Храм Всемилостивого Спаса: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Церковь во имя Спаса Всемилостивого на Полтавской в Нижнем Новгороде

В Нижнем Новгороде, знаменитом своей православной историей и религиозным наследием, сохранено большое количество святых памятников. Храм Всемилостивого Спаса является одним из таких построек, его часто называю процветающим центром местного христианства.

Собор заложили в честь спасения императорской семьи Александра III при сходе поезда с рельсов. Чудо связывали с тем, что государь имел при себе древний образ Нерукотворного Спаса.


Церковь во имя Всемилостивейшего Спаса в Нижнем Новгороде

История церкви

Причиной появления храма стало чудесное спасение членов царской семьи, которое произошло в 1888 году во время крушения императорского поезда.

Железнодорожная авария случилась 17 октября, когда Александр III и его близкие возвращались из Крыма в Санкт-Петербург. На всем ходу, при скорости около 68 км/час произошел сход 10 вагонов состава, и только 5 вагонов остались целыми. Всего при ужасном крушении погиб 21 человек, и многие были ранены.

Вагон, в котором ехала императорская семья, был полностью разрушен, но сам царь, его близкие и сопровождавшие их лица не пострадали. Многими в России это было расценено как чудо и Божье провидение. Поэтому возле места аварии – возле станции Борки неподалеку от Харькова, а также в разных других уголках страны стали строить храмы в благодарность о спасении государя.

Известно, что при себе у Александра III был список с иконы Нерукотворного Спаса, сделанный со старинного чудотворного образа, находящегося в Вологде. Поэтому в городе по инициативе нижегородской Думы решено было выстроить церковь, посвященную Всемилостивому Спасу.

Для того, чтобы этот храм появился, необходимы были средства. И для сбора пожертвований в городе создали строительную комиссию. По традиции, основными ктиторами новой церкви стали богатые купцы и промышленники – хлебопромышленник и финансист Николай Александрович Бугров; владелец нижегородских мельниц, элеваторов и пароходов Николай Емельянович Башкиров; а также купцы и благотворители Аристарх Андреевич Блинов, Алексей Максимович Губин и Василий Алексеевич Соболев.

Вид на церковную колокольню и главный вход в храм

В 1897 году, когда основная часть средств была собрана, строительная комиссия провела конкурс проектов, в котором участвовали члены Императорского общества архитекторов Санкт-Петербурга. Из 18 представленных работ нижегородцам наиболее понравился проект, подготовленный известным архитектором и академиком Александром Мстиславовичем Кочетовым. Он имел большой опыт, и, кроме Нижнего Новгорода, строил здания в Костроме, Минеральных Водах и Севастополе. На рубеже XIX и XX веков было модным возводить новые храмы в псевдорусском стиле, используя архитектурные приемы допетровского зодчества. Поэтому в качестве образца для будущей церкви Кочетов выбрал Храм Живоначальной Троицы в московской усадьбе Шереметьевых – Останкино, построенный в 70-80-е годы XVIII века.

Нижегородскую церковь заложили в 1899 году, выбрав для ее строительства место неподалеку от городского острога – на пересечении улиц Острожной и Спасской.

На рубеже XIX и XX века – это была вновь заселяемая окраина Нижнего Новгорода, где собственного приходского храма тогда еще не было.

Закладка храмов в России всегда проходила торжественно и была похожа на большие праздники. Первые камни в фундамент будущей Спасской церкви положили епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир, губернатор и городской глава Нижнего Новгорода, члены строительной комиссии, собиравшие деньги на храм, а также члены городской Думы.

Стройка продлилась до осени 1903 году и проходила под техническим надзором академика архитектуры Владимира Петровича Цейдлера.

Наконец, на храмовую колокольню подняли все колокола, на куполах установили золоченые кресты, и храм освятили.

Вид на церковь с улицы Белинского

Он получился достаточно просторным и вмещал 1700 прихожан. В описи имущества храма, сделанной до революции 1917 года, отмечается, что в Спасской церкви было 8 колоколов, и самый большой из них имел вес более 2,5 тонн. 7 колоколов отлили для этой церкви ярославские мастера, а один колокол пожертвовал неизвестный нижегородец.

В 1912 году церковь расписали мастера во главе с нижегородским художником и фотографом Андреем Осиповичем Карелиным.

Они выполнили настенные фрески, взяв в качестве образца работы известных русских живописцев в Храме Христа Спасителя и Владимирском соборе в Киеве. А орнаментальную роспись сделали в неовизантийском стиле, используя эскизные рисунки А. М. Кочетова.

После прихода советской власти Спасский храм какое-то время оставался действующим. В начале 1920-х годов в нем даже разместили архиерейскую кафедру, возглавлял которую в то время митрополит Сергий (Старогородский). Потом антирелигиозные настроения в государстве усилились, и 1930 году церковь попытались закрыть. Городские власти приняли такое решение после коллективного обращения граждан с просьбой приостановить работу храма. Но членам приходского совета и настоятелю храма протоиерею о. Николаю (Боголюбову) удалось оспорить это постановление городских властей у руководства Всесоюзного центрального исполнительного комитета в Москве.

Читайте также:
Покровский мужской монастырь в Харькове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Правда, нижегородские власти «отвоевали» часть подвального помещения Спасской церкви и стали использовать его для склада городского общества «Красного Креста». Там же, в подвале жили члены семей церковного клира – настоятель храма, его жена и их дети. Однако, в ноябре 1937 года храм закрыли, а трех его священников арестовали.

Вид на северо-восточный фасад церкви

В последующие годы нижегородские власти разработали план, как переделать церковные помещения под городские нужды. Поначалу они хотели снести купола и шатер на колокольне. Но по ряду случайностей этого не произошло, и переделке подверглись только храмовые интерьеры, которые приспособили под архивохранилище. Это произошло перед Великой Отечественной войной. Во время войны на колокольне размещалась одна из точек городской противовоздушной обороны, и здесь стояла зенитная установка. Старожилы помнят, что во время бомбежек, взрывы происходили в непосредственной близости от храма, но сам он ни разу не пострадал.

В 1947 году, когда отношение государства в Церкви стало более лояльным, группа жителей тогдашнего Ждановского района города обратилась с просьбой открыт храм. Но нижегородский горисполком отказал им, и до середины 1960-х годов внутри церкви продолжали хранить архивы.

Верующие получили возможность возвратиться в храм в 1991 году. Спасскую церковь освятили повторно и провели здесь первое богослужение. В последние годы здесь прошли масштабные восстановительные работы.

Годы лихолетья


Во времена лихолетья храм Всемилостивейшего Спаса действовал до конца тридцатых годов. Несколько раз поднимался вопрос о его полной ликвидации.
Трудами, молитвами настоятеля храма Николая Боголюбова и прихожан власти изменили решение и сделали в здании склад для нужд Красного Креста. Службы церкви велись вплоть до ареста всех священнослужителей.

Некоторые из них жили прямо в храме с семьям, в его подвальных помещениях. Сразу после революции Спасская обитель на Полтавке в Нижнем была архиерейской кафедрой, которой руководил будущий Патриарх митрополит Сергий (Старогородский).

Два года он числился клириком этой обители. После арестов служителей, храм на Полтавской опустел на долгие десятилетия безверия и безбожья. Здание передали в пользование архивному управлению с целью применения как архивохранилище. Кровлю и все купола здания должны были разобрать. Но этим богоборческим планам не дано было воплотиться в жизнь.

Интересно!Молитва Символ Веры: полный текст на русском языке


Вторая мировая война также оставила свои шрамы на фасадной части здания во имя Всемилостивейшего Спаса. Нижний Новгород подвергался бомбёжкам.
Церковь на Полтавке расположена в центре города, на ней можно увидеть следы фашистских авианалётов. 13 ноября 1941 года бомбы ложились так близко, что здание могло разрушиться, но по милости Божьей церковь устояла.

В послевоенные годы из помещения Спасского обители хотели сделать концертный зал. Усилиями филармонии им. М. Глинки проводились восстановительные работы по кровле и реставрации куполов, были установлены кресты. Но и филармонии не удалось изменить историческое назначение Спасской церкви.

Важно!Значение слова лихоимство и что это за грех в православии

В 1991 году горсовет передал в юрисдикцию Нижегородской епархии многострадальную церковь на Полтавской. Нижегородский епископ Николай провёл чин освящения расцветающей божьей обители во имя Всемилостивейшего Спаса.

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Спасская церковь, благодаря участию в ее проектировании и строительстве нескольких талантливых архитекторов, получилась очень гармоничной и красивой. Она остается удачным образцом стилизации в традициях московского храмового зодчества XVIII века.

Краснокирпичная церковь имеет пять глав и ярусную шатровую колокольню. Она богато декорирована по фасадам высококачественной фигурной кладкой из кирпича в стиле русского узорочья. Отдельные элементы декора, имитирующие белый известняк, выполнены при помощи штукатурки. Внутри церкви установлен новый резной иконостас, и полностью обустроен главный алтарь храма.

Современное состояние церкви и режим посещения

Православный храм – действующий и открыт для всех желающих. Богослужения проходят здесь ежедневно. В церкви освящено три придела, а престольные праздники отмечают 22 мая, 29 августа, 18 октября и 19 декабря.

Особо чтимыми храмовыми святынями являются чудотворная икона святой Параскевы Пятницы, а также иконы Богоматери «Знамения» и Всемилостивого Спаса. Кроме того, в этой церкви хранится православный крест, привезенный из Иерусалима и частицы мощей христианских святых.

С 1997 года при Спасском храме для детей прихожан работает воскресная школа, а также открыт православный лекторий для взрослых прихожан по программам «Литургика» и «Евангельские чтения».

В наше время

Со времени возрождения храма в 1991 г. его настоятелем является протоиерей Игорь Пономарев (в настоящее время секретарь Нижегородской епархии). Также в 1990-х и 2000-х гг. в клире состояли иерей Михаил Гущо, иерей Владимир Абрамов, иерей Евгений Гусев (скончался в 2007 г.), иерей Сергий Кутлаков, диакон Владимир Шашков, диакон Димитрий Юсов, митрофорный протоиерей Константин Минюхин, прот. Анатолий Мешков и др.

Читайте также:
Вознесенский собор в Новосибирске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Детская воскресная школа была возрождена в 1997 г. По субботам действует образовательный лекторий для взрослых.

Как добраться

Спасскую церковь часто называют храмом на Полтавке. Она находится в Нижегородском районе города, в доме 177А по улице Горького (на углу Горького и Трудовой). Подъехать сюда можно на трамваях, автобусах и маршрутных такси (остановки «Полтавская улица», «Улица Белинского» и «ТД Шоколад»). Или же пройти пешком от станции метро «Горьковская» (1,9 км).

Храм во имя Всемилостивейшего Спаса

Престол

  • главный — в честь Всемилостивейшего Спаса (29 августа – день Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа);
  • правый придел — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (22 мая, 19 декабря);
  • левый придел — в честь святителей Московских и чудотворцев Петра, Алексия и Ионы (18 октября).

Святыни

  • чудотворная икона мученицы Параскевы Пятницы, икона Всемилостивейшего Спаса, икона Божией Матери «Знамение»;
  • частицы мощей преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, преподобных Алексея и Германа Зосимовских, преподобного Зосимы Владимирского, Варлаама чудотворца, святителя Алексия Московского, праведного Феодора Санаксарского, праведного Алексия Бортсурманского;
  • икона святых Маркиана и Мартирия.

История

Архитектор – Александр Мстиславович Кочетов.

Храм освящен в 1903 году, повторно — в 1992 году, чином Великого освящения — в 2003 году.

Церковь в честь Всемилостивейшего Спаса была построена в честь спасения семьи императора Александра III при крушении поезда в 1888 году. Спасский храм в Нижнем Новгороде был заложен спустя девять лет после произошедшей железнодорожной катастрофы уже не только в память о чудесном спасении царской семьи, но и для «увековечения памяти Царя-миротворца, в Бозе почившего Александра III», скончавшегося 20 октября 1894 года.

Дополнительным основанием к строительству храма именно во имя Нерукотворного образа Спасителя служило то обстоятельство, что во время крушения поезда государь Александр Александрович имел при себе копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса.

Практически сразу после крушения поезда по указу Правительствующего Синода был составлен и издан специальный молебен в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного.

Нижегородское купечество решило возвести храм в честь Спасителя близ городского острога. В 1888 году был открыт сбор средств на строительство. В комиссию по сбору средств вошли самые состоятельные финансисты-промышленники: Н. А. Бугров, Н. Е. Башкиров, А. А. Блинов, А. М. Губин, В. А. Соболев и другие.

В 1897 году был создан строительный комитет, который возглавил Я. Е. Башкиров. В следующем году среди членов Императорского санкт-петербургского общества архитекторов был объявлен конкурс на разработку проекта храма для Нижнего Новгорода. В нем приняли участие 18 наиболее признанных в стране зодчих. Первой премии удостоился проект архитектора А. М. Кочетова.

Александр Мстиславович Кочетов (1861–1912) незадолго перед тем получил звание академика, активно участвовал в конкурсных проектах для Севастополя, Минеральных вод Кавказа, строил в Петербурге. Планировалось, что Спасская церковь в Нижнем Новгороде будет построена в древнерусских традициях XVII века по типу храма Животворящей Троицы в Останкино.

Контроль за строительством храма вел академик архитектуры В. П. Цейдлер. 26 августа 1903 года на колокольню был поднят последний Большой колокол, а 12 октября того же года епископ Назарий (1901–1910) освятил церковь.

Росписи храма частично воспроизводят росписи Храма Христа Спасителя в Москве и Владимирского собора в Киеве. Они были выполнены по картонам художников Семирадского, Нестерова, Васнецова и др.

После революции Спасский храм остался одним из немногих действующих приходов нагорной части города.

Некоторое время с начала 20-х годов здесь располагалась архиерейская кафедра, возглавляемая тогда митрополитом Сергием (Страгородским) (1924–1934). С 1924 по 1926 год владыка числился в клире Спасского храма.

Храм был закрыт в 1937 году, в помещении церкви находились складские помещения швейного предприятия «Весна». В 1991 году он был возвращен верующим, а в 1992 состоялось повторное освящение церкви. Полным архиерейским чином храм был освящен в 2003 году.

Верхотурский Свято–Николаевский монастырь

Верхотурье веками считался крупнейшим духовным центром Урала и Сибири. Сюда со всей России, как и прежде, направляются православные паломники помолиться святым иконам и мощам. С каждым годом город начинают посещать все большее количество туристов, которые едут в храмы и монастыри самостоятельно или в составе экскурсионных групп.

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь является одним из самых значимых религиозных и культурных объектов города. Как правило, именно с него начинаются все тематические экскурсии. Расписание повседневных богослужений можно найти на официальном сайте монастыря.

Читайте также:
Санаксарский монастырь: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Храмы

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен на возвышенности в месте слияния двух притоков реки Туры. Он представляет собой храмовый комплекс, окруженный каменной стеной, в центре которого установлен Крестовоздвиженский собор.

Также на территории находятся храм святителя Николая Чудотворца и Преображенский собор, а над главными воротами размещается Симеоно-Анненская надвратная церковь. В стенах Николаевского мужского монастыря можно посетить музей, рассказывающий о жизни монахов на Урале.

Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор был закончен в 1913 году ко дню празднования трехсотлетия династии Романовых. По объему храм занимает третье место после московского Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он примечателен своими фаянсовыми иконостасами, полностью восстановленными после периода застоя. Также внутри хранятся мощи Симеона Верхотурского.

Спасо-Преображенский собор

В Преображенском соборе проводятся ежедневные богослужения для прихожан и паломников со всей страны. Он был построен в 1836 году с архитектурой, отличающейся от классического русско-византийского стиля. На территории он сразу выделяется своей высокой колокольней. В соборе можно поклониться мощам преподобного Арефа.

Надвратная Симеоно-Аннинская церковь

Надвратная церковь является своеобразным входом на территорию монастыря. Названа в честь праведников Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Возведенная в 1856 году, она первая встречает прихожан своими мозаичными иконами. Небольшое здание исполнено в традиционном для православных церквей образе.

Никольский храм

Храм в честь Николая Чудотворца самый новый из всех в Свято-Николаевском мужском монастыре. Дата завершения строительства приходится на 1998 год. Строительство велось на месте прежней старейшей каменной церкви, которая была полностью разрушена при советской власти. На стены здания снаружи и изнутри нанесены фрески с изображением святого. Иконостас храма имеет ценные православные иконы. Здесь размещаются мощи преподобного Илии.

Музей

Православный музей начал свою работу на территории Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря в девяностых годах. Его основателем стал игумен Тихон, который активно интересовался и собирал данные об истории православной церкви на Урале. Сейчас в коллекции музея собраны старинные документы, книги, фотографии, иконы, предметы быта и т. п.

При входе необходимо вносить пожертвования. Отсюда можно заказать экскурсию по всему монастырю и посетить храмы комплекса, а также в селах Меркушино и Красная Гора. Особой популярностью пользуется поездка до Актайского скита, где на поверхность выходит источник с целебными водами.

История

Годом основания монастыря считается 1604. Тогда инок Иона отправился к Борису Годунову, чтобы получить разрешение на возведение деревянного храма в честь Святого Николая Чудотворца. Царская семья передала во владение иконы, необходимую утварь и книги для проведения богослужений.

Вначале место носило статус мужской обители, а позже стало называться монастырем. С годами территория вокруг облагораживалась и в 1712 году на ней построили первую каменную церковь. Как и многие другие религиозные объекты в годы советской власти Свято-Николаевский мужской монастырь прекратил свою деятельность. Здания соборов и церквей пришли в упадок.

На этом месте организовали колонию для несовершеннолетних преступников. Период возрождения начался с 1990 года. В монастырь перенесли церковную святыню — мощи Праведного Симеона. Провели восстановление и реконструкцию храмов и хозяйственных корпусов. Был учрежден православный музей, воскресная школа, училище и оборудована гостиница для паломников. На сегодняшний день здесь постоянно находятся более двадцати монахов.

Как добраться

Верхотурье — небольшой город, расположенный в трехстах километрах северней Екатеринбурга. Ежегодно его посещает тысячи паломников и туристов. Свято-Николаевский мужской монастырь — ключевая достопримечательность, находящаяся на восточной окраине города рядом с Кремлем. Добраться до него не составит особого труда. В Верхотурье есть железнодорожный вокзал и междугородняя автобусная станция. Также сюда можно доехать на автомобиле за 2–4 часа.

Поезда

Железнодорожный вокзал «Верхотурье» находится в 10 минутах езды от Свято-Николаевского мужского монастыря. Ежедневно сюда прибывают поезда и электрички из Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Перми. Время в пути составляет от 5 до 12 часов соответственно.

Автобусы

Междугородние автобусы до Верхотурья отправляются с Северного вокзала Екатеринбурга. Стоимость проезда от 900 рублей. Дорога занимает около пяти часов. Автобусы отправляются ежедневно днем и вечером. Из Нижнего Тагила путь длится около трех часов.

Автомобиль

Маршрут из Екатеринбурга в триста километров проходит по Серовскому тракту Р352. Выезжая из города, необходимо придерживаться северного направления и двигаться по дорожным указателям «Верхотурье». Ориентиром может служить Поклонный крест на повороте в пункт назначения. В общей сложности поездка занимает порядка четырех часов.

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь в Курской области

Курская епархия включает в себя множество монастырей, один из которых расположен на месте исторических захоронений Киевской Руси — это Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь. Он располагается в поймах двух рек: Рыло и Волынки и имеет истинно классический русский стиль.

Читайте также:
Храмы Курска: церкви и монастыри, адреса и телефоны

История основания обители

Точная дата основания его неизвестна, но его упоминание впервые находят в документах 1505 года, которые сохранились. Более ранние и точные исторические грамоты были похищены в 1614 году при нападении на настоятеля игумена Феодосия, который направлялся в Москву для переписи этих грамот. Сегодня точно не известно, когда именно и при каких обстоятельствах была создана обитель и кто ее основатель.

Архивы с XVI века рассказывают о неоднократном опустошении подворья, многочисленных восстановительных работах и деятельности, которую осуществляли монахи. Доподлинно известно о разорении его во время войн с Польско-Литовским княжеством и последующем восстановлении в 1618-1620 гг. игуменами Корнилием и Мисаиле. В то время монастырь имел два подворья, снаружи и внутри города Рыльска.

Другие православные храмы Курска:

При правлении царя Михаила братии жилось хорошо, поскольку царь распорядился о возвращении церковного места, а также даровал монахам ряд земель, на которых они могли возделывать поля, заниматься хозяйством и рыбной ловлей. Иноки имели собственную мельницу, хозяйственные угодья и пользовались покровительством местных помещиков.

Изначально все здания на подворье были деревянные и пришли в негодность к началу XVIII века, поэтому купцы из Рыльска начали спонсировать перестройку храмов в каменные. Особенно много потрудился для этого купец Шелехов и его сын, которые полностью взяли на себя строительство Крестовоздвиженского храма. После возведения трех каменных церквей их неоднократно позже перестраивали и восстанавливали. В 1784 году на территории подворья начало действовать Духовное училище, позже была открыта больница и баня для больных.

К концу XVIII века обитель была процветающей и активно вела просветительскую работу среди населения.

Но XX век особенно тяжело отразился на всех духовных заведениях бывшей Российской империи, в том числе и на Рыльской обители. В 1925 году новая власть полностью закрывает ее и передает помещения в ведение Красной армии. В 1941-1943 годах обитель была под немцами и стала мощной огневой точкой их укрепления.

На заметку! Стоит отметить, что за все время оккупации и освобождения на территории подворья не была взорвана ни одна бомба или снаряд.

После войны на территории в разное время размещались МТС, лесхоз, помещения колхозного управления.

Только 17 июня 1991 года обитель была вновь передана Русской православной церкви и в ней начались восстановительные работы. Уже в октябре этого же года была впервые за 70 лет проведена служба на первом этаже Николаевского храма. Сегодня подворье все еще полностью не восстановлено, но оно тем не менее стал важной точкой паломнических маршрутов и центром духовной жизни Рыльского района.

Описание архитектуры

Обитель включает в себя три больших храма и колокольню. Каждое здание построено в традиционном русском стиле и представляет памятник архитектуры. Главный соборный храм — это Николаевский, который полностью восстановлен после советского упадка и отреставрирован. В нем сегодня ежедневно совершается суточный круг богослужений.

Главный храм обители Николаевский был построен в 1753 году, когда монахами руководил игумен Матфей. Именно он обратился в Московскую Духовную консисторию с прошением начать строительство. После разрешения монахи воздвигли двухэтажное здание, которое стало главным и самым большим на подворье. Стиль его — это сочетание русского барокко и украинского.

После создания церковь неоднократно реконструировалась, а также полностью восстанавливалась после упадка советского времени. Сегодня на первом этаже храм чудотворной иконы Богоматери «Знамение», а на втором двухпрестольная церковь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Купол покрыт сусальным золотом, а внутри украшен росписью и иконами. При отделке внутреннего помещения использовали мрамор для арок и чугун для полов.

Прочие два храма — Троицкий и Крестовоздвиженский в настоящее время реконструируются.

Крестовоздвиженский храм является первым каменным на подворье, который был построен на месте деревянной церкви Георгия Победоносца. Строительство этого здания спонсировал в 1733 году купец из Рыльска Прокофий Шелехов и его сын Иван по личному одобрению императрицы Анны Иоанновны.

В советское время это здание пострадало больше других, поскольку тут размещали камнедробильный цех и для большего комфорта рабочих была полностью снесена стена. Сегодня реставрационно-восстановительные работы тут почти завершены, но служения еще не проводятся.

Троицкий храм является вторым каменным строением, воздвигнутым в 1747 году по указу Духовной консистории и личному прошению помещицы из Рыльска Анны Забелиной. Она была сестрой игумена Матфея и лично спонсировала строительство. После освещения в 1751 году здание неоднократно подвергалось перестройке, например, его северные пределы дважды возводили и разбирали. Купол отделан чугуном, а внутри здание все еще восстанавливают после упадка во время СССР.

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы в Крылатском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Колокольня на территории имеет 5 ярусов и впервые в записях обители упоминается в 1764 году. Историки считают, что она была построена в 1740 году при содействии помещиков из Рыльска и имела в среднем ярусы часы. По внешнему виду колокольня имеет вид башни, поскольку в ее ярусах заложены уступы восьмериков, которые с каждым новым ярусом уменьшаются. Верхушка имеет вид луковицы с золотым покрытием, а также крест.

Сегодня колокольня полностью восстановлена и отреставрирована, на ней вновь разместили колокола и восстановили узорчатые орнаменты.

Деятельность прихода

Настоятель монастыря в данное время игумен Панкратий, который руководит братией. Монастырь ведет активную послушническую жизнь — в нем постоянно пребывает до 25 братьев, которые смотрят за территорией, совершают службу и несут обязанности по подворью.

Паломники могут прибыть и принять участие в любой из совершаемых служб, которые происходят по регулярному расписанию и составляют суточный круг богослужений:

  1. В будние дни: полунощница в 6 утра, Божественная литургия в 7 утра, вечерня в 5 вечера, а также совершение повечерия и вечерних молитв.
  2. В воскресные дни: полунощница в 7 утра, молебен с водоосвящением в 7:30 утра (читаются торжественные акафисты Николаю Чудотворцу и преподобному Иоанну Рыльскому), Божественная литургия в 8:30 утра.
  3. В праздничные дни полунощница читается в 7 утра вместе с канонами и акафистами, а Божественная литургия начинается в 8 утра.

Кроме богослужений, монастырь ведет и личное хозяйство, которое позволяет монахам существовать независимо от внешних источников. Для этого в окрестных селах оборудованы несколько скитов:

  • Никольский;
  • Успенский;
  • Покровский;
  • Скит в селе Тимохино;
  • Скит Рождества Христова.

В скитах монахи выращивают необходимые овощи и фрукты для пропитания, а также держат небольшое животное хозяйство. Обычно в скитах проживают от 2 до 6 монахов. Братия занимается и возделыванием земельных угодий монастыря — ежегодно обрабатывается до 950 гектаров земли, на которой выращивается гречка, соя, зерновые культуры и овощи.

Помимо хозяйственной и богослужебной деятельности, обитель совершает просветительскую работу среди местного населения, особенно большое внимание уделяя воспитанию молодежи. Священнослужителя регулярно проводят семинары и беседы для школьников и учителей, выпускают просветительскую литературу, устраивают фотоконкурсы, интеллектуальные игры и праздники для населения.

На заметку! Братия готова принимать в монастыре с ночлегом до 150 человек, так что паломники могут приехать на вечерние службы и остаться до утра, проведя сутки или более времени в стенах обители. При этом братия кормит и размещает всех желающих по предварительному согласованию, именно поэтому нужно заранее связываться с монастырем.

Святыни и престольные праздники

В обители хранятся две иконы, в которых находятся частицы мощей двух святых — покровителя обители Николая Чудотворца и знаменитого архимандрита Ипполита, который долгое время управлял подворьем.

Кроме этого, в церквях хранятся и мощевики, в которых есть частицы мощей многих святых. Среди них:

  • Мощевик 1: мученик Афанасий, Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, святые Киево-Печерской лавры и др.;
  • Мощевик 2: Василий Великий, Антоний Великий, Игнатий Богоносец, Оптинские старцы, Глинские, Владимирские и Рязанские святые.

Кроме мощевиков, тут хранится крест с мощами апостолов Христа: Матфея, Андрея и Стефана. А в 2006 году в обитель была перенесена частица мощей преподобного Ипполита, который был архимандритом в монастыре. На подворье есть и памятник, который поставили в честь упокоенного преподобного.

Престольный праздник только один, не считая традиционных христианских празднований на Пасху и Рождество, и связан он со святым, в честь которого и назвали монастырь. Обитель празднует день памяти Николая Чудотворца — это 19 декабря по новому стилю и день перенесения части его мощей — это 22 мая по новому стилю. Кроме этого, празднуется и дни памяти архимандрита Ипполита — 17 декабря (день смерти) и 30 января (день ангела).

Как добраться

Монастырь располагается по адресу: Курская область, Рыльский район, село Пригородняя слободка, улица Мирная, строение № 2. По всем вопросам паломничества можно связаться со служителями храма по телефону +7 (47152) 2-31-31 или написав им электронное письмо на адрес rylsk-obitel@mail.ru.

Добраться до обители можно разным транспортом, проще всего на личном автомобиле —следует ехать по трассе Курск — Рыльск и свернуть в сторону Пригородней Слободки, а далее двигаться по указателям. Можно добраться и автобусом:

  1. С Южного автовокзала Курска отходит рейсовый автобус до Рыльска.
  2. Маршрутное такси отправляется с того же автовокзала по мере заполнения салона.
  3. Автобус Москва — Рыльск, который следует от станции метро Новоясеневская, Щелковская, Курская и Киевская.
Читайте также:
Казанский монастырь в Тамбове: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Автобусы следуют до автостанции города Рыльск, откуда надо будет пешком или на такси добраться до подворья, которое расположено несколько в стороне от города. От Курска автобус едет 3,5 часа, а от Москвы около 10 часов. От автостанции города Рыльска до монастыря нужно пройти несколько километров пешком.

Существует и железнодорожный маршрут из Москвы, но он также подразумевает пересадку на автобус. Поезд сообщением Москва — Льгов отправляется с Курского вокзала ежедневно в 11 часов вечера и прибывает во Льгов в 8 утра. Во Льгове следует пересесть на автобус Льгов — Рыльск, который в течение часа доставит пассажиров к подворью.

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

Мiръ Россия Курская область село Пригородняя Слободка Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь

— один из древнейших монастырей России. Находится в Курской области, на холме на окраине села Пригородняя Слободка, на противоположном от города Рыльска берегу реки Рыло.

История

Точная дата основания неизвестная, первое упоминание в источниках — 1505 год. В Смутное время монастырь был подвержен разграблению польско-литовским войском.

В 1733 году заложена, а в 1783 году освящена первая каменная Церковь Воздвижения Креста Господня. Вторая каменная Церковь Троицы Живоначальной была построена в 1747 году, третья — Церковь Николая Чудотворца — в 1757 году, ныне являющаяся соборным храмом монастыря. В 1740-х годах воздвигнута пятиярусная колокольня, и в то же время была сооружена надвратная башня с 2,5-тонными колоколом, снесённая в 1949 году.

В 1784 году открыто духовное училище, а в 1794 году был построен ещё один храм — в честь Ахтырской иконы Божией Матери (снесён в начала XX века). В 1820 году духовное училище стало четырёхклассным, а в 1876 году переместилось в Рыльск. В 1824 году в обители проездом побывал император Александр I.

На волне борьбы с церковью в СССР в 1925 году монастырь был закрыт. С 5 октября 1941 по 30 августа 1943 монастырь был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками.

17 июня 1991 года обитель была возвращена Русской православной церкви, и уже 16 октября 1991 года начаты богослужения в Николаевском храме.

Описание архитектуры

Обитель включает в себя три больших храма и колокольню. Каждое здание построено в традиционном русском стиле и представляет памятник архитектуры. Главный соборный храм — это Николаевский, который полностью восстановлен после советского упадка и отреставрирован. В нем сегодня ежедневно совершается суточный круг богослужений.


Собор Николая Чудотворца, Рыльский Николаевский мужской монастырь

Главный храм обители Николаевский был построен в 1753 году, когда монахами руководил игумен Матфей. Именно он обратился в Московскую Духовную консисторию с прошением начать строительство. После разрешения монахи воздвигли двухэтажное здание, которое стало главным и самым большим на подворье. Стиль его — это сочетание русского барокко и украинского.

Святыни

Мощевик 1:

  • свт. ФЕОДОСИЙ Черниговский
  • прп. ЛАВРЕНТИЙ Черниговский
  • свщмч. АФАНАСИЙ (Сахаров) еп. Кавровский
  • свщмч. НИКОЛАЙ пресв. Искровский
  • прпмчч. ЗВЕРИНИЦКИЕ
  • свщмч. СЕРГИЙ пресв. Васильевский
  • мч. КИРИЛЛ Васильевский
  • мч. ПРОХОР Васильевский
  • мч. ВИФЛЕЕМСКИЙ от царя Хозроя убиенный
  • свт. ДИМИТРИЙ митр. Ростовский
  • прп. ИЛАРИОН затворник Троекуровский
  • свщмч. КОНСТАНТИН Богородский
  • свт. ФЕОФАН затворник Вышенский
  • прп. СЕРАФИМ Саровский
  • вмч. ПАНТЕЛЕИМОН Целитель
  • свт. ЛУКА исп. архиеп. Симферопольский
  • вмч. ПАРАСКЕВА Пятница
  • прп. ГАВРИИЛ Афонский Одесский чудотворец
  • прп. ЕЛЕНА Флоровская
  • частица с гробницы свт. НИКОЛАЯ Мирликийского
  • частица гроба свт. ТИХОНА Задонского
  • прпмч. вл. кн. ЕЛИСАВЕТА
  • прп. СЕРГИЙ исп. Сребрянский
Киево-Печерские святые:
  • свщмч. ВЛАДИМИР митрополит Киевский
  • свт. ФИЛАРЕТ митрополит Киевский
  • свт. ФЕОФИЛ
  • прп. ЗИНОН постник
  • прп. ВЕНИАМИН затворник
  • прп. МЕРКУРИЙ постник
  • прп. МАКАРИЙ диакон
  • прп. АХИЛА диакон
  • прп. МАРТИРИЙ диакон
  • прп. ПАВЕЛ Послушливый
  • прп. ИЛЛАРИОН схм.
  • прп. МОИСЕЙ чудотворец
  • прп. ФЕОДОР молчаливый
  • прп. ЛАВРЕНТИЙ затворник
  • прп. ИПАТИЙ целебник
  • прп. ФЕОДОР кн. Острожский
  • прп. ИГНАТИЙ архимандрит
  • прп. СИСОЙ схм.
  • прп. ЕВФИМИЙ иеросхм.
  • прп. АРСЕНИЙ Трудолюбивый
  • прп. НЕСТОР Некнижный
  • прп. ГРИГОРИЙ чудотворец
  • прп. ПИМЕН постник
  • прп. ИОСИФ Многоболезненный
  • прп. СИЛУАН схм.
  • прп. ПАИСИЙ
  • прп. ЛОНГИН вратарь Трудолюбивый
  • прп. ТИТ воин
  • прп. ЗАХАРИЙ постник
  • прп. АГАФОН
  • св. отрок ЛЕОНТИЙ канонарх
  • св. отрок ГЕРОНТИЙ канонарх
  • прп. НЕСТОР Летописец
  • прп. САВВА Богоугодный
  • прп. ИОАНН брат Феофила
  • прп. АВРААМИЙ Трудолюбивый
  • прп. ПИМЕН Многоболезненный
  • прп. ФЕОДОТ

Мощевик 2:

  • свщмч. ИГНАТИЙ Богоносец
  • мц. ТАТИАНА
  • свт. ВАСИЛИЙ Великий
  • свт. САВВА Сербский
  • прп. АНТОНИЙ Великий
  • прп. СЕРГИЙ Радонежский
  • прп. ИОВ иг. Почаевский
  • прп. НИКОДИМ Карульский
  • прп. АФАНАСИЙ Карульский
  • блг. кн. КОНСТАНТИН Муромский
  • частица Мамрийского дуба
  • камень из Горней с места рождения ИОАННА Крестителя
  • частица поручей св. прав. ИОАННА Кронштадтского
Читайте также:
Храм Девяти мучеников Кизических в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Оптинские святые:
  • прп. ЛЕВ
  • прп. МАКАРИЙ
  • прп. МОИСЕЙ
  • прп. АНТОНИЙ
  • прп. ИЛАРИОН
  • прп. АМВРОСИЙ
  • прп. АНАТОЛИЙ старший
  • прп. ИСААКИЙ
  • прп. ИОСИФ
  • прп. ВАРСОНОФИЙ
  • прп. АНАТОЛИЙ младший
  • прп. НЕКТАРИЙ
Глинские святые:
  • прп. ИННОКЕНТИЙ
  • прп. ИЛИОДОР
  • прп. ИОАННИКИЙ
  • прп. СЕРАФИМ (Амелин)
  • прп. ФИЛАРЕТ
  • прп. ВАСИЛИЙ
  • прп. МАКАРИЙ
  • прп. АРХИП
Рязанские святые:
  • свщмч. МИСАИЛ архиеп. Рязанскийи Шацкий
  • свт. ФЕОДОРИТ архиеп. Рязанский и Муромский
  • свт. ГАВРИИЛ архиеп. Рязанский и Зарайский
  • свт. МЕЛЕТИЙ еп. Рязанский и Зарайский
Владимирские святые:
  • прп. ГЕРМАН Зосимовский
  • прп. АЛЕКСИЙ затворник Зосимовский
  • прп. ЗОСИМА пустынножитель
Крест с частицами св. мощей и др. святыни:
  • ап. и еванг. МАТФЕЯ
  • ап. АНДРЕЯ Первозванного
  • первомч. архидиак. СТЕФАНА
  • вмч. ПАНТЕЛЕИМОНА Целителя
  • вмч. ГЕОРГИЯ Победоносца
  • вмч. ДИМИТРИЯ Солунского Мироточивого
  • вмч. ФЕОДОРА Стратилата
  • вмц. ВАРВАРЫ
  • мчч. и бессер. КОСМЫ и ДАМИАНА, КИРА и ИОАННА
  • свт. НИКОЛАЯ архиеп. Мир Ликийских чудотворца
  • свт. ПЕТРА митр. Московского
  • свт. ЛЕОНТИЯ еп. Ростовского
  • свтт. ГУРИЯ и ВАРСОНОФИЯ Казанских
  • прп. МАКАРИЯ Ужненского
  • власы св. ФЕОДОРЫ Александрийской
  • камень со св. горы Елеонской
  • частица от Престола, где Господь постился

Деятельность прихода

Настоятель монастыря в данное время игумен Панкратий, который руководит братией. Монастырь ведет активную послушническую жизнь — в нем постоянно пребывает до 25 братьев, которые смотрят за территорией, совершают службу и несут обязанности по подворью.

Паломники могут прибыть и принять участие в любой из совершаемых служб, которые происходят по регулярному расписанию и составляют суточный круг богослужений:

  1. В будние дни: полунощница в 6 утра, Божественная литургия в 7 утра, вечерня в 5 вечера, а также совершение повечерия и вечерних молитв.
  2. В воскресные дни: полунощница в 7 утра, молебен с водоосвящением в 7:30 утра (читаются торжественные акафисты Николаю Чудотворцу и преподобному Иоанну Рыльскому), Божественная литургия в 8:30 утра.
  3. В праздничные дни полунощница читается в 7 утра вместе с канонами и акафистами, а Божественная литургия начинается в 8 утра.


Богослужение в Рыльском Свято-Николаевском монастыре

Кроме богослужений, монастырь ведет и личное хозяйство, которое позволяет монахам существовать независимо от внешних источников. Для этого в окрестных селах оборудованы несколько скитов:

  • Никольский;
  • Успенский;
  • Покровский;
  • Скит в селе Тимохино;
  • Скит Рождества Христова.

В скитах монахи выращивают необходимые овощи и фрукты для пропитания, а также держат небольшое животное хозяйство. Обычно в скитах проживают от 2 до 6 монахов. Братия занимается и возделыванием земельных угодий монастыря — ежегодно обрабатывается до 950 гектаров земли, на которой выращивается гречка, соя, зерновые культуры и овощи.

Помимо хозяйственной и богослужебной деятельности, обитель совершает просветительскую работу среди местного населения, особенно большое внимание уделяя воспитанию молодежи. Священнослужителя регулярно проводят семинары и беседы для школьников и учителей, выпускают просветительскую литературу, устраивают фотоконкурсы, интеллектуальные игры и праздники для населения.

На заметку! Братия готова принимать в монастыре с ночлегом до 150 человек, так что паломники могут приехать на вечерние службы и остаться до утра, проведя сутки или более времени в стенах обители. При этом братия кормит и размещает всех желающих по предварительному согласованию, именно поэтому нужно заранее связываться с монастырем.

Возвращение

Возрожденная святыня Курской Епархии

Это произошло в 1991-ом, когда монастырь поступил в распоряжение Курской Епархии. Ныне относится к монастырям Курской митрополии.

Спустя десять лет он стал уже средоточием духовной жизни области и всей России. Труды праведные и молитвы православных подняли обитель из руин и позволили стать ему тем самым маяком, который осветил путь для всех душ, покалеченных и страждущих.

Со всей России, с близких и далеких ее окраин, кто верит и не верит, потянулись люди к Рыльской святыне. Их были тысячи. Слово вразумительное, молитва, любовь и утешение преображали нравственно многих из тех, кто еще совсем недавно был далек от веры и Церкви.

Сегодня возрожденному комплексу не угрожает уже ничто. Свежие краски новых куполов и медных крыш придают ему живой вид. Хозяйство у монахов немалое, и забот требует тоже немалых: обрабатывают земли, разрабатывают огороды и держат скотину.

Газификация способствовала улучшению условий хозяйствования, позволила отапливать храмы. Появилась специально оборудованная для многочисленных паломников гостиница.

Совершаются здесь и требы, и вычеты — это такой специальный молебен о здравии недужных, и все другие службы, которые монастырю служить положено. Расписание богослужений можно найти на сайте обители. Там же указано, как добраться до монастыря поездом, на автобусах и автомобиле.

О славном граде Рыльске

Вид города Рыльска

Это место, где две реки, Сейм и Рыло, сливаются в одну, где красуется сегодня город Рыльск, нашими предками обжито уже в древности. И свидетельств тому найдено множество. Только на землях монастырского комплекса найдено около пятидесяти могильных курганов, принадлежащих язычникам-северянам, а в округе их количество не счесть.

Читайте также:
Храмы в Сочи: православные церкви и монастыри города, адреса

С князем Игорем поднялось на битву с ворогом войско этого стольного княжеского града, каким стал Рыльск, до 1180 г. бывший пограничной крепостью. О том походе говорится в «Слове о полку Игореве».

Место для строительства выбрано довольно живописное. Куда ни кинь взгляд, везде красота: это и заливные луга вдоль речки Волынки, и дубравы на равнине, и белые склоны Вискольских гор.

По преданиям времен, когда княжили Ольга, Святослав и Владимир, место это благодатное стало светочем православия. Оно пришло на эти, тогда еще языческие, земли из Болгарии, когда после ее падения болгарские иноки нашли здесь пристанище и во славу Иоанна Рыльского, своего небесного покровителя, основали храм. Они же на Русь принесли десницу его нетленных мощей.

Это интересно: от храма городищу имя досталось – Рыльск, а речке местной – Рыло. Так, с XIV века на Руси почитают этого святого.

Сам святой Иоанн Рыльский, как свидетельствует летопись, в грозные времена не раз помогал городу. От погрома Батыева спас в 1240-м, а в 1502-м – помог в противостоянии с золотоордынским ханом Ахметом.

Советуем Вам также ознакомиться с историей и описанием храма Николая Угодника в Хамовниках.

Паломничество

Паломников становится все больше с каждым годом

Из самых различных мест все едут и едут преданные друзья обители, едут и те, кто услышал отзывы о ней, сам только что к ней нашел путь и сделал для себя это чудесное открытие.

Это не только россияне. Трудно сказать, на скольких языках говорят приезжающие сюда паломники.

И здесь их души наполняет отрада, мир и покой. И уже дома, где-нибудь в Праге или Минске, или глухой российской деревушке, не оставляет желание сюда вернуться не раз, чтобы вновь отдохнула душа, измученная страстями.

Чтобы испить вод целебных источников: Божией Матери, Святителя Николая, Иоанна Рыльского, дабы получить избавление от разных недугов тела и души или набрать поблизости целебной глины.

Рыльский монастырь Курской Епархии: история создания старейшей обители

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь, возведенный когда-то во имя Николая Чудотворца и получивший за то его имя, очень отличается от православных храмов на Руси.

Никакой лепнины и золотых куполов. Прост и скромен, и тем красив.

О славном граде Рыльске

Вид города Рыльска

Это место, где две реки, Сейм и Рыло, сливаются в одну, где красуется сегодня город Рыльск, нашими предками обжито уже в древности. И свидетельств тому найдено множество. Только на землях монастырского комплекса найдено около пятидесяти могильных курганов, принадлежащих язычникам-северянам, а в округе их количество не счесть.

С князем Игорем поднялось на битву с ворогом войско этого стольного княжеского града, каким стал Рыльск, до 1180 г. бывший пограничной крепостью. О том походе говорится в «Слове о полку Игореве».

Место для строительства выбрано довольно живописное. Куда ни кинь взгляд, везде красота: это и заливные луга вдоль речки Волынки, и дубравы на равнине, и белые склоны Вискольских гор.

По преданиям времен, когда княжили Ольга, Святослав и Владимир, место это благодатное стало светочем православия. Оно пришло на эти, тогда еще языческие, земли из Болгарии, когда после ее падения болгарские иноки нашли здесь пристанище и во славу Иоанна Рыльского, своего небесного покровителя, основали храм. Они же на Русь принесли десницу его нетленных мощей.

Сам святой Иоанн Рыльский, как свидетельствует летопись, в грозные времена не раз помогал городу. От погрома Батыева спас в 1240-м, а в 1502-м – помог в противостоянии с золотоордынским ханом Ахметом.

Обитель из прошлого

Монастырь построен в 1505 г.

Год основания комплекса считают 1505 г., прежде всего потому, что именно к этому периоду относится первое упоминание о нем, как о Волынской пустыни, в письменах.

Хотя некоторые исследователи предполагают, что строительство велось ещё в конце XIV — начале XV столетий.

Деревянный храм сожгли войска Лжедмитрия. Только спустя почти век появились, как корабли, храмы каменные: Никольский, Крестовоздвиженский и Троицкий.

Более пятисот лет многие поколения рыльских монахов обращаются в молитвах к своему заступнику о благодатной помощи. И никогда монастырский комплекс не оставался без благословения и заступничества святителя Николая.

Сколько храмов Божьих русских, когда-то процветавших, исчезли с лица земли, и следа не найти, а эта обитель, что затерялась в глубинке, живет, как жила, и молится, как молилась все 500 лет. Ее не задели бомбы Великой Отечественной. И местные объясняют это только заступничеством покровителя.

Читайте также:
Тамбовская епархия: церкви, храмы и монастыри, священники и духовенство

Бойцам Красной Армии, поселившимся здесь, площади его служили для нужд хозяйствования, а ограда использовалась как полигон для стрельбы. Одно за другим сменяли друг друга разные советские учреждения. Каждое из них «позаботилось», чтобы внести посильный вклад в губительство обители и ее запустение. Пока от строений не остались лишь провалы сводов да груды кирпича.

Возвращение

Возрожденная святыня Курской Епархии

Это произошло в 1991-ом, когда монастырь поступил в распоряжение Курской Епархии. Ныне относится к монастырям Курской митрополии.

Спустя десять лет он стал уже средоточием духовной жизни области и всей России. Труды праведные и молитвы православных подняли обитель из руин и позволили стать ему тем самым маяком, который осветил путь для всех душ, покалеченных и страждущих.

Со всей России, с близких и далеких ее окраин, кто верит и не верит, потянулись люди к Рыльской святыне. Их были тысячи. Слово вразумительное, молитва, любовь и утешение преображали нравственно многих из тех, кто еще совсем недавно был далек от веры и Церкви.

Сегодня возрожденному комплексу не угрожает уже ничто. Свежие краски новых куполов и медных крыш придают ему живой вид. Хозяйство у монахов немалое, и забот требует тоже немалых: обрабатывают земли, разрабатывают огороды и держат скотину.

Газификация способствовала улучшению условий хозяйствования, позволила отапливать храмы. Появилась специально оборудованная для многочисленных паломников гостиница.

Совершаются здесь и требы, и вычеты — это такой специальный молебен о здравии недужных, и все другие службы, которые монастырю служить положено. Расписание богослужений можно найти на сайте обители. Там же указано, как добраться до монастыря поездом, на автобусах и автомобиле.

Паломничество

Паломников становится все больше с каждым годом

Из самых различных мест все едут и едут преданные друзья обители, едут и те, кто услышал отзывы о ней, сам только что к ней нашел путь и сделал для себя это чудесное открытие.

Это не только россияне. Трудно сказать, на скольких языках говорят приезжающие сюда паломники.

И здесь их души наполняет отрада, мир и покой. И уже дома, где-нибудь в Праге или Минске, или глухой российской деревушке, не оставляет желание сюда вернуться не раз, чтобы вновь отдохнула душа, измученная страстями.

Чтобы испить вод целебных источников: Божией Матери, Святителя Николая, Иоанна Рыльского, дабы получить избавление от разных недугов тела и души или набрать поблизости целебной глины.

Легенды

В советские времена здесь была тюрьма

За многие годы было сложено немало легенд, вот некоторые из них:

  • Цари здесь устроили тюрьму.

Не одно столетие комплексу оказывалась материальная помощь, даже иногда он освобожден был от налогов. Царским указом сюда то и дело отправляли провинившихся.

Екатерина Петровна в Рыльск сослала «на вечное заточение» князя Вяземского за избиение им приходского священника. Велено было держать его в уединении, под строгим караулом, никого к нему не пуская. Содержали его до самой смерти, так велено было.

Оказался среди узников Ефим Никитин, в одном лице крепостной и местный изобретатель. Он высказывал «сумасбродные» мысли о государственном правлении, изобретал машины, способные передвигать дома и пригодные в земледелии. За это и поплатился, и провел в обители ссыльные 13 лет.

Поиски места для своего будущего затворничества привели в 1825 г. сюда Александра I;

  • Здесь не взорвались бомбы и снаряды.

В Великую Отечественную, когда город заняли немцы, в обители разместились гарнизон и санчасть. Советские войска, штурмуя город, обстреливали монастырскую колокольню. Бойцы стреляли и крестились, а пули их не попадали в цель.

  • Ясновидец и целитель.

Есть человек, заслуга которого по восстановлению святого комплекса огромна. И это – отец Ипполит (18.04.1928 – 17.12.2002). С его приходом резко изменилась жизнь монастыря. Рассказывают о его даре ясновидения.

Именно благодаря ему на территории монастыря появились целебные источники. Говорят, он чувствовал воду и те источники сам нашел. К нему выстраивалась очередь из приезжающих. Отцу Ипполиту достаточно было крест очертить пальцем, и у больных проходили боли.

Общение со старцем Ипполитом меняло жизнь бомжей и наркоманов, блудниц и пьяниц, которых волею судеб дорога приводила к нему.

Когда хоронили его, радуга появилась на небе. Могильный крест начал мироточить после смерти на 9-й день. Свидетели говорят, что так много было святого мира, что в сугробах остались дорожки от него;

  • Образ святого старца в Беслане.

Имя этого святого старца связывают и укреплением православной веры в кавказских регионах. С его благословения появились православные монастыри в Северной Осетии, один из них совсем рядом со школой, что в 2004-ом захватили террористы. Очевидцы утверждают, что его образ явился верующим во время службы в Бесланском монастыре.

Читайте также:
Храм Космы и Дамиана в Шубине: история и описание, адрес, праздники и святыни

Какие бы трудности не случались, обитель живет и с каждым годом меняется его облик. Божия помощь, молитвы заступника Николая тому порука. Откройте для себя это удивительное место – Свято-Николаевский мужской монастырь.

Интересные факты о Рыльском Свято-Николаевском монастыре смотрите в следующем видео:

Белогорский монастырь под Кунгуром: описание, как добраться, фото

Монастырь на Белой горе под Кунгуром (Пермский край) часто называют Уральским Афоном. Это одна из главных православных достопримечательностей Пермского края и Урала.

Гора Белая: чем знаменита?

Белой эту гору прозвали, согласно наиболее распространенному мнению, оттого, что здесь долго не тает снег.

Еще в XVIII веке в этих местах были старообрядческие скиты. Однако «официальная» православная история этого места началась в 1891 году. В память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе установили большой крест (более 10 метров в высоту). В народе его так и прозвали – «Царский».

Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь

Но этим решили не ограничиваться. У православной церкви родилась идея создать на этом возвышенном месте Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь.

История строительства

18 июня 1893 года на Белой горе осветили место под строительство православного храма. Первый деревянный храм был полностью построен уже к концу зимы следующего года. Сразу же начали строить настоятельский и братский корпуса. При монастыре открыли школу для мальчиков-сирот. Однако до революции 1917 года в ней обучились лишь 25 сирот.

Белогорский монастырь занимался активной хозяйственной деятельностью. Монахи занимались хлебопашеством, разводили скот, ловили рыбу, держали пчел. На балансе монастыря было 580 десятин земли. Монастырь имел приличные доходы.

16 сентября 1897 года крестным ходом из столицы сюда приносят сразу пять святых икон. Однако и этот монастырь постиг общий для множества православных церквей рок. 16 ноября 1897 года (т.е. спустя всего-то три года после постройки) деревянный храм внезапно вспыхнул и сгорел в огне.

23 апреля 1901 года – новая напасть. На Белой горе бушевала страшная буря. Сильнейший ветер повалил даже Царский крест. Восстановленный на средства купечества новый крест простоял до 1918 года, когда был свергнут большевиками.

Закладка Крестовоздвиженского собора

Закладка основательного каменного храма – Крестовоздвиженского собора – состоялась лишь 24 июня 1902 года. Храм строили в византийском стиле, на протяжении полутора десятилетий. Крестовоздвиженский собор вмещал в себя аж 8 тысяч прихожан. Любопытно, что стройматериалы производили сами монахи – на монастырском кирпичном заводе.

На торжественной церемонии освящения величественного Крестовоздвиженского собора 7-9 июля 1917 года присутствовало 30 тысяч паломников.

Крестовоздвиженский собор перед революцией

Однако, если обратить внимание на дату, грандиозный собор был построен не ко времени. Спустя несколько месяцев после постройки храма грянула революция. Богатый монастырь сразу же привлек пристальное внимание коммунистов. 12 августа 1918 года большевики сначала жестоко замучили до полусмерти, а затем утопили в реке Каме архимандрита Варлаама. Подобную судьбу разделили и очень многие рядовые монахи Белогорского монастыря.

В 1923 году Белогорский монастырь окончательно закрыли. Сначала здесь мучили репрессированных и раскулаченных, затем отдали монастырские корпуса дому инвалидов.

В 1980 году на Белой горе вновь полыхал огонь, уничтоживший даже купола Крестовоздвиженского собора.

С началом демократических веяний после прихода к власти Горбачева монастырь вернули православной церкви. В 1990-х годах начались неспешные работы по восстановлению монастыря и его главной достопримечательности — Крестовоздвиженского собора.

Маршрут выходного дня

Поездка в Белогорский монастырь — отличный маршрут выходного дня и популярный паломнический тур. Также стоит посмотреть старинные купеческие дома, памятники и другие достопримечательности Кунгура и посетить Кунгурскую ледяную пещеру. Недалеко находится камень Ермак и водопад Плакун.

Ежегодно в середине лета в городе Кунгур проходит зрелищное мероприятие — фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала».

Как добраться?

Из Перми выезжаем на трассу Пермь-Екатеринбург и едем 72 км до правого отворота на Калинино (57.503587, 56.652579) — он будет сразу после левого отворота на Кыласово. После едем по главной дороге никуда не сворачивая еще 46 км (Троельга, Ерши, Бым, Калинино, Кордон).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: