Икона Богородицы «Неупиваемая чаша» – образ, избавляющий от зависимостей
Зависимость от чего-то – бич современного мира. Многие люди страдают от алкоголизма, наркомании, пагубной тяги к азартным играм либо переедания, делая несчастными и своих близких. Разумеется, они пытаются бороться с этим – но современная медицина зачастую оказывается не в силах их исцелить. Ведь подобные проблемы вызваны не физиологическими особенностями, а психологическими и даже духовными трудностями, потерей нравственных ориентиров, разочарованием в вечных ценностях. Поэтому и обращаться за помощью необходимо к тем, кто лечит души, а не тела.
И именно в таких ситуациях необходима икона «Неупиваемая чаша». В чем помогает, куда вешать благодатный образ, какова его история и богословское значение – всё это Вы узнаете из нашей статьи.
Явление реликвии «Неупиваемая чаша»
Эта святыня, как и молитва «Неупиваемая чаша» от пьянства, была дарована Девой Марией людям не так давно – в 1878 г. Вот какое предание связано с её появлением.
Летописи гласят, что в Ефремовском уезде Тульской губернии жил один отставной солдат, одержимый недугом пьянства. Его зависимость дошла до такой степени, что он продал всё своё имущество, став практически нищим. Затем у мужчины парализовало ноги – но он и дальше употреблял алкоголь.
Но как-то во сне перед ним возник старец, увенчанный сияющим нимбом. Праведник повелел солдату отправиться в монашескую обитель, расположенную в г. Серпухово, и заказать там молебен перед образом «Неупиваемая чаша». Сначала грешник не прислушался к этим словам, приняв их за бредовое видение. Кроме того, он не имел ни гроша и совсем не мог ходить. Но сон возвращался снова и снова. На третий раз тон и слова праведника стали такими грозными, что мужчина всё-таки отправился в дорогу, причём преодолевать всё расстояние ему пришлось на четвереньках.
Попав, наконец, в монастырь, страдалец поведал инокам о том, что с ним произошло, и попросил провести Божественную литургию. Но никому из братии не была известна реликвия с таким названием. Наконец, один пожилой монах вспомнил, что в проходе, ведущем из собора в ризницу, висит образ, на котором показана чаша. И впрямь – когда его рассмотрели внимательнее, на исподе иконы обнаружили надпись «Неупиваемая чаша». У неё немедленно провели службу – и каким же было удивление и восторг всех присутствующих, когда солдат полностью исцелился ото всех своих недугов! А позже он узнал и того старца, который являлся ему во сне. Это был преподобный Варлаам – чудотворец из Новгорода.
Весть о случившемся распространилась очень скоро. Люди, страдающие от пьянства и других пагубных зависимостей, приходили к благодатной святыне со всей страны. Теперь списки образа есть почти в каждом храме. Но где находится икона «Неупиваемая чаша», у которой было явлено самое первое исцеление? Она по-прежнему пребывает в Серпуховском Высоцком мужском монастыре. Каждое воскресенье у святыни проводится молебен, а затем читается акафист о тех, кто страдает от чрезмерного пристрастия к алкоголю. Но возносить молитвы можно и у домашней реликвии, ведь Богородица слышит всех, кто обращается к Ней с верой, надеждой и раскаянием.
Символика образа – что зашифровано в изображении
Достоверно не известно, кем и когда была написана святыня, ведь до поры до времени она скрывалась от людских глаз. Но, рассматривая фото иконы «Неупиваемая чаша» либо высыпанный из натурального янтаря список, можно отметить, что создавший её мастер принадлежал к византийской школе.
Данную реликвию причисляют к древнейшему типу изображений Пречистой Девы – «Оранта», то есть Благословляющая. Она показывает Небесную Царицу с поднятыми и раскинутыми в стороны руками – такая поза символизирует Её непрестанную заступническую молитву о каждом человеке.
Но главной особенностью иконы, несомненно, является Иисус, стоящий в чаше. Он олицетворяет Святое Причастие, дарованное христианам в знак искупления первородного греха. Благодать, исходящая от неё, никогда не иссякает, поэтому чаша действительно «Неупиваемая» – как нет предела Господней милости и терпению. Сын Божий стал жертвой ради людей, поэтому никто не должен отвергать Его, меняя вечное спасение на мимолётное удовольствие от табака, алкоголя либо наркотиков – вот о чём напоминает образ.
Икона «Неупиваемая чаша»: в чем помогает и куда вешать
К этой реликвии прибегали многие нуждающиеся, а по вознесённой к ней молитве свершались различные чудеса. Чаще всего наблюдается избавления от тяги к алкоголю, именно поэтому, перечисляя, от чего помогает икона «Чаша Неупиваемая», прежде всего вспоминают об излечении пьющих членов семьи. Но святыня спасает не только от этого – она может исцелить зависимость от любых наркотиков, курения, азартных игр. Благодать Божьей Матери укрепляет в вере и дарует силу воли, помогает противостоять греховным соблазнам, защищает от зла и могущественной дьявольской власти, толкающей человека к саморазрушению и гибели.
Имеются также свидетельства, что образ неоднократно способствовал решению жилищных вопросов. Так, он облегчает заключение сделок купли, продажи либо обмена квартиры, позволяет вовремя выявить подвох с документами и разрешить проблемы с наследованием. Конечно же, при этом Ваши помыслы должны быть чистыми, а действия – соответствовать правовым и моральным нормам.
Кроме того, акафист «Неупиваемая чаша» читают родители, отпускающие своих детей во взрослую жизнь. Он помогает избежать искажения нравственных ориентиров, оберегает от опасностей и неприятных превратностей самостоятельности, наставляет на праведный путь.
Что касается расположения иконы в доме, то для исцеления нужно поместить образ Богоматери в изголовье кровати человека страдающего алкоголизмом. И, разумеется, перед благодатной иконой необходимо молиться каждый день, высказывая свои просьбы, надежды, пожелания и скорби. Образ может стать неистощимым источником духовной радости, поддержки и утешения – нужно только припадать к нему искренне и с верой. А приобрести его Вам поможет интернет-магазин «Янтарь Полесья» – наши мастера тщательно и с любовью высыпали уникальную реликвию из сияющих драгоценных камней, сделав её поистине живой и одухотворённой!
Частые вопросы
🙏 «Неупиваемая чаша» в чем помогает образ?
Чаще всего наблюдается избавления от тяги к алкоголю, именно поэтому, перечисляя, от чего помогает икона «Чаша Неупиваемая», прежде всего вспоминают об излечении пьющих членов семьи. Но святыня спасает не только от этого – она может исцелить зависимость от любых наркотиков, курения, азартных игр.
💥 Где должна стоять икона «Неупиваемая Чаша»?
Что касается расположения иконы в доме, то для исцеления нужно поместить образ Богоматери в изголовье кровати человека страдающего алкоголизмом.
❤️ От чего защищает икона «Неупиваемая Чаша»?
Благодать Божьей Матери укрепляет в вере и дарует силу воли, помогает противостоять греховным соблазнам, защищает от зла и могущественной дьявольской власти, толкающей человека к саморазрушению и гибели.
✅ Как купить икону из янтаря в интернет-магазине?
Купить икону из янтаря Вы можете прямо сейчас по телефону +38 098 302-00-00 или +38 099 302-00-00, или оформить заказ на нашем сайте.
Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» в чем и кому помогает
Списки этой известнейшей иконы пресвятой Богородице сейчас присутствует практически в каждом храме. Это объясняется тем, что к этой иконе за помощью обращаются очень многие православные христиане. Эта икона помогает в определенных недугах – болезнях пьянства и наркомании. Так же к ней обращаются, чтобы избавится от страсти блуда.
Обретение иконы пресвятой Богородицы Неупиваемая чаша
В девятнадцатом веке крестьяне отбывали воинскую повинность 25 лет. Не всех, конечно забирали в солдаты, а лишь по одному-два из деревни. И вот один солдат возвратился после долгих лет в родную деревню. Родители уже умерли, женой и детьми не обзавелся, ну и начал пить. Да так пить, что уже и ноги отказывали. В одну из пьяных, угарных ночей было ему видение, где глубокий старец строго сказал ему идти в Высоцкий монастырь и заказать молебен у иконы «Неупиваемая чаша».
Тяжело было собраться с духом, и двинуться в путь пьянчужке, но старец являлся ему вновь и вновь, и строже с каждым разом гнал его в монастырь. На следующий день крестьянин кое-как направился в Серпухов. Переночевал у старушки-знахарки, которая немного подлечила его ноги, и он добрался до монастыря. Икона нашлась в проходе и, стоя на коленях, пьяница молился, не обращая ни на кого внимания, затем он впал в глубокий сон. Проснувшись, он почувствовал себя полностью излеченным, и тяга к спиртному у него исчезла полностью.
С тех пор и до сегодняшнего дня икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» помогает страдающим этим недугом.
Значение чудотворной иконы пресвятой Богородицы Неупиваемая чаша
Вы все видите, как выросло пьянство и наркомания в годы перестройки. Нет ни одной семьи, в которой нет родственника, наркомана или пьяницы. Как увеличилось количество пьющих женщин, дети которых остаются сиротами при живой матери. Сколько преступлений, убийств в алкогольном опьянении совершается не только взрослыми, но и подростками.
И неравнодушные родственники: жены, матери, дети идут к образу Божией Матери «Неупиваемая чаша» и со слезами вымаливают их. Часто по искренней молитве помогает и домашняя икона, но лучше когда сам пьющий или зависимый от наркотиков человек просит сам за себя и идет на специальный молебен.
Где находятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы Неупиваемая чаша
- Оригинал иконы был сожжен в безбожное атеистическое время. Но в городе Серпухове сохранилось два точных списка с этой иконы.
- Один из них находится в женском Владычном монастыре, здесь проводят молебны для женщин, страдающих пьянством, курением, наркоманией и блудом.
- Еще один чудотворный образ находится в мужском Высоцком монастыре, здесь оказывают молитвенную помощь мужчинам.
Необходимо сказать, что на иконе «Неупиваемая чаша» Божественный младенец находится в чаше для причастия. Это говорит о том, что без искреннего раскаяния и постоянного участия в евхаристии излечения полного не будет. Если человеку стало легче, но он не прилагает никаких усилий к исправлению своей жизни, эффект может быть кратковременным. Вернувшись в привычную среду и не имея поддержки от Господа, все вернется на круги своя.
Необходимо коренным образом изменить свою привычную жизнь: посещать храм, советоваться с батюшкой, когда нахлынут искушения (а они обязательно будут, лукавый не любит выпускать свою добычу), чаще причащаться. Если на работе пьющий коллектив – надо уходить с такой работы, пусть даже на менее престижную. Очень важна поддержка родственников, они не должны провоцировать человека, не смотря ни на какие события, радостные или скорбные.
Албазинская икона Божией Матери
«Слово плоть бысть»
День празднования – 9/22 марта
Место пребывания Албазинской иконы – Благовещенский кафедральный собор
675000, г. Благовещенск, пер. Релочный, 15, тел. (8-4162) 33-16-24
Иконография Албазинской иконы
Время написания
Точное время, место и обстоятельства создания Албазинской иконы неизвестны. По оценкам исследователей, она была написана в начале XVII в. — т.е. ей около 400 лет.
Техника написания
Икона писана темперными (пигментными) красками по левкасу – специальному меловому грунту, нанесенному на деревянную доску. Размер доски — 67,5х73,5, толщина – от 2,2 до 3,1 см.
Иконография
Иконографический тип – Оранта («Молящаяся»), разновидность – Знáмение. Сюжет иконы — чревоношение Богомладенца.
Богословское содержание
Первое название Албазинской иконы, «Слово плоть бысть», — цитата из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).
«Слово» – это одно из имен Бога Сына, Мессии, Христа. Образ, исторически связанный с рождением Приамурья как русской земли, свидетельствует о самом важном событии в истории человечества – Рождении Творца и Спасителя Мира от Пречистой Девы.
Богомладенец Иисус на иконе в левой руке держит свиток – еще один символ Слова. Правой – благословляет смотрящих на Него людей, ради которых Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7).
Албазинская икона – в первую очередь, о Боговоплощении. А еще – о том, что подвиг Божией Матери вознес Ее выше херувимов и серафимов, и о том, что Она – Заступница людей, расстилающая над ними Свой Богоматеринский Покров.
История Албазинской иконы
Отряд беглого приказчика Никифора Черниговского, в составе которого был «черный поп Ермоген», прибыл в заброшенный Албазинский острог зимой. Это мог быть ноябрь-декабрь 1665 г. или январь 1666 г. С собой старец принес три чтимых иконы – Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного и Божией Матери «Слово плоть бысть».
По преданию, они видели на полях Белую Жену на белом коне, которая «шибко топтала, топтала» их ряды, не подпуская сжечь посевы.
Иеромонах Ермоген вместе с чудотворной Богородичной иконой ушел обратно в основанный им Усть-Киренский монастырь.
Историческое описание Киренского монастыря, опубликованное в 1841 г., утверждает, что, покинув Албазин, старец Ермоген оставил Албазинскую икону в Сретенске. Однако это поселение появилось на карте под именем Нижний или Новый острог только в 1689 г.
Из-за этого несовпадения некоторые исследователи предполагают, что какое-то время чудотворный образ мог находиться в Нерчинске – как минимум, до 1734 г., когда в Сретенске появилась церковь.
Икону епископу Вениамину перед его отбытием в Амурскую область поднесли священник Сретенской церкви Симеон Стуков и казаки забайкальского войска, «чтобы она снова возвратилась в ту местность, откуда угнетение язычников заставило ее более ста лет находиться под защитою здешнего (Сретенского) православного прихода».
Поздравляя бывшего Преосвященного Камчатского Вениамина с 25-летием служения в архиерейском сане, почетные жители Благовещенска и Хабаровска в своем адресе написали следующее:
«Залог Вашей любви к [Преданной Вам Камчатской пастве], в дарованной Вами в благословение Албазинской иконе Божией Матери, знаменитой по древности по присущей ей благодати Божией, обильно открывающейся в душевных утешениях молящихся пред нею и особенно в получении облегчения и исцеления от многоразличных болезней, составляет для нее многоценное сокровище.
Посему благодарное воспоминание о Вас в Камчатской епархии, особенно в Благовещенске, будет сохраняться во веки верков при теплых сердечных молитвах верующих перед этою святыней».
Осенью 1885 г. он положил начало еженедельному чтению акафиста перед чудотворной Албазинской иконой Богоматери. Оно совершалось каждое воскресенье в 16 часов.
Преосвященный Гурий также учредил дату епархиального праздника в честь Албазинской иконы – 9/22 марта. Впервые его отметили в 1886 г., на всенощном бдении архиерей рассказывал благовещенцам о славной истории и чудесах чтимого образа.
По свидетельству архиерея, после установления почитания иконы в Благовещенске и его окрестностях прекратились эпидемии дифтерита и скарлатины.
В этом же году в Благовещенске была выпущена брошюра «Албазинская икона Божией Матери» с историческими сведениями о ней.
Резолюция Синода №2338 от 22 августа 1895 г. официально закрепила дату праздника в честь Албазинской иконы Божией Матери 9/22 марта и ее наименование в общецерковном месяцеслове.
Основной и самой удобной мишенью китайцев был кафедральный собор на набережной, в котором пребывала чудотворная Албазинская икона, однако за 19 дней обстрела атакующие ни разу не попали в него.
Как рассказывали сами китайцы, из числа нападавших они видели на берегу Амура красивую Белую Женщину с ребенком на руках и не могли вести прицельный огонь из страха и жалости к Ней.
В память о чудесном событии в Благовещенске был установлен ежегодный общегородской праздник с крестным ходом до Триумфальной арки, молебным пением и парадом войск. Отмечался он 2 августа с 1902 по 1904 гг. Добрую традицию прервало начало Русской-японской войны.
Путешествие чтимого образа по селениям было настолько востребовано амурчанами, что сразу стало ежегодным. 3 сентября 1904 г. Святейший Синод утвердил обнесение иконы уже по 93 населенным пунктам.
Святыня отсутствовала в Благовещенске 4,5 месяца. Маршрут ее следования по Приамурью был различен – в один год она объезжала территорию современной Еврейской автономной области, Хабаровского и Уссурийского края, в следующий – все районы Амурской области, включая самые трудодоступные северные селения. Этот путь Албазинская святыня преодолевала на пароходах, поездах и повозках в сопровождении, как минимум, двух священников – одного благовещенского и одного местного.
С 1907 г. по рекомендации епископа Владимира (Благоразумова) в «Благовещенских епархиальных ведомостях» начали печатать маршрут ее следования с датами прибытия святыни в разные населенные пункты.
После первого удачного опыта малое изнесение чудотворного образа тоже решили сделать ежегодным — «для объединения всего православного населения города в чувствах достойного чествования и прославления местной святыни, для собственного его религиозного воодушевления, в память милости Божией Матери к населению города и области, явленной в 1911 г. в факте предотвращения от него страшной болезни чумы».
Традиция прервалась в 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны.
На тот момент этот мост был самым длинным в Европе и одним из самых совершенных. Конструкция его пролета на Всемирной выставке в Париже удостоилась золотой медали – такую же награду получила, например, Эйфелева башня.
В 1920 г. чудо инженерной мысли во время нападения японцев взорвали отступающие русские партизаны. После победы на Дальнем Востоке советской власти «царский» мост долго пытались починить. Сквозное движение по нему вновь открылось 22 марта 1925 г. – в праздник Албазинской иконы Божией Матери.
По данным протоиерея Михаила Польского, автора книги «Новые мученики Российские» (1949 г.), в ночь на 12 июля 1924 года неизвестные подожгли Благовещенский кафедральный собор.
До начала пожара из храма были вынесены все ценности – в том числе чудотворный Албазинский образ. Он был перенесен в Пророко-Ильинскую церковь в Забурхановской слободе (сейчас район ул. Забурхановской-Шевченко), которая тогда принадлежала обновленцам.
Областной музей вернул православным 72 предмета из 73 – всё, кроме чудотворного Албазинского образа, объяснив это тем, что икона «была нарисована 90 лет назад, т.е. когда начинал строиться г. Благовещенск» и потому представляет историческую ценность.
17 ноября 1991 г. Албазинскую икону Божией Матери крестным ходом перенесли из областного музея в храм по ул. Горького. Такое массовое молитвенное шествие по городу с чудотворным образом совершалось также в 1993 и 1994 году – по просьбе губернатора Альберта Кривченко.
8 августа 1992 года Албазинская икона впервые в новейшей истории Приамурья приехала в Албазино – проводить в последний путь защитников старинной крепости.
Проводя раскопки на месте исторического казачьего острога, археолог Александр Артемьев, проводивший раскопки острога, обнаружил в одной из землянок останки 57 человек, в том числе детей. Не дожидаясь окончания работы экспедиции, ученый обратился к епископу Хабаровскому и Благовещенскому Иннокентию с просьбой прислать священника и похоронить найденных албазинцев по православному обряду — в присутствии Албазинской святыни.
Города, в которых Албазинская икона побывала в начале XXI в.
История иконы Божией Матери Слово плоть бысть и молитва Албазинскому образу
Пресвятая Богородица часто проявляет свою благодать через иконы. Целые города спасались благодаря присутствию священных образов Небесной Царицы. Так было и с иконой Божией Матери Албазинской, являющейся ценнейшей реликвией Амурской области. Старинная святыня неоднократно помогала людям, приходящим к ней с просьбами. Поселение, где хранился образ Девы Мари, часто подвергалось нападениям врагов, но каждый раз Божественные силы оберегали жителей.
История появления Албазинской иконы Божией Матери
Когда и где была создана Албазинская икона Богородицы, именуемая «Слово плоть бысть» – не известно. Первые свидетельства о реликвии относятся к XVII веку. В это время русские осваивали земли вдоль течения реки Амур. Небольшая крепость Албазин была построена здесь в 1651 году известным атаманом Хабаровым. После череды набегов китайцев форпост покинули и забросили. Вновь русские вернулись только в 1665 году.
Вскоре сюда потянулось духовенство. В 1671 году инок Ермоген основал рядом с Албазиным монастырь Всемилостивого Спаса, куда принес из Усть-Киренской Свято-Троицкой обители образ «Слово плоть бысть». Монахи нового монастыря проповедовали среди коренного населения и многих обратили в христианство. Но китайские варвары продолжали совершать набеги на здешние земли, поэтому вскоре русским пришлось покинуть крепость и вновь отойти на запад.
Икона Богоматери в тот момент уже прославилась своей помощью и очень почиталась в среде монахов и мирян. Святыню перенесли в город Сретенск, где она хранилась вплоть до 1860 года. Затем чудотворный образ отправили в Успенский собор Благовещенска. Прихожане очень ценили его. По заступничеству Пречистой Богородицы жители города спаслись от эпидемии моровой язвы. В честь этого события Камчатский епископ Гурий установил ежегодный день празднования Албазинского образа Богоматери – 9 марта.
Еще одно чудо произошло в 1900 году, когда китайцы осадили Благовещенск, но не смогли захватить город, потому что сама Богородица защищала молящихся ей прихожан. В соборе постоянно служили акафисты перед «Слово плоть бысть», и враг отступил. Легенда гласит, что захватчики не могли пересечь реку, потому что на противоположном берегу видели прекрасную светлую женщину, внушавшую им страх.
Спустя два года установилась традиция ежегодной поездки реликвии по всему Дальнему Востоку. Каждый год на несколько месяцев образ Богоматери покидал собор, чтобы жители Амурского края и Сахалина могли ей поклониться. А в 1916 именно Албазинской иконой освятили новый железнодорожный мост над Амуром.
Однако вскоре произошла революция, и христианство подверглось гонениям. В 1924 году Успенский собор сгорел, но хранившаяся там святыня уцелела. Образ перенесли в церковь Ильи Пророка. В 1938 году реликвия переместилась в городской музей. Здесь и оставалась вплоть до распада Советского Союза. Когда православие в России перестали осуждать, чудотворный образ вернули в Ильинскую церковь. А еще позже, в 2003, «Слово плоть бысть» поместили в новый Благовещенский собор.
Описание и значение образа
Албазинская икона относится к иконографическому типу Оранта. Важной особенностью образа является изображение младенца Иисуса, стоящего на уровне пояса Богородицы. Такое положение отражает пребывание Христа во чреве Девы Марии, возможно, момент беременности Богородицы.
Согласно евангельскому тексту: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Именно поэтому изображение получило название «Слово плоть бысть», то есть, Господь, бывший изначально Богом и Словом, вочеловечился. Художник показывает: Господь воплотился через Богородицу.
Албазинский образ – это редчайшее изображение Девы Марии. Традиционно считается, что эта икона покровительствует будущим матерям. Местное духовенство говорит о том, что Албазинский образ – свидетель и участник важных событий истории русского Дальнего Востока. На протяжении столетий пред этим ликом Богоматери молились поколения православных христиан. И по этим молитвам отступали враги, болезни и невзгоды.
Почитание в православии
Албазинская икона – важная святыня для православных христиан. Редкий иконописный сюжет и чудотворения делают этот образ совершенно уникальным. Почитание реликвии – очень давняя традиция для жителей Дальнего Востока. Слава этой святыни, как защиты для здешних земель, отражена в легендах и преданиях. Именно поэтому празднование дня иконы включено в перечень памятных дат Приамурья.
«Слово плоть бысть» важна не только для христиан, живущих на берегу Амура, но и для всех православных христиан России. Именно поэтому в начале двухтысячных годов, перед перемещением иконы в Благовещенский собор ее возили с крестными ходами в Москву и другие города. Драгоценный образ Пречистой Богородицы сотворил множество чудес по Божьей милости.
Празднование ежегодно происходит 22 марта, то есть по старому стилю – 9 марта. В этот день икону прославляют, перед ней читают молитвы, акафист. Люди благодарят Небесную Царицу за помощь и опеку. В Амурской области проходят праздничные торжества в честь святого образа.
О чем просят перед Албазинской иконой
Считают, что чудотворная святыня во многом помогает праведным христианам. Издавна молитва монахов перед «Слово плоть бысть» спасала города от нашествия врагов и разорения. Образ помогал избавиться от эпидемий и природных катаклизмов. Последний раз крестный ход с Албазинской иконой помог остановить наводнение в Амурской области в 2013 году.
Традиционно перед этим образом молятся о создании семьи, о счастливом браке, о благополучном завершении беременности. Кроме того, обратиться к этой иконе можно для исцеления от болезней, для укрепления духа и веры.
Родители могут молиться перед образом о детях, ведь Богородица – духовная мать всего человечества. Поэтому, обращаясь к ней, люди вручают своих отпрысков воле Божьей. Опека Царицы Небесной не покинет чадо даже в самых тяжелых обстоятельствах жизни.
Текст молитвы
Самое важное при обращении к Богородице – это искренняя вера. Чистая, не замутненная повседневными заботами и личными алчными желаниями, сосредоточенность на молитве поможет правильно сформулировать мысли. Смирение перед Божьей волей – тоже важно. Молиться можно как в храме, так и дома.
«Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице рода христианскаго! Пред чудотворною иконою Твоею предстояше, отцы наши молиша Тя, да явиши покров Твой и заступление стране приамурстей. Темже и мы ныне молим Тя: град наш и страну сию от нахождения иноплеменных соблюди и от междоусобныя брани сохрани. Даруй мирови мир, земли плодов изобилие; сохрани во святыни пастырей наших, во святых храмех труждающихся: осени вседержавным покровом Твоим строителей и благотворителей их. Утверди в правоверии и единомыслии братии наших: заблуждших же и отступльших от православныя веры вразуми и соедини Святей Церкви Сына Твоего. Буди всем притекающым к чудотворней иконе Твоей покров, утешение и пристанище от всяких зол, бед и обстояний ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблудших исправление и вразумление. Приими моления наша и вознеси я ко Престолу Всевышняго, яко да твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Албазинская икона Божией Матери
Албазинская икона Божией Матери «Слово стало плотью» имеет большое религиозное значение в Приамурье. Она получила свое название от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на реке Амур, основанной в 1651 году известным русским пограничным атаманом Иерофеем Хабаровым на месте поселения даурского князя Албазы.
Описание иконы
Точное время, место и обстоятельства создания Албазинской иконы неизвестны. По оценкам исследователей, она была написана в начале XVII в.
Икона писана пигментными красками на специальном меловом грунте, нанесённом на деревянной доске. Размер доски — 67,5 × 73,5, толщина — от 2,2 до 3,1 см.
Празднование иконы — ежегодно 9 (22) марта.
Иконографический тип — Оранта («Молящаяся»), разновидность — Знáмение. Сюжет иконы — чревоношение Богомладенца.
История иконы
Первое упоминание чудотворного образа связано с именем основателя Усть-Киренского монастыря священника Ермогена.
Крепость Албазин была главным русским опорным пунктом на реке Амур в борьбе между Русью и Китаем. В 1658 году китайцы захватили Албазин и сожгли его. Однако, в 1665 году русские вернулись и восстановили крепость.
Отряд беглого приказчика Никифора Черниговского, в составе которого был «черный поп Ермоген», прибыл в заброшенный Албазинский острог зимой. Это мог быть ноябрь-декабрь 1665 г. или январь 1666 г. С собой старец принес три чтимых иконы — Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного и Божией Матери «Слово плоть бысть».
Набеги китайцев продолжаются, вынуждая русских оставить Албазин. В 1690 году казаки ушли из поселения, перенеся чудотворную икону в Нерчинск. Там она находится до 1734 г., после чего её переносят в Сретенск.
Икона оставалась там до 1860 года, когда епископ Камчатский Вениамин (Благонравов), преемник святителя Иннокентия, перенес её в Благовещенск, в кафедральный собор Успения Божией Матери.
Осенью 1885 г. новый епископ Благовещенска Гурий (Буртасовский) положил начало еженедельному чтению акафиста перед чудотворной Албазинской иконой Богоматери. Оно совершалось каждое воскресенье в 16 часов.
Гурий также учредил дату епархиального праздника в честь Албазинской иконы — 9/22 марта. Впервые его отметили в 1886 г. — на всенощном бдении архиерей рассказывал благовещенцам о славной истории и чудесах чтимого образа.
3 сентября 1904 г. Святейший Синод утвердил обнесение иконы по 93 населенным пунктам. С 1907 г. начали печатать маршрут ее следования с датами прибытия святыни в разные населенные пункты.
В ночь на 12 июля 1924 года неизвестные подожгли Благовещенский кафедральный собор. До начала пожара из храма были вынесены все ценности, в том числе чудотворный Албазинский образ. Он был перенесен в Пророко-Ильинскую церковь.
10 мая 1938 г. Албазинская Богоматерь передана в Амурский областной краеведческий музей. В 1941 г. хранитель музея Георгий Новиков-Даурский впервые фиксирует внешний вид старинного образа в Книге поступлений: «Икона Албазинская «Слово плоть бысть» в окладе, писана на холсте, наклеенном на дерево, покрыта стеклом и серебряной ризой с камнями (69 и 72 мелких)».
18 сентября 1991 г. настоятель Благовещенской православной церкви, протоиерей Валентин Полищук, обратился к властям с просьбой вернуть амурской Церкви ее главную святыню. Под письмом подписались 5127 амурчан.
17 ноября 1991 г. Албазинскую икону Божией Матери крестным ходом перенесли из областного музея в храм по ул. Горького. Такое массовое молитвенное шествие по городу с чудотворным образом совершалось также в 1993 и 1994 году.
В марте 2015 года депутаты Законодательного собрания включили праздник Албазинской иконы Божией Матери в число официальных памятных дат Амурской области.
Значение
Первое название Албазинской иконы, «Слово плоть бысть», — цитата из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).
«Слово» – это одно из имен Бога Сына, Мессии, Христа. Образ, исторически связанный с рождением Приамурья как русской земли, свидетельствует о самом важном событии в истории человечества — Рождении Творца и Спасителя Мира.
Богомладенец Иисус на иконе в левой руке держит свиток — еще один символ Слова. Правой — благословляет смотрящих на Него людей, ради которых Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7).
Албазинская икона — в первую очередь, о Боговоплощении. А еще — о том, что подвиг Божией Матери вознес Её выше херувимов и серафимов, и о том, что Она — Заступница людей, расстилающая над ними Свой Богоматеринский Покров.
Чудеса иконы
В 1684 г. войска китайского императора должны были уничтожить посевы русского хлеба, чтобы лишить Албазин провианта. Однако маньчжуры не выполнили это указание. По преданию, они видели на полях Белую Жену на белом коне, которая «шибко топтала, топтала» их ряды, не подпуская сжечь посевы.
По свидетельству архиерея Гурия (Буртасовского), после установления почитания иконы в Благовещенске и его окрестностях прекратились эпидемии дифтерита и скарлатины.
В 1895 г. были явлены чудеса по молитвам у Албазинского образа во время поразившей Благовещенск эпидемии язвы.
С 15 июля по 2 августа 1900 г. Благовещенск подвергся обстрелу со стороны Китая. Несмотря на близкое расстояние и жаркую погоду, которая грозила возникновением пожара при попадании снаряда в любое деревянное здание, город практически не пострадал.
Основной и самой удобной мишенью китайцев был кафедральный собор на набережной, в котором пребывала чудотворная Албазинская икона, однако за 19 дней обстрела атакующие ни разу не попали в него.
Как рассказывали сами китайцы, из числа нападавших, они видели на берегу Амура красивую Белую Женщину с ребенком на руках и не могли вести прицельный огонь из страха и жалости к Ней.
В 1911 г. после крестного хода по городу и церквям с чудотворной иконой была предотвращена страшная болезнь чума.
14 августа, в разгар наводнения 2013 г. – крупнейшего за последние 115 лет стихийного бедствия, охватившего весь Дальний Восток, — епископ Лукиан совершил облет наиболее пострадавших от затопления районов Амурской области с Албазинским образом. 16 августа подъем воды в амурских реках остановился. 19 августа вода начала спадать.
Молитва
Икона чтится как покровительница русских войнов и как помощница будущих матерей.
Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице рода христианскаго! Пред чудо творною иконою Твоею предстояще, отцы наши молиша Тя, да явиши покров Твой и заступление стране Приамурстей.
Темже и мы ныне молим Тя: град наш и страну сию от нахождения иноплеменных соблюди и от междоусобный брани сохрани. Даруй мирови мир, земли плодов изобилие, стране нашей на враги одоление.
Сохрани во святыни пастырей наших, во святых храмех труждающихся; осени вседержавным покровом Твоим строителей и благотворителей их. Утверди в правоверии и единомыслии братии наших; заблуждших же и отступльших от Православныя веры вразуми и соедини святей церкви Сына Твоего.
Буди всем притекающим к чудотворней иконе Твоей покров, утешение и пристанище от всяких зол, бед и обстояний: Ты бо ecи больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление.
Приими моления наша и вознеси я ко Престолу Всевышняго, яко да Твоим предстательством соблюдаема и покровом Твоим осеняема, прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Документальный фильм об Албазинской иконе Божией Матери:
Икона Пресвятой Богородицы «Слово плоть бысть» Албазинская
Один из самых почитаемых образов в православном христианстве — образ Богоматери. Миру известно около 300 икон Божьей Матери, именно такое их число упоминается в месяцеслове Московской патриархии, однако, один из уникальнейших святых образов — икона Албазинской Божьей Матери «Слово плоть бысть», на которой представлен еще не рожденный младенец во чреве Девы Марии.
Почитание святого лика
Икона Божьей Матери Албазинская названа так в честь крепости Албазин, которая была основана еще в 1650 году. Другое название иконы содержит цитату Евангелия от Иоанна: «Слово плоть бысть», означающее что ровным счетом все наши помыслы рано или поздно обретают плоть и жизнь.
Символично также, что на этом чудотворном образе запечатлена Богородица, носящая под сердцем младенца Иисуса. Такой особый тип иконографии называется «Оранта» («Знамение»), также эту икону сопровождает эпитет «молящаяся».
Интересно! Удивителен тот факт, что имя автора-иконописца этого святого лика Богородицы до сих пор неизвестно. Реставраторам удалось лишь установить, что предположительно икона написана в XVI веке.
Икона Божией Матери «Слово плоть бысть» — святыня, почитаемая в Приамурье с особым трепетом. Именно этот образ Богоматери считается защитницей этих мест, о помощи этой иконы рассказывают старожилы и святые отцы церкви, упоминая, что это Богородица защитила когда-то в начале XX века город Благовещенск, спасала не раз эти места от эпидемий и людского мора.
На заметку! Священники рассказывают, как во время повальной смерти от морской язвы, в 1895 году, батюшки обошли вокруг города крестным ходом с молитвой, да окропляли святой водой свой путь. Удивительно, но болезнь была остановлена. А во время затоплений в 2013 году духовенство решилось на проведение воздушного крестного хода с Албазинской иконой.
Значение иконы
Основное значение иконы Божией матери «Слово плоть бысть» — добрая весть на спасение, предзнаменование новой жизни. Для каждого, кто признал Бога в своей жизни, лик Богоматери связан с безграничной любовью, ибо она считается также матерью всего человечества.
К ней обращаются с любым горем, а образ Божией Матери Албазинской — особенный. Это Богоматерь, молящаяся за каждого из обратившихся к ней за помощью перед Богом.
Это чудотворный образ, дающий надежду на то, что то тайное, о чем доверяешь Пресвятой Богородице, обязательно случится.
Списки иконы
Списков с иконы Албазинской Божией матери несколько, один из наиболее известных — Хабаровский список иконы Божьей Матери «Слово плоть бысть».
Но все варианты иконы характеризует одно поистине уникальное, не имеющее вариаций, изображение — Пречистая Дева Мария держит на ладонях младенца Иисуса, еще не рожденного, но долгожданного. Иисус же находится во чреве матери со свитком в одной из рук, содержащим цитаты из Библии.
Весь этот образ является символом безусловной христианской любви.
Где находится
Святой образ Богоматери Албазинской находится сейчас в Благовещенском Кафедральном соборе.
Довольно большую часть времени икона «путешествует» по городам, предоставляя тем самым возможность многим верующим с молитвами прикоснуться к святыне.
Чем помогает
Так как издревле воины, защищающие Амурскую крепость от натиска врага, молились иконе Деве Марии о защите своего города, то и в наше время довольно часто матери новобранцев, проходящих срочную службу в армии, жены воинов, борющихся за мир в горячих точках разных стран, молят о защите их мужчин, об их здоровье и счастливом возвращении домой.
Также обращаются к иконе Святой Божией Матери «Слово плоть бысть» женщины, имеющие такой диагноз, как «бесплодие», либо те, кто по каким-либо физиологическим причинам не могут выносить ребенка. По рассказам многих верующих, молитвы к образу Божьей Матери — хорошая помощь в зачатии, главное — быть искренней в молитве и действительно хотеть ребенка.
Читайте еще о зачатии и рождении детей:
Дарует главная святыня Приамурья также и здоровье всем детям и взрослым, Божья Матерь по молитвам избавляет от многих недугов.
Обращаются с молитвами к Албазинской Богоматери также те, у кого не складывается жизнь и не получается сколько-нибудь ее устроить, ведь по молитве открывает Пресвятая Дева и для таких людей перспективы в новой жизни.
История Албазинской иконы
Удивительна история Албазинской иконы Божией матери. Появление ее связывают с упоминанием в летописях крепости Албазин, являющейся объектом непрекращающихся споров между Россией и Китаем. Известно, что китайцы не раз сжигали крепость дотла, но русским всегда удавалось ее вновь восстановить, по свидетельству священников того времени, не обошлось тут без заступничества крепости самой Пресвятой Девой Марией.
Этот образ Богоматери, принесенный в крепость старцем — основателем Усть-Киренского монастыря, во время набегов китайских войск вместе со старцем Ермогеном переезжал с одного места в другое. И вот в 1865 году икона находит свой приют в Благовещенском соборе, здесь для этой святыни даже изготавливают серебряный оклад.
Но в начале XX века, во времена расцвета советской власти Благовещенский Кафедральный собор сносят, а икону же удается спасти местным священникам в небольшой часовенке Ильинского храма. В 1938 году Албазинская икона перешла в собственность Амурского Областного Краеведческого музея и лишь в 1991 году святыню удается вернуть во вновь возведенный Благовещенский храм.
Икона Богородицы «Слово плоть бысть» Албазинская
Празднование
История
Албазинская икона Божией Матери “Слово плоть бысть” — великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.
Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур — за торжество Православия на Дальнем Востоке.
В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами.
Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.
В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю — чудотворную икону Божией Матери “Слово плоть бысть”, именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году блаженный старец основал в урочище Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала святая икона в последующие годы.
Албазин обстраивался. В двух храмах города — Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца — возносили Бескровную Жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по Амуру) был основан еще один монастырь — Спасский. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.
В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен. Поместный Собор Русской Церкви в 1681 году принял решение о посылке в дальние города, на Лену и Амур, “в дауры”, “людей духовных — архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом”. Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.
Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.
Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг “наспех, днем и ночью” стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.
Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина — “Албазинское сидение”, занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. Трижды — в июле, сентябре, октябре — бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.
К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.
Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.
Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику Максиму, “проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве”, митрополит Игнатий писал: “Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается”.
Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды — появились первые крещенные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири († 1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени.
Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского († 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского († 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы — Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года — более тридцати поселений, среди них три города — Хабаровск, Благовещенск, Софийск.
В мае 1858 года, в день Святителя Николая Угодника, в Усть-Зейский казачий пост прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий. Святителем Иннокентием был здесь заложен храм в честь Благовещения Божией Матери — первое здание нового города. По имени храма и город был назван Благовещенском — в память о первой победе над китайцами в праздник Благовещения в 1652 году и в память о храме Благовещения в Иркутске, в котором начинал свое священнослужение святитель Иннокентий, а также в ознаменование того, что “отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями”. Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их были услышаны: Айгунский (1858 года) и Пекинский (1860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.
В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением.
. Летом 1900 года, во время “Боксерского” восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.
Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов — “дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от неистощаемого источника святыя иконы Албазинския”.