Икона Пресвятой Богородице «Неопалимая Купина»: история, значение и в чем помогает, молитва перед иконой

Икона Божией Матери «Неопалимая купина»

Празднование 4/17 сентября

Яко же купина не сгораша паляема, тако Дева родила еси.
Радуйся, Купина Неопалимая.

Стихира на праздник Благовещения

Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа.

Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает.

Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.

Куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом —
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.

Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.

Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке — именно этот образ Пречистой вновь стал покровительствовать издавна помещающимся здесь московским пожарным. Само название этого образа породило народное верование, согласно которому он предохраняет почитающих его от огня, и есть немало свидетельств того, как «Неопалимая Купина» сохраняла невредимыми дома и избы посреди огромных пожарищ, «бурь огненных», терзавших наших благочестивых предков.

Я часто вспоминаю Синай, восход солнца на вершине святой горы и камни, которые увозит оттуда каждый паломник — огненного цвета и с отпечатавшимся на них силуэтом веточек терновника, горящего и не сгорающего. Это — живое напоминание о том великом и могучем Божественном огне, когда Бог говорит с человеком, — огне, опаляющем неверных и дивным сиянием согревающем души праведных.

Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» совершается 4 сентября по старому стилю.

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

Читайте также:
Старые иконы: что делать и куда деть, как почистить и обработать, как поступить с иконой от старых хозяев

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

Икона Богородицы «Неопалимая Купина»

Икона Неопалимая Купина соединяет в себе красоту и загадку — каждая деталь, изображенная на ней, наделена глубоким скрытым смыслом, призывающим отринуть от мирского и задуматься о духовном. Поэтому молитва, обращенная к Богородичной иконе «Неопалимая Купина», способна очистить душу молитвенника, помочь ему принести раскаяние и ощутить на себе Божественную Благодать.

По сути, купина — это обычный терновый куст. Но необыкновенность в том, что он прославился благодаря божественному освещению, о коем гласит Ветхий Завет. В память о чуде была создана икона Неопалимая Купина.

История и явление иконы

Впервые образ был явлен в XIV веке в Палестине и был перенесен монахами в Москву. Согласно преданию, он появился на скале Хорив, а под ней рос терновник. Случилось так, что он загорелся. Пламя было очень сильным и оно буквально «поедало» растение, которому огниво было нипочем.

В это время мимо кострища проходил пасший овец пророк Моисей. Лицезрев чудо, ему послышался ангельский глас, призывающий его срочно отправиться к египетским правителям и умолить их о выводе израильтян, измученных жестоким местным населением.

Пророку был дан посох. Всевышний приказал ему бросить посох на землю в случае, если Моисею не поверят. Если такое случится, то посох тут же превратится в змею. Увидев чудо, египтяне поверят пророку и пойдут за ним. Но произошло другое: фараон Египта еще сильней обозлился на израильтян и вынудил работать их еще больше. Тогда вмешался Бог и наслал на страну множество бед: вода была превращена в кровь — тем самым люди стали испытывать сильнейшую жажду, полчища склизких лягушек наполнили дома местных жителей и правительственные дворцы, а огромные стаи мух никому не давали покоя. И тут фараон смилостивился и освободил измученных пленников. В память о чудесном событии была написана икона — именно из-за того куста, который лицезрел пророк, которого так и сгубило пламя. Ныне этот чудотворный образ хранится в Хамовниках, а в его честь освящена церковь.

Иконография

На иконе изображена восьмиугольная звезда, состоящая из пары остроугольных четырехугольников с вогнутыми концами. Первый окрашен в красный цвет и напоминает собою пламя, которое объяло виденный Моисеем куст. Второй имеет зеленый окрас, что указывает на природный цвет кустарника, сохранившийся в огне. Посреди звезды расположилась Пресвятая Мария с Богомладенцем на руках. Углы красного четырехугольника венчает символика четырех евангелистов. К плечу Богородицы верхним краем прислонена лестница. Это знаменует то, что именно через Богоматерь на грешную землю сошел Иисус Христос, и Он же возводит на Небеса всех верующих в Него.

Второй вариант исполнения образа: Царица Небесная изображена в свете пламени, которое горит, но не опаляет Ее. А на древних иконах явлена хронология событий: над объятым огнем зеленым кустом терновника возвышается Богородица с Сыном на руках. Рядом с горящим кустом коленопреклоненно стоит пророк Моисей.

Неоспоримые чудеса

За свою многовековую историю существования икона и молитвы пред ней сотворили множество чудес.

  • Возле Екатерининской обители в Синае, там, где и случились знаменательные события, растет тот самый куст, внешне напоминающий малину. Его высохшая ветка дала побеги, так образовался еще один кустарник. Такого больше не существует ни где в мире. Паломники, посещающие обитель, могут увезти с собой ветвь или листок купины.
  • В 1822 году Славянск был объят пожарами, причиной которых были поджоги злоумышленников. Как не искали, поджигателей найти не удавалось. Но однажды одной верующей женщине во сне явилась Богородица и предупредила, что пожары прекратятся тогда, когда городские художники напишут икону «Неопалимая Купина». О видении прихожанка рассказала местному церковнослужителю, который благословил художников на написание образа. А вскоре и молитва иконе Неопалимая Купина зазвучала под церковными сводами. Случилось чудо, и в тот же день была найдена виновница поджогов — горожанка, страдающая слабоумием. Причем в злодеяниях она призналась сама.
  • В Южском районе мужчина затопил печь поленом. Огонь разгорелся и в его пламени появился образ Богоматери. Полено тут же извлекли из печи, и, как оказалось, на нем сиял отпечаток иконы. Он даже не обуглился. Мужчина отнес икону в монашескую обитель и в таком виде ее стали благоговейно почитать.
  • Летом в одном из районов бушевали пожары и огонь стал подбираться к местной церкви. Настоятель помолившись взял икону и совершил крестный ход. Огонь вмиг отошел от храма и из села.
Читайте также:
Икона Ларисы: история и описание иконы великомученицы Готфской, в чем помогает и как молиться

Правила моления

Молитва — это личная беседа человека с Богом, через нее молитвенник обращается к Всевышнему за помощью или благодарит Его. Как это сделать правильно?

  • молиться нужно не иконе, а Лику, изображенному на ней — необходимо представить образ Богородицы, как живой;
  • зачитывать текст молитвы можно по молитвослову, но не возбраняется обращаться своими словами (человек, попавший в критическую ситуацию, вряд ли в панике вспомнит стандартный текст);
  • встав пред Ликом, нужно трижды осенить себя Крестом (это делается для привлечения Божественной Благодати);
  • просьба может быть какой угодно, но важно, чтобы она не нарушала Заповеди Божии;
  • слова молитвы нужно произносить тихо или про себя, с искренним чувством и без капли притворства;
  • нельзя отвлекаться на посторонние мысли и разговоры, необходимо думать только лишь о просимом;
  • монотонное чтение молитвы с мыслью о том, чтобы «быстрее прочитать» не принесет никакой пользы;
  • после произнесения молитвословия желательно приложиться к иконе губами и поцеловать ее (так молитвенник выражает свое почтение) и 3 раза наложить на себя Крестное Знамение;
  • если человек быстро не получает желаемого, то не стоит расстраиваться и терять веру — нужно продолжать молиться, и тогда молитвенник будет вознагражден высокого наградой Свыше.

Во время молитвы сердце и мысли должны быть чистыми, обиды все должны быть прощены.

Что еще нужно знать о православной молитве:

Молитвы перед иконой

Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покровительнице всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Своея на мя грешнаго, припадающаго к чудотворному лику Твоему: услыши мою смиренную молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа: умоли Его, да просветит мрачную мою душу светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да ниспослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да успокоит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да вразумит мя на добрыя дела, очистит ум мой от помышлений суетных, наставит мя ко исполнению заповедей Своих, избавит от вечныя муки и не лишит Своего Небеснаго Царствия. О, Пресвятая Богородице, Ты- «всех скорбящих Радосте», услыши и мя скорбнаго. Ты,- именуемая- «Утоление печали», утоли и мою печаль. Ты — «Купина неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных, огненных стрел врага. Ты- «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнуть в бездне грехов моих. На Тя по Бозе вся моя надежда и упование! Буди мне Покровительницею в жизни временной и вечной и Ходатаицею пред возлюбленным Сыном Твоим, Господом нашим, Иисусом Христом. Научи мя служити Ему с верою и любовию и благоговейно чтити Тебе, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие! Твоим святым молитвам вручаю себе до скончания дней моих. Аминь.

Читайте также:
Икона Романа Сладкопевца: история и значение, как молиться и в чем помогает

О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбями обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердия заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианского, со всеми угодившими Богу. Аминь. О, Мати Божия Неопалимая Купина, заступи мя от людской напасти, от панской карности, от неугасимого огня, от наглой смерти, от вечной муки и скрой ризой Своей Небесной мя. Аминь.

Значение образа

В каких случаях может предстательствовать Богородица «Неопалимая Купина»?

Люди молят о заступничестве у Царицы Небесной в таких ситуациях:

  • для сохранения жилища от пожара;
  • для помощи людям, которые сами защищают людей от бед: пожарные, врачи, летчики, моряки;
  • во время военных действий для защиты жизни военнослужащих;
  • для исцеления от психиатрических недугов.

На самом деле к «Неопалимой Купине» можно обращаться в любых случаях. Важно, чтобы человек верил в помощь с Небес.

Где разместить чудотворный Лик

Любую икону необходимо размещать в Красном Углу комнаты. Этот Угол должен быть самым красивым, его должно быть видно при входе в комнату. Обычно им считается восточный угол, который находится по диагонали от входной двери. Именно с Востока восходит солнце. В православных церквях алтарь так же располагается на Восток и прихожане молятся, обращаясь лицом в ту сторону.

Святые образа запрещено располагать рядом с телевизором, яркими плакатами, настенными календарями, часами, картинами, фотографиями, статуэтками и прочими декоративными украшениями: фарфоровыми собачками, подарочными чашками и другим декором. Тем самым иконы уподобляются идолам современности.

Центральное место на домашнем иконостасе должен занимать образ Спасителя. Выше Его Святого Лика можно расположить лишь Распятие или икону Святой Троицы: Отца, Сына и Святаго Духа. Справа от Всевышнего следует поставить икону Богородицы, а слева установить икону Иоанна Предтечи или святителя Николая Мирликийского чудотворца. Остальные иконы святых располагают ниже. Часто эти образа являются покровителями членов семьи или лики святых, к которым домочадцы обращаются в своих молитвах.

Еще иконы для домашнего иконостаса:

Если Красный Угол обустроен в одной из комнат, то это не значит, что в остальных помещениях их быть не должно. Образа должны обязательно быть в детской, чтобы ребенок учился самостоятельно беседовать с Богом или креститься на ночь и по утрам. На кухне располагают икону Христа, чтобы семья смогла помолиться перед принятием пищи и поблагодарить Бога после ее вкушения. Образ Христа располагают в коридоре для того, чтобы помолиться и перекреститься при выходе, испросить Его помощи, защиты и благословения в путь.

День почитания святого образа «Неопалимая Купина» установлен 17 сентября. Чудотворным иконам, почивающим в соборе Кремля и в Хамовниках, приезжают приложиться и поклониться миллионы верующих христиан со всего мира.

Икона Пресвятой Богородицы «Ярославская»

В православии Богородица почитается с глубокой любовью и уважением. Именно через неё Бог раскрывает всё своё милосердие, ради спасения человеческой души. С момента крещения Руси было написано много икон с ликом Матери Божией. А отдельные образы снискали особое благоговение, как, например, икона Пресвятой Богородицы Ярославская.

История появления святого лика

Появление иконы относят к XIII веку. По словам искусствоведов, она является русской версией Елеусы (Умиление). В 1213 году в Ярославле возвели собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Икона Богоматери длительное время находилась в этом соборе, за что и получила название Ярославской.

В православной России этот образ Девы Марии считается одним из самых древних.

Важно! Икона Богоматери и её Сына была явлена Пречистой в тяжёлые для Руси времена татаро-монгольского ига. Для неё характерна особенная нежность и глубина материнских чувств, как символ заступничества за род христианский.

Древние источники сообщают, что икону привезли в Ярославль благоверные князья Василий и Константин. Их правление пришлось на самые жестокие годы, когда татаро-монгольские орды вторглись на русскую землю и уничтожали всё на своём пути.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Экономисса": история, значения, в чем помогает и как молиться

В 1238 году состоялась битва между русскими и ханскими войсками на берегах реки Сить. После этого князь Василий, чудом уцелевший в столкновении, унаследовал Ярославский престол от своего погибшего отца.

В то же время юный князь со своим братом Константином совершил принесение чудотворного образа Богоматери Умиление в город Ярославль. Икона была помещена в древний каменный собор. Народ, пребывавший в страхе и смятении от разорительных набегов захватчиков, окреп духом после принесения иконы Богородицы.

Откуда именно привезли Святой образ достоверно не известно. Предположительно, ярославская икона ранее находилась в городе Владимире. Но, возможно, её доставили из Киева. Об этом в преданиях ничего не сказано. В XV-XVI веках с иконы пишут многочисленные копии, которые расходятся по разным местам.

Возвращение иконы

После революции в 1922 году Успенский собор, где находилась легендарная ярославская икона, был закрыт для богослужений. С этого момента след древнего образа теряется.

В 1998 году совершенно случайно лик Святой Девы Марии был обнаружен в селе Петровское, неподалёку от г. Ростова. Иконописец Сергей Маймур приехал к родственникам и случайно обнаружил икону в сарае во дворе. Находку он увёз с собой в Мурманск, где полтора года занимался её реставрацией.

В 2003 году образ был торжественно передан в Ярославль, как раз накануне тысячелетия города. Сейчас он находится в храме Спаса на Городу.

Иконописцы отмечают уникальность ярославской иконы, которая выражена в необычной позе младенца на руках Матери и в печальном взгляде Богородицы, знающей о предстоящих испытаниях для её Сына. Иисус сидит на левой руке Марии, но находится справа от неё. Рукой Он нежно держит Богородицу за подбородок, прильнув головой к её щеке. Дева Мария как бы пытается укрыть и защитить своего ребёнка краем мафория.

Интересно! В образе прослеживается сильнейшая материнская любовь и желание уберечь своё дитя от невзгод внешнего мира.

Еще иконы Божьей Матери:

Значение иконы

Для православных христиан икона Богородицы Ярославская имеет особое значение, поскольку принято считать Деву Марию покровительницей и защитницей земли русской. Владыка Кирилл уверен, что возвращение этой святыни на Ярославскую землю поможет возродить православные традиции в регионе и Успенский собор, в котором икона пребывала почти 700 лет.

В чем помогает

Ярославская икона Божией матери известна своей чудотворной силой. Обычно перед ней молятся об исцелении телесных недугов. Находясь перед образом, нужно читать следующие молитвы:

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Ярославля всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим Всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Ярославская икона божией матери. Ярославская икона божьей матери

Где находится икона?

Это одна из известных чудотворных икон, не просто помогающей молящимся пред ней, но и являющейся шедевром иконописи, исторической святыней. Множество изображений Богородицы было написано в течение веков. Первые Ее иконы, по Священному преданию, создал святой апостол и евангелист Лука, врач и иконописец. На основе их появилось множество иконографий Богородицы: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Она была при­не­се­на на Русь после ига хана Батыя, в Яро­славль свя­ты­ми бла­го­вер­ны­ми кня­зья­ми Ва­си­ли­ем и Кон­стан­ти­ном.
Известна в России также икона Божией Матери Ярославская Печерская, чей день празднования 27 мая. Она стала известна в Ярославле в конце 19 века, когда случилось чудо с женщиной, имевшей боли во всех суставах и находившейся в депрессии — в большой тоске на протяжении 17 лет. Она много молилась, прося исцеления у Богородицы, и услышала голос во сне с повелением найти икону Царицы Небесной в одном храме, где и получит исцеление. Ей представился храм с иконой в нем — и действительно, она смогла найти в своем же городе храм, он был прямо в архиерейском доме — в епархиальном управлении Ярославля. Храм был по­свя­щён Про­ис­хож­де­нию Чест­ных древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня. Сейчас утрачена и эта икона, и храм разрушен — все это в ходе революции.

Сама Ярославская икона была под сводами каменного Успенского собора под родовыми иконами, среди которых была и Ярославская. Позднее в честь иконы был освящен храм под церковью Ильи пророка — самым известным храмом Ярославля. Поэтому храм Ярославской иконы Божией Матери — под Ильинским храмом на Ильинской площади Ярославля.

Церковь иконы Ярославской Божией Матери есть и еще одна в Ярославле, находится она в районе Сокол на улице Фрунзе. Построена в 2011 году. На настоящий момент завершён основной объём благоустройства территории малого храма, идут работы по написанию икон в иконостас. Великое освящение храма было совершено митрополитом Ярославским и Ростовским Пантелеимоном 30 ноября 2011 года.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Свенская" ("Печерская"): история, значения, в чем помогает и как молиться

Иконография образа Ярославской Божьей Матери

Истинный образ Ярославской Божьей Матери утрачен. Известна эта икона по многочисленным спискам, сделанным с нее в разное время. Наиболее древней копией считается та, которая хранится в собрании галереи имени Третьякова, в Москве. Сделана эта копия в XV столетии. Ярославская икона Божьей Матери, а точнее копия с оригинального чудотворного образа, выполненная в 1500 году, согласно преданию, была передана в Троице-Сергиеву лавру в качестве вклада, вдовой последнего из удельных князей города. В собрании Третьяковской галереи хранится и другой список с иконы, выполненный в конце XV столетия. Искусствоведы полагают, что он более ценен, как художественное произведение.

Какая из копий иконы наиболее близка к оригинальному образу, разумеется, установить невозможно. Однако благодаря изучению ранних списков можно представить, какой была Ярославская икона Божьей Матери.

Описание иконы

Ярославская икона относится к типу Умиления. Узнать образы этого типа легко по тому, что Богородица нежно прижимает Младенца к Себе, обнимая Ребенка, и Сам Младенец обнимает Мать.

Святой евангелист Лука написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский — Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип Умиление или Милостивая. — когда Пречистая Дева кротко, с милостью и жалостью ко всем людям, взирает на предстоящего перед Ней. Тип — это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. Легко сравнить образ Ярославской Божией Матери с принадлежащей к другому типу, Одигитрии, Смоленской или Тихвинской иконой, чтобы увидеть разницу: Богородица везде нарисована по пояс, но на последних видно, что Младенец сидит на руке Богородицы, не обнимает Ее, а благословляет молящихся правой рукой и держит свиток — символ Своего предназначения — в левой.

Младенец Христос находится справа от Божией Матери, лики Матери и Сына соприкасаются. Интересная и узнаваемая деталь — Младенец Христос держится за подбородок Пресвятой Владычицы ручкой, при этом его ноги соединены. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры — то есть позировала для икон Сама Богоматерь.

От чего помогает?

Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью. Традиционно перед разными иконами Богородицы молятся в разных обстоятельствах, разных житейских трудностях. Богородица через этот образ много помогает родителям и детям, а также больным и пожилым людям. Молятся Божией Матери перед иконой также

  • При планировании беременности;
  • Об исцелении бесплодия;
  • О сохранении ребенка при угрозе выкидыша;
  • О преодолении психологических трудностей;
  • Об исцелении детей, родителей, взрослых.

О чем молятся?

Помните о том, что Божия Матерь одна, однако каждый человек может избрать любимый образ Божией Матери и обращаться с молитвой к Царице Небесной перед ним. Ярославская икона Божией Матери — прекрасный образ, перед которым можно молиться в любое время. Молятся

  • Об исцелении болезней женских и мужских органов;
  • Об улучшении и исцелении болезней речи и слуха;
  • Об оправдании при несправедливости и клевете;
  • Об укреплении веры во время гонений и скорбей.

Также известна Ярославская Казанская икона Божией Матери. Она была обретена в Казани, в торговом дворе у одного юноши на левой стороне в его лавке, ее по повелению Богородицы перенесли в город Романов Ярославской губернии (сейчас Тутаев), затем был сделан список — и наконец оригинал оставили в Ярославле, куда его переносили крестным ходом, а список — в Романове.

Из истории образа Ярославской Божьей Матери

История обретения образа Ярославской землей достоверно не установлена. Иными словами, то, как появилась чудотворная Ярославская икона Божьей Матери известно исключительно по преданиям и легендам. Неоспоримо и достоверно лишь время обретения образа – XIII столетие. То есть, момент появления иконы совпал с началом тяжелого испытания для русских земель – владычества монголо-татарских племен.

Согласно преданию, привезли образ в город князья Константин и Василий Всеволодовичи, впоследствии канонизированные. Братья воспитывались великим князем Георгием Всеволодовичем Владимирским, который первым смог оказать ордам иноземных захватчиков достойный отпор. Отцом же их был ярославский князь Всеволод Константинович. А матерью будущих святых братьев была княгиня Марина, дочь Олега Курского.

Василий Всеволодович принял княжение Ярославское в 1238 году, после битвы с врагами у берега реки Сить. Эта небольшая речка по сей день протекает по Ярославским землям, неся свои воды в Волгу. В сражении, послужившем предтечей Куликовского, полегли Великий князь Георгий и ярославский правитель Всеволод Константинович. Ростовский же князь Василько был полонен и позднее зверски замучен.

Прибыв на княжение Ярославское, Василий, вместе с младшим братом своим Константином, привезли с собой икону. С благословения епископа Кирилла Ростовского образ был размещен в каменном храме, выстроенном в 1215 году.

Как в руках братьев оказалась икона, легенды умалчивают. Историки и искусствоведы же полагают, что привезена она была из Киева или из Владимира. Но как бы там ни было, к образу сразу же потянулись люди, нуждающиеся, страдающие и скорбящие. Икона практически сразу обрела славу Чудотворной, а день ее установления в храме стал датой почитания. До революции эту дату именовали днем Явления иконы Пресвятой Богородицы Ярославской. Чтится образ 21 июня по григорианскому стилю, в этот же день церковью поминаются братья Василий и Константин — святые князья земли Ярославской.

В начале XVI столетия в Успенский собор Ярославля перенесены были мощи князей Всеволодовичей. В это же время переместили в данный храм и образ Богородицы. С момента размещения ее в иконостасе собора, она стала считаться покровительницей Ярославской земли. Поклониться ей приезжал царь Иоанн III. Молился у этого образа на пути из Костромы в Москву и первый правитель династии Романовых, Михаил Федорович. Светлейший князь Димитрий Пожарский возле нее принял благословение от митрополита Кирилла перед тем, как ополчение двинулось на освобождение Москвы. Молился перед образом и Николай II, последний самодержец Русской земли. Приезжал он поклониться иконе в 1913 году.

Читайте также:
Икона святого Сергия Радонежского: история, значения, в чем помогает и как молиться

Успенский собор был закрыт и разграблен в начале прошлого столетия. В этот момент и исчезла чудотворная икона. Периодически в СМИ появляется информация о том, что образ находят на чердаках, в подвалах, прилавках антикварных магазинов, однако, официально икона по-прежнему считается утраченной. Находимые образы же являются копиями, списками, которые реставрируются и возвращаются в храмы города.

Молитва Ярославской иконе Божией Матери

Эти слова, обращенные к Богородице, можно читать в любое время, главное, — с открытым сердцем и верой в благодать Божию.

О, Пресвята́я Де́во Богоро́дице, Христа́ Царя́ и Бо́га на́шего Ма́ти, умиле́ния Сокро́вище и ми́лости Исто́чниче, душеспаси́тельных даро́в блага́я Пода́тельнице и скорбя́щих душ благода́тная Уте́шительнице! К Тебе́ с любо́вию припа́даем и пред свято́ю ико́ною Твое́ю смире́нно мо́лимся: умоли́, Влады́чице, возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, поми́ловати и спасти́ нас, погиба́ющих во гресе́х; вдохни́ в ду́ши на́ша покая́ние и́скреннее и умиле́ние богоуго́дное, подаждь моли́твам на́шим сле́зы очисти́тельныя; благопотре́бная житию́ вре́менному и ве́чному спасе́нию ми́лостиво, Госпоже́, нам да́руй; мир умири́, святы́й храм сей [или́: святу́ю оби́тель сию́] до́бре сохрани́, безмяте́жие и изоби́лие плодо́в земны́х нам низпосли́, и при кончи́не живота́ на́шего не ли́ши нас Ма́терняго Твоего́ заступле́ния и по́мощи, да предста́тельством Твои́м безбе́дно пре́йдем мыта́рства возду́шная и сподо́бимся унасле́довати Ца́рствие Небе́сное. Ей, Цари́це Всеблага́я, всех ра́достей Ра́досте и всего́ ми́ра христиа́нскаго утеше́ние! Помози́ нам и ны́не, и егда́ наипа́че по́мощи Твоея́ святы́я востре́буем, и спаси́ нас Ма́терними мо́литвами Твои́ми ко Христу́ Бо́гу, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Житие святого князя Феодора Ярославского

Князь Феодор родился между 1240 и 1245 гг. Точная дата неизвестна, и этот год принят исходя из предположения, что Фёдор женился на ярославской княжне Марии Васильевне, когда ему было около 20 лет. Брак, как считается, был заключен около 1260 г. После смерти отца получил в удел маленький и скудный городок Можайск. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил.


Миниатюра из Лицевого свода: «в Ярославле сел на княжение князь Федор Ростиславич, внук Мстиславов, правнук Давыдов»

В 1279 г., после смерти брата Михаила, он стал и князем Смоленским. Впрочем, он всего лишь имел такой титул, а реально делами Смоленска занимался его племянник Александр Глебович.

В конце 1270-х гг. князь Феодор вместе с другими князьями поехал в Орду для поклонения хану Менгу-Темиру и для оказания последнему помощи в борьбе против Яссов и Камских болгар. Одержав над ними в 1277 г. победу, Феодор еще на три года задержался в Орде, поскольку «…а князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его…». К тому моменту, когда Феодор вернулся в Ярославль, скончалась его супруга Мария, а власть в городе, при поддержке бояр и в виде регентства над малолетним внуком Михаилом, захватила теща, княгиня Ксения. Князя даже не пустили в город, объясняя это тем, что «… у нас не в обычае принимать к себе в князья приходящего из чужой земли; довольно для нас иметь своим князем наследника Феодорова, Михаила…». Феодор принял решение вернуться в Орду, где жена хана «…его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати…». После долгих колебаний и со стороны хана, и со стороны князя, Феодор женился на ханской дочери (в крещении Анна) и родил двух сыновей: Давыда и Константина. Феодор имел при дворе хана большое влияние и использовал это для распространения и укрепления Православия среди татар. Ордынцы усваивали русские обычаи и нравы. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и до самой Монголии.

Жил Феодор в Орде до 1290 г. Именно в этом году до него дошли известия о смерти его первенца Михаила. С богатыми ханскими дарами и большой дружиной он вернулся и сел на княжение в Ярославле, где до самой смерти заботился о благоустроении своего удела, о строительстве и иждивении православных церквей. В 1299 г., тяжело заболев, он принял монашеский постриг и 19 сентября скончался. Перед смертью «… исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него — всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми…». С тех пор день 19 сентября стал датой почитания святого благоверного князя Феодора и его сыновей Давыда (ум. 1321 г.) и Константина (точная дата смерти неизвестна), которые в своем образе жизни подражали отцу.

Библиотека Русской веры Житие и чудеса святых благоверных князей Ярославских: Феодора, Давыда и Константина. Великие Минеи Четьи →

Читайте также:
Икона Божией Матери "Ключ Разумения": история, значение, в чем помогает и как молиться

Ярославская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Дарите их по праздникам и просто так! С подарками авторской работы ваши родные и друзья получат частицу радости и любви.

КНИГА “НА ПУТИ К МЕЧТЕ”
Красочное подарочное издание в твердом переплете,
112 страниц.

Стоимость книги 1250 рублей.

КНИГА “ВРЕМЯ ВЕРЫ”
В книге описаны истории жизненного пути двух великих духовных деятелей.
Автор Игорь Оболенский.

Стоимость книги 1200 рублей.

Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы, иконы святых покровителей, иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1 , отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2 . Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3 . Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4 . И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5 .

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери, икона Богородицы Всецарица, икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6 .

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как – «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7 . Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8 . Прорез в иконах «кузнецовского письма» – это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9 . Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10 , именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11 . «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12 .

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона, то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13 . Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14 .

_____________________________________________________________________
1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М., 2008. с. 117
2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4
3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 79
4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002, с. 267
5 Флоренский П. Иконостас. М., 2009. С. 36
6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 66-67
8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 63
9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 71
10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111
14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111

История и значение Ярославской иконы Божией Матери, о чем просят и молитвы

Христиане особо почитают и любят Пресвятую Богородицу. Молитвенница перед Сыном за многогрешных верующих являет милосердие Господа ради спасения человеческих душ. Со времени крещения на Руси явилось много богородичных образов, с которых были сделаны списки. Некоторые из них снискали особое благоговейное отношение, как, например, Ярославская икона Божией Матери.

История появления Ярославской иконы

Появление иконы Божией Матери в Ярославле обязано ярославским князьям Василию и Константину. Этому предшествовала битва русских воинов с татаро-монголами на реке Сить в 1238 году. Отец Василия и Константина, ярославский князь Всеволод, в содружестве с дядей и братом (князьями Георгием Владимирским и Василько Ростовским) погиб, пытаясь остановить нашествие Батыя.

Ярославль был завоеван и вынужден платить дань татаро-монгольским ханам. Василий принял княжение в трудные времена. Вместе с отцом он был на поле брани у реки Сить. По возвращении в Ярославль Василий с братом передали образ Божией Матери в храм. Поражение русского войска, гибель князей, разорение городов и поселений вселило в народ страх и ужас. Явление новой иконы было воспринято, как Провидение, что Небесная Покровительница защитит русский народ.

Изображение, написанное в иконописном стиле «Умиление», дало надежду павшим духом людям. На иконе Мать и Сын Божий прильнули друг к другу. Младенец касается лица Матери рукой, а она нежно обнимает Иисуса, всем видом показывая безграничную любовь и готовность защитить его от бед и невзгод. Верующие видели в этом особый смысл: Пресвятая Богородица будет так же милосердна и к ним.

Откуда братья-князья взяли образ – осталось не известно. Исследователи предполагают, что он был получен из Киева или Владимира. Возможно, князь Василий, чудом спасшийся во время Ситской битвы, таким образом исполнил обет перед Богородицей и надеялся на ее помощь в дальнейшем. Его княжение длилось 10 лет: внезапная тяжелая болезнь прервала служение боголюбивого правителя. Похоронен он был в соборном храме, недалеко от принесенной им иконы Пресвятой Богородицы.

На его место заступил младший брат Константин. В течение 8 лет он укреплял границы княжества, стараясь уберечь поданных от татарских набегов. 3 июля (по старому стилю) 1257 года Константин принял решение с немногочисленным войском противостоять карательному отряду мурзы Бурытая. В неравной битве на горе Туговой князь погиб. Его останки были погребены рядом с братом, у образа Пресвятой Богородицы.

Духовная связь братьев с принесенным образом была закреплена Православной Церковью. Память об обретении мощей святых князей Василия и Константина и празднование иконы Ярославской Божией Матери отмечается в один день – 8 июня (по новому стилю).

В 1501 году храм, где покоились останки братьев-князей, сгорел. Образ Богородицы был спасен, а погребения оказались под завалами разрушенной церкви. Во время закладки фундамента нового собора были обнаружены гробы Василия и Константина с нетленными останками. Возрожденный Успенский собор стал местом перезахоронения обретенных мощей и домом Ярославской Богоматери.

Здесь она находилась на протяжении четырех столетий. В это время с иконы делают многочисленные изводы, получившие распространение по всей России. Впоследствии, в 30-х годах XX столетия, храм был закрыт, первообраз утрачен.

Возвращение иконы

Утерянный образ возродился в конце 20 века. В 1998 году реставратор из Мурманска, С. Маймур, случайно обнаружил древний лик в селе Петровское Ярославской области у своих знакомых. Изъеденная жучками доска лежала в сарае. Профессионал с первого взгляда узнал икону Ярославской Божией Матери. Хозяевам было не известно, как и когда она оказалась у них.

Маймур решил восстановить святой образ. На реставрацию иконы ушло около 2-х лет. Реставратор подарил ее своей крестной матери, которая отнесла святыню в храм в С-Петербурге. По воле Божьей, реликвия стала участницей празднования в Ярославской епархии. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл узнал древний список покровительницы Ярославля и, помолившись перед образом, выразил пожелание, чтобы он вернулся в Ярославль. Торжественное возвращение Ярославской Богоматери произошло в 2003 году в Феодоровском кафедральном соборе, где хранятся мощи святых Василия и Константина.

Значение иконы Божией Матери «Ярославская» в православии

Святыня стала своеобразным памятником-напоминанием о трагических событиях для русских людей на реке Сить и горе Туговой. В лихолетье татарского нашествия она стала утешительницей русского народа. Ее явление убеждало людей, что впереди будет победа.

Перед образом Ярославской Божией Матери происходили важнейшие события из истории Ярославской и Русской земли:

  • В смутное время, когда Москва была захвачена поляками, Ярославль стал столицей Русских земель. Перед ликом Ярославской Богородицы молились за освобождение и возрождение Руси.
  • Перед святым образом князь Пожарский принял благословение от Ростовского митрополита и во главе народного ополчения двинулся освобождать Москву.
  • С ней связано начало и конец царствования Романовых. Перед ней молился избранный на царство Михаил Романов перед тем, как отправиться в Москву. В 1913 году, в год 300-летия правления рода Романовых перед ней молился последний российский император Николай II.

Православные верующие почитают Ярославскую Богоматерь, как покровительницу и защитницу России. Возвращение священной реликвии на Ярославскую землю, по убеждению архиепископа Кирилла, поможет возрождению православных традиций в регионе и восстановлению древнего Успенского собора.

О чем молятся перед образом

Икона прославилась своими чудесами. Обращаясь к чудотворному лику, верующие просят об исцелении от болезней, укрепления в вере, защиты от вражеского нашествия.

Тексты молитв

Вера и чистые помыслы – вот главные условия, чтобы Небесная Покровительница услышала молитвенные обращения.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Ярославля всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим Всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Ярославская икона Божией Матери

В православии есть множество икон, причем большинство из них посвящены Богородице и Иисусу Христу, изображенному в виде младенца. Ярославская икона Божией Матери не является исключением.

Это одна из икон, которые обязательно должны быть у вас дома. Она будет оберегать вас и станет отличным образом для молитв. Словом, Ярославская икона Богородицы подойдет любой семье. Ставить ее можно где угодно — в спальне или на кухне над обеденным столом. Главное, чтобы вы верили в ее великую силу и благодать, ибо без веры нет спасения.

История иконы

Ярославская икона Богородицы нераздельно связана с Ярославской землей. В далеком 13 веке в Ярославском уезде был построен храм Успения Богородицы. По сей день этот храм является главным во всей области.

Практически с самого начала в этом соборе находилась икона «Умиление», на которой изображена Богородица с Иисусом Христом, который тянется к Матери и касается ее щеки своей. Этот образ был немного изменен, но сама суть его сохранилась. Эта икона стала неким счастливым талисманом Ярославля и его земель, его святым, чудотворным знаменем. В этой иконе выражена любовь Матери к Сыну. Это очень красивый образ, олицетворяющий собой любовь ко всем людям.

Прибытие иконы в Ярославль было осуществлено в тяжелый для Руси период — во время Татаро-монгольского нашествия. Она хранила наш народ от бед еще больших, нежели он видел тогда. Вражеские войска разоряли города и оставляли после себя только реки крови и страданий. Ярославская икона оберегала жителей Ярославля и в финальные стадии этого ужасного периода стала символом борьбы со злом.

Откуда появилась икона — остается тайной, несмотря на мнения ученых о владимирском или киевском происхождении образа. Сейчас древнейший список с этой иконы до сих пор пребывает на своем исконном месте — в Ярославском Успенском соборе.

День почитания иконы

День празднования иконы — 21 июня. Каждый год во всех храмах вспоминают благоверных князей Василия и Константина, благодаря которым Русь увидела эту икону и прониклась к ней любовью.

В чем помогает Ярославская икона

Икона не раз исцеляла людей от слепоты и тяжких недугов, за что получила особый статус. Ее всегда бережно хранили, ею всегда восхищались. Ярославская икона по сей день считается хранительницей домашнего очага и здоровья людей, живущих в доме.

Чаще всего икону ставят на кухне, над обеденным столом. Именно этой иконе люди молятся перед приемом пищи, после него и для просьбы об исцелении.

Священнослужители отмечают, что не всегда имеет смысл читать полноценные молитвы. Достаточно бывает просто искренне попросить Владычицу и Младенца Иисуса о том, что вам необходимо больше всего. Этой иконе молятся на Успение, на Благовещение и в другие праздники, связанные непосредственно с Божьей Матерью. Из молитв следует выделить «Богородица, дево, радуйся» и «Символ веры». Это главные молитвы, которые следует читать перед Ярославским образом Божией Матери, хотя строгих правил в этом плане нет.

Икона поможет вам сохранять хорошее самочувствие и реже болеть. Помните, что самое главное — это вера и чистота души.

Молитва перед Ярославской иконой Богородицы

«Избранной Воеводе победительная, избавляющая нас ото всякого зла, благодарственная, восхваляем Тебя, Богородица, за то, что делаешь людей твоих непобедимыми, от всяких бед свободными, да зовем Тебя: радуйся, Царица Небесная. Преславная Приснодево, Мать Христа Бога. Принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наши. Все упование мое на Тебя возлагаю, Матерь Божья, сохрани меня под кровом своим. Богородице Дево, не бросай меня грешного, требующего Твоей помощи и Твоего заступления, на Тебя моя надеется душа моя, милости ждет от Тебя».

Старайтесь молиться иконе не только в периоды трудные и темные, но и в светлые, когда у вас все хорошо, ведь истинная молитва — та, которая посвящена благодарению, ибо друг только тот, ко остается с нами в теплые и светлые времена, а не приходит за помощью в непроглядную тьму. Помните всегда о том, что благодарность и прощение являются олицетворением веры. Помощи от Бога и Божьей Матери можно ожидать и без молитв, ведь хорошим людям Господь помогает всегда и воздает всем по их делам и мыслям.

Пусть этот образ Ярославской Божьей Матери станет для вас избранным. Если вы хотите, чтобы ваше жилище было наполнено удачей, счастьем и светом, то не забывайте молиться на сон грядущий и с утра, а также ставить дома иконы, которые оберегали людей на протяжении долгих веков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: