Иеромонах Роман Матюшин: биография отца, творчество, православные песни и стихи

Биография и творчество иеромонаха Романа (Матюшина)

В начале девяностых у многих на слуху были слова песен: «Встанем пред Царицею Небесною», «Наброшу мантию свою», «Радость моя, наступает пора покаянная».

В те времена, когда православные храмы только открывались, были очень популярны магнитофонные кассеты с этими песнями. Некоторые даже не знали, что их написал иеромонах Роман, но задушевные строки быстро западали в душу. Кто же такой — автор этих шедевров, где он сейчас?

  1. Детство Романа
  2. Происхождение и рождение
  3. Семья
  4. Школьное обучение
  5. Принятие Святого Крещения
  6. Юношеские годы и молодость
  7. Студенческие времена
  8. Монашеский постриг
  9. Зрелый возраст
  10. Творческая деятельность иеромонаха
  11. Песни и песнопения
  12. Стихотворения
  13. Проза
  14. Видео о песнях Романа

Детство Романа

Слушая глубокие и проникновенные песни о. Романа, невольно можно предположить, что автор жил несколько веков назад. Настолько далеки тексты от современного суетного уклада жизни. Но поэт и исполнитель своих песен живет в наше время, продолжает творить свои шедевры.

Происхождение и рождение

Иеромонах Роман Матюшин родился в 1954 г., его биография началась в Брянской области, в небольшом селе под названием Рябчевск. В миру его имя было — Александр Иванович. Мальчик с детства тянулся к вере, даже в те тяжелые времена. Конечно, православное исповедование в те годы жестоко преследовалось. Но, несмотря на это, родители сумели воспитать детей своих в вере в Истинного Бога.

Семья

Родители будущего монаха были простыми крестьянами. В семье, кроме Саши, было еще две дочери. Отец воевал на фронте во время войны, мама трудилась в селе. Когда родился Александр, были нелегкие послевоенные времена: голод, разруха, безверие. Мама, Зоя Николаевна работала сельской учительницей. Тайком он доставала иконы, молилась, давала приложиться к ним своим детям и прятала обратно. В те безбожные времена за почитание икон, посещение храма могли уволить с работы.

Такое же наказание ждало родителей, которые окрестили детей в Церкви . Поэтому мама ездила в Брянскую церковь, подальше от дома, где ее никто не знал. Там она крестила своих детей в храме, потом возила их на Причастие. Дома она часто читала детям Святое Евангелие. Именно благодаря стараниям матери, дети стали глубоко верующими людьми.

Школьное обучение

Саша рос умным мальчиком, серьезным, отличающимся от остальных сверстников. Он хорошо учился, любил читать книги , в основном классику, слушать музыку. Мальчик также посещал музыкальную школу, где учился играть на фортепиано, гитаре и петь. У него с детства был хороший музыкальный слух и голос.

Мальчик был разносторонне развитым, одновременно с занятиями музыкой Саша обучался каратэ. И, конечно, Александр часто молился, вера его крепла, но ее приходилось скрывать от других. Уже в школьные годы мальчик стал думать о том, чтобы посвятить свою жизнь Богу.

Принятие Святого Крещения

Когда дети достигли сознательного возраста, но еще до поступления в школу, мама отвезла их в Брянск. Там она окрестила их в храме, сделать это пришлось тайком, чтобы на ее работе не узнали. Александр вспоминал, что после принятия Святого Крещения у него на душе было очень светлое чувство. Именно тогда он познал любовь Творца и потянулся к Нему всем сердцем.

Юношеские годы и молодость

Пора юности обычно у многих — время первой любви, первых свиданий. Но Александр решил, что земные радости чужды его душе. Он, подобно святым отцам, горел любовью к Богу. Юноша писал стихи с детства, и они постепенно стали приобретать духовную тематику.

Уже в школьные годы Саша написал такие строки:”Хочу быть схимником”. Это значит, что еще в детстве он думал о том, как хорошо было бы принять монашество. Согласитесь, немногие школьники хотели бы стать монахами , а тем более схимниками. Ведь это — серьезный шаг отречения от всех земных радостей, полное посвящение себя Богу. Видимо, Сам Господь призывал этого мальчика к Себе с самого начала его жизни.

Студенческие времена

После того, как школьные экзамены были позади, Александр стал перед выбором дальнейшего пути. Для начала он захотел получить высшее образование и специальность. Поскольку Саша любил литературу, то решил поступить на филологический факультет Калмыцкого университета.

Учился он хорошо, однако когда пришло время сдачи выпускных экзаменов, молодой человек отказался от них и покинул стены университета, так и не получив диплом. Затем он стал зарабатывать на жизнь, работая в самых разных отраслях: плотником, грузчиком, рабочим на заводе, учителем музыки в школе, руководителем Дома культуры. Но все эти занятия его не удовлетворяли, душа стремилась к своему высокому предназначению.

Монашеский постриг

И вот в возрасте 26 лет Александр уходит из мира и поступает в Свято-Духов монастырь в Литве. В те времена Литва еще входила в состав Советского Союза, поэтому беспрепятственно можно было посещать монастыри, которые там находились. Трудно сказать, почему его выбор пал именно на этот монастырь, ведь в России есть много духовных обителей.

Через год Александр решил перейти в Псково-Печерский монастырь, где три года он трудился простым послушником.

В 1983 году произошло важнейшее событие в жизни Александра: он постригся в монашество с именем Роман.

Читайте также:
Космо-Дамиановский мужской монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники,

После этого он жил и молился в монастыре (кстати, в это же время там подвизался не менее известный старец Иоанн Крестьянкин.) Затем о. Роман служил в храмах Псковской епархии. Когда открылась Киево-Печерская лавра, он отправился туда, где был подстрижен в иеромонахи в 1985 г.

Зрелый возраст

В 1994 г. архиерей благословил отца Романа поселиться в скиту Ветрово, который находится в Псковской епархии недалеко от деревни Боровик. Там батюшка продолжал писать свои произведения по благословению старца Николая Гурьянова, а также митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна.

Мама о.Романа тоже приняла монашество с именем Зосима.

В 2013 году о. Роман Матюшин взял благословение на затвор. Проживает он сейчас в том же скиту Ветрово, на острове, до которого добраться можно только по воде. Отец Роман продолжает заниматься творчеством одновременно с монашеским деланием.

Он был не раз награжден за свои поэтические труды:

  1. Литературной премией им.Святого Александра Невского в 2012 г.
  2. Золотой медалью им. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу» в 2015 г.
  3. Поэтической премией «Богородица Троеручица» в 2015 г.

Но, разумеется, о. Роман пишет свои произведения не ради наград, а по особому внушению Божию.

Творческая деятельность иеромонаха

Несомненно, сочинительский талант дан о. Роману свыше. Его произведения легко запоминаются и находят отклик в сердце любого человека, даже далекого от Церкви. Причиной того являются темы, которые, что называется, «трогают за живое». Батюшка не стесняется обнажать перед слушателями и читателями свою душу, свои сокровенные мысли. К тому же слова о. Романа заставляют задуматься о настоящем состоянии своей души, о своей загробной участи. Это говорит о таланте автора пробуждать сердца людей.

Кроме духовных песен и песнопений, благодаря которым собственно и прославился иеромонах Роман, он пишет еще прозу , стихотворения .

Песни и песнопения

Этот жанр о. Роман освоил благодаря благословению старца Николая Гурьянова. Как известно, о. Николай сам прекрасно сочинял песни и стихи и пел их своим духовным чадам. Некоторые говорят, что не подобает монахам сочинять песни, потому что эта деятельность отвлекает их от основного занятия — молитвы за весь мир. Но как можно противиться дару Божьему, к тому же, если это творчество помогает людям прозреть и начать свое восхождение к Творцу?!

Ответ ясен — народу нужны такие песни! Простым людям, вверженным в каждодневную суету мирских дел, трудно иногда понять сложные творения святых, даже прочесть книгу их трудов часто бывает некогда. А песни можно слушать в дороге, за домашними делами и отдыхом.

Песни — самый популярный и доступный вид творчества, который помогает достучаться до ожесточенных сердец современных людей. Мотив песен о. Романа прост, легко запоминается, слова задушевны и понятны. Не секрет, что у многих во время прослушивания на глазах появляются слезы, а некоторые даже стали постоянными прихожанами храмов. И все это — результат прослушивания песен о. Романа. И как результат — популярность и народное признание автора.

Но, разумеется, он к этому совсем не стремится. Находясь сейчас в затворе, он огражден от внешнего мира, общения с людьми. Но батюшка все равно продолжает писать, даже не подозревая, какова сейчас реакция читателей и слушателей его стихов и песен.

В трудные девяностые годы, когда распалось огромное государство, и рухнул привычный общественный строй, песни о. Романа были для многих душ подспорьем и утешением. Вот что сказал про творчество о. Романа (Матюшина) известный писатель В. Распутин:

Сказать, что это молитвенный и аскетический голос — значит указать только на одну и, пожалуй, не главную краску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, и безжалостное к себе покаяние, и первые движения пробуждающейся души, и счастливые слезы ее обретения.

У о. Романа — приятный голос, хороший слух, песни свои он исполняет с артистизмом под аккомпанемент гитары. Тихая музыка, проникновенные слова его песен успокаивают нервы, это — бардовский стиль исполнения. За короткое время он выпустил более десятка дисков с записями своих песен. Это было в основном в 90-х годах.

Самыми популярными из его песен являются:

  • «Радость моя, наступает пора покаянная»;
  • «Если тебя неудача постигла» («Осенью мягкой»);
  • «Наброшу мантию свою» («Аллилуйя»);
  • «Теплится лампада, свет свечи веселый»;
  • «Станем пред Царицею Небесною»;
  • «Господи, помилуй»;
  • «Покаяние»;
  • «Иерусалим, Иерусалим» и др.

Позже иеромонах Роман перестал исполнять и записывать собственные песни, предоставив это право известным артистам.

Очень многим исполнителям его произведения оказались по душе. Песни о. Романа первой стала исполнять известная певица Жанна Бичевская. Как известно, в начале своей карьеры она исполняла фолк-музыку, но позже перешла на песни религиозной тематики.

Жанна записала три диска песен отца Романа:

  1. «Жанна Бичевская поет песни иеромонаха Романа» (1997).
  2. «Имени Твоему, Господи» (1998).
  3. «Белая ночь» (2005).

У певицы прекрасный голос, проникновенное исполнение, благодаря этому песни в ее исполнении иногда получались даже лучше, чем в исполнении самого автора. Поэтому они стали пользоваться большой популярностью.

Читайте также:
Александро-Свирский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки

Кроме нее песни о. Романа исполняли другие артисты:

  • Евгения Смольянинова;
  • Олег Погудин;
  • Елена Ваенга;
  • Сергей Безруков;
  • Ирина Скорик и др.

Чем же так нравятся людям песни иеромонаха Романа? Прежде всего, у батюшки удивительный поэтический талант. Стихи его высоко профессиональны, наполнены глубоким смыслом, прекрасно перекладываются на музыку.

Тексты удивительно проникновенные, говорят о духовности автора. Их невозможно прослушать и остаться равнодушным. В них многие находят утешение, соответствие собственным мыслям и переживаниям.

Стихотворения

Батюшка писал стихи с детства, начинал он свое творчество с лирики, подражая во многом Сергею Есенину. Его стихотворения печатались в местных газетах. Затем его творчество приобрело духовное содержание.

В 90-х годах о. Роман (по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго) издал несколько сборников духовных стихов:

  • «Стихи покаянные»;
  • «Благословен идущий к Богу»;
  • «Земля святая»;
  • «А жатвы много»;
  • «Избранное. Стихи и духовные песнопения»;
  • «Благословен молитвословья час».

В начале нового века батюшка выпустил еще более двух десятков сборников.

Самыми популярными из них стали:

  • «Русский куколь»;
  • «Внимая Божьему веленью»;
  • «Радоваться Небу»;
  • «Пою Богу моему»;
  • «Созвездие Креста»;
  • «Светел дом» и др.

Стихи, вошедшие в эти сборники, поразили многих своим глубоким смыслом и душевностью. Некоторые даже стали перекладывать их на музыку и исполнять. Например, известный актер Сергей Безруков решил отправиться в скит, чтобы взять на это благословение у автора. Батюшка тогда был болен и никого к себе не впускал, но с помощью записок он дал благословение на исполнение своих песен.

В 2015 г. вышла книга стихов батюшки на болгарском языке с переводом на русский. Она называлась «Яблоки детства». Также он издал книгу на сербском языке «Осиновая роща». Последний сборник свежих стихов о. Романа был выпущен в этом году и назывался «Святорусье». Она адресована детям, прекрасные иллюстрации к ней написала художница Наталья Назарова.

Проза

Кроме стихов иеромонах Роман пишет прозу. Самой известной книгой его стала книга очерков и рассказов «Там моя Сербия». Автор написал ее после посещения этой земли. Батюшка был потрясен многострадальной историей Сербии. Это запало ему в душу, и так родилась книга.

Она была издана в 1999 году. В книге повествование чередуется со стихами автора, которые передают особое его состояние, впечатления от увиденного. Книга очень трогательна, не оставляет читателей равнодушными. Автор часто восклицает: «Сколько же можно страдать Сербии?! Ее все время бомбят. ».

Об отце Романе хорошо написал митрополит Тихон Шевкунов в своей книге «Несвятые святые».

О. Роман продолжает писать свои произведения во славу Божию и для вразумления многих. В последнее время о. Роман стал подписываться фамилией «Правдин», которая досталась ему от его бабушки. Да даст ему Господь многая лета и силы для продолжения своего важного дела.

Видео о песнях Романа

В данном видеоролике можно послушать популярные песни из альбома иеромонаха Романа в исполнении автора.

В этом интересном видеоролике о. Роман поет свою песню «Родина».

Иеромонах Роман (Матюшин)

Иеромонах Роман (Матюшин)
Иеромонах Роман (Матюшин)
* 16 ноября 1954 ( 1954-11-16 ) (66 лет), село Рябчёвск, Брянская область
монах, русский поэт, певец
vetrovo.ru

Иеромонах Роман (в міру́ — Алекса́ндр Ива́нович Матю́шин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвск Трубчевского района Брянской области. Учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета. В 1983 году принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре. В 1985 году рукоположен во иеромонаха. С 1994 года живёт и служит в скиту Ветро́во (Псковская епархия). Автор духовных стихов и песен, член Союза писателей России.

Содержание

  • 1 Стихотворения
  • 2 Рассказы и статьи
  • 3 Статьи и интервью о и. Романе
  • 4 Издания
  • 5 Альбомы
  • 6 Сборники
  • 7 Тексты в интернете
    • 7.1 Просмотренное
    • 7.2 Нужно просмотреть
    • 7.3 Записи
    • 7.4 Приобрести
    • 7.5 Ссылки

Стихотворения

  • Стихотворения Иеромонаха Романа в алфавитном порядке (всего 1528 стихов)
  • Песни иеромонаха Романа с аккордами

Рассказы и статьи

  • Там моя Сербия! (иеромонах Роман), 1999
  • За равноправие! (иеромонах Роман), 2006
  • С того света (иеромонах Роман), 2010

Статьи и интервью о и. Романе

  • Беседа прихожанина Покровского храма г. Хельсинки А. Дудина с иеромонахом Романом (Матюшиным)
  • Иеромонах Роман. Одною долею с народом жить (Людмила Ильюнина)
  • Русская идея — это воцерковление (Интервью с иеромонахом Романом (Матюшиным))
  • Молчание иеромонаха Романа (Александр Калинин)
  • Вот уже шесть лет иеромонах Роман молчит (Александр Калинин)
  • «Одинокий путь» иеромонаха Романа (Матюшина)
  • О богоугодности — не нам судить! (Наталья Соболева), 2004
  • «Небо ничем внешним не заменить. » (Ольга Надпорожская)
  • Из бесед с иеромонахом Романом (2004 год)
  • Критика: «О ты, напоминающий о Боге, не умолкай!» (Наталья Сегень), 2002
  • Стихи о России иеромонаха Романа (Матюшина) (Людмила Ильюнина), 2004
  • Поэт в России — больше, чем поэт (Людмила Ильюнина), 2004
  • Иеромонах Роман — выдающееся явление русской духовной культуры (Наталья Лясковская)
  • Иеромонах Роман откликнулся на письма читателей «Столетия» (Наталья Лясковская)
  • Иеромонах Роман (Матюшин) продолжает отвечать на письма читателей «Столетия» (Наталья Лясковская)
  • Иеромонах Роман (Матюшин) продолжает отвечать на письма читателей «Столетия» 2
  • Скит иеромонаха Романа
  • Песенно-поэтическое творчество иеромонаха Романа (Матюшина): духовное содержание и образный строй (Илья Борисович Ничипоров)
  • Лучшая поэзия — молчание (Антон Жоголев)
  • «Не надо путать поэзию с публицистикой»: Иерей Александр Шумский о стихотворении иеромонаха Романа «Пора подмен»
  • ответ иеромонаха Романа отцу Александру
  • В Благовещенской церкви прошла встреча, посвященная иеромонаху Роману (Матюшину)
  • «В веянии тихого ветра» (Ольга Надпорожская)
  • «В веянии тихого ветра» (продолжение) (Ольга Надпорожская)
  • и. Роман о книге избранных стихов (видео), также можно Файл:И. Роман о книге избранных стихов.flv.
Читайте также:
Алексеевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Издания

В суете никогда не создавалось ничего достойного, тем более — вечного. От суеты предостерегают нас многие стихотворные строки иеромонаха Романа. Суета — это и есть мельтешение во второстепенном, мелочном, принимаемом в каждую минуту бытия человека за нечто необходимое, или даже главное. Человек погружён в водоворот внешних событий, он куда-то спешит, а если отдыхает, то не заглядывает в себя, в свою душу, а опять распыляется вовне — в телевизор, в газетные строчки, в развлечения.

9 октября 2003 года иеромонах Роман затворился от мира. Ушёл в затвор не только ради спасения собственной души, но ради всех нас, верующих и неуверенно приближающихся к вере, ради России, которая не вернёт свою подлинность, если не станет дышать православием…»

…Земное слишком быстротечно, чтобы служить земному. Доколе богатиться нищетою? Употребите полученное на врачевание поражённого. Путеводите словом к Слову и образом к Образу! Возвращайте таланты душами Христу! Едините Божие с Богом! Да обретут ищущие, да испиют жаждущие! В этом и оправдание получения, и награда за возвращение. Большей награды не желает и моё недостоинство.

«Мир сердцу твоему, мой дорогой читатель! В наше тревожное, неутешительное время всеобщего развала, хаоса и грядущих бедствий, когда многие потеряли в себе не только образ Божий, но и человеческий облик — вспомни о вечности! Познай, что вне Христа — всё ложь, ибо Христос — Истина. …И да успокоится душа твоя, которая дороже всего мира. И если Господь коснётся тебя, помолись обо мне, чтобы призывающему покаяние не умереть без покаяния».

Альбомы

  • «Раскрою я Псалтырь святую» (2 LP, Русский Диск, R60 00117, 1991)
  • «Теплится лампада, свет свечи веселый» (LP, Петербургская студия грамзаписи, DDA 0002, 1993)
  • «Белый храм над рекою» (CD, Петербургская студия грамзаписи, 1994)
  • «Всё истинное, вечное — не здесь» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Вся Россия стала полем Куликовым» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Души моей Святыня» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Какая милость, что над нами Бог!» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Мгновенье жизни — Вечности предтеча» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Радость моя, наступает пора покаянная» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Всё моя молитва превозможет…» (CD, Издательство Саратовской епархии, 2004)
  • «Раскрою я Псалтирь святую» (CD, Издательство Саратовской епархии, 2004)
  • «Слава Богу, снова я один…» (CD, Издательство Саратовской епархии, 2004)

Сборники

Изданные книги со стихами. Для книг, содержание которых есть на сайте, имеется ссылка для перехода.

  • 1991 «Благословен идущий к Богу», издано в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
  • 1991 «Камни святых алтарей», издательство: «Производственно-этнографический центр Псковского отделения Всероссийского фонда культуры», Псков, тираж — 100 т. э.
  • 1992 «Стихи покаянные», Новгород
  • 1992 «Земля святая», издано в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
  • 1995 «Избранное. Стихи и духовные песнопения», Минск
  • 1995 «А жатвы много», Полоцк
  • 1997 «Благословен молитвословья час», Санкт-Петербург
  • 1997, 1998, 2000 «Внимая Божьему веленью», издательство Белорусского Экзархата
  • 1999 «Русь святая зовёт», Ростов-на-Дону
  • 2001 «За церковью черёмуховый цвет…», Ростов-на-Дону
  • 2001 «Душа кричит без слов», Ростов-на-Дону
  • 2002 «Русский куколь», издательство Белорусского Экзархата
  • 2004 «Радоваться Небу», издательство Белорусского Экзархата
  • 2005 «Внимая Божьему веленью», издательство Белорусского Экзархата
  • 2005 «Там моя Сербия: Путевые очерки и стихи», Санкт-Петербург
  • 2006 «Пред всеми душа виновата», издательство Белорусского Экзархата
  • 2008 «Одинокий путь», издательство Белорусского Экзархата
  • 2009 «И горько слово», издательство Белорусского Экзархата
  • 2010 «Пою Богу моему. Избранное», Санкт-Петербург
  • 2012 «Иеромонах Роман. Избранное. Стихотворения 1970—2008» — М.: Изд-во Сретенского монастыря
  • 2013 «Последний снег», издательство «Амфора»
  • 2013 «Созвездие Креста», издательство «Амфора»
  • 2014 «Чудный свет», издательство «Петроглиф»
  • 2017 «Надмірный Путь. Стихотворения», Санкт-Петербург: издательство «Пальмира»

Храм-на-Крови

Храм-на-Крови

Храм-на-Крови, один из крупнейших в Екатеринбурге, – современное монументальное культовое сооружение, принадлежащее к числу самых известных достопримечательностей Свердловской области. Его полное название – «Храм-Памятник на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших». Это эффектное пятикупольное здание высотой 60 метров и общей площадью 3152 м² высится на месте снесенного дома Ипатьева, в чьих стенах два с половиной месяца томились семья самодержца Николая II и четверо императорских слуг. Храм выстроен в русско-византийском стиле, широко распространенном в эпоху правления последнего монарха Российской империи.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Храм-на-Крови

Основные моменты

Храм-на-Крови появился на берегу пруда в самом сердце Екатеринбурга в начале XXI века, его освящение состоялось в 2003 году. По замыслу архитекторов, облик храма символизирует связь времен и возвращение России к православным традициям. Величественное сооружение, увенчанное золотыми куполами, соединило в себе два храма – Нижний (во имя Царственных Страстотерпцев) и Верхний (во имя Всех Святых). В полумраке первого яруса с невысокими сводами почитается память о невинно убиенной царской семье. Просторный и залитый светом верхний придел символизирует возрождение и надежду.

Читайте также:
Свято-Димитриевское училище сестер милосердия: условия и адрес

Место, где высится храм, именуется сегодня Святым кварталом. Здесь расположено Патриаршее подворье, на территории которого находятся Музей святой Царской семьи, покои Патриарха – тут глава РПЦ останавливается, когда посещает Екатеринбург. В Святом квартале также размещаются деревянная часовня Святой Елизаветы и инокини Варвары, Воскресенская церковь.

Ежегодно в скорбную дату расстрела царской семьи, в ночь с 16 на 17 июля, в Храме-на-Крови с 23:30 до 04:00 проводятся Всенощное бдение и литургия. Богослужение завершается традиционным многотысячным 25-километровым ходом к урочищу Ганина Яма, где были погребены останки погибших узников. Теперь на этом месте находится мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев.

История Храма-на-Крови

К возведению Храма-на-Крови приступили в 2000 году, однако роковые события, предшествовавшие его строительству, восходят к 16-17 июля 1918 г. В ту летнюю ночь в подвале каменного особняка, стоявшего на месте современного храма, большевиками были расстреляны последний русский император Николай II, его супруга Александра Федоровна, их дети и слуги. Дом особого назначения (ДОН), как его называли большевики, был реквизирован у его владельца – инженера-строителя Николая Ипатьева, чья фамилия и дала название вошедшему в историю зданию. После Октябрьской революции в особняке Ипатьева в разное время размещались коллекции некоторых областных музеев, в военные годы здесь хранилась часть эвакуированных из Эрмитажа экспонатов.

Вплоть до своего сноса дом Ипатьева представлял собой своеобразную достопримечательность Екатеринбурга, вызывавшую у граждан, по мнению агентов КГБ, «болезненный интерес». В начале 70-х в европейской прессе появились исследования, касавшиеся последних месяцев жизни царской семьи и обстоятельств расстрела. О них становилось известно благодаря западным радиостанциям, вещавшим на русском языке. У дома Ипатьева стали собираться горожане, они крестились, ставили свечки, посмотреть на загадочное здание с кровавой историей приезжали люди из разных уголков СССР. Накануне 60-й годовщины Октябрьской революции вышло Постановление ЦК КПСС, предписывавшее снести злополучный особняк, и в сентябре 1977 года он исчез с лица земли. Сохранился лишь сад при нем, где под сенью вековых тополей тюремщики разрешали прогуливаться царственным узникам.

Вопреки надеждам советских идеологов, после сноса Ипатьевского дома паломничество к месту, где он стоял, не прекращалось, активизировавшись с началом перестройки. На пустыре, образовавшемся на месте разрушенного здания, все чаще собирались верующие, а также оппозиционеры и монархисты. Стихийные собрания с ленцой, скорее по инерции, разгоняла милиция. В 1989 г. верующие впервые совершили здесь открытое моление, а в следующем году тут был установлен деревянный крест, вскоре оскверненный. Очередной спиленный крест из дерева пришлось заменить металлическим.

Передача семьи Романовых Уралсовету. Художник В.Н. Пчёлин. 1927 г.

Еще с середины 80-х религиозные и коммерческие организации не раз обращались к городским властям за разрешением выстроить на пустыре центр для паломников и храм. Эти инициативы долго игнорировались, но в 1990 году Свердловский горисполком принял решение отдать пустовавший участок земли местной православной епархии, позволив установить здесь «памятный символ». Вскоре объявили конкурс на лучший проект храма-памятника. Из 18 вариантов выбрали работу группы курганских архитекторов под руководством Константина Ефремова. Но талантливой идее авторов не суждено было осуществиться. Виной тому стала темная детективная история с фондом будущего храма. В 1993 году обнаружилось, что от сотен миллионов рублей пожертвований и кредитов, а также двух миллионов долларов, внесенных меценатами, мало что осталось. Регистрацию фонда спешно аннулировали, а возглавлявшему его владыке Мелхиседеку пришлось попрощаться с местом архиепископа Екатеринбургского.

В 1997 году стартовала работа над новым проектом Храма-на-Крови, в основу которого лег эскиз Антона Мазаева – сына главного архитектора области. Теперь предполагалось выстроить пятикупольный храм вместо однокупольного, предложенного Ефремовым. Последний отказался видоизменить свой проект, и к делу приступили архитекторы Виктор Морозов и Владимир Грачев, руководил работами Григорий Мазаев. В сентябре 2000 года, по прошествии месяца после канонизации монаршей семьи на Архиерейском соборе РПЦ, Екатеринбург встречал Патриарха Алексия II, который собственноручно поместил в основание будущего храма капсулу с памятной грамотой об освещении места строительства. Спустя год уже завершили нулевой строительный цикл, а в октябре 2002 года поднялась колокольня. На звонницу храма водрузили 11 колоколов. Средства на их изготовление собрали граждане, принявшие участие в акции «Колокола покаяния». В мае следующего года в Каменске-Уральском из особой колокольной бронзы мастера отлили для Храма-на-Крови колокол массой в 5 тонн, который назвали в честь Святого Андрея Первозванного, и вскоре водрузили на звонницу.

16 июля 2003 года Храм-на-Крови был торжественно освящен высшим духовенством Русской православной церкви. На открытии храма присутствовали видные общественные деятели, меценаты, церковные благоукрасители, музыкант Мстислав Ростропович с супругой Галиной Вишневской. Царская династия была представлена великой княгиней Марией Владимировной Романовой и вдовой племянника Николая II Ольгой Куликовской-Романовой.

Читайте также:
Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде: история и адрес, описание, как добраться и где находится, расписание богослужений, святыни

Архитектура и интерьер храма

Авторы архитектурного проекта Храма-на-Крови в своей работе использовали план снесенного особняка. На него они накладывали эскизы, стараясь создать в основе сооружения аналог помещения, в котором произошло убийство. Длина храма приблизительно совпадает с длиной дома Ипатьева, однако историческое место – «расстрельная» комната – оказалось вне пределов современной постройки. Мемориальный храмовый комплекс, высокий и компактный, включает в себя два храма – Верхний и Нижний, расположенный в цокольном этаже. От него тянется подземный ход, выводящий на Комсомольскую площадь, к Вознесенской церкви. Сегодня ход заложен кирпичом.

Верхний храм с высокими сводами, увенчанный пятью золотыми куполами, по замыслу авторов, олицетворяет негасимую лампаду, хранящую память о трагедии, произошедшей июльской ночью 1918 года. Все внутреннее пространство храма днем залито светом, благодаря обилию окон. Его своды и стены расписаны ликами русских святых, орнаментами, сценами из жизни царской семьи. Эту кропотливую работу выполняли иконописцы знаменитой на Урале мастерской Водичевых. Пол и опорные колонны храма покрыты гранитом, мрамором, яшмой, другими уральскими поделочными камнями. Украшением верхнего придела является роскошный иконостас, созданный из редкой породы белого мрамора, его высота – 13 метров, а длина – почти 30 метров.

Главные реликвии Храма-на-Крови – рака Святого Серафима Саровского и икона Божией Матери «Троеручица», перед которой в последние месяцы жизни молились объятые ужасом узники. Икона чудом уцелела благодаря белогвардейскому офицеру, который после кратковременного освобождения Екатеринбурга от большевиков нашел ее на полу верхнего этажа Ипатьевского дома. Он передал икону вдовствующей императрице Марии Федоровне, а через поколение реликвия оказалась у племянника Николая II, Тихона Куликовского-Романова, проживавшего в Канаде. Когда хранителя иконы не стало, его вдова Ольга, согласно завещанию, передала фамильную святыню Храму-на-Крови. Икону, объездившую чуть ли не весь свет, и, наконец, вернувшуюся домой, в Екатеринбурге встречали десятки тысяч людей.

Нижний храм, в противовес Верхнему, – строгий, мрачноватый, с низкими сводами. Здесь установлен иконостас, созданный из фаянсовых элементов. В обособленной крипте обозначена контурами символическая «расстрельная» комната, где можно увидеть несколько уцелевших конструкций из Ипатьевского дома. Крипта видна и из Верхнего храма через специально сделанный проем. В нижнем приделе находится небольшой музей, где представлены экспонаты – молчаливые свидетели последних месяцев жизни Романовых.

Олицетворяющая тьму и свет контрастность в оформлении интерьеров нижнего и верхнего приделов сохраняется и во внешнем облике Храма-на-Крови. Его белокаменные стены словно вырастают из 9-метрового основания, которое обложено красно-бордовым гранитом. Этим же цветом, напоминающим о пролившейся крови, отмечены столпы под куполами. По периметру фасада размещается 48 бронзовых икон с ликами наиболее почитаемых в русском православии святых. Из бронзы отлиты тексты цитат из Псалтыри, помещенные на фасаде.

У портала, ведущего в Нижний храм, входящих встречает скульптурная композиция «Царственные страстотерпцы за несколько минут до расстрела». Семь фигур у высокого креста запечатлены перед спуском в подвальную комнату, в момент предчувствия кончины. В этих впечатляющих изваяниях индивидуально отображены черты испуга и страдания, беспокойства и смирения, или же мятежная гордость. Памятник окаймлен винтовой лестницей, ведущей из Верхнего храма в Нижний.

Практическая информация

Двери Храма-на-Крови открыты в любой день недели с 07:30 до 23:00. В будние дни богослужения проводятся в 08:00 и 17:00, в воскресные утренние часы трижды совершаются Божественные литургии.

Храм-на-Крови с высоты птичьего полёта

В нижнем приделе находятся лавки, где можно приобрести церковную утварь, свечи, сувениры с изображением царской семьи. При входе в храм в специальном ящике сложены платки – женщинам следует покрыть голову перед тем, как войти.

На Рождество возле храма проводится конкурс ледовых скульптур, устанавливаются елка и ледовая горка для детей.

Ближайшие к храму кулинарные заведения: семейный ресторан «Паштет» (ул. Толмачева, 23), ресторан русской кухни «Штолле» (ул. Горького, 7-А), Bukovski Grill и ресторан азиатской кухни MOMO, расположенные на улице Карла Либкнехта.

Как добраться

Храм-на-Крови расположен по адресу: ул. Толмачева, 34 (или Святой квартал, 1). Войти можно со стороны Царской улицы. Рядом с храмом пролегает оживленная улица Карла Либкнехта, на которой находятся остановки общественного транспорта, ближайшая – «ТЮЗ». Здесь останавливаются автобусы № 13, 15, 48, 57, маршрутки № 1, 21, 23, 53, троллейбусы № 1, 3, 5, 9, 11, 15, 17, 18.

Ближайшая станция метро – «Динамо», она находится в 750 м от храма (проход через сквер у киноконцертного театра «Космос»).

Храм-на-Крови (Екатеринбург)

Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших был построен на месте дома инженера Ипатьева, в котором содержались под арестом и были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года последний российский император Николай II, его семья и четверо слуг. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Как добраться
  • 5 Паломнику
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева были расстреляны российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети — великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей.

Читайте также:
Храм Николая Чудотворца в Клённиках: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Начиная с конца 80-х годов, в обществе все яснее выкристаллизовывалась мысль о необходимости увековечивания памяти невинно убиенной семьи последнего русского Императора. Почитание святого места продолжалось. Люди, приносили цветы, возжигали свечи.

16 июля 1989 года на Царском месте состоялся первый открытый молебен, точнее был прочитан канон Святым Царственным Мученикам. По воспоминанию Архиепископа Мелхиседека: «… Люди пришли сами, «без направляющей и организующей», пришли … по велению сердца». В этот же день на впервые открыто служили панихиду по невинно убиенной Семье последнего Российского Императора. Панихиду служили священники Московского Патриархата, приехавшие специально из Москвы. Таким образом, почитание Царственных Страстотерпцев на Урале перешло в открытую форму.

18 августа 1990 года певец Анатолий Гомзиков на месте убиения Царской Семьи установил первый деревянный Крест. Вскоре он был сломан. 5 октября 1990 года был установлен металлический Крест. Погода в тот день была пасмурная, шел мокрый снег, но вокруг Креста, в радиусе нескольких десятков метров снег не падал, а светило яркое солнце. Облака вращались строго по часовой стрелке, образуя на небосклоне своего рода воронку. Это дивное знамение длилось около 20 – 30 минут.

Через 5 дней окончательно решился вопрос о земельном участке на склоне Вознесенской горки. Решением исполкома №388 – а от 10.10.1990 г. было определено «Передать Свердловской епархии РПЦ 3/10 гектара для сооружения памятного знака (часовни)».

Во второй половине октября 1990 года Владыка Мелхиседек совершил чин освящения Креста. Два года сия святыня являлась единственным памятным знаком почитания Святого Царского Места.

В начале 1990 – х годов Святейший Патриарх Алексий II благословил строительство Храма в память Всех Русских Святых на месте разрушенного Ипатьевского дома.

В конце 1990 года был объявлен открытый конкурс на разработку эскиз – идеи Храма – памятника на месте бывшего дома Ипатьева и застройки прилегающей территории. 25 июня 1992 года завершился конкурс проектов будущего Храма – на – Крови. В состав жюри вошли Екатеринбургские архитекторы, историки, священнослужители, деятели культуры, а также специалисты из Москвы. Из представленных 18 проектов, только 6 получили оценки, как наиболее отвечающие условиям. Первую премию не присудили никому. Проекты были отправлены на доработку.

Летом 1992 года по инициативе президента Уральского Торгового Дома А.И.Павлова рядом с местом бывшего Ипатьевского дома была построена часовня во имя Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Великая Княгиня Елизавета Федоровна и ее келейница инокиня Варвара были канонизированы Архиерейским Собором РПЦ весной 1992 года.

23 сентября 1992 года на месте будущего Храма – на – Крови состоялась торжественная закладка камня с капсулой, содержащей частицу вновь обретенных мощей святого Праведного Симеона Верхотурского. Закладку камня осуществил Архиепископ Мелхиседек после Божественной Литургии и Крестного хода от Вознесенского храма к Царскому Кресту. Владыке Мелхиседеку сослужили: Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим, Епископ Челябинский и Златоустовский Георгий.

В конце сентября 1992 года было создано Православное братство во имя святых Царственных Мучеников, целью которого было строительство Храма – на – Крови и проведение работ по обнаружению в районе Ганиной Ямы той самой «открытой шахты», где уничтожались тела Царственных Страстотерпцев. 13 октября 1992 года Екатеринбург впервые посетила Ольга Николаевна Куликовская – Романова — супруга Тихона Николаевича Куликовского – Романова — родного племянника Государя Николая Александровича. Ольга Николаевна принимала живое участие в вопросах, связанных со строительством Храма – на – Крови.

16 июля 1993 года, ночью у Царского Креста была отслужена первая Божественная Литургия. Алтарем служила часовня Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. На Богослужении присутствовало около 100 человек. Так зарождалась ежегодная традиция совершать Божественную Литургию именно в часы убиения Государя и Его Августейшей Семьи с верными слугами.

19 июля 1993 года по благословению Владыки Мелхиседека была образована первая община будущего Храма – на – Крови. Старостой общины был выбран А.М. Верховский, его заместителем Ю.А. Шумилов.

С начала 1994 года у Царского Креста началось чтение акафиста Царю – Мученику. Совершал молебны протоиерей Василий Семенов. В марте 1994 года на место Владыки Мелхиседека заступил Владыка Никон (Миронов). В мае 1994 года Владыка Никон благословил братство во имя святых Царственных Мучеников построить временный деревянный храм над местом закладного камня будущего Храма – на – Крови.

21 февраля 1997 года состоялся градостроительный совет, на котором впервые был упомянут проект В.Морозова, который впоследствии в доработке главного архитектора области Г.В. Мазаева будет реализован в жизнь. Проект Храма – Памятника на Крови разработан «Уралэнергостройпроектом» в 1997 – 1998 г.г. по заказу Екатеринбургского Епархиального Управления.

С 10 по 22 ноября 1999 года (по благословению Архиепископа Викентия) научной группой под руководством профессора В.М. Слукина, на месте Ипатьевского дома были проведены геофизические исследовательские работы.

12 декабря 1999 года Царское Место посетила мироточивая икона Царя – Страстотерпца Николая Александровича.

3 апреля 2000 года начались подготовительные работы по строительству будущего Храма – на – Крови. Царский Крест перенесли ближе к Елизаветинской часовне. Увы! Но пришлось срубить деревья, которые были свидетелями прогулок Царственных Страстотерпцев и свидетелями трагедии. Когда сделали срез у их основания, то возраст тополей оказался равен почти 100 лет!

Читайте также:
Владычный монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

С июня 2000 года с разрешения властей и по благословению Владыки Викентия на Царском Месте стали производить раскопки. От Ипатьевского дома остались лишь фрагменты из подвальной «расстрельной» комнаты: кирпичи, камни фундамента, балки, но четко зафиксировано в документах историческое место, на котором и был возведен Храм – на – Крови.

С 13 – по 16 августа 2000 года в Москве проходил Юбилейный Архиерейский Собор, на котором, наконец – то, произошло то, чего так долго ждал православный народ! Вся убиенная Царская Семья была прославлена в лике святых СТРАСТОТЕРПЦЕВ.

23 сентября 2000 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий IIторжественно совершил закладку памятной капсулы с Памятной Грамотой об освящении места строительства в восточной стене фундамента будущего Храма – на – Крови.

16 апреля 2001 года закончен нулевой цикл Храма – на – Крови. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский совершил молебен на начало строительства надземной части Храма – на – Крови.

03 июня 2001 г. Святейший Патриарх благословил проект строительства духовно – просветительского Центра при Храме – на – Крови, а также Патриаршего подворья.

12 июля 2003 года подписан акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию Храма – на – Крови. 16 июля 2003 года за Божественной Литургией был освящен верхний придел покаянного Храма – на – Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших.

Современное состояние [ править ]

В настоящий момент Храм-на-Крови представляет собой не только действующий собор, но и музейный комплекс. В музейной части выставлен ряд экспонатов, посвящённых последним месяцам жизни императора Николая II и его семьи. При храме действует воскресная церковно-приходская школа для детей от 6 лет и старше, а также проводятся библейские курсы для всех желающих.

Деревянная часовня во имя преподобномученицы Елисаветы выстояла, несмотря на ряд поджогов и действий вандального характера, и теперь расположена меж выстроенных зданий храма и Патриаршеего подворья. Сруб часовни вследствие поджогов стал тёмного цвета. Перед часовней на земле лежит большой мраморный камень с надписью, гласящей о том, что ночью на 17 июля 1918 года здесь были убиты члены царской династии Романовых.

Построенное и освящённое вместе с храмом Патриаршее подворье включает в себя собственно патриаршие покои, домовую церковь святителя Николая, библиотеку, а также целый ряд залов и помещений для проведения различных церковных мероприятий высокого уровня.

Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля с 23:30 до 04:00 в храме проводится многочасовая всенощная и литургия в память о Царской семье, которая завершается традиционным 25-километровым крестным ходом к Ганиной Яме. В 2007 году на торжественных мероприятиях приняли участие более 20 тысяч верующих со всех концов России. А в 2008 году, в связи с 90-летием убийства Царской семьи, в Крестном ходе приняли участие около 40 тысяч человек. В 2011 — 50 тысяч человек прошли этот путь. Территория, на которой расположены Храм-на-Крови, Елизаветинская часовня, Патриаршее подворье, а также Вознесенский Храм, согласно распоряжению главы Екатеринбурга А. М. Чернецкого, получила название «Святой Квартал».

При храме действует Воскресная школа.

Престольные праздники [ править ]

Всех святых, в земле Российской просиявших – 3 июля, 17 июля

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, Свердловская область, Екатеринбург, улица Толмачева, 34

Храм-на-Крови в Екатеринбурге

Расстрел императора, царицы, детей и слуг летом 1918 года поразил весь мир своей жестокостью и бессмысленностью. Храм-на-Крови в Екатеринбурге — церковь Всех святых, возведенная в 21 столетии на месте расстрела императора России и его семейства.

История постройки

17 июля 1918 года в подвальном помещении усадьбы Ипатьева хладнокровно расстреляна семья царя Николая Второго и его помощники. Царь Николай Второй не собирался бежать или поднимать бунт, царские персоны вели себя достойно в плену, постоянно молились, поэтому трудно объяснить жестокость убийства.

Стыд, раскаяние наполняло души россиян все эти годы, к святому месту на протяжении 60 лет постоянно несли живые цветы, пока не было приняло решение об увековечивании памяти невинноубиенных членов царской семьи, чьи тела после расстрела просто сбросили в шахту.

16 июля 1989 года многие горожане пришли на святое место, чтобы уже открыто помолиться о Царственных Страстотерпцах во время молебна, отслуженного московскими священниками, приехавшими специально из столицы.

1990 год

В середине августа на страшном месте расстрела императора Николая ІІ и его семьи певцом Анатолием Гомзиковым был водружен крест, изготовленный из дерева, но его вскоре сломали вандалы.

Удивительное знамение было явлено 5 октября того же года, когда во время установки железного креста падающий снег покрывал землю, но мгновенно таял вокруг креста, в это время на небе облака начали двигаться в одну сторону, образуя воронку, в центре которой сияло солнце. В течение получаса это чудо могли наблюдать все жители Екатеринбурга.

Читайте также:
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

1992 год

В конце июня жюри, состоявшее из ведущих архитекторов, историков, священников и московских специалистов, начало рассмотрения проекта Храма-на-Крови в Екатеринбурге. После канонизации великой княгини Елизаветы Федоровны и келейницы Варвары в начале лета около святого Царского места была возведена деревянная церковь в память о Преподобномученицах.

В начале осени жители Екатеринбурга присутствовали на Божественной литургии и Крестного хода от собора Воскресения до установленного Креста, проводимого Владыкой Мелхиседеком, архиепископом Пензенским и Кузнецким Серафимом, епископом Челябинским и Златоустовским Георгием, после которого был заложен камень будущего церкви Всех Святых в Российской земле убиенных.

В камень была заложена капсула с частицами мощей святого Симеона Верхотурского. Патриарх Алексий ІІ назвал будущий храм неугасимой свечой православия, памятником в память обо всех невинноубиенных.

Христиане объединились в Православное братство для организации строительства Храма-на-Крови в Екатеринбурге, организовав поисковые работы по обнаружению места уничтожения тел Страстотерпцев.

Интересно! В строительстве уникальной российской святыни в память о последнем русской царе приняли участие и ныне живущие представители царского рода Романовых.

1993 год

В часы расстрела царя и его августейшей семьи 16 июля, ночью в присутствии более ста человек состоялось богослужение с Божественной литургией, совершаемой с алтаря часовни Преподобномучениц Княгини Елизаветы и ее келейницы Варвары.

Божественная литургия в ночь убиения царской семьи впоследствии стала городской традицией и совершается ежегодно. Владыка Мелхиседек благословляет старосту А.Верховской, возглавившего первую общину будущей церкви.

1994 год

Царский крест с января становится местом чтения акафиста царю Николаю Второму, с совершением молебном протоиереем Василием Семеновым.

Ещё статьи о православии:

Владыка Никон, сменивший Владыку Мелхиседека, в конце весны благословляет строительство временного деревянного храма на месте закладки камня с капсулой, а в апреле 1997 года Вознесенская горка становится Архиерейским подворьем. Посещение Царского Места процессией с мироточивой иконой Императора-Страстотерпца в декабре 1999 года стало знаменательным событием города.

Начало строительства

Весной началось строительство Храма-на-Крови в Екатеринбурге, в процессе подготовки к которому, к великому сожалению, были срезаны столетние деревья, свидетели прогулок царской семьи. Археологи провели тщательные раскопки, зафиксировав место Ипатьевского подвала, в котором происходили ужасные события.

Важно! На Юбилейном Архиерейском Соборе Царское семейство причислено к лику святых Страстотерпцев.

Весной 2001 года было закончено строительство нулевого цикла и началось возведение надземной части, которое освятили во время молебна. Первые кирпичи были заложены Владыкой Викентием и губернатором Эдуардом Росселем.

  • В начале лета по благословению Святейшего патриарха началось строительство патриаршего подворья и Центра духовного просвещения при церкви Всех святых.
  • Освящение малых колоколов, на изготовление которых средства пожертвовал певец Александр Новиков, состоялось 6 октября 2002 года.
  • В декабре приступили к монтажу уникального иконостаса, детали к которому изготовлены из фаянса.
  • В январе 2003 г. иконостас установили и приступили к монтажу мраморного иконостаса на верхнем ярусе.
  • В мае после освящения звонница Храма-на-Крови была оснащена многотонными колоколами и крестом, десятиметровой высоты.
  • В июне княгиня Ольга Куликовская-Романова передала в дар церкви святой образ Богородицы «Троеручница», около него взывали к Богу пленники, Божья Матерь была свидетельницей жестокого убийства.

На заметку! 16 июля состоялось освящение Храма-на-Крови, в церемонии участвовало более 70 представителей духовенства.

Монументальное событие православия привлекло внимание всей России. Крестным ходом пришли православные Тобольска, неся святые образа святителя Иоанна Тобольского и Святых Царственных Страстотерпцев. Покаянным Крестным ходом пришли жители Волгограда.

Множество знаменитых политиков, артистов, бизнесменов приняло участие в празднике освящения, который начался перед святым образом Серафима Саровского, перенесенного из Собора Святой Троицы Серафимо-Дивеевского монастыря. Ночью состоялась Литургия, после чего более семи тысяч прихожан отправились Крестным ходом к Ганиной Яме, месту уничтожению святых тел.

Утренняя Божественная литургия, отслуженная в нижнем престоле, положила начало регулярным богослужениям в нововозведенном соборе, ставшем святым местом для всех православных верующих России и всего мира.

18 июня — храмовый престольный праздник в честь Всех святых в земле Российской просиявших.

При церкви действует:

  • казачий клуб;
  • Воскресная Церковь;
  • Клуб Семьи;
  • милосердные службы и другие школы.

В помощь паломникам

Расписание богослужений в Храме-на-Крови узнать на сайте церкви, которая открыта с 6.40 до 18.00. в 6.40 начинается раннее богослужение. После вечернего служения можно остаться на исповедь.

Адрес храма: Свердловская Область, город Екатеринбург, ул. Толмачева, д. 34. Великолепный, сияющий золотыми куполами и белоснежными стенами храм виден издалека.

Храм-на-Крови в Екатеринбурге

Екатеринбургский Храм-на-Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших является одной из главных достопримечательностей города. Район Вознесенской горки стал печально известным на весь мир. Именно здесь до 1977 года стоял дом инженера Николая Николаевича Ипатьева, в котором были расстреляны последний российский император Николай II со своей семьей и слугами.

Из-за этого события, произошедшего в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, храм получил такое название. Храм-на-Крови посещают не только верующие прихожане, но и туристические группы. Чаще всего именно его включают в состав обзорной экскурсии по городу. Он считает одним из популярнейших храмов в стране. Екатеринбургский Храм стал третьим «храмом-на-крови» после Углича и Санкт-Петербурга.

Читайте также:
Владимирский собор в Киеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Архитектурный комплекс включает в себя пятикупольный главный храм, часовню Елизаветы и Патриаршее подворье. Вместе с еще несколькими храмами он образует «Святой Квартал». В него входят Вознесенская церковь и Храм Николая Чудотворца.

История Храма-на-Крови в Екатеринбурге

После убийства семьи Романовых к дому стали приходить верующие, несмотря на все запреты. Это продолжалось тайно даже после его сноса в 1977 году. В конце 80-х на Ипатьевском пустыре начали открыто собираться люди и молиться. Вскоре был установлен сначала деревянный, а затем железный крест. Последний стоит до сих пор возле нового каменного здания.

В 1992 году была произведена закладка камня в основание будущего храма, а спустя два года на этом месте состоялась первая Божественная Литургия под небольшим временным навесом. Археологические раскопки на месте бывшего дома Ипатьева прошли в 2000 году. Помощь ученым оказывало большое количество людей на добровольной основе. Благодаря их усилиям были просеяны тонны земли на месте «кровавого» подвала.

Проект екатеринбургского храма разработали архитекторы Грачев М. Ю., Морозов В. П. и Мазаев Г. В. Планировалось возвести здание в русско-византийском стиле, которое делилось на нижний храм памяти Романовых на месте подвала, где их расстреляли и верхний собор. На какое-то время строительство пришлось заморозить в связи с экономической ситуацией, поэтому освящение нового храма состоялось только в 16 июля 2003 года.

Ежегодно в ночь на 17 июля в Храме-на-Крови служат памятную литургию, после чего начинается крестный ход длиной 25 километров до Ганиной Ямы, куда сбросили тела после расстрела.

Время работы и расписание богослужений

Посетить Храм-на-Крови в Екатеринбурге можно в любой день с 07:30 до 23:00. Богослужения здесь проходят ежедневно в утреннее и вечернее время.

По будням: утром в 08:00 и вечером в 17:00. По воскресеньям совершают три Божественных Литургии в: 06:40, 08:00 и 09:00.

Исповедь с 16:30 до 18:00. Подробнее о расписании богослужений можно узнать на официальном сайте.

Как доехать до Храма-на-Крови в Екатеринбурге

Храм-на-Крови расположен в центре Екатеринбурга. Ближайшая крупная трасса, проходящая рядом — улица Карла Либкнехта. На ней находятся остановки наземного общественного транспорта. Вход в здание со стороны улицы Царская. Недалеко от храма расположены еще несколько достопримечательностей: кинотеатр «Космос», Литературный квартал и Городской пруд.

Организованные экскурсии в Храм-на-Крови предлагают гиды в Екатеринбурге, зарегистрированные на портале Эксперты.Туристер.Ру.

Метро

Метро не самый удобный способ добраться до храма. Ближайшая остановка расположена в 750 метрах — станция «Динамо». Выйдя на поверхность, нужно пройти через сквер рядом с ККТ «Космос». Этот вид транспорта подойдет, если необходимо доехать от Южного автовокзала.

Автобусы

Остановки наземного транспорта находятся практически рядом с храмом. Ближайшая — «ТЮЗ». К ней подходят рейсы муниципальных автобусов:

  • № 81 (маршрут Авангард — 17-я Мехколонна);
  • № 48 (маршрут Горбольница № 7 — Широкая речка).

От Железнодорожного вокзала Екатеринбурга возможно доехать на маршрутах: № 48, 052, 056, 56, 57.

Троллейбусы

К этой же остановке «ТЮЗ» подъезжают троллейбусы следующих маршрутов:

  • № 1 (маршрут Железнодорожный вокзал — Химмаш);
  • № 3 (маршрут Коммунистическая — Крауля);
  • № 5 (маршрут Коммунистическая — ЦПКиО);
  • № 9 (маршрут Железнодорожный вокзал — Табачная фабрика «Альвис»);
  • № 7 (маршрут Посадская улица — Ярославская улица);
  • № 11 (маршрут Железнодорожный вокзал — Онуфриева);

Маршрутные такси

Подходящих маршрутных такси значительно меньше:

  • № 052 (маршрут Авангард — Онуфриева);
  • № 056 (маршрут Уралобувь — Сосновый Бор).

Выходить следует на остановке «ТЮЗ».

Такси

По Екатеринбургу удобно передвигаться на такси, пользуясь приложениями: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim.

Храм на Крови в Екатеринбурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

60-метровое сооружение в византийском стиле в Екатеринбурге не испытывает тоски по посетителям: сюда в память о трагическом событии начала XX в. люди приходили и раньше, с цветами. Выросший на месте пролитой крови 5-купольный храм, по сути, служит мемориалом семье последнего российского императора, которую Православная церковь признала мучениками в 2000 г., – Романовым.

Контакты

  • Адрес Храма-на-Крови: Екатеринбург, ул. Царская, 10.
  • Телефон для справок Храма-на-Крови Екатеринбурга: +7 (343) 371-61-68.

Как лучше добираться

Есть довольно много транспортных вариантов – довезут до храма как под землей, так и по земле:

  • выбирайте ветку метро до станции «Динамо» и пересекайте парковую зону;
  • доезжайте автобусом до остановки «Филармония» или «ТЮЗ» (№ 1, 13, 15, 20, 23, 31, 48, 57);
  • трамвай вас довезет до остановки «Театр Музкомедии», откуда до храма примерно 500 м (№ 2, 6, 13, 15, 18, 26, 27);
  • на остановку «ТЮЗ» также направляются троллейбусы (№ 1, 3, 4, 5, 9, 11, 15, 17, 19);
  • маршрутки ходят как до остановки «ТЮЗ», так и до «Филармонии» (056, 052, 035 и 021).

Посещение. Время работы

  1. Открыто культовое место практически круглые сутки.
  2. Попасть в него можно с 7:30 каждый день. Что необычно для действующего храма, так это позднее закрытие.
  3. В графике на сайте Храма-на-Крови Екатеринбурга значатся вечерние часы работы – до 23:00.
  4. Можно прийти конкретно на экскурсию и заплатить пожертвованием. Благодаря экскурсоводу поймете символизм храма и увидите, где он в интерьере подчеркнут. Не забудьте подняться на звонницу, к колоколам.
Читайте также:
Севастопольское благочиние: храмы и монастыри, отделы, духовенство, святыни

Расписание богослужений Храма-на-Крови

На служения в храм можно попасть в любой день недели: на утреннее в 9:00 и на вечернее в 17:00.
Довольно удобное расписание служб в Храме-на-Крови Екатеринбурга для тех, кто в воскресенье боится пропустить литургию: ее в храме служат целых три раза (6:40, 8:00 и 9:00).

Где рядом можно остановиться

Чтобы посетить эту и прочие уральские духовные достопримечательности, можно воспользоваться помощью паломнического центра «Ганина Яма», который находится по ул. Репина, 6а. Центр достаточно большой, есть номера разной комфортности, а стоимость проживания для паломников – от 500 руб./сутки.

История Храма-на-Крови в Екатеринбурге

Храм довольно молод, о его возведении начали думать еще до нулевых. А причиной было желание запомнить то, что здесь случилось в 1918 г. Раньше тут находился тот самый дом инженера Ипатьева, где провели в заточении 78 дней до своей смерти император Николай II, его жена Александра Федоровна и 5 детей – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей Романовы.
Злосчастный дом простоял до 1977 г. Потом к месту гибели потянулись люди, что побудило задуматься о возведении памятного храма. От заложения первого камня (1992 г.) до финишных работ прошло 11 лет. Сдвинулось дело с мертвой точки только после канонизации Романовых. Само строительство по проекту трех архитекторов длилось 3 года, с 2000 по 2003.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Состоит Храм-памятник на крови в Екатеринбурге из двух уровней: внизу, в нижнем храме расположили музей семьи Романовых и комнату, которую называют «расстрельной» (в ее обустройстве использовали настоящие камни и кирпича дома Ипатьева). Оба храма, верхний и нижний, отличаются даже по цветовой гамме. Нижний олицетворяет подвал, где были убиты большевиками 11 человек, потому и отделан в цвете бордо, цвете крови. А вот в верхнем, светлом храме можно увидеть большой мраморный иконостас (из редкого камня, кстати). Сказать «большой» мало, нужно это видеть: его размеры 30 на 13 метров!
  • Памятник царской семье работы К. Грюнберга. В камне словно застыл момент спуска в подвал на смерть всех Романовых: 7 сжавшихся фигур у креста и 23 ступени вниз.
  • Концертный зал на 160 человек с роялем, который когда-то принадлежал семье императора.

Святыни

Реликвией храма считается не только комната, где расстреляли царскую семью, но и украшенные иконостасы, и подарки соверующих. Мощей, которые бы постоянно находились в Храме-на-Крови в Екатеринбурге в открытом доступе, нет, их привозят в связи с особыми праздниками (например, мощи Серафима Саровского). Но в основании храма хранятся мощи Симеона Верхотурского – ими освятили первый камень фундамента будущего храма. В числе святынь:

  • Самая важная икона в Храме-на-Крови в Екатеринбурге – «Троеручица» (образ Богоматери стремя руками). Нельзя сказать, что она примечательна какими-то чудесами, скорее, за нее говорит ее история. Принадлежала она семье убитого монарха, перед ней состоялся их расстрел в Ипатьевском доме. Вывезенная за границу и переданная сестре Николая II, наследственная икона колесила по свету, пока в 2003 г. не вернулась на памятное место как дар от потомков Романовых.
  • Икона «Знамение» в серебряном оформлении. Изображает Матерь Божью, получена в дар от посла Французской республики.
  • Образ «Пресвятая Троица». Поблескивает серебром подарок храму митрополита Кирилла на годовщину епархии.
  • Икона Царственных Мучеников. После смерти Романовых их причислили к рангу святых, потому часто изображают на иконах российских храмов. Эта икона прибыла специально с греческой горы Афон.
  • Икона «Неопалимая купина» с необычным для таких икон оформлением – на ней изображена Богоматерь у горящего куста и нет подчеркнутых геометрических линий.

Ряд образов в храме поддерживает тему мученичества. Возле алтаря в храме по 10 иконам можно проследить историю управления Россией: на них – правители, начиная с князя Владимира и заканчивая императором Николаем.

Фото Храма-на-Крови в Екатеринбурге

Храм Спаса-на-Крови Екатеринбург с высоты птичьего полета
Храм Спаса-на-Крови Екатеринбург строил долго и это неслучайно. Его возведение – это народная инициатива.
Нижняя часть стен собора отделана красноватого цвета гранитом и мрамором, символизирующим пролитую здесь кровь.
Справа находятся поминальные плиты с именами всех членов царской семьи. И главная святыня — алтарь, возведенный на месте гибели царской семьи.

Видео — Храм на Крови, Екатеринбург

Оставляет Храм-на-Крови много настроений и мыслей после себя: о том, сколько стоит человеческая жизнь, почему в храме чтут только царскую фамилию (погибло же не 7, а 11 человек!), стоит ли в интерьере так подчеркивать кровь. Много разного в голове. Поднимаешься в верхний храм – светло, бело и чисто, но осадок остался.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: