Ахтырская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Ачаирская икона Божией Матери

Ачаирская икона Божией Матери была написана по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия в 2002 году омским иконописцем Геннадием Адаевым. В основе иконографии – Ахтырская икона Божией Матери, которой благословил Ачаирский женский монастырь Четного Креста Господня Святейший Патриарх Алексий II. Иконографическая особенность Ачаирской иконы, отличающая ее от Ахтырской – на полях расположены ростовые изображения омских новомучеников – Сильвестра, Иоанна, Михаила и Александра, внизу – панорама храмов Омского Ачаирского женского монастыря в честь Честного Креста Господня. Иконография Ахтырской иконы восходит к образцам итало-греческого искусства: Божия Матерь изображена со сложенными в молении руками, слева от Нее – распятый на Голгофском кресте Иисус Христос.

Чудотворная Ахтырская икона Божией Матери, послужившая протографом для Ачаирской иконы, явилась 2 июля 1739 году в городе Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская область, Украина). Образ, от которого исходило сияние, был обретен священником Покровского храма Василием Даниловым в траве во время сенокоса. Икону перенесли в его дом, где совершились первые чудеса исцеления от лихорадки; через 3 года Ахтырская икона была поставлена в Покровском храме. Распространению известия о чудесах от иконы при Высочайшем Дворе послужило явление Божией Матери в тонком сне больной баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году: ей был указан день кончины и было обещано покровительство ее малолетним дочерям. Почитание иконы как чудотворной установлено в 1751 году. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы Петровны на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор, в котором икона находилась вплоть до ее похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, 15 августа (2 августа по старому стилю) установлен день празднования в честь Ачаирской иконы Божией Матери. (Авторы статьи раздела: Жанна Григорьевна Белик,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи; Ольга Евгеньевна Савченко,научный сотрудник музея имени Андрея Рублева).

История Ахтырской-Ачаирской иконы Богоматери

В России имеется огромное количество богородичных икон, сохранившихся от прежних времен и созданных современными мастерами. До революции по монастырям, храмам и часовням насчитывалось свыше тысячи только чудотворных икон Богоматери.

Иконография Богоматери необычайно обширна и просто трудно обозрима. Огромное разнообразие богородичных образов составляют многочисленные типы икон Богоматери с Младенцем, иконы, написанные на евангельские и апокрифические сюжеты, называемые Праздниками, а также на тексты акафистов и молитв.

В творчестве великих русских иконописцев Богоматерь была прославлена как посредница между Богом и людьми, их заступница. В самих названиях икон раскрываются бесчисленные благодеяния Пречистой Божией Матери, направленные простым людям – «Спорушница грешных», «Подательница ума», «Нечаянная Радость», «Избавление от бед страждущих», «Целительница» и многие-многие другие.

В России верят в особое покровительство и заступничество Пресвятой Девы. В религиозном сознании Богоматерь предстает не только идеальным образцом добродетели, с ее именем связаны идеи нерушимости, непобедимости русского государства. Неслучайно с давних пор Россия отождествляется с «уделом, царством Богоматери».

С давних пор известен мистический крест из чудотворных икон: «Тихвинская – Иверская» охраняют северные и южные пределы и составляют вертикаль креста, «Смоленская – Казанская» — западные и восточные земли, составляют горизонтальную ветвь Небесного Креста, а в средокрестии располагается главный символ нашего государства – икона Божией Матери «Владимирская».

Так и Омскую землю освящают чудотворные лики Пречистой Божией Матери. К началу ХХI века в Омске самыми чудесными путями появились две иконы Богоматери «Ахтырской», получившие (ввиду включения их в различные церковные обряды) почитание, а также, благодаря цветным фотокопиям, широкое распространение и известность в среде горожан и приезжих паломников. С их пребыванием в Омске связаны достопримечательные истории.

Известно, что в 1993 году город Омск освятил своим пребыванием Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который привез с собой старинную икону Ахтырской Богоматери и благословил ею Митрополита Омского и Тарского Феодосия (Процюк) и паству нашего богоспасаемого города.

В свой приезд Его Святейшество посетил Ачаирский монастырь, где к тому времени имелся лишь недостроенный храм великомученика Димитрия Солунского и огромный котлован под будущий Успенский собор. На паперти вновь возводящейся надвратной церкви монастыря, поставленного Митрополитом Феодосием на месте бывшей сталинской колонии, Святейший Патриарх Алексий II совершил заупокойную литию по погибших на этом скорбном месте.

Старинная икона Ахтырской Богоматери, преподнесенная Святейшим Патриархом Митрополиту Феодосию, явилась ярким свидетельством признания ревностных трудов Владыки на благо Русской Церкви.

Вторая икона Ахтырской Богоматери была преподнесена Митрополиту Феодосию 7-го января 2002 года в день его славного 75-летнего юбилея губернатором области Л. К. Полежаевым.

Эта икона была написана лучшим иконописцем Омской епархии Геннадием Адаевым. В ней удивительным образом воплотились мысли самого Владыки, мечтавшего иметь икону Богоматери, которая явилась бы покровительницей и главным духовным символом новой святыни – Ачаирского женского монастыря.

Для омского края Ачаирский женский монастырь Честного Креста Господня является духовной жемчужиной Сибири. Свою историю монастырь начинал с Богородице-Михаило-Архангельской женской общины, которая появилась в конце 1890-х годов. 23 мая 1903 года была освящена построенная в общине каменная церковь в честь Михаила Архангела. Место под строительство нового храма в общине освятил Иоанн Кронштадтский.

В 1913 году новый монастырь благословил архиепископ Андроник, но увы, новой обители выпало существовать недолго.

В конце 20-х годов прошлого века в Омске все монастыри и большая часть храмов были закрыты, поруганы и разграблены большевиками. Разрушен один из самых больших храмов в России — Успенский собор в Омске. Священников подвергли гонениям и истязания. Подобная участь постигла и Ачаирский монастырь, закрытого в начале 30-х годов: в его стенах разместили ГУЛАГ под № 8. Здесь люди погибали от невыносимых условий жизни. Неотапливаемые бараки в одну доску, насквозь пронизываемые ледяным ветром, снегом и дождём, легкая одежда, 40-градусный мороз… Кормили заключённых бурдой из овсюга, вызывавшей желудочно-кишечные кровотечения. За территорией монастыря сохранились рвы, в которые сбрасывались тела умерших…

Читайте также:
Старорусская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

В 1992 году было принято решение устроить на этой многострадальной земле Святую обитель, которая как водится на Руси, явилась бы самым лучшим памятником жертвам репрессий.

26 октября 1992 г. был установлен закладной крест, и владыка Феодосий совершил панихиду по убиенным и замученным. В сентябре 1993 г. строительство монастыря освятил патриарх Алексий II, посетивший строящийся монастырь.

Созданный иконописцем Г. Адаевым образ Богоматери «Ачаирской» наиболее полно раскрывает духовную программу монастыря как «Крестового», подчеркивает «страстной» характер выбранного для этого места, а также заключает в себе память о Крестных муках Спасителя, воспоминания о Кресте Господнем.

Своей необычной иконографией и самим названием явленные иконы, несомненно, вызывают повышенный интерес у омичей.

Согласно церковному преданию икона Божией Матери «Ахтырская» была обретена 2 июля 1739 года священником Покровской церкви Василием Даниловым в городке Ахтырка Харьковской губернии. Священник косил траву на своём огороде и вдруг увидел блистающую необыкновенным светом икону, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Распятием. Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице, а затем внёс икону в свой дом.

В течение трёх лет икона находилась в доме священника. Однажды в тонком сне он увидел Божию Матерь, повелевшую обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник поспешил отереть пыль с иконы и омыть её. Эту воду он собрал в сосуд с намерением поутру вылить в реку. Ночью во сне он увидел, что идёт к реке и несёт сосуд с водой, которой омыл икону, но на пути ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эту воду, она будет исцелять всех страждущих лихорадкою».

У иерея Василия была дочь, давно страдавшая лихорадкой. Проснувшись, он дал ей попить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкою стали приходить в дом священника и, как только пили воду от иконы, немедленно выздоравливали. По благословению молдавского митрополита Антония (Черновского) было проведено тщательное расследование чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено соответствующее донесение в Синод. Тщательно изучив материалы о чудесах, истекаемых от Ахтырской иконы, Святейший Синод в 1751 году постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.

Также имеются исторические сведения, согласно которым известность Ахтырской иконы связана с именем Петра I. Известно, что во время военной кампании 1709 года в Ахтырке располагалась ставка главнокомандующего русскими войсками А.Д. Меншикова. В Ахтырку отправлял письма Меншикову, а затем и сам туда приехал Петр Великий. Считается, что перед Полтавской баталией Петр молился перед образом Ахтырской Богоматери и держал икону в своем войске.

В царствование Елизаветы Петровны в Ахтырке по проекту архитектора В.В. Растрелли была построена новая Покровская церковь, в которой в последующие времена и пребывала икона Ахтырской Богоматери.

Общероссийское прославление иконы, ознаменованное яркими чудесами, произошло позже, в царствование Екатерины II. Благодаря этому, многочисленные списки с чудотворного образа широко распространялись по церквам Российской империи.

История иконы Ахтырской Богоматери связана не только с Домом Романовых, сохранились материалы об особом почитании Ахтырского образа в дворянских родах князей Мещерских и князей Трубецких.

Особенно прославилась икона Ахтырской Богоматери, принадлежащая князьям Трубецким. Она хранилась в церкви их подмосковного имения в селе Дудкино, что расположено недалеко от Москвы. В начале XIX века дворянская усадьба и церковь в Дудкино, переименованное в Ахтырку, перестраиваются, приобретя черты величественного стиля «ампир».

Расположенные в живописной местности подмосковная усадьба и церковь с чудотворной иконой Ахтырской Божией Матери были навсегда увековечены в замечательных воспоминаниях крупнейшего религиозного философа серебряного века Е. Н. Трубецкого. В имении Трубецких с большим вдохновением работали русские художники братья В. М. и А. М. Васнецовы, М. В. Нестеров, воспевшие в своих живописных творениях виды Ахтырки с усадьбой и церковью.

Прошли годы и десятилетия, судьба распорядилась так, что ни одна из старинных чудотворных икон Ахтырской Богоматери – ни «украинская», ни принадлежащая князьям Трубецким – не сохранилась. Краеведы подмосковной Ахтырки еще в 1970-е годы установили, что чудотворная икона с Украины оказалась в Америке, в Сан-Франциско; чтимый образ князей Трубецких затерялся в вихрях истории.

Поэтому икона, преподнесенная Патриархом Алексием II Митрополиту Феодосию, является не только самым дорогим подарком для Владыки, но представляет большой исторический интерес, так как дает возможность наглядно представить, как выглядели знаменитые чудотворные иконы.

На иконе омского иконописца представлена Богоматерь, облаченная с головой в синий мафорий, цвет которого еще более подчеркивает Ее чистоту и девство. Лик Богоматери, как на древних греческих иконах, наполнен необыкновенной скорбью. Обращает внимание и положение рук Богоматери: правая находится у груди, левая – у подбородка.

При создании «омского» варианта Ахтырской Богоматери Геннадий Адаев разнообразил композицию введением в живописную ткань образа изображения архитектурного ансамбля Ачаирского монастыря, а также размещением на полях иконы фигур святых, покровителей Сибири, Омска, Владыки Феодосия – Иоанна митрополита Тобольского, Феодосия Черниговского, Сильвестра Омского, омских новомучеников Иоанна, Михаила, Николая.

02 декабря 2010 года в Храме Христа Спасителя икона Божьей Матери Ачаирской была вручена Митрополитом Омским и Тарским Феодосием Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. Этот день мог стать днем общецерковного празднования иконы, однако дата празднования в честь Ачаирской иконы Богоматери установлена 2/15 августа.

Читайте также:
Иконы над входной дверью: какую и где икону повесить, как и от чего помогают

Икона Богородицы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Леуши ́ нская)

Празднование

История

Пред­по­ла­га­ет­ся, что ико­на бы­ла на­пи­са­на в ико­но­пис­ной ма­стер­ской при Ле­у­шин­ском Иоан­но-Пред­те­чен­ском жен­ском мо­на­сты­ре по за­ка­зу гат­чин­ско­го куп­ца Гав­ри­и­ла Мед­ве­де­ва, ко­то­рый по­жерт­во­вал её мо­на­сты­рю в на­ча­ле 1860 го­да. Один из спис­ков об­ра­за до сих пор на­хо­дит­ся в ико­но­ста­се Ле­у­шин­ско­го по­дво­рья в Санкт-Пе­тер­бур­ге.

Осо­бый спи­сок в на­ча­ле ХХ ве­ка был сде­лан для свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го, на ко­то­ром по бла­го­сло­ве­нию игу­ме­ньи Та­и­сии бы­ла сде­ла­на над­пись «Аз есмь с ва­ми, и ник­то­же на вы». Свя­той Иоанн сам освя­тил об­раз, а впо­след­ствии бла­го­сло­вил им куп­ца Ва­си­лия Му­ра­вьё­ва, бу­ду­ще­го стар­ца Се­ра­фи­ма Вы­риц­ко­го.

Вы­ска­зы­ва­ют­ся пред­по­ло­же­ния о том, что имен­но этот спи­сок в на­сто­я­щее вре­мя на­хо­дит­ся в Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ском жен­ском мо­на­сты­ре в се­ле Да­нев­ка Чер­ни­гов­ской епар­хии. Чу­до­твор­ный спи­сок пе­ре­да­ли в Да­нев­скую оби­тель ду­хов­ные де­ти пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Вы­риц­ко­го, со­хра­нив­шие об­раз по­сле кон­чи­ны стар­ца. За вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в оби­те­ли ико­на про­сла­ви­лась ис­це­ле­ни­я­ми страж­ду­щих, сви­де­тель­ства о ко­то­рых при­ве­де­ны в двух кни­гах, из­дан­ных Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ским мо­на­сты­рем.

Сам Ле­у­шин­ский Иоан­но-Пред­те­чен­ский жен­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром был на­пи­сан об­раз, в 30-х го­дах ХХ сто­ле­тия по­пал под за­топ­ле­ние Ры­бин­ским во­до­хра­ни­ли­щем. 29 но­яб­ря 2003 го­да в ста­рин­ном се­ле Брей­то­во, пе­ре­не­сён­ном в своё вре­мя из зо­ны за­топ­ле­ния, бы­ла освя­ще­на пер­вая в Рос­сии ча­сов­ня в честь Ле­у­шин­ской ико­ны. Ча­сов­ня, рас­по­ло­жен­ная на вы­со­кой на­сы­пи у са­мой кром­ки во­до­хра­ни­ли­ща, во вре­мя ве­сен­не­го раз­ли­ва ока­зы­ва­ет­ся окру­жён­ной во­дой. Этот факт по­слу­жил по­яв­ле­нию ещё од­но­го на­зва­ния ико­ны – «Бо­го­ро­ди­ца-на-во­дах».

23 ап­ре­ля 2002 го­да ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Аз есмь с ва­ми, и ник­то­же на вы» бы­ла вне­се­на в спи­сок чу­до­твор­ных икон. День празд­но­ва­ния – суб­бо­та пя­той сед­ми­цы (неде­ли) Ве­ли­ко­го по­ста (Суб­бо­та Ака­фи­ста или По­хва­ла Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы).

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Аз есмь с вами и никтоже на вы»

Кондак 1

Избранной от всех родов Владычице мира, Деве Богородице, принесем похвальные дары, якоже и ныне, аки и прежде падших возставляеши, немощных укрепляеши, болящих исцеляеши, от враг видимых и невидимых избавляеши, сомнящихся вразумляеши, унывающих ободряеши, веровати в Благодатную силу святых икон Твоих научаеши и в благодарности умиленным сердцем и усты пети Тебе сподобляеши:

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Икос 1

Ангелы на небеси воспевают величие и всесовершенства Твоя, о Мати и Дево, яко Всемилостивого Бога и Спаса родила нам еси, мы же на земли, подражающе им, грешными устнами дерзаем славославяще взывати к Тебе таковая:

Радуйся, небесных непрестанное удивление;

Радуйся, земных всерадостное поклонение;

Радуйся, злобы и тьмы духовныя прогонение;

Радуйся, притекающих к Тебе мира и любви исполнение;

Радуйся, яко о помиловании нас, грешных, сына Твоего умоляеши;

Радуйся, яко от иконы Твоея милости нам источаеши;

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Кондак 2

Видящи очима духовными грядущия времена страшного богоборчества, святый праведный Иоанн, нарекомый Кронштадтским, благослови написание иконы святыя Твоея, Богомати. Да будет в помощь и заступление всем в скорби сущим, припадающим и в надежде на спасение зовущим Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 2

Разуму человеческому икона сия в просвещение, якоже не силой своею прогоняем врагов, но могуществом Божиим и предстательством Богоматери, точащей от икон Своих чудесы, да воспоем Всемощную Заступницу нашу:

Радуйся, падающих и изнемогающих скорое подкрепление;

Радуйся, от бесов и злых человек надежное заступление;

Радуйся, в час искушений и недоумений вразумление;

Радуйся, заблудшим правого пути нахождение;

Радуйся, ереси и расколов искоренение;

Радуйся, тьмы богоборчества скорое прогонение;

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Кондак 3

Сила гонения нечестивых возста на христианы и святыням их поругашася; приявший же святую икону Твою, Богомати, отец Серафим, нарицаемый Вырицкий, уберег ея. Да прибегши под кров Царицы Небесной, монашествующий и вси вернии помощию Божиею укрепляемии со трепетом и любовию воспоют Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи велия чудеса, им же несть числа, являла Пресвятая Дева чрез святую икону Свою помощь всем с верою и любовию притекающим и зовущим к Ней таковая:

Радуйся, Царице Неба и земли;

Радуйся, Мати Господа Вышняго;

Радуйся, обилие чудес источающая;

Радуйся, нечестие богоборчества обличающая;

Радуйся, молящихся с верою скорое слышание;

Радуйся, мятущихся душ наших отишие;

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Кондак 4

Буря богоборческого нечестия пронеслась, осквернивши святыни, и попусти Господь на люди наша вражье нашествие, да скорбями очистятся и слезами омыются и да, вразумившись, покаются и, покаявшись, возопиют Спасающему Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша скорби людския, отец Серафим иже в келье своей подвиг Саровского старца подъявши, денно и нощно усердно пред иконою Богородицы вопиял таковая:

Радуйся, яко грешников к покаянию предуготовляеши;

Радуйся, кающихся грешников неотвергающая;

Радуйся, яко Сына Твоего и Бога нашего умилостивляеши;

Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая;

Радуйся, от враг видимых и невидимых избавляющая;

Радуйся, яко от наглыя смерти спасаеши;

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Кондак 5

Боготечную благодать видя, истекающую от святыя иконы Богоматери, людие стекахуся в селение Вырицу и приимаху душ и телес исцеление, в радости вопияша Сыну Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней: Аллилуиа.

Читайте также:
Икона Дмитрия Солунского: описание и история, значение и в чем помогает
Икос 5

Видеша приявшую от Сына Твоего и Бога нашего велию благодатную силу исцеления и вспоможения, благая Мати, щедро ниспосылавши ея всем, приходящим к Тебе и взывающим Ти таковая:

Радуйся, умершего отрочати воскрешение;

Радуйся, неисцельных болезней врачевание;

Радуйся, телес наших здравие;

Радуйся, душ наших спасение;

Радуйся, от уз греховных свобождение;

Радуйся, к Горнему миру восхождение;

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Кондак 6

Проповедуя скорое отшествие свое от юдоли сей многоскорбной и многомятежной, старец предрекл еси новое местонахождение святыя иконы Богородицы, где в любви к Всемилостивому Богу в Троице славимому возопиют: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявая радость в скорби сущей игумении, разрушенную древнюю обитель святаго Георгия приявшую и силами своими возобновити не могущую, даровала ей велию милость: явила еси пречудно святую икону Свою, да с трепетом и любовию воспоют к Ней таковая:

Радуйся, никогда же нас помощи материнской лишающая;

Радуйся, любящих Тя Божественною любовию покрывающая;

Радуйся, нестроения житейского моря скоро разрешающая;

Радуйся, Аз есмь с вами — приходящим к Тебе возвещающая;

Радуйся, и никтоже на вы — ободряющая;

Радуйся, сущих в печали и скорби не оставляющая;

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Кондак 7

Хотящи спасения, узрели людие икону, аки Саму Царицу Небесную, пришедшую со святыми Апостолы Иоанном и Иаковом в обитель святаго Георгия на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, и возопили во умилении ко Господу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую явила еси милость, Богородице Дево, чудотворною иконою Твоею, чудесы чрез нея источая, помогая всем с верою к ней притекающим и зовущим Ти обрадованно таковая:

Радуйся, сына Твоего и Бога о нас умоляющая;

Радуйся, кающихся грешников зело любящая;

Радуйся, врагов Божиих грозно наказующая;

Радуйся, сынов противления нежданно вразумляющая;

Радуйся, полчищ бесовских от Руси Святой изметающая;

Радуйся, боголюбивых чад Своих защищающая;

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Кондак 8

Странно чудо попечения Свято-Георгиевской обители видевши, живущия в ней и труждающиеся, и на молитву в ню приходящия прияла еси, в подвизех монашеских укрепляя, от бед и скорбей избавляя и научая всех спасающему тобою Христу Богу пети: Аллилуиа.

Икос 8

Всем вразумление явила еси грозным наказанием послушницы тайно бежати из обители хотящей и покаявшейся милость явила еси, да навыкнут в час скорбных обстояний прибегати к иконе Твоей святей, умильно взывая Тебе таковая:

Радуйся, совершение безрассудных поступков присекающая;

Радуйся, хотящим жати спасение помогающая;

Радуйся, в подвизех монашеских укрепляющая;

Радуйся, падающих скорое возведение;

Радуйся, Ходатаице нашего спасения,

Радуйся, защита наша и в добродетелях вспоможение;

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Кондак 9

Всякое естество восхваляет Тя, Господи. О Тебе, Создателе, Искупителе, Царе и грядущем Судии своем радующеся, яко даровал еси Матерь Свою в надежное прибежище и заступление всем вопиющим Тебе, истинному Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия велеречивыя можаху лишь удивитися, егда слышат глас Божий и Богородицы: «Аз есмь с вами и никтоже на вы.» Мы же положшася на волю святую и совершенную Божию, да почтим Тя, Пречистая, звании сицевыми:

Радуйся, Благого Царя Благая Мати;

Радуйся, яко тщишися овец Христовых собрати;

Радуйся, сирых и странных защитнице;

Радуйся, всех обидимых покровительнице;

Радуйся, медоточная молящихся сладосте;

Радуйся, даров и благ вечных подательнице;

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Кондак 10

Спасти хотя мир, неизреченное чудо обретения святыя иконы Твоея, Владычице, возвестила всем городам и весям, да в торжестве и славе видящи к ним грядущую Тя, в радости возопиют Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси и чистото неописанная, милосердие неизреченное и победо всепобеждающая, богоизбранная Отроковице, призри на ны, смиренно выну молящихся пред иконою Твоею и воспевающих Ти, благодатная, сице:

Радуйся, милости неиссякаемый источниче;

Радуйся, духовную жажду всем утоляющая;

Радуйся, милосердая о нас, грешных, предстательнице;

Радуйся, непрестанно за нас Христу Богу молящаяся;

Радуйся, спасения нашего надежда и прибежище;

Радуйся, милостивая о нас пред Богом Ходатаица;

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Кондак 11

Пение благодарственное приносим Ти, раби Твои, Богородице Дево, грешнии и непотребнии, обаче Ты достославно заступаеши всех, обрящихся к Тебе и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательную свещу имуще Тя, Пресвятая Мати и Дево, яко просвещаеши нас светом сына Твоего и даровала еси нам икону Свою повелительную, да не преткнемся в ночи последних времен, но, хранимы тобою, поработаем Господу во свете Его, уповающе на Тя таковая:

Радуйся, язв греховных целительнице;

Радуйся, в Царствие Божие Путеводительнице;

Радуйся, на руцех Своих носящая Носящего вся;

Радуйся, златыя врата Небеснаго Царствия;

Радуйся, светом сына Твоего нас просвещающая;

Радуйся, зрением иконы Твоей нас услаждающая;

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Кондак 12

Благодать дати восхотев людем Своим, даровала еси, Владычице, нам икону Свою и с нею обетование: «Аз есмь с вами и никтоже на вы,» егоже не возможет никогдаже и никтоже из враг наших видимых и невидимых преступити; да имея промышление таковое божественное о нас, вопием Всемилостивому Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще о чудесех Твоих, Всемощная Владычице, знаем Тя, теплую и любвеобильную Заступницу, к Ней же все притекающие да не постыжени будут, но всегда тобою хранимы, вопиют Ти сицевая:

Читайте также:
Икона Божией Матери "Иерусалимская": история, значения, в чем помогает и как молиться

Радуйся, в скорбех сущих Отрадо;

Радуйся, уповающих на Господа Бога Оградо;

Радуйся, Ея же враги наша трепещут;

Радуйся, яко имущие икону Твою ликовствуют;

Радуйся, славящих Тя — прославляющая;

Радуйся, землю Русскую и всех, яже в мире Христовом, зело заступающая;

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Кондак 13

Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная Богородице Дево Марие, Всемилостивая Мати Бога и человеков, воззри на скорбные души наша и умилосердися, Пречистая, вознеси Твою многомощную молитву к праведному Судии о помиловании нас, грешных. Призри на ны, Всепетая Богородице, возсияй просвещение сердцам омраченным, и озари стадо Твое, Пречистая, да спасаеми тобою, радостно воспоем Богу: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

​(Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.)

Икос 1

Ангелы на небеси воспевают величие и всесовершенства Твоя, о Мати и Дево, яко Всемилостивого Бога и Спаса родила нам еси, мы же на земли, подражающе им, грешными устнами дерзаем славославяще взывати к Тебе таковая:

Радуйся, небесных непрестанное удивление;

Радуйся, земных всерадостное поклонение;

Радуйся, злобы и тьмы духовныя прогонение;

Радуйся, притекающих к Тебе мира и любви исполнение;

Радуйся, яко о помиловании нас, грешных, сына Твоего умоляеши;

Радуйся, яко от иконы Твоея милости нам источаеши;

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Кондак 1

Избранной от всех родов Владычице мира, Деве Богородице, принесем похвальные дары, якоже и ныне, аки и прежде падших возставляеши, немощных укрепляеши, болящих исцеляеши, от враг видимых и невидимых избавляеши, сомнящихся вразумляеши, унывающих ободряеши, веровати в Благодатную силу святых икон Твоих научаеши и в благодарности умиленным сердцем и усты пети Тебе сподобляеши:

Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.

Молитва Божией Матери пред Ея иконою «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»

О, Всеблагая Заступнице рода христианскаго, Мати Держащаго вся десницею Своею Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты его. И да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Сохрани истинную Святую православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей. И положи начало покаяния народа нашего. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный. Да поживем во благочестии и чистоте, всегда храними Тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, труса, огня, глада и мора; от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному Тобою: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, иже и сам рече верным Своим: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Емуже слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Леушинская икона Божией Матери

В отличие от многих образов Богородицы, дошедших до нас из глубины веков, Леушинская икона Божией Матери может считаться сравнительно «молодой» — она была написана с 1862 году и тогда же пожертвована строившемуся в то время монастырю около села Леушино, по названию которого ее и стали именовать в народе.

  1. История иконы
  2. Описание иконы
  3. О чем молятся Леушинской иконе Божией Матери
  4. Молитва иконе Леушинской Божией Матери

История иконы

В истории село Леушино прославилось на всю Россию своим Иоанно-Предтеченским женским монастырем – женской лаврой, как его называли, который впоследствии был затоплен при создании Рыбинского водохранилища. Первоначально название иконы было «Похвала Божией Матери». Настоятельница монастыря Таисия дала Леушинской иконе второе название, под которым образ стал известен как икона «Аз есмь с вами и никтоже на вы» («Я всегда с вами, и никто вас не обидит»).

К обители стекалось множество паломников, и вскоре икона «Аз есмь с вами» приобрела особое значение и стала ее главной почитаемой святыней. В иконописной мастерской по инициативе настоятельницы Таисии с иконы сделали список и преподнесли его в подарок Иоанну Кронштадтскому. Он дал этому образу название «Спасительница России» и после освящения благословил им купца Василия Муравьева, который после пострига получил имя преподобный Серафим Вырицкий. Согласно напутствию Иоанна Кронштадского, он в страшном 1937 году повторил подвиг, свершенный некогда Серафимом Саровским: в течение тысячи он неустанно молился перед Леушинской иконой Божией Матери о спасении Руси.

Описание иконы

С точки зрения иконографии Леушинская икона не совсем соответствует канону: отрок Иисус, сидящий на коленях у Богоматери, широко простирает руки, как бы обнимая весь мир, хотя обычно Он делает благословляющий жест правой рукой. Прекрасный лик Богородицы исполнен не только смирения, но и твердости, ведь Она обещает защиту и покровительство всем верующим в Нее.

О чем молятся Леушинской иконе Божией Матери

Уже в 19 веке было зафиксировано немало чудес, явленных иконой, поэтому она считается чудотворной. За помощью к преподобному Серафиму Вырицкому обращалось немало паломников. Однажды к нему привезли ребенка, находившегося практически при смерти, и после долгих молитв преподобного перед Леушинской иконой он исцелился.

Читайте также:
Икона Дарьи Римской: история, значение, в чем помогает и как молиться

Молитва образу помогла одному мужчине исцелиться всего за одну ночь от серьезной опухоли на груди, а молодой девушке – избавиться от меланомы, которая стремительно росла, и врачи давали крайне неблагоприятный прогноз.

Когда чудотворную икону перенесли в Козелецкий Свято-Георгиевский женский монастырь, монахини зафиксировали целый ряд чудесных исцелений и описали их в двух книгах, которые были изданы монастырем.

Не только об исцелении от физических и душевных недугов просят в молитве иконе Леушинской Божией Матери, но и о даровании спокойствия в семье, о благополучии как друзей, так и недругов, чтобы восстановились хорошие отношения.

Молитва перед Леушинской иконой помогает молодым девушкам обрести надежного спутника жизни, а женщинам — обрести счастье материнства.

Молятся перед ней и за Родину, как завещал Иоанн Кронштадтский, чтобы она избегла опасностей и военных конфликтов.

День памяти Леушинской Богоматери 24 июня.

Молитва иконе Леушинской Божией Матери

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная.

О Всеблагая Заступнице рода христианского, Мати вся держащего десницею Свою Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты Его, и да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Сохрани истинную святую Православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей и положи начало покаяния людей русских. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный;

да поживем в благочестии и чистоте, всегда хранимы Тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, труса, огня, глада и мора, от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному Тобою: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, Иже и Сам рече верным Своим: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Емуже слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Пресвятой Богородицы «Леушинская»

Икона Божьей Матери «Леушинская» — святой образ, написанный в XIX веке, вселяющий надежду в молящегося человека, символ веры и всеобщей любви. Уникальность этого светлого образа в том, что он написан руками монахинь, невест Христовых Иоанно-Предтеченского монастыря.

История появления святого образа

24 июня православная церковь отмечает день иконы «Леушинская», прообразом которой стала сама Божья Матерь.

Сравнительно «молодая» в историческом плане икона написана в 1860 году. Глубоко верующий православный купец Гавриила Медведев заказал написание святого лика Богородицы с Младенцем монахиням женского Иоанно-Предтеченского монастыря в качестве подарка обители в Леушино, в которой его крестили в младенчестве.

Игуменья обители Таисия распорядилась о строительстве Похвального собора для подаренной святыни. Леушинские сестры в иконописной мастерской делали списки святыни, один из которых был подарен батюшке Иоанну, был освящен преподобным святым Иоанном Кронштадтским.

Авторство написания святого лика принадлежит одной из иконописиц. Это Анна Герасимова, которая с 9 лет находилась при монастыре, обучалась клиросному пению и иконописанию, впоследствии была пострижена в монахини под именем Алипия. Ее покровительницей стала преподобная Алипия Киево-Печерская.

Важно! Благодатная сила святых списков, написанных в Леушинском монастыре, состояла не только в профессионализме, но и в том, что их писали невесты Христовы, пребывая при этом постоянно в молитвах и песнопениях.

После построения Рыбинского водохранилища монастырь был затоплен, и только на самом верху, под куполом Петербургского подворья остались некоторые списки, которые нуждаются в восстановлении.

Икона «Леушинская», подаренная Вырицкому, была обнаружена в 1997 году в Украине, в селе Даневка. Поклониться святыне в Георгиевскую обитель едут люди со всего мира. О чудесах исцеления после молитвы у списка святыни пишут православные из Италии, Америки, Канады, они благодарят Заступницу за дарованную милость и благодать исцеления и разрешения жизненных проблем.

Читайте об иконах Богородицы:

Уникальность и значение иконы «Леушинская»

В отличие от всех существующих образов этот святой лик имеет несколько названий.

  • Вселяет уверенность в завтрашнем дне название «Пока я с вами, никто не может вас обидеть».
  • Защищающая русских воинов во время военных действий икона известна, как «Спасительница России». 1000 дней в 1937 году перед ней молился в свое время старец Серафим Вырицкий, который вымолил победу родному краю. Этот уникальный список хранится в Черниговской епархии, паломники могут помолиться около него в Свято-Георгиевском монастыре.

На иконе изображена Пречистая Дева Мария и Младенец с распростертыми для объятия руками, что является визитной карточкой этого образа.

Важно! Святой образ написан вразрез со всеми канонами иконописи. На всех существующих иконах Иисус благословляет мир протянутой рукой. На Леушинской святыне его широко расставленные руки символизируют защиту в объятьях Бога.

В присутствии этого святого лика каждая душа чувствует обожение, приближение к Всевышнему Богу с готовностью измениться и наполниться Духом Святым. На иконе стоящая во весь рост Богоматерь держит Младенца на правой руке, левой придерживая Его. Иисус в белом или золотом одеянии благословляет всех, кто приходит к Нему.

На списках Богородица может быть представлена как в красной, так и синей тунике, синем или красно-коричневом омофоре и белом платке.

О чем молятся около святого образа

Чудотворная сила иконы «Леушинская» или «Я с вами, и никто вас не обидит» привлекает множество народа.

Ныне помолиться перед святыней можно в часовне, возведенной на берегу Рыбинского моря.

Святой образ помогает:

  • исцелению от неизлечимых болезней;
  • в защите от врагов;
  • примириться с недругами.

Жители и гости Санкт-Петербурга могут помолиться святыни на Леушинском подворье, в монастыре которого богослужения были восстановлены только в 2000 году.

Святой лик помогает в исцелении душевных недугов. Молодые девушки молятся перед ним о встрече суженого, бездетные — о чуде дарования счастья материнства.

Чудотворная сила иконы

Чудеса исцеления начались сразу после приобретения святого лика.

  • Преподобный Серафим Вырицкий молился за умирающего мальчика, от которого уже отказались врачи, и тот получил исцеление прямо после молитвы у святого образа.
  • За одну ночь, которую мужчина провел перед чудотворным ликом «Леушинская», у него исчезла опухоль на голове.
  • Врачи не смогли рост меланомы у девушки и написали самые неутешительные результаты, но святая Божья Матерь по великой милости Своей очистила тело девушки от онкологии.

Несколько книг содержат описания чудес, сопровождающие появление иконы «Леушинская» в различных городах не только России, Беларуси, Украины, но и других стран.

В чем помогает Леушинская икона Богородицы и тексты молитв Божией Матери

Среди многочисленных Богородичных образов выделяется икона с ликом Божией Матери, называемая Леушинской. Многие верующие очаровываются красотой этой необыкновенной святыни, считающейся одной из самых «юных» икон с изображением Пресвятой Богородицы. Но не все знают о силе святого образа, способного творить чудеса. А история этой красивой иконы способна заинтересовать любого, даже не верующего человека.

Описание и значение иконы Божией Матери «Леушинская»

На Леушинской иконе, относящейся к иконографическому типу Одигитрия (Путеводительница), Богородица традиционно представлена вместе с Иисусом Христом. Но отличить Леушинскую святыню от других Богородичных икон не составит труда.

В отличие от большинства образов, где Спаситель изображается с поднятой правой рукой, благословляющей верующих, на Леушинской иконе у Иисуса руки широки расставлены. Спаситель как бы призывает верующих в свои объятия, обещая защиту всем страждущим. Недаром второе название этого образа – «Аз есмь с вами и никтоже на вы» («Я рядом с вами, и никто вам не повредит»).

Характерные особенности Леушинской святыни:

  • Богоматерь изображена стоя, на голубоватом фоне;
  • на правой руке Пречистой Девы сидит Богомладенец спиной к Матери и лицом к смотрящим на образ;
  • левой рукой Божья Матерь придерживает Сына.

Отличается икона и цветом одежды Богородицы. Обычно Богоматерь изображалась в синей тунике и красном мафории. Но на Леушинском образе на Божией Матери синий мафорий накинут на красную тунику.

Голову Пречистой Девы покрывает белый плат, являющийся еще одной редкой особенностью данного образа. На большинстве икон платок скрыт под мафорием, накинутым на голову Богородицы. На Божественном Младенце надеты белые либо золотистые одежды. Все цвета выполнены в ярких, сочных тонах. Поэтому изображение на иконе очень красочное.

Как и любой другой образ, Леушинская икона содержит особый, богословский смысл. Композиция, изображенная на иконе, говорит о духовном единении Господа и человека. Всевышний представлен в образе Младенца Иисуса Христа. Пресвятая Богородица является символом всех верующих, так как была обычным человеком, хоть и превосходящим других по чистоте и святости.

На царственную славу Пречистой Девы Марии указывает ее торжественная поза. На прекрасном лике Богоматери начертано смирение и одновременно твердость. Она обещает верующим свою любовь и милосердие, давая тем самым надежду молящимся.

История появления

Леушинская икона известна с не очень далеких времен. Ее создание относят к 1860 году. Имя иконописца, написавшего святой образ, не сохранилось. Известно лишь, что написана она по просьбе верующего православного купца Гаврилы Медведева, проживающего в Петербурге.

Родиной Медведева было село Леушино Вологодской губернии. Поэтому он решил подарить икону местному Иоанно-Предтеченскому храму, где купца крестили в младенчестве. Первоначально святыня называлась «Похвала Божией Матери». Леушинской она стала называться много позже.

Через какое-то время прихожане храма заметили, что по молитвам перед Богородичной иконой происходят чудеса. Постепенно слава о чудотворной иконе разнеслась по близлежащим местностям и достигла города Рыбинск. Один из рыбинских купцов по фамилии Максимов, выкупив Леушинские земли, разрешил основать здесь монастырь.

В 1875 году Синодом было дано разрешение на строительство женской обители, ставшей впоследствии одним из крупнейших российских монастырей. На протяжении шести лет ни одна из настоятельниц надолго не задерживалась в монастыре. И лишь после назначения игуменьей монахини Таисии обитель стала процветать.

Настоятельница Таисия собрала в монастыре около 700 насельниц, поощряла развитие иконописи, стала основательницей приюта для девочек, богадельни, школы.

Леушинский образ Богородицы считался главной святыней монастыря. В открытой игуменьей иконописной мастерской писались списки со святого образа. Один из таких списков был создан монахиней Алипией, в миру Анной Герасимовой, живущей в обители с 9 лет. Девушке удалось сделать точную копию, совпадающую с оригиналом даже по размерам.

Именно этот список, ставший подарком преподобному Иоанну Кронштадтскому, был назван «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Согласно преданию, эти слова были сказаны настоятельнице Таисии Пречистой Богоматерью, явившейся игуменье во сне. Позже Иоанн Кронштадтский назвал этот список «Спасительницей России».

Списки, написанные в Леушеве, обладали благодатной силой благодаря тому, что их авторство принадлежало невестам Христовым, пребывающим во время написания икон в постоянных молитвах и песнопениях.

Леушинская обитель просуществовала до 1931 года. В период советской власти, под эгидой борьбы с религией монастырь закрыли, а монахинь разогнали. А в 1941 году, за 2 месяца до начала Великой Отечественной войны, во время строительства Рыбинской ГЭС произошло затопление огромной территории. Леушинский монастырь, вместе с чудотворной святыней, ушел под воду.

Почитание в православии

Несмотря на то, что икона похоронена на дне водохранилища, сохранились многочисленные списки, сделанные с чудотворного образа. Один из таких списков хранится на Петербургском подворье Леушинской обители. Подворье основано в 1894 году преподобным Иоанном Кронштадтским.

Еще один из списков, подаренный преподобному Серафиму Вырицкому, долгое время находился у родных старца, которые в 1997 году передали святыню Козелецкому Свято-Георгиевскому монастырю.

В 2003 году на берегу Рыбинского водохранилища в честь Леушинской святыни построили часовню. Ежегодно весной храм окружают вышедшие из берегов воды, из-за чего Леушинскую святыню стали называть «Богородицей на водах».

Официальное признание Леушинского образа чудотворным состоялось 23 апреля 2002 года. Решением Священного Синода установлено празднование святыни, совпадающее с пятой субботой Великого поста. В этот день во всех храмах проходят торжественные чтения акафиста, посвященные Пречистой Царице Небесной.

В чем помогает Богородица Леушинская

Целительная сила Леушинского святого лика проявилась с самого начала существования образа. После помещения святыни в Козелецкую Свято-Георгиевскую женскую обитель монахини стали вести книгу, где описывали все исцеления, происходящие по молитвенным обращениям к святому лику.

Среди описанных чудес:

  • исцеление умирающего мальчика;
  • избавление мужчины от серьезной опухоли;
  • излечение девушки от меланомы вопреки неблагоприятным прогнозам врачей.

Но к Леушинской святыне обращаются не только с просьбами об исцелении. К помощи святого образа прибегают при душевных волнениях, прося Пречистую Деву о спасении души.

Чудодейственная икона помогает:

  • избавиться от опасностей и врагов;
  • наладить семейные отношения;
  • благополучно разрешить различные конфликтные ситуации;
  • испытать счастье материнства бездетным женщинам;
  • обрести суженого молодым девушкам.

Перед Леушинской иконой молятся не только об обретении личного счастья, но и за Отчизну во время военных конфликтов. Еще Иоанн Кронштадтский завещал молиться перед святым ликом о примирении враждующих сторон.

Божия Матерь слышит любые просьбы, идущие от всего сердца, помогая разрешить все горести и несчастья.

Текст молитвы перед иконой Божией Матери Леушинской

Перед святым ликом Леушинской Богоматери читают следующий молитвенный текст:

«О, Всеблагая Заступнице рода христианскаго, Мати Держащаго вся десницею Своею Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты его. И да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Сохрани истинную Святую православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей. И положи начало покаяния народа нашего. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный. Да поживем во благочестии и чистоте, всегда храними Тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, труса, огня, глада и мора; от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному Тобою: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, иже и сам рече верным Своим: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Емуже слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Об иконе “Аз есмь с Вами и никтоже на Вы” рассказывает игумения Кирилла (Червова)

ЛЕУШИНСКАЯ ПОХВАЛА БОГОРОДИЦЕ

Как икона попала к Херувиму

Леушинский монастырь до революции. Ныне – на дне Рыбинского водохранилища.

6-7 июля на берегу Рыбинского водохранилища пройдут девятые Леушинские стояния в память Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря и всех затопленных святынь. Эти стояния стали и всенародным прославлением почитаемого верующими образа Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Икона была написана в Леушинском монастыре более 100 лет тому назад по благословению настоятельницы игуменьи Таисии и святого праведного Иоанна Кронштадтского.

«В ночь на 27 мая 1905 года я видел во сне Предвечного Младенца Господа Иисуса Христа на руках Пречистой Девы Марии, в простом виде, ласково ко мне обращавшего руки и взор Свой; сердце мое покрывалось во мне умилением и любовию, я прикоснулся губами к ногам Его, и Владычице милостиво обращала Свой взор ко мне, соизволяя на целование ног Пречистого Младенца. Сердце мое горело радостию. Что за видение? Какое его значение? Благодарю Господа за новое славное сновидение, в котором явился мне спустившийся с высоты светоносный лик Богомладенца Иисуса Христа и Пречистой, обоженной Его Матери с милостивым, радостным выражением лиц», – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

По этому явленному образу была написана икона Богородицы. Известно, что один из ее списков в 1894 году был помещен в иконостас придела великомученицы Варвары на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге. Другой список – единственно сохранившийся до наших дней – был подарен отцом Иоанном Кронштадтским купцу-благотворителю Василию Муравьеву, будущему старцу Серафиму Вырицкому. Батюшка Иоанн благословил его молиться перед этой иконой, назвав ее «Спасительницей России». Иеросхимонах Серафим Вырицкий выполнил благословение. В страшном 1937 году он, последуя своему небесному покровителю Серафиму Саровскому, 1000 дней и ночей молился перед этим образом о спасении России. По молитвам старца Серафима в Вырице от иконы творилось множество чудес. Когда безбожные власти вознамерились отобрать икону, отец Серафим передал ее на хранение в Петроград рабе Божией Лидии, будущей монахине Варсонофии, своему духовному чаду. Он благословил ее, когда придет время, передать икону Херувиму, предсказал, что она будет в монастыре у великомученика Георгия Победоносца.

Так все и вышло – по Божьему и Царицы Небесной велению. Чудесным образом в середине 70-х годов приехал в Ленинград с Украины о.Херувим (Дегтярь), в то время схиигумен, к которому и попала Леушинская икона. Когда стали восстанавливаться и открываться монастыри, он, по завещанию Вырицкого старца, передал икону в 1997 году в только что открытый, еще разрушенный и бедный женский монастырь в честь великомученика Георгия Победоносца, что в селе Даневка под Козельцом Черниговской епархии.

В Даневку к Заступнице

Вспоминается первая незабываемая поездка на Украину в Свято-Георгиевский женский монастырь под Козельцом для поклонения святыне. Промыслом Божиим она состоялась в праздник небесного покровителя великомученика Георгия Победоносца в 2004 году.

Ранним утром, беспрестанно призывая Царицу Небесную, великомученика Георгия и игуменью Таисию, с пением тропаря Леушинской иконе, мы с духовной сестрой, прихожанкой и трудницей петербургского Леушинского подворья, отправились в путь. Конечно, как и в любом богоугодном деле здесь не обошлось без искушений, и к Свято-Георгиевскому монастырю в Даневке мы подъехали около полудня. Водитель такси нас предупредил, что в это время монастырь, как правило, закрыт и многие паломники уезжают ни с чем. Каково же было его удивление, когда мы увидели распахнутую калитку в Святых вратах. «Впервые такое вижу», – не сдержал он своих эмоций.

– А мы из тех мест, где написана икона, потому-то такая милость, – отвечаем мы, потрясенные и обрадованные. Торопливо расплачиваемся, чтобы поскорее войти в обитель. Только мы вошли, калиточку сразу закрыли на засов. Казалось, что Сама Пречистая все устраивает для нас. Монахиня, которую мы встретили по дороге к храму, открыла нам церковь. Она оказалась благочинной монастыря и приняла нас с такой любовью и добротой, что ощущение нереальности происходящего еще больше усилилось. С первых шагов в храме нас кто-то невидимо повел к иконе, хотя от входа она была не видна.

Как только мы подошли к игуменскому месту, икона (она довольно большая и находится в иконостасе) открылась перед нами во всей своей неизреченной красоте. Было полное ощущение, что Сама Богородица с пониманием, состраданием и любовью говорит нам: «Аз есмь с вами». Вспомнился рассказ жительницы Козельца, у которой мы спрашивали дорогу в обитель: «Когда я впервые ехала к иконе, то все думала: и это надо попросить, и об этом не забыть. А когда увидела Ее глаза, то поняла: просить ничего не надо, Она все знает Сама».

Мы упали на колени и слезно молились, каждая о своем, о возрождении Леушинской обители, о своих родных и близких. Пропели Ей тропарь, поблагодарили за милость к нам, недостойным.

Сколько времени мы молились перед нашей Леушинской иконой, очень почитаемой на Украине и не менее почитаемой в России: полчаса, час, больше? Ведал Один Господь. Время, казалось, остановилось. От святого образа было не оторваться, действовало какое-то неземное притяжение, что мы позже объяснили себе ничем иным, как действием благодати Божией. Про себя отметили, что ни одна из современных икон Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», ни одно из типографских изображений не передает истинности иконы. Да и как передать благодать?

Но мы явно задерживали нашу благодетельницу монахиню Валерию, которая торопилась куда-то по монастырским делам. Она поинтересовалась, как прославляется икона в России и будет ли канонизирована игуменья Таисия. Мы рассказали ей о Леушинских стояниях и о прославлении святого образа у нас. Она в свою очередь поведала нам о многочисленных благодатных исцелениях от иконы, о помощи небесной через сей образ, о чем написана и выпущена толстая книга. Образ по просьбе верующих часто возят по городам и селам. Только что, перед нашим приездом, икона вернулась из Луганска, поэтому мы видели Ее без земных золотых приношений.

На прощание мать Валерия пригласила нас потрапезничать, на что мы с радостью согласились. Уже за стенами обители почитали Великий акафист Божией Матери, еще раз спели Леушинский тропарь (в монастыре Ей составлен новый тропарь). Обратная дорога оказалась быстрой и легкой. Вернувшись в Киево-Печерскую лавру, откуда начинался наш путь к иконе, мы поспешили к Успенскому собору – поблагодарить Царицу Небесную.

Как уже отмечено, в Свято-Георгиевском монастыре мы видели внушительную книгу с описанием чудес от чудотворной иконы на Украине. Впору писать такую книгу и в России. Вот некоторые примеры.

В 2003 году по благословению правящего владыки Максимилиана я переехала в Вологду на Успенский приход бывшего Горне-Успенского женского монастыря. В то время мы с духовной сестрой довольно тесно сотрудничали с настоятелем Леушинского подворья в Санкт-Петербурге отцом Геннадием Беловоловым, обживали по его благословению дом игумении Таисии в Боровичах, найденный по архивным документам. Наша жизнь, а мы это явственно ощущали, проходила под благодатным Леушинским покровом – святого праведного Иоанна Кронштадтского, с чьего благословения началась моя монастырская жизнь на Карповке, игуменьи Таисии и, конечно же, Матери Божией в Ее образе «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Тогда казалось, что назначение в Вологду отрывает нас от Леушино, которое стало духовно близким и родным. Я внутренне скорбела. Каково же было мое удивление, когда, войдя в приходскую трапезную, увидела в святом углу бумажную Леушинскую иконочку «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Перед ней теплилась лампадка. Мои переживания стали куда-то отходить. Слава Богу! Матерь Божия и здесь со мной. Оказалось, что сестры на приходе часто читают акафист этой иконе и особо ее почитают.

Раба Божия Наталия рассказала: «В 2000 году меня благословили по приходским делам в Москву. В Данилов монастырь тогда привезли с Украины чтимую икону Божией Матери «Призри на смирение». Там же, в храме, продавали разные иконочки и акафисты. Я обратила внимание на незнакомую мне иконочку, которая называлась «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Почему-то сердцем сразу потянулась к ней, купила несколько небольших иконок и книжечку, где были сведения об иконе и акафист. Тогда то и узнала, что эта икона Божией Матери была написана в ныне затопленном Леушинском монастыре под Череповцом, и еще больше возрадовалась. Это же наша икона, с Вологодской земли, она обязательно нам поможет! Мы с сестрами стали Ей молиться, у каждой были свои скорби, и внутренние, и внешние. Мы просили Царицу Небесную управить нашу жизнь по воле Божией, сохранить нашу небольшую общину.

Видимо, Леушинская Матерь Божия взяла нас под Свой покров. Во всяком случае, все кто читал соборно акафист, остался на приходе. А через год нам из Москвы неожиданно привезли леушинские минеи 1885 года (это год открытия Леушинского монастыря). Их долго хранила одна раба Божия. Кто только ни выпрашивал у нее эти драгоценные книги, но она почему-то решила отдать их в Вологду, чему мы были несказанно рады.

Позднее, когда у нас появился новый настоятель на приходе и начались искушения, Матерь Божия в очередной раз помогла нам сохранить общину, которая состояла из тех, кто своими руками не один год восстанавливал храм и церковный дом вместе с первым настоятелем – отцом Василием Писаревым (ныне иеромонахом Феодосием). У нового настоятеля были свои планы относительно нашего прихода, с которыми мы не могли согласиться. Тогда мы слезно молились Матери Божией перед иконой «Аз есмь с вами и никтоже на вы», и Она нас услышала. Настоятеля перевели в другой храм. Наша община сохранилась в полном составе».

Летом того же года мы с успенскими сестрами и прихожанами – целым автобусом – поехали на шестые Леушинские стояния в Мяксу, под Череповец. Первая литургия в строящемся храме в Мяксе, крестный ход на берег Рыбинского водохранилища, во время которого в полдень вдруг появилась радуга вокруг солнца, и многое другое вселило в наши души неизреченную духовную радость. Было полное ощущение, что мы побывали на престольном празднике в затопленном Леушинском монастыре.

К тому времени у нас появилась своя Леушинская икона больших размеров – благословение настоятеля Леушинского подворья. Раба Божия Тамара почти всю всенощную службу, которая длилась более 5 часов, держала ее в руках. В золотистой раме она оказалась довольно тяжелой. Несколько раз я подходила и спрашивала, не подменить ли ее.

– Спаси Господи, мне не тяжело, наоборот, я так рада, что Царица Небесная со мной. Прошу Ее за сына и очень надеюсь, что Она поможет найти его, – отвечала Тамара.

Сын рабы Божией Тамары пропал без вести, ушел из дома и не вернулся, больше года о нем не было никаких вестей, хотя мать слезно молилась и пыталась его найти, в том числе и с помощью милиции.

Через несколько дней после Леушинского стояния, на день Ангела сына, нашу Тамару пригласили в милицию: сына нашли, но мертвым.

– Не будь духовной радости, утешения и небесной помощи, которые я получила на Леушинском стоянии от Царицы Небесной, трудно сказать, как бы пережила это горе, – призналась потом Тамара. – А теперь сердце успокоилось, я предала сына земле и молюсь об упокоении его души. Бесконечно благодарю Матерь Божию.

– У меня был еще один случай чудесной помощи от «Аз есмь с вами и никтоже на вы», – вспомнила она. – Сильно болела рука. Чем только я ее ни лечила: и мазями, и святым маслом – ничего не помогало. Потом мне привезли святое масло от чудотворного образа из Св.-Георгиевского монастыря. Я помазала руку маслом лишь дважды, и она перестала болеть.

23 апреля 2002 года икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» была официально прославлена Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. Но прославлена она как «Даневская», по месту нахождения монастыря, и празднуется на 5-й неделе Великого поста в праздник Похвалы Божией Матери.

По завещанию великих молитвенников за Россию – праведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Серафима Вырицкого – уже несколько лет идет прославление иконы и у нас, в России. Наступило такое время, когда мы особенно нуждаемся в заступничестве Царицы Небесной. Недаром сестры Свято-Георгиевского монастыря на Украине, где хранится икона и где много нестроений в церковной среде в связи с вмешательством униатов и католиков, умилительно поют перед святым причащением в храме: «Спаси, Владычице, Святую Русь, спаси. »

Прославление Леушинской иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» началось в России с Леушинского подворья – единственно сохранившегося из всех открытых когда-то игуменией Таисией монастырей и подворий. Отец Геннадий продолжает дело, начатое когда-то матушкой Таисией среди северных лесов – прославление Царицы Небесной.

Часовня в Брейтово на берегу водохранилища

В марте 2005 г. к Святейшему Патриарху с прошением о прославлении образа Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» обратился архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Именно на Ярославской земле, в Брейтово была построена часовня в честь этой иконы. А в прошлом году трудами священника протоиерея Анатолия Денисова построен храм на месте сгоревшего и назван в честь Леушинской иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы». В Калининградской епархии в скиту Свято-Елизаветинского женского монастыря освящена часовня в ее честь, в Калужской епархии – открыт женский монастырь.

Тысячными тиражами выпускаются иконы и акафисты Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» в издательстве Московской Патриархии и в других православных издательствах. Словом, по всему приближается время, когда Матерь Божия в этом образе, по слову св. Иоанна Кронштадтского, станет «Спасительницей России». Для каждого времени – свои иконы. Когда-то, в шестнадцатом веке, Россию спасала Казанская Матерь Божия, в начале двадцатого нам явилась Державная. Сокрытая до времени икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» явилась нам в простом виде, чтобы помочь покаяться в грехах и жить по заповедям Господним.

«Владычице чистая, призри Богородице, виждь наших язв болезни, и умилосердися, Пречистая, и исцели совестное жжение Твоею милостию орошающи и вопиющи рабом Твоим: Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Леушинская икона Божией Матери, о чем молятся

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Одной из самых знаменитых православных христианских икон, что прославились в начале 20 века, считается икона Богородицы «Леушинская». Это очень красивое изображение Пресвятой Девы Марии с Младенцем, и многие верующие люди имеют его дома. В этой статье вы узнаете о чем молятся Леушинской иконе Божией Матери и что она означает.

Богородица «Леушинская», значение иконы

Написана этот чудотворный образ в 1860 году в женском Иоанно-Предтеческом монастыре недалеко от Санкт-Петербурга. Писали его по заказу московского купца Гавриила Медведева, который был глубоко верующим православным христианином. Когда робота была сделана, он подарил икону обители, где был рожден.

Вначале 20 века с этой иконы сделали слепок по распоряжению Иоанна Кронштадтского. Сам же праведник его и освятил.

Икона имеет два других названия кроме основного:

  1. «Я всегда нахожусь с вами и никто вас не обидит», что вселяет веру и надежду в каждого молящегося;
  2. «Спасительница России», так как защищала территорию Руси во время длительных военных конфликтов.

Хотя эта святыня была написала не так давно, ее прообразом является Пречистая Дева Мария, поэтому ее свято чтят и верят в целебные свойства. Отмечают день памяти Леушинской Богоматери 24 июня.

Чудотворная икона изображает Пресвятую Деву, которая на руках держит Младенца, что протягивает руки. Этот жест символизирует защиту и всеобщую любовь Святых к верующим людям, а также их способность прийти на помощь в любое время.

Молитва перед иконой

Святой образ не имеет четко прописанных молитвенных обращений. К ней можно обращаться для разрешения различных проблем и волнений.

Рассмотрим, в чем помогает икона «Леушинская» :

  • защищает от недоброжелателей и врагов;
  • приносит счастье в семью;
  • примеряет в различных конфликтных ситуациях;
  • разрешает военные, семейные, коллективные и другие спорные моменты.

Просить заступничества о лика Богородицы можно такой молитвой:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная.

О Всеблагая Заступнице рода христианского, Мати вся держащего десницею Свою Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты Его, и да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Сохрани истинную святую Православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей и положи начало покая ния людей русских. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный;

да поживем в благочестии и чистоте, всегда хранимы Тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, труса, огня, глада и мора, от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному Тобою: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, Иже и Сам рече верным Своим: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Емуже слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

С каким бы прошением не обращались к Святыне, она непременно поможет. Самое главное — это произносить молитвенные слова с глубокой верой в чудо, единство православной церкви и могущество Пресвятой Богородицы.

Сегодня многие православные храмы имеют у себя лик Божьей Матери «Леушинская». Своим красивым видом она привлекает внимание многих верующих, и люди приобретают ее для домашнего иконостаса. Красиво смотрится этот образ, если он вышит своими руками. Кроме этого, такая чудотворная икона станет прекрасным подарком родным и близким.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Леушинской иконе Богородицы:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: