Икона Ангела Хранителя: значение, как выбрать, в чем помогает и как молиться

Ангел-хранитель

Ангел-хранитель

Многие православные христиане подтвердят — с верой в Бога человек никогда не чувствует себя одиноким. Конечно, трудные моменты и дни сомнений бывают в жизни каждого человека, но незримое присутствие ангела рядом дает людям силы проходить жизненные испытания. В массовой культуре ангелам иногда приписывают несвойственные им роли. Мы постараемся разобраться в том, кто такой Ангел-хранитель в христианстве.

Когда Бог даёт человеку Ангела-хранителя

Ангел-хранитель появляется у человека при Крещении. По крайней мере, так мы можем судить по цитатам из Нового Завета. Иисус Христос говорит: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:10 ).

Это значит, что на Небе у каждого человека, принявшего Крещение есть ангел хранитель, который присматривает за ним, помогает ему справиться с властью греха и защищает.

«Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него» (преп. Анастасий Синаит).

Интересно, что в иконописи Ангел-хранитель не всегда появляется в привычном нам образе. Например, в римских катакомбах можно встретить Ангела-Хранителя без крыльев. Хотя даже в доантичную эпоху некие крылатые сущности изображались, но на в раннехристианской живописи изображения Ангела-Хранителя найти практически невозможно.

Ангела обычно изображают в тунике или белом хитоне.

Слова Ангел-хранитель (именно «хранитель») в Библии не встречается, но мы можем сделать вывод, что существуют ангелы, призванные именно в помощь человеку для его спасения.

Как Ангел хранитель участвует в жизни православного христианина

Ангел появляется рядом с человеком, чтобы вырвать его из власти злых духов и оградить от зла. Если у человека не получается справится с греховными мыслями и поступками, это не значит, что ангел отдаляется от него. Бог никогда не уходит от человека, человек сам может отдалить себя по собственной воле. Было бы неправильным приписывать ангелу роль:

  • Телохранителя;
  • Психолога;
  • Врача.

Не стоит ждать видимых советов и наставлений или исцеления от всех болезней. Но ангел действительно был дан человеку, чтобы мы могли обратиться за помощью.

В нашей душе постоянно идет борьба и зла, полем боя становимся мы сами, поэтому Господь дал нам Ангела-хранителя в союзники.

Если бы не было Ангелов-Хранителей и наставников у людей добрых, благочестивых, тогда демоны истребили бы весь род человеческий, – если бы, то есть, Господь попустил им делать что им угодно с людьми: ибо злоба бесов к людям безмерна и зависть их к человеку не имеет пределов, ибо человек сотворен по образу Божию и предназначен к наследию вечной жизни на место падших ангелов» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Конечно, ангелы не обладают той же властью и знанием, что Господь Бог, но к ним совершенно точно можно обращаться с молитвой в трудные моменты. Ангелу-хранителю молятся:

  • О помощи в любых делах;
  • О поддержке в борьбе с греховными мыслями и поступками;
  • О защите от искушений;
  • О наставлении на путь истинный.

Как и в любой молитве, нельзя возлагать все надежды на ангела или святого, которому мы молимся, потому что без воли человека изменить что-то в своей жизни, его усилий, может ничего не получиться, а «вера без дел мертва».

Считается, что Страшном Суде мы встретимся с Ангелом-хранителем, который будет молить о прощении охраняемого им человека и останется с ним в вечной жизни, если человек будет прощен.

Многие ошибочно думают, что Ангель-хранитель это святой, имя которого дается человеку при Крещении, но это — заблуждение. Что подтверждает утреннее молитвенное правило — для Ангела-хранителя там есть отдельная молитва.

Молитва Ангелу-хранителю

Из утреннего молитвенного правила

«Святый Ангеле, предстояй окоянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене, грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь».

Библия об Ангелах-хранителях

В Библии есть много свидетельств того, что Ангелы-хранители призваны помогать людям:

    «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс.90:11-13)

Отрывок из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Ангел молитвы»

Ангелы-Хранители – это служители нашего спасения, так что мы не одиноки в нашей земной жизни, в наших трудах ради спасения своей бессмертной души. Мы твёрдо знаем, что с нами наши помощники, охраняющие нас от всевозможных бед, встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас гнева Божия. Наш Ангел-Хранитель – это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие её сильно, так как, созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Пряжевская": история, значение, в чем помогает и как молиться

Наш Ангел-Хранитель – это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем. И, если мы сами не оттолкнём его от себя во время нашей земной жизни, он поведёт нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом.

Наши Ангелы-Хранители могущественны и своими личными доблестями, могущественны и силою, полученною ими от Бога, могущественны и молитвами, которые они воссылают за нас к Всевышнему Богу.

Всё, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела – всё это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он, наш Ангел, удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает нам страх пред тяжким грехопадением.

Данный нам Ангел-Хранитель – это как бы расширенная и раскрытая наша совесть. Он всеми силами стремится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему в этом. Мы должны помогать ему в его усилиях спасти нас. Мы должны просить его, чтобы он обогатил наш ум обилием святых мыслей, укрепил в нас навык к благочестивым размышлениям. Мы обязаны любить его как старшего и сильного нашего брата. А на самом деле мы так часто забываем о нём, не молимся ему, грехами своими оскорбляем его святыню, а он вновь и вновь проявляет свою заботу о нас. Он ходатайствует за нас пред милосердием Божиим, он умоляет Бога о наших нуждах, и Отец Небесный никогда не откажет ему в его просьбах.

Но почему Ангелы Божии проявляют такое попечение о людях?

Во-первых, потому что они служители Божии и получили от Бога повеление охранять и спасать людей. Во-вторых, они сами являются творениями Божиими, и к ним так же, как и к людям, относятся слова: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк.6:36 ). Они понимают это и стараются, подражая своему Творцу и Богу, проявлять и своё милосердие, и своё долготерпение к людям..

Какую радость доставляет им спасать души, которые Христос искупил Своею Кровию и которые (с их помощью) будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство!

Если бы мы были хоть немного более чуткими, мы заметили бы, как заботливо наш Ангел-Хранитель помогает нам вернуться через покаяние на путь спасения. Он не только побуждает нас к раскаянию, но он и обещает напомнить нам все наши грехи, все жизненные ошибки и оплошности.

Наши Ангелы-Хранители, посланники к нам от Бога, беспрепятственно и быстро совершают путь от Бога к нам и от нас к Богу (лишь бы дела наши не мешали этому). Они исходят от Бога к нам, чтобы принести нам Его благодать; они же и восходят от нас к Богу, чтобы передать Ему наши молитвы и благодарения.

Как же близок должен быть каждому из нас наш Ангел-Хранитель! Какое доверие мы должны питать к нему! Ему мы при жизни можем поведать самые сокровенные тайны своей души. Те тайны, которые мы не доверили бы самым близким людям. И это потому, что в Ангеле-Хранителе мы видим самого мудрого в советах, самого бескорыстного в любви и помощи, нежного в привязанности к нам, попечительного в наших нуждах.

Икона Ангелу Хранителю: в чем помогает, как молиться

В святом писании сказано, что если бы человека не оберегал Ангел Хранитель, то бесы давно овладели бы душами людей и уничтожили мир. Каждый христианин имеет Божьего посланника, заботящегося о душе при жизни и после смерти. Ведь именно Хранитель защищает ее на земле и относит на Небеса, когда сердце человека перестает биться. Икона Ангелу-хранителю должна стоять в каждом доме и оберегать христианина и его жилище от проникновения слуг дьявола.

Чем Хранитель отличается от других ангелов

Еще до создания Земли ангелы окружали Бога. Часть из них предали Всевышнего, пошли за Сатаной, стремясь свергнуть Господа, занять его трон. Остальные смело защищали своего Владыку, возглавляемые архангелами.

Все они духи бестелесные на имеющие пола, и люди не могут их видеть. Но есть особенная каста среди ангелов – Хранители. Они даются Богом каждому человеку в момент крещения, чтобы охранять его, защищать, укреплять в вере, и направлять по правильному пути.

В отличие от других Ангелов, находящихся большую часть времени у престола Всевышнего, исполняющих различные поручения Бога, Хранитель постоянно находится рядом с человеком, которому он предназначен и охраняет, бережет только его.

Молитва перед иконой возможна только своему Хранителю, чужой ее не услышит. Образа все одинаковые, никто не пишет «портреты» конкретно с каждого Божьего посланника. Ведь икона является каналом общения с Небесными созданиями и святыми. Обращаясь к ней, христианин мысленно отправляет свой посыл, просьбу, благодарность тому, кто на ней изображен.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Помощница в родах": история, значение, в чем помогает и как молиться

Данный при крещении ангел Хранитель и после смерти остается верным своему подопечному. Он относит душу усопшего на Небеса, молится, чтобы она попала в рай, ходатайствует перед Всевышним простить прегрешения.

Описание иконы «Ангел Хранитель»

Ангела увидеть невозможно, он бестелесный дух, не имеющий возраста и облика. На иконах его изображают юношей. Именно такой образ он принимает, когда надо показаться своему подопечному, чтобы передать весть или наставление.

Одежда может иметь варианты, но классически Хранитель одет в красный хитон – рубашку и зеленый плащ. Такое облачение привычно для священнослужителей в чине дьякона. Цвета символизируют вечное служение Богу. Как вариант, цвет одежды может быть белоснежным.

За спиной у Хранителя большие крылья. В правой руке он держит крест для благословения. В левой опущенный книзу меч, для защиты христианина от темных сил. На образах в полный рост на ногах видно сандалии. В таких ходили воины и простые люди в древние времена. При изображении в полный рост, ангел Хранитель обычно стоит на облаке.

Одним их вариантов является изображение святого духа с ребенком на руках – символом человеческой души, которую он опекает.

Как молится перед иконой Ангелу хранителю

Ангел Хранитель постоянно находится рядом с человеком и готов служить ему. Для быстрой и эффективной помощи с ним надо общаться постоянно. Тогда дух с максимальной активностью среагирует на любую просьбу, вымолит у Господа помощь и защиту для своего подопечного.

Если о Хранителе забыть, он потеряет связь с человеком, будет ждать просьбы о помощи, не прикладывая усилия для защиты. Ведь он получает силу от веры человека в Бога и общения с ним.

Молится перед иконой ангелу Хранителю следует каждый день. Короткий текст включают в утреннее и вечернее правило. В начале дня для успеха в намеченных делах. Вечером чтобы сон был спокойный, крепкий.

Икона ангелу Хранителю должна быть в каждом доме, стоять в красном углу или висеть в углу лицом на восток.

Перед уходом произносят краткую молитву «ангел мой пошли со мной …». Получив приглашение, дух обеспечит удачный день, успех в делах и защиту от темных сил.

Когда возникает необходимость получить помощь, здоровье, благополучие, молитву читают дополнительно днем перед иконой ангела Хранителя:

  • зажигают свечу или лампаду;
  • читают заранее выбранный текст, самостоятельно переписанный на лист;
  • каждое слово произносится неспеша, с пониманием его смысла;
  • если не удалось полностью отключиться от проблем, текст повторяют трижды.

Существует несколько молитв ангелу Хранителю. Самостоятельно выбрать нужный текст сложно. Желательно посоветоваться со священником. Затем своей рукой, без ошибок, переписать молитву на лист и с него читать, пока в памяти не отложится каждое слово и ударение.

Людям, особо нуждающимся в защите от бед, укреплении в вере и не уверенных в своей стойкости перед соблазнами, желательно носить маленький образок на груди. В этом случае помощь всегда придет быстро, ее сила будет ощутима.

Икона святой мученицы Елизаветы

В настоящее время из всех новомучеников икона жены брата последнего императора России, который и сам прославлен вместе с семьей как страстотерпец, наиболее популярна среди народа. Икона мученицы Елизаветы обязательно присутствует в квартире любой благочестивой семьи.

Историческая справка

Икона Елизаветы существует в разных вариациях и иконописных исполнениях. Это неслучайно, так как история самой преподобной ученицы Христа, а именно так называют тех, кто отдал за Него свою жизнь, необычна.

  1. До замужества — Луиза-Алиса принцесса Дармштадтская.
  2. Внучка знаменитой королевы английской Виктории и младшая сестра императрицы Александры Федоровны, также принявшей мученическую смерть.
  3. Вышла замуж за великого князя Сергея Александровича в 1884 году, еще будучи лютеранкой, и сознательно приняла православие в 1891 году.
  4. Отличалась довольно жестким отношениям к тем, кто совершает террористические акты, но простила убийцу своего мужа и, продав личные драгоценности, купила на Большой Ордынке усадьбу, где в 1909 году разместилась Марфо-Мариинская обитель.

Читайте о других православных монастырях:

  • Лужецкий монастырь в Можайске
  • Далматовский монастырь Курганской области
  • Монастырь святой Екатерины на Синае

На заметку! Это была необычная для православия монашеская община, поступившие в нее не давали монашеских обетов, да и сама Елизавета Федоровна никогда их не принимала. Но каждая из сестер обязывалась ухаживать за больными, сирыми и убогими. Таким образом, социально-благотворительная функция данной обители неукоснительно исполнялась.

С началом Первой мировой войны обитель оказывала помощь как раненным, так и военнопленным, что дало основание подозревать Елизавету Федоровну в симпатиях к немцам. С приходом к власти большевиков в мае 1918 года она была арестована и сначала переправлена в Екатеринбург, а затем в Алапаевск, где ее вместе с другими представителями семьи Романовых и личной служанкой монахиней Варварой сбросили в шахту.

Там они скончались медленной, мучительной смертью. После освобождения Алапаевска белой армией, тело Елизаветы Федоровны было перенесено в Иерусалим и погребено в Святой Земле, как она того и желала.

Описание святого лика

Преподобномученица Елизавета и мученица Варвара, сопровождавшая великую княгиню в последних ее мытарствах, были прославлены Русской православной церковью в 1992 году. С этого времени начали появляться иконописные изображения Елизаветы Федоровны.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Толгская": история, значения, в чем помогает и как молиться

Внешние отличительные черты этих икон состоят в следующем:

  • как правило, великая княгиня изображается в апостольнике;
  • с крестом в правой руке и Марфо-Мариинской обителью в левой;
  • есть варианты иконы, где Елизавета Федоровна вместе с инокиней Варварой вместе держат в руках Мариинскую обитель.

В любых таких образах великая княгиня очень узнаваема, так как покрыта белым апостольником и имеет на груди крест мученика. Еще при жизни супруги дали обет не иметь плотских отношений и за почти десять лет брака выдержали его.

В чем помогает и как защищает икона

Из всех прославленных на сегодняшний день новомучеников Российских, Елизавета Федоровна наиболее почитаема, а образ ее самый узнаваемый. Поэтому не удивительно, что к ней, перед её образом часто обращаются с молитвой и просят ее помощи и заступничества перед Богом и просят о том, чтобы она помогла:

  • в родах трудных;
  • в рождении недоношенных и их дальнейшем выхаживании;
  • в исцелении раковых больных, в основном женских заболеваниях: рак молочной железы, матки и прочее;
  • тем, кто терпит страдания, боль и муку, обращение к преподобномученице будет очень полезным.

И в целом, как каждая православная святая, очень близко стоящая к престолу Царя Небесного, великая княгиня Елизавета Федоровна может оказать большую помощь.

Как молиться и в каких храмах есть икона

Русская Церковь, прославляя великую княгиню Елизавету Федоровну, составила ей акафист, тропарь и в дни поминовения её в богослужебном календаре сделала соответствующие поправки. Простой мирянин может каждый день читать акафист святой, молитвенно поминая её лично.

Совет! Можно заказать молебен великой княгине, даже с чтением акафиста, который клирики храма должны будут исполнить.

Действительно, Елизавета Федоровна, одна из наиболее почитаемых русских святых, которые приняли мученическую кончину в годину гонений, её образ есть во многих домах православных.

Икона святой есть во многих храмах России. Если брать каждый конкретный город или даже небольшое поселение, то можно обнаружить образ святой во многих из них. Это говорит о том, насколько почитаем этот образ. А главное, как этот образ вдохновил многих других на подвиг и повторение пути святой.

Житие и мощи святой Елизаветы, иконография, о чем просят перед образом и тексты молитв

Биография святой Елизаветы рассказывает о ее жизненном пути и подвигах, за которые ее стали почитать в церкви. Деятельность великой княгини была полезна для многих людей, она отличалась преданностью Господу и большое внимание уделяла служению Всевышнему.

Житие святой Елисаветы Феодоровны

В конце 20-го века к списку православных святых добавилось имя княгиня Елизаветы Федоровны. Сестра последней российской императрицы была канонизирована церковью в 1992 году. Приверженцы христианства почитают святую Елизавету по причине ее трагического ухода из жизни и общественной деятельности, которой она занималась при жизни.

Происхождение и детство

Елизавета Романова родилась 20 октября 1864 года в немецком городе Дармштадте. Родителями будущей княгини были герцог Людвиг IV и дочка королевы Великобритании — принцесса Алиса. Девочка воспитывалась по классическим традициям, которые предполагали строгое отношение, прививание скромности и простоты в убранстве, еде и поведении. С раннего детства Елизавета отличалась самостоятельностью: убирала комнату, заправляла постель, топила камин. Родители девочки учили ее любви к окружающим, поэтому мама девочки ездила с ней в приюты, больницы и дома для инвалидов, беря с собой цветы и полезные вещи для страждущих.

Многие люди, знавшие Елизавету Федоровну с детства, отмечали, что она всегда проявляла любовь к ближним и была религиозным человеком. Большое влияние на ее жизнь оказали подвиги святой Елизаветы Тюрингенской, в честь которой ее назвали. Трагическим моментом в жизни девочки стала смерть ее трехлетнего брата, который страдал от гемофилии и разбился, упав с балкона. Увидев произошедшее, Елизавета набралась мужества, взяла окровавленного ребенка и внесла в дом. Позднее наступила эпидемия дифтерита, из-за чего умерла сестра девочки Мария и герцогиня Алиса. Ухаживать за осиротевшими детьми стала королева Виктория.

Замужество

В возрасте 20 лет Елизавета стала княгиней, выйдя замуж за князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. Она была знакома с ним еще с детства, когда будущий князь был в Германии со своей матерью. Все претенденты на роль мужа Елизаветы получали отказ, и только Сергею Александровичу удалось завоевать сердце девушки.

После свадьбы князь купил для юной супруги Елизаветы дворец в Санкт-Петербурге. Переехав на новое место, Елизавета стала активно изучать нюансы русского языка, разбиралась в культуре и под влиянием верующего мужа прониклась христианской верой. В 1891 году супруг Елизаветы Федоровны был назначен московским генерал-губернатором, и пара переехала в столицу. В роли жены генерал-губернатора города княгиня Елизавета исполняла ряд социальных обязанностей, включая организацию приемов, концертов, званых ужинов и балов.

Служение Господу

Февраль 1906 года принес Елизавете горе, когда ее супруг был убит от взрыва бомбы, оставленной террористом Иваном Каляевым. После смерти мужа Елизавета часто молилась, соблюдала строгий пост и не участвовала в светских приемах. Спустя некоторое время святая княгиня занялась основанием Марфо-Мариинской обители милосердия, для чего купила усадьбу с садом и несколькими постройками.

На территории обители работал священник, были возведены церковь, больница, аптека, библиотека и школа для детей из приюта.

Название обители посвящено святым евангельским женам-мироносицам Марии и Марфе, которые представляют образы молитвенного и деятельного путей приближения к Всевышнему. Обитель милосердия под наставничеством святой княгини Елизаветы отличалась от других и не являлась монастырем в классическом понимании. В этой обители социальное служение было напрямую и очень тесно связано с православной верой.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Ченстоховская": история, значение, в чем помогает и как молиться

Мученический подвиг

Елизавета большую часть времени проводила на территории обители милосердия, и когда в 1916 году к ее воротам подошла яростная толпа с требованием выдать немецкого шпиона — брата княгини, она вышла к людям одна и предложила проверить помещения. В тот раз Господь уберег святую княгиню Елизавету от беды, но после революции к обители снова приблизилась вооруженная толпа, намеренная арестовать княгиню, подозревая ее в шпионаже и хранении в монастыре оружия.

Княгиню вместе с ее помощницами схватили, после чего она находилась в заключении на окраине города Алапаевска. Сопровождающим настоятельницу сестрам предложили освобождение, но они стали умолять о возвращении их к великой княгине Елизавете. В ночи 5 июля 1918 года мученицу святую Елизавету с другими представителями Императорского Дома скинули в шахту заброшенного Нижне-Селимского рудника. В момент, когда палачи сталкивали святую великомученицу, она читала молитву Всевышнему.

Когда на место гибели княгини пришли белогвардейцы, тела всех сброшенных в рудник были извлечены. В кладбищенской церкви провели отпевание и переправили тела на Восток. Останки великомученицы доставили в Иерусалим, а ковчег с мощами установили в церкви имени святой Марии Магдалины в историческом месте Гефсимании. Канонизацию провели в 1981 году, и мощи мученицы до сих пор находятся в Иерусалиме. День кончины великомученицы считается днем памяти святой Елизаветы.

Иконография

Иконы с образом святой великомученицы начали появляться в 1992 году, когда она была прославлена христианской церковью. Внешние характеристики иконописных изображений заключаются в следующем:

  • княгиня изображается в апостольнике;
  • в левой руке нарисована уменьшенная копия обители милосердия, а в правой — крест;
  • на некоторых иконах вместе со святой княгиней стоит инокиня Варвара.

В любом образе великомученица легко узнаваема. Наличие белого апостольника и нагрудный крест мученика связаны с тем, что при жизни она и ее обитель приняли обет отказа от плотских отношений.

О чем просят перед образом великой преподобномученицы

К образу святой великомученицы обращаются с молитвами, прося о помощи и заступничестве перед Всевышним. Также великая княгиня помогает в следующих жизненных ситуациях:

  • трудные роды;
  • рождение недоношенного ребенка и сложности в последующем уходе;
  • раковые заболевания;
  • страдания, муки и боль.

Поскольку великомученица очень близко стоит к престолу Царя Небесного, как и любая православная святая, обращение к ней может оказать большую помощь. Совершение молитв и песнопений помогает разобраться в проблемах, найти верный путь и избавиться от тяжелых жизненных невзгод.

Текст молитвы

«О святыя новомученицы Российския, Великая Княгине Елисавето и сестро ея крестовая пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, евангельския заповеди делом во обители Милосердия совершившия, веры ради православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко Победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и Отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякаго зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь».

Икона Святой Елизаветы

Эта икона до сих пор напоминает нам о трагичной жизни Святой преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны. Мученический крест в правой руке Святой и собор Марфо-Мариинской обители – так изображена икона Елизаветы Федоровны.

  • 5 февраля – Собор Костромских святых
  • 11 февраля – Собор Екатеринбургских святых
  • 18 июля
  • 11 октября – Обре́тение мощей

Подобно католической Святой Елизавете Венгерской, которая основала Эйзенахскую больницу для бедных, она прославилась благодаря следованиям идеалам церкви Христовой.

История Святой Елизаветы Федоровны

Святая Елисавета Федоровна была рождена в немецком Дармштадте 20 октября (ныне – 1 ноября) 1864 года. Она стала вторым ребенком в семье герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и дочери английской Королевы Виктории — принцессы Алисы. Благодаря традициям старой Англии, дети воспитывались в строгости – они носили простую одежду и вкушали обычную еду. Их мать воспитывала их на основе христианских заповедей и вкладывала в их сердца сострадание и любовь к своим ближним. Оттого, Елизавета с детства отличалась своей религиозностью и отдавала свое почтение ее дальней родственнице – Елизавете Тюрингенской.

Читайте также:
Икона святого Николая Чудотворца: история, значения, в чем помогает и как молиться

К сожалению, семья Елизаветы потеряла ребенка – в 1873 году их покинул ее трехлетний брат – Фридрих. А в 1876 году дифтерит унес из жизни одну из сестер Елизаветы, а после – ее мать Алису. Тогда Святая Елисавета стала поддержкой своему отцу и оставшимся в живых брату и сестрам.

В свои 20 лет, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича. Они оба жили духовным браком, так как оба дали тайный обет хранить девственность всю жизнь.

Супруг являлся очень религиозным человеком, а княгиня поддерживала его в этом. Являясь протестанткой, Елизавета твердо решила принять православие, и отправила телеграмму своему отцу с надеждой на его благословение. Однако отец отправил дочери ответное письмо со строками о боли и страдании о ее мыслях. Несмотря на отказ отца, Елизавета, проявив мужество, тайно приняла православие.

13 (25) апреля, в Лазареву субботу, было совершено таинство миропомазания великой княгини Елизаветы Федоровны с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елизаветы — матери святого Иоанна Предтечи

Во время русско-японской войны, Елизавета Федоровна организовала помощь фронту.

В 1905 году, похоронив мужа от бомбы террориста, Святая наведала убийцу супруга в тюрьме, где простила его. Евангелие – вот что оставила Праведная Елисавета. Икона и образ которой, отражены в центре рядом с Царственными страстотерпцами.

Вскоре Елизавета, собрав свои драгоценности, использовала их в создании обители милосердия. А в 1909 году сама была облачена в монашеское одеяние. Елизавета и ее сестры воспитали множество приемных детей в своей обители.

После Первой Мировой войны и Революции 1917 года вся царская семья была арестована, а вскоре – сброшена в шахту железного рудника. Местные крестьяне несколько дней слышали пение молитв, доносившихся из шахты. Ее нетронутое тлением тело перенесли в Иерусалимскую церковь Марии Магдалины спустя несколько лет.

Русская Православная Церковь канонизировала Святую Елизавету и сестру Варвару в 1992 году, а царственных страстотерпцев в 2000 году.

Молитва преподобномученице и празднование

Покровительница отделения сестер милосердия при Нижегородском мединституте – Елисавета. Икона Великой Святой оказывает благодатную помощь всем нуждающимся верующим.

К Великой Святой обращаются со следующими словами:

О, святая преподобномученице Елисавето, избранная от рода державнаго красото Церкве Российския, любовию изобильною Богу и милосердием ближним добре послужившая, за веру во Христа Господа нашего душу свою положившая, венцем славы Христовы украшенная и невестою Христовою быти удостоенная!

Боготечною звездою возсияла еси в земли Российстей, святая преподобномученице Елисавето, егда богатство и славу яко прах вменивши, в руце Божии жизнь свою предала еси, да послужиши Ему постом и молитвою, и к страждущим явила еси любовь и велие милосердие.

Благодати исполненнии сосуди явишася честныя мощи твои, святая преподобномученица Елисавето, ихже от поругания и безчестия спасти хотяще, благочестивии людие во святый град Иерусалим принесоша и в веси Гефсиманийстей на горе Елеон погребоша, к нимже припадающии облегчение, отраду и исцеления обретают.

Темже и нас, грешных, твоею молитвою исцели и путь жития нашего светом добродетелей твоих озари. Умоли, о мати наша, да сподобит нам Господь стяжати исцеление страстей, немощи наши да претворит в силу ко спасению, да не погибнем в пучине попечений житейских, но да возможем вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века Богу угодившими.

О великая княгине Елисавето, жен российских украшение и радосте наша, приими воздыхание сердец наших, с любовию тебе приносимое, и твоим предстательством ко Господу дух правыя веры и благочестия в нас укрепи, в добродетели и милосердии нас утверди, помози крест скорбей с терпением и надеждою понести, в любви и согласии святой храм наш сохрани, да сподобимся в радость Господа внити, со Ангелы и всеми святыми славить Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!

Ниже мы видим один из образов великой княгини Елизавета Чудотворица – икона Святой преподобномученицы.

Православная церковь чтит память Святой великомученице Елизаветы Федоровны Романовой 18 июля – единственной из четы Романовых, чья святость совершенна.

Икона Святой Елизаветы — одна из любимых и почитаемых православными верующими святых

В настоящее время из всех новомучеников икона жены брата последнего императора России, который и сам прославлен вместе с семьей как страстотерпец, наиболее популярна среди народа. Икона мученицы Елизаветы обязательно присутствует в квартире любой благочестивой семьи.

Историческая справка

Святая Елисавета Федоровна была рождена в немецком Дармштадте 20 октября (ныне – 1 ноября) 1864 года. Она стала вторым ребенком в семье герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и дочери английской Королевы Виктории — принцессы Алисы. Благодаря традициям старой Англии, дети воспитывались в строгости – они носили простую одежду и вкушали обычную еду.

Их мать воспитывала их на основе христианских заповедей и вкладывала в их сердца сострадание и любовь к своим ближним. Оттого, Елизавета с детства отличалась своей религиозностью и отдавала свое почтение ее дальней родственнице – Елизавете Тюрингенской.

К сожалению, семья Елизаветы потеряла ребенка – в 1873 году их покинул ее трехлетний брат – Фридрих. А в 1876 году дифтерит унес из жизни одну из сестер Елизаветы, а после – ее мать Алису. Тогда Святая Елисавета стала поддержкой своему отцу и оставшимся в живых брату и сестрам.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Спорительница хлебов": история, значение, в чем помогает и как молиться

В свои 20 лет, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича. Они оба жили духовным браком, так как оба дали тайный обет хранить девственность всю жизнь.

Супруг являлся очень религиозным человеком, а княгиня поддерживала его в этом. Являясь протестанткой, Елизавета твердо решила принять православие, и отправила телеграмму своему отцу с надеждой на его благословение. Однако отец отправил дочери ответное письмо со строками о боли и страдании о ее мыслях. Несмотря на отказ отца, Елизавета, проявив мужество, тайно приняла православие.

Деятельность преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, Гессен-дармштатдской принцессы, принявшей Православие и основавшей в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, была многообразна. Отличала ее всегда личная вовлеченность.

Икона Елизаветы существует в разных вариациях и иконописных исполнениях. Это неслучайно, так как история самой преподобной ученицы Христа, а именно так называют тех, кто отдал за Него свою жизнь, необычна.

  1. До замужества — Луиза-Алиса принцесса Дармштадтская.
  2. Внучка знаменитой королевы английской Виктории и младшая сестра императрицы Александры Федоровны, также принявшей мученическую смерть.
  3. Вышла замуж за великого князя Сергея Александровича в 1884 году, еще будучи лютеранкой, и сознательно приняла православие в 1891 году.
  4. Отличалась довольно жестким отношениям к тем, кто совершает террористические акты, но простила убийцу своего мужа и, продав личные драгоценности, купила на Большой Ордынке усадьбу, где в 1909 году разместилась Марфо-Мариинская обитель.

На заметку! Это была необычная для православия монашеская община, поступившие в нее не давали монашеских обетов, да и сама Елизавета Федоровна никогда их не принимала. Но каждая из сестер обязывалась ухаживать за больными, сирыми и убогими. Таким образом, социально-благотворительная функция данной обители неукоснительно исполнялась.

Она лично посещала Хитровку — «дно» Москвы, где жили беднота и «преступный элемент» и куда боялись заходить даже мужчины.
Она лично ассистировала при операциях, которые проводились в госпитале Марфо-Мариинской обители.

При всей своей активной вовлеченности в дела, великая княгиня Елизавета Федоровна сохраняла молитвенный настрой. Далеко не во всех монастырях того времени занимались Иисусовой молитвой. Святая Елизавета была ее «делательницей» и даже — сохранилось по крайней мере одно письмо — советовала своим родным молиться этой молитвой.

Написала устав принципиально новой обители милосердия. Преподобномученица Елизавета Федоровна с большим уважением относилась к русским православным монашеским традициям. Но в монастыре она, прежде всего, видела уход от мира, от деятельной жизни ради молитвы.

В большом городе, таком, как вторая столица Российской империи, Москва, по мнению вел. кн. Елизаветы Федоровны, нужна была обитель, которая откликается на самые разные нужды людей, где человеку могут помочь и словом, и делом. И куда мог бы прийти любой нуждающийся, независимо от вероисповедания и национальности.

Поэтому она стала создавать новые институты сестер. В Марфо-Мариинской обители могли жить как сестры, принявшие обет послушания, девства и нестяжания на время их служения в обители, так и сестры, принявшие или готовящиеся к монашескому постригу.

Создавая Марфо-Мариинскую обитель, вл. кн. Елизавета руководствовалась древними монашескими уставами и советами духовных авторитетов, которых едва ли можно было назвать модернистами — Московского митрополита, свщм. Владимира (Богоявленского), епископа Трифона (Туркестанова), старцев подмосковной Зосимовой пустыни.

С началом Первой мировой войны обитель оказывала помощь как раненным, так и военнопленным, что дало основание подозревать Елизавету Федоровну в симпатиях к немцам. С приходом к власти большевиков в мае 1918 года она была арестована и сначала переправлена в Екатеринбург, а затем в Алапаевск, где ее вместе с другими представителями семьи Романовых и личной служанкой монахиней Варварой сбросили в шахту.

Благотворительность Великой княгини

Открыла санаторий для раненных солдат. Госпитали для раненных солдат открывали многие, в том числе и прмц. Елизавета. Реже встречаются примеры создания реабилитационных центров. Санаторий, оборудованный по последнему слову тогдашней медицинской техники, был организован вл. кн. Елизаветой Федоровной под Новороссийском во время Русско-японской войны (1904–1905 гг).

Организовала пункт сбора помощи фронту во дворце. В залах Большого кремлевского дворца во время Русско-японской войны по инициативе вл. кн. Елизаветы работали мастерские, где шили обмундирование для солдат. Здесь же принимались пожертвования деньгами и вещами. Сама Елизавета Федоровна ежедневно смотрела за общей организацией и ходом работ.

Создала лучшую хирургическую больницу в Москве. Первая операция в клинике при Марфо-Мариинской обители была сделана самой великой княгине Елизавете. Впоследствии сюда привозили самых тяжелых больных, от которых отказывались в других больницах.

Построила здание с дешевыми квартирами для работающих женщин.

Новым для России видом помощи стали дешевые квартиры (общежитие) для работающих женщин, открытое в обители. Это было веяние времени, поскольку все больше молодых женщин начинало работать на фабриках. Обитель помогала им выбраться из мира рабочих поселков и окраин с их пьянством и развратом.

Ориентировала обитель на миссию среди бедняков. В доме священника при Марфо-Мариинской обители находились общественная библиотека. В ней было собрано 1590 томов религиозно-нравственной, светской и детской литературы.

Была и воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. Если в клинике обители умирал пациент, монахини московских монастырей и незанятые служением больным сестры читали по нему Псалтирь. Настоятельница обители тоже участвовала в молитве. Ее ставили в очередь в ночное время, потому что днем она была занята.

Читайте также:
Икона Симеона Верхотурского: история и значение, в чем помогает и как молиться

Хотела возродить институт диаконис. В Древней церкви существовали диакониссы — женщины, помогавшие епископу в миссионерском служении и делах милосердия, а также при совершении Таинства Крещения над взрослыми женщинами.

Так, известны диаконисса Фива, ученица апостола Павла, и св. Олимпиада, собеседница Златоуста. В Средние века институт диаконисс был забыт, но на рубеже XIX–XX вв. в Церкви стали раздаваться голоса в пользу его возрождения.

Усилия вел. кн. Елизаветы Федоровны вызвали поддержку одних иерархов (свщмч. Владимир Богоявленский) и неприятие других (свщмч. Питирим Тобольский). Прмц. Елизавету упрекали в том, что за основу она взяла немецкие лютеранские общины диаконис пастора Флиднера. Однако св. Елизавета Федоровна обращалась к практике именно Древней церкви, в некоторых вопросах основательно позабытой.

В первохристианские времена были диаконисы по одеянию (служению), принесшие обеты, и диаконисы, над которыми совершалось рукоположение. «Я прошу только о первом (разряде), — писала Елизавета Федоровна профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому. — По правде сказать, я совсем не стою за вторую степень, времена теперь не те, чтобы давать женщинам право участвовать в клире, смирение достигается с трудом и участие женщин в клире может в него внести неустойчивость».

Забирала детей из притонов Хитровки. Описанный Гиляровским район ночлежек в начале XX века представлял собой затерянный в центре Москвы мир, живущий по звериным законам. «Извести» хитрованцев удалось лишь советской власти, применившей, в отличие от царского правительства, всю мощь и жестокость репрессивной машины.

До революции же с существованием Хитровки власти мирились. Считалось, что приток безработных, бездомных и опустившихся людей не остановить, а в центре города район ночлежек будет под большим контролем полиции, чем на окраине.

Хитровку посещали различные благотворители. Так известно, что епископ Арсений (Жадановский) вызволил с Хитровки многих бывших певчих. Пропивших все до нитки людей одевали в новую одежду и давали им шанс вновь устроиться на работу в храмы.

Особенностью служения св. Елизаветы Федоровны было то, что она забирала из ночлежек детей и отправляла их в специальную школу при обители. Так она спасала их от неминуемой участи — для мальчиков воровства, для девочек — панели, а в итоге каторги или ранней смерти. Если семья еще не совсем опустилась, то дети могли остаться с родителями и только посещали занятия в обители, получать там одежду и еду.

Описание святого лика

Преподобномученица Елизавета и мученица Варвара, сопровождавшая великую княгиню в последних ее мытарствах, были прославлены Русской православной церковью в 1992 году. С этого времени начали появляться иконописные изображения Елизаветы Федоровны.

Внешние отличительные черты этих икон состоят в следующем:

  • как правило, великая княгиня изображается в апостольнике;
  • с крестом в правой руке и Марфо-Мариинской обителью в левой;
  • есть варианты иконы, где Елизавета Федоровна вместе с инокиней Варварой вместе держат в руках Мариинскую обитель.

В любых таких образах великая княгиня очень узнаваема, так как покрыта белым апостольником и имеет на груди крест мученика. Еще при жизни супруги дали обет не иметь плотских отношений и за почти десять лет брака выдержали его.

В чем помогает и как защищает икона

Из всех прославленных на сегодняшний день новомучеников Российских, Елизавета Федоровна наиболее почитаема, а образ ее самый узнаваемый. Поэтому не удивительно, что к ней, перед её образом часто обращаются с молитвой и просят ее помощи и заступничества перед Богом и просят о том, чтобы она помогла:

  • в родах трудных;
  • в рождении недоношенных и их дальнейшем выхаживании;
  • в исцелении раковых больных, в основном женских заболеваниях: рак молочной железы, матки и прочее;
  • тем, кто терпит страдания, боль и муку, обращение к преподобномученице будет очень полезным.

И в целом, как каждая православная святая, очень близко стоящая к престолу Царя Небесного, великая княгиня Елизавета Федоровна может оказать большую помощь.

Как молиться

Русская Церковь, прославляя великую княгиню Елизавету Федоровну, составила ей акафист, тропарь и в дни поминовения её в богослужебном календаре сделала соответствующие поправки. Простой мирянин может каждый день читать акафист святой, молитвенно поминая её лично.

Действительно, Елизавета Федоровна, одна из наиболее почитаемых русских святых, которые приняли мученическую кончину в годину гонений, её образ есть во многих домах православных.

Икона святой есть во многих храмах России. Если брать каждый конкретный город или даже небольшое поселение, то можно обнаружить образ святой во многих из них. Это говорит о том, насколько почитаем этот образ. А главное, как этот образ вдохновил многих других на подвиг и повторение пути святой.

Молитва преподобномученице Елизавете

Покровительница отделения сестер милосердия при Нижегородском мединституте – Елизавета. Икона Великой Святой оказывает благодатную помощь всем нуждающимся верующим.

К Великой Святой обращаются со следующими словами:

О, святая преподобномученице Елисавето, избранная от рода державнаго красото Церкве Российския, любовию изобильною Богу и милосердием ближним добре послужившая, за веру во Христа Господа нашего душу свою положившая, венцем славы Христовы украшенная и невестою Христовою быти удостоенная!

Боготечною звездою возсияла еси в земли Российстей, святая преподобномученице Елисавето, егда богатство и славу яко прах вменивши, в руце Божии жизнь свою предала еси, да послужиши Ему постом и молитвою, и к страждущим явила еси любовь и велие милосердие.

Благодати исполненнии сосуди явишася честныя мощи твои, святая преподобномученица Елисавето, ихже от поругания и безчестия спасти хотяще, благочестивии людие во святый град Иерусалим принесоша и в веси Гефсиманийстей на горе Елеон погребоша, к нимже припадающии облегчение, отраду и исцеления обретают.

Темже и нас, грешных, твоею молитвою исцели и путь жития нашего светом добродетелей твоих озари. Умоли, о мати наша, да сподобит нам Господь стяжати исцеление страстей, немощи наши да претворит в силу ко спасению, да не погибнем в пучине попечений житейских, но да возможем вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века Богу угодившими.

О великая княгине Елисавето, жен российских украшение и радосте наша, приими воздыхание сердец наших, с любовию тебе приносимое, и твоим предстательством ко Господу дух правыя веры и благочестия в нас укрепи, в добродетели и милосердии нас утверди, помози крест скорбей с терпением и надеждою понести, в любви и согласии святой храм наш сохрани, да сподобимся в радость Господа внити, со Ангелы и всеми святыми славить Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!

Тропарь преподобномученицы великой княгини

Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак преподобномученицы великой княгини

Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

Почитание святой

Празднование в честь святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы совершается три раза в год:

  • 7 февраля (25 января по старому стилю) – общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских. В этот день почитаются святые, пострадавшие за христианскую веру после установления советской власти, в 1917 году. Совершается, если этот день совпадет с воскресным днем. Если же не совпадет – то празднование происходит в ближайшее воскресенье;
  • 18 июля (5 июля по старому стилю) – эта дата приурочена ко дню смерти великой княгини;
  • 7 сентября – празднование основания Марфо-Мариинской обители.
Читайте также:
Икона Андрея Первозванного: история, значение, в чем помогает и как молиться

Места поклонения святой княгини Елизаветы Алапаевской

В настоящее время в России в честь великой княгини Елизаветы освящено около 30 храмов и часовен – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Орле, Калининграде, Дивеево, Нижнем Новгороде и т.д.

Основным местом памяти Великой княгини Елизаветы безусловно является, основанная ею и действующая по сей день, Марфо-Мариинская обитель. В 1990 году на ее территории Елизавете Фёдоровне был установлен памятник по проекту скульптора Вячеслава Клыкова. В этой святой обители, до сих пор живущей по уставу Елизаветы Федоровны, недавно был открыт приют для девочек-сирот, гимназия, благотворительная столовая и патронажная служба.

В Москве поклонится великой княгине Елизавете можно также в районе Перово, в котором в ее честь построен храм. Там же есть и красивейшая икона с образом преподобномученицы. В Санкт-Петербурге в 1993 году 3-ья городская больница была освящена в честь великой княгини Елизаветы Федоровны.

Красивейший храм во имя Елизаветы Федоровны находится в Екатеринбурге. Там же в настоящее время строится еще одна церковь в честь Сергия Радонежского и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны.

Мощи святой княгини Елизаветы Алапаевской

В 1920 году после отступления Белой армии мощи преподобномучениц Елизаветы и ее келейницы – инокини Варвары , погибшей вместе с княгиней, были доставлены в Иерусалим.

В настоящее время они почивают в Иерусалиме в храме равноапостольной Марии Магдалины, близ Елеонской горы. В 2004-2005 году их доставили в Россию и провезли для поклонения по многим городам. В России частица мощей княгини есть также в Москве на Большой Ордынке в Марфо-Мариинской обители.

Икона Елизаветы Федоровны: история, значение, в чем помогает и как молиться

Дарите их по праздникам и просто так! С подарками авторской работы ваши родные и друзья получат частицу радости и любви.

КНИГА “НА ПУТИ К МЕЧТЕ”
Красочное подарочное издание в твердом переплете,
112 страниц.

Стоимость книги 1250 рублей.

КНИГА “ВРЕМЯ ВЕРЫ”
В книге описаны истории жизненного пути двух великих духовных деятелей.
Автор Игорь Оболенский.

Стоимость книги 1200 рублей.

Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы, иконы святых покровителей, иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1 , отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2 . Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3 . Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4 . И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5 .

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери, икона Богородицы Всецарица, икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6 .

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как – «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7 . Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8 . Прорез в иконах «кузнецовского письма» – это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9 . Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10 , именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11 . «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12 .

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона, то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13 . Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14 .

_____________________________________________________________________
1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М., 2008. с. 117
2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4
3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 79
4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002, с. 267
5 Флоренский П. Иконостас. М., 2009. С. 36
6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 66-67
8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 63
9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 71
10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111
14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: