Икона Григория: в чем помогает и о чем молятся, история, описание и значение

Икона Григория Богослова: раскрываем все нюансы

Христианские ученые, богословы, миссионеры и простые христиане молятся у иконы Григория Великого о том, чтобы Бог даровал им силу проповедовать и нести слово Божье в массы. Икона Григория Богослова — святой христианский образ архиепископа, учителя, святителя, посвятившего жизнь защите христианства и его распространению на земле.

Роль Григория Богослова в христианстве

Отец Церкви Григорий Богослов, воспитанный на христианских традициях, был другом и однодумом святителя Василия Великого, одно время общался с Юлианом, ставшим императором, отступником и ярым гонителем христианства.

Святитель Григорий Богослов

  • В возрасте 26 лет Григорий принимает крещение, много времени проводит в Пустыни Василия Великого, но по просьбе престарелого отца возвращается домой и рукополагается в сан пресвитера.
  • Служение в качестве священника не приносит удовлетворения святителю. Он постоянно уединяется в Пустынь для исследования Писания и общения с Богом. Там он создает свои уникальные рукописи, не утратившие актуальности и в 21 столетии.
  • Его проповеди собирают тысячи христиан.
  • Рукоположенный в сан архиепископа Константинополя Григорий Великий ведет ярую борьбу с арианами, защищая основы православной веры, за что терпит преследования и гонения.
  • Будучи архиепископом Константинополя, он отказывается от кафедры и удаляется в пустынное место для написания своих бессмертных посланий миру.

Важно! Вселенская Церковь оценила богословские послания Григория, и нарекла святителя Григория Богословом Великим.

Обладая даром познавать глубину Божьих посланий и умением донести их в истине широким массам, архиепископ Григорий стал автором поэтических посланий, которые и поныне используются в Литургиях.

История иконы

С детства Григорий посвятил свою жизнь Церкви и вере, полностью отдав себя Господу. Он был смиренен, добр, щедр и благосклонен ко всем людям, несмотря на свое знатное происхождение. Он верно служил Богу, помогал нищим, способствовал созданию новых храмов, вел проповеди. Святитель является автором божественной литургии, которая ведется в каждом православном храме по всему миру.

Благодаря святому Григорию многие люди открыли свои сердца Господу, Православие»>приняв православную веру. Он никогда не совершал зла, всегда вставал на сторону людей и пытался помочь им в любой беде. Он наставлял на путь истинный и просвещал народ христианский. Его любили как при жизни, так и после смерти. Григорий совершил немало поистине добрых и праведных дел, чем заслужил уважение людей даже после своей кончины. Святителю посвящено множество икон, которые обладают чудотворной силой.

Описание святого образа

Образ святителя Григория вначале появился на иконах рядом с другими святыми, такими, как икона четырех Григориев, написанная в начале 9 столетия. Единичный погрудный образ является редким памятником иконографии, относящийся к византийскому периоду.

Однотонная охристая фелонь и черные кресты на белом омофоне — отличительные черты этой иконы. По предположению историков, первым храмом, в котором был написан святой лик Григория Великого, стала Успенская церковь, расположенная недалеко от Новгорода Великого.

  • Начиная с начала десятого века образ святителя присутствует на многих минейных циклах.
  • В отличие от русских икон, на них богословский учитель и поэт изображается лысым, с длинной бородой, греки, описывая иконы святого, говорят о кудрявом старце, у которого короткая борода.
  • По традиции иконографии святой Григорий Великий на святых образах одет в богослужебное облачение, одна рука его поднята для благословения, в другой святитель держит Евангелие или крест.
  • По отрешенному выражению лица, на котором не отображается чувственность и какие-либо эмоции, можно судить о высоком даре посвящения Господу.
  • Его облик наполняет благоговением и спокойствием. Строгое лицо святителя выполнено в нежных тонах, подчеркивая мягкость и теплоту характера Богослова.

Икона святителя Григория Богослова

  • Одежды архиепископа ниспадают прямыми и широкими складками, являясь символами полноты и порядка духовной энергии.
  • При написании святого лика Григория Богослова использовались природные краски с добавлением минералов, полудрагоценных камней и охры, что создает особое ощущение объемности и воздушности.
  • На заметку! Святой образ святителя Григория украшает многие храмы России. Поклониться иконе святого Богослова можно в церкви Святой Троицы в Москве, в соборе Успения Богородицы во Владимире и Санкт-Петербургском соборе Трех Святителей.

    Часто в храмах можно встретить образ святителя Григория на иконе Трех святых, где рядом с ним изображается Василий Великий и Иоанн Златоуст.

    Где находится образ Григория Богослова

    В чем помогает икона Григория Богослова

    Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности.
    Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона святителя Григория помогает наладить молитвенную связь со святым заступником. Имея перед собой зрительный образ Григория Богослова, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.

    Перед иконой Григория Богослова молятся:

    — Об укреплении истинной веры, обращению в неё иноверцев и тех, кто поддался еретическим заблуждениям, то есть сектантов, раскольников.
    — О помощи в устроение земных дел
    — Об исцелении телесных и духовных немощей.

    Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи святого Григория! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.

    Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.

    Читайте также:
    Икона Параскевы Пятницы: где находится и в чем помогает, история и описание, значение

    Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святой Григорий услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!

    Описание иконы святого Григория

    Святыня заключает в себе образ чудотворца, обычно в поясном изображении. Он облачен в богатые одеяния архиепископа, в левой руке держит Священное Писание, а другой рукой указывает на него, давая понять, что это единственный источник, где заключено Слово Божие.

    На некоторых иконах святитель изображается вместе с двумя другими, не менее прославленными, Учителями Церкви: Василием Великим и Иоанном Златоустом.

    О чем молятся перед иконой святого Григория

    Перед чудесной иконой Григория Богослова христиане молятся обо всем, что тревожит их жизни, но в особенности:

    • об укреплении веры;
    • об указании на путь истинный;
    • о помощи в молитвах к Господу;
    • об исцелении души грешной;
    • о помощи в новых начинаниях.

    Также Григорий Богослов помогает людям, занимающимся строительством, и тем, кто переезжает жить на новое место.

    Дни празднования

    Днем почитания великого святого официально считается 7 февраля. В этот день большое количество христиан посещает храмы, где проводится служба в честь памяти Учителя Церкви и исполняется написанная им божественная литургия. Люди молятся перед чудотворной иконой святителя о помощи и поддержке.

    Молитва перед иконой

    Не обязательно читать нарочно заученную молитву перед иконой святого Григория. Достаточно просто попросить о помощи, произнося слова от чистого сердца, и обязательно поблагодарить Чудотворца за Его поддержку. Молитва может звучать так:

    «О, величайший Учитель, Отец Церкви, признанный Святитель Григорий. Защити наши души от страданий, убереги от бед и несчастий. Отгони врагов от домов наших и не дай горю охватить наши сердца. Наставь на путь истинный и стань нашим защитником. Да прославим мы имя Твое и почитать Тебя никогда не перестанем. Да будет на все воля Господа. Аминь. Аминь. Аминь».

    Григорий Богослов является одним из святейших и почитаемых людей не только в православии, но и во всей христианской вере. Он поистине великий человек, который до конца своей жизни был предан Господу. Его иконы обладают чудотворной силой, способной помочь в любой беде, но лишь тем, кто по-настоящему верит в ее силу и чудеснейшие способности. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

    Киккская икона Божией Матери

    Чудотворная икона Богоматери, названная в честь горы Киккос, помогает людям исцелить самые тяжелые недуги. Обратившись …

    Иверская икона Божией Матери: описание, значение, молитвы

    Святой образ Иверской Богородицы известен каждому православному христианину. Чудеса, совершенные иконой, сохранились в преданиях и …

    Икона «Отечество»

    Икона «Отечество» — самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства …

    22 декабря: молитвы в день иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

    В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон …

    Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская

    (Празднование 28 июля / 10 августа)

    Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная.

    Свт. Григорий Палама

    Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!…

    Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы.

    Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской.

    Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

    После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков.

    В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

    Читайте также:
    Икона Пресвятой Богородицы «Премудрость Божия София»: история, значение, в чем помогает и как молиться

    Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

    В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь.

    В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

    Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было вновь явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 года. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен, сперва в Москву – 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

    Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен – Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его наполеоновские «двунадесять языков» и даже попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили). В 1922 году Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав его насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных. Еще в 1925 году на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына Владимира, великого русского философа). В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году ее здания передали Государственному историческому музею.

    Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм, с тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним из списков Одигитрии. Возрождение самой обители началось в 1994 г., когда в Новодевичий вернулись инокини во главе с игуменьей Серафимой (Черной) – внучкой святителя-мученика Серафима (Чичагова), скончавшейся в 1999 году; ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева).

    …Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1 августа 1941 г. вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба начнет проясняться — подобно тому, как происходит с другой пропавшей было в ту войну чудотворной, Тихвинской.

    Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею и обтянута холстом; Пречистая изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы – это фронтальное положение Младенца; очень небольшой поворот Богоматери в Его сторону Младенца; Ее чуть голова склоненная голова; характерное положение рук.

    Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»:

    Читайте также:
    Икона Божией Матери "Млекопитательница": история, значения, в чем помогает и как молиться

    Тропарь, глас 4

    К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

    Кондак, глас 6

    Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

    Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери

    Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

    Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.

    Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности

    Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

    Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия

    Идея образа Одигитрии

    Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

    Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

    Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

    Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

    Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

    Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

    Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.

    Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

    Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля

    Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

    Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва

    История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»

    Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

    Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

    Читайте также:
    Икона Даниила Московского: история и значение, в чем помогает и как молиться

    Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

    В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике», гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

    В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

    Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

    В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

    Собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. 1524-1525 г. Москва

    В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

    В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

    Список Смоленской иконы сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, он датируется XV веком. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI в. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

    Иконы

    Дионисий. Богоматерь Одигитрия. Из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. 1482 г. ГТГ, Москва

    Дионисий (?). Богоматерь Одигитрия с Троицей и избранными святыми. Конец XV в. ГТГ, Москва

    Богоматерь Одигитрия Смоленская. Ярославль. 1564 г. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей.

    Смоленская икона. Палех. XVII в. Государственный музей палехского искусства, Палех

    Богоматерь Одигитрия Смоленская. 2-я половина XIX в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва

    Смоленская икона над могилой М.И. Кутузова в Казанском соборе, Спб.

    1 Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 6.

    Вы прочитали статью Смоленская икона Божией Матери — Одигитрия. Мы предлагаем Вам ознакомиться со следующими материалами:

    Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия-Смоленская»

    На Руси давно известна икона святой Божией матери «Одигитрия» Смоленская. Необычное название, непривычное русскому уху греческое «Одигитрия» означает «Путеводительница».

    Смоленская икона Божией Матери и вправду является путеводительницей для любого православного человека, которая приведет его к истинному Господу, стоит только помолиться ей от чистого сердца. «Одигитрия» имеет богатую историю и очень известна в кругах православной церкви.

    Образ и композиционные особенности святого образа

    Основной богословской идеей для образа стала тема пришествия Христа, который стал воплощением самого Господа на Земле, ради спасения каждой человеческой души. На доске изображена Божия Матерь, которая держит в своих руках Христа-ребёнка. Хрупкий малыш — это воплощение Небесного Царя, который грядет судить этот мир и каждого человека.

    Характерной особенностью этого изображения является уникальное расположение руки Божией Матери — она подняла свою правую руку как б указывает людям на Христа, говоря Кому им следует поклоняться и молиться. Так же его можно трактовать как личное обращение Богоматери к Иисусу.

    Исследователь Кондаков утверждал, что данный образ является самым древним из всех, что дошли до современной церкви. Изначально он был известен в Палестине, а после VI века широко расходиться и становится известным по всей Византии и Востоку.

    Читайте также:
    Икона Успения Божией Матери: история, значения, в чем помогает и как молиться

    Композиция иконографии весьма занимательна:

    1. Все персонажи изображены фронтально так, что их лица не касаются друг друга. Они как бы отстранены;
    2. Молящийся может четко рассмотреть лицо Иисуса и Его Матери;
    3. Лицо Богородицы слегка склонено к ребенку;
    4. Правая рука поднята на уровень груди, где замерла, в молитвенном жесте;
    5. Иисус располагается на руках;
    6. Правая рука Христа благословляет, а в левой находится пергамент (в некоторых вариациях он держит вместо свистка книгу);
    7. Царица Небесная изображена по пояс, однако в мире есть варианты доски, где она изображена в полный рост или же наоборот только по плечи;
    8. На некоторых подобных иконах Младенец располагается с правой стороны.

    Точных сведений как именно Смоленская икона Божией Матери попала на территорию Руси нет, однако со времен ее появления доску чтили и считали драгоценной святыней все члены православной церкви. Мало кто из православных не знал это изображение и не молился ему.

    История образа

    Автором доски, по церковному преданию, является апостол Лука, чье евангелие можно найти в Новом Завете. Доска была обнаружена и перевезена в Константинополь из Палестины в 5 веке в составе иных святынь императрицей Евдокией, чей муж был император Феодосий Младший.

    По сохранившимся источникам можно вычислить, что доска изначально хранилась в женском монастыре Одигон, а на пасхальные дни перемещалась в императорский дворец. Монастырь уже в то время славился чудесами и был назван Одигоном или «Путеводителем», а позже и святыня, хранившаяся в нем, стала называться «Одигитрией».

    Важно! Название «Одигитрия» прекрасно подходит доске не только по месту ее первоначального хранения, но и в духовном смысле, ведь Богоматерь — это путеводительница всех людей к Господу, которая наставляет на истинный пусть и сохраняет от врагов. Этот портрет стал одним из главных в Константинополе — именно его поднимали на городские стены при осаде, защищая город от врагов.

    Многие историки подтверждают, что именно данная доска стала главной в крестном ходе. Известно и чудо, произошедшее во время этого хода: по записям Стефана Новгородского, который был паломником в Константинополе, картину Богоматери носили по улицам и площадям, но чудо было в том, что тяжелое изображение в красивой деревянной раме, весившей не менее 10-20 кг носил всего один человек на протяжении всего хода, длившегося около 4-6 часов. Это ли не чудо?

    Еще о чудесах в православии:

    В 11 веке Богоматерь Одигитрия попадает на территорию Руси в составе приданного, которое император Константин дал за свою дочь Анну во время венчания с князем Всеволодом. Когда Всеволод умер, его сын Владимир Мономах, наказал заложить в Смоленске храм Успения Богородицы, где и расположили святое наследство. После этого, лик стал защитником города. Первое знаменательное чудо произошло в 1239 году во время осады его воинством хана Батыя. Воин Меркурий долго молился Одигитрии и получил откровение — сразиться с врагом в одиночку. По свидетельству многих монголов, во время боя Меркурия с ним были ангелы и сама Богоматерь, которые сражались вместе с ним. Монголы бежали, в ужасе от увиденного, а Меркурий погиб там и стал одним из святых православной Церкви.

    Где можно увидеть икону

    В начале XV века икона Богоматери Одигитрии была перемещена в Москву. Точной причины неизвестно, но существует три версии этого события:

    1. Династический брак литовской княжны и князя Московского;
    2. Наследство последнего князя Юрия Святославовича, который был изгнан Витовтом и забрал все с собой;
    3. В составе награбленного Юргой, когда тот покинул князя Свидригайла и поехал служить московскому князю Василию Васильевичу.

    Во время пребывания в Москве со святого лика были написаны несколько копий. В 1456 году оригинальное изображение вернулось в Смоленск, после того как московский князь Василий Темный вернул ее в качестве будущего воссоединения двух городов. При этом копия была написана и оставлена в Москве в Благовещенском соборе. На копии младенец Христос располагается вертикально, причем исследователи склонны думать, что так изображали Иисус и на оригинальном византийском образе. Позже Смоленскую Божью Матерь привозили в Москву несколько раз для совершения молитвы.

    Особо знаменателен был день Бородинской битвы, когда в крестном ходе москвичей были собраны множество святых ликов, в том числе и Смоленский. На время войны с французами лик был передан на хранение в город Ярославль, для сбережения и защиты.

    Важно! В 1941 году Одигитрия, которую привезли из Византии, была утрачена, подозревается, что она была украдена. Копия изображения сейчас хранится в Оружейной палате, куда оно попало из построенного в 1523 году Новодевичьего монастыря. Сделали это из соображений безопасности, ведь рама доски отделана богатым золотым окладом и ризой из жемчуга.

    В чем помогает Одигитрия

    Смоленская Богоматерь часто переезжала, размещаясь то в храмах Москвы, то в соборах Ярославля, и только в 1655 году ее вернули в Смоленск, где и сегодня можно поклониться, и помолится ей, права уже не оригинальному изображению, а копии. Изначально святое изображение размещалось в Константинополе, который был много раз спасен именно ею. Ведь именно перед Одигитрией множество верующих молилось о мире в городе и о прекращении военных действий. Она хранила сначала Византию, а теперь и Россию, защищая ее от военных действий, разрушительных природных явлений и страшных эпидемий.

    О чем молятся православные христиане перед этим образом? Они верят, что лик:

    • защитит родную землю от военных действий и кровопролития;
    • защитит тех, кто находится в армии и на фронте;
    • убережет от болезней и эпидемий;
    • защитит каждую семью;
    • будет покровительствовать семейным людям.

    О чем еще можно молиться Богородице:

    Этот образ олицетворяет символ защиты от бед и символ здравия. Иконе молятся о спасении семьи, о защите близких и родных, о тех, кто находится вдалеке от родного дома. Просят защиты Богоматери и те, кто отправляются в путешествие или командировку. Матеря просят о защите детей, а дети о здравии родителей.

    В какие дни лучше молиться лику

    Православные верят, что образ принесет гармонию и мир в дом, если хранить эту икону там. Смоленская икона может помочь уладить конфликты и сгладить неприязнь врагов. Для семейного благополучия очень важно хранить эту икону дома.

    Читайте также:
    Икона Божией Матери "Касперовская": история, значение, в чем помогает и как молиться

    Но самая главная задача иконы Смоленской Богоматери — это направить к спасению человечество и отдельные души. Все, жаждущие Бога, найдут Его тут. Больные могут просить у Божьей Матери исцеления, и они его получат, могут просить здравия своей душе, и оно прибудет с ними.

    Это происходит трижды в год:

    • 10 августа — эта дата соблюдается ежегодно с 1525 года, когда в этот день лик был перемещен из Кремля в Новодевичий монастырь;
    • 18 ноября — после победы над Наполеоном в 1812 году эта дата также ежегодно празднуется православными верующими;
    • 7 декабря — жители Смоленска решили отмечать этот праздник как день освобождения от татаро-монгольского ига.

    Важно! В эти дни в Смоленской обители Пресвятой Богородице читается акафист Смоленской Божьей Матери, где ей может помолится каждый верующий словами молитвы и акафиста.

    СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «ОДИГИТРИЯ»

    Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

    По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала Одигитрию в Константинополь сестре императора царице Пульхерии , которая поставила святую икону во Влахернском храме.

    На Русь образ попал в 1046 году . Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская .

    Успенский собор (Смоленск)

    История Смоленской иконы Божией Матери

    В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.

    Следуя повелению Богородицы, самоотверженный православный воин Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Затем в неравном бою с захватчиками он сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе. Вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых (память 24 ноября), местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV – XVI веками. Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.

    Сандалии святого мученника Меркурия – одна из святынь кафедрального собора Смоленска

    В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына Дмитрия Донского великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.

    Благовещенский собор (Московский Кремль)

    В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы).

    В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь . Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное Церковью.

    Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве

    Однако и москвичи не остались без святыни – в Москве остались две копии чудотвоной иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая – “мера в меру” – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 – каменная.

    Читайте также:
    Икона Богородицы «Троеручица»: история, значение и в чем помогает

    Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года . 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.

    Молебен перед Бородинским сражением

    26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.

    После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.

    В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения , которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери – первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска. Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения – место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно.

    Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.

    Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы.

    Списки с иконы

    Существует много чтимых списков с чудотворной Смоленской Одигитрии. Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными (всего более 30) – Игрецкая Песочинская, Югская, Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре, Костромская, Кирилло-Белозерская, Святогорская, Соловецкая и др.. Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.

    Иконография

    Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.

    Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его – «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом – «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

    Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.

    Значение иконы

    Святая икона Божией Матери Одигитрии – одна из главных святынь Русской Церкви (наряду с Владимирской и Казанской).

    Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела – Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды – рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.

    Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: “Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, Ты – Смоленская Похвала и всея земли Российския – утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!”

    Празднование

    Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа , установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.

    Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

    24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.

    Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

    Тропарь, глас 4
    К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

    Кондак, глас 6
    Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

    Ин Кондак, глас 6
    Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

    Молитва
    О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога на­шего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас греш­ных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголю­щих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печа­ли, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодея­нием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царст­вия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасе­ния нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

    Молитва вторая
    К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? При­клони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Гос­поже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога мо­его, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и со­причти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

    Документальный фильм «Искатели. СЛЕД ОДИГИТРИИ» (2014)

    Успенский собор – одно из самых внушительных зданий Смоленска. Именно здесь со дня постройки храма хранилась знаменитая икона Смоленской Божией Матери – древняя Одигитрия. Она, по преданию не раз спасавшая город и считавшаяся чудотворной, пропала в годы второй мировой войны. Существует достаточно много версий относительно судьбы Одигитрии. Многие исследователи склоняются к тому, что легендарный образ до сих пор существует, а, значит, имеет смысл его искать!

    Читайте также:
    Икона святого Николая Чудотворца: история, значения, в чем помогает и как молиться

    Икона Божией Матери “Одигитрия-Смоленская”. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

    Название иконы «Одигитрия-Смоленская» переводится, как Путеводительница. Это одна из наиболее почитаемых святынь в православных храмах. Молитвы возле образа отличаются особой силой и даруют страждущим утешение.

    История названия

    Чудотворный образ «Одигитрия Смоленская» на Руси известен с давних времен. Существует три версии происхождения ее названия. Одна из них гласит о том, что для всех верующих Богоматерь является путеводительницей, которая ведет к желаемому спасению. С этим фактом очень сложно поспорить.

    Фото 1. Святыня с первых дней ее появления на русской земле стала почитаемой.

    Если верить церковными сказаниям, «Одигитрия» была создана святым Лукой в период земной жизни Божией Матери. Икону он написал по желанию Феофила (правителя Антиохии). Для него же Лука создал писание о земной жизни Христа, которое сейчас называют Евангелием от Луки. Икона была возвращена в Иерусалим после ухода Феофила. В 5 веке Евдокия отправила святой образ в Константинополь своей сестре Пульхерии. Получив «Одигитрию», царица выставила ее во Влахернском храме. В 1946 году святыня попала на русскую землю.

    История

    Смоленская икона оказалась на Руси в середине 11 столетия. Греческий император решил выдать свою дочку за русского князя. Иконой Константин IХ благословил Анну на замужество с Всеволодом (сыном Ярослава Мудрого). После кончины Всеволода его сын Владимир перевез лик в Смоленск, где начали строительство церкви Успения Богородицы. В этом храме позднее и разместили икону.

    По преданию в 1239 году на Смоленск наступали войска хана Батыя. Город был спасен заступничеством Божией Матери от разорения. Среди воинов нашелся один, который решил сразиться с врагами. Его звали Меркурием. Во время молитвы у образа Богоматери ему был знак выйти к недругу. В бою воину помогали силы свыше. Противники бежали в ужасе и бросали оружие, гонимые неведомыми силами. Сам же Меркурий пал в бою, после чего был причислен к лику святых.

    Примерно в 14 или 15 веке «Одигитрия» была перевезена в Москву из Смоленска, который был захвачен Литовским княжеством. Почитаемую святыню отправили в Благовещенский собор, где ее разместили справа от царских ворот.

    Существует три версии относительно того, каким образ оказался в Москве. Одна из них говорит о том, что перемещение лика было связано с династическим браком. Предположительно литовский князь Витовит мог отдать святыню дочери Софье, которая была супругой московского князя Василия Дмитриевича. Женщина была в Смоленске в 1398 году. При встрече с отцом она получила много образов греческого письма.

    Фото 2. Образ имеет очень давнюю историю, которая тесно связана с выдающимися событиями на Руси.

    По другой версии Юрия Святославовича (последнего князя) в 1404 году изгнали из Смоленска, поэтому он был вынужден отправиться в Москву. С собой с другими образами он привез «Одигитрию» .

    Согласно третьей версии, некий Юрга, когда уезжал от литовского князя в Москву к Василию Васильевичу, по дороге он успел захватить смоленские святыни. С прочими вещами он захватил и святыню, которую потом передал князю в Москве в виде подарка.

    В 1456 году епископ Мисаи из Смоленска приехал в столицу с просьбой от смоляней вернуть лик на родину. Московский правитель решил удовлетворить просьбу людей. В этом шаге он узрел возможность успешного воссоединения со Смоленском, а потому решил вернуть святыню. Предварительно с иконы была сделана точная копия, которая была оставлена в Москве в Благовещенском храме. Оригинал образа вынесли крестным ходом из Кремля и пронесли его до Девичьего поля, которое находилось у начала старой Смоленской дороги. После молебна образ отпустили на родину.

    Читайте также:
    Икона Святой Троицы: история, значение, в чем помогает и как молиться, где вешать и от чего оберегает

    На списке иконы в руках младенца находится свиток, расположенный вертикально. По мнению исследователей, эта же особенность была и на «Одигитрии», прибывшей из Константинополя.

    В 1514 году войска князя Василия ІІІ сумели завоевать родной Смоленск. На память о данном событии князь решил основать Новодевичий монастырь неподалёку от того места, где когда-то люди распрощались с иконой. Копия, находившаяся в Благовещенском, храме была перевезена в обитель 1525 году.

    А в 1927 году икона из-за ее богатейшего жемчужного оклада была передана в оружейную палату.

    Фото 3. К сожалению, первая икона, прибывшая в страну из Константинополя, исчезла бесследно.

    В 1602 году самом Смоленске с чудотворной святыни был сделана точная копия, хранившаяся одной из башен крепости над воротами. Немного позднее для образа обустроили церковь. Повторно Смоленская икона побывала в Москве в 1666 году. В столицу ее привозили для обновления потемневшей живописи.

    В 1812 году в период нашествия французской армии образ был вывезен из города епископом Иринеем. Он доставил икону в Москву, где горожане смогли е увидеть в Успенском соборе.

    Перед Бородинской битвой москвичи крестным ходом прошлись по районам города с иконами, среди которых была и Смоленская. В дальнейшем «Одигитрию» перевезли в Ярославль, где она хранилась до конца Великой Отечественной войны. Позднее лик вновь вернули в Смоленск. Что касается образа, который находился в Успенском соборе, то его до 1941 года почитали, как настоящий, привезенный из Константинополя. На самом деле древний лик во время войны бесследно исчез.

    Список образа «Одигитрии» сохранился в Кремле города Москвы в стенах Благовещенского собора. Копия датирована 15 веком. Еще один список 16 века находится в Смоленском соборе при Новодевичьем монастыре. А вот копия, побывавшая на Бородинском сражении, размещена над захоронением Кутузова на территории Казанского храма в Санкт-Петербурге.

    Описание иконы

    Основой мыслью создания лика является пришествие на землю Христа, ставшего воплощением Бога. На холсте изображена Богоматерь с ребенком на руках. Особенностью лика является необычное изображение рук Богоматери. Ее правая кисть немного приподнята и показывает на Иисуса. Божия Матерь словно указывает людям, кому они должны поклоняться и молиться. Также изображение на лике трактуют, как обращение Девы Марии к Иисусу. Исследователи полагают, что данное изображение самое древние из тех, что дошли дор современников. Изначально он появился в Палестине, а в 6 столетии постепенно распространился по другим странам.

    Фото 4. Специалисты лишь могут гадать о том, каким образом константинопольская икона оказалась на Руси.

    Композиция иконы очень интересная:

    • Персонажи на лике изображены фронтально таким образом, что их лица нее соприкасаются.
    • Любой человек может рассмотреть лицо Божией Матери и Иисуса.
    • Голова Богородицы немного склонена к ребенку.
    • Правая рука находится на уровне груди.
    • Иисус находится на материнских руках.
    • В левой руке Иисуса находится свиток, а правой он благословляет верующих.
    • Божия Матерь нарисована по пояс, но в храмах можно отыскать варианты, когда фигура выполнена в полный рост или только по плечи.
    • На некоторых списках младенец находится по правую руку.

    И по сей день нет точных фактов о том, каким образом Смоленская икона оказалась на Руси. Но очень быстро она обрела всеобщую любовь. Ее издавна очень почитали.

    Значение образа

    «Одигитрия» – это одна из наиболее известных и почитаемых святынь в русских храмах. Со Смоленским образом связаны потрясающие исторические события. Во время путешествий иконы по западным русским регионам она стала участницей важнейших исторических событий в истории страны. Ни одно важное событие не обходилось без участия «Одигитрии». «Путеводительница» защищала западные границы страны от вторжения врагов, которые не раз пытались установить собственное влияние на русской земле. Даже временное отступление под натиском врагов было стратегическим планом, а не согласием сдаться и терпеть чужаков на своей земле. Совместные молитвы смолян и москвичей давали неповторимый результат. Недруг рано или поздно отступал. Интересен тот факт, что «Одигитрия» всегда возвращалась на родину, в Смоленск.

    Празднование

    Почитание Смоленской иконы происходит три раза в год. 28 августа празднуют день образа. Эта дата была выбрана в 1525 году. Ее выбор был связан с перевозкой иконы из Московского Кремля в храм при Новодевичьем монастыре, который был построен в знак благодарности возвращения смоленских земель Руси.

    Повторно празднование происходит 5 ноября в честь одержания победы в Отечественной войне 1812 года. А 24 ноября является днем памяти о победе смоленских жителей над армией хана Батыя.

    В чем помогает

    Смоленский образ помогает абсолютно всем людям, которые к нему обращаются с просьбами о выздоровлении, о семейном благополучии, о разрешении непростых ситуаций.

    Перед образом просят о том, чтобы Богородица защитила:

    • Родные земли от кровопролитий.
    • Города и семьи болезней.
    • Людей, которые служат в войсках.
    • Семьи.

    «Одигитрия» является покровительницей каждой семьи. Семейные люди находятся под ее неусыпной защитой. Образ считается символом защиты от несчастий и болезней. Лику молятся о близких и тех, кто находится далеко от родного дома. Матери просят у «Одигитрии» защитить своих детей от неприятностей и дать им здоровья.

    Как и когда молиться

    Православные люди издавна верят, что икона приносит в дом мир и гармонию. Поэтому образ необходимо иметь в доме. Смоленская икона помогает решить конфликты, избавиться от неприязни врагов. Чтобы в семье царило благополучие, в доме непременно нужно хранить образ.

    Но главной задачей иконы является указание людям пути к спасению. Бога найдут все те, кто желает этого. Больные люди могут просить у Богородицы исцеления. Их просьбы будут непременно услышаны. Но можно просить у иконы о здравии собственной души.

    Читайте также:
    Коневская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

    Молиться около образа можно в любой день. Однако наиболее сильны молитвы, произносимые 28 августа, 5 ноября и 24 ноября. В эти дни почитается Смоленская икона, а в храмах во время службы читается акафист.

    Если хотите, чтобы Божия матерь услышала вас, нужно пойти в храм и зажечь свечу перед образом. Приложившись к иконе, можно попросить обо всем, что вас тревожит.

    Фото 5. Икона способна защитить дом и людей от всяческих напастей.

    В дни почитания Смоленского образа стоит принять участие в крестном ходе. Кроме того, верующие могут взять послушание и самостоятельно читать молитву каждый день. Но перед этим необходимо взять благословение у батюшки. В храм к Богородице нужно идти с чистой душей. В молитве можно просить обо всем, главное никому не желать ничего плохого. Ведь Богородица излучает только доброту и милосердие.

    Смоленская икона очень почитаема. Все верующие относятся к ней с глубоким уважением. Этот образ один из тех, которые необходимо иметь в доме. Повесить икону можно в любом удобном для вас месте, где вы сможете молиться в тишине. Особых требований к месту размещения святых ликов нет. Главное, чтобы образ находился подальше от техники, статуэток и плакатов. Считается, что икона защищает дом от зла, распрей, его обитателей от болезней. К ней можно обращаться с самыми разными просьбами. Женщины читают перед Смоленским образом молитвы, когда хотят избавиться от бесплодия и забеременеть. За всю историю икона неоднократно исцеляла от многих недугов, поэтому верующие часто обращаются к ней с молитвами о здравии.

    Оцените пожалуйста статью ☺

    Нажмите по звездочке ↓

    Средний рейтинг: 3 / 5. Количество голосов: 2

    Проголосуйте первым!

    Икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская

    Празднование

    История

    Смо­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая “Оди­гит­рия”, что зна­чит “Пу­те­во­ди­тель­ни­ца”, по Цер­ков­но­му пре­да­нию, бы­ла на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой во вре­мя зем­ной жиз­ни Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский пред­по­ла­га­ет, что этот об­раз был на­пи­сан по прось­бе ан­тио­хий­ско­го пра­ви­те­ля Фе­о­фи­ла. Из Ан­тио­хии свя­ты­ня бы­ла пе­ре­не­се­на в Иеру­са­лим, а от­ту­да им­пе­ра­три­ца Ев­до­кия, су­пру­га Ар­ка­дия, пе­ре­да­ла ее в Кон­стан­ти­но­поль Пульхе­рии, сест­ре им­пе­ра­то­ра, ко­то­рая по­ста­ви­ла свя­тую ико­ну во Влахерн­ском хра­ме.

    Гре­че­ский им­пе­ра­тор Кон­стан­тин IХ Мо­но­мах (1042–1054), вы­да­вая в 1046 го­ду свою дочь Ан­ну за кня­зя Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча, сы­на Яро­сла­ва Муд­ро­го, бла­го­сло­вил ее в путь этой ико­ной. По­сле смер­ти кня­зя Все­во­ло­да ико­на пе­ре­шла к его сы­ну Вла­ди­ми­ру Мо­но­ма­ху, ко­то­рый пе­ре­нес ее в на­ча­ле ХII ве­ка в Смо­лен­скую со­бор­ную цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. С то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние Оди­гит­рия Смо­лен­ская.

    В 1238 го­ду по гла­су от ико­ны са­мо­от­вер­жен­ный пра­во­слав­ный во­ин Мер­ку­рий но­чью про­ник в стан Ба­тыя и пе­ре­бил мно­же­ство вра­гов, в том чис­ле и их силь­ней­ше­го во­и­на. При­няв в бит­ве му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, он был при­чис­лен Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых (па­мять 24 но­яб­ря).

    В ХIV ве­ке Смо­ленск на­хо­дил­ся во вла­де­нии Ли­тов­ских кня­зей. Дочь кня­зя Ви­то­вта Со­фия бы­ла вы­да­на за­муж за ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Ва­си­лия Ди­мит­ри­е­ви­ча (1398–1425). В 1398 го­ду она при­вез­ла с со­бой в Моск­ву Смо­лен­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Свя­той об­раз уста­но­ви­ли в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Крем­ля, по пра­вую сто­ро­ну от цар­ских врат. В 1456 го­ду, по прось­бе жи­те­лей Смо­лен­ска во гла­ве с епи­ско­пом Ми­са­и­лом, ико­на бы­ла тор­же­ствен­но с крест­ным хо­дом воз­вра­ще­на в Смо­ленск, а в Москве оста­лись две ее ко­пии. Од­на бы­ла по­став­ле­на в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре, а дру­гая – “ме­ра в ме­ру” – в 1524 го­ду в Но­во­де­ви­чьем мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном в па­мять воз­вра­ще­ния Смо­лен­ска Рос­сии. Мо­на­стырь был устро­ен на Де­ви­чьем по­ле, где “со мно­ги­ми сле­за­ми” моск­ви­чи от­пус­ка­ли свя­тую ико­ну в Смо­ленск. В 1602 го­ду с чу­до­твор­ной ико­ны был на­пи­сан точ­ный спи­сок (в 1666 го­ду вме­сте с древ­ней ико­ной но­вый спи­сок во­зи­ли в Моск­ву для по­нов­ле­ния), ко­то­рый по­ме­сти­ли в башне Смо­лен­ской кре­пост­ной сте­ны, над Дне­пров­ски­ми во­ро­та­ми, под спе­ци­аль­но устро­ен­ным ша­тром. Поз­же, в 1727 го­ду, там бы­ла устро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь, а в 1802 – ка­мен­ная.

    Но­вый спи­сок вос­при­нял бла­го­дат­ную си­лу древ­не­го об­ра­за, и, ко­гда рус­ские вой­ска 5 ав­гу­ста 1812 го­да остав­ля­ли Смо­ленск, ико­ну взя­ли с со­бой для охра­не­ния от непри­я­те­ля. На­ка­нуне Бо­ро­дин­ской бит­вы этот об­раз но­си­ли по ла­ге­рю, чтобы укре­пить и обод­рить во­и­нов к ве­ли­ко­му по­дви­гу. Древ­ний об­раз Смо­лен­ской Оди­гит­рии, взя­тый вре­мен­но в Успен­ский со­бор, в день Бо­ро­дин­ской бит­вы вме­сте с Ивер­ской и Вла­ди­мир­ской ико­на­ми Бо­жи­ей Ма­те­ри об­но­си­ли во­круг Бе­ло­го го­ро­да, Ки­тай-го­ро­да и кремлев­ских стен, а за­тем от­пра­ви­ли к боль­ным и ра­не­ным в Ле­фор­тов­ский дво­рец. Пе­ред остав­ле­ни­ем Моск­вы ико­на бы­ла взя­та в Яро­славль.

    Так бла­го­го­вей­но хра­ни­ли на­ши пред­ки эти ико­ны-сест­ры, и Ма­терь Бо­жия через Свои об­ра­зы охра­ня­ла на­шу Ро­ди­ну. По­сле по­бе­ды над непри­я­те­лем ико­на Оди­гит­рии вме­сте с про­слав­лен­ным спис­ком бы­ла воз­вра­ще­на в Смо­ленск.

    Празд­но­ва­ние в честь это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за 28 июля бы­ло уста­нов­ле­но в 1525 го­ду в па­мять воз­вра­ще­ния Смо­лен­ска Рос­сии.

    Су­ще­ству­ет мно­го чти­мых спис­ков со Смо­лен­ской Оди­гит­рии, ко­то­рым по­ло­же­но празд­но­ва­ние в этот же день. Есть и день празд­но­ва­ния Смо­лен­ской иконе, про­сла­вив­шей­ся в ХIХ ве­ке, – 5 но­яб­ря, ко­гда этот об­раз по рас­по­ря­же­нию глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го рус­ской ар­ми­ей М. И. Ку­ту­зо­ва был воз­вра­щен в Смо­ленск. В па­мять из­гна­ния вра­гов из Оте­че­ства в Смо­лен­ске бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­вать этот день еже­год­но.

    Свя­тая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии – од­на из глав­ных свя­тынь Рус­ской Церк­ви. Ве­ру­ю­щие по­лу­ча­ли и по­лу­ча­ют от нее обиль­ную бла­го­дат­ную по­мощь. Ма­терь Бо­жия через Свой свя­той об­раз за­сту­па­ет и под­креп­ля­ет нас, пу­те­вод­ствуя ко спа­се­нию, и мы взы­ва­ем к Ней: “Ты вер­ным лю­дям – Все­б­ла­гая Оди­гит­рия, Ты – Смо­лен­ская По­хва­ла и всея зем­ли Рос­сий­ския – утвер­жде­ние! Ра­дуй­ся, Оди­гит­рие, хри­сти­а­ном спа­се­ние!”

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: