Икона Божией Матери “Ключ Разумения”: история, значение, в чем помогает и как молиться

«Ключ разумения, священником, законным и свецким належачый»

Загадочная иконография «Ключ разумения», или «Ключ разума», относится к изображениям, сложившимся под влиянием искусства оформления старопечатной книги. Известно всего несколько икон на этот сюжет, наиболее ранняя из которых хранится в собрании Государственного Исторического музея.

Икона «Ключ разума». Середина XIX века (до 1856 года). Москва (?). ГИМ

Судя по надписи на оборотной стороне, образ был создан около 1856 года и подарен Екатерине Никитичне Муравьевой (1824–1870), дочери известного декабриста, автора проекта Конституции, инициатора создания Северного общества. Последовав за осужденным мужем в Сибирь, А. Г. Муравьева вынуждена была оставить малолетних детей на попечении свекрови. Двое из них вскоре умерли, а старшая Екатерина «не вынесла тяжелого горя… почти монашеского затворничества с ослепшей, убитой горем бабкой, тоски и постоянного ожидания свидания с любимой матерью и сошла с ума». В воспоминаниях А. И. Бибиковой, внучки ее младшей сестры (родившейся в Читинском остроге Софии Муравьевой), упоминается «сумасшедшая сестра бабушки, окруженная массой мамок, сиделок, разных вдовиц и приживалок… Возили ее по Москве в огромной четырехместной карете, запряженной в унос, с форейтором. В то время уже так ездили только она, старая графиня Бобринская, да возили икону Иверской Божией Матери. Случалось часто, что, завидев странный возок Екатерины Никитишны, прохожие снимали шапки и крестились». Очевидно, заказ иконы с подобным наименованием был связан с психическим недугом Е. Н. Муравьевой. В Исторический музей памятник был передан в дар супругой публициста-славянофила Д. Ф. Самарина Варварой Петровной, урожденной Ермоловой, в апреле 1901 года, и при поступлении образ был назван «масонским».

Титульный лист книги «Ключ разумения» иеромонаха Иоанникия (Галятовского). Киев: Киево-Печерская лавра, 1659. ГИМ

Символико-аллегорическое изображение восходит к гравюре на титульном листе сборника поучений «Ключ разумения, священником, законным [монахам] и свецким належачый» иеромонаха Иоанникия (Галятовского), изданной в Киево-Печерской лавре в 1659 году. В дальнейшем это первое восточнославянское сочинение по гомилетике дорабатывалось и неоднократно переиздавалось, было популярно не только в западнорусских землях, но и в России. Автор труда — известный духовный писатель и проповедник своего времени, ректор Киево-Могилянской коллегии и игумен Киево-Братского монастыря, впоследствии архимандрит Елецкого монастыря в Чернигове. Его перу принадлежит также сборник «Небо новое…», в котором описываются чудеса от икон Пресвятой Богородицы. В предисловии к «Ключу разумения» он объяснил такое название книги как способ читателю «отомкнуть» двери «до казаня» (проповеди), а затем, священникам и другим людям, и «двери до Неба». Этот образ ключа положен в основу изображения на титульном листе, гравированного Евстратием, а также выполненных с книжной иллюстрации икон.

Композиция гравюры представлена в виде триумфальной арки, в проеме которой изображен крупный, обращенный вверх бородкой ключ. На его стержне помещен евангельский текст:

«Горе вам законником, яко взясте ключ разумения, сами не внидосте, и входящим возбранисте» (Лк. 11, 52).

Внутри головки ключа, имеющей форму сердца, указаны название книги и ее выходные данные. По сторонам от стержня находятся атрибуты служения пророка Моисея: две трубы с сопроводительной надписью:

«Рече Г[оспод]ь к Моисею: сотвори себе две трубы сребряны» (Чис. 10, 1–2), и Скрижали Завета с текстом: «Рече Г[оспод]ь к Моисею, г[лаго]ля: Истеши себе две досце каменны» (Исх. 34, 1).

В контексте сочинения архимандрита Иоанникия, трубному гласу должен уподобиться голос проповедника, обращающего свою паству к истине.

Вверху в центральном картуше изображено Коронование Богоматери, причем комментарий из Песни песней Соломона необычен: «Гряди от Ливана невесто, гряди от Ливана, гряди, будеши венчанна» (ср. Песн 4. 8). В левом картуше — сеятель из евангельской притчи (Мф. 13, 3), обращенной к слушающим Слово Божие. В правом картуше — всадник с луком, который истолкован как один из всадников Апокалипсиса, появившийся после снятия первой печати (Откр. 6, 2): это есть «сонм апостолов, которые, подобно луку, направивши против демонов евангельскую проповедь, спасительными стрелами привели ко Христу уязвленных и получили венец…» (архиепископ Андрей Кесарийский). На колоннах у опор арки помещены библейские надписи, напоминающие о сооружении царем Соломоном иерусалимского храма (3 Цар. 7, 21). На базах колонн написаны цитаты из истории Самсона, например загадка, которую он предложил гостям на брачном пире (Суд. 14, 8–9; 15, 19). Включение иллюстраций к этим сложным текстам в нижние картуши, вероятно, указывает читателям на трудности постижения Библии. Таким образом, уникальная программа гравюры представляет собой не только компиляцию аллегорических образов и текстов Священного Писания, но и своего рода конклюзию-размышление на тему проповеди христианства.

В отличие от сохранившихся единичных небольших образков второй половины XIX — начала XX века, созданных в иконописных селах Владимирской губернии, икона из собрания Исторического музея повторяет гравированный протограф только в самых общих чертах. Здесь отсутствуют пояснительные тексты, от сложной архитектонической формы остались только два высоких постамента с золотыми фигурами сеятеля и всадника. В верхней части изображения, над большим золотым ключом, значительное место занимает изображение Коронования Богоматери в облаках и в самом верху (авторская деталь?) праздник Обрезания Господня в отдельном клейме. Причина появления этого сюжета в символической композиции не совсем понятна. Вряд ли оно объяснялось только личной просьбой заказчиков и каким-то событием в жизни Е. Н. Муравьевой, случившимся в этот день. Скорее, речь идет о богословской трактовке обряда, сопровождавшегося наречением имени, который свидетельствовал о принятии Христом религиозного закона. Смысл этого праздника раскрывается в двух проповедях, включенных в книгу «Ключ разумения».

Читайте также:
Икона-заступница: как правильно найти и выбрать свою икону по дате рождения или имени

Возможно, мастер ориентировался не на самую раннюю гравюру в издании 1659 года, а на ее позднейшие упрощенные реплики, в том числе с праздником Обрезания. Отсутствие библейских текстов затрудняет прочтение оригинальной концепции образа, вызывая ассоциации — как при поступлении иконы в музей — с эмблематикой масонства. Ведь представителем этого сообщества был декабрист Никита Михайлович Муравьев и многие его соратники. Да и дом на Малой Дмитровке, в котором доживали свой век София и Екатерина Муравьевы, предназначался его строителем И. А. Фонвизиным «для каких-то масонских обрядов или собраний», почему и казался «не совсем обыкновенным». Характер иконного образа вполне соответствует сохранившимся описаниям атмосферы этого своеобразного дома-музея, в котором благоговейное сохранение памяти декабристов соединялось с традициями православного благочестия.

Судя по художественному исполнению муравьевской иконы, она появилась в 1856 году или незадолго до этого времени. Окружающая композицию рокайльная рамка с тональной разработкой напоминает оклады в стилистике «второе барокко». Вместе с тем, в образе сохраняются черты позднего классицизма, заметна ориентация на традиционное иконописание, присущая, например, палехским и тверским мастерам. Многие из них работали в Москве и Санкт-Петербурге, привнося в столичную эстетическую среду интерес к мотивам древности, к обилию золота и разнообразным техникам его использования.

Икона «Ключ разума». Конец XIX века. Иконописные села Владимирской губернии. Собрание В. М. Федотова

Кроме того, существовала другая иконография с наименованием «Ключ разума», где в полный рост изображалась Пресвятая Богородица, а ключ располагался возле ее ног. В начале XX века почитаемый образ такого извода, перед которым служили молебны для помощи в обучении, находился в Балахне Нижегородской губернии в кладбищенской Троицкой церкви. Появление Богородичного образа с таким смысловым акцентом не удивительно, ведь в Великом Акафисте Богоматерь прославляется как «ключу Царствия Христова». На иконах «Прибавление ума», восходящих к чудотворной скульптуре Пресвятой Девы из Лорето в Италии, также иногда писали: «Ключ разума».

Автор — Яна Зеленина

Бибикова А. И. Из семейной хроники // Исторический вестник. Пг., 1916. Т. 146. Ноябрь. С. 404–426.

Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI–XIX вв. М., 1895. Т. 1. Стб. 288.

Синкевич Н. А., Пидгайко В. Г., Левченко-Комисаренко Т. Л., Лопухина Е. В. Иоанникий [Галятовский] // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 25. С. 78–100.

Ш[евченко] Э. В., З[еленина] Я. Э. «Ключ разумения» («Ключ разума») // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 36. С. 60–62.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ЛЮДИ ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ

Икона Божией Матери «Ключ Разумения»

Икона Божией Матери «Ключ Разумения»
Память 2 апреля [1]

История иконы Пресвятой Богородицы «Ключ разумения» тесно связана с историей очень схожего образа «Прибавления ума» , который пришёл на Русь с католического запада в XVI веке. Прототипом для его написания стала статуя Девы Марии из итальянского города Лорето, о чём существует множество доказательств. Несмотря на смысловую схожесть, внешне иконы «Ключ разумения» и «Прибавление ума» совершенно различны: на последней Богоматерь изображается в далматике — длинном плаще без рукавов (как и статуя Девы Марии из Лорето) и с Младенцем Иисусом на руках, ключ же на композиции образа отсутствует.

Однако существует несколько фактов, которые свидетельствуют об общих истоках этих двух икон. Сегодня в Лорето, подле знаменитой статуи, можно купить икону Девы Марии (внешне соответствующую образу «Прибавление ума») с такой надписью: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости»»

. Примечательно, что на образах с именем «Ключ разумения» важной частью композиции является арка, под сводом которой разворачивается сюжет иконы. Обитель статуи Пречистой Девы из Лорето — резная ниша, где хранится святыня — также имеет форму арки.

Память иконы Божией Матери «Ключ разумения»

Память иконы Божией Матери «Ключ разумения»

15 апреля Православная Церковь чтет образ Богородицы «Ключ разумения»

Некоторые скептически относятся к данному образу, видя в нем прежде всего прототип католической статуи Богородицы в Лорето. И здесь возражений нет, но давайте все же обратимся к свидетельству Евгения Поселянина в его книжке «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» (1919г.) «Икона Божией Матери «Ключ разумения» Пресвятая Богоматерь изображена на этой иконе во весь рост; в нижней части иконы нарисован ключ. Перед ней совершают молебны пред началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей замечается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения преподаваемых им наук. Посему-то она и именуется «Ключом разумения». Образ этот чтится местно и находится ныне в кладбищенской церкви г. Балахны Нижегородской губернии».

Читайте также:
Икона София, Вера, Надежда, Любовь: история, значение, в чем помогает и как молиться

Использованные материалы

  • Булгаков С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей
    . Часть II: Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства. Алфавитный указатель икон Пресвятой Богородицы, хранящихся в наших монастырях с восполнением его сведениями и об Её прочих общецерковно и местночтимых свв. иконах. — М: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, с. 1575.
  • Дмитрий Николаевич Филин. «Икона Божьей Матери «Ключ разумения» // Страница Живого журнала

[1] У Евгения Поселянина (Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002, ) память — 1 апреля; у прот. Сергия Булгакова память — 1 мая.

История происхождения иконы

Неким прообразом для данной иконы послужила икона Богородицы XVI века «Прибавление ума». Образ Богоматери с Младенцем для этой иконы, в свою очередь, был взят из католической статуи Марии, которая находилась в городе Лорето, Италия.

На иконе Дева Мария изображается в полный рост. Чуть ниже находится ключ, который ангелы благоговейно поддерживают. Этот ключ может символизировать истинную суть человеческого бытия. Ведь именно через рождение и приход в мир Иисуса Христа человечеству удалось познать истинного Бога, истинное спасение. И все это благодаря смирению и согласию Девы Марии.

Важным элементом, который отличает эту икону от образа «Прибавление ума», является арка. Эта арка — своеобразная грань между Небесным Царством и земным миром. Благодаря любви Бога к своему созданию и происходит эта передача истины (ключа) в мир земной. Икона написана по канонам Православной Церкви.

Самую древнюю икону подобного типа можно найти в кладбищенском храме городка Балахна, который находится в Нижегородской области. Празднование в честь иконы происходит ежегодно 15 апреля.

Важно знать! Православные христиане иногда отождествляют иконы «Ключ Разумения» и «Прибавление ума». На самом деле — это две разные иконы, хоть и подобны по назначению. Основным элементом отличия в иконе «Ключ Разумения» является арка.

Икона ключ разумения и молитва к ней

Чудотворные слова: икона ключ разумения и молитва к ней в полном описании из всех найденных нами источников.

“Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани чадо мое силою Животворящаго Креста Твоего. Аминь.”

(И наложить на чадо крестное знамение.)

Суть благословения в том, что мать создает вокруг ребенка своеобразный защитный кокон, который не позволяет ему попадать в неприятности и направляет все действия, на которые благословила мать, в правильное русло.

Благословение действует даже на больших расстояниях. Материнское благословение является самым сильным оберегом, считается, что человек, которого благословила мать, становится неуязвимым.

Ее любовь защищает от негативных влияний.

Господи, в милости Твоей власти чадо мое, помилуй и спаси его имени Твоего ради.

Господи, прости ему вся согрешения, вольныя и невольныя, совершенные им пред Тобою.

Господи, настави его на истинный путь заповедей Твоих и вразуми его и просвети светом Твоим Христовым, во спасение души и исцеление тела.

Господи, благослови его в доме, около дома, в школе, в поле, в работе и в дороге, и на каждом месте Твоего владения.

Господи, сохрани его под кровом Твоим Святым от летящей пули, стрелы, ножа, меча, яда, огня, потопа, от смертоносной язвы (лучи атома) и от напрасныя смерти.

Господи, огради его от видимых и невидимых врагов, от всяких бед, зол и несчастий.

Господи, исцели его от всяких болезней, очисти от всякия скверны (вина, табака, наркотиков) и облегчи его душевные страдания и скорби.

Господи, даруй ему благодать Духа Твоего Святаго на многие лета жизни, здравия и целомудрия.

Господи, умножь и укрепи его умственные способности и телесные силы.

Господи, дай ему Твое благословение на благочестивую семейную жизнь и благочестивое деторождение.

Господи, даруй и мне, недостойной и грешной рабе Твоей, родительское благословение на чадо мое в настоящее время утра, дня, вечера и ночи имени Твоего ради, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогуще. Аминь.”

Ежедневные молитвы о чадах

Молитва к Божией Матери перед иконой ее “Воспитание”

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, премилосердая Мати всех человек, спаси и сохрани под кровом Твоим чад наших (имена), всех отроков, отроковиц, младенцев и во чреве матери носимых.

Укрой их ризою Твоею, соблюди их во страсе Божием и послушании родителем, умоли Господа нашего и Сына Твоего, да дарует им вся полезная к душевному спасению.

Читайте также:
Иконы в спальне: можно ли ставить или нет, как вешать и куда расположить, ответ и мнение священника

Вручаем их Твоему Материнскому смотрению, яко Ты еси Божественный покров рабом Твоим.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Вас, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам.

Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господем Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим.

Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит (имена) под покровом Своим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков.

Образ Божий в моих детях.

Чтобы любить их безусловно.

Чтобы растить их как цветы.

Чтобы направлять их жизненный путь.

Чтобы когда придет время

Предоставить им свободу выбора.

“Господи, спаси и помилуй моих детей и даруй им всё полезное для спасения души и тела! Аминь”.

Молитва Ангелу-Хранителю ребенка.

Оберег на ребенка.

Молитва к иконе Божией Матери «Муромская» («Рязанская»). Икона славится чудесной помощью в учебе.

Часть 3 – Молитва родителей на благословение детей и молитвы о детях.

О чем молятся люди перед иконой божьей матери ключ разумения

Икона Богородицы Ключ разумения пришла к нам в XVI веке с запада, а точнее из итальянского города Лорето, где стоит статуя Девы Марии, которая и стала прототипом образа на иконе. На иконе Матерь Божья изображена во весь рост, в окружении ангелов. Обязательный атрибут ее — это, собственно, сам ключ, расположенный в нижней части иконы.

Арка, под которой размещен весь смысловой сюжет картины, тоже является своего рода указателем на западное происхождение образа, т.к. статуя Девы Марии также находится в обрамлении арки.

Празднование в честь русской православной иконы Богородицы Ключ разумения совершаются раз в год 14 апреля (по старому стилю — 1 апреля), а сам образ хранится в кладбищенской церкви в г.Балахны.

Сила святой иконы Божьей Матери Ключ разумения

Название иконы — уже говорит нам о том, в какой сфере она наиболее сильна и полезна. И в самом деле, перед иконой Божией Матери чаще всего молятся родители детей, идущих в школу, о ниспослании им Богородицей ума, терпения и сил для постижения новых знаний. Реже прибегают к иконе с молитвами об избавлении от скудоумия.

Невозможно переоценить значение православной иконы Пресвятой Богородицы Ключ разумения в воспитательных целях — она дарует детям понимание основ добра и зла, морали, понятие души и веры.

Пресвятая всегда является для нас всех образцом мудрости и милосердия, потому родители молятся перед светлым образом с мольбой одарить их детей христианской мудростью.

Где купить домашнюю икону Богородицы Ключ разумения

Образ является достаточно редким в церковных иконостасах. А потребность в молитве к Божьей Матери должна быть очень высокой, ведь вся наша жизнь — это учение, мы учимся постоянно чему-то новому. Именно поэтому совсем не лишнее иметь икону Ключ разумения у себя дома.

И вот здесь встает вопрос: где же можно купить ее? Ответов масса: в православной лавке при храме, в христианском интернет-магазинах. Можно также заказать индивидуальное изготовление иконы Богоматери Ключ разумения.

В этом случае можно купить уникальную икону, нарисованную на холсте, на дереве, выполненную из янтаря, или вышитую крестом или бисером. Киот для нее при этом тоже можно подобрать индивидуально, руководствуясь своим собственным вкусом.

Независимо от того, где и какую икону Вы купили, искренние вера и надежда будут вознаграждены сполна.

Похожие статьи:

Молитва к этому образу удивительная: кратко, четко и трогательно:

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Автор:

Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

В чем помогает святой образ

Несмотря на то, что образ Пресвятой Богородицы «Ключ Разумения» менее известен, чем другие Девы Марии, его рекомендуется приобрести семьям, в которых растут дети. Обращаются к Небесной Царице в следующих случаях:

  • перед началом учебного года, чтобы Богородица благословила умом и разумением наук, а также усердием в изучении новых предметов;
  • если в семье растет малыш с неполноценным умственным развитием — в этом случае перед иконой стоит молиться не только родителям ребенка, но и всем родственникам, которые исповедуют православную религию;
  • обращаются к Царице Небесной перед важными экзаменами и зачетами, для успешной сдачи.
Читайте также:
Кипрская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Редкие и необычные иконы

Образ Божией Матери «Ключ разумения» достаточно редкий, его нечасто можно встретить в православных домах и храмах. Пресвятая Богоматерь изображена на этой иконе во весь рост; в нижней части иконы нарисован ключ. Перед ней совершают молебны пред началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей замечается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения преподаваемых им наук. Посему-то она и именуется «Ключом разумения».

Обычно иконы этого типа (также как и близкие им по значению «Прибавление ума» ) являются обетными – то есть написанными во славу чудотворной помощи православных святых. Наиболее древний подобный образ пребывал в Свято-Троицкой церкви города Балахны Нижегородской области. Образ этот чтится местно и находится ныне там же.

История иконы Пресвятой Богородицы «Ключ разумения» тесно связана с историей очень схожего образа «Прибавления ума» , который пришёл на Русь с католического запада в XVI веке. Прототипом для его написания стала статуя Девы Марии из итальянского города Лорето, о чём существует множество доказательств. Несмотря на смысловую схожесть, внешне иконы «Ключ разумения» и «Прибавление ума» совершенно различны: на последней Богоматерь изображается в далматике – длинном плаще без рукавов (как и статуя Девы Марии из Лорето) и с Младенцем Иисусом на руках, ключ же на композиции образа отсутствует.

Однако существует несколько фактов, которые свидетельствуют об общих истоках этих двух икон. Сегодня в Лорето, подле знаменитой статуи, можно купить икону Девы Марии (внешне соответствующую образу «Прибавление ума») с такой надписью: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости». Примечательно, что на образах с именем «Ключ разумения» важной частью композиции является арка, под сводом которой разворачивается сюжет иконы. Обитель статуи Пречистой Девы из Лорето – резная ниша, где хранится святыня – также имеет форум арки.

На территории России иногда встречаются иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума», содержащие в себе надписи «Прибавления ума и ключ разумения». А в Романовской Покровской церкви пребывает икона «Прибавление ума», в композиции которой уже более отчетливо прослеживаются особенности, присущие образу «Ключ Разумения» – две пары ангелов внизу извода, корона над головой Богоматери и Её облачение. Все это позволяет предположить, что «Ключ разумения», «Прибавление ума», а также католическая версия иконы, именуемая «Дева Мария. Ключ Мудрости» являются различными интерпретациями одного и того же источника – статуи Пречистой Девы из Лорето.

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиренний, и припадем, в покаянии зовущие из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества погрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

История иконы “Ключ Разумения”

Уважаемые знатоки православных икон!

Подскажите, пожалуйста, где можно почитать информацию об иконе “Ключ Разумения”? Я смогла найти только очень краткие справки Поселянина, но меня интересует история образа, его списки, молитвы – одним словом, полноценное описание иконы.

Буду безмерна благодарна за любую помощь и советы!

P.S. Темы на форуме просматривала, вопрос поднимался, но больше всё таки с точки зрения особенностей иконографии, историю этой иконы не смогла найти (если вдруг пропустила, дайте ссылку, пожалуйста!).

молитва:
Премудросте Наставнице и смысла Подательнице,
немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице,
Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице,
и разума прибави ко Христу моляще усердно.
Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас.
Аминь.

Иван, спасибо! Обе темы изучила ещё до своего поста, истории иконы в них нет, к сожалению.

А за молитву отдельное спасибо!

Arinka, если Вас интересует практическая сторона:

то с верою и любыми проблемами можно смело обращаться к Богородице, через любые Ее иконы. Чудо всегда совершается Духом.

Меня всегда удивляла та вера, которая верит, что именно через эту икону Богородица услышит, а через другие(?) не слышит, что ли.. , если же верить в чудотворность самой иконы, как здесь часто говорят – “предмета”, то это уже ближе к мировоззрению язычества, хотя – еще прикрытым легким покровом христианства.

Читайте также:
Икона святой Ольги: описание и значение, в чем помогает и как молиться

LESNIK,
Я, если честно (шепотом), вообще считаю, что помолиться можно в уголке с закрытыми глазами и без иконы, и такая молитва будет услышана с той же степенью вероятности, что и “традиционная” перед образом, со свечами и т.д.

В данном случае меня профессиональный интерес одолел =) и искусствоведческий тоже. Люблю я загадки – икона вроде есть, а ничего конкретного о ней нет. Любопытно же!

Если только искусствоведческий, то прошу простить за “проповедь”
Понимаете, вот вечно лезу куда не просят.

Ох.. вот опять понесло..
Ведь период упадка в Русской церкви характеризуется, прямо таки взрывом появления новой иконографии разного рода, вроде фольклера. и которая субъективно видится псевдодуховностью.
Кторую понятно, просто, доступно (как это было в иконописи), объяснить, наверно, невозможно, это какое-то погружение в надуманную таинственность.
Как пытающемуся жить жизнью Церкви, такое погружение, в след за мыслью творцов подобной иконографии, видится опасным занятием.. но , конечно не для искусствоведов у них мощный иммунитет

Желаю полнейшего успеха!

Ох.. вот опять понесло.. Ведь период упадка в Русской церкви характеризуется, прямо таки взрывом появления новой иконографии разного рода, вроде фольклера. и которая субъективно видится псевдодуховностью.
Кторую понятно, просто, доступно (как это было в иконописи), объяснить, наверно, невозможно, это какое-то погружение в надуманную таинственность.

Т. е., по вашему, упадок начался в 16 в., с появлением икон псковских иконописцев?
А далее пошло-поехало.. новые иконографии. интересно получается. так ведь уже традиционные, “классические” иконографические сюжеты не в один день появились, а складывались в течении веков.
К примеру, традиционный образ Христа, который мы принимаем за истинное Его изображение – появился довольно поздно.
Или, возникновение других сюжетов. типа Покрова..
Я бы не привязывал мысль об “упадке” с появлением новых иконографий. Думаю, это нормальный процесс. появление нового.. не вижу ничего в этом крамольного.
Тем более блажить об упадке иконописи на Руси. это уже как заклинание.))
На развитие и историю пояявления и исчезновения иконографий можно посмотреть немного иначе. те сюжеты, которые не прижились, просто исчезли из иконописного обихода, или были крайне редки, (типа Недреманное Око, Спас в херувимах, и разные сложносочиненные сюжеты..), другие новые сюжеты, возникшие в “эпоху упадка”, вошли в церковный и народный обиход, и стали популярны), к примеру, Всех Скорбящих радость, Михаил Архистратиг Воевода и тд.

А термин “псевдодуховности”, имеет смысл употреблять конкретно к работе, а не выкашивать комбайном “чистой духовности” , который, конечно же, как заметили, субъективен, целые пласты русской иконописи, ориентируясь исключительно на иконографию. Как видим, бывало по разному. История иконографий все же развивалась в режиме саморегуляции. а не по указам и завозным книжкам с картинками.

Вот к примеру, образцы.. выполнены по классич. иконографии. насколько они духовны или псевдодуховны?)

История появления иконы Спас Всемилостивый, о чем просят и текст молитвы

Святейшая икона с изображением Спаса Всемилостивого с древних времен спасает верующих и защищает Русь от врагов. Образ Иисуса Христа, одной рукой благословляющего христиан, а в другой — держащего Святое Евангелие, можно встретить в любом православном храме. Изображение пресвятого Спасителя помогает верующим в дни тяжелых жизненных испытаний, покровительствует им, защищает от бед и врагов.

Описание иконы «Спас Всемилостивый»

Этот святой образ относится к иконографическому типу под названием Спас Вседержитель или Пантократор. На иконе иконописцы изображают пресвятого Господа Бога в полный рост, по пояс или по грудь. Христос держит в одной руке Святое Евангелие, а другой рукой благословляет верующих. Святейшая книга изображается в закрытом или раскрытом виде.

Иногда вместо Евангелия в руке Спасителя рисуют свиток с Божьими заповедями. Пресвятого Христа изображают в пурпурном хитоне и синем гиматии. Вокруг головы Иисуса рисуют нимб с вписанным крестом и греческими буквами на трех его сторонах.

История появления

Сам иконографический тип одиночного изображения Спаса Вседержителя зародился еще на заре христианства. Подобного рода фрески можно увидеть в древних римских катакомбах. Начиная с 4 века, византийские иконописцы стали изображать на храмовых иконах Христа Спасителя, держащего в одной руке Евангелие, а другой своей рукой благословляющего людей. С крещением Руси святой образ такого содержания появился и в русских церквях.

В 12 веке, благодаря молитвам иконе Спаса Всемилостивого, российским войскам под предводительством светлейшего князя Андрея Боголюбского удалось одержать победу над волжскими болгарами. В честь этого события 1 (14) августа установили церковный праздник, как напоминание о милости, дарованной Богом. С тех пор на Руси верующие стали украшать иконами Спаса Всемилостивого храмы, монастыри и часовни. Миряне святейший образ Христа Спасителя ставили в центр домашнего иконостаса.

Читайте также:
Иконы для здоровья: какой иконе молиться и просить о исцелении и благополучии

Икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве

Во многих храмах Руси можно было встретить святейший образ Христа Спасителя, благословляющего верующих. Христиане молились перед иконой Спаса Всемилостивого и в ответ получали милость Божью. Святейший образ стал почитаться как чудотворный.

Одна из икон с изображением Спасителя Всемилостивого находится в Воскресенском соборе города Тутаева Ярославской области.

Святейший образ создан приблизительно в 15 столетии. По одной из версий считается, что древняя икона приплыла в Тутаев по Волге в лодке.

У этой святыни есть и другое название — «Спас Борисоглебский» или «Романовский». Дело в том, что раньше Тутаев назывался Романово-Борисоглебском. Святейший образ, на протяжении многих веков находящийся в Воскресенском соборе, считается чудотворным. Молитвы к нему исцеляют больные конечности и суставы. Верующие на коленях приползают к святыне, молятся перед ней и получают милость Божью.

Впечатляют размеры этой древней иконы — около 3 метров в высоту и ширину. Это погрудное изображение Христа, заключенное в резную раму и ризу (венец). Образ Спасителя выполнен в темных красках. В одной руке Иисус держит раскрытое Евангелие, а другой — благословляет верующих. В дни тяжелых несчастий и болезней жители Тутаева приходят помолиться святыне и получают Божью благодать.

Почитание в православии

Изображение Спасителя Всемилостивого, или Вседержителя, можно встретить не только на иконе, но и под куполом храма, в стенной росписи, над входом в церковь. Святейший Господь оберегает святую обитель, благословляет верующих и дарит им свое учение, как единственный путь к спасению души. Икону Спасителя Всемилостивого устанавливают в иконостасах, в подставках или подвешивают на стену храма.

Святыне с изображением благословляющего Господа Бога молятся, устраивают с ней крестные ходы по большим церковным праздникам. Это одна из самых величественных икон православия. Есть и отдельный праздник в честь «Спаса Всемилостивого». Празднуют его ежегодно 1 (14) августа. Этому празднику более 800 лет. Установили его сразу же после победы русского войска под предводительством Андрея Боголюбского в сражении с волжскими болгарами.

На Успенский пост верующие отмечают (14 августа) Медовый Спас. В этот день в храмах проводится праздничное богослужение в честь иконы Христа Спасителя Всемилостивого. Потом отмечают Яблочный и Третий Спас.

О чем просят перед образом

Христиане молятся перед изображением пресвятого Господа, благословляющего людей и держащего в руке Евангелие, уже несколько веков подряд. Спас Всемилостивый — одна из главных храмовых икон. Перед святыней читают молитвы, поют церковные гимны, проводят богослужения. Христиане прославляют Господа, благодарят его за жизнь, просят о милости, заступничестве и спасении.

Святейшему образу Всемилостивого Бога молятся люди с болезнями ног, рук и суставов. Считается, что молитвы именно к этой иконе помогают верующим выздороветь. Во многих храмах есть пресвятой образ Спасителя Всемилостивого, около которого люди столетиями молились и получали от Бога исцеление своих недугов.

Православные христиане России считают святыню своим божественным щитом от неприятелей. Во времена нападения врагов верующие молились перед пресвятым образом Господа и получали небесную защиту. Икону Спаса Всемилостивого несли на руках в бой с неприятелем, и каждый раз побеждали в сражении.

Святыня помогает одолеть не только видимого, но и невидимого врага. Молитвы святейшему образу защищают верующих от дьявольских козней, спасают от клеветы, несправедливого обвинения. Пресвятому Господу молятся невинно осужденные, несправедливо обиженные и оклеветанные люди. Святыня помогает и при душевных расстройствах.

Святейшему Спасителю, благословляющему христиан, молятся в момент скорби или искушения. Господь помогает людям обрести душевный покой, смириться с его Божьей волей, порой кажущейся слишком жестокой. На самом деле, Бог специально посылает христианам испытания, чтобы верующие через страдания очистили душу от греха.

Молитвы святейшей иконе Спаса Всемилостивого помогают укрепить веру в Христа, прожить жизнь в согласии с заповедями Божьими. Молясь святыне, люди просят Спасителя наставить их на путь праведный, уберечь от грехопадения, дать силы вынести все испытания. Пресвятого Бога молят о прощении за грехи. Верующие уповают на милость Господа и надеются, что после смерти Христос примет их душу в свое Небесное Царство.

Текст молитвы

Перед пресвятым изображением Христа принято молиться о прощении грехов, спасении души и тела, защите от врагов. Святейшего Господа умоляют помочь преодолеть житейские трудности, уберечь родных от опасности, даровать здоровье и небедную жизнь.

Перед иконой Спасителя Всемилостивого молятся люди, страдающие телесными и душевными болезнями. Молитвы святейшему Господу творят чудеса. Люди выздоравливают и благодарят Христа за свое исцеление и чудесное спасение.

В молитвенном тексте, читаемом перед святейшей иконой, верующие прославляют Иисуса, просят его о милости и благодати. Пресвятая молитва к Господу помогает людям обрести душевный покой и утешение в скорбях. Верующие, искренне раскаявшись в грехах, получают покров и заступничество Христа Спасителя.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Достойно есть" ("Милующая"): история, значения, в чем помогает и как молиться

Молитва иконе Спас Всемилостивый

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Икона Спас Всемилостивый

Изображение Христа Спасителя на Руси почиталось с особым уважением. Его иконы не раз являли чудеса исцеления. А появление первого образа в таком стиле датируется еще XII веком.

Описание святого лика

Образ Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор». Встречаются изображения в полный рост, поясные и погрудные. Автор оригинала являлся последователем знаменитого русского иконописца Андрея Рублёва.

В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.

Икона имеет очень внушительные размеры. Её ширина составляет 2,78 м, а высота — 3,20 м.

На ней изображён лик Христа, увенчанный венцом тонкой работы. С течением времени образ сильно потемнел. Это связано с традицией, которая существовала много веков назад — покрывать картины подсолнечным маслом для закрепления красок. Икону не стали очищать от масляного слоя в наше время и оставили в первозданном виде.

Об иконах в православии:

Считается, что человек, не верящий в Бога, не способен увидеть его лица на иконе. Господь открывает себя только духовному зрению.

Интересно! Среди мирян бытует мнение, что жена, изменившая хоть раз своему супругу, не сможет разглядеть на образе лик Всевышнего.

История иконы

Появление святыни относят к началу XV века. Икона написана мастером по имени Дионисий Глушицкий. Она предназначалась для Борисоглебской деревянной церкви. Образ должен был занять место под куполом, чтобы каждый, кто захочет взглянуть на лик Иисуса Христа, поднял взгляд «к небу». В XVIII веке его разместили в приделе благоверных князей Бориса и Глеба. Но там икона пробыла недолго. Ростовский митрополит Арсений отдал распоряжение перенести святыню в архиерейские покои. В 1749 году икона оказалась в архиерейском доме и пробыла там почти полвека.

В 1798 году образ перенесли в Воскресенский собор, который находится в Тутаеве. Несли икону пешим ходом. Возле реки Ковать с изображения решили смыть дорожную пыль. Как раз на месте остановки забил ключ, который считается целебным. В связи с этим появилась традиция совершать ежегодный крестный ход с образом Спасителя. Процессия выходила из Воскресенского собора и несла икону через весь город, а потом шла вдоль берега реки к забившему источнику.

Для того чтобы транспортировка такого большого образа была возможной, для него соорудили специальную металлическую раму.

Интересно! Под аркой, в которой стоит икона, есть специальный лаз. Через него пролезают верующие люди на коленях с молитвой. Такой обычай появился достаточно давно. От коленей прихожан даже образовались потёртости.

Сегодня к храму, где находится икона, организовываются паломнические экскурсии. На верующих образ производит неизгладимое впечатление. К Отцу Небесному приходят за помощью в любой сложной ситуации и по молитвам своим обязательно получают её.

Значение иконы

Образ Спаса Всемилостивого очень почитаем во всём православном мире. С него на протяжении нескольких веков делали многочисленные списки, которые расходились по монастырям и храмам.

С этой иконой совершаются крестные ходы, а количество паломников, приходящих просить помощи, из года в год становится только больше. Всё это говорит о том, что древнее изображение Христа Спасителя по-прежнему помогает верующим людям, и Господь отвечает на их молитвы, совершаемые перед образом.

В чем помогает

К иконе Спаса приходят с разными просьбами. Бог помогает справляться как с духовными проблемами, так и с телесными.

Данный образ считается чудотворным. После молитвы перед ним необъяснимым образом отступают серьёзные заболевания костной системы, суставов. Человек ощущает прилив сил. Его вера крепнет, появляется чувство искреннего покаяния и смирения перед лицом Всевышнего.

Икона Спас Всемилостивый

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

Читайте также:
Икона "Крещение Господне": описание и история, значение, в чем помогает и как молиться

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

  1. Икона Спаса в Тутаеве
  2. Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого
  3. Икона, под которой пролезают

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого

К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Икона “Спас Всемилостивый” — о чем перед ней молятся

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Древо Пресвятой Богородицы": история, значения, в чем помогает и как молиться

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий – перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.

История иконы

Появление святыни относят к началу XV века. Икона написана мастером по имени Дионисий Глушицкий. Она предназначалась для Борисоглебской деревянной церкви. Образ должен был занять место под куполом, чтобы каждый, кто захочет взглянуть на лик Иисуса Христа, поднял взгляд «к небу».

В XVIII веке его разместили в приделе благоверных князей Бориса и Глеба. Но там икона пробыла недолго. Ростовский митрополит Арсений отдал распоряжение перенести святыню в архиерейские покои. В 1749 году икона оказалась в архиерейском доме и пробыла там почти полвека.

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом.

Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В 1798 году образ перенесли в Воскресенский собор, который находится в Тутаеве. Несли икону пешим ходом. Возле реки Ковать с изображения решили смыть дорожную пыль. Как раз на месте остановки забил ключ, который считается целебным. В связи с этим появилась традиция совершать ежегодный крестный ход с образом Спасителя. Процессия выходила из Воскресенского собора и несла икону через весь город, а потом шла вдоль берега реки к забившему источнику.

Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века.

Состоит собор из двух храмов – нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний – Воскресенский – храм и окружающая его с трех сторон галерея – спустя несколько лет. Высота нижней церкви – 5 метров, верхней – 13,5 метров (до купола 24).

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.

Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

Сегодня к храму, где находится икона, организовываются паломнические экскурсии. На верующих образ производит неизгладимое впечатление. К Отцу Небесному приходят за помощью в любой сложной ситуации и по молитвам своим обязательно получают её.

Описание святого лика

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост.

Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

Читайте также:
Иконы в спальне: можно ли ставить или нет, как вешать и куда расположить, ответ и мнение священника

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая.

Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

В чем помогает

К иконе Спаса приходят с разными просьбами. Бог помогает справляться как с духовными проблемами, так и с телесными.

Данный образ считается чудотворным. После молитвы перед ним необъяснимым образом отступают серьёзные заболевания костной системы, суставов. Человек ощущает прилив сил. Его вера крепнет, появляется чувство искреннего покаяния и смирения перед лицом Всевышнего.

Молитва Господу Иисусу Христу

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя.

Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

День празднования

14 августа по новому стилю (1 августа по старому стилю) православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

Где находиться

Образ находиться в Воскресенском соборе, который находится в Тутаеве. За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.

В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях.

Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней.

На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой с позолотой, весом более 35 кг. Венец и риза были изъяты большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время – его копия. Риза исчезла бесследно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: