Икона «Благословение детей»: история и значение, как молиться и в чем помогает

Икона «Благословение детей» в чем помогает?

Икона «Благословение детей» принадлежит к сюжетным изображениям жизни Иисуса Христа, в котором описано действо, происходящее в Иудейских землях, куда пришел Господь для проповеди. Сила Его учения была столь велика, что матери, слушавшие Его речи, привели своих детей и хотели просить Иисуса, чтобы Он благословил их чад.

Сюжет иконы «Благословение детей»

Сама история этого образа несет в себе очень сильный, с точки зрения христианства, смысл. Господь в Евангелии от Марка говорит о том, что только тот, кто очистит свою душу от мирских нечистот, приравнявшись чистотой души к детям – «малым сим», – сможет войти в Царство Небесное. Обретение Царствия Небесного имело особый смысл, так как жизнь на земле считается лишь временным пребыванием. После смерти же наступает истинная жизнь, которая не имеет времени, так как является бесконечной. И очень важно провести вечность не в муках, а в успокоении и счастье.

Во времена Иисуса дети считались благословением Бога, но также бытовало мнение, что они не в состоянии воспринимать учение должным образом, поэтому к разговорам о Боге обычно допускались люди взрослые, имеющие свое мнение. Речи же Иисуса носили зачастую не просто поучительный, но также и теологический характер. Дети, не всегда понимая, о чем идет речь, могли отвлечь Учителя. Именно этого и опасались апостолы, уговаривая матерей увести своих чад. Однако Иисус услыхал их речи, пригласил и детей, и матерей, и апостолов. Он благословил приведенных к Нему детей, похвалил матерей, а апостолов довольно резко отчитал, поучая их, что чистота душ этих малышей для Него гораздо ценнее всех знаний книжников, так как только такой душой, не омраченной многими знаниями, в которых часто упоминалось наказание за любую провинность, возможно воспринять Его учение о любви, которая не несет в себе наказания, но отвергать ее и есть само наказание.

Основные мотивы иконы

Благословение того времени было простой формальностью – возложение рук на голову, что означало некое покровительство и защиту от благословляемого.

Икона «Благословение детей» имеет несколько интерпретаций, но в каждой из них Иисус обнимает детей или возлагает им Свою руку на голову. Обычно на иконе присутствуют и матери, которые с благодарностью смотрят на Учителя, и апостолы, недоумевающие, для чего Иисусу нужны в окружении люди, неспособные воспринять Его учения. И все же, когда смотришь на спокойно-радостное лицо Спасителя на этих иконах, становится ясно, что чего не может узреть человек, то не укроется от Бога – незапятнанная грехами душа ребенка бесценна, так как способна к принятию всего доброго и прекрасного.

Разнообразие образов

Как можно видеть по предлагаемым в статье фото, иконы «Благословение детей» очень многочисленны и по своему написанию неповторимы. Это объясняется тем, что в разные времена в различных местах люди старались запечатлеть понравившийся сюжет. На них показывается любовь Господа не только к великим мира сего, а в первую очередь к тому, кто может принять Его любовь без каких-то условностей, продиктованных этим миром.

На некоторых изображениях мы видим на фоне город, а на других иконах – пустыню, скалу или дерево. Каждое изображение несет в себе символическую нагрузку. Дерево на иконах означает, что ничто не может вырасти высоким, если не имеет глубоких корней. То есть если почва не засорена житейскими неурядицами, то зерно, упавшее на нее, даст глубокие корни и вырастет в могучее плодоносное дерево. Город же символизирует некую противоположность. В городах люди обеспокоены мнением окружающих, которых огромное количество, и каждому нужно угодить. Все вокруг знают, как жить, любое отступление карается Законом. В подобной суете человеку сложно принять учение о Любви Бога к людям. Жизнь таких людей перегружена мирскими заботами. И только дети остаются с чистыми душами, пока не становятся на стезю взросления.

И Господь поучает собравшихся: соблазнить чистую, как у ребенка, душу – грех всемеро более тяжкий, чем соблазниться самому. Он призывает взрослых не только заботиться о непорочности детских душ, но и самим уподобляться им.

Икона для детей

Считается, что икона «Благословение детей» должна быть только храмовой, чтобы дети, приходя с родителями в храм, могли видеть, что и таких маленьких, как они, Иисус любит и благословляет. В некоторых приходах для маленьких прихожан специально делают небольшой аналой, а также ставят маленькие подсвечники, чтобы дети без помощи взрослых могли сами приложиться к полюбившейся им иконе, поставить свечки, попросить у Господа что-то свое. Подобным образом происходит приобщение детей к храмовой жизни с самых малых лет.

Как молиться

Какое имеет значение икона «Благословение детей», в чем помогает и как перед ней молиться? Разобраться в этих вопросах не составляет труда.

Семья – это малая Церковь, где должны соблюдаться все законы христианства: глава семьи должен, как Господь, заботиться обо всех домочадцах, как о своих чадах. Все же, кто зависит от хозяина дома, должны помнить, кому они обязаны спокойной жизни в любви. Хозяйка – мать, прообраз Церкви, которая учит почитать и любить хозяина, заботиться и молиться друг о друге, чтобы семья оставалась крепкой. Таким образом, икона показывает, какой должна быть семья: сплоченной, несмотря на житейские неурядицы и пересуды посторонних людей.

Молиться перед иконой «Благословение детей» можно не только малышам, но и взрослым: о своих чадах, будь они совсем юными или уже взрослыми. Для этого существуют специальные молитвы родителей о детях с различными потребностями. Но также есть универсальная молитва, которую дал нам Сам Господь: «Отче наш…» Эту молитву можно читать перед любой иконой, на которой есть изображение Спасителя, а также рекомендуется читать ее всякое время, когда ум не занят повседневными проблемами.

О чем просить

В чем помогает икона «Благословение детей»? В первую очередь – не забывать родителям, что как бы ни были малы их дети, приобщать их к Богу, беречь в чистоте их души – это их обязанность. Любая потребность детей по молитве их родителей может разрешиться наилучшим образом: выздоровление больного ребенка, помощь в обучении, избежание конфликтов с ближними, вступление в достойный брак, обретение в браке долгожданных детей и т. д.

Читайте также:
Икона Гавриил Ургебадзе: история и описание, в чем помогает и как молиться

Если работа связана с детьми, то также стоит попросит терпения, понимания, радости от выполняемой работы. В семье, где есть икона «Благословение детей», принято молиться всей семьей перед святым образом: дети о родителях, родители о детях, что укрепляет семью, делает ее подобием Церкви, где каждый молится обо всех, и все молятся о каждом. Символичность данной иконы показывает, что как Иисус любит всех своих детей и заботится о них, так и глава семьи должен молиться обо всех, кто от него зависит. Остальные члены семьи должны принимать не только его поддержку, но и его волю, как христиане, которые во всем видят промысел Божий и придерживаются его.

Многие родители дарят на свадьбу икону «Благословение детей» как семейную реликвию, которая будет передаваться из поколения в поколение и хранить всех детей этого рода.

Где приобрести икону

В последнее время эта икона перестала быть только храмовой. Ее с удовольствием приобретают для себя или для подарка в семьи, где есть или ожидаются дети. Значение иконы «Благословение детей» становится все более сильным для семей, имеющим детей. Приобрести ее можно в церковных лавках, через интернет или сделать своими руками, вышив ее нитками или бисером, а затем отнести в ближайший храм и там осветить.

Храмовое освещение для иконы, приобретенной вне стен храма, обязательно, так как без этого таинства она останется просто предметом интерьера. Если икона досталась по наследству и происхождение ее неизвестно, стоит также осветить ее в храме, так как во времена атеистического воспитания в СССР к иконам относились небрежно, и если даже их не выбрасывали, то хранили неподобающим образом.

Если нет возможности молиться дома

Но бывают ситуации, при которых приобретение иконы для дома невозможно. Если в семье есть рьяный атеист или приверженец иной веры, отрицающей святость икон, не стоит из-за этого разводить в семье вражду. Всегда можно пойти в храм и помолиться там. Какие храмы имеют икону «Благословение детей»? Любой православный храм, который наверняка находится поблизости от вашего дома. Если же вдруг такой иконы в храме не окажется, можно подойти с такой просьбой к настоятелю. Скорее всего, прошение будет удовлетворено, и через некоторое время икона «Благословение детей» появится на иконостасе. Молитесь во славу Божью!

Икона Страшный суд Божий: значение и описание святого лика

Значение в православии

В настоящее время существует множество очень важных и значимых икон в православной христианской вере, однако икона Страшный суд занимает отдельное место. Важно знать, что на Святом образе изображаются сцены, возможные, в случае если случится второе пришествие Иисуса на землю. Православные христиане считают, что именно в этот момент каждый человек на планете придет давать ответ к Всевышниму и обретет заслуженное исходя из своих поступков, деяний на земле мирской.

Возникновение сюжета и первые изображения

Существует множество разнообразных легенд связанных с истоками возникновения данного Святого образа и сюжетов, который на нём изображены. Некоторые люди считают, что первично данный Святой образ появился на стене какого-то византийского собора, до наступления иконоборческого этапа. Из таких сведений историки делают выводы, что датировать данную икону можно 4 веком. Первичные сюжеты, которые были изображены, зачастую рассказывали легенду о праведниках, грешниках и десяти девах. Примерно, в восьмом веке в Византийской империи было установлен окончательный вариант Святого образа, который канонизировали. Именно так и явился Святой лик перед современными православными верующими христианами.

Что повлияло на возникновение сюжета

Ученые, историки и иные специалисты утверждают, что сюжет для данного Святого Лика под названием Страшный суд был взят из следующих древних документов и книг, которые связывают не только Византию, но и Киевскую Русь. Поэтому сюжетом послужили:

  • Евангелия;
  • Апокалипсис;
  • слово палладия Мниха;
  • жизнь Василия Нового;
  • слово Сирина;
  • Откровение Иоанна Богослова имели немаловажное влияние на создание сюжета.

В то же самое время ярким источником для создания сюжета на изображении являлось откровения некого пророка Даниила. Поскольку его пророчество и по сей день является важным для православных верующих христиан, это описывается в трудах Пророка. Некоторое количество молитв и молебнов для создания было взято именно из книги пророка Даниила. В этих молитвах говорилось не только о конце света, но и о вторичном появлении Иисуса Христа.

Сюжет иконы на Руси

Описание лика было представлено жителям Киевской Руси в двенадцатом столетии. Изображён он был на стенах некого Кирилловского собора, расположенного в центре Киева. Именно в конце 12 столетии данный сюжет был изображён и на территории Георгиевского собора, и монастыря Спаса Нередицы, и даже в Дмитровском монастыре. Такие деяния были совершены не случайно, поскольку исторические сведения гласят о том, что данный сюжет смог повлиять на самого великого князя Владимира. Он заложил начало крещения Киевской Руси. О таком немаловажным моменте описывается в известном всем православным христианам произведении «Повесть временных лет».

Важно отметить, что ранний лик изображал не только само деяние, но и множество разнообразных апокалиптических сцен, однако впоследствии они были разделены. Также ученые, историки установили, что первичное описание сюжета не было четко зафиксировано в некоторых участках. Поэтому лишь только к концу 17 века, все отдельные детали сюжета нашли свое точное местоположение.

Описание

Важно отметить, что специалисты определили, что образ, изображённый на иконе богат разнообразными действующими лицами и быстрой сменой событий. В настоящее время можно встретить большое количество всевозможных описание иконы, поскольку она состоит, как минимум из трёх регистров каждый, из которых обладает собственным местом.

Читайте также:
Икона святой Ксении Петербургской: история, значение, в чем помогает и как молиться

В верхней части Святого Лика изображён Иисус Христос, по обеим сторонам от него располагаются апостолы, которые вместе с Всевышним участвуют в процессе оценки деяний. На нижней части Святого образа расположены ангелы, которые якобы трубят и созывают каждого.

Внизу под изображением Всевышнего располагается этимасия. Как известно, это своего рода судейский трон, на котором располагаются: губка, трость, копье и Евангелие. Знающие люди утверждают, что этимасия является основной деталью данной композиции, а со временем исходя, из различных сведений становится неким самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения на иконе раскрывает историю о том, что случится с праведным или грешным человеком после того, как он пройдёт страшный Божественный суд. После этого икона якобы разделяется, следовательно, с правой стороны от Всевышнего можно лицезреть праведников, которые направляются в рай, а также именно там расположена ангелы, райский сад и Божья Матерь. С левой стороны от Иисуса Христа изображаются грешники, бесы, ворота ада и даже сам сатана.

Толкование

На протяжении многих лет Святой образ имеет множество различных толкований, некоторым людям он кажется жутким, другие опасаются, а православные верующие христиане видят в нём иной смысл. Поскольку именно верующим прихожанам известно, что согласно замыслу Всевышнего те или иные действия человека, который проживает на мирской земле, впоследствии будут рассмотрены, где председателем будет сам Иисус Христос и случится, такое деяние должно непременно во время второго пришествия Божьего сына.

После судебного разбирательства, человеку будет указано прямая дорога, которая будет везти его либо в ад в руки к сатане, либо в рай к Всевышнему и его матери, а также к ангелам хранителям. Следовательно, каждому воздастся по его деянием и поступкам. Согласно церковной истории и верованиям, такое событие будет главенствовать в обновлении мира, следовательно, человеческая душа навсегда соединиться со Всевышним или же на веки вечные отправиться к сатане.

Однако православные верующие христиане и служители храмов и монастырей утверждают, что композиция иконы Судный день изображена не для того, чтобы устрашить человека, а для того, чтобы каждый в этом бренном мире задумался над собственными поступками, деяниями и грешными свершениями. Богослужители утверждают, что многие люди после того, как увидят изображение, впадают в отчаяние и теряют надежду, однако этого делать не стоит. Служители храма советуют таким людям прийти в храм Божий, исповедаться и раскаяться, причаститься и начать менять собственную жизнь, дабы на божественном суде не отправиться в страшные руки сатаны.

Древние изображения

До современных православных верующих людей дошли несколько наиболее древних изображений, что сбереглись в виде настенной росписи в том или ином храме. Широко известной является роспись, датирующаяся 1028 годом в Салониках в храме Понахии Халкеон. Также известным образом является роспись в соборе Святой Екатерины, где и по сей день хранятся два самых древних изображения. Необходимо знать и о том, что в Лондоне в музее Виктории и Альберта располагаются некоторые пластины из слоновой кости, на которой выполнена мозаика с темой Венеция в базилике Торчелло.

На территории бывшей Киевской Руси также существует множество старинных изображений, однако широко известным ликом является данный образ, который располагается на территории Московского кремля вблизи Успенского собора. Помимо этого, копии располагаются практически во всех храмах на территории Российского государства.

Слова святых

Согласно исторических данных в разнообразных священных писаниях существует множество сказаний об этом процессе, и о самом деянии, поскольку о нём высказываются разнообразные святые того или иного века. Известно, что Святой образ держали в руках современные святыни, которые и высказывались о нём, потому что внутренним взором лицезрели последствия разнообразных грешных деяний или упадка духа.

Святой Феофан затворник сказал, что человечество должно быть готово ко второму пришествию Всевышнего. Он считал, что такое событие непременно должно случиться, однако точной даты он не знает, поэтому человечество должно быть готово, для этого необходимо посещать храмы для того, чтобы причаститься и раскаяться.

Известные Святой Иоанн считал, что не стоит угадывать точную дату наступления такого деяния, однако существует множество разнообразных предзнаменований начала конца. Как известно, такими предзнаменованиями являются разнообразные болезни и напасти, а также голод, война и множественные разрушения. Также святой считал, что перед началом конца человечества изменится, и уйдут в бытие божьи законы, в этот самый момент совершится множество различных греховных деяний и зло опуститься на мир.

Таким образом, можно сказать, что ни один Святой не остался равнодушным к общей композиции, которая изображает подробно Райское блаженство праведников и Адские муки грешников, которые попадают в руки к сатане.

Сюжет в картинах художников


Страшный суд был изображён не только в древние времена на различных иконах и храмах, в то же самое время разнообразные художники тех или иных времен на собственных полотнах изображали данную яркую тематику, следовательно, она в свое время нашла место в современной живописи.

У известного Микеланджело имеется особенная фреска, которая выполнена на эту тематику, расположена она на Сикстинской капелле.

Также существует картина, которая неимоверным образом действует на человека, который ее лицезреет. Она выполнена известным Иеронимом Босха. В его работе сюжет Судного дня разделён на три части, в центральной части изображается непосредственный суд, во главе, которого находится Иисус Христос с левой стороны расположен рай, у врат которого стоит Божья Матерь, а справа от Центрального изображения располагается вход, который охраняет сатана. Человек, который хоть раз в жизни лицезрел эту картину может отметить, что композиция является особо реалистичной.

Помимо выше представленных мастеров многие художники использовали в своих работах разнообразные библейские сюжеты страшного суда. Некоторые изображали лишь только его части, иные же пытались воплотить в жизнь полностью всю композицию данного изображения, вследствие таких деяний возникло большое количество различных вариантов, которые, к сожалению, мало приближенные к церковным православным канонам.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Сладкое лобзание": история, значение, в чем помогает и как молиться

Икона Страшного суда

Как бы люди не стремились отстрочить Судный день, все неизбежно. Религия христианство не только осознает жизнь человека на земле, в телесной оболочке, но и не отрицает существование после смерти. Сотворение мира и его последние дни, Библия повествует людям и об этом. Она пророчит вскоре Второе пришествие Иисуса Христа, кое разделит людей на двое: праведников, которые попадут в рай и грешников, которых ожидает соответствующее наказание.

Грядущее явление описывается не только в Священном Писании. Нередко ему посвящаются сюжеты икон. Изображенные образы демонстрируют картины происходящего на Судном дне и такие иконы есть в большинстве храмах России. Каждая икона Страшного суда имеет различное исполнение, однако объединяет их всегда одно – композиция и сцены, подчиненные общепринятым канонам.

  1. Сюжет иконы Судного дня
  2. Основные сцены иконы Страшного суда
  3. Значение иконы
  4. Молитва перед иконой

Сюжет иконы Судного дня

История, рисованная на иконах, в первую очередь будто является изобразительным цитированием Апокалипсиса, который служит основой для сюжета. Описание иконы страшного суда является также каноном древних русских и византийских текстов, на самом деле считается написанной на основе откровений почитаемого святого пророка Даниила.

Первые иконы, вышедшие из-под рук мастеров, имеют очень древнее происхождение. Их относят еще к годам существования великого государства – Византия. Так несколько икон Суда Божьего датируются IV веком. Они изображали известную на тот момент притчу, где разделялись козлы и овцы, и также повествование шлось о десяти девах. Однако сегодняшнее понимание Страшного суда возникло немного позже, но все еще в Византии. Это произошло на грани XVIII века. Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь. Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.

Основные сцены иконы Страшного суда

Икона Страшный суд Божий в первую очередь отличается от остального наличия «светлых» сюжетов, которые пророчит Апокалипсис. На ней изображены и Адам с Евой – первые люди на земле, и апостолы, держащие книги в руках, и ангелы, которые стоят за их спинами. В руках неземных существ – свиток, коей знаменует завершение, финал истории на земле. Они, небесные жители, окружили Даниила, толкуя его пророчество. Кроме того, икона Судный день единственная среди всех православных икон, которая показывает Создателя с сединой, в образе старца. В сопровождении святых Петра и Павла, которые возглавляют ходу, шествуют беспорочные праведники. Этим заканчиваются основные «светлые» сцены и после них следуют «темные». К ним относится Змей (огненная река, где горят человеческие души) – олицетворение всех земных грехов, сидящий или стоящий антихрист, держащий иногда в ладонях душу Иуды, и также четыре царства погибели, вместо которых явится Царство Небесное.

Не лишена икона Второе пришествие Христа сцен, носящих нейтральное значение, где грешники и праведные стоят перед судом. Первые убраны в этнические костюмы, как символ всех народностей мира, а святые распределены по чинам в два ряда. Рай и ад, сцены борьбы бесов и ангелов. Вокруг Земли темный круг, гробница и море – воскрешение мертвых. Добро и зло, но иногда бывает промежуточное явление, и это помогает понять заблудший человек, который не попал ни в рай, ни в ад.

Значение иконы

Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния. Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.

Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.

Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.

Молитва перед иконой

Молитва иконе Страшного суда ориентирована на искупление грехов не только с помощью созерцания, но и произношением заветных слов, подтверждающих искренние намерения. Вот почему молиться перед иконой положено за невольные и вольные прегрешения, дабы получить возможность пройти в Небесное Царство, а также допускается поминание умерших грешников.

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя. Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя. Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!

Читайте также:
Икона София, Вера, Надежда, Любовь: история, значение, в чем помогает и как молиться

История появления иконы Страшный суд Божий, описание сюжета и молитвы

Страшный суд – это каноническое понятие, которое отражается не только в священных писаниях, но и на полотнах икон. Апокалипсиса ожидают как расплату за мирские грехи, каждый христианин готовится предстать перед судом после окончания мирской жизни. Сцены, изображенные иконописцами, это картинки канонического типа, на которых можно увидеть воочию то, что многократно описано посланниками Божьими.

История появления

Первые упоминания об иконах, которые изображают сюжет Судного дня, относятся к IV веку. Это предшествие каноническому сюжету, который был полностью сформирован византийцами к началу XV века. На территории Киевской Руси первое изображение со сценами Апокалипсиса появилось на стенах Кирилловского монастыря. Позднее историки зафиксировали эти изображения на стенах Дмитровского, а также Георгиевского храма.

Немного про сюжет Судного дня

Сюжетность икон вариативна, но при проведении общего анализа специалисты выделили 3 основные темы:

  • доминирование Иисуса как спасителя;
  • борьба ангелов с демонами;
  • изображение небесного рая или рая на земле, к которому стремится любой верующий человек, попавший на Страшный суд.

Основные сцены Суда Божьего

Некоторые изображения требуют пристального толкования. Как правило, полотно построено по типу ярусов. У каждой иконы есть передний и задний планы. Для иконописцев Судного дня существуют определенные правила, которые продиктованы каноном:

  • изображение Адама и Евы как первых земных людей;
  • обозначение черного человека вблизи сатаны (это фигура Иуды, который предал Иисуса);
  • 4 ангела, которые изображаются отдельно, это архангелы, призванные служить Богу;
  • часто встречающиеся изображения книг – это напоминания о том, что все поступки человека будут записаны, а затем зачитаны перед дверью Страшного суда.

Значение иконы в православии

У многих верующих икона вызывает животный страх. На самом деле, ее целью является призыв к переосмыслению жизни человеческой, напоминание о смертности или тленности. Священнослужители отмечают, что это изображение позволяет ощутить священный трепет: это одновременно призыв, угроза и обещание расплаты за грехи.

О чем просят перед иконой

Икона дана православным для свершения покаянных молитв. Это шанс на получение отпуска прегрешений, а также возможность обновления. Перед ликами архангелов, Иисуса, перед телами демонов, изображением Иуды молят о даровании надежды, о возможности искупления или необходимости перемен.

Текст молитвы

Перед изображением принято читать особую молитву, которая помогает осмыслить суть. Текст обращения к Иисусу предваряют прочтением гласа из кондака.

Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1

Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая, река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший.

Читайте также:
Икона Богородицы «Троеручица»: история, значение и в чем помогает

Молитва

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя. Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя. Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!

Икона Страшного суда — о чём молятся перед образом

Христианство — целостное мировоззрение, включающее в себя представления не только о пожизненном существовании человека, но и о посмертном. В Священном Писании можно почитать и о том, как был сотворен мир, и о том, какими будут его последние дни. Согласно этой самой распространенной в мире религии, вскорости нас ждет Второе пришествие Христа. И когда это случится, праведники попадут в рай, а грешники будут наказаны.

В подробностях эти будущие события описаны не только в Библии. Часто посвящены им и сюжеты икон. Образа, представляющие зрителю картины Страшного суда, имеются во многих храмах России. Техника исполнения у них может быть разной. Однако композиция всех икон «Страшный суд» и их сцены обычно определяются канонами.

История сложения

Изображать сцены Страшного суда иконописцы начали уже очень давно. Первые росписи и образа такого типа появились еще в Византии. Известно, к примеру, несколько подобных икон и храмовых росписей, датируемых IV веком. В то время в Византии подобные изображения обычно описывали притчи о разделении овец и козлов, а также о десяти девах.

Канонический сюжет Страшного суда был сформирован также в Византии, примерно к XVIII веку. На Руси подобные иконы начали писать практически с самого крещения. Но самое первое такое изображение было зафиксировано историками на стенах киевского Кириллового монастыря. Несколько позднее сюжеты Страшного суда появились в Дмитровском соборе, церкви Спаса Нередицы и Георгиевском храме.

Читайте также:
Икона пророка Ильи: история и значение, описание, как молиться и в чем помогает

Икона Страшный Суд традиционно включает три темы:

Тема 1. Второе пришествие Иисуса Христа. Спаситель — доминанта иконы. Его часто можно увидеть в окружении Божией матери, Иоанна Предтечи, ангелов или апостолов. Иисус Христос выступает в качестве судьи, который делит людей на праведников и грешников.

Тема 2. Обновление мира. Это различные признаки перемен. Здесь ангелы сражаются с демонами и трубят, нечистые духи и грешники горят в геенне огненной, а души выстраиваются в очередь перед судилищем. Всюду воскресают мёртвые. Аллегорическая земля в виде женщины извергает покойников, то же самое делают птицы и рыбы.

Тема 3. Небесный Иерусалим. Почти всегда вверху изображается город, в котором обитают праведники. Некоторые ещё только направляются туда и изображены в полёте. Обычно это схимники. Всюду парят ангелы, а двое из них сворачивают свиток (небо) — это символ конца мира.

Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь. Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.

На самых ранних иконах изображался не только сам суд, но и сцены из Апокалипсиса. Позднее два этих сюжета были разделены. Изначально канонами определялось лишь то, какие именно сцены должны быть изображены на образе. Их месторасположение иконописцы выбирали сами. Полностью утверждены сюжет и композиция Церковью были только к XVI-XVII веку. К этому времени каждая сцена Страшного суда заняла на иконах свое место.

Тексты, которые повлияли на иконографию Страшного Суда

В разработанной форме иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, «Жития Василия Нового» и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов.

  • Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного суда, было Житие Василия Нового (X век).
  • Видение пророка Даниила (Дан.10—12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвёртое — в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощённому в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).
  • Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие — по грудь, и лишь третьи — по шею», в зависимости от степени их вины.

Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния».

Основные сцены иконы Страшного суда

Икона Страшный суд Божий в первую очередь отличается от остального наличия «светлых» сюжетов, которые пророчит Апокалипсис. На ней изображены и Адам с Евой – первые люди на земле, и апостолы, держащие книги в руках, и ангелы, которые стоят за их спинами. В руках неземных существ – свиток, коей знаменует завершение, финал истории на земле.

Для некоторых образов иконы требуется отдельное толкование:

  1. Тёмные и чёрные фигуры — черти.
  2. Человек в руках сатаны — душа Иуды.
  3. Длинная зелёная змея — ветхозаветный змей-искуситель.
  4. Полуобнаженная женщина — земля.
  5. Мужчина и женщина недалеко от Иисуса Христа — Адам и Ева.
  6. Группа из четвёрых ангелов — самые известные из архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил.
  7. Взлетающие фигуры — воскресшие люди.
  8. Медведь, грифон, лев, рогатый зверь — земные царства, которые погибнут.
  9. Книга — это книга, в которой записаны все добрые и злые поступки каждой души.
  10. Белый и серый зайцы — правда и неправда, соответственно. К христианству не имеет отношения. Символ пришёл из славянской культуры.

Они, небесные жители, окружили Даниила, толкуя его пророчество. Кроме того, икона Судный день единственная среди всех православных икон, которая показывает Создателя с сединой, в образе старца. В сопровождении святых Петра и Павла, которые возглавляют ходу, шествуют беспорочные праведники.

Этим заканчиваются основные «светлые» сцены и после них следуют «темные». К ним относится Змей (огненная река, где горят человеческие души) – олицетворение всех земных грехов, сидящий или стоящий антихрист, держащий иногда в ладонях душу Иуды, и также четыре царства погибели, вместо которых явится Царство Небесное.

Не лишена икона Второе пришествие Христа сцен, носящих нейтральное значение, где грешники и праведные стоят перед судом. Первые убраны в этнические костюмы, как символ всех народностей мира, а святые распределены по чинам в два ряда. Рай и ад, сцены борьбы бесов и ангелов. Вокруг Земли темный круг, гробница и море – воскрешение мертвых. Добро и зло, но иногда бывает промежуточное явление, и это помогает понять заблудший человек, который не попал ни в рай, ни в ад.

Первый и второй ярус

Все сцены на образах «Страшный суд» располагаются обычно в три или четыре яруса. Разумеется, в самом центре этих икон изображается Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Адам и Ева припадают к стопам Иисуса. По обеим сторонам от Христа на этом ярусе стоят апостолы. Выше этой сцены иногда рисуется сам господь Саваоф и ангелы со свитком.

Читайте также:
Икона Романа Сладкопевца: история и значение, как молиться и в чем помогает

Третий и четвертый ярус

Ниже сцены с Христом и апостолами располагается престол с ризой. По обеим сторонам от него рисуются восставшие на суд.

Следующий, самый нижний, ярус занимает обычно значительную часть иконы. Центром композиции в этом месте образа является рука с весами. Под ней, согласно канонам, располагаются сцены битв бесов и ангелов. Также в этом ярусе рисуются круги с царствами, женщиной-землей, ковчегом, морем и лодкой (справа), а также с пророком Даниилом (слева).

Весь нижний ярус, а также третий, пересекает извивающееся тело змея. Слева за кругами нарисованы сцены рая. Справа внизу на иконе «Страшный суд» – изображение ада с Антихристом. Милостивый блудник стоит между этими двумя сценами — в середине. Справа от него изображена процессия покидающих ад ветхозаветных праведников.

Изображение змея

Этот иконографический мотив является уникальным и появился на образах «Страшный суд» относительно недавно. В росписях змей обычно изображается поднимающимся из ада к ногам коленопреклоненного перед Иисусом Адама.

Основой для этой сцены, являющейся одной из ключевых, стал сюжет из Библии о проклятье первого человека Творцом. На теле змея на иконах «Страшный суд» обычно изображается 20 колец. На каждом из них изображена сцена тех мытарств, через которые должна пройти человеческая душа, для того чтобы попасть в Царствие Небесное.

Иногда на иконах вместо змея изображается и огненная река. Этот сюжет известен по произведению «Хождение Богородицы по мукам». В зависимости от степени вины, люди в реке могут быть погружены в огонь по шею, по грудь или по пояс. Иногда на образах «Страшный суд» горящие грешники конкретизируются по социальным группам — знать, коронованные лица и т. д.

Какое значение имеет икона для верующих

Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния.

Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.

Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.

Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.

Молитва перед иконой

Эту икону обычно не рассматривают как образ для чтения молитвы. Она несёт скорее мотивационную нагрузку. Но всё же никто не запрещает молиться и перед ней, если хочется.

Молитва иконе Страшного суда ориентирована на искупление грехов не только с помощью созерцания, но и произношением заветных слов, подтверждающих искренние намерения. Вот почему молиться перед иконой положено за невольные и вольные прегрешения, дабы получить возможность пройти в Небесное Царство, а также допускается поминание умерших грешников.

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя. Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя. Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!

Отче наш

Читайте также:
Казанская икона Богоматери: история, значения и в чем помогает

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Слова святых о Страшном суде

О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда — неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Икона «Страшный суд Божий»

На священном полотне изображается будущий апокалипсис (конец света), который осуществит во время своего Второго пришествия Сын Божий. На православной иконе также демонстрируется последний суд над человеческим родом, сюжет чудесного воскресения от рук Спасителя, сцены мучений в областях ада и блаженства в раю. Православная Церковь утверждает, что эти предзнаменования относятся к каждому, ибо любое деяние имеет свою причину и следствие согласно моральной окраске поступка.

Священнослужители заботятся о спасении душ своей паствы и часто напоминают ей о Страшном суде.

Возникновение сюжета

Сюжет конца света с древнейших времен передается при помощи изобразительных средств, отчасти и потому, что Единый Господь лично предсказывал Второе пришествие Сына в красочных визуальных образах. Бог говорит: солнце и луна перестанут давать земле свое сияние, звезды упадут с небосвода; именно тогда человек увидит знамение о скором и очередном пришествии Мессии, весь люд восплачет и узрит Христа, сияющего славой и могуществом.

Далее, Христос соберет собственное войско ангелов, развеивающих темноту и страх звуками труб, и произойдет апокалипсис.

  • Истоками иконографии с сюжетом Страшного суда являются фресковые изображения IV столетия на стенах катакомб. В V и VI вв. появились отдельные части этого христианского сюжета, а в середине VIII в. появились цельные композиции, объединившие фрагменты.
  • Несколько позже сюжет стали применять в росписи интерьеров византийских и русских соборов, он также широко распространился в западном католицизме. В Кирилловой обители, находящейся в Киеве, создавалось древнейшее отечественное изображение конца света (XII век). Картины Божьего суда также можно было видеть в новгородской церкви Спаса, в Дмитровском соборе города Владимира и Георгиевском храме Старой Ладоги.
  • Композиции конца света по воле Божьей появились на Руси сразу после Крещения. Изображения являлись действенным средством, позволяющим обратить идолопоклонников на сторону христианского учения. Именно картину Страшного апокалипсиса увидел князь Владимир, избравший для русского народ путь православной веры.

Важно! Главная особенность полотна состоит не в том, чтобы исключительно напугать человека, но призвать к размышлениям о собственной греховной природе и будущему покаянию. Священная икона учит не отчаиваться перед различными напастями и не терять веры в милосердие Бога.

Именно покаяние есть обязательное условие для достижения Небесной обители, гордыня же и другие пороки приведут к усугублению горестного и страждущего положения всякого неверующего.

Читайте об иконах в православии:

Значение иконы

В Православии XI-XII столетия вопрос покаяния — это настоящая духовная практика для народа, а не обычная тема богословских трактатов. Идея смирения перед справедливой волей Господа проскальзывает в трудах знаменитых христианских святителей, в летописях. Авторы иконы Божьего суда преследуют ту же цель, они пытаются склонить людей к покаянию, которое дарует прощение всех грехов. И человек вскоре задумывается о том, что ожидает душу после кончины земного бытия, что произойдет после суда и воскресения.

Читайте также:
Иконы Афона: описание и история, значение, в чем помогает и как молиться

Возникает моральная дилемма: остаться привязанным к конечным богатствам материального существования или пренебречь всем низменным и отдать собственное эго во власть Того, кто распоряжается всем и дарует все.

Однако сложность при рассмотрении этой темы состоит в том, что икона дает представление о событиях, которые только должны произойти. Обычному человеку легче ориентироваться на прошлое, потому что опыт является подтверждением содеянного. Именно здесь, в вопросах воскресения, суда и вечной жизни у престола Господа, человеку приходится полностью полагаться на веру и Священные рукописи. Смиренное и покаявшееся мировоззрение мистическим образом постигает то, что не способен видеть невежественный разум, ограничивший себя условными рамками.

Важно! Значение иконы с изображением Страшного суда состоит в стремлении показать будущие события Второго пришествия. Здесь дается понять, что тело и все материальное подвержено уничтожению, но бессмертная душа способна избавиться от страданий, совершив истинный выбор.

Вспоминая об этой иконе, сторонники Православия пытаются донести до мирян мысль о личном покаянии. Они добавляют, что Единый Бог бесконечно милосерден как извечный Отец, а также справедлив в качестве Судьи, который воздает каждому по его свершениям. Поэтому человек должен проанализировать собственное мировоззрение и помнить об ответственности за личную деятельность, не злоупотребляя высшим добром.

Церковь внушает идею об исправлении и покаянии, пока еще существует возможность и не настал Страшный суд.

Толкование святого образа

В центральной части композиции находится Спаситель, пришедший судить мир, рядом с ним Богородица и Иоанн Креститель, которые желают оправдать человечество. У ног святых располагаются первые люди Адам и Ева. По обе стороны от центрального фрагмента — 12 апостолов, держащие в руках открытые писания. За ними стоят Небесные стражники во главе с архистратигом Михаилом. Войско вскоре призовет человечество на суд звуком труб. Ниже апостолов демонстрирует грешный народ, идущий на суд.

    В верхней части композиции чаще находится образ Бога Саваофа, который сбрасывает с небес своих ярых ненавистников в демоническом обличии. Небо здесь представлено в виде развернутого свитка и символизирует пришедший конец света.

Великая икона символически повествует православному народу о Втором пришествии Спасителя и Его суде над всеми грешниками. Композиция составлена из нескольких сюжетов, повествующих о главных воззрениях христианского учения. Икона призвана напомнить человеку о важности покаянии, которое является главным основанием для достижения Царствия Небесного.

Икона Страшного суда

Как бы люди ни пытались отложить Судный день, все неизбежно. Религия Христианство не только реализует жизнь человека на земле в телесной оболочке, но и не отрицает существование после смерти. О сотворении мира и его последних днях говорит Библия. Вскоре она пророчествует о втором пришествии Иисуса Христа, которое разделит людей на две части: праведников, которые пойдут на небеса, и грешников, которые в результате будут наказаны.

Приходящее явление описано не только в Священном Писании. Ему часто посвящают сюжеты-иконы. На изображениях изображены картины происходящего в Судный день, и такие иконы можно найти в большинстве церквей России. Каждая икона Страшного суда имеет разное исполнение, но их всегда объединяет одно: композиция и сюжеты, подчиненные общепринятым канонам.

  1. Сюжет иконы Судного дня
  2. Основные сцены иконы Страшного суда
  3. Значение иконы
  4. Молитва перед иконой

Сюжет иконы Судного дня

Рассказ, нарисованный на иконах, в первую очередь, представляет собой иллюстративную цитату из Апокалипсиса, которая служит основой сюжета. Описание иконы Судного дня также является каноном древнерусских и византийских текстов, на самом деле считается, что оно написано на основе откровений почитаемого святого пророка Даниила.

Первые иконы, вышедшие из рук мастеров, имеют очень древнее происхождение. Они восходят к годам существования великого государства — Византии. Следовательно, несколько икон «Суд Божий» датируются 4 веком. Они представляли собой известную в то время притчу, в которой разделились козы и овцы, и в этой истории также говорилось о дюжине девственниц. Однако сегодняшнее понимание Страшного суда возникло несколько позже, но еще в Византии. Произошло это в начале 18 века. Что касается России-матушки, то икона Страшного суда стала появляться практически сразу после крещения. Первым монастырем, где заметили эту икону, историки называют монастырь Святого Кирилла. Позже было замечено, что сюжет иконы полностью разделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что и стало причиной их официального разделения.

Основные сцены иконы Страшного суда

Икона Страшного Суда Божьего отличается в основном от остальных присутствием «светящихся» предметов, предсказанных Апокалипсисом. На нем изображены Адам и Ева — первые люди на земле, апостолы, держащие книги в руках, и ангелы, стоящие за ними. В руках сверхъестественных существ — свиток, знаменующий конец, окончание земной истории. Они, небесные жители, окружили Даниила, истолковывая его пророчество. Также икона Судного Дня — единственная среди всех православных икон, изображающая Седого Творца в образе старика. В сопровождении Святых Петра и Павла, которые возглавляют марш, марш справедливых и непорочных. На этом основные «светлые» сцены заканчиваются, за ними следуют «темные». К ним относятся Змей (огненная река, в которой горят человеческие души) — олицетворение всех земных грехов, сидящий или стоящий антихрист, иногда держащий в ладонях душу Иуды, а также четыре царства разрушения, вместо которых Царство Небес появится.

На иконе Второго пришествия Христа есть сцены нейтрального значения, в которых грешники и праведники предстают перед судом. Первые одеты в этнические костюмы, как символ всех народов мира, а святые распределяются шеренгами в два ряда. Рай и ад, сцены борьбы демонов и ангелов. Вокруг Земли темный круг, гробница и море: воскрешение мертвых. Хорошо и плохо, но иногда есть промежуточное явление, и это помогает понять заблудшего человека, который не попал ни в рай, ни в ад.

Значение иконы

Икона Суд Божий, исходя из общих толкований, может вызывать чувство страха, ужаса, но каждого человека, нравится ему это или нет, в конечном итоге ждет Страшный суд, где все действия будут оценены. Верховный судья — Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия суждено решить судьбу человека, отправив его душу в вечный покой или мучения.

Главное, в чем суть всего изображенного — не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, чем занимается, если искренне верит и раскаивается, допустив ошибку.

Следовательно, церковное значение иконы Апокалипсиса — осознание грехов и покаяние.

Читайте также:
Икона Романа Сладкопевца: история и значение, как молиться и в чем помогает

Молитва перед иконой

Молитва к иконе Страшного Суда направлена ​​на искупление грехов не только созерцанием, но и произнесением заветных слов, подтверждающих искренние намерения. Поэтому перед иконой необходимо молиться за непроизвольные и умышленные грехи, чтобы иметь возможность войти в Царство Небесное, а также можно поминать умерших грешников.

Словно на твоем ужасном и беспристрастном стоит престол суда, Христос Бог, и возносит осуждение и произносит слово о зле, которое я совершил: теперь, еще до того, как настали дни моего осуждения, у твоего святого жертвенника, который стоит Перед вами и перед вашими страшными и святыми Ангелами, простертыми перед моей совестью, я совершаю свои обманчивые и незаконные действия, которые я проявляю и осуждаю. Смотри, Господи, смирение мое, и прости все мои грехи, смотри, чтобы беззаконие мое умножилось больше, чем волос на моей голове. Никому не больно? Разве грех не был совершен? Какого зла я не представлял себе в душе? Каждое мое чувство и каждый аромат испорченного, испорченного, непристойного были созданы, создавая дьявола во всех отношениях. А мы, Господи, как беззаконие мое превзошло мою голову. Но есть неизмеримое множество ваших состраданий, и милосердие невыразимо, ваша доброта невинна, и нет греха, превосходящего вашу человечность. Все-таки Совершенный Царь, добрый Господь, удиви меня милосердием грешником, покажи добротой свою силу и явь силу доброго милосердия, а когда обернешься, прими меня, грешника. Примите меня, как вы приняли блудника, вора, блудницу.

Прими меня неизмеримо и на словах, и на делах, и в суетной похоти, и в безрассудных помыслах, согрешив. И как если бы в одиннадцатый час я принял пришедших, которые не сделали ничего достойного, так что примите меня, грешника: многие согрешили, и осквернили, и огорчили ваш Святой Дух, и огорчили ваше человеческое чрево, и действиями, и словом, мыслью и днями, как явными, так и непроявленными, добровольно и неохотно. И мы, как бы представляя мои грехи передо мной, вот что вы сделали мною, и слово мучаете вместе со мной, в своих умах согрешивших не прощенных. Но, Господь, Господь, не позволяй своему праведному суду вернуть меня своим гневом, накажи меня своим гневом.

Помилуй меня, Господи, потому что не только я слаб, но и твое создание. Ты, Господи, навел на меня свой страх, но я творил зло перед тобой, ты согрешил один. Но, пожалуйста, не вступай в суд со своим слугой. Если беззаконие назриши, Господи, Господи, кто будет сопротивляться? Я бездна греха, и я достоин ее, внизу я удовлетворен взглянуть и увидеть до высоты небес от множества моих грехов, они бесчисленны. Разве не грехи соблазнили Киими бо? Разве Киими не сдерживает зло? Каждый грех совершен, всякая нечистота вложена в мою душу: это было бы непристойно для Тебя, мой Бог, и для человека. Кто воскресит меня в засранце и экстатическом зле падшего греха?

Господи, Боже мой, в твоих надеждах: если есть надежда на спасение для меня, если твоя любовь к людям восторжествует над моими многочисленными беззакониями, разбуди меня Спасителем и по милосердию и милосердию Твоему ослабь, оставь, прости мне все , древо твоего греха, сколько зол совершится душа моя, и спасение надежды во мне. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и не вознаграждай меня по моим поступкам, и не осуждай меня по моим поступкам, но обращай, ходатайствуй, спаси мою душу от зла ​​и жестоких представлений, которые нарастают до этого. Спаси меня ради твоего милосердия: даже там, где умножается грех, твоя благодать преизобилует. Даруй мне слезы раскаяния и нежности сердца, возвышая падших до его удела, за них я очищу себя от всякого греха, ибо место имама ужасно и грозно, тела разделятся: тогда множество, мрачных и бесчеловечные демоны стряхнут меня с меня и не будут сопровождать или освобождать никого, чтобы помочь, но мои дела осудят меня. Для этого, прежде всего, в покаянии, прими меня и никогда не покидай меня, раба своего, но всегда пребывай во мне, не предай меня подстрекательством к змею и по желанию сатаны, не покидай меня, ибо есть семя тли во мне.

Ты, возлюбленный Господь Бог, Святой Царь, Иисус Христос, сохрани меня своим Святым Духом, с ним ты освятил своих учеников. Даруй, Господи, мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: просвети мой разум светом понимания Твоего святого Евангелия, просвети душу любовью креста Твоего, сделай мое сердце белым твоим словом, исцели мое тело с твоей страстью без страсти, спаси мою мысль своим смирением и вознеси меня к практике Твоих заповедей, и дай мне с веселым сердцем и трезвой мыслью провести всю ночь этой жизни, ожидая прихода ярких и раскрыл твой день. Ты, Господь, Свет, больше любого света, Радость, больше любой радости, Надежда, больше любой надежды, Истинная жизнь и Спасение, которое длится во веки веков. Аминь!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: