на Голгофу и распятие. Притвор Успенского храма украшен ветхозаветными сценами. По традиции на западной стене изображен страшный суд.

На паперти можно увидеть картину об истории Саратова: здесь иллюстрировано предание об основании города московскими стрельцами и принесении ими из Троице-Сергиевой лавры иконы Спаса Нерукотворного, по сей день пребывающей в Троицком соборе.

При храме работает воскресная школа, выпускается газета. Чтобы сохранять и изучать церковные древности и исторические сведения о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории собора, при нем создан церковный музей. Посетить его может любой желающий.

Образ Спаса Нерукотворного — главная святыня Троицкого собора, ровесница городу. Недавняя ее реставрация показала, что она была принесена стрельцами, основавшими Саратов, в виде хоругви

Почитание саратовского образа Спаса Нерукотворного, хранившегося в Троицком соборе со времени его основания, началось лишь в начале XIX века; до этого он был практически «забыт».

Вот как это случилось. В 1812 году в собор пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сообщил, что его хозяин, исцелившийся от опасной болезни, просил отыскать образ Спасителя в саратовском Троицком соборе (уточнив при этом, что икона должна находиться над внешней южной дверью) и сделать на образ ризу.

Икону обнаружили на указанном месте, внесли в собор и отслужили перед ней благодарственный молебен. Вскоре она была украшена сребропозлащенной ризой.

С тех пор у образа Спаса Нерукотворного стали происходить многочисленные исцеления. Люди, их получившие, передавали иконе серебряные «дары», исполненные в виде тех частей человеческого тела, болезни которых проходили после молитв перед нею. Этих «подвесов» оказалось в конце концов так много (общий их вес превышал килограмм), что часть их переплавили, чтобы сделать венцы для других чтимых икон.

С образа Спаса Нерукотворного в XIX веке выполнили список, который тоже хранился в Троицком соборе и немало почитался: его обычно носили на требы в дома саратовцев.

В 1934 году, после закрытия храма, обе иконы большевики изъяли и передали в краеведческий музей. В 1942 году, с возвращением Троицкого собора верующим, одна из них вернулась «домой», однако никто не знал — какая: та ли, что была принесена стрельцами в конце XVI века, или список с нее.

Все сомнения разрешились в 2006 году, в процессе проведения реставрационных работ, на время которых икону, находившуюся в чрезвычайно плохом состоянии, никуда не вывозили, а пригласили к ней московских реставраторов.

После проведенных исследований стало ясно, что, хотя на иконе и обнаружили следы поновлений и доработок XVIII—XIX веков, сам по себе образ — гораздо более древний и, вероятнее всего, именно конца XVI столетия, то есть именно тот, с которым пришли в эти места стрельцы, чтобы основать новую русскую крепость. Более того, сама структура иконы, способ прикрепления крупнозернистого холста с изображением к доске подвигли реставраторов к выводу — первоначально она была воинской хоругвью.

Так разрешились загадки, связанные с главной иконой Саратова.

При подготовке материала были использованы:

  1. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Стр. 2.
  2. В. Х. Валеев. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990. Стр. 76 – 82.
  3. В. П. Соколов. Саратовский Троицкий (старый) собор. Краткий исторический очерк. Издание Строительного Комитета при Старом Соборе в г. Саратове. Саратов. Паровая скоропечатня Губернского Правления. 1904.
  4. Епископ Вениамин (Милов). Троицкий кафедральный собор в г. Саратове (К 260-летию со времени освящения). // Журнал Московской Патриархии, №7, 1955.
  5. Н. Н. Семенов. Старый Саратов. Фотоальбом. Из частной коллекции. Стр. 3 – 6.
  6. Справка Управления по историко-культурному наследию Министерства культуры Саратовской области № 1-22/272 от г.
  7. Е. К. Максимов. Троицкий собор в Саратове — памятник московского барокко. // Труды Саратовского историко-краеведческого общества. Вып. 2. Саратов, 1992. Стр. 14 – 23.
  8. С. Шошин. Наше достояние. // Православная вера, №10(39), 1995. Стр. 2.
  9. Никон (Лысенко), архимандрит. Можно ли спасти Троицкий собор? // Православная вера. №12(90), 1997. Стр. 1, 3.
  10. Е. А. Мосальская. Повесть о брате моем А. А. Шахматове. Ч. I. Легендарный мальчик. — М., 1929.

Практическая информация

Адрес: Саратов, ул. Московская, 6. Веб-сайт.

Добраться до Свято-Троицкого собора можно на троллейбусах №№ 1, 4, 5, автобусах № 11, 33 и маршрутном такси № 3, 32, 33, 82 (остановка «Музейная площадь»).

Литургии проводятся с понедельника по субботу в 8:00. По воскресеньям и церковным праздникам ранняя литургия начинается в 7:00, а поздняя — в 9:00.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: