Икона Божией Матери «Слово плоть бысть»: история, значение, в чем помогает и как молиться

АЛБАЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Албазинская икона Божией Матери

Албазинская икона Божией Матери “Знамение”, именуемая “Слово плоть бысть”

Икона Албазинского острога

Образ прославился в Амурском крае в XVII веке, в период освоения и заселения Даурии. Икона ранее именовалась “Слово плоть бысть”, а новое название получила от Албазинского острога, основанного казаками в 1651 году на левом берегу Амура. В 1665 году икона была принесена в Албазин из Киренского острога иеромонахом Ермогеном, основателем Усть-Киренского Троицкого монастыря; в 1671 году, по устроении им мужского монастыря во имя Всемилостивого Спаса, образ был перенесен туда.

С чудесным заступничеством Пресвятой Богородицы связывают героическую историю обороны Албазина и поспешное отступление маньчжуров в 1685 году от захваченной ими крепости – они не успели даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Однако, в результате осады Спасская обитель была разрушена, и в августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Старец Ермоген, возвращаясь в Усть-Киренский монастырь, оставил чудотворный образ в Сретенске, городе на реке Шилке, впадающей в Амур.

Дальневосточная святыня в Благовещенске

В 1868 году икона была перевезена в Благовещенск и помещена в кафедральный собор Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским 25 июня 1868 года при первом вступлении его в свой епархиальный город». [1]

В 1885 году при содействии епископа Камчатского Гурия (Буртасовского) было установлено еженедельное чтение акафиста перед иконой, заканчивавшееся молитвой об избавлении от «тлетворных ветр и смертоносныя язвы» (икона явила чудеса во время эпидемии). В 1895 году при ходатайстве епископа Макария (Дарского) указом Святейшего Синода был учрежден епархиальный праздник в честь чудотворной Албазинской иконы, отмечавшийся 9 марта.

Летом 1900 года, во время “Боксерского восстания” в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

С 1902 года ежегодно, после второго дня Святой Троицы, икона совершала длительный путь по Дальнему Востоку. От кафедрального собора до Зейской переправы ее торжественно провожали соединенные крестные ходы от всех церквей во главе с епископом, затем на специальном пароходе вверх по Амуру икона двигалась до Николаевска-на-Амуре, вниз по амурским притокам и на остров Сахалин; примерно через 2 месяца образ возвращался в Благовещенск.

В 1924 году кафедральный собор сгорел, и икона была передана в Ильинскую церковь, имущество которой 10 мая 1938 года по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске.

В конце 1991 года икона была возвращена Русской Православной Церкви и крестным ходом перенесена в Благовещенский кафедральный собор. По инициативе епископа Благовещенского Гавриила была возобновлена традиция крестных ходов с иконой по Дальнему Востоку из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре на теплоходе «Миклухо-Маклай»; в конце апреля 2000 года чудотворный образ на военном самолете возили на Сахалин; 1 мая икона была отправлена в специальном вагоне поезда в Москву, где с 7 по 13 мая находилась в мужском монастыре Сретения Владимирской иконы Божией Матери; на обратном пути святыню привозили в Иркутск и Читу.

Осенью 2003 года величественным крестным ходом икона была перенесена в новосозданный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенске.

Описание

Иконография иконы сходна с изображением Божией Матери «Знамение», но руки Богоматери обращены вниз. Главная отличительная особенность – изображение в полный рост Младенца Христа в препоясании. Десница Его прижата к груди, левая рука опущена вниз. По обеим сторонам фигуры Богоматери – 2 шестикрылых серафима.

Албазинская икона Божией Матери

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» – икона с Изображением Богородицы и Младенца Христа, считающаяся чудотворной, также называемая Защитницей Амура. Свое название берет от крепости Албазин, которую основал землепроходец Ерофей Хабаров в 1650 г. Сейчас на месте крепости стоит село Албазино.

Где и кем икона была написана, доподлинно неизвестно. Специалисты определяют ее примерный возраст около 400 лет.

Часть названия «слово плоть бысть» – цитата из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).

Тип иконографии — Оранта, что означает Молящаяся. Албазинская икона изображает чревоношение Богомладенца. Ее выделяет особый образ изображения Приснодевы и Младенца в Утробе Матери.

История Албазинской иконы

Крепость Албазин, с которой связано первое появление чудотворной иконы, после основания Хабаровым, остается предметом ожесточенных споров между русскими и китайцами. Последние пытаются завоевать ее и после серии набегов им это удается – крепость сжигают дотла.

Позже, уже в 1665 году, русские вновь обретают крепость и восстанавливают ее. Тогда лишь вера в заступничество Пресвятой Богородицы от язычников поддерживает людей. Старец Ермоген, основавший Усть-Киренский монастырь, желая укрепить дух солдат в непростое время, приходит в Албазин со святыми иконами — в их числе икона «слово плоть бысть», позже названная Албазинской. Оставшись там, в 1671 году Ермоген основывает рядом с Албазином один из первых мужских монастырей на Амуре, где чудотворная икона пребывает вплоть до 1680-х годов. Но набеги китайских войск продолжаются, и старец покинул обитель, ради сохранения Албазинской иконы икону перевозит ее в Сретенск.

Свое нынешнее место святыня получает, когда в 1865 году епископ Камчатский Вениамин (Благонравов) доставляет священную икону в Благовещенск, поместив ее в Кафедральный собор. Для святого образа специально изготовляют оклад из чистого серебра, в который бережно «одевают» святыню.

Во время нашествия мора молитвы об исцелении и прекращении язвы икона являет чудо и разносится весть о чудотворности Албазинской иконы. Синод по просьбе епископа постановляет учредить крестный ход. Служатся молебны с чтением акафиста.

Тогда же официально выбирают день празднования святой иконы – 9/22 марта.

Начиная с 1900-х годов, ежегодно, Албазинская икона стала совершает торжественный крестный ход по всему Дальнему Востоку – ее путь сопровождают торжественные крестные ходы. Самые трудоемкие участки пути святую икону перевозят пароходом и поездом. За несколько месяцев святыня успевает побывать в многих населенных пунктах.

В 1916 году иконом Божией Матери «Слово плоть бысть» освящают Амурский мост, входящий в Транссибирскую железнодорожную магистраль. На открытии моста проводят молебен.

В 1924 Благовещенский Собор сносят, и чудотворную икону чудом спасают в Ильинской часовне. Позже, в 38-м ее изымают в Амурский Областной Краеведческий музей.

И лишь в 1991 году святыню наконец возвращают в лоно православной Церкви. Албазинская икона Божией Матери «Слово Плоть Бысть» находится в городе Благовещенске, в Благовещенской церкви, где пребывает и поныне.

Существует предание, что во время осады китайскими войсками Благовещенска в 1900 году китайцы видели Белую Женщину с ребенком на руках и прекращали огонь.

Албазинскую чудотворную икону почитают как Помощницу Матерей – перед ней обычно молятся о благополучной беременности и родах.

Молитва к Божией Матери перед Ея иконой Албазинской «Слово плоть бысть»

Богоро́дице Де́во, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, Засту́пнице ро́да христиа́нскаго! Пред чудотво́рною ико́ною Твое́ю предстоя́ше, отцы́ на́ши моли́ша Тя, да яви́ши покро́в Твой и заступле́ние стране́ Приаму́рстей. Те́мже и мы ны́не мо́лим Тя: град наш и страну́ сию от нахожде́ния иноплеме́нных соблюди́ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́. Да́руй ми́рови мир, земли́ плодо́в изоби́лие; сохрани́ во святы́ни па́стырей на́ших, во святы́х хра́мех тружда́ющихся: осени́ вседержа́вным покро́вом Твои́м строи́телей и благотвори́телей их. Утверди́ в правове́рии и единомы́слии бра́тий на́ших: заблу́ждших же и отсту́пльших от правосла́вныя ве́ры вразуми́ и соедини́ Святе́й Це́ркви Сы́на Твоего́. Бу́ди всем притека́ющым к чудотво́рней ико́не Твое́й покро́в, утеше́ние и приста́нище от вся́ких зол, бед и обстоя́ний, Ты бо еси больны́х исцеле́ние, скорбя́щих утеше́ние, заблу́дших исправле́ние и вразумле́ние. Прии́ми моле́ния на́ша и вознеси́ я ко Престо́лу Всевы́шняго, яко да твои́м предста́тельством соблюда́еми и покро́вом Твои́м осеня́еми, просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона «Жировицкая» в чем помогает и про что просить

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Жировицкая» икона Божией Матери вырезана на яшмовом камне небольших размеров, и представляет собой рельефное изображение Богородицы с младенцем Иисусом, который обнимает Ее за шею и нежно приживается щекой к лицу Матери. Этот чудотворный образ — один из самых известных белорусских святынь. На месте его обретения до сих пор находится Жировичский монастырь. «Жировицкая» икона Божией Матери в чем помогает и как молится чудотворному лику – об этом Вы сможете узнать далее.

Необыкновенное обретение

Начало появления этого образа Пречистой Богородицы связывают с историей, что случилась в 1470 году в местечке под названием Жировицы. В лесу князя Александра Солтана крестьяне нашли лик Девы Марии, и отдали его хозяину. Он спрятал его в свой ларец, а следующим утром божественная картина снова оказалась в лесу.

В случившемся увидел князь знамение, и велел на месте явления образа возвести храм. Сооружение через несколько лет сгорел этот храм во время сильного пожара, а образ Божией Матери так и остался стоять невредимым, на камне с горящей свечой подле него. В честь этого чуда возвели новый храм. И почитается с тех пор лик Богородицы «Жировицкой» каждый год 20 мая по новому стилю.

Икона «Жировицкая» — в чем помогает

Сотни трудов, написанных с XVIII века и до наших дней, насчитывает библиография, посвященная в честь чудотворного образа Богородицы. И во многих из них описаны с подробностями чудесные исцеления.

  • Так, привезенные частицы камня, на котором стоял лик Девы Марии с монастыря, чудесным образом помогли исцелиться женщине, которая умирала в родах.
  • Молитва иконе «Жировицкой» Божией Матери способствовала исцелению и одной крестьянки от чахотки.
  • Есть свидетельства об избавлении от головных болей и потери памяти.
  • А с одним мальчиком шести лет случилось чудесное исцеление от образа, когда над ним уже начали читать отходную молитву. Его мать в это время неистово молилась Богородице о спасении, и мальчик ожил.
  • Умиравший от аневризмы иеромонах Николай начал выздоравливать после молитвы настоятеля к лику Богоматери.
  • Исцелилась и одна молодая девушка с врожденным дефектом полости рта, после ее молитвы к чудотворному лику Пречистой она стала нормально разговаривать.

И таких чудес после искренней молитвы Деве Марии было огромное количество, каждый, кто пришел к Пречистой за помощью и покровительством, получал желаемое.

«Жировицкой» иконе Божией Матери, о чем молятся православные:

  • Прежде всего, свои мольбы обращают к Царице Небесной при гонениях на веру православную;
  • Просят защитить от пожара, от внезапного бедствия стихийного;
  • Об исцелении от недугов и телесной немощи, от врожденных аномалий и хронических болезней;
  • Обращаются при сомнениях и нерешительности, когда стают перед сложным выбором;
  • Молятся об избавлении от привычек вредных.

Всем верующим помогает Богородица, всех слышит и всем дарует желаемое. А вот и само молитва к чудотворному образу Девы Марии:

«О, Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей, или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего, и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно пред­стоя пред пречистым Твоим об­разом, моления моя приношу Ти. Не лиши мя всесильнаго хода­тайства Твоего в день скорби моея, и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отврати, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Ми­лостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо о себе молю Тя, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во бла­гости соблюди, и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве, и сохрани их здра­вы, долгоденствующи, право пра­вящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога Сына твоего ревность и бдение о ду­шах врученнаго им стада словеснаго, и дух разума и благоче­стия, чистоты и правды божественныя им ниспосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нели­цеприятие, всем же притекаю­щим к Тебе дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кро­вом Твоея благостыни, и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междо­усобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любве и мире пребывающе, тихое и безмятеж­ное житие поживут, и благ веч­ных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на небеси во веки. Аминь».

Образ Богородицы в наши дни

Долгим и тернистым был путь этой святыни православия. Повидав множество храмов и городов, вернулась икона на прежнее место. Сегодня преклониться перед святым ликом можно в мужском монастыре Успенского собора, что в Жировичах в Белоруссии.

На территории монастыря есть несколько целебных источников, в которых можно набрать воды каждому православному.

Особо почитаются и части камня, на котором находился лик Пречистой. Ежегодно совершить паломничество к святому образу стекаются сотни верующих, и под открытым небом совершается крестный ход с ликом Царицы Небесной, сопровождаемый акафистом и молебнем.

Храни Вас Господь!

Так же смотрите и видео о чудотворной иконе Божией Матери «Жировицкая»:

Жировицкая икона Божией Матери

Жиро́вицкая ико́на Бо́жией Ма́тери (Жировичская) — икона Богородицы, явившаяся в Жировичах (Слонимский район, Гродненская область, Беларусь). Почитается чудотворной в Православной церкви и Католической церкви (включая Белорусскую грекокатолическую церковь). Одна из наиболее почитаемых святынь в Беларуси.

Содержание

Описание иконы

Икона округлой овальной формы, вырезана на яшме, и размером 5,7×4,1×0,8 см [1] подобна камее или нагрудной иконке. Образ Богоматери с Младенцем в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине с небольшим сужением кверху; оборот иконы гладкий. Оттенки самой яшмы зелёного и тёмно-красного цветов. Смешение этих цветов оптически создаёт впечатление охристого цвета. Икона из яшмы подвергалась реставрации: расколовшаяся на части, была склеена воском. Ранее на иконе была надпись: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую» (не сохранилась). Богоматерь на иконе представлена с Младенцем Христом на правой руке, левую руку держит у груди, Её непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к голове Сына. Младенец в коротком хитоне, который оставляет открытыми согнутые колени, изображён прильнульнувшим к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута. Нимбы имеют эллипсовидную форму; на мафории Божией Матери динамичные складки; различимы традиционные для данного вида икон греческие буквы в обозначении Их имён.

Среди белорусских чудотворных икон Жировичская является единственной, выполненной в плоском рельефе на камне. Жировичская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление), отражающему идею о богоматеринском заступничестве. Иконография Умиления сложилась в древнем коптском искусстве Египта.

История иконы

Согласно легенде [2] , икона явилась в 1470 году близ деревни Жировичи (Слонимский район, Гродненская область). В лесу, который тогда принадлежал православному литовскому вельможе Александру Солтону, дети-пастухи увидали необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Ребята подошли поближе и увидали на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастушки с благоговением взяли иконку и отнесли к своему хозяину — Александру Солтону. Тот запер ее в ларец. На следующий день к Солтону пришли гости, и хозяин захотел показать им эту чудную находку, но, своему удивлению, он не обнаружил иконы в ларце. Через некоторое время пастушки вновь обнаружили икону на том же месте, где и в первый раз, и опять отнесли её Солтону. Солтон дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы.

Вокруг деревянного храма вскоре образовалось селение и появился приход. Около 1560 года храм сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все прихожане думали, что она погибла. Но, однажды, крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидали чудное явление: Дева, необыкновенной красоты, в лучезарном сиянии, сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все уже считали сгоревшей. Дети поспешили вернуться и рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли этот рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне, возле зажжённой свечи, стояла Жировицкая икона Божией Матери, при чём, нисколько не пострадавшая от огня. На какое-то время икону поставили в доме священника местного прихода, а сам камень огородили. Когда построили новый каменный храм, туда поставили чудотворную икону. Впоследствии, В начале XVI века, при этом храме возник монастырь. В 1613 году монастырь перешёл к грекокатоликам и находился в их руках до 1839 года [3]

С середины XVI в. Ян Солтан начал строительство каменного храма. Однако строительство неожиданно было остановлено в связи с передачей Жировичей под заклад кобринскому еврею Ицхаку Михалевичу и переходом наследников рода Салтанов в протестантизм. В 1605 хозяином Жировичей стал мстиславский каштелян Иван Мелешко. Он с женой Анной и канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега стали основателями униатского монастыря. Первым игуменом базилианского мужского Жировичского монастыря стал Иосафат Кунцевич, будущий униатский архиепископ полоцкий. Монастырь вскоре получил широкую известность благодаря чудотворной иконе Богоматери.

Когда в июне 1660 войска гетмана литовского Павла Сапеги и Стефана Чарницкого победили под Полонкой, победа была приписана чудотворному покровительству Божией Матери, особо почитаемой в Жировичах.

В XVIII в. слава Жировичской иконы возросла в связи с открытием в Риме копии иконы. В 1718 в римской базилианской резиденции начался ремонт, при котором в сакристии обнаружили написанную на стене фреску-копию Жировичской иконы. В 1719 г. фреска была отреставрирована Л. Г. да Кава, учеником римского художника В. Ломберти; выполнена её живописная копия, и послана в Жировичи (исчезла, вероятно, во время первой мировой войны). Получивший от римского образа исцеление Михаил Загорский (подстолий мстиславский), пожертвовал серебряную ризу и венцы. 13 сентября 1730 г. состоялось перенесение фрески в главный алтарь придела во имя Жировицкой иконы Божией Матери — придел во имя мучеников Сергия и Вакха.

В 1726 г., постановлением папского капитула, исследовавшего более 200 чудес Жировицкой иконы, было утверждено решение о её коронации, состоявшейся 8 сентября 1730 г. Накануне праздника коронования в Жировичи пришли три процессии паломников из Вильно, Минска, Мира. В процессии из Мира принимал участие полк янычар, принадлежащий Радзивиллу. На протяжении 8 дней в Жировицком монастыре шли торжественные богослужения, во время проведения которых причастились около 140 тыс. человек. Непосредственно при самой коронации иконы присутствовало 38 тыс. верующих. В ежевечерних богослужениях вместе с униатскими священниками участвовали римско-католические монахи ― бенедиктинцы, францисканцы, кармелиты, доминиканцы. Базилианин Скальский написал прославляющую икону песню на польском языке «Жировичи любви криница».

В черте города Слонима по дороге, ведущей в Жировичи, были построены 6 триумфальных арок. Арки были построены на средства: 1) базилиан и жителей Слонимского повета; 2) митрополита Афанасия Шептицкого; 3) Людвига Потея ― воеводы виленского; 4) Радзивиллов ― Иеронима и Николая); 5)Михаила Вишневецкого ― канцлера и великого гетмана литовского; 6) магнатского рода Сапег.

Успенский храм декорировали семью большими овальными живописными композициями с изображением чудес Жировицкой иконы. 2 золотые короны (изготовленные в Риме трудами прокуратора ордена василиан Бенедикта Трулевича и освященные папой Бенедиктом XIII), возложил на икону униатский Киевский митрополит Афанасий Шептицкий, в сослужении епископов Владимирско-Брестского Феофила Годембы-Годебского и Турово-Пинского Георгия Булгака. Расходы, связанные непосредственно с самой коронацией, взяла на себя вдова Кароля I Стнислава Радзивилла Анна Катажина, мать папского посла, доставившего короны для коронации.

Всё это время Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием католиков. В 1744 к Жировичской иконе приезжал король Речи Посполитой Август III и молился перед нею. В 1784 перед нею молился последний король Польши Станислав Август Понятовский.

В 1839 году монастырь был возвращён православным и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае [4] . Но слава Жировичской иконы не угасла. Свидетельством этого является многочисленная литература и песнопения, прославляющие чудеса Девы мари Жировичской.

Во время Первой мировой войны, в 1915 г., Жировицкую икону Божией Матери, в серебряном окладе и с другими ценностями, перевезли в Москву, в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, после его закрытия — в Екатерины вмц. мужской монастырь в г. Видное Московской области.

В январе 1922 г., стараниями жировицкого архимандрита Тихона Шарапова, икона вновь была возвращена в Жировичи (по преданию, он вывез ее в банке с вареньем), но уже без оклада. Монахи Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры выполнили для Жировицкой иконы киот в 1922 г., в котором образ хранился до 2008 г., пока не получил новый киот. В 1938 г. с Жировицкой иконой совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Западной Белоруссии. Все собранные на пожертвания средства шли на ремонт Успенской церкви Жировицкого монастыря. Даже несмотря на все гонения со стороны польской, и, особенно, советской властей в 20-70-х гг. XX века, паломничества к чудотворной Жировицкой иконе не прекращались.

Праздник иконы ― 20 мая.

Находится Жировичская икона Богоматери в иконостасе с левой полночной стороны Царских врат главного храма монастыря ― собора Успения Богоматери.

Жировицкая икона в литературе и устных свидетельствах

Первым известным письменным пересказом легенды о Жировицкой иконе является написанная в 1622 жировичским монахом Феодосием на старобелорусском языке «Гистория або повесть людей розных, веры годных о образе чудовном пренасвятейшое девы Марии Жировицком в Повете Слонимском, вовсем згодливая, коротко выписанная и с немалою працою и старанием собранная през много грешного отца Федосия».

В 1622 году в Вильно издана и книга «История, или рассказы людей, достойных доверия о чудотворной иконе пречистой Девы Марии Жировичской». Книга переиздавалась в Вильно в 1625, 1628, в Супрасле в 1629, 1653, 1714. В 1639 издана «История о чудотворной иконе жировичской Девы Марии». В 1644 два дня в Жировичах провел король Речи Посполитой Владислав IV с женой Цецилией Ренатой. В этом же году издана и новая книга о жировичской иконе ― А. Дубовича «Связь земных планет». В 1719 в Риме вышла книга ксендза Игнатия Володько «Пресвятая Дева Жировичская», в 1729 книга каноника Изидора Нарди «Исторические известия о копии иконы Девы Жировичской». Во второй половине XVIII выходит еще несколько книг об иконе. В настоящее время библиография весьма обширна.

Существует множество письменных и устных свидетельств о сотворенных чудесах [5] и исцелениях. На месте явления иконы, как и рядом с ним, находятся источники, считающиеся чудотворными.

Молитва Жировицкой иконе

«Помощи от Тебе требующие не презри, Владычице, и милосердия бездну отверзи всем притекающим к цельбоносной иконе Твоей. Печали наша житейская утоли, Всещедрая, и от юдоли сея плачевныя к радости вечней верныя Твоя престави Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, милости источник, покров и спасение душ наших.»

История Жировицкой иконы Божией Матери и в чем помогает, тексты молитвы

Явление Жировицкой иконы Божьей Матери относится к категории чудес. В православии иконы, которые появились в результате необъяснимых действий, считают чудотворными. Это означает, что они созданы Богом, а не человеком. При детальном изучении иконы не удалось установить ни времени ее написания, ни места создания, ни авторства. На холсте Божья Матерь изображена так, как принято изображать ее на протяжении многих веков.

История появления Жировичской иконы

Обозначение «Жировицкая» появилось в 1460 году по названию местности, вблизи которой изображение было впервые найдено. Писание говорит о том, что пастухи обнаружили свет Божественной природы, который исходил от дерева, растущего под деревней Жировичи. Пастухи приблизились к дереву и обнаружили икону. Напуганные явлением, они отнесли ее своему хозяину, вельможе Александру Солтану.

На небольшой пластине из яшмы был написан лик Богоматери с Младенцем на руках. Голова матери склонена к голове сына. Одной рукой она держит младенца, другая прислонена к груди. Вокруг головы матери сияние проступает более ярко, чем нимб вокруг головы младенца. Внизу были выведены греческие буквы, перевод обозначал имена изображенных.

Вельможа принял этот дар и решил, что ему ниспослан знак. Он приказал выстроить храм на том месте, где была найдена икона. Храм был построен за несколько месяцев.

Через несколько десятков лет после природной стихии в храме начался пожар. Здание полностью сгорело. Икона осталась нетронутой, тогда жители деревни самостоятельно выстроили каменный храм.

Описание и значение в православии

К Богородице обращаются за помощью матери и жены. Икона символизирует Божественные дела. Божья матерь исцеляет и наставляет верующих людей.

О чем просят перед образом

Икона помогает, когда ее просят о здоровье детей, о благополучии семьи. Ей молятся о здравии родных и близких людей, а также о том, чтобы укрепить собственную веру.

Почитание

День почитания – 20 мая. О Жировицкой иконе Божьей Матери вспоминают как о чудотворном явлении, о шествии Матери Божьей по земле и воцарении в сердцах людей.

Где можно найти оригинал и почитаемые списки

На месте явления чудотворного изображения был построен храм. Он неоднократно реставрировался, а во второй половине XIX века рядом с ним возвели стены монастыря. С тех пор оригинал находится в храме при мужском монастыре. Это одна из самых известных святынь Беларуси. Сюда приезжают издалека для совершения молитв, просьб о здравии родных, исцелении близких.

Как правильно расположить в доме

Иконы традиционно размещают на восточных стенах внутри дома. Важно разместить их так, чтобы к ним можно было свободно подойти в любое время. По правилам, рядом с изображением святой не должно стоять светских книг, картин, фотографий. Рядом может находиться церковная литература, свечи, лампады.

Система размещения подчинена основным правилам:

  • икона Иисуса размещается справа от молящегося человека, лик Божьей Матери располагают слева;
  • на верхней полке размещают лики Святой Троицы, Христа и Божьей Матери;
  • при подборе изображений для иконостаса важно соблюдать единообразность стиля.

Тексты

Среди текстов, посвященных Жировицкой Богоматери, особенно важны молитвы. С их помощью люди обращаются к чудотворному изображению, просят о здравии и исцелении.

Молитвы

О, Премилосе́рдная Госпоже́, Де́во Богоро́дице! Ки́има устна́ма прикосну́ся ко святы́ни Твое́й или́ ки́ими словесы́ испове́м щедро́ты Твоя́, лю́дем явля́емыя: никто́же бо, притека́яй к Тебе́, отхо́дит тощ и не услы́шан. От ю́ности моея́ взыска́х по́мощи и заступле́ния Твоего́ и николи́же лише́н бых милосе́рдия Твоего́. Зри́ши, Госпоже́, ско́рби се́рдца моего́ и я́звы души́ моея́ ве́си. И ны́не, коленопреклоне́нно предстоя́ пред пречи́стым Твои́м о́бразом, моле́ния моя́ приношу́ Ти: не лиши́ мя всеси́льнаго хода́тайства Твоего́ в день ско́рби моея́ и в день печа́ли моея́ заступи́ мя. То́ка слез мои́х не отврати́ся, Влады́чице, и ра́дости мое́ се́рдце испо́лни. Прибе́жище и предста́тельство бу́ди мне, Ми́лостивая, и све́та Твоего́ заря́ми ум мой просвети́. И не то́кмо молю́ Тя о себе́, но и о лю́дех, притека́ющих к заступле́нию Твоему́. Це́рковь Сы́на Твоего́ во бла́гости соблюди́ и огради́ ю́ от злоко́зненных наве́тов враг, возстаю́щих на ню. Архипа́стырем на́шим посли́ по́мощь Твою́ во апо́стольстве и сохрани́ их здра́вы, долгоде́нствующи, пра́во пра́вящи сло́во и́стины Госпо́дни. Па́стырем испроси́ у Бо́га, Сы́на Твоего́, ре́вность и бде́ние о душа́х вруче́ннаго им ста́да слове́снаго и дух ра́зума и благоче́стия, чистоты́ и пра́вды Боже́ственныя им низпосли́. Испроси́ та́кожде, Влады́чице, у Го́спода власте́м предержа́щим и градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, всем же, притека́ющим к Тебе́, дух целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́. Еще́ же молю́ Тя, Премилосе́рдная, осени́ страну́ на́шу кро́вом Твоея́ благосты́ни и изба́ви ю́ от бе́дствий стихи́йных, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бных нестрое́ний, да вси, живу́щии в ней, в любви́ и ми́ре пребыва́юще, ти́хое и безмяте́жное житие́ поживу́т и, благ ве́чных моли́твами Твои́ми унасле́дивше, возмо́гут ку́пно с Тобо́ю восхваля́ти Бо́га на Небеси́ во ве́ки. Ами́нь.

О, Всепе́тая и Преблагослове́нная Де́во, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, приими́ моле́ния на́ша Тебе́ прославля́ющих, Тебе́ благодаре́ния принося́щих и почита́ющих честну́ю ико́ну сию́, ю́же от лет дре́вних в оби́тели Жиро́вицкой явле́нную. Не таи́м благодея́ния Твоя́, Богоро́дице, и па́ки испове́дуем, я́ко сия́ ико́на Твое́й благода́тной си́лой всем, с ве́рой приходя́щим к ней, источа́ет неоску́дныя ми́лости: просвеща́ет сердца́ благоче́стием, укрепля́ет си́лы осла́бленныя и исцеля́ет не́мощи духо́вныя и теле́сныя. О, Всепе́тая Цари́це Небе́сная, приими́ благода́рственное пе́ние и никогда́ не лиши́ нас Твоего́ Небе́снаго покро́ва и заступле́ния – вся бо мо́жет моли́тва Ма́тери к Милосе́рдному Боже́ственному Сы́ну, о сем бо вели́ком заступле́нии возвеща́ет нам сия́ ма́лая ико́на, я́ко бесце́нное сокро́вище, на сем месте обрете́нное.
Благода́тная Ма́ти Бо́жия, Ты, и в огни́ о́браз сей сохра́ншая, па́ки да́руеши его́ в зало́г Твое́й бли́зости к нам и всегда́шняго благода́тнаго заступле́ния. Пречи́стая Влады́чице, умягчи́ сердца́ на́ша, окамене́нныя грехо́м, да согре́тыя благода́тными твои́ми моли́твами испо́лним Боже́ственныя за́поведи Сы́на Твоего́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и та́ко дости́гнем несконча́емаго дне Ца́рствия Бо́жия, в онь же мы при́званы со все́ми святы́ми. Ами́нь.

Тропарь

Пpед свято́ю Твое́ю ико́ною, Влады́чице,/ моля́щиися исцеле́ний сподобля́ются,/ ве́pы и́стинныя позна́ние пpие́млют/ и ага́pянская наше́ствия отpажа́ют./ Те́мже и нам, к Тебе пpипа́дающим,/ гpехо́в оставле́ния испpоси́,/ по́мыслами благоче́стия сеpдца́ на́ша пpосвети́ / и к Сы́ну Твоему́ моли́тву вознеси́ // о спасе́нии душ на́ших.

Ин тропарь

По́мощи от Тебе́ тре́бующия не пре́зри, Влады́чице,/ и милосе́рдия бе́здну отве́рзи всем,/ притека́ющим к цельбоно́сней ико́не Твое́й./ Печа́ли на́ша жите́йския утоли́, Всеще́драя,/ и от юдо́ли сея́ плаче́вныя / к ра́дости ве́чней ве́рныя Твоя́ преста́ви: / Тебе́ бо вси стяжа́хом, наде́жду и утвержде́ние, // ми́лости исто́чник, покро́в и спасе́ние душ на́ших.

Жировицкая икона Божией Матери

В православной традиции существует много так называемых нерукотворных образов, то есть изображений святых, Богоматери или Христа, появившихся чудесным образом, без участия людей.

К подобным относится и Жировицкая икона Божией Матери, которая появилась не благодаря иконописцу или какому-либо другому человеку, а по милости Господа.

Этот образ обладает высокой ценностью и почитается во всей православной церкви, но особенно в Беларуси, на территории которой и явился людям.

  1. Как появилась Жировицкая икона
  2. Жировицкие святыни
  3. В чем помогает икона
  4. Чудеса Жировицкой иконы
  5. Молитвы перед Жировицкой иконой

Как появилась Жировицкая икона

С этим образом связана легенда полная чудес и удивительных событий. Обретение относят к 1470 году, когда на землях литовского казначея Александра Солтана, гуляли его пастухи. Они увидели в лесу яркий свет, который исходил от грушевого дерева.

Приблизившись и подождав немного, пастухи сумели увидеть нерукотворный образ, который явился на дереве и был выполнен на яшме, размером с маленькую ладошку. В итоге Жировицкая икона оказалась у самого Солтана, который не особенно внимательно отнесся к этому образу и положил в ларец. Только после того как икона исчезла и снова явилась на дереве он решил построить там храм для поклонения чудесному образу.

Храм был создан и люди практически сразу начали узнавать в чем помогает Жировицкая икона Божией Матери, обращаясь к новой реликвии. Были зафиксированы различные исцеления и даже воскрешение девушки, которую везли к образу для благословения, однако, не довезли по причине болезни.

В начале 16 века первый храм, который построили там, где было грушевое дерево, сгорел и икону считали утраченной, но спустя некоторое количество времени случилось второе обретение, когда фактически на пепелище обнаружили горящую свечу и икону. Там построили Явленский храм, который существует до сих пор. Тем не менее, сейчас Жировичская икона Божьей Матери хранится в Успенском храме Пресвятой Богородицы, который возвели в начале 17 века из камня.

Жировицкие святыни

По сей день Жители Жировичей стараются всячески чтить святой образ и связанные с ним предметы и феномены. До сих пор на территории Успенского храма сохранился корень того самого грушевого дерева, на котором явилась икона. Он располагается под самым алтарем и оттуда идет небольшой родник, который дает святую воду, используемую верующими для различных религиозных целей.

Помимо этого, до сих пор сохранился тот самый камень, но котором икона была обретена вновь. Согласно истории, сначала дети гуляли там, где раньше был первый храм и на камне увидели образ красивейшей женщины, который явно не был простым человеком. Тогда дети рассказали об этом взрослым в своем селе и после этого взрослые увидели свечу и вновь обретенный образ.

Камень этот располагается в Явленском храме и является основой для алтарного престола. На поверхности камня остался отпечаток руки Пресвятой Богородицы, которая много веков назад явилась там детям.

К этим святыням до сих пор стекается большое количество паломников.

Также туда приезжают и люди, которые хотят получить духовное образование. На территории работает семинария, представляющая один из наиболее развитых образовательных центров современной православной церкви.

В чем помогает икона

Образовательное значение подчеркивается и в акафисте данной иконе. Там указывается в чем помогает Жировицкая икона и в частности говорится о «наставничестве благочестивого юношества». Таким образом, молитва Жировицкой иконе Божией Матери может использоваться каждым молодым человеком, который хочет развивать в себе праведность и выбрать путь истинной православной веры.

Чудеса Жировицкой иконы

На самом деле этот святой образ явил людям немалое количество чудес, но из современных свидетельств следовало бы отметить явление Богородицы в период Второй мировой. Войска фашистов захватывали Жировичи и размещали в храмах собственные боеприпасы, тогда им являлась Пречистая Дева. Представители германской армии хотели в итоге взорвать храмы, но им ничего не удалось.

Также и советские летчики, которым приходилось бомбить данную территорию, рассказывали много интересного. В частности, они говорили, как храмы оказывались полностью не видными из кабины, хотя исходя из карты, располагались прямо под ними.

Молитвы перед Жировицкой иконой

О Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно предстоя пред пречистым Твоим образом, моления моя приношу Ти: не лиши мя всесильнаго ходатайства Твоего в день скорби моея и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отвратися, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Милостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо молю Тя о себе, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во благости соблюди и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве и сохрани их здравы, долгоденствующи, право правящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога, Сына Твоего, ревность и бдение о душах врученнаго им стада словеснаго и дух разума и благочестия, чистоты и правды Божественныя им низпосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, всем же, притекающим к Тебе, дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея благостыни и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междоусобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любви и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие поживут и, благ вечных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на Небеси во веки. Аминь.

Икона Пресвятой Богородицы «Жировицкая»

Чудотворный список обладает достаточным почетом в христианском мире и считается символом божественного исцеления и наставления на истинный путь. Верующие находят в образе Божией Матери помощь в избавлении от самых страшных недугов.

На месте чудесного появления святыни образован Жировицкий храм, а 20 мая празднуется день этого списка.

История появления образа

Образ появился в 1470 г. около деревни Жировичи, что в Белоруссии.

Маленькие пастушки, гуляя в лесу, узрели необычайно яркий свет, излучаемый сквозь крону грушевого дерева. Когда они приблизились, перед очами детей предстала Жировицкая икона Божией Матери. Ребята благоговейно взяли святыню и передали её своему хозяину по фамилии Солтан, который запер образ в ларец. На другой день иконы не было обнаружено. Через время список был найден в том же лесу, а хозяин окрестности дал клятву соорудить на месте появления монастырь в честь Пресвятой Девы Марии.

  • Вокруг деревянной постройки образовали поселение и учредили приход. В 1560 г. храм Богородицы сгорел, и всем людям показалось, что святыню не удастся спасти. Однако через некоторое время сельские мальчишки увидели на месте пожара прекрасную женщину, которая держала в руках ту самую святыню. Образ поместили в недавно построенный каменный храм.
  • Слава Жировицкой иконы Божией Матери возрастает в XVIII в. В Риме намеревались открыть подобие этого списка. Во время ремонта в резиденции была найдена фреска-копия, написанная на стене. Она обладала чудотворной силой и исцелила стольника из города Мстислав.
  • В 1726 г. приняли решение о коронации иконы, так как исследователи обнаружили более 200 эпизодов содеянных ею чудес. На протяжении недели в Жировицком монастыре проходили торжественные служения в эту честь. На празднике причастилось 140 000 человек.
  • Прославляя образ, духовенство отдавало распоряжение о строительстве триумфальных арок по дороге к родному месту святого списка. Изображениями чудес, совершенных иконой, украшали Успенский храм.
  • Во время действий Первой мировой святой образ был переправлен в московский собор Богородицы. В родной дом список вернулся в 1922 г. после увещеваний архимандрита Тихона. В этом же году для образа Богородицы соорудили киот (украшенный шкафчик).

Что важно знать о православии:

  • Православие о кремации
  • Православие о вакцинации
  • Православие о движении «чайлдфри»

На заметку! Икона Жировицкой Девы Марии долгое время почиталась Католической Церковью, несмотря на то, что берет свое происхождение в православных местах. Перед образом совершал моления последний польский король Станислав.

Месторасположение и особенности иконографии

Сегодня святыня находится в белорусском Успенском соборе. На территории мужского монастыря располагаются открытые целебные источники, где православные черпают воду для очищения тел и сознания. Духовенство отмечает святость камней, на которых обнаруживались образы Богородицы.

Паломничество к святому изображению не прекращается в течение нескольких веков.

Важно! Празднование в честь славного образа ежегодно проводится 20 мая. В этот день число верующих прихожан у монастыря достигает большого количества. Священнослужители каждый год устраивают торжественный ход с иконою, молебнами и песнопениями.

Святыня имеет небольшие размеры и овальную форму с малым сужением кверху, вырезана на полудрагоценной яшме. На списке изображена Божья Матерь и Младенец Иисус. Яшма имеет смесь зеленых и темно-красных оттенков, что создает оптическое впечатление охры. Эта святыня подвергалась реставрации и была склеена при помощи воска. На образе существовала надпись, прославляющая ангелов, но не сохранилась.

  • На святыне изображена Богоматерь с маленьким Христом, ее левая рука расположена на груди.
  • Голова Девы — непокрыта и чрезмерно склонена в правую сторону.
  • Младенец одет в короткую рубашку (хитон), поэтому его согнутые колени оголены. Христос прильнул к Матери, голова его запрокинута, а правая рука направляется к Марии.
  • Нимбы выполнены в форме эллипса, мафория (верхняя одежда) Богородицы обладает динамичными складками.
  • На святыне различают традиционные для вида иконографии греческие буквы имен Матери и Сына.

Жировицкая икона — единственная среди белорусских списков, которая выполнялась на камне в плоском рельефе. Святыню относят к типу «Умиление» (Елеуса), который передает идею божественного заступничества.

На заметку! В 2013 г. белорусскими учеными была сделана голографическая копия этой святыни. Работы начались с разрешения авторитетных епископов Свято-Успенского монастыря деревни Жировичи.

Исцеления перед святыней

С XVIII века по наши дни было написано множество трудов, характеризующих чудодейственную деятельность списка. В изданиях находятся искусствоведческие труды и богословские рассуждения. Авторы описывают большое количество случаев божественного исцеления перед образом Богородицы.

Читайте о других иконах:

Молитвы святому изображению Жировицкой иконы Божией Матери неоднократно помогали избавиться от бесплодия, победить хронические недуги и исправить врожденные аномалии.

  • Части камня из монастыря сохранили жизнь умирающей роженице и ее новорожденного ребенка.
  • Молитвы родственников больной чахоткой способствовали полному выздоровлению несчастной.
  • Летописям известен случай исцеления мальчика, над которым исполняли отходное песнопение. Мать ребенка горячо просила о спасении у изображения Девы Марии.
  • Жировицкая икона Божией Матери помогла крестьянину, который страдал иммунной патологией, не мог двигаться и практически потерял физические силы. Мысленно пообещав молиться ей, если обретет здоровье, он сразу же избавился от болезни.
  • К умирающей от неизлечимой болезни девушке во сне явилась Дева Мария, указывающая на смиренное моление перед образом. Несчастная велела привести её в Жировицкий монастырь, но умерла по пути. Погребение проводили на святом месте, но время процессии случилось чудо: девушка встала и отправилась преклонять колена перед святыней. Вскоре исцелившаяся постриглась в монахини и провела в храме остаток своих дней.
  • Иеромонах Николай продолжительное время мучился аневризмом. Болезнь дошла до ступени, где медицина уже не знает средств исцеления. Молясь образу Девы, иеромонах стал поправляться и в этот же день полностью избавился от недуга, хотя ранее уже готовился отойти в мир иной.
  • Во время причастия перед изображением Жировицкой Богоматери был зафиксирован случай избавления от дефекта речи у одной девушки. Её ротовая полость имела аномальное строение с самого рождения.
  • Бабушка полностью исцелилась от ревматизма после того, как ее больные суставы были помазаны елейным маслом из лампады, стоящей у святыни.
  • Девочка с серьезным заболеванием глаз исцелилась, испив воду из источника на территории монастыря. Медицина же настаивала на проведении оперативного вмешательства.
  • Искренне молящаяся мать сумела получить благословение от Богородицы, спасшей её умирающего сына. У ребенка обнаружили кисту мозга. Его состояние улучшилось после первого приезда в храм, а после пятого — новообразование совершенно исчезло.
  • Во время службы пожилая женщина получила исцеления от запущенного радикулита.

Значение Жировицкой иконы Божией Матери для всего христианского мира очень велико. Чудесным образом появившись в лесу перед двумя пастушками, она обрела Небесную славу и божественным образом исцеляла уже отчаявшихся людей от страшных недугов.

Сегодня большое количество народа стекается к месту нахождения списка, чтобы получить благословение и попросить о здравии для окружения.

Читайте также:
Урюпинская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: