Икона Артемия Веркольского: история и значение, как молиться и в чем помогает

Молитвы, тропарь, кондак и величание прав. Артемию Веркольскому

История

Необычная история жизни и посмертных чудес отрока Артемия сделала его одним из самых почитаемых православных святых.

Земной путь

В 1532 г. в северном селе Верколы, раскинувшемся на берегу реки Пинега, в простой крестьянской семье родился мальчик, которого нарекли Артемий. Будучи искренне верующими людьми, родители воспитывали сына в атмосфере почитания традиционных христианских ценностей и любви к Господу. С пяти лет он предпочитал беззаботным детским играм смиренное чтение молитв и посильную помощь в родительском хозяйстве.


Святой праведный Артемий Веркольский

Однажды двенадцатилетний отрок вместе с отцом работал в поле. Вдруг небо потемнело, и началась сильная гроза. Артемий начал горячо молиться, и в этот момент в него ударила молния. Сельчане решили, что так свершилось наказание Божие за какие-либо грехи, и отказались хоронить мальчика на освящённой земле.

Его тело оставили в лесу, накрытым ветками и берестой. Так закончился земной путь Артемия Веркольского.

Обретение мощей

Через 32 года после смерти отрока священнослужитель местной церкви увидел свечение на том месте, где лежало неупокоенное тело. Подойдя ближе, священник увидел, что оно не тронуто тленом. Мощи отрока Артемия перенесли в церковь, поместили в гроб, накрытый берестяными досками, который поставили во внешнем притворе. В 1610 г. останки праведного юноши перенесли в основное здание храма и поместили в специальную раку.

К лику святых Артемия Веркольского причислили в 1619 году с благословения митрополита Новгородского Макария. Через 30 лет после начала официального почитания в Верколе построили монастырь, посвящённый святому праведному отроку, в котором его мощи хранились до 1918 г.

Интересно: насельники монастыря спрятали мощи Артемия от большевиков перед закрытием монастыря. После его возрождения в 90-е гг. некоторое время велись поиски святыни, но закончились они безрезультатно.

Сегодня в храме святого Николая Чудотворца хранится икона святого Артемия с частицей его мощей.

Читайте о мощах других праведников:

  • Мощи святого преподобного Сергия Радонежского
  • Мощи святой княгини Елизаветы Федоровны
  • Мощи святителя Тихона Задонского

Святой отрок Артемий

  • О чудесах святого праведного Артемия, Веркольского чудотворца
  • Акафист святому праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу
  • О святых мощах святого праведного отрока Артемия

Богомудрый и праведный отрок, блаженный Артемий, родился в 1532 году (от сотворения мира в 7040 году) от кротких и благочестивых родителей. Отца его звали Космою, по прозванью — малый, а мать — Аполлинариею; оба они были благочестивы и добродетельны и жили на севере России близ моря, неподалеку от страны Кеврольской при реке так называемой Пинеге, в селении по названию Веркола, занимавшихся земледелием. От этих-то супругов и родился, как пресветлая звезда, Артемий; воспитанный в истинной вере и нравственности, он с детства возлюбил Бога и почитал своих родителей. На пятом году своей жизни он, приняв (в свое сердце) страх Божий, начал удаляться от детских привычек, возненавидел детские игры и всякие забавы; стал прилежным к Церкви Божией и был во всем послушен своим родителям; начал оказывать прилежание и привыкать к земледельческому труду, внимая слову Самого Господа к Адаму: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» и словам апостола Павла, который говорит: «подобает убо делателю прежде от плода вкусити», и еще: «нетрудивыйся ниже да яст». Артемий своим благоразумием и смирением, превышавшими его малолетний возраст, удивлял всех своих соседей: он почитал своих родителей, был беспрекословно послушен им во всем: любил Господа Бога, совершал продолжительные молитвы, прося у Господа милости. И вот однажды он, будучи двенадцати лет, во время обработки земли пошел, по обычаю, с отцом своим в поле работать, именно бороновать землю. Когда оба они таким образом трудились в поле, вдруг, по Божию усмотрению, подул сильный ветер, небо покрылось облаками, стало темно как ночью, поднялась страшная гроза и полил большой дождь. В то же мгновение разразился с необыкновенным треском и шумом громовой удар над местом, где находился праведный Артемий; этот удар привел в ужас праведного отрока Артемия, и он от ужаса скончался, предав дух свой в руки Господу. Это было 1544 (7052) года, месяца июня 23 дня. Тело св. Артемия свезено было с поля и положено в лесу на пустом месте сверх земли непогребенным, а только поставлен был над телом его деревянный срубец; обгорожено деревьями и покрыто; место это было вдали от церкви. Но Господь сказал: прославляющия Мя прославлю, и еще: не может град укрытися верху горы стоя; и вот Богу угодно было прославить угодника своего следующим образом: один из клириков, дьячок церкви св. Николая, человек благоговейный и религиозный по имени Агафоник, ходивши в лесу и собиравши земные плоды, увидел сияющий свет на том месте, где лежало тело святого (Артемия). Это было в 1577 году. Клирик, подошедши к означенному месту, увидел тело блаженного совершенно целым и невредимым, несмотря на то, что после смерти блаженного Артемия прошло 33 года; кроме этого, тело святого казалось клирику сияющим. Клирик пошел в селение и рассказал обо всем, что он видел, священнику и крестьянам, жившим в том селении. Сии последние, отправившись на место, где лежало тело св. Артемия, и нашедши все в таком точно виде, как о том поведал им клирик, прославили Бога, прославляющего святых своих и, взявши тело святого, принесли его в селение и положили в паперти у церкви св. Николая чудотворца. В тот год, по Божию попущению за грехи людей, свирепствовала страшная и тяжкая трясучая болезнь (род лихорадки), от которой иные приближались к смерти, а иные умирали. Но Владыка Господь наказывает нас многими скорбями и болезнями для того, чтобы мы обратились к нему и покаялись во грехах своих; мы же беспрестанно грешим и прогневляем Бога злыми делами. Несмотря на это, милосердый Господь Бог, желая спасения своему созданию — человеческому роду — от мучительства диавольского и прославляя угодника своего, святого, богомудрого и праведного Артемия, поставляет его в родной ему Кеврольской стране — как светильник, сияющий дивными и преславными чудесами.
В то время заболел свирепствовавшею тогда трясучею болезнью сын одного жителя селения Кеврольского по имени Каллиник. Каллиник весьма скорбел о сыне своем и молил Всещедрого Бога, призывал на помощь Пречистую Его Матерь, святого чудотворца Николая и праведного Артемия, прося их молитв к Богу об избавлении его сына от тяжкой трясучей болезни. Затем Каллиник пошел к мощам святого Артемия, приложился ко гробу его и, взявши часть гробового покрова, состоявшего из бересты, пришел в свой дом и положил ее на грудь болящему своему сыну; больной вдруг выздоровел. Отец, обрадованный чудесным исцелением своего сына, воздал благодарение Господу Богу и святому угоднику Его Артемию, пошел и рассказал христианам о

Читайте также:
Икона архангела Гавриила: значение и описание, в чем помогает и как молиться

чуде, совершившемся над его сыном. Услышавшие об этом все вскоре с радостью притекли ко гробу св. Артемия; каждый брал с собою бересту с гроба,

полагал ее на грудь больных, которые чрез то освобождались от своего недуга и становились здоровыми, — и затем с радостью спешили к церкви св. Николая, воздавали Богу усердное благодарение, совершали молебное пение и прославляли угодника Божия св. Артемия чудотворца. Господь Бог, по молитвам святого Николая чудотворца и святого праведного Артемия, призрел на рабов своих: с того времени болезнь прекратилась в той стране. От мощей же святого Артемия совершалось множество чудес: слепые прозревали, хромые начинали ходить, глухие получали слух, исцелялись одержимые всякими недугами — и мужчины, и женщины, чудес было так много, что нельзя было написать их все. Упомянем здесь об одном чуде, особенно замечательном и дивном, бывшем в 1583 (7091) году. Был один человек по имени Павел, у которого лицо обратилось назад и закрылись глаза, так что он ничего не видел. В таком ужасном положении он пробыл немалое время. Молясь Богу, этот человек призывал на помощь чудотворца Николая; вспомнивши о святом новоявленном Артемии, больной со слезами просил его помощи — и тотчас стал здоров. Пришедши в прежнее здоровое состояние, он обрадовался, пошел и рассказал всем христианам о дивном чуде. Христиане, видевшие и слышавшие о чуде, прославили Бога и святого Артемия, сотворившего такое преславное чудо, устроили придел к церкви святого Николая, с верою перенесли из паперти в придел и с честью положили в оном чудотворные мощи праведного, — с любовью лобызая руку его и усердно молясь ему. Затем, после общего совета, описаны были явление мощей святого и чудеса, и дано было знать обо всем этом управлявшему тогда престолом св. Софии преосвященному Макарию, митрополиту Великого Новгорода. Этот иерарх, раньше слышавший все и прочитавший написанное (о св. Артемии), послал от себя сына боярского Малгина с товарищами, повелев им взять с собою еще игумена Красногорского монастыря (Холмогорского

уезда) Макария, для освидетельствования установленным порядком мощей новоявленного чудотворца Артемия. Посланные, приехав в Верколу, поступили по святительскому указу и обо всем подробно и верно донесли преосвященному митрополиту. Святитель Макарий, тщательно исследовав показания о святом, повелел написать ему службу, описать его жизнь и чудеса, устроить во имя его храм и в нем положить с подобающей честью святое тело его. По благословению святительскому тело святого Артемия перенесено было из придела в церковь святого Николая в 1610(7118) году, декабря 6-го дня. В то время, молитвами чудотворца Артемия, Бог даровал исцеление многим людям, страдавшим от разных недугов. Имена их обозначены в чудесах по порядку с самого начала. Прежнюю же гробницу священники повелели переделать на иконные доски и писать на них образ чудотворца праведного Артемия, и об этом сказано в чудесах.

Чудеса и исцеления

После чудесного обретения мощей от них стали происходить многие чудеса и исцеления.

  1. Через несколько лет после постановки мощей в Никольской церкви в округе разразилась эпидемия лихорадки. По молитве у останков праведника многие больные получили исцеление, а эпидемия вскоре закончилась.
  2. Вмешательство праведного Артемия помогло вернуть зрение холмогорскому крестьянину Илариону. Святой отрок явился ему и, осенив крестным знамением, повелел идти веркольскую церковь, чтобы поклониться нетленным мощам его. Исцелённый мужчина выполнил наказ, и рассказал веркольцам о чудесном явлении.
  3. Воевода Афанасий Пашков по дороге на место своего назначения останавливался в Верколе, но уехал из села, не поклонившись святым мощам. Вскоре его сына Иеремию одолела смертельная болезнь. Тогда воевода поклялся отправиться к мощам Артемия Веркольского на богомолье. В то же время отрок Иеремия встал и спросил у отца, когда они отправятся в дорогу. Афанасий выполнил обед и даже поставил на месте обретения святых мощей небольшую часовню в честь Святого мученика Артемия Антиохийского.
  4. По молитве Господу и праведному Артемию Веркольскому спаслись от смерти по пути в Архангельск моряки, которые попали в открытом море в сильную бурю.

Иконография

Первые иконы Артемия Веркольского писались на берестяных досках, покрывавших гроб с обретёнными мощами.


Икона Артемия Веркольского

В православной иконописи существуют три основных извода:

  1. На индивидуальной иконе располагают поясное изображение юноши. Он облачен в белую повседневную рубаху. В левой руке он держит развернутый лист со словами акафиста. В правой ладони сжимает основной символ христианства — крест. Иногда вместе с крестом отрок держит оливковую ветвь — символ вечного мира.
  2. Индивидуальные иконы, изображающие праведного отрока, интересны разнообразными задними планами. На некоторых из них размещается изображение храма, символизирующего монастырь. На других изображены сцены из земной жизни святого юноши.
  3. Особое место в иконографии святого Артемия занимают житийные иконы, клейма которых посвящены чудесным явлениям, произошедшим после обретения его честных мощей.
Читайте также:
Икона Иоанна Богослова: описание и история, значение, в чем помогает и как молиться

Святой праведный Артемий Веркольский. Иконы

Согласно описанию в иконописном подлиннике XVII века, Артемий Веркольский изображается: «12 лет млад, в одной рубашке, в левой руце посох, в правой крест» []. Одно из наиболее ранних изображений святого — икона «Святой Василий Блаженный и Артемий Веркольский в молении Спасу Еммануилу». Образ датируется 1620 годами.


Святой Василий Блаженный и Артемий Веркольский в молении Спасу Еммануилу. XVII век. Москва, ГТГ

На прорисях с икон XVII века праведный отрок Артемий представлен прямолично, в рост, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, нередко в ряду избранных святых. Вместе со святителем Николой он изображен на иконе середины XVII века, в центр которой врезан деревянный крест XVI века; с мучеником Уаром — на иконе около 70-х гг. XVII века; со святым Иоанном Предотечей — на образе конца XVII века.


Мученик Уар и праведный Артемий Веркольский. XVII век. Оружейная палата Московского Кремля. Москва, ГТГ Нерукотворенный образ с избранными святыми. Святой праведный Артемий Веркольский справа

В ранних списках жития святого, переписанных в Веркольском монастыре иноком Антонием (Ловцовым), имеются миниатюры с ростовым графическим изображением Артемия Веркольского в орнаментальной рамке старопечатного стиля: отрок, с крестом в правой руке и посохом в левой, обращен к благословляющей деснице Господней в сегменте неба. В Сборнике житий святых XVII века помещена иллюстрация с сюжетом преставления праведного отрока []. Большое распространение получили иконы Артемия Веркольского в молении Спасу, на фоне деревянного Веркольского монастыря на берегу Пинеги. Святой традиционно изображался отроком с короткими, слегка волнистыми волосами, в короткой белой (иногда красной) рубахе, с крестом и веткой (или стрелой-молнией) в руках, с босыми ногами. Панорама монастыря, как правило, воспроизводит его исторический облик: храм великомученика Артемия Антиохийского, шатровую церковь во имя святителя Николы, трапезную, колокольню; рядом или вдали — пашня с изгородью, конь, запряженный в борону, и лежащая фигура убиенного отрока; в облаках благословляющий Спаситель, которому Ангел-хранитель подносит душу праведника. К данному иконографическому изводу относится икона XVII — XVIII веков.


Святой праведный Артемий Веркольский. XVII век. Частное собрание.


Святой праведный Артемий Веркольский. XVIII век. Санкт-Петербург, Государственный музей истории религии


Святой праведный Артемий Веркольский. XIX век, Гуслицы (?). Ивановский художественный музей

Сохранился ряд житийных икон святого праведного Артемия Веркольского, среди которых икона XVII века: в среднике изображен праведный отрок вместе со святителем Николой, вокруг 2 ряда клейм жития Артемия Веркольского.


Святой праведный Артемий Веркольский, с житием. Середина XIX века, Выг. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Храм великомученика Димитрия Солунского

В посёлке Восточный

20 ноября — Чудотворная икона Божией Матери «Взыграние младенца» (Угрешская)

История появления чудотворной иконы на Руси ведется с 1795 года, когда Божия Матерь («Взыграние младенца») была явлена в Николо-Угрешском монастыре, расположенном на территории современного Подмосковья (недалеко от Дзержинского). Этот монастырь знаменит тем, что на его месте в XIV веке была чудесным образом обретена икона святителя и чудотворца Николая.
Появление на свет малыша является главным событием в жизни каждой женщины. Именно во время беременности и рождения ребенка Господь наиболее явно открывает человеку всю полноту Своей силы и величия. При появлении на свет малыша является истинное чудо Божие на Земле.

Для благополучного исхода беременности многие матери весь период до и после родов молятся Господу, Святым и, конечно, Пресвятой Богородице. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» – одна из многих чудотворных икон Пресвятой Богородицы. На Руси перед этим образом православные матери издавна произносили горячие молитвы о благополучии своих чад. Существует благочестивая традиция перед родами молиться Пресвятой Богородице и совершать молебны с чтением акафиста, посвященные иконе «Взыграние младенца».

Икона Божией Матери «Взыграние младенца»
Рассматриваемая икона относится к самому распространенному типу в иконографии, носящему название «елеуса», что с греческого переводится как «милостивая». Такие произведения наиболее полно изображают глубоко трепетные и нежные отношения между Святой Матерью и Божественным Младенцем. Здесь между Матерью и Сыном нет расстояния: Младенец прижимается своей щекой к лику Богородицы, показывая ей свою искреннюю любовь и доверие. К типу «елеуса» относятся и многие знаменитые иконы Богородицы, такие как: Владимирская, «Умиление», Ярославская и другие.

На иконе изображен Спаситель Иисус Христос, сидящий на руке у Богородицы. Запрокинув голову назад, Он словно играет со своей Матерью. Одной ручкой Спаситель прикасается к ее щеке, тем самым проявляя нежность. Вся поза Богомладенца передает Его детский непосредственный характер. На этой иконе наиболее сильно показана человеческая сторона Божественного Спасителя, что редко встречается на других иконописных богородичных изображениях.
Согласно мнению исследователей, жанр иконы «Взыграние младенца» исходит из некоторых сцен, описанных в Евангелии. Образ напоминает нам Евангельскую тему «Сретения Господня», когда Спасителя Иисуса Христа на сороковой день после рождения принесли в Храм Иерусалимский для совершения обряда посвящения Богу. Здесь Спасителя передают на руки старцу Симеону, но Богомладенец тянется к Своей Святой Матери, проявляя детскую привязанность и любовь.
В Македонии сохранились наиболее ранние изображения иконы «Взыграние младенца», где они именовались «Пелагонитиссами» (по названию местности Пелагония). Здесь святой образ почитался с особой любовью и благоговением. В более позднее время иконы Богородицы, изображающие тему Материнства и будущих Крестных страданий Спасителя, стали распространены в поствизантийском искусстве, а больше всего – среди славянских народов.

Многие исследователи, занимавшиеся выяснением истории происхождения этой иконы, склоняются к мнению, что икона Божией Матери «Взыграние Младенца» происходит из Византии. Имеются точные сведения о том, что в Древней Византии сей образ почитался как великая христианская Святыня. Название «Взыграние младенца» эта икона получила уже на Руси, где наибольшую известность она приобрела только в XVI-XVII веках. Можно предположить, что она является списанной с Византийского образца копией.

Читайте также:
Икона пророка Ильи: история и значение, описание, как молиться и в чем помогает

Взгляд в прошлое
История появления чудотворной иконы на Руси ведется с 1795 года, когда Божья Матерь («Взыграние младенца») была явлена в Николо-Угрешском монастыре, расположенном на территории современного Подмосковья (недалеко от Дзержинского). Этот монастырь знаменит тем, что на его месте в XIV веке была чудесным образом обретена икона святителя и чудотворца Николая.

Дмитрий Донской построил указанную обитель в честь победы, одержанной им на Куликовом поле, свершившейся в 1380 году. Явление иконы святителя Николая Мир Ликийского вдохновило князя перед битвой. Донской дал обещание построить новый монастырь на месте ее обретения.
В XVI веке именно в этом монастыре и была чудесным образом явлена икона Божией Матери «Взыграние младенца». Русская православная церковь празднует это событие 20 ноября (по новому стилю).

Икона в наши дни
В послереволюционный период икона исчезла, а ее местонахождение долгое время оставалось неизвестным. В 2003 году некая женщина пожертвовала монастырю икону Богородицы, похожую на чудотворный список. По словам очевидцев, этот образ привезли в монастырь. Его установили на то же самое место, где ранее стояла чудотворная икона. Все свидетели сего радостного события убедились в подлинности обретенной вновь чудотворной иконы. В настоящее время образ Богородицы хранится в алтаре Преображенского собора.

Чудотворные списки
Кроме угрешской известны и другие чудотворные списки иконы «Взыграние младенца». В настоящее время они находятся в Третьяковской галерее. Еще один образ хранится в Московском Новодевичьем монастыре. Также чудотворная икона «Взыграние младенца» находится в Ватопедском монастыре. Последний возвышается на святой горе Афон.

Икона «Взыграние младенца». Значение в христианском мире Перед рассматриваемым образом многие супружеские пары приносят молитву о разрешении от бесплодия. Также принято просить Богородицу о помощи во время беременности, перед родами и после них. Благочестивые матери-христианки просят Пресвятую Деву о даровании их чадам душевного и телесного здоровья и помощи родителям в воспитании детей. Некоторые отцы просят Богородицу о наставлении детей в православной вере, чтобы они выросли добрыми и любящими людьми. В подобных жизненных ситуациях всегда помогает икона «Взыграние младенца», значение ее очень велико. Пресвятая Богородица через икону подает всем просящим утешение, а также помощь, поддержку и защиту.
Все женщины, желающие родить здоровых детей или уже носящие под сердцем плод, должны особенным образом соблюдать чистоту помыслов и стремиться жить по заповедям Господним. Такой образ мыслей и благочестивое поведение необходимо для подготовки матери к величайшему таинству рождения малыша. На Руси полагали, что поведение женщины во время беременности непосредственно отражается на будущем характере малыша. Именно мать даст ответ перед Богом за христианское воспитание своего ребенка, поэтому во все времена женщины начинали молиться Богородице, еще только готовясь выйти замуж и стать матерью. Благочестивые христианки совершают молитву перед образом Пресвятой Богородицы, прося Ее о помощи в зачатии, при беременности и в родах. Молитва о даровании детей Бесплодные пары, не способные иметь потомство, молятся Богородице о ниспослании им желанного чада, нередко они бывают услышаны. Имеется множество примеров, когда бездетные семьи обретали великое счастье благодаря помощи Пресвятой Богородицы. Кроме иконы «Взыграние младенца» существуют и другие изображения Божией Матери, перед которыми следует совершать молитву о даровании чад.

Они не менее известны. Это такие иконы Богородицы, как «Умиление», «Скоропослушница», «Феодоровская» икона Божией Матери, «Блаженное чрево», «Толгская». Кроме молитвы можно приходить с просьбой о даровании детей к святым Праведным Иоакиму и Анне – родителям Пречистой Девы. Родители Пресвятой Марии были много лет бесплодны, они всю жизнь молились Господу о даровании им ребенка. Святые богоотцы глубоко скорбели о своей бездетности, так как в еврейском народе бесплодие считалось наказанием за грехи. Господь услышал их молитву, и святая Анна зачала и родила благословенное чадо – Марию, ставшую Матерью Спасителя Иисуса Христа. Именно поэтому в христианском мире принято просить святых прародителей о разрешении от бесплодия.
Угрешская икона «Взыграние младенца» отличается от других вариантов этого святого образа. В некоторых композициях имеются незначительные различия в изображении Богомладенца и Его Пречистой Матери. Тем не менее, все они носят одинаковое название – икона «Взыграние младенца». Молитва к Пресвятой Богородице, произнесенная от чистого сердца, всегда приносит духовные плоды. Многие верующие христиане после совершения молитвословия перед сей иконой получали утешение в душевных тревогах, а также глубокое успокоение и умиротворение. Таково действие помощи Царицы Небесной, всегда помогающей в различных жизненных обстоятельствах. В России в день празднования Угрешского богородичного образа отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние младенца». Угрешская икона Божией Матери также почитается как чудотворный образ, к которому приходят многие верующие христиане для поклонения и молитвословия.

«Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (ваше имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившегося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь».

Как надо молиться иконе Богоматери «Взыграние младенца»? Матери также просят Деву Марию даровать их детям здоровье и счастье, защитить от различных бед. Можно читать не только приведенную выше, но и любую другую богородичную молитву.

Читайте также:
Икона Божьей Матери «Вифлеемская»: история, значение, в чем помогает и как молиться

Еще одна молитва иконе «Взыграние младенца».

«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты — Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».

С чем еще обращаются к иконе Божией Матери «Взыграние младенца»? Родители просят Богородицу о наставлении их детей в православной вере, о том, чтобы они выросли добрыми и хорошими людьми.

Икона «Взыграние Младенца» в 2021 году: когда празднуют, какого числа отмечается

Множество икон Божьей Матери имеют интереснейшую историю, ведь славятся способностью возникать чудесным образом спустя несколько столетий. Одной из таких икон является и икона «Взыграние Младенца», обретение которой отмечается 20 ноября. Слава чудотворной к подобной иконе пришла не сразу, однако, сегодня она является одной из самых ценных и могущественных икон в мире.

История праздника

История создания этой иконы сегодня остается тайной. Однако, впервые она вспоминается в письменах Угрешкого монастыря, расположенного неподалеку от нынешнего Дзержинского, а в прошлом города Николо. Появилась икона еще в 1795 году 7 ноября. Монастырь, выбранный святым ликом Богоматери для чудного явления, основал Дмитрий Донской. Событием, ставшим причиной строительства монастыря, является победа на Куликовом поле (1380). Территория, где он расположен, выступает местом явления знаменитой иконы святого Чудотворца Николая.

На иконе «Взыграние Младенца» Богоматерь изображена с маленьким Иисусом. Она любяще прижимает его к себе обеими руками с правой стороны. Единожды взглянув на подобный образ, можно точно прочувствовать безграничность материнской любви к своему ребенку, а также беспечность всех детей, находящихся в объятиях матери. С обратной стороны полотна, олицетворяющего подобную любовь, имеется надпись, являющаяся краткой молитвой к Богородице с просьбой об избавлении от скорби и всяческих нужд.

«Взыграние Младенца» не является иконной русских иконописцев, так как в далеком прошлом была срисована с известной иконы, хранящейся в Греции. После попадания на территорию Византии подобная греческая реликвия практически сразу обрела славу чудотворной. Сегодня перерисованные с той первой иконы образы хранятся и в России, в Новодевичьей обители (Москва), а также в светлицах Афонского монастыря. Сразу же после появления подобной иконы на Руси, к ней начало съезжаться несчетное количество паломников. Особенно часто помолиться милосердной и праведной Богоматери приезжают помолиться семьи, не имеющие детей, а также матери с болезненными чадами. Нередко можно увидеть возле иконы и беременных женщин, просящих у Пресвятой Богородицы здоровья будущему ребенку, а также помощи в родах.

Издревле православным девушкам во время беременности нужно было непрестанно молиться, поскольку вынашивание ребенка и его появление на свет является Божьим промыслом, осуществлением Его святого плана. Во время беременности женщинам надлежало особо следить за своим поведениям, стараться вести праведную жизнь, ведь все их поступки и помыслы отразятся на дальнейшей жизни и судьбе младенца. Особо следовало избегать гнева и многословия, ведь большинство грехов человек совершает именно во время разговора. Стремлением каждой беременной женщины времен крещения Руси было соблюдение кротости, выражение милосердия и воздержание от любого зла. Считалось также, что женщина во время беременности должна бороться со всеми своими пороками, чтобы они не перешли будущему ребенку. Поэтому важно было следить не только за поступками, но и за мыслями. Даже современные ученые приходят к выводу, что мысли, поступки и многие черты характера передаются малышу от матери по наследству.

В 1918 году произошли кровавые гонения христианской веры и серьезное разрушение монастыря. Многие думали, что вместе с другими образами была уничтожена также и икона «Взыграние Младенца». Она считалась безвозвратно утерянной до 2003 года. В это время Николо-Угрешский монастырь получил неожиданный звонок от неизвестной женщины, сообщавшей о находке иконы, сильно похожей на «Взыграние Младенца». Когда монашки приехали к этой женщине домой, она рассказала об истории получения реликвии. Некогда икона принадлежала коллекционеру, продавшему ее семье неизвестной с указанием ее происхождения. Коллекционер утверждал, что чудотворный образ Пресвятой Богородицы попал к нему из Николо-Угрешского монастыря. После тщательнейшего осмотра монахини выразили значительную уверенность подлинности святого образа и обрадовались возвращению священной реликвии. Так, икона вернулась на прежнее место хранения, а сегодня она переправлена в Спасо-Преображенский храм.

Читайте также:
Иконы в спальне: можно ли ставить или нет, как вешать и куда расположить, ответ и мнение священника

Особенности иконы

Современные исследователи, проводившие множество анализов иконы «Взыграние Младенца», считают подобный жанр образа желанием иконописца выразить библейские события, описанные в Евангелие. Во многом положение Младенца на иконе напоминает образ «Сретения Господня». Маленький Иисус повторяет практически те же действия, что и в «Сретении». В этой композиции Младенца, прижимающегося к Матери, невидимая сила влечет в направлении Симеона, предвещающего предстоящую жертву Христа.

Самые первые образы этой иконы находятся в Македонии. Подобные иконы называются «Пелагонитиссами» в связи с географическим местом Македонии, называемым ранее Пелогонией. В этой местности подобный образ чтился наиболее торжественно и рьяно. Позже раскрытая в композиции иконы тема безграничной материнской любви и предстоящих страданий ребенка часто изображались во многих работах поствизантийского искусства, дошедшего и на территорию славян.

Исследователи приписывают существующей иконе византийское происхождение, но эта теория не является единственной. Достоверным фактом является длительное почитание этого образа на всей территории Византийской империи. Его считали не просто святым образом, а чудотворной реликвией. На территории Руси подобный жанр иконописи появлился лишь в 16-17 веках. Иконы с подобным положением Богоматери и Младенца стали называть «Взыгранием Младенца». Поэтому можно сказать, что все иконы, называемые «Взыгранием Младенца», являются русскими образами, срисовываемыми с изначального образца, находящегося в Греции. Впрочем, иконописцы редко называли свои труды подобным названием. Оно являлось скорее обозначением жанра подобных образов, передаваемых особое расположение фигур Богородицы и маленького Иисуса. Хотя между собой древнерусские иконописцы все иконы, изображающие подобную картину, называли именно «Взыгранием Младенца».

Как молиться иконе Богородицы?

Существует несколько вариантов молитв Пресвятой Богородице, которые приводятся в описаниях образа «Взыграние Младенца». Однако, священнослужители делают акцент не на виде молитвы, а на открытости сердца в момент обращения к великой Богоматери. Молитва должна быть не просто заученным текстом, читаемым бездумно для решения определенных проблем или достижения поставленных целей. Молящийся человек должен понимать, что обращаться к Пречистой нужно не только словами, но и сердцем.

Можно выбрать любую молитву Богородицы, но совсем не обязательно зазубривать непонятный текст. Если хочется попросить у Матери Иисуса Христа здоровья своему ребенку или благополучности родов, следует говорить, выбирая те слова, которыми о подобном просили бы у своей матери. Главное не произнести определенный набор слов, а открыть Богородице душу, наполненную искренним желанием всего самого лучшего для своего чада. Только такая молитва является действенной и имеет вес в духовном мире.

Икона Пресвятой Божьей Матери «Умиление»: в чем помогает, значение образа

Иконография Пресвятой Девы поражает многообразием. И это несмотря на существование достаточно жестких канонов, без соблюдения которых изображение Богоматери будет считаться просто картиной, пусть и на богословскую тематику!

Икона Божией Матери «Умиление» – пожалуй, самое живое и трепетное отображение Богородицы с Младенцем. При одном взгляде на нее чувствуешь всю глубину материнской и сыновней любви, ведь несмотря на Божественную сущность, и Иисус когда-то был младенцем и нуждался в ласке матери.

История обретения иконы, ее виды и описание

Подавляющее большинство икон «Умиление» относится к каноническому иконографическому типу Елеуса («милостивая»). В греческой традиции этот тип чаще называют Гликофилуса («сладко любящая» или «сладко лобзающая»).

Некоторые исследователи считают Елеусу подвидом другого иконографического типа Богородицы, Одигитрии. Однако икона «Умиление» выглядит несколько иначе и будит в верующих другие чувства.

Первооткрывателем типа Одигитрия считается сам Евангелист Лука. Он лично был знаком с Марией и писал ее лик фактически с натуры. Так что первые изображения этого типа появились аж две тысячи лет назад, на заре нашей эры!

Ученые полагают, что Елеуса отделилась от Одигитрии примерно в IX-X столетии. Во всяком случае, первый дошедший до нас образ типа Елеуса – скальная фреска в храме Токали Килис (ныне в Турции).

Образы типа Елеуса – скальные фрески в храме

В XI столетии Богородицу все чаще писали в типе Елеусы. Примерно в это же время первые иконы «Умиление» появились на Руси и постепенно стали самыми любимыми среди иконописцев. Фактически появление Елеусы совпало с зарождением русского православия.

Как выглядит образ

На иконе изображена Богородица с младенцем, сидящим у нее на коленях. Мария облачена в традиционный мафорий со звездами, символизирующими ее непорочность. Наполненный любовью взгляд Богоматери обычно сосредоточен на Божественном сыне, но в некоторых изводах она смотрит на молящегося.

Младенец Иисус здесь – просто ребенок. Он не благословляет и не держит Евангелие, а доверчиво прижимается к матери. К этому же типу относятся иконы «Взыграние младенца», на которых Иисус гладит рукой щеку матери.

Особенностью икон этого типа является полное отсутствие расстояния между Богородицей и Спасителем. Они прижимаются друг к другу, что символизирует безграничную любовь и доверие между ними. Однако взгляд матери уже выражает некоторую скорбь: она предчувствует испытания, уготованные ее Божественному сыну.

Классикой этого иконографического типа является поясное изображение Приснодевы. Однако встречаются оплечные и даже ростовые иконы Елеусы. А некоторые иконы хоть и называются «Умиление», Елеусами не являются.

Давайте познакомимся с наиболее прославленными иконами «Умиление», дошедшими до наших времен.

Владимирская

По преданию, первую икону этого типа написал евангелист Лука. Некоторые верующие утверждают, что хранящаяся в России икона Владимирской Божией Матери и есть тот самый образ от Луки.

Читайте также:
Икона Иисуса Христа – история, значение, как и в чем помогает, как молиться

Однако результаты исследований убеждают в том, что Владимирская икона была написана примерно в XII столетии, поэтому кисти Луки принадлежать не может никак. Тем не менее Владимирская Богоматерь – самый древний из дошедших до нас образов этого типа, пребывающий в России.

Владимирскую икону привезли на Русь в 1131 году прямиком из Константинополя, в подарок князю Юрию Долгорукому. Затем его сын, Андрей Боголюбский, перевез икону во Владимир, где она и получила свое название. В XIV столетии образ попал в Москву, откуда впоследствии выезжал лишь на короткое время.

Владимирская икона считается защитницей России, причем закономерно: с ней связано множество чудес, в том числе, изгнание захватчиков с русских земель. Например, она поучаствовала в спасении Москвы от войск Тамерлана, ордынца Ахмата, крымчака Махмет-Гирея и так далее.

Икона Владимирской Божией Матери стала прототипом множества списков, часть из которых (Волоколамская, Селигерская, Оранская и другие) почитаются как чудотворные. Отличительной чертой этих образов является действительно божье умиление – миниатюрная ступня Христа («пяточка»), повернутая к зрителю.

Чудесный образ уцелел в десятилетия безбожия и сейчас находится в храме-музее Святителя Николая при Третьяковке. Чудотворная икона продолжает защищать Русь и исцелять страждущих по сей день.

Главной отличительной чертой первообраза является наличие изображения на обороте. Там отображен «престол уготованный» и орудия страстей. Это более позднее изображение, предположительно кисти Андрея Рублева.

Псково-Печерская

Псково-Печерскую икону Божией Матери считают списком с Владимирского образа. Быть может это и так, но здесь прослеживается уже принципиально другая, более поздняя школа. В принципе, полностью сохранен сюжет первообраза, вплоть до поз и выражений лиц, но сам стиль живописи куда более реалистичен.

Согласно историческим хроникам, Псково-Печерская икона была написана в 1521 году иноком Арсением Хитрошем. Практически сразу она была перенесена в Псково-Печерскую обитель, где с 1524 года ведется хроника ее чудес.

Основной «специализацией» этого образа является возвращение зрения – в специальной книге описано несколько случаев чудесного исцеления от слепоты. Однако зарегистрированы случаи излечения и от других недугов, например, паралича.

Этому образу молились во время вражеских нашествий. Верующие полагают, что именно Псково-Печерская Божья Матерь поспособствовала отражению атак войск Стефана Батория и Наполеона Бонапарта.

Псково-Печерская Божья Матерь в Псково-Печерской Лавре

Псково-Печерская Лавра издавна была оплотом православия. Она не прекращала работу не только в годы советской власти, но даже во время Великой Отечественной войны, когда была практически разрушена бомбардировками. Считается, что Богородица накрыла это святое место своим защитным покровом.

Сейчас образ работы монаха Арсения пребывает в главном приделе Успенского храма Псково-Печерской Лавры. А Михайловский храм получил список, впоследствии ставший почитаемым.

«Взыскание погибших»

Образ «Взыскание погибших» прославился многочисленными чудесами. Особенно красноречивы случаи, когда Богородица спасала людей, стоящих на пороге смерти, а иногда – и переступивших его.

История иконы начинается с происшествия, имевшего место в XVII столетии близ местечка Бор Калужской губернии. Крестьянин Федот Обухов на Крещение возвращался домой, но был застигнут сильнейшей вьюгой. Федот уже замерзал, но в полузабытьи молился Пресвятой Деве и обещал в честь собственного спасения создать для приходского храма икону Богородицы.

В это время другому крестьянину послышался голос с улицы, говорящий «Возьмите». Он решил выяснить в чем дело, вышел во двор и увидел сани, а в них – умирающего Федота. Крестьянин отогрелся, со временем выздоровел и не замедлил сдержать обещание. Так появилась Боровская икона Божией Матери, которая быстро прославилась как чудотворная.

С чудесного образа немедля сделали несколько списков. Впоследствии оказалось, что они унаследовали чудесные свойства первообраза. Например, образ из села Малижино бдительно оберегал прихожан от холеры.

Поражает и чудесная история еще одного списка, первоначально находившегося в частных руках. Им владел прихожанин из Москвы. Этот человек потерял жену, впал в нищету, на руках у него остались дочери на выданье.

Усердная молитва иконе помогла христианину выбраться из нищеты и устроить судьбы дочерей. Он счел это Божьим чудом и отнес чудотворный образ в храм Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке.

Чудотворный образ «Взыскание погибших» пострадал от вандализма оккупантов во время войны с Наполеоном – он был буквально расколот на несколько частей. Однако его с любовью восстановили и оставили в Воскресенском храме на Успенском Вражке, где он пребывает и поныне.

Серафимо-Дивеевская

Перед нами любимая икона Серафима Саровского. Преподобный Серафим выделял этот образ среди подобных и неустанно молился ему. Даже если он выходил куда-то из кельи, то носил эту икону с собой.

Серафима Саровского почитали как чудотворца еще при жизни, причем в сотворении многих чудес ему помогала любимая икона. К нему издалека приходили страждущие, Серафим помазывал их маслом из лампады, горевшей перед образом – и болящие исцелялись!

Серафим умер в весьма преклонном возрасте, перед любимым образом, который сам называл «Всех радостей радость» (позже икону назвали «Серафимово умиление»). Образ он завещал Дивеевской женской обители, коей всю жизнь покровительствовал.

Серебряная подвеска «Икона Матери Божьей «Умиление»» (перейти в каталог SUNLIGHT)

После революции Серафимо-Дивеевский монастырь был закрыт, инокини разогнаны, а чудесный образ вывезен. Он много путешествовал по храмам, пока, в конце концов, не оказался в личной резиденции патриарха РПЦ. Сейчас ежегодно, на день Похвалы Богородицы, икону выносят в Богоявленский храм, дабы каждый страждущий мог попросить об исцелении, утолении печалей и укреплении веры.

Серафимо-Дивеевская икона – это не классическая Елеуса. Она, скорее, близкая родственница Остробрамской Божьей Матери из Вильнюса, которую чтят и католики, и православные. «Умиление» в данном случае — не отсылка к иконографическому типу, а личное имя иконы.

На иконе нет образа младенца Иисуса по простой причине: он еще не родился. Приснодева изображена в тот момент, когда она узнала Благую Весть о предстоящем рождении Спасителя.

Несмотря на то что в храме восстановленной Серафимо-Дивеевской обители находится поздний список «Серафимова Умиления», его почитают не менее священного первообраза.

Читайте также:
Икона Марии Магдалины: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Локотская

Локотская мироточивая икона «Умиление» – красноречивое свидетельство того, что чудесные образы появляются и в наши дни. Причем они вовсе не обязательно создаются иконописцами с соблюдением всех канонов.

Локотская икона – это репродукция образа «Серафимово умиление», вырезанная из просроченного календаря. Стоматолог Наталья Мурашкина купила этот календарь из жалости и благочестия, только для того, чтобы не допустить поругания святыни.

Наталья принесла календарь домой, вырезала икону и повесила на стену. Каково же было ее удивление, когда икона замироточила, а на ее обороте проявился нерукотворный образ Богородицы!

Ныне Локотская икона является одной из главных святынь православного мира. В некоторые дни она не только мироточит сама, но и вызывает мироточение у других образов. Для нее сделали специальный оклад, чтобы чудесный образ был виден с обеих сторон.

Золотая подвеска «Владимирская икона Божией Матери» (перейти в каталог SUNLIGHT)

Значение иконы «Умиление»

Икона Богоматери «Умиление» – это символ идеальной материнской любви и защиты. Она означает безгранично глубокие чувства, которые испытывают друг к другу члены Святого семейства.

Мария почитается как символ чистоты и эталона человека. Она же выступает как защитница русской земли и всех православных. Богородица бесконечно любит сына, поэтому в ее взгляде читается скорбь от знания его будущей судьбы и страданий. Однако в фигурах Христа и Марии читается любовь не только друг к другу, но и ко всем нам.

Мы грешим и этим умножаем страдания Христа. Божья Матерь знает это, но не перестает молить сына о снисхождении к грешникам. И мы бесконечно почитаем ее за милосердие и заступничество.

В России очень развито почитание икон Божией Матери. В их честь освящены сотни храмов. В каждой церкви есть хотя бы один образ Божией Матери «Умиление». Десятки икон этого типа почитаются как чудотворные.

В чем помогает образ

Образ Пресвятой Богородицы, Всеблагой и Всемилостивой, внимает всем молящим. Она неустанно помогает женщинам и мужчинам, младенцам и старикам, богатым и неимущим. Бывали случаи, что иконе молились даже иноверцы и обретали просимое.

Иконе молятся об:

  • исцелении и сохранении здоровья,
  • избавлении от греховных помыслов и зависимостей,
  • ниспослании здорового потомства,
  • наставлении детей на путь истинный,
  • обретении материального благополучия,
  • помощи в поисках работы,
  • ниспослании счастья в браке,
  • примирении с близкими,
  • защите от недругов и несчастий,
  • утешении в скорбях,
  • укреплении веры.

Наиболее сильны молитвы не за себя, а за других людей. Считается, что Елеуса более всего благоволит женщинам, молящимся о рождении, здоровье и благополучии детей, ведь она – эталон материнской любви.

Праздник иконы «Умиление»

День празднования индивидуален для каждой иконы. Более того, каждый образ может иметь по несколько общих дат почитания, а ведь есть еще и местные праздники для конкретных списков.

Полный перечень памятных дат привести практически невозможно, поэтому остановимся лишь на праздниках самых почитаемых образов:

  • Владимирская – 3 июня, 6 июля, 8 сентября;
  • Псково-Печерская – все праздники Владимирской иконы плюс 20 октября и 5 июня (переходящий);
  • «Взыскание погибших» – 18 февраля;
  • Серафимо-Дивеевская – 1 августа и 10 августа;
  • Локотская – пока как у Серафимо-Дивеевского образа.

Как правильно молиться иконе

Для каждой почитаемой иконы Божией Матери сложены акафисты, тропари и кондаки. И чем более известен и почитаем образ, тем их больше.

Известны десятки канонических молитв, обращающихся к различным иконам «Умиление». Но нужно помнить, что мы обращаемся не к образу, который является проводником между земным и духовным миром, а собственно к Пресвятой Деве. Поэтому можно прочесть любую молитву Богородице, вне зависимости от ее иконы, и быть услышанным.

Текст молитвы

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́ гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жней жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О, Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблага́я и ско́рая Засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Здесь приведен текст одной из просительных молитв Богородице, но ведь есть еще благодарственные и покаянные, а также молитвы конкретным образам. Все канонические тексты написаны известными богословами, в том числе, и причисленными к лику святых.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Державная": история, значения, в чем помогает и как молиться

Однако, если канонические тексты кажутся вам сложными и непонятными, молитесь своими словами. Всеблагая Матерь Божья слышит все обращенные к ней молитвы, особенно если наши помыслы искренни и чисты!

Икона Божией Матери «Взыграние младенца»

Одним из наиболее чтимых образов Богородицы является икона «Взыграние Младенца», где Младенец Иисус играет со своей Матерью, как обычный ребенок. Немало подобных икон встречается на Афоне и на Балканах. На Руси ее история связана с чудесным обретением.

  1. Обретение иконы
  2. Описание иконы
  3. В чем помогает икона «Взыграние младенца»
  4. Молитва перед образом Богоматери

Обретение иконы

Чудесное обретение иконы Богородицы «Взыграние Младенца» произошло 20 ноября 1795 года в подмосковной деревне Гремячево. Ее нашли поблизости от Николо-Угрешского монастыря, у которого была своя удивительная история.

По преданию, когда князь Димитрий Донской отправлялся на Куликово поле, чтобы сразиться с врагами, он неожиданно увидел на дереве икону Николая Чудотворца, неизвестно как оказавшуюся там. Для князя это явилось знаком Господнего благословения на битву, и он воскликнул: «Сия вся уг­ре­ша (со­гре­ла) серд­це мое!». Князем был также дан обет построить на этом месте монастырь, если битва окончится победой.

Так возник Ни­ко­ло-Уг­реш­ский монастырь, рядом с которым через несколько столетий была обретена еще одна чудотворная икона Божией Матери «Взыграние младенца». В том, что она чудотворная, смогли убедиться многие бездетные семьи в самой деревне и из ее окрестностей: после страстных молитв перед иконой они обретали долгожданное чадо. Вскоре молва о чудотворных свойствах Угрешской иконы Божией Матери «Взыграние» широко распространилась, и с тех пор поток паломников и паломниц, мечтающих о ребенке, не иссякал.

Во времена гражданской войны обитель была разорена, и икона пропала. До нашего времени дошли только списки, самый точный из которых был выполнен в 1814 году. Сегодня икона «Взыграние Младенца» находится в Москве в Го­судар­ствен­но­м объеди­нен­ном му­зее-за­по­вед­ни­ке. Один из сделанных с нее списков вернулся в место многолетнего пребывания иконы – в Ни­ко­ло-Уг­реш­ский мо­на­сты­рь.

Уже в начале нового тысячелетия произошло еще одно обретение образа Богоматери «Взыграние», которое объясняется не чудом, а подлинной верой. Список с иконы передала в Ни­ко­ло-Уг­реш­ский мо­на­сты­рь группа верующих, которые предпочли остаться неизвестными. Икона была торжественно принесена крестным ходом, принята перед Святыми вратами и помещена в Спа­со–Пре­об­ра­жен­ский со­бор.

Описание иконы

На Угрешской иконе «Взыграние» мы видим, казалось бы, вполне бытовую и хорошо знакомую каждой матери сцену, как младенец играет с мамой и ластится к ней. В этот момент на лице у каждой матери невольно появляется улыбка, но на лике Богоматери ее нет – Ее лик исполнен смирения перед Божьей волей и печали, ведь Она знает, какая трагическая судьба уготована Ее Младенцу.

Он же пока ни о чем не подозревает, лишь в руке у Него свиток с молитвой. На этой иконе как нельзя лучше явлена Человеческая ипостась Богомладенца, а Божественную Ему предстоит явить лишь в конце Своего земного пути.

В чем помогает икона «Взыграние младенца»

Значение этой иконы невозможно переоценить: она вернула сотням и тысячам женщин самое главное, что объединяет семью, — возможность родить ребенка.

Икона «Взыграние младенца» помогала и помогает женщинам исцелиться от бесплодия и дарит счастье материнства даже тем, кто уже отчаялся его обрести.

К иконе обращаются с молитвой о благоприятном течении беременности и легких родах, о том, чтобы ребенок был здоров и счастлив, чтобы он вырос истинно православным.

Молитва перед этой иконой поможет также уладить семейные конфликты, вновь обрести близкие, гармоничные отношения между супругами. Если молитва идет от чистого сердца и с истинной верой, то она обязательно поможет.

Молитва перед образом Богоматери

Пресвятая Богородица, заступница наша. Помоги же в просьбах наших искренних. Попроси Господа Бога подарить рабе Божией (имя) чадо. Как ты испытала счастье быть Матерью Младенца Иисуса Христа, так помилуй рабу Божью (имя) и помоги ей в рождении ребенка. Подари всем родителям счастье, пускай младенец их будет здоровым и верующим в Царя Небесного. Припадаем к образу Твоему и просим Тебя о помощи. Укрепляем слова свои верой и просим Тебя быть милостивой к нам. Аминь.

Значение иконы Взыграние младенца и в чем помогает Божия Матерь, молитвы

Изображения Пресвятой Богородицы с непорочно рожденным ею Сыном Божьим вызывают у христиан благоговение и пользуются особым почтением. Икона под названием «Взыграние младенца», на которой, будучи ребенком, Иисус играет с Матерью, вызывает трепетные чувства у верующих. Святыня, передающая любовь матери и дитя, обладает чудодейственной силой, имеет большое значение для женщин, желающих познать радость материнства.

История появления

Чудо явления иконы, названной «Взыграние младенца», произошло в конце XVII века близ Николо-Угрешской монашеской обители. Монастырь был возведен на благодатном месте, где русский князь Дмитрий Донской обрел икону Николая Угодника, оказавшуюся на дереве Божиим проведением. Князю Дмитрию предстояла битва на Куликовом поле. Он попросил помощи у чудотворного лика святого Николая и получил ее в ходе победоносного сражения.

Описания события обретения иконописного изображения, на котором Младенец Божий играет с Матерью, не сохранилось. Известна лишь дата явления святыни (20 ноября) и место неподалеку от стен обители, построенной по указу князя Донского.

Оригинальный образ «Взыграние младенца» был утерян во времена гражданской войны, когда храмы и монастыри массово разоряли. На сегодняшний день сохранились чудотворные списки с иконы. Самый близкий к оригиналу список был создан через 19 лет после чудесного явления святыни. Хранится икона в Государственном музее-заповеднике в Москве. С образа были также сделаны списки, один из которых вернули на место обретения первоначального образа, в Николо-Угрешскую обитель.

Читайте также:
Коневская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

В 2003 году произошло событие сродни нового обретения иконы. Верующая женщина передала монастырю список, близкий к первообразу и выполненный в аналогичном иконографическом типе, называемый «Умиление». Икону, доставленную крестным ходом к воротам обители, разместили в стенах Спасо-Преображенского собора, на место, где ранее находилась новоявленная святыня.

Описание и значение

На Угрешском иконописном образе Богородица предстает перед верующими с Сыном Божиим на руках. Младенец играет с Матерью, как дитя простого человека, игриво запрокидывая голову к лицу Марии и ласково касаясь ладонью Ее щеки. Мать склоняется к дитя и, любя, прижимается щекой к Младенцу.

Лицо Богородицы отражает смиренную печаль матери, которой известно о великой спасительной миссии и предстоящих муках, уготованных для Иисуса. Она принимает волю Божию и понимает высшую цель, но искренне любит и жалеет свое дитя.

Изображение на иконе, несущее человеческие эмоции и праведные чувства, показывает момент, приближающий Божественное начало Спасителя к людям, за которых он примет страшную смерть и вознесется в Царствие Небесное для вечной жизни, помощи молящимся, пришедшим к Богу праведникам, ради спасения и прощения грешных душ.

Традиционно сюжет иконы изображают на золотом фоне, что свидетельствует о Божественности образов, а также на голубом или светло-зеленом фоне. Голова Богородицы, озаренная классическим или кружевным нимбом, покрыта белой, золотой, синей или красной накидкой, дополненной одной или несколькими вифлеемскими звездами. В таких же цветах, символизирующих чистоту и непорочность, выполнено основное одеяние и платье Матери.

Обнаженные руки и ноги Сына Божия символично указывают на будущее распятие. Существуют списки, на которых младенец Иисус держит в руке развернутый свиток святого писания. Свиток обращен текстом к людям, что символизирует христианское учение, которое принесет и поведает Спаситель народу.

Списки иконописного образа «Взыграние младенца» могут отличаться между собой детально, сохраняя основную структуру и сюжет запечатленного момента.

Почитание образа

Торжества в честь чудотворного образа «Взыграние младенца» приурочены ко дню его обретения, которое свершилось 20 ноября. Икону почитают в православных храмах. Православные христиане приходят в памятный день, чтобы поклониться, приложиться к святыне, прочитать молитвенную речь, а также поблагодарить Богоматерь за помощь. В честь памятной даты перед иконой священнослужители и верующие читают молебен и поют акафист Божией Матери.

О чем просят перед образом

Со времен обретения чудотворного образа перед ликом Богородицы с играющим Дитя молятся женщины, прося о зачатии, рождении и здравии их чад.

Обращение к Матери Божьей и Господу перед иконой «Взыграние младенца» помогает верующим:

  • создать семью;
  • исцелиться от бесплодия;
  • зачать и выносить плод в утробе;
  • облегчить роды;
  • воспитать здоровых и послушных детей;
  • уладить семейные конфликты;
  • вернуть взаимопонимание и гармонию в отношения между мужем и женой.

Перед иконой «Взыграние» родители также просят о наставлении на путь истинный их чад, о том, чтобы они обрели для себя православие и веру в Господа Бога.

Молиться разрешено как в храме, так и дома. Главные условия – искренняя вера и упование на помощь свыше. Во время молитвы нельзя отвлекаться, думать о мирских делах. Все внимание и мысли должны быть сосредоточены на произносимых словах.

Чтобы плодотворно молиться дома, верующие приобретают икону и церковные свечи. Свечи зажигают во время молитвы для умиротворения и настроя на нужный лад. Перед изображением ликов святых читают православные тексты, а также обращаются к Небесным заступникам своими словами.

Как расположить в доме

Согласно православным традициям, иконы в доме принято размещать на специальной полке в правом углу комнаты, который на Руси получил название «Красный угол». Обычно для этого сооружают отдельную полку и ставят на нее только изображения святых, свечи, лампаду, православные книги и все, что связано с Богом и церковью.

Разрешено ставить иконы на отдельную полку открытого стеллажа или шкафа, а также вешать на стену. Место должно быть светлым и чистым. Несколько икон располагают в порядке, соответствующем иерархии, размещая по центру изображение Господа Вседержителя или Троицы.

Образ «Взыграние младенца» уместно поставить:

  • в спальне незамужней девушки, которая хочет создать семью;
  • в супружеской спальне;
  • в детской комнате.

Почитая святыню и обращаясь к Господу и Божьей Матери, не следует забывать о том, что нужно жить честно, праведно, не желая зла окружающим, не злословить и соблюдать православные заповеди Христа.

Текст молитвы

Молитва о даровании Господом ребенка:

«Пресвятая Богородица, заступница наша. Помоги же в просьбах наших искренних. Попроси Господа Бога подарить рабе Божией (имя) чадо. Как ты испытала счастье быть Матерью Младенца Иисуса Христа, так помилуй рабу Божью (имя) и помоги ей в рождении ребенка. Подари всем родителям счастье, пускай младенец их будет здоровым и верующим в Царя Небесного. Припадаем к образу Твоему и просим Тебя о помощи. Укрепляем слова свои верой и просим Тебя быть милостивой к нам. Аминь».

Обращаясь к Богоматери за помощью в родах читают следующую молитву:

«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце.

И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Державная": история, значения, в чем помогает и как молиться

Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих.

Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты — Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».

Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»

Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»

Ежегодно 20 ноября отмечается день памяти иконы Божией Матери «Взыграние Младенца». У этого образа Богородицы удивительная история: она была явлена в Николо-Угрешском монастыре, там, где в XIV веке уже была чудесным образом обретена икона святителя и чудотворца Николая Угодника. Именно в Николо-Угрешском монастыре хранятся многие святыни Православной Церкви.

После чудесного обретения иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» в 1795 году прошли годы. Во время революции случилась трагедия — икона пропала, и о ней долго никто ничего не знал. Пока в 2003 году в монастырь не пожертвовали образ, поразительно напоминающий чудотворный список… Его установили на прежнее место образа «Взыграние Младенца». Сейчас икона хранится в алтаре Преображенского собора. Ей можно поклониться в монастыре.

Где находится икона

  • Известные списки иконы – московская и костромская иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» также хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
  • Еще один список находится в Московском Новодевичьем монастыре.
  • Иконе Божией Матери «Взыграние Младенца» можно поклониться в Ватопедском монастыре на горе Афон.

В чем помогает икона Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»

Для женщины, ожидающей ребенка, период беременности становится очень важным и волнующим. Бог даровал ей счастье и ответственность будущего материнства. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» — это образ, Материнской любви Богородицы. Глядя на икону, мы вспоминаем о великой жертве, которую принес Христос и о страданиях, которые вместе с ним переносила Пресвятая Богородица. На чудотворном образе, по молитвам перед которым многие исцелялись от бесплодия, Младенец Иисус протягивает в игре руки к Богородице, а Она прижимается к Нему щекой. Ее любовь к Нему и нежность — это любовь ко всему человечеству.

Перед иконой молятся о:

  • даровании детей;
  • благополучной беременности;
  • благополучных родах;
  • о здравии младенца и его матери.

Молитвы образу Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»

Перед иконой молятся о благополучном родозразрешении.

«Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь».

«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты — Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: