Икона “Чимеевская”: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Чимеевская икона Божьей Матери — Чудотворная Святыня Урала и Зауралья

История явления Богородицы в Чимеево

Чимеевская история появления святого образа Богородицы поражает своей необычностью.

Более 300 лет тому назад новость о приобретении иконы Богородицы Казанской облетела окружные села, расположенные вдоль речки Нияп, быстро несущей свои воды. Первыми ее заметили мальчишки села Чимеево, они играли на лугу около реки. Доска черного цвета привлекла внимание ребят тем, что плыла вертикально и внезапно остановилась на одном месте, несмотря на стремительный поток воды.


Чимеевская (Казанская) икона Пресвятой Богородицы

Детей поразили сияющие глаза прекрасной Женщины, которую они увидели на доске. Испуганные мальчики побежали в село и позвали взрослых и священника. Те с благоговением вынесли святыню на берег и с почестями перенесли в сельскую церковь, куда вскоре потянулись паломники.

В 1770 году деревянная церковь сгорела дотла во время пожара. Каково же было удивление селян, когда ребенок, гуляя по пепелищу, внезапно наступил на твердый предмет и обнаружил сияющий святой лик, на котором немного обгорел только угол. О силе огненной стихии свидетельствует доныне сохранившееся едва заметное повреждение щеки Пречистой.

Прошло время, и в селе Чимеево был возведен храм Божьей Матери, в нем находилась икона Богородицы, приобретенная в стремительных водах реки Нияп. На месте явления святыни, в XX веке на берегу реки построили часовню, к которой не прекращается паломнический поток.

В 1937 году святой образ своей силой проявился снова. Рабочие, пришедшие разорить храм, сбросили колокола, разграбили святыни, но не смогли поднять небольшую деревянную икону.

Читайте о других чудотворных иконах:

  • Чудотворные иконы Афона
  • Икона Богородицы «Милостивая»
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского

Вскоре, по свидетельству местных жителей, все участники святотатства один за один умерли, а паломники, несмотря на закрытие храма, постоянно приходили за помощью к святыне.

До 1947 года в храме находилось зернохранилище, там же хранилась святыня, она осталась целой и невредимой, в этом же году церковь была возвращена прихожанам.

На заметку! Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь с 2002 года является хранителем Казанской Чимеевской иконы. Каждый год 21 июля и 4 ноября колокольный звон оповещает прихожан о чествовании святого лика Божьей Матери.

Доныне выразительный взгляд иконы «Чимеевская» наполняет каждого, кто прикасается к ней, Божественным светом.



Молитвы Богородице: все молитвы ко Пресвятой Богоматери

В этой статье вы найдёте все молитвы Богородице. Узнаете, как правильно молиться Божьей Матери, соблюдая Богородичные правила.

Борогодица – Царица Небесная, духовная Мать всех людей на земле. Церковь называет Борогодицу не просто святой, но Пресвятой, сверхсвятой Девой. Иконы Борогодицы иногда являлись людям в результате чуда и по молитве Богородице дево радуйся, Богородица не раз являла чудеса.

Молитвы Богородице

“Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!

Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!

Обиду мою веси – разреши ту, яко волиши!

Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!

Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Все молитвы к Божией Матери: Богородице Дево радуйся, покаянные и благодарственные молитвы

Богородица – наша заступница на Небесах. Несмотря на то, что до нас дошло не так много свидетельств о земной жизни Девы Марии, о которых мы можем узнать из Евангелия, нам хорошо известно, что Богородица не раз помогала верующим. Апостолу Иоанну Спаситель сказал – «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27). Но эти слова обращены не только к Ученику Христа. Богородица – Мать всех людей.

Мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы, как празднуем и Вознесение Господа на Небеса. Кончина ее была праведной. Перед тем, как отойти на Небеса, Богородица хотела увидеть всех Апостолов и, несмотря на то, что они уже несли учение Христа в мир, Святой Дух собрал их по желанию Девы Марии.

Успение Божией Матери не было смертью в привычном нам понимании слова. Иисус пришел за ее душой. Пресвятая Богородица возблагодарила Господа и попросила благословить всех, кто будет почитать ее память. Когда Богородица предала свою душу в руки Бога, зазвучала ангельская песнь.

Молитвы покаянные ко Пресвятой Богородице

Богородица посвятила свою земную жизнь служению людям, хотя род человеческий Распял ее Сына, нашего Спасителя. Мы возносим Пресвятой Владычице покаянные молитвы, сокрушаясь о наших грехах.

Молитва Богородице 1-я

Пресвятая Владычице Богородице, единая чистейшая душею и телом, единая превысшая всякой чистоты, целомудрия и девства, единая всецело соделавшаяся обителию всецелой благодати всясвятаго Духа, самыя невещественыя силы здесь еще несравненно превзошедшая чистотою и святынею души и тела, призри на мя мерзкаго, нечистаго, душу и тело очернившаго скверною страстей жизни моей, очисти страстный мой ум, непорочными соделай и благоустрой блуждающие и слепотствующие помыслы мои, приведи в порядок чувства мои и руководствуй ими, освободи меня от мучительствующаго надо мною злаго и гнуснаго навыка к нечистым предразсудкам и страстям, останови всякий действующий во мне грех, омраченному и окаянному уму моему даруй трезвение и разсудительность для исправления своих поползновений и падений, чтобы, освободившись от греховной тьмы, сподобился я с дерзновением прославлять и песнословить Тебя, единую Матерь истиннаго Света – Христа, Бога нашего; потому что Тебя одну с Ним и о Нем благословляет и славит всякая невидимая и видимая тварь ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице 2-я

Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Неневестная Богоневесто, Богородице Марие, Госпоже мира и Надежде моя! Призри на мя, грешнаго, в час сей и Егоже из чистых кровей Твоих неискусомужно родила еси Господа Иисуса Христа, милостива мне соделай матерними Твоими молитвами; Того зревшая осужденна и оружием печали в сердце уязвившаяся, уязви душу мою Божественною любовию! Того в узах и поруганиях горце оплакавшая, слезы сокрушения мне даруй; при вольном Того ведении на смерть душею тяжце поболевшая, болезней мя свободи, да Тя славлю, достойно славимую во веки. Аминь.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Тихвинская": история, значения, в чем помогает и как молиться

Молитва Пресвятой Богородице 3-я

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих.

Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое.

Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице, чтомая в день воскресный, прп. Нила Сорского

О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надеждо и упование мое! О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго Спасителя, Господа Иисуса Христа, Человеколюбца и Бога моего, Свете помраченныя души моея! К Тебе аз многогрешный припадаю, и Тебе молюся, источниче милосердия и пучину щедрот и человеколюбия рождшая: помилуй мя, вопию Ти болезненно, помилуй мя, всего уязвленнаго, в лютые разбойники впадшаго, и от одежды, в нюже облече мя Отец, увы мне, обнаженнаго. Темже возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Но, Владычице моя Богородице, молю Тя смиренно: воззри на мя милостивым Своим оком, и не возгнушайся мене, всего помраченнаго, всего оскверненнаго, всего в тине сластей и страстей погруженнаго, люте падшаго и возстати не могущаго: умилосердися на мя, и даждь ми руку помощи, во еже воздвигнута мя из глубины греховныя. О Радосте моя! Избави мя от обышедших мя; просвети лице Твое на раба Твоего, спаси погибающаго, возстави падшаго люте: можеши бо вся, яко Мати Бога Всемогущаго. Излей на мя елей милосердия Твоего, и вино умиления точити ми подаждь; Тебе бо воистину едину надежду стяжах в житии моем. Не отрини убо мене, к Тебе притекающаго, но виждь скорбь мою, Дево, и души желание, и сие приими и спаси мя, Ходатаице спасения моего.

Описание Чимеевской иконы Божьей Матери

Святое изображение, приобретенное в Чимеево, — канонический вариант Казанского образа Богородицы, поэтому ее называют святым образом Божьей Матери Казанской Чимеевской. Она относится к типу иконописи Одигитрия (Путеводительница), является вариантом погрудного изображения, впервые написанного апостолом Лукой.


Чимеевская икона Богородицы в Казанском храме Чимеевского монастыря

На святом лике Божья Матерь немного склонилась над Младенцем. Иисус изображен стоящим на коленях Матери, его правая рука поднята в осеняющем человечество знамении. За 3,5 столетия потемнели краски, деревянная основа, но не потеряли выразительности яркие глаза святой Марии. Сложный оклад, изготовленный из огромного количества крестиков, приносимых паломниками, закрывает старинный образ.

Важно! Чимеевская святыня всегда остается в Свято-Казанском мужском монастыре. К ней едут паломники всего мира, для посещения других епархий изготовлена точная копия чудотворного лика.

Молитвы о детях

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, благослови́, освяти́, сохрани́ ча́до мое́ си́лою Животворя́щаго Креста́ Твоего́.

Молитва о детях

(преподобного Амвросия Оптинского)

Го́споди, Ты Еди́н вся ве́си, вся мо́жеши и всем хо́щеши спасти́ся и в ра́зум Истины прийти. Вразуми́ сына моего́ (имя) позна́нием и́стины Твоея́ и во́ли Твоея́ Святы́я и укре́пи его ходи́ти по за́поведям Твои́м и меня́, гре́шного, поми́луй.

Молитва родителей о детях

Го́споди Иису́се Христе́, бу́ди ми́лость Твоя́ на сы́не мое́м (имя), сохрани́ его́ под кро́вом Твои́м, покры́й от вся́каго лука́ваго похоте́ния, отжени́ от него́ вся́каго врага́ и супоста́та, отве́рзи ему́ у́ши и о́чи серде́чныя, да́руй умиле́ние и смире́ние се́рдцу его́, обрати́ его́ на покая́ние, просвети́ ум его́ све́том ра́зума Ева́нгелия Твоего́, наста́ви его́ на стезю́ за́поведей Твои́х и научи́ его́, Спа́се, твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты есть Бог наш. Aми́нь.

Молитвы о детях к Божией Матери

(Из женского монастыря в Шуе, Ивановской области)

О, Пресвята́я Влады́чице Де́во Богоро́дице, спаси́ и сохрани́ под кро́вом Твои́м моего сына (имя). Укро́й его́ ри́зою Твоего́ матери́нства, соблюди́ его в стра́хе Бо́жием и в послуша́нии роди́телям, умоли́ Го́спода моего́ и Сы́на Твоего́, да да́рует им поле́зное ко спасе́нию их. Вруча́ю их Матери́нскому смотре́нию Твоему́, я́ко Ты еси́ Боже́ственный Покро́в раба́м Твои́м.

Ма́терь Бо́жия, введи́ меня́ во о́браз Твоего́ небе́снаго матери́нства. Уврачу́й душе́вные и теле́сные ра́ны сына моего́ (имя), мои́ми греха́ми нанесе́нные. Вруча́ю дитя́ мое́ всеце́ло Го́споду моему́ Иису́су Христу́ и Твоему́, Пречи́стая, небе́сному покрови́тельству. Ами́нь.

Молитва 1

Проро́к Нау́м, наведи́ меня́ (моего сына, дочь) на ум.

Молитва 2

Во и́мя Отца́ и Сы́на и Свято́го Ду́ха. Свято́й о́тче Нау́м, напра́вь о́трока моего́ на ум, дай ему благослове́ние на я́рое уче́ние, па́мять его укрепи́, стара́нья пробуди́. Возьми́ его́ ру́ку, отгони́ лень и ску́ку. Пусть будет сей о́трок на умо́к скор, в уче́нье спор. Ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва об отроке неудобоучащемся

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, всели́выйся в сердца́ двуна́десятых Апо́столов нелицеме́рно, благода́тию Всесвята́го Ду́ха, сошедшаго в виде о́гненных язы́к, и сих устне́ отве́рзый, и нача́ша глаго́лати иными языки́.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Андрониковская": история, значение, в чем помогает и как молиться

Сам Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, ниспосли́ Того́ Ду́ха Твоего́ Свята́го на отроча́ сие́ (имя) и насади́ во ушеса́ се́рдца его́ Свяще́нныя Писа́ния, я́же рука́ Твоя́ пречи́стая на скрижа́лех начерта́ законополо́жнику Моисе́ю, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Ами́нь.

Благословение матери

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери услы́ши меня́, гре́шную и недосто́йную рабу́ Твою́.

Го́споди, в ми́лости Твое́й вла́сти ча́до мое́, поми́луй и спаси́ его́ и́мени Твоего́ ра́ди.

Го́споди, прости́ ему́ вся согреше́ния, во́льныя и нево́льныя, соверше́нные им пред Тобо́ю.

Го́споди, наста́ви его́ на и́стинный путь за́поведей Твои́х и вразуми́ его́ и просвети́ све́том Твои́м Христо́вым, во спасе́ние души́ и исцеле́ние те́ла.

Го́споди, благослови́ его́ в до́ме, о́коло до́ма, в шко́ле, в по́ле, в рабо́те и в доро́ге, и на ка́ждом ме́сте Твоего́ владе́ния.

Го́споди, сохрани́ его́ под кро́вом Твои́м Святы́м от летя́щей пу́ли, стрелы́, ножа́, меча́, я́да, огня́, пото́па, от смертоно́сной я́звы и от напра́сныя сме́рти.

Го́споди, огради́ его́ от ви́димых и неви́димых враго́в, от вся́ких бед, зол и несча́стий.

Го́споди, исцели́ его́ от вся́ких боле́зней, очи́сти от вся́кия скве́рны (вина́, табака́, нарко́тиков) и облегчи́ его́ душе́вные страда́ния и ско́рби.

Го́споди, да́руй ему́ благода́ть Ду́ха Твоего́ Свята́го на мно́гие ле́та жи́зни, здра́вия и целому́дрия.

Го́споди, умно́жь и укрепи́ его́ у́мственные спосо́бности и теле́сные си́лы.

Го́споди, дай ему́ Твое благослове́ние на благочести́вую семе́йную жизнь и благочести́вое деторожде́ние.

Го́споди, да́руй и мне, недосто́йной и гре́шной рабе́ Твое́й, роди́тельское благослове́ние на ча́до мое́ в настоя́щее вре́мя утра́, дня, ве́чера и но́чи и́мени Твоего́ ра́ди, и́бо Ца́рствие Твое́ ве́чно, всеси́льно и всемогу́ще. Ами́нь.

О чем молиться

Образ Чимеевской Казанской Богоматери относится к чудотворным. А это значит, что искренняя молитва перед иконой способна помогать людям в самых тяжелых жизненных ситуациях. Летописи храма хранят десятки записей об исцелениях прихожан, которые припадали к мироточащему лику. Но избавление от болезней – не единственное, за чем приходят паломники. Она помогает тем, кому нужна поддержка в трудных обстоятельствах. Монахи часто говорят, что образ способен придавать силы, исцелять души, избавлять от озлобленности и недоверия. После молитвы уходят страхи и сомнения, а человек наполняется умиротворением.

Чимеевская Богоматерь способна помочь тем, кто переживает семейные трудности, она избавляет от соблазнов и укрепляет любовь. За время паломничества находилось много свидетельств, подтверждающих, что образ помогает при проблемах с деторождением.

Явление образа

Впервые людям этот чудотворный образ явился в 1 пол. XVIII века. Тогда бурные воды сибирской реки Нияп, близ села Чимеева, принесли плывущую крупную доску. В какой-то момент она попала в водоворот, течение подняло ее, и чимеевским жителям явился чудотворный лик.

Местные архивы сохранили об этом такие записи: «Черная доска… накренилась и стоявшие на берегу увидели необыкновенно большие выразительные глаза Божьей Матери. Взгляд этот обжёг собравшихся божественным светом». Выразительность взгляда Чимеевского образа действительно подтвердит любой, кто видел икону. Если Казанская Божья Матерь изображена с уточенными чертами лица, то описываемый лик отличается крупными глазами, от которых невозможно оторвать взгляд. После чудесного обретения икона попала в церковь Чимеева и скоро слава о ее силе разнеслась по всей Сибири.

Икона Божией Матери «Остробрамская»

Икона Божией Матери «Остробрамская»

Память иконы Божией Матери «Остробрамская» празднуется в Русской Православной Церкви 8 января и 27 апреля.

Это — необычный образ Пресвятой Богородицы, который имеет большое значение и для католиков. На иконе Божией Матери «Остробрамская» у Девы Марии опущен взгляд и скрещены руки. Кроме нимба на голове у Богородицы — корона, от Нее исходит сияние со звездами в ночном небе. Это — один из самых редких типов иконографического изображения Пресвятой Богородицы, на нем нет Младенца Иисуса.

Название образа исходит от географического названия. Икона Божией Матери «Остробамская» хранится в Вильнюсе в часовне, которая стоит у ворот при входе в город. Ворота называются Острыми, поэтому икону в свою очередь стали называть «Остробрамской».

Считается, что икона написана в западноевропейской традиции, а точная история ее создания неизвестна. До нас дошли только сведения о том, что икона Божией Матери «Острообрамская» — это список с другой иконы нидерландского происхождения, который был сделан в XVII веке. По крайней мере, именно так считают в католической Церкви.

В Православной традиции есть мнение, что икона — древний Византийский образ, который изображает Богородицу в момент принятия Благой вести от Архангела Гавриила.

Несмотря на расхождениях в вопросах истории образа, католики и православные на равных поклоняются этой удивительной святыне.

В чем помогает икона Икона Божией Матери «Остробрамская»

  • Перед иконой часто молятся о возвращении пропавших и похищенных детей. На ней нет изображения Богомладенца. Зафиксированы случаи чудесного возвращения детей даже тогда, когда родители уже и не надеялись на это.
  • Просят чадородии и излечении от бесплодия.
  • О помощи в возвращении домой пропавших без вести.

Молитвы образу Икона Божией Матери «Остробрамская»

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних си́л, Небесе́ и земли́ Цари́це и гра́да на́шего Ки́ева всемо́щная Засту́пнице!
Приими́ хвале́бное пе́ние сие́ от на́с недосто́йных ра́б Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко престо́лу Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да ми́лостив бу́дет на́м, гре́шным, и да проба́вит бла́гость Свою́ чту́щим Тя́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́.
К кому́ бо возопии́м Влады́чице? К кому́ прибе́гнем в го́рестех на́ших, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч на́ш и воздыха́ния на́ша прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Те́м же мо́лим Тя́ усе́рдно: покры́й Твои́м хода́тайством на́ша прегреше́ния, защити́ на́с от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на на́с.
О, Ма́ти Го́спода на́шего Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. Приими́ недосто́йную моли́тву на́шу и соблюди́ на́с в чистоте́ душе́вней, сохрани́ на́с от наве́та злы́х челове́к и от внеза́пныя сме́рти, и да́руй на́м пре́жде конца́ покая́ние. Поми́луй на́с в дневны́х часе́х и у́тренних и вече́рних, и во вся́кое вре́мя сохрани́ на́с: стоя́щих, седя́щих соблюди́, и на вся́ком пути́ ходя́щих, и в нощны́х часе́х спя́щих снабди́, покры́й и заступи́. На вся́ком ме́сте и на вся́кое вре́мя бу́ди на́м, Ма́ти Преблага́я, стена́ необори́мая и заступле́ние кре́пкое. Ты́ храни́тельница жи́зни всея́ на́м яви́ся, Пречи́стая; Ты́ на́с изба́ви от бесо́в в ча́с сме́рти; Ты́ и по сме́рти упокое́ние обрести́ испроси́ у Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего.
Мы́ же, гре́шнии, со упова́нием моле́ния Тебе́ возно́сим и уми́льно вопие́м: ра́дуйся, Благода́тная; ра́дуйся, Обра́дованная; ра́дуйся, Преблагослове́нная; Госпо́дь с Тобо́ю, с Тобо́ю с на́ми. К Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей, и Тебе́, я́ко всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и дру́г дру́га и ве́сь живо́т на́ш по Христе́ Бо́зе предае́м, Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со безнача́льным Его́ Отце́м, со Пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Где поклониться образу

Икона хранится в Вильнюсе, иногда ее привозят для поклонения в другие города. Существует обычай, по которому не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы. Вокруг часовни всегда можно увидеть много людей, среди которых многие уже на улице стоят, преклонив колени.

Читайте также:
Икона Елизаветы Федоровны: история, значение, в чем помогает и как молиться

ВИЛЕНСКАЯ ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Виленская Остробрамская икона Божией Матери

(Празднование — 29 декабря/8 января, а также 14/27 апреля в день памяти трех литовских мучеников)

В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костелом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками, — Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери , в прошлом именуемая также Корсунской Благовещенской (это связано с тем, что икона является частью композиции Благовещения, и с легендой о древнем происхождении из Корсуни – древнерусское название Херсонеса). Икона находится в часовне над воротами, называемыми в народе «Острыми воротами» или «Острой Брамой» (от польск. «Брама» — ворота). От названия ворот произошло и название образа, который издавна над ними помещался. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы.

Остробрамские ворота с часовней над ними чудотворной Остробрамской иконой Божией Матери в Вильнюсе

С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.

Происхождение

О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий.

Одно из них основано на предании о том, что икона чудесным образом появилась в Вильне — столице княжества Литовского, на Острых воротах 14-го апреля 1431 г.

Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

Согласно третьей версии образ Божией Матери привезен из Херсонеса Таврического (или Корсуни) великим князем литовским Ольгердом в числе военных трофеев. Известно, что в 1341—1373 годы князь Ольгерд совершил несколько успешных походов против крымских татар. О том, когда именно была привезена икона, прямых свидетельств нет. Однако исследователи склоняются к тому, что это произошло после победоносного похода на Корсунь в 1363 году. Версия основывается, главным образом, на свидетельстве Венденского каноника Даниеля Лодзяты, жившего в XVII веке. Историк Теодор Нарбут при написании книги «Древняя история литовского народа» имел под рукой рукопись Даниеля Лодзяты, на которую сослался дважды. В заметке, датированной 1653 годом, каноник Лодзята сообщает следующее: «Великий князь литовский Ольгерд сокровищами Херсонеса обогатил свои сокровищницы; наследники его большую часть церковных украшений раздали церквам города Вильны. В числе этих сокровищ — подлинное изображение Пресвятой Девы Марии; Она будто стоит перед лицом Божественного вестника Архангела Гавриила. Теперь мы видим Благодатную в часовне кармелитов на восточных воротах города, называемых обыкновенно Острыми, что документально подтверждается письменными свидетельствами упомянутого ордена». Свидетельство каноника Лодзяты – наиболее древнее из дошедших до нас свидетельств об Остробрамской иконе Божией Матери.

О существовании подобных сведений упоминает и кармелитский писатель Гилярион, писавший об Остробрамской иконе в 1761 году.

Католики видят в Остробрамской иконе образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века.

Польская версия поддерживает гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 г. в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костела Тела Христова, написанной Поренбским.

Все версии о происхождении иконы представляют интерес скорее исторический. Для молитвенного почитания вопрос о том, кто и в каком веке написал икону, существенного значения не имеет, так как почитается не творение рук человеческих, а Первообраз — Та, чей образ иконописец воплотил на доске. Почитается и католиками, и православными – Матерь Божия.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Достойно есть" ("Милующая"): история, значения, в чем помогает и как молиться

История

Полагают, что первоначально святая икона была подарена в храм Живоначальной Троицы, построенный при содействии супруги великого князя Ольгерда тверской княжны Иулиании Александровны, а затем помещена над Острыми воротами. Есть свидетельства, что в 1431 году икона Богородицы уже находилась над Острыми воротами.

Дальнейшая судьба этого образа тесно переплетается с судьбой Православия в Литве. После подписания в 1569 году Люблинской унии Литвы с Польшей, в Литовских землях стала насаждаться церковная уния с Римом. Многие храмы, в том числе и Свято-Троицкий монастырь, перешли в руки униатов, но православные успели перенести икону в храм Святителя Николая. Однако в 1609 году и этот храм перешел к униатам, и икона возвратилась на прежнее место над Острыми воротами.

В 1624 г. у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Кармелиты выстроили в 1671г. вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. После пожара Вильны в 1741г. икона перенесена в терезинский монастырь, а в 1744г. снова помещена над воротами.

В 1812г. она пострадала при нашествии французов, а в 1829г. отреставри­ро­ва­на. По­сле за­кры­тия в 1832г. кар­ме­лит­ско­го мо­на­сты­ря, Те­ре­зин­ский ко­стел был пе­ре­име­но­ван в Остробрам­ский и остал­ся в ве­де­нии рим­ско-ка­то­ли­че­ско­го ду­хо­вен­ства.

Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте. Икона была покрыта золоченой ризой, а также множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые свидетельствовали об оказанных благодеяниях Богоматери человеческому роду. Под иконой был устроен латинский престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий.

Иконография

Остробрамская икона Божией Матери относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках.

Икона написана темперой на двух соединенных дубовых досках размером 1,63 х 2 м и толщиной 2 см, покрытых тонким слоем грунта. Риза выполнена в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века.

Остробрамская икона является частью композиции Благовещения, поэтому образ называли иногда Корсунской Благовещенской иконой. Дева Мария изображена в момент явления ей архангела Гавриила; соответствующая часть изображения архангела утрачена. На лике Ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой Ее к ризе прикреплена двуярусная корона – барочная корона Царицы неба, рокайльная корона королевы Польши. По всем направлениям от лика идут длинные лучи.

Позднее (в 1849 году) внизу иконы была помещена большая серебряная вота (дар, данный по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания) в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Виленская Остробрамская икона Божией Матери – чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше. В настоящее время общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают и православные.

Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих.

Кондак
Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго, благоизволившей от святыя Своея иконы изливати нам струи благодатных исцелений, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Ты же, яко благая Заступница чтущих Тя, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Молитва Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Остробрамская Виленская»
О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!

Прими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

К кому бо возопиим Владычице? К кому прибегнем в горестях наших, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.

О Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Прими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.

Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся,Благодатная; Радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне иприсно, и во веки веков. А минь.

Молитва иная Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Остробрамская Виленская»
О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными ублажаемая! Воззри милостиво на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никто же отыдет от места сего тощ упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердная Мати, Церковь Твою Святую, вышним Твоим благословением архиереи наши православныя укрепи, миром огради, и Святей Твоей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих право правящих слово Своея истины даруй, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостиво избави, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохрани. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу, грады наша и град сей [или: храм сей, или: и духовный вертоград, зде сущий], и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай. Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, ко святей иконеТвоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, имиже раби Твои молятся во святем месте сем.

Аще же и иноверный, и иноплеменник, зде преходя, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави: отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки святей Православней Соборней и Апостольстей Церкви сопричти. В домех людей Твоих и во братии святыя обители сея мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отроки настави, в возрасте совершеннем сущия умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждающи ны присно от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милостивным Твоим посещением и вся благодеющия нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже напользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Твоим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею.

Прежде отшедшия отцы и матери, братию и сестры наша, и вся от лет древних ко святей иконе Твоей сей припадавшия, упокой в селениих святых, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Таин причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. А минь.

Дева Мария Остробрамская: история, почитание, чудотворения образа

Существует множество реликвий Божьей Матери, которые отражают разные грани Её образа, служа примером для верующих. Так, одна из святынь демонстрирует преданность Пречистой Девы Господу, Её сдержанность, смирение и готовность положиться на волю Творца. Ей и посвящена наша статья, из которой Вы узнаете, чем прославилась Остробрамская Богородица, значение иконы, а также то, в каких случаях к ней обращаются.

Читайте также:
Икона Иоанна Богослова: описание и история, значение, в чем помогает и как молиться

Остробрамская икона: происхождение реликвии

Существует несколько версий обретения святыни. Одна из них гласит, что прекрасный лик Богородицы прислал в Вильнюс – столицу великого княжества Литовского – император Византии Иоанн V Палеолог. Образ был подарен Ольгерду Гедиминовичу (1296-1377 гг.), который принял христианство. Согласно другому преданию, икона по божественному соизволению появилась в городе 14 апреля 1431 г. Историк Теодор Нарбут, основываясь на труде каноника Даниэля Лодзяты (XVII ст.), утверждал, что владыка Ольгерд привёз реликвию из Херсонеса (из-за этого её порой именуют Корсунской), после чего супруга правителя Иулиания пожертвовала образ в церковь Живоначальной Троицы. Однако другие источники этому противоречат – хотя в 1341-1373 гг. князь и впрямь снарядил несколько удачных военных кампаний против крымских татар, подобный трофей не значится ни в одной переписи.

Более достоверной является выдвинутая исследователем Мечиславом Скрудликом гипотеза о том, что Остробрамская икона Божией Матери была создана в XVI ст. мастером Лукашем Поренбским. Об этом свидетельствует сходство образа с реликвией из Краковского костёла Тела Христова. Другие учёные приписывают авторство неизвестному итальянскому художнику или нидерландскому живописцу Мартину де Вос, которые вдохновлялись ликом Madonna Immaculata – Непорочной Девы Марии.

Остробрамская икона Божией Матери из янтаря

История образа Божией Матери

Какая бы теория не была правдивой, в 1431 г. икона уже пребывала в Троицком храме в русском районе г. Вильнюса. А в 1498 г., опасаясь атаки язычников, горожане заложили новые каменные валы и ворота с башней, в которой и воздвигли реликвию. Из-за этого её стали именовать Остробрамской.

Первое письменное упоминание об иконе встречается в «Хронике обители босых кармелитов в Вильно». Краткая заметка рассказывает о переносе образа в часовню, построенную в 1671 г. В то же время фигуру Богородицы закрыли окладом из позолоченного серебра, оставив на виду только лик и кисти рук. Однако в пожаре 1711 г. деревянное здание сгорело. Спасённую из огня реликвию отправили в кармелитский костёл св. Терезы.

Обратно на городскую стену святыню поместили в начале XVII ст. С тех пор она находится там почти неотлучно, хотя здание и пострадало при нашествии французских войск в 1812 г. Более того, когда в 1832 г. монастырь кармелитов закрыли, принадлежавший братии храм переименовали в Остробрамский и начали служить там молебны в честь чудесного лика Девы Марии. Поэтому, решая, где хранить дома реликвию, люди чаще всего отдают предпочтение месту над входной дверью – считается, что так она будет защищать Ваше жилище от любых напастей и невзгод.

Читайте также:
Жадовская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

В 1849 г. икону украсил серебряный полумесяц – вотивный дар (подношение, выполненное в знак признательности за исполнение желания). На металле выгравированы слова «Dzięki Tobie składam Matko Boska za wysłuchanie próśb moich, a proszę Cię, Matko Miłosierdzia, zachowaj mnie nadal w łasce i opiece Swojej Przenajświętszej W. I. J. 1849 roku», переводящиеся как: «Приношу благодарность Тебе, Божья Матерь, за то, что выслушала мои просьбы, и прошу Тебя, Мать Милосердная, сохранять меня и далее в Пресвятой Своей любви и опеке». Подобные сувениры оставляли и другие люди, исцелённые или утешенные благодатью реликвии – сейчас в часовне даже трудно найти место, где вешать очередное ювелирное украшение или чётки.

А в 1927 г. римский папа Пий XI по ходатайству виленского архиепископа дал разрешение короновать образ, что и было осуществлено 2 июля. После торжественной церемонии святыню заключили в специальный контейнер, предохраняющий от повреждений.

В православной церкви память реликвии поминают 8 января (по старому стилю – 26 декабря). Католический же праздник, посвящённый этому лику, отмечают 16 ноября.

Остробрамская Богородица: значение иконы и в чем помогает образ

Тип святынь, на которых Пречистая Дева показана без Божьего Сына, известны как Агиосорити́сса. Считается, что Творец присутствует на подобном образе незримо – именно к нему обращена молитва Богоматери. Данные иконы были широко распространены в византийском искусстве XII-XV ст., а позже их стали создавать и мастера западной традиции.

В этом стиле написан и лик Остробрамской Небесной Царицы. Для этого использовалась темпера (порошковые краски, которые разбавляют водой), а основанием послужили две дубовые доски толщиной в 2 см. Характерными особенностями святыни являются покрытые богатым орнаментом ризы и поддерживаемая херувимами двойная корона Мадонны, символизирующая власть над землёй и небом. Подобная манера свойственна многим барочным иконам, как и расходящиеся от головы Пресвятой Девы солнечные лучи.

Изначально на реликвии была запечатлена сцена Благовещения, но фрагмент с изображением архангела Гавриила утрачен – теперь размер святыни составляет 200*165 см. Впрочем, это почти не повлияло на смысл образа – он пронизан умиротворением, спокойствием, безмятежностью. Несмотря на то, что судьба Богородицы будет нелёгкой (об осознании этого свидетельствуют слёзы у Неё на глазах), Она скромно и покорно принимает её, стремясь исполнить свой долг.

Кроме того, перечисляя, от чего защищает святыня, нельзя забывать о многочисленных излечениях, произошедших после того, как верующие склонялись перед чудесным ликом. Чаще всего реликвия дарует облегчение симптом психических заболеваний или душевных страданий – депрессии, невроза, апатии, отчаяния. Если обратиться к ней в трудную минуту, Вы почувствуете облегчение и поддержку, сумеете выбрать верный путь, отринуть искушения и соблазны. Помогает образ и при телесных недугах, ослабляя боль и укрепляя здоровье.

Молитва Пресвятой Богородице Остробрамская

О чём молятся перед иконой? Она оберегает от сплетен, зависти, козней недоброжелателей и проклятий, предотвращает проблемы, опасности и даже внезапную смерть. Реликвия приносит в дом атмосферу мира, счастья, доброты, позволяет достичь гармонии и достатка. Особенно благотворно этот образ действует на супругов – он учит вместе преодолевать жизненные трудности, проявлять терпение, понимание и прощение, вести себя кротко и мудро. Также святыня вразумляет детей, наставляя их на праведную стезю и охраняя от недоброго влияния.

А купить икону Остробрамской Девы Марии Вы можете в нашем интернет-магазине «Янтарь Полесья». Представленные здесь произведения из натуральных солнечных самоцветов отличаются высочайшим качеством, одухотворённостью и возвышенностью, а ещё они прочны и долговечны.

Икона Божьей Матери Остробрамской

Икона Благословенной Девы Марии Милосердной

Подъезжая к столичному железнодорожному вокзалу, вокзалу поезд медленно проходит небольшой железнодорожный мост. Небольшой участок не заслоняется кронами деревьем, и можно увидеть из правого окна первую достопримечательность Вильнюса – Аушрос Вартай*. Ещё их называют “Острые Ворота” или “Острая Брама”. В средние века, а конкретно в 1522 году, и получили они название Стражи Рассвета или Ворота Зари. Это не просто ворота. Они давали вход в город – государство. Выходом из города был торговый тракт, который шёл через Медининский замок. Он располагался недалеко от Литовско – Белорусской границы. Из-за этого соседства ворота долгое время назывались Медининкайскими. В память об этом названии недалеко от ворот в настоящее время находится небольшой уютный ресторанчик с названием Медининкайский.
Проходя через ворота, мужчины снимают головные уборы и через несколько метров поворачиваются к входу, чтобы увидеть Каплицу, осенить себя крестом, прочесть несколько слов молитвы и продолжить свой путь. Многие направляются к двери, которая находится с правой стороны, и идут в каплицу, поднимаясь по высокой крутой лестнице в капеллу. Центральное место на левой стене занимает сверкающая золотом, величественная и торжественная икона Благословенной Девы Марии Милосердной.
Вокруг неё видно какое – то свечение… На стенах закреплены драпированные красным бархатом стенды, увешанные не десятками, а сотнями серебряных кулонов в форме сердец, рук, ног. В одно из своих посещений я поинтересовался у прихожанки, что это за кулоны. Она ответила просто:
– Матерь Божья никого не оставляет без помощи. Исцелившийся человек в знак благодарности приносит кулон в виде больного места и прикрепляет на щите.Божья Матерь творит чудеса и помогает не только верующим католикам, но и православным, и неверующим. Надо только попросить и сделать пожертвование на свечу.
Капелла Благословенной Девы Марии, как и её икона, после посещения её Иоаном Павлом II, Папой Римским, получила статус места паломничества мирового уровня.
—————-
* Аушрос Вартай (Ausros Vartai) Лит.яз. – Ворота Зари

Читайте также:
Икона Божией Матери "Взыскание погибших": история, значения, в чем помогает и как молиться

Но вернёмся к иконе ” Матери Божьей Остробрамской”. У этой знаменитой иконы есть очень похожая, икона – оригинал, привезённая Великим князем Литовским Ольгердом (Аьгирдасом) из своего похода в Херсонес Таврический (Крым) в качестве трофея и подарка своей жене. Будучи православным, он подарил эту икону своей жене, тверской княжне Иулиании Александровне, которая в свою очередь подарила её монастырю Святой Троицы в ознаменование завершения строительства деревянной церкви. В народе бытует легенда – поверие, что икона Божией Матери однажды явилась на воротах Острой Брамы в Вильнюсе. Это чудо зафиксировали 14 апреля 1433 года. Вот уже более 570 лет Православная церковь в Литве отмечает это чудесное событие. Эта икона – оригинал находится в Свято- Духовом монастыре в соборе Святой Троицы.
Кроме этой иконы “Остробрамской” Херсонес – Таврической, находящейся в Вильнюсе, в Киеве есть ещё одна похожая, тоже чудотворная икона Божей Матери, но “Корсуньская”.
Существует ещё одна легенда,связанная с иконой «Матерь Божья Остробрамская»,напоминающая историю любви Ромео и Джульеты. Речь идёт о любви Великой княгини литовской Барборы Радвилайте (Радзивил) к польскому королю Жигимантасу Аугустасу.
А дело происходило так.
У младшего сына Микалоюса (Николая) Радзивила Старого, виленского каштеляна, Великого гетмана литовского, киевского воеводы Юргиса Радзивилы в декабре 1520(1522) года родилась дочь, которую назвали Бася. Она выросла красавицей, получила прекрасное образование. В 15(17) лет её выдали замуж за Тракайского воеводу Станислава Гоштаута. Через пять лет после женитьбы воевода внезапно умер, оставив молодую жену вдовой. Детей у них не было. По законам тех времён, судьбу вдовы, а также всего огромного имущества, оставшегося от умершего Станислава Гоштаута, должен был решать Великий князь, коим был в то время Жигимант(Жигимантас) Аугуст –Великий князь польский. Увидев Барбору, Жигимантас влюбися в неё с первого взгляда. Начался бурный роман. Совместные прогулки, поездки по окресностям, на охоту, балы сблизили влюблённых, и они стали встречаться регулярно.

Барбора Радзивил (Радвилайте)

Не мудрено было Великому князю Жигиманту влюбиться в самую красивую женщину как в Литве, так и в Польше. Грациозность, величественность и плавность в движении, превосходный вкус, ласковый взгляд, обаяние, плавная речь- всем этим владела смуглая блондинка со светло карими глазами Барбора из Великокняжеской династии Радзивилов (Родвиласов). Умение пользоваться косметикой, с большим вкусом одеваться сводило мужчин с ума… Она любила красный цвет, жемчуг, на который ввела моду, и носила береты, которые ей очень были к лицу
Дворец Гоштаутасов находился недалеко от дворца – замка Великого князя Литовского. Это давало возможность каждую ночь влюблённым быть вместе. Слухи об этих встречах узнали не только в Литве, но и долетели до Кракова, где находился тяжело больной король Польши Жигимантас Старый. Там же жила и молодая жена королевича Польши, болевшая эпилепсией. Она, не дождавшись мужа, умерла. Получив это известие, Жегимантас Августас стал открыто проявлять свои чувства к Барборе. Её братья, Радзивил Чёрный и Радзивил Белый, встретившись с Аугустасом, поставили условие: жениться на их сестре или прекратить все встречи, так как эти отношеия ложатся тёмным пятном на род Радзивилов. К тому же мать Жигимантаса люто ненавидела род Радзивилов.
Однажды, когда королевич, нарушив своё обещание, направился через тайный подземный ход и появился в спальне у своей возлюбленной, братья Барборы перехватили королевича и стали требовать объяснений. На всякий случай братья “прихватили” с собой ксёнза (католического священника). Во время выяснения отношений между Жегимантасом и братьями Радзивилом Чёрным и Радзивилом Рыжим были обнажены мечи. Королевич воскликнул:
– Не принесёт ли мой приход к вашей сестре многократное увеличение вашей славы, уважения и имущества?
Братья вложили мечи в ножны и позвали ксёнза, сказав при этом:
– Дай-то, Бог!
Молодых тут же тайно обвенчал ксёнз.
Шантаж, принуждение не практиковались в те времена, особено, если это было связано с Великими князьями. Во все времена у такого ранга князей, воевод, царей были фавориты, и подобные связи поощрялись, а не отвергались. Но легенды имеют право на существование, как и совпадение или несовпадение фактов из истории. Всё было бы хорошо или даже прекрасно, но.
События между тем стали развиваться довольно – таки стремительно.
После безвременной смерти молодой жены Жегимантаса и кончины его отца, короля Польши Жигимантаса старого в 1548 году, Барбора была представлена двору в качестве законной жены молодого короля. Вот тут – то и разразилась буря! Радзивилы и молодой король были готовы ко всему, но мать – вдова, сейм, духовенство, шляхта, объединившись вместе, стали требовать немедленного отречения от жены – литвинки. Ни скандалы в сейме, ни требования, ни отъезд матери – вдовы короля в Италию не могли разрушить любовь молодых супругов. В Италию направился и брат Барборы на аудиенцию к Папе римскому. В те времена существовали строгие сословные правила, которые никто не мог нарушить, тем более короли, женившись по любви. Королям подбирали жён из других королевских семей и родов. Было неважно, красивая будет невеста или нет, больна или здорова. Всё зависело от политической ситуации в Европе. Поэтому отношения Барборы Радвилайте и Жигимантаса Аугустстаса были особыми не только для Литвы, Польши, но и всей Европы XVI века.
В 1550 году сейм признал с благославения Папы римского Барбору Радвилайте королевой, и в Краковском соборе прошла её коронация. Это был жизненный триумф не только для Барборы, но и для рода Радзивилов. Через год после коронации её признала и мать короля Жигимантаса. Очарование Барборы было не только в красоте, интеллекте, элегантности, характере, манерах. Она была ярким представителем эпохи Ренессанса. С неё писали портреты. Молодая королева была известна не только в Литве и Польше, но и во всей Европе. Если посмотреть с другой стороны, то любовные отношения Барборы и Жегимантаса были взаимными.
К сожалению, Барбора недолго была на троне. Через год после коронации она смертельно заболела. По всей видимости, она была отравлена.
В возрасте 29 (31)лет Барбора умерла на руках мужа. Радвиласы хотели, чтобы их сестру похоронили в Вавельском соборе, но Жегимантас сказал:
– Не пристало её, мёртвую, оставлять там, где эти люди были неблагодарны к ней живой.
Жигимантас исполнил волю любимой жены – похоронить в Литве. Кортеж с гробом проходил точно по тому же маршруту, что вёл её в Польшу на коронацию. Она была похоронена в Архикафедральном соборе в Вильнюсе. К сожалению, спустя 380 лет, в 1931 году во время сильного наводнения вода проникла в подземную усыпальницу королей и размыла саркофаги. Останки, найденные после наводнения, были перезахоронены в мавзолее часовни св. Казимира. Здесь они покоятся и поныне.
Но вернёмся к иконе «Матерь Божья Остробрамская».
Молва утверждает, что лик Девы Остробрамской очень напоминает портрет Барборы Радвилайте. Пусть об этом спорят или подтверждают специалисты, но народные легенды живы и будут жить долго. И, действительно, если сравнить две иконы, то можно заметить, что у Виленской Остробрамской иконы глаза опущены, и лицо выглядит печальным. Икона вставлена в золотой оклад. Православная икона Божией Матери Остробрамской без оклада, глаза открыты, на серпе луны надпись на старославянской кириллице. У концов луны в кружках надписи кирилицей “МР” и “ФетаУ”.
А Жегимантас после смерти жены до конца дней своих ходил в трауре. Детей не было. Так на Жегимантасе Аугустасе прервался род Ягелонов.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Четырехчастная": история, значение, в чем помогает и как молиться

Остробрамская икона Божией Матери

Остробрамская икона Божией Матери (лит. Aušros Vartų Dievo Motina , польск. Matka Boska Ostrobramska , белор. Маці Божая Вастрабрамская ) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.

Содержание

Иконография

Написана темперой на двух соединенных дубовых досках толщиной 2 см, покрытых тонким слоем грунта. Размер 200 х 165 см. Относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Детальное исследование и консервация образа были проведены Яном Рутковским в 1927 перед его коронацией. По технике, грунтовке и составу красок установлено, что образ создан во второй половине XVI века, вероятно, итальянским художником.

Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным платьем; открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. Серебряным платьем фигура закрыта ок. 1671. Серебряный полумесяц в нижней части образа — вотум 1849. На голове две короны: барочная корона Королевы Небес, рокайльная корона королевы Польши.

Версии о происхождении иконы

Существует много версий о появлении иконы в Вильне — столице княжества Литовского. Одна из них говорит, что икона чудесным образом появилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г. Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

Особенно широкое распространение в среде православных верующих получила версия о восточном происхождении иконы, опубликованная в 1839 г историком Теодором Нарбуттом в книге «Древняя история литовского народа». Нарбутт основывал свою версию на имеющейся у него рукописи венденского каноника Даниэля Лодзяты (подлинника рукописи отыскать не удалось). В 1653 г. Лодзята писал, что икона была привезена князем Ольгердом из Херсонеса (Корсуни). Известно, что Ольгерд совершил в 1341― 1473 гг. ряд удачных походов против крымских татар. Т. Нарбутт полагал, что Ольгерд получил икону в числе военных трофеев во время похода на Корсунь в 1363 г. А супруга Ольгерда — тверская княжна Иулиания Александровна подарила икону во вновь построенную церковь Живоначальной Троицы [1] . Но уже в 1431 г. икона находилась над Острыми Вратами. Версия Нарбутта не находит подтверждения в ряде крупных работ, посвященных истории чудотворных икон Богоматери. Так в одной из самых ранних книг, посвященных чудотворным иконам в Польше и Великом княжестве Литовском Войцеха Кояловича среди перечисленных икон, находящихся в ВКЛ, в том числе и Вильно, нет упоминания об Остробрамской иконе [2] . Нет сведений об иконе ни в первом издании 1659 г., ни во втором — 1672 г. книги Вильгельма Гумппенберга «Atlas Marianus…» Среди названных в книге виленских икон есть икона из костела св. Михаила, две иконы из костела св. Яна (Иоанна) и икона из униатской церкви св. Троицы. Русский исследователь-искусствовед Никодим Кондаков в своих книгах, посвященных иконографии Богоматери также не упоминает об Остробрамской иконе Богородицы.

Польский исследователь Мечислав Скрудлик поддержал гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 г. в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костела Тела Христова, написанной Поренбским [3] .

Читайте также:
Игоревская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

В 20-е годы XX в. получило распространение мнение, что изображение Остробрамской Девы Марии имеет сходство с королевой Речи Посполитой Барбарой Радзивилл (1520—1551).

Ряд исследователей, в том числе Юозас Юргинис склонны считать, что икона была написана в Вильно неизвестным итальянским художником XVI в. [4]

В 1990 г. в Варшаве была издана монография известной польской исследовательницы Марии Каламайской-Саид «Острая Брама в Вильно», в которой автор на основании письменных и печатных источников, иконографическом анализе выдвинула новую гипотезу, суть которой заключалось в том, что Остробрамская и Краковская иконы Девы Марии имели один первообраз, принадлежащий нидерландскому художнику Мартину де Вос. Рисунок Воса имел две графические — братьев Иеронима и Антония Верикс и Томаса де Лю. Автор сделала предположение, что художник, написавший икону Остробрамской Богоматери, пользовался гравюрой Томаса де Лю. По стилевым характеристикам икона могла быть написана в 1620—1630 гг. в Вильне. Каламайская-Саид считает образ Остробрамской Богоматери изображением Непорочной Девы Марии (Immaculaty), введенным в западноевропейское искусство во второй половине XVI в. [5]

История

Первое достоверное письменное упоминание об Остробрамской иконе содержится в «Хронике монастыря кармелитов босых в Вильно». Хроника говорит о торжественном переносе иконы в построенную в 1671 г. каплицу (часовню). Фундаторами каплицы были — Михаил Казимир Пац — великий гетман Литовский, Криштофор Пац — великий канцлер Литовский и Гилярий Полубинский — маршалок Великого княжества Литовского. Именно к этому году относится первое чудо, совершенное посредством иконы — спасение жизни ребенка. Второе чудо датируется 1702 годом.

Во время городского пожара 1711 г. деревянная каплица сгорела. Спасенная икона была помещена в кармелитский костел св. Терезы. В 1713—1715 гг. была построена новая каменная каплица, куда с торжественной процессией и была перенесена икона. Культ Остробрамской иконы Девы Марии получил более широкое развитие после того, как конце первой половины XVIII в. главным торжеством в Острой Браме стал праздник Опеки Пресвятой Девы Марии. В каплице регулярно, кроме католических месс, проводились богослужения по восточному обряду греко-католической церкви.

Первым печатным источником, в котором упоминался культ Остробрамской иконы была книга ксендза — иезуита Корсака, изданная в 1748 г. [6]

В 1799—1805 гг. оборонные стены Вильно, построенные в XVI в., были разобраны, однако культ Остробрамской иконы позволил сохранить Острую Браму, которая приобрела современный вид в 1828—1830 гг.

Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Разрешение на коронацию иконы было получено в 1927 во время визита архиепископа виленского Ромуальда Ялбжиховского в Рим. Торжественный акт коронации по декрету папы римского Пия XI (который в 1920 в качестве апостольского нунция служил святую мессу перед алтарём Остробрамской Божией Матери) был осуществлён 2 июля 1927 митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором под проливным дождём. После коронации в 1928 образ был помещён в часовне в специальном металлическом контейнере, предохраняющем его от пожаров и воров.

День памяти иконы — 27 апреля.

Остробрамская икона в искусстве и литературе

Культ иконы Богоматери в Острой Браме в Вильно, кроме живописи, нашел отражение в поэзии. К ней обращались известные поэты — Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля, Максим Богданович.

Очевидно, в середине XVIII в. были сложены специальные песни, которые пели верующие в каплице перед чудотворной иконой. Одной из первых песен, как считают исследователи Остробрамской поэзии, была песня «Obrona wielka miasta Gedymina», («Большая защита города Гедымина»), впервые опубликованная в 1756 г. в «Złoty altarik» («Золотой алтарик»).

Молитва иконе Божией Матери «Остробрамская»

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти.

Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи.

Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.

ВИЛЕНСКАЯ-ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Остробрамская икона Божией Матери (XVI – нач. XVII в.; в окладе). Вильнюс, Острые врата

Виленская Остробрамская икона Божией Матери или Островоротная, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию – Благовещенской.

Празднование 26 декабря, 14 апреля в день памяти трех литовских мучеников

Описание

Икона написана на двух сплоченных дубовых досках в 2.5 х 2 аршина, изображение поясное в натуральную величину. Пречистая Дева явлена в момент Благовещения, со сложенными крестообразно на груди руками. На лике Ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой Ее к ризе прикреплена двуярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи.

История

Православная святыня

Остробрамская икона Божией Матери (XVI – нач. XVII в.;без оклада). Вильнюс, Острые врата

О происхождении иконы существует несколько преданий. По наиболее широко принятому, она была привезена в Вильно из Херсонеса (Корсуни) великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов против татар и подарена им своей первой супруге Марии. Вторая его жена, Иулиания, передала её в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильно на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре князя Ольгерда – святые Антоний, Иоанн и Евстафий.

Другие два придания менее вероятны. Согласно одному, икона прислана Ольгерду византийским императором Иоанном Палеологом, когда последний узнал о принятии Ольгердом христианства. Согласно другому, икона чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года.

Во всяком случае, в 1431 году икона уже несомненно находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском, или Остром, конце города Вильны [1] и именовалась Корсунской. Ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских.

В апреле 1498 года в виду опасности от нашествия татар при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, названной «Острые ворота» (по-польски «Остра Брама»), на верху которой была устроена часовня. В эту часовню и была помещена Корсунская икона, снаружи (с южной стороны), ликом ко входящим в город. С этого времени прежнее название иконы стало постепенно заменяться новым: Островоротная или Остробрамская. Когда в 1495 году невеста великого князя литовского Александра, дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии, то эта икона привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта.

В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона с часовней, вместе со всеми постройками и предместьем поневоле отошел к униатам. Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 году была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан.

Во владении римо-католиков

Виленская Остробрамская икона Божией Матери

Около 1624 года у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезенский костел, но в 1744 году, с возобновлением часовни, снова помещена над воротами.

В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел до Рима, и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона.

В 1812 году икона была несколько повреждена французами. В 1829 году икона была подновлена в католическом духе, причем, по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь Богоматери: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». С закрытием в 1832 году Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства. Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте. Икона была покрыта золоченой ризой, а также множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые свидетельствовали об оказанных благодеяниях Богоматери человеческому роду. Под иконой был устроен латинский престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий. Икона одинаково почитается и православными и римо-католиками. По установившемуся в Вильне обычаю не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажали головы. Вокруг часовни всегда можено было видеть людей, среди которого многие стояли тут же, на улице, на коленях.

Современное почитание

В 2002 году в Киеве был основан единственный на то время храм в честь Виленской-Остробрамской иконы Божией Матери, где регулярно стали совершать молебны перед чтимым списком этого образа. Трудами настоятеля храма архимандрита Ионы (Радзивила) был составлен акафист Виленской-Остробрамской иконе Божией Матери, который был принят и одобрен Литургико-Богослужебной комиссией при Священном Синоде Украинской Церкви 25 марта 2010 года (опубликован на сайте Киевского Виленской-Остробрамского храма, http://ostrobram.prihod.ru/akafist )

Литература

  • Православная Богословская энциклопедия, т. 3, стб. 484-486.

Использованные материалы

  • Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, Москва: АНО «Православный журнал “Отдых христианина”», 2002, “Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Декабрь”:
    • http://sedmitza.ru/index.html?did=12050
  • Страница сайта Русское Православие:
    • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?8_3190
  • Страница сайта Киевской митрополии:
    • http://orthodox-church.kiev.ua/page11/news722

[1] Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: