Храмы Серпухова: монастыри и церкви, адреса и контакты

Храмы Серпухова: монастыри и церкви, адреса и контакты

Первое упоминание о Серпухове датируется 1339 годом. В настоящее время в древнем городе сохранилось множество исторических памятников различных эпох, среди которых важнейшее место занимают храмы и монастыри.

Старинный центр располагается на высоком холме – Красной (Соборной) горе. Ранее тут стоял Кремль – сначала деревянный, а с 1556 года каменный. К огромному сожалению, в 1934 году его разобрали. Сейчас здесь можно увидеть лишь небольшие фрагменты кремлевских стен и Троицкий собор.

Красная гора – традиционное место, куда приезжают местные свадебные кортежи, чтобы жених и невеста запечатлели себя на этом исторически важном для их города и в то же время очень живописном месте. Пока мы осматривали холм, на нем побывали несколько пар.

Так выглядят уцелевшие части белокаменных стен Серпуховского кремля.

Каменный Троицкий собор был возведен на Красном холме в XVI веке и позднее дважды перестраивался. В его привилегии входил сбор пошлин с Серпуховского уезда. В советский период храм закрывался. Богослужения возобновились лишь в 2003 году. Сейчас здесь проводится и обряд венчания.

В Троицком соборе располагается филиал Серпуховского историко-художественного музея, где можно увидеть ценные экспонаты, собранные из различный храмов и монастырей.

Рядом с собором паслись красивая лошадка с совсем маленьким жеребенком.

У подножия Соборной горы в прежние времена был Торг. Сейчас здесь стоят в разной степени сохранившиеся храмы, выстроенные по одной линии.

Одной из церквей у Соборного холма является Успенский храм, возведенный в 1744 году и перестроенный в 1817 году после пожара. Сооружение выполнено в стиле классицизма и щедро декорировано белокаменной отделкой.

Ранее на этом месте было кладбище, где в общих могилах хоронили умерших от эпидемий 1352, 1426 и 1693 годов.

Неподалеку стоит Ильинская церковь, построенная на торговой площади в 1748 году. В середине XIX века на фасадах появилась лепнина. Судя по внешнему виду, здание было не так давно отреставрировано.

Это единственный храм в Серпухове, который оставался действующим в советский период.

Следующая в ряду – интересная по архитектуре Троицкая церковь, декорированная каменным узорочьем. Возведена на рубеже XVII-XVIII веков.

В 1960-х годах Троицкая церковь была закрыта. В настоящее время здание находится на балансе Серпуховского историко-художественного музея. И выглядит заброшенным.

Далее мы поехали осмотреть Кафедральный собор Николая Чудотворца Белого. Крупная, прекрасно отреставрированная в начале 2000-х годов церковь в стиле московского ампира, в интерьере много росписи. В храме можно увидеть особо почитаемый в Серпухове образ Божией Матери «Взыскание погибших».

Собор был построен в 1835-1857 годы.

В 1929 году храм закрыли и приспособили под склад. В 1995 церковь вернули прихожанам, и после завершения восстановительных работ в 2005 году она была заново освящена.

На той же (Калужской) улице, на которой стоит собор Николая Чудотворца, находятся опустевшие и сильно обветшавшие здания бывшего Распятского (Ново-Рождественского) монастыря. Эта женская обитель действовала в 1665—1764 годах, но в ходе секуляризации церковных и монастырских земель, предпринятой Екатериной II, она была закрыта. Ныне причислена к историческим памятникам федерального значения, но судя по состоянию, власти об этом давно забыли.

Среди относительно сохранившихся монастырских строений однокупольная церковь Распятия Христова в духе раннего барокко, датируемая 1719 годом, и колокольня 2-й четверти XVIII века. Храм продолжал действовать до 1930-х годов, позднее в нем устроили общежитие медицинского училища.

В настоящее время в Серпухове действуют два монастыря – Высоцкий мужской и Владычный женский.

Серпухов. Монастыри, храмы и богатейшая картинная галерея Подмосковья

Татьяна А.М. 06.04.21 11:43:36
Серпухов. Монастыри, храмы и богатейшая картинная галерея Подмосковья Оценка: 5

Время отдыха: март, апрель 2021

Немного истории

Пишут, что название села связано с тем, что протекающая рядом Ока во время половодья заливала близлежащие дома, и они «подмокали».
Первое упоминание о деревянной церкви Рождества Богородицы в селе Подмоклово содержится в тарусских писцовых книгах 1628—1629 годов. Начало же строительства каменного храма датируется 1714 годом. Заказчиком стал владелец имения, один из ближайших сподвижников Петра I князь Григорий Федорович Долгоруков. Существует версия, что идея создания храма пришла к нему во время его поездок по странам Европы в составе Великого посольства в 1697—1699 годах.

Читайте также:
Церковь Феодора Тирона в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

После смерти Г.Ф.Долгорукова имение в Подмоклове перешло к его сыну – дипломату, тайному советнику князю Сергею Григорьевичу Долгорукову, продолжившему строительство храма. Но после смерти благоволившего к Долгоруковым императора Петра II и воцарения императрицы Анны Иоанновны все семейство Долгоруковых попало в опалу. Князь Сергей Григорьевич был сослан, а впоследствии казнен, на его имения был наложен арест. Строительство храма надолго прекратилось, его удалось закончить только сыну Сергея Григорьевича Николаю Сергеевичу, которому императрица Елизавета Петровна возвратила его имение в Подмоклово. Храм был освящен в 1754 году.

Автор проекта неизвестен, но есть предположение, что это работа итальянского архитектора Карло Фонтана. Работы по декоративной резьбе и созданию скульптур были выполнены русскими мастерами под руководством московского резчика Ивана Афанасьева Зимина. Именно из-под их резцов вышли 16 скульптур апостолов и евангелистов – одно из главных украшений храма. Это считается практически первой работой русских мастеров столь высокого уровня.

До 1937 года церковь была действующей, потом в ней устроили зернохранилище. В начале 1980-х годов 5 из 16 украшающий храм статуй были разрушены вандалами. Впоследствии разрушенные статуи были восстановлены специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря и переданы в Серпуховской Историко-художественный музей. Остальные статуи сейчас находятся внутри храма, а ротонду украшают их точные бетонные копии.

В 1996 году в храме Рождества Богородицы прошла первая служба. А по-настоящему второе рождение храма произошло, когда его настоятелем был назначен протоиерей Дионисий Крюков. При участии своей семьи он наладил в Подмоклово проведение экскурсий для туристов, организовал культурные программы для жителей села, создал сайт храма и даже стал учредителем фестиваля старинной музыки у его стен.

И для деток место для игр предусмотрено

Мараева принадлежала к общине старообрядцев поморского согласия, одного из самых строгих старообрядческих толков. Овдовев в 37 лет, она осталась с восемью детьми, да еще была вынуждена в течение 10 лет судиться за мужнино немалое наследство (бумаготкацкая фабрика, ситценабивное производство, да еще пара домов в Москве). Двоюродный брат покойного мужа Филип Мараев (между прочим, православного вероисповедания) попытался все это отсудить на основании того, что Анна Васильевна не была законной женой своего мужа, т.е. не была обвенчана в православной церкви. Конечно, не была, согласие-то беспоповское и безбрачное! Судебное разбирательство закончилось в 1893 году отклонением Сенатом притязаний Ф. Ф. Мараева. И в том же году Анна Васильевна выкупила коллекцию картин и антикварных вещей у Ю. В. Мерлина — камергера и чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе. Интересное совпадение, не так ли? Зачем бы женщине, воспитанной в старообрядческой семье, покупать коллекцию западноевропейской живописи? В изложении смотрительниц музея: “Мерлин ей помог выиграть тяжбу, а Мараева ему помогла выкупив коллекцию, т.к. у него были проблем с деньгами. Но она ее не выставляла и не развешивала, а хранила где-то в подвале, чтобы эти, иногда даже обнаженные, тела никому на глаза не попадались”. По мне так похоже на взятку… Ну да ладно, получилось-то хорошо. Продолжим.

Получив наследство, в 1894 году Анна Васильевна стала серпуховской купчихой 1-й гильдии. Производством она управляла очень успешно – в 1897 году на ее ткацкой фабрике трудилось более 800 рабочих, успешно велась оптовая торговля на Нижегородской и Урюпинской ярмарках, а мараевские ситцы пользовались успехом по всей России. Немалую часть доходов от своей мануфактуры Мараева тратила на поддержку серпуховской общины старообрядцев-федосеевцев, даже построила для общины церковь с богадельней. В 1915 году Мараева на свои средства открыла в Серпухове госпиталь на 100 мест, в котором работали сестрами милосердия ее дочери Анна и Ольга, а также внучки Вера и Екатерина Уфимцевы.

Читайте также:
Преображенский собор в Белгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Вот такой была хозяйка прекрасного особняка, строительство которого по проекту Романа Клейна началось в 1895 году. Сейчас в этом здании располагается Серпуховский историко-художественный музей, в основу коллекции которого и легли произведения искусства, приобретенные Мараевой. А в 1920-х — начале 1930-х годов фонды музея пополнились произведениями искусства и бытовыми предметами из разоренных окрестных усадеб — Рай-Семеновское (Нащокиных), Семеновская Отрада (Орловых-Давыдовых), Телятьево (Сологубов), Остафьево (Вяземских) и центральных музейных хранилищ.

Здание, построенное при Мараевой правее, а слева, более светлое низкое здание – дом Мараевых, в который она вошла в качестве жены Мефодия Мараева

Музей оказался весьма популярным. В кассу даже выстроилась очередь из двух больших групп школьников. А я решила начать посещение с другого очень интересного для меня места – старообрядческого храма Покрова Пресвятой Богородицы, построенного на средства Мараевой. К сожалению, регулярные экскурсии там бывают только по выходным, а посещение без экскурсии невозможно. Надо сказать, что в провинциальном Серпухове цены оказались вполне столичными. Билет в музей стоит 700(!) рублей (в Эрмитаж, между прочим, 500), пенсионный билет 490. Индивидуальная экскурсия в храм для группы меньше 5 человек (это как раз я) – 1000 рублей.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы был сооружен в 1908-1912 годах по проекту московского архитектора М.Г.Пиотровича. Анна Васильевна Мараева решила возвести его в память о своей дочери Анфисе, скончавшейся после травмы, полученной во время занятий верховой ездой, ее приданное и стало частью выделенных на строительство средств. С 1912 на одном из аналоев находится икона Святой мученицы Анфисы, небесной покровительницы Анфисы Мараевой

Храм украшает великолепный деревянный резной иконостас работы калужских мастеров иконостасной мастерской С.Т.Тинякова начала прошлого века. Как же жалко, что нельзя фотографировать! Экскурсовод рассказал, что раза два в году в храме проходят службы, и поэтому старообрядцы категорически возражают против фотографирования. Даже стоящую при входе статую из храма в Подмоклово сфотографировать не разрешили… Я с удивлением узнала, что храм не закрывался в советское время, но к 80-м годам прошлого века общины в Серпухове почти не осталось, и стало трудно поддерживать его в достойном виде, да и просто охранять. Однажды храм даже ограбили. После этого по решению наставницы, поддержанному Преображенской Федосеевской общиной, в 1988 году церковь была передана Серпуховскому историко-художественному музею.

Практически все интерьеры храма сохранились без изменений с дореволюционных времен. Мараева передала в храм семейную коллекцию икон, книг и богослужебной утвари. В коллекции Мараевых было такое количество икон, что одного иконостаса оказалось недостаточно, пришлось устроить два дополнительных. Всего в храме три иконостаса – центральный, южный и северный.

Экскурсию проводил старший научный сотрудник музея, искусствовед, Иван Александрович Волков, было необыкновенно интересно, и мы довольно долго общались. Я даже замерзла, в храме, как и писала Мария zima, очень холодно.

На улице светило солнце, поэтому я решила сначала погулять, а уже потом вернуться в музей. Сначала я поехала в старейший монастырь Серпухова – Введенский Владычный монастырь.

По преданию он был основан в 1360 году святителем Алексием митрополитом Московским по чудесному указанию Божией Матери. Строителем и первым настоятелем обители стал келейник святителя Алексия инок Варлаам. Расцвет монастыря начался с конца ХVI века, после того как летом 1598 года, опять же по преданию, навстречу татарскому войску Кызы Гирея из ворот Владычного монастыря на белом коне выехал Святой Георгий Победоносец, устрашив хана и его воинов. Бескровная победа была торжественно отпразднована в русском лагере, стоявшем под стенами монастыря, а сам монастырь получил щедрые пожертвования от Бориса Годунова в память об избавлении от татар. На эти деньги спустя год была возведена трапезная с шатровой церковью во имя Георгия Победоносца, монастырь был обнесен каменной крепостной стеной с башнями и надвратной церковью, также был построен каменный жилой корпус.

Читайте также:
Спасо-Преображенский собор в Тольятти: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В советскую эпоху монастырь был закрыт, и до 1978 года в нем размещалось военное училище. В настоящее время это действующий женский монастырь.

Святые врата с надвратной Церковью Феодота Анкирского

Храм преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве

В середине осени 2007 г. в районе Москвы под названием Солнцево заложили фундамент долгожданного Божьего дома. Пожертвования на воздвижение собирались в специальном вагончике, большое количество добродетельных людей внесло свою лепту в это праведное дело. Идея строительства храма С. Радонежского возникла у преподобного Владимира (Зорина), он желал, чтобы многочисленный район получил возможность ходить в собственную церковь.

История постройки

Идейным вдохновителем воздвижения Божьего дома в этих местах был отец Владимир, который долгое время служил настоятелем собора в районе Переделкино. На территории массива Солнцево исторически никогда не было церковного сооружения. Потребность в храме местные жители ощутили еще со времен 90-х годов.

  • Мысль преподобного Владимира нашла отклик в сердцах многих людей, заинтересованных в воздвижении большого Божьего дома. Преподобный познакомился с ведущими предпринимателями округа и добился расположения в вопросе строительства и финансирования. Благодетели ясно понимали, что воздвижение храма не принесет большой выгоды, поэтому перебороли мысли о корысти и сделали необходимые вложения.
  • Многие верующие думали о воздвижении собственной церкви, но постоянно откладывали начало работ на будущее. Православный народ предпринял решительные меры только после того, как эту местность едва не скупило баптистское сообщество, которое желало распространить свои убеждения по округе. С баптистами удалось договориться, им отдали клуб строителей. Православные же, наконец, решили начать воздвижение собственного храма в Солнцево.
  • Закладной крест долгожданного храма установили в середине осени 2007 г., ритуал возглавлял архиепископ Алексий. С этого момента стали проводится еженедельные воскресные молебны. После того как тяжело заболел основатель-отец Владимир, местные бабушки поддержали его и стали самостоятельно проводить молитвенные акафисты во славу нового храма.
  • Вскоре о собраниях на месте воздвижения без священника узнал владыка Александр, который благословил на здешние службы протоиерея Иоанна (Чуракова). Батюшка приобрел в Сергиевой Лавре аналойную икону святого Сергия. Этот лик стал основным для акафистов в течение первых лет воздвижения.

Интересно! Название для церкви выбирал преподобный Владимир, для которого святой Сергий стал главным духовником всей его жизни.

Воздвижение

Основные строительные работы начались спустя полтора года после заложения креста. Была огорожена территория, появилась специальная техника, вырыли котлован, сформировали бетонный фундамент, нижний ярус и основание первого этажа. После проводился чин закладки церкви, на ритуале присутствовал владыка Алексий и настоятели других храмов.

В основание Божьего дома опустили памятные письма и камни с символичными напоминаниями.

  • Вскоре приобрели запрестольный образ, священные иконы, книги, подсвечники. Это позволило обустроить пространство и сделать его пригодным для служений.
  • В 2010 г. на купол церкви установили православные кресты, ритуал освящения проводил епископ Кирилл. Присутствовало большое количество верующих людей, но стояли они за территорией стройплощадки.
  • Началась отделка верхнего храма, в нижнем установили жертвенник, иконостас и святой престол. Рабочие отштукатурили стены, монтировали сейф, куда положили священные сосуды, в подклете залили бетонный пол. Община продолжала совершать богослужения несмотря на то, что застройщики запрещали находится людям в еще не готовом здании.
  • В том же 2010 г. на колокольню при помощи крана установили колокола. Чин освящения этой части храма прошел в конце осени. С этого момента началась полноценная церковная жизнь Сергиевской церкви, народ услышал язык колокола. На следующее утро прошла Божественная литургия. Отец Владимир приехал из больницы и вышел к людям только под конец молебна. Владыка Арсений прислал сюда настоятелем батюшку Алексия.
Читайте также:
Храм Смоленской Божией Матери в Санкт-Петербург: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

На заметку! Общая площадь здания составляет 1800 м2, финансированием воздвижения занимались православные прихожане и некоторые благотворительные предприятия.

Храм преподобного Сергия создавался в византийском стиле, довольно популярном в церковной архитектуре. Первый дополнительный придел освящен во славу князя А. Невского, второй — в честь Ксении Петербуржской, на первом же ярусе находится и крестильня.

Жизнь общины

Церковью храма С. Радонежского управляет настоятель Александр (Волков). При храме работает воскресная школа, в которой есть разделение по возрастам. Прихожане имеют возможность заниматься хоровым пением и процессом изготовления керамической продукции.

Подростки имеют возможность вступить в дискуссионный клуб, где рассматриваются вопросы церковного характера, идет просмотр фильмов определенной тематики. Здесь изучают Священные книги, проходят курс духовной практики, совершают экскурсии по местам исторической и культурной важности, организовывают спортивные соревнования и торжества, занимаются творчеством.

На заметку! Два раза в неделю в стенах Божьего дома проводят занятия по церковнославянскому языку.

Информация для паломников

Храм С. Радонежского находится в Москве, по адресу: улица Богданова, строение № 21. Ближайшая станция метро — «Солнцево», ближайшая остановка транспорта — «Выставочный зал», до места доезжают автобусы № 752, № 689, № 695.

По будням богослужения начинаются в 7:30, а заканчиваются в 18:00. По воскресным дням в 6:30 совершается исповедь, после идет литургия и молебен, в 17:00 — вечерня с прощением.

В Божьем дом хранятся христианские реликвии, среди которых: икона «Скоропослушница», «Вифлеемская», лик Матроны Московской и т.д.

Настоятелем церкви является иерей Александр (Волков), ему помогают шесть священнослужителей.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва)

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках один из старейших в Москве. Он расположен напротив Высоко-Петровского монастыря, основанном в XIV веке. Район, где находился храм, имел в течение времени несколько названий — Старые Серебряки, потому что жили здесь работники монетного двора, Новые Сторожа, так как жили здесь представители дворцовой стражи. Но в современности закрепилось за этим районом название Крапивники.

История

Церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, «что в Старых Сторожах», «что в Старых Серебряниках», «на Петровке», «в Крапивниках», «на Трубе» известна по документам с 1591 года. Она расположена напротив юго-восточной стены Высоко-Петровского монастыря, основанного митрополитом Петром в XIV веке и обязанного своим расцветом покровительству Петра I и Нарышкиных.

Время построения Сергиевской церкви в точности не известно, в описании XIX века предположительно указывается 1591 год. Пока единственным документальным подтверждением этой даты является так называемый «Петров чертеж» (1597), на котором можно видеть небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. Название местности «Старые Серебряники» говорит о том, что здесь располагались дворы серебряников — мастеровых, работавших на Монетном дворе.

Определение «на Петровке у Трубы» указывает на расположение храма в переулке между Петровкой и Трубной площадью. А о происхождении названия «в Крапивниках» (или «в Крапивках») мнения разнятся. Чаще всего говорят о том, что здешняя местность была изобильна крапивой. Есть и другие версии: «Еще один переулок в этих местах — Крапивенский. Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии наиболее заметного домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 г. упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, — возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка» (С. К. Романюк. Из истории московских переулков (1988)).

Трудно сказать, были ли в XVII задворки Высоко-Петровского монастыря столь глухи и чащобны, чтобы дать название переулку. По Сигизмундову плану Москвы 1610 года все пространство между улицей Петровкой и речкой Неглинной было застроено деревянными домами. Однако на плане Горихвостова 1767 года восточнее Петровки разбросаны отдельные дворы, городских кварталов нет; вдоль низменного берега Неглинной темным тоном показана пойменная луговина или пустырь, возможно, возникший в результате пожаров в первой половине XVIII века. В Переписных книгах 1738–1742 годов местность позади дворов прихожан церкви Сергия Чудотворца в сторону Неглинной значится «безгласной».

Читайте также:
Липецкая епархия: храмы и монастыри, святыни и священники

Церковь преподобного Сергия впервые упоминается в документах в 1625 году. Церковь названа деревянной, и записано, что «по окладу дани 18 алтын 2 деньги платил поп Иван». Та же запись повторяется и в 1628 году.

В 1631–1632 годах в приходе церкви насчитывалось 40 дворов, священником был Кузьма Игнатьев. За последующие 6 лет приход увеличился на 14 дворов, и в Переписной книге 1638 года у «Сергия Чудотворца Старых Серебреников» записано уже 54 двора — в том числе двор попа Агафоника, дворы стольника Семена Яковлева сына Вельяминова, князя Феодора княж Васильева сына Долгорукова, князя Василья княж Григорьева сына Козловского, его сына стольника князя Алексия, Микиты княж Левонтьева сына Шаховского, стольника Микифора Иванова сына Плещеева, стряпчего князя Юрья княж Михайлова сына Ухтомского и других.

Какой вид имела церковь в первой половине XVII века, мы можем приблизительно представить по плану Мериана, относящемуся к 1638 году. На нем изображена шатровая деревянная церковь.

В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает Строельная книга 1657 года.

В 1677 году церковь сгорела, в связи с чем вышло постановление церковных властей: «С сей церкви для пожарного разорения данных денег велено взять половину». Скорее всего, в следующем году началась постройка каменного храма. В Писцовой книге 1680 года он уже показан как «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». На плане Готофреда (1695) Сергиевский храм предстает скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.

При церкви, видимо, существовала колокольня. Где именно она располагалась и какие формы имела — неизвестно. Но до конца XIX века в Сергиевской церкви сохранялся вкладной колокол 1689 года, который «приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих». Весил колокол 73 пуда (примерно 1 200 кг).

Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Эта реконструкция не отражена в документах, однако известно, что 21 марта 1702 года был «выдан антиминс в церковь Преподобного Сергия Чудотворца, что в Белом городе у Трубы, в Старых Серебряниках. Взял диакон Стефан Алексеев». Антиминсы выдавались на вновь освящаемые престолы. Следовательно, можно с уверенностью считать, что незадолго до того строительство Предтеченского придела завершилось.

Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов.

Во время нашествия французов в 1812 году церковь была разграблена и, видимо, сильно пострадала, так как не значится в списках уцелевших по Тверской части. Указом Святейшего Синода от 9 апреля 1813 года ее как бесприходную приписали к церкви Григория Богослова, что близ Дмитровки. Утварь и имущество Сергиевского храма описали, часть взяли в церковь свт. Григория, а икону преподобного Сергия в 1816 году передали в церковь села Бородина.

По упразднении Сергиевского прихода дома священнослужителей разобрали, а в 1828 году, ввиду требования гражданского начальства, чтобы в Белом городе все дома были каменными, староста и прихожане церкви Григория обратились к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с прошением о позволении разобрать ветхую Сергиевскую церковь, а материал пустить на постройку домов для священнослужителей.

Митрополит не одобрил этой инициативы, пожелав сохранить в целости святой храм. В 1847 году он сам осмотрел церковь преподобного Сергия и, найдя ее «прочной, исправно отделанной», предложил для устройства Антиохийского подворья, но митрополит Илиопольский предпочел Вознесенско-Ипатьевский храм в Китай-городе.

Читайте также:
Тихвинский Богородичный монастырь в Тихвине: история и адрес монастыря

В 1848 году о передаче Сергиевского храма для устройства подворья ходатайствовали представители Афонского Пантелеимонова монастыря, однако священнослужители и прихожане Григорие-Богословской церкви уступить приписной храм афонитам не согласились «из благоговения к угоднику Божию преподобному Сергию». Митрополит Филарет также был против устроения в Москве Афонского подворья. «Иное дело идти на Афон для безмолвия, — писал владыка обер-секретарю Святейшего Синода А. Н. Муравьеву, — а иное, после удаления на Афон, с именем афонского безмолвника идти жить в молву московскую, на подворье».

В 1870 году прихожане и причт Григорьевского храма снова отказались передать Сергиевскую церковь, теперь уже для устройства Сербского подворья, указав, что это единственная в Москве приходская церковь, где главный престол посвящен преподобному Сергию Радонежскому.

В 1875 году «церковь была возобновлена прихожанами с позолотою всех трех ее иконостасов. Богослужения в ней совершались под все и во все большие праздники». В этом же году случилось и неприятное происшествие: храм посетили воры.

К началу 1880-х годов в Москве не осталось приписных церквей. В 1883 году перестал быть приписным и Сергиевский храм: указом Александра III от 15 ноября 1883 года его передали Константинопольскому Патриархату для устройства подворья. Церковь принял по описи архимандрит Серафим (Скорули).

В ней в это время имелись два Евангелия, дискос и серебряный позолоченный потир с надписью, что тот устроен в церкви Сергия в 1775 году. Ризница была пуста, но иконостасы целы.

В 1920-е годы XX века Сергиевская церковь как памятник старины состояла на учете в Музейном отделе Наркомпроса. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм оставался действующим довольно долго. В 1920–1930-е годы его настоятелем являлся архимандрит Василий (Димопуло). Колоритный образ архимандрита Василия сохранился в мемуарах художника и историка Церкви М. Е. Губонина. Существует также посвященная ему статья священника Александра Мазырина, сотрудника кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ, «Последний представитель Константинопольского Патриарха в Москве архимандрит Василий (Димопуло) и его церковно-политическая деятельность» (2013).

В 1922 году из храма преподобного Сергия изъяли ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками. Упоминание о них содержится в Информационной сводке № 92 Московского губотдела ГПУ «О политическом состоянии Москвы и губернии за 25 апреля 1922 года»: «У церкви Сергия (Трубная пл.) сегодня собралась толпа мальчишек, которые бросали в членов комиссии (имеется в виду комиссия по изъятию церковных ценностей. — Прим. ред.) камни. Были приняты соответствующие меры, толпа была рассеяна отрядом кавалеристов».

В 1925 году жилтоварищество, объединявшее окружающие церковь дома, устроило между уличной оградой участка и стеной церкви дровяной сарай, против чего возражал Музейный отдел, так как сарай угрожал пожарной безопасности храма.

После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде — дверь. В здании храма разместился цех № 2 Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления.

В 1984 году искусствовед Н. В. Галактионова подготовила проект реставрации Сергиевской церкви.

В 1991 году храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный престол преподобного Сергия чином малого освящения. Первым настоятелем Сергиевского храма после его возвращения Церкви стал протоиерей Иоанн Экономцев (впоследствии — архимандрит), а в составе клира были протоиерей Глеб Каледа, иерей Иоанн Вавилов, иерей Иоанн Свиридов. После того как в 1993 году верующим передали церковь преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре, клир переместился туда, а в Сергиевском храме в Крапивниках остался иерей Иоанн Вавилов, ставший его настоятелем.

15 января 1998 года благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, бывший Никольский придел во имя преподобного Серафима Саровского.

В новое тысячелетие храм преподобного Сергия вошел с воссозданной колокольней. Решение о ее восстановлении было принято в начале 2000 года. Над возобновлением звона трудился И. В. Коновалов, старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель Общества церковных звонарей. Проект выполнялся методом стереофотограмметрии по фотографии из альбома Найденова. Метод позволил с точностью до нескольких сантиметров восстановить размеры и формы колокольни. Воссоздан также весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового: 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и 0,5 пудов. По завершении работ 15 декабря 2001 года на колокольне был установлен крест с четырьмя растяжками.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Петрозаводске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Первый звон в стопудовый колокол состоялся на всенощном бдении на Крещение Господне 2002 года. Колокола весом 50 и 25 пудов были изготовлены и доставлены в храм весной 2002 года. 5 апреля 2002 года состоялось освящение колоколов на колокольне. Первый звон во все колокола прозвучал на Благовещение 2002 года.

В 2010 году настоятелем храма назначен протоиерей Александр Абрамов. В том же году было совершено малое освящение придела Всех святых, в земле Русской просиявших. Началась (и продолжается) научная реставрация облика храма и его святынь. В 2013 году новое убранство получил Серафимовский придел: росписи алтарной части выполнила Ирина Зарон, алтарную преграду — Сергей Антонов. В 2014 году завершились работы по перевеске колоколов, золочению глав колокольни и храма.

Святыни

Среди святынь храма Сергия Радонежского в Крапивниках находится исключительно редкая реликвия, которая каким-то чудом сохранилась только в этом обиталище Бога Всевышнего. Это Кийский крест, изготовленный в 1656 году по повелению патриарха Никона, в самом кресте помещены:

  • сотни частиц святых Православной Церкви;
  • десятки частиц камней, связанных с различными местами Палестины и священными местами, упоминаемыми в Библии


Кийский крест — собрание частиц святынь Святой Земли и мощей

Сам крест украшен небольшими крестами с частицами мощей неизвестных святых. Эти небольшие кресты были изготовлены на горе Афон.

Интересно! История самого креста связана с именем патриарха Никона, с того момента, когда он, по гордости своей, бежал от своего наставника и едва не погиб в пучине, но его лодку прибило к острову. Никон водрузил крест, который по названию острова назвали Кийским.

Еще одна святыня — это список XVIII века с Федоровской иконы Божией Матери. Подлинник с этой святыни единственная реликвия советского времени, которая не хранилась в музеях.

Также в храме пребывает икона преподобного Сергия Радонежского, относящаяся ко второй половине XVII века, в ней частица мощей преподобного. Все эти святыни в настоящее время для приходских храмов большая редкость. Большая часть православных реликвий погибло.

Паломнику

Расписание богослужений:

В субботу — Божественная литургия в 8.00. В воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Божественная литургия в 9.30, накануне Всенощное бдение в 17.00.

В пятницу в 17.00 акафист у Чудотворного Кийского Креста (кроме дней Великого Поста и Всенощных бдений праздников). Пассии и все службы Кресту совершаются у Чудотворного Кийского Креста.

В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8.00.

Храм Сергия Радонежского в Солнцеве: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

ОКТЯБРЬ 2021 года.

25. Понедельник.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Соборование.

17:00 Полиелейное Богослужение.

26. Вторник. Иверской иконы Божией матери.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

27. Среда. Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Утреня. Часы.

Божественная Литургия.

28. Четверг. Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Утреня. Часы.

Божественная Литургия.

17:00 Вечерня. Утреня.

29. Пятница. Мч. Лонгина сотника.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

17:00 Вечерня. Утреня.

30. Суббота. Прпмч. Андрея Критского. Прор. Осии.

07:30 Молебен. Панихида.

Читайте также:
Троицкий собор в Саратове: история и описание, адрес, праздники и святыни

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

10:00 Крещение.

17:00 Всенощное бдение.

31. Воскресение. Ап. и евангел. Луки.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

10:30 Крещение.

НОЯБРЬ 2021 года

1. Понедельник. Прор. Иоиля.

07:30 Молебен. Панихида.

2. Вторник. Вмч. Артемия.

07:30 Молебен. Панихида.

3. Среда. Прп. Иллариона Великого.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Утреня. Часы.

17:00 Всенощное бдение.

4. Четверг. Икона Божией Матери « Казанская ».

06:00 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

08:00 Молебен. Панихида.

09:00 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

17:00 Вечерня. Утреня.

5. Пятница. Ап. Иоакова.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

17:00 Заупокойное вечернее богослужение.

6. Димитриевская родительская суббота.

06:00 Исповедь. Часы. Божественная литургия.

09:00 Исповедь. Часы. Божественная литургия.

17:00 Всенощное бдение.

7. Воскресенье. Мчч. Маркиана и Мартирия.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

16:00 Вечерня. Славословная утреня.

8. Понедельник. Вмч. Димитрия Солунского.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

07:30 Молебен. Панихида.

10. Среда. Вмц. Параскевы Пятницы.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Утреня. Часы.

11. Четверг. Прп. Авраамия Затворника.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Утреня. Часы.

17:00 Вечерня. Утреня.

12. Пятница. Свщмч. Зиновя и мч. Зиновии..

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

17:00 Вечерня. Утреня.

По окончании богослужения молебное пение

о страждущих недугами пьянства и наркомании.

13. Суббота. Мч. Епимаха.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

17:00 Всенощное бдение.

14. Воскресенье. Свв. бессер. Космы и Дамиана.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

15. Понедельник. Прп. Маркиана.

07:30 Молебен. Панихида.

07:30 Молебен. Панихида.

17. Среда. Прп. Иоанникия Великого.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Утреня. Часы.

18. Четверг. Мчч. Галактиона и Епистимии.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

17:00 Вечерня. Утреня.

19. Пятница. Прп. Варлаама Хутынского.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

17:00 Вечерня. Утреня.

По окончании богослужения молебное пение

о страждущих недугами пьянства и наркомании.

20. Суббота. Мчч иже в Мелитине.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

17:00 Всенощное бдение.

21. Воскресенье. Собор Архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

17:00 Всенощное бдение.

07:30 Молебен. Панихида.

07:30 Молебен. Панихида.

24. Среда. Вмч. Мины.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Утреня. Часы.

25. Четверг. Прп. Нила постника.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Утреня. Часы.

17:00 Вечерня. Утреня с пением

26. Пятница. Свт. Иоанна Златоустого.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

17:00 Вечерня. Утреня.

По окончании богослужения молебное пение о страждущих недугами пьянства и наркомании.

27. Суббота. Ап. Филиппа.

Заговень на Рождественский пост.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

17:00 Всенощное бдение.

28. Воскрсенье. Мчч. Гурия, Самона и Авива.

07:30 Молебен. Панихида.

08:15 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (Москва)

Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе, что в Гонной — православный храм Покровского благочиния Московской городской епархии.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святые
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки
Читайте также:
Ставропигиальный монастырь: определение и история ставропигии, значение и смысл в православии

История [ править ]

Первое упоминание о деревянном храме в Рогожской Ямской слободе относится к 1625 г.

В списках 1722 и 1727 гг. церковь значится уже каменной, шатровая колокольня этого здания сохранялась до 1864 г. Однобокая трапезная разобрана в 1796 году и вместо нее к 1800 г. выстроили новую с двумя престолами: Сергиевским и св. Николая.

В 1818 году выстроена нынешняя главная церковь. В 1837 г. был пожар, а в 1838 году – обновление. В 1864 г. выстроена новая высокая колокольня.

В 1812 году при нашествии французов церковь была разграблена, затем при пожаре храм сгорел, утварь же, зарытая в землю, была спасена. Находившийся рядом со старообрядческим районом, храм имел уникальное собрание древней иконописи. В 1876 г. стены были расписаны А.С.Рогожкиным.

2 ноября 1899 г. состоялось освящение аудитории для собеседования со старообрядцами, духовных концертов и религиозно-нравственных чтений.

В 1916-1918 годах в храме служил псаломщиком сщмч. Иосиф Сченснович (+ 1937).

В 1920-х годах храм на какое-то время стал обновленческим.

С 1920-х годов прихожанином храма был мч. Иоанн Малышев (+ 1940), в декабре 1937 года он стал членом церковной двадцатки.

Осенью 1937 года были арестованы настоятель храма сщмч. Петр Никотин, певчий мч. Николай Кузьмин (+ 1937)

В 1938 году храм был закрыт. Все древние иконы храма безвозвратно исчезли (в т.ч. Иерусалимская икона Божией Матери). Долгое время храм стоял с ободранными куполами и сбитыми крестами. В конце 1950-х гг. остатки старых покрытий сняли, положили взамен крашеное железо. Здание использовалось под мастерские и склад.

До 1984 года церковь так и оставалась безкрестной. Внутри в 1984 году в главном помещении находилась скульптурная мастерская Художественного фонда. Реставрация храма не планировалась, хотя он находился в скверном состоянии.

В 1985 году храм передан в качестве филиала Центральному гос. музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. К 1990 году проведена реставрация.

31 августа 1990 года храм был возвращен верующим.

4 декабря 1991 года еп. Солнечногорским Сергием (Фоминым) было совершено малое освящение главного престола.

Действует воскресная школа. Проводятся огласительные беседы для детей и взрослых.

Святые [ править ]

  • Священномученик Петр (Никотин)
  • Мученик Виктор (Фролов)
  • Священник Константин (Гусев)
  • Мученик Иоанн (Малышев)
  • Мученик Николай (Кузьмин)

Святыни [ править ]

  • Чтимый список с иконы Божией Матери “Утоли моя печали”
  • Икона Иоанна Кронштадтского с частицей мощей (прядью волос)
  • Икона свт. Николая (XVII в.)
  • Крест с частицей Животворящего Древа Господня
  • Ковчежец с мощами святых: Свт. Иоанна Златоуста, Мч. Мамонта, Вмч. Георгия Победоносца, Мч. Трифона, Мч. Иоанна Воина, Св. Василия Великого,Прп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Свт. Пантелеимона, Кн. Евфросинии Полоцкой, Свт. Григория Богослова, Вмч. Димитрия Солунского, Мц. Екатерины, Сщмч. Киприана Карфагенского, Прп. Иова Почаевско-го, Прп. Саввы Освященного, Мц. Татианы, Прп. Василия Парийского, Прп. Пафнутия Боровского, Мц. Варвары, Св. блгв. кн. Бориса и Глеба, Мц. Перпетуи, Св. блгв. кн. Александра Невского.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 109004, Москва, ул. Николоямская 57/59

Паломнику [ править ]

Храм открыт ежедневно с 8-00 до 20-00.

Расписание богослужений:

Литургия ежедневно кроме понедельника (за исключением праздников) в 8-00 часов.

Всенощное бдение в 18-00 часов по субботам и накануне праздников, в остальные дни кроме понедельника 18-00 часов вечерня, утреня.

Акафист прп. Сергию Радонежскому — по вторникам после вечерни (за исключением праздников).

Акафист свт. Николаю Чудотворцу — по четвергам после вечерни (за исключением праздников).

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы ея «Утоли моя печали» — по воскресеньям после вечерни.

Фото [ править ]

Икона “Утоли моя печали” (особо чтимый образ)

Ковчежец с мощами cвятых

Крест с частицей Животворящего Древа

Икона Иоанна Кронштадтского с частицей мощей (прядью волос)

Храм Сергия Радонежского на Рязанке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Имя Сергия Радонежского знакомо, пожалуй, каждому православному (да и не только православному). Крестьянский ребенок, крещеный при рождении под именем Варфоломея (в переводе с арамейского – «сын вспаханной земли»), ему суждено было стать символом мудрости, объединить земли Руси после долгих лет раздора и стать для тысяч людей духовным лидером. Неудивительно, что испокон веков и до наших дней от Киева до Камчатки во славу этого столь почитаемого святого освящается немало храмов. Давайте отправимся в один из них, а именно – в храм преподобного Сергия Радонежского на Рязанке.

Читайте также:
Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Где находится храм?

  • Адрес храма Сергия Радонежского: город Москва, улица Окская, дом 17.
  • Контактный телефон для справок: (495) 919-54-96.

Как добраться до храма?

  • Ближайшая к храму станция Московского метрополитена – «Рязанский проспект». Оттуда можно спокойным шагом дойти до храма за 10-15 минут (не сворачивайте никуда с Рязанского проспекта, направление движения – в сторону центра).

Расписание богослужений в Храме Сергия Радонежского на Рязанке

История, достопримечательности и святыни храма

  • История храмового комплекса начинается одновременно с новым миллениумом, на заре третьего тысячелетия. Да-да, именно в 2000 году было принято решение: новому храму, носящему имя великого чудотворца, святого, основавшего Троице-Сергиеву лавру и благословившего Дмитрия Донского на битву с грозным Мамаем, – быть!
  • Само собой, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Строительство продолжалось целых пять лет, прежде чем в блистающих новизной стенах храма состоялось первое богослужение. И дело пошло более споро: был заложен и вскорости возведен дом причта (приходского священника) и второй храм, гораздо превосходящий по размеру своего предшественника и освященный во славу Введения во храм Пресвятой Богородицы (правда, на это понадобилось еще четыре года).
  • Храм Сергия Радонежского совсем не кажется порождением новейшей истории: в его архитектуре совсем нет ничего, говорящего о модерне и уж тем более – о постмодерне. Авторы проекта бережно воссоздали атмосферу XVI века, уделив немалое значение деталям. Всего один купол венчает храм с крестовидным сводом, окруженный одинарной апсидой, вызывая ассоциации со старинными византийскими церковными строениями.
  • Введенческий храм с первого взгляда кажется гораздо эффектнее своего старшего брата. Построенный в русском стиле той же эпохи, что и малый храм, он гордо несет венчающие его пять глав и галерею-звонницу, словно напоминая прихожанам, что антиминс (материю с частицами святых мощей, вшитых в нее, необходимую для совершения Божественной Литургии) для него выдал не кто-нибудь, а сам Патриарх Алексий II.
  • Главные святыни храмового комплекса сосредоточены в Введенческом храме. Это и распятие с настоящим камнем с самой Голгофы, и Казанская икона Богородицы, и икона Серафима Саровского с частичкой его гроба, и чудодейственная исцеляющая икона с частичками мощей великомученика Пантелеймона, и многие другие.

Фото храма Сергия Радонежского на Рязанке

Вот так выглядит храмовый комплекс на Рязанке.

Купола Введенческого храма.

Так выглядит храмовый комплекс с перекрестка Окской и 1-й Новокузьминской улиц.

Дом причта Храма Сергия Радонежского на Рязанке.

Колокола храма.

Наталья Юрьевна Хрусталева – главный архитектор этого проекта комплекса.

Храм Сергия Радонежского на Рязанке — видео

Смотрите видео о этом храме Сергия Радонежского на Рязанке.

Конечно, храм прп. Сергия Радонежского на Рязанке не может похвастаться древними стенами, старинными тайнами или колоколами, бившими набат, когда под вражескими пулями горела Москва. Но, возможно, его очарование и заключается в его новизне: он еще чист и светел, как та жизнь, к которой нас призывал преподобный инок Сергий и к которой мы все так стремимся!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: