Икона Божией Матери “Донская”: история, значение и чем помогает, молитвы и акафисты пред иконой

Описание и значение иконы Божией Матери Донская и в чем помогает образ, тексты молитв

«Донская» — так называется икона Божией Матери, которой христиане молятся в тяжелые для страны времена. Люди верят, что Пренепорочная Дева спасет их в минуту опасности, прикроет своим покровом, убережет от бед, несчастий, болезней. Оригинал святыни, написанной еще в 14 веке, хранится в Третьяковской галерее. В честь святейшего образа построен Донской монастырь, в котором находится копия иконы.

История происхождения Донской иконы

Донская икона Божьей Матери не один раз спасала Россию в трудные времена, помогала князьям и полководцам одержать победу в войне с захватчиками. За многовековую историю образ столько раз демонстрировал свою чудодейственную силу, что ни у кого из христиан не возникает никаких сомнений в ее божественности. Эта святейшая икона озарена Божьей благодатью, которая распространяется на всех верующих, молящихся перед ней.

С «Донской» связывают победу Дмитрия Донского в Куликовской битве. Существует легенда, будто казаки подарили этот образ князю перед битвой с татарами. Правда, многие историки опровергают такую версию, ведь в те времена казачества еще не существовало. Хотя христиане верят, что именно заступничество Пренепорочной Девы помогло российскому войску победить полчища татарского хана Мамая.

Само название «Донская» икона получила только в 16 веке. Вначале в Донскую переименовали Успенскую Коломенскую церковь, построенную Дмитрием Донским, а потом и хранившуюся в ней икону.

Какое-то время святыня хранилась в Симоновом Успенском монастыре, в 16 веке ее перенесли в Благовещенский Собор Московского Кремля. Некоторые историки предполагают, что образ хранился в Успенском коломенском соборе. Именно перед этой иконой молился сам Иоанн Грозный перед казанским походом. Позже святейший образ помог защитить Москву от татарского хана Казы II Гирея. В честь чудотворной силы, идущей от иконы, был возведен Донской Монастырь, для которого специально нарисовали копию с «Донской».

В конце 16 века этим образом благословили на царство Бориса Годунова. В 17 веке святыню взял с собой в поход князь Василий Голицын. В конце 17 века образ какое-то время хранился в покоях царевны Натальи Алексеевны, а потом икону вернули в Благовещенский собор. Когда в Москву пришли войска Наполеона, пропали драгоценные камни с оклада святейшего образа. В годы революции старинное изображение перенесли в Исторический музей. Начиная с 1930, икона хранится в собрании Третьяковской галереи. Церковью установлен праздник в честь святыни. Каждый год 1 сентября образ привозят в Донской монастырь и совершают перед ним праздничное богослужение.

Существует несколько версий касательно авторства иконы. Некоторые историки предполагают, что образ нарисовал сам Феофан Грек или кто-то из его мастеров. Есть версия, что икону написал Игнатий Грек. Возможно, святыня была создана сербским мастером моравской школы.

Каждый исследователь отмечает высокое качество работы, на которое были способны лишь некоторые художники того времени, например, Феофан или его ученики. Время создания — конец 14 века. Возможно, икона была заказана княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского, в годы войны с захватчиками для того, чтобы помолиться и попросить Богородицу о заступничестве.

Описание и значение в православии

Святейший образ под названием «Донская» является двусторонним. Изображение Богоматери на нем имеется на лицевой стороне и на обороте. Правда, сюжет на картинах различный. На лицевой стороне изображена Божья Матерь, к щеке которой прильнул Младенец, будущий Спаситель. Изначально святые фигуры рисовались на золотистом фоне. На подлиннике, дошедшем до наших дней, не сохранились нимбы вокруг головы Богоматери и ее Сына. На рисунке Пренепорочная Дева поддерживает правой рукой святейшего Младенца, крепко прижимающегося к ее телу.

Иисус Христос правой своей ручкой благословляет людей. В левой ручке Спасителя, которая лежит на коленке, прикрытая гиматием, — свернутый свиток. Обнаженные до колен ножки младенца находятся на запястье Богородицы.

Пренепорочная Дева одета в мафорий вишневого оттенка. Ее одежда украшена вышитыми звездами и бахромой. На голове Богоматери — синий чепец. Святейший Младенец одет в охряный хитон, украшенный синим нашивным украшением. Одежда Спасителя пестрит золотистыми штрихами. Свернутый свиток, который держит Господь, перевязан золотым шнурком. Образ пропитан почтением и Божественной силой. На лице Богоматери печаль, она словно предвидит трагическую кончину своего сына. В то же время икона умиляет своей добротой, сердечностью, мягкостью.

На обратной стороне святыни изображено Успение Богородицы. В отличие от рисунка на лицевой части, это изображение отлично сохранилось. В центре композиции изображена лежащая на ложе умершая Богоматерь. Возле нее стоит Иисус Христос и держит ее душу, символически показанную в образе младенца в пеленках. Окружают ложе умершей 12 апостолов и 2 епископа. Перед смертным одром Богоматери стоит горящая свечка, символизирующая угасание жизни. На лицах апостолов видна скорбь, ведь они пришли проститься с Матерью своего Учителя.

Святейшая икона была нарисована в те далекие времена, когда русскому народу приходилось постоянно воевать с захватчиками, защищать свои земли от набегов кочевников. Каждый раз перед битвой верующие молились перед образом и просили его помочь одержать победу. Пренепорочная Дева всегда помогла молящимся. Богородицу почитали за все ее милости, а образ считали чудотворным.

О чем просят перед образом

Икона «Донская» с изображенной на ней Богородицей и святейшим Младенцем считается чудотворной. Ее освятил сам Всевышний. Христиане верят, что, помолившись перед святыней, искренне раскаявшись в грехах, люди могут попросить Пренепорочную Деву о милости. Ведь Богоматерь может упросить своего Сына не карать строго грешников, смилостивиться над ними и даровать им спасение. Перед иконой молятся, когда наступают тяжелые времена. Святейший образ помогает защитить страну от нападения врагов, одержать победу над неприятелем. Молитва к Богоматери обращает в бегство врагов, сохраняет жизнь воинам.

К Пренепорочной Деве обращаются за благословением перед началом нового дела. Богоматерь просят защитить людей во время путешествия. Верующие молятся, чтобы Божья Матерь избавила их души от греха, направила на путь праведный детей, поддержала стариков в старости. Богородицу просят помочь излечиться от болезней, смягчить злое сердце, даровать всем мир, покой и любовь. К ней обращаются, когда хотят примирить враждующих или оправдать оклеветанных. Верующие просят, чтобы Богоматерь прикрыла их своим покровом, защитив от огня, меча, злого умысла.

Читайте также:
Икона святого Трифона: история, значение, в чем помогает и как молиться

Где можно найти списки

Оригинал «Донской» хранится в Третьяковской галерее. Нарисовано огромное количество копий, которые находятся в различных церквях России. Каждый список имеет чудотворную силу и помогает в трудные дни. Существует самая древняя копия «Донской», сделанная еще в конце 14 века. Оклад этого образа украшен серебром и позолотой. Какое-то время древний список находился в Троице-Сергиевой Лавре. Подарил копию монастырю князь Владимир Андреевич, брат Дмитрия Донского. Позже икону перенесли в Москву. Затем сделали два списка и отправили их в Коломну. Одна копия находилась в Успенском соборе и в наши дни.

В давние времена, когда удалось защитить Москву от войск крымского хана Казы-Гирея, сделали список для Донского монастыря, построенного в местах сражения с неприятелем. Древняя копия, вместе с оригиналом, хранится в Третьяковской галерее. В настоящее время в Донском монастыре есть списки со святейшего образа, сделанные в 17 веке.

Тексты молитв

Существуют специальные молитвы, которые написаны, чтобы произносить их перед святейшей иконой «Донской». Помолиться можно дома или в церкви, в которой находится этот образ. Желательно выучить слова молитвы наизусть. Если это не получится, можно прочитать текст с молитвослова. Дома, прежде чем молиться «Донской», нужно купить эту икону в церковной лавке.

Первая

В первой молитве восхваляется Богородица. Верующие считают ее своей заступницей. Ведь в древние времена святейший образ обратил в бегство полчища врагов, спас Москву. Пренепорочная Дева может защитить города от нападения неприятеля, людей – от смерти. Верующие просят, чтобы Богоматерь осушила их слезы, превратила плач в радость, утешила в дни бедствий. Христиане молятся, чтобы Пренепорочная Дева даровала людям терпение в скорбных жизненных обстоятельствах. Люди просят, чтобы Богородица подала каждому по его нужде.

В силах Богоматери наставить на путь праведный ребенка, подбодрить в унынии, поддержать в немощной старости. Верующие просят, чтобы Пренепорочная Дева посетила их в дни болезней, смягчила злые сердца, даровала всем мир, любовь, братолюбие. В силах святейшей Богоматери примирить враждующих и оправдать оклеветанных.

Христиане просят, чтобы Богородица истребила пороки и защитила от праведного гнева Божьего. Верующие молятся, чтобы Пренепорочная Дева своею молитвою и покровом оградила их от вражеского нашествия и голода. Люди просят прощения за свои прегрешения.

«О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь».

Вторая

Во второй молитве верующие искренне просят Пренепорочную Деву принять их просьбы. Христиане молятся, чтобы Богородица освободила душу от грехов, помогла очистить совесть, сняла с человека бремя тяжкое. Верующие просят исправить их ошибки, спасти их, детей от бед и болезней. Люди молят даровать им терпение вынести все беды, изгнать лень, гнев, зависть, уныние, пороки из души. Пренепорочную Деву просят примирить враждующих и оправдать оклеветанных. Богородицу молят защитить людей своим покровом от всякого зла.

«О Всемилостивая Мати, Пречистая Дево Богородице! Услыши и приими моление мое. Призри на язвы души и тела моего, греси юности, забвеннии и утаеннии, отягчают совесть мою, омый мя струями слезными, сними бремя тяжкое, укрепи мя, да сотворю плоды достойныя покаяния. Тернием скорбей усыпан есть путь мой. Вем, яко правда Божия накажет мя, умоли милосердие Божие о мне. Призри на стенание мое, и исправи путь мой, и спаси мя и чада и ближния моя. Буди ми сокровище веры и Хранительница благочестия. Даруй несокрушимое терпение в бедах, от веры проистекающее. Изгони гнев, зависть, уныние, памятозлобие, нечистоту, леность; сими и большими пороки недугует душа моя! Примири враждующих, оправдай оклеветанных, просвети нас, Владычице, светом Сына Своего и даждь нам глаголати другом и чадом своим слово истины, твердое в правде, мирное любве ради, растворенное благоразумием, посети в болезнех и печалех сущих, да вси, под державным покровом Твоим сохраняеми, безбедно Царствия Небеснаго достигнем, хвалу воздающе за вся Человеколюбцу Богу всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Преподобная Мария Египетская

Я хочу сегодня поговорить о преподобной Марии Египетской о том, что связано с ней. Я уверен, что многие неоднократно слышали её житие, но жития святых имеют то же свойство, что и Евангелие — как пишет святой Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей — что перетираемые между пальцами лепестки благовонных растений тем более пахнут, чем более трутся. И вот мы, одно и то же слушая ежегодно, всё больше и больше проникаемся какими-то очень важными мыслями. Уже по священству много-много лет — более двадцати — слушая и читая житие Марии Египетской, я не устаю его читать, и мне кажется, что я его читаю впервые.

Читайте также:
Икона святого Сергия Радонежского: история, значения, в чем помогает и как молиться

Итак, во-первых, я бы хотел обратить ваше внимание на то, на сколько силён и страшен блуд. Блуд имеет такую магическую власть над человеком, он есть некое таинство, — т.е. блудные отношения есть некое антитаинство, если они совершаются вне брака, — что человек погружается в них целиком и полностью. Это блудное действие совершает такую атаку на сознание, что человек рискует попасть в полное рабство блудным желаниям, мышлению, мировоззрению, ну и, соответственно, действиям.

Преподобная Мария потеряла девственность в нежнейшем юном возрасте, в котором девочки на востоке выходят замуж: в 12-13 лет они уже готовые невесты. Да и наши, между прочим, девчонки — они уже в 13-14 лет как бы созревают для того, чтобы. Начинаются месячные, значит женский организм созрел для того, чтобы рожать. Т.е. хочешь ты этого или не хочешь, а у них уже мысли движутся в некоторую сторону. И мы их тянем до тридцати лет: карьера, образование, всякое такое — а она уже давно созрела как женщина, и она уже готова рожать. В этом есть большой вопрос, между прочим. Т.е. классическое общество, в котором девочки выходят замуж раньше, чем в современном, — таком прилизанном и брехливом, с галстуками и вечерними платьями западном обществе, — более здоро́во, потому что они вступают в законы естества согласно расцветшему организму. А у нас всё непонятно, мы находимся в какой-то странной парадигме.

Мария очень рано потеряла девственность, очень рано потеряла целомудрие, и она полюбила блуд. Я не знаю, обращали вы на это внимание или нет, но она полюбила блуд, она в него просто влюбилась. И она совершенно искренне считала, что блуд — это смысл жизни. Это сладко, это мистично, это таинственно, это запредельно, это что-то такое совершенно из другого мира. Это выше всяких мозгов: мозги здесь отключаются, потому что мозги вообще не могут понять, что происходит. И она беспрестанно блудила семнадцать лет, день за днём, и по много раз в день, без угрызений совести и без сомнения в том, плохо это или хорошо. Как это может быть плохо, если это хорошо? Это сладко, вкусно, приятно и т.д. Это стало для неё смыслом жизни. Она в этом смысле была честной блудницей. Это чрезвычайно важный момент, потому что история проституции, а особенно история, преломленная через XIX век, предполагает, что вот женщина бедная, честная, хорошая, но не могущая детей прокормить, идёт на панель, потому что денег нет, а нужно как-то заработать, и она торгует собой. Это общая тема в рассуждениях об этом писателей, моралистов, философов, романистов, беллетристов, кого хочешь. А на самом деле это всё ерунда: блудят только те, кто любит блудить. Любишь блуд — блудишь, не любишь блуд — не блудишь. Конечно, там есть ещё какие-то такие пограничные состояния, когда не любишь, но, так сказать, идёшь на поводу у греха, потому что надо есть что-нибудь тебе и твоим детям, но в принципе, главная константа — блудят только те, кто любит блудить. «Я не хочу быть ни прачкой, ни швеёй, ни водителем автобуса, ни менеджером в офисе, ни кем-то ещё, а я хочу, чтобы меня привезли, накормили, обслужили, заплатили, напоили и увезли обратно». И всё. Вот они любят это дело. Вот Мария — это такая честнейшая блудница. Если бы её спросили сегодня, например, на ток-шоу каком-нибудь: «Слушай, Мария, ты такая развратница, тебя все любят, ты такая красивая, неотразимая. Ты почему это делаешь?» — она бы честно сказала: «Да мне просто нравится». И всё. А эти все разговоры — что денег не хватает, мама старенькая, дети учатся — это всё ерунда. «Мне просто это нравится, я ничего другого делать не хочу, я хочу этим заниматься». Понимаете? Так оно везде и есть, во всём мире, потому что блудниц миллионы: зарегистрированных, не зарегистрированных, стоящих на панелях или где-то там ещё обслуживающих клиентов. И все они рассказывают сказки про то, что жизнь тяжёлая, детей нужно кормить. На самом деле, просто нравится.

Вот Мария была очень честной блудницей, и это её спасло. Если бы она выдумывала себе оправдания, ничего бы не получилось. Она пряла, ткала, всякую другую работу исполняла чтобы есть, чтобы хлеб получать, чтобы зарабатывать себе на жизнь. А блудила она из одного только удовольствия. Это совершенно удивительное явление в мире, потому что подавляющее большинство блудниц ещё и сребролюбицы. Они, зарабатывая телом, прекрасно понимают, что они конвертируют свой блуд в деньги. Они их копят, собирают, и потом как-то пытаются жизнь свою устроить, накопив какие-то деньги. Мария денег за блуд не брала, только поэтому она и спаслась. Если бы она к цепям блуда добавила цепи сребролюбия, то всё — она бы не спаслась. Она была честная развратница, развратница без всяких угрызений совести. Семнадцать лет, день за днём, с утра до вечера и с ночи до утра без передышки. Это очень важно себе заметить, потому что сегодня таких марий есть очень много. Она одна такая святая, которая взошла на небо, а в принципе, их же есть тысячи и тысячи, десятки, сотни тысяч таких марий, которые не собираются каяться, которым нравится, которые зарабатывают так, которые придумывают себе всякие оправдания и объяснения. И потом заметьте, что она плывёт в Иерусалим. Т.е. лукавый позволяет ей сесть на корабль, поплыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста, потому что он-то знает, что это его добыча, что она у него в руках плотно. Он позволяет ей ездить куда хочешь: «Куда хочешь, туда и езжай, всё равно ты моя. Хоть в Иерусалим, хоть на Афон езжай». И она на корабле блудит, в Иерусалиме блудит, т.е. там продолжается то же самое. Это такая очень интересная вещь: возле святых мест грех гуляет с наибольшей интенсивностью. Там, где есть некая святость, вокруг этой святости завихриваются потоки греха: люди там с ума сходят, греша. Там, где много Бога, там много и его врага. Враг лезет туда, где Бога много, он там пытается настроить свою «радиоволну» и с неё вещать свои мысли. Поэтому лукавый ведёт её в Иерусалим, в храм Господний: «Всё, пожалуйста, давай иди, всё равно ты моя». И вот там уже происходит обращение.

Читайте также:
Икона Евгения Севастийского: история и значение, в чем помогает и как молиться

Она была неграмотной женщиной. Возле иконы Божией Матери она перетерпела некое такое возбуждение от сна, т.е. совесть её впервые затревожилась от вопроса: «Почему все заходят в храм, а я не могу?» До этого семнадцать лет она абсолютно не тревожилась в душе своей от того, что делала.

Когда вы, друзья мои, встречаетесь с грешниками, которые на голубом глазу говорят: «А что такого? Нормально всё, я живу себе и живу», — которые грешат, богатеют разными извращениями, воровством, содомскими упражнениями, чем хочешь, не удивляйтесь. Конечно, нельзя не удивляться, потому что удивительно, но из жития Марии мы узнаём, что, оказывается, можно жить абсолютно адской жизнью и совершенно не мучиться совестью. Впервые только в Божием храме она ощутила эту некую руку, упёршуюся ей в грудь и не пускающую её в церковь. Вот как важны наши храмы, в которых совершается богослужение.

Сколько раз мы, священники, наблюдаем это зрелище, когда люди приходят в храм, и в какие-то моменты, например, вдруг тошнота подкатывает к горлу, человек выбегает и блюёт. Или, например, в обморок падает. Или бледнеет, синеет, зеленеет, трясётся вдруг. Что это такое? Это сто раз видел я, и наверняка каждый священник это тоже видел не менее ста раз в своей жизни. А вот так вот. Церковное богослужение настолько сильно влияет на человеческую жизнь, настолько явно возвещает нам Бога Живого, что Бог Живой действует на душу мёртвую. Эта мёртвая душа вдруг начинает трепыхаться, оживать, дёргаться и иногда проявлять своё возвращение к жизни через плач, крик, обморок, трясение, стенание, рвоту, что-нибудь ещё такое. Это мы наблюдали очень много раз. Храмы очень важны. Храм Божий — это не квартира, в которой читают Евангелие, храм Божий — это место живого присутствия Живого Бога. Вот Он здесь есть. И люди приходят в храм Божий, переступают его порог, и вот он стоит-стоит, всё нормально, потом вдруг раз — позеленел, раз — упал, упал и не дышит. Говорят: «Ты чего упал-то? Так хорошо тут». Тут-то хорошо, а у него внутри всё плохо. Вот когда «хорошо» и «плохо» встречаются между собой, то человеку очень трудно устоять на ногах. То, что хорошо, душит то, что плохо в нём, и он падает навзничь, как будто его пулей сразили во время боя.

Так что Мария обратилась к Богу в храме, это очень важно. В храме, на богослужении. Потом очень важно, что она вышла из храма, заручившись поддержкой Божией Матери. Дали ей какие-то пару копеек в руку, она пошла к берегу Иордана, чтобы пойти за Иордан и там найти себе покой. И она причастилась. Здесь, вообще, взрыв нашей церковной реальности: она причастилась не исповедуясь. Если бы она начала исповедоваться и рассказывать все свои гадости, которые она творила семнадцать лет подряд, не переставая, то любой священник взял бы палку и выгнал её вон из храма, и не причастил бы её. Но она причастилась без исповеди. Она покаялась перед Божией Матерью, поцеловала крест Господний, услышала от Божией Матери: «Иди за Иордан, там будет тебе покой», — и она пришла в церковь Иоанна Предтечи на берегу Иордана и там причастилась. Она вообще только два раза в жизни причастилась. Если бы сегодняшнюю дисциплину навесить на блудника кающегося, то блудник кающийся никогда не причастится. И это есть вопрос. Как же нам поступать? Вот приходит человек, обременённый тысячами грехов: всякими гадостями, всякими мерзостями, всякими злодействами, всякими неправдами, всякими извращениями — и ты слушаешь его. Если брать по Типикону или по Правильнику, по книжке со сроками епитимьи, то нужно гнать его лет на сорок из храма. А реально что делать? А реально нужно, очевидно, поступать по Духу Божиему: как Дух подскажет. Потому что если бы Мария не причастилась Святых Тайн, она бы не выдержала сорок семь лет в пустыне, а если бы она исповедовалась в храме, устно рассказывала про свои грехи, то никто бы её не причастил. Она причастилась без исповеди, это очень важный вопрос. Спорьте со мной, ругайтесь со мной как хотите, но житие об этом говорит очень ясно. Она приняла Христовы Тайны, переправилась через Иордан, ушла в пустыню и там осталась на сорок семь лет.

Первые семнадцать лет она боролась с помыслами как с дикими животными, как со зверями: как с шакалами, как с гиенами, как с львами и леопардами. Они грызли её, а она сопротивлялась. Т.е. её мучил блуд, она мучилась от голода, от жажды, от холода ночного. Вообще, в пустынях зимой очень холодно, особенно ночью. Там почему песок, вообще? Потому что там зимой ночью холодно, а летом очень жарко, и там трескается любой камень, он превращается в песок. И она страдала от холода, голода, воспоминаний блуда, разжения в плоти, и прочее-прочее. Семнадцать лет подряд, день в день: как блудила она семнадцать лет подряд, столько лет она и страдала от всех этих вещей. Но Христос крепил её, и Божия Матерь помогала ей, и эта бедная святая женщина дотерпела до конца. А потом через семнадцать лет пришёл к ней покой, продолжавшийся ещё тридцать лет до пришествия в пустыню Зосимы, который причастил её и дал ей возможность уйти с миром в мир иной. Настолько важно причащаться Христовых Тайн, что даже такие вот, по мирским понятиям, конченые блудницы спасаются именно благодаря причащению Святых Христовых Тайн. Пробудившаяся совесть тут же требует Причастия. Как только проснулась совесть, как только есть боль о прожитой жизни, тут же душа желает Причастия. Без Причастия спастись невозможно. Зосима специально пришёл в пустыню, — Господь повёл его, — чтобы Марии причаститься Святых Христовых Тайн.

Читайте также:
Старорусская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Всё это важно для нас, сегодняшних людей, потому что разврат и безобразия — это константы нашего бытия, вы всё это знаете и без меня. Нет жития, есть только вонючая жизнь. И блуд составляет главную составляющую этого букета, этой икебаны греховной, которая нам сплетена и составлена хозяином греховной жизни, врагом Божиим. Поэтому нам всем с вами нужно подружиться с Марией Египетской, нужно полюбить её, нужно обращаться к ней. Когда дети наши начнут смотреть порнографию в интернете, нам нужно будет молиться ей. Когда мы сами начнём дурака валять и разжигаться похотями всякими, достойными пятнадцатилетнего возраста, а хотя нам уже пятьдесят или шестьдесят, нам нужно будет молиться ей. Нам нужно будет молиться ей всегда, когда блуд вступит в свои права и начнёт командовать нашей жизнью. Ведь Христос Сам сказал, что кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Христос называет мир сей прелюбодейным и грешным. Т.е. прелюбодеяние выделяется в отдельную категорию. Грешный — это сребролюбивый, злословный, суетный, лукавый, хитрый, злой, недоброжелательный, — все грехи там, все отдельно. А ещё отдельно есть прелюбодейный. Прелюбодеяние — это отдельный грех. Люди действительно блудники. Не просто празднословцы, жадины, брехуны, сплетники, злословцы, мстители за себя и т.д., они ещё главное — прелюбодеи. Куча брошенных женщин, куча брошенных мужчин. Кстати, бабы стали такими же развратницами, как мужики. Раньше только одни мужики бросали женщин, а сегодня бабы посходили с ума, отбивают чужих мужей, развратничают, творят непонятно что, такие же сумасшедшие стали, как демоны в аду. Всё поменялось, вообще, всё изменилось. У них в голове только — в какой салон пойти ногти красить и какого мужика у какой бабы отбить. Мужики всегда, так сказать, за цокающими каблуками, за короткой юбкой вели глазом, в этом нет ничего удивительного. Но женщины! Женщины стали ещё более развратными, чем мужчины, это факт нашей жизни. Они развратились до корня волос. И вот Господь называет мир сей прелюбодейным и грешным. Всё остальное — это уже другие грехи. Так вот когда мы захотим избавиться от грехов своих, нам нужна будет хорошая помощница. Звать её Мария. Но не Божия Матерь, хотя Божия Матерь помогает всем и везде. Есть ещё одна помощница по имени Мария — Мария Египетская, которая утонула в блуде, но не захлебнулась. Вынырнула, доплыла до берега, на берег вышла и сегодня в раю живёт. Преподобная мать Мария, моли Бога о нас!

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона преподобной Марии Египетской

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Обращение к иконе Преподобной Марии Египетской в большей части направлено на то, чтобы искупить свои грехи и полностью очиститься. Она служит ярким примером того, как можно изменить свою жизнь и стать на путь истинный, впустив в свое сердце Господа.

Иконы святой Марии

То превращение, которое произошло с ней под воздействием Господа, не оставит никого равнодушным. Те, кто хотят изменить свою жизнь и отказаться от греховных помыслов, могут обратится к ней за помощью. Лучше всего сосредоточится получится перед образом святой.

Есть несколько вариантов изображения. Некоторые из них можно найти в храмах. Вот перечень наиболее часто встречающихся:

  • Образ в житии. Она размещается по центру, а вокруг написаны самые важные моменты из ее жизни.
  • Святая, молящаяся Христу и Богородице. Основой для этой иконы стал случай из жизни, который произошел перед входом в храм Воскресения Господнего в Иерусалиме.
  • Встреча ее со старцем Зосимом в пустыне и ее причащение.

Поставьте выбранный лик перед собой и зажгите свечу. Постарайтесь максимально отойти от отвлекающих Вас вещей. Слова, которые идут от чистого сердца, обязательно будут услышаны. Не зависимо от того, какой именно лик Вам попадется на пути, искренняя молитва и глубокая вера, помогут сотворить чудо.

О чем просят у святого лика

Также как и к прочим святым, верующие обращаются к ней за помощью. В чем помогает икона Марии Египетской? Чаще всего это:

  • получение прощения грехов и раскаяние в них перед Богом;
  • преодоление блудной страсти;
  • избавление от пагубных привычек;
  • прощение о совершении абортов;
  • выбор правильного пути;
  • дарование скромности, христианской мудрости, целомудрия.

Все это будет получено только в том случае, если человек сам искренне признает свою вину и попросит Господа помочь ему. В противном же случае, все обращения не будут иметь никакой силы.

Молитва

Хоть старица и жила еще в 5 веке и останки ее были похоронены в пустыне, позже их удалось обрести и представить людям. Некоторое время они покоились в ковчеге в Сретенском монастыре. Пребывает тут и икона Марии Египетской в Москве. Спустя определенный период мощи передали в Государственный исторический музей. К данным святыням постоянно выстраивается целая очередь из христиан, но наибольшее количество все-таки в день памяти.

Его принято отмечать 14 апреля. Все просят ее о помощи и заступничестве перед Господом в том или ином деле. Так как она стала известной из-за своего греховного образа жизни, который кардинально изменила, после Господнего просветления. Поэтому молитва Марии Египетской от блудной страсти наиболее популярна. Вот так выглядит ее текст.

«О великая Христова угоднице, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякие печали и находящие напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угоднице, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да примет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и вовеки веков.

Не стоит думать о том, что как только Вы ее скажете, все сразу измениться. Нужно раскаяться и впустить Господа в свою душу. Вспомните, сколько времени потребовалось самой старице для искупления своих грехов. Но не стоит расстраиваться. Настойчиво идите к своей цели и все получится. Тех, кто действительно верит, Бог никогда не оставит наедине со своими проблемами. Он всегда протянет руку помощи.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Знамение": история, значения, в чем помогает и как молиться

Храни вас Господь!

Вам будет интересно услышать молитву святой Марии Египетской:

Икона Марии Египетской

Жизненный путь Марии Египетской не был простым. Прожив много лет греховной жизнью, женщина нашла в себе силы обрести крепкую веру и стать христианской подвижницей. Святая Мария стала настоящим образцом смирения и благодарности Богу. И по сей день Мария ведет людей к вере и помогает укрепляться в ней на пути к Всевышнему.

История Марии Египетской

Мария родилась в Египте, в возрасте 12 лет попала в Александрию. В те времена Александрия была роскошной и процветающей, а рядом с роскошью чаще всего обитает блуд и другие пороки. Молодая девушка не смогла избежать искушения и предалась распущенности, ставя во главу жизни телесные утехи. Будучи красавицей, она соблазнила многих мужчин. Мария вела такой образ жизни не ради денег — она любила сам грех, и видела в нем высшее удовольствие. Так она жила до 29 лет.

Всю тяжесть своего положения девушка осознала, когда не смогла войти в храм. Мария отправилась в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Туда вели девушку отнюдь не благочестивые мысли — на празднике было много мужчин, с которыми она могла провести ночь. Когда Мария вместе с верующими захотела войти в храм, ее остановила неведомая сила.

Читайте о других святых в православии:

Трижды девушка пыталась войти в храм, и трижды ее оттолкнули. Тогда Мария поняла, как низко она пала, как много согрешила. Она расплакалась и взмолилась перед иконой Богородицы, раскаиваясь в своих грехах. Только тогда Мария смогла войти в храм, помолиться и поклониться.

После женщина ушла в пустыню почти на 50 лет, где молилась и каялась в грехах. Не зная грамоты, Мария цитировала Священное Писание наизусть. Во время молитвы она могла воспарить над землей, ходила по Иордану, ее не трогали дикие животные. Суровым подвигом женщина искоренила в себе все греховные мысли и сделала свое сердце чистым храмом Святого Духа.

Икона Марии Египетской

Подвиг святой Марии вдохновляет людей, икона с ее изображением пользуется почтением у мирян и священнослужителей.

Важно! Икона Марии Египетской помогает бороться со страстями и дает вдохновение для крепкой веры.

Иконы с изображением Святой Марии бывают следующими:

  • Образ на однотонном фоне. На нем Мария изображена в виде пожилой, изможденной женщины с непокрытой головой и седыми волосами.
  • Икона, отражающая эпизоды из жизни Святой. На такой иконе Мария стоит в середине, а на полях изображены те чудеса, которые происходили во время ее заточения в пустыни.
  • Образ Марии, которая молится Христу или Пресвятой Деве. В углу такой иконы изображен лик Христа или Богородицы, к которым Мария протягивает руки во время молитвы.

В честь святой Марии была построена часовня в Иерусалиме, частица ее мощей есть в Сретенском монастыре в России. Иконы Марии Египетской есть в московском храме великомученицы Екатерины, в храмах Оренбургской и Пензенской областей.

В чем помогает молитва перед образом

Мария считается покровительницей всех раскаявшихся женщин, но молиться ей могут как женщины, так и мужчины. К Святой обращаются, когда хотят очиститься и искупить грехи. Мария Египетская — яркий пример того, как можно изменить жизнь, впустив в сердце Господа.

  • К Святой обращаются, если душу терзают неисповеданные грехи. Ходатайство святой Марии перед Всевышним поможет человеку покаяться и получить прощение.
  • Молиться Марии Египетской нужно, если жизнь отравляет блудная страсть.
  • Святая поможет всем, кто твердо решил избавиться от вредных привычек.
  • Обращаться к Святой со словами покаяния могут женщины, совершившие аборт.
  • Родители просят у Марии Египетской покровительства для своих детей. Святая помогает сыновьям делать правильный выбор в сложной ситуации, а дочерям дарует скромность и целомудрие.

Важно! Молитва будет услышана, если человек не отступается от решения изменить свою жизнь, не поддается греховным соблазнам и верит в силу Божьего Слова.

Два раза в год верующие отмечают день памяти Марии Египетской — 14 апреля и в четверг пятой недели Великого поста. В эти дни христиане посещают храм, или молитвенно обращаются к святой Марии дома.

О вели́кая Христо́ва уго́днице преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющыя. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щым утеше́ние, неду́гующым — исцеле́ние, па́дшим — возста́ние, заблу́ждшим — укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам — заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ — ве́чное упокое́ние, всем же нам в день Стра́шного Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ Моего́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.

Читайте также:
Икона святой мученицы Ирины: история, значения, в чем помогает и как молиться

О вели́кая Христо́ва уго́дница, преподо́бная ма́ти Мари́е! Услы́ши недосто́йную моли́тву нас, гре́шных (имена), изба́ви нас, преподо́бная ма́ти, от страсте́й, вою́ющих на ду́ши на́ша, от вся́кия печа́ли и находя́шия напа́сти, от внеза́пныя сме́рти и от вся́каго зла, в час же разлуче́ния души́ от те́ла отжени́, свята́я уго́дница, вся́кую лука́вую мысль и лука́вые бе́сы, я́ко да прии́мет ду́ши на́ша с ми́ром в ме́сто све́тло Христо́с Госпо́дь Бог наш, я́ко от Него́ очище́ние грехо́в, и Той есть спасе́ние душ на́ших, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Много лет назад в пустыне за Иорданом умерла грешница и родилась Святая. Спасительный пример Марии Египетской вдохновляет многие поколения верующих вставать на путь борьбы с испепеляющими душу страстями.

Икона Марии Египетской

После распространения христианства после преобразования Римской империи появилось немалое количество святых подвижников, которые проявили собственную преданности и великую веру. Одной из таких подвижниц стала святая Мария Египетская, которой теперь есть во многих церквях и пользуется большим почтением.

  • 5 апреля (переходящая) – 5-я Неделя Великого поста;
  • 14 апреля – День преставления.
  1. История святой Марии
  2. Преображение святой Марии
  3. В чем помогает святая?
  4. Варианты икон
  5. Молитвы перед иконой преподобной Марии Египетской
  6. Тропарь, глас 8
  7. Кондак, глас 3
  8. Ин кондак, глас 4
  9. Величание
  10. Молитва первая
  11. Молитва вторая
  12. Молитва третья

История святой Марии

Мария родилась в Египте в пятом веке новой эры. До двенадцати лет пребывала в доме своих родителей, после чего отбыла в Александрию, которая на тот период представляла собой развитый культурный и экономический центр. Там, где процветание и роскошь, практически всегда присутствует блудная страсть и другие грехи.

Поэтому Мария поддалась распущенности и стала предаваться телесным утехам. На протяжении многих лет она позволяла себе любые страсти и много блудила. Для нее именно телесное удовольствие было главным смыслом и высшим блаженством.

Как свидетельствуют жития, Мария на протяжении около 17 лет непрестанно и ежедневно потакала собственным страстям, в частности предавалась блуду. Она не собирала деньги, просто наслаждалась телесными удовольствиями.

По достижению 29 лет Мария отправилась на корабле на праздник Воздвижения Креста Господня, который отмечали в Иерусалиме. Именно данное событие стало основополагающим в биографии этой святой и именно благодаря этому женщина смогла принять истинную веру. При этом изначально она ехала на праздник для того чтобы и там блудить, но увидела, как люди идут в храм.

Преображение святой Марии

Мария присоединилась к остальным, но почему-то не могла войти в храм Гроба Господня. Сначала казалось будто мешает толпа и трудно протиснуться сквозь существенное количество других людей, но потом ситуация стала очевидной. Как бесноватым трудно войти в храм, Марии невозможно было оказаться там, нечто свыше удерживало блудницу.

Женщина ощутила всю тяжесть накопившись грехов и взмолилась пред Богородицей, икона которой располагалась в притворе перед самим храмом. Только после этого она смогла войти в сам храм и поклониться. Вышедши, Мария снова обратилась к иконе в притворе и услышала наставления о том, чтобы идти за Иордан.

Так погибает блудница и рождается святая. Первые 17 лет (по числу лет проведенных в блуде) святая терпела тяжелые мучения и лишения, боролась со страстями. После этого 30 лет святая продолжала свое подвижничество в пустыне, проявляя различные чудеса веры: воспаряла над землей, когда молилась; ходила по воде Иордана; могла подчинять диких зверей пустыни, к примеру, лев был с ней ласков и даже вырыл для святой яму, облобызав перед этим ноги, когда Мария почила.

В чем помогает святая?

Каждый христианский подвижник ведет людей к истинной вере и помогает укрепиться на собственном пути к Всевышнему. Тем не менее, каждый святой имеет, скажем так, свое более специализированное ведомство. Именно в такой специализированной области и следует просить помощи.

Таким образом, если задаться вопросом, в чем помогает икона Марии Египетской, то ответ становится очевидным. Наиболее действенной является молитва к этой святой, когда следует отвергнуть блудную страсть. Подобная помощь весьма актуальна в наши дни, когда разврат буквально пронизывает общество.

Если коснуться значения иконы Марии Египетской, то святая также может дать поддержку, когда просто следует избавиться от различных страстей и перевести свое вниманию к вечному и возвышенному

Подвиг Марии вдохновляет других людей, а ее икона пользуется почтением и у монахов, и у мирских людей. Как говорят верующие, эта святая может помочь усмирить страсти и дать вдохновение для крепкой веры.

Варианты икон

Для того чтобы помолиться может использоваться простая икона преподобной Марии Египетской, где она изображается на однотонном фоне с нимбом.

Помимо этого, распространены три варианта писания святой:

  • образ в житии – сама святая стоит в центре, а по периметру в клеймах изображаются основные этапы жития (указанные ранее, чудеса в пустыне причастие и упокоение);
  • икона святой Марии, где она пребывает в молитве Христу или Богородице;
  • причащение и встреча со старцем Зосимой.

Старец Зосима был практически единственным человеком, с которым виделась святая. Именно он в начале подвижничества дал ей часть своей одежды прикрыть наготу и именно он принес причастие, когда Мария стала святой. Для того чтобы принять причастие, подвижница перешла по Иордану как по земле.

Молитвы перед иконой преподобной Марии Египетской

Тропарь, глас 8

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.

Перевод: В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу [Божию]: ибо, приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной. Потому и радуется вместе с ангелами, Преподобная Мария, дух твой.

Кондак, глас 3

Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́мона креста́ ору́жием погубля́ет.// Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.

Перевод: Будучи сначала объята всяческим блудом, сейчас ты явилась невестой Христовой через покаяние, подражая ангельской жизни и уничтожая демонов оружием креста. Поэтому ты стала невестой Царствия Небесного, Мария преславная.

Ин кондак, глас 4

Греха́ мглы избежа́вши,/ покая́ния све́том озари́вши твое́ се́рдце, сла́вная,/ пришла́ еси́ ко Христу́,/ Сего́ Всенепоро́чную и святу́ю Ма́терь/ Моли́твенницу ми́лостивную принесла́ еси́./ Отону́дуже и прегреше́ний обрела́ еси́ оставле́ние,// и со А́нгелы при́сно сра́дуешися.

Перевод: Избежав мглы греха, озарив светом покаяния свое сердце, достойная славы, пришла ты ко Христу, Его же Всенепорочную и святую Матерь сделала своей милостивой Молитвенницей. Потому и получила прощение прегрешений и всегда радуешься вместе с Ангелами.

Величание

Ублажа́ем тя, преподо́бная ма́ти Мари́е, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́внице мона́хов и собесе́днице А́нгелов.

Молитва первая

О, вели́кая Христо́ва уго́днице, преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щим – утеше́ние, неду́гующим – исцеле́ние, па́дшим – возста́ние, заблу́ждщим – укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам – заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ – ве́чное упокое́ние, всем же нам в де́нь стра́шнаго Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ ми́ра услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.

Молитва вторая

Свята́я и вели́кая уго́днице Христо́ва Мари́е, Ангелы удиви́вшая безприме́рным по́двигом свои́м! Мо́лим тя, блаже́нная, предстоя́ ны́не у Престо́ла Всесвяты́я Тро́ицы, умоли́ Го́спода, обре́тшая ве́лие дерзнове́ние пред Ним, да сподо́бит Он и нас подо́бно тебе́, пока́ятися в тмочи́сленных согреше́ниях на́ших, и да прости́т нас, и да наказа́в ны зде по Своему́ человеколю́бию, не погуби́т и нас в бу́дущем ве́це. Моли́, свята́я Мари́е, Пресвяту́ю твою́ Спору́чницу, укрепи́вшую тя в по́двизе твое́м тя́жцем, да укрепи́т о́на́ и нас, Всесвята́я, всеси́льною по́мощью Свое́ю, на сем земно́м терни́стом пути́, и я́ко ты, облобыза́в с ве́рою и любо́вию Всечестны́й Крест Христо́в, восприя́ла еси́ благода́ть Его́ Всеси́льную в борьбе́ со диа́волом, ми́ром и пло́тию и до́блестию разруши́ла еси́ вся ко́зни сатаны́, та́ко да сподо́бимся и мы по́мощию Животворя́щаго Дре́ва Креста́ Госпо́дня разруши́ти вся прегра́ды греха́ к достиже́нию го́рняго Ца́рствия, и удосто́ившись ве́чныя жи́зни, вку́пе с тобо́ю вы́ну воспева́ти Пресвяту́ю Тро́ицу во Еди́нем существе́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О, вели́кая Христо́ва уго́дница, преподо́бная ма́ти Мари́е! Услы́ши недосто́йную моли́тву нас, гре́шных (имена), изба́ви нас, преподо́бная ма́ти, от страсте́й, воюю́щих на ду́ши на́ша, от вся́кия печа́ли и находя́щия напа́сти, от внеза́пныя сме́рти и от вся́кого зла, в час же разлуче́ния души́ и те́ла отжени́, свята́я уго́дница, вся́кую лука́вую мы́сль и лука́вые бе́сы, я́ко да прии́мет ду́ши на́ша с ми́ром в ме́сто све́тло Христо́с, Госпо́дь Бог наш, я́ко от Него́ очище́ние грехо́в, и Той е́сть спасе́ние душ на́ших, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мария Египетская – сокровище пустыни

Ее житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого поста оно еще и целиком прочитывалось в Церкви. С чем это связано? Судьба Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.

Читайте также:
Икона пророка Ильи: история и значение, описание, как молиться и в чем помогает

Слово мученика о Преподобной Марии

Великим постом слова о Марии Египетской обязательно звучат в храмах. Как правило, говорится о ее обращении от греха, о долгом покаянии в пустыни. Но одно слово о ней запоминается как-то особенно, оно сродни хорошему иконописному образу. Это проповедь свмч. Серафима (Чичагова) «О призыве Божием». Наверное, не все знают об этом наставлении, поскольку имя Преподобной Марии не вынесено в его заглавие, но посвящено оно большей частью этой святой. И вот, в нем есть строка, емкая и глубокая, передающая суть ее истории и одновременно позволяющая увидеть известное, как будто, в первый раз, уже не как цепочку событий, а как истинное чудо, совершенное Богом. Вот что говорит свмч. Серафим: «…по прошествии 47 лет старец-инок Зосима однажды встретил ее в пустыне ночью, эту — из великих грешницвеликую праведницу…».

Обычно о преп. Марии Египетской говорят как о «помилованной» Богом, и это верно. Но так почувствовать и передать безмерность милосердия Божия удается не часто. Ведь что означают слова свмч. Серафима, что увидел он? — Да то, что прошлого Преподобной Марии просто нет… Нет блудницы. Есть величайшая святая! Та, что вошла в рай вместе с девами.

В отношении греха «долгопомнящими» являются только человеческая душа и человеческое суждение. Божия мера иная. Для Христа нет «оставивших Его» апостолов, нет «отрекшегося от Него» Петра, нет «сочувствовавшего избиению архидиакона Стефана» Павла, а есть лишь ученики и первоверховные апостолы Петр и Павел. Истинное прощение, то, которому и научает нас Господь, бывает полным, навсегда изглаживающим то, что было вчера. Оно-то и делает возможным переход кающегося человека в иное состояние; переход, который может показаться «немыслимым», «слишком щедрым» и едва ли не «мифическим» для души скупящейся: из великих грешницвеликая праведница! «Да как так?! Ведь она…» или: «Ладно, пусть она — святая, но какой страшный пример, однако!»

Да не покажется все это утрированием или сомнительным смещением акцентов. Однажды мне пришлось услышать в замечательной проповеди о моей святой слова неожиданные и, видимо, поспешные: «Сколько теперь в России таких вот «Марий Египетских»!» — «Сколько?» — хотелось спросить… Боль священника, принимающего сотни, если не тысячи исповедей и еще больше переживающего за тех, кто так и не доходит до аналоя, была понятна. Это был прорвавшийся наружу «крик». Но дело-то как раз в том, что «Марий Египетских» нет… Нет покаяния, способного вывести человека вот так, на сорок семь лет в пустыню за Иордан, поставить его на путь подвижнический, на путь крайней аскезы! И дело даже не в этом, а в том, что освятившаяся Мария, которую преп. Зосима называет «сокровищем», благословение которой он почитает для себя великой радостью и которую он страшится… не увидеть еще раз, не может быть «типизирована» даже в малой мере как «пример для неподражания». Почему? Именно потому, что уже нет ее прошлого.

Что поражает в ее житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдает» Богу при свидетельстве исповедающего ее иерея свои грехи, сама ее исповедь, обращенная и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания или, напротив, болезненности. Все совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито… Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие ее, как «ветошь», которая… давно не властна над ней.

Читайте также:
Икона Пресвятой Богородицы «Премудрость Божия София»: история, значение, в чем помогает и как молиться

При этом покаяние Марии Египетской перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она еще раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь… от святой.

И так, через слово свмч. Серафима (Чичагова), житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека, начавшееся еще до его обращения, помимо его воли, через внешне, казалось бы, «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня.

Красавица

…Иерусалим готовился к празднику Воздвижения Креста Господня. Множество паломников двигались по узким улочкам, чтобы приложиться к величайшей святыне — найденному царицей Еленой Кресту Спасителя. Но даже в этой пестроте обращала на себя внимание одна египтянка. Смуглая, гибкая, как лента, с быстрым взглядом и порывистыми движениями, она не походила на христианок. Во всем ее облике чувствовалась горделивость. Она явно знала цену своей замечательной красоте.

Когда отворились ворота храма, египтянка из любопытства решила идти со всеми. После многих усилий она приблизилась к дверям храмового притвора.

Со всех сторон от нее народ свободно проникал внутрь, она же оставалась на том же месте. Попытки встать в другой поток не принесли результата. Ее попросту отбрасывало, как песчинку волной. Всякий раз, когда она после долгих усилий в изнеможении достигала порога храма, происходило движение, увлекавшее ее далеко назад. Так продолжалось долгое время. Египтянка приуныла. Наконец, обессилев совершенно, она прислонилась к стене притвора. И здесь Мария Египетская вдруг ясно поняла, что все произошедшее с ней не случайно: ее не допускает Сам Господь. Чувство это было явным и таким острым, что от ужаса в ней заговорила совесть; будто вспышка озарила всю ее жизнь.

Окольные пути

Подростком, едва сформировавшейся девушкой, она сбежала от родителей и за семнадцать лет ни разу не подумала обратиться назад. В той жизни все было слишком «прозаично», новая же, хозяйкой которой она себя ощущала, обещала свободу и счастье. Все эти годы ее, как бич, гнала постыдная страсть.

Не корысть и не бедность заставляли Марию Египетскую жить среди падших, а порок, подчинивший ее волю совершенно. Поводом, началом ко всему послужила гордость от сознания своей молодости и редкой красоты. В Иерусалим ее привело отнюдь не желание поклониться святым местам, и на корабль-то, плывший из Александрии, она попала случайно, не имея ни определенных планов, ни обязанностей, способных удержать человека на одном месте. Ее привлекла возможность повеселиться там, где было множество молодых людей. Ни место, куда направлялось египетское судно, ни окружение паломников не остановили ее. И только в эту минуту, в притворе, она впервые ужаснулась себе от того, что поняла: Бог ее видит.

Изумленная явным знаком Божия противления и сама увидевшая себя отнюдь не прекрасной, а, напротив, нечистой и недостойной, она заплакала все сильнее и сильнее, до отчаяния. И тут взгляд Марии Египетской упал на икону Божией Матери.

«Покров» грешных

Как противоположность ей самой — с образа сияла кроткая, одухотворенная красота. Взгляд Девы Марии, живой, проникавший в душу и различавший ее движения, поразил египтянку, а полуулыбка Матери Христа подала робкую надежду. И тогда она припала к Богородице, как к единственной, Кто, вопреки всему, непонятно, необъяснимо не гнушается ею… Несвязными, сбивчивыми были ее слова, прерывавшиеся рыданиями. Она просила только об одном — не отвергать ее до конца, если возможно, просить для нее прощения у Бога, помочь ей подняться, дать еще время для искупления прошлой оскверненной жизни. Как мать умеет понять невнятный лепет ребенка, так распознаёт Богоматерь движения в христианской душе. А еще через некоторое время, уже ясно почувствовав милость Богородицы, Ее отзывчивость и святое заступление, египтянка уже не как «чужая», «отвергнутая», а как дитя, нашедшееся, наконец, и ободряемое родителями, свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе. В эту минуту она скорее чувствовала, чем осознавала, что уже искуплена и прощена, что на этом самом месте Господь понес все ее грехи. Надо только отречься от прежней жизни и стать достойной Его, не предать и не забыть этого уже никогда…

Долго молилась она еще перед иконой Богоматери, благодаря свою Заступницу и Поручительницу и обещая исправить жизнь, пока не услышала голос: «Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное упокоение».

Уповая на помощь Богоматери и все еще видя перед собой Ее Лик, египтянка, не теряя молитвы, как нити, соединившей ее с Небом, целый день без отдыха шла к Иордану. Случайный прохожий, увидев лицо, распухшее от слез, подал ей три монеты, на которые она купила себе три хлеба. Помолившись в церкви Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, умывшись в Иордане, она вернулась в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Сон на голой земле не показался ей утомительным. Чуть свет, отыскав брошенную лодку, она переправилась на другой берег. Перед ней была безлюдная пустыня. Затем она скрылась от человеческих глаз… Старое платье, да два с половиной хлеба в руках…

Читайте также:
Икона Рождество Христово: история и значение, как молиться и в чем помогает

Преображение

Господь, выведший Марию Египетскую из мира, устроил и то, что старец, монах Зосима, удалившийся на время Великого поста в заиорданскую пустыню, стал изумленным свидетелем ее подвига. Скрытый «отшельник», тенью промелькнувший мимо него в пустыне, был черен от палящего солнца, неимоверно худ, волосы его были короткими, скатанными, как войлок, и белыми, как снег. Завидев старца, пустынник бросился бежать и остановился, лишь вняв его мольбам. Попросив у монаха часть одежды, чтобы прикрыть тело, человек обратился к нему, назвав по имени… Никто не мог бы узнать в этом почти бесплотном существе, найденном отцом Зосимой, прежнюю красавицу-египтянку. И тогда-то старец выслушал самую поразительную в его жизни исповедь.

Он принимал ее уже не от грешницы — многие годы покаяния и борьбы со страстями в безлюдной пустыне смыли и следы греха, — от души просвещенной, вошедшей в меру полноты Христовой и по смирению считавшей себя худшей из людей! Грех ее был всегда перед нею. А между тем, научаемая Святым Духом неизвестная миру подвижница не только знала имя отца Зосимы, но и место, откуда он пришел, знала и о нестроениях в его монастыре. Она без ошибок приводила слова Святого Писания и строки из псалмов, никогда не учившись грамоте. И, наконец, старец своими глазами увидел, как на молитве она приподнялась над землей.

Ровно через год, как они условились, старец пришел к Иордану со Святыми Дарами, чтобы причастить ее, и стал свидетелем чуда. Осенив воды реки крестным знамением, святая перешла к нему по реке с другого берега, как посуху, и, приняв Дары, удалилась вглубь пустыни. Повинуясь ее просьбе, отец Зосима вновь пришел на место их первой встречи через положенный срок и нашел ее уже умершей. На твердой, как камень, земле было начертано имя Рабы Божией — Мария, и время упокоения — это был день ее последнего земного причастия.

Отчаявшиеся, запутавшиеся в жизненных обстоятельствах люди прибегают к ее молитвам. Ее пример указывает условия спасения — искреннее сердечное покаяние, упование на помощь Господа и Богоматери и твердое решение положить предел греховной жизни. У икон преподобной Марии Египетской обычно множество свечей. Сколько слабых, отверженных, презираемых человеческих душ обретает у ее образа ясное понимание того, что Богу ненавистен только грех, и любой человек, отвратившийся от зла, становится дорогим чадом Божиим, о котором «на Небе больше радости», чем о не имеющем нужды в покаянии. Примирившись с Богом, душа вновь обретает утраченное достоинство и подобие своему Создателю, а с ними мир и спасение.

Читайте также

  • Бацилла блуда и Мария Египетская
  • Мария Египетская. Рыба, вытащенная из воды

Видео о святой Марии Египетской

Житие и иконография святой Марии Египетской, в чем помогает и тексты молитв

Марию Египетскую считают одной из наиболее великих христианских святых. Прежде чем обращаться к ней в молитве, необходимо подробнее ознакомиться с описанием ее жизни, а также разобраться с тем, как правильно ей молиться.

Краткое жизнеописание преподобной

Чтобы узнать больше об основных фактах из жизни Египетской Марии, надо ознакомиться с кратким жизнеописанием.

Происхождение

Родилась она достаточно давно, в середине пятого века на территории Египта. Жила с родителями в течение двенадцати лет, однако потом решила покинуть родительский дом. Первым городом, который она посетила, является Александрия. Здесь она решила стать блудницей, так как считала это своим жизненным предназначением.

Становление святой

Отшельница занималась блудом в течение семнадцати лет. Она прекратила свою деятельность после того, как встретила паломников, которые держали путь в Иерусалим. После того как Мария добралась с ними в город, она попыталась проникнуть в храм Господний, однако какая-то сила ее удерживала и не давала этого сделать. После этого она осознала то, что жила неправильно и решила посвятить себя вере в Господа.

Встреча с Зосимой

Мария встретилась с Зосимой после своего ухода в пустыню. Он увидел ее, когда она склонилась на песке и читала молитву. Зосима подошел к ней и попросил рассказать ему о своей жизни. Она рассказала все, с чем ей пришлось столкнуться на жизненном пути. В следующий раз они встретились через год. Тогда Зосима увидел Марию на другом берегу Иордана. Он подумал, что ей не удастся перебраться к нему через реку, однако к его удивлению она пошла по воде.

Истинное покаяние

Марию Египетскую считают идеальным примером истинного покаяния. Осознав все свои грехи, она решила раскаяться перед иконой Божьей Матери. Чтобы искупить все грехи, совершенные в течение жизни, она решила уйти в Иорданскую пустыню. Прожила она в ней сорок семь лет, причем первые семнадцать лет она посвятила борьбе со своими блудными мыслями, из-за которых она чуть не вернулась к прежней жизни.

Кончина

Умерла в 522 году в палестинской пустыне. Тело святой обнаружил Зосима, который по ее же просьбе пришел через год на прежнее место их первой встречи. Около тела он нашел записку, в которой была написана просьба о погребении.

Канонизация

Марию Египетскую причислили к лику святых еще в пятом веке. В ее честь проводятся богослужения, во время которых читаются тропари и икосы, посвященные святой.

Иконография

При написании икон используются три основных образа:

  1. Житейский образ. На таких иконах изображают основные эпизоды из жизни святой. При этом в центре изображения обязательно находится лик Марии.
  2. Образ святой. Такая икона показывает ее молящейся Богородице или Господу.
  3. Причащение. Изображают встречу Марии с Зосимой и ее дальнейшее причащение.
Читайте также:
Икона святого Сергия Радонежского: история, значения, в чем помогает и как молиться

Значение в православии

Мария Египетская считается значимой святой в православии. Житие святой было довольно насыщенным. Среди христиан ее прославило не только истинное покаяние, но и хождение по воде.

Многие люди молятся ей, чтобы она помогла им решить жизненные проблемы, связанные не только со здоровьем, но и с личной жизнью.

Чем помогает

Перед тем как помолиться пресвятой Марии, необходимо разобраться с тем, в чем именно она может помочь. Обращаться в молитвах к святой необходимо, чтобы попросить у нее истинного прощения за совершенные грешные поступки. Также молебен поможет обрести умиротворение, а также избавиться от чувства вины за совершенные греховные действия.

Далеко не каждый верующий человек знает, где находятся мощи Египетской Марии. В настоящее время найти их можно на территории современной Европы. Например, череп святой расположен во Флоренции в главном католическом храме.

День памяти по церковному календарю

День памяти святой отмечается четырнадцатого апреля по современному календарю. В этот день проводятся молебны, во время которых зачитываются тексты величания и почитания Марии.

Тексты

Перед молитвой обязательно изучают молитвенные тексты, с помощью которых обращаются к святой.

Молитва

«Великая угодница Христова, преподобная Мария! Перед Небесным престолом Божьим предстоящая, на земле с нами любовью пребывающая, по данному тебе дерзновению взывать к Господу моли о спасении детей Божьих (имя), к тебе с любовью пришедших. Проси Всесильного Владыку, Господа нашего, дать нам непорочное соблюдение веры, от голода и пагубности нас избавить, утешить скорбящих, исцелить немощных, поднять упавших, укрепить заблуждающихся, благословить преуспевающих в благих делах, заступиться за сирот и вдовиц, усопшим дать вечный покой, чтобы всем нам в день Страшного суда услышать блаженный голос Иисуса, милостивого и строго Судьи и Спасителя: придите, благословенные Отцом Моим, чтобы наследовать Царство, уготованное вам от создания мира и там пребывать по веки веков. Аминь».

Тропарь

«В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой».

Кондак

«Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего Всенепорочную и святую Матерь Молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление и со Ангелы присно срадуешися».

Акафист

Акафист Египетской Марии состоит из нескольких кондаков и икосов.

Кондак

«Избранной от Господа во образ спасения всем грешным и отчаянным, из глубины греха востекшей на высоту безстрастия, похвальная пения приносим ти, мати преподобная, ты же, яко имея дерзновение к щедрому Богу, молитвами твоими настави на стезю твоего покаяния любовию тебе зовущих:

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельна».

«Ангела во плоти узрев тя в пустыни Иорданской великий Зосима, на воздусе стоящую и о мире молящуюся, со удивлением и ужасом одержим весь трепетом быв, слезами обливаяся, вопияше тебе таковая:

Радуйся, благодати и света исполненная; радуйся, прозрения даром украшенная.

Радуйся, в молитвах твоих к Богу на воздусе вземлемая; радуйся, пустынное сокровище, от мира утаенное.

Радуйся, безплотных сожительнице; радуйся, Духа Святаго селение.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная».

Кондак

«Видяще старца благоговейнаго ужаса исполнена, тихим гласом рекла еси тому преподобная: не бойся, авво Зосимо, несмь дух, но земля, прах, и пепел, и всячески плоть, ничтоже духовное когда помыслившая и ни единыя добродетели имущая. Жена есмь грешница, недостойная взирати на небо, и со страхом грешными усты зову Богу: Аллилуиа».

«Разумети ища дивную тайну, в тебе сокровенную, старец паде пред ногама твоима, глаголя: заклинаю тя именем Господа нашего Иисуса Христа, Егоже ради наготу носиши сию, не скрый от мене жития твоего, да величия Божия яве сотвориши. С нимже и мы дерзаем ублажити тя сице:

Радуйся, смирения светлая высото; радуйся, дарований духовных богатство неисчерпаемое.

Радуйся, любве ради Божия тело свое умертвившая; радуйся, в пустыни непроходней едина, с единым Богом пребывшая.

Радуйся, райскою красотою сияющая; радуйся, безстрастия светом озаренная.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная».

Кондак

«Силою Вышняго укрепляема, исповем ти, человече Божий, грехи и беззакония моя, — отвещала еси Зосиме, — стыжуся, отче, прости мя, но понеже тело мое наго видел еси, обнажу ти и дела моя, обаче молю тя первее: не бежи от мене, не терпя слышати безместная, яже аз содеях; но, милосердствуя о мне, молися за мя, блудную, и Богу, не возгнушавшуся мною, зови: Аллилуиа».

«Имея милосердие неизреченное, с мытари и грешники вечерявый, Той и мне, в глубину погибели падшей, простре руку Свою Божественную, егда бо возжелах аз внити в храм Господень, некая сила возбрани ми вход, сердца же моего коснувыйся свет разума, показа ми тину дел моих; и начат плакатися о гресех, в перси биющи и горько рыдающи; мы же, покаянию твоему веселящеся, пение приносим ти сицевое:

Радуйся, яко нощи прешедшей возсиявает ти заря спасения; радуйся, яко глас Христов призывает овча заблуждшее от дебрей далеких греха.

Радуйся, яко слезными токи омываеши вся твоя скверны; радуйся, яко слезами твоими очищаеши одеяние души твоея.

Радуйся, яко Отец щедрот объятия Своея любве тебе отверзает; радуйся, яко ведый твоя тайная рукописания грехов твоих раздирает.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная».

Величание

«Величаем тя, преподобная мати Марие, и чтим святую память твою, наставнице монахов и собеседнице Ангелов».

Заключение

Некоторые православные люди обращаются к Египетской Марии, чтобы попросить прощения за совершенные грехи. Прежде чем помолиться, необходимо ознакомиться с фактами из жизни святой, а также изучить молитвенные тексты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: