Древние иконы: старинные христианские иконы, история, виды и значение

Старинные иконы

С давних времен, люди проживающие свою жизнь в этом прекрасном и замечательном мире осознавали, что в основе всего живого, включая появление человека, как отдельно взятого индивидуума, обязательно стоит главный создатель, величие которого не досягаемо обычным смертным. И в знак благодарности за подаренную людям жизнь, его священный образ изображается на старинных иконах. Точное время его первоначального появления, в связи с давним историческим прошлым, невозможно установить. Однако, в старинных летописях упоминается, что создание первых древних икон относится к 1 веку от рождества Христова.

  1. Историческая справка
  2. Иконопись в Древней Руси
  3. Донская икона Божией Матери
  4. Икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор
  5. Апостол Петр
  6. Икона «Троица»
  7. Икона«Спас»
  8. Преображение Господне
  9. Рождество Христово
  10. Как создавались иконы на Руси

Историческая справка

В настоящее время православные верующие придерживаются двух основных версий сотворения старинных икон. Согласно одной из них, автором первой иконы на дереве относят одного из главных последователей Иисуса Христа, а также создателя Нового Завета, апостола Луку.

По второй версии, первое отражение святого образа появилось тогда, когда лицо Господа Бога коснулось полотенца, после умывания, на котором и сохранился тот самый отпечаток, ставший впоследствии почитаемым изображением.

Периоды создания и развития иконографии прошли самые разные исторически-сложившиеся времена. Они включали эпоху гонения, иконоборчества, расцвета и так далее. В результате складывания переменчивого отношения к христианской культуре, которое за время человеческого существования не раз сумело поменяться то в положительную, то в отрицательную сторону для самой религии, многие древние иконы так и не удалось сохранить.

Самые ранние священные образы, которые удалось дошедшие до наших дней, являются иконы 12 века

Иконопись в Древней Руси

Появление древнерусских икон относится к знаменательному событию, связанному с крещением Руси, под руководством киевского князя Владимира Святославовича.

Первыми иконами на Руси являются работы великого иконописца Феофана Грека. Приехав из Византии в Новгород, а затем в Москву, он стал главным основоположником всей отечественной иконографии. Среди его созданных произведений, самыми известными иконами киевской Руси, являются следующие работы:

Донская икона Божией Матери

Икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор

Апостол Петр

Также среди самых признанных и наиболее почитаемых святынь являются иконы 15 века Андрея Рублева.

Творчество Андрея Рублева сумело внести огромный вклад и важное значение в развитие русско-православной иконографии.

К числу наиболее признанных его произведений относят:

Икона «Троица»

Икона«Спас»

Преображение Господне

Рождество Христово

Как создавались иконы на Руси

Данный процесс подразумевал применение сложного профессионального мастерства. В основе старинных икон на дереве использовались полотна, состав которых включал в себя дуб, липу, кипарис, бук. Все, представленные выше породы деревьев высоко ценились, поскольку их уникальные свойства позволяли сохранить своё исходное состояние от влаги. Перед началом росписи, будущие иконы 12 века высушивали и выпаривали. Далее, на деревянном полотне, прямо на лицевой её части, делали специальное углубление, оставляя по краям тонкие выступы. На уже обработанную деревянную поверхность наклеивали паволоку, поверх которой наносилась особая грунтовка под названием левкас. Она включала в свою основу мел и клей, которые смешивались между собой. Заключительным этапом, после предварительной шлифовки и просушки, доводящие изделие до мраморного блеска, оставалось нанести само изображение.

Сохранившиеся антикварные иконы, обладают высокой ценностью. Для их точного определения необходимо обладать особыми профессиональными знаниями. Людям, которых интересует стоимость найденной или сохраненной старинной иконы, необходимо обратиться в музей или специальный антикварный салон, где мастера своего дела смогут наиболее точно определить возраст иконы на доске.

Иконопись: из истории появления на Руси

В своей первой публикации мне хотелось бы рассказать, конечно же, об иконописи. Как она появилась на Руси, откуда возникла.

Иконопись, иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины. А русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси.

Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире. Наверное, любому обывателю известна эта история, поэтому не буду останавливаться на ней. Вместе с крещением князь Владимир привёз из г. Херсонес в Киев ряд икон и святынь, но из «корсунских» (греческих) икон ни одной не сохранилось. Вообще, из Киева,Чернигова, Переяславля, Смоленска и других южных и западных русских городов до нашего времени не дошло ни одной иконы этого периода, хотя как раз в этих городах располагались крупные художественные центры. О иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров — первые росписи храмов делались мастерами, приглашёнными из Византии. А икона, то есть образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Страстная": история, значение, в чем помогает и как молиться

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»).

В VIII веке христианская Церковь столкнулась с ересью иконоборчества, идеология которой возобладала полностью в государственной, церковной и культурной жизни. Иконы продолжили создаваться в провинциях, вдали от императорского и церковного надзора. Выработка адекватного ответа иконоборцам, принятие догмата иконопочитания на Седьмом вселенском соборе (787 год) принесли более глубокое понимание иконы, подведя серьёзные богословские основы, связав богословие образа с христологическими догматами.

Богословие же иконы оказало огромное влияние на развитие иконографии, складывание иконописных канонов. Отходя от натуралистической передачи чувственного мира, иконопись становится более условной, тяготеющей к плоскостности, изображение лиц сменяется изображением ликов, в которых отражается телесное и духовное, чувственное и сверхчувственное. Эллинистические традиции постепенно перерабатываются и приспосабливаются к христианским концепциям. Это был длительный процесс, и очень трудно четко обозначить его хронологические границы.

Иконопись вместе с христианством приходит сперва в Болгарию, затем в Сербию и Русь. Первый известный по имени русский иконописец — святой Алипий (Алимпий) (1114 год). Самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, подвергшихся разорению во время татарских нашествий, а в соборе святой Софии в Новгороде Великом. В Древней Руси роль иконы в храме необычайно возросла (по сравнению с традиционной для Византии мозаикой и фреской). Именно на русской почве постепенно складывается многоярусный иконостас. Иконопись Древней Руси отличается выразительностью силуэта и ясностью сочетаний больших цветовых плоскостей, большей открытостью к предстоящему перед иконой.

Наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV-XV векам, выдающимися мастерами этого периода являются Феофан Грек,Андрей Рублёв, Дионисий. Самобытные школы иконописи формируются в Грузии, южнославянских странах.

С XVII века в России начинается упадок иконописи, иконы начинают писаться больше «на заказ», а с XVIII века традиционную темперную (темпера) технику постепенно вытесняет масляная живопись , в которой используются приёмы западноевропейской художественной школы: светотеневая моделировка фигур, прямая («научная») перспектива, реальные пропорции человеческого тела и так далее. Икона максимально приближается к портрету. К иконописанию привлекаются светские, в том числе и неверующие, художники.

После так называемого “открытия иконы” в начале XX века появился большой интерес к древней иконописи, технология и мироощущение которой сохранились к тому времени практически только в старообрядческой среде. Начинается эпоха научного изучения иконы, в основном, как культурного феномена, в полном отрыве от главной её функции.

После Октябрьской революции 1917 года в период гонений на Церковь множество произведений церковного искусства было утрачено, иконе в «стране победившего атеизма» определено было единственное место — музей, где она представляла “Древнерусское искусство” Иконопись приходилось восстанавливать по крупицам. Огромную роль в возрождении иконописи сыграла Соколова М.Н (монахиня Иулиания). В эмигрантской среде восстановлением традиций русской иконописи занималось общество “Икона” в Париже. Она изучала и сохраняла иконописные традиции. Создала и сохранила множество прорисей и иконографий которые собрала в книге “Труд иконописца” по которой до сих пор учатся наши современники.

Сейчас мы можем видеть множество восстановленых икон в музеях, можем проследить по векам и стилям как развивалось искусство иконописи. Очень важно восстановить нам не только иконописание, но и иконопочитание, чтобы наше отношение к образу было святым, благоговейным. Люди не интересуются тем, что за икона перед ними, относятся к ней, как к амулету. Необходимо восстановить отношение к иконе, как к вероучительному тексту, потому что она выражает нашу веру.

Надеюсь, то немногое, что мне сегодня вкратце удалось рассказать будет вам интересно и я постараюсь периодически писать подобные статьи.

Икона Пресвятой Богородицы «Цареградская»

Во все времена люди с особым почтением относились к чудотворным образам православных икон. Особо же преклонялись перед ликом Богоматери — заступницы всего человечества. Множество историй и преданий связано с ликом Богоматери. Так, когда идет речь об иконе Пресвятой Богородицы «Цареградская», возникает некоторая путаница, ведь икон с таким именованием было две. И история каждой из них по-своему интересна.

Списки Цареградской иконы Богородицы

Происхождение обеих икон Божьей матери Цареградской связано с таким важным для всех верующих христиан местом, как город Константинополь, или иначе называли его Царьград, в то время являющийся столицей Византии. Именно этот город открыл для России христианство.

Одна из икон Цареградской Богородицы написана еще в XI веке, автор ее евангелист Лука. К большому сожалению, об этом образе сохранилось довольно мало сведений, ввиду давности лет, неясно также, как было задумано Лукой осмелиться написать лик Пресвятой Богородицы.

Однако известен такой факт, что списки с данной иконы хранятся во многих храмах и монастырях России, среди которых наиболее известны Храм Успения Богородицы в Москве и Спасо-Елеазаровский монастырь.

Читайте о монастырях в России:

Об этом лике Цареградской иконы Божьей матери сохранилось немного исторических свидетельств. Появление ее связывают с приездом двух монахов в Новгородскую губернию, достоверно неизвестно куда затем направились монахи, какова была их цель, но придя на службу в небольшой Старорусский собор, монахи так исполнились благодатью, что в знак благодарности решили оставить в храме маленькую, легко помещавшуюся на ладони иконку Божьей Матери.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Непроходимая Дверь": история, значения, в чем помогает и как молиться, где вешать

На заметку! По той причине, что родом послушники были из Константинополя, икона стала именоваться Цареградская.

Изображения святого лика

Что касается изображений иконы, то таковых списков довольно много. Все они и похожи, и в то же время не похожи друг на друга. Это и понятно, ведь в каждой из них отразилась душа иконописца, которому, быть может, явилась Богоматерь в таком свете.

Конечно, византийская икона, выбитая на грифельной доске, отличается от многих других святых образов Богоматери Цареградской более позднего времени.

Известно около 15 списков с византийской Цареградской иконы. Вследствие того, что изначально икон было две, искусствоведы уже теперь не имеют возможности точно восстановить, копии какой из икон, привезенных в Россию, разошлись по монастырям и церквям нашей страны. Кроме того, некоторые ученые предполагают, что Цареградских икон изначально было не 2, а 3, потому как изображения на иконах можно весьма условно подразделить на 3 группы.

Интересно! Иконы имеют внешне лишь одно зримое отличие — на некоторых из них Матерь Божья держит младенца Иисуса на правой руке, на других — на левой. Присмотревшись, можно увидеть и еще одно отличие — в руках у младенца то книга, то голубь, символизирующий Духа Святого.

История и описание

Считается, что икона всегда сама выбирает себе место пребывания, и там, где находится эта икона — царствует сам Бог. Так однажды, покинув Константинополь, незадолго до его гибели, икона обрела свой дом в России.

История Цареградской иконы полна тайн, пропаж и обнаружений ее все в новом и новом месте.

Икона Спасо-Елизаровского монастыря, привезенная туда некогда отцом Евфросином из Константинополя в XV веке, во время одного из набегов шведов утонула в Чудском озере. По преданию считается, что и до наших дней на дне озера покоится эта икона, оберегая эти земли и всю Россию. Сейчас в этом монастыре представлена ее копия, причем как и откуда она появилась — доподлинно не известно. Во время революции 1917 года, когда монастырь был разграблен, икону удалось спасти благодаря старцу Николаю, служившему в то время в небольшой обители на берегу Чудского озера.

Второй образ, созданный святым Лукой и привезенный из Царьграда двумя монахами, известен своей чудодейственной силой. Многие люди, благодаря ему исцелились от тяжких болезней и через страдания эти пришли к Богу.

Значение

Для России значение Цареградской иконы Божьей матери так велико, что говорить об этом довольно сложно, старцы уверяют, что именно благодаря этому Святому лику Богоматери наша страна богоизбранная и сможет выстоять в любые времена. Пребывание иконы в России важно для страны и в духовном плане, ведь знаменует она победу Христа над безбожием и распространение христианской веры в самые отдаленные уголки России.

В чем помогает

Чудотворная Цареградская икона, по словам святых отцов, защищает в любых бедах и несчастьях. Считается, что она воплощает такой известный в России тип иконы, как одигитрия, т.е. путеводительница. Это означает, что копии с ее изображений, продаваемые в храмах, можно приобрести и брать с собою в дальнюю дорогу, чтобы всегда находиться под защитой Матери Божьей.

Важно! Просят у этой иконы духовной силы, избавления от немощи, помощи в обретении веры.

Описание Цареградской иконы Божией Матери и о чем просят Богородицу, молитва

Образы Богородицы почитаются всеми православными христианами. О появлении каждого святого лика гласят всевозможные предания и истории. Одной из самых загадочных является Цареградская икона с изображением Божией Матери, так как изначально существовало два образа с таким наименованием. Каждый из них имеет немалое значение для верующих и обладает чудотворной силой, защищая любого, кто обращается за помощью.

История появления

Обе иконы связаны со столицей Византии – Константинополем, называемым ранее Царьградом, от имени которого они и получили свое название. История Цареградской иконы содержит много тайн и загадок, так и оставшихся неразгаданными. Сведения о ее появлении очень скудные. Доподлинно лишь известно, что один из образов был написан святым Лукой. Но о том, как он попал в Константинополь, сведения не сохранились. Предания гласят, что явилась икона 25 апреля 1071 года. Согласно летописям, после отпадения Рима от христианской веры икону перенесли в Константинополь.

XV век ознаменовался многочисленными нашествиями врагов на Русь. Особенно страдала Псковская область, на которую нападали шведы, латыши, эстонцы. Это совпало со временем раскола Византии на два лагеря. Поэтому Патриархом Константинопольским Геннадием Вторым было решено отправить чудотворную Цареградскую икону в Псков. Этот дар стал символом того, что Господь, отвернувшись от еретически настроенного народа, поворачивается лицом к приверженцам православной веры.

За святыней в Константинополь был отправлен преподобный Ефросиний. Встречали преподобного всей монастырской братией. На месте встречи служили молебен и пели акафист. Позже на этом месте забил источник, на котором был заложен монастырь, долгое время называемый Сретенским.

Воды источника считались целебными. А часовня существует и в настоящее время, но ветхое деревянное здание заменено новым и названо Часовней Пречистой.

После очередного набега шведов монастырь был захвачен и разграблен. Богатый серебряный оклад иконы, украшенный драгоценными камнями, не остался без внимания врагов, и чудотворную икону унесли вместе с другими ценными вещами.

Читайте также:
Казанская икона Богоматери: история, значения и в чем помогает

Но возвращающиеся домой шведские корабли затонули в Чудском озере. Разлившаяся в полноводье река Толба не дала шведам выйти в устье, и корабли, вместе с чудотворной иконой, ушли на дно, где она покоится до сих пор.

Каким образом позже в монастыре появилась копия святого образа, не известно. Во время революции 1917 года монастырь разграбили, а монахов разогнали. Но протоиерею Николаю Гурьянову, проживающему на острове Залита, удалось сохранить ценную икону. После восстановления обители старец передал святой образ игумении Елисавете, возглавившей монастырь, ставший женским.

О второй иконе Цареградской Божией Матери известно еще меньше. Согласно справочнику Богородичных икон, святой образ был оставлен в храме Старая Русса вблизи Новгорода двумя странствующими монахами. Так как монахи были из Константинополя, икону стали именовать Цареградской.

Странники, прибыв в Старую Руссу, отслужили в местном соборе Божественную литургию. Во время богослужения на монахов сошла такая благодать, что они решили подарить храму небольшой образ, помещавшийся на ладони. Что дальше стало с этой иконой – не известно.

Описание и значение

Существует около 15 списков Цареградского образа. Объединяет их всех изображение Богородицы с младенцем Иисусом на руках. Древние иконописцы для нанесения лика Богоматери использовали кедровые доски, приложенные друг к другу и плотно склеенные.

Богоматерь изображена по пояс. На одной руке у нее сидит Богомладенец, другая располагается на Его груди. Во взоре Богородицы читается сострадание и жалость к грешникам, взгляд же Младенца суров для согрешивших, но милостив для праведников.

Голову и плечо Пресвятой покрывает хитон, за который правой рукой держится Христос. В левой руке Иисуса голубь, символизирующий Святой Дух. Голова Младенца склонена к Богоматери. Правая нога опущена вниз, указывая на то, что Господь всегда готов встать на помощь покаявшимся. Левую ногу Иисус согнул и приподнял, дабы оттолкнуть нераскаявшегося грешника.

Из-за того, что списки делались с разных оригиналов, некоторые детали на образах разнятся:

  • младенец изображен то на правой руке Пресвятой, то на левой;
  • на одних изображениях в руках у Иисуса голубь, на других – книга или свиток.

Но независимо от того, с какого из оригиналов сделаны списки, трепетные чувства охватывают при взгляде на любой из святых образов.

Цареградская икона прославилась множеством чудес. Молитвенные обращения к святому образу помогли исцелиться многим людям от душевных и физических болезней. Чудотворный образ помогал всем страждущим, независимо от вероисповедания. Известны случаи исцеления латышей, эстонцев, просящих помощи и защиты у Цареградской Богоматери.

Самые известные чудотворные случаи:

  • исцеление лютеранки Эмилии от затяжной болезни после пения акафиста святому образу;
  • прозрение слепого Андриса, отстоявшего Водосвятный молебен перед иконой Девы Марии.
  • возвращение слуха глухонемому Кармичу (Карлу), приносящему молитвы Цареградской Царице Небесной.

В старинных записях Елизаровской обители хранятся сведения о более чем 2 десятках чудес от святого образа. Многим людям было дано утешение и благовременная помощь. Значение Цареградской иконы для России сложно переоценить. Святые отцы утверждали, что благодаря священному лику Божьей Матери Русь смогла выстоять в трудные времена.

Немалое значение имеет образ Цареградской Богородицы и для духовного становления православных верующих. Ведь она является символом победы Христа над безбожием, помогая распространить христианскую веру по всей России.

Где можно найти образ

Из-за того, что изначально существовали 2 оригинальные иконы Цареградской Божией Матери, определить точно, списки с какого образа находятся в храмах, невозможно. Один из древних списков долгое время хранился в Спасо-Елизаровском монастыре, находящемся недалеко от Пскова. Помолиться перед святым образом можно в московской церкви Успения Пресвятой Богородицы, находящейся на Малой Дмитровке. Еще один список находится в селе Нижерово Ярославской области.

О чем просят перед иконой

Почитание Цареградской иконы выпадает на два дня в году: 8 мая и 30 сентября по новому стилю (25 апреля, 17 сентября по юлианскому календарю). Образ Цареградской Богородицы относится к иконам типа Одигитрия (Путеводительница). Поэтому святой образ, который можно приобрести в любой церковной лавке, принято брать в длительную поездку.

Молитвенные слова, обращенные к Божией Матери, содержат просьбы:

  • о благословении на работу;
  • об исцелении от недугов;
  • о содействии в сохранении семьи;
  • об укреплении веры;
  • о предотвращении краж, пожаров и других бедствий;
  • о преодолении неприятностей.

Цареградская Богородица помогает избежать искушений, придает духовные силы в следовании Божьим заповедям.

Молиться Пресвятой Богородице нужно не только о нуждах, но и благодарить за оказанную помощь.

Обращаться к чудотворному образу можно своими словами либо читать специальную молитву. Искренняя молитва, исходящая от сердца, всегда будет услышана Богоматерью и Господом Богом.

Текст молитвы

К Тебе́, Пресвяте́й Госпоже́ Богоро́дице, недосто́йнии раби́ Твои́ прибега́ем: Ты бо, Преблага́я, еди́на незло́бивая и велемо́щная к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему, за ны, гре́шныя, Хода́таица и Непосты́дная Предста́тельница. Ве́си, я́ко зело́ преогорчи́хом бла́гость Его́ преступле́нием Боже́ственных Его́ за́поведей. Несть бо греха́, его́же мы, непотре́бнии, не сотвори́хом, всяк страх отве́ргши, того́ ра́ди и Ду́ха благода́ти и да́ра преесте́ственнаго сыноположе́ния отверго́хомся и вся́каго отвраще́ния и ка́зни досто́йни сотвори́хомся. Ве́си, Преблага́я Засту́пнице, я́ко и Твоя́ ми́лости и дарова́ния мы, безу́мнии, забве́нию преда́хом и Твоего́ милосе́рдия недосто́йни соде́яхомся. Коли́ко бо Тя, Госпоже́ Богороди́тельнице, на умоле́ние Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего подвиза́хом, обеща́вше Ти, Пречи́стая, от злых исправле́ние, толи́ко Твое́ ма́тернее к Нему́ за ны, гре́шныя, предста́тельство и заступле́ние нивочто́же вмени́хом, неблагода́рни и злонра́вни су́ще. Ны́не стыд нося́ще и ниже́ досто́йни воззре́ти на пречи́стый о́браз Твой, пред ни́мже предста́хом. Но, о све́те душ на́ших, све́тлое зерца́ло бла́гости Бо́жия! И мы ве́мы, коли́ко мо́жет Твое́ ма́тернее ко Христу́ Бо́гу на́шему дерзнове́ние, ве́мы, я́ко никто́же, прибега́яй к Тебе́, Благосе́рдая, с покая́нием и умиле́нием, посра́млен от Тебе́ бысть, или́ призыва́яй Тебе́, Пречи́стая, не услы́шан от Тебе́ изы́де: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневе́сто, я́ко Ма́терь Свою́, ми́лостивно прие́мля моле́ния Твоя́. Сего́ ра́ди и ужаса́емся воззре́ти к Све́ту Твоея́ стра́шныя и Богоподо́бныя сла́вы, оскверне́ны иму́ще о́чи душе́вныя, оба́че коле́на душ и теле́с на́ших преклоня́юще, мо́лим Тя, Боголе́пная Мари́е, я́ко Ма́терь и Цари́цу на́шу: умилосе́рдися на ны, непотре́бныя рабы́ Твоя́, и, и́миже ве́си судьба́ми, взыщи́ ны, поги́бшия, просвети́ наш ум све́том Твоего́ Богове́дения, да, им озаре́ни су́ще, вся́кое зло́е помышле́ние и всяк безсту́дных дея́ний о́браз до конца́ отсече́м, всем же се́рдцем за́поведи Госпо́дни возлю́бим и в них непоро́чно ходи́ти начне́м. Ерети́ческая возста́ния прекрати́, разсе́янныя же собери́, заблу́ждшия возврати́ во еди́но ста́до Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, вдови́ц и сиро́т защити́, боля́щия исцели́, страну́ же на́шу ми́ром огради́ и во ве́ки незы́блему соблюди́, всем же нам преспе́яние в ве́ре и де́лех благи́х в долготу́ дней да́руй. Пре́жде отше́дшия отцы́ и бра́тию на́шу во све́тлостех ра́йских и селе́ниих пра́ведных упоко́й, с ни́ми и нас всех в покая́нии и испове́дании приими́ и сопричти́, да и мы, Преблага́я на́ша Засту́пнице, Богома́ти и Влады́чице, спасе́ни су́ще Твои́м хода́тайством, восхваля́я Тя, просла́вим со все́ми святы́ми пречестно́е и пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, ны́не, и при́сно, и во ве́ки. Ами́нь.

Икона Богородицы Цареградская

Празднование

История

Ца­ре­град­ской на­зы­ва­ют две зна­чи­тель­но от­ли­ча­ю­щих­ся друг от дру­га ико­ны. По пре­да­нию, Ца­ре­град­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, па­мять ко­то­рой празд­ну­ет­ся 8 мая (25 ап­ре­ля по ста­ро­му сти­лю), – од­на из икон, на­пи­сан­ных свя­тым апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой. Как и при ка­ких об­сто­я­тель­ствах яви­лась эта Ца­ре­град­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри неиз­вест­но, но из­вест­на да­та её яв­ле­ния – 25 ап­ре­ля 1071 го­да.

Читайте также:
Икона Андрея Первозванного: история, значение, в чем помогает и как молиться

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что ико­ну (ли­бо её спи­сок) в се­ре­дине XV ве­ка при­нёс из Ца­рь­гра­да пре­по­доб­ный Ев­фро­син Псков­ский, по­лу­чив­ший об­раз от Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха. Чти­мый древ­ний об­раз на­хо­дил­ся в Спа­со-Еле­аза­ров­ском мо­на­сты­ре под Пско­вом, но, к со­жа­ле­нию, по­гиб в пу­чине пол­но­вод­ной ре­ки Тол­ба вме­сте с ко­раб­ля­ми шве­дов, ко­то­рые раз­гра­би­ли Спа­со-Еле­аза­ров­ский мо­на­стырь и по­пы­та­лись вы­вез­ти его цен­но­сти.

О дру­гой Ца­ре­град­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, празд­но­ва­ние ко­то­рой со­вер­ша­ет­ся 30 сен­тяб­ря, со­хра­ни­лось пре­да­ние, что в дав­ние вре­ме­на два гре­че­ских мо­на­ха из Ца­рь­гра­да бы­ли про­ез­дом в Ста­рой Рус­се и слу­жи­ли здесь в со­бор­ной церк­ви Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию.

На па­мять о сво­ём пре­бы­ва­нии они оста­ви­ли в со­бо­ре ми­ни­а­тюр­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, вы­би­тую на гри­фель­ной дос­ке. Эта ми­ни­а­тюр­ная ико­на вско­ре про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова. Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский – в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха.

Богослужения

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Цареградской» , глас 1

Возсия́ нам, я́ко со́лнце светоза́рное от восто́ка в велеле́пии./ Твоя́, Влады́чице, ико́на,/ озаря́ющи чуде́с сия́нием пресла́вно всех, приходя́щих к ней с ве́рою и любо́вию/ и моля́щихся усе́рдно к Твоему́, е́же о Сы́не Твое́м и Бо́зе, вели́чию./ Сла́ва Бо́гу, Евфроси́ном сию́ да́вшему нам!/ Сла́ва Приве́дшему ю́ от Царьгра́да!// Сла́ва Даю́щему то́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Воссияла нам, как солнце, блистающее с востока, в великолепии Твоя, Владычица, икона, озаряя удивительным сиянием чудес всех, приходящих к ней с верой и любовью и молящихся усердно к Твоему, в Сыне Твоем и Боге, величию. Слава Богу, давшему нам эту икону с помощью Евфросина! Слава Приведшему ее из Царьграда (Константинополя)! Слава Подающему через нее всем исцеления.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Цареградской» , глас 8

Препросла́вленная Вы́шняго Ма́терь/ созыва́ет к песнопе́нию нас Своего́ о́браза прише́ствием от Царьгра́да/ и возбужда́ет зре́нием того́ на по́двиг,/ побежда́ти сопроти́вных си́лу,/ и к Ней, я́ко на́шея ра́дости вино́вней, пе́ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Читайте также:
Икона «Благословение детей»: история и значение, как молиться и в чем помогает

Перевод: Препрославленная Матерь Всевышнего созывает нас к песнопению пришествием Своего образа из Царьграда и побуждает созерцанием его на борьбу, побеждать силу противящихся Богу, и Ей, как виновнице нашей радости, воспевать: «Радуйся Невеста, мужа не познавшая».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Цареградской»

К Тебе́, Пресвяте́й Госпоже́ Богоро́дице, недосто́йнии раби́ Твои́ прибега́ем: Ты бо, Преблага́я, еди́на незло́бивая и велемо́щная к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему, за ны, гре́шныя, Хода́таица и Непосты́дная Предста́тельница. Ве́си, я́ко зело́ преогорчи́хом бла́гость Его́ преступле́нием Боже́ственных Его́ за́поведей. Несть бо греха́, его́же мы, непотре́бнии, не сотвори́хом, всяк страх отве́ргши, того́ ра́ди и Ду́ха благода́ти и да́ра преесте́ственнаго сыноположе́ния отверго́хомся и вся́каго отвраще́ния и ка́зни досто́йни сотвори́хомся. Ве́си, Преблага́я Засту́пнице, я́ко и Твоя́ ми́лости и дарова́ния мы, безу́мнии, забве́нию преда́хом и Твоего́ милосе́рдия недосто́йни соде́яхомся. Коли́ко бо Тя, Госпоже́ Богороди́тельнице, на умоле́ние Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего подвиза́хом, обеща́вше Ти, Пречи́стая, от злых исправле́ние, толи́ко Твое́ ма́тернее к Нему́ за ны, гре́шныя, предста́тельство и заступле́ние нивочто́же вмени́хом, неблагода́рни и злонра́вни су́ще. Ны́не стыд нося́ще и ниже́ досто́йни воззре́ти на пречи́стый о́браз Твой, пред ни́мже предста́хом. Но, о све́те душ на́ших, све́тлое зерца́ло бла́гости Бо́жия! И мы ве́мы, коли́ко мо́жет Твое́ ма́тернее ко Христу́ Бо́гу на́шему дерзнове́ние, ве́мы, я́ко никто́же, прибега́яй к Тебе́, Благосе́рдая, с покая́нием и умиле́нием, посра́млен от Тебе́ бысть, или́ призыва́яй Тебе́, Пречи́стая, не услы́шан от Тебе́ изы́де: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневе́сто, я́ко Ма́терь Свою́, ми́лостивно прие́мля моле́ния Твоя́. Сего́ ра́ди и ужаса́емся воззре́ти к Све́ту Твоея́ стра́шныя и Богоподо́бныя сла́вы, оскверне́ны иму́ще о́чи душе́вныя, оба́че коле́на душ и теле́с на́ших преклоня́юще, мо́лим Тя, Боголе́пная Мари́е, я́ко Ма́терь и Цари́цу на́шу: умилосе́рдися на ны, непотре́бныя рабы́ Твоя́, и, и́миже ве́си судьба́ми, взыщи́ ны, поги́бшия, просвети́ наш ум све́том Твоего́ Богове́дения, да, им озаре́ни су́ще, вся́кое зло́е помышле́ние и всяк безсту́дных дея́ний о́браз до конца́ отсече́м, всем же се́рдцем за́поведи Госпо́дни возлю́бим и в них непоро́чно ходи́ти начне́м. Ерети́ческая возста́ния прекрати́, разсе́янныя же собери́, заблу́ждшия возврати́ во еди́но ста́до Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, вдови́ц и сиро́т защити́, боля́щия исцели́, страну́ же на́шу ми́ром огради́ и во ве́ки незы́блему соблюди́, всем же нам преспе́яние в ве́ре и де́лех благи́х в долготу́ дней да́руй. Пре́жде отше́дшия отцы́ и бра́тию на́шу во све́тлостех ра́йских и селе́ниих пра́ведных упоко́й, с ни́ми и нас всех в покая́нии и испове́дании приими́ и сопричти́, да и мы, Преблага́я на́ша Засту́пнице, Богома́ти и Влады́чице, спасе́ни су́ще Твои́м хода́тайством, восхваля́я Тя, просла́вим со все́ми святы́ми пречестно́е и пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, ны́не, и при́сно, и во ве́ки. Ами́нь.

Икона Божьей Матери «Державная»: в чем помогает, значение образа

Пресвятая Богородица предстает перед нами в разных обличьях — от юной девы до гордой матери, держащей на коленях Сына. Несмотря на строжайшие законы канонической иконографии, образы Приснодевы отличаются друг от друга даже в рамках одного извода.

Сегодня мы рассмотрим, пожалуй, самый горделивый и царственный образ Богоматери из всех существующих – икону «Державная». Она была обретена в очень нелегкое время и некоторым образом приняла на себя бремя земного царствования, когда российская монархия пала и вся огромная страна умылась кровью. Впрочем, обо всем по порядку.

История обретения святыни

История обретения иконы Богоматери «Державная» тесно связана с именем и судьбой подмосковной крестьянки Евдокии Андриановой.

Однажды Евдокии приснился чудесный сон, впоследствии оказавшийся судьбоносным. Ей явилась Богородица и повелела отправиться в Коломенское и отыскать икону, которая сейчас черная, но ее нужно сделать красной и выставить для молений.

Долго думала крестьянка над сном и не решалась отправиться в путь, пока Богоматерь не пришла к ней еще один раз, уже восседающей на белоснежном Престоле. Приснодева показала Евдокии и храм, где находится образ, который надлежит отыскать.

Крестьянка помолилась и отправилась в Коломенское. Узрев храм Вознесения Господня, она обрадовалась: именно его она видела во сне. Она обратилась к настоятелю храма, отцу Николаю, с просьбой отыскать «черную» святыню.

Настоятель со всей серьезностью отнесся к словам Евдокии и приказал обыскать храм. Икону нигде не обнаружили, пока кому-то не пришла в голову мысль заглянуть в подвал. Там и нашелся почерневший от времени, грязи и паутины образ Богоматери.

Это событие произошло 15 марта (2 марта по старому стилю). В этот день, вследствие Февральской революции, отрекся от престола российский государь Николай II. Но главные потрясения были еще впереди…

Икону бережно очистили от пыли столетий и узрели строгий и скорбный лик Богородицы и Христа, восседающего на коленях у Пресвятой матери. Иконе отслужили акафист, а весть ее о чудесном обретении разнеслась далеко за пределы Коломенского.

Читайте также:
Икона Богородицы «Трех радостей»: история и значение, чем помогает и молитвы пред иконой

Икону постарались восстановить, но сделали это несколько неумело: нижняя часть образа оказалась безнадежно испорченной. Мастера со страхом ожидали кары за такое святотатство, но возмездия не последовало – Божья Матерь всемилостива. Икону же стали возить по городам, где она творила чудеса исцеления.

А крестьянка Евдокия ходила по домам прихожан и собирала деньги, чтобы заказать для святыни достойный ее драгоценный оклад. Однако Богородица остановила сбор средств: она снова явилась Евдокии с пророчеством. Она повелела вернуть деньги прихожанам и не делать ризу, ведь вскоре церковное имущество все равно будет разграблено, но со временем образ все равно обретет достойное обрамление.

В конце концов образ попал в Москву, в женский монастырь, настоятельницей которого была великая княгиня Елизавета Федоровна, одна из самых набожных и в то же время просвещенных женщин России. А она, в свою очередь, тайно переслала икону Божией Матери отрекшемуся Николаю II.

Елизавета Федоровна всегда тяготела к религии и милосердию. После гибели от рук террориста мужа, великого князя Сергея Александровича, она удалилась от мира в организованную ею же Марфо-Мариинскую обитель. Ныне Елизавета Федоровна причислена к лику святых.

После Октябрьской революции княгиня, вместе с другими членами царской фамилии, была насильственно вывезена в Екатеринбург, а затем – в Алапаевск.

Их ожидала страшная участь: люди были сброшены в шахту живыми. Шахту взорвали, забросали бревнами и засыпали землей. Свидетели этого зверства утверждали, что еще несколько дней из-под земли доносились стоны и слова молитв. А когда шахту вскрыли, вместе с телами была обнаружена и икона Божией матери, исколотая штыками.

Дальнейшие перемещения иконы неизвестны, но в итоге она попала в Государственный Исторический музей, где и пребывала в запасниках все десятилетия безбожия, насажденного советской властью.

Где находится оригинал образа

В 90-х годах прошлого столетия вера в Бога в России постепенно начала возрождаться. Отстраивались храмы, увеличивалось количество прихожан, восставали из небытия, казалось бы, утраченные святыни.

В 1990 году произошло знаковое событие: образ Богородицы Державной был возвращен в Коломенское. Ныне он пребывает в церкви иконы Казанской Богоматери, возле правого клироса. Подлинность образа установлена независимой экспертизой.

Вознесенский храм в Коломенском, где был обретен чудотворный образ, восстановлен и освящен, так что не исключено, что икона вернется на свое исконное место. Согласно преданию, это будет началом возвеличивания возрожденной России.

После объединения РПЦ и РПЦЗ, знаменующего единство православных в России и за границей, Державная Божья Матерь совершила грандиозное мировое турне. Ее с огромным восторгом и почитанием встречали православные во всех странах мира, где она побывала.

Известные списки иконы

Ныне списки прославленной иконы имеются практически в каждом православном храме. Даже восстановление грандиозного храма Христа Спасителя в Москве началось со строительства часовни, освященной в честь Державной Божьей Матери.

Храмы, посвященные этому образу, есть во многих странах мира, но больше всего их, разумеется, в России. На данный момент их число превышает восемь десятков.

В столице есть несколько почитаемых списков Державной Богоматери. В качестве чудотворных более всего почитаются образы, пребывающие в храме Иоанна Воина и Николо-Перервинском монастыре (ныне часть патриаршего подворья).

В Перервинскую обитель список попал из рук монахини Агнии. Она принесла икону, истекающую миро, и передала священнослужителям. Образ мироточил более месяца, чему имеются документальные подтверждения. Что интересно: Евдокия, которая поспособствовала обретению образа, тоже была родом из Перерв!

Иконография

Согласно исследованиям, Державная Пресвятая Богородица была написана примерно в конце XVIII столетия. Предполагается, что ее спасали от войны в 1812 году, и тогда поместили в подвал Вознесенского собора. Если бы не видение Евдокии, о иконе, скорее всего, никогда и не вспомнили.

Образ Державной Богородицы написан в иконографическом типе Панахранта, то есть, изображает Божью Матерь в образе Царицы Небесной. Пожалуй, это самый царственный из всех изводов Богородицы: это читается как по выражению лица Богородицы, так и по ее одеянию.

Образ Державной Богородицы написан в иконографическом типе Панахранта, то есть, изображает Божью Матерь в образе Царицы Небесной. Пожалуй, это самый царственный из всех изводов Богородицы: это читается как по выражению лица Богородицы, так и по ее одеянию.

В правой руке Божьей Матери находится скипетр, в левой – держава, но без традиционного креста, характерного для символов власти русских самодержцев. Некоторые богословы усматривают в этом предвестие многих десятилетий безбожия.

На коленях матери, по центру, восседает младенец Иисус. Пальцы его правой руки сложены в традиционном благословении, однако другая рука указывает налево: там, по христианским верованиям, будут стоять грешники во время Страшного суда.

Считается, что жест Спасителя предзнаменует наступление эпохи безбожия и попрания святынь. Однако он не отрекается от грешников: каждый раскаявшийся может пойти по пути Спасения.

Икона написана темными, тревожно-траурными красками на деревянной доске. Арочный верх, где находится изображение Саваофа, благословляющего Мать и Младенца, указывает на то, что перед нами образ, предназначенный для храмового алтаря.

Читайте также:
Византийские иконы: описание и история, символика и образы, значение и влияние в православии

Перервинский список существенно отличается от первообраза. Он написан в более светлой и дарящей надежду палитре. Лицо Пресвятой Богородицы доброжелательно и умиротворенно, а на державе имеется традиционный крест.

Когда празднуется день иконы

День иконы празднуется ежегодно, 15 марта, в день обретения. В это время совершаются крестные ходы, читаются красивейшие акафисты, тысячи прихожан съезжаются в храмы, чтобы поклониться державной и религиозной святыне.

Наибольшее паломничество наблюдается, конечно, у первообраза, в храме Казанской Божией Матери. Кстати, там отмечают и местный праздник: 27 июля, когда чудотворный образ был возвращен в Коломну.

В чем помогает икона Божией Матери «Державная»

Вседержавная икона – это символ единства всех русских земель. Несмотря на десятилетия гонений, сопровождавшихся осквернением святынь и утерей веры в Бога, Всемилостивая не оставляет наш народ и остается его верной защитницей. Ныне она является символом нашей государственности и стремления к духовности.

Иконе молятся о самом сокровенном. Чаще всего ее просят об:

  • исцелении от физических и душевных болезней;
  • восстановлении здоровья после травм, операций и тяжелых зависимостей;
  • прекращении войн и восстановлении мира;
  • обретении материального благополучия и хорошей работы;
  • защите от недругов и завистников;
  • замужестве и обретении счастья в супружестве;
  • рождении, здоровье и благополучии детей.

Считается, что Божия Матерь скорбит, видя наши грехи, ведь они умножают страдания ее Сына. Однако она, как истинная мать, терпеливо ждет, когда мы встанем на праведный путь и раскаемся в содеянном.

Как правильно молиться перед образом

Главное в молитве – это серьезность, сосредоточенность и, конечно, искренность. Нужно стараться молиться в одиночестве или с людьми, разделяющими молебен. У Богородицы можно просить обо всем, но не следует забывать, что лучше всего исполняются желания у искренне верующих и добродетельных людей.

Для молитвы к Державной Божией Матери не обязательно отправляться в храм: можно приобрести образ для домашнего алтаря или персональную защитницу в медальоне или браслете.

При молитве нужно помнить, что икона – это как бы окно, открывающееся в духовный мир, так что обращаться нужно не к изображению, а собственно к Царице Небесной.

Текст молитвы

В честь иконы Вседержавной Божьей Матери сложен красивейший акафист, в работе над которым принимал участие сам патриарх Тихон. Ей посвящены кондаки, тропари, величание, и, разумеется, молитвы.

Молитва о мире и благополучии

О, Держа́вная Влады́чице Пресвята́я Богоро́дице, на объя́тиях Свои́х держа́щая Содержа́щаго дла́нию всю вселе́нную Царя́ Небе́снаго! Благодари́м Тя за неизрече́нное милосе́рдие Твое́, я́ко благоволи́ла еси́ яви́ти нам, гре́шным, сию́ святу́ю и чудотво́рную ико́ну Твою́ во дни сии́. Благодари́м Тя, Засту́пнице, я́ко призре́ла еси́ с высоты́ святы́я Своея́ на чад правосла́вных, и, я́ко со́лнце све́тлое, увеселя́еши изнемо́гшия от печа́ли очеса́ на́ша пресла́достным зре́нием держа́вного о́браза Твоего́. О, Преблагослове́нная Ма́терь Бо́жия, Держа́вная Помо́щнице, Кре́пкая Засту́пнице, благодаря́ще Тя, со стра́хом и тре́петом, я́ко раби́ непотре́бнии, мы припа́даем, со умиле́нием, с сокруше́нием серде́чным, со слеза́ми мо́лим Тя: вкорени́ в сердца́ всех нас пра́вду, мир и ра́дость о Ду́се Свя́те: водвори́ в стране́ на́шей тишину́, благоде́нствие, безмяте́жие, любо́вь друг ко дру́гу нелицеме́рную! Держа́вою Твое́ю всеси́льною поддержи́ нас, сла́бых, малоду́шных, немощны́х, уны́лых, подкрепи́, возста́ви! Я́ко да под держа́вою Твое́ю всегда́ храни́ми, пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, Держа́вную Засту́пницу ро́да христиа́нского во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва о здравии и укреплении веры

О, ми́ра Засту́пнице, Ма́терь Всепе́тая со стра́хом, ве́рою и любо́вию припа́дающе пред честно́ю ико́ною Твое́ю Держа́вною, усе́рдно мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдная Ма́терь Све́та, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Сладча́йшего Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т в ми́ре страну́ на́шу, да утверди́т держа́ву на́шу в благоде́нствии, да изба́вит нас от междоусо́бныя бра́ни и укрепи́т Святу́ю Це́рковь на́шу Правосла́вную, да непозы́блему соблюде́т ю́ от неве́рия, раско́ла и ересе́й. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ Всеси́льная христиа́н Засту́пница пред Бо́гом, пра́ведный гнев Его́ умягча́ющая. Изба́ви всех, с ве́рою Тебе́ моля́щихся, от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от гла́да, скорбе́й и боле́зней. Да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ние се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ние грехо́вныя жи́зни и оставле́ние согреше́ний на́ших, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия Твоя́, сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим Пречестно́е и великоле́пое и́мя в Тро́ице сла́вимаго Бо́га: Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Не стоит думать, что Богоматерь слышит только молитвы, произнесенные каноническими словами. Господь знает мысли и устремления каждого из нас, поэтому главное – искренняя вера в Бога, а взывать к нему и Богородице можно и обычными словами!

Смотреть все иконы в каталоге SUNLIGHT

30 сентября – икона Божией Матери Цареградская

Дата празднования: 30 сентября и 8 мая

Цареградской называют две значительно отличающихся друг от друга иконы. По преданию, Цареградская икона Божией Матери, память которой празднуется 8 мая (25 апреля по старому стилю), – одна из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Как и при каких обстоятельствах явилась эта Цареградская икона Божией Матери неизвестно, но известна дата её явления – 25 апреля/ 8мая 1071 года.
Существует предание, что икону (либо её список) в середине XV века принёс из Царьграда преподобный Евфросин Псковский.
О другой Цареградской иконе Божией Матери, празднование которой совершается 30 сентября сохранилось предание, что в стародавние времена два греческих монаха были в Старой Руссе проездом из Царьграда и слушали в соборной церкви Божественную Литургию. В память о своём пребывании они оставили в соборе икону Пресвятой Богородицы, выбитую на грифельной доске. Впоследствии этот образ прославился многими чудотворениями и хранился в Старорусском соборе.
Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Касперовская": история, значение, в чем помогает и как молиться

На начало христианской эры на крови мучеников утвердилось первое римское царство. Как знамение того, что Господь пребывает в этом Царстве Царей, в Риме хранилась Царьградская икона Богородицы. Рим поэтому и именуется Царьградом, городом Небесного Царя.
Когда Первый Рим отклонился от догматов веры, то царство разделилось на две части – западную и восточную. Незадолго до разделения в 1051 году Царьградская икона покидает Первый Рим и становится хранительницей Второго Рима – Византии. Незадолго до падения Константинополя, в середине XV века Патриарх Царьградский Геннадий II передает Евфросину, монаху Елеазаровой обители, чудотворную Царьградскую икону Божией Матери, как дар Небесный, прибежище православных, щит против врагов. “Великая православная святыня была предпослана на святую Русь как указание на то, что единоверная ему Византия под Святым Покровом Церкви, дотоле росла, укреплялась и возвышалась, доколе крепко держалась православия и не впадала в новшества Рима”(Иг. Елисавета Беляева).
Встречать преподобного Евфросина с иконой Царьградской Божией Матери из Константинополя на дорогу, ведущую из Пскова в Елеазарову обитель, вышла вся монастырская братия. На месте, где произошла встреча, забил святой источник. В память Сретения иконы Царицы Небесной насельники обители со временем заложили на сем источнике деревянную часовню с кладезем. Это часовня и поныне существует, будучи вместо ветхой по временам заменяема новой. Первоначальное название монастыря было Сретенский – в знак встречи Царьградской иконы Божией Матери.

После постройки собора Трех Святителей монастырь стал называться Трехсветительским. В середине XV века набирает силу процесс объединения земель вокруг Москвы, Псков присоединяется к Московскому княжеству. Собирателем русских земель вокруг московского князя явился преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Евфросин был младшим современником преподобного Сергия. Ему была поручена высокая миссия: хранить откровение о высочайшей миссии Руси, русского православия. Однако Московское княжество в это время было еще слабым, поэтому не время было открывать это откровение миру.
Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, ученик прп. Евфросина старец Спасо-Елеазаровской обители игумен Филофей объявил всему миру: “Москва – Третий Рим”, – и добавил: “Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти”.
“Псков считается родиной Третьего Рима, а Москва его священной столицей наравне с Римом и Константинополем. Это откровение о том, что Россия будет последним на земле царством, удерживающим наступление антихриста. С исчезновением этого царства с лица земли придет царство антихриста, а за ним и страшный Божий суд. Старец Филофей был воспитателем и духовным наставником правящей власти в России.
В своих посланиях к московским князьям он писал: “Князь, ты хранитель Престолов Божиих во всей вселенной.” Именно от благочестия и мудрости правителя Руси зависит судьба не только российского народа, но и всего мира. В своих посланиях к московским князьям Филофей пишет о России как хранительнице всех христианских престолов, как о Третьем Риме, которому надлежит стоять до скончания мира, ибо Четвертому Риму не бывать” (Иг. Елисавета Беляева).

“Цареградская икона Божией Матери – хранительница России, она покровительствует правящей власти земного царства Христова. День почитания Цареградской святыни – (17) 30 сентября – принесение ее в обитель в середине XV века из Константинополя, в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Память этой иконе празднуется еще (25) 8 мая, это знамение того, что Матерь Божия не оставила Россию, является победа русского народа в Великой Отечественной Войне, это была победа Третьего Рима над Третим Рейхом” (иг. Елисавета Беляева).
Цареградская икона Божией Матери со времени пребывания в Елеазаровом монастыре прославилась чудесными знамениями благодати Божией. Множество скорбящих от разорений, голода, пожаров, от раздоров и междоусобиц, от душевных и телесных болезней — получали утешение, здравие и благовременную помощь. Обитель, находившаяся на границе с польскими и шведскими землями, неоднократно оберегалась покровительством Божией Матери от разорений и неприятельских набегов. Так было в 1480 году, еще при жизни преподобного Евфросина, во время нападения немецких войск на Псков, так было через сто лет во время нашествия польских войск Стефана Батория, так было во время тяжкой войны России со шведами в начале XVIII века.
Оригинал Цареградской «Евфрасиновой» иконы, утонул в Чудском озере, когда в очередной раз монастырь подвергся нападению ливонских рыцарей. Монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери.
По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне, тем самым подтвердились слова Филофея о том, что четвертому Риму «не быти», ведь икона навсегда осталась в России в глубинах Чудского озера.
Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который уцелел в советские годы и прикровенно хранился у старца Николая Гурьянова до передачи его игумении Елисавете (Беляевой), которая и возродила обитель. К сожалению, история о том, как попала икона к старцу Николаю неизвестна. Сегодня чудотворный список пребывает на своем месте в монастыре.

Читайте также:
Икона Евгения Севастийского: история и значение, в чем помогает и как молиться

Цареградская икона Божией Матери написана древним греческим письмом на кедровых досках, плотно склеенных и плотно приложенных одна к другой. Мера ее в вышину три четверти аршина, в ширину – девять с четвертью вершков, в толщину полных полвершка. Изображение на ней Божией Матери поясное.
Лик Богоматери несколько склонен налево к находящемуся на левой Ее руке Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания и соболезнования о грешных. Богомладенец же Христос Господь изображен несколько восклонившимся к Богоматери с поникшей головой и взором, обращенным направо. В Его взоре видна не столько милость, сколько строгость, похожая на гнев к согрешившим. Правой рукой Он держит конец литона, коим покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой – Духа Святаго в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся. Правая нога Спасителя свесилась долу, как бы готовая стать в помощь погибающим, если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою дать толчок отриновения нераскаянному грешнику. По одеждам Богоматери и Предвечного Младенца пробликнуто золотом.

Чудесные знамения от Цареградской иконы Божией Матери

Лютеранка Эмилия, страдавшая от кровотечения много лет, впала от истощения сил в совершенное изнеможение и едва могла ходить. При пении акафиста пред Цареградским образом Божией Матери она помазана была святым елеем от лампады, зажжённой перед этой иконой. Очистившись от кровотечения, она исцелилась. Видя благодатную помощь, Эмилия присоединилась к православию и с радостью возвратилась в дом свой, славя Христа Бога и Его Пречистую Матерь.

Андрис (Андрей) от юности был слеп. Имея веру и любовь к Божией Матери, он любил часто ходить в Елеазарову пустынь и там пред чудотворным Цареградским образом молить Ее. Молился он всегда усердно. Однажды при совершении водосвятного молебна он плакал горько и взывал из глубины души: “Пречистая Дево Богородице, Мати Христа Бога нашего! Умилосердись над грешным мною, сподоби меня, хотя бы однажды взглянуть на образ Твой Святый, и Тебя, Благодатная, узреть на нем воображенную и Твоего Сына Спасителя мира, держимого Тобою, Благосердая!
Я знаю, что я до того грешен и окаянен, Владычице Неба и земли, что ни там, ни здесь я недостоин видеть Тебя, Радость наша, если Ты не умилосердишься и не помилуешь меня, убогого раба Твоего!”. Андрей был окроплен святою водой, и – о чудо! – святая вода попала на глаза слепого и, омыв их, подала зрение.
Андрей ясно узрел чудную икону Богоматери. На ней лица Приснодевы и Предвечного Младенца сияли светом божественной красоты и благодати, он увидел потом и преподобных отцов Евфросина и Серапиона, предстоящих при сей святой иконе и радостно взирающих на него.
Будучи при ведении сем восхищен от страха и радости, Андрей воскликнул к удивлению, всех с ним бывших: “О Премилостивая Владычице – Свет очей моих и радование сердца моего! Благодарю Тя Благодатная! Ты не ради моего моления, но ради Твоего благосердия и человеколюбия Сына Твоего Христа Бога нашего удивила на мне, Пречистая, милости Своя. Ныне очи мои зрят то спасение, которое подал Сын Твой и Бог наш всем верующим во имя Его.
“Пробыв три дня, молясь неотступно за всеми службами пред Святою Цареградскою иконою Богоматери, Андрей возвратился в дом свой к удивлению, всех, с очами, ясно видящими, и все, знавшие его, прославили величие Божие.

Некий Кармич (Карп) был глухонемым и много лет находился в телесном расслаблении. Он нередко бывал в обители преподобного Евфросина и веровал, что Царица Небесная молитвы его, приносимые пред Цареградскою Ее чудотворною иконою, услышит и присущею Ей благодатью подаст цельбу недугам его. “Силен, – немотствовал он, – Христос Бог наш молитвами Пренепорочной Своей Матери, жилы мои расслабленные укрепить и подать ушам моим слух и языку речь благовещанную”.
Однажды при пении службы утренней глухонемой, стоявший на коленях пред чудотворной иконою Богоматери, был возбужден живою верою к молитве. В тайне сердца он молился в глубине души своей. В это время от святой иконы услышал глас, повелевающий в слух всех молиться к Ней; поэтому он внезапно возопил:
“Благосердая Госпоже Владычица, подай мне молитвами Твоими благодатную помощь Сына Твоего и Бога нашего отныне слышать все хвалы Его и поведать вся чудеса Его на всяко время и Тебе, Богомати преблагая, величать, яко спасения нашего виновную и ходатаицу ко Творцу непостыдную!”
Пришед же еще в больший восторг молитвенный и не помня себя, он вскочил на ноги и начал припадать к Пречистой иконе Приснодевы и часто класть поклоны, быстро вставая и преклоняясь, так что бывшие в церкви приведены были в великое изумление и воскликнули: “Что сталось с Карпом: глухой слышит, немой вопиет, весь расслабленный стал до того в силе своей крепок, что и не расслабленный не может так скоро класть земные поклоны, как он ныне их кладет”.

Читайте также:
Казанская икона Богоматери: история, значения и в чем помогает

Всего известно про 21 чудо от этой иконы. Содержание их описаний подробно передано в брошюре архимандрита Платона: “О чудотворной цареградской иконе Б.М., находящейся в Спасо-Елеазаровском монастыре псковской епархии”. (Псков,1896 год, изд. второе, стр.5-24). Последнее чудо относится к 1703 году. Восемь из описанных чудес совершилось над эстами и латышами.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская, глас 1:
Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии. Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Евфосином сию давшему нам! Слава Приведшему ю от Царьграда! Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская, глас 8:
Препрославленная Вышняго Матерь созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконою «Цареградская»:

К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем:
Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей.
Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся.
Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся. Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще.

Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом. Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия!
И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя.
Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем.
Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй.
Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: