Храм Живоносный Источник в Царицыно: история и описание, адрес, праздники и святыни

Чудотворная икона Божией Матери Живоносный Источник

Деятельность прихода

Христиане могут воспользоваться услугами большой библиотеки, находящейся рядом с храмом. Сюда приходят не только верующие люди и прихожане, но и школьники, студенты и просто любители узнать о христианстве много нового. Сейчас насчитано около 18 000 единиц хранения. Это книги, кассеты, журналы, пособия, учебники, газеты и брошюры.

Воскресная школа проводит наборы на каждый учебный год. Приглашаются дошкольники, подростки и взрослые. Что изучают на курсах — основы катехизиса, историю Ветхого и Нового Заветов, христианскую архитектуру и церковнославянский язык. Обучение бесплатное.

Важно! При воскресной школе создали группу поддержки граждан, которые находились в тюрьмах, зонах, СИЗО.

Кроме того, Царицынская церковь занимается организацией паломнических поездок по святым местам, источникам. Здесь оказывают свои услуги юристы и психологи. Можно прийти и совершенно бесплатно получить консультацию и ответы на насущные вопросы.


Богослужение в храме Живоносный Источник

При храме организованы разнообразные кружки:

  • росписи по дереву;
  • математика, физика;
  • рисование;
  • уроки вокала;
  • английский язык для взрослых;
  • плетение из бисера.

Несмотря на все гонения, которые претерпела церковь, и запреты, вера православных христиан одержала победу. Господь помог вернуть храм прихожанам.

Расписание богослужений

Божественные службы совершаются каждый день:

  • по будням Литургия с 09.00 и служба в 17.00;
  • в субботу, воскресенье и праздничные дни — Литургия начинается в 09.00 и 10.00, вечерняя — в 17.00.

Помимо главных Богослужений, каждый воскресный день в храме читают Акафист к Пресвятой Богородице.

Святыни и престольные праздники

Ежедневной в храм приходит много верующих. Здесь покоятся:

  • ковчег с мощами святого Тихона Московского;
  • частички мощей Митрофана Воронежского и преподобных Киево-Печерской лавры.

Именно в этой церкви находится святая икона Божьей Матери, именуемая «Живоносный источник».


Храмовый образ на апсиде церкви Живоносный Источник

3 мая — праздник иконы Божьей Матери «Живоносный источник». 8 ноября отмечают день памяти Димитрия Солунского. В этот день он почил.

Казанскую икону Божьей Матери празднуют 21 июля — это день Ее явления в Казани.

История

Первоначально на месте храма находилась деревянная церковь «…о пяти главах, крыта чешуёю зеленью, расписана тремя красками, …перед церковью колокольня рубленая, деревянная, расписана красками разными», построенная боярами Стрешневыми как приходская в их имении, носившем тогда название «Чёрная грязь».

Каменный храм был возведён в 1722 году по заказу политического деятеля и учёного, господаря Молдавии (1710—1711 годы) князя Д. К. Кантемира. В 1759—1765 годах по воле Матвея Дмитриевича Кантемира храм был полностью перестроен (архитектор неизвестен). Был построен северный придел во имя великомученика Димитрия Солунского, созданный в память отца. Вскоре храм стал княжеской усыпальницей — в 1771 году в нём погребли князя М. Д. Кантемира, а позднее и его супругу А. Я. Кантемир.

В 1775 году для возведения Царицынского дворца Екатерина II выкупила у Кантемиров их имение. Архитектор Василий Баженов при составлении проекта дворцового комплекса сохранил церковь в ансамбле возводимых построек.

После создания дворцового ансамбля храм перестраивался в 1883—1885 годах под руководством архитектора П. Н. Лавина: появился южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери, была расширена трапезная. Колокольня подверглась существенным изменениям: зафиксированная на баженовских планах небольшой двухъярусной, не выше купола самого храма (тем самым не выделясь по высоте среди окружающих дворцовых построек), она была перестроена в три яруса, став вертикальной доминантой застройки.

Водосвятная часовня при храме

В 1939 году храм был закрыт. В церковном здании разместили трансформаторную подстанцию, в 1970-е годы — типографию, а с 1975 года — столярную мастерскую «Союзреставрации».

В 1990 году церковь была передана в пользование общине верующих и вновь освящена. Настоятелем был назначен протоиерей Георгий Бреев. Были выполнены реставрационные работы, завершившиеся в 1998 году. С июня 2009 года настоятель — протоиерей Олег Корытко.

Чудотворная икона Божией Матери Живоносный Источник

Дни почитания — каждый год в пятницу Светлой седмицы (Пасхальной недели).

Молятся все, кто болен телесно, и по молитвам своим получают исцеления от самых тяжелых заболеваний. Молитвы перед этим образом исцеляют и от страстей, часто обуревающих человеческую душу, лишающих нас жизненной силы и от душевных болезней. Молятся для исправления нравственных пороков, ведущих к духовной гибели человека.

Недалеко от «Золотых ворот» в славноизвестном городе Константинополе в V столетии находилась роща, посвященная Пресвятой Богоматери. В роще этой бил источник, которому множество чудес приписывают. Со временем воду затянуло тиной, а на месте этой разросся кустарник.

История иконы очень интересна. Однажды воин Лев Маркелл, который в скором времени стал императором, встретил здесь слепца. Тот был беспомощным путником, который потерял свою дорогу. Лев взял мужчину и помог найти ему тропинку, после усадил его в тени, чтобы тот мог отдохнуть от дороги нелегкой, а сам направился в поисках воды. Вдруг, из откуда ни возьмись, голос появился, который говорил мужчине, что не нужно воду далеко искать, потому что близко она. Удивленный таким явлением Лев стал воду искать, но найти ее не получилось. Разочаровался, уже было мужчина, как тут опять голос прозвучал. На этот раз получил он более подробные указания того, что и как ему делать. Услышал Лев, что нужно тину положить слепцу на глаза, а самого его напоить водой из источника. Сказал ему голос, что в скором времени построит мужчина в честь его храм здесь, и многие верующие, приходя сюда с молитвами, смогут избавиться от недугов своих. Все повеленное Лев исполнил, после чего исцелился слепец моментально, и до Константинополя нашел он путь самостоятельно, прославляя при этом Матерь Божию. Произошло чудо это еще в те времена, когда Маркиан императором был (391-457 г.г.).

Читайте также:
Иркутская епархия: храмы, церкви и монастыри, священники, история

На смену императору Маркиану пришел Лев Маркелл (457-473 г.г.). С его приказа был очищен источник и заключен в каменный круг, над которым в скором времени возвели церковь в честь Богородицы. Поскольку в источнике появилась благодать Божией Матери, творящая чудеса, приказал император Лев именовать родник, как «Живоносный источник».

Еще одно чудо произошло, но на этот раз с императором Юстинианом Великим (527-565 г.г.). Был он глубоко верующим и страдающим от водяной болезни. Один раз, когда полночь охватила землю его, явился голос неизвестный. Молвил он, что для исцеления царю нужно испить воды из источника священного. Не знал мужчина, где находится тот источник, и пал от этого в унынье. Затем явилась ему Матерь Божия, велевшая царю встать и идти к источнику, который вернет ему прежнее здоровье. Не мог больной оставить незамеченными слова Владычицы, и выздоровление ждать не заставило. Настолько благодарным был император за исцеление свое, что вблизи от храма, возведенного Львом, построил новый, при котором через некоторое время создан был многолюдный монастырь.

В XV веке стены храма «Живоносного источника» разрушили мусульмане. На входе к развалинам поставили стражника, который был турком. Он не позволял подходить к павшему храму никому. Постепенно строгие порядки смягчились, а христианам было позволено построить на том месте церковь. Однако и эту святыню ждала доля несчастная, в 1821 г. церковь была разрушена, а творящий чудеса источник, засыпан. Не могли христиане оставить все так, расчистили источник и продолжали черпать из него воду. Однажды среди обломков нашли люди полусгнивший лист, в котором хранились сведения о 10-ти чудесах, сотворенных от Живоносного источника, которые произошли в период с 1824 г. по 1829 г. Когда земель этих управителем стал султан Махмуд, то православные получили больше свободы и не смогли не воспользоваться ею. Снова был построен храм над Живоносным источником. В 1835 г. церковь освятил патриарх Константин. При храме располагались больница и богадельня.

4 апреля каждого года, а также в пятницу Светлой седмицы принято праздновать обновление константинопольской церкви в честь Живоносного источника. В уставе Православной церкви указано, что должен в этот день совершаться чин водоосвящения с пасхальной крестной ходой. Богоматерь вместе с Богомладенцем на иконе представлена над громадной чашей, которая стоит в водоеме. К водоему этому пришли люди, страждущие страшными недугами телесными и душевными. Все они желают напиться воды живительной и получить исцеление.

Молитва иконе Божией матери Живоносный Источник

Находится в Храме во имя пророка Божия Илии (ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ) в Черкизове, г.Москва

Описание

Православные люди ежегодно на Пасхальной неделе празднуют день иконы «Живоносный Источник». Праздник приурочен к памяти о реставрации храма в Константинополе, который назван «Живоносным Источником». Речь идет о том храме, который был воздвигнут Львом І. Ежегодно в праздничный день с пасхальным крестным ходом происходит водоосвящение.

Изначально на списках иконы Божией Матери «Живоносный Источник» изображали только сам источник. Позднее в композиции появилась чаша, а потом образ дополнили еще водоемом и фонтаном. Богородица с младенцем всегда находится над каменной чашей. У водоема изображаются люди, которые пьют целебную воду, чтобы исцелить душу и тело.

О чем молятся иконе Живоносный Источник

В молебне к Божественному изображению просят об излечении физических недомоганий, принесении жизненных сил и избавления душевной немощи (в особенности у людей пенсионного возраста).

Молитва Живоносному Источнику

«О Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпожѐ Владычице Богородице! Живоносный источник Твой, целебные да̀ры на здра̀вие душ и телѐс наших и на спасение миру точа̀щий, подала есѝ нам; тѐже, благодарни су̀ще, усердно молим Тя, Царѝце Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбѐй и болезней свобождение. Пода̀ждь, Госпожѐ, храму сему и сим лю̀дем покровѐние (и святѐй обѝтели сей соблюдѐние), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживѐм житиѐ, и в будущем вѐце сподобимся видети Тебе, Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего, Емуже слава и держава со Отцѐм и с Пресвятым Духом во вѐки веко̀в. Аминь».

«О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надежде наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь».

Храни Вас Господь! Вам будет интересно посмотреть и видео рассказ о чудотворной иконе «Живоносный Источник»:

Читайте также:
Церковь Рождества Христова в Вифлееме: история и адрес храма, описание и архитектура, святыни и настоятели

Лучшая статья для Вас, переходите: Архимандрит Зинон (Теодор)

Значение иконы

Икона «Живоносный Источник» имеет глубокий смысл. Он не заключен лишь в том, чтобы показать живительную силу воды. Живоносный источник представляет собой олицетворение Девы Марии, вынашивающей всеобщего Спасителя, который одаривает жизнью тех, кто искренне в него верит.


Фото 2. Божия Матерь помогает тем, кто искренне верит и молится.

Не зря же считается, что Господь – это жизнь, а Богоматерь – это ее источник. Как заботливая мама, Дева Мария способна исцелять тела и души, беря под опеку всех людей.

МОСКОВСКИЙ ХРАМ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК В ЦАРИЦЫНЕ

Приусадебная церковь в подмосковном имении Черная Грязь князей Кантемиров была построена в 1722 году, за год до смерти основавшего ее Дмитрия Константиновича Кантемира. Дальнейшим обустройством храм в Царицыно (позднейшее название имения) обязан его сыну Матвею.

Усадьбу выкупило государство для строительства резиденции Екатерины Великой, роскошные хоромы строили сначала Василий Баженов, затем Матвей Казаков. Не приглянувшийся императрице комплекс достраивали в переходный период истории, с 1984 по 2007 годы.

Неизвестно доподлинно, что не устроило Екатерину в новостройках, но на снимке квадрокоптера они смотрятся просто великолепно. Достройка завершена не очень давно, но теперь Царицыно – целый комплекс с парком и музеем. На фоне каскада водоемов с необычными сооружениями и целого набора дворцов скромно выглядит храм в Царицыно, обозначенный на высотном снимке стрелкой.

Тот древний храм появился в 450-м году, в ознаменование чудесного исцеления слепца тиной из источника. Голос Богоматери продиктовал императору Льву Первому способ излечения, он и основал храм Богородицы Живоносный источник. Описывающая явление Богородицы икона помещалась в посвященных ей храмах, которые сейчас оказались в Украине, Белоруссии и России.

Деятельность прихода

Христиане могут воспользоваться услугами большой библиотеки, находящейся рядом с храмом. Сюда приходят не только верующие люди и прихожане, но и школьники, студенты и просто любители узнать о христианстве много нового. Сейчас насчитано около 18 000 единиц хранения. Это книги, кассеты, журналы, пособия, учебники, газеты и брошюры.

Воскресная школа проводит наборы на каждый учебный год. Приглашаются дошкольники, подростки и взрослые. Что изучают на курсах — основы катехизиса, историю Ветхого и Нового Заветов, христианскую архитектуру и церковнославянский язык. Обучение бесплатное.

Важно! При воскресной школе создали группу поддержки граждан, которые находились в тюрьмах, зонах, СИЗО.

Кроме того, Царицынская церковь занимается организацией паломнических поездок по святым местам, источникам. Здесь оказывают свои услуги юристы и психологи. Можно прийти и совершенно бесплатно получить консультацию и ответы на насущные вопросы.


Богослужение в храме Живоносный Источник

При храме организованы разнообразные кружки:

  • росписи по дереву;
  • математика, физика;
  • рисование;
  • уроки вокала;
  • английский язык для взрослых;
  • плетение из бисера.

Несмотря на все гонения, которые претерпела церковь, и запреты, вера православных христиан одержала победу. Господь помог вернуть храм прихожанам.

Расписание богослужений

Божественные службы совершаются каждый день:

  • по будням Литургия с 09.00 и служба в 17.00;
  • в субботу, воскресенье и праздничные дни — Литургия начинается в 09.00 и 10.00, вечерняя — в 17.00.

Помимо главных Богослужений, каждый воскресный день в храме читают Акафист к Пресвятой Богородице.

Святыни и престольные праздники

Ежедневной в храм приходит много верующих. Здесь покоятся:

  • ковчег с мощами святого Тихона Московского;
  • частички мощей Митрофана Воронежского и преподобных Киево-Печерской лавры.

Именно в этой церкви находится святая икона Божьей Матери, именуемая «Живоносный источник».


Храмовый образ на апсиде церкви Живоносный Источник

3 мая — праздник иконы Божьей Матери «Живоносный источник». 8 ноября отмечают день памяти Димитрия Солунского. В этот день он почил.

Казанскую икону Божьей Матери празднуют 21 июля — это день Ее явления в Казани.

Самый ранний из всех сохранившихся памятников архитектуры на территории царицынского ансамбля.

Первая деревянная церковь появляется на этом месте еще в XVII веке. К началу XVIII века она сильно ветшает. В 1722 владелец здешнего имения Чёрная Грязь – молдавский князь Дмитрий Кантемир – строит на ее месте новый храм с каменной нижней частью и деревянным верхом. Церковь увенчана одноглавым куполом. В 1759 князь Матвей Кантемир-младший просит у московского митрополита разрешения разобрать старую церковь и построить новую – полностью каменную. Новый храм строят из кирпича в стиле елизаветинского барокко. Цоколь и декор — из белого камня. С западной стороны к храму примыкает невысокая двухъярусная колокольня. Освящение происходит 23 июня 1765 года.

В 1775 году Екатерина II покупает «Черную Грязь» и переименовывает ее в Царицыно. Под руководством придворного архитектора Василия Баженова здесь начинается строительство императорской резиденции. Баженов включает храм в новый архитектурный ансамбль.

Во время войны 1812 года церковь пострадала. Смотритель Царицына А. Егоров сообщает в Кремлевскую экспедицию строений в 1813 году: «прошлаго 1812 года сентября с 12-го нашедшими в село Царицыно неприятельскаго войска командами салдат у церкви двери разломаны и в оной некоторыя вещи пограблены, и положенныя в оною для безопасности от пожару Волосныя дела все разбиты и раскиданы».

В конце 1880-х гг. Царицыно превращается в престижный дачный поселок. К тому времени храм и колокольня перестроены по проекту архитектурно-технического бюро «П. Н. Лавин и К°». Расширяется трапезная. Освящен южный придел. Внутри храм украшают росписями и лепным декором. Пол кладут «асфальтовый с насыпкою мрамора».

Колокольня становится четырёхъярусной – на ней теперь шесть колоколов. Самый большой весит 180 пудов. После Октябрьской революции 1917 года храм по-прежнему действует – несмотря на активную антиклерикальную деятельность «Политическо-спортивного союза молодежи» (организация занимает здание Третьего кавалерского корпуса неподалеку). Даже в 1920–1930-е гг. в церковь еще приходят живущие в посёлке Ленино (Царицыно) представители древних дворянских родов — Оболенские и Шереметевы. В храме не прекращаются службы и таинства.

Читайте также:
Богоявленский-Анастасиин монастырь в Костроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Однако в 1934 году с колокольни сбрасывают колокола. А в 1938 году храм закрывают. Некоторые иконы уносят прихожане и священнослужители. Некоторые передаются в музеи. Однако большая часть церковной утвари и икон уничтожается.

С 1940-х гг. здание храма используется как трансформаторная подстанция. В 1970-х гг. – как типография. В 1975 году в нём размещается деревообделочный цех научно-реставрационных мастерских объединения «Союзреставрация».

Осенью 1990 года храм передан общине верующих – в нем возобновляются богослужения. От дореволюционного убранства в храме сохраняются росписи конца XIX — начала XX вв. и барочная лепнина XVIII — XIX вв.

6 мая 1998 года храм вновь освящён патриархом Алексием II.

Немного о строительстве святыни

Как понятно из названия, храм освящен в честь Живоносного источника. По истории говорится что в 5 веке недалеко от Константинополя была роща, посвященная Деве Марии. А ней был источник, который считался чудотворным. На местонахождение этого источника указала людям сама Богоматерь.

Все, кто приходил к этому источнику получали исцеление от тяжких болезней. В благодарность за полученное исцеление люди сначала источник огородили каменным ограждением, а уже немного позже они построили небольшую церковь. Всем, кто искренне просил помощь в исцелении оно было послано.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Веры, Надежды и Любови и матери их Софии

Данная местность получила свое название не сразу. При Катерине II хозяином участка где была построена церковь был князь Голицын. В года, когда были стрелецкие бунты ее отобрали и она перешла в казну. Нужно отметить что первоначально храм был построен из дерева, и он переходил из одного собственника к другому.

Конечно его каждый немного перестраивал и использовал как семейную усыпальницу. И только когда участок стал собственностью императрицы участок был полностью перестроен. В то время и поменяли название его на «Царицыно». На этой территории размещалась ее летняя резиденция.

Как и многие другие храмы в 1939 году он был закрыт. После закрытия сначала в него поместили трансформаторную будку, после чего в нем была и типография и даже цех по обработке дерева. Не удивительно, что постройка не выдержала таких испытаний и начала немного разрушатся. И только в начале 90-х годов церковь в Царицыне была возвращена православным верующим. В этом же году и начались работы по ее восстановлению.

Сегодня храм открыт и полноценно функционирует. Кроме проведения богослужения в храме Царицыно, здесь работает церковная библиотека, которая вмещает в себя очень много разнообразных редких книг. Посетить ее могут не только те, кто обучается в воскресной школе, но и любой желающий прихожанин.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

При храме действует воскресная школа. На ее основе проводит свои работы специальная группа, которая занимается поддержкой личностей, которые по тем или иным причинам лишены свободы. Церковь также известна своими паломническими поездками. При ней также проводят бесплатные юридические и психологические консультации.

Внешний облик храма в Царицыно

Колокольня, служащая и входом в храм в Царицыно, состоит из четырех уменьшающихся по высоте ярусов. Над входом – мозаичное изображение Богоматери с младенцем, рядом с дверями виденная ранее табличка. Второй ярус с обычным остеклением – обитель звонарей, звонница занимает два верхних яруса.

Самый высокий третий ярус предназначен для наиболее крупных колоколов, площадь проемов там наибольшая. Проем очерчен большой аркой, внутри которой – две узких, сходящихся посередине в единое отверстие. На четвертом ярусе внешней арки нет, проем и колокола поменьше. На четырехскатной крыше — световой барабан со сравнительно небольшим куполом.

Летние окрестности, окружающие храм в Царицыно, весьма живописны и ухожены. Ровно подстриженная трава газонов отделена бордюрами от аккуратных пешеходных дорожек. Вокруг строения много деревьев, особенно выделяется гигантская лиственница, явно солидного возраста. Люди в церковной ограде передвигаются неспешно и солидно, только неугомонные детишки могут и побегать, и на травке поваляться.

Зимний вид почти с той же точки демонстрирует сильно изменивший свой облик храм в Царицыно. Стволы и ветви лишившихся листвы деревьев стали почти невидимыми, не похожа на себя летнюю потерявшая хвою лиственница. Немногочисленные прохожие одеты совсем иначе, рождественский лозунг на ограде напоминает об и так очевидном времени года.

Зато зимой ничего не мешает рассматривать внешний вид и конструктивные особенности, характеризующие храм в Царицыно. Бросается в глаза избранный строителями способ выделения значимых элементов здания. Используется окраска в белый цвет пилястров и оконных наличников, еще некоторых деталей строения.

Как и вся русская природа, окрестности церкви имеют свои прелести в любой сезон года, да и погода каждая хороша. Тем более безразлична сезонность в применении к духовному убежищу, если только туда влечет истинная вера, а не привычка либо притворство.
Метки: МоскваРоссияусадьба-музейхрамЦарицыно

Живоносный источник святой воды в болезни

При болезни с утра, натощак, возьмите за правило пить святую воду и есть часть просфоры (церковный пресный хлеб с печатью из креста на плоской вершине, из которого вынимаются частицы с поминанием имен людей; просфору дадут вашим близким или вам при подаче записки «О здравии» на Литургию, что тоже нужно сделать для вас, если вы больны) с молитвой на святую воду.

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы на Сенях: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

« Господи, Боже мой, пусть будет мне твой святой дар: просфора и святая вода для прощения грехов моих, просвещение моего ума, укрепление душевных и телесных сил моих, здоровье души и тела моего, избавление от моих пороков и болезней по твоему беспредельному милосердию и молитвам Матери Твоей пречистой и всех святых Твоих. Аминь».

Свято-Георгиевский кафедральный собор в Калуге

Свято-Георгиевский собор в Калуге — уникальная христианская святыня с удивительной старинной архитектурой и святынями, сохранившийся с 1701 года. Местным жителям георгиевская церковь известна, как Георгиевская «за верхом», «верх» на местном наречии означает овраг, овраг исчез, а название осталось.

История возникновения Георгиевской церкви в Калуге

По историческим данным, Свято-Георгиевский храм был воздвигнут в 1701 году купцами Коробовыми, в нем было 2 придела. По неточным данным, ранее на этом месте находилась деревянная церковь, построенная в 1626 году.

  • На верхнем этаже нововозведенного храма располагалась, как и поныне, Воздвиженская церковь Креста Господнего, которая была расписана в семидесятые годы XVIII столетия. Через сто лет рисунки омыли и обновили, не нарушив качества первоначальной росписи.
  • В 1824 годы храмовый комплекс достроили двумя приделами, в честь Богородичной иконы «Утоли Мои Печали» и святого Иоанна Предтечи.

Нижний этаж окончательно был расписан только в начале XX века. В 1926 году собору присвоен статус кафедрального, ибо Свято-Троицкий кафедральный храм закрыли.

Советский период

В 1934 году, время особого гонения на Церковь, кафедру возглавлял священномученик Августин (Беляев). На собственном примере владыка проявлял верность христианской вере. В бесстрашии проповедовал Слово Божье, собирая под соборные купола православный народ. Архиерейская кафедра постоянно была украшена цветами от мирян.

Читайте также похожие статьи:

Духовная жизнь в храме не прекращалась в годы страшных репрессий, но в 1937 году тройка УНКВД приговорила владыку Августина и священнослужителей к расстрелу за религиозную деятельность.

5 лет, до 1942 года храм действовал, в нем служили многие священники, но место владыки пустовало. Богослужения проводились вначале протоиереем А.Кедровым, священником Николо-Козинского храма, затем священномучеником Ионикем (Дмитриевым), также расстрелянного, как сподвижника великомученика Августина. Священнику Волкову удалось удержать на служении всего 10 дней, после чего советская власть арестовала и его.

Еще несколько священников сменилось на соборной кафедре святого Георгия Победоносца.

  • В 1940 году Георгиевский собор в Калуге был закрыт на несколько месяцев, после открытия его возглавляли игумен Прокопий, протоиерей Анохин, отец Иосиф, протоиерей Г.Лысяк.
  • В 1950 году храм возглавлял епископ Онисифор (Пономарев), под его руководством роспись в церкви была промыта, знаменитые художники были привлечены к восстановлению настенной живописи.

Возрождение

В честь 1000-летия Крещения Руси собор Георгия Победоносца в Калуге был окончательно отремонтирован, реставрация коснулась иконостасов, киотов и храмовых икон.

На заметку! В 1960 году Свято-Георгиевский кафедральный собор в Калуге признан архитектурным памятником.

С 1926 года и по 1999 Георгиевский храм обладал статусом кафедрального, на время закрытия собора Святой Троицы, после восстановления его остался в статусе собора.

1999 год ознаменовался 200-летием Калужской епархии и освящением в честь этого события креста, установленного около Георгиевского храма в память обо всех священнослужителях епархии.

В конце XІX-начале XX веков Георгиевская церковь была посещаема святым праведным Иоанном Кронштадтским. Служения в знаменитом калужском соборе проводились под благословением:

  • Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго;
  • Блаженнейшего Митрополита Вашингтонского и всея Америки Феодосия;
  • Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всея Африки Парфения Третьего.

С 2007 года храм великомученика Георгия Победоносца официально передан в распоряжение Православной Церкви.

Архитектурная уникальность и устройство храма

Стройные постройки двухэтажного каменного храма с богатыми архитектурными деталями, ярким дизайном издалека привлекают внимание прихожан и гостей Калуги.

В основу архитектуры храмовых построек положено московское барокко.

Ещё интересные статьи о православии:

На втором этаже собора находится церковь Воздвижения. Главный придел Георгия Победоносца располагается на первом этаже, на южной стороне строения проводятся богослужения в церкви иконы Богородицы «Утоли Мои Печали». На севере — придел Иоанна Крестителя.

Архитектура колокольни Георгиевской церкви в Калуге поражает своей неповторимостью.

  • На трехъярусном четверике располагаются колокола восьмигранной звонницы, расположенные под шатровым покрытием.
  • Наличие двойных четырехугольных и закругленных проемов придает колокольне особого величия. Небольшие колонки служат украшением наличников.
  • Русский стиль архитектуры использован при постройке входных порталов верхней и нижней церквей. Использование витых колонок, резных крестов, ставен на окнах подчеркивают уникальность храмовой архитектуры.
  • Пять глав церкви украшены гранеными барабанами, украшенными куполами луковичной, шлемовидной формой.
  • Ползучие арки ранее украшали лестничные пролеты с севера и юга, на данный момент их заложили. Галереи ограждены глухим парапетом, его кладка украшена фигурными балясинами белоснежного цвета, что особенно выделяется на фоне красной окраски здания.
  • Кресты, заключенные в четырехугольную форму с круглыми дисками по углам, украшают бока контрфорса.
  • Контрфорс, придающий храму древний вид, служит укреплением нижнего яруса.

Святыней верхнего храма является иконостас, состоящий из пяти ярусов. Время изготовления его относится к середине восьмидесятых годов XVIII столетия. В основу пышной потолочной резьбы иконостаса положен стиль московского барокко.

Множество святых образов, украшающих верхний иконостас, выполнено индивидуально для него.

Иконы нижнего иконостаса по предположению историков перенесены из деревянной церкви, стоящей на месте теперешнего собора. Именно время написания святых образов Св. Георгия и мученицы Параскевы Пятницы реставраторами отнесено к началу XVII столетия.

Святыни собора

Нескончаем поток паломников и прихожан к чудотворной иконе «Калужская».

В нижних церквях находятся храмовые святыни:

  • Богородицы «Утоли Мои Печали»;
  • святого Николая Угодника;
  • Спаса;
  • Георгия Победоносца;
  • святой Параскевы и другие.

Уникальной святыней Георгиевской церкви является святой образ Богородицы, которую написал в 1740 году иконописец Семен Фалеев.

Читайте также:
Храм Смоленской Божией Матери в Санкт-Петербург: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Святые мощи угодников из Киево-Печерской лавры хранятся в напрестольном кресте.

Чтятся в калужской святыне мученики Гурий, Авив и Самон, пострадавшие за христианскую веру и принявшие мученическую смерть в разные года раннего христианства.

Деятельность храмового комплекса

В 1990 году архиепископ Калужский и Боровской Климент благословил открытие воскресной школы. На тот период эта было единственное учебное заведение в епархии Калуги, которая поныне служит православным образовательным центром для взрослых и детей.

Престольные праздники

  • 6 мая в день почитания святого Георгия Победоносца на богослужения собирается множество горожан и паломников.
  • 18 мая православный мир поклоняется святому лику Пречистой Девы «Утоли Моя Печали».

Информация для паломников и гостей

Свято-Георгиевский собор в Калуге находится на улице Баумана, дом 14. Богослужения проводятся ежедневно. По будням они начинаются в 8.00 утра, и вечерняя служба совершается в 17.00.

По воскресеньям Божественная литургия совершается в 7.00 и в 10.00.

Совет! Для участия в Таинстве крещения нужно пройти специальную подготовку и предварительно договориться со священником о времени совершения таинства.

Исповедь совершается каждый день после утренней службы. По договоренности в храме совершается венчание в разрешенные церковным уставом дни. Отпевание и погребение проводятся ежедневно.

После посещения Георгиевской святыни в Калуге в душе надолго остается светлое чувство покоя и радости.

Свято-Георгиевский собор (Калуга)

Свято-Георгиевский собор, называемый также собором в честь великомученика Георгия «за верхом», построен в 1701 году. По преданию, строителем собора был земской староста Иван Кириллович Коробов. На местном диалекте слово «верх» означало овраг, таким образом название связано с особенностями рельефа города.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Первое упоминание о нынешнем каменном храме относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырех-угольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином.

С 1937 по 1942 гг. — время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, — в соборе сменилось около десятка священников. После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма — протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован.

С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов.

В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.

Читайте также:
Желтоводский Макарьевский монастырь: история и адрес монастыря, современное положение, настоятельницы и святыни

В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин.

В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327).

20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

До революции 1917 года храм Георгия «за верхом» собором не являлся. Статус кафедрального собора он получил в 20-е гг. ХХ в. после закрытия Свято-Троицкого собора. В 1999 г., когда Свято-Троицкий собор был восстановлен и вновь стал кафедральным, храм Георгия «за верхом» , решением Управляющего Калужской епархией, сохранил статус собора.

В конце XIX в. во время своего визита в г. Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в память об этом событии в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: «Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию». В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994).

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Деятельность прихода [ править ]

Воскресная школа при соборе была открыта тщанием архиепископа Калужского и Боровского Климента (ныне митрополита) в сентябре 1990 года. Она стала первой в Калужской епархии после многолетнего перерыва. До 1918 г. при Георгиевском храме действовала церковно-приходская школа. Она находилась в расположенном во дворе собора здании, построенном в XVIII в. на средства, собранные духовенством (ул. Георгиевская, 12).

В настоящее время здание частично возвращено Церкви, в нем и разместилась школа.

Святыни [ править ]

Главной святыней храма является всемирно известная чудотворная Калужская икона Божией Матери. Празднования в её честь совершаются четырежды в год: во второе воскресенье после праздника Святой Троицы (переходящее празднование), 31 июля, 15 сентября и 25 октября. Доступ к иконе открыт для всех желающих каждый день с 7-30 до 19-00.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, г. Калуга, ул. Баумана, 14

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений:

Понедельник — суббота:

08:00 Часы, Божественная литургия, молебен, панихида

17:00 Вечерня и утреня

Воскресенье:

07:00 Часы, Божественная литургия, молебен, панихида

Приходы Калужской епархии – Город Калуга:

Свято-Георгиевский собор
(храм в честь великомученика Георгия “за верхом”)

Адрес: г. Калуга, ул. Баумана, 14
Телефон: (4842) 74-24-68, 74-24-62

Наместник: протоиерей Николай Казаков

Клирики собора: иерей Олег Прохоров, иерей Сергий Гандера, диакон Филипп Лесинков

Окончание постройки нынешнего каменного храма относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города – слово “верх” на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление “за верхом” означает “за оврагом”.

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле “московского барокко”. Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа – галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был “из-под колокольни”, о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.

Читайте также:
Хутынский монастырь в Новгороде: история и адрес, описание, список послушниц, святые и святыни

Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля у храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Следует заметить, что здесь отчетливо сказались новые веяния, неизвестные в конце 1680-х гг. Просторный алтарь сохраняет традиционное трехчастное деление, хотя здесь это уже единое помещение. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

Верхний этаж занимает всего один придел – во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный – во имя великомученика Георгия Победоносца, южный – во имя иконы Божией Матери “Утоли моя печали” и северный – во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма – великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI-началом XVII вв. – то это предание можно считать достоверным.

Колокольня Георгиевского собора – один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином.

С 1937 по 1942 гг. – время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, – в соборе сменилось около десятка священников. После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма – протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован.

С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов.

В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.

В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин.

Читайте также:
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны – великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой – праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли – чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери “Утоли моя печали” (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранились: напрестольный крест с частицами мощей девяти Печерских святых. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327).

20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти “преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии”. Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

До революции храм Георгия “за верхом” собором не являлся. Статус кафедрального собора он получил в 20-е гг. ХХ в. после закрытия Свято-Троицкого собора. В 1999 г., когда Свято-Троицкий собор был восстановлен и стал кафедральным, храм Георгия “за верхом” сохранил статус собора.

В сентябре 1990 г. при соборе была открыта воскресная школа – первая в Калужской епархии после многолетнего перерыва. До 1918 г. при Георгиевском храме действовала церковноприходская школа. Она находилась в здании рядом с собором, построенном в XVIII в. на средства, собранные духовенством (ул. Георгиевская, 12). Это здание было запрошено епархией еще в 1976 г., в настоящее здание полностью передано Калужcкой епархии.

В конце XIX в. во время своего визита в г. Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в память о этом в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: “Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию”. В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994).

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

В настоящее время наместником Свято-Георгиевского собора является протоиерей Николай Казаков.

Престольные праздники собор отмечает:

  • в дни празднования икон Божией Матери: Калужской – во 2-ю Неделю по Пятидесятнице; 18/31 июля; 2/15 сентября и 12/25 октября;
  • “Утоли моя печали” – 25 января/7 февраля;
  • в праздники Воздвижения Креста Господня – 14/27 сентября и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня – 1/14 августа; в 3-ю Неделю Великого поста, Крестопоклонную;
  • на Рождество Иоанна Крестителя 24 июня/ 7 июля.

Свято-Георгиевский собор г. Калуги

П ервое упоминание о нынешнем каменном храме относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

Д вухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен царя Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.

Н аружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля у храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Следует заметить, что здесь отчетливо сказались новые веяния, неизвестные в конце 1680-х гг. Просторный алтарь сохраняет традиционное трехчастное деление, хотя здесь это уже единое помещение. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

В ерхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Читайте также:
Пензенская епархия: паломнические поездки, священники и духовенство, храмы

П ятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI-началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

К олокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырех-угольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином.

С 1937 по 1942 гг. — время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, — в соборе сменилось около десятка священников. После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма — протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован.

С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов.

В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.

В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин.

В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

Читайте также:
Собор Рождества Богородицы в Батуми: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327).

20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

Д о революции 1917 года храм Георгия «за верхом» собором не являлся. Статус кафедрального собора он получил в 20-е гг. ХХ в. после закрытия Свято-Троицкого собора. В 1999 г., когда Свято-Троицкий собор был восстановлен и вновь стал кафедральным, храм Георгия «за верхом» , решением Управляющего Калужской епархией, сохранил статус собора.

В конце XIX в. во время своего визита в г. Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в память об этом событии в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: «Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию». В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994).

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Свято-Георгиевский собор

Фото и описание

Свято-Георгиевский собор «за верхом» в Калуге стоит на улице Баумана. Он был построен в 1701 г. земским старостой И.К. Коробовым. Название этого храма связано с его местоположением. На местном крестьянском наречии “верхом” обозначали овраг. Значит, “за верхом” означало “за оврагом”.

Храм – двухэтажный, с шатровой колокольней. Еще издали он привлекает к себе внимание своими стройными пропорциями и шикарными архитектурными деталями. Здание построено в духе храмовой архитектуры в стиле “московского барокко”.

Практически полностью сохранились корпус и наружная отделка храма. Храм увенчан пятью главами. Его высота – около 43 м, длина – 32 м, по бокам второго этажа расположены галереи, которые размещены на четырех романских арках. Первоначально галереи были открытыми, но в конце 1776 г. их покрыли кровлей, которую с каждой стороны поддерживают пять четырехугольных колонн. В послевоенное время галерею полностью застеклили. С обеих сторон на галереи и второй этаж ведут лестницы. Стены верхнего храма снаружи украшены крестами. Храм имеет четырехскатную кровлю с пятью главками.

Алтарь Свято-Георгиевского храма имеет трехчастное традиционное деление. Отделка дверей выполнена в русском стиле. На первом этаже находятся три придела: главный – в честь великомученика Георгия Победоносца, северный – в честь Иоанна Предтечи, южный – в честь иконы “Утоли моя печали”.

На верхнем этаже храма расположен один придел – в честь Воздвижения Креста Господня. Храм, расположенный на втором этаже, был расписан в 1766-1767 гг. Нижний храм расписывался в начале 20 в. Трапезная нижнего храма расписана в 1999 г. Иконостас верхнего храма состоит из пяти ярусов и относится к 1770-80 гг. Его потолочная резьба – в стиле московского барокко.

Трехъярусный четверик колокольни Георгиевского собора несет восьмигранный звон, который завершается высоким шатровым верхом. Нижний ярус укреплен контрфорсом, который придает архитектуре здания вид крепостной стены.

В период с 1926 по 1999 гг. Георгиевский собор был кафедральным. В 1934-1937 гг. в соборе служил будущий священномученик Августин (Беляев). Благодаря владыке Августину Георгиевский собор продолжал свою духовную жизнь. Владыку Августина расстреляли в 1937 г. Вместе с ним были арестованы и другие священнослужители собора, многие из которых были потом расстреляны. Но службы в Георгиевском соборе продолжались вплоть до 1940 г. Тогда собор ненадолго закрылся, но в том же году снова был открыт.

В настоящее время в Георгиевском соборе находится чудотворная Калужская икона Божией Матери, являющаяся основной святыней Калужской земли. В нижнем храме особенно почитаются: икона “Утоли моя печали” (которая была написана специально по заказу купца Сысоева, который чудесным образом исцелился в Кёнигсберге), икона Спасителя, икона святителя Николая, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы. В верхнем храме почитается Иерусалимская икона Божией Матери (1740 г., иконописец Семен Фалеев).

С 1960 г. Георгиевский собор является памятником архитектуры республиканского значения.

В мае 1999 года был освящен крест, который посвящен памяти всех трудившихся в Калужской епархии, стоящий возле Свято-Георгиевского собора. После 1999 г., когда был восстановлен Свято-Троицкий собор, Георгиевский храм перестал быть кафедральным, но сохранил статус собора. При соборе с 1990 года функционирует воскресная школа, которая стала первой в Калужской епархии (до 1918 года при храме существовала церковно-приходская школа, располагавшаяся рядом с собором).

В конце 19 в. во время своего посещения Калуги в соборе провел службу Иоанн Кронштадтский. В знак памяти об этом событии в алтаре Георгиевского собора установлена памятная бронзовая табличка. В Георгиевском соборе также совершали службы: Святейший Патриарх Московский Алексий II, Митрополит Вашингтонский Феодосий, Патриарх Александрийский Парфений III.

В 2007 году Георгиевский храм был передан в собственность Калужской епархии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: