Храм всех святых на Соколе: история и описание, адрес, праздники и святыни

История храма всех Святых во Всехсвятском

С 1939 по 1946 год храм был закрыт. В 1992 году получил статус патриаршего подворья. Храм расположен в районе Сокол Северного административного округа города Москвы.

Престольные праздники
— Главный праздник — Всех Святых (первое воскресенье после Пятидесятницы);
— Cвв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (30 сентября);
— Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (16 февраля);
— Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (6 ноября).

Предыстория

История храма всех Святых тесно связана с историей древнего подмосковного села Всехсвятского, первоначально носившего имя Святые Отцы (ныне это район Сокол). О том, когда село было основано, нет единого мнения. Некоторые историки полагают, что годом основания села можно считать 1398 год. К этому году относится упоминание древнего монастыря, который дал название образовавшемуся около него посёлку, — «село Святые Отцы на речке Ходынке». Об этом монастыре известно очень немного. По одной из версий, монастырь был освящён в честь Святых Отцов VII Вселенского Собора. Согласно другой версии, в том монастыре находился Храм во имя всех Святых. Неясно также, когда этот монастырь был упразднён. Другие источники говорят, что впервые село было упомянуто в 1498 году в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева (сохранились документальные подтверждения этой даты).

В 1608 году во время войны с Лжедмитрием II в селе стояли лагерем войска царского воеводы Скопина-Шуйского. После внезапного нападения Лжедмитрия II правительственная армия отступила, и самозванец ненадолго занял село. По преданию, перед бегством он зарыл в селе свои сокровища. События Смутного времени привели к тому, что село было почти полностью разорено. Писцовая книга 1624 года описывает эту местность как пустошь, «что было село Святые Отцы на речке на Ходынке».

Во второй половине XVII века село Святые Отцы становится вотчиной боярина Ивана Михайловича Милославского, одного из главных инициаторов первого стрелецкого бунта. По инициативе Милославского в 1683 году была построена небольшая каменная Церковь во имя всех Святых, после чего село стало официально именоваться Всехсвятским. Позднее село перешло в собственность детей грузинского царя Арчила II, с 1695 года — Александра Арчиловича, а с 1711 года — Дарьи Арчиловны.

Основание храма

Царевна Дарья Арчиловна была инициатором строительства во Всехсвятском новой Церкви, которая и дошла до наших дней. Она подала в Синодальный казённый приказ прошение следующего содержания: в прошлых годех в подмосковной моей вотчине, в селе Всехсвятском построена церковь каменная, самая малая, во имя всех Святых и та обветшала, отчего в ней и служить не без опасения, а ныне я по обещанию своему желаю оную Церковь разобрав построить вновь, да в ней два придела Всем Скорбящим Богородицы, да Святаго Симена Богоприимца и Анны Пророчницы, и чтобы указом повелено было оную старую Церковь разобрав построить вновь и с приделы каменную же и о строении дать указ.

В июле 1733 года был выдан указ о строительстве Церкви. На время проведения строительных работ рядом была устроена полотняная Церковь во имя Богоявления Господня. К осени 1733 года были построены и освящены оба придела Церкви: в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и в честь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В сентябре 1736 года был освящён основной Храм.

Известно, что придел Храма — Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы — освятили во имя небесных покровителей императрицы Анны Иоанновны, которая перед коронацией останавливалась в селе Всехсвятском. По одной из версий, Дарья Арчиловна сделала это, чтобы избежать опалы.

XVIII — начало XIX века

Службы в Храме вплоть до присоединения Грузии к России в 1783 году велись на грузинском языке. Вплоть до начала XX века в Церкви проводились как русские, так и грузинские церковные обряды. Около Храма существовало грузинское кладбище. Клировые ведомости за 1788 год отмечали, что внутри храма полиняла настенная живопись и штукатурка. В 1798 году Храм Всех Святых поновлялся, в нём был устроен иконостас, а на левом клиросе — царское место.

В 1812 году храм был разорён наполеоновским войском. Французские солдаты устроили в нём стойло для лошадей. Но уже на следующий год начались работы по восстановлению Церкви. Основной престол был освящён в 1813 году, а приделы — в 1815 году. Церковная ведомость 1822 года сообщает, что Церковь имеет ветхую крышу, но «утварью достаточна и внутренним украшением благолепна». В 1838 году в холодной Церкви поновлялась живопись. В 1860 году в тёплой Церкви был сделан позолоченный иконостас.

Вторая половина XIX — начало XX века

Во второй половине XIX века начинается быстрый рост населения села Всехсвятского. В 1880-х годах во Всехсвятском проживало около 400 человек и ещё 700 человек прихожан приходили из соседних селений, в связи с чем появилась необходимость расширить помещения Храма. В июне 1884 года храм осматривал митрополит московский Иоанникий (Руднев). После посещения Церкви он отметил, что она «низка, темна и, несмотря на все старания, по самому своему внутреннему устройству крайне холодна и грязна, при большом стечении молящихся стены её очень потеют и с них буквально льёт вода». Митрополит Иоанникий постановил в ближайшем времени заняться ее переустройством. В том же году начались реставрационные работы в холодной Церкви. Иконописцем Соколовым был возобновлён иконостас и вновь расписаны стены.

Храм всех Святых на Соколе конец XIX века

Проект перестройки храма разработал в 1886 году академик архитектуры А. П. Попов. В том же году была расширена трапезная и обеспечен более благоприятный воздухообмен. Пилоны трапезной были разобраны, наружные стены передвинуты на 2 метра. Свод Церкви был полностью перестроен, таким образом, он стал выше почти на 4 метра.

К началу XX века население Всехсвятского насчитывало уже более 1300 человек. В 1902 году начались новые работы по расширению Церкви. Проект перестройки разработал архитектор Н. Н. Благовещенский. Предусматривался снос старых стен трапезной и значительное её расширение. Были сделаны более широкие окна, дававшие достаточно освещения.

Читайте также:
Осипов Алексей Ильич: биография и проповеди профессора богословия

Советский период

В 1917 году Храм всех Святых оказался в черте города Москвы. В 1923 году были попытки закрыть Церковь и передать соседней фабрике под клуб. Однако Церковь сохранилась, примкнув к движению обновленцев. Службы в Церкви совершались по обновленческому обряду, и количество прихожан стало постепенно уменьшаться. В 1939 году Храм был закрыт, а его пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе.

Внутри Храма расположили склад.

В 1945 году местные жители добились разрешения открыть Храм, и уже к Пасхе 1946 года он был вновь освящён. Во многом открытию Храма поспособствовала сподвижница Елизаветы Фёдоровны и бывшая глава санатория «Ромашка» О. И. Богословская. Она писала во все инстанции, даже Сталину, о необходимости открыть Церковь. Неоднократно бывала на приёме у Калинина.

1960-е годы

Богословская связывалась с грузинскими писателями и поэтами, указывая, что Храм представляет собой памятник российско-грузинской дружбы. После открытия Церкви прихожане избрали её старостой.

В 1946 году в Храме был установлен новый иконостас. В 1960-х годах возобновлена живопись. В 1979 году после долгого перерыва вновь зазвонил колокол. В 1970-х годах Храм перекрашивали в красный цвет, согласно церковным канонам. Но в 1980-х по просьбе прихожан Храму вернули его прежний, жёлтый цвет.

В советское время у Храма было очень много прихожан. В 1970-х годах его приход был самым большим в Москве. По воспоминаниям очевидцев, в некоторые дни, когда в Храме шла раздача святой воды, очередь за ней тянулась более чем на километр. Основной причиной популярности был тот факт, что на севере и северо-западе Москвы почти не было других действующих православных Храмов.

Современный период

В 1992 году Храм получил статус патриаршего подворья. В марте 2005 года главное управление охраны памятников Москвы передало патриаршему подворью здание Храма и дом причта в безвозмездное пользование под культовые цели. После 2000 года в Храме проходила реставрация. Обновлялась живопись, проводились внешние фасадные работы. На колокольню были установлены куранты. Снаружи Церковь была украшена мозаикой. Кроме того, на территории Церкви был построен новый двухэтажный приходской дом, в котором разместилась воскресная школа и церковная лавка. В одном из помещений старого приходского дома был устроен крестильный Храм, освящённый в 2007 году в честь Богоявления. Сам же Храм всех Святых на Соколе был заново освящен и 16 февраля 2007 года Святейший Патриарх Алексий II возглавил службу Великого Освящения Храма.

Архитектура

Архитектура церкви относится к раннему барокко и является промежуточным звеном между храмами Петровского времени и развитыми барочными постройками середины XVIII века. Для церквей этой эпохи характерны тяжеловесные пропорции.
Церковь имеет трёхчастное продольно-осевое построение «кораблём». Архитектура здания относится к распространённому типу «Восьмерик на четверике». К четверику (основному объёму) примыкает такой же ширины двухпредельная трапезная, полукруглая апсида и колокольня. Перекрытый сомкнутым сводом восьмерик не играет существенной роли в объёмной композиции Церкви. Он опирается на стены четверика и на ступенчатые тромпы. Снаружи восьмерик воспринимается как постамент для купола. В своде Храма имеются большие ложные окна-люкарны, появившиеся, по одним данным, в начале 1900-х[ а по другим — в конце 1940-х годов (в 2000-х годах люкарны были заделаны и расписаны снаружи). В стенах трапезной имеются большие полукруглые окна, между которыми расположены боковые пилястры и горизонтальные карнизы.
четверик Храма

Колокольня Всехсвятского Храма имеет три яруса и построена полностью в стиле московского зодчества начала XVIII века. На двухъярусное основание колокольни опирается восьмигранный столп. В нём имеются узкие арочные проёмы звона. Характерной чертой колокольни являются полуглавия в тимпанах, которые зрительно смягчают переход от четверика к восьмерику. Лестница на колокольню начинается в толще западной стены трапезной и имеет самостоятельный вход снаружи. Колокольню Храма часто называют одной из «пизанских башен» Москвы — она имеет наклон около 5 градусов. Существует мнение, что наклон колокольни произошёл вследствие влияния вод речки Таракановки, заключённых в коллектор, близости метро и особенностей здешних песчаных почв.

Храм подвергался значительным перестройкам. Первоначально в трапезной располагались четыре круглые колонны, на которые опирался свод. В 1886 году по проекту архитектора А. П. Попова трапезная была перестроена: колонны убраны, возведён единый свод, повышены стены. В 1902—1903 годах по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского трапезная вновь перестраивалась: были расширены боковые приделы.

Интерьер

Внутри храм имеет настенную роспись. Самая большая в церкви живописная композиция — «Собор Всех Святых» — расположена над главным иконостасом. Она была выполнена в конце 1940-х годов в васнецовском стиле. На композиции изображены православные святые в молитвенном предстоянии. Среди них почитаемые в Грузии святые: Нина, Тамара и Дарья. На стенах восьмерика, на своде храма и в апсиде сохранилась масляная живопись, выполненная в 1884 году в манере позднего академизма. Часть росписей храма была выполнена в 1960-х годах.
Центральный резной иконостас был изготовлен в конце 1940-х в псевдорусском стиле. Он имеет три яруса. Тогда же были изготовлены и иконостасы боковых приделов. Цвет иконостасов — бело-кремовый с позолотой. В западной части трапезной над входом расположены хоры. На стенах Храма сохранилось несколько мемориальных досок, посвящённых похороненным здесь священникам и представителям грузинских княжеских родов.

Кладбище

Кладбище при Церкви Всех Святых известно с XVIII века. Здесь были похоронены многие представители грузинских княжеских родов (Багратионы, Цициановы и другие). По некоторым данным, на Всехсвятском кладбище похоронен грузинский писатель Сулхан-Саба Орбелиани. В конце XIX века на этом кладбище хоронили зажиточных крестьян. При этом древние могильные плиты зачастую уничтожали или переставляли с места на место.

Кладбище существовало до 1982 года, после чего было уничтожено по распоряжению о ликвидации кладбищ в черте Москвы. Тем не менее до наших дней сохранились некоторые надгробные плиты. Среди них — надгробие князя Ивана Александровича Багратиона (1730—1795). Памятник поставил на могиле его сын, полководец Пётр Иванович Багратион. Монумент представляет собой каннелированную пирамиду на высоком постаменте. Надгробие И. А. Багратиона неоднократно меняло своё местоположение. Сейчас оно установлено с севера от Храма около мемориала «Примирение народов». Надгробный памятник И. А. Багратиона относится к памятникам истории федерального значения.

Читайте также:
Свято-Успенский монастырь в Орле: история и адрес, описание, праздники и святыни

Мемориал «Примирение народов»

Мемориал «Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах» был установлен в 1994—1998 годах на территории храма Всех Святых по инициативе группы ветеранов Великой Отечественной войны и других частных лиц. Он включает в себя несколько мемориальных плит и крестов, посвящённых жертвам Крымской, Балканской, Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Первой чеченской войн, а также жертвам красного террора, представителям Белого движения и казакам. Часть памятников была первоначально установлена на территории бывшего Московского городского Братского кладбища, а затем перенесена к Храму всех Святых.

Настоятели

1736 — 1745 протоиерей Георгий Гарсеванишвили
? — 1879 иерей Иоанн Глинков
1879 — 1885 протоиерей Никанор Румянцев
1885 — 1886 иерей Сергей Розанов
1887 — 1890 иерей Пётр Орлов
1890 — 1900 (?) иерей Василий Виноградский
1900 — 1904 протоиерей Сергей Лебедев
1904 — ? иерей Александр Терновский
1946 — 1948 протоиерей Вениамин Платонов
1953 — 1955 протоиерей Михаил Голунов
1955 — 1961 протоиерей Димитрий Введенский
1961 — 1971 (?) протоиерей Аркадий Станько
1978 — 1995 протоиерей Анатолий Казновецкий
1995 — 2000 высокопреосвященный Тихон (Емельянов), епископ Бронницкий, викарий Московской Епархии
2000 — н.в. протоиерей Василий Бабурин

СВЕДЕНИЯ О ДУХОВЕНСТВЕ

КЛИРИКИ ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ ВО ВСЕХСВЯТСКОМ МОСКОВСКОГО УЕЗДА (1680-е – 1720-е гг.)

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Храм Всех Святых на Соколе — расписание богослужений

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Москве находится большое количество разных храмов, церквей и монастырей. Все они по-своему важны и несут определенную ценность не только в качестве красивой архитектуры, но и для духовной жизни населения. Особого внимания заслуживает храм Всех Святых на Соколе. Он находится рядом станции метро «Сокол», поэтому многие жители и гости столицы, которые приезжают на эту станцию видят его.

История и особенности святыни

Нужно отметить, что церковь посещает достаточно большое количество православных людей. Также многие пишут записки, ставят свечки и читают святой акафист.

Сюда приходит много верян со своими проблемами. Это и не зря ведь в храме находится много святых образов, которые обладают чудотворным действием. А именно:

  • икона святой Богородицы «Казанской»,
  • икона «Нечаянная Скорбящих Радость»,
  • чудотворная икона «Взыскание погибших»,
  • образ «Всецарица»,
  • образ Богоматери «Скоропослушница»,
  • лик Николая Чудотворца, прп. Серафима и многие другие.

Но не только святыми образами популярен храм. Он примечательный еще тем, что к нему можно прийти не только помолиться, но и оказать некоторую поддержку, так как священнослужители занимаются благотворительностью и милосердием. Одним из направлений социальных работ, которые есть при храме – это поддержка заключенных.

Служители церкви общаются с ними в виде переписок и отправляют им церковную литературу. Также они им отправляют посылки с необходимыми продуктами питания. Батюшка, который проводит службу в храме на Соколе посещает больных, лежащих в реанимационных палатах с целью проведения духовных бесед и совершает таинства причащения и исповедования.

Еще одной особенностью является то, что на территории церкви существует пункт приема и выдачи одежды. Люди имеют возможность принести вещи в хорошем состоянии и через этот пункт помочь нуждающимся и малоимущим семьям. Церковь уже на протяжении многих лет ведет сотрудничество с обществом слепых. Люди, которые выполняют социальные работы, и прихожане храма оказывают помощь незрячим людям. Они даже организовывают сопровождения слепых на посещения богослужений.

Расписание служб в храме на Соколе

Как уже упоминалось выше храм посещает ежедневно большое количество прихожан. Здесь проходят божественные Литургии каждый день. Расписание богослужений храма Всех Святых на Соколе следующее:

  • С понедельника по пятницу богослужения проходят с утра в 8:00, вечером в 18:00.
  • По выходным и праздничным дням утром в 7:00 и 10:00, вечером в 18:00. В 17:30 проходит исповедь.

При церкви также действует воскресная школа и учебный детский хор. Их могут посещать все православные желающие. Также при ней действуют курсы изучения церковнославянского языка и паломническая служба. После Литургии веряни заказывают молебны и панихиды.

Доехать к храму можно если ехать до станции метро «Сокол», а затем на автобусе № 105, 110. Если ехать от площади Марины Расковой, тогда понадобится автобус № 175 или троллейбус № 82, 43 или 65.

Точный адрес: Ленинградский проспект дом 73 а.

Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь в Ростове

Ростов Великий — один из красивейших городов России. Много в нем знаковых для города мест, так любимых туристами, одно из них — Спасо- Яковлевский монастырь, ставший известным еще с XIV века.

История обители

Место, где находится в Ростове Спасо-Яковлевская обитель, знает каждый в этом городе — располагается она в одном из живописнейших мест города. Окруженный каменными стенами, монастырь представляет собой богатый архитектурный ансамбль с несколькими церквями, колокольней и святым источником, вода которого, по словам служителей, исцеляет от многих недугов.

Спасо-Яковлевский монастырь — первая обитель, которая после трудного периода, связанного с закрытием церквей и преследованием священников советской властью, была отреставрирована и возвращена Ростовской епархии. Издревле на месте, где вот уже шесть столетий устремляется своими куполами в самое небо Спасо-Яковлевская обитель, располагались несколько храмов, принадлежащих женскому монастырю, относящемуся по времени к XIII веку.

Читайте также:
Храм Ксении Петербургской в Воронеже: описание и адрес храма, история, настоятели, как добраться

Интересно! Считается, что основала монастырь жена ростовского князя — Василька Константиновича, Мария. Случилось так, что в начале XIII столетия супруг Марии был убит в битве с татарами, происходящей на реке Сить. Мария же, переживая кончину мужа, ушла жить в женскую обитель, которая именовалась Спасо-Песоцкой, где прожила до самой смерти, незадолго за которой приняла постриг и стала монахиней.

Известно, что в качестве посвящения Марии эту женскую обитель, зная историю жизни этой княгини, довольно часто именовали Княгининой. В наше время о тех временах напоминает лишь небольшая, чудом сохранившаяся, церковь Спаса на Песках.

Возведение монастыря

Через 150 лет, в 1389 году, неподалеку от Спасо-Песоцкой обители начали возводить мужской монастырь. Изначально было принято решение именовать мужскую обитель Зачатьевской, но после смерти святителя Иакова, погребенного на территории монастыря, монастырю было присвоено имя Спасо-Яковлевской обители. К началу XVIII века многие храмы мужской обители пришли в негодность, равно как и храмы обители женской. По той причине, что содержать и проводить ремонтные работы сразу в двух монастырях стоило больших финансовых вложений, Екатерина Великая издала указ, в соответствии с которым все строения, а также земли женского монастыря были переданы в собственность обители мужской.

Другие православные храмы в Ростове:

Произведенное объединение двух православных святынь ростовской земли позволило в этот же временной период обновить монастырские постройки, провести ряд реставрационных работ, а также построить небольшую кирпичную церковь в том месте, где был погребен святитель Иаков и некогда был выстроен Зачатьевский храм, не сохранившийся до XVIII века.

Интересен тот факт, что в этот временной период Спасо-Яковлевскую обитель прикрепили к Архиерейскому дому, находящемуся в Ростове, спасая тем самым монастырь от гибели. Говоря в целом о том, насколько важным для истории мужской Спасо-Яковлевской обители стал XVIII век, можно заметить, что уже к 1850-м годам территория монастыря разрослась несколькими постройками из камня, заменившими старые деревянные, также появилась новая ограда, с башнями на углах (одна из которых смотровая), храм и колокольня и множество помещений, предназначенных для хозяйственных нужд. Ближе к концу века на территории мужского монастыря появился большой храм, который был освящен в память о Дмитрии Ростовском.

К середине XIX века монастырь стал таким, каким знают его сегодня многие. Именно в это время был возведен храм Иакова, находящийся и сегодня на территории обители. Все те изменения, которые происходили со Спасо-Яковлевским мужским монастырем на протяжении века, превратили некогда разрушающиеся мужскую и женскую обитель в законченный архитектурный ансамбль, демонстрирующий величие русского православия.

Период разрушений

В годы правления советской власти, Спасо-Яковлевская мужская обитель, как и многие храмы и монастыри России, была закрыта. В некоторых храмах, правда, продолжались еще некоторое время богослужения, однако в 1938 году прозвучал последний для горожан колокольный звон, призывающих к заутрене. Строения, где были размещены кельи монахов, довольно быстро занял детский сад, некоторые из них были отданы под квартиры и даже склады и военную базу. Но самым жутким для наставников теперь уже бывшего монастыря был не этот факт — была разграблена и уничтожена вся церковная утварь.

Лишь к 1991 году Спасо-Яковлевскую Димитриевскую обитель удалось вернуть ростовской епархии. А дальше монастырь ждал длительный период реставрационных и восстановительных работ.

Современное состояние

Сегодня традиционно служители занимаются не только духовным направлением, но и социальным, помогая тем, кто нуждается в материальной помощи либо наставничестве.

Прекрасным образом устроено монастырское хозяйство, необходимое для существования монастыря: в пекарне, бане, прачечной и просфорной — везде кипит работа, освященная божией милостью. В весенне-летний сезон ведутся активные работы на нескольких монастырских огородах, сенокосе и скотном дворе, благодаря чему любой приехавший в обитель человек может приобрести настоящий хлеб, по виду напоминающий куличи, которые многие хозяйки выпекают перед Пасхой, и другие натуральные продукты.

На заметку! Удивительно, но кроме традиционной для монастырей и храмов воскресной школы при монастыре работает Школа искусств, где очень много внимания уделяется музыкальному отделению.

Архитектурные памятники

Как уже говорилось, изначально все постройки Спасо-Яковлевского монастыря были выполненными из дерева, большинство из них со временем было разрушено и на их месте поставили строения уже из камня.

Самый первый собор — Церковь Зачатия Святой праведницы Анны, была возведена в XVII веке. Отличает этот храм от других то, что церковь выстроена без подклета, который обычно в храмах выполнял роль склада. Кровля собора сначала была выполнена подзакомарно, то есть свод собора был выполнен в виде полукруга, но при этом не повторял внутреннюю часть свода стены, а имел лишь декоративное значение. Со временем кровля собора была перестроена, и храм обрел четырехскатную форму крыши.

Зачатьевский храм исполнен в соответствии с традиционной христианской символикой — венчают его пять куполов, окрашенных в синий и золотые цвета. Главный купол — золотой, четыре остальных — синие и увенчаны звездами, такое изображение в традициях христианства символизирует Пресвятую Богоматерь. Одной из главных ценностей храма является уникальная, сохранившаяся с первых веков существования храма, роспись стен. Искусствоведами установлено, что такой вид росписи относится к ярославской изографической школе.

Кроме уже сказанного известно, что в середине XVIII века осташкинскиными мастерами был изготовлен из дерева иконостас, украшенный позолотой. В конце XVIII столетия иконы для этого иконостаса написал известный художник — Венедикт Вендерский, прославившийся тем, что работал при царском дворе.

В начале XIX века граф Николай Петрович Шереметьев выделил средства на постройку Дмитриевского собора, соответствующего такому стилю, как классицизм. Венчает храм небольшая главка, расположенная на большом куполе, а вокруг собора выстроены многочисленные портики с колоннами, украшенные барельефами. Росписью стен занимался известный ярославский изограф — Порфирий Рябов.

Читайте также:
Анатолия Берестов: биография священника, книги и труды, где служит и как к нему попасть

Яковлевская церковь — чуть меньшая в сравнении с Дмитриевским собором, несколько раз был подвержена полной перестройке, последняя из которых датируется XIX веком, когда храм был возведен заново с самого основания. Задачей архитекторов было сделать Яковлевскую церковь похожей по стилю и убранству на Дмитриевский собор, однако, эту церковь нельзя назвать его точной копией.

Неподалеку от монастырских храмов находится колокольня, выстроенная в три яруса, она была построена уже ближе к концу XVIII века. Колокольня всегда была самой высокой постройкой монастыря, ее внешний декор хорошо вписывается в архитектурный ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря.

Стоит упомянуть и надкладезную часовню, которая обустроена на территории монастыря над святым источником, связанным с именем Иакова.

На территории обители также устроены братские корпуса, также возведенные в традициях классицизма.

Режим посещения

Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь открыт для посещения ежедневно, богослужения по будням проходят в 7.30 утра и вечером в 17.30. В воскресный день и праздничные дни утренние богослужения начинаются в 9.00.

Описание

Территория монастыря ежедневно открыта для посещений, кроме того, для любителей привозить из путешествий фотографии и видеофрагменты есть возможность проводить в Спасо-Яковлевском монастыре бесплатную фото и видеосъемку.

Важно! Примечательно, что служителями монастыря предусмотрены экскурсионные программы для туристических групп и школьников. Экскурсии включают подъем на одну из смотровых монастырских башен, находясь на которой можно увидеть всю панораму мужской обители и великолепную природу, окружающую монастырские стены.

Не лишним будет сказать, что территория обители прекрасно благоустроена — прогуливаясь по вымощенным дорожкам, можно посетить монастырский яблоневый сад, а многочисленные клумбы и цветники создадут приятную атмосферу прогулки.

Деятельность прихода

Монастырь сегодня живет насыщенной жизнью, братия в 15 человек много занимается, помимо духовной работы, научными исследованиями и издательством книг не только касающихся истории православной веры в Ростове, истории монастыря, но и краеведческих книг, касающихся истории возникновения города Ростов.

Ещё интересные статьи:

При монастыре открыта библиотека, соответствующая современным требованиям, также работают иконописная, ризничная и производственная мастерские.

Святыни

На сегодняшний день в монастыре находятся такие иконы, как:

  • келейная святого Дмитрия Ростовского;
  • икона Ватопедской Богоматери.

Также в обители находятся святые мощи Димитрия и Авраамия Ростовских.

Удивительно, но спустя многие века существования монастыря, до сегодняшних дней сохранился некрополь.

Престольные праздники

В Спасо-Яковлевском Димитриевском мужском монастыре отмечается много престольных праздников, основные, даты которых, прежде всего важны для паломников, представлены ниже:

  • 3 февраля — почитание иконы Ватопедской Божией Матери «Отрада»;
  • 5 июня — собор Ростовских и Ярославских святых;
  • 25 августа — день возвращения в обитель иконы Ватопедской Божией матери;
  • 4 октября — возвращение святых мощей митрополита Димитрия Ростовского;
  • 22 декабря — день зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы.

Как добраться

Спасо-Яковлевский мужской монастырь находится в Ростове Великом, на берегу красивейшего озера — Неро, по адресу: улица Энгельса, д.44.

На автобусе или поезде до мужской обители можно доехать из Москвы на экспрессе, который отправляется ежедневно в 8.20 и в 16.20. Спустя три часа поезд прибывает в Ростов. По городу Ростову до монастыря существуют автобусные маршруты.

Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь в Ростове Великом Епархиальные монастыри РПЦ

История

Яковлевский монастырь был основан в конце XIV в. епископом Иаковом, который возглавлял Ростовскую епархию с 1386 по 1389 гг. Будучи изгнан с епископской кафедры ростовским князем и жителями города, епископ Иаков покинул паству и избрал местом своего пребывания западную окраину Ростова. По словам Жития, святитель, “исходя из града и пришед на озеро, сняв с себя мантию свою святительскую, положив на воде и знаменовася крестным троеперстным знамением, став на мантии своей и поплове по озеру к месту, иде же ныне во имя его нарицается Яковлевский монастырь; мантия святому Иакову бе ладьей, веслом же – молитвы его святые и незлобие пастырское”.

На протяжении трех первых столетий Яковлевский монастырь не имел каменных сооружений, все его строения были деревянные. В летописях сохранились упоминания о том, что дважды монастырь подвергался разорению. В первый раз – вскоре после своего основания, в 1408 г., при нашествии на Ростов татарского хана Едигея, а вторично – двести лет спустя, в 1608 г., во время польско-литовской интервенции.

В XVII столетии земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе монастырской вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

В середине 50-х годов XVII столетия последовал именной указ царя Алексея Михайловича о приписке Зачатиевского Яковлевского монастыря к Ростовскому архиерейскому дому, на что была дана благословенная грамота патриарха Никона. В царском указе прямо обозначена причина присоединения − “для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре, а в Ростове де в соборной церкви был он Ияков епископ, сопрестольник Ростовским чудотворцам”. В кафедральном Успенском соборе при архиерейском доме покоились мощи четырех ростовских святителей: епископов Леонтия, Исайи, Игнатия и архиепископа Феодора. Мощи их сопрестольника, епископа Иакова находились под спудом в соборной церкви Яковлевского монастыря. Именно это обстоятельство и явилось главным обоснованием присоединения этой обители к архиерейскому дому.

К концу XVII столетия Яковлевский монастырь имел следующий облик. Деревянная ограда окружала небольшой по размерам монастырский двор, на котором возвышался каменный пятиглавый Троицкий храм с шатровой колокольней. Около северной стены ограды стояли каменная трапеза и деревянные кельи; за монастырской стеной располагались дворы служителей.

XVIII столетие в истории Зачатиевского Яковлевского монастыря отмечено знаменательными событиями, круто изменившими его последующую судьбу. Они связаны с именем ростовского митрополита Димитрия (1702-1709).

Вопреки церковной традиции, согласно которой местом захоронения епархиального владыки должен служить кафедральный храм, митрополит Димитрий в своем завещании определил местом своего упокоения ударенный от центра города Яковлевский монастырь, назвав храм, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. В 1709 г., в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. 25 ноября тело святителя было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме.

Читайте также:
Севастопольское благочиние: храмы и монастыри, отделы, духовенство, святыни

В 1746 г., 6 июня, из Ростовской духовной консистории в Яковлевский монастырь был прислан указ об учреждении в монастыре общей трапезы, из чего следует, что до тех пор в обители действовал необщежительный устав.

В 1752 г. в Яковлевском монастыре были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского.

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом императрицы Екатерины II он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. Знаменательно, что ставропигиальным Яковлевский монастырь стал одновременно с прославленной обителью Русского Севера − Соловецким монастырем.

26 марта 1765 г. Яковлевский монастырь был причислен к монастырям второго класса, что гарантировало ему стабильное государственное содержание. Сообразно статусу второклассного монастыря, он ежегодно получал от казны около полутора тысяч рублей.

В тот же день, 26 марта, настоятелем монастыря был утвержден архимандрит Павел, переведенный из Новгородского Духова монастыря. С этого времени все последующие настоятели имели сан не ниже архимандрита.

В последней четверти XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь получает новый статус. В 1888 г. он возвращается в епархиальное ведомство и становится резиденцией викарных епископов.

На основании советского декрета “О музейном имуществе” от 10 октября 1918 г. Спасо-Яковлевский монастырь “как первоклассный памятник древнерусского искусства в целом, со всеми находящимися в нем зданиями, представляющими историко-художественное значение, а также и предметами церковной утвари художественно-археологической ценности” поступил в ведение Музейного отдела Наркомпроса. Наблюдение за состоянием памятников Яковлевского монастыря возлагалось на сотрудников Ростовского музея.

В апреле 1920 г. по решению X Ростовского уездного съезда советов в городе было произведено вскрытие мощей святых.

В 1920-е годы Спасо-Яковлевский монастырь, фактически, оставался действующим, хотя и существовал в виде церковно-монастырской общины. В двух монастырских храмах – теплом Яковлевском и холодном Димитриевском, богослужение продолжало совершаться до конца двадцатых годов. Закрытие монастырских храмов в 1929 г. означало окончательное упразднение Спасо-Яковлевского монастыря.

В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. Бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов. За это время территория внутри монастырской ограды и помещения храмов по мере возможности, приводились в порядок. Однако, монастырь недолго оставался музейным филиалом. В 1991 г. он был возвращен православной церкви и вновь стал действующим.

Монастырское богослужение было возобновлено на св. Пасху, 7 апреля 1991 г. В храме св. Димитрия Ростовского служил настоятель Ростовского Успенского собора игумен Сильвестр. Первым наместником Спасо-Яковлевского монастыря стал архимандрит Евстафий, управлявший обителью восемь лет и достигший значительных успехов в ее восстановлении. В настоящее время Преосвященнейший епископ Евстафий возглавляет Читинскую и Забайкальскую епархию.

По монастырскому уставу в Спасо-Яковлевском монастыре ежедневно проводятся богослужения. Круглогодично для служб открыта церковь св. Иакова Ростовского, в теплое время года используется храм св. Димитрия Ростовского.

В настоящее время в составе братии – пятнадцать человек: наместник, четыре иеромонаха, четыре иеродиакона, два монаха и четыре послушника. В мае 2003 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского решением Священного Синода наместником обители назначен иеромонах Серафим. C октября 2009 наместником назначен игумен Савва. Монастырским духовником является ростовский благочинный архимандрит Сильвестр.

С 2003 г. на территории монастыря по благословению владыки Кирилла размещено Духовное училище, в котором обретают знания и воспитываются будущие пастыри Русской Православной Церкви. Архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии, при посещении Яковлевского монастыря в октябре 2003 г. и знакомстве с семинарией, оставил в книге посетителей такую запись: «Духовная школа, нашедшая здесь приют, надеемся, будет укрепляться из года в год, а братия будет этому помогать».

Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее, для организованных паломнических групп проводятся экскурсии. Монастырь располагает возможностью для приема тех, кто хотел бы побывать здесь и помочь своими трудами возрождающейся обители.

Содержание монастыря, поддержание его памятников в должном состоянии, развитие монастырского хозяйства требуют немалых усилий и значительных средств. Возрождению монастыря способствуют каждодневный труд и неустанные молитвы братии.

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Пещерный храм Воскресения Христа был основан епископом Иосифом в подвальном помещении храма св. Иакова. Освящен в 1912 г. на Пасху. В Воскресенском храме было устроено точное по размерам подобие Гроба Господня, придел Ангела, темница Спасителя, а сам храм был расписан на тему Страданий и Воскресения Христа. Также в храме было устроено подобие Вифлеемской пещеры. Все внутреннее убранство храма к настоящему времени утрачено. Но здесь находится погребение основателя монастыря святителя Иакова Ростовского. До закрытия обители в конце 1920-х годов в храме успели послужить некоторое время. Здесь служили в Великую Пятницу чин выноса Плащаницы, а также служили вечером в 1-й день Пасхи.

Построен ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в лето 1686/87 года на месте, где был построен первый деревянный храм основателем обители свт. Иаковом Ростовским. Тогда же и расписан артелью известных ярославских мастеров. Сейчас храм внутри пребывает на реставрации, стоят леса. В день престольного праздника здесь служат молебен святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, также им служат здесь молебен каждый четверг. Молебны служатся у почитаемой фрески святых Иоакима и Анны, являющейся храмовой иконой и находящейся в первом ряду каменного иконостаса XVII в.

Читайте также:
Иркутская епархия: храмы, церкви и монастыри, священники, история

Построен в период 1795 — 1801 гг. Классицизм. Архитекторы А.Ф. Миронов и Г.Е. Дикушин, крепостные графа Шереметева. Большая часть средств на постройку была пожертвована графом Николаем Петровичем Шереметевым. Шереметевы считали свт. Димитрия Ростовского святым покровителем своего рода. Своего единственного сына граф Николай Петрович назвал Димитрием в честь ростовского святителя. В настоящее время в храме проходят все воскресные и праздничные богослужения, а также по вторникам молебны святителю Димитрию Ростовскому, по средам — у Ватопедской иконы Божией Матери.

Строительство начато в 1824 году и велось в основном на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Храм освящен в 1836 г. святителем Филаретом, митрополитом Московским. Стиль классицизм. В настоящее время в храме проходят ежедневные будние богослужения, а также каждый понедельник молебен свт. Иакову Ростовскому у его мощей.

Богослужение в монастыре

Служение

Старый, дореволюционный Спасо-Яковлевский монастырь был известен не только своими святынями. Например, здесь был свой музей, хранивший реликвии, связанные со Свт. Димитрием Ростовским и замечательными личностями обители. Посетить музей мог любой паломник и гость монастыря.

В обители была представительная библиотека, начавшая формироваться во второй половине XVIII столетия, в связи с прославлением Свт. Димитрия. Особую ценность ее составляли, конечно, книги из богатого собрания самого Святителя, с его личными пометами и записями. В монастырскую библиотеку их попало немного, так как основная часть книг Свт. Димитрия по его кончине была увезена в Синодальную библиотеку.

Тем более хранимо и опекаемо было в обители то, что осталось здесь, и было связано с личностью про-славленного Ростовского владыки. Ценные вклады в монастырскую библиотеку делали и просвещенные настоятели обители, завещая сюда по кончине свои книжные собрания.

Свыше полутора веков монастырский музей и библиотека располагались в обширном, светлом помещении под куполом Яковлевского храма. Большое полукруглое витражное окно, занимающее всю северную стену этого помещения, высокий сводчатый потолок, покрытый фресками, массивные старинные шкафы создавали здесь свою, особую атмосферу.

К сожалению, нет теперь монастырского музея, нет той богатой библиотеки, славившейся своим собранием, – все это пострадало в годы гонений: что-то попало в музеи, что-то исчезло навсегда. Тем не менее, когда возникла мысль создать в обители библиотеку для общегородского пользования, место ей было определено сразу – помещение старой монастырской библиотеки под куполом храма Святителя Иакова. Так была возрождена одна из традиций обители.

В настоящее время библиотека монастыря насчитывает порядка 6.000 книг, распределенных по 26-ти тематическим разделам, которые охватывают широкий круг тем, связанный с церковной жизнью, историей, искусством, богословием, беллетристикой. Есть также два дополнительных раздела: это книги по сельскому хозяйству и сельскохозяйственной технике. Церковная периодика представлена такими популярными журналами как: «Фома» (для сомневающихся), «Нескучный сад» (о православной жизни и делах милосердия), «Славянка» (для женщин), «Наследник» (для молодежи). Ознакомиться с церковными событиями, происходящими в нашей области, можно в «Ярославских епархиальных ведомостях». К тому же, в этой газете постоянно печатаются содержательные очерки по истории нашего края. Кроме книг в библиотеке имеется несколько сотен наименований видео и аудиодисков. Среди этих последних есть аудиокниги и проповеди известных священников нашего времени, пользующиеся большой популярностью.

Не все книги могут быть выданы на руки. Для этого в помещении библиотеки устроены места для чтения, к которому так располагает тишина монастырских стен. К тому же здесь оборудован видеоцентр, где на большом эк-ране можно просмотреть любой из фильмов, представленных в видеотеке. Организованные просмотры планируется проводить регулярно каждое воскресенье и в большие праздники по окончании литургии. Видеоцентр был оборудован по просьбе пожилых прихожан обители, большая часть из которых не имеет возможности смотреть дома фильмы на современных электронных носителях.

Услугами монастырской библиотеки сейчас пользуются свыше 500 человек, но мы ждем новых читателей, тех, кто хотел бы открыть для себя мир Православия во всем его многообразии

Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь

Мiръ Россия Ярославская область Ростов Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь

Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь был основан в 1389 г. святителем Иаковом, Ростовским епископом. Обитель расположена на юго-западной стороне города, на берегу озера Неро, вдоль которого раскинулся весь Ростов.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Храмы
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой.

Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.

Основан свт. Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Свт. Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г.

Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря.

Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Во второй половине XVIII в. эти два монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был присоединен к Яковлевскому.

Читайте также:
Московская епархия: духовенство, указы, храмы и монастыри, приходы

В начале XVII в. Яковлевский монастырь наделяется землей: в 1624 г. царь Михаил Федорович жалует игумена Павла с братией вотчинами в Порецком стане Ростовского уезда и рыбной ловлей на реке Вексе. На протяжении XVII столетия земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе его вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

Долгие годы как ценная памятная реликвия в обители сохранялся небольшой четырехпудовый колокол, называемый «Царским», который был пожалован царем Алексеем Михайловичем в 1652 г., в память о кончине московского патриарха Иосифа.

Значительный перелом в истории обители последовал в середине 50-х годов XVII столетия, когда по воле ростовского митрополита Ионы она была приписана к архиерейскому дому. Митрополит Иона Сысоевич, возглавлявший Ростовскую епархию в 1652-1690 гг. — известный церковный деятель, видный иерарх, создатель каменного ансамбля Ростовского архиерейского дома.

Для Яковлевского монастыря получение статуса приписного имело огромное значение, поскольку без всякого преувеличения это сохранило его жизнь. В то время небольшой, небогатый и неизвестный Яковлевский монастырь едва сводил концы с концами. Присоединение к архиерейскому дому обеспечило ему материальную поддержку, поскольку все приписные монастыри содержались за счет владычной кафедры.

В 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. При гробе святителя начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию.

Императрица Елизавета Петровна пожертвовала обители серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в монастырь. На торжествах положения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку, проходивших в Ростове в мае 1763 г., присутствовала императрица Екатерина II.

Канонизация свт. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила ему жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 г., при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия. Поначалу он был утвержден заштатным, то есть, оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, до марта следующего года.

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода.

Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм.

В конце XVIII столетия был построен новый монастырский собор — огромный и величественный храм свт. Димитрия Ростовского, а в 30-х годах XIX в. — церковь свт. Иакова Ростовского.

С середины XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы можем видеть его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды, над святыми вратами, — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной, на котором возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные.

В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года.

4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева.

С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище. 1 августа 2004 г. в Спасо-Яковлевском монастыре открылся первый в области Православный миссионерский центр. Также при обители действует Православный медицинский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.

Изюминка Ростова Великого: Спасо-Яковлевский монастырь

За время короткой самостоятельной поездки в Ростов Великий нам удалось посмотреть ряд достопримечательностей, среди которых был и Спасо-Яковлевский монастырь. Посещение этого место нам заполнилось особо, ведь прямо на месте мы договорились с гидом об экскурсии по монастырю. Вместе с экскурсоводом мы поднимались на смотровую площадку, спускались в подземную церковь, а затем снова поднимались под самый купол собора.

Спасо-Яковлевский монастырь — это одна из центральных достопримечательностей Ростова Великого. Это необыкновенно красивый монастырь, который выделяется среди ряда других своей удивительной архитектурой и интересной историей.

В Ростове великом мы остановились в гостинице Царевна-Лягушка (о которой я писала вот тут). Чтобы за день охватить максимальное количество достопримечательностей, я набросала маршрут по центру города. Спасо-Яковлевский монастырь был одним из первых пунктов программы. По задумке, его мы должны были посетить до Кремля.

От нашей гостиницы мы побрели туда по центральной улице, мимо восстановленных купеческих усадеб.

Спасо-Яковлевский монастырь находится в отдалении от центра, на берегу озера Неро. День выдался солнечный, поэтому гулять по монастырю было одно удовольствие. Оказавшись на территории монастыря, мы заглянули в сторожку и обнаружили там экскурсионное бюро. Гид был свободен, он и взялся за задачу познакомить нас с историей монастыря.

Читайте также:
Рафаил Карелин: биография отца, проповеди и книги, путь

Основана обитель в 1389 году рядом со Спасо-Песоцким женским монастырем. Сегодня от этого монастыря остался один храм, а на его территории расположен монастырский хозяйственный двор.

Родоначальником Спасо-Яковлевского монастыря стал Ростовский митрополит Иаков (Яков), который спас приговоренную к смерти женщину, посчитав, что раскаяние важнее кары. Но жители города и князь так не считали, поэтому митрополита, который следовал заповедям Христа, изгнали. По преданию преподобный Иаков, расстелил плащ на воде, встал на него как на плот, и уплыл. Недалеко от города, на берегу озера около Песоцкого монастыря, он поставил келейку, срубил Зачатьевский Храм и стал жить. Естественно жить ведь в Песоцком женском монастыре он не мог. А вот горожане, увидев это чудо, прозрели и многие начали приходить, что бы взять благословение у преподобного. Некоторые оставались, возводили келейки по соседству, и становились монахами. Так вырос Спасо-Яковленский монастырь.

Долгое время две обители существовали бок о бок. Интересно, что Песоцкий монастырь был более богатым, и помогал «младшему» собрату. Очень часто обители подвергались разорению во время татаро-монгольских набегов и польско-литовской интервенции, а затем отстраивались заново.
В середине XVII столетия, когда монастырь приписали к Ростовскому архиерейству и начали возводить уже каменные постройки. Первой такой постройкой стал Троицкий Храм, который поставили на месте старого Зачатьевского. Правда через сто лет Троицкая церковь снова стала Собором Зачатия Святой Анны.

В 1709 году в монастыре похоронили Дмитрия Ростовского, и это стало для монастыря поворотным моментом. Об этом легендарном человеке стоит рассказать отдельно.
Это был одни из образованнейших людей своего времени. Он свободно владел несколькими языками и был очень хорошим проповедником. Но, главное дело его жизни стало написание и перевод церковных книг. За свою жизнь он написал более пятидесяти томов проповедей, жизнеописаний и сделал несколько сотен переводов. А его «Житие Святых» до сих пор является одной из самых популярных книг православной церкви.
Через сорок лет мощи Дмитрия Ростовского признали святыми, а самого преподобного канонизировали. Этот факт спас монастырь от упразднения. Ведь именно в это время вышел Екатериненский указ, который упразднил и даже разорил многие монастыри. Не обошла эта участь Спасо-Песоцкий монастырь, его упразднили, а территорию отдали для нужд Яковлевского монастыря. Все бывшие монастырские постройки разобрали, и до наших дней дошел лишь Спасо-Преображенский храм, который стоит немного в стороне.
А вот Яковлевский монастырь удостоился чести стать ставропигиальным. То есть он вышел из подчинения архиерейства, и вошел в Синод. Стоит отметить, что такого положения удостаивались далеко не все монастыри, и что примечательно, Яковлевский получил такое звание одновременно с прославленной Соловецкой обителью.

Рубеж XVIII-XIX веков стал для обители началом расцвета. Все деревянные постройки заменились каменными, территория монастыря расширилась, приобрела форму квадрата и была обнесена стеной. Монастырь слал очень известным и пользовался покровительством известных семей. Интересно, что в XIX обитель посетили все представители царской фамилии. Особое покровительство монастырю оказывал граф Н.В. Шереметьев. Он жертвовал много средств на обустройство обители и даже инициировал постройку Димитриевского собора, который сегодня является визитной карточкой монастыря.
ХХ столетие оборвало стремительный взлет монастыря, вышедшим декретом, который упразднял все монастыри, а их имущество национализировалось. Но стоит отметить, обители очень повезло — большевики не разрушили ни красивые храмы, ни кельи. Во время Советской власти здесь располагались военные склады, и лишь в 1996 году здесь восстановилась монастырская жизнь.

Архитектура монастыря

Интересно, что все монастырские постройки как будто разделены на две половины. С одной стороны весь храмовый комплекс, а с другой кельи и административные постройки, а посредине святой источник.
Наиболее старый — собор Зачатия Святой Анны, туда мы и отправились вместе с гидом.. Построен он здесь еще в 17 веке. Это первая каменная постройка монастыря. Храм пятиглавый: центральный купол золотой, а остальные четыре синие с позолоченными звездами. Синий цвет в христианстве символизирует Богородицу, и поэтому все храмы и монастыри, посвященные ей, имеют синие купола.

Гид специально для нас открыл церковь.. которая находится под землей. Это помещение закрыто для верующих из-за необходимости поддержания нужного уровня влажности.

Внутри стены собора расписаны фресками, которые прекрасно сохранились и до сегодня. Потрясающая атмосфера! Очень необычно оформлена часть под куполом – такие арки можно увидеть только в этом соборе.

Совсем вплотную к Затачьевскому пристроена Яковлевская церковь. Она несколько раз перестраивалась, и то, что мы видим сегодня, это уже результат работы мастеров середины XIX века. Храм построен в стиле классицизма, украшен колоннами с изысканными розетками и ступенчатыми портиками. Отличить где заканчивается Зачатьевский храм и начинается Яковлевский очень просто: сини купола сменяются зелеными.

В этом храме хранятся главные реликвии монастыря. Это мощи Авраамия — основателя одного из самых старейших монастырей России Авраамиевского, который находится здесь же в Великов Ростове. Также здесь находится гробница преподобного Иакова Ростовского, основателя обители.

Здесь же хранятся и мощи Димитрия Ростовского, которого по завещанию похоронили, а затем канонизировали именно в Яковлевском монастыре. Неподалеку от раки с мощами расположена Чудотворная Икона Божией Матери Ватопедской. Эта икона была келейным образом Димитрия Ростовского, и осталась здесь после его смерти. Меценаты города пожертвовали для образа богатый оклад и даже резной алтарь, где она хранилась.

Второе название этой иконы «Утеха». На ней изображена Богоматерь, с добрым, милостивым взглядом. А у нее на руках, сидит младенец с грозным видом, который пытается закрыть Матери уста. О том, почему образ именно такой существует легенда:
На Ватопедский монастырь неподалеку от Афона, где хранится оригинал иконы, однажды напали разбойники, но Богородица заступилась и не дала произойти бойне. На следующий день Богородица с иконы сказала настоятелю: «Двери не отворяйте, а выйдите на стены и разгоните разбойников». Младенец рассердился и попытался закрыть матери уста рукой, но она ласково отодвинула его руку и повторила эти слова еще два раза. С тех пор Ватопедская Икона именно такая: грозный младенец, который напоминает о Страшном Суде и Богоматерь, которая утешает своим заступничеством.

Читайте также:
Казанский монастырь в Ярославле: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Кстати, здесь нам повезло – наш гид повел нас по потайной лестнице на самый верх собора!

Но идем дальше. Неподалеку от Яковлевского храма воздвигнут Димитриевский собор. Этот собор привлекает своим вниманием и является доминантой всего архитектурного комплекса. Действительно где бы вы ни находились на подворье, этот великолепный храм притягивает к себе взгляд. Идея постройки этого рама возникла сразу после смерти преподобного Димитрия Ростовского. Деньги пожертвовал граф Шереметьев, он же и прислал зодчих. Храм получился очень светлый и величественный. В стилевом решении он напоминает Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, хотя был построен на несколько лет раньше.

Стиль храма смешанный: барокко, классицизм и ампир. Сооружение притягивает взгляд роскошным фасадом, крашенным колоннадой, резными портиками в древнегреческом стиле и украшенными балюстрадами. В нишах можно увидеть статуи архангелов и святых, а на стенах барельефы из «Жития Святых» что не свойственно православным храмам, и является изюминкой этого монастыря.

Скульптуры в нишах

Колокольня монастыря встроена в стену и в сравнении с соборами выглядит скромно, да и по высоте она не слишком высокая.

Как я уже говорила, посредине монастыря устроена небольшая часовенка над святым источником, который известен местным издавна.
Со всех сторон монастырь окружен белокаменными стенами с галереями, а по углам невысокие башенки.

На юг западной обустроена смотровая площадка с которой открывается великолепный вид на озеро Неро и, конечно, на монастырь. И, опять же, можно полюбоваться великолепным Димитриевским собором, но уж с другого ракурса.

От смотровой площадке можно пройти небольшой участок стены.

Вся территория обители ухожена. Видно, что ее реставрируют: разбиты клумбы, засеяны газоны, дорожки выложены плиткой, в общем, двор очень красивый, под стать храмам.

Дом настоятеля и монастырские кельи находятся немного в стороне, также побелены и гармонично вписываются в комплекс.
Время летит здесь не заметно, да и что такое время, в сравнении с этими старинными храмами, древними реликвиями и вечными ценностями, которые несет в мир Спасо-Яковлевский монастырь.

МОНАСТЫРЬ СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ ДИМИТРИЕВ
в Ростове

На западной окраине Ростова, на выступающем в озеро Неро мысу, стоит Яковлевский монастырь. Он играет особенно важную роль в панораме города, первым встречая подъезжающих от Москвы.

Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь образовался из двух монастырей: Спасского и Яковлевского.

Спасский или Княгинин монастырь был основан в XIII веке княгиней Марией, вдовой ростовского князя Василька Константиновича, убитого татарами в битве на Сити ( 1238 г.). Княгиня Мария провела последние дни в монастыре и там же похоронена в 1271 году. От древнего монастыря сохранилась лишь церковь Спаса на Песках, построенная в камне в 1603 году, во второй половине XVII века храм был сильно перестроен. По указу Екатерины II в 1764 году Спасский монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, после чего образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь.

Яковлевский монастырь основан в конце XIV века Ростовским епископом Иаковом. В 1686 году по повелению Ионы Сысоевича построили первую каменную Троицкую соборную церковь, в 1754 переименованную во имя Зачатия св. Анны. В ней под спудом находятся мощи основателя монастыря. Пятиглавая, квадратная в плане она не отличается особой изысканностью, однако славится интерьер храма.

Возвышение Яковлевского монастыря связано с захоронением в нем в 1709 году Димитрия Ростовского. После причисления его к лику святых в монастырь стали поступать большие вклады, приезжать именитые паломники. В 1725 году к Зачатьевской церкви вплотную пристроили Яковлевскую церковь, заново перестроенную в 1824. Во второй половине XVIII века вокруг монастыря соорудили каменную ограду с четырьмя башнями, двумя воротами, колокольней и двухэтажными зданиями келий в северо-западном углу территории. В первой половине XIX века ворота и восьмигранные башни ограды были перестроены в формах псевдоготики губернским архитектором П. Я. Паньковым, а в 1836 году Зачатьевская и Яковлевская церкви были объединены широкой трапезной, пристроенной с запада.

В XIX веке Спасо-Яковлевский мужской монастырь относился к числу богатых первоклассных монастырей. Территория монастыря прямоугольной, близкой к квадрату в плане, формы ( площадью 1,7 гектаров) обнесена со всех сторон высокой каменной стеной. К южной стене вплотную подступают воды озера Неро. Планировочная структура ансамбля достаточно проста и строга, хорошо сохранились все архитектурные памятники.

От северных ворот ( главный вход) к южным через всю территорию монастыря проходит прямая дорога, деля территорию на две части: западную ( меньшую) и восточную. Эта главная дорога, являющаяся центральной композиционной осью ансамбля, возможно, была аллеей, о чем свидетельствует сохранившийся фрагмент двухсторонней липовой обсадки. Восточная часть монастыря условно разделена на два симметричных участка: южный с Зачатьевской и Яковлевской церквями и северный с Димитриевской церковью. Западная часть монастыря представляет собой внутренний двор перед кельями, Настоятельским корпусом, церковно-приходской школой и странно-приимным домом. На территории монастыря до начала 90-х годов ХХ века сохранялись столетние липы.

Самой грандиозной постройкой Спасо-Яковлевского монастыря и одним из наиболее значительных памятников Ростова является Дмитриевская церковь, возведенная в стиле классицизма в 1794—1802 гг. на средства графа .

На территории Яковлевского монастыря похоронен известный краевед А. А. Титов.

В 1918 г. монастырская территория потеряла свою неприкосновенность. Жилые и хозяйственные строения монастыря были национализированы и перешли в ведение Ростовского совета депутатов. В 1919 г. часть комнат монастырских келейных корпусов заняли « пролетарские квартиры». В монастырской гостинице разместился « советский лазарет», а в соседнем монастырском флигеле проживали лазаретные служащие и беженцы.

Монастырские помещения были приспособлены и для других « общеполезных учреждений». Сохранились свидетельства, что в начале 1920-х годов на территории Спасо-Яковлевского монастыря тюрьма, концлагерь и колония. Так, в 1920 г. настоятель, епископ Иосиф в одном из своих писем отметил, что в его монастыре размещены дезертиры — «милая компания, водворенная на столь неподобающем месте». По данным местной печати, в 1921 г. в Яковлевском монастыре был устроен « концентрационный лагерь для отбывания наказания преступниками, … буржуями», а в 1923 г. — «колония малолетних преступников».

Читайте также:
Серафим Роуз: биография отца, книги и цитаты, труды

Монастырь лишился основных источников дохода. Огромный монастырский капитал был национализирован. Пожертвования сократились до размеров подаяния.

На основании советского декрета « О музейном имуществе» от 10 октября 1918 г. Спасо-Яковлевский монастырь « как первоклассный памятник древнерусского искусства в целом, со всеми находящимися в нем зданиями, представляющими историко-художественное значение, а также и предметами церковной утвари художественно-археологической ценности» поступил в ведение Музейного отдела Наркомпроса. Наблюдение за состоянием памятников Яковлевского монастыря возлагалось на сотрудников Ростовского музея.

В апреле 1920 г. по решению X Ростовского уездного съезда советов в городе было произведено вскрытие мощей святых. Акция, приуроченная к пятидесятилетнему юбилею вождя пролетарской революции, проводилась по инициативе местных органов власти, вопреки желания верующих жителей города и уезда. Духовенство Яковлевского монастыря и Успенского собора выразили свой протест, организовав большой крестный ход из собора в монастырь. Однако, несмотря на это 26 апреля 1920 г. в Спасо-Яковлевском монастыре мощи св. Димитрия были вскрыты и освидетельствованы особой комиссией, в присутствии монастырской братии и при большом стечении народа.

26 апреля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей, согласно которому местным органам власти предписывалось в кратчайший срок изъять из храмов и монастырей предметы, имеющие материальную ценность и сдать их в органы Народного комиссариата финансов. Спасо-Яковлевский монастырь был богатейшим в Ростове, поэтому не удивительно, что в общей массе ценностей, изъятых в Ростове и уезде, на его долю пришлось около 30% серебра, 80% золота и не менее половины драгоценных камней. В целом же, в 1922 г. монастырь потерял 888 кг серебра и 2 кг золота.

В 1920-е годы Спасо-Яковлевский монастырь, фактически, оставался действующим, хотя и существовал в виде церковно-монастырской общины. В двух монастырских храмах — теплом Яковлевском и холодном Димитриевском, богослужение продолжало совершаться до конца двадцатых годов. Закрытие монастырских храмов в 1929 г. означало окончательное упразднение Спасо-Яковлевского монастыря.

Между тем, и здесь Яковлевскому монастырю повезло, поскольку его архитектурный ансамбль практически полностью уцелел. Были сохранены все храмы и жилые постройки, часть хозяйственных сооружений и ограда. По всей видимости, этому отчасти способствовало использование массивных монастырских церквей в качестве военных и торговых складов, и приспособление келейных корпусов — двухэтажных, каменных и удобных — под жилье для горожан.

В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. Бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов. За это время территория внутри монастырской ограды и помещения храмов по мере возможности, приводились в порядок. Однако монастырь недолго оставался музейным филиалом. В 1991 г. он был возвращен православной церкви и стал первой возрожденной обителью Ростова.

Монастырское богослужение было возобновлено на св. Пасху, 7 апреля 1991 г. В соборе Святителя Димитрия Ростовского Пасхальную службу совершил настоятель Ростовского Успенского собора игумен Сильвестр. Символично, что в том году Воскресение Христово совпало с Благовещением, так возрождение обители было ознаменовано слиянием двух великих праздников.

Со времени своего возобновления Спасо-Яковлевская обитель была удостоена особого статуса — ее священноархимандритами являлись ярославские владыки:

Наместники монастыря:
игумен Евстафий ( 1991−2000)
иеромонах Димитрий ( 2000−2003)
игумен Серафим ( 2003−2009)
игумен Савва ( 2009−2011)
С 2011 года наместником монастыря является игумен Августин ( Неводничек)

Первым наместником Спасо-Яковлевского монастыря был архимандрит Евстафий, управлявший обителью восемь лет и достигший значительных успехов в ее восстановлении. В настоящее время Преосвященнейший епископ Евстафий возглавляет Читинскую и Забайкальскую епархию.

С начала 1990-х годов в Спасо-Яковлевском монастыре широко развернулись строительные работы и обустройство монастырского хозяйства: была построена котельная, проложены теплотрасса и водопровод. В течение нескольких лет осуществлялось расселение жителей, занимавших квартиры в келейных корпусах. Со временем монастырь вернул себе все жилые площади, произвел перепланировку и ремонт помещений.

В июне 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. Крестным ходом они были перенесены в монастырь. Мощи прославленного Чудотворца были возвращены на то место, где им было завещано храниться, а Яковлевский монастырь вновь обрел свою величайшую святыню.

13 мая 1993 г. Спасо-Яковлевский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 2009 году монастырь торжественно отметил 300-летие кончины Святителя Димитрия. 4 октября 2009 года, в день памяти ростовского святителя, обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил праздничную Божественную литургию в Дмитриевском соборе.

По монастырскому уставу в Спасо-Яковлевском монастыре ежедневно проводятся богослужения. Для служб открыты собор Святителя Димитрия Ростовского и храм Святителя Иакова Ростовского.

В последние годы Спасо-Яковлевский монастырь большое внимание уделяет научно-исследовательской и издательской деятельности. Монастырь организовал и успешно провел пять Международных научных конференций, регулярно издает книги — о Ростове, монастыре, святителе Димитрии. Обитель имеет собственную библиотеку, ризничную, иконописную мастерскую. С июля 2010 года, благодаря содействию Московского Благотворительного фонда поддержки одаренных детей и молодежи имени святителя Димитрия Ростовского, при монастыре действует Школа искусств и музыки имени Святителя Димитрия Ростовского.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: