Икона Дмитрия Донского: в чем помогают и о чем молится, значение и история

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Общество

1 июня — какой праздник: о чем молятся Дмитрию Донскому политики и чем ему обязана Москва

«Главред» узнал интересные факты из жизни великого князя.

1 июня отмечается День памяти благоверного великого князя Димитрия Донского.

Благодаря своему браку с княжной Евдокией — который называют образцом христианской семьи — Дмитрий Донской в православии считается покровителем брака.

Дмитрий Донской: что сделал

Чем же Дмитрий Донской заслужил себе звание святого? Если кратко, то житие Дмитрия Донского выглядит так.

Он был сыном князя Иоанна Красного и княгини Александры, родился (12) 20 октября 1350 года. В воспитании будущего князя принимал самое деятельное участие преподобный Сергий Радонежский. К слову, именно Сергий Радонежский впоследствии присоветовал князю Дмитрию выбрать в жены дочь суздальского князя Евдокию.

Димитрий вырос на рассказах о славных предках — Александре Невском, Данииле Московском и других князьях Руси.

Ключевым событием его биографии, несомненно, является Куликовская битва. Она произошла в сентябре 1380 года — в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Силы татар намного превосходили силы русичей. Однако князь Дмитрий был уверен, что с божьей помощью они победят. Сам он в сражении участвовал наравне с простыми ратниками.

Началась битва поединком монаха Александра Пересвета, который принял вызов на бой от татарского богатыря Челубея. Воины нанесли друг другу по удару в полную мощь и оба упали замертво.

Выиграть бой князю помог засадный полк под командованием воеводы Димитрия Боброка и князя Владимира Андреевича Храброго (использовать полк было идеей князя Дмитрия), а люди религиозные верят — что еще и помощь Ангелов, Архистратига Михаила, страстотерпцев Бориса и Глеба, а также княжеского покровителя Димитрия Солунского.

Так или иначе, татары бежали, бросив обозы. За эту победу великий князь Димитрий и стал именоваться Донским, так как битва произошла между реками Дон и Непрядва.

Контекст

Военная хитрость России: от Куликова поля до Крыма

Размышления в преддверии 630-летия Куликовской битвы

История на службе кремлевской геополитики

Золотая Орда

Умер князь Димитрий от тяжелой болезни в 1389 году. Он похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Канонизировали его в 1988 году.

Дмитрий Донской: дети

С Евдокией князь Дмитрий прожил в браке 22 года. У них было 8 сыновей (двое из которых умерли в раннем возрасте) и 4 дочери.

Дмитрий Донской: интересные факты

Как уже отмечалось, в православии Дмитрий Донской считается покровителем брака. Однако Евдокию он до брака и в глаза не видел — это был брак по расчету. В выборе супруги помогал Сергей Радонежский. Союз с Суздалем должен был помочь Москве укрепиться с нижегородской стороны. На момент брака ему было 16 лет, а невесте — всего 13 лет.

Многие считают, что своей необычайной гармонией этот брак во многом обязан кроткому нраву князя Дмитрия. Миролюбие он унаследовал от отца, прозванного за дипломатичный подход «Кротким». Впоследствии эту черту характера ему помогли развить и его наставники — митрополит Московский Алексий и игумен Сергий Радонежский.

Дмитрий Донской сделал Москву белокаменной: именно в период его правления был построен первый каменный Кремль.

Дмитрий Донской скончался молодым — ему не было и 39 лет — всего через несколько дней после рождения своего младшего сына.

Дмитрий Донской: лодка

С 2007 года на атомной подводной лодке «Дмитрий Донской», внесенной в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая в мире, открыта выставка музея-заповедника «Куликово поле».

Дмитрий Донской: о чем молятся

Перед иконой Дмитрия Донского православные просят о помощи в создании крепкой семьи. Также считается, что икона Дмитрия Донского помогает в защите дома от нежелательного вторжения.

Кроме того, Дмитрию Донскому молятся о:

• разрешении политических проблем;

• делах государственного устроения;

• для урегулирования военных конфликтов.

Дмитрий Донской: молитва

О, святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • Москва
  • московский Кремль
  • Непрядва
  • Дмитрий Донской
  • Сергий Радонежский
  • Александр Невский
  • Челубей
  • Куликовская битва
  • семья
  • покровитель
  • история
Читайте также:
Икона "Спас Благое Молчание": описание и значение, в чем помогает и как молиться

Лучшие

Все комментарии

liova01

Ретро Град

Kvazar

Alexxandro

Kvazar

Кольский лопарь

Kvazar

Кончита ПТУРС

Kvazar

vkolorade

Kvazar

Alexxandro

Alexxandro

Чайников

Iscander040575

Губернатор о.Борнео

Кончита ПТУРС

ok7108033

МужикКакойта

uzgen1974

kolik_1987

Serg.ham

armterr

kirov43

uzgen1974

в ответ ( Показать комментарий Скрыть комментарий)

Популярное

  • Популярное
  • Обсуждаемое

Американский телеведущий: мы должны быть на стороне России (The Daily Beast)

Поляки об обвинениях Моравецкого в адрес России: прощай, дешевый газ (WP)

На Западе признали: придется просить Россию о спасении (Forbes)

Newsweek Polska: Россия рухнет, как карточный домик, при одном условии

Жэньминь жибао: Россия приготовила для американцев настоящий ад

Американские конгрессмены просят Байдена ввести войска на Украину

Newsweek Polska: Россия рухнет, как карточный домик, при одном условии

Geopolitika.news: миру грозит дефицит продовольствия и голод

Американский телеведущий: мы должны быть на стороне России (The Daily Beast)

FP: необъяснимые действия России у границ Украины озадачили США

При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).
Использование переводов в коммерческих целях запрещено

Сетевое издание — Интернет-проект ИноСМИ.RU зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 57642
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Главный редактор: Дубосарский А.И.
Адрес электронной почты редакции: info@inosmi.ru
Телефон редакции: +7 495 645 66 01
Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Ошибка

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Здравствуйте, !

Здравствуйте, !

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Покровитель отцовства. Пять фактов о Дмитрии Донском

Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского

В 1359 году умер его отец, когда Дмитрию было 8 лет, и он стал Великим князем владимирским и московским. Святитель Але́ксий на долгое время фактически заменяет ему отца, до самой смерти в 1378 году.

9-летним мальчиком Димитрий отправился в Орду и получил от хана разрешение наследовать отцовское княжение. Димитрий Донской был воспитанником святителя Алексия Московского.

Как уже отмечалось, в православии Дмитрий Донской считается покровителем брака. Однако Евдокию он до брака и в глаза не видел — это был брак по расчету. В выборе супруги помогал Сергей Радонежский. Союз с Суздалем должен был помочь Москве укрепиться с нижегородской стороны. На момент брака ему было 16 лет, а невесте — всего 13 лет.

Многие считают, что своей необычайной гармонией этот брак во многом обязан кроткому нраву князя Дмитрия. Миролюбие он унаследовал от отца, прозванного за дипломатичный подход «Кротким». Впоследствии эту черту характера ему помогли развить и его наставники — митрополит Московский Алексий и игумен Сергий Радонежский.

На свою решающую историческую Куликовскую битву благоверный князь Димитрий получил благословение у великого святого Сергия Радонежского. Преподобный Сергий дал благоверному воину Димитрию в помощники своих монахов-схимников Алексея и Александра.

Куликовская битва была доблестно выиграна великим князем Димитрием. История русского воинства ещё не знала такой победы. Рядом с Куликовым полем течёт река Дон, поэтому и победителя битвы Димитрия стали называть Димитрий Донской.

Избранник Божий с младенчества воспитывался в добродетели и чистоте, впитывая атмосферу христианской морали. Никогда больше великий правитель не отступит от постулатов православия.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость": история, значения, в чем помогает и как молиться

Безграничное упование на Бога, строгие посты, молитвенные и духовные подвиги соединились с милосердием и благотворительностью, попечительством о своих подчинённых и русском народе.

В 1365 году в Москве случился великий Всесвятский пожар , названный так, потому что начался в церкви Всех Святых. За 2 часа огонь уничтожил Кремль, Посад, Загородье и Заречье. Кремль тогда был деревянный. Это привело к тому, что князь Дмитрий начал белокаменное строительство.

Дмитрий Донской скончался молодым — ему не было и 39 лет — всего через несколько дней после рождения своего младшего сына.

Кто благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Современники чествовали благоверного князя как бесстрашного и мудрого полководца. Сокрушительные победы над Ордой подарили надежду на избавление от многолетнего ига.

Но святой Дмитрий Донской ни одно дело не начинал без напутствия Божия. И потому, отправляясь на решительный бой Куликовский, он берёт благословение у преподобного Сергия Радонежского. Старец увещевал сохранять мужество, уповать на Бога и тогда Господь дарует успех.

Подкреплённый поддержкой святого и его иноков воинов, князь обещает в честь победы над монголами выстроить монастырь во имя Пресвятой Богородицы. В это же время происходит чудо. Обретение нетленных мощей Александра Невского, прадеда святого князя, явилось достоверным свидетельством помощи Божией.

В честь сокрушительного разгрома монголов истинного сына церкви нарекли Донским.

Почему Дмитрий Донской причислен к лику святых

До конца своих дней он сражался за Родину, канонизирован в 1988 году как защитник веры и Отечества. Положил начало избавлению земли православной от иноверцев.

1380 год праздник Рождества Богородицы — великое множество православных воинов полегло на Куликовом поле. Оплакивая павших ратников, великий князь ещё больше воспрял мыслью объединения Отчизны. К чему и стремился, невзирая на преграды и опасности, значительно расширив территорию Московского княжества.

Дальновидный и храбрый властитель заключил союз с суздальской княжной Евдокией, перетянув Великий Новгород под эгиду Москвы. В благочестивом единении родилось 12 детей. Своей христианской семьёй являл символ богобоязненного брака.

В историю народа взошёл как деятельный храмостроитель. Им была установлена Дмитриевская Родительская Суббота, как дань бойцам, не вернувшимся с поля.

Итоги правления благоверного князя Дмитрия Донского

За своё 30-летнее правление Дмитрий Донской сумел стать собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю») и признанным главой антиордынской политики на Руси. Дмитрий также добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя.

При нем были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), которые прикрывали подступы к центру Москвы. Дмитрий впервые в русской военной истории ввел взамен старого принципа комплектации войска новый (территориальный) принцип формирования. При Дмитрии Донском в Москве была введена чеканка серебряной монеты – ранее, чем в других русских княжествах и землях.

Особенности иконографии

Ранние изображения князя встречаются в основном в житийных образах других прославленных подвижников того периода: преподобных Сергия Радонежского и Димитрия Прилуцкого. Единоличные изображения до канонизации полководца мало известны.

Интересный факт

Значительная часть сюжетных композиций святого связана с его прославлением как героя Куликовской битвы. Подобные образы либо изображают непосредственно сцены сражения, либо подчеркивают исключительное благочестие князя, благодаря которому он одержал победу: моленияв Успенском соборе и у гробницы святителя Петра, его беседа со святителем Киприаном, посещение преподобного Сергия Радонежского и тому подобное.

В конце XIX в. появился еще один сюжет в иконографии святого. В основе его лежало предание о явлении в 1380 г. Дмитрию Донскому в с. Угреша иконы св. Николая Чудотворца. В дальнейшем по заказу Николо-Угрешского монастыря создавались многочисленные образки-миниатюры с изображением этого чудесного события в качестве реликвий для паломников.

Иконы с изображением Димитрия Донского

Московская иконопись 15 столетия обновилась появлением нового образа, им стал князь Московский Донской. Первые изображения князя в лике святого относят к временам митрополита Московского Алексия, в клеймах с изображением которого можно найти и картины встречи Патриарха и князя Донского.

На иконах святителя Алексия Московский князь стоит в благочестивом поклоне, над его головой еще нет нимба, митрополит благословляет его крестом.

На иконе Дмитрия Донского часто изображают на фоне храмов и держащим на руке храм. Значение этого фона говорит о том, что святой князь Димитрий прилагал значительные усилия для получения свободы от Константинополя для Русской Православной Церкви. При его правлении было построено множество храмов и монастырей. Они являются действенной духовной защитой границ Отечества от внешних врагов и в настоящее время.

На иконах великого князя Димитрия Донского мы видим меч, он имеет два смысла:

  • воинское предназначение — для поражения врагов Отечества;
  • духовный — в спасении христианской веры через силу псалмов и молитв у икон.

На иконе с шестнадцатью клеммами начала 16 века мы видим встречу Дмитрия Иоанновича с преподобным Дмитрием Прилуцким.

В 1980 году при реставрации собора Благовещения в Московском Кремле было восстановлено изображение князя, стоящего в молитвенном поклоне, около него изображен сын Василий. По византийской традиции, на созданном в 1509 году образ Димитрия Донского имеет нимб.

Читайте также:
Иконы для беременных: какие иконы помогают и оберегают женщин

Иконописные подлинники 18-20 веков представляют князя с седыми курчавыми волосами, с бородой, одетого в княжеские одежды, его изображения рассказывают историю жизни святого. Великий Димитрий изображается на святых образах Куликовской битвы, при битве с Мамаевским войском и других картинах.

На заметку! В 1988 году Православная Церковь канонизировала князя, и тогда же были созданы первые святые образа святого.

На иконах Димитрий одет в княжескую шубу, цвет которой варьирует от синего до красного, то представлен, как воин, сжимающий рукоятку меча.

Написанные святые образа великого защитника Отечества позволяют представить прижизненный облик воина, который вошел в мировую историю, как волевой правитель и благоверный князь, который всеми силами стремился объединить русские земли и защитить родной край. Современные иконописцы расширили свое восприятие образа славного рыцаря, защитника земли русской, изображая святой лик на фоне соборов.

Значение святого лика

Икона князя Димитрия Донского — христианская святыня, помогающая в дни испытаний и духовных потрясений, прославляет подвиг святого, положившего жизнь на защиту родного края.


Икона святого князя Дмитрия Донского

Дань памяти великого князю Московскому Димитрию Донскому православные христиане воздают 1 июня.

  • Он правил во второй половине 14 столетия, то было время междоусобных войн и постоянных набегов золотой Орды.
  • Непобедимый военачальник, прекрасный стратег решил навсегда изгнать с русских земель ненавистного хана Мамая и вошел в историю Руси, как победитель в Куликовской битве.
  • Пытаясь прекратить кровопролития внутри страны, князь часто обращался за помощью к молитвенникам и Богу, возводя при этом храмы, напоминающие крепости.

Глубокая вера, милосердие и благочестие — основные черты характера святого, молитвы у иконы которого приносят помощь в просимом перед ними.

В чем помогает святой образ

Обращаясь в молитвах к иконе Дмитрия Донского, христиане чаще всего уверены в том, что светлый лик:

  • станет защитой не только для семьи, но и для страны, поэтому к ней обращаются во время выборов;
  • может уберечь от раздоров, ссор, избежать конфликтов в семье и на рабочем месте;
  • поможет выстоять в страстях и сохранить супружескую верность;
  • убережет от ошибок и поможет продвинуться по карьерной лестнице;
  • завоевать уважение и любовь близких.

Икона святого Дмитрия будет полезна для людей, занимающих посты управления самого высокого государственного значения, дипломатов, политиков. В жизни князь Димитрий, несмотря на статус полководца и суровое военное время, проявлял великодушие, милосердие и хорошее отношение к подчинённым.

Перед иконой Дмитрия Донского молятся не только о масштабных глобальных вопросах. Его просят о помощи в создании крепкой христианской семьи. Личная супружеская жизнь святого Димитрия была примером для подражания. Своим детям он завещал глубокое почитание их матери. Ещё икона Дмитрия Донского помогает в наше неспокойное время в защите дома от нежелательного вторжения.

Молитва

О, святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2

Подвиги твоими, святе Димитрие, страну нашу Бог сохрани, Давый тебе непобедимую. И ныне, предстателю крепкий, соблюдай молитвами святыми град твой Москву невредим от всех навет вражиих.

Молитва иконе

О святая святая Божья, праведный Димитрий! Сражаясь добрым делом на земле, ты — венец праведности на небесах, который Господь приготовил для всех любящих Его. Все же, глядя на ваш святой образ, мы радуемся славному концу вашего жилища и чтим вашу святую память. Но вы, стоя перед Престолом Божьим, принимаете наши молитвы и приносите их Милосердному Богу, прости нам все грехи и помоги нам восстать против уловок дьявола и освободиться от боли, болезней, бед и несчастий и всего остального злые, благочестивые и справедливые мы будем жить в настоящем вечно и будем прославлены вашим заступничеством, если вы недостойны Эсмы, узри добро на земле живых, прославляя Единого в своих святых прославленных Бога, Отца и Сына и Святой Дух сейчас и в веках веков. Аминь.

День памяти Дмитрия Донского

Святой Димитрий умер 1 июня 1389 года , и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля, рядом с гробницами его отца, деда, прадеда. Кончина его на 41-м году жизни поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил народ русский. По преданию, на отпевании среди многочисленного духовенства находился покро­витель, молитвенник, старец великого князя, преподобный Сергий Радонежский.

Читайте также:
Икона «Волоколамская»: в чем помогает и о чем молятся, история, описание и значение

Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован в 1988 году как святой благовер­ный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних.

Икона князя Дмитрия Донского

Благоверный Московский князь Дмитрий Донской своими подвигами и благочестием заслужил память потомков и канонизирован в лике святых. Как Сам Бог помогал князю вершить богоугодные дела во имя Спасителя, так и ныне молитвы около святого образа Димитрия Донского помогают христианам.

Значение иконы «Благоверный князь Димитрий Донской»

На иконе Дмитрия Донского часто изображают на фоне храмов и держащим на руке храм. Значение этого фона говорит о том, что святой князь Димитрий прилагал значительные усилия для получения свободы от Константинополя для Русской Православной Церкви. При его правлении было построено множество храмов и монастырей. Они являются действенной духовной защитой границ Отечества от внешних врагов и в настоящее время.

По просьбе великого князя Димитрия в храмах постоянно служились панихиды в память о погибших воинах. Благоверный князь Димитрий стал учредителем новых традиций в истории церковного устава. Это поминальная Димитриевская суббота и ещё одно чудо — событие, связанное с обретением мощей прославленного святого воина Александра Невского.

Мощи Александра Невского хранятся в Успенском Владимирском соборе, и в ночь перед битвой князя Димитрия с монголами, служители храма увидели, как из алтаря вышли два старца, одетые в облачения митрополитов. Они подошли к гробнице Александра Невского и сказали: «Восстань Александре, будь скор на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». Князь Александр Невский восстал и видение исчезло.

Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского

Появление на свет в столице 1350 года предопределённо свыше. В девятилетнем возрасте, лишившись отца, обретает духовную поддержку митрополита Москвы Алексия.

Избранник Божий с младенчества воспитывался в добродетели и чистоте, впитывая атмосферу христианской морали. Никогда больше великий правитель не отступит от постулатов православия.

Безграничное упование на Бога, строгие посты, молитвенные и духовные подвиги соединились с милосердием и благотворительностью, попечительством о своих подчинённых и русском народе.

Куликовская битва (1380)

Куликовская битва — сражение между русским войском во главе с московским князем Дмитрием Донским и армией темника Золотой Орды Мамая, состоялась года на территории Куликова поля между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча (Тульская область), на площади около 10 км².

Московский князь Дмитрий, готовясь к решительной борьбе, известил всех русских князей о нависшей опасности и призвал их объединить усилия для отражения врага. Кроме князя Тверского, непримиримого врага Москвы, а также князя Рязанского, который вступил в тайные отношения с Мамаем, все русские князья и все русские земли выразили готовность участвовать в предстоящей борьбе русского народа с татарами.

Борьбу с врагом возглавило Московское великое княжество. Сбор всех военных сил был назначен в Коломне. Русские люди, конные и пешие, разными путями стекались к Москве. Ополчение состояло из князей, бояр, духовенства, купцов, ремесленников и вооруженных холопов, то есть из всех слоев населения. Конница по численности не уступала пехоте. В ее состав уже входили отдельные ударные соединения тяжелой кавалерии — «кованая рать».

Московское войско состояло из 20—25 тысяч человек. Из других княжеств пришло свыше 30 тысяч ратников. Позже к ним присоединились псковские и брянские дружины. По разным причинам не было полков смоленских, нижегородских, новгородских и рязанских. Мобилизация сил Московского и других княжеств дала возможность князю Дмитрию создать небывалую до того русскую рать (по некоторым оценкам, 60-90 тысяч человек).

На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и проведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин (в сравнении с войском мамаевым, в котором было около 100-150 тыс.человек).

А. Кившенко. Прп. Сергий Радонежский благословляет св. бл. великого кн. Димитрия Донского на Куликовскую битву

Преподобный вознес молитвы к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух Троицких схимников – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

Рыженков. Пересвет

Перед сражением святой Димитрий горячо молился Богу и обратился к воинам, сказав: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово…».

Читайте также:
Икона Христос Пантократор: история и значение, как молиться и в чем помогает

Битва произошла на Куликовом поле, между реками Доном и Непрядвой, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, года. Перед выступлением русских против татар были открыты во Владимире мощи святого благоверного князя Александра Невского. Димитрий Иоаннович узнал об этом еще до битвы и был укреплен незримой помощью от своего великого предка.

Битва началась поединком монаха Александра Пересвета, который принял вызов на бой татарского богатыря Челубея. Воины сшиблись и упали замертво.

В. Васнецов. Поединок Пересвета с Челубеем

Великий князь участвовал в сражении наравне с простыми ратниками. Сбылось предсказание преподобного Сергия: Господь не оставил русское воинство. Многие видели над Куликовым полем Ангелов, Архистратига Михаила, страстотерпцев Бориса и Глеба, княжеского покровителя Димитрия Солунского.

Куликовская битва

Вступление в сражение засадного русского полка под командованием воеводы Димитрия Боброка и князя Владимира Андреевича Храброго решило исход битвы. Татары бежали, побросав обозы. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50 километров преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны.

Политические результаты победы на Куликовом поле трудно переоценить. Куликовская битва явилась первым шагом к освобождению русских земель от ордынской зависимости. И хотя Московская Русь вследствие битвы освободилась от ордынского ига лишь на 2 года, Куликовская битва привела к ментальному объединению Руси и положила начало формированию великорусской нации – если на Куликово поле шли, будучи москвитянами, владимирцами, можайцами, серпуховчанами и новгородцы, то возвращались оттуда русскими.

За эту победу великий князь Димитрий стал именоваться Донским. В благодарность Богу и Пресвятой Богородице святой Димитрий устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Тогда же в Троицкой обители святой князь начал всенародное поминовение убиенных воинов (так возникла Димитриевская родительская суббота).

Кончина и почитание

Перед смертью великий князь составил духовное завещание, заповедав своим детям чтить их мать – великую княгиню Евдокию (в иночестве Евфросинья; † года; причислена к лику святых), а боярам жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь.

Умирая, Дмитрий Донской передал великое княжение Василию I, своему старшему сыну, без согласования с ханом Золотой Орды

Святой Димитрий умер года, и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля, рядом с гробницами его отца, деда, прадеда. Кончина его на 41-м году жизни поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил народ русский. По преданию, на отпевании среди многочисленного духовенства находился покро­витель, молитвенник, старец великого князя, преподобный Сергий Радонежский.

Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован в 1988 году как святой благовер­ный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних.

Иконы с изображением Димитрия Донского

Московская иконопись 15 столетия обновилась появлением нового образа, им стал князь Московский Донской. Первые изображения князя в лике святого относят к временам митрополита Московского Алексия, в клеймах с изображением которого можно найти и картины встречи Патриарха и князя Донского.

На иконах святителя Алексия Московский князь стоит в благочестивом поклоне, над его головой еще нет нимба, митрополит благословляет его крестом.

Благословение князя Дмитрия Донского

На иконе с шестнадцатью клеммами начала 16 века мы видим встречу Дмитрия Иоанновича с преподобным Дмитрием Прилуцким.

В 1980 году при реставрации собора Благовещения в Московском Кремле было восстановлено изображение князя, стоящего в молитвенном поклоне, около него изображен сын Василий. По византийской традиции, на созданном в 1509 году образ Димитрия Донского имеет нимб.

Иконописные подлинники 18-20 веков представляют князя с седыми курчавыми волосами, с бородой, одетого в княжеские одежды, его изображения рассказывают историю жизни святого. Великий Димитрий изображается на святых образах Куликовской битвы, при битве с Мамаевским войском и других картинах.

На заметку! В 1988 году Православная Церковь канонизировала князя, и тогда же были созданы первые святые образа святого.

На иконах Димитрий одет в княжескую шубу, цвет которой варьирует от синего до красного, то представлен, как воин, сжимающий рукоятку меча.

Написанные святые образа великого защитника Отечества позволяют представить прижизненный облик воина, который вошел в мировую историю, как волевой правитель и благоверный князь, который всеми силами стремился объединить русские земли и защитить родной край.

На иконах великого князя Димитрия Донского мы видим меч, он имеет два смысла:

  • воинское предназначение — для поражения врагов Отечества;
  • духовный — в спасении христианской веры через силу псалмов и молитв у икон.

Святой благоверный князь Дмитрий Донской

Современные иконописцы расширили свое восприятие образа славного рыцаря, защитника земли русской, изображая святой лик на фоне соборов.

Читайте также:
Икона князя Владимира: описание и история, значение, в чем помогает и чем молятся

Девпетерувская икона Божией Матери

Девпетерувская икона Божией Матери явилась в 1392 году на Русской земле. Списки образа были распространены в различных вариантах. Существует предположение, что Девпетерувская икона названа была так из-за ошибочного прочтения Днепрской (Днепровской) иконы.

Днепрская икона известна в сохранившихся старообрядческих списках с конца XVIII века и представляет собой извод Корсунской иконы Божией Матери. Это оплечное изображение Богоматери с Богомладенцем иконографического типа «Умиление».

Совершенно противоположное мнение утверждает, что Днепрская (Днепровская) икона была названа ошибочно, когда изготавливали список с Девпетерувского образа, надпись на котором была традиционно написана сокращенно.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что либо изначально существовали две совершенно разные иконы по одним названием «Девпетерувская», либо оплечный образ когда-то был назван ошибочно, и впоследствии за Девпетерувским образом закрепилась именно такая иконография.

Подлинный список с Девпетерувской иконы, по мнению священника Иоанна Бухарева, составителя книги «Сердец наших утешение. 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Молитвы о благодатной помощи в нуждах и немощах», находится в селе Батюшкове, в церкви святителя Николая Чудотворца Московской губернии Дмитровского уезда.

По сведениям очевидцев, небольшой по размерам образ, украшенный богатой ризой, помещался у левого клироса в киоте. В 30-х годах ХХ века храм ограбили, икону нашли неподалеку без оклада, омыли и поместили в алтаре храма. Священник каждый день выносил ее и возлагал на аналой.

В 1939 году храм закрыли, церковное имущество разграбили. Судьба иконы с того времени неизвестна. Не сохранилось даже сведений о точных размерах образа и особенностях иконографии. В 1997 году храм возвратили Русской Православной Церкви.

Через 2 года иконописец В. Харламов, по заказу одного облагодетельствованного почитателя Девпетерувской иконы, написал новый образ, переданный в Никольскую церковь. За основу был взят образец XIX века, широко известный в составе Свода чудотворных икон Божией Матери.

Иконография: На иконе Младенец Христос представлен в рост стоящим с правой стороны на коленях Богородицы. Правой рукой Она придерживает Богомладенца за плечо, левая — в молении. Эта икона Пресвятой Богородицы относится к иконографическому типу Одигитрия.

Младенец Христос облачен в длинный скрывающий ножки хитон. Девпетерувская икона Божией Матери помещена в киот с западной стороны северного столпа. Каждую субботу перед ней совершается молебен с акафистом Пресвятой Богородице.

В тамбовском Спасо-Преображенском кафедральном соборе, который является первым каменным храмом Тамбова и старейшим храмом Тамбовской области, у гробницы святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Размер образа 41,5х36 см.

Этот образ был келейной иконой святого Питирима, он относится к иконографическому типу Умиление. Божия Матерь и Богомладенец изображены огрудно. На иконе нет благословляющего жеста Младенца Христа. Он не держит в руке свиток, характерный для многих Богородичных икон.

Движение кистей рук Богомладенца направлено к Лику Богородицы, что символизирует Боговоплощение и попечение Бога о земном. Иконы иконографического типа Умиление (Елеуса) олицетворяют безусловную любовь, нежность и умиление. На иконах этого типа Богомладенец обычно изображается прижавшимся к щеке Богоматери, что символизирует соединение небесного мира и мира земного.

В настоящее время икона находится в специально созданном для нее металлическом киоте с орнаментированными полями. На обороте выгравирована надпись: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.». Икона украшена плетеным венком.

На аналое в центральной части Преображенского собора, близ мощей святителя Питирима, помещена еще одна икона, также называемая Тамбовской Девпетерувской. Она писана на деревянной доске, однако ее датировка невозможна из-за обильных прописей конца ХХ века. Несмотря на близость изводов, эта икона не является списком с образа святителя Питирима.

Чудотворения: Прославилась Девпетерувская икона Божией Матери святителя Питирима в 1833 году. Одна женщина муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, после долгих слезных молитв о помощи ко Господу, увидела во сне неизвестного старца.

Старец посоветовал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить пред ней молебен. Женщина, не медля, выполнила повеление старца, молебен на следующий день отслужили. Вскоре муж ее был оправдан и вернулся домой.

В настоящее время список Девпетерувской иконы Божией Матери постоянно лежит на аналое слева от мощей святителя Питирима в Тамбовском Преображенском кафедральном соборе.

Сама же икона выносится на поклонение верующих в большие праздники при службе архиерейским чином. Считается, что этот образ и есть келейная икона святителя Питирима, чудом сохранившаяся до наших дней.

Молитвенная традиция: Перед Девпетерувской иконой Божией Матери молятся об избавлении от душевных и телесных страданий. По свидетельствам очевидцев, молитвы Пресвятой Богородице пред Ея чудотворным Девпетерувским образом помогают даже тогда, когда отчаяние и неверие во спасение от невзгод берут верх.

Девпетерувской иконе молятся об исцелении болезней, связанных с поражением иммунной системы, при поражениях опорно-двигательного аппарата, при нарушениях обмена веществ и гормональных проблемах.

Празднование: 29 февраля / 13 марта.

Читайте также:
Икона Александра Свирского: история, значения, в чем помогает и как молиться

Тропарь

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Молитва
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честные дары, Тебе единой прикладные, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сыны Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистые Крови Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущия. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас недостойных рабех Твоих, иже избавитися нам от всякого совета лукаваго и от всякого обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольского. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Девпетерувская»

О появлении образа иконы Божией Матери Девпетерувской в истории русского православия существует несколько противоречивых версий. По одной из них Девпетерувская икона возникла по причине неверного прочтения текста Днепрской иконы Богоматери, вследствие чего и саму икону, и списки с нее стали именоваться Девпетерувскими.

Согласно другой версии название иконы «Днепрской» принято считать ошибочным, так как надпись, нанесенная на икону в сокращенном виде, была прочитана неправильно. В действительности этот образ Божией матери отличает совершенно иная иконография, если сравнить икону со многими другими изображениями Богородицы.

История святого лика

Первое упоминание иконы Божьей Матери Девпетерувской относится к 1392 году, о чем свидетельствует самый древний список данного образа, находящийся в небольшой церкви села Батракова Московской губернии. В этой сельской церкви Девпетерувская икона в богатом окладе размещалась рядом с левым клиросом до 30-х годов 20 века, когда случилось ограбление храма, во время которого был убит сторож и украдена старинная икона.

Как оказалось позже, святой образ Богоматери Девпетерувской был найден недалеко от церкви, но уже без оклада, видимо, ставшего первопричиной кражи. Икона, как только ее привели в порядок, была вновь помещена на алтарь. По прошествии 9 лет, храм, как и многие другие по всей стране, был закрыт, а все имущество церкви разграблено.

В том числе пропал и этот редкий образ Божией Матери.

На заметку! С тех пор о судьбе иконы Божьей Матери Девпетерувской ничего не известно, не сохранились также и сведения о типе иконографии и размерах иконописного образа.

Значение иконы

Значение иконы Божьей Матери Девпетерувской можно проследить через тот тип иконографии, к которому она относится. Речь идет о типе иконографии «Елеуса», олицетворяющем безусловную любовь, нежность и умиление. На иконах такого типа младенец Иисус обычно изображается прижавшимся к щеке Божией Матери, что символизирует соединение небесного мира и мира земного.

Читайте о других иконах Богородицы:

В чем помогает

К иконе Божией Матери Девпетерувской обращаются верующие с самыми разными просьбами. По свидетельствам очевидцев молитвы, обращенные к сему чудотворному образу, помогают даже тогда, когда отчаяние и неверие во спасение от невзгод берут верх над состоянием человека.

Существует также мнение, что лик Богоматери Девпетерувской помогает при следующих заболеваниях:

  • болезни, связанные с поражением иммунной системы;
  • разного рода поражения опорно-двигательного аппарата;
  • нарушение обмена веществ и гормональные проблемы.

На заметку! С молитвой к этому редкому образу Пресвятой Богородицы можно обращаться и в случае духовных и душевных недугов, тогда, когда есть потребность в том, чтобы был оправдан оклеветанный человек или дурная молва о нем перестала распространяться.

Чудеса

С Девпетерувским образом Божией матери связана одна чудесная история, происшедшая в 1833 году. С мужем прихожанки храма, где в то время находилась икона, случилась беда — по ложному обвинению он угодил в тюрьму. Жена его, зная, что в миру защиты искать не у кого, не желала мириться с такой тяжелой участью любимого супруга и много времени проводила в молитвах к Господу.

Через некоторое время ей приснился сон, в котором незнакомый ей старик советовал поскорее направиться в церковь, к чудотворному образу Девпетерувской Богоматери, чтобы склонить пред ним голову в молитве. Женщина наутро отправилась в храм и, сделав то, что советовал старец, отправилась домой. По прошествии нескольких дней муж вернулся домой, объяснив, что предъявленные ему обвинения посчитали ложными.

Описание иконы

Икона Девпетерувской Божией матери представляет собой оплечное изображение Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Взгляд младенца устремлен на мать, в то время как у нее взгляд более отвлеченный, устремленный далеко вперед и наполненный печалью, ведь Богоматерь знает, на какие муки ею был рожден этот младенец.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Донская": история, значение и чем помогает, молитвы и акафисты пред иконой

В православии Божья Матерь в иносказательном плане выступает символом церкви, поэтому икона с изображением Богоматери олицетворяет также отношения между Богом и человеком, наполненные любовью и пониманием.

Молитвы ко Пресвятой Богородицы:

  • Молитва Богородице о помощи в работе и делах
  • Молитва Пресвятой Богородице о замужестве
  • Молитвы Пресвятой Богородице о здравии

Следует знать, что из типа иконографии «Елеуса» наиболее известная не Девпетерувская, а Владимирская икона Божией Матери, по образу которой предположительно и писался лик Девпетерувской Божией Матери.

Где находится

Несмотря на то, что подлинный образ Девпетерувской Божией матери был утерян, сохранились некоторые списки с этой чудотворной иконы.

Один из них, наиболее известный, находится в городе Тамбове, в Преображенском кафедральном соборе, рядом с иконой расположена гробница святителя Питирима, чьей келейной иконой являлся при жизни этот образ Богородицы.

ДЕВПЕТУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

[Девпетерувская, Девпетерусская] (празд. 29 февр.), чудотворный образ «Умиление», явленный в 1392 г.; происхождение названия и подробности явления иконы неизвестны. Архиеп. Сергий (Спасский) упоминает икону в ряду местночтимых в России образов (Т. 2. Ч. 3. Указатель 3. С. 659).

Один из ранних списков Д. и. находился в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Батюшкове Дмитровского у. Московской губ., известной с XVI в. В 1666 г. был построен каменный 3-престольный храм с шатровой колокольней. По сведениям очевидцев, небольшого размера украшенный богатой ризой образ помещался у левого клироса в киоте.

В 30-х гг. XX в. в церковь, убив сторожа, проникли грабители и выкрали икону. Ее нашли близ храмового дома без оклада, омыли и поместили в алтаре храма. Священник ежедневно выносил икону и возлагал на аналой. В 1939 г. храм закрыли, церковное имущество разграбили, судьба иконы с того времени неизвестна, сведения об особенностях иконографии и точные размеры не сохранились.

В 1997 г. храм возвратили РПЦ. Через 2 года иконописец В. Харламов по заказу человека, искавшего помощи от Д. и., написал новый образ, переданный в Никольскую ц. За его основу был взят образец XIX в., широко известный в составе гравированных или живописных изображений Свода чудотворных икон Божией Матери, где Младенец Христос представлен в рост стоящим с правой стороны на коленях Богородицы, правой рукой Она придерживает Христа за плечо, левая – в молении. Христос прильнул к щеке Богородицы и, как на Владимирской иконе Божией Матери, обнимает Ее, охватывая левой ручкой шею, а правой касаясь мафория. Он облачен в длинный, скрывающий ножки хитон. Лики написаны по подобию Владимирской иконы Божией Матери. Икона помещена в киот с зап. стороны сев. столпа. Каждую субботу перед ней совершается молебен с Акафистом Пресв. Богородице.

В 2002 г. иконописцем О. Гундеевой для местного ряда иконостаса (слева от царских врат) был создан еще один образ той же иконографии, отличающийся лишь положением ручек Богомладенца: левая, охватывающая шею Богоматери, не видна из-под мафория. Икона дополнена 17 клеймами с изображением Акафиста Божией Матери. В клеймах с иллюстрациями проимия «Взбранной Воеводе», где представлены служба иконе Божией Матери с литией (1-е клеймо) и 24-й икос «О, Всепетая Мати» с изображением поклонения иконе (17-е клеймо), в центр помещена Д. и. Отдельными сюжетами для 2 клейм стали чудеса от Д. и. В 16-м клейме изображена история исцеления в 2001 г. отрока Василия по молитвам матери перед Д. и. в храме в Батюшкове: Богородица с лентием в руках стоит перед больничным ложем отрока, за оградой, на 2-м плане,- храм. В 15-м клейме представлена история обретения Девпетуровской-Тамбовской иконы, однако вместо тамбовской святыни, извод к-рой отличается от Д. и. из Батюшкова, показан тот же образ, что и в среднике.

Одной из ранних сохранившихся Д. и. является икона XVI в. под серебряным окладом (27,4×21 см), датированным 1769 г., поступившая в ГТГ в 1971 г. по завещанию внучки П. М. Третьякова М. Н. Гриценко; история этой иконы в настоящее время не выявлена.

Девпетуровская-Тамбовская икона

считается одним из списков Д. и. (празд. 29 февр. и 28 июля – в день памяти св. Питирима, еп. Тамбовского). Согласно преданию, зафиксированному в публикациях XIX в., этот образ называется фамильной святыней («благословение») свт. Питирима (†1698). Икона находилась в доме святителя в период его пребывания на Тамбовской кафедре, «после же смерти и погребения в нижнем соборе поставлена была где-то на другом месте» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). Образ прославился в 1833 г., когда в сонном видении некой женщине, чей муж по ложному обвинению был заключен в тюрьму, явился старец (по варианту 1913 г. приводится чудо явления иконы женщине, получившей от нее исцеление, см.: Там же). Он велел отыскать келейную икону святителя в Спасо-Преображенском соборе Тамбова (начало строительства в 1694) и отслужить перед ней молебен. Икона была найдена (по одной из версий, в соборе женщине показали 2 иконы, свт. Питирима и образ Богоматери, в к-ром она признала икону, указанную старцем, см.: Снессорева . С. 111), ее омыли, отслужили перед ней молебен; муж женщины вскоре был оправдан. Икона была поставлена «на южной стене против того места, где покоится Преосвященнейший Питирим» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). Согласно описи Спасо-Преображенского собора за 1920 г. (копия – Арх. Тамбовской епархии. Б. н. Л. 9), образ помещался над гробницей свт. Питирима, рядом со Смоленской иконой Божией Матери.

Читайте также:
Икона Пресвятой Богородицы «Премудрость Божия София»: история, значение, в чем помогает и как молиться

После закрытия собора в 1929 г. (возвращен РПЦ в 1993) в нем разместился краеведческий музей. Из его запасников в 1988 г. была передана Девпетуровская-Тамбовская икона. В наст. время она находится в Спасо-Преображенском соборе на горнем месте в алтаре и выносится для поклонения при службе архиерейским чином.

Иконография образа отличается от Д. и. из Батюшкова: Богоматерь и Младенец представлены оглавно, левая ручка Богомладенца раскрыта ладонью вовне вверх и едва не касается подбородка Богоматери. Икона написана на тонкой доске, размер с заправленными тканью широкими полями 41,5×36 см. В нижней левой части средника имеется след ожога, на правой щеке и шее Богоматери небольшие вздутия красочного слоя, возможно также являющиеся следствием ожога. По нижнему полю средника идет надпись: .

Описания иконы XIX-ХХ вв. указывают на древнее происхождение иконы. Так, в 1913 г. сообщалось, что в соборе, «на южной стене Дефтерувския Божия Матери, иконописной работы, небольшого формата. Колорит свеж и почти нисколько не потемнел. Судя по очерку полууставных литер подписи и кольцеобразной чеканной работе, надобно полагать, что икона Дефтерувския Божия Матери написана и украшена ризой или в конце XV, или в начале XVI в.» (Там же). Находящийся ныне в Спасо-Преображенском соборе образ по стилистическим признакам можно отнести к нач.- 1-й трети XIX в.: традиционные приемы иконописания соблюдены лишь формально, живопись в целом выполнена в академическом стиле. Драгоценный убор иконы не сохранился, известно, что она была «обложена серебряными позлащенными листами с кольцеобразной на них чеканкой» (Там же), серебряные венцы были дополнены эмалевыми вставками ( Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993. С. 100-101). На наличие оклада указывают следы гвоздей по контуру мафория Богоматери и небольшой фрагмент желтого металла, покрытый ромбовидным орнаментом, в левом нижнем углу средника.

В 1913 г. для образа была создана рама-икона «при возобновлении нижнего собора. в симметрию св. икон иконостасов, вставлена в средину иконы, окружена ликами святых, украшенными серебряною чеканною ризою» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). опись Спасо-Преображенского собора за 1920 г. подтверждает, что икона «древнего письма. вставлена в другую, на которой вверху изображена Св. Троица, а внизу херувимы» (Л. 9) (местонахождение неизв.).

В наст. время икона находится в специально созданном для нее металлическом киоте с орнаментированными полями, на обороте выгравирована надпись ( . 1862 го. октебря 27 дня. Д. С.), икона украшена плетеным венком.

Трижды во время визитов в Тамбов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в день памяти свт. Питирима в 1993, 1998 и 2002) мощи свт. Питирима и Девпетуровская-Тамбовская икона обносились крестным ходом вокруг Спасо-Преображенского собора. В 2005 г. в честь Девпетуровской-Тамбовской иконы Божией Матери была освящена домовая церковь при городской тюрьме.

На аналое в центральной части Спасо-Преображенского собора, близ мощей свт. Питирима, помещена еще одна икона, также называемая «Девпетуровская-Тамбовская». Она писана на старой доске, однако ее датировка невозможна из-за обильных прописей кон. XX в. Несмотря на близость изводов этой иконы и чудотворного образа, свиток в левой ручке Богомладенца – один из определяющих признаков иконографии Днепрской иконы Божией Матери, т. о., эта икона не является списком с иконы свт. Питирима.

Оснований для смешения Д. и. с Днепрской иконой, объясняемого, в частности, упрощением наименования «Девпетуровская» «в народном быту» ( Красилин. С. 395), нет как с т. зр. иконографии, где прототипом Днепрской иконы является Корсунская икона Божией Матери с типичным для этой иконы изображением рук Богомладенца и Его Матери, так и с т. зр. истории почитания икон.

Редкие и необычные иконы

Здесь будут размещаться изображения редких икон. Возможно, краткое описание.

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 942
  • |Видео 36
  • |Мероприятия 0

ДЕВПЕТЕРУВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Девпетерувская икона Божией Матери

Явление святой иконы Девпетерувской произошло 29 февраля 1392 г. Ее древний список чтился в Николаевской церкви в селе Батюшкове Дмитровского уезда Московской губернии. Матерь Божия изображена со стоящим Младенцем Иисусом, правая рука Ее покоится на плече Сына. После закрытия и разграбления храма в 1937 году икона исчезла. Не сохранились и исторические сведения, связанные с этим образом Богородицы. Первые службы в разрушенном до руин храме с. Батюшково начались в 1997 году.

Один из наиболее чтимых чудотворных списков Девпетерувского образа находился в Тамбовском Преображенском кафедральном соборе над гробницей свт. Питирима (келейная икона владыки). «Икона Девпетерувской Божией Матери, или Божией Матери Питиримовской, была постоянной свидетельницей всех подвигов святителя. Пред ней протекла вся его чистая, светлая, угодная Богу жизнь, пред ней возносились его искренние, пламенные, денные и нощные моления. . Это была самая заветная святыня для святителя, ни с чем несравнимая для него драгоценность, которую он мог завещать только тому, кто ближе всех был к его сердцу. По преданию, Девпетерувская икона Божией Матери была дана ему родителями на благословение и никогда не расставалась с ним ни во время пребывания его в обители, ни во время его управления Тамбовской паствой. . Готовясь оставить мир, святитель завещал свою драгоценность любимому им соборному храму, где всякий чтитель его памяти и всякий член его паствы мог возносить свои моления пред ней. По преданию, икона Девпетерувской Божией Матери, никогда не расстававшаяся в жизни со святителем, по смерти его сопутствовала его телу, вынесенному в соборный храм, где и осталась, по завещанию святителя, с его телом, погребенным в соборе. Она сохранилась во всей целости и неприкосновенности и сначала стояла около гробницы святителя, но после, когда отделан был верхний храм, неизвестно когда и кем и по какому случаю перенесена была в верхний собор и поставлена на горнем месте. Какая бы ни была причина удаления иконы от мощей святителя, только перенесение это. послужило поводом к прославлению и к возобновлению несомненного о ней предания. Чудесное знамение от иконы Девпетерувской последовало в половине 1832 года. По несправедливому оклеветанию один из Тамбовских граждан попал в острог и готовился уже к ссылке в Сибирь. Жена несчастного мужа, не имея надежды на человеческую помощь, возложила все свое упование на Господа и на Царицу Небесную и молила о благодатной защите и помощи. Святитель Питирим в виде благолепного и благоговейного старца явился во сне скорбной женщине и, утешая ее небесной помощью, велел отыскать ей в соборе икону Девпетерувской Божией Матери и отслужить пред нею молебен. За тем прибавил: «По молитвам небесной Заступницы муж твой будет оправдан и избавится от наказания». Женщина исполнила приказание явившегося, и муж ее действительно был признан невинным и выпущен из острога. После того в благодарность муж и жена поставили себе за долг сходить в собор и отслужить молебен Девпетерувской Божией Матери. В ночь опять явился святитель женщине и сказал ей, что икона эта принадлежит святителю Питириму, была прежде у него в его доме, собственно в его молельне, и по смерти вместе с его телом, по его распоряжению, принесена была в собор. Когда муж и жена явились в собор, . они обстоятельно рассказали как о чуде, с ними совершившемся, так и о чудных явлениях благолепного старца, в котором, по портрету святителя над его гробницей, они узнали епископа Питирима. После этого решили более приличным чудную икону Девпетерувской Божией Матери взять из верхнего храма и поставить в нижнем собственно при гробнице святителя. Таким образом, по особой воле Царицы Небесной, чудная Ее икона опять явилась при святителе. Она стоит в головах гробницы. Прибегающие с молитвой о помощи к святителю, беря масло из его лампады для мазания больных, с особою верою прибегают и к чудной иконе Царицы Небесной. Девпетерувская икона Божией Матери празднуется в один день с самим святителем 28 июля (10 августа). Икона Девпетерувской Божией Матери – редкой кисти. Божественная Матерь с какой-то небесною улыбкой смотрит на Божественнаго Сына, весело и спокойно лежащего на Ее руках. Колорит красок необыкновенно свеж и почти не потемнел нисколько. Размер иконы не велик, она обложена серебряными, позлащенными листами, только с кольцеобразной на них чеканкой, придающей особую красоту отделке. По очерку полууставных литер подписи и кольцеобразной чеканной работе полагают, что икона Девпетерувской Божией Матери написана и украшена ризою в конце XV-ro или в начале XVI-ro столетия. Если вывод справедлив, то можно полагать, что эта была фамильная икона, перешедшая к святителю по наследству от благочестивых его предков». (Н. Молчанов «Жизнеописание святителя Питирима, епископа Тамбовского», г. Тамбов, 1914 год).

Читайте также:
Икона «Спас в силах»: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Милостью Божией чудотворный келейный образ владыки Питирима сохранился и сейчас снова пребывает в Тамбовском Спасо-Преображенском соборе. В большие праздники при службе архиерейским чином он выносится для поклонения верующих. А на аналое слева от мощей свт. Питирима находится список Девпетерувской иконы конца XIX – н

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: