Икона Божией Матери “Скорбящая о младенцах”: история, значение, в чем помогает и как молиться

Икона Пресвятой Богородицы «Скорбящая о младенцах во чреве убиенных»

Божья матерь хорошая заступница во всех делах, особенно велика ее помощь для женщин и детей. В христианстве такое большое количество икон Божьей матери и они так отличаются друг от друга, что порою сложно представить, что на них изображена одна и та же Богоматерь. Среди них икона Пресвятой Богородицы «Скорбящая о младенцах во чреве убиенных» совершенно особенная.

История написания святого лика

Согласно христианской вере, появление ребенка у женщины происходит по Божьей воле, в нем частичка вечности, частичка Бога — душа. К сожалению, бывают такие ситуации, когда женщина принимает решение избавиться от так называемой нежелательной беременности, по личным либо по медицинским показаниям. С одной стороны, православие выступает против убийств еще не рожденных детей, считая это грехом, но с другой стороны, самой женщине нужна и психологическая и духовная помощь, чтобы пережить эту непростую ситуацию.

Икона Богоматери, скорбящей о младенцах как раз помогает принести покаяние женщине после такого страшного греха. Эта икона написана относительно недавно, увидеть ее можно, посетив Макариевский храм в Киеве. История ее написания такова, во время прогулки, одной из прихожанок на камне явилось изображение Богородицы, которое та незамедлительно зарисовала карандашом на листочке. С этим изображением пришла женщина в храм, прося у настоятеля благословение на написание иконы.

В это же время старец Иона хлопотал о проведении Крестного хода против абортов, но вот иконы, подходящей для этого действа не было. Вскоре, эти два обстоятельства сложились, и по благословению митрополита Киевского и всей Украины была написана икона, с которой позже был совершен Крестный ход.

О деторождении в православии:

Описание иконы

Икона Богородицы «Скорбящая о младенцах во чреве убиенных» уникальная, изображение на ней рассказывает о том, как ангел передает Иисусу Христу душу нерожденного младенца для возвращения ее Богу. Тело ребенка кровоточит, напоминая молящейся женщине о том, что она совершила, но одновременно и дающая ей же надежду на то, что душа ребенка вернулась домой.

Как защищает икона

Икона Богоматери дает защиту женщине в будущем от подобного греха, помогая ей пройти процесс покаяния и очищения через молитву святому образу. К тому же молятся у иконы и те женщины, которые не смогли выносить ребенка и им были диагностированы такие диагнозы, как замершая беременность или выкидыш.

Совет! Женщина, мечтающая стать матерью и желающая иметь хорошую семью может помолиться у этой иконы о том, чтобы Божья матерь дала ей духовных сил и здоровья для будущей беременности.

Как молиться перед иконой

Икона Божьей матери, скорбящей о младенцах во чреве убиенных, помогает женщинам очиститься от греха детоубийства и раскаяться в содеянном. Многие духовники уверяют, что молитва у этой иконы направлена не только на освобождение от греха матери, но и на заботу об убиенном младенце, которому так и не пришлось появиться на свет.

Существует текст молитвы, которую можно выучить наизусть, а можно читать по молитвеннику — разницы особой в этом нет, главное, чтоб молитва шла из самого сердца:

«О, Владыка, Господь Иисус Христос, сын Божий! Велика благодать твоя, человека, ради нашего спасения родившегося, распятого и погребенного, твоею кровью окроплена грешная плоть наша. Прими мое покаяние в грехах и услышь слова мои: грешна, Господь, перед небом и перед тобою, словом, делом, душою, телом и мыслями. Заповедь Твою преступила, не слыша Твоего повеления, прогневала благость Твою, Господь, но и я — творение Твоё, молю о спасении Тебе: Господи, в покаянии дай мне сокрушенное сердце, прими меня, молящуюся и дай мне мысль благую, дай мне слезы умиления, Господи, по благодати Твоей положи начало благое. Помилуй меня, грешную рабу Твою в Царствии Твоем, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В чем помогает икона

Много чудесных случаев связано с иконой Богоматери «Скорбящая о младенцах, убиенных во чреве». В храме, где находится икона, часто можно услышать истории о том, как некоторых женщин эта икона привела к православию и духовной жизни, воцерковлению.

Рассказывают, что одной женщине часто стали сниться дети, в одном из сновидений она их спросила, где ваша мама, на что они ответили, что их мама она сама и что там, где они находятся сейчас им очень плохо, ведь у них даже нет имен. Прошло совсем немного времени, и женщина узнала как бы случайно о том, что в церкви организуют Крестный ход с иконой Богоматери, скорбящей о младенцах, а придя в церковь и уже после Крестного хода, поговорив с батюшкой, поняла, как нерожденные ее дети привели ее в храм.

Важно! Помогает икона также в прощении грехов умершим родным, это означает, что можно молиться не только о своих грехах, но и за грехи, касаемые деторождения, матери, бабушки и прабабушки, тем самым облегчая иную жизнь близких, на «том» свете.

РЕДКИЕ И ПОЧИТАЕМЫЕ ИКОНЫ

СОБИРАЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ КОЛЛЕКЦИЮ РЕДКИХ И ПОЧИТАЕМЫХ ПРАВОСЛАВНЫМ МИРОМ ИКОННЫХ ОБРАЗОВ И ПОПУЛЯРИЗИРУЕМ ИХ СРЕДИ УЧАСТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ “ЕЛИЦЫ”.

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 312
  • |Видео 2
  • |Мероприятия 2

рассказ КРЕСТНЫЙ ХОД – об иконе Богоматерь “Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных”

КРЕСТНЫЙ ХОД
Священник Димитрий Шишкин
Я и сам хотел позвонить – пригласить благочинного на престольный праздник. Подумал: вычитаю в алтаре правило и позвоню. И вдруг слышу: староста в пономарке с кем-то по телефону говорит, и с первых слов понял, что это благочинный и – меня ищет. Тут я вспомнил, что отключил на своем звук. Значит, он и мне звонил…

– Здравствуй, отец Димитрий. Слушай, здесь такое дело… По Украине проходит крестный ход с иконой. «За спасение нерожденных детей и сохранение семейных ценностей». Так вот, они сейчас у нас в Крыму и в среду в час дня будут у тебя в Почтовом. Встретишь, накормишь их, пусть отдохнут маленько, а потом они ко мне в Бахчисарай пойдут. В семь вечера уже должны быть в Феодоровской.
– Добро… Сколько их?
– Ну, человек двадцать – двадцать пять от силы.
– А что за икона?
– Божией Матери… Скорбящая об убиенных во чреве младенцах. Специально по благословению Блаженнейшего написана.
– А тропари ей есть?
– Да нет… Обычный молебен послужишь.
– Хорошо: в среду, в час дня, двадцать пять человек… Слушай, а ты завтра будешь?
– Какое там! У нас на Покров как обычно: казаки, сход, кулеш… Это же их праздник.
Во вторник вечером мне позвонил человек и представился:
– Здравствуйте, я Сергий. Мы крестным ходом идем…
Голос был такой интересный… Знаете, когда человек волнуется и слышно, что он как бы не знает, на русском ему говорить или на украинском, и получается то, что называют говорком… А еще… А еще слышно было, что этот человек простой и добрый.
– Да, мне говорили. А сколько вас?
– Человек сорок… Мы завтра в Симферополе в парке Шевченко утром служим, а потом выдвигаемся к вам…
– Хорошо. Всего вам доброго, до завтра.
Я отключился и слегка напрягся.
Ага, уже сорок… А если в Симферополе к ним еще человек пятьдесят присоединится? Почему нет? В принципе, вполне возможно. Чем я их кормить буду? Хорошо еще, что предупредил раб Божий. Я перезвонил старосте и попросил увеличить количество приготовляемой пищи. Мне было жаль наших женщин, и так вымотавшихся на престольном, но что поделаешь. Надо так надо…
Утром часов в десять Сергий позвонил снова:
– Алло, отец Димитрий… это я, Сергий. Мы вот закончили молебен в парке и уже выдвигаемся в вашу сторону… Сколько нас. Ну, человек пятьдесят…
Снова пришлось звонить старосте. Мне и его уже было жаль…
Конечно, я приехал загодя. У церковной ограды стояла отцепленная тележка, из тех, в которых перевозят домашний скарб автопутешественники. В самом дворе маячили незнакомые фигуры, живописно расположившиеся кто за длинным столом под навесом, кто на траве. И сразу стало понятно, что это паломники, участники крестного хода, оказавшиеся здесь раньше других. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: крестный ход длинный, многомесячный, живет и существует по своим законам. Кто-то присоединяется, отсоединяется, кто-то следует в его составе постоянно… и у кого-то из них маленькие дети, а кто-то в преклонном возрасте или слаб здоровьем и не в состоянии идти «всю дистанцию»…
Я вошел на церковный двор, со всеми поздоровался, и сразу ко мне подбежали два мальчонки лет шести и трех. Старший вцепился мне в руку, а младший обнял за ноги с такой непосредственной радостью, словно они только меня и ждали, словно я их батька, вернувшийся с фронта. Знаете, не часто встречаешь такой прием даже у детей. Я одновременно опешил и умилился.
А с газона навстречу нам уже вставала, по-видимому, их мама. Молодая женщина широко улыбалась. Она принялась увещевать хлопцев: «Ну-ну, оставьте батюшку… что вы в него вцепились. »
Младший сразу представился Тимофеем, а старший – Виталькой и принялся рассказывать, что он пономарил уже, и батюшка брал его в алтарь и давал кадило подержать, а еще у него (у мальца, то есть) и стихарчик свой есть… Словом, было понятно, что без пономаря мне никак не обойтись.
Мама попыталась мальцов увести, но они не сдавались. Теперь уже Тимофей взял меня крепко за руку, и ручонка у него оказалась заскорузлая и мозолистая, как у маленького крестьянина-труженика.
И как-то так хорошо, просто и радостно стало на душе, что вся напряженность и переживания отпали. Васильевич, староста, правда, ходил озабоченный и усталый. Ну да это и понятно: ему пришлось в кротчайшие сроки перестраиваться с необходимости покормить двадцать пять человек на вдвое большее количество. Впрочем, работа кипела: женщины суетились на кухне, и всё было уже готово к обеду.
– А можно, можно мне с вами… туда? – увязался за мной Тимофей, а за ним и Виталька, когда я направился в пономарку.
– Вот сейчас переоденусь, хлопцы, тогда вас и позову. Договорились?

Читайте также:
Икона Божией Матери "Отрада и утешение": история, значение, в чем помогает и как молиться

Я надел подрясник и пошел в алтарь, поклонился престолу, попросил старосту затеплить лампаду, семисвечник, чтобы служить молебен с особенной торжественностью, при открытых царских вратах. Тут, робко заглядывая в алтарь, появился Виталька. Он о чем-то просил, но расслышать его было трудно: он всегда говорил тихим голосом, и его приходилось переспрашивать.
– Ну заходи, братец… Клади поклоны перед престолом… Да, вот так, а теперь рассказывай, чего ты хочешь.
– Батюшка… а можно я… это… кадило буду держать.
– Конечно, можно. Кстати, вот тебе коробочка с ладаном, пойди в храме на столик положи.
Он, счастливый, исчез и скоро появился снова для благословения со сложенным на руках стихарчиком.
Потом я вернулся в пономарку и стал записывать припевы для молебна: «Пресвятая Богородице, спаси нас… Святи мученицы, младенцы Вифлеемстии, молите Бога о нас… Святые благовернии княже Петре и княгине Февроние, молите Бога о нас…» и так далее.
На самом деле припевы эти положены только если в молебен включен канон. Если канон Божией Матери, то припев соответственно: «Пресвятая Богородица, спаси нас», если святому – то и припев святому, но у нас как-то уже так прочно установилось, что канонов на молебне мы не читаем вовсе, зато припевов поем множество… И вот интересное дело: вроде бы это неправильно, но именно что только «вроде бы», потому что такой чин давно стал богослужебной традицией, уж не знаю, насколько местной, как служат в других областях, но у нас вот так… Словом, я писал эти самые припевы на два листа в двух экземплярах (для себя и хора), приноравливаясь к характеру молебна, и как раз заканчивал уже писать, когда староста объявил торопливо, заглянув в дверь: «Батюшка, приехали!»
Я надел фелонь, открыл царские врата и вышел встречать крестный ход. Людей заметно прибавилось, и я попросил старосту открыть главные ворота, чтобы народ не толкался в калитке. Дело в том, что паломники и прихожане, видимо по заведенной этим крестным ходом традиции, становились перед иконой на колени так, чтобы ее проносили у них над головами. Такая получалась цепочка коленопреклоненных молитвенников.
Когда икону вынесли из машины, паломники негромко, протяжно и печально пели какой-то кант – духовную песню, но я попросил их остановиться и запел традиционные при встрече величание и «запевы»… Шел и кадил икону.
Но вот занесли образ в храм через склоненные головы паломников и прихожан. Начался молебен. Виталька оказался рядом и, смиренно взглядывая снизу вверх, опять стал тихо что-то просить. Мне пришлось, выхватив мгновение между запевами, наклоняться к нему и переспрашивать:
– Что ты хотел, Виталька?
– Батюшка, – шептал он горячо, – а можно мне… это… кадилом помахать?
– Нет, брат, махать не надо. Ты ведь не диакон. А подержать можешь.
И он стал держать кадило, как держат реликвию, – неподвижно и трепетно, в вытянутых вперед руках. Вскоре Виталька освоился, и вот я уже краем глаза вижу, как он потихоньку увлеченно и сосредоточенно этим кадилом начинает покачивать, вроде как кадит… Ох уж это «благое непослушание»… Но из него ведь, из этой горячей любви к любому делу, из горячей любви вопреки всем запретам, даже и отговорам, и вырастают самые вдохновенные и самоотверженные труженики. В любой области. И в церковной тоже… И, кажется, это называется призванием.
Записок на молебен накопилось много. Я попросил помочь читать их старосту и еще… еще задал шестилетнему Витальке неосмотрительно жестокий вопрос: «Ты читать умеешь?»
Видели бы вы, какая мука отобразилась в его глазах! Бедное дитя… Как же ему хотелось в тот момент, чтобы он умел читать! Но волей-неволей пришлось сказать правду: «Нет, не умею…»
И он с удвоенной энергией принялся держать кадило, торжественно возлагая на уголь кусочки ладана, когда я его об этом просил, – словно усердием своим желая компенсировать неумение читать…
После молебна я с амвона сказал несколько слов о важности крестного хода, молитвы… о необходимости прекращения нашего страшного и повального детоубийства, призвал к покаянию и возвращению к семейным ценностям. А затем слово взял руководитель крестного хода – тот самый раб Божий Сергий, что звонил мне вчера и сегодня.
Это был благообразного вида молодой мужчина, худощавый, с темной окладистой бородой и простым, ласковым взглядом. Я даже подумал: не его ли ребятишки Виталька и Тимофей?
Сергий говорил негромко, просто и складно. Он рассказывал о том ужасе, который творится в Украине (да и не только в Украине), когда в материнских утробах убиваются тысячи, миллионы нерожденных детей. Рассказал, как однажды с этой болью, со скорбью о таком положении дел он с друзьями попал в келью схиархимандрита Ионы (Игнатенко) – известного Одесского духовника и старца. Было это года два назад. Батюшка тогда сказал, что чаша долготерпения Божиего переполнена, и если это страшное и повальное истребление детей не остановить – Господь накажет народ. И вот тогда батюшка благословил организовать этот самый крестный ход и пройти с ним по всей Украине.
Но целый год ничего организовать не получалось. Не было и иконы. И вот как-то одна из женщин-активисток этого движения «крестоходцев» сидела на берегу моря. Она взяла в руку плоский камень-голыш, и вдруг рисунок на этом камне каким-то образом навеял ей идею иконы. Сюжет такой. Матерь Божия держит Младенца Христа, а Он со скорбью протягивает руки к убиенному младенцу, которого несет ангел…
Женщина достала ручку, листок бумаги и стала рисовать. Когда она закончила, поняла, что вокруг уже темнота и только листок, место вокруг него, ручка, камень тот светятся, так что она смогла закончить рисунок. Затем она показала его профессиональному художнику, и тот сделал эскиз иконы. Эскиз отправили на экспертизу. Митрополит Владимир благословил написание иконы и крестный ход. Икону Божией Матери назвали «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных». Так начала осуществляться эта идея.
Икона Божией Матери назвали «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных».

Читайте также:
Икона Божией Матери "Свенская" ("Печерская"): история, значения, в чем помогает и как молиться

Из Киева крестный ход вышел в августе прошлого года и прошел по всей Украине, как бы осеняя ее крестообразно. Теперь через несколько дней он должен завершиться в Керчи.
За это время – больше года – немало произошло замечательных событий, встреч, много было рассказано и услышано удивительных историй. Вот только некоторые из них.
Одна женщина (не помню уже, в каком городе) очень скорбела о своих погубленных во чреве младенцах. И так она скорбела, что душа ее просто разрывалась от боли. И исповедалась она, и покаялась, но всё душа была не на месте, всё она ждала какого-то видимого знака прощения. И вот эта женщина стала кормить голубей, как бы принося жертву за своих деток и молясь о прощении. Голубей становилось всё больше, они уже знали, когда женщина приходит, и слетались на это место заранее, садились ей на плечи, на руки… Все про эту женщину знали, но не все знали, зачем она это делает. И вот она как-то «случайно» узнала про крестный ход, прошла некоторую часть пути, со слезами молилась, приложилась к иконе. И… голуби перестали прилетать. Женщина восприняла это как несомненный знак прощения, как великую милость.
Рассказал Сергий и такую историю. Раз к ныне покойному патриарху Сербскому Павлу пришли люди и с горечью стали спрашивать: почему Бог оставил Сербию, почему попустил агарянам занять исконные сербские земли, почему такая несправедливость? Патриарх ответил: «Дорогие мои, никакой несправедливости в этом нет. Мусульмане не убивают во чреве младенцев, рожают детей, сколько Бог пошлет, не бросают своих стариков, и за одно это – за соблюдение заповедей “не убий” и “чти отца твоего и матерь твою” – Господь даровал им Свое благословение. У Бога нет лицеприятия. А за то, что сербы разрушают семьи, совершают массово страшный грех детоубийства, Господь отнял у них землю и отдал иноверцам».
Еще об одном случае рассказал Сергий. Беженка-сербка остановилась на ночлег у русской православной где-то под Одессой. И вот эта сербка горько жаловалась, что Сербию предали, что ее не защитили, и обвиняла она в этом и Россию в том числе. С этой горечью она уснула. И вот видит во сне двух молодых летчиков – военных, они оживленно обсуждают какие-то свои, военные дела. И что-то знакомое, как показалось ей, мелькнуло в чертах этих военных. Женщина начала всматриваться в их лица и вдруг поняла, что это ее дети, загубленные некогда во чреве. И тут она услышала голос: «Потому вас некому защитить, что вы сами перебили своих защитников».
Много еще чего рассказывал Сергий очень просто и доступно, а потом стал с одной из участниц крестного хода петь духовные песнопения. Современные, тоже очень простые и незатейливые, но искренние – о вере, о правде, о любви. Пели они с житейской точки зрения неважно: у обоих ни слуха, ни голоса особого не было, но делали они это с такой верой, так от души, что я в какой-то момент залюбовался и даже изумился. Я думал: вот она, простая красота русского человека, совершенно безыскусная, неказистая даже как будто внешне, но сколько же в ней чистоты, и любви, и открытости… как бы нам эту чистоту не утратить, сохранить и приумножить как главное наше достояние и сокровище, дарованное Господом!
Эта простота и ласка выглядывают неожиданно в разных людях, самых простых, как выглядывает иногда солнце из-за туч в пасмурную погоду, и всякий раз сердце мое сжимается от нежности и любви, узнавая и видя то самое наше – родное и истинное, чего совсем почти не стало видно в нашем народе. И душа всякий раз ликует и изумляется от того, что не может понять: как, каким чудом эта чистота и искренность могут еще сохраняться у нас после всех тех ужасов, что пережил наш народ за последнее столетие, несмотря на всё возрастающее безумие повседневной реальности?!
Паломники давно уже пообедали… в два захода, а Сергий с этой женщиной всё пели и пели… у них целый альбом был, составленный из разных песен, сочиненных такими же простыми людьми – крестоходцами, народными поэтами и певцами. Простые слова, незатейливые мелодии… И женщины, наши прихожанки, слушали с умиленными слезами и всё не могли разойтись.
И я слушал с изумлением и думал: Боже, какими же мы стали сложными… ненужно, неправильно сложными… и даже не видим, не понимаем этого, всё сложностью своей пытаемся решить и восполнить, но не получается, и мы томимся и мучаемся. А нам не хватает вот такой простоты во Господе, простоты, которая не умаляет ни самобытности, ни способностей, ни достоинств каждого человека, но только возвращает ему утраченную полноту жизни.
Я, признаюсь, несколько опасаюсь нашей российской православной сурово-посконности: слишком часто она «заваливается» вправо со всеми этими идеями прославления царя Ивана Грозного, «святого старца» Григория Распутина, и вообще пугает меня всегда какая-то жесткая категоричность, с какой осуществляют свою «миссию в мире» эти «священные простецы». Случай с Сергием и его крестным ходом показался мне особенным как раз потому, что при сохранении простоты и естественности – именно крестьянской, безыскусной – не было в их вере и проповеди ничего чужого, настораживающего и жесткого, а только море любви и ласки. Вот это слово – «ласка» – опошленное, затертое нашей псевдо-культурой – просится снова и снова на бумагу, словно хочет напомнить об исконном своем и действительном смысле. О смысле любви простейшей, но бездонной, как мир, о сердце, распахнутом с чистотой и состраданием…
Мы провожали икону, и паломники и прихожане так же, как в начале нашего молебна, становились на колени и просили пронести икону над их головами. И я попросил Сергия перед тем, как погрузить икону в машину, осенить наш храм крестообразно этой иконой, благословить и приход наш, и народ, живущий в окрестных селах, чтобы приходили люди в себя, чтобы возвращались к доброй жизни в семьях многодетных и дружных, в трудолюбии и в согласии с Богом… Как же это просто, но как сложно и невозможно даже это осуществить своими только, человеческими силами. Помоги нам, Господи!
Когда я передал икону крестоходцам и стал ее окаживать, снова подошел Виталька и стал, по обыкновению своему, что-то робко просить.
– Ты что хочешь, Виталька? – спросил я, наклонившись к нему.
– А можно я кадилом вот так, как вы… помашу? – просил он снова.
– Ну, брат, кадилом только диакон может махать… – ответил я и задумался. – Помашешь – так диаконом и станешь потом.
– А я хочу быть диаконом! – заверил меня Виталька с горящими глазами.
Но тут оказалось, что икону уже погрузили в машину, а кадило у меня приняли ловко и унесли.
– Ну, что сказать… Будешь, будешь ты диаконом, Виталька, – говорил я, сам удивляясь своим словам, – потому что я видел уже, как ты там, на молебне, Богу кадил.
Благослови тебя, Господи!
Священник Димитрий Шишкин
22 октября 2013 г.

Читайте также:
Икона святого Иоанна Златоуста: история, значение и в чем помогает

Редкая икона Божией Матери, именуемой ” Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных “

Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, или сознательно загубленных и потому не принявших Святого Крещения. Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию, а меня, грешную (имя), совершившую убийство младенца в утробе моей, прости и не лиши Твоего милосердия. Аминь.

С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс. 138. 13, 15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» (Иов 10. 8-12,18). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1. 5-6), — сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш», — это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо… зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», — писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», — утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы».

Читайте также:
Икона «Спас в силах»: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.

Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака (см. X.3). Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести.(с)

Читайте также:
Икона Божией Матери "Геронтисса": история, значения, в чем помогает и как молиться

Икона 12 апостолов

Практически в каждой мировой религии помимо фигуры посланника Господа или пророка присутствует ряд людей, которые помогали распространять веру. В христианстве такими людьми являются апостолы, для почитания которых используется соответствующая икона 12 апостолов, где изображаются самые ближайшие ученики Христа, великие проповедники христианской веры.

По-гречески слово апостол и означает посланник, то есть указывает на основную деятельности этих людей. Они были посланы Христом для того чтобы распространять его веру по всей земле.

Проповедовать апостолы начали после Воскресения Христа и то не сразу, а после Пятидесятницы, когда обрели дары Духа Святого.

  1. Кто стал апостолами
  2. Имена 12 святых апостолов
  3. Значение иконы Иисус Христос и 12 апостолов
  4. Молитва перед иконой 12 апостолов

Кто стал апостолами

На самом деле группа учеников Христа сформировалась не сразу. Даже после знакомства со Спасителем многие апостолы продолжали рыбачить и оставили свои занятия только после чудес, которые Он явил. Теперь они стали «ловцами человеков», а не рыб.

Помимо сформировавшейся группы из 12 наиболее близких учеников была и другая из 70 апостолов. Они разделились на пары, и каждая имела свободный выбор страны для проповеди.

Самые близкие ученики в свою очередь наделялись большими задачами, но и большими возможностями. Для того чтобы они могли проповедовать в языческих странах Господь даровал им не только стойкость, но и возможность являть различные чудеса и распространять благодать. Таким образом апостолы имели возможность подкреплять веру простых людей и привлекать оных к истинной вере.

Имена 12 святых апостолов

Кратко расскажем про каждого изображенного на иконе 12 апостолов.

  • Петр. Стал первым римским епископом и при этом был распят в Риме перевернутым. Проповедовал по странам Востока и Малой Азии, а также в Британии.
  • Андрей Первозванный. Особенно ценен для жителей России, так как на этой территории он проповедовал, а также в Македонии, Фракии и Византии. Брат Петра. Распят в Патрах на Х-образном кресте.
  • Иаков Заведеев. Является братом Иоанна Богослова, вел проповедь в Испании. Погиб от меча в Иерусалиме.
  • Иоанн Богослов. Единственный апостол, который мирно почил от старости. Автор известного откровения, евангелист.
  • Филипп. Нес проповедь по территориям Аравии и Эфиопии, Греции и Фригии, где был распят перевернутым.
  • Варфоломей. Составлял компанию Филиппу в его путешествиях, также ездил в Индию и Армению, где тоже был распят и тоже вниз головой, дополнительно язычники заботливо содрали с него кожу. Мощи частично располагаются в Риме.
  • Фома. Тот самый, которого Христос укрепил в вере, проповедовал в Парфии, Мидии, Персии, Индии, где был пронзен копьями и оставил бренный мир. Часть мощей осталась в Индии, городе Эдесс, остальные в Венгрии и Константинополе.
  • Матфей. Является первым евангелистом, нес проповедь по землям Сирии и Македонии, был распят в Африке, после чего сожжен и, вероятно, съеден людоедами.
  • Иаков Алфеев. Является братом Матфея, проповедовал в Палестине, Иудее, Эдессе, Газе и Египте, где был распят.
  • Иуда Иаковлев. Является братом Христа, проповедовал на территории современного Ближнего Востока. Распят, и пронзен стрелами в Армении.
  • Симон Зилот. Проповедовал на территории Северной Африки и в Абхазии, где был распят на кресте.
  • Матфий. Он заменил Иуду Искариот, которого, по понятным причинам, из числа апостолов исключили. Проповедовал в Македонии, Колхиде и Иудее, где был побит камнями.

Как видите, только единственный из тех, кто включен в композицию иконы святых апостолов завершил свой земной путь мирно. Остальные были поруганы и преданы мученической гибели наподобию Христа. Тем не менее, как свидетельствуют христианские источники, каждый апостол достойно выполнил собственное дело.

Дополнительно следует отметить Павла (Савл) которого не наблюдается ни в числе 12, ни в числе 70 апостолов. Тем не менее, он относится к первоверховным апостолам (наряду с Петром) и был призван на служение самим Христом, после Воскресения.

Значение иконы Иисус Христос и 12 апостолов

Иконописное изображение включает в себя самых первых христианских подвижников, именно благодаря этим людям, остальные верующие узнали о пути ко Спасению. Помимо этого они просто совершили немало пользы на земле и помогали людям, являя собой идеалы человеколюбия и кротости. Поэтому значение этих личностей и молитвы перед иконой двенадцати апостолов для каждого православного было и остается весьма существенным.

По значению икона 12 апостолов помогает в примирении между людьми и исцеление недугов. Помимо этого апостолы также считаются защитниками от злых духов.

Молитва перед иконой 12 апостолов

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно.

Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие!

Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона 12 апостолов

Великое дело начинается с малого. Может ли небольшая группа людей изменить жизнь большей части человечества? Именно это сделали 12 простых мужчин, которых выбрал из большого количества своих последователей Иисус Христос. Почитаемая православная икона «12 апостолов», изображает ближайших учеников Спасителя, выбранных им для несения Слова Его всем людям на земле.

Читайте также:
Урюпинская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

История апостолов

В Святом Писании указывается, что Христа в странствиях сопровождало множество людей. Лишь небольшая группа из них называется апостолами — посланниками и слугами Спасителя. В Писании говорится о 70 учениках, которые по велению Иисуса Христа парами отправились проповедовать христианство по миру.

Но все христиане знают имена самых известных приближенных к Божьему Сыну людей — 12 мужей, бывших рядом с ним в последние земные годы. После окончания земного пути Учителя, они ушли в мир, чтобы нести Слово Его.

Интересно: Павел — один из двух первоверховных апостолов, не входит в число ни одной из двух групп. Он был призван Господом после чуда Воскрешения и Вознесения Спасителя в Царство Небесное, но за твердую веру и большое усердие в деле распространения Веры его почитают как наиболее почитаемого христианского святого.

Читайте об апостолах Христа:

Символизм числа 12

Избрание в число избранных учеников 12 человек имеет глубоких символический смысл. Ко времени начала земной жизни Господа из 12 израильских родов сохранились полностью лишь 2. Евреи были убеждены, что настанет время, когда Господь соберёт всех потомков исчезнувших колен на земле израильской и восстановит их народ.

Избрание 12 апостолов — первый шаг на пути появления нового богоизбранного народа, в который войдут люди многих национальностей, объединённые единой Церковью — Новым Израилем.

Кто изображён на иконе

На Святом образе запечатлены святые мужи, указанные во втором варианте списка 12 апостолов, уточненном после предательства Иуды Искариота. В него входят следующие предстоятели:

  1. Андрей — рыбак, родившийся в городе Вифсаида. Решивший посвятить себя служению Создателю, он пришёл к Иоанну Крестителю на реку Иордан и стал его учеником. Он первым пошёл за Иисусом Христом, уверовав в божественную суть его. Андрей Первозванный особо почитается у восточнославянских народов, так как по преданию он проповедовал в их землях, предсказав появление на днепровских холмах Киева. Его распяли на Х-образном Кресте в городе Патры.
  2. Пётр (Симон, Кифа) — один из первых учеников Спасителя. Он трижды отказался от Учителя, плененного иудейским первосвященником, но искренне раскаялся в содеянном поступке и был прощен. Твердость его веры сделала его первым среди учеников Христа. Пётр проповедовал восточным народам и бриттам; стал первым епископом Рима. Принимая мученическую смерть через распятие на кресте, попросил своих мучителей повернуть его головой вниз, так как не считал себя достойным умереть также как Иисус Христос.
  3. Иоанн Богослов (Зеведеев), прозванный так за цитирование проповедей Христа в своих сочинениях, составляющих основу Нового Завета. Он единственный из первых проповедников, доживших до глубокой старости и умерший своей смертью. Иоанн не покидал Учителя ни на допросах, ни во время мучений на Голгофе. Он заботился о Богородице после смерти Христа.
  4. Иаков Старший Зеведеев — брат Иоанна Богослова, являющийся Небесным покровителем Испании, так как проповедовал в этих землях. Принял мученическую смерть через усекновение головы мечом.
  5. Филипп — третий из призванных мужей, проживающий в родном городе Петра и Андрея. Несколько раз упоминается в Священном Писании, в том числе в эпизоде раздачи пяти хлебов и двух рыб тысячам людей, а также в истории знакомства Иисуса с Варфоломеем. Ему выпал жребий нести Слово Господа жителям Эфиопии, Аравии, Греции и Фригии. Филиппа распяли на кресте вниз головой.
  6. Варфоломей, призванный в служение вслед за Филиппом, с которым проповедовал народам Малой Азии. Самостоятельно он побывал в Индии и Армении. Его и Иуду Фаддея считают основателями Армянской церкви. Варфоломей закончил земной путь в Армении, где его сначала распяли на кресте, затем с ещё живого сняли кожу и обезглавили.

Житие приближенных учеников

Считается, что группа из 12 человек сформировались за три года до мученической смерти Спасителя на Кресте. Практически все эти люди происходили из бедных слоев общества. Отказавшись от привычной жизни, они посвятили себя служению Господу и выполнению его заветов. В Писании приводятся примеры сомнений, душевных терзаний и неправильного толкования слов Спасителя. Этим подчёркивает, что даже самые близкие к Господу люди подвержены влиянию первородного греха. И только следование наставлениям Иисуса Христа и излитие на них Святого Духа помогли понять двенадцати посланникам мудрость и истинный смысл слов Господа.

Совершая своё великое служение, они, подобно Христу, претерпели множество физических испытаний и лишений, но сохранили твердость Веры и проповедовали христианство среди язычников. Большинство из 12 апостолов завершили свой земной путь, приняв мученическую смерть. Войдя в Царство Небесное, они заняли место около престола Божьего, а в день Страшного Суда вместе со Всевышним будет судить всех живых и почивших людей.

Значение иконы

Праведная и подвижническая жизнь ближайших учеников Христа — пример поведения и жизненной позиции для каждого христианина.

Иконописный образ 12 апостолов напоминает людям о преданности и самоотверженном служении, наградой за которое стала вечная жизнь рядом с ним в Царстве Божием.

Иконография

Первые совместные изображения апостолов появляются в церковной живописи в III-IV вв. В церковной традиции не сложился чёткий канонический образ 12 апостолов. Главное, чтобы на святом образе имелось изображение всех ближайших учеников Христовых. Выделяются два иконографических образа, сложившихся XIV-XV вв.:

  1. Византийская иконописная традиция размещает фигуры апостолов в полный рост в несколько рядов. Все они держат в руках символы христианского учения — свитки. У святых мужей, участвовавших в создании Святого Писания, свитки заменены на кодексы. На некоторых иконах апостолы изображаются с символами мученической смерти (Пётр с мечом; Андрей с косым крестом; Варфоломей с ножом). Иногда в состав композиции входит церковной здание, символизирующее единую христианскую Церковь, которую они основали.
  2. Параллельно с византийской иконографией складывается древнерусская традиция изображения Собора двенадцати апостолов. Русские мастера изображали их в виде виноградной лозы. В её верхней или центральной части помещён лик Спасителя, а в завитках поясные изображения его учеников. В некоторых изводах рядом с фигурой Господа размещают изображения Богородицы и Иоанна Крестителя.

Читайте об иконах апостолов:

О чем молиться и в чем помогает икона

Перед иконой православные люди молятся о следующем:

  • о мире и любви между людьми;
  • об укреплении духа и веры;
  • о помощи в трудных жизненных ситуациях;
  • об излечении физических и душевных недугов.

Ежедневная молитва перед этим святым образом помогает защититься от злых сил и противостоять искушениям.

Почитаемая икона 12 апостолов — символ твёрдости веры, человеколюбия, смирения и кротости. Именно эти качества помогли ученикам Господа распространить Слово Его по всему миру и построить Новый Израиль — Христианскую Апостольскую Церковь.

Особенности иконографии и роль иконы “12 апостолов” в православном христианстве

История святого лика

На этом лике изображен Всевышний вместе со своими учениками. Огромное количество верующих обращаются к иконе за утешением. У Иисуса было много учеников ещё при жизни. Кто-то был с ним из человеколюбия, а другие хотели удовлетворить свое любопытство. Некоторые пришли к Спасителю в надежде получить исцеление от страшных недугов. На протяжении долгого времени лишь 12 учеников делили со своим Учителем все тяготы и невзгоды бренной жизни. Впоследствии Иисус назовет их апостолами.

Одной из самых почитаемых является икона 12 апостолов и Спасителя

В переводе с греческого языка «апостол» значит «посланник, слуга». Двенадцать учеников Христовых были наиболее близки к Спасителю, они стали свидетелями его откровений. Христос признал их своими последователями за 3 года до своей мученической смерти, наделив божественной силой и могуществом. Апостолы сопровождали Иисуса постоянно, оставив ради этого свои семьи и родину.

В день Пятидесятницы случилось чудо – ученики Христа получили дар от Святого духа в виде огненных языков. Чудотворное явление окончательно подтвердило избранность этих людей.

Во имя своего божественного учителя апостолы до самой смерти странствовали по свету, они проповедовали святое учение и призывали людей к доброте, милосердию и отрицанию темных сил.

К сожалению, мир далек от совершенства и почти все апостолы приняли за свои убеждения мученическую смерть. Людям трудно принять в себе хорошее, слишком легок темный путь, на котором не надо ограничивать себя и жертвовать своими интересами ради другого. Поэтому легче признать неправым того, кто несет в себе свет, человека, способного на жертвы и настоящие подвиги во имя добра. Именно так поступили язычники, распявшие на кресте апостолов Андрея Первозванного, Петра, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева и Симона Зилота. Страшная участь постигла и остальных учеников Спасителя – Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Только Иоанн Богослов, при жизни тоже испытавший страшные муки, скончался в своей постели. Лишь после гибели апостолов люди начали понимать, какое огромное благодеяние те совершили для них. На небесах мученики обрели долгожданный покой, а вместе с тем удостоились многих почестей. Именно они будут вместе с Господом вершить Страшный суд и «воздавать всем людям по делам и поступкам их».

Значение и особенности иконографии образа

Списки икон с изображением апостолов известны давно. В 3-4 веке апостолов было принято изображать юными и безбородыми, позднее, в 6 веке, они стали представать на иконах с нимбами. В то время было принято писать образа апостолов в греческом стиле – одетыми в белые туники с босыми ногами.

Списки икон с изображением апостолов известны давно

Непременными символами апостолов являются свитки, как образ христианского учения. На Руси в XV-XVII вв. чудотворный образ двенадцати апостолов часто изображали в виде лозы. Спаситель на ней изображен посредине, а в завитки лозы вписаны лики его учеников. Наиболее ярким примером такой иконографии выступает фреска Благовещенского собора Московского Кремля, датированная серединой XVI века, а также икона из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, написанная в XVII веке.

Иконография Двенадцати апостолов разделилась на две основные ветви – православную и католическую. В православной традиции образа святых апостолов не имеют других атрибутов, кроме свитков и кодексов. Католическая манера иконописания придала ликам апостолов орудия, с помощью которых они были подвергнуты страшным казням (это кресты, на которых были распяты большинство мучеников, мечи, ножи, копья и даже чаша с выползающей из нее змеей).

Единственным примером изображения Двенадцати апостолов на иконах в два ряда является византийский образ, написанный в начале XIV века.

Византийские иконы отличаются бесплотностью и бестелесностью изображенных ликов. На золотом фоне они выглядят как размытые тени, покрытые тонкими золотыми лучами. Эти иконы символизировали идеальность небесного мира, лишенного земной тяжести.

В России часто изображали Христовых учеников на одной иконе или барельефе. Когда-то в Санкт-Петербурге существовала Борисоглебская церковь, в которой по периметру купола были написаны поясные барельефы всех двенадцати апостолов.

Символизм числа 12

Число «двенадцать» в избрании учеников Спасителя далеко неслучайно. Оно имеет глубокий символический смысл.

Во времена земного существования Христа из двенадцати колен израильских осталось лишь два с половиной: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Еврейский народ верил в восстановление всех 12 родов, и признание Христом именно 12 учеников, свидетельствовало о наступлении воссоединения.

Спаситель не стал собирать по миру израильские племена, надеясь на появление нового многонационального народа, объединившегося под знаменами единой Церкви.

Видео «О двенадцати апостолах учениках Христа»

В этом видеосюжете священнослужители рассказывают о двенадцати учениках Христа.

Апостолы Христа, изображенные на иконе

Принял сан епископа в Риме, где его и казнили. Нес заповеди Христовы в страны Востока.

Андрей Первозванный

Особо почитаем в России, именно здесь он рассказывал о вере Христа. Во время проповедования в Византии был распят.

Иаков Заведеев

Приходится братом Иоанну Богослову, он распространял новую религию в Испании. Был зарублен мечом в Иерусалиме.

Иоанн Богослов

Единственный апостол, умерший в своей постели. Он же написал откровения от Иоанна.

Филипп

Проповедовал заповеди христианские по территориям Эфиопии, там его распяли перевернутым.

Варфоломей

Странствовал вместе с Филиппом, также ездил в Индию и Армению, где был казнен язычниками.

Именно о нем в веках сохранилось выражение «неверующий». После того, как Спаситель даровал ему силу свою, проповедовал в Парфии и был пронзен копьями.

Матфей

Будучи первым евангелистом, нес святое учение по землям Сирии. В Африке был распят туземцами, после чего сожжен на костре.

В переводе с греческого языка «апостол» значит «посланник, слуга»

Иаков Алфеев

Приходится братом Матфею, проповедовал в Палестине, где подвергся мучительной казни.

Иуда Иаковлев

Рассказывал о христианских заповедях на территории современного Ближнего Востока. В Армении был казнен.

Симон Зилот

Нес веру народам Африки и Абхазии, там же был распят на кресте.

Матфий

Он заменил Иуду Искариота, которого, после совершенного предательства, перестали считать апостолом. Проповедовал в Македонии, где был забросан камнями.

Общепринято считать, что у Иисуса Христа было 12 апостолов. Но Евангелие от Луки рассказывает о существовании еще одного – тринадцатого.

Звали его Савл, и христианскую веру он ненавидел всей душой. Ему не довелось встретиться с Иисусом, некому было направить его и помочь осознать всю тяжесть творимого злодеяния.

Злоба и ненависть этого человека были настолько сильны, что он поехал в Сирию, чтобы и там преследовать христиан. По словам самого Савла, в пустыне он внезапно увидел яркий свет и услышал голос Иисуса, доносящийся с небес. После этого Савл ослеп.

Вылечил его силой Божьего слова христианин Анания, после чего Савл стал искренним последователем Спасителя. Он принял имя Павел и прославился тем, что мог обратить в христианство даже самых яростных язычников. Именно он разделил иудаизм и христианство.

Однако и он не избежал страшной участи – впоследствии его арестовали и обезглавили.

О чем молиться и в чем помогает икона

У каждого из апостолов есть свой день почитания, но 30 июня православные христиане отмечают праздник всех двенадцати апостолов.

Церковь придает большое значение образам апостолов. Они, являясь символом безграничной веры и самопожертвования, стали основой христианства. Провозгласив Слово Божье в разных уголках земли, именно они стали основоположниками церкви.

Помимо обращений к каждому апостолу, христиане почитают икону с изображением всех 12 учеников спасителя. Обращаются к ней с разными просьбами – о защите от враждебных сил, укреплении духа, избавлении от скверных мыслей и соблазнов. Но общепризнанной считается помощь святого образ в примирении между людьми и исцелении тяжелых болезней.

Церковь придает большое значение образам апостолов

Молитва перед иконой «12 апостолов»

Можно только восхищаться той безмерной силой духа, которую проявили все апостолы. И если человечество приняло их огромную жертву, необходимо всегда помнить о ней и быть достойными ее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Особенности иконографии и роль иконы “12 апостолов” в православном христианстве

Практически в каждой мировой религии помимо фигуры посланника Господа или пророка присутствует ряд людей, которые помогали распространять веру. В христианстве такими людьми являются апостолы, для почитания которых используется соответствующая икона 12 апостолов, где изображаются самые ближайшие ученики Христа, великие проповедники христианской веры.

По-гречески слово апостол и означает посланник, то есть указывает на основную деятельности этих людей. Они были посланы Христом для того чтобы распространять его веру по всей земле.

Проповедовать апостолы начали после Воскресения Христа и то не сразу, а после Пятидесятницы, когда обрели дары Духа Святого.

История апостолов

В Святом Писании указывается, что Христа в странствиях сопровождало множество людей. Лишь небольшая группа из них называется апостолами — посланниками и слугами Спасителя. В Писании говорится о 70 учениках, которые по велению Иисуса Христа парами отправились проповедовать христианство по миру.


Икона 12 апостолов

Но все христиане знают имена самых известных приближенных к Божьему Сыну людей — 12 мужей, бывших рядом с ним в последние земные годы. После окончания земного пути Учителя, они ушли в мир, чтобы нести Слово Его.

Интересно: Павел — один из двух первоверховных апостолов, не входит в число ни одной из двух групп. Он был призван Господом после чуда Воскрешения и Вознесения Спасителя в Царство Небесное, но за твердую веру и большое усердие в деле распространения Веры его почитают как наиболее почитаемого христианского святого.

Читайте об апостолах Христа:

  • Святой первоверховный апостол Петр
  • Апостол Фома
  • Апостол Иоанн Богослов

Как правильно читать молитву?

Люди часто просят помощи у святых в том случае, когда они утратили веру или сбились с истинного пути. Ведь именно данное молитвословие помогает справиться с неудачами, помогает достойно принять удары судьбы, вернуть веру в Господа, а также встать на истинный жизненный путь.

Очень важно, чтобы молитва исходила из глубины души, а мысли человека были очищены и направлены только к Богу.

Не нужно заучивать слова молитвы, достаточно того, чтобы молитва шла от чистого сердца. Перед произнесением текста нужно очистить свой разум и открыть душу, иначе, ничего не получиться. Лучше всего читать молебен утром, ведь в это время самый оптимальный момент для прошения.

Не важно, где именно вы будете читать молитву, это можно делать как в храме, так и дома возле домашнего иконостаса или просто перед иконой, главное, чистота ваших намерений и мыслей.

Важно также, чтобы молящемуся человеку было комфортно обращаться к Святым, рассказывать им о своих проблемах и просить о помощи.

Если вы в чем-то не уверены, то лучше всего перед молитвой поговорить со священником, он подскажет, как сделать все правильно.

Символизм числа 12

Избрание в число избранных учеников 12 человек имеет глубоких символический смысл. Ко времени начала земной жизни Господа из 12 израильских родов сохранились полностью лишь 2. Евреи были убеждены, что настанет время, когда Господь соберёт всех потомков исчезнувших колен на земле израильской и восстановит их народ.

Избрание 12 апостолов — первый шаг на пути появления нового богоизбранного народа, в который войдут люди многих национальностей, объединённые единой Церковью — Новым Израилем.

Народные традиции и обряды

Издревле наши предки во время данного праздничного события отмечали еще один праздник, который также был известен как макушка лета. Люди в это время красили яйца, эта традиция имеет схожесть с празднованием Пасхи. Известно, что цвет яиц обязательно должен быть золотисто-желтым. Люди использовали для покраски луковую шелуху или листья березы. Люди менялись яйцами, они дарили их знакомым и близким, это была традиция, которую нельзя нарушать.

В народе тринадцатое июля также было известно как «яичный день». Такое необычное название было связано с многочисленными блюдами, которые люди в этот день готовили из яиц. Яйца жарили, варили, запекали, добавляя к ним овощи, мясо и рыбу.

Народ облачался в нарядные одеяния, а затем выходил на самую высокую горку в деревне и устраивал празднования, которые длились до самого утра. Люди веселились, трапезничали, водили хороводы и создавали соломенное чучело, которое также наряжали в праздничный костюм. Этот костюм обязательно должен быть дополнен нитками и цветами. Эту куклу люди бросали в реку, так народ прощался со всем плохим, что их преследовало.

  • Известно, что в этот день нельзя ругаться, сквернословить, конфликтовать с кем-либо и обижаться на кого-то. Говорят, что если ослушаться запрета, то Господь может наказать этого человека, добавив ему много лишних хлопот.
  • Нельзя в этот день ходить в лес, особенно этот запрет распространялся на представительниц слабого пола. В народе говорили, что девушки могут заблудиться и попасть в чужие руки.
  • Нельзя тринадцатого июля выходя из дома сразу же смотреть на небо. Изначально вы должны посмотреть по сторонам, затем пройти несколько метров и только потом посмотреть на небо. Если ослушаться запрета, можно впустить в свой дом темные силы, которые будут мешать вам на протяжении целого года.
  • В этот день рекомендуется проводить генеральную уборку, но нельзя работать в поле, иначе придет беда, от которой позже будет очень трудно избавиться.

Кто изображён на иконе

На Святом образе запечатлены святые мужи, указанные во втором варианте списка 12 апостолов, уточненном после предательства Иуды Искариота. В него входят следующие предстоятели:

  1. Андрей — рыбак, родившийся в городе Вифсаида. Решивший посвятить себя служению Создателю, он пришёл к Иоанну Крестителю на реку Иордан и стал его учеником. Он первым пошёл за Иисусом Христом, уверовав в божественную суть его. Андрей Первозванный особо почитается у восточнославянских народов, так как по преданию он проповедовал в их землях, предсказав появление на днепровских холмах Киева. Его распяли на Х-образном Кресте в городе Патры.
  2. Пётр (Симон, Кифа) — один из первых учеников Спасителя. Он трижды отказался от Учителя, плененного иудейским первосвященником, но искренне раскаялся в содеянном поступке и был прощен. Твердость его веры сделала его первым среди учеников Христа. Пётр проповедовал восточным народам и бриттам; стал первым епископом Рима. Принимая мученическую смерть через распятие на кресте, попросил своих мучителей повернуть его головой вниз, так как не считал себя достойным умереть также как Иисус Христос.
  3. Иоанн Богослов (Зеведеев), прозванный так за цитирование проповедей Христа в своих сочинениях, составляющих основу Нового Завета. Он единственный из первых проповедников, доживших до глубокой старости и умерший своей смертью. Иоанн не покидал Учителя ни на допросах, ни во время мучений на Голгофе. Он заботился о Богородице после смерти Христа.
  4. Иаков Старший Зеведеев — брат Иоанна Богослова, являющийся Небесным покровителем Испании, так как проповедовал в этих землях. Принял мученическую смерть через усекновение головы мечом.
  5. Филипп — третий из призванных мужей, проживающий в родном городе Петра и Андрея. Несколько раз упоминается в Священном Писании, в том числе в эпизоде раздачи пяти хлебов и двух рыб тысячам людей, а также в истории знакомства Иисуса с Варфоломеем. Ему выпал жребий нести Слово Господа жителям Эфиопии, Аравии, Греции и Фригии. Филиппа распяли на кресте вниз головой.
  6. Варфоломей, призванный в служение вслед за Филиппом, с которым проповедовал народам Малой Азии. Самостоятельно он побывал в Индии и Армении. Его и Иуду Фаддея считают основателями Армянской церкви. Варфоломей закончил земной путь в Армении, где его сначала распяли на кресте, затем с ещё живого сняли кожу и обезглавили.


Собор 12 апостолов. Русская икона XIX века

  • Фома Дидим (Неверующий) известен по евангельскому эпизоду уверения в Воскрешении Христа. После Вознесения Учителя отправился проповедовать в дальние индийские земли, где принял мученическую смерть, пронзенный пятью копьями.
  • Матфей — бывший сборщик податей, прошедший за Спасителем по первому зову его; автор одного из Евангелий. В различных источниках упоминаются разные время, место и обстоятельства смерти.
  • Иуда Фаддей Иаковлев — в православной традиции сводный брат Иисуса Христа, так как являлся сыном праведного Иосифа от первой жены. Он проповедовал в ближневосточных странах. Как и многие апостолы был распят на перевернутом кресте на территории Армении.
  • Иаков Алфеев — апостол, с чьим именем связано несколько непонятных моментов в истории христианства. Его называют и братом апостола Матфея, и братом Христа. Также спорным вопросом остаётся место и обстоятельства завершения мирской жизни.
  • Симон Зилот — апостол, уверовавший в Христа после чуда о превращение воды в вино. Он проповедовал в иудейских землях и в северной Африке. По легенде был распилен заживо на черноморском побережье Кавказа.
  • Матфей — апостол, появившийся в списке двенадцати приближенных учеников после предательства Иуды Искариота. Он активно проповедовал основы христианства в Греции, за что был забит камнями на территории Иудеи.
  • Иоанн Богослов – вдохновлённый пророк

    Апостол Иоанн Богослов родился от Зеведея и Саломии (дочери Иосифа Обручника). Юноша стал одним из самых рьяных наперсников Господа – Он даже называл его Боанергес (с греч. «Βοανηργες» – «сын грома»). А когда Спасителя распинали, Он поручил праведнику оберегать Деву Марию, и тот заботился о Богородице вплоть до Её успения.

    Уделом подвижника были города Малой Азии – Эфес, Смирна, Пергам, Лаодикия и Сарды. Там, вместе с учеником Прохором, Иоанн лечил, воскрешал мёртвых, изгонял бесов и разрушал языческие капища.

    Эти деяния разгневали императора Домициана. Он приказал казнить праведника, однако Творец защищал своего избранника ото всех опасностей. Тогда Иоанна сослали на остров Патмос на юго-востоке Эгейского моря, где подвижник создал Евангелие, 1, 2 и 3 послания апостолов, а также Откровение (Апокалипсис). Мудрый старец учил, что единственным способом приблизиться к Богу является любовь – она изгоняет страхи, позволяет обрести совершенство духа и небесную благодать.

    Иоанн умер в 100 г., спустившись в специально приготовленную для него могилу. Когда же люди раскопали погребение в надежде обнаружить там чудотворные останки, они увидели лишь пустую яму.

    Праведник охранит Вас от ссор, злых умыслов, стихийных бедствий, поможет добиться успеха и завоевать признание окружающих. Под покровительством подвижника находятся все, чья профессия связана с распространением информации – журналисты, редакторы, издатели.

    Житие приближенных учеников

    Считается, что группа из 12 человек сформировались за три года до мученической смерти Спасителя на Кресте. Практически все эти люди происходили из бедных слоев общества. Отказавшись от привычной жизни, они посвятили себя служению Господу и выполнению его заветов. В Писании приводятся примеры сомнений, душевных терзаний и неправильного толкования слов Спасителя. Этим подчёркивает, что даже самые близкие к Господу люди подвержены влиянию первородного греха. И только следование наставлениям Иисуса Христа и излитие на них Святого Духа помогли понять двенадцати посланникам мудрость и истинный смысл слов Господа.


    Собор Двенадцати Апостолов

    Совершая своё великое служение, они, подобно Христу, претерпели множество физических испытаний и лишений, но сохранили твердость Веры и проповедовали христианство среди язычников. Большинство из 12 апостолов завершили свой земной путь, приняв мученическую смерть. Войдя в Царство Небесное, они заняли место около престола Божьего, а в день Страшного Суда вместе со Всевышним будет судить всех живых и почивших людей.

    В чем помогает образ

    Перед святыней православные христиане молятся о следующем:

    • о мире и любви между людьми;
    • об укреплении духа и веры;
    • о помощи в трудных жизненных ситуациях;
    • об излечении физических и душевных недугов.

    Если читать молитву перед ликом каждый день, то это поможет уберечь себя от злых сил и ежедневных искушений, ведь икона Собора 12 апостолов — это сильный символ твердости веры, любви к людям и смирения. Именно благодаря этим качествам ученики Иисуса смогли распространять Слово Господнее по всему миру.

    Лучшая статья для Вас, переходите: Мученицы Агапия, Ирина и Хиония

    Иконография

    Первые совместные изображения апостолов появляются в церковной живописи в III-IV вв. В церковной традиции не сложился чёткий канонический образ 12 апостолов. Главное, чтобы на святом образе имелось изображение всех ближайших учеников Христовых. Выделяются два иконографических образа, сложившихся XIV-XV вв.:

    1. Византийская иконописная традиция размещает фигуры апостолов в полный рост в несколько рядов. Все они держат в руках символы христианского учения — свитки. У святых мужей, участвовавших в создании Святого Писания, свитки заменены на кодексы. На некоторых иконах апостолы изображаются с символами мученической смерти (Пётр с мечом; Андрей с косым крестом; Варфоломей с ножом). Иногда в состав композиции входит церковной здание, символизирующее единую христианскую Церковь, которую они основали.
    2. Параллельно с византийской иконографией складывается древнерусская традиция изображения Собора двенадцати апостолов. Русские мастера изображали их в виде виноградной лозы. В её верхней или центральной части помещён лик Спасителя, а в завитках поясные изображения его учеников. В некоторых изводах рядом с фигурой Господа размещают изображения Богородицы и Иоанна Крестителя.


    Иисус Христос с Двенадцатью Апостолами

    Интересно: некоторые искусствоведы относят к иконографии 12 апостолов икону «Тайная вечеря», на которой они изображаются до совершения предательства Иудой Искариота.

    Читайте об иконах апостолов:

    • Икона Иоанна Богослова
    • Икона святых апостолов Петра и Павла
    • Икона святого Андрея Первозванного
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: